На что может претендовать прописанный. Конституционное право граждан на жилье
Последняя редакция Статьи 40 Конституции РФ гласит:
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Нет никаких сомнений в том, что нет никакой официальной иерархии между правами, но существует сильная социальная иерархия как в нормативном утверждении права на жилье, так и в его юридическом значении. Такой подход достаточно возможен, поскольку право на жилище является, прежде всего, «живым» правом, развивающимся правом, которое не относится к категории прав человека, поскольку не только характер даже такого права, но и серьезности последствий такой ассимиляции, что может привести к усилению полномочий государства и, таким образом, представлять опасность для демократии.
Комментарий к Ст. 40 КРФ
1. Закреплением в Конституции права на жилище достигается троякая цель:
Определяется нравственное требование общества, согласно которому каждый должен иметь крышу над головой, не быть вынужденным к бродяжничеству;
Формулируется правовой принцип, определяющий действия всех ветвей власти, а также содержание соответствующего законодательства;
Получение жилья является скорее целью, чем правом на уважение. Право на жилище не является правом по отношению к государству, а правом с помощью государства. ■ Закон «Бессон»во Франции, Закон о жилье в Англии и Ирландии, Закон «Онкелинкс»в Бельгии. Приказ Председателя Трибунала де Сент от 21 марта.
В. в том же смысле, Касс. Хотя право на жилище закреплено в законе и Конституции, многие люди не могут найти жилье собственными силами или занимать нездоровое или насыщенное место. Закон Дало предусматривает не только достойное и независимое право на жилище, но и право на жилье для наиболее опасных. Эти права теперь противостоят, они сопровождаются возможностью дружеской привлекательности, затем фазой когда положительный ответ не приводит к повторному поселению.
Данное право предстает как субъективное право конкретного субъекта жилищных правоотношений (нуждающегося в улучшении жилищных условий, нанимателя, собственника и т.д.).
Право на жилище реализуется в разветвленной системе жилищного законодательства, прежде всего в ЖК, а также в комплексных законах и иных актах. С законодательством о праве на жилище связана большая правоприменительная практика судов общей юрисдикции, Конституционного Суда*(7), органов исполнительной власти.
Закон Дало: от права на жилище до права на противостоящее жилье
Эволюция права на жилище
Однако бедное жилье продолжает расти, и ответы на него оказались недостаточными. Два дружеских обращения с законом Дало. Это ведомственная посредническая комиссия, которая получает и обрабатывает эти запросы, условия приемлемости в обоих случаях одинаковы.Общественность обеспокоена средствами Дало
Чтобы потребовать требование Дало, истец должен быть в одной из следующих ситуаций. Занимая переполненное жилище: 9 м² на одного человека, 16 м² на пару, плюс 9 м² на каждого дополнительного человека. При нездоровом или нездоровом жилье, которое представляет угрозу здоровью, не имеет дома, находится под угрозой выселения или имеет временное жилье.
Условия приемлемости апелляции Дало
Инвалиды, чье жилье непригодно. . Чтобы надеяться на благоприятный ответ, заявитель должен.Слово "каждый" в комментируемой статье обозначает всех физических лиц, находящихся на территории России. Юридические лица - собственники жилых помещений, являясь участниками правоотношений в качестве наймодателей, конституционным правом на жилище не обладают (ч. 2 ст. 671 ГК).
Не предоставляются жилые помещения по договорам социального найма иностранным гражданам и лицам без гражданства, если международным договором РФ не предусмотрено иное (ст. 49 ЖК).
Крайний срок для ответа комиссии
Файл будет допустим только в том случае, если кандидат докажет, что он искал жилье. Департаментская комиссия по посредничеству должна ответить. До 6 недель на проживание. . Период исчисляется с даты подачи заявки, следовательно, интерес к хранению квитанции. Ответ отрицательный или положительный, он должен быть в письменной форме и указывать причины. Когда он считает это приемлемым, комиссия направляет запрос префекту департамента, у которого есть 3 месяца, чтобы сделать предложение о размещении, 6 недель для неотложной помощи.
