Прекращение и оставление заявления без рассмотрения кас. Когда выносится определение об оставлении заявления без рассмотрения
§ 6. Окончание административного дела без вынесения решения
Как правило, судебное разбирательство заканчивается вынесением решения по существу дела. Однако в силу некоторых обстоятельств суд в порядке отступления от этой нормы оканчивает дело без вынесения решения. Судебное административное процессуальное право предусматривает две формы такого окончания процесса: прекращение производства по делу и оставление заявления без рассмотрения. Названные формы различаются между собой как по основаниям, так и по процессуальным последствиям их применения. Административное судопроизводство прекращается, когда отсутствует право на обращение за судебной защитой, что полностью исключает возможность возобновления дела. Поводом оставления заявления без рассмотрения служит не отсутствие права на обращение за судебной защитой, а только несоблюдение условий его реализации, установленных законом. Поэтому административный истец может вновь обратиться в суд с тождественным требованием после устранения обстоятельств, послуживших причиной оставления его первого заявления без рассмотрения.
Прекращение производства по делу есть форма окончания административного дела, обусловленная предусмотренными КАС обстоятельствами, которые полностью исключают осуществление административного судопроизводства.
Согласно ст. 194 КАС суд должен прекратить производство по делу
, если:
- административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС;
- имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по этому административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или определение суда об отказе в принятии административного искового заявления. Суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете;
- административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом;
- стороны заключили соглашение о примирении и оно утверждено судом;
- наступила смерть гражданина, являвшегося стороной в административном деле, при условии что спорное публичное правоотношение не допускает правопреемства;
- ликвидация организации, являвшейся стороной в административном деле, завершена при условии, что публичное правоотношение не допускает правопреемства.
Суд также вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Суд прекращает производство по административному делу и в иных предусмотренных КАС случаях.
О прекращении производства по делу суд выносит мотивированное определение. В определении указывается на правовые последствия прекращения производства по делу и невозможность повторного обращения в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. В определении также указывается о возврате государственной пошлины.
Определение о прекращении производства по делу может быть обжаловано в суд вышестоящей инстанции.
Оставление заявления без рассмотрения - это форма окончания административного дела, вызываемого фактом несоблюдения административным истцом установленных законом условий возбуждения и нормального развития административного судопроизводства.
Статья 196 КАС предусматривает основания к оставлению заявления без рассмотрения, к которым относятся следующие случаи:
- административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел;
- административное исковое заявление подано лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью;
- административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указано;
- в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
- производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных ст. 125 и 126 КАС, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.
Суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения и в иных предусмотренных КАС случаях.
Оставление заявления без рассмотрения осуществляется определением суда. В определении суд обязан указать способы устранения обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела, решить вопрос о возврате государственной пошлины, распределении судебных расходов (ст. 197 КАС).
После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения, заинтересованные лица вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке. На определение суда об отказе в удовлетворении такого ходатайства может быть подана частная жалоба.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об оставлении административного иска без рассмотрения
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Мишиной К.Н., при секретаре ММЕ, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-7925\2015 по административному иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании к СОЮ о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании обратилось с иском в суд, в обоснование которого указало, что ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от ** от 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» страхователи – индивидуальные предприниматели и адвокаты уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Страховые взносы на расчетный период уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.
В связи с неисполнением (несвоевременным исполнением) обязанности по уплате страховых взносов ответчику доначислены пени. Ответчику уплачено требование об уплате пеней, которое им до настоящего времени не исполнено. Факт направления требования в адрес ответчика подтверждается реестром почтовых отправлений.
В связи с обращением в суд, административный истец просит взыскать с административного ответчика СОЮ пени в Пенсионный фонд РФ за период с ** по ** года, в том числе, на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 1 135,63 рублей; на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере № рублей; пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с ** по ** года, в том числе: код бюджетной классификации № рублей, код бюджетной классификации № рублей; всего № рублей.
