Формирование текущих платежей в процедуре конкурсного производства. Текущие платежи по налогам Текущие налоговые платежи в конкурсном производстве
Д.И. Ряховский , проректор по качеству и прогрессивным технологиям Института экономики и антикризисного управления, докт. экон. наук, доцент
А.В. Коцюба , магистрант программы «Налоговая и финансовая политика» Института экономики и антикризисного управления, арбитражный управляющий
Законодательство о банкротстве постоянно совершенствуется. Соответственно, меняется и система уплаты обязательных платежей в различных процедурах банкротства. Поэтому вопрос о порядке и очередности их уплаты не теряет своей актуальности.
При реализации имущества должников, признанных банкротами, с 1 октября 2011 года НДС исчисляется и уплачивается в бюджет покупателями указанного имущества, поскольку с указанной даты именно покупатели признаются налоговыми агентами по НДС. Новые правила введены Федеральным законом от 27.07.2011 № 245-ФЗ и закреплены в пункте 4.1 статьи 161 НК РФ.
По новым правилам при реализации на территории Российской Федерации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с российским законодательством банкротами, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждой операции по реализации указанного имущества.
В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели указанного имущества и (или) имущественных прав (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), которые обязаны расчетным методом исчислить НДС, удержать его из выплачиваемых доходов и уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации имущества банкрота с учетом НДС.
Таким образом, новые правила предусматривают следующий порядок действий покупателя, приобретающего имущество банкрота.
Исходя из цены реализуемого имущества с учетом налога, определяется налоговая база по НДС. Сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом или статьи 164 НК РФ, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.
Например, цена реализации имущества банкрота составляет 16 800 400 руб., следовательно, налоговая база равна 16 800 400 руб.
Расчетным методом вычисляется сумма НДС для уплаты в бюджет. В этом случае, согласно пункту 4 статьи 164 НК РФ, налоговая база умножается на расчетную ставку 18/118 или 10/110. Исходя из условий примера, сумма НДС составит 2 562 772,88 руб. (16 800 400 руб. х 18/118).
Исчисленная сумма НДС удерживается из выплачиваемых доходов и уплачивается в бюджет.
В соответствии с пунктом 4 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами – покупателями имущества должников, признанных банкротами. Согласно пункту 3 той же статьи, уплату исчисленного НДС налоговые агенты производят по месту своего нахождения.
Следует сказать, что пунктом 4 статьи 174 НК РФ установлен особый порядок уплаты НДС при реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками – иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков. В соответствии с данным порядком уплата налога производится налоговым агентом одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств указанным налогоплательщикам. В иных случаях уплата НДС в бюджет налоговым агентом производится в порядке, установленном абзацем 1 пункта 1 статьи 174 НК РФ, за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, при уплате НДС налоговым агентом по приобретенному имуществу должников, признанных банкротами, необходимо руководствоваться указанной выше нормой Налогового кодекса РФ.
Хотя у арбитражных управляющих все время возникает вопрос, правомерно ли вообще удержание НДС с выручки от реализации имущества, входящего в конкурсную массу?
По мнению Минфина России, изложенному в письме от 11.06.2009 № 03-07-11/155, при выполнении арбитражными (конкурсными) управляющими обязанностей налоговых агентов права должников и их кредиторов не нарушаются, поскольку НДС уплачивается в бюджет за счет средств покупателей имущества.
Но совсем недавно в правомерности такого подхода усомнился Президиум ВАС РФ (постановление от 21.06.2011 № 439/11). Рассмотрев дело, в котором конкурсный управляющий перечислил в бюджет НДС с выручки от реализации имущества, бывшего предметом залога, с чем категорически не согласился залоговый кредитор (банк), ВАС РФ сделал следующие выводы.
Первый – возложение обязанности по уплате НДС на организации и предпринимателей, реализующих имущество должника, нарушало положения Закона о банкротстве. НДС в таком случае должен уплачивать сам должник как налогоплательщик в сроки, установленные пунктом 1 статьи 174 НК РФ. При этом обязательные платежи в бюджет уплачиваются с соблюдением очередности, установленной Законом о банкротстве.
В соответствии с пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве требование об уплате указанных платежей относится к четвертой очереди. Преимущественное удовлетворение требования об уплате НДС недопустимо.
Второй – реализуемое имущество являлось предметом залога, и при выделении и уплате НДС арбитражным управляющим нарушались права залогового кредитора на получение удовлетворения обеспеченного залогом требования в установленной пропорции, которая определяется исходя из всей вырученной от продажи заложенного имущества суммы. Основание – пункт 2 статьи 138 Закона о банкротстве.
Внесенные в НК РФ изменения, действующие с 1 октября 2011 года, не решили проблему, озвученную в упомянутом постановлении ВАС РФ. НДС по-прежнему будет уплачиваться из выручки от реализации имущества, составляющего конкурсную массу, а значит, будут нарушаться положения Закона о банкротстве.
Ситуация даже изменилась в худшую сторону: если ранее положения главы 21 НК РФ предусматривали предъявление НДС дополнительно к рыночной стоимости имущества, теперь сумма налога определяется покупателем расчетным путем и удерживается из доходов, зачисляемых на расчетный счет должника. И довод Минфина России о том, что права должников-банкротов и их кредиторов не нарушаются, представляется еще более сомнительным.
Но доказывать свою правоту тем и другим, видимо, по-прежнему придется в суде. Только теперь организации и индивидуальные предприниматели, уполномоченные реализовать имущество должников-банкротов, не будут ответственны за преимущественное удовлетворение требований об уплате НДС в нарушение Закона о банкротстве.
Во-первых, организация-банкрот может перейти на упрощенную систему налогообложения (нормативной базой не установлены ограничения для такого перехода). Так как процедура конкурсного производства, как правило, проходит не в один налоговый период, организация-банкрот вправе написать с 1 октября по 30 ноября заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения и с 1 января, применяя упрощенную систему налогообложения, продавать конкурсную массу без налога на добавленную стоимость.
Во-вторых, организация-банкрот может получить освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со статьей 145 НК РФ. Тогда конкурсная масса также будет реализована без НДС.
В-третьих, реализацию конкурсной массы производить физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями. Однако при использовании этого варианта возникают определенные вопросы, связанные со сложностью участия этих лиц в электронных торгах.
В перечисленных трех ситуациях при реализации конкурсной массы не возникает обязанности по уплате НДС ни у продавца, ни у покупателя. Правда, такие пути подойдут не всем организациям-банкротам. Применение «упрощенки» накладывает существенные ограничения на размер выручки (для организации-банкрота конкурсная масса не должна стоить более 60 млн руб. или реализация конкурсной массы должна происходить в течение нескольких налоговых периодов) и не позволяет применять механизм переноса убытков на будущее, предусмотренный статьей 283 НК РФ. А НК РФ предусматривает еще меньший размер выручки от реализации – не более 2 млн руб. за каждые три последовательных календарных месяца.
Порядок уплаты налогов в других процедурах банкротства
При других процедурах (наблюдении, внешнем управлении) имеют место следующие споры. С момента введения наблюдения в бесспорном порядке на основании инкассового поручения могут быть исполнены только текущие требования по обязательным платежам. Налоговый орган, выполняя это предписание Закона о банкротстве, а также пункта 2 статьи 854 ГК РФ, обязан в инкассовом поручении указывать данные, подтверждающие отнесение взыскиваемых налогов к текущим (дату окончания налогового периода).
В отношении текущих требований взыскиваются налоговые платежи, принудительный срок взыскания которых уже истек, при этом налоговые органы часто указывают в инкассовом требовании не период, за который взыскивается платеж, а срок уплаты (более позднюю дату).
При решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов необходимо учитывать следующее.
В силу пункта 1 статьи 38 и пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.
Объект налогообложения как совокупность налогооблагаемых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.
Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть начислен.
Федеральный закон от 30.12.2008 № 296-ФЗ изменил в Законе о банкротстве понятие текущих платежей и правовой режим обязательств, возникших до возбуждения дела о банкротстве, сроки исполнения которых должны были наступить после введения наблюдения. Исходя из положений абзаца 5 пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 5 и пункта 3 статьи 63 Закона о банкротстве в редакции Закона № 296-ФЗ, текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве. В связи с этим денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в какой процедуре.
Если денежное обязательство или обязательный платеж возникли до возбуждения дела о банкротстве, но срок их исполнения должен был наступить после введения наблюдения, такие требования по своему правовому режиму аналогичны требованиям, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, поэтому на них распространяются положения новой редакции Закона о банкротстве о требованиях, подлежащих включению в реестр.
Уплата налога на доходы физических лиц
При разрешении споров, вытекающих из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом (например, в отношении налога на доходы физических лиц), необходимо иметь в виду следующее.
Требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного у источника выплаты НДФЛ, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, не подпадающее под определяемое положениями статей и Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей.
Данное требование независимо от момента его возникновения в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговом законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве.
Уплата пеней
Требование об уплате пеней, начисляемых в период наблюдения, за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим.
Правило о неначислении пеней распространяется только на требования об уплате обязательных платежей, подлежащих включению в график погашения задолженности, то есть не являющиеся текущими в процедуре финансового оздоровления.
Применительно к внешнему управлению изложенный подход закреплен в абзаце 3 пункта 2 статьи 95 Закона о банкротстве.
При применении предусмотренной абзацем 3 пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве нормы о прекращении начисления с даты открытия конкурсного производства неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника судам следует исходить из того, что это положение применяется как к требованиям, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, так и к текущим требованиям, возникшим до открытия конкурсного производства.
Требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, то есть в очередности, установленной пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве.
Под текущими платежами Федеральный закон от 26.10.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – закон № 127-ФЗ) понимает денежные обязательства, обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом (ст. 5 закона № 127-ФЗ). Основной целью текущих платежей является поддержание на приемлемом уровне жизнеспособности должника. Такой вывод можно сделать из анализа статей 5, 20.7, 134 закона №127-ФЗ
Отличить текущие требования от реестровых можно по дате возникновения денежного обязательства и дате вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом.
Если в конкурсном производстве видно, что восстановление платежеспособности должника невозможно, то текущие платежи должны способствовать эффективному формированию конкурсной массы и наиболее полному погашению требований реестровых кредиторов. Следовательно, текущие требования должны быть в минимальном размере (например, юристы, организаторы торгов, специалисты по подготовке документов к сдаче в архив, коммунальные платежи). И наоборот, если ясно, что текущие обязательства должника выведут его из банкротства, их наличие является желательным (например, закупка сырья для производства готовой продукции и последующего ее выгодного сбыта).
Кредиторы по текущим платежам не являются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Это предполагает отсутствие у них прав на активное управление процедурой, но они могут обжаловать в порядке статьи 60 закона № 127-ФЗ действия (бездействие) арбитражного управляющего, если это затрагивает их права и законные интересы. Они также имеют приоритетную по сравнению с реестровыми кредиторами очередность погашения своих требований. Требования кредиторов по текущим платежам не включаются в реестр.
Под реестровыми требованиями понимают требования, которые возникли до возбуждения дела о банкротстве. Такие кредиторы участвуют в деле о банкротстве и могут, например, голосовать на собраниях кредиторов. Погашение реестровых требований является по сути целью дела о банкротстве, достижение которой невозможно без образования текущих платежей. Чтобы надлежащим образом провести процедуру в деле о банкротстве, в любом случае придется нести затраты на ее проведение.
Реестровые требования в текущие не нужно переквалифицировать, даже если формально происходит замена требования, в таком случае для целей квалификации требования юридически значимой будет дата возникновения первоначального требования. Меры ответственности, обеспечивающие реестровое обязательство, не могут погашаться впереди основного обязательства, они следуют его судьбе.
Формальное прочтение статьи 5 закона № 127-ФЗ позволяет сделать вывод, что текущим может стать, например, реестровое требование в результате новации, совершенной после возбуждения дела о банкротстве; требование о возврате имущества, следующее из расторжения договора (если при отсутствии расторжения требование было бы реестровым); требование из судебного акта, вынесенного после возбуждения дела о банкротстве, которым изменен способ исполнения на взыскание денежной суммы (вместо, например, обязанности должника передать иное имущество); требование о взыскании неустойки, которой обеспечивается реестровое требование, если просрочка допущена после возбуждения дела о банкротстве. На эти и другие вопросы были даны ответы в постановлении ВАС № 63 (пункты по приведенным ситуациям – п. 13, 8, 14, 11 соответственно). ВАС РФ разъяснил, что в перечисленных случаях переквалификация требований в текущие не должна происходить. При этом в постановлении № 63 нет общей позиции о регрессных требованиях (хотя отмечены требования из исполнения по банковской гарантии, аваля по векселю). Поскольку регрессное требование является самостоятельным требованием, а не просто заменой кредитора в существующем требовании, то, формально рассуждая, можно сделать вывод, что через него можно переквалифицировать реестровое требование в текущее (например, подп. 1 п. 2 ст. 325 ГК РФ).
Представляется, что такой подход стоит признать неверным – регрессное требование будет также квалифицироваться как реестровое. В ситуации, когда у должника закрыт реестр (п. 1 ст. 142 закона № 127-ФЗ), лицо, которое должно ответить перед кредитором и вследствие этого приобрести регрессное требование к должнику, может защищать свои права следующим образом.
Первое – отказаться исполнять требования кредитора (в той части, которая повлечет возникновение регрессного требования) со ссылкой на статью 10 ГК РФ – по аналогии с поручительством (п. 52 постановления Пленума ВАС РФ от 12.07.12 № 42).
Понятие текущих платежей создает неопределенность в вопросе, куда относить требования, например, из договора энергоснабжения, предусматривающего ежемесячную поставку энергии и соответствующую помесячную ее оплату. Это касается любых договоров, подразумевающих периодическое исполнение обязанности со стороны кредитора и оплату со стороны должника: аренда, поставка, коммунальные услуги и др.
Первая позиция ВАС РФ, как квалифицировать требования из таких договоров, появилась в постановлении от 05.12.07 № 9658/07 по делу № А50-15710/2006-Г16. В постановлении от 05.12.07 № 9658/07 по делу № А50-15710/2006-Г16.даны разъяснения, что денежное обязательство является специальным понятием, определенным статьей 2 закона № 127-ФЗ, и не является тождественным по своему содержанию понятию обязательства в общегражданском смысле. То есть денежное обязательство возникает с момента, когда у должника возникает обязанность по оплате контрагенту – применительно к каждому периоду отношений. Далее эта идея была зафиксирована в пункте 2 постановления № 63 – текущими будут требования об оплате за те периоды времени, которые истекли после возбуждения дела о банкротстве, не имеет значения, когда был заключен договор.
Если оплата труда производится дважды в месяц 10-го и 24-го числа, а дело о банкротстве возбуждено 21-го числа, то заработная плата за вторую половину месяца относится к текущим требованиям, а за первую – к реестровым.
Аналогично решается вопрос по требованиям об оплате труда, на которых также распространяется режим текущих требований (п. 2 ст. 136 закона № 12-ФЗ). К текущим относятся требования за периоды, истекшие после возбуждения дела о банкротстве. Это касается и выплаты выходного пособия, если увольнение произошло после этой даты (абз. 2 п. 32 постановления Пленума ВАС РФ 22.06.12 № 35). Зарплата выплачивается каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором (ч. 6 ст. 136 ТК РФ). Это и есть расчетный период, от которого следует отталкиваться при квалификации «зарплатного» требования.
