Занятие «Познай себя». Тренинг для педагогов, психологов и социальных работников
Цель: формирование положительного отношения к себе и другим,
осознания себя.
Задача:
Расширить знания учащихся о специфике межличностных отношений;
Формировать позитивное отношение к себе;
Развить чувство толерантности;
Формировать адекватную самооценку.
Упражнение «Бинго»
Цель: продолжить знакомство подростков, создать позитивную атмосферу.
Ведущий предлагает детям взять лист бумаги А4, руками «вырезать» фигурку «Бинго», разрисовать фломастерами и на обратной стороне написать:
На голове - твоя заветная мечта;
На правой руке - твоя черта характера;
На левой руке - черта характера, которую ты хочешь сформировать;
На правой ноге - любимое место отдыха;
На левой ноге - любимое блюдо;
На туловище - как ты хочешь, чтобы тебя называли сверстники.
После того, как дети выполнили задание, ведущий просит всех встать, двигаясь по комнате, подойти друг к другу, найти и записать на соответствующих частях «Бинго» имена тех, с кем у них совпала одна или несколько позиций. После этого участники возвращаются в круг.
Упражнение «Ожидание»
Цель: узнать, что ожидают участники от сегодняшнего занятия.
Подростки по очереди высказывают ожидания от занятия.
Упражнение «Грамота»
Цель: повышать самооценку ребенка. Ведущий раздает каждому участнику лист бумаги А4 и предлагает написать похвальную грамоту себе, указать, за что он ее получает. Каждый участник зачитывает свои наработки.
Обсуждение:
Трудно было писать грамоту себе?
Если так, то почему?
Понравилось ли вам это упражнение?
Упражнение «Все мы - разные»
Цель: осознание своей индивидуальности, неповторимости.
Ведущий зачитывает записанный на доске эпиграф: «Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то теплая» (Л. Толстой). Ведущий. Действительно, все мы разные. Но что-то особенное выделяет нас среди других. Что?
Назовите и напишите на лепестке цветочка свою особую неповторимую черту, прикрепив ее к серединке цветка. А теперь посмотрите, какой у нас прекрасный цветок. Он один, а нас много.
Упражнение «Путаница»
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript Цель: снять напряжение, расслабиться. Один участник выходит за дверь. Психолог предлагает ученикам создать цепочку (змею), что имеет начало (голову) и конец (хвост), и запутаться. Задача подростка, который зашел в класс, - распутать змею.
Упражнение «Мои советы»
Цель: понять, что нужно изменить в себе, увидеть себя глазами других.
Ведущий раздает каждому участнику лист бумаги А4 и предлагает написать свое имя. Затем все по часовой стрелке передают свои листы, на которых каждый по очереди пишет рекомендацию относительно недостатков характера.
Обсуждение:
Трудно было писать друзьям рекомендации?
Довольны ли вы тем, что написали друзья?
Упражнение «Все равно ты молодец»
Цель: поднять самооценку подростка, снять психоэмоциональное напряжение.
Ведущий предлагает школьникам объединиться в группы по двое, по признаку «день» и «ночь». Один человек говорит о своем недостатке, а другой отвечает: «Ну и что, все равно ты молодец, потому что...».
Обсуждение:
Какие ощущения вызвало упражнение?
Притча о мастере
Как-то вечером собрались вместе музыкальные инструменты: скрипка, саксофон, труба, флейта и контрабас. И возник между ними спор: кто лучше играет. Каждый инструмент начал выводить свою мелодию, показывать свое мастерство. Но получалась не музыка, а ужасные звуки. И чем больше каждый старался, то непонятной и уродливой становилась мелодия. Вот появился человек и взмахом руки остановил эти звуки, сказав: «Друзья, мелодия-это одно целое. Пусть каждый прислушивается к другому, и вы увидите, что получится». Человек снова взмахнул рукой, и сначала робко, а потом все лучше зазвучала мелодия, в которой было слышно печаль скрипки, лиричность саксофона, оптимизм трубы, уникальность свирели, величество контрабаса. Инструменты играли, с восхищением следили за волшебными взмахами рук человека. А мелодия все звучала и звучала, сочетая исполнителей и слушателей в одно целое. Как важно, чтобы оркестром кто дирижировал!
Достижение гармонии возможно только тогда, когда все объединены одной целью и направлены единой волей в едином порыве...
Прощание
Цель: содействие сплоченности группы, создание хорошего настроения. Все участники становятся в круг, чтобы правой рукой создать звездочку, и пытаются им передать тепло рук друг другу. Все благодарят и прощаются.
Цели тренинга:
Правильно общаться друг с другом;
Наладить обратную связь;
Развивать чувство от-крытости и доверия;
Проявлять уважение к индивидуальности других;
Не разглашать конфи-денциальные факты и ин-формацию интимного харак-тера.
План тренинга
- Представление ведущего тренинг.
- Организационные во-просы.
- Главные правила.
- Включение участников в работу.
- Основная часть.
- Рефлексия.
Каждый участник пишет на бейдже имя, которым он хотел, чтобы его называли участники группы.На первом занятии после представления ведущего и принятия правил работы следует обязательно следить за их выполнением. При необхо-димости правила комментиру-ются и разъясняются.Правила раздаются каждо-му участнику группы.
