Понятие и система органов социальной защиты населения. Правовой статус органов и организаций, входящих в государственную систему социальной защиты
Утверждено
решением Совета депутатов
Старооскольского городского округа
ПОЛОЖЕНИЕ
об управлении социальной защиты населения администрации
Старооскольского городского округа Белгородской области
1. Общие положения
1.1. Управление социальной защиты населения администрации Старооскольского городского округа Белгородской области (далее - Управление) является функциональным органом администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, реализующим исполнительно-распорядительные функции по осуществлению переданных государственных полномочий, полномочий администрации Старооскольского городского округа в сфере организации предоставления и предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории Старооскольского городского округа Белгородской области (далее - городской округ).
1.2. Управление как орган администрации Старооскольского городского округа Белгородской области является муниципальным казенным учреждением. Управление является юридическим лицом с момента внесения регистрирующим органом соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, имеет бланк и печать с изображением герба городского округа и со своим наименованием, соответствующие печати и штампы, лицевые счета в финансовом органе городского округа для учета бюджетных средств.
1.3. Управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, в том числе Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», нормативными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Белгородской области, решениями Совета депутатов Старооскольского городского округа, нормативными правовыми актами администрации Старооскольского городского округа, а также настоящим Положением.
1.4. Управление в своей деятельности взаимодействует с органами исполнительной власти Белгородской области, органами местного самоуправления городского округа, структурными подразделениями администрации городского округа, а также с предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности.
1.5. Управление подчиняется главе администрации городского округа, а непосредственно по вопросам своей деятельности заместителю главы администрации городского округа по социальному развитию.
1.6. Управление осуществляет координацию и общий контроль деятельности муниципальных учреждений городского округа, осуществляющих деятельность в сфере социальной защиты населения (далее - Учреждения), а также иных учреждений в соответствии с муниципальными правовыми актами главы администрации Старооскольского городского округа.
1.7. Полное наименование Управления: управление социальной защиты населения администрации Старооскольского городского округа Белгородской области.
Сокращенное наименование Управления: УСЗН администрации Старооскольского городского округа.
1.8. Место нахождения Управления: 309504, Белгородская область, город Старый Оскол, микрорайон Интернациональный, 15.
2. Основные задачи Управления
2.1. Реализация на территории городского округа единой государственной политики в сфере социальной защиты населения.
2.2. Осуществление на территории городского округа муниципальной политики и формирование стратегии в сфере социальной защиты населения, разработка форм и методов ее реализации.
2.3. Развитие системы муниципальных учреждений социального обслуживания населения городского округа.
2.4. Реализация отраслевых, социальных программ и программ развития в сфере социальной защиты населения.
2.5. Внедрение новых социальных технологий, анализ и прогнозирование потребности в социальной помощи различным группам и категориям граждан.
2.6. Организация предоставления гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, Белгородской области, органов местного самоуправления Старооскольского городского округа.
2.7. Организация и осуществление переданных полномочий в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Белгородской области.
3. Функции Управления
3.1. Осуществление полномочий по организации предоставления и предоставлению отдельных мер социальной защиты, социальной поддержки переданных в соответствии с законами Белгородской области от 10 мая 2006 года № 40 «О наделении органов местного самоуправления полномочиями по организации предоставления и предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан», от 28 декабря 2004 года № 165 «Социальный кодекс Белгородской области» и другими нормативными правовыми актами Белгородской области.
3.2. Реализация полномочий по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в соответствии с законом Белгородской области от 14 января 2008 года № 185 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Белгородской области».
3.3. Организация работы по предоставлению и назначению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством.
3.4. Организация работы по назначению ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, военнослужащим или гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей.
3.5. Оформление и выдача удостоверений (свидетельств) о праве на меры социальной поддержки определенным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством.
3.6. Организация деятельности по назначению и выплате единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью, ежемесячных пособий на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также по оплате труда приемных родителей.
3.7. Организация работы по назначению и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, единовременных пособий, компенсационных выплат гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с действующим законодательством.
3.8. Прием документов на возмещение стоимости проезда один раз в год к месту санаторно-курортного лечения и обратно в пределах Российской Федерации, от граждан больных туберкулезом и отдельных категорий медицинских работников.
3.9. Прием от граждан документов и направление в орган исполнительной власти Белгородской области, осуществляющий функции социальной защиты населения, необходимых для выдачи удостоверения "Ветеран труда" и выдача удостоверений "Ветеран труда".
3.10. Организация работы по назначению и выплате социального пособия на погребение неработающим гражданам, не являющимся пенсионерами, а также в случаях рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
3.11. Оформление документов для поселения пенсионеров, инвалидов, детей- инвалидов в дома-интернаты общего типа, психоневрологические интернаты.
3.12. Учет граждан пожилого возраста и инвалидов с целью направления на медико-социальное обслуживание и выдача путевок.
3.13. Осуществление контроля за предоставлением социальных выплат на приобретение (строительство) жилья отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством.
3.14. Организация и осуществление учета граждан, имеющих трех и более детей, в целях предоставления земельных участков.
3.15. Организация и оказание бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан, проживающим на территории Старооскольского городского округа, в виде устного и письменного консультирования по правовым вопросам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.
3.16. Выявление семей (детей), находящихся в социально - опасном положении, нуждающихся в помощи государства.
3.17. Направление детей из малообеспеченных семей и семей имеющих детей - инвалидов в санатории и оздоровительные лагеря.