Понятие "жилище", используемое в комментируемой статье, шире понятия "жилое" или "нежилое помещение".
Объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; ст. 15 ЖК РФ). Жилое помещение (одноквартирный жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры) является предметом договора найма (социального, коммерческого, найма специализированного жилого помещения).
Закон Дало: благоприятный ответ без переезда
Фактически, осуществление переселений и проживания очень сложно. Это объясняется тем, что число приложений растет, а в некоторых районах поставки и строительство доступного жилья недостаточны. Тем не менее, они могут подать апелляцию. Поскольку государство является гарантом права на жилище, любой спор должен быть представлен в административный суд, а более конкретно - административному судье за временную помощь, с учетом срочности требования.
После того, как суд захватил, судья должен решить два месяца. Он может приказать префекту найти имущество под штрафом до тех пор, пока не будет найдено жилье. Этот штраф составлял 700 евро в месяц, стоимость аренды в частном парке. Когда национальные каналы исчерпаны, апелляция возможна в Европейском суде по правам человека, который также приговорил Францию к 9 мая.
Однако жилищем является не только то помещение, которое может быть объектом договора найма. Чум, яранга, цыганская кибитка, шалаш, пещера или другое естественное укрытие природы издавна служили человеку жилищем. С другой стороны, многие из рукотворных помещений (укрытий) жилищем не назовешь в силу их специфического предназначения, хотя в них и можно пребывать (жить) в течение определенного времени. Таковы, например, больница, тюрьма, бомбоубежище, школа и т.д.
Поскольку предложение доступного жилья больше в неблагополучных районах, перестановки Дало, как правило, увеличивают концентрацию бедных домашних хозяйств, но в других районах отсутствует социальное жилье и приюты, тогда как Фонд Аббе Пьер, бедное жилье влияет на 3-4 млн человек.
Ответьте на наш выделенный совет. . Столкнувшись с препятствиями для осуществления права на жилище, четко организуют обязанности. Все понимают, что право на жилье связано с ценностями равенства и братства, провозглашенными в девизе нашей республики: речь идет о том, чтобы положить конец ситуациям исключения, которые недопустимы в развитом обществе. приверженных поиску социальной сплоченности. Однако мы часто забываем, что это также связано с первой частью триптиха: свобода строить жилье и живое действительно затрагивает.
Жилище может рассматриваться не только как вид помещения, но и как определенное место на конкретной территории, имеющей адресно-географические координаты. Например, передвижные (переносные) жилища некоторых народов могут устанавливаться на определенной территории (в населенных пунктах), где нет ограничений права на свободу передвижения и выбор места жительства.
Очевидно, что вся свобода обязательно обрамлена и, следовательно, ограничена. Общественная власть вводит правила, которые ограничивают возможности жилья и увеличивают стоимость: невозможно построить там, где нужно, необходимо, чтобы земля была признана такой же конструктивной для жилых зданий; мы не можем построить столько, сколько хотим, мы должны уважать «коэффициенты использования земли»; мы не можем строить то, что хотим, мы должны соблюдать стандарты комфорта, гигиены, архитектурные правила; Наконец, мы не можем жить тем, что хотим, жилье запрещено жить, потому что опасно для безопасности или здоровья.
Жилище всегда находится в определенном месте, где человек постоянно или преимущественно проживает (ч. 1 ст. 20 ГК). Закон РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (Ведомости РФ. 1993. N 32. ст. 1227) под местом жительства понимает жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма) либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ (ч. 3 ст. 2). Однако, прежде чем определить конкретный вид жилища при выборе места жительства, граждане определяют место на конкретной территории в пределах России, где будет находиться их дом, квартира или иное жилище.
