Основные принципы административного права. «Управление и Оптимизация Производственного Предприятия
Принципы административного права:
Принцип приоритета личности, ее прав, свобод и интересов – в процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается их защита;
Принцип разделения властей – исполнительная власть самостоятельна в пределах, определенных Конституцией РБ;
Принцип законности – предполагает, что все правовые акты, принимаемые на территории Республики Беларусь, должны соответствовать положениям Конституции РБ;
Принцип гласности – предусматривает открытость для всеобщего сведения результатов, достигнутых в процессе государственно-управленческой деятельности;
Принцип взаимной ответственности государства и личности. Заключается в том, что за нарушение норм административного права личность должна претерпевать правоограничения в связи с применением мер юридической ответственности и других мер государственного принуждения; если подобные нарушения допускает государство, его органы (должностные лица) также привлекаются к юридической ответственности;
Принцип справедливости. Требование соответствия между поведением субъекта управленческих отношений и последствиями, которые за это наступают;
Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем. Все граждане в сфере управления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности.
5 . Источники административного права.
Источники (формы) административного права - это внешнее выражение и закрепление содержания норм административного права. В практическом варианте имеются в виду нормативные акты.
К числу источников административного права относятся:
1. Конституция РБ 1994 года (с изменениями и дополнениями).
2. Кодекс об административных правонарушениях РБ и Процессуально-исполнительный Кодекс об административных правонарушениях РБ.
3. Законы Республики Беларусь . Например: «О Совете Министров Респ. Беларусь», «О государственной службе в Респ. Беларусь» и т.п.
4. Нормативные указы и декреты Президента Республики Беларусь (ст. 85 Конституции Республики Беларусь). Например, Указ Президента «Об утверждении положения о дисциплинарной ответственности судей судов Республики Беларусь и др.
5. Нормативные постановления Правительства Республики Беларусь (например, постановление Совета Министров «Об утверждении Положения о проведении конкурса на занятие государственной должности»).
6. Нормативные акты государственных комитетов, министерств, комитетов и служб Республики Беларусь, т.е. ведомственные нормативные акты . Например, Постановление Государственного пограничного комитета, Министерства внутренних дел и Министерства транспорта и коммуникаций.
7. Нормативные акты представительных и исполнительных органов местного управления и самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями (ст. 122 Конституции РБ).
8. Локальные нормативные акты, т.е. акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений. Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования.
Административно-правовые нормы могут найти свое выражение в межгосударственных соглашениях.
Многие управленческие проблемы регламентированы также в кодификационных актах других отраслей права (например, в Водном, Воздушном, Таможенном кодексах Республики Беларусь).
Библиографическое описание:
Нестерова И.А. Принципы административного права [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт
Административное право является той отраслью права, которая базируется на четко сформулированных принципах, направленных на регулирование бесперебойной работы государственного аппарата. Анализ действенности принципов административного права позволит усовершенствовать нормативно-правовую составляющую государственного управления и облегчить выполнение государством его ключевых функций.
Прежде чем обратить свое внимание на трактовку принципов административного права, необходимо определиться что же такое принцип в рамках правовой науки в целом. В современной правовой науке под принципами права принято понимать закрепленные в праве руководящие идеи, определяющие характер, основания и объем правового регулирования общественных отношений.
Принципы права подразделяются на общие, характерные для права в целом, и отраслевые принципы, отражающие особенности отраслевого правового регулирования.
Разобравшись с общим понимание принципов права, нужно обратиться к пониманию принципов административного права в современной науке.
Понятие принципов административного права
Принципы административного права выражают его сущность, основные идеи, требования. Отражая объективные закономерности и тенденции развития общества и государства, принципы административного права есть понятия субъективные. Являясь выражением публичного интереса, они находят свое закрепление нормативными правовыми актами, в которых всегда звучат отголоски государственной идеологии, царящей в данный конкретно исторический момент .
Правовые принципы, на которых базируется административное право, служат правовыми стандартами организации и функционирования всей системы государственного управления, деятельности органов и должностных лиц всех ветвей власти.
Классификация принципов административного права
На основе теоретически обоснованных научно-правовых положений выводятся базовые принципы современного административного права демократического государства. К их числу можно отнести систему принципов административного права представленную на рисунке ниже.