3.19. Организация работы по предоставлению и предоставление дополнительных выплат гражданам, предоставляемых за счет средств бюджета Старооскольского городского округа.
3.20. Реализация и выдача единого социального проездного билета для проезда в городских и пригородных пассажирских маршрутах пенсионерам, гражданам льготных категории, сестрам милосердия Красного Креста, лицам, сопровождающим инвалидов 1 группы, инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности 3 степени, детей - инвалидов и расчетов с перевозчиками, осуществляющими перевозку вышеперечисленной категории граждан на территории Старооскольского городского округа по единому социальному проездному билету.
3.21. Организация работы по предоставлению мер социальной поддержки лицам, удостоенным звания «Почётный гражданин Старооскольского городского округа Белгородской области».
3.22. Организация работы по назначению и выплате доплат к трудовой пенсии, пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Старооскольского городского округа, и лицам, замещавшим должности муниципальной службы Старооскольского городского округа.
3.23. Разработка и участие в осуществлении муниципальных программ и мероприятий по социальной защите малоимущих граждан, семей с детьми.
3.24. Формирование компьютерной базы данных по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам, и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; по учету льготной категории граждан; получателей субсидий, пособий и компенсаций.
3.25. Организация и проведение городских праздничных мероприятий для ветеранов войны и труда, льготных категорий граждан, малообеспеченных, социально-незащищенных семей с детьми.
3.26. Осуществление деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними в соответствии с действующим законодательством.
3.27. Участие в формировании проекта бюджета Старооскольского городского округа в части расходов по отрасли «Социальная политика».
3.28. Обеспечение организации и проведение мероприятий по мобилизационной подготовке Управления.
3.29. Представление услуг населению в соответствии с региональным стандартом «Качество услуг в области социальной защиты населения».
3.30. Осуществление в установленном порядке сбора, обработки, анализа и представления статистической отчетности в сфере социальной защиты населения.
3.31. Формирование личных дел граждан, получающих меры социальной поддержки, в том числе путем формирования баз данных.
3.32. Осуществление отдельных функций и полномочий учредителя в отношении Учреждений в соответствии с муниципальными правовыми актами Старооскольского городского округа.
3.33. Организация приема граждан по личным вопросам.
3.34. Разработка проектов муниципальных правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
3.35. Проведение коллегий, совещаний, конференций, семинаров, относящихся к компетенции Управления.
3.36. Осуществление комплекса юридических и организационных мер, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией Учреждений.
3.37. Рассмотрение в установленном законодательством порядке обращений, предложений, заявлений или жалоб граждан и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
3.38. Осуществление иных функций (полномочий) в соответствии с действующим законодательством.
4. Порядок управления
4.1. Управление возглавляет начальник Управления, назначаемый на должность и освобождаемый от должности главой администрации Старооскольского городского округа по согласованию с Советом депутатов Старооскольского городского округа.
4.2. Начальник Управления осуществляет руководство Управлением на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач и осуществление им своих функций.
4.3. Начальник Управления подчиняется главе администрации Старооскольского городского округа и заместителю главы администрации городского округа по социальному развитию.
4.4. Начальник Управления:
4.4.1. Руководит деятельностью Управления.
4.4.2. Действует без доверенности в судах, арбитражных судах, третейском суде, в органах государственной власти, государственных органах и органах местного самоуправления.
4.4.3. Вносит предложения главе администрации Старооскольского городского округа по структуре и штатному расписанию Управления в соответствии с выделенным финансированием.
4.4.4. Вносит предложение главе администрации городского округа по кандидатурам руководителей Учреждений для назначения и освобождения их от должности.
4.4.5. Утверждает положения о структурных подразделениях Управления.
4.4.6. Утверждает должностные инструкции работников Управления.
4.4.7. Утверждает номенклатуру дел и другие локальные акты, регламентирующие деятельность Управления.
4.4.8. Принимает и увольняет работников из числа лиц, исполняющих обязанности по техническому обеспечению деятельности, не замещающих должности муниципальной службы и не являющихся муниципальными служащими.
4.4.9. Принимает решения о поощрении работников Управления, о применении мер дисциплинарного взыскания, представляет в установленном порядке материалы для награждения работников Управления государственными наградами Российской Федерации, отраслевыми наградами, наградами Белгородской области, Старооскольского городского округа.
4.4.10. Применяет к руководителям Учреждений меры поощрений и меры дисциплинарных взысканий.
4.4.11. Ходатайствует об открытии (закрытии) лицевых счетов в финансовом органе городского округа, подписывает финансовые документы, распоряжается в установленном законодательством порядке финансовыми средствами Управления в пределах утвержденной бюджетной сметы.
4.4.12. Подписывает от имени Управления договоры, платежные поручения, чековые книжки, доверенности, письма и иные документы, связанные с деятельностью Управления.
4.4.13. Согласовывает проекты муниципальных правовых актов, представляемых на рассмотрение главе администрации Старооскольского городского округа в соответствии с функциями Управления.
4.4.14. Ведет прием граждан, рассматривает и принимает решения по предложениям, заявлениям, обращениям и жалобам граждан.
4.4.15. Издает в пределах своей компетенции приказы (распоряжения), в том числе по вопросам осуществления полномочий в сфере опеки и попечительства.
4.4.16. Вносит предложение главе администрации городского округа по основным направлениям деятельности Учреждений.
4.4.17. Вносит предложения главе администрации городского округа по реорганизации и ликвидации Учреждений, о назначении ликвидационной комиссии.
4.4.18. Осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Белгородской области, Уставом Старооскольского городского округа, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа.
