Использование игры, как средства социальной адаптации детей младшего школьного возраста. Сборник игр «Успешная адаптация первоклассников
Игровая деятельность младших школьников
Описание материала: Предлагаю вам небольшой анализ социального характера детской игры и особенностей игровой деятельности младших школьников. Данная статья будет полезна для учителей начальных классов и воспитателей. Основная задача - помочь выявить особенности игровой деятельности младших школьников, а также проанализировать роль игры для всестороннего развития личности младшего школьника.Социальный характер детской игры
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Естественно, что представителей научных отраслей в игре интересуют «свои» аспекты, но все они сходятся во мнении, что игра – неотъемлемая часть человеческой культуры.
Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества. В начале XX века у исследователей не было единодушия в решении вопроса, что является первичным в истории человечества: труд или игра. Высказывались предположения, что игра возникла раньше труда. Впервые с противоположным утверждением о том, что «игра – это дитя труда», выступил немецкий психолог и философ В. Вунд, а в дальнейшем эту точку зрения развил русский философ Г.В. Плеханов в работе «Письма без адреса» (1912).
Г.В. Плеханов пришел к выводу, что игра имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Таким образом, Г.В. Плеханов подчеркнул генетическую общность искусства и игры. По мнению Г.В. Плеханова, в истории общества труд предшествовал игре, определял ее содержание. К труду человека принуждали жизненные потребности, связанные с необходимостью добывать пропитание, охранять свои угодья, заботиться о жилище и тому подобное. Труд, охота, война с соседним племенем – все это сопровождалось чувствами радости, удовольствия, горечи. Желание вновь пережить чувства, испытанные в той или иной деятельности от проявленной ловкости, смекалки, силы, побуждали первобытного человека к обрядовым играм, танцам, песням. Таким образом, в истории общества труд старше искусства и игры.
Но в жизни отдельного человека игра, по мнению Г.В. Плеханова, предшествовала труду. В этом заключается социальное назначение игры: она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род», подготавливает детей к труду. Г.В. Плеханов обратил внимание на то, что игра социальна и по своему содержанию, поскольку дети отображают то, что видят вокруг, в том числе и труд взрослых. А так как в человеческом обществе рано сложилось деление труда на мужские и женские виды и обязанности, то мальчики и девочки в играх подражали тем представителям пола, к которым относились сами. Возражая своему современнику немецкому психологу К. Гросу, считавшему, что различие игр мальчиков и девочек определяется особенностями их половых инстинктов, Г.В. Плеханов
выдвигал социальные причины, а именно: существующее разделение труда взрослых людей в обществе по признаку половой принадлежности.
Мысли Г.В. Плеханова получили развитие в трудах новых поколений ученых, прежде всего психологов и педагогов, которых волновал вопрос: всегда ли существовала игровая деятельность, предваряя в жизни ребенка последующую трудовую деятельность?
Д.Б. Эльконин на основе анализа этнографического материала выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии ролевой игры. Он считал, что на заре существования человеческого общества детской игры не было. В силу примитивности самого труда и необходимых для него орудий дети очень рано начинали принимать участие в работе взрослых.
Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, земледелию привели к изменению положения ребенка в обществе: малыш уже не мог принимать непосредственное участие в работе взрослых, поскольку она требовала умений, знаний, сноровки, ловкости и многого другого. Взрослые стали изготовлять игрушки для упражнения детей в трудовых действиях. Возникли игры-упражнения, в ходе которых ребенок овладевал необходимыми навыками и умениями в использовании орудий труда, так как игрушки были их моделями.
С возникновением различных ремесел, развитием техники, сложных орудий труда игрушки перестали быть моделями последних. Они напоминали орудия труда внешним видом, но не функциями. Другими словами, игрушки становятся образами орудий труда. С такими игрушками упражняться в трудовых действиях нельзя, но можно их изображать. Возникает ролевая игра, в которой находит удовлетворение свойственное маленькому ребенку стремление к активному участию в жизни взрослых. Поскольку такое участие в реальной жизни невозможно, ребенок в воображаемой ситуации воспроизводит действия, поведение, взаимоотношения взрослых. Следовательно, ролевая игра возникает не под влиянием внутренних, врожденных инстинктов, а в результате вполне определенных социальных условий жизни ребенка в обществе. Взрослые, в свою очередь, способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества [Козлова: 259].
В ходе социально-исторического развития
человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества.
Игра имеет социальную основу. Детские игры и прежних лет, и сегодняшней жизни убеждают, что они связаны с миром взрослых. Одним из первых, кто доказал это положение, оснастив его научно-психологическими данными, был К.Д. Ушинский. В работе «Человек как предмет воспитания» (1867) К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. Детские игры отражают окружающую социальную среду, дающую «...материал, гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкой» [Ушинский: 483].
Но окружающая ребенка действительность чрезвычайна многообразна, а в игре находят отражение лишь отдельные ее стороны, а именно: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми. Как показывают исследования А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковской, развитие игры на протяжении детского возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.
Таким образом, игра становится способом выделения и моделирования (воссоздания в специально созданных условиях) отношений между людьми, а, следовательно, начинает служить усвоению социального опыта.
Игра социальна и по способам ее осуществления. Игровая деятельность, как доказано А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Н.Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит ребенка играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий. Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.
Таким образом, современная отечественная теория игры базируется на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.
Особенности игровой деятельности младших школьников
Как играют дети? Нужно ли учить младшего школьника играть? И необходимо ли ему ориентироваться в мире игры, ведь важнейшая роль игры в воспитании и развитии подрастающего поколения общепризнанна? Однако на современном этапе развития общества, когда «игромания» стала модной болезнью подрастающего поколения, требуется пересмотр многих устоявшихся решений.
Педагогические и психологические исследования показывают, что игровой дефицит отрицательно сказывается на формировании многих сторон личности младшего школьника. В период, предшествующий обучению в школе, ребенок открыт к усвоению нового, обладает необходимой активностью и свободой проявлений. Игра в дошкольном детстве является основной формой деятельности и выполняет свою незаменимую роль в развитии личности. Но с приходом в школу ведущей становится учебная деятельность, требующая развития произвольного внимания, целенаправленных волевых усилий. Возникает серьезное противоречие, которое сам ребенок без педагогической помощи разрешить не может. К сожалению, не всегда удается это и школьным педагогам. Поэтому именно в младшем школьном возрасте необходимо включить ребенка в такие формы деятельности, которые бы способствовали плавному переходу от игры к учению.
Если у дошкольников игра является ведущим видом деятельности, то в жизни учащихся начальных классов она занимает меньшее место, хотя продолжает влиять на их развитие.
Младшие школьники любят игры, связанные с движениями. Эти игры совершенствуют их координацию, развивают силу и ловкость, улучшают работу внутренних органов (дыхания, кровообращения), укрепляют здоровье детей. Игра помогает развитию восприятий, внимания, воображения, интересов, мышления, содействует развитию инициативы, активности, вызывает положительные эмоции, без которых не может быть игровой деятельности. Кроме того, игра служит прекрасным отдыхом школьника от умственной работы в процессе обучения.
Одним из свойств игры является то, что она представляет собой отражение трудовой деятельности человека. Недаром говорят, что «игра – дитя труда». Она готовит детей к жизни, хотя никто из них не думает об этом значении игры. Ребята играют ради удовольствия, удовлетворяя свою естественную потребность. А.М. Горький писал, что игра – это путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. И действительно, дети обычно воспроизводят в играх жизнь и труд взрослых, подражают им, заменяя реальные предметы игрушками или довольствуясь отдельными атрибутами. В процессе игры дети совершают определенные действия. Они строят, путешествуют, ухаживают за детьми (куклами), лечат их, учат друг друга, занимаются хозяйством, защищают Родину от врагов, совершают героические поступки и тому подобное. «Целью игры является сама игровая деятельность, а не результат (как в труде)» [Гоноболин: 267], такого мнения придерживался отечественный психолог Ф.Н. Гоноболин.
В большинстве игр участвует не один, а несколько человек. Это помогает воспитывать у детей чувство коллективизма, они учатся действовать сообща, организованно – то руководить другими, то подчиняться им, действовать по определенным правилам, строго следя за их выполнением. Все это способствует воспитанию воли, приучает к дисциплине, вызывает чувство ответственности за свои действия и поведение, помогает формированию моральных качеств личности ребенка. Известно, что в каждой игре дети договариваются об определенных условиях, в которых она будет протекать, и если кто-нибудь нарушил эти условия, то его исключают из игры или отказываются продолжать ее. Большая часть игр связана с соревнованием, что усиливает напряжение физических и психических сил ребенка, помогает их развитию.
Мотивами для игровой деятельности служат не столько ее практические результаты, сколько то удовольствие, которое она доставляет участникам. В игре многое строится на воображении. Дети могут совсем или почти совсем обходиться без реальных предметов. Зато реальными и нередко сильно действующими являются чувства детей, которые вызываются вымышленными ситуациями.
Игры у детей младшего школьного возраста бывают очень разнообразными. Различают игры подвижные, ролевые, настольные и многие другие.
1. Подвижные игры.
Некоторые из них приближаются к спортивным. Они очень полезны для здоровья. Во многих проводится борьба за личное первенство или первенство коллектива. Кроме физических качеств, они развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость.
2. Ролевые игры.
Они отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат от старших. В этих играх каждый ребенок берет себе определенную роль, например врача, учителя, пожарника, и изображает соответствующую деятельность. Иногда сюжет игры бывает заранее намечен, события и действия развертываются в определенном плане (сюжетные игры).
Если в дошкольном возрасте игровые интересы мальчиков и девочек нередко бывают очень близки, то у детей младшего школьного возраста наблюдается уже дифференциация склонностей. Мальчики любят роль героев (летчиков, космонавтов, отважных пограничников, капитанов, разведчиков, альпинистов), совершающих подвиги. Девочки предпочитают изображать в игре матерей, учителей, врачей. В первых классах они еще играют в куклы, нянчат их, учат, лечат. Иногда обходятся без игрушек, тогда кукол нередко заменяют младшие братишки и сестренки, играя с которыми девочки выполняют материнские обязанности.
В младшем школьном возрасте у мальчиков появляется интерес к технике. Они сами мастерят самолеты, автомашины, играют с ними. Девочки любят в играх заниматься делами бытового характера: шьют одежду для кукол (вручную или на игрушечных машинках), накрывают стол, моют посуду, стирают и гладят платья для кукол. Подобные игры в дальнейшем постепенно переходят в трудовую деятельность.
3. Настольные игры
. Некоторые из них очень полезны для расширения познавательных интересов и для умственного развития. К числу таких игр относятся лото с картинками, словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, игры-головоломки и другие. В это же время многие дети начинают играть в шашки, в шахматы.
Учителям начальных классов не следует оставаться в стороне от игровой деятельности школьников. Педагоги наблюдают за играми на переменах, а иногда принимают в них участие, организуя досуг детей. Роль учителя заключается прежде всего в том, чтобы побудить детей к полезным играм, не допускать вредных, следить, чтобы у ребят не было ссор. Но руководство играми следует проводить с большим тактом, осторожно. Нельзя подавлять самодеятельность детей, их естественного стремления к самостоятельности; надо поощрять разумную детскую выдумку и другие формы творчества, для которых в играх немало возможностей.
Использованная литература:
1. Братанова Т.А. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками // Начальная школа. – 2008. – № 5. – С. 41-43.
2. Гоноболин Ф.Н. Психология. – М.: Изд-во «Просвещение», 1973. – 240 с.
3. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
4. Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. – М., 1954. - Т. II. – 734 с.
«Чтобы не тревожиться - нужно отвлечься» - эта истина известна. Мы знаем, что нужно сделать, если вы заметили тревожность у ребёнка. Предлагаем вам 7 интересных игр, которые помогут малышу быстрее адаптироваться к новой жизни и отвлечься от учебного процесса.
Когда ребёнок идёт в первый класс, его жизнь кардинально меняется. Совсем недавно он ходил в детский сад, был «маленьким», и ему многое прощалось. В школе он должен соблюдать разные правила, соответствовать требованиям учителей и вести себя, как «взрослый». Как же помочь малышу скорее привыкнуть к другому укладу жизни? Снизить уровень стресса и адаптироваться к школьной жизни помогут специальные занятия и игры, в которые вы сможете поиграть с детьми дома и на улице.
Одного цвета
Ведущий называет любой цвет, а игроки по очереди называют все предметы, которые имеют такую окраску. Например, вы выбрали цвет - зеленый. Малыши должны называть любые знакомые им объекты такого цвета - лягушка, листья, горох и т.д. Ребёнок, не сумевший назвать предмет, выбывает из игры.
Соседи
Дети встают в круг. Ведущий ходит по кругу, останавливается перед игроком и говорит: «Сосед, шаг вперед!». Сам игрок остается на месте, а его соседи слева и справа должны выйти из круга. Кто прослушал и замешкался, тот выбывает из игры.
Не делай так!
Перед началом игры ведущий показывает движение или жест, который нельзя повторять. Например, запрещенный жест - поднятая рука. Затем он начинает идти по кругу, прыгая, хлопая в ладоши, поднимая руки - делает самые разнообразные движения. Остальные игроки должны за ним повторять абсолютно всё, кроме того единственного жеста, который договорились считать запрещенным.
Комплимент
Не менее важно для ребёнка уметь слушать тех, кто рядом, общаться с ними. Для развития этих качеств можно поиграть в эту игру. Дети встают в круг и по очереди говорят своему соседу что-то приятное. Кто не сумел сказать комплимент, выбывает из игры.
Простая и знакомая всем игра «Крестики-нолики» прекрасно тренирует сообразительность и умение мыслить хотя бы на шаг вперёд. Поиграйте в эту игру с ребёнком и узнаете, через сколько туров он увидит закономерность, которая позволяет выигрывать.
Игра для двоих
Игра, которая развивает и внимательность, и умение соблюдать правила, и навык говорить и задавать вопросы. Ведущий произносит считалочку с условиями: «Вам барыня прислала сто рублей. Что хотите, то купите, черное и белое не берите, «да» и «нет» — не говорите. Вы поедете на бал?». Не забудьте через некоторое время поменяться местами с ребёнком. Пусть и он побудет ведущим и подумает, какой вопрос лучше задать, чтобы вы ошиблись в ответе.
Чего не хватает?
Благодаря этой игре прекрасно развивается внимательность и память. Выложите на стол пять предметов, пусть малыш в течение минуты смотрит на них и запоминает расположение. После того как он закроет глаза, вы какой-то предмет убираете. А ваш первоклассник должен определить, какого предмета не хватает. Можно эту игру разнообразить и усложнить. Например, переставлять предметы местами, чтобы ребёнок определил, как они располагались в самом начале игры.
Расскажи-ка мне!
Цель игры — придумать интересную сказку. В самом начале игры, вам нужно будет определиться - какую сказку выбрать и кто будет главным героем. Рассказчиками будут выступать несколько участников, которые по условиям должны говорить только одно предложение. Самое сложное в игре - связать все предложения в единый интересный рассказ. Игра помогает развить внимание, память, учит соблюдать правила и слышать своих товарищей, и самое главное - развивает навык устной речи.
Реализовывая игровые технологии в работе с детьми, тем самым педагоги не только содействуют привитию детям социального опыта, но и их социальной адаптации в школе. Результаты этой педагогической деятельности в дальнейшем могут стать базисом для успешной социализации ребенка в обществе. Посредством игры у детей складываются представления о взаимоотношениях взрослых и социальном устройстве.
Необходимо подчеркнуть типичные особенности игры, которые свойственны при ее применении для младших школьников:
- 1.Свобода. Игра - это форма детской деятельности, которую невозможно построить на обязательности или принуждении. Ребенок действует не по внешнему ограничению или принуждению, а согласно своей воле и целям.
- 2.Творчество. Из множества вариантов выбора игра требует наиболее оптимального и удачного, а не повторение уже известного. Этот факт определяет творческую деятельность, которая проходит наряду с познавательным интересом и служит стимулятором активности личности. Творчество способствует самовыражению ребенка, дает возможность ему показать свою индивидуальность неординарность. Игра - среда, для проявления ребенком свободы, неординарности и безопасности.
- 3.Деятельность. Игра для младших школьников является характерным видом деятельности. Ее цель в самом процессе, а не в результате. Данный вид занятий регулируется такими целями как: цель в объекте, связанная с изменением окружающего мира, и цель в субъекте, связанная с изменением этого самого субъекта деятельности. Все виды игры создают условия для взаимодействия и взаимопомощи; моделируют проблемные жизненные ситуации; открывают простор для импровизации и фантазии; способствуют более эффективному проявлению тех положительных качеств, которые не применяются в обыденной жизни. Именно в игре скрыт большой запас возможностей для привития ребенку элементарных бытовых навыков, которые являются весьма необходимыми для жизнедеятельности ребенка в обществе.
- 4.Общение. Оно служит стержнем игрового взаимодействия. Игра передается через общение, функционирует в нем, организуется им. Таким образом, в этой деятельности учащиеся накапливают опыт общения, который основывается на сотрудничестве и взаимодействии учащегося и учителя. Все это помогает детям справедливо решать вопросы и устанавливать верные взаимоотношения. Общение помогает детям младшего школьного возраста соотносить свои действия с действиями окружающих, с поставленными задачами, событиями, ситуациями, ставить интересы другого человека выше своих собственных. Здесь деятельность педагога должна направляться на то, чтобы привить детям навыки вежливых взаимоотношений, культурного поведения: научить детей употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность; научить детей здороваться и прощаться со взрослыми и сверстниками; воспитывать товарищеские взаимоотношения со взрослыми; заботливое отношение к людям; обращаться к сверстнику называя его по имени, отвечать на его вопросы; побуждать к взаимодействиям друг с другом, оказывать помощь по просьбе другого ребенка; учить соблюдать правила культурного поведения дома и на улице (вытирать при входе ноги, соблюдать аккуратность в туалете и т.д.)
- 5.Отношения. Этому качеству свойственны установка на оценку (негативную, позитивную, выражающую безразличие), избирательность, готовность и предрасположенность к определенному образу действий. В процессе игрового общения и игровой деятельности они являются связующей частью. Основная их функция - переключить центр ориентации учащегося с предметной среды на личность человека. Отношения одухотворяют общение, придают игровой деятельности преобразующий характер, очеловечивают ее. Огромное множество качеств развиваются и складываются в игровой деятельности у младших школьников. Такие качества, как товарищество, дружба, симпатия, откровенность и сердечность и др. Все эти качества вне игры способствуют развитию других качеств.
- 6.Эмоциональность. Все игры младших школьников проходят с эмоциональным порывом, что рождает у детей способность к подражанию, стремление к воображению, копированию поведения. В эмоциональном поле игры отражается уровень ее психологической, нравственной культуры, яркость духовной жизни.
- 7.Кооперативность. Она подразумевает индивидуальную ответственность, положительную взаимозависимость, стимулирование успеха друг друга. В игровой деятельности растет интерес друг к другу, товарищеские связи, симпатии. Все эти связующие объединяют детей и дают огромные возможности для установления отношений внутри коллектива.
- 8.Комплексность. Правильно организованная игра выполняет своеобразную совокупность: во-первых, в формировании личности, во-вторых, в. организации воспитательного процесса Игра выступает средством, формой, методом, работы с детьми, служит носителем содержания, и является основной деятельностью младших школьников. Игровая деятельность комплексно влияет на развитие личности младшего школьника, развивает нравственные, интеллектуальные, духовные, трудовые, эстетические, качества, сформировывает личность в целом. Игра - это есть практическое развитие. Ребенок играет потому, что развивается, и развивается, потому что играет.
Диагностируя социальную адаптацию младших школьников в условиях школы, мы применили метод исследования: проективная методика "Несуществующее животное".
С помощью методики "Несуществующее животное" мы сможем выявить особенности положения школьника в группе, его отношение к членам этой группы и к себе. Данная методика основана на устройстве психической проекции, это значит, что рисуя какое либо животное, ребенок неосознанно идентифицирует себя с этим животным, свое отношение к окружающим людям, приятие или неприятие себя и их. Проанализировав результаты этой методики, мы сможем определить, какие поведенческие реакции доминируют у каждого ребенка (агрессия), социальную активность (стремление ребенка к продуктивной деятельности - социальная пассивность, безразличие), его положение в коллективе (отчужденность - привязанность к людям).
В начале экспериментальной работы была выявленна изначальная степень социальной адаптации двух групп детей, которая была практически одинаковой. У детей обеих групп преобладало безразличное отношение друг к другу, разрозненность отношений, слабые коллективистские связи. Ребята испытывали трудности во взаимоотношениях и нередко конфликтовали.
В процессе экспериментальной работы нами были замечены некоторые изменения в поведении детей экспериментальной группы. Мы старались направить игры на развитие доверия у ребят, на развитие коммуникативных навыков и на сплочение коллектива. На начальном этапе работы в игровую деятельность из экспериментальной группы включались не все ребята: некоторые оставались пассивными и лишь наблюдали за тем, как играют другие. Но уже через некоторое время в игру были включены все ученики данного класса. Применяя игры на развитие коммуникативных способностей, удалось активизировать словесную активность детей, которые раньше ее проявляли в малой степени или совсем не проявляли.
Опираясь на полученные результаты, можно сделать следующее заключение:
В экспериментальной группе повысился уровень социальной активности, это мы видим в том, что у детей усиливается любознательность, стремление к взаимодействию с другими людьми, дети проявляют заинтересованность в сотрудничестве, одним словом, им интересно, в какие игры они будут играть, также ребята стараются сами предложить свои игровые моменты.
Игры на сплочение коллектива помогли повысить уровень сплоченности в данной группе детей. Ребята стали несколько по-другому смотреть друг на друга, так как в процессе игры многие показали свои черты характера, которые раньше проявлялись в малой степени или находились в скрытом состоянии. Иными словами, каждый ребенок смог раскрыть свои положительные качества: искренность, жалость, честность. Игровая деятельность дала возможность раскрыться способностям детей с разных сторон.
На переменах, на внеклассных занятиях и в заданиях на дом ребятам предлагались задания различного характера: загадки, кроссворды, геометрические задачки на пространственное восприятие и другие задания познавательного характера.
Предлагаем перечень некоторых игр, применяемых в работе с учащимися экспериментальной группы:
1. Игра "Путаница"
Цель: поддержание группового согласия.
Ход игры: считалочкой выбирается водящий. Он выходит за пределы комнаты. Остальные дети образуют круг, взявшись за руки. Они начинают запутываться - кто как сумеет, не разжимая рук. Когда образовалась путаница, водящий возвращается в комнату и распутывает этот ком, не размыкая рук детей.
2. Игра "Скала"
Цель: на взаимовыручку и сплочение.
Ход игры: Все члены команды выстраивается в ряд на бревне. Спереди и сзади - "бездонная пропасть". Каждый член команды по очереди передвигается с одного конца бревна на другой, таким образом, чтобы тот, кто в начале игры стоял первым, в результате оказался последним.
3. Игра "Вопрос соседу"
Цель: развитие сосредоточенности и внимания.
Ход игры: Все игроки садятся в круг, ведущий располагается в центре. Он должен подходть к любому из игроков и задавать вопросы, например, "Кто твой лучший друг?" или "Как тебя зовут?" и т.д. Но отвечать должен не тот, кого спрашивают, а его сосед слева. Если ответил тот, кого ведущий спрашивал, он отдает фант. После игры фанты разыгрывают.
4. Игра "Ласковые шаги"
Цель: формирование гуманистических убеждений.
Ход игры: Из группы детей выбираются 2 человека. Дети становятся напротив друг друга на расстоянии около десяти шагов. Условия игры: шаг можно сделать, только сказав ласковое слово.
5. Игра "Проведи слепого"
Цель: Сплочение коллектива.
Ход игры: Класс делится на группы. Каждая группа выбирает одного игрока, которому завязывают глаза. Он будет изображать слепого. С помощью словесных команд группа ведет слепого игрока от одного конца комнаты до другого так, чтобы он не спотыкался и не касался руками предметов. Команды должны быть точными и продуманными.
6. Игра "День рождения"
Цель: сплочение коллектива, предоставление возможности высказать обиды, снять разочарование.
Ход игры: Выбирается именинник. Все дети жестами, мимикой дарят ему подарки. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.
7. Игра "Карусель"
Цель: воспитать у детей доверие друг к другу.
Ход игры: Разбившись на пары, ребята образуют два круга (внешний и внутренний). "Внутренние"; встают спиной к "Внешним" и падают, уверенные, что их поддержат. После этого внутренний круг делает шаг вправо, и образуются новые пары (расстояние между парами можно варьировать).
8. Игра "Снежная королева"
Цель: сплочение, общение и взаимодействие детей
Ход игры: Снежная Королева заморозила мальчика. Чтобы его разморозить, надо попасть в Царство Снежной Королевы. Вход туда стерегут белые медведи. Они загадывают загадки и пропускают только тех, кто загадки отгадал. Выбираются два "белых медведя". Ребята по очереди подходят к ним и слушают загадки. Тот, кто не может отгадать, отправляется в "лес" - в конец комнаты, где разложены ответы на загадки. Это могут быть предметы, игрушки, вырезанные из бумаги игрушки или карточки с написанными отгадками. Учитель может взять на себя роль Снежной Королевы и помогать белым медведям загадывать свои загадки. Попавшие в Царство Снежной Королевы должны "разморозить" мальчика, который сидит на стуле в застывшей позе. Нельзя дотрагиваться до него руками, можно пользоваться только мимикой и жестами. Победил тот, кто "оттаял" замороженного. Тот заулыбался, заморгал или зашевелился.
9. Игра "Пойми меня!
Цель: взаимодействие и общение детей
Ход игры: Заранее приготовленные маленькие листочки с заданиями (например: скорчи мне рожу, улыбнись мне, спой мне песенку, расскажи анекдот, хлопни в ладоши 3 раза, и т.д.), раздаются каждому участнику игры. Участник, не глядя на задание, крепит его себе на лоб. По команде ведущего в течение одной-двух минут все участники подходят друг к другу и выполняют задания, не произнося их вслух. Спустя некоторое время каждый игрок должен догадаться и сказать, что же у него написано на лбу.
10. Игра "Запомни слова"
Цель: Тренировка навыков
Ход игры: Дети по цепочке называют слова. Каждый участник должен назвать слово и все названные слова перед ним.
11. Игра "Кто я такой"
Цель: Активизация знаний и представлений о себе, акцент на позитивных сторонах собственной личности. Развитие памяти.
Ход игры: Ребенок называет свое имя и называет понятия, относящиеся к нему (ученик, пассажир сын), нужно их дать как можно больше.
12. Игра "Кто сказал мяу?"
Цель: Развитие слухового навыка. Тренировка навыков взаимодействия в группе.
Ход игры: Дети выходят к доске по одному, отворачиваются от всех сидящих и по команде учителя кто-то из детей говорит "мяу", ребенок поворачивается обратно и старается отгадать, чей это голос.
13. Игра "Фотография"
Цель: Развитие зрительной памяти. Тренировка навыков взаимодействия в группе.
Ход игры: Дети рассаживаются в определенном порядке, как на групповой фотографии, затем водящий отворачивается, дети меняются местами. Водящий поворачивается и по памяти восстанавливает фотографию.
План - конспект урока-игры по математике в 1-м классе по теме: "Нумерация чисел первого порядка"
Тема: "Нумерация чисел первого десятка"
Задачи урока:
- 1. Создать условия для обобщения и систематизации знаний детей о числах и цифрах; закрепление знания последовательности и названий чисел первого десятка; способность сопоставлять числа первого десятка; способность отмечать численность объектов на рисунке числом и цифрой записывать его;
- 2. Содействовать развитию внимания, мыслительных операций, памяти, речи, творческого воображения, логического мышления, творческих способностей и познавательной деятельности учащихся.
Прививать эстетическую культуру посредством планирования урока, развитие благоприятного расположения к учебному процессу, любопытства к дисциплинам, развитие отношения взаимопомощи, инициативность взаимовыручки, культуры поведения на уроке, доброжелательности.
Тип урока: систематизация знаний и обобщение.
Оборудование:
- 1. У каждого ученика веер с цифрами.
- 2. "Светофоры".
Компьютер.
Музыкальный аккомпонимент из мультфильма "Арифметика-малышка"
Плакат - страна "Цифирия"
Плакат "Корабль"
."Залив геометрических фигур", карточки с рисунками "Берег неравенств", "Остров быстрого счета", "Победи Цифрозавра", "Река итогов", "Водопад", "Лейся, песня!", "Сказочный сундучок", конверт
Каждый ученик имеет карточки на которых написаны задания: "Соедини точки", "Зачеркни лишние числа", "Предметные рисунки".
Подготовительная работа:
Разучить физкультминутку "Арифметика-малышка"
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель : - Прозвенел звонок на урок, начинается урок! Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно всех вас видеть!
Ученики :
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.
Учитель :
Наш урок будет похож на сказку,
Нам без знаний никуда.
Взяв с собой тетрадь, учебник, ручку и указку
Отправляемся туда!
Вы согласны оказаться в сказке?
Когда три раза прозвенит колокольчик,
Надо сказать: раз, два, три - сказка в гости приходи!
2. Сообщение целей и задач урока.
На столе лежит конверт, где находится сообщение от пиратов:
"Сундук с сокровищами 1-а класса мы вам отдадим, если вы преодолеете все препятствия, справитесь со всеми заданиями на математических островах и, самое важное, доставите сказочных жителей с каждого острова"
Дети, мы должны отправиться в морское приключение по островам Знаний. Все-таки в этом сундуке лежат сокровища нашего класса. Но, что это за сокровища, вы все увидите в конце урока. Нам предстоит увлекательное и сложное путешествие, в дорогу нам нужно взять внимание, наблюдательность, память, смекалку и сообразительность. Они будут служить нам помощниками.
- 3. Актуализация, повторение, закреплени0е и отработка полученных знаний.
- А) "Парусник"
Нужно сконструировать судно. У всех на партах находятся листочки с точками.
Рисунок 3. "Парусник"
Задание: "Соедините точки в порядке возрастания и покажите, что у вас получилось?"
Парусник.
Таким образом, наше судно сделано. Мы урок наш начинаем, в сказку двери открываем.
Б) "Берег быстрого счета"
Давайте выберем команду и капитана. Учитель читает "Задачи в стихах". Дети веером показывают ответы.
Сколько ушей у трех малышей? (6)
Ну-ка, сколько ребят,
На горе катается?
Трое в саночках сидят,
Один дожидается. (4)
Задумали число, когда его увеличили на 2, стало 3, какое число задумали? (1)
Пять ворон на крышу сели
Две еще к ним прилетели,
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело. (7)
Четыре гусенка и трое утят
В озере плавают, громко кричат,
А-ну, сосчитай поскорей,
Сколько в воде малышей. (7)
10 овечек на травке лежали
Потом три овечки домой убежали,
А ты подумай скорей,
Сколько овечек на травке теперь. (7)
На сколько 9 больше 6? (3)
Шесть веселых поросят
У корытца в ряд стоят
Тут один улегся спать
Поросят осталось … (5)
Три лягушонка у пруда
Один нырнул, осталось… (2)
Вы все ребята молодцы! Отлично справились с первым заданием, теперь направляемся в морское приключение по островам знаний. Команда готова!
В) "Победи цифрозавра"
Капитан - учитель :
Полный, вперед! У нас впереди огромный айсберг в виде ледяного дракона с числами. Вы должны выполнить задания, чтобы благополучно миновать айсберг.
Задание: "Вы видите числа, распределите их в порядке возрастания и скажите, на какие две группы можно разбить эти числа?"
- 5, 3, 9, 7, 1, 13, 11, 8
- 1, 3, 5, 7, 8, 9, 11, 13 (Капитан справляется с заданием у доски, а потом все проверяют)
Данные числа можно разделить на две группы: двузначные и однозначные.
Какие числа называются однозначными? Двузначными?
Числа, которые обозначают одной цифрой (значком), называются однозначными.
Числа, которые обозначают двумя цифрами, называются двузначными.
4. "Страна Цифирия"
Капитан-учитель :
Вижу землю! У нас на пути "Страна Цифирия" и нас приветствует Кот Ученый.
Кот Ученый : "Чтобы попасть на остров, вы должны, верно, назвать пароль"
Что такое цифра?
Цифра - это знак для обозначения числа.
Как получить число?
Чтобы получить число, мы пересчитаем предметы, количество предметов записываем цифрой.
Для чего нам нужны числа?
Для чего мы используем числовой ряд?
Числовой ряд мы используем для счета предметов, сравнения чисел, решения задач.
Как идут числа в числовом ряду?
Числа в числовом ряду идут в порядке возрастания, каждый раз увеличиваясь на один.
1 -е задание "Страны Цифирия" - "Волшебные круги"
Разгадайте правило в каждом круге и напишите следующее число.
Рисунок 4. "Волшебные круги"
2 -е задание "Страны Цифирия"
Зачеркните лишние числа, не соответствующие количеству предметов на рисунке.
Рисунок 5. Страна Цифирия
Е задание "Страны Цифирия"
Запишитете цифрой, сколько птичек, лягушек, цветочков, ведерок и грибочков.
Рисунок 6. Работа в паре - дети обмениваются карточками и проверяют
4."Водопад "Лейся, песня"
Двигательная физкультминутка под музыку "Арифметика-малышка"
Тут везде идёт работа,
Все подсчитывают что-то,
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Сколько в комнате углов,
Сколько ног у воробьёв.
Сколько пальцев на руках,
Сколько в садике скамеек.
Сколько в пятаке копеек.
У стола четыре ножки,
Пять котят у нашей кошки,
Раз, два, три, четыре, пять - всё могу пересчитать!
5."Пролив геометрических фигур"
Встреча с жителем этого острова - роботом из геометрических фигур.
Робот просит о помощи:
"После сильного шторма жители нашего острова растеряли свои геометрические части тела - фигуры.
Помогите, составьте жителей этого острова точно таких же, как и я, по памяти. Справившись с заданием, вы сможете путешествовать дальше и забрать одного жителя с этого острова.
- (У каждого ребенка на парте набор геометрических фигур)
- 6. "Остров неравенств".
Корабли по морю плыли
К чудо-острову спешили
Ждали там давно гостей
Первоклассных малышей.
На пути говорящий попугай, он предлагает выполнить его задания. Работа по учебнику.
Задание: "Сравните количество предметов на картинках. Запишите неравенства"
Работа в бортовых журналах - тетрадях и учебниках.
(Учитель предупреждает об аккуратном ведении бортовых журналов - тетрадей.)
Пальчиковая гимнастика "Паук" перед началом письменной работы в тетрадях.
УК-ук-ук - появился вдруг паук.
КА-ка-ка - все боятся паука.
Ок-ок-ок - паук муху поволок.
КА-ка-ка - прогоните паука.
- 8. "Река итогов"
- - Ребята, мы выполнили все задания и доставили сказочных жителей с каждого острова: Кот Ученый, Робот из геометрических фигур, Говорящий попугай.
Вы энергично работали, точно и быстро справлялись с заданиями, внимательно слушали своих одноклассников, из вас получилась отличная команда. Пираты не смогли устоять перед вашим стремлением к знаниям и перед вашим упорством. Они возвращают вам таинственный сундучок, в котором…
Что лежит, как вы думаете? Что помогло нам выполнить все задания и пройти все испытания?
Давайте откроем таинственный сундук.
Царица страны "Цифирия" дарит каждому из вас подарок - талисман - грецкий орех.
Орешек знаний тверд, но все же
Вы не привыкли отступать.
Вам расколоть его поможет
Желание все знать.
Сто вопросов - сто ответов,
В них нашли вы сто секретов.
И спокойна я сейчас
За технический прогресс,
Если к знаниям у вас
Такой огромный интерес.
Все - молодцы! Благодарю вас за работу на уроке!
План - конспект урока-игры в "Знатоки" (1 класс)
- ·развитие у детей мыслительных операций анализа и синтеза;
- ·научить учеников распознавать предметы по заданным признакам, научить классифицировать, сравнивать, обобщать;
- ·сформировать у детей умение и навык составления определений.
Оборудование урока:
карточки с заданиями,
Ход урока
Предлагаю вам урок-игру "Знатоки". Мы разделимся на команды, играем и соревнуемся. Дано семь заданий, свои ответы нужно комментировать, анализировать и доказывать. После каждого тура нужно подвести итог и зафиксировать результат на доске. Каждая команда выбирает себе командира. Задания даются на листочке бумаги и на экране, затем надо проверить ответы. Седьмой тур не нужно оценивать. И так, наши команды:
. "Умники"
." Космос"
. "Радуга-дуга"
." Наруто"
Первый тур "Разминка". Дано задание: вставить в слова недостающие буквы. Каждой команде предлагаем по четыре слова. Когда задания выполнены, все комментируют свои ответы.
П.ЛЕ, К.РА, Р.СА, С.НИ.
Г.РА, К.СА, П.РО, Р.КА.
М.РЕ, В.ЗА, М.ХА, К.ША.
З.ЯЦ, Л.СА, К.ЗА, М.ЛО.
Второй тур "Исключи лишнее". Нужно определить лишнее слово и прокомментировать свои выводы.
Книга, тетрадь, ручка, рубашка.
Ромашка, василек, ель, подснежник.
Медведь, рысь, олень, снег.
Вася, Коля, Петров, Катя.
Третий тур "Отгадай загадку".
У красивого цветка
Есть четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул - и улетел. (бабочка)
Нет ног, а хожу.
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда встать,
Когда работу начинать. (часы)
Живет без тела, говорит без языка.
Никто его не видит, а всякий слышит. (эхо)
Он пушистый, он красивый
Мой самый верный друг.
Меня до школы провожает
И встречает у ворот. (собака)
Физминутка: Дети стоя показывают соответствующие движения.
Мы ногами топ - топ,
Мы руками хлоп - хлоп!
Мы глазами миг - миг,
Мы плечами чик - чик.
Раз - туда, два - сюда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали,
Руки к верху все подняли,
Раз - два, раз - два,
Заниматься нам пора!
Четвертый тур "Анаграмма". Задание: нужно найти спрятанное слово.
ОРАЗ (РОЗА)
АРФШ (ШАРФ)
РТОК (КРОТ)
ЕЛТО (ЛЕТО)
Пятый тур "Сходство и различие". Дети советуются, находят сходство и различие, свои выводы доказывают.
Дождь - снег
Яблоко - груша
Луна - солнце
Молоко - вода
Шестой тур "Подбери пару"
Собака - шерсть = рыба - ?
Утро - ночь = зима - ?
Нож - сталь = стол - ?
Волк - пасть = птица - ?
Седьмой тур "Найди и раскрась".
Задание: Нужно найти и закрасить квадраты - красным, круги - зеленым, ромбы - синим цветом. (Карточку с заданием желательно дать каждому ребенку отдельно. На седьмом туре нужно подвести итог урока).
Рисунок 7. "Карточки с геометрическими фигурами"
Подводим итог урока - игры (седьмой тур не нужно оценивать). Победившим командам и всем остальным награда - шоколадные конфеты.
Понравилась ли вам игра - соревнование?
Что узнали нового?
Были ли трудности?
Дома подготовьтесь к подобным заданиям, благодарю за урок!
УДК 371.382
Игра как средство адаптации ребенка к школе
Меджитова Зульфие Решитовна,
студентка психолого-педагогического факультета
специальности «Начальное образование», гр. НО-1-10
Научн. рук.: к.п.н., препод. каф. начального образования Алиева С.Р.
Постановка проблемы. В настоящее время внедрение активных методов учебы в практику работы общеобразовательных школ является актуальным. Социальный заказ на это подтверждается концептуальными положениями ряда государственных документов (Национальная программа «Образование ХХІ века», Законы Украины «Об образовании», «О дошкольном образовании» и др.), которые задают стратегический курс формирования педагога нового типа, - думающего, инициативного, самокритичного. Именно дидактическая игра и принадлежит к активным, нетрадиционным, признанным методам учебы и воспитания дошкольников, младших школьников и подростков. Ценность этого метода заключается в том, что в игровой деятельности образовательная, развивающая и воспитательная функция действуют в тесном взаимосвязи. Игра как средство адаптации ребенка к школе организует, развивает учеников, расширяет их познавательные возможности, воспитывает личность.
Анализ исследований и публикаций. Проблеме игры уделяли значительное внимание мыслители и педагоги как прошлого, так и современности: Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, К.Ушинский, А.Макаренко, Л. Выготский, О. Запорожец и другие. Во многих трудах исследователей отображены разные подходы к определению сущности дидактической игры. Научные работники определяют сущность игры как форму общения (М. Гончаров, Т. Ладивир, М. Лисина, В. Семенов, В. Сушко, Н. Филатова), форму деятельности (Л. Выготский, Д. Эльконин) условие умственного развития (П. Каптерев, Покровский, С. Рубинштейн) . Однако большинство исследователей считает дидактичную игру эффективным методом реализации учебно-воспитательного процесса.
Доказано, что дидактические игры, игровые занятия и приемы, повышают эффективность восприятия учениками учебного материала, разнообразят их учебную деятельность, вносят в нее элемент любопытства и как следствие повышают уровень успеваемости учеников. В то же время, практика современной школы указывает на наличие неиспользованного потенциала дидактической игры в учебно-воспитательном процессе .
Целью данной статьи является показать значение игры как средства адаптации ребенка к школе.
Изложение основного материала. В современной методике и практике обучения детей в начальной школе большое внимание уделяется оптимальному сочетанию различных форм, методов и средств обучения. Это позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи программы.
Но учебные задания, выполняемые на уроках, часто определяют однообразие мыслительной деятельности учащихся, реализуя лишь обучающие цели – закрепление знаний, формирование умений и навыков. Это отрицательно сказывается на развитии учащихся и на дальнейшем усвоение учебного материала.
Возможны ли счастливые лица на скучных уроках? Конечно, нет. Только безразличие и постоянные «одёргивания» учителя.
Включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, нужно всегда помнить об их целях и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс и задача учителя – научить малыша самостоятельно учиться, формировать у него потребность активно относиться к учебному процессу, помочь сделать серьезный труд детей занимательным, продуктивным.
Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания .
Игра как средство адаптации ребёнка к школе – является необходимым условием реализации учебно-воспитательного процесса при переходе ребенка из дошкольного в школьные учебные учреждения. Игра (подвижная, сюжетно-ролевая) снимает психическое напряжение ребёнка, способствует более гибкому вхождению ребёнка в учебный процесс начальной школы.
Термин «адаптация» имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Понятие адаптации непосредственно связано с понятием «готовность ребенка к школе» и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую, социально-личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствует о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе .
Для успешной адаптации ребенка к школе целесообразно использовать следующие виды игр:
Дидактическая игра.
Цель её – это облегчить переход к учебным задачам.
В дидактической игре можно выделить следующие функции:
Формирование устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму;
Формирование психических новообразований;
Формирование собственно учебной деятельности ребёнка;
Формирование общественных умений, навыков, учебной и самостоятельной работы;
Формирование навыков самоконтроля и самооценки;
Формирование адекватных взаимоотношений освоения социальных ролей
2. Сюжетно – ролевая игра.
Этот вид игры имеет преимущества и недостатки.
Преимущества игры: помогает ребёнку выразить скрытые чувства, обсуждать личные вопросы и проблемы, проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию, даёт возможность поупражняться в различных типах поведения, учит ребенка контролировать чувства и эмоции.
Недостатки игры: наставник теряет контроль над содержанием и процессом обучения; на игру уходит много времени; игра зависит от личных особенностей наставника и ученика; столкновения детей во время игры могут включить механизмы отторжения и защиты. Игра может выглядеть слишком захватывающей или слишком легкомысленной.
Подвижные игры.
К подвижным играм дети проявляют особый интерес. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий, в которых имеется возможность удовлетворить свойственное детям стремление к движениям.
В подвижных играх выполняются различные движения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля и т. д. Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка.
В подвижных играх создаются благоприятные условия для воспитания таких двигательных качеств, как ловкость, быстрота. Этому способствуют действия детей в постоянно меняющихся игровых ситуациях (необходимость увертываться, чтобы не быть пойманным, бежать как можно быстрее, чтобы поймать убегающего, и т. д.).
Подвижные игры различаются по содержанию, по характеру двигательных заданий, по способам организации детей, по сложности правил.
Подвижные игры дают широкую возможность для общения детей между собой. В играх складываются и проявляются их взаимоотношения, отношение к различным двигательным заданиям и т. д. Часто в играх дети произносят стихотворения, считалки, что способствует развитию речи детей.
Подвижные игры способствуют повышению двигательной активности детей, наиболее полноценному их развитию и интересу к действительности .
Во время прохождения педагогической практики мы наблюдали, что учитель использовал игры во время уроков. Это помогало привлечь внимание учащихся к уроку, делало урок интересным, доступным, а также помогало усвоить знания и повысить эффективность урока. К примеру, на уроках обучения грамоте использовались такие игры, как: «Мой дом», «Назови дни недели».
Рассмотрим их содержание.
«Мой дом»
Один из детей «почтальон». Он разносит письма. Тот, к кому он «постучится», должен назвать домашний адрес и рассказать о своем доме: описать его внешний вид, особенности архитектуры. Кто справился с заданием, получает конверт (письмо). Дети достают из конверта белые листочки бумаги и рисуют свой дом (можно на листочке «написать» письмо своим близким).
«Назови дни недели»
Дети стоят в кругу. Учитель называет день недели и бросает ребенку мяч. Ребенок ловит мяч, называет следующий день и бросает мяч товарищу. Можно договориться называть дни недели в обратном порядке.
Для того чтобы дети хорошо знали друг друга, на уроке английского языка была проведена такая игра, в которой один ученик садился спиной к классу, а сзади подходил другой ученик и говорил «Hello», сидящий спиной угадывал кто это был. Если он называл имя правильно, то учащийся, который говорил «Hello», говорит “Yes, I am”. И таким образом они знакомились друг с дружкой и пытались выучить английский язык .
Выводы. Таким образом, игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение, его самостоятельность. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами и т.д. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности, следовательно, благодаря игре, повышается эффективность урока, но при условии:
* систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе;
* учета возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста;
* создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности.
Игра способствует адаптации ребенка к школе и дает широкие возможности как для учителя, так и для учащегося в решении учебных, воспитательных и развивающих задач.
Список использованной литературы:
Артемова Л.В. Театр і гра. Вдома, у дитячому садку, в школі / Л.В Артемова. – К.: Томірс, 2002. – 291 с.
Артемова Л.В., Янківська О.П. Дидактичні ігри і вправи в дитячому садку [Текст]: методические рекомендации / Л.В. Артемова, О.П. Янківська. - К.: Радянська школа, 1997 – 127с.
Воробйова С. Дидактична гра в процесі навчання / С. Воробйова. – К.: Рідна школа. – 2002. – № 10. – С.46–48.
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю Коджаспиров – М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 176с.
Кудыкина Н. В. Дидактические игры и занимательные задания для первого класса. Библиотека учителя начальных классов / Н. В. Кудыкина. - К.: Радянська школа. – 1989. – 142с.
Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников: Попул. пособие для родителей и педагогов / Т.И. Линго. - Ярославль: Акад. Развития. – 2001. –190с.
Специфика игр позволяет использовать в работе с учащимися младшего школьного возраста любую игру в отдельности для решения конкретных задач. Специально организованные занятия аккумулируют позитивное влияние отдельных игр, позволяют существенно улучшить общую адаптацию к школе.
Педагоги и психологи, адаптируя ребенка к школьной жизни, должны помнить о создании условий для последующего полноценного развития младшего школьника.
Классный руководитель реализует программу адаптации первоклассников к школьному обучению, учитывая результаты диагностики в процессе воспитания и обучения.
Для того, чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо:
как можно скорее познакомить детей друг с другом, помочь им увидеть а каждом своем новом товарище по классу положительные стороны, показать, что каждый ребенок ценен и интересен чем-то своим: умеет что-то особенное делать, чем-то увлекается, в его жизни были какие-то интересные события;
начать сразу же формировать коллектив класса, создавать доброжелательную атмосферу в классе, организовывать взаимодействие между детьми;
дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться;
обеспечить каждому ребенку сферу успеха, самореализации;
использовать максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха.
Ключевыми моментами успешности работы на начальном этапе обучения также являются:
оказание помощи первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;
приучение к режиму дня и соблюдению санитарно-гигиенических норм. 14
Для улучшения самочувствия детей в период адаптации к школе желательно, чтобы администрация учебного заведения обеспечила выполнение следующих условий:
1. Фиксированный объем домашних заданий.
Вынесение на дом только тех заданий, которые ребенок может выполнить самостоятельно.
Обязательные дополнительные прогулки на свежем воздухе в группе продленного дня.
4. Спортивные секции и кружки во второй половине дня, способствующие деятельности детей.
Эти и другие подобные меры, при полноценном (двух- или трехразовом) питании, будут способствовать хорошей адаптации детей к условиям школьного обучения. 15
Объективные критерии, характеризующие успешность адаптации первоклассников к обучению в школе, таковы:
адекватность поведения;
вовлеченность ребенка в жизнедеятельность класса;
проявление способности к самоконтролю, к соблюдению порядка, к общению со сверстниками и взрослыми;
терпимое, спокойное отношение к временным неудачам;
Способность к поиску конструктивного выхода из сложных ситуаций. Нужно также постоянно контролировать состояние здоровья ребенка и изменение его показателей под влиянием учебной нагрузки - это один из основных критериев, характеризующих протекание адаптации к систематическому обучению.
1. Срисовывание графических образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности).
2. Обведение по контуру геометрических фигур разной сложности с последовательным расширением радиуса обводки (по внешнему контуру) или его сужением (обводка по внутреннему контуру).
3. Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно - вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги).
4. Раскрашивание и штриховка (наиболее известный прием совершенствования моторных навыков обычно не вызывает интереса у детей младшего школьного возраста и поэтому используется преимущественно на уроках только как учебное задание. Однако, придав этому занятию соревновательный игровой мотив, можно с успехом применять его и во внеурочное время).
5. Различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
6. Конструирование и работа с мозаикой.
7. Освоение ремесел (шитье, вышивание, вязание, работа с бисером). 16
Учителям начальных классов необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
Сочетать игровую, продуктивную, учебную и другие виды деятельности;
Для достижения эффективности в обучении шестилеток необходимо формировать положительное, эмоциональное отношения к занятиям;
Руководство деятельностью детей шестилетнего возраста осуществлять, широко используя (особенно в первом полугодии) методы дошкольного воспитания с частичным и дозированным применением школьных методов;
Необходимо соблюдать преемственность не только в методах, но и в стилях педагогического общения;
Использовать большие воспитательные возможности совместной (групповой) деятельности учащихся;
Формировать способности к ролевому и личностному общению - важному условию в подготовке смены ведущей деятельности;
В процессе адаптации к школе учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся, которые проявляются в уровне их обучаемости, темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции поведения.
Организация и принципы проведения занятий.
Занятия в группе могут проводить психологи или специально обученные педагоги. Занятия проводятся в группах.
Тренинг школьная адаптация проводился в классном помещении при расположении кругом. Работа в круге также способствует созданию атмосферы психологической безопасности. Ведущие обращаются к детям по имени и следят за тем, чтобы так же поступали все дети. Задания подбираются так, чтобы обеспечить успех в их выполнении. Каждое упражнение предлагается детям сначала в максимально простом варианте. Постепенно упражнения усложняются за счет увеличения темпа, семантической нагрузки в заданиях со словами.
Ведущие осуществляют принцип безоценочного подхода к детям. Успехи каждого ребенка важно сравнивать с его собственными предыдущими достижениями. Этот принцип соблюдается и в тех случаях, когда упражнения проводятся в форме соревнования.
Цель первого занятия - обучение ребенка выявлению своих способностей и возможностей, развитие стремления к цели, способности творчески мыслить, видеть взаимосвязи между событиями, строить гипотезы и составлять суждения.
Цель второго занятия - формирование устойчивой самооценки, умения принимать самого себя и других людей, адекватно воспринимая свои и чужие достоинства и недостатки, развитие уверенности в себе формирование таких качеств личности, как храбрость, смелость, взаимоподдержка.
Цель третьего занятия - развить духовное начало (ориентация на абсолютные ценности: истину, красоту, добро); обучение детей сопереживать, формирование рефлексивных навыков, умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, нести за них ответственность. Поскольку для успешной адаптации детей к школе важное значение имеет социально-психологическая готовность детей к школе, в частности, такая ее составляющая, как коммуникативная компетентность, эмоциональная устойчивость, ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и уметь не уступать - в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям. Формированию коммуникативных навыков способствуют все игры с правилами.
Цель четвертого занятия - закрепление у младших школьников навыков сотрудничества, становление прочных дружеских контактов, развитие устойчивых познавательных интересов и потребностей. 17
Все занятия, как и тренинг в целом, - комплекс мероприятий, обеспечивающий плавный переход младших школьников к новой для них деятельности - учебной, и активное освоение этой деятельности.
По окончании тренинга можно проследить существенное улучшение эмоционального состояния детей. Они становятся более уравновешенными эмоционально устойчивыми, менее тревожными. Тренинг учит детей адекватно оценивать свои достижения, возможности и способности, а также обучает навыкам сотрудничества в коллективе в процессе совместной деятельности.