Очередность текущих требований определена в пунктах 1 , 2 статьи 134 закона № 127-ФЗ. Такие требования погашаются в приоритетном порядке по сравнению с реестровыми требованиями в порядке пяти очередей. В рамках каждой очереди погашение происходит в календарном порядке по дате их возникновения, а, например, не подтверждения судебным актом. Текущие платежи могут возникнуть с момента возбуждения дела о банкротстве, но статья, определяющая их очередность, размещена в главе о конкурсном производстве, то есть процедуре, когда должник уже признан банкротом. Пленум ВАС РФ разъяснил, что эта статья применяется и в иных процедурах в деле о банкротстве, если у должника недостаточно средств для погашения текущих платежей (п. 40 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.09 № 60). Закон о банкротстве устанавливает специальную очередность, поэтому ст. 855 ГК РФ не применяется (п. 40 постановления № 60).
Вознаграждение арбитражного управляющего состоит из фиксированной суммы и суммы процентов. При этом право на процентное вознаграждение арбитражного управляющего возникает с момента вынесения соответствующего судебного акта, которым определен его размер.
29 сентября вступил в силу Федеральный закон от 29.06.15 № 186-ФЗ, который изменил очередность погашения текущих требований, увеличив число очередей на одну. Новые правила расчетов применяются к процедурам, открытым после 29 сентября, если в рамках дела о банкротстве они еще не начались. Закон также разрешает работникам (в том числе бывшим) обратиться в суд с заявлением о признании работодателя банкротом. Кроме того, работодатель обязан обратиться в суд с заявлением о признании себя банкротом, если появится непогашенная более чем три месяца задолженность по выплате выходных пособий, зарплаты и других выплат работнику.
Первая очередь не изменилась. К ней относятся судебные расходы по делу о банкротстве, требования по выплате вознаграждения арбитражному управляющему, оплата деятельности специалистов, привлечение которых для арбитражного управляющего обязательно в соответствии с законом № 127-ФЗ (например, оценщики, оператор электронной площадки, реестродержатель и т. д.).
К первой очереди также относится оплата услуг кредитных организаций по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете (п. 40.1 постановления № 60). До принятия этих разъяснений арбитражные управляющие сталкивались с нежеланием кредитных организаций обслуживать счета, потому что требования за их обслуживание попадали в четвертую очередь текущих требований (в предыдущей редакции закона № 127-ФЗ), что делало их работу невыгодной.
Вторая очередь изменилась. Теперь это только требования об оплате труда, о выплате выходных пособий и иные сопутствующие требования. Причем погашаются требования как работающих в текущий момент работников, так и бывших работников, если их требования возникли после возбуждения дела о банкротстве. Ко второй очереди также относятся удержания из текущей зарплаты работника по исполнительному документу (например, алименты), НДФЛ, удерживаемый должником как налоговым агентом, и членские профсоюзные взносы (п. 40.1, 41.1 постановления № 60). «Золотые парашюты» топ-менеджмента в части, превышающей установленный трудовым законодательством размер выплат, относятся к реестровым требованиям с соответствующим порядком погашения (п. 2.1 ст. 134, п. 3 ст. 136 закона № 127-ФЗ).
К какой очереди относится требование по арендной плате
Третья очередь (до закона № 186-ФЗ вторая очередь). Это требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим, привлечение которых обязательным не является (например, юристы, бухгалтеры, сторожа). До внесения изменений требования указанных лиц относились ко второй очереди и были равны «зарплатным» требованиям.
Четвертая очередь (до закона № 186-ФЗ третья очередь). К ней относятся коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для деятельности должника (например, оплата электроэнергии, уборка помещений и т. д.). На практике возникают проблемы, к какой очередности относить требования по арендной плате.
Суды относят требования к разным очередям:
– четвертая очередь (ранее третья)
– пятая очередь (ранее четвертая) (определение ВАС РФ от 23.10.12 по делу № А32-25479/2008,
– четвертая или пятая очередь в зависимости от конкретных обстоятельств. Например, были ли текущие платежи необходимыми для деятельности должника.
Пятая очередь (до закона № 186-ФЗ четвертая очередь). К ней относятся иные требования (налоги должника, из договоров, которые не вошли в более приоритетные очереди, неосновательное обогащение, причинение вреда и др.). Сюда же относятся исчисленные в связи с начислением текущей заработной платы суммы страховых взносов в ПФР и иные внебюджетные фонды.
Закон о банкротстве устанавливает конкретные формы предоставления информации для лиц, участвующих в деле (в частности, через собрания кредиторов), и не предусматривает обязанности управляющего предоставлять в индивидуальном порядке сведения и объяснения, если это прямо не предусмотрено законом.
Внеочередные текущие требования. Вопросы, возникающие в ходе процедуры банкротства, нельзя уложить в пять очередей, поэтому есть некоторые отступления от них. Так, расходы на предотвращение техногенных, экологических катастроф, гибели людей могут производиться в нарушение любых очередностей. В основном это касается должников, в конкурсной массе которых есть социально значимые объекты, перечисленные в пункте 6 ст.129 закона № 127-ФЗ. В конкурсном производстве, например, нельзя допустить остановку водоснабжения, водоотведения и технического водоснабжения населенного пункта. Отступление от установленной очередности погашения возможно, если это нужно, в том числе для недопущения гибели или порчи имущества должника либо предотвращения увольнения работников должника по их инициативе. Вне очереди также возвращаются задатки лицам, участвующим в торгах по реализации имущества должника.
Лицам, участвующим в деле, в особенности конкурсным кредиторам, для защиты своих интересов нужно обращать внимание на размер текущих требований к должнику. В частности, на размер таких обязательств перед лицами, привлеченными арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности. Часто арбитражный управляющий привлекает за счет средств должника консалтинговые компании в области права, специалистов по финансовому анализу, сдачи документов в архив и других лиц, привлечение которых не является обязательным.
Для временного и административного управляющего лимиты на привлечение специалистов уменьшены в два раза по сравнению с лимитами для внешнего и конкурсного управляющих (п. 4 ст. 20.7 закона № 127-ФЗ). Лимиты распространяются в целом на соответствующую процедуру независимо от смены арбитражных управляющих в ходе нее.
Для этих случаев установлены границы (лимиты) текущих расходов (п. 3 ст. 20.7 закона №127-ФЗ). Они распространяются на лиц, привлечение которых обязательным не является, и требования перед ними погашаются в порядке третьей текущей очереди. Принцип формирования таких расходов составляет определенный процент от балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве. Такой датой суды признают последний день месяца, предшествующего введению соответствующей процедуры.
Арбитражный управляющий может выйти за пределы лимита, если у него имеется страхование дополнительной ответственности в размере превышения страховой суммы над минимальной страховой суммой обязательного страхования ответственности (п. 3 ст. 20.7 закона № 127-ФЗ). Минимальная сумма ответственности составляет три миллиона (п. 2 ст. 24.1 закона № 127-ФЗ). Некоторые суды толкуют эту норму не как возможность превысить лимит без обращения в суд, а как еще одно необходимое условие для превышения лимита (постановление АС Центрального округа от 27.05.15 по делу № А48-4241/10). Обращение в суд после того, как услуги оказаны и оплачены, свидетельствует о ненадлежащем исполнении арбитражным управляющим своих обязанностей, если это не обусловлено срочностью привлечения соответствующего специалиста. Некоторые суды полагают, что производство в случае его возбуждения по таким заявлениям и вовсе следует прекращать.
Выход за установленные лимиты возможен в двух случаях. Первый – если суд вынес по ходатайству арбитражного управляющего определение о привлечении лиц, оплата услуг которых приведет к превышению лимитов (п. 6 ст. 20.7 закона № 127-ФЗ). Второй – наем должником работников по трудовым договорам, поскольку это не подпадает под действие норм о лимитах (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.09 № 91).