В теории административного права выделяются различные группы принципов, всю совокупность которых ученые классифицируют по ряду оснований. В качестве примеров можно привести следующее:
- В.А. Юсупов считал, что принципы административного права подразделяются на общие принципы отрасли и принципы институтов
- Ю.Н. Старилов выделял конституционные и организационно-функциональные принципы административного права .
- Б.Н. Бахрах выделял эффективность, законность, гуманизм, федерализм, взаимную ответственность государства и личности, как основные принципы административного права.
В современном административном праве наиболее перспективной является классификация предложенная Б.Н. Бахрах. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Принцип эффективности административно-правового регулирования и административного управления означает, что действие административного права основывается на необходимости достижения определенных и существенных для государства целей.
Принцип законности административного права состоит в том,.что субъекты управленческих отношений должны сообразовывать свою деятельность с требованиями законно установленных административно-правовых норм исходя из их административно-правового положения.
Принцип гуманизма административного права состоит в полном и безоговорочном признании приоритета общественных ценностей.
Принцип взаимной ответственности государства и личности состоит в том, что законом гарантируется защита человека и гражданина от всевозможных нарушений и злоупотреблений со стороны органов государственной власти и должностных лиц.
Принципы административного права получили свое закрепление и выражение в многочисленных нормах законодательства.
Литература
- Агапов А.Б. Административное право – М.: Юрайт, 2015
- Бахрах Д. Н.Административное право. – М.: Норма, 2015
- Старилов Ю.Н. Курс общего административного права – М.: Норма, 2002. Т. 1
- Юсупов В.А. Теория административного права. М., 1985.
- Cистема и принципы административного права // [Электронный ресурс] Режим доступа:
Во многих странах на основе анализа административно-правового законодательства формулируются принципы административного права. Необходимость их выявления обосновывается как целесообразностью выработки общих подходов к законодательному регулированию и административной деятельности, так и потребностями судопроизводства. В западных странах считается, что суд не должен отказывать в праве на правосудие, даже если отсутствует конкретная правовая норма, которая регулирует спорную ситуацию; в таких случаях следует обращаться к общим правовых доктрин и основ права. В административном праве применяются как общие правовые принципы, признанные в той или иной стране, так и специальные принципы, характерные только для этой правовой отрасли. Среди специальных действуют принципы административно-правового регулирования, а также принципы организации и функционирования отдельных административно-правовых институтов.
Рассмотрим общие принципы административного права, то есть те основополагающие идеи, на которых базируется административно-правовое регулирование в подавляющем большинстве зарубежных стран.
самым Важным для любого правового государства является принцип, провозглашающий приоритет прав и свобод человека и гражданина, устанавливает пределы действия норм административного права. Административно-правовое регулирование по общему правилу допустимо только в том случае, если оно не нарушает основных прав и свобод личности. Вторжение в сферу этих основных прав и свобод может осуществляться только на основе специальных законодательных предписаний и должно быть разумно обоснованным. В отличие от естественных прав, которые закреплены в конституции и должны по своей юридической природе абсолютный характер, полномочия, предоставленные административным правом, относительны и обусловлены конкретными, специально указанными обстоятельствами. Конкретизацией указанного принципа в административном праве стал принцип пропорциональности или соразмерности. Первоначально этот принцип был наиболее точно сформулирован в странах австро-германской системы, а затем Европейский Суд признал его как общеевропейский принцип. Согласно принципу пропорциональности государственные органы имеют право налагать на граждан только такие обязательства, которые необходимы для достижения определенной публичной цели. Любое мероприятие, применяется администрацией, должен оцениваться с точки зрения разумности ограничений прав и свобод гражданина. Следует выбирать наименее обременительные для человека административные меры. Из принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина вытекает принцип недискриминации, что требует установления общих правил, гарантирующих справедливое и беспристрастное отношение администрации к каждому гражданину.
