Содержание служебной тайны. Что такое служебная тайна
К служебной тайне не относятся сведения особого свойства. В каком нормативном акте определен их состав и как обеспечивается их открытость, расскажем в нашем материале.
Какая информация составляет служебную тайну (определение и характеристика)
Составляющие служебную тайну сведения (ССТС) — это информация:
- полученная служащими госорганов при выполнении обязанностей;
- распространение которой ограничено законом.
В п. 3 Перечня сведений конфиденциального характера (утв. указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188) приведена характеристика относимой к служебной тайне информации:
- доступ к ней ограничивается госорганами;
- ограничение производится в соответствии с законодательством РФ.
Ниже приведены примеры информации с ограниченным законом доступом, которыми могут обладать госслужащие в силу исполнения обязанностей:
Какая еще информация может попасть в состав ССТС, читайте далее.
Перечень составляющих служебную тайну сведений
Законодательно утвержденный перечень ССТС на сегодняшний день отсутствует, хотя утвержден ряд подобного рода перечней сведений (например):
- составляющих государственную тайну (утв. указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203);
- конфиденциального характера (утв. указом Президента от 06.03.1997 № 188);
- подлежащих засекречиванию (письмо Минэкономразвития РФ от 29.06.2015 № Д23И-3004).
В Перечень ССТС может попасть любая информация конфиденциального характера, которая:
- относится к работе гос. или муниципальных органов (размещенная в документах под грифом «Для служебного пользования»);
- стала известна госслужащим при исполнении обязанностей.
Например, к разряду ССТС относится информация об усыновлении ребенка — в соответствии со ст. 139 Семейного кодекса РФ эта информация охраняется законом и не подлежит разглашению:
- должностными лицами, осуществившими госрегистрацию усыновления;
- судьями, вынесшими решение об усыновлении;
- лицами, иным образом осведомленными об усыновлении.
При отсутствии законодательно утвержденного «служебного» перечня существует набор сведений, которые не могут быть отнесены к служебной тайне. Расскажем о них далее.
С разнообразными перечнями, применяемыми налогоплательщиками в своей работе, вы можете ознакомиться из материалов, размещенных на нашем портале:
Сведения, доступ к которым не может быть ограничен
Не относимая к служебной тайне информация перечислена в п. 1.3 постановления Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 (о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения).
В состав служебной информации ограниченного распространения не включаются:
1. Законодательные акты, устанавливающие:
- правовой статус госорганов, организаций, общественных объединений;
- права, свободы, обязанности граждан и порядок их реализации.
2. Сведения об опасных природных явлениях и процессах, чрезвычайных ситуациях.
3. Санитарно-эпидемиологическая, гидрогеологическая, гидрометеорологическая, экологическая информация.
4. Описание функций, направлений и форм деятельности органа исполнительной власти, а также его структура и адрес.
5. Порядок рассмотрения заявлений и обращений граждан и юрлиц, а также принятые решения.
6. Сведения об использовании госресурсов, состоянии экономики и потребностей населения.
7. Необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан документы, накапливаемые в открытых фондах архивов и библиотек, информационных системах организаций.
Аналогичный список сведений, доступ к которым не может ограничиваться, приведен в ст. 8 закона об информации от 27.07.2006 № 149-ФЗ.
С какими ограничениями могут столкнуться налогоплательщики — см. в материалах:
- .
Способы обеспечения открытости служебной информации
Не относимые к служебной тайне служебные сведения должны быть доступны всем заинтересованным пользователям такой информации.
Доступность информации обеспечивается следующими способами:
- публикациями в СМИ — размещаются тексты принятых законов и НПА, информация о госзакупках, решениях Конституционного суда;
- размещением в интернете информации о целевых программах, международном сотрудничестве, статистической и иной информации, размещать которую предписывает законодательство;
- размещением в сети общей информации о судах (наименование, оргструктура, полномочия и т. п.), судебной статистике, кадровом обеспечении суда, картотеки арбитражных дел;
- размещением в занимаемых госорганами помещениях стендов о своей деятельности (порядке работы, алгоритмах получения информации);
- посредством открытого доступа к архивным документам, подлинникам и (или) копиям из архивных фондов и библиотек;
- возможностью реализации права (в регламентированном порядке) присутствовать на заседании коллегиальных органов власти (правительства, Госдумы и т. п.) и открытых судебных заседаниях журналистам, представителям юрлиц права, госорганам и простым гражданам;
- предоставлением госорганами ответов на запросы любого человека или организации.
С разнообразными видами запросов вы можете ознакомиться на нашем портале:
Итоги
К сведениям, не относящимся к служебной тайне, причисляется общедоступная информация о структуре и режиме работы госорганов, санитарно-эпидемиологической и экологической ситуации, об опасных природных явлениях, расходовании госресурсов. Общедоступными также являются документы, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан, накапливаемые в открытых информационных ресурсах, и другие виды информации.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к служебной тайне, их защитой и снятием ограничений на доступ к указанным сведениям в целях обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, осуществления установленных законодательством Российской Федерации полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вносится депутатами
Государственной Думы
В.В.Бобыревым, А.Н.Волковым,
М.И.Гришанковым, В.В.Дятленко,
В.И.Илюхиным, Н.С.Леоновым,
В.В.Маргеловым, А.М.Розуваном
Проект № 124871-4
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О служебной тайне
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к служебной тайне, их защитой и снятием ограничений на доступ к указанным сведениям в целях обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, осуществления установленных законодательством Российской Федерации полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – органов государственной власти).