Если конкурсный кредитор полагает, что специалист привлечен необоснованно не в соответствии с целью процедуры банкротства и обязанностями арбитражного управляющего, его стоимость завышена (даже если его привлечение обязательно) или превышен лимит на привлеченных лиц, он вправе подать заявление о признании незаконными действий арбитражного управляющего (п. 5 ст. 20.7, п. 1 ст. 60 № 127-ФЗ). Кредитор может взыскать убытки с арбитражного управляющего из-за необоснованно привлеченных специалистов (п. 53 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.12 № 35, п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.09 № 91). Потребовать возмещения можно в рамках этого же спора, объединив требования в одном заявлении (ст. 130 АПК РФ), или инициировать самостоятельный спор. В любом случае спор будет рассматриваться в деле о банкротстве в порядке статьи 60 закона № 127-ФЗ. Иногда суд по собственной инициативе направляет в правоохранительные органы информацию о том, как были распределены средства в ходе конкурсного производства.
Похожих статей пока нет.
После начала производства процесса о финансовой несостоятельности у должника возникают определенные текущие платежи при банкротстве. Они предъявляются по требованию кредиторов по товарам, работам и услугам. И при этом погашение долгов включает в себя не только выплату средств, присутствующих в судебном решении, но и тех, что возникают во время исполнения судебного решения.
Основные положения о текущих платежах
В российском законодательстве текущие платежи при банкротстве определяются как денежные долги и обязательные выплаты предприятия, учреждения или физического лица, признанного банкротом. Для урегулирования их порядка назначается управляющий, который после срока подачи искового заявления в суд или постановления суда удовлетворяет требования кредиторов согласно очереди.
Как правило, вопрос об очередности платежей по кредитным задолженностям и новым образовавшимся обязательствам стоит остро, так как после закрытия частного предприятия неизбежно возникают новые, ранее не учтенные обязательства.
Требования кредиторов
Но возможны и варианты, когда требования кредиторов по текущим платежам при банкротстве не включаются в реестр требований. Текущие долги кредиторам не признаются к исполнению, а кредиторы по текущим платежам не являются субъектами, участвующими в деле о банкротстве.
Такое происходит при выполнении определенных процедур в деле о признании должника финансово несостоятельным. Выплаты кредиторам по требованиям о текущих платежах в таком случае производятся в установленном законом порядке. Кредиторы такого формата имеют право обжаловать работу арбитражного управляющего в суде, если его действия нарушают их законные права.
Подразделение денежных и не денежных требований
Текущие платежи в деле о банкротстве делят на денежные и не денежные выплаты. Их деление происходит по определенным характеристикам. Так, имущественные притязания не денежного характера трудно охарактеризовать в минимальном размере, который создаст угрозу возникновения банкротства. А денежные требования в этом плане легко определяют нужную сумму долга, при котором предприятие или физическое лицо объявляется несостоятельным.
Кредиторы с денежными требованиями имеют право на такое количество голосов на собрании, которое сопоставимо с их требованиями в части полной суммы задолженности. А для права участия не денежных кредиторов в собрании, их требования по возможности выражаются в денежном эквиваленте, и тогда все препятствия для получения количества голосов снимаются.
Стандартные текущие платежи в процедуре банкротства
Чаще всего к оплате должником выставляются такие виды задолженностей:
- зарплаты, компенсации, выходные деньги работникам, уволенным по сокращению или по причине ликвидации учреждения;
- размороженные налоговые выплаты, ранее приостановленные по причине признания банкротства;
- приостановленные на время срока судебного разбирательства штрафы, неустойки и санкции, теперь требующие оплаты как текущие платежи при банкротстве;
- денежные долги за товары, услуги и работы, поставленные ранее срока признания банкротом;
- долговые выплаты кредиторам за товары, услуги и выполненные работы по документам наступившие после признания должника неплатежеспособным;
- лизинговые выплаты, срок которых наступит после признания банкротства;
- долги по оформлению судебных бумаг, издержек, юридических действий нотариуса, адвоката;
- неустойки и штрафы, возникающие во время реализации имущества должника, находящегося под арестом.
Выплата заработной платы является первостепенным требованием и удовлетворяется в положенные сроки и в размере полных сумм. Текущие платежи при банкротстве в части зарплаты могут быть уменьшены путем замораживания тех сумм, которые превышают установленный законом лимит выходных пособий или оплаты работ.
Дополнительные категории, относящиеся к стандартным требованиям
К основным требованиям относят еще два подвида стандартных требований, не включаемых в реестр текущих платежей при банкротстве. В основной реестр их не вписывают, но оплата производится отдельным порядком:
- К исполнению принимаются требования по выплате обязательств, возникших по договорным документам, условия которых не могли предвидеть производства дела о банкротстве, но их срок оплаты наступает после судебного решения.
- Платежи, проводимые непосредственно по договорам с кредитными поставщиками или государственными учреждениями, которые заключаются до суда, а срок исполнения наступает после признания банкротства.
Кредиторы такого порядка не признаются имеющими право голоса на собраниях кредиторов. Они не принимают участие в распродажах арестованного имущества, не допускаются в качестве участников по делу о признании неплатежеспособности должника. Их требования в части выплат удовлетворяются по мере их возникновения.
Закон о признании несостоятельности
В законодательно-правовых актах рассматриваются все характерные детали дела о признании банкротом несостоятельного дебитора. В статьях разъяснительных документов регламентируются текущие платежи при банкротстве. Очередность определяется строго в соответствии с буквой закона. Для ведения дел по выплатам кредиторам назначается арбитражный управляющий.
Ответственность управляющего во многом определяет дальнейшее течение событий по выполнению судебных требований. И иногда кредиторы подают встречные претензии в арбитражный суд по бездействию управляющего, повлекшего за собой ущерб по выплатам. Если судебные органы признают его невиновным, то требования направляются непосредственно к самому управляющему. В таком случае кредиторы претендуют не только на оплату текущих задолженностей, но и на возмещение ущерба, возникшего из-за того, что не проводятся текущие платежи в деле о банкротстве.
Примером таких невыплат являются задолженности по выплате текущих пенсионных денег служащим пенсионерам или другим кредиторам. Подобные разбирательства осуществляются и в строительной сфере по делу о банкротстве застройщика, где оплата производится всем задействованным кредиторам, в порядке очередности. Поэтому уполномоченный внимательно относится к законодательству и не допускает возникновения санкций.
Выплаты происходят неравномерно
Но последние кредиторы в очереди чаще всего не дожидаются выплат. Отсюда очевидно, что права второстепенных кредиторов ограничены, по сравнению с первостепенными.
Очередность платежей, определенных в реестре
Первой по очередности выплат стоит:
- оплата судебных издержек по ведению дела о банкротстве;
- оплата непосредственных кредиторов;
- выплаты конкурсному управляющему или тем, кто работал вместо него.
Вторая очередь предусматривает:
- выплаты, заработной платы и выходных пособий;
- оплата услуг дополнительных работников по ведению судебного разбирательства.
В третьей очереди производят выплаты:
- оплату коммунальных услуг;
- лизинг и аренду;
- налоговые обязательства;
- замороженные суммы и надбавки к выходным пособиям;
- санкции, неустойки, пеню, штрафы.
Четвертая очередь существует для остальных требований кредиторов к банкроту.
Порядок действий при взыскании долгов
Как происходит предъявление требований, определяет закон о банкротстве. Текущие платежи взыскиваются по выбранной разъяснительными документами схеме. Вначале в письменной форме подается требование должнику или к заменяющему его управляющему. В этом документе содержатся сведения о том, когда возникает долг - в частности, до суда или после.
