Человек его права и свободы как высшая конституционная ценность. концепция прав. международные стандарты в области прав человека
Конституция РФ рассматривает человека, его права и свободы, как высшую ценность. Конституция РФ 12 декабря 1993 г. ст.2.
Установленные Конституцией положения, свя-занные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Следовательно, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя Российской Феде-рации, образующей основу не только конституционно организованно-го общества, но и правовой защиты этого общества от по-пыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования инди-видуальных интересов и потребностей людей.
Позитивистские конструкции предполагают, что субъективные права являются своего рода созданием законодателя. Особой формой таких прав являются гражданские права, оправданные только волей законодателя. Сторонники позитивизма предполагают, что нет никакой связи между конституционным законом и миром объективных этических ценностей. Сторонники тоталитаризма и неолиберализма придерживаются такой концепции субъективных прав. Первое предполагает, что право законодателя определяет, что хорошо; другие, что - воля народа, определяемая на основе голосования, опросов общественного мнения, или - только воля предположительно лучшего меньшинства.
Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценно-стью должен оказывать определяющее влияние не только на содержа-ние основных прав и свобод человека и гражданина, но и на всю дея-тельность демократического государства, на его компетенцию и потен-циальные возможности. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком.
На практике это этический релятивизм. С другой стороны, сторонники аксиологического обоснования закона предполагают, что источником субъективных прав является объективная ценность, присущая каждому человеку, по своей природе и личностному строю и его способность реагировать на ценности. Среди субъективных прав специальная категория состоит из прав и свобод человека, которые исходят из присущего человеку достоинства. Сторонники этой концепции отвергают принцип юридического нейтралитета и пытаются определить: в каких пределах законодатель должен учитывать моральные нормы, которые применяются независимо от его воли; и какие ценности и какие моральные нормы универсальны и применяются независимо от воли законодателя, то есть существуют сверхконституционные нормы.
6)Правовое государство
В соответствии с Конституцией Российская Федерация явля-ется правовым государством. Конституция РФ 12 декабря 1993 г. ст.1.
Идея правового государства имеет многовековую историю. Она уходит корнями в античное общество. Философская основа теории правового государства была сформулирована немецким философом И. Кантом (1724-1804).
При установлении правовых норм, имеющих универсальный аспект в демократической системе, их обоснование имеет большое значение. Для людей, признающих существование религиозных ценностей, их оправдание - это прежде всего Бог, как высшее, вневременное и совершенное существо, Создатель всего естественного порядка, включая нормы, составляющие моральный порядок. Это метафизическое оправдание. Однако для всех людей - обоих верующих. и неверующие, оправдание предконституционных норм лежит в культурных ценностях, которые подходят для людей в данном культурном кругу.
«Сущность идеи правового государства -- его последовательный демо-кратизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, под-чинение государства обществу. Правовым является такое государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и инсти-тутов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной вла-стью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением. Главное в идее правового государства -- связанность государства пра-вом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государ-ства, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола государства и его органов». Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.С.122.
В то же время для верующих оба типа оправдания вышеупомянутых норм дополняют друг друга. Для закона Европейского Союза это оправдание должно быть в системе человеческих ценностей, основанной на христианском наследии европейских народов. Ценность каждого существа определяется в терминах отношений с другими существами, существующими в реальном мире, которые также отражаются в человеческом сознании. Человеческое развитие в измерении временных ценностей осуществляется через культуру. Культура означает полное развитие истинного человечества в отношениях между людьми, принадлежащими к различным социальным группам, таким как семья, нация, государство, а также религиозная община.
Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем законами и нормами, ко-торым обязаны подчиняться все без исключения государственные орга-ны, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права.
Верховенство закона означает утверждение его господ-ства, т. е. такого положения закона, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты об-щественной жизни без всякого исключения подчинялись бы его нор-мам. «Органы государственной власти, органы местного самоуправле-ния, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблю-дать Конституцию Российской Федерации и законы» Конституция РФ 12 декабря 1993 г. ст 15.