Принцип законности является основополагающим для всех правовых отраслей любого современного государства, в том числе и для административного права. Как принцип правового регулирования принцип законности трактуется в административном праве широко и многогранно и рассматривается как один из признаков правового государства. В странах англосаксонской системы принцип законности формулируется как принцип господства права (rule of law). Суть этого принципа в том, что "государство имеет в своем распоряжении соответствующие гарантии, защищающие разумные интересы индивида". Согласно этого принципа администрация не может совершать каких-либо действий без законодательного разрешения - они должны быть урегулированы и/или прописаны законом. Относительно административных органов действуют принципы intra vires ("в рамках прав") и ultra vires ("против прав"): администрация обязана действовать в рамках предписанных полномочий, иначе ее действия могут быть оспорены в суде и признаны незаконными.
В странах континентальной правовой семьи принцип законности конкретизируется рядом принципов, из которых ведущими считаются принципы верховенства закона и основания на законе. Принцип верховенства закона предусматривает, что законы, как акты высшей юридической силы, являются первичными источниками административного права, они должны регулировать наиболее важные общественные отношения и определять основные подходы административно-правового регулирования. Другие нормативно-правовые акты в определенной мере субсидіарними источниками, дополняют и конкретизируют положение законов. Любые административные акты нормативного и индивидуального характера должны приниматься в соответствии с законом. Административные акты, противоречащие законам, могут быть обжалованы в суде и признаны недействительными. Принцип основания на законе требует, чтобы все институты административного права создавались, а полномочия административных органов и других субъектов административно-правовых отношений предоставлялись только на основе закона. Администрация не может сама наделить себя публично-властными полномочиями. Закон, который предоставляет полномочия администрации, должен определять цели и задачи, которых необходимо достичь. Неслучайно поэтому во французском административном праве в качестве условия законности административных действий рассматривается также их совершение указанных общественно полезных целях. Если административный орган использует свои полномочия в других целях, то это рассматривается как нарушение законности, злоупотребление властью. Конкретизирует принцип законности также принцип оговорки в законе. Например, в немецком административном праве считается, что администрация имеет право реализовывать свои полномочия только на основе прямого указания (специальной оговорки) в законе, если: а) административные органы вмешиваются в права граждан; б) принимаются "важные", принципиально важные для общества решения; в) действие этого принципа для конкретных обстоятельств специально указана законом.
Административное право выполняет функцию стабилизации управления, защиты граждан от произвольных действий администрации. В связи с этим в основу административного права положен принцип правовой стабильности. С одной стороны, он предполагает, что административно-правовое регулирование должно не только основываться на нормах закона, но и учитывать все действующие нормативно-правовые акты. В связи с этим принцип законности нередко трактуется шире, чем принцип правомерности. С другой стороны, продолжением идей законности стал принцип правовой определенности, который в ряде стран называется принципом правовой безопасности. Согласно этого принципа администрация не может внезапно отказаться от установленной ею законной правовой практики. Изменения допускаются при наличии веских оснований и должны означать не единичные исключения, а последовательную замену старой практики новой.
Принцип разумности и необходимости дополняет основной принцип законности. Никакие требования, устанавливаемые в административном праве, не должны противоречить здравому смыслу. Они должны быть разумными и обоснованными. В связи с этим в западных странах чаще всего устанавливаются запреты надформалізму: не допускаются ограничения прав граждан, которые употребляются только ради соблюдения формы. Например, если гражданин подает заявление административного органа, тот не вправе отказать по мотивам несоблюдения установленной формы заявления. Запрещается бессмысленное применение права: правовая норма не должна применяться, если в сложившихся обстоятельствах ее применение не имеет никакого смысла.