К этому требованию в обязательном порядке добавляются документы, подтверждающие возникновение долгого обязательства после того, как иск в суд о банкротстве уже подан. Если требование удовлетворяется и отношение управляющего лояльное, то необходимость в дополнительном иске в арбитражный суд отпадает. Действия управляющего в этот момент заключаются во включении должника в дополнительный реестр и подаче банку счета на списание требуемой суммы в пользу кредитора.
Если требование управляющим не удовлетворяется и он отказывает в проведении выплаты, тогда подают отдельное требование в судебные органы и получают положительное решение. Для этого стараются подтвердить документами, что платежи носят текущий характер. Взыскание текущих платежей в деле о банкротстве происходит после того, как суд определит, к какой очереди выполнения относится данное требование. Оплачивается оно согласно календарной очереди.
Решение суда
Постановлением суда кредитор занимает место в общей очереди или ставится управляющим в дополнительный список. Решение суда является обязательным для исполнения арбитражным управляющим. Если же он игнорирует его, то после решения суда возникают неустойки и пени, а самовольное бездействие управляющего рассматривается как причинение материального вреда.
Если суд вынес решение, из которого не видно, к какой очереди отнести кредитора, в указанную инстанцию обращаются снова с просьбой вынести письменное определение с подробными указаниями.
Сроки платежей
Выплаты денежных обязательств производятся в сроки, предписанные судебным решением, при этом расписывается очередность. В первую очередь проходит конкурсное мероприятие, в определенное время, затем, при поступлении средств от конкурсного управляющего, соблюдаются периоды платежей.
Продление или перенос времени выплат производится строго по согласованию с управляющим. Существует определенное требование к текущим платежам - банкротство предприятия означает, что уволенным работникам в обязательном порядке выплачивается зарплата и пособие, хотя эти выплаты не относятся к текущим. Но при этом надбавки сверх нормы оплачивают только в третьей очереди.
Положения о банкротстве физических особ
Документы в суд о признании должника банкротом подаются в том случае, если требование по выплате долга или суммарные требования кредиторов составляют более 500 тысяч рублей, а платежи не производятся более 3 месяцев.
Вопрос перед судом о признании частного гражданина банкротом ставится самим гражданином - одним или группой его кредиторов, - а также государственным органом, специально для этого уполномоченным.
После признания физического лица банкротом в некоторых случаях заключается мировое соглашение. Если этого не происходит, то текущие платежи при банкротстве физического лица происходят при введении реабилитационных процедур.
Первое подразумевает реструктуризацию долговых обязательств. Она проводится для улучшения платежной способности. Составляется план, по которому выплаты производятся так, что должник рассчитывается с кредиторами, при этом, не влезая еще в большую долговую яму.
Вторым способом реабилитации является реализация арестованного имущества физического лица для удовлетворения требований кредиторов, поставщиков товаров и услуг. Для выполнения всех процедур, положенных при банкротстве, назначается финансовый управляющий, он назначается судом как арбитражный управляющий.
Последствия признания физического лица банкротом
Гражданин, признанный банкротом в судебном порядке, в течение пяти лет не заключает договора, по которым он выступает дебитором, без указания факта банкротства. Гражданин в течение трех лет поле признания его неплатежеспособным лицом в финансовом плане не работает в управленческой системе юридического лица.
В течение пяти лет банкрот не скрывает, что к его долговым обязательствам применяется реструктуризация при покупке товаров и недвижимости в кредит.
Суд в некоторых случаях выносит решение о временном запрете покидать границы государства. Это ограничение действует до тех пор, пока не прекращается производство по банкротству или в случае подписания мирового соглашения.
После признания физического лица банкротом все его имущество арестовывается и передается в конкурсную массу. Не подлежит передаче то имущество, от продажи которого не происходит существенное удовлетворение требований, а также вещи, определенные в перечне законодательных документов.
В заключение следует сказать, что законные меры по признанию предприятия или отдельного гражданина банкротом направлены на облегчение оплат должника, несмотря на большое число изменений. Закон, по большому счету, находится на стороне должника, а не кредитора. Это проявляется как в гарантиях гражданам, так и в простоте процедуры, не требующей от должника сложных действий или больших затрат.
Такое явление как банкротство, к сожалению, не только свойственно отечественной экономике, но и довольно широко встречающееся. По подсчетам специалистов на сегодняшний день существует определенная закономерность — 2/3 созданных компаний прекращают деятельность спустя 2 года после своего образования именно путем признания их банкротами.
Несостоятельность как экономическое явление
Банкротство предприятия выступает итогом развития кризиса в отношении финансов. Компания поначалу периодически, а затем стабильно не способна удовлетворять кредиторские требования, включая обязательные выплаты. Рыночная экономика столетиями нарабатывала систему диагностики, контроля и определенной защиты компаний от краха (система банкротства). Подобная неизбежная, по сути, экономическая процедура, отражающая состояние национальной государственной экономики страны — наиболее актуальная проблема для разных государств. Таким образом, поиск продуктивного преодоления процесса банкротства также не теряет своей актуальности по сегодняшний день.
В немалой степени реализация мер по контролю и защите от банкротства зависит от степени развития законодательства в данной области.
Формирование подобных механизмов защиты с учетом зарубежного опыта в РФ началось в 1992 г. с Указа Президента РФ касательно поддержки и оздоровления несостоятельных госпредприятий и ввода прочих правовых актов, определяющих отношения компаний в финансовой сфере, а также государственных органов, реализующих контроль и управление госимуществом.
В настоящее время вопросы банкротства предусматривает специальный закон о несостоятельности. Этим нормативно-правовым актом регламентируются основания для того, чтобы признать должника-юрлица, ИП или гражданина несостоятельным (банкротом), а также предусматриваются порядок и условия осуществления процедур по предупреждению банкротства и организация непосредственной реализации банкротства. Юрлицо, которое являет собой коммерческую организацию, кроме казенного предприятия (ст. 65 ГК РФ), а также юрлицо, которое действует как потребительский кооператив или благотворительный фонд, судебным решением может быть признано банкротом.
С юридической точки зрения как процедура банкротство состоит из реализации мероприятий, которые нацелены на удовлетворение кредиторских требований. Обычно возбуждение непосредственного процесса банкротства инициируется кредиторами в ходе исполнительного производства в результате нескольких неэффективных попыток по возвращению долга.
Из этого следует, что банкротство является ответственностью фирмы, которая возникает при ее несостоятельности по уплате задолженности кредиторам. Данную процедуру способны инициировать как кредиторы, так и сами должники, обладающие серьезными долгами перед кредиторами. В такой ситуации банкротство будет выступать необходимой защитной реакцией, устремленной на сохранность своих активов и деятельности компании.
Руководит процедурой банкротства арбитражный управляющий, назначение которого происходит в судебном порядке. Им осуществляются правомочия, регламентируемые законом и проводятся все предписанные мероприятия. Итогом проведения процедуры банкротства является то, что фирму также в судебном порядке объявляют банкротом, после чего следует реализация целого комплекса необходимых мер.
Общая очередность
Самая важная цель законодательства о банкротстве - справедливость в распределении денежных средств между сторонами. Однако это «справедливое распределение» в данном случае также зачастую выступает предметом споров специалистов в области права и финансов.
Иногда бывает сложно предоставить кредиторам одинаковые юридические возможности для осуществления своей экономической заинтересованности, включая ситуации, при которых имущества задолжавшего не хватает для раздела между кредиторами по справедливости.
Вопросы пропорционального раздела конкурсной массы при конфликте в конкурсном производстве законных интересов различных кредиторов нашли отражение в нормах права. Так, закон делит их требования согласно критериям очередности. Вместе с тем для каждой соответствующей очереди кредиторов устанавливаются свои нюансы правового урегулирования в контексте отдельных процедур банкротства.
Первые
Среди кредиторских требований в рамках текущих платежей предусмотрена очередность, а погашение долгов одной очереди реализуется исходя из календарной очередности.
