Общая характеристика прав и свобод человека. Индивидуальный курсовой проект личные права граждан
Введение 3
Глава 1. Права и свободы человека и гражданина в системе правового статуса личности 5
§1. Правовой статус личности: понятие, виды, элементы 5
§2. Соотношение прав человека и прав гражданина 9
Глава 2. Понятие и классификация прав и свобод личности 12
§1. Трактовка свободы как важнейшего принципа права 12
§2. Понятие прав личности, и их особенности 18
§3. Классификация прав и свобод личности 22
Заключение 28
Список использованных нормативных правовых актов и специальной литературы 30
Напротив, сторонники универсальных прав человека что практика любого конкретного общества должна быть изменена в соответствии с моральными стандартами международных прав человека. Однако взаимодействие внутренней и внешней морали может резко измениться, если вы переместите анализ из измерения глобального общества в сравнении с отдельным обществом в измерение какого-либо конкретного общества в сравнении с индивидом в этом обществе. В то время как релятивисты должны поддерживать верховенство внутренней морали в глобальном индивидуальном измерении общества, им, возможно, придется принять примат внешней морали при рассмотрении конфликта между обществом и отдельным членом.
Цель работы – дать общую характеристику прав и свобод личности.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить понятие, виды, элементы правового статуса личности;
- показать соотношение прав человека и прав гражданина;
- рассмотреть трактовки свободы как важнейшего принципа права;
- определить понятие «права» личности, и их особенности;
- раскрыть классификацию прав и свобод личности.
Методологической основой исследования послужил диалектический метод. В ходе исследования использовались общие и частнонаучные, а также специальные методы познания.
Структура исследования обусловлена целью и задачами работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и библиографического списка литературы
Если релятивисты утверждают, что только каждое общество может законно установить моральные нормы для этого общества, то они не могут возражать против легитимности групп «культурное правление, которое требует соответствия от членов этого общества», таких как запрет на отступничество от боли смерти С другой стороны, универсалисты должны защищать причину внешней морали на глобальном уровне, но характер прав человека означает, что они должны допускать примат внутренней морали во многих случаях, когда внутренняя мораль человека сталкивается с нравами ее или ее общества.
I. Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) Российская газета. - 05.04.1995. - №67.
3. Международный пакт от 16 декабря 1966 г. "Об экономических, социальных и культурных правах" // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. - N 12.
4. Международный Пакт от 16 декабря 1966 г. "О гражданских и политических правах" // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. - N 12.
5. Постановление ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. N 1920-1 "О Декларации прав и свобод человека и гражданина" // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. – 1991. - N 52. - Ст. 1865.
Со всеми этими проблемами в отношении существования и применения прав человека неудивительно, что права человека по-прежнему остаются спорными. Возможно, настоящее чудо заключается в том, что права человека не более спорны. Во многом политические политические дебаты просто предполагают существование прав человека и защищают все выгоды, описанные в различных международных и внутренних документах. Однако это предположение является тем, которое игнорирует фундаментальные проблемы, которые необходимо решить.
Нравственную силу, часто приписываемую правам человека, нельзя просто утверждать без разрешения вопросов о генезисе прав человека, которые могут удерживать их, и какие конкретные выгоды защищены. Здесь следует признать, что жизнь и смерть не всегда дихотомичны, так как люди могут существовать в коматозных или паралитических состояниях, которые могут казаться ни нормальной жизнью, ни смертью.
II. Специальная литература:
1. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. Т 1. - М.: Юристъ, 2011. – 618 с.
2. Витрук Н.В. Основы правового положения личности в социалистическом обществе. - М.: Наука, 1979. – 212 с.
3. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. - М.: Юристъ, 2011. – 255 с.
4. Гаджиев Г.А. Основные экономические права: сравнительное исследование. Дис. на соискание учёной степени доктора юридических наук, - М., 1996. – 350 с.
5. Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. - М.: Госюриздат, 1956. – 980 с.
6. Гурлев А.В. Право человека на достойную жизнь как основная ценность социального государства. - СПб., 2001. – 120 с.
7. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. - М.: Госюриздат, 1916. – 216 с.
8. Конституционный статус личности в СССР. - М.: Наука, 1980. – 288 с.
9. Коркунов Н.М. Общественное значение права. - СПб, 1892. – 312 с.
10. Локк Дж. Избранные философские произведения. Т.2. - М.: Госюриздат, 1960. – 810 с.
11. Лукашева Е.А. Общая теория прав человека. - М.: Юристъ, 2012. – 326с.
12. Патюлин В.А. Государство и личность в СССР. (Правовые аспекты взаимоотношений). - М.: Наука, 1974. – 290 с.
13. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2012. – 695 с.
14. Перевалов В.Д. Теория государства и права. - М.: Проспект, 2013. – 578с.
15. Права человека. Учебник для вузов/Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: Проспект, 2002. – 356 с.
16. Рудинский Ф.М. Права человека в современном мире // Марксизм и современность. - 2012. - № 1 (15). – С.76-85.
17. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: Юристъ, 2012. – 672 с.
18. Философский энциклопедический словарь. - М.: Просвещение, 2012. – 1257 с.
19. Фридман М. Капитализм и свобода // Фридман и Хайек о свободе. - Минск, 1990. - С. 81-101.
20. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч. I. - M.: Наука, 1894. – 628 с.
21. Энгельс Ф., в кн. Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения. Изд. 2-е. Т.20. 1961. – 1562 с.