Культурная концепция ценности связана с религией. Религия и культура взаимодействуют друг с другом, но они не могут быть идентифицированы. Их нельзя рассматривать взаимозаменяемо, хотя религия выражается через культуру. Культура касается человеческого развития во временном порядке и религии в аспекте духовной жизни.
Что такое христианские ценности. Имя христианских ценностей обычно используется для описания ценностей, лежащих в основе европейской культуры, в значительной степени сформированных христианами. Христиане, как граждане Европейского Союза, в плюралистическом обществе, сталкиваются с сторонниками неолиберальной концепции ценностей, отрицающих уважение к христианским ценностям в общественной жизни.
Федеративное государство
Территория каждого государства делится на части, которые определяют его внутреннюю структуру, территориальное устройство. В рамках тер-риториального устройства государства складываются система террито-риальных единиц, на которые делится государство, система государст-венных связей между государством в целом и его территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государ-ства в целом, так и каждой из его территориальных единиц.
Полное отрицание христианских ценностей в правовом порядке, начатое во Франции во время либеральной революции, было передано другим странам. Чтобы объяснить свою необоснованность, нужно выделить два подмножества в наборе христианских ценностей. На мой взгляд, есть два уровня этих значений.
Первая из них - это, в частности, христианские ценности, а вторая - универсальные ценности, имеющие характер основных человеческих ценностей, существующих в культурном слое, к реализации которых вносила христианская религия. Важно различать два способа их соблюдения в правовой системе. Основой для различения этих двух подмножеств христианских ценностей являются онтологические и эпистемологические критерии. Оба эти подмножества называются христианами, потому что Иисус Христос показал их нам в своем учении, его деяниях и примере жизни.
Такое устройство территории государства принято назы-вать государственным устройством. Можно сказать, что государственное устройство -- это территориальная организация госу-дарства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым ста-тусом.
Федерация -- это объединение двух или нескольких государств в одно новое государство. Таким образом, федеративное государство представ-ляет собой сложное государство, в состав которого входят другие госу-дарства.
Эти ценности составляют основу христианского гуманизма, характеризующегося тем фактом, что уважение к объективным человеческим ценностям не зависит от свободного решения законодателя штата или воли большинства общества, но признается как реальность, определяющая онтическую структуру человека. Существует также другой способ соблюдения значений, относящихся к каждому из этих подмножеств.
В частности, христианские ценности основаны на богословских предпосылках, отличающих религию и христианскую этику от всех других. Они состоят из правды о реальности и о человеческой деятельности, которую человек изучает в свете Откровения и принимает его с помощью акта веры вместе с правилами поведения, связанными с ним. К этому подмножеству специфически христианских ценностей относится истина веры о достоинстве сверхъестественного человека, который был принесен в жертву Христом на кресте. Человек становится участником этого достоинства через духовное возрождение, которое совершается в нем посредством крещения.
Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, прожи-вающих на территории Российской. Федерации. Суверенитет нации оз-начает ее верховенство и независимость в решении вопросов своей внут-ренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, ее свободное воле-изъявление в избрании формы своей национальной государственности. Так же одна из гарантий государственной целостности РФ - это единство государственной власти. Одновременно это единство выступает в качестве одного из важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации.
Эта категория ценностей также включает этические принципы, состоящие в уважении к каждому человеку и братской любви к каждому человеку, включая врагов. Эта модель поведения была описана Христом в проповеди на горе, в которой он показал модель, которой должны следовать люди, которые подвергаются преследованиям за справедливость, и все же остаются верными принятым идеалам. Этот набор христианских ценностей нельзя навязывать никому, потому что никто не может командовать любовью или героизмом. Церковь регулирует способы достижения этих ценностей через нормы канонического права.
Территориальная автономия в Российской Федерации -- это само-стоятельное осуществление государственной власти находящимися в ее составе национально-государственными образованиями в пределах компе-тенции, устанавливаемой федеральными органами государственной вла-сти при участии соответствующей автономной единицы.
Равноправие субъектов Российский Федерации во взаимоотноше-ниях с федеральными органами государственной власти означает, что все субъекты Федерации обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе Федерации не может быть субъектов, имеющих в данных взаимоотношениях какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся в составе Российской Федерации, равноправны.