Подлежащие первоочередному удовлетворению кредиторские требования – это требования лиц, перед которыми согласно правовых норм действующего законодательства РФ компания-должник ответственна за причинение их жизни, а также здоровью определенного ущерба.
Кредиторские требования 1-ой очереди обязаны заноситься в реестр кредиторских требований как долги перед теми гражданами, перед которыми у компании-должника непосредственно есть ответственность за ущерб их жизни и здоровью. В том случае, если гражданин на это согласен, его право требования в сумме капитализированных повременных выплат переходит к РФ – конкурсный управляющий просто зачисляет соответствующие денежные средства уполномоченной Правительством РФ компании-кредитору.
Вторые
В очереди на удовлетворение кредиторских требований, которые включены в реестр, расчеты, касающиеся выплат выходных пособий, вознаграждений авторам.
Зарплаты также занимают второе место по важности и очередности распределения денежных средств должника.
Последующие
Банкротство является последствием финансовой нестабильности и, как следствие, отсутствия возможности гасить долги. Поэтому зачастую те, чьи притязания не относятся к разряду первоочередных, вынуждены долго ждать возврат своих денег. И не всегда успешно.
Что касается текущих платежей, то в третью очередь занимаются удовлетворением требований по коммунальным платежам и эксплуатационным выплатам, которые нужны для функционирования компании-должника.
И, наконец, четвертая очередь – все остальные требования по другим текущим платежам.
Удовлетворение требований кредиторов
Обратите внимание, что требования каждой из кредиторских очередей выполняются исключительно после того, как будут выплачены кредиторские требования очереди предыдущей, причем в полном объеме.
В случае нехватки имущества компании-банкрота, его раздел при ликвидации между кредиторами проводится пропорционально суммам их требований, которые подлежат удовлетворению (если законодательство не предусматривает другое).
Долг перед кредиторами первых четырех очередей выплачивают после того, как утвержден ликвидационный баланс, перед остальными – спустя месяц с даты его утверждения. Согласно общему правилу кредиторские требования обязаны удовлетворяться деньгами компании.
При нехватке у фирмы денег, ликвидационная комиссия распродает имущество компании-банкрота на публичных торгах (организацию и проведение таких торгов регламентирует закон «Об исполнительном производстве»). Подготовкой и порядком проведения , в соответствии со ст.62 вышеуказанного закона, занимаются особые организации, обладающие правом на совершение сделок с недвижимым имуществом (с такими субъектами заключают соглашение). Данная процедура инициируется ликвидационной комиссией.
В первую очередь
Согласно ст.64 ГК РФ, очередность по удовлетворению кредиторских требований при ликвидации компании устанавливается следующая.
Первоочередно выполняются требования кредиторов, перед которыми компания-банкрот отвечает в рамках нанесения их здоровью или их жизни ущерба.
Если таковых не оказалось, долги распределяются в порядке последующей иерархии задолженности.
Второстепенные обязательства
При наличии денежных средств или имущества у банкрота и отсутствии долгов перед кредиторами первой очереди суммы распределяются так:
- Вторая очередь – оплата трудовой деятельности работающих по трудовым договорам (контрактам) граждан.
- Третья очередь – удовлетворение кредиторских требований по обязательствам, в качестве обеспечения которых использовалось залоговое имущество компании-банкрота.
- Четвертая очередь – покрытие задолженности в различные фонды и бюджет (обязательные выплаты).
- Пятая очередь – расчеты согласно действующему законодательству с прочими кредиторами.
Оплата налогов и сборов по порядку
Законом установлена очередь по удовлетворению кредиторских требований, которая зависит от времени возникновения долга, разновидности платежа, статуса компании-должника в налоговых отношениях (процедура уплаты таких платежей предусмотрен законом “О несостоятельности”).
В порядке, который предусматривается для кредиторов 4-ой очереди (согласно ст. 110 Закона), удовлетворяются кредиторские требования по выплатам тех обязательных платежей, по которым компания-должник выступает плательщиком налогов, и которые возникли до судебного решения о признании компании-должника несостоятельной.
Требования, касающиеся уплаты возникающих после вынесения судебного решения о банкротстве обязательных платежей, будут удовлетворяться после кредиторских требований, заявленных в положенный согласно п. 4 ст. 114 Закона срок. Вместе с удовлетворением кредиторских требований той очереди, к которой кредитор-налогоплательщик непосредственно относится, обеспечивается уплата обязательных платежей должником-налоговым агентом.
Так, покрываются вне очереди расходы, по выплате в бюджет подоходного налога, который удерживается с трудящихся, и страховых взносов граждан в ПФ, если обязательства их уплаты возникли в рамках конкурсного производства, а также внешних управления и наблюдения. При возникновении этого обязательства до постановления соответствующего решения суда, расходы будут покрываться в порядке, который предусмотрен для погашения требований по оплате трудовой деятельности (ст. 108).
Внеочередные платежи
Вне очереди погашаются в соответствии с п. 1 ст. 106 Закона:
- все судебные затраты;
- текущие эксплуатационные платежи и оплата коммунальных услуг банкрота;
- траты по выплате арбитражным управляющим причитающегося вознаграждения;
- удовлетворение кредиторских требований по обязательствам компании-должника, появившимся в рамках управления, а также наблюдения и конкурсного производства.
Что касается порядка платежей по таким внеочередным требованиям, его предусматривает ст. 855 ГК РФ. Кроме того, как предусмотрено в ст. 134 закона о несостоятельности, в конкурсном производстве кредиторские требования по текущим платежам должны выплачиваться внеочередно из конкурсной массы, однако преимущество отдается кредиторам, чьи запросы появились еще до принятия заявления о признании компании несостоятельной.
Предприятие подало заявление на банкротство 10 октября 2016 года, в суде было рассмотрено и принято решение о принятии процедуры наблюдения 09 января 2017 года.С 9 января 2017 сняты инкассовые поручения со счетов (об уплате налогов ПФР, ФСС) какие платежи по налогам будут считаться текущими.
все платежи организации теперь нужно разделить на совершенные до 9 января 2017 г. и после 9 января.
Текущими платежами являются обязательные платежи, обязанность уплатить которые возникла после даты принятия заявления о признании должника банкротом, после возбуждения процедуры банкротства (п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве). Эти требования не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Соответственно, обязанности по уплате налогов и взносов, которые возникнут у организации после признания ее банкротом, будут относится к текущим платежам и не включатся в реестр требований кредиторов . Они будут взыскиваться вне рамок процедуры банкротства в обычном порядке, то есть налоги будут взысканы в соответствии со статьей 46 НК РФ, если задолженность взыскивается за счет денежных средств, или согласно статье 47 НК РФ, если требования удовлетворяются за счет иного имущества налогоплательщика.
При этом нужно учитывать даты, когда законодательством установлена уплата конкретных налогов и взносов. Так, например, срок уплаты НДС за 4-й квартал 2016г. установлен 25 января, 25 февраля, 25 марта 2017 г. (по 1/3 от суммы налога, начисленного за 4 квартал). Соответственно, все платежи по НДС за 4-й квартал будут относится к текущим платежам. А последний платеж по НДС за 3-й квартал должен был быть совершен до 26 декабря 2016 г., и он к текущим платежам не относится.
Сроки уплаты взносов в фонды за 4-й квартал 2016г. должны быть совершены не позднее: 15 октября (за сентябрь), 15 ноября (за октябрь), 15 декабря (за ноябрь), 15 января (за декабрь). Соответственно, взносы за декабрь относятся к текущим платежам, остальные взносы за 4 квартал – нет.
Если обязательства по уплате налогов и взносов возникли раньше 9 января, требования по ним включаются в реестр требований, и погашаются в порядке очередности, установленной п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве.