2. Положения настоящего Федерального закона обязательных для исполнения органами государственной власти, их должностными лицами, распоряжающимися сведениями, составляющими служебную тайну на основании настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов, должностными лицами органов местного самоуправления и гражданами Российской Федерации, у которых такая обязанность возникает в силу должностного положения либо трудовых обязательств, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим служебную тайну, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, и их определения
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
конфиденциальные сведения - сведения, для которых установлен специальный режим сбора, хранения, обработки, распространения и использования, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральным законом (за исключением сведений, составляющих государственную тайну);
носители сведений, составляющих служебную тайну - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых соответствующие сведения находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов;
отнесение сведений к служебной тайне – введение в предусмотренном настоящим Федеральным законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну, и на доступ к ним;
режим служебной тайны – совокупность правовых, организационных, технических и иных мер, принимаемых уполномоченными должностными лицами органов государственной власти и организаций,обеспечивающих ограничения на распространение сведений, составляющих служебную тайну, и на доступ к этим сведениям;
сведения, составляющие служебную тайну (служебная тайна) - конфиденциальные сведения, образующиеся в процессе управленческой деятельности органа или организации, распространение которых препятствует реализации органом или организацией предоставленных ему полномочий, либо иным образом отрицательно сказывается на их реализации, а также конфиденциальные сведения, полученные органом или организацией в соответствии с их компетенцией в установленном законодательством порядке;
снятие ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну – обеспечение уполномоченными должностными лицами возможности доступа заинтересованных субъектов к сведениям, составляющим служебную тайну.
Статья 3.Законодательство Российской Федерации о служебной тайне
Законодательство Российской Федерации о служебной тайне состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о государственной службе, законодательства Российской Федерации о труде, конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих требования по защите сведений, составляющих служебную или иную охраняемую законом тайну, или ограничения по распространению указанных сведений.
Статья 4. Полномочия органов государственной власти в сфере служебной тайны
1. Органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации:
разрабатывают перечни сведений, отнесенных к служебной тайне;
определяют полномочия должностных лиц по отнесению сведений к служебной тайне, установлению и снятию режима служебной тайны по отношению к этим сведениям;
публикуют в средствах массовой информации перечни сведений, отнесенных к служебной тайне;
обеспечивают защиту сведений, составляющих служебную тайну;
обеспечивают в случаях, определенных настоящим Федеральным законом, доступ органов, организаций и физических лиц к сведениям, составляющим служебную тайну.
2. Государственные служащие и иные работники органов государственной власти не вправе разглашать либо использовать в личных и корыстных целях ставшие им известными в силу должностного положения либо трудовых обязательств сведения, для которых правомерно установлен режим служебной тайны.
3. Представители органа или организации вправе получать сведения, составляющие служебную тайну других органов или организаций, только в пределах исполнения ими своих служебных обязанностей и в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
ГЛАВА II. ОТНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ К СЛУЖЕБНОЙ ТАЙНЕ
И СНЯТИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ НА ИХ РАСПРОСТРАНЕНИЕ
Статья 5. Принципы отнесения сведений к служебной тайне
Отнесение сведений к служебной тайне осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности, разумной достаточности и своевременности.
Законность отнесения сведений к служебной тайне заключается в установлении ограничений на распространение соответствующих сведений, исходя из положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, а также в официальном опубликовании для всеобщего сведения перечней сведений, отнесенных к служебной тайне.
Обоснованность отнесения сведений к служебной тайне заключается во введении ограничений на доступ к сведениях и их распространение, исходя из необходимости обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и реализации органом государственной власти предоставленных ему полномочий.
Разумная достаточность в отнесении сведений к служебной тайне заключается во введении ограничений на распространение сведений в объемах и на срок, определяемых конкретной целью в пределах полномочий органа государственной власти, для обеспечения исполнения которых введено такое ограничение.
Своевременность отнесения сведений к служебной тайне заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения на срок, определяемый необходимостью защиты прав, свобод и законных интересов граждан, а также реализации полномочий органов государственной власти, для обеспечения исполнения которых введено такое ограничение.
Статья 6. Отнесение сведений к служебной тайне
1. Орган государственной власти вправе относить к служебной тайне сведения, полученные им в процессе управленческой деятельности, если их распространение может воспрепятствовать либо иным образом отрицательно сказаться на реализации полномочий, предоставленных ему федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами, при соблюдении принципов, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона.
2. К сведениям, которые органы государственной власти и их организации обязаны защищать в режиме служебной тайны, относятся поступившие от физических и юридических лиц, других органов государственной власти и организаций сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральными законами, при наличии на документах, содержащих эти сведения или сопроводительных документах, соответствующих пометок, указывающих на их конфиденциальный характер,
3. Не подлежат отнесению к служебной тайне сведения:
о чрезвычайных ситуациях, происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
в области экологии, метеорологии, демографии, эпидемиологии и санитарии, культуры, сельского хозяйства, о состоянии преступности и другие сведения, необходимые для обеспечения безопасности граждан и населения в целом;
о привилегиях, компенсациях и льготах,. предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, организациям и учреждениям;
о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, нарушении законности должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и учреждений;
об использовании органами государственной власти, органами местного самоуправления бюджетных средств, иных государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, если иное не предусмотрено федеральным законом;
о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, накапливаемые в информационных системах органов и организаций и представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан, а также содержащиеся в официальных изданиях, поступающих в фонды библиотек и архивов;
о состоянии здоровья лиц, занимающих государственные должности категории "А",
сведения о деятельности органов государственной власти, обязательные для размещения в информационных системах общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Руководители органов государственной власти несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неправомерное отнесение сведений к служебной тайне, а также за не отнесение сведений к служебной тайне в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Порядок отнесения сведений к служебной тайне
1. Отнесение сведений к служебной тайне осуществляется на основании перечней сведений, разрабатываемых органами государственной власти и утверждаемых их руководителями, в соответствии с принципами, установленными в статье 5 настоящего Федерального закона, и с учетом ограничений, налагаемых статьей 6 настоящего Федерального закона. Действие указанных перечней распространяется также на организации и учреждения, созданные данными органами.
2. Отнесение сведений к служебной тайне осуществляется путем установления соответствия содержащихся в документе сведений перечню сведений, отнесенных к служебной тайне, действующего в данном органе государственной власти.
Решение об отнесении сведений, содержащихся в документе, к служебной тайне принимает должностное лицо, уполномоченное на подписание данного документа.
3. Если сведения, содержащиеся в документе, не соответствуют перечню сведений, составляющих служебную тайну, но уполномоченное должностное лицо, подписывающее данный документ, имеет основания для установления для них режима служебной тайны, ему предоставляется право вводить ограничения на их распространение сроком до одного месяца. За этот период либо принимается решение о дополнении соответствующего перечня новой категорией, либо по его истечении ограничения на распространение сведений снимаются.
4. Подготовку перечня сведений, отнесенных к служебной тайне, осуществляют комиссии, образуемые в органах государственной власти с привлечением представителей научных организаций, отдельных специалистов.
5. Перечни сведений, отнесенных органами государственной власти к служебной тайне, подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для государственной регистрации и официального опубликования соответствующих нормативных правовых актов.
6. Перечни сведений, отнесенных к служебной тайне, подлежат не реже, чем один раз в пять лет обязательному пересмотру в целях проверки соответствия их содержания действительной потребности органов государственной власти в введении ограничений на доступ к отдельным категориям сведений.
Статья 8. Реквизиты документов, содержащих сведения, составляющие служебную тайну
1. Документы, содержащие сведения, составляющие служебную тайну, независимо от формы представления этих документов, должны включать помимо обязательных реквизитов, следующие:
ограничительную пометку "для служебного пользования";
наименование органа государственной власти, установившего ограничения на распространение сведений;
регистрационный номер документа в системе делопроизводства;
дату снятия ограничений на распространение сведений, либо событие, при наступлении которого ограничения подлежат отмене (в случае, если срок сохранения режима служебной тайны составляет менее 5 лет);
наименование должности лица, подписавшего документа, его собственноручную подпись или электронную цифровую подпись, используемую в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. При невозможности внесения указанных реквизитов непосредственно в документ, они проставляются в сопроводительной документации к нему.
3. Не допускается использование иных ограничительных пометок, кроме указанной в части 1 настоящей статьи, для указания на наличие в документе сведений, отнесенных к служебной тайне.
Статья 9. Снятие ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну
1. Основаниями для снятия ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну, являются:
взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, которые к моменту принятия таких обязательств отнесены к служебной тайне;
наличие вступившего в законную силу судебного решения, содержащего предписание о снятии ограничений на распространение сведений;
принятие уполномоченным должностным лицом решения о нецелесообразности дальнейшего ограничения распространения сведений в соответствии с принципами, определенными в статье 4 настоящего Федерального закона.
Решение о снятии ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну, влечет исключение соответствующей категории сведений из перечня сведений, отнесенных к служебной тайне, и(или) снятие ограничительных пометок с документов, содержащих такие сведения.
2. Срок действия режима служебной тайны не должен превышать 10 лет, если иной срок сохранения ограничений на распространение конкретной категории сведений не установлен федеральным законом. Указанный срок исчисляется с даты подписания должностным лицом документа, содержащего указанные сведения и имеющего ограничительную пометку, установленную в части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В случае, если режим служебной тайны установлен для конфиденциальных сведений, полученных органом или организацией в соответствии с их компетенцией в установленном законодательством порядке, решение о снятии ограничений на их распространение принимается по истечению срока, установленного предоставившим лицом, либо по истечению предельного срока в отсутствие мотивированного ходатайства лица, предоставившего эти сведения.
3. Лицо вправе обратиться в орган государственной власти, принявший перечень сведений, отнесенных к служебной тайне, с запросом о снятии ограничений на распространение сведений, если, по его мнению, эти ограничения нарушают его права и законные интересы.
4. Орган государственной власти, получивший такой запрос, обязан в течение одного месяца рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса.
Подготовка решения об исключении сведений из перечней сведений, отнесенных к служебной тайне, поручается комиссиям, образуемым в соответствии с частью 4 статьи 7 настоящего Федерального закона.