В судебное заседание административный истец - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании представителя не направил, о дате и времени извещен надлежаще, об уважительных причинах неявки представителя суду не сообщил.
В судебное заседание административный ответчик СОЮ не явилась, о дате и времени извещалась по адресу, указанному в иске, об уважительных причинах неявки суду не сообщила, возражений на иск не представила.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу об оставлении административного иска без рассмотрения.
Из предъявленного в суд административного искового заявления следует, что оно подписано заместителем начальника ООВ
В подтверждение полномочий представителя ООВ на подписание административного иска суду представлен приказ начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании от ** № «О внесении дополнения в приказ от ** № «О передаче права подписи». Указанным приказом заместителю начальника Управления ООВ передано право подписи на исковых заявлениях о взыскании задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам и судебных приказах.
Федеральным законом от ** №22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства РФ» с ** введен в действие Кодекс административного судопроизводства РФ. Кодекс административного судопроизводства РФ предъявляет требования к форме и содержанию административного иска, а также к оформлению полномочий лица, подписавшего иск.
В соответствии с частью 1 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.
Согласно части 2 статьи 56 Кодекса административного судопроизводства РФ в доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе должно быть специально оговорено право представителя на осуществление основных процессуальных действий, а также право на их осуществление самостоятельно или с согласия представляемого лица. В частности, в доверенности должно быть оговорено право представителя, в том числе, на подписание административного искового заявления и возражений на административное исковое заявление, подачу их в суд.
Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации (часть 6 статьи 57).
Таким образом, право на подписание административного иска, предъявляемого в суд организацией, должно быть специально оговорено и оформлено в доверенности. Кодекс административного судопроизводства РФ не предусматривает выдачу руководителем организации иных документов, кроме доверенности, которым представителю могут быть переданы полномочия на подписание административного иска.
Таким образом, административный иск подписан и подан неуполномоченным лицом, воля истца на предъявление иска не выражена в требуемой законом процессуальной форме. У суда не имелось оснований для принятия административного иска к производству и его рассмотрения.
Принятое к производству административное исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения на основании подпункта 3 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае, если административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указано.
В силу положений статьи 197 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае оставления административного искового заявления без рассмотрения производство по административному делу заканчивается вынесением определения суда. В этом определении суд указывает обстоятельства, послужившие основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, способ их устранения, разрешает вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов.
После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке (часть 3 статьи 197).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 56, 196, 198, 199 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Административный иск Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании к СОЮ о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней в сумме № рублей, - оставить без рассмотрения.
Разъяснить административному истцу, что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.
На определение может быть подана частная жалоба в течение пятнадцати дней с момента его вынесения в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд.
Приостановление и прекращение производства по административному делу. Оставление административного искового заявления без рассмотрения.
Основания и процедура приостановления производства по административному делу указаны в главе 16 КАС РФ.
В статье 190 КАС РФ предусмотрена обязанность суда приостановить производство по административному делу. Суд обязан приостановить производство по административному делу в случае:
1) смерти гражданина, являвшегося стороной по административному делу, если спорное административное правоотношение или иное публичное правоотношение допускает правопреемство (до определения правопреемника);
2) признания гражданина, являющегося стороной по административному делу, недееспособным и отсутствия законного представителя у этого гражданина (до определения законного представителя);
3) участия административного ответчика в проведении контртеррористической операции или выполнения им задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо в случае просьбы административного истца, участвующего в проведении контртеррористической операции или выполняющего задачи в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта (до прекращения участия в этих мероприятиях);
4) невозможности рассмотрения данного административного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого судом общей юрисдикции, арбитражным судом, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации (до вступления в законную силу соответствующего судебного акта);
5) обращения суда в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии закона, подлежащего применению в данном административном деле, Конституции Российской Федерации (до вступления в законную силу судебного акта);
6) установления судом срока для примирения сторон (до истечения этого срока).
2. Суд приостанавливает производство по административному делу и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.