5. Имущество.
Управления и финансовое обеспечение деятельности Управления
5.1. Имущество Управления является собственностью городского округа и закреплено за ним на праве оперативного управления. Управление не вправе отчуждать, либо иным образом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
5.2. За Управлением закрепляются в постоянное (бессрочное) пользование выделенные в установленном порядке земельные участки. Управление владеет и пользуется земельными участками в порядке, установленном действующим законодательством.
5.3. Финансирование деятельности Управления осуществляется за счет субвенций из бюджета Белгородской области, а так же за счет бюджета Старооскольского городского округа в части выполнения муниципальных программ и осуществления функций, не относящихся к отдельным государственным полномочиям, преданным органам местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5.4. Управление отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам Управления несет собственник имущества.
5.5. Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами, для прекращения права собственности, а также в случае правомерного изъятия имущества у Управления по решению собственника.
6. Заключительные положения.
Реорганизация и ликвидация Управления
6.1. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся по представлению главы администрации Старооскольского городского округа решением Совета депутатов Старооскольского городского округа.
6.2. Реорганизация, ликвидация Управления осуществляется по представлению главы администрации Старооскольского городского округа в соответствии с решением Совета депутатов Старооскольского городского округа или по решению суда в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
6.3. Совет депутатов Старооскольского городского округа по представлению главы администрации Старооскольского городского округа принимает решение о ликвидации Управления, назначает ликвидационную комиссию, устанавливает порядок и сроки ликвидации.
6.4. Ликвидация Управления влечет прекращение его прав и обязанностей без перехода их в порядке правопреемства к другим органам администрации Старооскольского городского округа в соответствии с гражданским законодательством.
6.5. При ликвидации Управления его документы передаются в архив Старооскольского городского округа.
6.6. При реорганизации Управления все документы (управленческие, финансово-хозяйственные, по личному составу и другие) передаются в установленном порядке правопреемнику.
* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.
Проблема соотношения и взаимосвязи понятий “государство—общество—человек” сложна и многоаспектна, она имела различное содержание на разных этапах исторического развития. Однако в ней имелось нечто общее в содержании, что выявляли исследователи разных поколений, в том числе и отечественные. Так, еще в начале XX в. Л.А. Тихомиров выработал концепцию, не потерявшую значения и в наши дни. Он определял “государство как союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью”. Идеи Л.А. Тихомирова во многом разделял выдающийся государствовед И.А. Ильин. Важно подчеркнуть, что эти и другие русские мыслители рассматривали интересующую нас проблему неразрывно с “сознанием достоинства власти”. Применение названных критериев к современной мировой и отечественной практике показывает их особое значение для анализа государства, его институтов, определяющих отношения государства с обществом, целостными социальными группами и отдельными людьми.
В последние годы на смену терминам “социалистическое государство”, “советское государство” пришел термин “социальное государство”, а понятия “благосостояние советского народа”, “рост жизненного уровня советских людpей”, “все во имя человека — все для блага человека” заменены понятием “социальная защита населения”. И это не формальная замена терминов: за ней стоит смена общественного и государственного строя и как следствие — коренное изменение социального положения людей.
В СССР проблема социально-правовой защиты населения как самостоятельная не рассматривалась, поскольку внутренними характеристиками социалистической системы были полная занятость, бесплатные здравоохранение и образование, гарантированность государственных пенсий и т.д. Общепризнанно, что советский человек был социально защищен сильнее всех в мире, поэтому социальная защита в тот период сводилась к узким вопросам социального обеспечения граждан (пенсионное обеспечение, государственное страхование трудящихся, отдельные виды обеспечения по государственному социальному страхованию).
Коренным образом изменилось положение большинства населения в постсоветской России. Сегодня термины “социальная защита”, “право социальной защиты” прочно вошли в законодательство, лексикон политических и государственных деятелей, ими пестрят страницы периодических изданий. В русском языке для перевода широко распространенного во многих странах термина “social security”, обозначающего систему социальной защиты, в советский период применялся термин “социальное обеспечение”, хотя на русский язык его можно переводить как “социальная безопасность”, “социальная защищенность”, “социальные гарантии”, “социальная защита”. Понятие “социальное обеспечение” не является адекватным понятию “social security”, поскольку социальное обеспечение отражает в себе одну из форм развития института социальной защиты, где преобладали принципы непосредственно государственной организации социальной защиты с очень ограниченным использованием. Достаточно сказать, что социальное обеспечение в СССР осуществлялось в своем роде впервые в мире. Это было объединяющее понятие различных регулируемых законом форм распределения и перераспределения государством части национального дохода, а также предоставления услуг в основном для обеспечения старости и нетрудоспособности. Другое положение в современной России, где подавляющее большинство населения нуждается в социальной защите: к пенсионерам и нетрудоспособным добавились миллионы безработных, вынужденных переселенцев, беженцев, демобилизованных военнослужащих, безнадзорных и других лиц. Это следствия, прежде всего, развала СССР, разрушения экономики, межнациональных конфликтов, катастрофического падения нравственности в обществе и т.п.