Уклонение должностных лиц от рассмотрения указанного запроса по существу влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Решение об отнесении сведений к служебной тайне может быть обжаловано в судебном или административном порядке. В случае признания судом факта необоснованного установления ограничений на распространение сведений либо необоснованного не установления ограничений, снятие либо установление ограничений на распространение производится незамедлительно после вступления судебного решения в законную силу.
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕЖИМА
СЛУЖЕБНОЙ ТАЙНЫ
Статья 10. Основные положения по организации системы защиты служебной тайны
1. В органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (далее органы и организации), осуществляющих работы со сведениями, составляющими служебную тайну, устанавливается режим служебной тайны. Порядок установления режима служебной тайны, обязательный для исполнения всеми органами и организациями, осуществляющими работы со сведениями, составляющими служебную тайну, определяется Правительством Российской Федерации.
2. Обеспечение режима служебной тайны в органах и организациях осуществляется структурными подразделениями по защите служебной тайны. По решению руководителей органов и организаций допускается возложение задач по защите сведений, составляющих служебную тайну, на подразделения по защите государственной тайны или подразделения делопроизводства при условии реализации ими всего комплекса мероприятий по защите служебной тайны, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации или субъектов Российской Федерации.
3. Для защиты сведений, составляющих служебную тайну, должны использоваться средства защиты информации, прошедшие сертификацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Документы, содержащие сведения, составляющие служебную тайну, не должны включаться в электронные информационные системы, имеющие подключение к сети связи общего пользования.
4. Финансирование мероприятий по защите служебной тайны в органах и организациях осуществляются из средств соответствующих бюджетов. Юридические лица, которым данные сведения переданы для использования в соответствии с гражданско-правовым договором, осуществляют их защиту за счет собственных средств. При определении налогооблагаемой базы юридического лица мероприятия по защите сведений, составляющих служебную тайну, относятся к себестоимости производимых юридическим лицом товаров, работ, услуг.
Статья 11.Защита сведений, составляющих служебную тайну, в условиях трудовых отношений
1. Обязательства государственных служащих и иных работников органа или организации по неразглашению сведений, составляющих служебную тайну, и обеспечению режима служебной тайны закрепляются в заключенном с ними трудовом договоре. Данные обязательства могут оформляться отдельным соглашением, заключаемым в письменной форме.
2. Обязательства государственных служащих категории "А" по неразглашению сведений, составляющих служебную тайну, возникают в силу избрания (назначения) их на должность.
3. Обязательства работника по неразглашению сведений, составляющих служебную тайну, могут по инициативе работодателя сохраняться после прекращения трудовых отношений на срок, определенный в трудовом договоре либо отдельном соглашении, но не свыше пяти лет.
4. Руководители органов и организаций обязаны создать условия, при которых государственные служащие и иные работники органа или организации, а также лица, получающие доступ к сведениям, составляющим служебную тайну, в соответствии с положениями статей 11-14 настоящего Федерального закона, получают доступ к указанным сведениям только в пределах, необходимых для выполнения своих должностных обязанностей либо в объемах, вызванных необходимостью.
Статья 12. Порядок доступа органов государственной власти к сведениям, составляющим служебную тайну
Федеральные органы государственной власти в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, имеют право доступа к сведениям, отнесенным к служебной тайне органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 13. Взаимная передача сведений, составляющих служебную тайну
1. Взаимная передача сведений, составляющих служебную тайну, между органами государственной власти, а также между организациями органов государственной власти осуществляется по решению их руководителей в объемах, необходимых для исполнения указанными субъектами своих функций либо в объемах, определенных договором на проведение совместных работ.
2. Органы и организации, запрашивающие либо получающие сведения, составляющие служебную тайну, обязаны обеспечить их защиту в режиме служебной тайны в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
3. Решение о передаче сведений, составляющих служебную тайну, другим государствам принимается руководителем органа государственной власти, утвердившим перечень сведений, относимых к служебной тайне, в который включена данная категория сведений.
Обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются в заключаемом с ней договоре (соглашении).
Статья 14. Распоряжение сведениями, составляющими служебную тайну, при реорганизации или ликвидации субъектов, ими располагающих
1. Органы и организации, располагающие сведениями, составляющими служебную тайну, в случаях реорганизации или ликвидации обязаны принять меры по обеспечению защиты данных сведений и их носителей. При этом сведения и (или) носители сведений, составляющих служебную тайну, в установленном порядке уничтожаются, либо сдаются на архивное хранение, либо передаются:
правопреемнику органа или организации;
органу, разработавшему перечень сведений, относимых к служебной тайне, под категории которых подпадают данные сведения.
Решение о распоряжении сведениями, составляющими служебную тайну, после реорганизации или ликвидации принимает руководитель органа или организации, принявший решение о реорганизации или ликвидации.
2. При приватизации организации, имущество которой находится в государственной собственности, орган государственной власти, осуществивший отнесение к служебной тайне находящихся в распоряжении этой организации сведений, принимает решение об изъятии носителей этих сведений либо об их оставлении в данной организации для дальнейшего использования при условии обеспечения сохранности данного государственного информационного ресурса в режиме служебной тайны. В последнем случае полномочия организации по распоряжению указанными сведениями и обязательства по их сохранению в режиме служебной тайны устанавливаются на основании гражданско-правового договора с органом государственной власти, осуществившим отнесение данных сведений к служебной тайне.