Принципы континентальной системы права преимущественно находят свое отражение в европейских принципах административного права, которые были определены в 1988 г. в работе Юргена Шварца "Europaisches Verwaltungsrecht" ("Европейское административное право"). В перечень вошли: принцип законности, принцип недискриминации, принцип скасовності незаконного административного акта, принцип юридической определенности, право на защиту, принцип пропорциональности, принцип уважения фундаментальных прав человека и гражданина, принцип субсидиарности, принцип надлежащего управления, принцип прозрачности, принцип применения. На их основе сформировались современные принципы европейского административного права. Рассмотрим их подробнее:
Принцип законности (англ. the principle of legality) заимствован из французского права;
Принцип скасовності (или возможности отзыва) незаконного административного акта (англ. the revocability of unlawful administrative action) основывается на недопустимости негативного влияния нормативно-правового акта на права граждан;
Принцип недискриминации (англ. non-discrimination) - означает, что подобные дела не будут рассматривать по-разному, если нет объективных оснований для дифференциации;
Принцип юридической определенности (англ. legal определенность) - один из основных принципов европейского административного права, согласно которому все субъекты права должны руководствоваться в своих действиях правовыми предписаниями;
Право на защиту (фр. droit de la defence) - термин заимствован из французского языка;
Принцип пропорциональности - заимствован из немецкого концепции Verhältnismässigkeit;
Принцип уважения фундаментальных прав человека и гражданина (англ. respect for fundamental human rights) - вытекает из положений Европейской конвенции по правам человека и их толкование Европейским судом по правам человека;
Принцип субсидиарности (англ. subsidiarity) - означает, что решения должны приниматься на самых низких уровнях и обеспечивать эффективность предложенных мероприятий, что приводит к деволюции (передачи) властных полномочий внутри ЕС по наднационального на национальный уровень;
Принцип надлежащего управления (англ. good administration) объединяет требования по использованию лучшего опыта управления и введение института омбудсмена для рассмотрения жалоб на ненадлежащее управления (управления), что имели место в деятельности учреждений и организаций ЕС;
Принцип прозрачности (англ. transparency) - развился под влиянием скандинавских принципов надлежащего управления. Был заимствован в середине 90-х годов XX в. со вступлением в ЕС Швеции и Финляндии. В европейском праве касается преимущественно доступа к официальным документам;
Принцип применения (англ. applicability) - право ЕС непосредственно действует на тех, кого касается, не нуждаясь инкорпорации или имплементации европейских норм национального правопорядка.
1. Принцип законности. Этот принцип можно также назвать принципом верховенства Конституции над иными нормативными правовыми актами, устанавливающими организацию и функционирование исполнительной власти, государственного управления, деятельность государственных служащих, обеспечение прав и свобод граждан. Орган исполнительной власти обязан осуществлять управленческую деятельность только в пределах предоставленной законом компетенции и в соответствии с законодательством; этот принцип означает также, что и государственные служащие вправе осуществлять полномочия только в пределах предоставленных им прав и в соответствии с должностными обязанностями. В государственных органах могут приниматься только конкретные правовые акты управления, обеспечивая при этом в обязательном порядке соответствие управленческих решений требованиям законности, целесообразности и эффективности; правовые акты управления должны соответствовать всем требованиям, предъявляемым к такого рода нормативным правовым документам.
Административное право включает в систему своих правовых источников множество законодательных и иных нормативных актов. Верховенство Конституции обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей правовой системы и ее отдельных элементов, а также правовых отраслей, подотраслей и институтов права.
Конституция имеет высшую юридическую силу в системе других законодательных и иных нормативных правовых актов, которые должны соответствовать ее требованиям и положениям. Этот принцип гарантирует приоритетность конституционно-правовых норм в сфере регламентации управленческих, административно-правовых отношений, высокую и основополагающую значимость конституционно-правового регулирования специфических отношений и подчиненность (подзаконность) всего остального нормативного правового массива документов, устанавливающих различные стороны исполнительно-распорядительных и других административно-правовых отношений. Если обнаруживается противоречие между положениями Конституции и других нормативных правовых актов, то применяется норма Конституции.
Принцип верховенства законов в системе административного права - это новый принцип, наполненный ныне демократическим содержанием; он означает законность организации и деятельности органов государственной власти, вытекающую из принципа законности в государственном управлении, законности в осуществлении субъектами исполнительной власти управленческих действий. Принцип законности нарушается в случае несоблюдения органами публичной власти установленного режима законности, т.е. когда их управленческие действия противоречат зафиксированным нормативным установлениям.
Принцип законности предполагает, что организация и деятельность государственного управления регулируются правовыми нормами и проводятся в целях реализации предписаний закона при неукоснительном соблюдении прав и свобод граждан, прав и законных интересов всех участников управленческих отношений.
Принцип законности подразумевает, что все непротиворечащие законодательству и принятые в пределах полномочий органов государственной власти законодательные и нормативные акты обязательны для исполнения.
Принцип законности исходит из того, что все органы исполнительной власти и их должностные лица надлежащим образом (а не ради удовлетворения своекорыстных интересов) реализуют свои права и обязанности, обеспечивают государственную защиту прав и свобод человека и гражданина.