22. Энциклопедический словарь. Т. XXIX. Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, - СПб., 1900. – 988 с.
Доннелли, Универсальные права человека в теории и практике, стр. 109. Адамантия Поллис и Питер Шваб, «Права человека: западная конструкция с ограниченной применимостью», в Адамантии Поллис и Питер Шваб, «Права человека: культурные и идеологические перспективы», стр. 1.
Для широкого обсуждения этих тем см.: Абдуллахи Ахмед Ан-Наим, «Права человека в Африке»; Абдуллахи Ахмед Ан-Наим, права человека в межкультурных перспективах; Том Кэмпбелл, «Левые и правые»; Джек Доннелли, «Всеобщие права человека в теории и практике», стр. 49.
Говард, «Достоинство, сообщество и права человека», Абдуллахи Ахмед Ан-На, «Права человека в кросс-культурных перспективах», с. 81. Сексуальность является неотъемлемой частью личности каждого человека. Его полное развитие зависит от удовлетворения основных человеческих потребностей, таких как желание контакта, близость, эмоциональное выражение, удовольствие, нежность и любовь.
Обращаем Ваше внимание: Министерство образования и науки рекомендует в 2017/2018 учебном году включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к году экологии (2017 год объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации).
Учителям 1-11 классов и воспитателям дошкольных ОУ вместе с ребятами рекомендуем принять участие в международном конкурсе «Законы экологии» , приуроченном к году экологии. Участники конкурса проверят свои знания правил поведения на природе, узнают интересные факты о животных и растениях, занесённых в Красную книгу России. Все ученики будут награждены красочными наградными материалами, а учителя получат бесплатные свидетельства о подготовке участников и призёров международного конкурса .
Сексуальность строится через взаимодействие между индивидуальными и социальными структурами. Полное развитие сексуальности имеет важное значение для индивидуального, межличностного и социального благополучия. Сексуальные права - это универсальные права человека, основанные на свободе, достоинстве и равенстве, присущих всем людям. Поскольку здоровье является одним из основных прав человека, сексуальное здоровье должно быть основным правом человека. Чтобы обеспечить развитие здоровой сексуальности у людей и обществ, следующие сексуальные права должны признаваться, поощряться, уважаться и защищаться всеми обществами всеми их средствами.
Индивидуальный курсовой проект Личные права граждан
Библиотека
материалов
Содержание
Введение
Раздел 2.1 Понятие личных прав и свобод человека и гражданина
Раздел 2.2 Право на жизнь
Раздел 2.3 Достоинства личности
Раздел 2.4 Право на свободу и личную неприкосновенность
Раздел 2.5 Право на частную жизнь
Право на сексуальную свободу
Сексуальное здоровье является результатом среды, которая признает, уважает и осуществляет эти сексуальные права. Сексуальная свобода охватывает возможность полного выражения сексуального потенциала людей. Однако это исключает все формы сексуального принуждения, эксплуатации и злоупотреблений в любое время и в жизни.
Право на сексуальную автономию, целостность и безопасность тела
Это право включает в себя возможность принимать автономные решения о собственной сексуальной жизни в контексте личной и социальной этики. Также включены способность контролировать и пользоваться нашими телами, без пыток, калечения и насилия любого рода.
Раздел 2.6 Право на неприкосновенность жилища
Раздел 2.7 Национальная принадлежность
Раздел 2.8 Право на свободу передвижения. Право выбирать место пребывания и жительства
Раздел 2.9 Право на свободы совести и вероисповедания
Глава Реализация и защита личных прав и свобод граждан в РФ
Заключение
Список литературы.
Право на сексуальную неприкосновенность
Право на сексуальное равенство
Это право относится к противодействию всем формам дискриминации, независимо от пола, пола, сексуальной ориентации, возраста, расы, социального класса, религии или физического или эмоционального ограничения. Сексуальное удовольствие, в том числе аутоэротизм, является источником физического, психологического, интеллектуального и духовного благополучия.Право на эмоциональное сексуальное выражение
Сексуальное выражение выходит за рамки эротического удовольствия или половых актов. Каждый человек имеет право выражать свою сексуальность через общение, контакт, эмоциональное выражение и любовь.
Право на бесплатную сексуальную ассоциацию
Это означает возможность заключения брака или брака, развода и установления других типов ответственных сексуальных ассоциаций.Введение
Настоящая работа предполагает рассмотрение института, стоящего во главе угла конституции любого демократического государства – “основные права и свободы человека и гражданина” и гарантий по защите этих прав и свобод Конституцией Российской Федерации.
Основной закон государства – Конституция, в первой своей главе “Основы конституционного строя” декларирует положение о том, что “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”. Данное положение – одна из фундаментальных основ конституционного строя РФ. Понятием “высшая ценность” не определяется никакая другая основа конституционного строя.
Право принимать репродуктивные, свободные и ответственные решения
Это включает право решать, иметь или не иметь детей, число и промежуток между ними и право на полный доступ к методам регулирования рождаемости.
Право на информацию, основанную на научных знаниях
Это право подразумевает, что сексуальная информация должна генерироваться посредством бесплатных и этических научных исследований, а также право на надлежащее распространение на всех социальных уровнях.Право на интегральное половое воспитание
Это процесс, который начинается с рождения и длится всю жизнь и должен охватывать все социальные институты.
Право на сексуальное здоровье
Сексуальное здравоохранение должно быть доступно для профилактики и лечения всех сексуальных проблем, проблем и расстройств.Признание высшей ценности прав и свобод человека означает приоритет прав и свобод человека в деятельности всех органов государства, их ориентацию на эти права и свободы. Высшая ценность прав человека, во-первых, в выражении его свободы, во-вторых, права человека призваны служить ограничителем всевластия государства, препятствовать произволу государственных органов и должностных лиц, необоснованному вторжению государства в сферу личной свободы человека. В этой связи следует обратить внимание на проводимое разграничение универсальных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Такой подход не является традиционным для нашего конституционного регулирования, которое сводило положение человека только к его взаимосвязи с государством в качестве гражданина, получающего свои права в «дар» от государственной власти и всецело ей подчиненного.
Сексуальные права - это фундаментальные и универсальные права человека. Одним из наиболее ярких примеров является новое право, предоставляемое физическим лицам, а именно право на переносимость персональных данных. В частности, человек имеет право передавать свои личные данные из одной организации в другую. Личные данные должны предоставляться физическим лицам в структурированном, обычно используемом и машиночитаемом формате.
Правила также предусматривают, что в тех случаях, когда это технически возможно, организации должны, по просьбе отдельных лиц, содействовать электронной передаче персональных данных другим организациям. Влияние этого регулирования может быть большим. Однако вопрос заключается в том, что это будет означать для бизнеса, когда клиент может запросить копию всех своих личных данных, которые он в конечном итоге примет на конкурс. И в то же время, если компания сможет предоставить людям копию своих персональных данных.
Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права, и конституционное право выполняет особую роль в установлении правового положения человека и гражданина.
Могут ли они управлять этими бизнес-системами? Все организации, которые обрабатывают личные данные, должны гарантировать, что они должным образом защищены от потери, кражи, несанкционированного доступа и т.д. защита личных данных просто очень важна. Согласно этому правилу, в течение 72 часов необходимо сообщить о нарушении персональных данных органу надзора.
Если такое нарушение безопасности, скорее всего, приведет к высокому риску для личной жизни отдельных лиц, пострадавшие лица также должны быть проинформированы о нарушении. Знаете ли вы, что такое же правило применялось ранее в Нидерландах, например, когда это было обычным законом? Отныне, по всей Европе.
Личные права и свободы человека и гражданина входят в состав основных прав и свобод. Они являются основополагающими для каждого человека, и каждый обладает ими от рождения, и поэтому они воспринимаются уже как естественные права.
Глава 1 История идеи прав и свобод граждан
Раздел 1.1 История идеи прав и свобод граждан
Законодатели обещали удалить бюрократию и отменить обязательство информировать местные власти о обработке персональных данных. Это обязательство уже давно воспринимается как сложное и бюрократическое, поскольку оно особенно обременительно для организаций, работающих в более чем одной стране. Однако вместо этого правила было введено другое правило, согласно которому организациям теперь приходится вести учет обрабатывающей деятельности, за которую они несут ответственность. Проще говоря: организациям необходимо вести учет всех обработанных персональных данных, описывая минимальный объем информации, которую должны содержать записи.
Зарождение идеи прав человека возникает в V - IV вв. до н. э. в древних полисах (Афинах, Риме), проявление принципа гражданства было крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав между различными классовыми структурами было неизбежной частью для тех этапов развития общества. Каждая новая ступень добавляла новые качества правам человека, распространяла их на все более широкий круг субъектов. Происходило это не стихийно, а в результате постоянной борьбы и в течение долгого периода времени. Права человека - сложное, многомерное явление, в значительной мере зависящее от генезиса правовых норм (в которых они сформулированы). Появившись сначала, как мононорма, позднее трансформировалось в норму права. Большой вклад в развитие гражданских прав и свобод, через совершенствование норм права, внесли римляне.
Имейте в виду, что это не просто тип данных, которые обрабатывает организация. Например, эта информация должна включать в себя цели обработки, информацию о том, экспортируются ли личные данные или данные, полученные третьими лицами. В Общем регламенте рассматривается умышленная и стандартная защита персональных данных. Кроме того, организации должны быть в состоянии продемонстрировать, что они учли это обязательство. Будет ли этот очень интересный прецедент заставлять правила отслеживать данные, а не просто рассматривать локальный аспект?
В период средневековья свобода была крайне ограничена, т.к. феодальное общество - общество всеобщей зависимости. Но уже были попытки ограничения прав монархов в Англии в 1215 г. была принята “Великая Хартия Вольностей”. Согласно хартии ограничивался произвол королевских чиновников, судьями выбирались знающие законы люди, наказание применялось к свободному человеку только по закону и по законному приговору равных. Уже в 1628 г. “Петиция о праве” возлагала на короля определенные обязанности по защите прав поданных. Дальнейшим шагом на пути обеспечения прав человека явился “Хабеас корпус акт” 1679г.,
Для процессора обработки данных общее регулирование внесет существенные изменения в будущем. Эти правовые положения также обеспечивают прямое обязательство для перерабатывающих компаний, которые также несут ответственность. Некоторые из новых обязанностей также включают в себя тот факт, что процессор должен назначить сотрудников по защите персональных данных и следить за всеми процессами обработки, выполняемыми для клиентов.
Кроме того, супервизоры могут обрабатывать запросы и запросы непосредственно от процессоров. Ожидается, что это приведет к изменению соотношения полномочий между администраторами и процессорами и что теперь это соотношение будет более сбалансированным.
который ввел понятие “надлежащей процедуры”, установил гарантии неприкосновенности личности, презумпцию невиновности. “Биль о правах” (1689 г.) - как компромисс между буржуазией и правящими кругами, установил значительную роль парламенту, запрещал без его согласия отменять законы.
Дальнейшее развитие идеи прав человека происходило в США. Большое влияние имела теория естественного права Томаса Пейна и Джефферсона. “Декларация прав Вирджинии” 1776 г. провозгласила: ”Все люди по природе являются в равной степени свободными и независимыми и обладают определенным врожденными правами, коих они - при вступлении в общественное состояние - не могут лишить себя и своих потомков каким-либо соглашением, а именно: правом на жизнь и свободу на стремление к счастью и безопасности и их приобретение.” В 1789 г. были предложены 10 первых поправок к Конституции США, в которых закреплялся перечень прав и свобод.
Еще одно право субъектов данных, которым в последние годы уделяется значительное внимание, является право на забвение. Согласно новому законодательству все организации, обрабатывающие персональные данные, обязаны стереть все данные, если выполнено одно условие. Список этих условий перечисляет случаи, когда ясно, что обработка персональных данных произошла незаконно и когда субъект данных отозвал ранее предоставленное согласие на обработку.
Оценка воздействия на защиту персональных данных
Такая оценка должна проводиться до начала обработки персональных данных и должна фокусироваться на таких проблемах, как систематическое описание обрабатывающей деятельности или необходимость и адекватность процедур обработки. Поскольку обязательство оценивать воздействие на защиту персональных данных напоминает обязательство оценивать воздействие на неприкосновенность частной жизни, многие организации уже выполнили это обязательство на регулярной основе.
Идеи Руссо, Локка, Монтескье стали мощным фактором Великой Французской Революции, а так же дальнейшее развитие идей прав человека, яркий тому пример - “Декларация прав человека и гражданина” 1789 г.
Современное воплощение идей прав человека представлено во “Всеобщей декларации прав человека” (1948 г.), “Международном пакте о гражданских и политических правах” (1976 г.), “Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах” (1976 г.).
Раздел 1.2 Концепции прав граждан
Существует две противоположные концепции:
1 . Теория природных (неотъемлемых) прав рассматривает публичные свободы как природные и неотъемные, даже тогда когда действуют в отношениях с властью:
Основные права приобретаются человеком при рождении.
Таким образом, эти права являются природными и не зависят от государства (и даже противостоят ему); выступают как фактор, который государство должно признавать и уважать.
Основные права - права автономии индивида в государственно-организованном обществе. Автономия индивида в отношениях с властью.
2 . Теория предоставленных прав. Основные права существуют всегда в юридической форме, а право - форма выполнения власти, даже основные права сами по себе являются аспектами воплощения государственной власти. Эти права наделяются государством индивиду, а поскольку это так, то и ограничиваются государством, т.к. нет абсолютных прав. Государство наделяет индивида правами в соответствии со своими реальными возможностями, поэтому в различных государствах основные права не повторные (специфические).
Раздел 1.3 Поколения прав человека
Фундаментальные основные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. Эти права различаются не только по структуре, но и по времени возникновения.
Первое поколение прав человека - либеральные ценности, которые были сформулированы в процессе буржуазной революции, а позже закреплены и расширены в демократических государствах. Это такие права как: право на свободу мысли, совести и религии, право каждого гражданина участвовать в управлении государством, право на равенство перед законом, право на жизнь, свободу и безопасность личности, право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, право на гласное и законное рассмотрение дела судом. Эти права реализуют негативную свободу и обязывают государство не вмешиваться в сферы, регулируемые данными правами.
Второе поколение прав человека - права, сформулированные в процессе борьбы человека за улучшение своего экономического положения, за повышение культурного статуса (позитивные права). К данным правам относятся: право на труд и свободный выбор работы, на социальное обеспечение, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образование.
Третье поколение прав человека - право сформулированное после Второй мировой войны и включает в себя: право на мир, на здоровую окружающую среду и социальное и экономическое развитие принадлежит каждому человеку и каждому народу.
Личные права и свободы человека и гражданина проходят через все поколения прав человека и гражданина, так как они неотъемлемо связаны с личность, существованием человека, его достойной жизнью.
Глава 2 Характеристика основных личных прав и свобод человека и гражданина в РФ
Раздел 2.1 Понятие личных прав и свобод человека и гражданина.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. (Ст. 17 конст. Р.Ф.) Человек и гражданин обладает различными правами и свободами. К ним относятся такие как политические, экономические, социальные, культурные, личные права и свободы.
1. Личные права человека – наиболее широко определенные Конституцией. Специфика их заключается в том, что это именно те права, которые присущи любому человеку от рождения, не связаны с понятием гражданства. Все эти права определяют свободу человека в его личной жизни, обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного вмешательства – ограждение автономии личности.
Личные права включают: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т.д.
Раздел 2. 2 Право на жизнь.
Статья 20 конституции РФ гласит:
1. Каждый имеет право на жизнь.
2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
Основным личным правом человека является право на жизнь. Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Содержание названного права в Конституции не раскрывается. Это - естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни. К, такого рода, факторам относятся, прежде всего, политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и так далее.
Согласно ст. 20 конституции РФ никто не может быть произвольно лишен жизни. Зафиксировано положение о стремлении государства к полной отмене смертной казни, которая впредь может применяться только в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против личности.
Данное право закреплено во многих международных законодательных актах, оно является основополагающим правом человека, и его защита производится не только на государственном, но и на межгосударственном уровне.
Раздел 2. 3 Достоинства личности.
К сфере личных прав человека относится право на охрану государством достоинства личности. Это качество человека равнозначно праву на уважение и обязанности уважать других. Достоинство конкретизируется в правах человека, защита которых составляет назначение государства.
Статья 21 конституции РФ гласит:
1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
Заботой о достоинстве человека пронизаны многие нормы уголовного права и процесса, а также уголовно - процессуального кодекса. В Уголовном кодексе предусмотрены такие составы преступления, как клевета и оскорбление. Не менее важны гражданско-правовые гарантии, закрепленные в Гражданском кодексе. Это такие как жизнь, здоровье, деловая репутация, личная и семейная тайна, право на имя и авторство и другие. При причинении гражданину морального вреда, он в праве требовать от нарушителя денежной компенсации. Также одним из способов защиты является право обращения в суд.
Достоинства личности одно из актуальных прав на международной арене. В наше время очень важны такие характеристики как репутация, статус, положение человека в обществе. Умаление достоинства личности мешает благополучной жизни человека.
Раздел 2. 4 Право на свободу и личную неприкосновенность.
Право на свободу есть ни что иное, как сама свобода, т.е. возможность совершать любые, не противоречащие закону поступки. В неразрывной связи с ним находится личная неприкосновенность человека, охватывающая его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Человек имеет право сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь.
Статья 22 конституции РФ гласит:
1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Неприкосновенность личности, как личная свобода, заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничивать свободу человека, распоряжаться в рамках закона своими действиями и поступками, пользоваться свободой передвижения. В Конституции РФ право на свободу и личную неприкосновенность дополнено существенной гарантией, запрещающей подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергать медицинским, научным и иным опытам (на эту норму, закрепленную в Конституции РФ повлияли международные нормы, регулирующие обеспечение прав и свобод личности). Введены гарантии от неосновательного ареста, заключения под стражей. Согласно ст.22 ч.2 Конституции РФ такое ограничение свободы возможно только в связи с решением суда, до судебного решения лицо подвергается на срок не более 48 часов.
Ограничение этой свободы допускается только на основе закона и в законных формах, все меры принуждения должны находиться под судебным контролем. Усилением гарантий свободы личности служит Федеральный закон о содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления от 15 июля 1995 г.
Статья 55 часть 3 конституции РФ сообщает что: Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В качестве вывода можно сказать, что человек может быть ограничен в правах при его угрозе личности, обществу или государству в целом.
Раздел 2 .5 Право на частную жизнь.
Частная жизнь представляет собой совокупность тех сторон его личной жизни, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Частная жизнь отражает стремление каждого человека иметь свой собственный мир интимных и деловых интересов, скрытый от посторонних глаз. Злоупотребление тайной частной жизни может иметь антиобщественный и противоправный характер, поэтому вторжение в эту тайну для выявления противоправовых деяний того или иного лица, должно происходить на основании закона при наличии веских, признанных законом, аргументов для подозрения или обвинения данного лица в совершении преступления, т.е. при наличии возбужденного уголовного дела. При отсутствии данных условий, частная жизнь неприкосновенна.
Статья 23 конституции РФ гласит:
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Понятие неприкосновенности частной жизни включает в себя право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, если, конечно, ограничение таких прав не предусмотрено судебным решением, что призвано исключить произвол и злоупотребления должностных лиц правозащитных органов. Вышеуказанные постулаты изложены в обновленной редакции по сравнению с предыдущими конституциями.
Предусмотрены различные формы ответственности за неосновательное вторжение в личную жизнь граждан, за разглашение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Только в строго определенных законом случаях в связи с расследованием уголовных дел и при наличии судебного решения может быть наложен арест на корреспонденцию и произведена выемка ее из почтово-телеграфных учреждений.
Статья 24 конституции РФ гласит:
1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Следует различать тайны исключительно личные (никому не доверенные) и тайны профессиональные (личные тайны, доверенные представителям различных профессий - врачам, адвокатам, нотариусам, священникам). Субъекты профессиональных тайн несут юридическую или иную (например, религиозную) ответственность за их разглашение. Не всякая личная тайна является семейной. Не все, что человек сообщает врачу, адвокату, нотариусу, является его тайной, однако эти лица обязаны не разглашать любые сообщенные им сведения (например, об обстоятельствах уголовного дела).
Вынужденная необходимость разглашения личных и семейных тайн, сведений о частной жизни граждан возникает в трех основных сферах: 1) борьбы с преступностью; 2) защиты здоровья граждан; 3) при объявлении чрезвычайного и военного положения.
Раздел 2 .6 Право на неприкосновенность жилища.
Статья 25 конституции РФ гласит:
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
В принципе, неприкосновенность жилища является составной частью частной жизни. Никто не праве проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как в случаях, предусмотренных федеральным законом, или на основании судебного решения. Правом на охрану жилища являются лица, являющиеся его собственниками, арендаторами или проживающих по договору найма. Гарантии против незаконного вторжения и обысков со стороны правоохранительных органов - основное содержание неприкосновенности жилища. Однако при определенных ситуациях возникает необходимость проникновения в жилище против воли хозяев, это можно делать только на основании закона или судебного решения, как уже указывалось выше. При этом сотрудники, произведшие несанкционированное вторжение обязаны в течение 24 часов поставить в известность об этом прокурора.
Раздел 2 .7 Национальная принадлежность.
Статья 26 конституции РФ гласит:
1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Закрепление этого права конституционно вытекает из отрицания правового значения признака национальности для каждого конкретного человека, означает его свободу ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни.
Важной дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности является конституционная норма о том, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ч. 1 ст. 26). В официальных анкетах не допускается вопрос о национальности. Как известно, в прошлом печально знаменитая графа пятая в анкетах выполняла далеко не просто познавательную функцию.
В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г., к числу сведений, вносимых в паспорт, не отнесено указание на национальность. При этом оговаривается запрещение вносить в паспорт сведения, не предусмотренные Положением.
Раздел 2. 8 Право на свободу передвижения. Право выбирать место пребывания и жительства.
Статья 27 конституции РФ гласит:
1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Новым в конституционном закреплении личных прав и свобод является включение такой важной формы свободы личности, как свобода передвижения.
В ч. 1 ст. 27 указывается, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В прошлом это право не только не закреплялось конституционно, но и не могло быть реализовано фактически.
Так, существовавшая с 1932 года прописка и ее строго регламентируемые правила, отсутствие в течение длительного времени паспортов у колхозников, рынка жилья приводили к тому, что фактически человек не мог свободно решать вопрос о своем месте жительства. -
В настоящее время сделаны важные шаги к устранению правовых препятствий для реализации этого права. На основе конституционной нормы принят Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. «о праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
Закон закрепил отмену прописки и ввел регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и жительства в ее пределах. При этом регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией.
Конституция признает право каждого, кто законно находится на территории России, свободно выезжать за ее пределы и право гражданина Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в нее (ч. 2 ст.27).
Федеральный закон от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», по своему содержанию соответствует общепринятым международным стандартам, относящимся к данному вопросу.
Принятый в 1996 году Федеральный Закон обеспечивает свободу граждан выезжать за пределы России и возвращаться в свою страну.
Выезд, естественно, связан с согласием той страны, в которую намерен прибыть гражданин, и потому требуется въездная виза последней.
Право гражданина России на выезд из своей страны может быть временно ограничено только в случаях, прямо оговоренных в Федеральном законе.
Федеральный закон определяет порядок въезда и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства, а также порядок транзитного проезда указанных лиц через территорию Российской Федерации.
Раздел 2. 9 Право на свободу совести и вероисповедания.
Статья 28 конституции РФ гласит:
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Важное место в системе личных прав и свобод занимают свобода совести, свобода вероисповедания. В соответствии со ст. 28 Конституции каждому гарантируются, свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
В Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусмотрена широкая система гарантий реализации принадлежащей каждому свободы совести.
Закон дополнительно включил право менять религиозные и иные убеждения, что является правовой гарантией от преследования единоверцами лица, вышедшего из состава религиозного объединения.
Глава 3 Реализация и защита личных прав и свобод граждан в РФ
В вопросе о правах личности одно из центральных мест занимает проблема гарантий, ибо о реальной ценности прав, свобод и обязанностей личности судят, прежде всего, по их охране, реализации.
В современных условиях проблема гарантий имеет исключительное значение, приобрела еще в большей степени политическую направленность и остроту, что объясняется важностью реализации идеи естественных прав человека. Как подчеркивается во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Заключительном Акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, уважение и защита прав и свобод человека - одна из главных обязанностей и задач всех государств и народов.
Расширение и углубление правового статуса личности зависит от условий, обеспеченных государством и добросовестным выполнением каждой личностью своих обязанностей перед государством, перед своими согражданами. Главная гарантия прав человека – это, в конечном счете, экономическое состояние государства. Решающей гарантией осуществления конституции и ее статей, кодифицированных законом гражданских прав, являются сознательность и самодеятельность людей.
Эта активность может превратить букву закона в живую действительность, преодолеть объективные препятствия на пути реализации различных прав (действительно существующие противоречия), а также субъективные помехи (отсталость, рутинные мышление и действия), которые делают осуществление прав формальным. Поэтому подлинным критерием демократизма того или иного общества оказывается действительность, направленная на развитие активности народа.
Традиционно систему гарантий прав, свобод и обязанностей личности подразделяют на две группы: общие и специальные . Неразрывность правового статуса личности и его юридических гарантий не вызывает сомнений. Правовой статус личности, не снабженный правовыми гарантиями, обеспечивающими личности реализацию ее прав, свобод и обязанностей, охраняющими их от нарушений, нельзя рассматривать как реальный, ибо скорее он будет носить формальный характер. Специальные (юридические) гарантии – это правовые нормы, определяющие условия и порядок реализации прав, юридические средства их охраны и защиты в случае нарушения и т.п., при помощи которых обеспечивается реализация правового статуса личности с использованием государственного принуждения или возможности такого принуждения со стороны государственных органов.
С точки зрения формы закрепления правовые гарантии делятся на конституционные и отраслевые. Конституционные гарантии, являются базой гарантирования основных прав, свобод и обязанностей граждан, подобно тому, как сами конституционные права и обязанности граждан фиксируют не все правовое положение граждан, а лишь его основы. Но по конституционным гарантиям – и это важно подчеркнуть – уже можно судить о реальности провозглашенных прав, об их субъективном, личностном, действующем характере обеспеченности не только и не столько индивидуальными возможностями отдельного гражданина, сколько всем существующим строем.
Гарантии – это система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов.
Отсюда и выделение гарантий прав человека и гражданина с позиции системы, включающей в себя гарантии: общие, юридические, организационные. В свою очередь, названные виды гарантий в качестве подсистемы имеют свое содержание и формы выражения. Так, общие гарантии делятся по социальной направленности на материальные, политические, духовные.