Однако он не требует навязывать их с помощью правил, установленных государством, но он передает их людям через обучение. Церковь требует, чтобы все уважали особые христианские ценности в общественной жизни, публично ссылаясь на них с уважением и от государственной власти - гарантию права на экстернализацию их христианами в общественной жизни на основе равенства со всеми согражданами.
Второе подмножество христианских ценностей включает в себя универсальные этические ценности, лежащие в основе гуманистического общественного порядка. Это основные человеческие ценности, которые следует уважать в любой правовой системе, которая стремится быть демократической.
Суверенное государство.
Суверенитет государства -- это свойство государства самостоятель-но и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном обще-нии.
Суверенитет государства проявляется в верховенстве государствен-ной власти, в ее единстве и независимости. В буквальном смысле слово «суверенитет», происходящее от латинского слова supraneitas (от supra-- выше), означает то свойство власти, в силу которого она является высшей, т. е. ее верховенство.
Истина об уникальной ценности человеческой личности, которую мы узнаем в свете божественного откровения и усилия естественного разума, сыграла значительную роль в формировании европейской культуры человеческого достоинства как источника основных прав и свобод человека.
Благо человека - права человека. В учении о человеческих ценностях Церковь сначала ставит социальное измерение человеческой личности, которая является источником прав и свобод для каждого человека; среди прав человека - право на жизнь от зачатия до естественной смерти; а также права на свободу - право на свободу совести и религии. Церковь придает большое значение правам человека на труд и просто оплате за работу.
Верховенство государственной власти выражается в том, что она оп-ределяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государ-ственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан.
Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в совокупности высшую государственную власть.
В дополнение к благу человеческой личности благо семьи является важным компонентом общего блага. Семья, основанная на браке, т.е. длительные отношения между мужчиной и женщиной, является основным сообществом, необходимым для всех людей развивать его не менее, чем политическое сообщество. Семья является объектом основных прав и обязанностей в этическом порядке, аналогичных правам человеческой личности. В этом каталоге, среди прочего, право семьи на существование и наличие необходимых ресурсов для поддержания работы; право на владение ответственностью в области передачи жизни и воспитания детей; право на интимность женской и семейной жизни; право на постоянство брака и институт брака; право исповедовать свою веру и защищать ее; право воспитывать детей в соответствии со своими традициями и религиозными и культурными ценностями с помощью необходимых средств, инструментов и учреждений.
Важным свойством суверенной государственной власти является ее независимость. Независимость государственной власти означает само-стоятельность государства в отношениях с другими государствами.
Защита Российской Федерации и ее суверенитета осуществляется в различных формах: это и в военной -- Вооруженными Сила-ми РФ, они защищают ее государственные интересы и территори-альную целостность; дипломатической -- Президентом и Правительст-вом России, а также защищается государственными органами, которые руководят различными отраслями управления. Одна из важных ролей в охране государст-венного суверенитета возложена на правоохранительные органы. Одно из значимых средств защиты государственного суверенитета Рос-сийской Федерации -- законодательная и другая нормотворческая дея-тельность ее государственных органов.
Третьим компонентом общего блага является блага нации, то есть естественное сообщество людей, которое обычно формируется на основе общего происхождения, как если бы семейные семьи были связаны общими духовными ценностями, такими как язык, традиция, культура и религия. Эти ценности - общее благо, в котором участвуют все нации страны. Нация аналогична человеческой личности в том смысле, что каждая нация имеет свое достоинство, которое она извлекает из достоинства людей, которые ее создают. Поэтому нация является объектом неотъемлемых прав и, в частности, права на самоопределение в отношении того, хочет ли она создать свое собственное государство или создать его вместе с другими странами.
Согласно ст. 1 Основного закона РФ, Россия есть демократическое правовое государство. Это выражается в том, что человек, его права и свободы объявляются высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). Причем признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Человек, его права и свободы как высшая ценность в государстве
Достоинство человеческой личности является основным принципом социального порядка, с которым связаны основные социальные принципы. Этот порядок состоит в том, чтобы защитить свободу и рациональность каждой человеческой личности как субъекта общественной жизни. И основные социальные правила определяют, как сформировать этот порядок, чтобы соответствовать основным этическим ценностям. Среди этих принципов выделяются: принцип общего блага, принцип субсидиарности, принцип солидарности и принцип справедливости.