Налоговые платежи в этом случае относятся к третьей очереди, но ст. 137 Закона о банкротстве устанавливает новый порядок их погашения. Теперь обязательные платежи (налоги) не погашенные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, погашаются вне очереди (п. 2 ст. 137 Закона о банкротстве).
Санкции за неуплату налогов (пени, штрафы) учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Как организации перечислить налог в бюджет
Штрафы за неуплату налогов
Внимание: за неуплату налогов организацию и ее должностных лиц накажут. За это правонарушение предусмотрена налоговая, административная и даже уголовная ответственность.
Налоговая ответственность
Налоговые инспекторы вправе оштрафовать организацию. Однако сделать это они могут исключительно за полную или частичную неуплату налога по итогам налогового периода. На сумму неуплаченных авансовых платежей штрафы не начисляют (п. 3 ст. 58 НК РФ).
Штраф составит 20 процентов от суммы недоимки. Если инспекторы докажут, что неуплата была умышленной, то штраф возрастет до 40 процентов. Это следует из Налогового кодекса РФ.
Если организация не перечислит налог, выступая в роли налогового агента, то оштрафуют ее также на 20 процентов от суммы ().
Требование об уплате штрафных санкций налоговая инспекция направит организации в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по результатам налоговой проверки ( , п. 6 ст. 6.1 НК РФ).*
Административная ответственность
Бывает, налог не заплатили из-за грубого нарушения правил бухучета: когда налог неправильно начислили и его сумма была искажена не менее чем на 10 процентов. Тогда суд может дополнительно привлечь руководителя организации или главного бухгалтера к административной ответственности. Штраф в этом случае составит от 2000 до 3000 руб. ().
В каждом конкретном случае виновного в правонарушении устанавливают индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности ().*
Обычно виновным признают главного бухгалтера или того, кому его обязанности переданы. Руководителя же организации признают виновным в следующих случаях:
- если в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. № 77-ад06-2);
- если учет ведет и рассчитывает налоги специализированная организация. Например, аудиторская компания (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18);
- если причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен ().
На практике налоговая ответственность в отношении организации может применяться одновременно с административной ответственностью к ее должностным лицам. То есть за одно и то же нарушение организацию штрафуют по статье или Налогового кодекса РФ, а директора или главбуха – по Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В дальнейшем штрафы могут быть оспорены в суде. И если арбитражный суд отменит налоговую ответственность в отношении организации, то мировой суд, в который обратится директор или бухгалтер, должен снять ответственность и с этих должностных лиц. Основание: подтвержденное арбитражным судом отсутствие состава правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). К такому выводу пришел Верховный суд РФ в постановлении от 1 декабря 2014 г. № 80-АД14-8 .
Уголовная ответственность
Если инспекция докажет, что неуплата налога стала результатом преступления, суд может приговорить виновных к уголовной ответственности по статьям и Уголовного кодекса РФ.
При этом виновными могут признать не только руководителя и главного бухгалтера организации, но и других лиц. Тех, что содействовали преступлению. Говоря по-простому, пособников и подстрекателей. Например, бухгалтеров, умышленно искажавших первичные документы, или налоговых консультантов, советы которых привели к совершению преступления. Такие указания содержатся в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64 .
ИЗ ЗАКОНА ОТ 26.10.2002 № 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве)
«Статья 3. Признаки банкротства
1. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
3. Положения, предусмотренные пунктами 1 и настоящей статьи, применяются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Статья 4. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей
1. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату открытия конкурсного производства.
Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, выраженных в иностранной валюте, определяются в рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
В целях участия в деле о банкротстве учитываются требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых не наступил на дату введения наблюдения.
Статья 5. Текущие платежи
1. В целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.
2. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
3. Удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, производится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.832
4. Кредиторы по текущим платежам вправе обжаловать действия или бездействие арбитражного управляющего в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, если такие действия или бездействие нарушают их права и законные интересы.
Статья 6. Рассмотрение дел о банкротстве
1. Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.
2. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее трехсот тысяч рублей, к должнику-гражданину - не менее десяти тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные статьей 3
Требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.
Статья 16. Реестр требований кредиторов
1. Реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель.
Реестр требований кредиторов в качестве реестродержателя ведется профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг.
Реестродержатель обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральными стандартами, касающимися содержания и порядка ведения реестра требований кредиторов.
6. Требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.
Статья 63. Последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения
1. С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия:
требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;
Статья 134. Очередность удовлетворения требований кредиторов
1. Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.
В случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.
4. Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также расчеты по иным установленным настоящим Федеральным законом требованиям;1
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;2552
в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам.14
После расчетов с кредиторами третьей очереди производятся расчеты с кредиторами по удовлетворению требований по сделке, признанной недействительной на основании пункта 2 статьи 61.2 и пункта 3 статьи 61.3 настоящего Федерального закона.
Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога в порядке, установленном статьей 138 настоящего Федерального закона.
Статья 137. Требования кредиторов третьей очереди
1. При определении размера требований кредиторов третьей очереди учитываются требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.2549
2. В случае, если должником в период после вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства не в полном объеме уплачены обязательные платежи, требования, не погашенные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, погашаются вне очереди.101
3. Требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.9085
4. Особенности учета и удовлетворения требований кредиторов третьей очереди по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, определяются статьей 138 настоящего Федерального закона.202
5. Особенности определения размера требований кредиторов, возникающих из финансовых договоров, определяются статьей 4.1 настоящего Федерального закона».
Есть законный способ избавиться от налоговой недоимки через банкротство
Самые подходящие способы банкротства с налоговой недоимкой
Банкротство – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме выполнить требования кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам в течение трех месяцев (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ).
Это при размере долга компании более 100 000 руб. Банкротство – единственный законный способ ликвидации предприятия с долгами. И встатье 142 закона о банкротстве (Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ) сказано, что при завершении этой процедуры долги считаются погашенными.
Есть три способа ведения процедуры банкротства. Самый оптимальный способ для тех, кто не может расплатиться с налоговыми долгами, – это банкротство по заявлению должника. Компания сама подает в арбитражный суд заявление о банкротстве. И для нее невыгодно, чтобы это заявление инициировала налоговая инспекция, так как тогда процедура банкротства станет неуправляемой.
Еще один подходящий способ – банкротство по заявлению кредитора. Любой кредитор может обратиться с заявлением о банкротстве в арбитражный суд. Правда, в том случае, если у него есть вступившее в силу решение суда о присуждении ему суммы долга. Причем к заявлению нужно приложить исполнительный лист. Если кредитор дружественный должнику, то этот способ позволяет получить контролируемую и быструю процедуру банкротства.
Дружественные должник и кредитор могут использовать этот способ в своих целях. Например, для оптимизации налога на прибыль и НДС. Скажем, банкротство по заявлению «своего дружественного кредитора» позволит не только ликвидировать ставшую ненужной холдингу компанию, но и позволит списать задолженность должника-банкрота перед кредитором, то есть включить в состав внереализационных расходов в целях уменьшения базы по налогу на прибыль эту безнадежную задолженность как нереальную ко взысканию вследствие признания должника банкротом и его ликвидации. Это Налогового кодекса РФ.
Есть еще упрощенная процедура банкротства. Это когда ликвидационная комиссия в ходе добровольной ликвидации компании выявляет признаки банкротства и обращается в арбитражный суд с заявлением о банкротстве (см. образец). Зачастую этот способ используют для того, чтобы ускорить процедуру банкротства и миновать стадию наблюдения. Отмечу, что если компания ликвидируется добровольно, но у нее есть явные признаки банкротства (например, крупный кредит на фоне уменьшения оборотов, налоговая недоимка), то ее могут заподозрить в фиктивном банкротстве. Поэтому перед банкротством нужно провести анализ фактического состояния компании, ее финансовых показателей, чтобы защитить бизнес от ненужных рисков.
Добровольная ликвидация очень рискованная. Так как при ней всегда проводится налоговая проверка, которая чаще всего заканчивается налоговыми доначислениями.
Приведу пример из нашей практики. Клиент выбрал добровольную ликвидацию и был уверен, что пройдет налоговую проверку. При этом все первичные документы за три года у него сгорели, о чем имелся акт МЧС. В результате проверки ему доначислили недоимку, пени и штрафы на сумму 64 млн руб. по расчетам с однодневками, несмотря на отсутствие первички. Инспекторы воспользовались выписками из банка по счетам и имеющейся у них налоговой декларацией. Кроме того, по статье 31 НК РФ они определили суммы налогов расчетным путем на основании всей информации о компании, которая у них была, а также данных о других аналогичных компаниях.
– При каких признаках директор компании обязан подать заявление о банкротстве?
– Есть четыре таких признака. Они приведены в статье 9 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ. Итак, генеральный директор компании обязан подать заявление в арбитражный суд, если:
– удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приведет к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
– учредители должника приняли решение об обращении в арбитражный суд с заявлением;
– обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной его хозяйственную деятельность;
– должник отвечает признакам неплатежеспособности и признакам недостаточности имущества.
При этом директор может подать заявление о банкротстве даже без решения учредителей. Суд обязан рассмотреть его. Иначе директора можно привлечь к субсидиарной ответственности по долгам компании.
Самое важное для должника – опередить налоговую
Налоговая инспекция как кредитор в процедуре банкротства не имеет никаких особенных преимуществ, и ее требования удовлетворяются в третью очередь. Налоговики в деле о банкротстве предъявляют требования об уплате обязательных платежей, то есть налоговой недоимки. При этом если размер недоимки меньше 50 млн руб., то требования будет предъявлять налоговая инспекция, если больше, то региональное УФНС. А если уж компания задолжала больше 100 млн руб., то ею займется непосредственно ФНС России (приказ ФНС России от 18 октября 2004 г. № САЭ-3-19/2@).
Налоговая инспекция узнает о том, что компания начала процедуру банкротства уже после того, как суд вынес решение о признании должника банкротом и возбуждении процедуры наблюдения. Тогда в газете «Коммерсантъ» публикуется соответствующее объявление в разделе «Объявления о несостоятельности» (распоряжение Правительства РФ от 21 июля 2008 г. №1049-р).
В региональных налоговых управлениях есть специальные отделы, которые мониторят газету «Коммерсантъ» и уведомляют свои инспекции о банкротствах. Узнав об этом, ИФНС заявляет через арбитражный суд свои требования.
Задача компании, задолжавшей налоги, успеть опередить налоговую и первой подать заявление о банкротстве либо инициировать эту процедуру через дружественного кредитора.
Это несложно, так как налоговой инспекции приходится соблюдать множество различных сроков перед подачей заявления. ИФНС вправе обратиться в суд с заявлением о банкротстве только после вступления в силу решения о взыскании недоимки. Перед этим инспекция должна соблюсти нормы о добровольном погашении недоимки, а затем о принудительном взыскании. Оно возможно не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налоговой инспекции о взыскании налога за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа.
Как сделать банкротство выгодным для компании
Разобраться в сложностях законодательства о банкротстве очень непросто. Банкротство именно та отрасль права, где можно хорошо ориентироваться только с помощью юриста, который занимается именно банкротствами. Очень часто одних только усилий арбитражного управляющего недостаточно. Ведь управляющий редко обладает нужным уровнем юридического образования и ведет процедуру с точки зрения соблюдения своих обязанностей, предписанных ему законом. Если же в банкротстве участвует юрист-практик, то он поможет выбрать процедуру банкротства, подготовить ее и провести. Тогда весь процесс компания сможет четко проконтролировать и извлечь из него выгоду.
Как отбиться от претензий инспекции «по двум фронтам»
Отбиться от претензий налоговиков можно «по двум фронтам» – у судьи, ведущего дело о банкротстве, и параллельно в отдельном производстве можно оспорить решение ИФНС о начислении недоимки.*
Приведу пример из собственной практики. Налоговая инспекция обратилась в суд с иском о банкротстве в отношении одного из клиентов нашей компании. Одним из главных доводов, который мы использовали в защите нашего клиента от стремления налоговиков его обанкротить, стала ссылка на Налогового кодекса. Она обязывает налоговиков вручить требование компании лично. Тем более что все координаты налоговики знали.
Но налоговая поступила довольно типично для себя – отослала все документы по почте, что в дальнейшем и помешало налоговикам выиграть процесс и настоять на банкротстве нашего клиента. Налоговая инспекция не смогла представить в суд доказательства, что она пыталась лично уведомить налогоплательщика, хотя все координаты ей были известны. Кроме этого в качестве доказательств вручения документов по почте налоговики представили реестры почтовых отправлений, из которых непонятно, что и кому направлялось.
Налоговая инспекция сослалась на уведомление о вручении, якобы свидетельствующее о том, что корреспонденция получена – опущена в абонентский ящик компании. Но в Правилах оказания услуг почтовой связи четко сказано: уведомления не могут опускаться в абонентский ящик, а должны вручаться лично получателю корреспонденции.
Существующая судебная практика по подобным делам неоднозначна. Зачастую налоговики, представив невнятные реестры почтовых отправлений, получают решения судов в свою пользу. В нашем случае мы смогли убедить судью, что данных доказательств со стороны налоговой инспекции недостаточно. Таким образом, нам удалось добиться восстановления срока для обжалования требований налоговой инспекции, признания недействительным требования об уплате налога и отмены решения о взыскании средств за счет денежных средств на счетах компании и за счет ее имущества. В итоге это судебное решение помогло отменить процедуру банкротства.
Подать заявление в арбитражный суд об оспаривании решения инспекции о доначислении недоимки необходимо еще и для того, чтобы избежать возможной уголовной ответственности, если речь идет о крупной сумме. Дело в том, что с 1 января начала действовать Уголовно-процессуального кодекса РФ в обновленном варианте (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2009 г. № 383-ФЗ).
И теперь признание арбитражным судом недействительным решения ИФНС означает, что нет оснований для возбуждения уголовного дела за уклонение от уплаты налогов.
Когда банкротством заинтересуются правоохранительные органы
Налоговый кодекс обязывает инспекторов сообщать в правоохранительные органы о крупной неуплате налогов. В частности, если компания не заплатит налоги, пени и штрафы по требованию ИФНС, то через два месяца налоговики направят материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Но это в том случае, если размер недоимки превышает 2 млн руб.
Но есть и еще одно основание, по которому налоговики должны в течение 10 дней сообщить о компании в прокуратуру и ОВД. Это в том случае, если компанию заподозрят в преднамеренном, фиктивном банкротстве (статьи , , Уголовного кодекса РФ).
Признаками совершения такого преступления могут быть: сокрытие имущества или сведений о нем, неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника и другие факты.
В заключение хотелось бы заметить, что, согласно духу закона, смысл банкротства в том, чтобы дать возможность должнику восстановить платежеспособность, а если это невозможно – пропорционально распределить имеющиеся активы между кредиторами. Умелое использование процедуры банкротства позволяет одним переждать трудное время, а другим – попросту обмануть кредиторов. Формально арбитражный управляющий в равной степени защищает права всех кредиторов, с одной стороны, и с другой – пытается восстановить платежеспособность предприятия и уберечь его активы. На практике зачастую арбитражный управляющий принимает или ту, или другую сторону.
Если ваше предприятие имеет признаки банкротства, мы рекомендуем вам инициировать процедуру банкротства по любому из возможных вариантов, не дожидаться, пока кредиторы сделают это сами.
Конспект подготовила Светлана Петрова
Ольга Пономарева,
управляющий партнер ГК «СОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕС ПРОЕКТАМ»
Ответ утвержден Александром Родионовым,
заместителем руководителя экспертной поддержки