В рамках действия принципа верховенства законов важное значение приобретает и принцип соразмерности в государственном управлении, т.е. соответствие применяемых в управлении средств, способов и методов задачам и целям управления. Это означает, что применяемые меры должны реально соотноситься с поставленной целью - тогда для достижения управленческой цели можно выбрать оптимальную процедуру и наиболее эффективные правовые средства. Несоразмерность в управлении - это, например, ограничение прав граждан или «жесткое» управление в случаях, когда практика этого не требует. Подобное имеет место, когда выбранные правовые средства и намеченная цель в управлении находятся между собой в несочетаемом и неразумном соотношении; задачи управления в таком случае заведомо невыполнимы.
2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия и правовой защиты. Права и свободы человека и гражданина являются наивысшей ценностью. Обладание правами и свободами обеспечивает индивиду возможность быть самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. При этом отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека. Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, которая есть сочетание взаимных прав и обязанностей.
Лица, постоянно проживающие на территории государства, жизненно заинтересованы в обладании статусом гражданина.
Права и свободы человека и гражданина действуют непосредственно, т.е. если человек руководствуется ими, то его поведение считается правомерным и, таким образом, кроме конституционного установления не требуется дополнительного подтверждения их действия и необходимости реального их обеспечения со стороны государственных органов и государственных служащих.
Анализируемый принцип административного права особенно ярко проявляется тогда, когда речь идет о взаимоотношениях властвующей исполнительной власти с ее государственными и муниципальными служащими, с одной стороны, и гражданами с их правами, свободами, пожеланиями, соображениями, жалобами - с другой.
Деятельность государственных органов в конечном счете должна быть направлена на претворение в жизнь и защиту конституционных прав, свобод и законных интересов граждан.
Следовательно, сущность принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина состоит в создании условий для активного участия самого населения в государственном управлении и в организации такой деятельности государственного аппарата, которая гарантировала бы права и законные интересы каждого гражданина в социальной, экономической и всех других сферах жизни.
3. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Административное право распространяет свое регулирование на специфическую сферу общественных отношений, складывающихся преимущественно в системе исполнительной ветви государственной власти (не следует забывать, что административное право регулирует определенные отношения в системе законодательной и судебной власти - так называемые внутренние, внутриаппаратные, управленческие отношения).
Государственная власть в Республике Беларусь разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, и каждый из них выполняет специфические задачи и функции. Соответственно выделяются три основные функции государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная), каждая из которых должна самостоятельно исполняться соответствующим органом государственной власти.
Анализируя принцип разделения государственной власти, следует помнить и о независимости каждой из ее ветвей. При этом самостоятельность исполнительной власти не исключает ее подотчетности в известных пределах представительным органам власти.
4. Принцип обеспечения права граждан на участие в государственном управлении; принцип эффективного управления.
Принцип равного доступа к государственной службе означает равное право граждан на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, без какой-либо дискриминации.
При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном законоадтельством, а равно других обстоятельств для граждан, профессиональная подготовленность и способности которых отвечают требованиям соответствующей государственной должности.
В рамках данного принципа рассматривается вопрос об административном нормотворчестве в системе государственных органов. Органы государственного управления осуществляют и нормотворческую деятельность, создают многочисленные нормативные правовые акты с целью конкретизации положений, содержащихся в законодательных актах. Важно, чтобы процедура административного нормотворчества устанавливалась нормативным путем и позволяла участвовать в этом процессе и гражданам, которые при этом реализовывали бы свое право на участие в управлении.
- 5. Принцип равенства граждан перед законом. Этот принцип выражается в том, что все граждане независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, имеют равные права и обязанности в сфере управления. Все граждане равны перед законом и судом. Права и свободы человека и гражданина имеют непосредственное действие. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
- 6. Принцип гуманизма. Сущность принципа гуманизма заключается в том, что государство обеспечивает неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения права и свободы, охраняет достоинство личности, гарантирует свободы и личную неприкосновенность. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Особенно важно строить административно-правовые отношения между государством, гражданами и другими субъектами административного права, возникающие в сфере действия норм административно-деликтного права, в области применения административного принуждения и административной ответственности.
В юридической литературе теория принципов АП пока не получила достаточного освещения. Между тем изучение этого вопроса имеет важнейшее значение для понимания, анализа и совершенствования самого АП, а также его важнейших институтов и подотраслей, для направления законотворческой деятельности в области АП, дальнейшего развития всего механизма административно-правового регулирования и т.д.
Законодатель не может и не должен определять понятие принципов АП, хотя он и перечисляет их в том или ином виде в различных законодательных и иных нормативных правовых актах. Принципы современного АП закрепляются в различных законодательных и других н/п/а: КРФ, федеральных и других законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, конституциях, уставах и иных законодательных и нормативных актах субъектов РФ.
Принципы АП — это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности организации и формирования гос-й власти в целом (а также ИВ в особенности), определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций гос-х управленческих органов по осуществлению управленческих функций (в том числе и контрольно-надзорных полномочий).
Принципы АП выполняют важные функции: они устанавливают основы правового статуса субъектов права, основы взаимодействия их с гос-м и между собой, фиксируя их основные права, обязанности, запреты, ограничения и ответственность.
Главным назначением принципов АП является установление характера административно-правового регулирования конкретных общ-х отношений, закрепление особого правового режима реализации субъективных прав, обязанностей, полномочий конкретных субъектов АП.
Обычно принципы права подразделяются на общие принципы и принципы ею институтов.
При классификации принципов АП, как и при изучении принципов государственного управления, целесообразно выделять конституционные (политико-юридические) и организационные принципы. Конституционные принципы обусловлены положениями КРФ, которые конкретизируются в соответствующих законодательных актах. Организационные принципы отражают механизмы построения и функционирования ИВ и гос-го управления, гос-го аппарата и его звеньев, разделения управленческого труда, обеспечения эффективной адм-й деятельности в гос-х органах.
Конституционные принципы:
1. Принцип законности. Этот принцип можно также назвать принципом верховенства КРФ и ФЗ над иными н/п/а, устанавливающими организацию и функционирование ИВ, гос-го управления, деятельность гос-х служащих, обеспечение прав и свобод граждан. Орган ИВ обязан осуществлять управленческую деятельность только в пределах предоставленной законом компетенции и в соответствии с РФ; этот принцип означает также, что и гос-е служащие вправе осуществлять полномочия только в пределах предоставленных им прав и в соответствии с должностными обязанностями.
Верховенство ФЗ предполагает строгое и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного соответствия КРФ и ФЗ всех н/п/а, принимаемых ФОИВ, а также законов и иных н/п/а, принимаемых субъектами РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.
В рамках действия принципа верховенства законов важное значение приобретает и принцип соразмерности в государственном управлении , т. е. соответствие применяемых в управлении средств, способов и методов задачам и целям управления. Это означает, что применяемые меры должны реально соотноситься с поставленной целью.
2. Принцип приоритета ПСЧГ, их непосредственного действия и правовой защиты.
ПСЧГ являются наивысшей ценностью. Обладание правами и свободами обеспечивает индивиду возможность быть самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. При этом отношения личности и гос-ва не исчерпываются обязанностью гос-ва не посягать на права человека. Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с гос-м, которая есть сочетание взаимных прав и обязанностей.
Гос-е органы и их служащие призваны обеспечивать и защищать конституционно-правовой статус гражданина. Деятельность гос-х органов, в конечном счете, должна быть направлена на претворение в жизнь и защиту конст-х прав, свобод и законных интересов граждан.
3. Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ. Этот принцип иногда называют принципом федерализма. АП регламентирует организацию гос-й власти в РФ, устанавливает единую систему ОГВ, которые в свою очередь состоят из множества гос-х должностей. Гос-я власть в РФ едина, так как ее единственным источником согласно ст. 3 КРФ является многонациональный народ России. Никакой государственный орган, а, следовательно, никакой вид гос-й службы или никакие гос-е служащие не могут претендовать на суверенное осуществление гос-й власти. Они исполняют лишь соответствующие функции гос-х органов законодательной, исполнительной и судебной власти .
Вся система органов ИВ, гос-е управление и гос-я служба должны организовываться и функционировать в соответствии с разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Гос-ми органами решаются задачи и осуществляются функции только в тех пределах, которые устанавливаются КРФ.
4. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. АП распространяет свое регулирование на специфическую сферу общественных отношений, складывающихся преимущественно в системе исполнительной ветви гос-й власти.
Гос-я власть в РФ разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Эти ветви самостоятельны, и каждая из них выполняет специфические задачи и функции. Соответственно выделяются три основные функции гос-й власти (законодательная, исполнительная и судебная), каждая из которых должна самостоятельно исполняться соответствующим органом гос-й власти.
В то же время самостоятельность ИВ не исключает ее подотчетности в известных пределах представительным органам власти.
5. Принцип обеспечения права граждан на участие в государственном управлении; принцип эффективного управления.
Статья 32 (ч. 1) КРФ декларирует, что граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами гос-ва как непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие обеспечивается реализацией гражданином своего права избирать и быть избранным в органы гос-й власти и ОМСУ, а также участвовать в референдуме. Наиболее важным институтом непосредственного участия граждан в управлении делами гос-ва в ч. 4 ст. 32 КРФ определяется гос-я служба. Согласно этому положению, граждане РФ имеют равный доступ к гос-й службе.
Данный принцип АП характеризуется также и тем, что граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в гос-е органы и ОМСУ (ст. 33 КРФ).
6. Принцип равенства граждан перед законом. Этот принцип выражается в том, что все граждане независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств имеют равные права и обязанности в сфере управления. Все граждане равны перед законом и судом.
7. Принцип гуманизма . Сущность принципа гуманизма заключается в том, что гос-во обеспечивает неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения права и свободы, охраняет достоинство личности, гарантирует свободы и личную неприкосновенность.
Организационно-функциональные принципы АП:
1. Принцип подконтрольности и подотчетности гос-х органов и гос-х служащих (принцип вертикальной подчиненности в системе управления). Контроль представляет собой одну из основных функций гос-го управления. Административно-правовые отношения пронизаны контрольными механизмами и регламентируются множеством ФЗ и иными н/п/а. Контрольно-надзорная деятельность — обязательный спутник административно-правовых отношений. Контроль и надзор обеспечивают действенность управленческой деятельности, эффективность функционирования государственных органов, реализацию прав и свобод граждан в сфере управления.
2. Принцип единства основных требований, предъявляемых к гос-му управлению. Согласно этому принципу едиными (т. е. одинаковыми) должны быть все установленные в законодательных актах требования как к гос-му управлению, так и к гос-й службе (а следовательно, и к гос-му служащему): к организации управления, к установлению стандартов управленческой деятельности и требований к служащим, к порядку взаимоотношений и взаимодействия между органами управления, к определению квалификационных требований к служащим, требований по выполнению ими своих должностных обязанностей и т. д.
3. Принцип профессионализма и компетентности гос-х служащих при осуществлении гос-го управления. АП устанавливает правовые основы управленческой деятельности в гос-х органах. Следовательно, гос-во должно обеспечивать профессиональное выполнение публичных задач и функций. Это действительно важнейший принцип АП, ибо с его помощью можно судить о степени соответствия самого гос-ва с его многочисленными органами тем целям, которые оно провозгласило в качестве гос-х.
3. Принцип гласности в осуществлении государственного управления. АП, регулируя процедуру гос-го управления, должно обеспечивать открытость информации об осуществляемой управленческой деятельности. Этот принцип обеспечивает справедливость и гарантирует возможность обратного влияния граждан на само гос-во, на его ОИВ с целью достижения истины и эффективности.
4. Принцип ответственности гос-х органов за принятые адм-е акты (решения); принцип ответственности гос-х служащих за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
Данный принцип призван стимулировать добросовестное и правильное выполнение служащими своих служебных обязанностей, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых обязательно должно сопровождаться применением мер ответственности (как правило, дисциплинарной). Решения, принимаемые органами гос-го управления, должны отвечать требованиям целесообразности и законности, должны соответствовать общему характеру осуществляемой управленческой деятельности.
5. Принцип обязательного учета научных основ организаций государственного управления. В данном случае речь идет о том, что АП, регламентируя управленческие отношения, устанавливает и принципы организации самого процесса управления.