Статья 15. Доступ граждан и организаций к сведениям, составляющим служебную тайну
1. Граждане Российской Федерации допускаются в целях обеспечения их прав, свобод и законных интересов к сведениям, составляющим служебную тайну, по решению руководителя органа или организации, в распоряжении которых они находятся, в объемах, вызванных необходимостью. Каждый факт ознакомления гражданина с конкретными сведениями, составляющими служебную тайну, подлежит учету.
2. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть допущены к сведениям, составляющим служебную тайну, по решению руководителя соответствующего федерального органа государственной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в объемах, необходимых для выполнения международных соглашений. Каждый факт ознакомления иностранного гражданина или лица без гражданства с конкретными сведениями, составляющими служебную тайну, подлежит учету.
3. Негосударственные организации получают доступ к сведениям, составляющим служебную тайну, только в рамках гражданско-правовых отношений с заказчиком, которым является орган государственной власти или государственная организация. Договор на выполнение работ или предоставление услуг между органом или организацией-заказчиком и негосударственной организацией-исполнителем должен включать положения, регламентирующие порядок обращения со сведениями, составляющими служебную тайну, и гражданско-правовую ответственность за разглашение указанных сведений. Соответствующие обязательства организации-исполнителя должны быть закреплены в трудовых договорах (контрактах) в соответствии с положениями статьи 10 настоящего Федерального закона.
ГЛАВА IV. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ЗАЩИТЫ
СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ СЛУЖЕБНУЮ ТАЙНУ
Статья 16. Контроль за обеспечением защиты сведений, составляющих служебную тайну
1. Органы государственной власти, принявшие перечни сведений, составляющих служебную тайну, осуществляют контроль за обеспечением их защиты в органах и организациях, руководство которыми либо координация деятельности которых на них возложены.
2. Координация деятельности органов государственной власти в области отнесения сведений к служебной тайне и обеспечения их защиты осуществляется федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации.
Статья 17. Прокурорский надзор
Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты служебной тайны и законность принимаемых при этом решений осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
ГЛАВА V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 18. Ответственность за несоблюдение положений настоящего Федерального закона
Несоблюдение положений настоящего Федерального закона влечет наступление юридической ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 19. Переходные положения
1. Федеральные органы государственной власти, которые на основании полномочий, предоставленных нормативными правовыми актами, осуществляют распоряжение сведениями, составляющими служебную тайну, в течение пяти лет с момента вступления в силу настоящего Федерального закона должны решить вопрос об отнесении к служебной тайне, оставлении в режиме государственной тайны либо снятии всех ограничений на распространение по отношению к сведениям, имевшим гриф "секретно" и составлявшим служебную тайну до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне", в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
2. Государственным библиотекам совместно с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в течение трех лет с момента вступления в силу настоящего Федерального закона решить вопрос о снятии режима ограничения доступа к документам, имеющим пометку "для служебного пользования", проставленную до вступления в силу настоящего Федерального закона.
Президент
Российской Федерации
Что именно не могут разглашать сотрудника, и как правильно это закрепить?
Из статьи вы узнаете:
Что такое служебная тайна: определение
До 2008 г. в Гражданском кодексе РФ существовало понятие и определение служебной тайны. Статья 139 ГК РФ гласила, что информация составляет служебную или , когда она имеет коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам.
С принятием Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ указанная статья ГК утратила силу. На охрану встал закон «О коммерческой тайне», а вот понятие служебной тайны растворилось в подзаконных актах.
Скачайте документы по теме:
В настоящий момент ни федеральный закон, ни какой-либо кодекс не содержит прямого определения служебной тайны, однако сам термин остается в действующем Трудовом Кодексе, КоАП и других актах. По этой причине у работодателей возникает ряд вопросов относительно применения понятия служебной тайны и защиты информации.
Служебная и коммерческая тайна
Федеральный закон 29.07.2004 № 98-ФЗ («О коммерческой тайне») определяет, что , если она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу того, что она неизвестна третьим лицам и охраняется обладателем.
Например, информация о разрабатываемом продукте или маркетинговой стратегии компании является коммерческой тайной, а устав организации или с работником – нет (последний относится к , охраняемым отдельным законом).
Какую информацию в этом случае следует отнести к служебной тайне? Как определяет Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. №188
«Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера», служебная тайна – это служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами.
По сути, служебная тайна - это сведения конфиденциального характера о деятельности органов государственной, региональной или муниципальной власти. В это понятие также входят сведения ограниченного характера, в отношении которых предпринимаются действия по защите конфиденциальности и которые были получены законным путем в процессе исполнения должностных обязанностей и сотрудниками перечисленных органов власти
Таким образом, отличительная особенность информации, относящейся к служебной тайне, заключается в том, что ее носителем является какой-либо государственный орган. То есть в коммерческой организации, или у работодателя-физического лица не возникает необходимости охранять служебную тайну.
Обязанность работника не разглашать коммерческую или служебную тайну может быть установлена в трудовом договоре или в отдельном положении (см. образец :
Служебная и профессиональная тайна
Указанный выше перечень также содержит определение профессиональной тайны. К ней относится информация, связанная с профессиональной деятельностью. Доступ к ней ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.