Материальные гарантии – это единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности, социальное партнерство между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем.
Политические гарантии – это система народовластия, возможности личности принимать участие в управлении делами государства и общества. В Российской Федерации признаются и гарантируются местное самоуправление, политическое многообразие, право народа России на сохранение и развитие родного языка, а также возможности пользоваться правами человека и основными свободами, защищать свои интересы.
Духовные гарантии – система культурных ценностей, основанных на любви и уважении к Отечеству, вере в добро и справедливость: это общественная сознательность и образованность человека. К числу духовных гарантий относятся: идеологическое многообразие, запреты на монополизацию идеологии, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.
Юридические гарантии представляют собой систему юридических средств и способов охраны и защиты, прав человека и гражданина. Прежде всего, речь идет об обязанности государства обеспечить личности право на судебную защиту, все иные способы, не запрещенные законом, а также право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, на доступ к правосудию и на компенсацию причиненного ущерба.
Среди юридических гарантий прав личности следует различать гарантии реализации и гарантии охраны. К первой группе относятся: пределы прав и свобод, их конкретизация в текущем законодательстве; юридические факты, с которыми связывается их обладание и непосредственное пользование; процессуальные формы реализации; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной их реализации.
Вторую группу юридических гарантий составляют конституционный контроль и надзор; меры зашиты и меры ответственности виновных за нарушение прав и свобод личности; процессуальные формы осуществления контроля и надзора; средства предупреждения и профилактики нарушений прав личности и другие правовые средства.
Главный принцип построения системы юридических гарантий прав человека и гражданина – всеобщность зашиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону.
Общие правовые и иные гарантии прав личности тесно соприкасаются с организационными гарантиями. Организационные гарантии – это деятельность государства, его органов, должностных лиц, общественных организаций в сфере правотворчества, правоприменения, осуществления мер процедурного, режимного, контрольного и иного характера. Цель организационных гарантий – повышение эффективности использования внутригосударственных и международных гарантий прав личности. В содержание организационных гарантий включаются определение, принятие и решение государством задач социальной и правовой политики; государственный общественный контроль; обработка информации, организационные процедуры применения средств и связи и т.д.
Статья 45 Конституции РФ устанавливает :
1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Под государственной защитой прав и свобод понимается направленная на это деятельность всех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной. Каждая из них, действуя самостоятельно, должна в то же время направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные гражданам права и свободы не оставались пустой декларацией, а были предоставлены и защищены на деле. Такое понимание прямо вытекает из установленного в ст. 18 Конституции РФ положения о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Важнейшее значение в связи с этим принадлежит органам законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов. Именно они призваны создать полную и четкую правовую базу, обеспечивающую конкретизацию и развитие конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина. Речь идет и об отдельных законах, и о кодифицированных актах, как, например, Гражданский кодекс, Семейный кодекс и др. Многие законопроекты, касающиеся прав и свобод, находятся на рассмотрении Федерального Собрания.
Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, гражданское законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности и др. находятся в исключительном ведении Российской Федерации. В то же время ряд вопросов, относящихся к проблеме прав и свобод, находятся в совместном федерации и ее субъектов, в частности, защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, трудовое, семейное, жилищное, земельное законодательство. Все это должно на всех уровнях обеспечивать защиту конституционных прав и свобод.
Особую роль в защите прав и свобод человека и гражданина принадлежит Президенту Российской Федерации как гаранту прав и свобод человека и гражданина. Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями и имеет большие возможности для выполнения этой обязанности. В его непосредственном подчинении имеется аппарат, в частности структурные специальные подразделения, которые способствуют ему в исполнении этой важнейшей государственной задачи (подразделения, которые занимаются рассмотрением поступающих к Президенту жалоб, предложений и других обращений по вопросам гражданства, реабилитации жертв политических репрессий и др.).
Многие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатываются и решаются на уровне Правительства Российской Федерации и его аппарата. В этом участвуют практически все министерства и ведомства. Например, Министерство социального обеспечения обязано принимать меры к обеспечению пенсионных прав граждан, МВД - решать вопросы борьбы с преступностью, обеспечивать безопасность населения, защищать его имущественные и иные права от посягательств. Органы законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации также должны разрабатывать и реализовывать меры, гарантирующие политические, социальные, экономические и культурные права граждан.
Конституция Российской Федерации предусматривает существование высокой государственной должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
В деле защиты прав и свобод человека и гражданина видное место отводится Прокуратуре Российской Федерации, которая действует на основании Закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" в редакции от 17 ноября 1995 г. Защита прав и свобод человека и гражданина - одна из главных задач прокуратуры. В целях ее реализации она осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения. Ответ прокурора на обращение должен быть мотивированным. Если жалоба не удовлетворена, заявителю должен быть разъяснен порядок обжалования принятого решения.
Осуществляя свои полномочия, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Прокурор не только рассматривает и проверяет жалобы и иные обращения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, но и разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.
Важной государственной гарантией прав и свобод человека и гражданина является судебная защита. Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право гражданина подать жалобу в соответствующий суд и, с другой стороны, обязанность последнего - рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.