Принцип уважения общего блага в первую очередь. Какое общее благо в объективном аспекте представляет собой сумму тех социальных условий жизни, которые позволяют группам или отдельным членам достичь своего совершенства более полно и быстро, и, следовательно, также включают права и обязанности, которые относятся ко всему типу человек. Этот принцип заключается в построении такого морального порядка и правопорядка всего сообщества в национальном или европейском масштабе, в котором гарантируются и реализуются права и свободы каждого человека, каждой семьи и каждой нации.
Конституция РФ (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью - фундаментальная норма конституционного строя, образующая основу правовой защиты общества от попыток создать условия для подавления личности. Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью служит ориентиром для дальнейшего совершенствования всей системы основных прав и свобод человека и гражданина в условиях развития демократического общества.
Принцип субсидиарности в вертикальной плоскости заключается в том, что то, что человек может делать по своей собственной инициативе и за счет собственных ресурсов, не может принимать ее на благо общества. Этот принцип понимается в двух аспектах: отрицательный и позитивный. Отрицательный аспект заключается в определении пределов государственного вмешательства и высших социальных структур в деятельности меньших структур и человеческих единиц. Позитивным аспектом является обязательство помогать низшим единицам выше, если по некоторым причинам они не могут выполнять свои задачи.
Нормы Конституции РФ, посвященные основным правам и свободам человека и гражданина, нельзя рассматривать вне связи с принципами признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, нельзя вносить в них изменения или дополнения, противоречащие этому принципу.
Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние на всю деятельность демократического государства. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком.
Если защита человека, его прав и свобод от посягательств со стороны государства является задачей демократически конституированного общества, то защита человека, его прав и свобод от общества с его разнообразными, пользующимися политическим влиянием группами, которое также способно посягать на человека, его права и свободы, - обязанность государства.
Интересы защиты человека, его прав и свобод требуют от государства активных действий и предоставления ему соответствующих прав на случай возможных нарушений прав и свобод человека в повседневной жизни.
Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права. Необходимо усиление гарантий эффективности судебной защиты. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека требуют существенных усилий государства
также в материальной и духовной сферах. Речь идет об обеспечении гражданам прожиточного минимума, о развитии социального обеспечения, школьного образования и здравоохранения. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого человека. Для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции каждого человека, его ответственность перед другими людьми, обществом в целом и государством. Только в этом случае принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества. В демократическом обществе становление личности происходит в условиях свободы, заключенной в определенные рамки. К ним относится, в частности, правовая надстройка общества. Через нее принцип признания человека высшей ценностью формирует у человека определенные нормативные представления о сущности личности, несущие на себе отпечаток той правовой культуры общества, в условиях которой они возникли. Поставить эти представления на службу человеку и обществу - важная предпосылка реализации конституционного принципа признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Ее создание - важное условие, способствующее превращению граждан из объектов воздействия государства и общества в активно действующих субъектов.
Принцип приоритета статуса прав и свобод человека чисто в идеологическом плане. Этот принцип является вторичным по своей природе, в праве есть другие ценности, которые его обуславливают это экономическая система, народовластие и только на их базе можно говорить о правах и свободах. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, это значит, что среди ценностей при прочих равных условиях, надо принимать такое решение, чтобы ценность прав и свобод была в выигрыше. Приоритет именно прав и свобод, но не обязанностей.
49. Конституционно-правовой статус индивида: понятие и элементы.
Правовой статус личности - система закрепленных в нормативно-правовых актах и гарантированных государством прав, свобод, обязанностей, ответственности, в соответствии с которыми индивид как субъект права (т.е. обладающий правосубьек-тностью) координирует свое поведение в обществе.