В статье 191 КАС РФ закреплено право суда приостановить производство по административному делу, а именно:
1. Суд по заявлениям лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе может приостановить производство по административному делу в случае:
1) преобразования или упразднения органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (до определения органа, к компетенции которого отнесено участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо органа, к компетенции которого относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца);
2) реорганизации юридического лица, которое является стороной по административному делу (до определения правопреемника);
3) нахождения гражданина, который является лицом, участвующим в деле, в лечебном учреждении или в длительной служебной командировке (до возвращения такого гражданина);
4) исполнения гражданином государственных обязанностей, предусмотренных федеральным законом, при условии, что он привлечен к исполнению этих обязанностей (до прекращения таким гражданином исполнения указанных обязанностей);
5) назначения судом экспертизы (до поступления в суд заключения экспертов, либо до истечения срока, установленного судом для проведения экспертизы, либо до поступления в суд информации о невозможности ее проведения);
6) направления судом судебного поручения в соответствии со и 67 настоящего Кодекса (до поступления в суд материалов о выполненном судебном поручении, либо до истечения срока, установленного судом для осуществления соответствующих действий, либо до поступления в суд информации о невозможности их осуществления);
7) принятия Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав и свобод гражданина законом, который был применен в другом деле, но постановление по которому имеет значение для рассмотрения данного административного дела (до вступления в законную силу судебного акта).
2. Если лица, участвующие в деле, ведут это административное дело с участием представителей, суд не приостанавливает производство по административному делу в случаях, указанных в и настоящей статьи.
Возобновление производства по административному делу возможно после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, на основании заявлений лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда – статья 192 КАС РФ.
О приостановлении производства по административному делу или об отказе в приостановлении производства по административному делу, о возобновлении производства по административному делу или об отказе в возобновлении производства по административному делу суд выносит определение. Копии определения суда направляются лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения. На определение суда о приостановлении производства по административному делу или об отказе в возобновлении производства по административному делу может быть подана частная жалоба – статья 193 КАС РФ.
ПРЕКРАЩЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВА ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ДЕЛУ посвящена глава 17 КАС РФ.
Основаниями для прекращения производства по административному делу являются:
1) если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса;
2) если имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по этому административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или определение суда об отказе в принятии административного искового заявления. Суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете;
(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 18-ФЗ)
3) если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом;
4) если стороны заключили соглашение о примирении и оно утверждено судом;
5) смерти гражданина, являвшегося стороной в административном деле, при условии, что спорное публичное правоотношение не допускает правопреемства;
6) если ликвидация организации, являвшейся стороной в административном деле, завершена при условии, что публичное правоотношение не допускает правопреемства.
2. Суд также вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
3. Суд прекращает производство по административному делу и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.
Производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу, разрешаются вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов. Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
2. Копии определения суда о прекращении производства по административному делу направляются лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения, а в случае присутствия указанных лиц в судебном заседании вручаются им под расписку.
3. На определение суда о прекращении производства по административному делу может быть подана частная жалоба.
ОСТАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ ПРЕДУСМОТРЕНО ГЛАВОЙ 18 КАС РФ.
В статье 196 КАС РФ перечислены основания для оставления административного искового заявления без рассмотрения:
1) административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел;
2) административное исковое заявление подано лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью;
3) административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указано;
4) в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
5) производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных и 126 настоящего Кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.
2. Суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.
Как гласит статья 197 КАС РФ - В случае оставления административного искового заявления без рассмотрения производство по административному делу заканчивается вынесением определения суда. В этом определении суд указывает обстоятельства, послужившие основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, способ их устранения, разрешает вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов.
2. Копии определения суда об оставлении административного искового заявления без рассмотрения направляются лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения, а в случае присутствия указанных лиц в судебном заседании вручаются им под расписку.
3. После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.
4. На определение суда об оставлении административного искового заявления без рассмотрения может быть подана частная жалоба.
Доклад подготовила секретарь судебного заседания
юрист 1 класса Польская И.Ю.