В качестве примеров профессиональной тайны упоминается , нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.п.
Наряду с понятием служебной тайны применяется термин «служебная информация ограниченного распространения». К ней относится*:
несекретная информация о деятельности организаций, распространение которой ограничено служебной необходимостью
поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами
*Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, утв.Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1233
Таким образом, сведения, составляющие профессиональную и служебную тайну, могут совпадать по своей сути (получены в результате исполнения трудовых обязанностей), однако служебная тайна имеет место только в власти.
Так, в качестве примера служебной тайны можно рассматривать тайну переписки, или телефонных переговоров, если эти сведения используются в рамках следственного дела (то есть стали известны государственному служащему в рамках ).
Перечень сведений, составляющих служебную тайну
Исходя из определения, данного в Положении о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения, можно выделить два вида служебных тайн:
- Сведения, касающиеся работы государственных органов или подведомственных организаций
- Сведения, полученные работниками этих учреждений в рамках исполнения своих должностных обязанностей о других лицах и структурах
Порядок работы со служебной тайной
Все документы, содержащие , которые могут составлять служебную тайну, должны иметь соответствующую пометку: «для служебного пользования».
Право присваивать определенным документам такой статус есть у должностных лиц, уполномоченных на это руководителем федерального органа исполнительной власти. Он же организует порядок:
передачи сведений, составляющих служебную тайну, другим государственным органам или организациям
снятия отметки «для служебного пользования» с документов (информационных носителей и других источников)
защиты служебной информации от распространения третьим лицам
В свою очередь, сотрудники госорганов , имеющие право присваивать определенным сведениям и информации статус служебной тайны, несут за обоснованность своих действий. То есть для установления пометки «для служебного пользования» должны быть весомые основания.
Правила работы с документами, составляющими служебную тайну
К созданию, распространению, тиражированию и хранению документов, имеющих статус «для служебного пользования», предъявляются определенные требования. Они указаны в разд. 2 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения, и относятся только к работе и подведомственных учреждений.
Так, ведется обязательный учет , составляющих служебную тайну, а все проекты и черновики своевременно уничтожаются. Доступ к документам работникам учреждения производится только под расписку. При необходимости передачи в другие органы или организации используется защищенный канал связи или пересылка заказными или ценными отправлениями. Копии со служебных документов разрешается делать только по распоряжению руководителя. Все бумаги, составляющие служебную тайну, должны храниться в запираемых хранилищах (ящиках, шкафах).
Критерии, по которым сведения могут быть квалифицированы как служебная тайна
Закона, которым бы регламентировались условия и порядок ограничения доступа к служебной тайне, нет. В то же время, ст. 9 Закона об информации установлено, что условия и критерии, по которым сведения могут квалифицироваться как служебная ли профессиональная тайна должны определяться федеральными законами и иными нормативными актами государственного уровня.
Действующими на сегодняшний день нормативными правовыми актами устанавливаются обязанность субъекта хранить сведения, ставшие известными ему в силу служебного положения. В некоторых случаях этими актами определяется состав таких сведений, но ни в одном из них не перечислены критерии, по которым эти сведения могут быть отнесены к служебной тайне.
Наиболее полно условия, по которым информация, в том числе, содержащаяся в , может быть определена как составляющая служебную тайну, изложены в Положении о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233. Но данный документ федеральным законом не является и сфера его действия ограничивается федеральными органами исполнительной власти, учреждениями и организациями, находящимися в их подчинении.
Ответственность за разглашение служебной тайны
За разглашение служебной тайны для должностных лиц предусмотрена различная ответственность.
В первую очередь, Трудовым кодексом установлено право работодателя применить в случае разглашения работником охраняемой тайны дисциплинарное взыскание
Скачать в.doc
Скачать заполненный образец
Скачать в.doc
В действующем КоАП ст. 13.14 также предусмотрено наказание за разглашение информации с ограниченным доступом:
для граждан штраф составляет от 500 руб. до 1000 руб.
для должностных лиц – от 4000 руб. до 5000 руб.
Понятие служебной тайны можно встретить в отдельных государственных документах и нормативных актах, а также в средствах массовой информации и личном общении – оно является достаточно широко распространенным. Однако о том, что такое служебная тайна и как обеспечивается её правовое регулирование в ГК РФ, знает не каждый. Особенно если учесть, что данный термин на текущий момент вышел из употребления в законодательстве.
Служебная тайна в ГК РФ – что это такое, правовое регулирование и нормативы
Как уже было упомянуто ранее, на текущий момент понятие и определение служебной тайны практически невозможно встретить в законодательстве – исключение составляют старые и не редактированные нормативные акты, отдельная внутренняя ведомственная документация и упоминания в прессе. Тем не менее, далеко не каждый работодатель или сотрудник знает об этом факте и тем более, понимает, что именно может или могло являться служебной тайной, а что к ней не относится и не относилось ранее.
В 2018 году под служебной тайной чаще всего подразумевают какую-либо информацию, которая должна охраняться от доступа посторонних лиц и разглашения. В частности, к ней могут относить как коммерческую тайну, которая имеет достаточно глубокое и достоверное правовое регулирование, так и персональные данные, которые также охраняются действующим законодательством. Кроме этого, имеет сейчас место также и профессиональная тайна, которая касается сведений, полученных в ходе трудовой деятельности.