Под судами как органами судебной власти, осуществляющими защиту прав и свобод граждан, имеются в виду суды, образованные в соответствии с требованиями, указанными в ч. 3 ст. 128 Конституции (см. комментарий к этой статье). Такими судами являются суды общей юрисдикции от районного суда до Верховного Суда Российской Федерации, арбитражные суды (в систему этих судов входят арбитражные суды субъектов Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации) и самый молодой суд страны - Конституционный Суд Российской Федерации. Эти суды имеют различные полномочия и осуществляют правосудие в различных процессуальных формах, каковыми являются конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. Но все они в пределах своих полномочий стоят на страже законных прав и свобод человека и гражданина.
Круг дел, входящих в сферу деятельности судов, постоянно растет. Обращение к судам как к защитникам прав и свобод людей стало повседневным явлением, так как очевидны преимущества судебного порядка обжалования перед административным. Главное из них – самостоятельность и независимость судебной власти от законодательной и исполнительной властей.
Конституционная норма носит универсальный характер и является непосредственно действующей. Под каждым, которому гарантируется судебная защита, понимается любое лицо, работающее в государственном, общественном, частном, смешанном и ином предприятии, учреждении, организации, нигде не работающее, пенсионер, военнослужащий, студент, учащийся, лицо, отбывающее наказание, и т.д. Недееспособное лицо может защищать свои права в суде через представителя.
Право на обращение в суды Российской Федерации за защитой своих прав и свобод имеют как граждане Российской Федерации, так и лица без гражданства и иностранцы.
Часть 1 статьи 46 Конституции полностью соответствует требованиям международно-правовых актов и даже дополняет их. Так, в ст. 8 Всеобщей Декларации прав человека установлено, что "каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом".
Судебная защита распространяется не только на основные права, но и на те, которые предоставлены законом, другим нормативным или индивидуальным правовым актом. Это вытекает и из содержания ч. 1 ст. 55 Конституции, установившей, что перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
В части 2 статьи 46 Конституции развиваются общие положения о праве на судебную защиту. Раскрытию ее положений и инструментом проведения их в жизнь служит Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" с изменениями и дополнениями от 14 декабря 1995 г.
По ряду вопросов, возникших у судов при рассмотрении дел по применению положений названного Закона даны разъяснения в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 1993 г. № 10 "О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан"
Предметом обжалования в суде может быть любой акт, которым нарушаются права и свободы заявителя. Сюда включаются и постановления Государственной Думы и Правительства Российской Федерации. Речь идет об актах, касающихся конкретных людей, но не о законах или иных общеобязательных актах, каковыми являются нормативные акты, указанные в ст. 125 Конституции, которые могут быть оспорены лишь в Конституционном Суде. Не могут рассматриваться по данному Закону решения и действия, в отношении которых установлен иной порядок судебного обжалования. Например, исключение касается жалоб на решения и действия, связанные со спорами, возникающими из гражданских, жилищных, трудовых, семейных правоотношений. Они подлежат, в соответствии с требованиями ст. 1 ГПК, рассмотрению по нормам законодательства о гражданском судопроизводстве. И всякое заинтересованное лицо, у которого возникли эти правоотношения, может в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.
В уголовном судопроизводстве также есть нормы о порядке разрешения жалоб на решения и действия различных должностных лиц, которые рассматриваются в порядке, отличном от установленного упомянутым Законом от 27 апреля 1993 г. Такие правила содержатся в главе 19 УПК и решают вопросы обжалования в суде ареста или продления срока содержания под стражей органом дознания, следователем и прокурором.
Важным моментом, способствующим обеспечению судебной защиты, является содержащееся в Законе правило, по которому каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.
К решениям и действиям, а также бездействию, которые могут быть обжалованы в суде, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) указанных в Законе органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложены обязанности или он незаконно привлечен к ответственности.
Очень важно, что закон не содержит заранее очерченных критериев обоснованности обращения в суд. Если гражданин считает, что упомянутые выше органы, объединения либо должностные лица поступили неправомерно, он вправе обратиться в суд. Так, в суде может быть обжалован отказ в постановке на учет по улучшению жилищных условий, снятие с такого учета, отказ в государственной регистрации кооператива, в регистрации транспортных средств, в зачислении детей в дошкольное или школьное учреждение, в принятии в высшее учебное заведение, в выдаче документа о реабилитации как жертвы политических репрессий и т.д.
Законодательство, касающееся прав и свобод граждан должно соответствовать требованиям Конституции и никоим образом не создавать какие-либо преграды для защиты прав и свобод граждан, гарантируемых государством. В связи с этим необходимо отметить особое значение, которое имеет осуществление Конституционным Судом Российской Федерации его функции конституционного контроля.
Применительно к рассматриваемой проблеме большой интерес представляет постановление Конституционного Суда от 2 февраля 1996 г. по делу о проверке конституционности п. 5 ч. 2 ст. 371, ч. 3 ст. 374 и п. 4 ч. 2 ст. 384 УПК в связи с жалобами ряда граждан (ВКС, 1996, № 2, с. 2). Оно вынесено по делу, связанному с применением уголовно-процессуального законодательства, но имеет и общее значение.
В этом постановлении говорится, в частности, что в соответствии со ст. 45 частью 1 Конституции Российской Федерации государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы, создавая при этом эффективные правовые механизмы устранения любых нарушений, в том числе допущенных его органами и должностными лицами при осуществлении уголовного судопроизводства.
Такая обязанность лежит, прежде всего, на законодателе, который в целях эффективного восстановления прав участников уголовного процесса определяет процедуры пересмотра неправосудных решений. Эти процедуры должны гарантировать приоритет прав и свобод человека и гражданина, не допуская предпочтения им даже самых важных общественных, ведомственных или личных интересов.
Похожие материалы