Памятка участнику тре-нинга
- Не ставьте себя выше или ниже других.
- Ищите и поддерживай-те в себе только хорошее.
- Не предлагайте других в качестве добровольцев для участия в упражнениях.
- Слушайте очень внимательно задания.
- Не говорите слишком долго и часто. Не перебивайте других.
- Активно участвуйте по всех упражнениях, ситуаци-ях, играх.
- Не исправляйте и не судите говорящего.
- Будьте изобретательны и используйте творческим подход.
- Учитесь доверять вашему внутреннему чувству, когда нужно действовать.
- Будьте терпеливы и на-стойчивы.
- Признавайте свои ошиб-ки и старайтесь исправлять их.
- Не высмеивайте и не уни-жайте других и себя.
Упражнение «Имена прилагательные»
Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагатель-ное должно начинаться с той же буквы, что и имя участни-ка. Первый участник назы-вает свое имя в сочетании с именем прилагательным (на-пример, веселая Валентина, ласковая Лариса). Второй сначала называет первого участника, затем свое имя в сочетании с именем прилага-тельным.
Третий называет первых двух, затем называет себя, и так до последнего уча-стника, который называет всех сидящих в кругу и только затем себя. Выполняя это упражнение, участники сразу запоминают друг друга. Кроме того, каж-дый участник, называя себя по-зитивно, характеризуя свои по-ложительные качества, попада-ет в атмосферу положительных эмоций и создаст ее сам.
Упражнение «Какие каче-ства привлекают меня в дру-зьях?» (мозговая атака)
Смысл упражнения заклю-чается в том, чтобы назвать ка-чества по первому порыву.Каждый участник называ-ет качества, которые привле-кают его в друзьях (есте-ственно, позитивные каче-ства). На плакате или доске помощники ведущего запи-сывают все качества по по-рядку их называния.Пример: умный, искренний, надежный, великодушный, вни-мательный, доброжелательный. порядочный, терпеливый, от-зывчивый, естественный, при-знающий свои ошибки, гото-вый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчи-вый, хорошо образованный, с широким кругозором, здоро-вый, интеллектуальный, игри-вый, обаятельный и т.д.Когда список составлен, все участнику выбирают по три наиболее значимых с их точки зрения варианта, отмечая свой выбор на доске. Таким обра-зом, в результате выявится картина групповых предпочтений. Качество, набравшее наиболь-шее число предпочтений, счита-ется более уважаемым, предпо-читаемым группой, остальные располагаются по мере убыва-ния. Каждый член группы мо-жет сравнить свой выбор с об-щегрупповыми предпочтения-ми и, осмыслив ситуацию, кор-ректировать собственное пове-дение в группе.Выполнение этого упраж-нения способствует дальней-шему формированию тепло-го эмоционального климата в группе, выявлению группо-вых предпочтений качеств личности.
Упражнение «Позитивное представление»
Это упражнение логично связано с предыдущими, так как в нем используется их ма-териал. Участники разбива-ются на пары. Можно исполь-зовать следующий прием, что-бы выбор был максимально произвольным: участникам в случайном порядке раздаются карточки, на которых написа-но одно из слов: гром, молния, Москва, Кремль, Волга, Россия, Дездемона, Отелло, любовь, Ку-пидон, Буратино, Мальвина, весна, капель, дуэль, Пушкин и т.д. После этого обладатели карточек, связанных общей темой, составляют пары. В те-чение 5 мин каждый участник может рассказать своему партнеру о том, какой он заме-чательный, какими прекрасными качествами обладает, по-хвалиться своими успехами в разных областях жизни. Это не столько беседа, сколько ак-тивное слушание. Прослушав очень внимательно рассказ партнера, второй участник должен пересказать то, что он услышал, как можно более точно и детально, доказав тем самым свое уважение и сосре-доточенность. Если он что-то упускает или рассказывает недостаточно точно, его можно поправить. После этого насту-пает очередь второго участни-ка.
Далее возможны два вари-анта: объединение двух со-седних пар для дальнейшего представления по очереди своих партнеров другим уча-стникам или представления партнеров по кругу всем участникам тренинга,Человек нередко избегает говорить о себе хорошо (ме-шают стыд, скромность). В ре-альной жизни он часто слы-шит и говорит о себе что-то негативное. Возникает своего рода эмоциональный дисба-ланс.
Упражнение «Позитив-ное представление» помогает хотя бы частично устранить его. Человек, впервые сказав о себе что-то хорошее, может ощутить новые чувства, заро-дившиеся в нем. Эти позитив-ные чувства помогут ему из-менить свою жизнь в лучшую сторону, поверить в себя, поддержать себя и окружающих.
Информация для обсужде-ния (демонстрационный ма-териал)
Похвала - самое дей-ственное средство, которым вы располагаете.
Кто хвалит других, сам легче добивается успеха.
Каждому человеку тре-буются признание, любовь, поддержка и постоянно но-вые стимулы.
Каждый человек незави-симо от уровня умственных способностей вырастает в собственных глазах, когда его хвалят.
Похвала - самое дей-ственное средство для людей.
Похвала - положитель-ная сила, которая множится сама по себе.
Жажду признания и ува-жения можно удовлетворить только похвалой.