Ранее же, служебная тайна в ГК РФ упоминалась в положениях статьи 139 ГК РФ, которая ныне утратила свою силу. Под ней подразумевалась информация, которая относится к государственным органам и могла попасть к государственным служащим по причине исполнения ними своих непосредственных служебных обязанностей.
Определение служебной тайны, действительное на текущий момент, содержится в положениях Указа Президента РФ №188 от 06.03.1997, который содержит в себе перечень информации, считающейся конфиденциальной – к ним относятся служебные сведения. То есть – непосредственно связанные с государственной, муниципальной или иной службой данные с ограниченным доступом.
Что относится к служебной тайне как к служебной информации
К служебной информации с ограниченным доступом, в соответствии с законодательством РФ, относится любая информация, к которой доступ граждан ограничивается отдельными нормативными актами. При этом к таковым сведениям относятся не являющиеся секретными данные о деятельности организаций и служб, которые не могут быть разглашены по причине законодательного запрета на разглашение именно этих данных или тех, которые были получены в ходе осуществления профессиональной деятельности.
Следует разделять служебную тайну с секретной информацией – к последней могут относиться сведения, составляющие собой государственную или военную тайну, но не служебную. Секретный характер для служебной информации не предусмотрен.
Следует также помнить, что законодательство строго регламентирует право граждан на доступ к определенной информации, и поэтому служебной тайной ни при каких обстоятельствах не могут являться следующие данные:
Коммерческая, профессиональная и служебная тайна и их отличия
Так как сейчас понятие служебной тайны было практически нивелировано в действующем законодательстве, во многом её функции были перенесены на коммерческую тайну. Правовое регулирование её обеспечивается нормативными положениями Федерального закона №98 от 29.07.2004. Под коммерческой тайной законодательство подразумевает любые сведения, полученные в ходе ведения хозяйственной деятельности и имеющие определенную ценность при условии сохранения их втайне.
Соответственно, можно выделить следующие отличия служебной тайны от коммерческой:
- Коммерческая тайна может принадлежать как государственным организациям, так и частным компаниям, и простым гражданам, в то время как служебная тайна относится исключительно к государственным или муниципальным объектам.
- Последствиями разглашения коммерческой тайны всегда будет являться потеря ценности информации и нанесение материального ущерба, а разглашение служебной тайны может повлечь за собой нарушение прав государства или отдельных частных лиц.
- Коммерческая тайна в обязательном порядке должна иметь какую-либо ценность, в то время как практической ценностью служебная тайна не обладает.
Другим близким понятием к служебной тайне является профессиональная тайна. При этом данному аспекту посвящено большое количество различных нормативных документов, выделяющих отдельные виды профессиональной тайны, к которым можно отнести:
- Тайну переписки.
- Врачебную тайну.
- Тайну исповеди.
- Тайну телефонных переговоров.
- Нотариальную тайну.
- Адвокатскую тайну
- и другие виды информации, которая может быть получена третьими лицами при ведении их прямо профессиональной деятельности, и разглашение которой может повлечь за собой ущерб.
При этом с определенной точки зрения, как служебная, так и профессиональная тайна являются общими, так как информация, полученная в ходе профессиональной деятельности государственных служащих, является одновременно и профессиональной, и служебной.
Персональные данные являются отдельным объектом конфиденциальной информации и не могут свободно обрабатываться и, в том числе, разглашаться без согласия предоставившего их лица. При этом защита персональных данных касается любых субъектов хозяйствования и государственных органов, а её правовое регулирование обеспечивается положениями ФЗ №152 от 27.07.2006. Более подробно о том, как происходит защита персональных данных работников различных предприятий можно прочитать в отдельной статье.
Последствия разглашения служебной тайны и ответственность за такие действия
Законодательство предусматривает возможность привлечения к ответственности лиц, виновных в разглашении сведений, составляющих какую-либо тайну. При этом данная ответственность может носить различный характер и за нее будут предусмотрены различные санкции. Так, разглашение служебной тайны может повлечь за собой:
На сегодняшний день однозначного определения служебной тайне не дали, поэтому, для того чтобы иметь представление об информации, которая относится к этому разделу, необходимо ознакомиться с законодательством РФ. На базе анализа нормативных актов можно сделать вывод и определить основные признаки касательно данного вопроса.
Если говорить проще, то служебная тайна представляет собой информацию, к которой закрыт доступ окружающим, но ею могут воспользоваться государственные власти. Такая информация не разглашается, исключением этому является запрашивание сведений правоохранительными органами. Это могут быть сведения об усыновлении ребенка, характер заболевания пациента, вклады граждан РФ в банки и прочее.
В число людей, которые должны ее соблюдать, входят потенциальные носители и все сотрудники, занимающие должность в гос. органах. То есть это касается членов исполнительной, судебной и законодательной власти. Сюда же относят служащих подведомственных организаций.
Какие сведения можно к ней отнести?
- Важная информация, которая занесена в базу данных и имеет гриф «для служебного использования»
. Она может включать в себя данные о деятельности муниципальных или государственных органов. В свою очередь, этот блок имеет свои разделы, которые вмещают:
- военную тайну;
- информацию по следствию, которая не должна быть обнародована;
- судебную тайну, к которой относится совещание судей и прочее.