Сегодня для российской действительности чрезвычайно важной представляется выработка конструктивной социально-экономической политики, вытекающей их нее концепции реформ и как следствие и одновременно основа успешности этих реформ — концепции взаимоотношений государства и человека. Проблема состоит в том, что народу России власти внятно не объяснили, какие общество и государство строятся в постсоветской России, т.е. ради чего народовластие было насильственно заменено “демократией”. Конституция РФ провозгласила Россию демократическим федеративным правовым государством (ст. 1). Однако создатели Основного закона понимали, что такая характеристика государства не отвечает в полной мере представлениям и стереотипам большинства населения страны: СССР удалось реализовать главнейшую обязанность государства — гарантировать право каждого “на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни” (ст. 11 Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах). Видимо, в этой связи ч. 1 ст. 7 Конституции РФ объявляет Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Конституция РФ построена по принципу “государство для человека”, но этот принцип для большинства населения пока не осуществляется. Коренные вопросы, определяющие формы и механизмы реализации идеи социального государства, место и роль структур гражданского общества в организации социальной защиты населения не нашли своего концептуального и законодательного решения, то есть в нашей теории образовался вакуум: нет концепций взаимоотношений государства и гражданина в посттоталитарном обществе. Иными словами, провозглашение России социальным государством — пока декларация, в отличие от СССР (“тоталитарного государства”), ставшего, по общему признанию, в реальности социальным государством. Многочисленные дискуссии, ведущиеся по поводу перспектив создания социального государства в России, свидетельствуют об актуальности этой проблемы. Это и понятно, поскольку российское общество нуждается сегодня в объединяющей идее, которой может стать идея социального государства и ее практическая реализация. Исходя из сказанного, дальнейший анализ социального государства будем вести, опираясь на зарубежный опыт и концепции данной проблемы.
Что есть социальное государство? “Социальное государство — характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Данная характеристика означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия”. Другие определения: социальным “называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности”; “государство, принимающее на себя ответственность за положение дел в социальной сфере, а стало быть, рассматривающем политику социального регулирования в качестве одной из важнейших своих функций” и т.д. Исходя из анализа мнений российских и зарубежных ученых, а также обобщения практики конституционного закрепления принципа социального партнерства и его реализации в ряде стран мира констатируется, что “социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и общества”.
Эта и другие формулировки и определения социального государства, по нашему мнению, грешат некоторой “суженностью” содержания и недостаточной конкретностью. Дело в том, что они, с одной стороны, игнорируют требования и нормы международного права и международных договоров РФ, которые являются частью правовой системы России со всеми вытекающими отсюда последствиями. С другой стороны, рассмотренные формулировки не содержат важнейшего компонента (“точки отсчета”) — показателей достойного уровня жизни человека и гражданина. В этих определениях также не предусмотрена ответственность государства за необеспечение достойного уровня жизни. Наконец, ничего не говорится о месте и роли органов местного самоуправления, в реализации задач социального государства. Да, эти органы не входят в систему органов государственной власти, но, на наш взгляд, в сегодняшней России, когда государство все в большей степени “спускает” решение вопросов социальной защиты населения на уровень субъектов РФ и органов местного самоуправления, их роль актуализируется (как и роль общественных организаций). Таким образом, функционирование социального государства в России неразрывно связано с поиском и нахождением адекватного социал-демократического ответа на вызов глобализации.
Правовые формы деятельности социального государства вытекают из ее содержания и, с учетом его специфики, имеют формы правотворчества “традиционного” государства. Как известно, с точки зрения права формы деятельности государства подразделяются на:
правотворческую деятельность — создание государством законов и нормативных правовых актов;
правоисполнительную деятельность — деятельность по реализации государством законов и нормативных правовых актов;
правоохранительную деятельность — ответственность государства за нарушения исполнения законов и нормативных правовых актов.
Специфическим моментом для сегодняшней России в этой сфере является вопрос об исторической ответственности государства за перемены в социальном положении населения, что напрямую связано и вытекает из правовых форм деятельности Российской Федерации как социального государства и охватывает все три указанные ее формы.
В этой связи в первую очередь следует: четко определить границы обеспечиваемых государством базовых социальных гарантий; выделить основные приоритеты социальной политики; продумать конкретные механизмы смягчения заложенных в самой идее социального государства противоречий между социальным и правовым принципом российской государственности.
Из теории государства и права следует, что регулирование общественных отношений представляет собой основную социальную функцию государства и права. Много лет дискуссионной остается проблема выделения специальной группы прав — социальных прав человека — и включения ее во Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.). Аргументы против такого выделения: нельзя возводить в ранг международных и обязательных те права, которые напрямую связаны с экономическими возможностями государства. Очевидно, что возникновение многих социальных прав у конкретной личности происходит не в момент рождения, а при появлении указанных в законе юридических фактов. Социальные права часто рассматриваются в качестве “прав второй категории”, которые не предусматривают никаких гарантий по их реализации. СССР критиковал такую позицию и добился принятия Пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.).
Социологи дают свою трактовку социальных прав человека. Социальные права (entitlements) — права на выплаты по социальному обеспечению, существующие в наиболее современных обществах для всех граждан, но являющиеся также предметом спора. Так, Л. Мид доказывал, что одностороннее толкование социальных прав привело к пренебрежению “обязательствами”. Все западные капиталистические государства испытывали финансовые проблемы в обеспечении благосостояния и капиталистического накопления. С другой стороны, социальные права на высоком материальном уровне необходимы для сохранения и расширения современной концепции гражданства и прав граждан.
Те же социологи предлагают понятие права граждан (citizen rights), которые записаны за или могут быть потребованы гражданами, особенно в современных государствах. Согласно Т. Маршаллу, можно выделить три существенных свода прав:
гражданские — право на свободу слова и доступ к информации, свободу союзов и организацию, равенство перед законом;
политические — право избирать и быть избранным в политический орган на свободных выборах;
социальные и экономические — право на благосостояние, социальное обеспечение и, возможно, полную занятость, но обычно ограничиваемое соучастием в управлении экономическими организациями, ослаблением прерогативы администраторов на управление использованием своих капиталов.
Предоставление прав гражданам в современных обществах отчасти отражает результат изменения ситуации, и насилие в них может использоваться правительством только в качестве крайнего средства. Следовательно, чтобы эти режимы могли рассматриваться хотя бы до некоторой степени как политически легитимные, население надо мобилизовать и завоевывать в культурном и идеологическом отношениях. Однако в то же время такие права завоевывались посредством конфликтов.
Хотя теоретики, подобные Маршаллу, считают расширение гражданских прав подрывом или, по крайней мере, “приручением” и институционализацией классового конфликта, другие предпочитают подчеркивать сохранение роли классового конфликта в защите и расширении таких прав за рамки ограничений, в которые они обычно помещены в капиталистических обществах.
В многочисленных международных правовых актах разных уровней проводится мысль об юридической обязательности как гражданских и политических, так и социально-экономических прав, их взаимосвязи и нераздельности. Речь идет прежде всего о том, что любые признанные и гарантируемые государством в законодательном порядке права, свободы и обязанности не должны противопоставляться или трактоваться в ущерб другим, поскольку в своей совокупности они образуют правовой статус человека. При этом очевидно, что реализация социально-экономических прав людей связана с долговременной целенаправленной государственной политикой, конституционным строем, способным связывать народ с государственными органами, рациональным характером государственности. В то же время необходимо учитывать, что “человек нашего времени — заложник властных организаций, обреченный быть объектом управления либо, что не лучше, субъектом навязанных ему принудительных взаимодействий”.
В современной зарубежной и отечественной литературе появились высказывания о том, что социальные права граждан предполагают их закрепление не на уровне конституции, а на уровне текущего законодательства. Истоки подобных взглядов тесно связаны с реальной обстановкой в стране, когда многие права граждан лишь декларируются (право на бесплатное жилище для малообеспеченных, право на свободное передвижение и выбор места жительства и т.д.), а воплощение других не приводит к достижению заложенных в них целей (право на социальную защиту и поддержку семьи, материнства и детства и т.д.). Для современной России проблема социальных прав человека особенно остра.
В этой связи представляет интерес следующая трактовка: “Социальные права человека — совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) определенных материальных благ. Обычно к социальным правам человека относятся право на социальное обеспечение, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище, особые права детей и права инвалидов. Социальные права человека закреплены на конституционном уровне далеко не во всех странах мира. В некоторых развитых демократических, а также развивающихся странах социальные права человека стали провозглашаться на конституционном уровне в период после второй мировой войны, однако, как правило, без признания возможности их судебной защиты. В Российской Федерации социальные права человека закрепляются в ст. 38—41 и 43 Конституции РФ”.
Социальная защита — политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств. Таким образом, социальной защите подлежат все конституционные права и свободы человека. В действующем социальном законодательстве РФ понятие “социальная защита” используется в сравнительно узком смысле: оно означает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня жизни. В то же время концепция социальной защиты населения включает в себя законодательное закрепление минимальных гарантий, предоставляемых государством (либо под его контролем) любому гражданину, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, независимо от его трудового стажа, размера страховых взносов и т.д. Следовательно, социальная защита населения — это система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством, для обеспечения достойной жизни человека, т.е. его материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и доступа к ценностям культуры. Из этой формулы со всей очевидностью следует, что проблематика социальной защиты населения гораздо шире круга вопросов, решаемых социальным обеспечением, а последнее можно рассматривать как важнейшую составляющую первой.
Реализация социальных гарантий — одна из наиболее острых проблем в России. Формально Конституция РФ зафиксировала основные социальные права граждан, но в ней не содержится положений относительно механизма осуществления социальных гарантий (кроме ссылок на то, что “обиженные” граждане могут жаловаться в суд, что бесполезно, ибо суд не может заставить правительство соблюдать конституционные гарантии).
В настоящее время активно формируется законодательство, регламентирующее сложные и многоуровневые вопросы социальной защиты различных категорий населения (приняты десятки федеральных законов, например, о занятости населения, о статусе военнослужащих, о ветеранах, о беженцах). Следовательно, нормы социального законодательства чрезвычайно многообразны. Отношения в сфере социальной защиты населения — это разновидность общественных отношений, поэтому на их правовое регулирование распространяются те же основные принципы, которые используются при регулировании общественных отношений в целом. Особенность этого регулирования состоит в том, что оно ведется по двум тесно связанным между собой направлениям:первое — правовое регулирование организации социальной защиты, второе — правовое регулирование социальной защиты.
Предметом правового регулирования социальной защиты населения является:
защита трудовых прав граждан, медицинского обслуживания, социального обслуживания, социального обеспечения, обязательного социального страхования, обязательного государственного страхования и пенсионного обеспечения;
социальная защита отдельных категорий лиц (ветеранов, инвалидов, женщин и детей, военнослужащих, беженцев и вынужденных переселенцев, должностных лиц разных категорий и др.), проживающих (пребывающих) на территории России и нуждающихся в социальной защите;
деятельность органов социальной защиты.
Государство создает финансовую базу и организационные структуры для реализации гражданами конституционного права на социальную защиту. Организационно-правовыми формами социальной защиты населения являются: обязательное социальное страхование; обязательное государственное страхование, социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из государственного бюджета; государственная социальная помощь. Эти формы отличаются друг от друга по кругу (субъектам) обеспечиваемых, источникам финансирования, видам выплат, управленческим структурам.
Во всех видах рассматриваемых отношений обязательно участвует орган исполнительной власти, без которого отношения по социальной защите населения возникнуть не могут, так как только эти органы выражают исполнительную власть государства в этой сфере (такие отношения не могут возникнуть между гражданами или общественными объединениями).
Управленческие отношения в области социальной защиты населения в зависимости от целей их направленности можно разделить на:
1) внутренние (внутриорганизационные), связанные с формированием управленческих структур, определением прав, обязанностей и ответственности их должностных лиц; 2) внешние, связанные с непосредственным воздействием на объекты (граждан, их общественные объединения), не входящие в систему исполнительной власти.
Методы правового регулирования отношений по социальной защите населения имеют свою специфику. Общеизвестно, что правовые средства, способы воздействия заложены в самой природе права и представляют следующие юридические возможности: предписание, запрет, дозволение. Большинство общественных отношений, составляющих предмет социального права, исключает юридическое равенство их участников, является властеотношениями, поэтому преимущественно используется первый способ воздействия, который характеризует метод как императивный.
1) в установлении определенного порядка действий, т.е. предписании поступить только так, а не иначе (например, нарушение норм, устанавливающих обязанности безработных, вынужденных переселенцев, беженцев, влечет применение к ним санкций, предусмотренных законодательством;
2) в запрещении определенных действий под страхом применения ответственности (например, направлять жалобу гражданина на рассмотрение должностному лицу, действия которого обжалуются);
3) в предоставлении возможности выбора одного из вариантов должного поведения (например, выбрать один из видов пенсионного обеспечения);
4) в предоставлении возможности действовать по своему усмотрению, т.е. совершать или не совершать предусмотренные нормой действия (например, право гражданина на обжалование нарушения его прав на социальную защиту со стороны государства).
В системе социально-правовой защиты населения можно выделить:
общую часть, включающую: нормы, характеризующие понятие, предмет, метод, функции и принципы социальной защиты населения; нормы, связанные с процессом и механизмом правового регулирования отношений в сфере социальной защиты населения; нормы, определяющие сущность правоотношений, содержание, стандарты (объемы) и гарантии социальной защиты. Важнейшее место в общей части занимают нормы, отражающие основные положения социальной политики государства;
особенную часть, включающую: нормы, составляющие институты социальной защиты населения (защиты трудовых прав граждан, медицинского обслуживания, социального обслуживания, социального обеспечения, обязательного социального страхования, обязательного государственного страхования и пенсионного обеспечения); правовой статус и функции государственных органов и служб социальной защиты населения, структур органов местного самоуправления, а также общественных объединений граждан; нормы, определяющие порядок и условия организации и осуществления социальной защиты; нормы, характеризующие правовое положение благотворительных организаций. К сожалению, в настоящее время отсутствует единый нормативный правовой акт (основы законодательства или кодекс) в сфере социально-правовой защиты населения.
В последние годы одним из направлений законотворческой деятельности стала формулировка принципов правового регулирования социальной защиты населения (см. Федеральные законы “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” (1995 г.), “Об основах обязательного социального страхования” (1999 г.) и др.). Из теории права известно, что принципы права — это основные исходные положения, определяющие цели правового регулирования, дающие ему общее направление, предопределяющие основные тенденции регулирования общественных отношений. Правовые принципы существуют объективно, они реально заложены в праве. По сфере действия эти принципы принято классифицировать на:
1) общеправовые, свойственные всем отраслям права;
2) межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей;
3) отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;
4) внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов.
Соблюдение принципов права обеспечивает единообразие развития и функционирования правовой системы.
К отраслевым принципам социального права относятся: всеобщность; финансирование за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета; дифференциация оснований предоставления социальных выплат и услуг в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, прожиточного уровня в регионе, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов; универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социальной защиты при наступлении всех социально значимых обстоятельств (страховых случаев), установленных законом, и возможность одновременного получения нескольких видов обеспечения (выплат, услуг, льгот) в целях обеспечения потребностей граждан. Например, принцип защиты граждан от безработицы и их материальное обеспечение при наступлении нетрудоспособности и по достижении определенного возраста состоит в том, что государство берет на себя обязательства перед обществом заботиться о сохранении существующих и создании новых рабочих мест, осуществлять мероприятия по обучению граждан новым профессиям, ограничивать власть работодателя по увольнению работников и в судебном порядке восстанавливать на работе необоснованно уволенных, обеспечивать осуществление денежных выплат лицам, временно не имеющим работы (выходное пособие, пособие по безработице), а также выплат тем, кто в силу возраста либо состояния здоровья не имеет возможности трудиться.
Кроме общих принципов, специалисты выделяют принципы, специфические для разных организационно-правовых форм социальной защиты: социального страхования и социальной помощи. В частности, принцип адресности отражает сущность социальной помощи и не распространяется на социальное страхование, а принцип солидарности относится только к финансированию государственного социального страхования.
Принцип права не является нормой права. Российские ученые исходят, как правило, из того, что принципы права — это основополагающие начала, выражающие сущность права и раскрывающиеся через совокупность соответствующих законодательных установлений. Принципы социального права раскрывают содержание социальной защиты населения, а гарантии являются условием реализации этих принципов (право на судебную защиту, надзор и контроль над соблюдением законов, социальных прав граждан и т.д.). Основополагающие положения социальной политики государства — конституционные принципы социального права — закреплены в Конституции РФ (ст. 2, 7, 37, 38). Другие положения социальной политики государства закреплены в законе и стали правовыми нормами (например, законодательство о вынужденных переселенцах). Социально-правовые принципы отличаются от собственно правовых принципов не только по содержанию, но и по форме их выражения, существования. В настоящей работе такое различие не анализируется (это тема самостоятельного исследования), но нельзя не отметить, что социально-правовые принципы содержатся или вытекают из текста Конституции РФ.
Как уже было отмечено, субъекты правоотношений в сфере социальной защиты населения — граждане и государственные органы, которые в соответствии с нормами российского законодательства становятся носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Объект рассматриваемых правоотношений — материальные блага и услуги. Содержание правоотношений в сфере социальной защиты населения заключается, с одной стороны, в субъективных правах граждан на получение конкретных видов социальной поддержки или социальной помощи, с другой — в обязанности соответствующих государственных органов предоставить социальную поддержку или социальную помощь.
Таким образом, рассмотрение правовых форм деятельности социального государства и правового регулирования социальной защиты населения приводит к выводу о том, что эти правовые категории являются определяющими в системе социальной защиты населения России в современный период. Принимаемые законы и иные нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения должны в максимальной степени учитывать отечественный и мировой опыт решения социальных проблем, ориентироваться на восстановление реальных социальных гарантий, действовавших в советский период, на основе выработки конструктивной социально-экономической политики государства на долгосрочную перспективу. Функционирование социального государства должно быть ориентировано на утверждение принципа социальной справедливости, а правовое регулирование социальной защиты населения — на создание и поддержание достойного уровня жизни во всей полноте его содержания для всех нуждающихся в такой защите категорий населения.
Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения вАШне всех членов общества.
Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы социальной защиты:
- гуманность;
- адресность;
- комплексность;
- обеспечение прав и свобод личности.
Система социальной зашиты населения и ее структура
Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.
Она включает в себя:
1. Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.
Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.
2. — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:
- гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
- общедоступность и бесплатность образования;
- минимальный размер оплаты труда;
- минимальный размер пенсии, стипендии;
- социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);
- пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;
- ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.
С 1 января 2002 г. увеличены размеры пособий, связанных с рождением ребенка. Так, размер единовременного пособия при рождении ребенка возрос с 1,5 тыс. рублей до 4,5 тыс. рублей и в 2006 г. — до 8000 рублей, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 до 500 рублей, а в 2006 — до 700 рублей. Это пособие обеспечивало 25% прожиточного минимума трудоспособного лица. Размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет не пересматривался и составляет 70 рублей. Его соотношение с величиной прожиточного минимума ребенка составляло в 2004 г. 3,0%. В Москве и некоторых других регионах это пособие в 2006 г. увеличилось до 150 руб.
Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат. Стоимость социального пакета устанавливается в размере 450 рублей. В него входят проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения. Закон предусматривает, что с января 2006 года льготники смогут выбирать между социальным пакетом и получением соответствующей денежной суммы.
С 1 января 2006 года ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законом были установлены в следующих размерах: инвалиды Великой Отечественной войны — 2000 рублей; участники ВОВ — 1500 рублей; ветераны боевых действий и ряд других категорий льготников — 1100 рублей.
Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей.
Инвалидам, имеющим третью степень ограничения трудовой деятельности, ежемесячно выплачивается 1400 рублей; вторую степень — 1000 рублей; первую степень — 800 рублей; детям-инвалидам будет выплачиваться 1000 рублей. Инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, ежемесячно получают по 500 рублей.
Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.
Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.
Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.
Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.
Система учреждений социального обслуживания в России развивается весьма быстрыми темпами. За период 1998-2004 год общее количество учреждений социального обслуживания увеличилось на треть. При этом число учреждений для престарелых и инвалидов выросло по сравнению с 1985 годом более чем в полтора раза, а по сравнению с 1998 г. на 18%. Число центров социальной помощи семье и детям за 1998-2004 гг. увеличилось в 2 раза, социально-реабилитационных центров — в 2,5 раза. Работают 25 реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста, 17 геронтологических центров. Появились новые виды учреждений социального обслуживания: кризисные центры для женщин, пока единственный кризисный центр для мужчин, кризисные отделения для девочек.
Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.
Объектом социальной работы
являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя
желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.
Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.
Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.
Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы . Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере — это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат — это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.
С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).
Вопросы для обсуждения:
- Деятельность учреждений социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий.
- Правовое положение иных видов учреждений социальной защиты населения в Российской Федерации.
Литература
Основная
Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник / В.П.Галаганов. – М.: Изд.центр «Академия», 2008. – Параграфы 2.3, 2.4 - С. 38 – 46; Параграф 2.1. – С. 354-356*.
Дополнительная
Акимова Ю,А. Правовое обеспечение социальной работы: учебник для бакалавров / Ю.А. Акимва, О.И. Байдарова, Е.Н. Золотова и др.; под ред. Е.И. Холостовой, О.В. Прохоровой. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2013. – 256 с.
Аксютина З.А. Взаимодействие правоохранительных органов и социальных педагогов в социально-правовой защите несовершеннолетних / З.А. Аксютина, С.А. Маврин. // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2010. - № 1 (40). – С. 61 – 65.
Базырова Б.А. Участковый уполномоченный милиции как субъект профилактики системы ювенальной юстиции // Российский криминологический взгляд. 2008. № 2. С. 250-252; www: elibrary.ru
Басов НФ. Социальная работа с молодежью: учеб.пособие / Н.Ф, Басов, В.М. Басова, С.В. Бойцова и др. 3-е изд.; под ред. проф. Н.Ф. Басова. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2010. – 327 с.
Внебюджетные фонды России. Федотов Д.Ю. Курс лекций / Иркутск: Байкальский Государственный Университет экономики и права(Иркутск), 2002. – 218 с.
Лычкань Л.П. К вопросу о роли социального государства в реализации функций социальной защиты населения органами местного самоуправления / Л.П. Лычкань // Бизнес в законе. – 2008. – № 2 . – С. 41 – 43.
Максимова М.Н. Региональная система социального обслуживания населения: (на примере Республики Татарстан) / М. Н. Максимова, М. В. Гинсбург; ГОУ ВПО "Казан. гос. мед. ун-т Минздравсоцразвития РФ".-Казань: Медицина, 2011.-135, с.: ил.; 20.-Библиогр.: с. 116-128
Опыт и перспективы развития Ассоциации социально-общественных организаций инвалидов Республики Татарстан: [сборник / ; сост. Р.Н. Валеев, Г.В. Морозова]. - Казань, 1994. - 39 с.
Опыт работы управления социальной защиты Бугульминского района и г.Бугульмы / ; Сост.:В.К.Смирнова,Г.Т.Валеева. - Казань, 1997. - 77с.
Свинцов А.А. Медико-социальная экспертиза России: правовые и организационные перспективы / А.А. Свинцов // Социальное и пенсионное право. – 2012. - № 1. – С. 27 – 29*.
Холостова Е.И. История социальной работы в России: учебник. – М., ИТК «Дашко и ко». – 2013. – 282 с.
Холостова Е.И. Социальная работа с семьей: учеб.пособ. – М., ИТК «Дашков и ко». – 2011. – 212 с.
Нормативные правовые акты
Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"// СЗ РФ. – 2009. - N 30. - Ст. 3738.
Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" // СЗ РФ. - 2010. - N 49. - Ст. 6422.
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // Российская газета. – 1999. – 30 июня.
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" // Российская газета. – 1999. - 23 июля.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Российская газета. – 1995. - 2 декабря.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" // Российская газета. – 1995. - 19 декабря.
Указ Президента РФ от 7 августа 1992 г. N 822 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 1992. - N 6. - Ст. 319.
Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации" // СЗ РФ. - 2012. - N 26. - Ст. 3528.
Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 608 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации" // СЗ РФ. - 2012. - N 26. - Ст. 3526.
Постановление Правительства РФ от 31 мая 2012 г. N 535 "Вопросы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" // Российская газета. – 2012. - 4 июня.
Постановление Правительства РФ от 31 мая 2012 г. N 533 "О некоторых вопросах организации деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и Федерального медико-биологического агентства" // СЗ РФ. – 2012. - № 23. – Ст. 3027
Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. N 206 "О Федеральном медико-биологическом агентстве" // Российская газета. – 2005. - 22 апреля.
Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" // Российская газета. – 2004. - 8 июля.
Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения" // Российская газета. – 2004. - 8 июля
Постановление Правительства РФ от 27.11.2000 N 896 «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» // СЗ РФ. – 2000. - N 49. - Ст. 4822.
Постановление Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 857 "Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования" // СЗ РФ. – 1998. - № 32. - Ст. 3902.
Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" // Российская газета. – 1994. - 22 февраля.
Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 26 октября 1993 г. N 1094 "Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 1993. - № 44. -Ст. 4212.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 2 "Об утверждении структуры Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ, 2012 г., N 7
Приказ Федерального фонда ОМС от 28 марта 2012 г. N 60 "О представителях ФОМС в федеральных округах" // Текст приказа официально опубликован не был; СПС «Консультант Плюс».
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21 января 2011 г. N 15н "Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования" // Российская газета. – 2011. - 11 февраля.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53064-2008 "Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания и социальные услуги лицам без определенного места жительства и занятий" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. N 441-ст). - Москва, Стандартинформ, 2009.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52883-2007 "Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 561-ст). - Москва, Стандартинформ, 2008.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52880-2007 "Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 558-ст). - Москва, Стандартинформ, 2009.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52881-2007 "Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 559-ст). - Москва, Стандартинформ, 2008.
Постановление Минтруда РФ от 19 июля 2000 N 53 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр психолого-педагогической помощи населению" // Бюллетень Минтруда РФ. – 2000. - N 8.
Постановление Минтруда РФ от 19 июля 2000 N 54 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр экстренной психологической помощи по телефону" // Бюллетень Минтруда РФ. – 2000. - N 8.
Приказ Минсоцзащиты РФ от 25 января 1994 N 10 "О домах ночного пребывания" // СПС КонсультантПлюс.
Приказ Минсоцобеспечения РСФСР от 27 декабря 1978 г. № 145 « Об утверждении положений о доме-интернате для престарелых и инвалидов и психоневрологическом интернате Министерства социального обеспечения РСФР // СПС «КонсультантПлюс».
Положение о правлении Федерального фонда обязательного медицинского страхования (утв. Федеральным фондом ОМС 24 ноября 1993 г.) // Сборник законодательных актов и нормативных документов «Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации». – Т.1. – Москва, 1995.
Временное типовое положение о филиале Территориального фонда обязательного медицинского страхования (утв. Федеральным фондом ОМС 22 сентября 1993 г.) // Сборник законодательных актов и нормативных документов «Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации». – Т.1. – Москва, 1995.