Похвала всегда должна быть к месту и соответствовать ситуации.
Похвала должна быть искренней, так как нет ниче-го более скверного, чем лице-мерие.
Упражнение «Работа по подгруппам»
Первая подгруппа выполняет упражнение «Сказка втроем», участники тренинга разбиваются тройки, каждая из которых работает на площадке в среднем 3-4 мин. Общее время упражнения зависит от числа троек. Один участник тройки выполняет роль сказочника. Ему предстоит изложить одну из известных сказок, определенных ведущим тренинга. Второй из участников садится на стул лицом к зрителям. Беззвучно открывая рот и используя мимику, он имитирует роль рас-сказчика. Его руки заложены за спину, поэтому не участвуют в игре. Роль «рук второго участни-ка» исполняют руки третьего. Для этого он встает на колени прямо за спиной второго и просовывает свои руки у него под мышками. Для зрителя создается иллюзия, что эти жестикулирующие по ходу сказки руки - руки сидяще-го на стуле рассказчика. Иллюзия того, что сказку рассказывает сидящий на стуле голосом пер-вого и руками третьего участника, является доказательством успеш-ности упражнения. Добиться это-го можно при умении синхрон-но работать с партнерами и с театральной яркостью пользо-ваться невербальными средства-ми выразительности (жестом, мимикой, интонацией).
Вторая подгруппа выполняет упражнение придумать рифму к незаконченному предложению.
Шла корова по Луне…
Сварен суп из топора…
Оторвали хвост собаке…
Килька плавала в томате…
Стрекоза на шляпу села…
Мы спросили попугая…
Рефлексия по поводу выпол-ненного задания: вид воображе-ния, способы взаимодействия, приемы создания образов, воз-можное использование аналогич-ного задания в работе с детьми.
Третья подгруппа выполняет упражнение «Оживление». Уча-стникам предлагается в режиме нон-стоп «оживить» посред-ством мимики и пантомимики известные репродукции русских художников. Внимание акценти-руется на том, что используемые средства выразительности дол-жны быть настолько убедитель-ны, чтобы другие узнали данные произведения.
Рефлексия: обсуждение ис-пользуемых средств и способов создания образов.
Четвертая подгруппа выполняет упражнение «Аббревиатура»
Ведущий предлагает участникам подгруппы прочесть полностью ряд аббревиатур: РФ, ООН, МДОУ, УО, СССР, ЮАР, ФСБ. После того, как распространенные аббревиатуры расшифрованы участникам предлагается составить (и расшифровать) свои аббревиатуры, тематика которых должна относиться к образованию.
Пятая подгруппа. Задание "Снимаем фильм" (4-5 мин).
Команде предлагается "снять и показать" короткометражный фильм (продолжительностью не более 3-х минут) из жизни детского сада. Педагоги сами выбирают сюжет (например: подготовка к утреннику, проведение закаливания, подготовка к открытому занятию).
Рефлексия: данная игра помимо развития внимания, памяти, умения работать в коллективе развивает и иллюстрирующую речь, быстроту реакции, а также точность зрительных оценок. В дальнейшем может использоваться в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Зарядка позитивного мыш-ления «Именно сегодня» (по В.В. Ткачевой)
Каждое утро проговари-вайте этот текст. Стимули-руйте к действию. Говорите себе ободряющие слова. Ду-майте о мужестве и счастье, силе и покое. Успехов вам!
- Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлива. Счастье - это внутреннее состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье заключено внут-ри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.
- Именно сегодня я вклю-чусь в жизнь, которая окружает меня, и не буду пытаться при-способить ее к своим желани-ям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и об-стоятельства моей жизни таки-ми, какие они есть, и постараюсь полностью им соответствовать.
- Именно сегодня я позабо-чусь о своем здоровье. Я сде-лаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вред-ных для здоровья привычек и мыслей.
- Именно сегодня я уделю внимание своему общему раз-витию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.
- Именно сегодня я продол-жу свое нравственное самосо-вершенствование. Я буду полезной и нужной сво-ему ребенку, семье, себе самой.
- Именно сегодня я буду доброжелательной ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить.
- Именно сегодня я буду жить проблемами сегодняшне-го дня. Я не буду стремиться
решить сразу все проблемы.
8. Именно сегодня я намечу программу своих дел, которые хочу осуществить. Эта про-грамма избавит меня от спешки и нерешительности, даже если я не смогу ее точно выполнить.
- Именно сегодня я проведу полчаса в покое и одиночестве, полностью расслабляясь.
- Именно сегодня я не буду бояться жизни и собственного счастья. Я буду любить и ве-рить, что те, кого люблю, любят и верят мне.
Если вы хотите вырабо-тать у себя умонастроение, которое принесет вам покой и счастье, выполняйте следу-ющие правила:
- думайте и ведите себя жизнерадостно, и вы почувству-ете себя жизнерадостной;
- никогда не думайте о тех людях, которые вам неприят-ны. Не вспоминайте собы-тия, которые вам неприятны;
- единственный способ обрес-ти счастье - не ждать благо-дарности, а творить добро ради собственной радости;
- не подражайте другим. Найдите себя и будьте са-мими собой.
Упражнение. «Рефлексия по итогам занятия»
В группе обсуж-даются следующие вопросы: «Что больше всего запомнилось, понравилось на занятии?», «Что нового из занятия "вынес" для себя каждый участник тренин-га?», «Было ли в ходе тренин-га, что кто-то открылся для вас с новой стороны?», «Раскрыл-ся ли на занятиях ваш творчес-кий потенциал, в какой степе-ни? Если нет, то что этому по-мешало?», «Что из тренинга можно перенести в работу с детьми?».
Занятие с элементами тренинга «Познай себя»
Романцова И.И. психологи ГБУ ВО «ЦПППиРД»
Цели занятия:
формирование чувства ответственности за свою жизнь;
показать актуальность и значимость проблемы употребления психоактивных веществ как для отдельной личности, так и для общества в целом.
Задачи занятия:
формирование мотивации ответственного отношения к своему здоровью;
повышение уровня информированности детей о последствиях употребления ПАВ;
изменение отношения детей к употреблению ПАВ.
Ход занятия
Представление.
Упражнение «Имя-качество-движение»
Цель: Снижение тревожности, присутствующего напряжения, предоставление каждому ребенку возможности представить себя другим детям, обратить внимание других на свои положительные качества.
Ход упражнения:
Участники сидят в кругу и, передавая друг другу мяч или игрушку, называют свое имя и какое-либо свое качество, а так же делают движение присущее только ему. По завершении психолог обращает внимание на разнообразие названных качеств, а также подчеркивает, что все участники очень разные, но им предстоит совместная работа.
Упражнение «Вокруг нас»
Цели:
преодолеть тревожность участников, вызванную попаданием в незнакомую среду;
включить участников тренинга в активное соревнование, переключив их внимание с рефлексии - на «здесь и теперь», на актуальное партнерство для достижения групповой цели;
обратить внимание игроков друг на друга, объединив их для решения задач в условиях партнерских отношений;
способствовать интеграции группы за счет необходимости постоянной включенности в совместную деятельность;
стремиться к устранению психологических барьеров, ограничивающих эффективность общения, совершенствовать коммуникативные навыки путем активного игрового взаимодействия.
Ход упражнения:
Группа разбивается на три-четыре подгруппы. Каждая подгруппа получает от психолога один и тот же блок вопросов. Задание: как можно скорее и точнее ответить на все вопросы, представленные в списке, и отдать ответы тренеру. Команда сама определяет для себя тактику игры: все делается вместе, ответы ищутся параллельно по нескольким направлениям, каждый отвечает за один из вопросов. Психологу не стоит подсказывать варианты работы над задачей, достаточно лишь отметить, что игроки свободны в выборе тактики проведения игры.
Как правило, лист, передаваемый командам, должен содержать количество вопросов из расчета: вопрос - одна минута игры.
Имена скольких участников тренинга начинаются на букву _____?
Сколько окон есть в коридоре первого этажа нашего здания?
Что написано на входной двери кабинета, в котором проходит тренинг?
Сколько стульев есть в этой комнате?
Выясните у __________________ в каком городе она родилась?
Узнайте, какое любимое блюдо у ___________________?
Сколько карманов есть в куртке, которую носит ______________?
Какой любимый анекдот у ________________?
Сколько берез растет перед зданием нашей школы?
«Принятие правил»
Цель: Формирование представлений (или актуализация имеющихся знаний) о психологическом тренинге, обсуждение и принятие правил на все последующие занятия.
Ход упражнения:
Ведущий подчеркивает: для того чтобы разработать правила, надо понять, чем предстоит заниматься участникам на предстоящих занятиях. Далее проводится обсуждение в форме ответов на вопросы (при этом ведущий просит участников высказываться по очереди и не перебивать друг друга): Зачем ученики ходят на уроки? Есть ли правила поведения на уроках и в чем они состоят? Чем отличается наше сегодняшнее занятие от урока? Будут ли отличаться правила поведения на тренинге от правил поведения на уроке, почему?
Упражнение «Мои ценности»
Цель: Дать участникам понять, какие ценности являются главными, а какие второстепенными в жизни.
Ход упражнения:
Участникам раздается по шесть листочков и предлагается на каждом из них написать то, что им ценно в этой жизни. Затем листочки ранжируются таким образом, чтобы самое ценное оказалось на последнем листочке. Ведущий предлагает представить себе, что случилось что-то страшное, и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Ведущий предлагает смять, отложить бумажку, и осознать, как им теперь без этого живется. Затем то же самое происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности. Затем ведущий объявляет, что произошло чудо, и появилась возможность вернуть любую из ценностей. Можно выбрать одну из смятых бумажек. Так шесть раз. Затем предлагается осознать, что произошло, возможно, добавить какие-либо ценности, посмотреть, остался ли прежний порядок ранжирования.
Обсуждение.
Упражнение «Познаем себя»
Цель: Организация самопознания учащихся в процессе игровой деятельности.
Ход упражнения:
Представьте, что вы совершаете мысленно прогулку по лесу, где с вами может произойти все, что угодно. Слушайте внимательно рассказ и запоминайте или фиксируйте свои мысли.
1. Итак, вы идете по лесу. Представьте себе, какой это лес: светлый или темный, редкий или просторный, частый или густой. Идете вы по тропинке и сами прокладываете себе путь.
2. Вы идете и видите чашу на земле. Представьте себе ее и опишите в подробностях: чистая она или грязная, какого цвета, из чего сделана, прочная или хрупкая.
3. Вы встречаете препятствие, например, заросли кустарника или завал из деревьев. Что вы будете делать?
5. Вы выходите из дома и снова идете по лесу. Вдруг вы встречаете очень страшного волка.
6. Вы справились наконец с волком и пошли дальше, подошли к озеру. Что вы станете делать.
7. Вы подходите к совершенно непонятному препятствию. Это огромной высоты стена и такая длинная, что ее невозможно обойти. Что вы будете делать?
Анализ результатов проводится сразу же. Ведущий проводит анализ.
Интерпретация данных
Каждая из предложенных ситуаций большинством людей воспринимается одинаково.
1. Лес – это общество, социальная среда, в которой живет человек. Характеристика леса – это восприятие и отношение человека с данной средой. Если нет страха перед будущим и перед обществом, то лес, как правило, светлый и просторный. Уверенность и отсутствие тревожности проявится в наличии тропинки или дороги. Если же школьник не уверен в себе, испытывает страх перед людьми и жизнью в целом, то лес у него темный, полный теней и неизвестности, а тропинку он не видит. Наконец, может быть и такая ситуация, когда лес темный или слегка видны просветы, а школьник сам прокладывает себе путь. Это говорит о неуверенности и боязни, но настойчивости и попытке преодолеть свой страх перед жизнью. Коротко говоря, первая ситуация характеризует уровень социализации ученика, его адаптации к взрослой жизни.
2. Описание чаши связано с восприятием человеком самого себя, с самооценкой, отношением к себе. Так, чистая чаша – это восприятие себя как положительного человека, грязная – критичное отношение к себе и самоосуждение. Цвет чаши тоже может дать некоторую информацию о человеке. Голубая чаша связана с высокой моральностью, красная - с активностью, зеленая – с интроверсией и стремлением к лидерству, фиолетовая – с эмоциональностью и склонностью к искусству. Белая чаша олицетворяет чистоту и невинность. Материал чаши тоже имеет значение. Хрупкость говорит о неуверенности, дорогая антикварная чаша свидетельствует о высокой самооценке.
3. Описание того, как преодолевалось, или не преодолевалось, препятствие говорит об умении преодолевать трудности. Если человек идет напролом, то он сам справляется с трудностями и о нем говорят, как о человеке, приспособленном к жизни, самостоятельном. Если обходит завал, или хуже того, придумывает еще какие-то препятствия, то это неприспособленный человек, не умеющий преодолевать трудности или любящий создавать их себе сам.
4. Дом всеми людьми связывается с семьей. Описание самого дома характеризует восприятие школьником своей семьи. Прочный и старый дом – избушка из дерева, большая деревенская изба и т. п. – это хорошая семья, в которой подростку уютно и там он защищен. Иногда описывают многоэтажный дом. Это говорит о том, что школьнику уделяется мало внимания в семье, там и без него много детей или проблем и на всех внимания не хватает. Каков дом внутри и как ведет себя человек, говорит об отношениях в семье. Если уютно и светло и школьник наслаждается теплом в доме, в семье ему хорошо, и он еще долго будет ощущать себя ребенком. Темные комнаты, паутина, грязь говорят о неблагополучии семьи, одиночестве подростка и его незащищенности.
5. То, как человек справляется с волком, говорит о его умении преодолевать свои страхи. Если побежал домой за чем-либо, то от страхов человек ищет защиты у мамы и папы. Если пытается уговорить волка, то страх загоняется внутрь себя и повышается тревожность. Иногда пишут, что достали оружие и победили волка. Это тревожный симптом, такой человек агрессивен, озлоблен и «носит» на всякий случай оружие против любого, кто посмеет приблизиться к нему.
6. По поведению у озера можно судить об активном отношении к жизни, если в озеро попытались войти, замочили ноги или искупались.
7. Непреодолимая стена – это показатель отсутствия или наличия страха смерти. Желание заглянуть за стену, попытка влезть на дерево для этого – проявление смелости.
Рефлексия по итогам занятия.
Цель: Развитие потенциальных возможностей учащихся в процессе общения, совершенствование навыков общения, необходимых для осуществления совместной интеллектуальной деятельности. Формирование ключевых компетенций(ценностно-смысловой ориентации в мире, гражданственности, самосовершенствования,
саморазвития, в общении, социального взаимодействия; познавательной деятельности, компетентности деятельности; информационных технологий.)
Исследование своих личностных качеств, своих .
Совершенствование навыков межличностного взаимодействия.
Развитие рефлексивных возможностей учащихся и навыков подачи и приема обратной связи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя образовательная школа п. Знаменский Ивантеевского района Саратовской области»
Практикум с элементами тренинга
« ПОЗНАЙ СЕБЯ»
социальный педагог- психолог
Терновенко В.Н.
Тема: «Познай себя»
Цель: Развитие потенциальных возможностей учащихся в процессе общения, совершенствование навыков общения, необходимых для осуществления совместной интеллектуальной деятельности. Формирование ключевых компетенций(ценностно-смысловой ориентации в мире, гражданственности, самосовершенствования,
саморазвития, в общении, социального взаимодействия; познавательной деятельности, компетентности деятельности; информационных технологий.)
Задачи:
Исследование своих личностных качеств, своих интеллектуальных возможностей .
Совершенствование навыков межличностного взаимодействия.
Развитие рефлексивных возможностей учащихся и навыков подачи и приема обратной связи.
Форма проведения: практикум, с элементами тренинга.
Подготовительная работа: использование ТСО(презентация),бланки, магнитофон, краски, плакат, график, бланки с именами, подарки.
Ход занятия
- Здравствуйте! Я рада вас видеть на нашем занятии. Вы видите, что наше занятие немного необычное. И проходить оно будет в виде игр, психогимнастических упражнений, тестирования и дискуссий.
Наше занятие направлено на познание самого себя, на исследование и развитие личностных качеств человека, на развитие рефлексивных ваших возможностей.
Для человека, нет ничего более интересного, чем люди./В.Гумбольт/
А к своей личности он испытывает повышенный интерес. Кто я? Что я?- задаем мы себе вопрос.Зачем, для кого и для чего я в этом мире, что я могу, на что я способен, как изменить себя? Такие вопросы все чаще и чаще возникают в нашей голове.
1. Упражнение « Цветопись» (2 мин) (Развитие компетентности саморазвития, самосовершенствования, личностной рефлексии)
И сегодняшнее самопознание мы начнем с упражнения
« Цветопись». Вам нужно при помощи цвета определить ваше эмоциональное состояние в данный момент
При помощи этой цветовой матрицы вы заполняете таблицу. Напротив своего имени поставьте соответствующий цветной кружок.
Стимульный материал.
Цвет | Символ настроения |
Красный(к) | Восторженное, активное |
Оранжевый(о) | Радостное, теплое |
Желтый (ж) | Светлое. приятное. |
Зеленый (з) | Спокойное, уравновешенное |
Синий(с) | Грустное, печальное |
Фиолетовый(ф) | Тревожное, неудовлетворенное |
Черный (ч) | Унылое, упадочническое |
Белый (б) | Трудно сказать. |
Обработкой результатов займутся два эксперта.
- - Что же такое личностные качества?(2 мин )(Развитие компетенции в общении)
Это взгляды, убеждения, и такие черты характера, которые отражают отношение человека к жизни и оказывают влияние на его поведение в обществе.
Например, если ты человек сильной воли, это твоя черта характера. Если у тебя есть собственное мнение, и ты всегда поступаешь честно и этично - это твой стиль жизни.
Что же представляют собой личностные качества.
3. Результаты экспертов.
Давайте заслушаем наших экспертов, какое эмоциональное состояние в нашей группе на данный момент.
4 . Вы знаете, что бы начать общаться с человеком, нужно с ним познакомиться.
2 Упражнение « Знакомство» (5 мин).(Развитие компетенции познавательной деятельности, самосовершенствования, компетентности деятельности)
Перед вами бланки знакомства.
Обсуждение бланков ответов.
Прочитайте визитки ваших друзей. Теперь вы прекрасно понимаете,какие личностные качества вы хотите развить в себе./ Обсуждение. /
3.Эксперимент « Моя самооценка »(Компетенции сарегулирования, ценностно-смысловой ориентации в мире)
Никто не знает о нас столько дурного, как мы сами,
И никто так хорошо не думает о нас, как мы сами.
Знаете ли вы о своих достоинствах и недостатках.
Как вы думаете у вас больше положительных или отрицательных качеств?
Внимательно прочтите помещенные в рамочки слова,
Характеризующие определенные черты характера.
Заполните таблицу, поместив в первый столбик качества, характеризующие идеального человека: во второй, те качества, которыми идеальный человек обладать не должен.
Обработка результатов.
Обработка результатов и выводы:
К « 1» - заниженная,
К « 0.5» - нормальная
Обсуждение тестирования.
Давайте сделаем выводы.: Что показало тестирование.?
/Тестирование показало, что в нашей группе есть люди как с завышенной самооценкой, так и с заниженной /.
Люди с заниженной самооценкой склонны сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди чаще всего не уверены в себе, им трудно дается принятие решения. Сравнивая себя с другими, видят в себе больше недостатков, чем достоинств.
Если вы искренне отвечали и у вас идеальное «Я» мало чем отличается от вашего «Я», то у вас завышенная самооценка, т.е такие люди уверены в своей непогрешимости, с ними очень сложно взаимодействовать. так, как они не готовы « слышать других».
Жизнь- это не то. что происходит с нами, это то. что мы можем сделать с ней, Вместо того, чтобы принимать жизнь такой какая она есть, почему бы не начать жить так как хочешь ты. Начни с небольшого, но главного - измени отношения к себе.
И изменение мы начнем с нашего физического состояния.
4.Упражнение « Сохраняем силы».(Компетенции здоровьесбережения)
Делая выдох спокойно, не торопясь, сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите это 5 раз, с закрытыми глазами, встаньте и сделайте выдох,слегка потрясите руками, сбросьте все напряжение.
Что вы почувствовали?
5.Упражнение « Умей ответить НЕТ»(Компетенции здоровье сбережения, социального взаимодействия, деятельности, гражданственности, познавательной деятельности)
Вам нужно, разбиться на группы. И обыграть данные ситуации при этом одни должны убедить согласиться других. А другие должны отказаться.
1.ситуация
2.ситуация
3.Ситуация
Идет обсуждение.
Кому было трудно выполнять это, почему?
Кто из ребят был больше уверен в себе, почему вы так считаете?
Кто был не уверен?. В чем это проявлялось.
Кто был агрессивен? Как это проявилось.
Какие ощущения вызывают в вас эти три качества?/ уверенность - вызывает ощущение надежности. Агрессия-неприятие; неуверенность- жалость/ . В психологии существует алгоритм двух «ОО» , Оптимальный Отказ.(Я-сообщение,+ отказ+ аргумент + встречное предложение) Например: Мне приятно, что ты меня пригласил на вечеринку, но я не могу пойти, так как мне нужно выполнить просьбу мамы, давай я приду в следующий раз.
6 Упражнение « Комплимент»(Компетенция социального взаимодействия, общения)
Умение увидеть и развить в себе сильную сторону возможно только через доброжелательные взаимоотношения. И сейчас мы попробуем проверить насколько вы можете видеть хорошее,друг в друге.
Посмотрите внимательно на рядом сидящего друга и скажите какая черта характера, привычка вам нравится в этом человеке, при этом подарите подарок с пожеланием, если он есть, а сидящий должен поблагодарить и так по кругу.
7.Проектный рисунок(Компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире, самопознание. самосовершенствование)
Перед вами плакат, вам нужно молча при помощи краски и кисти вылить ваше эмоциональное состояние нарисовав картину. После чего вы подходите и отмечаете цветными фишками свое состояние у экспертов.
7. Рефлексия.
Вот и закончилось наше занятие.
Расскажите о своих впечатлениях, (понравилось вам занятие?)
Какая работа вам понравилась больше всего, Почему, именно этот момент?
В чем была трудность.
Что вы для себя открыли нового?
Что ощущаете вы сейчас. Какими чувствами вы наполнены?
(Если устали- то вы не раскрылись, если вам хорошо-то для вас одного занятия достаточно, все зависит от вашего желания познать себя)
Спасибо за работу! Чтобы познать мир, надо сначала познать себя, дерзайте и будьте счастливы!
Приложение к тренингу.
- Работа для экспертов.
Упражнение « Цветопись»
Обработка результатов. Каждый цветовой показатель имеет свое цифровое обозначение:
Красный – +3; оранжевый-+2; желтый-+1; зеленый-0; синий -минус 1; фиолетовый -минус2; черный – минус 3, белый не принимается в вычислениях. Строится график эмоционального состояния. На начало занятия и конец занятия.
Приложение №2
Заполните таблицу, поместив в первый столбик качества, характеризующие идеального человека: во второй, те качества, которыми идеальный человек обладать не должен
Из первых и вторых столбцов выбери и подчеркни те черты характера, которыми тебе кажется, обладаешь ты.
Обработка результатов.
Из первых и вторых столбцов выбери и подчеркни те черты характера, которыми тебе кажется, обладаешь ты.
Число положительных черт, которыми ты себя наделил, подели на число слов, помещенных в столбце № 1.
Если результат близок к « единице» , скорее всего, ты себя переоцениваешь.
Если результат близок к « нулю» - это свидетельство недооценки и повышенной самокритичности.
При результате, близким к « 0, 5» , ты можешь сделать вывод, что у тебя нормальная самооценка.
Аналогично сравни отрицательные качества со столбцом №2 .
Результат, близкий к « 0»- завышенная самооценка,
К « 1» - заниженная, -к « 0.5» - нормальная
Упражнение « Умей ответить « Нет» 1.ситуация .Тебе предлагают сбежать с урока, погулять с друзьями, но у тебя другие планы. 2.ситуация Твои друзья просят тебя выпить пива, поддержать их. 3.Ситуация . Незнакомые тебе люди просят тебя помочь им показать дорогу, приглашая тебя сесть в машину, вам не хочется выглядеть невежливым, но вы опасаетесь. Федеральное государственное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детские ясли – сад «Сказка» МВД России» Психологический тренинг для педагогов «Я познаю себя» Подготовил: Педагог – психолог г. Симферополь, 2016 Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга, осознавать свою роль, функции в жизни коллектива. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности. Развитие групповой сплоченности коллектива, коммуникативных навыков педагогов (эмпатия, рефлексия, развитие эмоциональной готовности педагога к инновациям в системе образования (снятие тревоги и неуверенности). Развитие у педагогов способности разбираться в своих чувствах и умений адекватно оценивать эмоциональные состояния других людей Осознание каждым участником своей роли, функции в жизни и в коллективе Повысить коммуникативные навыки педагогов Повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех Развитие навыков общения, снятие телесных зажимов. Необходимые материалы: Листы формата А – 4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры Спокойная музыка для релаксации Подготовленные изображения с заданным рисунком для теста «Нарисуем свой характер» Мягкая игрушка для приветствия. Ход тренинга: Участники сидят в кругу. Педагог-психолог: Мысль этой встречи сегодня нам с вами очень близка. Каждый из нас личность, состоявшийся человек со своими взглядами, убеждениями, интересами, целями. Каждый вправе сказать: «Я пришел в этот мир не для того, чтобы нравиться тебе. Если мы встретились и нам хорошо ладно, а если нет – что ж ничего страшного». Но мы люди, нам приходиться взаимодействовать и всем хочется, чтоб тебя понимали и принимали. Однако, именно мы сами создаем порой себе любимым проблемы, не подозревая, что и окружающие от этого тоже страдают. Сегодня разговор будет идти больше о нас с вами - взрослых людях, и мы не будем забывать, что прежде всего мы с вами - МАМЫ, ЖЕНЩИНЫ. А наша профессия - это воспитание детей. Упражнение «Приветствие». Цель: снять психоэмоциональное напряжение в начале встречи. Задание: приветствие партнера по общению улыбкой Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю. Анализ упражнения: 1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная? 2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия? 3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта? Упражнение «Я учусь у тебя». Участники выходят в круг. Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику. Упражнение «Нарисуй свой характер». Нарисуем свой характер. Заполните 8 предложенных квадратов, дополнив изображения по своему усмотрению. 1. В первом квадрате вы изобразили свое действительное отношение к себе и представление о себе. Если вы нарисовали улыбающуюся или смешную рожицу, фигурку, то это свидетельствует о хорошем чувстве юмора, дипломатичности и миролюбивой натуре. Гротескная карикатура – признак неуживчивости, замкнутости. Солнце означает, что вы часто берете на себя роль лидера. Цветок – знак женственности, вы уделяете много внимания своей внешности и своему окружению. Глаз означает, что вы обладаете гордым и подозрительным нравом, стремитесь управлять формированием своих взаимоотношений с людьми и сознательно строите свою жизнь. 2. Второй квадрат. Отношение к дому. Если вы изобразили что-то выходящее за пределы внешнего прямоугольника, то вы имеете беспокойный характер, домоседкой вас не назовешь. И наоборот, если внутренний квадрат превратился в одинокий домик или символ жилища – признак того что вы тоскуете по домашнему теплу. Если рисунок расположении во внутреннем квадрате и вне его, то в таком случае ваши интересы в правильной пропорции делятся между домом и окружающим миром. 3. Насколько вы целеустремленный человек. Если получилась стрела, летящая в цель (то есть в мишень) – то у вас развитии честолюбие, и вы способны упорно работать для достижения своей цели. Если же вы дополнили рисунок другими линиями или стрелами, то вы честолюбивы, но не уверены в своей цели. Если вы нарисовали что-то совсем другое, не похожее на стрелы и мишени, в таком случае, возможно, вы неуправляемый, мятежный человек. 4. Отношение с окружающими. Чаще всего в этом квадрате помещают множество фигурок или рисунков. Много рисунков означает множество друзей. Если провели всего одну линию, то вы, скорее всего, скрытный, сдержанный, замкнутый человек. Если изобразили кирпич, то склонны к меланхолиям и капризам. 5. Ваша коммуникабельность. Если вы подчиняетесь рисунку, это означает, что обладаете редкой способностью быстро и легко располагать к себе чужих людей. Если не принимаете рисунок и, например, у вас получился угловатый геометрический узор, то вы выбиваетесь из общей компании; в ваших отношениях с обществом преобладает стремление к власти, обладанию, диктату; вы очень ревнивы. 6. Ваша уверенность, отношение к прошлому, настоящему, будущему. Если вы нарисовали что-либо над расположенной посередине волнистой линией, то чувствуете себя уверенно, в безопасности. Если наоборот, то мало верите в свои силы. Изобразив утопающий или тонущий предмет, вы показали, что вас тревожит ваше будущее. Если нарисовали цепочку или какой - либо линейный орнамент, то вы, без сомнения, способны упорно трудиться, очень сознательны и изредка допускаете ошибки. 7. Ваше отношение к труду, дисциплине. Если вы подчинились рисунку, дополнив его геометрическими фигурами так, что получился симметричный узор, то вы дисциплинированны и умеете организованно работать в коллективе. Если заштриховали черный квадрат, и у вас вышла картинка с кривыми линиями, несимметричная и не похожая на тривиальное геометрическое построение, то это говорит о том, что вы не склонны признавать авторитеты, упрямы и настойчивы. 8. Сильные и слабые стороны характера. Вы просто замкнули круги, значит, постоянно нуждаетесь в защите и поддержке, предпочитаете не решать ничего сами. К тому же на вас могучее влияние оказывают представления привитые в детстве. Если не замкнули круги – вы независимый человек, имеющий в жизни определенные цели. Если получилось человеческое ухо, то у вас скрытный характер. Если рисунок навел на вас мысль о ручке чашки, то вы обладаете сильным отцовским или материнским чувством. Заканчиваем тренинг ритуальным прощанием. «Чему я научилась» Цель: рефлексия. Задание: Допишите незаконченные предложения. Я научилась…. Я узнала, что…. Я была удивлена тем, что…. Мне понравилось… Я была разочарована тем, что…. Самым важным для меня было…. Завершение. Всем спасибо за активное участие! Использованная литература: 1. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М. 2009.- 78 с. 2. Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. Санкт-Петербург 2006. – 176 с. 3. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. М., 2005. – 256 с. 4. Пособие для начинающего тренера, «Я хочу провести тренинг». Новосибирск, 2000. – 205 с. 5. Интернет ресурс. |