- Сведения, которые были получены в ходе выполнения обязанностей сотрудниками
учреждения. Это может быть:
- информация, которая раскрывает некоторые аспекты личной жизни гражданина, подробности о вероисповедании, материальном положении или данные, которые были выяснены в зале суда;
- данные об усыновлении ребенка;
- производственные тайны и другие, касающиеся политики организации и прочее.
Установление тех должностных лиц, которые имеют доступ к информации и обязаны обеспечивать ее конфиденциальность, осуществляется руководством федеральных органов. При этом назначенные сотрудники должны относить служебную информацию к ряду той, которая не должна распространяться.
Касательно организаций к этим данным могут относиться:
- Информация, которая включает в себя детали об учредителях компании, а также все данные прочих работников. Это могут быть данные об опыте работы, наличии судимости, свидетельство о навыках, которыми обладает лицо, наличие деловых связей и профессиональных знаний.
- Информация, которая касается структуры управления, методики обучения набираемого на определенную должность персонала.
- Данные об участии определенного лица в капитале другого предприятия, о том, какими ценными бумагами он владеет и какой вклад с его стороны был сделан. Сюда же стоит отнести и данные о банковских счетах и задолженностях.
- Информация о том, кем производится финансирование компании. При этом не распространяются детали о заключающихся сделках, озвученных суммах и условиях. Сотрудники не имеют права распространять данные о кредитоспособности предприятия. Не подлежат всеобщему оглашению сведения об охране организации и состоянии технической базы.
Из вышеперечисленных примеров можно сделать вывод, что все подобные детали не являются предметом самостоятельных сделок, но при этом они могут стать причиной нанесения ущерба предприятию и существенно понизить его деловую репутацию.
Регламентация по законам РФ
Для того чтобы понять, как законом классифицируется служебная тайна, достаточно открыть первую часть статьи №139 Гражданского кодекса Российской Федерации за 2008 год. Именно там были отражены данные об информации, которая носит потенциальную и действительную ценность. Кроме того, описывается надобность в ее сохранности и нахождении в ограниченном доступе.
Что самое примечательное, таким же нормам соответствует и коммерческая тайна.
Чтобы понять, какое значение в законодательстве имеет служебная тайна на сегодняшний день, необходимо погрузиться в изучение пункта 3 перечня сведений, носящих конфиденциальный характер. Он был утвержден президентом Российской Федерации в 1997 году. Исходя из этого положения, это та информация, которая органами государственности власти была отнесена к ряду секретных материалов в соответствии с законодательством.
Более точного описания рассматриваемого понятия на сегодняшний день нет. Но тем не менее, довольно-таки внушительное количество законов, ведомственных нормативно-правовых и подзаконных актов содержит в себе пункты, которые свидетельствуют о том, что такая информация не должна распространяться .
Отличия от профессиональной тайны
Многие ошибочно считают, что профессиональная и служебная тайна – это приблизительно одно и то же. Такое предположение неверно, так как понятия совершенно неидентичны. Если ознакомиться с 4 пунктом перечня о конфиденциальных сведениях, в первую категорию входит информация, доступ к которой был ограничен конституцией, то есть это:
- переписки, телефонные переговоры и тайна исповеди;
- сюда же относят нотариальные данные, врачебные детали, адвокатские тайны и прочие.
Несмотря на то, что эти данные относятся к профессиональной тайне, они могут стать объектом также и служебной. Происходит это в том случае, если информация получается сотрудниками государственных учреждений, судебных и следственных органов. Например, это может быть запрашиваемая информация об истории болезни истца, все детали переговоров, телефонных звонков и прочее.
В этом случае служебной тайной не может стать информация, которая ввиду своего занимаемого поста была получена адвокатом или священнослужителем. Исходя из 3 и 4 пункта 56 статьи УПК Российской Федерации, они не могут выступать в качестве свидетелей. О конфиденциальности исповеди и адвокатской тайны свидетельствует также статья №69 из ГПК.
Ответственность при разглашении
Должностное лицо, которое нарушило запрет на разглашение данной тайны, ожидает наказание. Это может быть привлечение к уголовной или административной ответственности.
Степень вины и наказание назначается в зависимости от того, каким образом был нарушен режим конфиденциальности и какая информация была раскрыта.
Под административную ответственность попадают должностные лица, которые обладают защищенной информацией о юридическом положении дел определенного лица. При этом разглашение таких данных может стать причиной падения стоимости активов или ценных бумаг. Кроме того, под нее попадают сотрудники предприятия госзаказчика.
В этом случае наказание лица происходит согласно статье 15.21 КоАП РФ. С нарушителя взимается штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей . За невозможностью выплаты следует лишение служебных полномочий максимум на 2 года.
Уголовная ответственность подразумевает наказание в зависимости от степени тяжести нарушения:
- раскрытие тайны об усыновлении подразумевает штраф в размере 80 тысяч рублей или лишение свободы на срок до 120 дней ;
- раскрытие системы безопасности в отношении участников уголовного процесса или судьи карается штрафом в 200 тысяч рублей или до 5 лет заключения ;
- если раскрываются сведения о мерах безопасности, предпринимаемых в отношении лица, занимающего должность в правоохранительных органах, нарушитель обязан выплатить 200 тысяч штрафа или попасть под заключение сроком до 5 лет .