Термины «личность», «человек», «гражданин», «лицо» используются конституцией и законодательством. В социальном плане они обозначают членов общества. В политическом плане, в соответствии с конституцией, личность выступает в качестве гражданина, лица без гражданства, иностранного гражданина, беженца или вынужденного переселенца. Под правовым положением личности понимается юридический статус гражданина. Правовой статус лица без гражданства, иностранного гражданина - самостоятельные категории, однако, учитывая то, что они формируются на основе правового положения гражданина определенного государства, целесообразно говорить о правовом положении личности в целом. Понятия «правовой статус личности» и «правовое положение личности» равнозначны
Статус индивида складывается: 1) статус человека; 2) статус личности; 3) статус гражданина; 4) статус иностранного гражданина; 5) статус апатрида. 1) Характеризуется совокупностью международных правовых норм, закрепляющих определенное правовое положение человека. К ним необходимо стремится каждому государству. Человек – жив, способен к высшей нервной деятельности, то есть имеет право на жизнь и сохранение популяции. 2) Личность - человек, который осознает: а) себя в обществе; б) общество вокруг себя; в) свои действия, их последствия; г) отвечает за них. 3) Гражданин находится с государством в особой политико-правовой связи, в силу которой они приобретают взаимные права, обязанности, ответственность. Данное определение не соотносится с действительностью, так как гражданин есть всякий, а участником правоотношений должен быть правоспособный и дееспособный индивид, Þ недееспособный не может быть гражданином РФ. 4) Лица, находящиеся на территории РФ, которые не являются гражданами РФ, имеющие доказательства о нахождении в гражданстве иностранного государства. 5) Лица, немеющие доказательств о принадлежности к гражданству ни одного государства. Элементами конституционного статуса индивида являются: 1) права; 2) свободы; 3) обязанности; 4) законные интересы; 5) гарантии прав и свобод.
Существует ряд принципов конституционного статуса индивида в РФ. Эти принципы определяют основные направления политики российского государства. К ним относятся: 1) всеобщность и неотчуждаемость (государство не вправе изъять или ограничить без веских оснований конституционные права и свободы, да и сам человек не может взять на себя обязательство не осуществлять свои права); 2) равенство (равенство всех перед законом предполагает наделение государством своих граждан в равной мере правами и обязанностями без исключения, запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности); 3) непосредственное действие (права и свободы гражданина являются непосредственно действующими, и независимо от существования законодательных актов, конкретизирующих эти права, органы, представляющие различные ветви власти, обязаны их соблюдать); 4) гарантированность, защищенность государством (конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма их защиты, что входит в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления).
Статус индивида складывается:
1) статус человека; (Характеризуется совокупностью международных правовых норм, закрепляющих определенное правовое положение человека. К ним необходимо стремится каждому государству. Человек – жив, способен к высшей нервной деятельности, то есть имеет право на жизнь и сохранение популяции)
2) статус личности; (Личность - человек, который осознает: а) себя в обществе; б) общество вокруг себя; в) свои действия, их последствия; г) отвечает за них.)
3) статус гражданина; (Гражданин находится с государством в особой политико-правовой связи, в силу которой они приобретают взаимные права, обязанности, ответственность. Данное определение не соотносится с действительностью, так как гражданин есть всякий, а участником правоотношений должен быть правоспособный и дееспособный индивид, Þ недееспособный не может быть гражданином РФ)
4) статус иностранного гражданина; (Лица, находящиеся на территории РФ, которые не являются гражданами РФ, имеющие доказательства о нахождении в гражданстве иностранного государства).
5) статус апатрида (Лица, немеющие доказательств о принадлежности к гражданству ни одного государства).
Элементами конституционного статуса индивида являются: 1) права; 2) свободы; 3) обязанности; 4) законные интересы; 5) гарантии прав и свобод
Принцип конституционного статуса индивида в РФ .
1)всеобщность и неотчуждаемость (государство не вправе изъять или ограничить без веских оснований конституционные права и свободы, да и сам человек не может взять на себя обязательство не осуществлять свои права);
2)равенство (равенство всех перед законом предполагает наделение государством своих граждан в равной мере правами и обязанностями без исключения, запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности); 3)непосредственное действие (права и свободы гражданина являются непосредственно действующими, и независимо от существования законодательных актов, конкретизирующих эти права, органы, представляющие различные ветви власти, обязаны их соблюдать);
4)гарантированность, защищенность государством (конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма их защиты, что входит в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления)