Гражданство РФ: понятие, принципы, основания приобретения и прекращения. Понятие гражданства, принципы гражданства рф, правовое регулирование
Принципы - основные положения, регулирующие конкретные правоотношения в конкретной области, отрасли науки.
Под принципами российского гражданства понимаются исходные положения, общие правила, лежащие в основе российского гражданства, как институты конституционного права.
Основополагающая роль принципов российского гражданства заключается в том, что все другие нормы данной отрасли должны находиться в соответствии с ними. Принципы важны как основания для их практического применения. Они выступают как руководящее начало для практики, являясь первоосновой. Однако в настоящее время практическая реализация принципов российского гражданства, обеспечивается не в полной мере, что связано с политической и экономической ситуацией в нашей стране.
Если гражданство является основным элементом правового статуса личности, показателем взаимоотношений личности и государства, условием полной правосубъектности лица, то и принципы российского гражданства базируются на основных принципах правового статуса личности, последние ориентированы на все институты правового статуса и лежат в их основе. 115 Воеводин Л.Д. Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в обществе, М., Издательство МГУ, 1987, стр46 5
Так, в основу положены такие принципы, как:
- · равенство прав и свобод человека и гражданина;
- · обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы;
- · гарантированность прав и свобод;
- · неотъемлемость прав и свобод человека и гражданина;
- · приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации;
- · и другие…
Важность принципов российского гражданства подтверждается тем, что они закреплены в Конституции Российской Федерации и Федеральном Законе « О гражданстве Российской Федерации».
Значение принципов российского гражданства проявляется в следующем:
- – принципы отражают суть института гражданства;
- – являются исходными началами;
- – действуют непосредственно;
- – установлены Конституцией РФ;
- – выступают как руководство для практики государственного строительства в области гражданства;
- – отражают поведение личности, степень ее свободы;
- – являются показателем демократичности государства, демонстрируют его отношения с личностью.
Принципы российского гражданства, как и другие принципы, образуют конкретную систему, которая представляет целостность и единство этого явления, с одной стороны, и внутренюю структуру ее составных частей - с другой. 116 Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан, М., 1972, стр.28-29, 30-33 6
Для принципов характерна тесная взаимосвязь, проявляющаяся в следующем: во-первых,осуществление одних принципов является основанием для реализации других. Во-вторых, нарушение государством одних принципов, не может не повлечь за собой тех или иных последствий по отношению к другим.
В конституционном праве не существует единого исчерпывающего количества принципов российского гражданства и их классификации. Поэтому, к числу принципов можно отнести основные положения данного института:
- 1. Самостоятельное решение лицом вопросов гражданства. Под этим понимается свобода и добровольность выбора гражданства и недопустимость его лишения.
- 2. Равенство гражданства независимо от оснований его приобретения.
- 3. Единство гражданства.
- 4. Сохранение гражданства в пространстве.
- 5. Сохранение гражданства в различных ситуациях:
- – при заключении и расторжении брака с лицом, состоящим в гражданстве другого государства;
- – при усыновлении;
- 6. Защита и покровительство государством граждан Российской Федерации за границей. Невозможность выдачи и высылки.
- 7. Приоритет норм международного права и международных договоров РФ по вопросам гражданства над национальным законодательством.
- 8. Возможность иметь гражданство другого государства(двойное гражданство).
Некоторые ученые выделяют право каждого человека на приобретение гражданства и его прекращение в самостоятельный принцип. 117 Дмитриев Ю.А. « Гражданство РФ», Учебное пособие «Государственное право РФ», М., 1993, стр.173
Это считается неверным, потому что данное право лишь характеризует сущность гражданства как субъективного права и входит в качестве элемента в принцип самостоятельного решения лицом вопросов гражданства. Открытый и свободный характер гражданства Российской Федерации тоже нельзя назвать принципом. Скорее, это свойство данного явления, характеризующее принцип самостоятельного решения лицом вопросов гражданства. 118 Козлова Е.И. «Гражданство РФ», учебник «Конституционное право России», М., Юрист, 1995, стр. 162 8
Межпарламентская Ассамблея СНГ в акте « О согласованных принципах регулирования гражданства» от 29.12.92года признала нормативное значение таких принципов как:
- – право каждого человека на гражданство и его изменение;
- – равенство гражданства;
- – недопустимость лишения гражданства по признакам социального происхождения, имущественного положения, нации и расовой принадлежности, пола, образования, языка, религии, политических и иных убеждений, рода и характера занятий. 119 Информационный бюллетень. 1993, №2, стр.20-21 9
Проанализируем каждый принцип.
Принцип самостоятельного решения лицом вопросов гражданства. Гражданство является субъективным правом человека и, соответственно, решение вопроса о выборе гражданства является правом самого человека. Никто не вправе принудить полностью дееспособное лицо к принятию гражданства другого государства или выходу из гражданства своего государства. В статье 6 части 3 Конституции РФ устанавливается, что: «Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или лишен права изменить его». А Закон «О гражданстве РФ» гласит: «никто в РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство»(ст.1,ч.2).
Хочется отметить, что в Конституции РФ речь идет только о гражданах Российской Федерации, а в Законе сказано, что « никто» не может быть лишен гражданства в РФ, т.е. охватывается широкий круг лиц: как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства.
Поскольку гражданство является естественным состоянием человека, то лишение гражданства нельзя признать правомерным. Положение об этом было установлено в 1991 году в законе « О гражданстве РФ». Хотя, ранее действующие нормативные акты (при СССР), предусматривали такую возможность, причем, основания для лишения зависели от политической ситуации в стране.
Революция 1917 года, Первая Мировая война просто потребовали создания таких нормативных актов в связи с бурной антисоветской деятельностью эмигрантов, формально сохранившим советское гражданство.
В Законе о гражданстве СССР 1938 года не установлено таких оснований, но из содержания видно, что лишение гражданства - это чрезвычайная мера, направленная против лиц, недостойных носить гражданство СССР. Данная формулировка повлекла произвол среди должностных лиц на поведение граждан.
Законы 1978 и 1990 годов тоже предусматривали такую меру, как исключительную, в отношении лиц, которые наносят существенный ущерб государственным интересам и государственной безопасности СССР. 18 Ведомости Верховного Совета СССР, 1978, №49, ст.861
Ведомости СНД СССР и Верховного Совета СССР, 1990, №23, ст.435
Практика лишения гражданства существовала до принятия Закона « О гражданстве РФ» от 1991 года, где гражданство РФ было закреплено как естественное право.
Международная практика также регулирует сей вопрос. Ст.15 Всеобщей декларации прав человека гласит: « Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство». 221 Гражданство и свобода передвижения. Издательство « Юридическая литература», М., 1994, стр. 9 1
В США, Канаде, Аргентине и ряде других стран Существует практика лишения гражданства. В Российской Федерации же институт лишения гражданства отсутствует. Однако, фактически существует скрытое лишение гражданства при отмене решения о приеме в российское гражданство.
Практика иностранных государств показывает, что лишение лица гражданства возможно, но в исключительных случаях, при строгом соответствии закону, за серьезные правонарушения и только уполномоченным на то государственным органом.
Принцип равного гражданства.
Гражданство приобретается лицами по различным основаниям и различными способами: по рождению, в порядке признания, регистрации, приема, восстановления. Данный принцип означает, что все граждане России независимо от оснований, сроков и условий приобретения гражданства, обладают равными правами и обязанностями. Т.е. становясь российским гражданином, человек имеет такой же объем прав и обязанностей, как и другие граждане РФ. Этот принцип закреплен в Конституции РФ(ст.6) и Законе о гражданстве РФ(ст.2, ч.1).
Благодаря принципу равного гражданства, в РФ нет деления граждан на «природных граждан»(получивших гражданство в силу рождения) и «натурализованных»(принятых в гражданство), а для всех установлен единый статус российского гражданина.
В некоторых странах существует тенденция, что связь гражданства, установленного в силу натурализации, менее устойчивая, чем связь государства с гражданином по рождению. Это приводит к появлению нескольких категорий граждан, различных по своей работоспособности.
Как было отмечено, российское законодательство о гражданстве не устанавливает никаких отличий особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами РФ по различным основаниям, не имеет правового значения и время приобретения гражданства.
Принцип единства российского гражданства.
Российская Федерация - Федеративное государство. В ее составе из 89 субъектов 21 - республики, являются государствами.
Федеративная природа отражается в принципе единства российского гражданства. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над всем населением федерации, в следствии чего в ней имеется единое российское гражданство, которым обладают все граждане России.
В условиях федерации, единое гражданство не исключает гражданства республик, которые являясь субъектами, одновременно являются и государствами, имеющими свои высшие органы власти, Конституцию, территорию и граждан, ее населяющих.
Принцип единства гражданства начал складываться еще в годы Советской власти при создании РСФСР. Он характеризовался равенством правового положения граждан РСФСР на всей территории Федерации.
Законодательное закрепление единое гражданство нашло в договоре об образовании СССР, в котором указывалось, что для граждан союзных республик устанавливается единое союзное гражданство. Данный принцип приемствовался последующими Конституциями СССР. Теперь, в связи с распадом СССР, принцип единого гражданства применяется к Российской Федерации. Он закреплен в ст.6 К РФ и Законе о гражданстве РФ: « Граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в составе РФ, являются одновременно гражданами этой республики,»- ст.2, ч. 2 Закона о гражданстве РФ. Конституциями республик в составе РФ закреплен и обратный порядок действия той же нормы: граждане республик являются одновременно гражданами Российской Федерации.
РФ регулирует свое федеративное гражданство и устанавливает общие правила, относительно гражданства, обязательные для республик, входящих в состав РФ. В Конституции РФ указано, что в ее ведении находится гражданство в РФ(ст.71, п «в»). Но в Конституции РФ, в отличии от Закона о гражданстве РФ, не содержится упоминания о гражданстве республик. Несмотря на это, Конституции ряда республик содержат нормы о своем гражданстве, в соответствии с которыми они могут принимать законодательные акты по вопросам гражданства. Такие законы приняты в 6 республиках - Бурятии, Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Коми, Удмуртии и Якутии. В их законах подчеркивается, что гражданство является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета республик.
Гражданство республик не должно носить формальный характер в демократическом государстве, раз уж они создали свои законы о гражданстве и нормы, регулирующие вопросы гражданства, содержатся в их Конституциях. Но это не дает права республиканскому законодательству расходиться с федеральным законодательством. Некоторые республики, например, не являются национальными и, издание законодательных актов республиками о гражданстве, будет в той или иной мере ущемлять права человека, а такого быть не должно.
Профессор Ржевский В.А., вообще против гражданства республик. Он объясняет это тем, что республики, входящие в состав РФ, не являются суверенными, и, следовательно, не могут обладать своим гражданством. Регулирование вопроса гражданства республиканским законодательством нарушает разграничение компетенции между РФ и ее субъектами и влечет различие в правовом статусе граждан республик в составе РФ. 222 Ржевский В.А. Гражданство и федерализм. Материалы научно-практической конференции по проблеме гражданства. М., 1995, стр.70-72 2
Подписание 31марта 1992 года Федеративного договора, в котором республики были признаны суверенными, послужило стимулом к изданию собственных законов о гражданстве.
Если игнорировать гражданство республик - это может привести к определенным конфликтам в отношениях между Федерацией и ее субъектами, принести вред межнациональным отношениям.
Единый характер гражданства РФ имеет внутреннюю и внешнюю сторону.
Внутри страны его роль заключается в обеспечении прав и интересов граждан России. Гражданином, какой бы республики ни было лицо, на него распространяются законы РФ, установленные ими права и гарантии. А также, лицо несет все обязанности, возложенные на него Конституцией и другими законами.
За пределами РФ, в отношениях российских граждан с иностранными государствами, гражданин РФ может прибегать к содействию, помощи консульского, дипломатического,иного государственного органа за границей, т.е. защита и покровительство Российского государства обеспечивается гражданину РФ независимо от того, гражданином какой республики он является.
Сущность гражданства Российской Федерации заключается в принадлежности к народу, а не к отдельной нации или народности. Отсюда и исходит принцип единства российского гражданства.
Принцип сохранения гражданства РФ за пределами России.
Изменения во внешней политике нашей страны, развитие международных связей и сотрудничества, привело к увеличению числа граждан, выезжающих из России на время - в командировку, по контрактам… Согласно Конституции РФ: « Каждый может свободно выезжать за пределы РФ. Гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в РФ»(ст.27, ч.2).
Некоторые российские граждане постоянно проживают в другой стране, имея российское гражданство, состоя на консульском учете. Российский Закон о гражданстве четко сформулировал, что: «проживание граждан РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства»(ст.4). Т.е. в Законе о гражданстве закреплен принцип, в соответствии с которым сам факт проживания гражданина России за границей не влечет за собой утрату гражданства РФ, тем самым сохраняя возможность его возвращения.
Советским законодательством данный принцип нарушался, т.е. был формален. Длительное время в СССР действовал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1967 года « О выходе из гражданства СССР лиц, переселявшихся в Израиль». Согласно ему, лица, переехавшие на постоянное место жительства в Израиль, считались выбывшими из гражданства СССР с момента их выезда из страны. 223 Ведомости СНД СССР и Верховного Совета СССР, 1991, №8 3 Указ был отменен постановлением Верховного Совета СССР 20.05.91 « О введении в действие Закона СССР « О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР». 224 Ведомости СНД СССР и Верховного Совета СССР, 1991, №24 4
Теперь российские граждане, не утрачивали гражданства, а лица, утратившие его, восстанавливались в российском гражданстве на основании Закона о гражданстве РФ 1991 года.
Сохранение российского гражданства в различных ситуациях: при заключении и расторжении брака с лицом, состоящим в гражданстве другого государства, при усыновлении ребенка - гражданина РФ.
Закон о гражданстве РФ обеспечивает правовые гарантии сохранения лицом российского гражданства в различных ситуациях.
Им предусматривается, что: « заключение или расторжение брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащем к гражданству РФ, не влечет за собой изменение гражданства. Изменение гражданства одним из супругов, не влечет за собой изменения гражданства другим супругом»(ст.6).
Подобные нормы были введены еще в 1918 году и в последующих нормативных актах советского законодательства, которое устанавливало принцип равноправия супругов. Эти нормы продействовали вплоть до 1990 года.
В данном принципе выражается стабильность гражданства, стремление государства обеспечить возможность лицу сохранить свое гражданство, правовые связи со своим государством. Он отражает индивидуальный характер связи лица с государством, недопустимость прекращения гражданства без волеизъявления лица.
Российское гражданство сохраняется при усыновлении детей граждан РФ. « Ребенок, являющийся гражданином РФ, сохраняет гражданство РФ. Если усыновители или один из них имеет иное гражданство, то по их ходатайству гражданство РФ у усыновителя ребенка прекращается, при условии, что ему будет присвоено иное гражданство»,- ст.29, ч.1 З-на о гражданстве РФ.
Впервые норма о сохранении гражданства ребенком была введена в 1928 году Постановлением ЦИК и СНК СССР « Об усыновлении иностранными гражданами детей граждан СССР». В нем указывалось, что усыновленный ребенок сохраняет гражданство СССР, а по достижению совершеннолетия имеет право выхода из советского гражданства в упрощенном порядке.
Данная норма, закрепленная также в Законе о гражданстве РФ, указывает на неотъемлемость гражданства, недопустимость увеличения количества лиц без гражданства.
Принцип защиты и покровительства государством гражданам Российской Федерации за границей. Невозможность выдачи или высылки.
Россия постоянно обеспечивает поддержку своих граждан находящихся за ее пределами. Это закреплено конституционной нормой:
- 1. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству;
- 2. РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами(ст.61)
Государство охраняет личные и имущественные права граждан РФ, оказывает содействие в удовлетворении их законных интересов.
Государственные органы РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательство государства их пребывания, международными договорами РФ, защищать их права и охранять законные интересы, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан РФ - сказано в ст.5 закона о гражданстве.
Гражданин РФ в случае нарушения его прав может обратиться за содействием в вышеперечисленные органы.
30 ноября 1992 года Президент РФ издал распоряжение, в соответствии с которым МИД России поручалось активнее защищать российских граждан и их интересов за пределами РФ.
В случае совершения преступления гражданином РФ за границей, он подлежит уголовной ответственности, и консул имеет право посещать задержанных, выяснять условия их содержания, содействовать соблюдению международных договоров. Но, если гражданину удалось покинуть страну после совершения преступления и вернуться в Российскую Федерацию, то он не будет выдан другому государству.
Под выдачей понимается передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству, на территории которого было совершено преступление, в целях привлечения его к уголовной ответственности. Выдача возможна, конечно, но если это оговорено международными и двусторонними соглашениями, которые предусматривают такую выдачу. В противном случае, государство, на территории которого находится преступник, действует по своему усмотрению.
Если Конституция РФ однозначно отрицает возможность выдачи гражданина РФ, то Закон о гражданстве РФ допускает такую возможность, но не иначе как на основании закона или международного договора (ст.1, ч.3).
Таким образом, гражданин, совершивший преступление за границей и вернувшийся в РФ не будет выдан другому государству, а будет отвечать за совершенное преступление по российским законам, в Российской Федерации.
В прежние годы существовала практика высылки «неугодных» лиц из страны с одновременным лишением гражданства.
Конституция РФ вводит норму, непредусмотренную Законом о гражданстве РФ, в соответствии с которой запрещена возможность высылки из страны граждан РФ. Необходимость установления такой нормы вызвана желанием избежать возможности возникновения этих предпосылок в будущем.
Принцип приоритета норм международного права и международных договоров над национальным законодательством.
Закрепляя многолетнюю практику, Конституция РФ содержит важное правило об уважении норм международного права во взаимоотношениях между государствами.
Общепризнанные нормы и принципы международного права и международных договоров РФ являются составной частью ее правовой системы. « Если международный договор РФ устанавлитвает иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора», - указывается в ст.15, ч.4 Конституции РФ.
Согласно ст.9 Закона о гражданстве РФ, при решении вопросов гражданства наряду с настоящим законом подлежат применению международные договора РФ, регулирующие эти вопросы: « Если международный договор РФ предусматривает иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем законе, применяются правила этого договора.
Тем самым, РФ придерживается принципов и норм международного права и относится к ним с уважением.
гражданство право регулирование государство
Термин «гражданство» имеет три основных значения:
- одно из суверенных прав государства;
- публично-правовое состояние индивидов;
- конституционно-правовой институт.
В качестве суверенного права государства гражданство означает возможность государства в одностороннем порядке регулировать отношения гражданства. Само государство слагается из территории, государственного аппарата, материальных и природных ресурсов, населения. Население состоит из лиц, постоянно проживающих или временно пребывающих на территории государства. Население неоднородно и не все его группы оценивают государство как свое. Тем более не все из них видят своим долгом и интересом защиту государственной безопасности в случаях вооруженных конфликтов, войн.
Понимая это, государство заботится о своей прочности, для чего стремится к формально-правовому, а также идеологическому, духовному выделению той части своего населения, на которую оно вправе опереться при решении любых задач, которой оно, наконец, доверяет полное участие в своих делах. Это и есть граждане или, в некоторых странах, подданные. Государство заинтересовано, чтобы его граждане составляли решающее большинство, определяющее общую линию поведения населения в целом. Остальные группы населения (иностранцы, лица без гражданства) полезны государству, но ему не принадлежат.
Формально-правовое обособление гражданской части населения осуществляется путем: одностороннего установления государством условий и порядка признания, приобретения, прекращения гражданства, рассмотрения органами государственной власти конкретных вопросов признания, приобретения гражданства и его прекращения; заключения органами государственной власти международных соглашений по вопросам гражданства с другими странами.
Гражданство как публично-правовое состояние индивидов представляет собой их устойчивую правовую связь с государством в целом, выражающуюся в состоянии «принадлежности» индивидов своему государству. Данная связь является устойчивой и носит первичный характер по отношению к иным правовым связям индивидов и государства (индивидов и органов государственной власти). Устойчивость гражданства выражается в его бессрочности и неизменности. Гражданство может быть прекращено только в прямо закрепленных законом случаях, при этом ни государственные органы, ни гражданин не вправе менять правовое содержание гражданства по сравнению с тем, как оно зафиксировано в законе. Первичность гражданства заключается в том, что именно состояние гражданства (безгражданства, иностранного гражданства) определяет содержание правового статуса индивида, набор его основных и прочих прав, свобод, обязанностей. В силу гражданского статуса на индивида в полном объеме распространяется суверенная воля государства, и в то же время он пользуется защитой и покровительством со стороны государства, где бы ни проживал.
Гражданству как правовому состоянию близко подданство — тоже состояние принадлежности индивида своему государству. Однако между ними имеется и существенное различие, заключающееся в степени и характере принадлежности. Подданство как институт, присущий государствам с монархической формой правления, означает крайнюю степень принадлежности. Подданный наделяется определенным объемом прав, свобод, обязанностей, но не является субъектом власти в своей стране. Гражданство же представляет собой состояние взаимной принадлежности: не только индивид принадлежит государству, но и государство принадлежит гражданам. Граждане, если пользоваться цивилистической терминологией, являются «сособственниками» своего государства. Коллектив граждан — первичный субъект верховной власти, и гражданство определяет круг лип, составляющих данный коллектив.
Различение гражданства и подданства по критерию первичного субъекта власти в государстве более правильно, чем по критерию формы правления (республиканской и монархической). Дело в том, что гражданство вводится не только в государствах с республиканской формой правления, но и в некоторых конституционных монархиях. Так, ст. 1 Конституции Японии гласит, что император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть. В развитие этого принципа ст. 10 Конституции Японии устанавливает институт гражданства.
Таким образом, главная отличительная особенность гражданства как индивидуального правового состояния — наличие у лица статуса субъекта верховной власти в составе народа (коллектива граждан).
Законодательное определение гражданства воспроизводит именно это значение. Гражданство РФ определяется в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с последующими изменениями) (далее — Закон о гражданстве) как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Гражданство в качестве конституционно-правового института — совокупность конституционных и обычных норм, регулирующих отношения между государством, с одной стороны, и гражданами, иностранцами, лицами без гражданства — с другой. Нормы этого института устанавливают:
- круг лиц, признаваемых российскими гражданами;
- основания и порядок приобретения и прекращения гражданства;
- двойное и множественное гражданство;
- порядок рассмотрения и решения дел по вопросам гражданства.
К правилам гражданства близки институты правового положения иностранцев, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев, въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее.
Нормы института гражданства содержатся в Конституции РФ (ст. 6, 61-63), Законе о гражданстве, Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325, ряде иных нормативных актов, а также в международных договорах (например, в договорах с Казахстаном и Киргизией об упрощенном порядке приобретения гражданства Российской Федерации, Казахстана, Киргизии гражданами стран — участниц названных договоров), в том числе заключенных еще Союзом ССР (например, в Конвенции о гражданстве замужней женщины от 29 января 1957 г.).
Принципы гражданства РФ
Российское гражданство основывается на положениях, общих для всех элементов конституционного положения личности, конкретизированных в ряде особых принципов.
Принцип единого гражданстваПрежний российский закон о гражданстве предусматривал наряду с общероссийским гражданство республик в составе Федерации, что вытекало из характеристики республик как государств (ст. 5 Конституции РФ). В тех условиях принцип единого гражданства означал, что республиканское гражданство не обособлено от общероссийского и эффекта двойного гражданства не порождает.
Кроме того, в силу данного принципа нельзя было иметь гражданство республики в составе Федерации, не имея российского гражданства. Для приобретения республиканского гражданства достаточно было факта постоянного или преимущественного проживания российского гражданина на территории соответствующей республики. Республики не имели права принимать решения о прекращении своего гражданства. Действующий ныне Закон о гражданстве вслед за Конституцией РФ 1993 г. не предусматривает республиканского гражданства, хотя прямо и не отрицает его. В новых условиях единое гражданство, видимо, должно пониматься как определение гражданства Российской Федерации в качестве единственного в стране.
Принцип допущения двойного гражданстваЗаконодательство о гражданстве Союза ССР устанавливало жесткое правило об отрицании двойного гражданства. Статья 8 Закона Союза ССР от I декабря 1978 г. «О гражданстве СССР» гласила, что за лицом, являющимся гражданином СССР, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства. Современное российское законодательство допускает возможность двойного гражданства. В ч. 1 ст. 62 Конституции РФ записано, что гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Формулировка Закона о гражданстве такова: «Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом» (ст. 6). То есть по общему правилу в России двойное гражданство отрицается, но из этого правила возможны исключения.
Суть принципа допущения двойного гражданства не в том, что Российская Федерация разрешает в определенных случаях своим гражданам приобретать иностранное гражданство и не разрешает этого делать тогда, когда приобретение второго (третьего и т. д.) гражданства не предусмотрено ее законами или международными договорами. Допущение двойного гражданства (при наличии закона, международного договора) означает, что Российская Федерация признает те юридические последствия, которые вытекают для нее из состояния ее граждан в гражданстве иностранных государств. Однако Российская Федерация не признает подобных последствий, если второе (третье и т. д.) гражданство у российских граждан не основано на ее законах или международных договорах. В любом случае приобретение российским гражданином иного гражданства само по себе не влечет за собой прекращение у него российского гражданства.
Таким образом, допускается или отрицается не само второе гражданство, а его юридические последствия. Дело в том, что второе гражданство может появиться у гражданина России помимо его воли или воли иных лиц, органов. Часто второе (множественное) гражданство становится следствием коллизий законодательства о гражданстве разных стран.
Процедуры приобретения гражданства порождению в одних государствах основываются на праве почвы, а в других — на праве крови. Право почвы означает, что все дети, родившиеся на территории государства, исповедующего право почвы, становятся его гражданами независимо от гражданства их родителей. Право крови исходит из того, что дети граждан конкретной страны, закрепившей право крови, становятся ее гражданами независимо от места рождения. В Дании, России, Афганистане как основное используется право крови, а в США, Бразилии, Аргентине, на Кубе — право почвы. Теперь предположим, что семья граждан России переезжает на постоянное место жительства в США на законных основаниях, не утрачивая российского гражданства, и там у них рождается ребенок. Согласно российскому законодательству он будет рассматриваться как российский гражданин, однако в силу американского законодательства становится и гражданином США.
Стоит упомянуть, что согласно Венским конвенциям о дипломатических и консульских сношениях «право почвы» не распространяется лишь на детей иностранных дипломатов и консулов.
Двойное гражданство возникает и независимо от места рождения ребенка от смешанного по гражданству брака, если законодательство страны гражданства и отца, и матери содержит правило, согласно которому «право крови» действует и тогда, когда лишь один из родителей обладает гражданством данного государства. Если такой ребенок рождается на территории третьего государства, исповедующего «право почвы», то он в силу рождения одновременно приобретает и третье гражданство.
Двойное гражданство появляется у женщины при се вступлении в брак с иностранцем, если законодательство ее страны сохраняет за ней свое гражданство, а законодательство страны супруга предоставляет ей гражданство мужа. Статья 10 Закона о гражданстве Итальянской Республики гласит, например, что иностранка, выходя замуж за итальянского гражданина, приобретает итальянское гражданство.
Двойное гражданство должно быть скорее исключением, чем правилом. Оно не только расширяет возможности граждан, но и порождает для них, да и для государств, проблемы (где и как платить налоги, отбывать воинскую обязанность; как быть, если государства того и другого гражданства оказываются в ситуации военного конфликта).
Русский государствовед А. Градовский, выражая широко распространенную позицию, настаивал на исключительности отношений подданства (гражданства), поскольку в силу этих отношений индивид вместе со своим государством становится в резкую противоположность к иным государствам и их подданным. «Государство не может полагаться на защиту таких лиц, для которых благо данной страны есть нечто постороннее. Действуя исключительно под влиянием национальных интересов, верховная власть страны, естественно, может прийти в столкновение с интересами других народностей. В силу этого различия верховная впасть определенной страны должна быть поставлена совершенно независимо от отношений своих подданных ко всем верховным властям других государств. Отсюда прямо следует, что и политические права могут принадлежать в данном государстве только таким лицам, которые по своим интересам, по своему политическому миросозерцанию способны руководствоваться в управлении интересами своего отечества». Необдуманное использование государством практики двойного (множественного) гражданства, таким образом, чревато ослаблением его самостоятельности и безопасности.
Однако дозированное применение двойного гражданства в отношениях между странами, тесно связанными или стремящимися к установлению близких, доверительных отношений, полезно. Переход от жесткого отрицания двойного гражданства к его допущению позволяет расширить правовые возможности граждан по отношению к иным странам. Это важно, например, для представителей национальных, религиозных, языковых меньшинств, рассматривающих себя частью государства проживания и одновременно отождествляющих себя с теми странами, в которых национальная, религиозная, языковая культура их тяготения считается основной. Двойное гражданство крайне необходимо для граждан самостоятельных стран, составлявших ранее единое государство, по каким-то причинам позднее распавшееся. Отрицание двойного гражданства в этих вновь образовавшихся странах становится искусственным барьером между людьми, еще недавно составлявшими единое целое, затрудняет их общение, нарушает культурные, духовные, семейные связи.
Именно таково положение дел в государствах — бывших союзных республиках Союза ССР. Допущение двойного гражданства этими странами путем заключения двусторонних и многосторонних договоров стало бы серьезным объединительным началом в рамках Содружества Независимых Государств. Пока же большинство этих стран отрицательно относятся к двойному гражданству. Договоры о допущении двойного гражданства между ними редки (примером подобного договора является договор между Россией и Таджикистаном).
Принцип сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими или пребывающими за рубежом (принцип экстерриториальности гражданства — ч. 3 ст. 4 Закона о гражданстве).Этот принцип означает, что обладание российским гражданством не обусловливается обязательным проживанием в Российской Федерации. Выезд российского гражданина на постоянное место жительства за рубеж не влечет автоматического прекращения гражданства. Напротив, гражданин может выйти из российского гражданства, не выезжая из страны.
Противоположное решение вопроса о связи гражданства и места проживания лица содержалось в Указе Президиума Верховною Совета СССР от 17 февраля 1967 г. «О выходе из гражданства СССР лиц, переселяющихся из СССР в Израиль». Текст Указа официально опубликован для сведения в соответствии с Заключением Комитета конституционного надзора СССР от 29 ноября 1990 г. Указ устанавливал, что лица, переселявшиеся в соответствии с выраженным ими желанием из СССР в Израиль на постоянное жительство, считались выбывшими из советского гражданства с момента их выезда из СССР. Указ связывал утрату гражданства не с волеизъявлением гражданина на предмет его выхода из союзного гражданства, а с его желанием выехать из СССР на постоянное место жительства в другое государство.
Принцип защиты и покровительства российским гражданам, находящимся за пределами Российской Федерации (ст. 7 Закона о гражданстве)К данному правилу примыкают предписания ст. 4 Закона о недопустимости выдачи гражданина России иностранному государству и о недопустимости его высылки за пределы Российской Федерации.
В настоящее время за рубежом постоянно проживает или временно пребывает значительное число российских граждан. Само нахождение за границей не может рассматриваться как основание для ограничения их конституционного положения. Они остаются равноправными гражданами. Формальным основанием для осуществления защиты и покровительства российскому гражданину за рубежом является документ, подтверждающий его российское гражданство: общегражданский заграничный паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка). В государстве своего проживания или пребывания гражданин становится на консульский учет в дипломатические представительства или консульские учреждения, и с этого момента должностные лица названных органов обязаны охранять его интересы и оказывать ему необходимую помощь.
Принцип невосприимчивости гражданства к изменениям семейного статуса (ст. 8, 9 Закона о гражданстве)Российское государство исходит из того, что не только изменение места жительства, но и изменение семейного статуса лица автоматически не влияют на его положение как гражданина РФ. Во-первых, заключение или расторжение брака гражданином России с лицом, не принадлежащим к российскому гражданству, не влечет за собой изменение их гражданства. Во-вторых, изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга. В-третьих, расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей. В-четвертых, гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав.
Принцип сокращения числа лиц без гражданства (ч. 6 ст. 4 Закона о гражданстве)Государственная поддержка и предоставление широкого набора политических, социально-экономических, культурных, личных прав — надежная жизненная опора для индивида, однако государство оказывает такую поддержку в полном объеме лишь своим гражданам. В отличие от граждан и иностранцев, пользующихся поддержкой своих государств, в невыгодном положении оказываются лица без гражданства. Поэтому Российская Федерация проводит политику, направленную на сокращение этой категории своего населения. Данная политика основывается на поощрении приобретения российского гражданства лицами без гражданства.
Кроме того, законодатель вводит ряд правил, предотвращающих рост числа лиц без гражданства. Так, не может быть прекращено российское гражданство ребенка, если в результате этого он станет лицом без гражданства.
Принцип равного гражданства (ч. 2 ст. 4 Закона о гражданстве)В рамках отношений гражданства принцип равного статуса индивидов независимо от социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности дополняется установкой, согласно которой все граждане РФ равны между собой независимо от времени состояния в российском гражданстве и основания его приобретения.
Принцип недопустимости лишения гражданства (ч. 4 ст. 4 Закона о гражданстве)Российское законодательство о гражданстве отказалось от лишения гражданства, известного законодательству Союза ССР. Лишение гражданства — одностороннее, основанное на произвольном усмотрении прекращение государством гражданства отдельных лиц независимо от их желания. Право государства на определение круга своих граждан и процедур приобретения, прекращения гражданства не означает его права на лишение гражданства, например, в качестве меры ответственности лица. Однако государство вправе отменить ранее принятое им решение о предоставлении гражданства, если оно было приобретено лицом на основании подложных документов или заведомо ложных сведений.
Логично, что разбор основополагающих вопросов не будет полным без понимания самой сути явления, поэтому для начала разберем, что такое гражданство в РФ. Под ним принято понимать устойчивую юридическую связь между Россией как государством и физическими лицами как ее гражданами. Такая связь выражается в совокупности взаимных прав и обязательств, возложенных на каждого гражданина и государство. Они возникают с момента приобретения и прекращаются с момента его утраты.
Виды гражданства и их особенности в Российской Федерации закреплены законодательством: Россия признает как единственное, так и множественное и даже но при отсутствии соответствующего международного соглашения на нашей территории признается лишь российский паспорт.
Кроме того, законодатель оговаривает ограниченный перечень оснований для получения гражданства, включая в него , натурализацию, и ряд других причин.
Принципы приобретения гражданства
Не новость, что российское гражданство приобретается на основаниях, условиях и в порядке, установленном отечественным законодательством. Предпосылками для этих оснований стали правовые принципы, пришедшие в российское законодательство из древнеримского частного права.
Главный в данном случае принцип получения гражданства – так называемое «право земли» (Jus soli): гражданином, согласно пункту «а» статьи 11 Закона «О гражданстве Российской Федерации » № 62-ФЗ от 31 мая 2002 года, является любой, кто родился на территории РФ, независимо от его расовых, этнических и иных признаков. Параллельно действует принцип Jus sanguinis, дословно переводимый с латинского как «право крови». Речь идет о праве на российский паспорт любого ребенка, рожденного россиянами или от одного из россиян, независимо от места их рождения.
Не менее важным является принцип натурализации: смысл термина в том, что паспорт выдается любому иностранцу или апатриду по его желанию и при выполнении установленных законом условий. Кроме того, российский законодатель позволяет восстанавливать российский паспорт или получать его в результате оптации, как было, например, в Крыму.
Главные принципы российского гражданства
Теперь же предлагаем разобраться, на каких принципах основано гражданство РФ, где они отражены и что из себя представляют.
Так, первое, что устанавливает законодатель, – это принципиальный запрет на дискриминацию в любых правилах, основах и началах, которые регулируют вопросы, связанные с выдачей российского паспорта. То есть законодатель исключает внесение в законодательство о гражданстве норм, дискриминирующих кого-либо: сущность и элементы гражданства не могут содержать положений, ограничивающих право физических лиц по расовым, религиозным, этническим, социальным и иным признакам. Учитывая это, можем выделить главные принципы, в число которых вошли:
- Право каждого на гражданство.
- Единство и неделимость статуса.
- Равенство в вопросах регулирования гражданства.
- Недопустимость лишения российского паспорта.
- Недопустимость экстрадиции россиян в другие государства.
- Недопустимость высылки россиян за пределы России.
- Принцип бипатризма.
- Принцип сохранения паспорта для выехавших на .
- Защита россиян заграницей.
- Сохранение паспорта в браке.
- Принцип сокращения безгражданства.
Выяснив, каковы основные принципы российского гражданства, предлагаем подробнее остановиться на нормативно-правовой базе, содержащей эти основные начала.
Принципы гражданства в российском законодательстве
Очевидно, что вопросы гражданской принадлежности к Российской Федерации находятся в компетенции самой РФ, ее законодательного органа и других государственных институтов, полномочных на принятие решений относительно гражданства. Законодательство относительно принципов российского гражданства достаточно обширно и включает в себя, как минимум, несколько нормативно-правовых актов. Безусловно, основой законодательства в данном случае является Конституция. В частности, согласно статье 6 Основного закона, российское гражданство является единым и равным, действует на всей территории РФ и позволяет его обладателю пользоваться всеми связанными с ним правами и свободами.
Кроме того, конституционные принципы определены в статьях 61 и 62, запрещающих экстрадицию и высылку россиян, а также разрешают проживать с российским паспортом за пределами России или даже с паспортом другой страны. Однако они носят лишь базовый характер, куда более детальная регламентация принципов гражданской принадлежности отражена в Законе «О гражданстве РФ». Основные принципы, в частности, закреплены в статье 4 данного нормативно-правового акта.
Однако и это далеко не все источники нормативно-правового регулирования вопросов, связанных с гражданством. К их числу также стоит относить Федеральный закон «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом», некоторые другие федеральные законы, указы, издаваемые президентом, а также некоторые международные договоры (например, Конвенция ООН о сокращении безгражданства).
Определив, на основании какого акта действуют те или иные принципы российского гражданства, предлагаем остановиться на каждом из этих принципов подробнее. Далее мы рассмотрим их сущность, основы и причины, в результате которых они появились.
Иметь гражданство – право каждого
Первый и базовый принцип, вытекающий из пункта 1 статьи 4 Закона «О гражданстве РФ», запрещает дискриминацию в вопросах гражданской принадлежности. Сразу напомним о том, какой принцип определения гражданства действует в России: оно определяется по рождению, включая возможность получить паспорт в результате рождения на территории РФ или от родителей, где хотя бы один из них россиянин. Однако помимо приобретения его по рождению, российский индигенат (статус гражданина) также можно и приобрести, что и следует из данного принципа: каждый иностранец или апатрид может получить российский паспорт в установленном отечественным законодательством порядке.
Все, кто проживает на территории РФ, имеют право, но отнюдь не обязаны приобретать гражданскую принадлежность, что означает свободный характер гражданства РФ – никто не принуждается к его приобретению. Более того, право каждого на российский паспорт отнюдь не означает, что он предоставляется любому желающему.
Речь, в частности, идет о следующих положениях основного принципа:
- недопустимость применения дискриминационных условий (на основе расы, религии, национальности и так далее);
- право на обращение за гражданством повторно, если в нем уже было отказано;
- добровольность приобретения двусторонней юридической связи с Россией;
- обязанность государства нормативно закреплять возможность отказа в статусе, даже если он содержит момент усмотрения.
О принципе единства и нераздельности
Согласно статье 6 Конституции, гражданство России является единым и неразделимым. Единство и неделимость индигената выполняет важнейшую функцию: оно стоит на страже сохранения российской государственности и является одной из основ конституционного строя. Единство гражданской принадлежности заключается в принадлежности к конкретному народу, а не к отдельной нации или народности, исключая двойное гражданство внутри страны. Разберемся в этом подробнее.
Проявление единства
Чтоб понять, в чем проявляется единый характер российского гражданства, необходимо обратиться к статьям 1 и 5 Конституции России. Данные статьи определяют федеративное устройство России, в состав которой входят субъекты Федерации, среди которых 22 республики, 9 краев, 46 областей, 4 автономных округа, 3 города федерального значения и 1 автономная область. Действующим прежде законодательством они были наделены правом иметь собственное гражданство (например, согласно ст. 21 Конституции Татарстана, эта республика также имеет свое гражданство). Однако это было их право, а не обязанность, поэтому его и использовали далеко не все субъекты. Проведенный нами анализ региональных конституций показал, что собственное гражданство ввела лишь Республика Татарстан.
В контексте действующего ранее Закона «О гражданстве РСФСР» от 28 ноября 1991 года № 1948-1 (отмененного нынешним законом), конституционный принцип единого гражданства предполагает, что даже при наличии регионального индигената, он действует лишь в рамках общенационального статуса (гражданин Татарстана является одновременно и гражданином России). Однако в несоответствие с данной трактовкой вступают конституции ряда других субъектов, например, Республики Алтай и Республики Бурятия, запрещающие региональное гражданство как таковое, что противоречит Конституции РФ.
В любом случае действующий ранее закон отменен, поэтому единство гражданства в трактовке современного российского законодательства основывается на мировой практике федерализма, исключающей возможность существования некоего «внутреннего индигената». Впрочем, действующее ныне законодательство не исключает республиканского паспорта, поэтому Конституция Республики Татарстан продолжает содержать норму о собственной гражданской принадлежности.
К слову, единое гражданство характерно для всех федеративных государств. При этом единый характер имеет и внутреннюю, и внешнюю стороны: напомним, что даже при наличии иностранного паспорта, лицо, имеющее российский паспорт, рассматривается исключительно как гражданин России.
О принципе равного гражданства
Согласно статье 6 Конституции РФ, российское гражданство является равным независимо от оснований, по которым оно было получено. Данная норма определяет равенство конституционно-правового статуса для всех россиян, независимо от его получения: в результате рождения, вследствие натурализации, в форме его восстановления после возврата на родину или в качестве поощрения, например, если оно было предоставлено в государственных интересах.
Принцип равного гражданства означает, что все россияне наделены равным объемом прав, свобод и, следовательно, обязательств, вытекающих из законодательства. Длительность состояния в юридической связи с Россией не может служить основанием для определения каких-либо преимуществ. Становясь гражданином РФ, с этого же момента человек приобретает весь комплекс прав и обязанностей, которым обладают все остальные граждане. Это, однако, не запрещает установление специальных требований для реализации конкретных гражданских прав (например, права на пенсионное обеспечение, права быть избранным и т.д.).
Недопустимость лишения гражданства и права на его изменение
Принцип недопустимости лишения гражданства установлен пунктом 4 статьи 4 Закона «О гражданстве РФ»: никто не может быть лишен российского индигената или права на изменение страны гражданской принадлежности. Данная норма является новеллой российского законодательства, введенной только в 2002 году: все прошлые нормативно-правовые акты, предусматривали возможность лишения. Например, подобный закон СССР от 1 декабря 1978 года № 8497-IX позволял делать это в исключительных случаях, когда действия лица «порочили высокое звание гражданина СССР», а по сути, власти вегетариански избавлялись от опасных для нее людей, таким образом были лишены гражданства поэт Иосиф Бродский, писатель Александр Солженицын, музыкант и дирижер Мстислав Ростропович и многие другие.
Исходя из этого принципа лицо, независимо от его действий, ни при каких обстоятельствах не может быть лишено российского паспорта.
Единственный вариант – отмена решения о приеме в гражданство вследствие выявления предоставления кандидатом ложных сведений, поддельных документов или вследствие осуждения за терроризм и экстремизм.
Тут речь идет не о лишении, а об аннулировании ранее принятого решения в силу того, что оно было принято без надлежащих на то оснований.
Кроме того, никто не может запретить россиянину получить паспорт другой страны, в том числе в результате отказа от российских документов, однако это возможно лишь в случае, когда гражданин погасил все обязательства перед страной и не привлекается к уголовной ответственности.
Невозможность экстрадиции россиян в другие страны
Запрет на выдачу граждан своей страны другим странам установлен статьей 61 Конституции РФ, а также статьей 4 Закона «О гражданстве». Согласно этим нормативным актам, ни один гражданин России не может быть экстрадирован в иностранное государство, даже если он совершил на его территории преступление или по каким-либо иным причинам. Государство руководствуется в первую очередь интересами своих граждан, следовательно, и граждане в первую очередь ответственны перед своим государством. В силу такого принципа, даже если гражданин РФ совершил преступление за пределами России, отвечать за его совершение он будет лишь на территории России и лишь по российскому законодательству.
Невозможность высылки
Согласно тем же статьям тех же указанных выше источников, никто не может быть выслан из России независимо от оснований, которыми руководствуются лица, осуществляющие высылку. Законодательство и ранее не разрешало такой высылки, однако в силу распространенной во времена СССР практики высылки оппозиционеров и последующего лишения их советского паспорта, данную норму решили прямо закрепить в законодательстве.
Подобные решения хоть и носили индивидуальный характер, тем не менее принимались. Чтоб исключить подобную практику применения высылки в качестве «дополнительного наказания», законодательством введен прямой запрет на такие действия. Гуманность данного принципа не вызывает сомнений: он означает, что никто не может быть лишен Родины, что бы ему ни вменяли.
Хотя многие все же могут быть высланы: узнайте более детально о .
Разрешение бипатризма
Принцип двойного гражданства, как и множественного, ранее не был предусмотрен советским законодательством, более того, законодатель вообще запрещал иметь иной паспорт, кроме советского. С принятием новой российской конституции ситуация кардинально изменилась: с 1993 года российские граждане, в соответствии со статьей 62, имеют полное право получать паспорта других стран. Каких-либо санкций или наказаний последовать за этим не может, однако некоторые ограничения в гражданских правах и дополнительные обязательства все же возникают: бипатриды, например, не могут работать на госслужбе, занимать высшие государственные должности, участвовать в выборах и т.д.
Но даже наличие иностранного паспорта не меняет сущности юридической связи, установленной между Россией и ее гражданином. Так, согласно статье 6 Закона «О гражданстве», приобретение иного паспорта не влечет за собой прекращения действия российских документов. Сам бипатрид признается государством во всех их отношениях исключительно как россиянин, но с момента получения такого паспорта бипатрид обязан сообщить об этом в российские государственные органы.
Сохранение паспорта при ПМЖ за границей
Все та же статья упоминаемого ранее закона гласит о том, что выезд и дальнейшее постоянное проживание россиянина на территории другого государства не лишает его правовой связи с Россией – российский паспорт сохраняется даже при выезде на ПМЖ. Что, впрочем, вполне логично: данное право продолжит действовать даже в случае натурализации в стране своего постоянного проживания.
Дипломатическая защита россиян
По Конституции РФ, в случае выезда для проживания за границу россиянину все равно гарантируется право на защиту и покровительство со стороны РФ. «Содействие в такой защите и покровительстве, а также содействие в полноценной реализации гражданских прав и свобод, – вторит ей Закон «О гражданстве», – обязаны оказывать сотрудники диппредставительств и консульств, находящихся в странах постоянного проживания россиян». Кроме того, они обязаны содействовать в восстановлении нарушенных гражданских прав россиян, находящихся за границей, независимо от цели и длительности их нахождения.
Сохранение паспорта в браке
Принцип сохранения паспорта в браке и при его расторжении закреплен статьей 8 Закона № 62-ФЗ, по которой ни факт заключения россиянином или апатридом, ни факт расторжения такого брака не может менять гражданства указанных лиц. Интересно, что расторжение брака не отражается и на статусе рожденных или усыновленных в браке детей: они также останутся россиянами. Аналогичное основание действует, если иностранный супруг меняет гражданство. На паспорт российского супруга эта ситуация абсолютно никак не влияет. Принцип, однако, не исключает возможности применения упрощенного порядка получения российского паспорта, если супруг россиянина – иностранный гражданин.
Сокращение безгражданства (привлечение апатридов)
Суть данного принципа: РФ поощряет приобретение гражданства апатридами, которые постоянно проживают в пределах страны (п. 6 ст. 4 Закона № 62-ФЗ). Данное правило действует во исполнение Конвенции ООН о сокращении безгражданства, принятой 30 августа 1961 года, участником которой является и Россия. К слову, этот документ является базой для множества иных правил, содержащихся в российском законодательстве о гражданстве. Речь идет о невозможности лишения паспорта, если лицо станет апатридом, о предоставлении российского индигената всем, кто рождается на территории РФ, в том числе от апатридов и т.д.
Выход из гражданства
Как уже было сказано, гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с Конституцией и Законом «О гражданстве». Однако если возникнуть автоматически оно может, то автоматическое прекращение гражданства невозможно. Согласно статье 18 закона, это возможно лишь в случае целенаправленного выхода из индигената или (выбора страны принадлежности вследствие изменения государственных границ). Статья 19 дополняет: выход возможен лишь в результате добровольной подачи заявления о таком выходе – принудить к выходу невозможно. Более того, такой выход возможен лишь в случае приобретения другого гражданства: стать апатридом, аннулируя российский паспорт, невозможно.
Прекращение носит разрешительный характер и должно быть одобрено. В статье 20 сформулированы основания, по которым в выходе из гражданства может быть отказано:
- невыполнение обязательств перед Россией (военная служба, налоги);
- привлечение к уголовной ответственности;
- отсутствие второго паспорта или гарантий его получения.
Заключение СВЕРХНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ. СЕРГЕЙ СУХОНОС. 2018 н.э. #РАССВЕТ
Отказ от "авантюры" по Карабаху: Армения меняет тактику
Состав основных принципов гражданства РФ указан в статье 4 ФЗ «О гражданстве РФ ». В законе сказано, что принципы гражданства РФ и правила, которые регулируют вопросы данной сферы, не должны иметь положения, ограничивающие права лица по признакам расовой, национальной, социальной, языковой или религиозной принадлежности.
Конституция и ФЗ «О гражданстве РФ» формируют общие основы, которые закладывают сущностные принципы данных отношений. Выделяют следующие основные принципы гражданства РФ .
Во-первых, гражданство России является единым (принцип единства) . По причине федеративного устройства России данный принцип крайне важен, и поэтому закреплен в Конституции. Единое гражданство в федеративном государстве представляет собой необходимое условие для сохранения суверенитета и целостности.
Во-вторых, гражданство РФ является равным вне зависимости от оснований его приобретения (принцип равенства) . Закон не предусматривает каких-либо особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами России по разным основаниям: по рождению, в связи с принятием либо восстановлением в нём и т.д.
В-третьих, гражданство РФ обладает открытым и свободным характером (принцип открытости) . Данный принцип выражается в том, что согласно Закону РФ каждый человек имеет право на получение гражданства и на его изменение.
В-четвертых, гражданин РФ не может быть лишен гражданства (принцип взаимности) . Запрет в Конституции и в ФЗ «О гражданстве РФ» на лишение человека гражданства вытекает из двусторонней связи между человеком и государством, что предполагает разрыв данной связи только при взаимном согласии.
В-пятых, гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (принцип двойного гражданства) . Подобная возможность предоставляется согласно федеральному закону или международному договору России.
Согласно данному принципу приобретение гражданином РФ иного гражданства не приводит к прекращению его российского подданства. Граждане РФ при наличии иного подданства не могут по этой причине быть ущемлены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, которая связана с подданством РФ.
В-шестых, законодательство России содержит принципа сохранения гражданства РФ для лиц, которые проживают за её пределами . Данный принцип происходит из естественного права человека на выбор места жительства, свободный выезд за пределы России и беспрепятственный возврат в страну.
В-седьмых, гражданство РФ базируется на принципе отрицании автоматического его изменения при заключении либо расторжении брака гражданином России с иностранцем или лицом без подданства, а также при изменении гражданства одним из супругов. Данный принцип раскрывает его сущность как индивидуальной связи человека с государством.
В-восьмых, Россия гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за её пределами . Этот принцип отражен в Конституции и ФЗ «О гражданстве РФ».
Органы государственной власти РФ, дипломатические представительства и их должностные лица обязаны способствовать гражданам РФ в обеспечении возможности пользоваться всеми законными правами и защищать их.
Согласно Конституции гражданин РФ не может быть выслан за её пределы либо выдан другому государству . За преступления, которые совершены гражданином России на территории других государств, он подлежит уголовной ответственности по законам РФ.
Гражданство является важной составной частью института, закрепляющего основы правового статуса личности. Обладание гражданством является предпосылкой полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.
В настоящее время все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. с изменениями, внесенными Законом от 17 июня 1993 г. На основе данного Закона Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 г. в редакции Указа от 27 декабря 1993 г. утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Действует Положение об Управлении по вопросам гражданства Администрации Президента Российской Федерации.
Отношения, связанные с гражданством республик Российской Федерации, регламентируются в их Конституциях и соответствующих законодательных актах.
Действующая Конституция расширила число норм, регулирующих гражданство Российской Федерации. Причем наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного строя (ст. 6).
Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Оно определяется какустойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Устойчивый характер отношений гражданства заключается в их постоянном характере, длящемся обычно от рождения до смерти гражданина, в установлении особого порядка их прекращения, не допускающего расторжения гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на это органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты. Новый подход к содержанию отношений, связанных с гражданством, исходит из признания примата общечеловеческих ценностей, означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.
Среди принципов гражданства надо выделить следующие.
1. Гражданство Российской Федерации является единым. В силу федеративного устройства Россииэтот принцип является важнейшим и закрепляется в Конституции (ст. 6). Конституция не определяет понятие единого гражданства Российской Федерации. В законе о гражданстве оно раскрывается следующим образом: граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики (ст. 2).
Значение этой нормы состоит не только в установлении единого российского гражданства, но и в определении условий принадлежности граждан Российской Федерации к гражданству республики. Тем самым восполняется пробел, который был в прошлом союзном законодательстве. Единое гражданство в федеративном государстве является необходимым условием его суверенного статуса, сохранения целостности.
2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких отличий и особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.
3. Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Это выражается в закреплении законом нормы о том, что «в Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство», в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осуществляемый к тому же на достаточно доступных для человека основаниях. В соответствии с принципами международных документов о правах человека, призывающих государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства, Российская Федерация проводит в этом отношении активную политику. Ст. 7 Закона о гражданстве Российской Федерации называется «Сокращение числа лиц без гражданства». В ней закреплено, что Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства. В ст. 17 Закона установлено, что ребенок, родившийся на территории Российской Федерации от лиц без гражданства, является гражданином Российской Федерации.
Свободный характер гражданства Российской Федерации выражается, во-вторых, в тем, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина Российской Федерации изменить гражданство.
4. Конституция Российской Федерации и Закон закрепляют, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип является новым в законодательстве о гражданстве. Все предшествующее - вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990 г. - закрепляло такую форму утраты гражданства.
Лишение - это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина.
Запрет на применение лишения гражданства в Конституции Российской Федерации и в Законе о гражданстве Российской Федерации вытекает из права человека на гражданство, двустороннего характера связей по гражданству между человеком и государством, предполагающего недопустимость расторжения этих связей как той, так и другой стороной без взаимного согласия.
5. Конституционным принципом гражданства является предоставляемая гражданину Российской Федерации возможность иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Это новая норма в законодательстве о гражданстве. Ранее такое право отвергалось. Двойное гражданство по закону не может возникнуть автоматически. А такие основания появления у гражданина Российской Федерации иностранного гражданства в жизни бывают нередко: рождение на территории государства, признающего таких лиц своими гражданами, автоматическое распространение гражданства мужа на его жену и т. д. Такого рода двойного гражданства российское законодательство не признает. В ст. 3 Закона Российской Федерации указывается, что за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Признание двойного гражданства, которое закреплено в Конституции, основывается на определенных условиях: требуется ходатайство лица; разрешение на это государства; наличие соответствующего договора Российской Федерации с тем государством, в гражданстве которого состоит или хочет его принять ходатайствующее лицо. Решение о разрешении двойного гражданства принимает Президент Российской Федерации. Граждане Российской Федерации, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации.
6. Российское законодательство исходит из принципасохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за пределами Российской Федерации. Такого рода норма вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться. Эта свобода закреплена в ст. 27 Конституции Российской Федерации. Отрицание такого права в прошлом являлось грубым ущемлением прав и свобод человека.
7. Гражданство Российской Федерации основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, а также при изменении гражданства другим супругом. Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства без должного волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка. Кроме того, подобная норма исходит из признания брака равноправным союзом, не допускающим безусловного следования жены (мужа) гражданству мужа (жены).
В равной мере, брак, заключенный гражданином Российской Федерации с иностранным гражданином, не предоставляет последнему российского гражданства без надлежащей процедуры.
8. Принципы защиты и покровительства граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации закреплен в Конституции Российской Федерации (ст. 61) и в Законе о гражданстве (ст. 5). В последнем закреплено, что государственные органы Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями, защищать их права.
9. Закон Российской Федерации о гражданстве впервые вводит такой принцип как почетное гражданство. Почетное гражданство может быть предоставлено лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации, имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом, с его согласия. Почетное гражданство предоставляется Президентом.