Все эти положения находятся в общем интересе, и никто не оспаривает их легитимность. Но можем ли мы представить себе, что общественная власть ограничивает свободу строить и жить без, в свою очередь, гарантируя гражданину право на достойное жилье? Представьте себе законодательство, которое ограничивалось бы установлением стандартов, которые должны соблюдаться в школах, но не будет включать обязательство местных властей создавать и поддерживать учреждения, или что для государства, назначить преподавательский состав?
Гарантировать право, простая цель
Существует право на «жилье», которое проходит через многочисленные прерогативы государственной и местной власти: строительное право, городское планирование, санитарные правила и т.д. остается добавить право на «жилье», осуществляющее такую силу. Право «жилья» противостоит гражданину: его несоблюдение санкционировано судами. Сегодня это не имеет права на жилье.
Для проживания можно выбрать город, деревню или какое-либо место в тундре, избранное для кочевой стоянки. Территория проживания будет иметь правовое значение для возможных ограничений права граждан на свободу передвижения (ст. 8), регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту жительства, самовольной постройки домов и строений на земельном участке, не отведенном для целей строительства (ст. 222 ГК РФ), и т.д.
Однако право на жилище признано в законе и является предметом многих мер. Как будто бы исключение жилья продвигалось быстрее, чем устройства, созданные для борьбы с ним. Именно из-за нынешнего статуса права на жилье. Если он действительно провозглашен законодателем и признан Конституционным советом, он является «объективным»: «Обеспечение права на жилье является целью для всей нации» провозглашает закон Бессона; «Право на жилье является целью конституционной ценности», - говорит Конституционный совет.
Задача определяет намерение, оно не влечет за собой обязательства результата. Единственными обязательствами, вытекающими из закона, являются обязательства средств. К ним относятся обязательство государства и Департамента разработать департаментский план действий по обеспечению жильем находящихся в неблагоприятном положении людей. Необходимо, однако, этот ведомственный план ограничивается конкретными социальными инструментами, ориентированными на особые трудности, с которыми сталкиваются люди, исключенные из жилья.
Под жилищем, таким образом, можно понимать избранное место, адресно-географические координаты которого определяют помещение, специально предназначенное для свободного проживания человека. В этом смысле, как уже отмечалось, жилищем в современном понимании не будут являться: производственное помещение, специальное укрытие (например, бомбоубежище), естественные природные укрытия, огороженная территория, помещения, которые в силу их специфики нельзя считать жилищем, - тюремная камера, автомобиль, палата в больнице и т.п.
Он не занимается производством социального арендного жилья, неадекватность которого, однако, является серьезным препятствием для права на жилье. Он менее предназначен для удовлетворения потребностей количественно, чем для введения небольшого разнообразия в распределении социального жилья.
Если для местных жителей законно реагировать на проект строительства, все же необходимо, чтобы после консультаций общественная власть делала арбитраж, который объединял право каждого из них размещаться. Чтобы вернуться к нашей параллели с образованием, как насчет права на учебу, если бы оно было определено как простая цель? Разве мы не откажемся от недостатка финансовых средств для создания достаточной пропускной способности? Во имя социального разнообразия не разрешалось ли некоторым детям отказываться в той или иной школе, не будучи допущенным в другую школу?
Различие между жилищем и помещением проводит и УК, устанавливая ответственность за кражу, совершенную с проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище (ст. 158).
Понятие "лишение жилища" требует уяснения в двух аспектах. Во-первых, лишением жилища будет физическое уничтожение помещения, предназначенного для проживания. Снос дома (в том числе самовольной постройки), в котором проживали люди, можно считать лишением жилища, поскольку в такой ситуации человек лишается конкретного помещения, расположенного в определенном месте. Уничтожение жилых строений в результате природных катаклизмов (лавины, землетрясения) также будет являться лишением жилища. Однако удаление самого человека из жилища не может рассматриваться как лишение его жилища, до тех пор пока сохраняется физическая и правовая возможности вернуться в него. Конфискация жилища (т.е. лишение его в правовом смысле) в тех случаях, когда она допускается законом (ст. 243 ГК), возможна только по решению суда.
Однако именно это происходит в жилищном секторе, где социальное разнообразие, являющееся важной задачей в обеспечении права на жилище без дискриминации, часто обращается против тех людей, которых он должен защищать: не приспосабливать больше бедных домохозяйств в обездоленных районах, не используя их положительно, чтобы гарантировать им жилье на других территориях. Социальное разнообразие теряет свой смысл, если оно ставит конкуренцию с правом на жилище, забывая о том, что жилье - это не просто цель, к которой нужно подходить, а жизненная необходимость.
Во-вторых, лишение жилища может состоять в лишении права на проживание в конкретном жилом помещении. Так, ЖК допускает расторжение договора социального найма жилого помещения с последующим выселением нанимателя и членов его семьи без предоставления другого жилого помещения, если они используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение. Без предоставления другого жилого помещения могут быть выселены граждане, лишенные родительских прав, если совместное проживание этих граждан с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным (ст. 91), а также наниматели (собственники) жилых помещений, самовольно переустроившие и (или) перепланировавшие жилые помещения при условии отказа суда сохранить помещение в перепланированном и (или) переустроенном состоянии в силу нарушения прав и законных интересов граждан, создания угрозы их жизни (ст. 29).
Очень тяжелые политические эшелоны
К слабости статуса, предоставленного право на жилье, добавляется отягчающее обстоятельство: сложность нашей территориальной политической организации. Франция, имеющая пять уровней государственной власти, имеет особенно тяжелую организацию, а колебания разделения властей усиливают отсутствие удобочитаемости.
Конечно, государство обязано обеспечить право, провозглашенное законодателем, но государство организовало свое бессилие. Государство, которое разделяет с департаментами ведомственные планы по обеспечению жильем обездоленных, оставило им ответственность за жилищные фонды солидарности.
Вместе с тем само по себе временное отсутствие в жилом помещении в домах государственного и муниципального жилищного фонда (командировка, болезнь и т.д.) не может служить основанием для лишения жилого помещения вне зависимости от сроков такого отсутствия.
Появлению этого положения жилищного законодательства способствовало Постановление Конституционного Суда от 23 июня 1995 г. N 8-П, которым были признаны не соответствующими Конституции положения ч. 1 и п. 8 ч. 2 ст. 60 ЖК РСФСР , допускавшие возможность лишения права гражданина пользоваться жилым помещением в случае временного отсутствия, в частности по причине осуждения к лишению свободы на срок свыше 6 месяцев (СЗ РФ. 1995. N 27. ст. 2622).
Что касается распределения социального жилья, он все чаще и чаще передает свои права на оговорки мэрам. Стоит отметить важность полномочий, которыми владеют коммуны: хотя они имеют преимущество близости к гражданину, у них также есть недостаток из-за пределов их территории в пользу протекционистских рефлексов. Прохождение местного эгоизма по-прежнему зависит от доброй воли каждой общины-члена. Гражданин, наконец, имеет право на жилье, которое остается теоретическим, из-за незнания того, кто его утверждает: префект, мэр, президент межобщинного сообщества и президент генерального совета, возвращающий мяч, не говоря уже о президенте совета региональном уровне, единственный, кто не имеет обязательной компетенции в этой области, но чья финансовая помощь часто необходима.
Как указал Конституционный Суд, временное непроживание лица в жилом помещении, в том числе в связи с осуждением его к лишению свободы, само по себе не может свидетельствовать о ненадлежащем осуществлении нанимателем своих жилищных прав и обязанностей и служить самостоятельным основанием для лишения права пользования жилым помещением. Конституционный Суд сформулировал также правовую позицию, согласно которой выселение лица без предоставления другого жилого помещения не может считаться нарушением его конституционного права, если оно произведено на основании закона и в судебном порядке (Определение Конституционного Суда от 11 июля 1996 г. N 76-О).
2. Часть 2 комментируемой статьи обращена к органам государственной власти и местного самоуправления, которым вменяется в обязанность поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище.
Поощрение жилищного строительства означает широкий спектр деятельности органов власти и органов местного самоуправления - от планирования капитального строительства до приемки в эксплуатацию готовых жилых строений. Это направление деятельности возведено на конституционный уровень, поскольку оно обеспечивает выполнение важнейшей функции социального государства - обеспечить людей жилищем.
Создание условий для осуществления права на жилище и поощрение жилищного строительства предполагают проведение финансовых, организационных, законодательных мероприятий, наилучшим образом способствующих удовлетворению потребностей граждан в жилище.
В рамках реализации национального проекта о доступном жилье был принят ряд федеральных законов: от 30 декабря 2004 г. "О жилищных накопительных кооперативах" (СЗ РФ. 2005. N 1. ст. 47), от 30 декабря 2004 г. "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" (там же. ст. 40), Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. (там же. ст. 16), иные нормативные акты.
3. Часть 3 комментируемой статьи посвящена вопросам предоставления жилища из государственных, муниципальных и других жилищных фондов некоторым категориям граждан. Прежде всего имеются в виду случаи бесплатного предоставления жилища из государственных и муниципальных фондов, поскольку в условиях рынка граждане должны приобретать жилище путем совершения гражданско-правовых сделок.
Гражданин, которому жилище предоставляется бесплатно или за доступную плату, должен быть малоимущим.
Согласно ст. 49 ЖК , малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Нормативной базой для признания гражданина малоимущим служат постановление Правительства от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" (СЗ РФ. 2003. N 34. ст. 3374), положения НК РФ и иных законов.
Наряду с малоимущими нуждающимися в жилище могут быть и иные граждане. ЖК прямо предусматривает право федерального и регионального законодателя регламентировать предоставление и иным категориям граждан жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта Федерации (ч. 3 ст. 49).
Малоимущим и иным указанным в законе гражданам жилище предоставляется только в случае нуждаемости. Условия нуждаемости определены в ЖК; дополнительные условия нуждаемости могут вводиться и законами субъектов Федерации, поскольку, согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции, вопросы жилищного законодательства отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.
Наниматели жилого помещения по договору социального найма должны вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за пользование жилым помещением (плата за наем) и плату за коммунальные услуги. Граждане, признанные малоимущими, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (ч. 9 ст. 156).
Установление платы за наем не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Размер платы за наем государственного или муниципального жилищного фонда определяется в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома. Под доступной платой нужно понимать такую плату, которая доступна данным конкретным категориям граждан.
Норма предоставления жилой площади устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (ч. 2 ст. 50).
- Вверх
§2.3. Конституционное право граждан на жилище
В российском законодательстве понятие "жилище" раскрывается не полно, что вызывает на практике различные споры. Термин "жилище" означает обычно особое сооружение или помещение, специально предназначенное для проживания людей, - жилой дом, квартира, комната вместе с соответствующей вспомогательной площадью (кухня, коридор, ванная комната, прихожая и т.п.), а также другие объекты жилого дома (лифт и лифтовое хозяйство, иное инженерное оборудование)*(57).
Право на жилище появилось в конституциях сравнительно недавно. В нашей стране оно впервые было установлено в Конституции СССР 1977 г., а затем нашло отражение в Конституции РСФСР и Конституции России, а также в кодифицированных жилищных законах (Основах жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, Жилищном кодексе РСФСР и др.). В статье 40 Конституции России право на жилище определено иначе, чем в Конституции РСФСР 1978 г. Часть 2 статьи 40 Конституции России предусматривает, что органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Что же касается предоставления жилья бесплатно (или за доступную плату), то, согласно части 3 статьи 40 Конституции, такое жилье предоставляется только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Речь идет, в частности, об обеспечении жильем военнослужащих, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных обстоятельств, участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, инвалидов и некоторых других категорий граждан. Конституция, таким образом, отказалась от планово-распределительной системы обеспечения жилыми помещениями и монополии в этом деле государственного, муниципального и общественного жилищных фондов. Право граждан на жилище закреплено и в конституционных законах некоторых субъектов Российской Федерации*(58). Малоимущим, нуждающимся в жилище, оно предоставляется из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами*(59).
Как же должны быть истолкованы суть и содержание формулировки "каждый имеет право на жилище"? Прежде всего, ограничительно, без упоминания "реальной возможности". Действительно, в последнее время в юридической литературе довольно сдержанно, без громких фраз и эпитетов, говорится о смысле этого выражения*(60).
Выделим основные точки зрения и высказывания. Во-первых, как и прежде, конституционное право на жилище сводят к гарантированной государством возможности получения жилья. Например, В.Р. Скрипко отмечает: "Конституционное право на жилище означает гарантированную для каждого гражданина возможность быть обеспеченным постоянным жилищем. Это право предполагает юридическую возможность стабильного пользования имеющимся у гражданина жилым помещением, его неприкосновенность, недопущение произвольного лишения жилища, а также вероятность улучшения жилищных условий путем приобретения другого"*(61). Во-вторых, государство гарантирует каждому гражданину возможность пользоваться тем жильем, которое у него имеется, и принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем*(62). С.М. Корнеев, обоснованно выделяя два принципиальных положения, обращает внимание на то, что "остается не ясной сущность права на жилище. Ни в Конституции, ни в отдельных законах она не раскрывается"*(63). В-третьих, допускаются высказывания, которые сводят это право к трем юридическим возможностям:
а) стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением;
б) содействие государства улучшению жилищных условий;
в) обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды*(64). Итак, в первую очередь обращается внимание на "постоянное", "устойчивое" пользование имеющимся жилым помещением, т.е. на то, что "жилье неприкосновенно". Обоснованы суждения относительно содействия государства в улучшении жилищных условий. Обойдены или комментируются иначе выражения "реальная или гарантированная возможность получения", "государство гарантирует", которые в недавнем прошлом относили к самой сути права на жилище.
Право на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади*(65). Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья.
Закрепление в Конституции права на жилище имеет большое значение, поскольку означает право каждого иметь жилище, иметь гарантированную возможность быть обеспеченным жилищем и не опасаться того, что гражданин может быть произвольно лишен своего жилища или кто-то проникнет в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц. Тем самым Конституция создала конституционные основы стабильного пользования жилищем и возможность получения для улучшения жилищных условий другого жилища*(66). По своей юридической природе конституционное право на жилище является государственно-правовым институтом; вместе с тем конституционные положения о праве на жилище (ст. 40 Конституции РФ) служат юридической базой для развития и совершенствования жилищного законодательства, всей системы жилищных отношений, для пользования жилыми помещениями, совершения сделок и других юридически значимых действий с жилыми помещениями, организации управления и обеспечения сохранности жилищного фонда*(67).
Право на жилище носит многоаспектный характер и может быть сведено к нескольким основным юридическим возможностям, вытекающим из содержания статьи 40 Конституции России:
1) к возможности стабильного пользования занимаемым жилым помещением в домах государственного, муниципального и других жилищных фондов на условиях договора найма, участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, путем индивидуального жилищного строительства, приобретения жилых помещений (домов) по договорам купли-продажи, дарения, мены, а также наследования, и по другим основаниям, предусмотренным законодательством;
2) к возможности улучшать свои жилищные условия, получать другое жилое помещение разными способами: для малоимущих лиц и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище, - путем получения жилья бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального или иного жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами; для других лиц - путем строительства или приобретения жилых помещений за счет собственных денежных средств с привлечением денежных субсидий государства и кредитов банка;
3) к возможности использовать жилое помещение не только для проживания гражданина - собственника этого помещения и членов его семьи, но и для передачи с целью проживания другим гражданам на основании договора (коммерческого найма и др.);
4) к обеспечению для жителей жилых домов (жилых помещений) здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека; недопустимости произвольного лишения граждан права на жилище.
С обеспечением конституционного права на жилище тесно связаны и нормы Конституции о неприкосновенности жилища и защите от проникновения в него других лиц помимо воли проживающих в нем (ст. 25), неприкосновенности частной жизни (ст. 23), право на судебную защиту (ст. 46) и др.
Право на жилище, согласно статье 17 Конституции, принадлежит каждому от рождения. В жилищном законодательстве это свойство проявляется, в частности, в том, что в состав членов семьи нанимателя, имеющих право на жилое помещение, включаются не только совершеннолетние лица, но и дети, причем в законе учитываются их особые интересы. Право на жилище, провозглашенное в статье 40 Конституции, относится к числу основных прав, и поэтому в силу статьи 17 Конституции этому праву свойственна неотчуждаемость: право на жилище не может быть изъято государством у гражданина либо ограничено в объеме, кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции и в законе. Даже в случае введения на основании статьи 56 Конституции чрезвычайного положения право на жилище (как и другие основные права) не подлежит ограничению.
В целях обеспечения жилищных прав граждан Жилищный кодекс России устанавливает юридические гарантии этого права путем предоставления гражданам жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также иными способами.
Большое значение для обеспечения стабильного использования жилых помещений имеют положения статьи 27 Конституции о праве каждого, кто законно находится на территории России, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. При этом Конституция имеет в виду обе формы жительства - постоянное (место, где гражданин постоянно проживает) и преимущественное проживание (место, где гражданин проживает дольше, чем в других местах)*(68). В обоих случаях гражданин вправе иметь свое жилище. Поэтому точное определение места жительства гражданина имеет большое значение для охраны его прав, исполнения им обязанностей.
Положение статьи 35 Конституции о недопустимости лишения собственника его имущества иначе как по решению суда направлено на защиту права частной собственности, носит универсальный характер и подлежит применению во всех сферах жизни, в том числе и в жилищной области. По смыслу данной статьи это правило распространяется на всех граждан - будь то рядовой гражданин, либо гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, либо объединения граждан, включая юридических лиц как коллектив собственников*(69).
Гарантии права на жилище, предусмотренные Конституцией, носят экономический характер и выступают в виде тех обязанностей, которые приняло на себя государство для обеспечения предоставленного гражданам права: органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для реализации права граждан на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны обеспечить реализацию конституционного права граждан на получение жилого помещения различными способами (предоставлением жилых помещений из жилищного фонда социального использования, земельных участков для индивидуального жилищного строительства, льгот и субсидий для приобретения жилья и т.д.).
С целью реализации конституционного права гражданина на жилище закон устанавливает обстоятельства (юридические факты), при которых у него возникают субъективные права требования: предоставить жилое помещение из жилищного фонда социального использования, получить субсидию и т.д. Эти права возникают по воле самого гражданина, но реализуются при посредстве правоприменительной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, различных организаций. Конституционное право на жилище в данном случае можно считать реализованным с момента вынесения решения о предоставлении лицу конкретного жилого помещения и выдачи ордера на его заселение, в результате чего у гражданина возникает субъективное право на жилое помещение*(70).
Конституция гарантирует гражданам России беспрепятственное осуществление ими субъективного права на занимаемое ими жилое помещение (право пользования). Статья 40 Конституции прямо определяет, что никто не может быть произвольно лишен жилища. Это означает, что ни органы государственной власти, ни органы местного самоуправления, ни должностные лица не вправе осуществлять какие-либо действия, связанные с неправомерным лишением граждан права на жилище. Реализация права на жилище обеспечивается возможностью граждан свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27 Конституции). Законом РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"*(71) вместо прописки введен регистрационный учет граждан. Это право предполагает свободу выбора гражданином жилого помещения, в котором он постоянно или преимущественно проживает, либо собственником которого он является, либо которым он пользуется по договору найма или по иным основаниям, предусмотренным законом. Ограничения права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства могут быть установлены только федеральным законом*(72).
В соответствии со статьей 25 Всеобщей декларации прав человека "каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пишу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи"*(73). В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах говорится: "Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая большое значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии" (ст. 11).