Если доход ниже прожиточного минимума что полагается. Выплаты, льготы и пособия для малообеспеченных семей
Помощь малоимущим семьям – важный элемент государственной политики, который учитывает интересы самых малообеспеченных граждан нашего государства.
Важно понимать, что уровень среднего дохода – ключевой, но не единственный критерий, по которому законодатель составляет список льготников: в зависимости от региона и других обстоятельств ни один параметр не может считаться абсолютным по России.
Законодательная база
Именно в нем было дано определение , введены способы его расчета, а все граждане, доходы которых располагаются ниже этой отметки, должны получить помощь от государства. Также там было установлено понятие потребительской корзины – минимального перечня продуктов питания, которые необходимы среднестатистическому человеку для полноценного существования. Закон устанавливает, что прожиточный минимум должен исчисляться ежеквартально в каждом субъекте Российской Федерации отдельно (в зависимости от стоимости продуктов питания в регионе).
Все сопутствующие документы и подзаконные акты принимаются лишь на основании действующего закона «О прожиточном минимуме» .
Для различных категорий населения пособия имеют разную величину. Ключевых категорий малоимущих граждан всего три: трудоспособные, пенсионеры и дети. Размеры выплат индивидуальны для каждого региона, но существуют и общие тенденции.
Пособие на ребенка в среднем примерно на 5% ниже такового для трудоспособного гражданина, а для пенсионера – на 50%. Т. е. если в вашем регионе размер выплат составляет 9 тысяч рублей, то на ребенка будет выплачиваться примерно 8-8.5 тысяч, а для пенсионера – около 6 тыс. руб.
Виды государственной помощи
Денежные пособия
Прежде, чем рассказать о , необходимо разобраться в способе определения финансового достатка семьи – многие граждане по ошибке рассчитывают на помощь от государства, не зная верного способа расчета.
Для того, чтобы вычислить средний доход семьи , необходимо:
- Вычислить совокупный доход семьи за последние 3 месяца.
- Разделить их на количество членов семьи (в том числе и не имеющих дохода и несовершеннолетних) и еще на 3.
- Сравнить полученную цифру с установленным на текущий квартал прожиточном минимуме в вашем субъекте РФ. Если ваша цифра ниже – семья считается малообеспеченной.
Источником получаемых пособий является региональный бюджет. Целью их предоставления являются:
- покупка товаров, входящих в потребительскую корзины (т. е. жизненно необходимых);
- получения детского питания;
- льготного пользования общественным транспортом;
- льготного питания в столовых государственных учреждений (для школьников – в школьной столовой, для студентов – в университетской и т. д.);
- компенсации денег, потраченных на одежду, необходимую в школе (спортивную и учебную форму);
- помощь в поступлении в вуз.
Некоторые региональные администрации приняли решение выдавать единовременное , который идет в школу. Производится эта операция в начале учебного года.
– форма помощи малоимущим студентам. На нее имеют право:
- Инвалиды детства І и ІІ группы.
- Пострадавшие от воздействия радиационного загрязнения.
- Лица, получившие военную травму (в т. ч. инвалидность).
- Прошедшие военную службу или проработавшие в органах Внутренних дел более 3-х лет.
Размер социальной стипендии сильно отличается от региона к региону, но ее минимальный размер установлен на федеральном уровне: не менее 2010 рублей для ВУЗов и 730 – для колледжей и училищ.
Жилищные и коммунальные субсидии
Если речь заходит о коммунальных , то необходимо перечислить и те группы малоимущих, которые могут претендовать на них:
- собственники жилых помещений;
- члены жилищных кооперативов;
- квартиросъемщики, обязательства которых с арендодателем закреплены договором;
- члены семей всех перечисленных выше категорий.
Исключениями из этого правила являются:
- граждане, проживающие по договору безвозмездного пользования и взявшие ссуду у юридического лица;
- арендаторы жилья у частных собственников;
- арендаторы жилья по договору поднайма;
- отказополучатели, получившие жилье с исполнением наследства;
- граждане, получающие ренту по договору бессрочного содержания;
- и, соответственно, члены их семей.
Выплаты назначаются на срок в шесть месяцев. Выплаты происходят в денежной форме на указанный получателем банковский счет. Пенсионные карты и счета для получения других выплат тоже подходят. Возможны и выплаты через отделения связи. Если документы поданы в первой половине месяца (до 15-го числа) и одобрены, то выплаты должны производиться в 1-е число текущего месяца. Если позже – с 1-го числа следующего.
Налоговые и социальные льготы
Практика налоговых и социальных льгот в большинстве регионов ограничивается предоставлением права не уплачивать налог с льготных начислений.
Но для получения такого права необходимо обратиться в налоговую службу по месту прописки. Важно собрать требуемый пакет документов, предоставить их в отделение Федеральной налоговой службы и подать заявление, форма которого утверждена приложением к приказу ФНС N ММВ-7-11/280@ от 13 июля 2015.
Адресная помощь
Адресная помощь малоимущим в регионах может быть представлена:
- ежемесячным или единовременным пособием;
- социальными выплатами на оплату технических средств реабилитации;
- обеспечение продуктами детей младше 2-х лет;
- оказание единовременной помощи пенсионерам социальными службами.
Ключевая разница между этим и другими видами льгот в том, что они выплачиваются лишь определенной категории лиц. Адресная помощь предоставляется лишь тем гражданам, которые имеют доход ниже прожиточного минимума в силу непреодолимых обстоятельств или по уважительным причинам (например по состоянию здоровья). Безработные рассчитывать на подобные льготы не могут. Кроме того, адресная помощь может быть получена (более 3-х детей до 16 лет).
Предоставление одежды и других вещей
Данный вид помощи оказывается как на региональном, так и на государственном уровне. Для ее получения необходимо уже быть признанной малоимущей семьей.
Закона, обязывающего муниципальные или региональные органы власти оказывать натуральную помощь, попросту нет – узнавать о подобных процедурах необходимо в органах социальной защиты.
Четко установленной процедуры ее получения не существует.
Региональные особенности
Льготы малоимущим на региональном уровне представлены в тех же формах, что и на федеральном, но сюда же стоит добавить несколько других видов помощи.
Чаще всего это:
- регулярные выплаты;
- единоразовые пособия;
- гранты на обучение;
- надбавки к стипендиям;
- натуральная помощь (одежда, лекарства, продукты питания).
Сумма выплат по пособиям варьируется от региона к региону и зависит от стоимости продуктов в конкретном субъекте РФ.
В ряде регионов имеются законы, которые помогают семьям с низким уровнем достатка при поступлении в вуз или – малоимущие дети могут пройти в учебные заведения без очереди. Для дошкольных заведений имеется практика снижения оплаты на 20-30%, но о конкретных нюансах этих процедур стоит узнавать отдельно для каждого субъекта РФ.
Благотворительные фонды и центры поддержки
В Российской Федерации действуют десятки фондов и центров поддержки, которые оказывают:
- адресную помощь с сопутствующим мониторингом;
- натуральную помощь (лекарствами, продуктами, одеждой);
- психологическую и юридическую помощь и т. п.
Наиболее популярными являются организации «Сердце есть», «Русская береза», «Добросердие» и другие. Наличие филиалов в вашем регионе необходимо уточнять самостоятельно или в органах социальной защиты – часто они сотрудничают с волонтерскими фондами.
Что необходимо, чтобы получить помощь малоимущей семье
Федеральный закон «О малоимущих» установил и перечень необходимых документов для получения гражданами статуса малоимущих:
Заявка должна быть рассмотрена в течение 10 рабочих дней. В случае, если один из членов семьи отсутствует, и семья не знает (или намеренно скрывает) его местоположение – право на пособие все равно сохраняется. Но выплаты будут производиться лишь после возбуждения уголовного дела по факту исчезновения этого человека. К слову, подделка документов и предоставление ложных данных в органы социальной защиты чревато отказом от оказания льгот независимо от реального положения семьи.
Оказание поддержки малообеспеченных граждан от администрации г.Ставрополь рассмотрено в следующем видеосюжете:
Прежде, чем говорить о помощи малоимущим в Москве, нужно определить, кто такие малоимущие граждане, и что собой представляет малоимущая семья. Малоимущими граждане признаются решением органа местного самоуправления, учитывая доход, который приходится на каждого из членов семьи. Получение статуса малоимущего гарантирует социальную помощь от государства, которая предоставляется в виде определенных субсидий и льгот. Полный перечень видов помощи малоимущим зависит от региона проживания семьи.
Важно отметить, что уровень среднедушевого дохода хотя и важный, но не единственный критерий для определения граждан, которые нуждаются в государственной поддержке. Необходимо также, чтобы лица, желающие получать социальную помощь, совместно проживали и вели общее хозяйство.
Первоочередное право на получение государственной помощи малоимущим имеют и неполные семьи, а также семьи, в которых есть неработающие пенсионеры и инвалиды. При необходимости, подать документы для получения социальной помощи может супружеская бездетная пара или один из родителей, воспитывающий ребенка в одиночку.
Необходимо помнить, что в категорию малообеспеченных могут быть включены только те семьи, которые оказались в сложном материальном положении по независящим от их причинам. Это значит, что статус малоимущих не получат семьи, в которых трудоспособные родители злоупотребляют спиртными напитками или сознательно тунеядствуют.
Расчет среднедушевого дохода семьи
Для того, чтобы рассчитать среднедушевой доход, берется сумма доходов всех членов семьи за три месяца до момента обращения. В эту сумму кроме заработной платы включаются авторские вознаграждения, пенсии, пособия, доходы от имущества, а также продукция личного подсобного хозяйства.
Полученную сумму нужно поделить дважды: сначала на количество расчетных месяцев (три), а затем на членов семьи. Полученный результат сравнивают с региональным уровнем прожиточного минимума, и если его значение ниже, то семье назначается статус малоимущей.
Как оказывается социальная помощь малоимущим?
Малообеспеченные слои населения получают материальную поддержку на региональном и федеральном уровнях. Как правило, малоимущие семьи получают следующие виды помощи:
- денежные компенсации и пособия;
- натуральную помощь медикаментами, обувью, одеждой, продуктами питания, топливом и иными предметами потребления;
- повышенную субсидию на оплату услуг ЖКХ, некоторые налоговые льготы, бесплатные юридические консультации.
Кратко рассмотрим более распространенные меры помощи малоимущим.
Социальные выплаты
Малоимущие семьи получают пособия, размеры которых зависят от субъекта Российской Федерации. В обязательном порядке учитываются ранее выплаченные пособия. Так, в Москве малообеспеченные семьи получают ежемесячное пособие на ребенка, сумма которого определяется составом семьи и возрастом ребенка. Максимальный размер пособия назначается на ребенка от 1,5 до 3 лет, воспитываемого одиноким родителем в малообеспеченной семье.
Также в Москве широко распространены целевые единовременные выплаты: на дополнительное питание кормящим матерям и беременным женщинам, на школьников из малоимущих семей перед началом учебного года. Студенты вузов и учащиеся из малообеспеченных семей получают государственную социальную стипендию.
Обеспечение жильем
Официально признанная нуждающейся в жилье малообеспеченная семья может быть поставлена в очередь на квартиру для малообеспеченных, а когда подойдет очередь, получить от государства бесплатное жилье по договору социального найма. Эта льгота гарантируется Жилищным кодексом РФ. Также для малоимущих семей существует возможность приобрести жилье при помощи социальной ипотеки. Такое ипотечное кредитование обеспечивает льготную стоимость жилья.
Предоставление льгот детям
При соблюдении некоторых условий дети из малообеспеченных семей имеют право поступления вне конкурса в муниципальные и государственные высшие учебные заведения.
Существующие социальные программы поддержки малообеспеченных семей предусматривают услугу по выделению путевок детям в санатории и профилактории. Путевки выдаются при наличии медицинских показаний не больше 1 раза в год.
Налоговые льготы и субсидии на оплату ЖКУ
Каждая малоимущая семья в 2017 году может получить государственную помощь по оплате жилплощади и ЖКУ. Субсидии на оплату коммунальных услуг получают собственники и наниматели жилья. Кроме того, такие семьи получают налоговые льготы на суммы, получаемые ими от государства.
Консультация юриста “Детские пособия малоимущим”
В целях экономии денежных средств, правительство большинства регионов прекратило финансирование отдельно взятых социальных программ. Однако, это не коснулось помощи малообеспеченным слоям населения. В столице продолжат существование программы, введенные в предыдущие годы. При этом, пособие малоимущим семьям в Москве в 2019 году будет проиндексировано. Это означает, что сумма помощи станет больше. Кто сможет оформить ее и что для этого нужно, обсудим далее.
С приходом нового года будут введены законопроекты и дополнения к законам, которые эффективно работают не первый сезон. Выплаты малоимущим семьям в 2019 году не ограничиваются поправками, введенными в конце 2018 года, поэтому значительных перемен не предвидится.
Кардинально пособия не меняются по всей территории России, в том числе в Москве. Повышения, на которые могут рассчитывать малоимущие семьи, на весь 2019 год расписаны в сравнительной таблице для наглядности прироста социальной помощи.
Пособия для малоимущих семей в 2019 году на территории России
Малоимущие семьи могут рассчитывать на увеличение пособия. Оснований для этого много – инфляция, растущие цены, нестабильная ситуация в стране. Новые законопроекты не были приняты в конце 2018 года, но рост социальных пособий неизбежен. Дополнения касаются отдельных случаев – так, с начала 2019 года вырастет выплата на третьего ребенка в малоимущей семье. При этом на второго и первого ребенка больших повышенных выплат ждать не нужно. Не коснутся изменения «путинских выплат». Это выплаты, которые были введены в 2018 году и действуют по сей день. Такое пособие направлено на исправление демографического кризиса в федерации.
Выплаты малоимущим семьям в 2019 году в России, в основном в Москве, будут расти циклично. Размер выплат варьируется прожиточным минимумом. Если такие выплаты вырастут, то произойдет рост пособий. Касаются выплаты усыновлений и рождения второго, третьего ребенка. Планомерно вырастет размер материнского капитала.
Таблица повышения выплат для малоимущих семей в 2019 году
Размер выплат можно рассчитать по сравнительной таблице. В ней учитывается прирост всех пособий. Там же можно найти выплаты для малоимущих семей. Они нуждаются в дополнительной социальной защите со стороны государства. Размер всех пособий индексируется по инфляции. В 2019 году помощь малоимущим семьям будет носить индивидуальный характер. Общие основания для семей в новом году исключаются. Начисляться пособия будут по заявлению, составленному одним из родителей.
Для каждой административной единицы устанавливаются свои дотации. Малоимущая семья в Москве получает свои пособия, которые не соответствуют пособиям в других регионах. Заявитель обращается в собес, после чего на основе поданных заявлений выносится решение о назначении пособия. Малоимущие семьи могут рассчитывать сразу на несколько выплат. Оформление всей документации происходит по месту жительства.
Здравствуйте, уважаемые читатели, сегодня мы поговорим о нововведениях при получении льгот малоимущим семьям в 2019 году. В условиях усугубившегося кризиса все большее количество семей в России признаются как малоимущие. Малоимущими называют те семьи, чей доход на каждого из члена семьи ниже минимального. Статус малоимущих семей выдается органами местного самоуправления исходя из минимального прожиточного уровня в области.
Если Вам присвоили статус малоимущей семьи, то не все так печально, государством обеспечиваются льготная поддержка семьям с достатком ниже минимального, об этом подробнее и поговорим в данной статье.
Какие семьи классифицируются как малоимущие?
Самым главным критерием по тому, каким образом определяют малоимущая семья или нет – это уровень дохода на каждого из члена семьи. Но стоит заметить, что это не единственный критерий. Также не стоит забывать, что все члены семьи, которая хочет получит статус малоимущей, должны проживать вместе и вести единое хозяйство.
Категории семей, которые могут получить статус малоимущих:
- Родители и их дети
- Супруги
- Родители с усыновленными детьми
- Пожилые люди
- Неполные семьи
- Семьи, в которых есть инвалиды
Если супруги не имеют ни одного ребенка, но состоят официально в браке, то они могут подать ходатайство о назначении себя малоимущей семьей, но если они проживают отдельно, или вместе, но не находятся в браке, то в ходатайстве будет отказано. Семьи состоящие только из одного родителя также могут оформить статус.
В статусе может быть отказано семье, которая находится на плохом счету, то есть уличенная в систематичном пьянстве или же члены которой нигде не работают, хоть и являются полностью трудоспособными индивидами.
Главные выдержки из нормативных документов
- Сироты
- Дети в чьих семьях родители не достигли совершеннолетнего возраста
- Семьи считающиеся
- Семьи, в которых живет
- Люди живущие одни, чье состояние здоровье не позволяет устроиться на работу, а также семьи, в которых есть такие члены.
- Неработающие люди пожилого возраста, а также семьи, в которых такие члены присутствуют.
- Семьи, в которых родитель имеет инвалидную степень
В семьях, дети которых учатся в дневную смену ВУЗа, могут рассчитывать на материальную помощь государства.
Важным бонусом стоит отметить то, что после рождения ребенка и до достижения им возраста 3 лет,пособие на ребенка становится больше в два раза, если семья имеет статус малообеспеченной.
Документы о присвоение статуса семьи малоимущей следует подавать до 15 числа месяца, в таком случае семья имеет возможность получить денежное пособие за данный месяц, в случае, когда были поданы документы позже середины месяца, то семье начисляется пособие только за следующий месяц.
В каких формах предоставляется помощь государства
По российскому законодательству семья, которая получила статус малоимущей, может рассчитывать на помощь в различных формах.
Разумеется, самой распространенной формой помощи являются ежемесячные пособия выплачиваемые семье. Помимо нее, государство также может выделить гранты на обучение для детей или произвести помощь в покупке средств первого назначения, такие как лекарства или пищевые продукты.
Семья со статусом малоимущей освобождается налогов и дотаций в случаях начисления материальной помощи.
Важно также учесть, что помощь семье распространяется также на региональном уровне, так как у каждого из субъектов Российской федерации есть собственный коэффициент, из-за которых может меняться сумма финансовых выплат государством.
Какие льготы на образование предназначены для членов малоимущих семей
Важным преимуществом статуса малоимущей семье являются льготы на образование. Дети, живущие в такой семье, имеют возможность на участие в общем для всех студентов конкурсе.
А вот уже ожидать помощи государства при поступлении в ВУЗ или в среднее образовательное учреждение, дети могут только при выполнении одного из пунктов ниже:
- Если ребенок собирающийся поступить в высшее учебное заведение не старше 20 лет
- В случае, когда воспитание ребенка занимается только один родитель имеющий первую или вторую инвалидную степень
- Если ребенок подающий документы в ВУЗ и является выходцем из малоимущей семьи сдал экзамены на минимальный проходной балл.
Ребенок, который учится в высшем учебном заведении может рассчитывать на материальную помощь государства, но начисление для каждой семьи будет производиться строго индивидуально. Так, если общий доход не будет превышать и половины прожиточного минимума по области, то такой семье будут на каждого из членов выделять по 150 рублей материальной помощи.
Возможно также получение бонусных 1500 рублей, которые начисляются семье раз в год. На детей не достигших совершеннолетнего возраста правительством начисляется каждый месяц по дополнительным 450 рублей, если же ребенок поступает по окончанию школы в ВУЗ, то пособие продлевают еще на пять лет или до того, как ребенок не закончит учебу в ВУЗе.
Государство всячески пытается помогать малоимущим семьям, в которых есть дети. Так, кроме стандартной денежных ежемесячных пособий, кормящим матерям могут предоставлять дополнительное молочное питание, а также лекарство для детей, чей возраст не более 6 лет.
В случаях, когда малоимущая семья срочно нуждается в жилье, то она может стать в специальную очередь и получить бесплатную квартиру, которая положена малоимущим семьям. Также по жилищному кодексу полагается возможность оформление социальной ипотеки с низкими процентами.
Малоимущая семья имеет право на субсидию, если тратит на коммунальные услуги квартиры более 22 % собственного дохода, субсидии разнятся в зависимости от городов, и выдаются как на владельца квартиры, так и на малоимущую семью. Субсидия действует полгода, а по истечению срока нужно подать прошению на следующую субсидию.
В льготы малоимущим семьям также входит предоставление ежемесячного налогового вычета на каждого из члена семьи, и вычет удваивается, если семья является неполной и в ней не хватает одного из родителей.
Дополнительные преимущества для малоимущих семей
Начиная с 2015 год список льгот расширился, которые положены для малоимущих семей.
Так, дети из подобных семей имеют право на внеочередное принятие в дошкольные учреждения, а в школьных столовых детям положено специальное двухразовое питание, а также безвозмездное предоставление всех школьных принадлежностей вместе с наборами школьной формы и формы для физкультуры. До срока достижения ребенком 6 лет все лекарства на него можно бесплатно получать по рецепту.
Количество льгот для малообеспеченных семей также расширилось и на глав семейства, так они могут рассчитывать на дополнительные льготы, которые облегчают принятие на работу. Предоставление ипотечного кредита на особо выгодных условиях, вместе с отменой обязательной выплаты регистрационного сбора. Срок выхода на пенсию для родителей нуждающихся семей также снижен.
Статус малообеспеченной семьи – это не приговор
Чаще всего семья обретает в том случае если доход семьи на каждого из ее членов будет ниже минимального по региону. Но это отнюдь не приговор, ведь статус малоимущих дает большое количество плюсов, льгот и наличие дополнительного финансирования со стороны государства. Льготы распространяются на всех членов таких семей. Они помогают оставаться на плаву семьям находящимся в сложном положении, обеспечивают все условия для того, чтобы ребенок в таких семьях получил качественное образование и не оставался голодным. Важно и то, что статус малообеспеченных могут получить люди, проживающие одни и не имеющую возможность выйти на работу по причине инвалидности или пожилого возраста.
В соответствии со статьей 14 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы постановляет:
1. Установить, что с 1 января 2017 г. дополнительным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям является уровень имущественной обеспеченности.
2. Утвердить Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (приложение).
3. Установить, что:
3.1. Департаментом информационных технологий города Москвы совместно с Комитетом государственных услуг города Москвы и Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы осуществляется доработка интерактивной формы запроса (заявления) о предоставлении соответствующей государственной услуги на Портале государственных услуг (функций) города Москвы в части обеспечения возможности представления сведений об уровне имущественной обеспеченности.
3.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется при наличии технической возможности получения сведений от органов исполнительной власти в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
3.3. Уровень имущественной обеспеченности не учитывается при решении вопросов предоставления бесплатного питания в период обучения в организациях, предоставляющих начальное общее, основное общее, среднее общее образование, предоставления безвозмездно физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг детям, получающим указанные меры социальной поддержки до дня вступления в силу настоящего постановления.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу закона города Москвы, предусматривающего внесение изменений в законы города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" и от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" и устанавливающего полномочие Правительства Москвы по установлению критериев нуждаемости (малообеспеченности) при решении вопросов предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки и социальной помощи за счет средств бюджета города Москвы.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М. и министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Ермолаева А.В.
Мэр Москвы | С.С. Собянин |
Порядок
оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям
1. Общие положения
1.1. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (далее - Порядок) определяет правила оценки уровня имущественной обеспеченности, являющегося одним из критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи, для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (за исключением предоставления государственной социальной помощи) и порядок определения состава семьи для целей осуществления такой оценки.
1.2. Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям являются:
1.2.1. Наличие недвижимого имущества.
1.2.2. Наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники.
1.2.3. Наличие денежных средств во вкладах и (или) на счетах в банках.
1.3. Уровень имущественной обеспеченности является первоначальным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержи# малообеспеченным семьям.
1.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и превышающем уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи не осуществляется.
2. Критерии оценки уровня имущественной обеспеченности
2.1. Меры социальной поддержки семье не предоставляются при соответствии уровня ее имущественной обеспеченности одному или нескольким из следующих критериев:
2.1.1. Наличие в собственности членов семьи более двух жилых помещений, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.1.2. Наличие в собственности членов семьи двух жилых помещений (частей жилых помещений, площадь которых пропорциональна долям в праве собственности на жилые помещения), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.
2.1.3. Наличие в собственности членов семьи одного жилого помещения (части жилого помещения, площадь которого пропорциональна доле в праве собственности на жилое помещение), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.
При оценке данного критерия в расчете площади жилых помещений не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно (в том числе отдельное изолированное жилое помещение в квартире), а такой член семьи не учитывается в количестве членов семьи при расчете площади жилых помещений на одного члена семьи.
2.1.4. Наличие в собственности членов семьи нежилого помещения, здания, строения, сооружения (части здания, строения, сооружения), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и не являющегося жилым помещением (за исключением объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках).
2.1.5. Наличие в собственности членов семьи зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 30 квадратных метров.
2.1.6. Наличие в собственности членов семьи более двух объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.1.7. Наличие в собственности членов семьи двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, общая площадь которых превышает 0,2 гектара.
2.1.8. Наличие в собственности членов семьи более двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.1.9. Наличие в собственности членов семьи транспортного средства (за исключением легковых автомобилей, автомобиля, имеющего более 5 мест для сидения и полученного (приобретенного) многодетной семьей с 4 и более детьми), судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, воздушного судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, самоходного транспортного средства и других видов техники, прицепов к ним, подлежащих регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.
2.1.10. Наличие в собственности членов семьи двух легковых автомобилей, срок эксплуатации одного из которых не превышает трех лет.
2.1.11. Наличие в собственности членов семьи более двух легковых автомобилей.
При оценке данного критерия не учитывается легковой автомобиль, специально оборудованный для использования инвалидом, в том числе полученный (приобретенный) через органы социальной защиты населения, легковой автомобиль, имеющий более 5 мест для сидения и полученный (приобретенный) многодетной семьей с 4 и более детьми.
2.1.12. Наличие у членов семьи денежных средств в размере более одного миллиона рублей (в том числе в иностранной валюте) во вкладах и (или) на счетах в банках.
При оценке данного критерия не учитываются единовременные страховые суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц, единовременные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, единовременная материальная помощь за счет средств бюджета города Москвы семьям погибших (умерших) в результате катастроф, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, трагических событий и пострадавшим в результате таких событий, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.
2.2. При оценке уровня имущественной обеспеченности в состав семьи включаются:
2.2.1. Состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители) и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети.
2.2.2. Одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.
2.3. Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.2 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилых помещений, находящихся в собственности членов семьи, на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.
Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.3 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилого помещения, находящегося в собственности членов семьи, и площади жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.
При этом в расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, а в количестве членов семьи не учитываются такой член семьи, а также граждане, не включенные в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка и проживающие в жилых помещениях, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности.
В расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, неучитываемая площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, составляет площадь отдельного изолированного жилого помещения в квартире, занимаемого таким членом семьи, а в иных случаях - в размере 18 квадратных метров.
2.4. Меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются семье, когда членами (членом) семьи в последние 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за предоставлением мер социальной поддержки, совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности. К таким действиям относятся:
2.4.1. Гражданско-правовые сделки и иные действия с имуществом, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, совершение которых привело к уменьшению количества (размера) такого имущества (за исключением случаев, когда совершение таких сделок и действий было вызвано наступлением обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, включая необходимость лечения, в том числе за пределами территории Российской Федерации).
2.4.2. Приобретение по договору купли-продажи недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением, жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) (за исключением приобретения жилых помещений в рамках государственных жилищных программ), земельного участка, транспортного средства, самоходного транспортного средства и других видов техники.
2.5. Наличие обстоятельств, которые носят чрезвычайный характер и наступление которых не рассматривается как ухудшение уровня имущественной обеспеченности в соответствии с пунктом 2.4.1 настоящего Порядка, определяется комиссиями по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся жителям города Москвы, созданными территориальными органами исполнительной власти города Москвы (далее - комиссии по оказанию адресной социальной помощи).
2.6. Решения комиссии по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности являются обязательными для органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений города Москвы, предоставляющих меры социальной поддержки малообеспеченным семьям.
2.7. Заседания комиссий по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
3. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности
3.1. Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, представленных при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.
3.2. Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы в рамках межведомственного информационного взаимодействия осуществляется проверка достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.
3.3. Межведомственное информационное взаимодействие, предусмотренное пунктом 3.2 настоящего Порядка, не осуществляется в случаях:
3.3.1. Непредставления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности.
3.3.2. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности не по всем предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Порядка критериям оценки уровня имущественной обеспеченности.
3.3.3. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка).
3.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и соответствующем уровню имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи в порядке и на условиях, которые установлены нормативными правовыми актами города Москвы.
3.5. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям либо прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.
4. Ежегодное подтверждение уровня имущественной обеспеченности
4.1. Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры социальной поддержки, ежегодно в срок до 31 августа текущего года подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год.
4.2. В случае непредставления сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи в срок, установленный пунктом 4.1 настоящего Порядка, предоставление мер социальной поддержки прекращается.
5. Особенности оценки уровня имущественной обеспеченности в 2017 году
5.1. В 2017 году осуществляется оценка уровня имущественной обеспеченности:
5.1.1. Малообеспеченных семей, в отношении которых до 1 января 2017 г. принято решение о предоставлении мер социальной поддержки.
5.1.2. Семей, которые до 1 января 2017 г. обратились за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям и в отношении которых по состоянию на 1 января 2017 г. не принято решение о предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.
5.1.3. Семей, обратившихся после 1 января 2017 г. за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.
5.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в 2017 году осуществляется на основании результатов обработки Департаментом информационных технологий города Москвы сведений, полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия с учетом технической возможности и сроков получения таких сведений от органов исполнительной власти. При этом оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на дату получения таких сведений.
5.3. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является:
5.3.1. Основанием для прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пункте 5.1.1 настоящего Порядка.
5.3.2. Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пунктах 5.1.2, 5.1.3 настоящего Порядка.
5.4. Прекращение предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выявлены сведения, указанные в пункте 5.3 настоящего Порядка.
Обзор документа
С 1 января 2017 г. вводится дополнительный критерий нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер соцподдержки малообеспеченным семьям - уровень имущественной малообеспеченности.
Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности являются: наличие недвижимого имущества; наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники; наличие денежных средств во вкладах и на счетах в банках.
Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, предоставленных при обращении за предоставлением мер соцподдержки малообеспеченным семьям. Департамент труда и соцзащиты населения осуществляет проверку достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.
Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры соцподдержки, ежегодно до 31 августа подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год. Если в указанные срок сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи не представлены, меры соцподдержки прекращаются.
Установлено, что меры соцподдержки не предоставляются семьям, когда членами семьи в последние 12 месяцев совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности.