Спортивное право как комплексная отрасль законодательства сердюков александр викторович. Спортивное право,как комплексная отрасль права:концептуально-правовые вопросы Проблемы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации
Ключевым понятием правового регулирования физкультурно-спортивной сферы является право граждан на занятия физической культурой и спортом, обусловленное объективной потребностью человека в физических упражнениях и в сохранении здоровья средствами физической культуры и спорта.
Юридическая природа спортивной деятельности
В Международной хартии физического воспитания и спорта, а также в Спортивной хартии Европы спорт определен как социокультурный феномен. Такую трактовку спорта мы можем принять в качестве общечеловеческого понимания одного из основных понятий в данной сфере.
При этом юридический смысл этого понятия не раскрыт ни в международных нормативных правовых актах, ни в национальном праве. Поэтому следует вначале определить юридическую природу спорта и спортивной деятельности.
Для этого необходимо вспомнить, что право обеспечивает юридическое регулирование типовых общественных отношений.
Следовательно, анализируя правовую природу такого социокультурного феномена, как спорт, необходимо основываться на том круге типовых общественных отношений, которые возникают в физкультурно-спортивной сфере.
Взяв за основу такой подход, можно определить ряд важнейших юридических понятий, необходимых для того, чтобы при изучении нормативно-правового регулирования физической культуры и спорта получить возможность мыслить юридическими категориями.
Предметом нормативно-правового регулирования физкультурно-спортивной деятельности являются правоотношения в сфере физической культуры и спорта.
Правоотношения в сфере физической культуры и спорта -регулируемые нормами права отношения по реализации прав граждан на занятия физической культурой и спортом, а также по удовлетворению потребностей граждан в занятиях физической культурой и спортом.
Объект нормативно-правового регулирования физической культуры и спорта - деятельность государства, юридических и физических лиц в сфере физической культуры и спорта.
Субъекты нормативно-правового регулирования - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы государственной власти, муниципальные образования, органы местного самоуправления, а также организации - юридические лица и граждане, участвующие в физкультурно-спортивной деятельности.
Характер общественных отношений в спорте
В физкультурно-спортивной сфере возникают отношения двух видов:
1) публично-правовые отношения - отношения между государственными органами, а также органами местного самоуправления и гражданами, реализующими свое право на занятия физической культурой и спортом;
2) гражданско-правовые отношения - отношения между юридическими и физическими лицами по удовлетворению потребностей граждан в занятиях физической культурой и спортом.
Формы физкультурно-спортивной деятельности
Физкультурно-спортивная деятельность осуществляется ее субъектами в следующих формах:
образовательная деятельность по физическому воспитанию граждан;
деятельность по организации зрелищных спортивных мероприятий и по участию в них;
деятельность по предоставлению физкультурно-спортивных услуг;
деятельность общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления по развитию физической культуры и спорта.
В случае придания законодателем предприятиям спортивной промышленности особого статуса, перечень видов физкультурно-спортивной деятельности может быть дополнен еще и деятельностью по производству товаров физкультурно-спортивного назначения. Понятно, что перечень этот является открытым.
Методы нормативно-правового регулирования физкультурно-спортивной сферы:
государственно-правовой (посредством конституционных и иных законодательных норм, устанавливающих полномочия и компетенцию органов государственной власти в сфере физической культуры и спорта);
гражданско-правовой (посредством норм гражданского законодательства, регулирующих отношения в связи с предоставлением физкультурно-спортивных услуг и организацией спортивных зрелищ);
административно-правовой (посредством норм и правил административного законодательства, регулирующих отношения в сфере государственного управления и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления).
В соответствии с названными методами видами ответственности, к которой могут привлекаться за нарушение законодательных норм субъекты правоотношений в сфере физической культуры и спорта, являются гражданско-правовая и административная.
В исключительных случаях может возникнуть также и уголовная ответственность.
Право на занятия физической культурой и спортом
Государство третьего тысячелетия призвано создать условия для качественной жизни своих граждан. Современные понятия о качестве жизни неразрывно связаны с возможностями каждого гражданина сохранять здоровье как высшее, абсолютное благо. По общечеловеческим понятиям нынешнего времени физическая культура является уникальным средством сохранения и развития потенциала здоровья населения. Поэтому развитие правопонимания отношений в сфере физической культуры и спорта должно с неизбежностью двигаться от признания потребностей в занятиях физической культурой и спортом к созданию возможностей для использования их потенциала и реализации права на них.
Международно-правовое понимание роли физического воспитания и физической культуры основано на том, что эффективное осуществление прав человека вообще зависит в значительной степени от возможностей каждого человека свободно развивать и сохранять свои физические способности, и поэтому доступ всех людей к физическому воспитанию и спорту должен быть обеспечен и гарантирован государством.
Статья 1 Международной хартии физического воспитания и спорта, провозглашенной 21 ноября 1978 года в Париже Генеральной конференцией ООН, предусматривает, что занятие физическим воспитанием и спортом - основное право каждого человека.
Это основное право раскрывается в Хартии следующим образом:
каждый человек обладает правом на доступ к физическому воспитанию и спорту, которые необходимы для развития его личности;
каждый человек в соответствии со спортивными традициями своей страны должен иметь все возможности для участия в физическом воспитании и спорте для улучшения своего состояния и достижения уровня спортивных успехов сообразно своим способностям;
особые условия необходимо предоставлять молодежи, включая детей дошкольного возраста, пожилым людям и лицам с физическими и умственными недостатками.
Более подробно международно-правовое регулирование в области физической культуры и спорта будет освещено в соответствующем разделе нашего курса.
В Российской Федерации условия для реализации вышеназванного основного права создаются государством и регламентируются законодательными актами следующим образом.
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (Глава 1. «Основы конституционного строя», статья 2).
«В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию» (Глава 2. «Права и свободы человека и гражданина», статья 41).
Как видим, законодатель объединил в одной статье вопросы здравоохранения, физкультуры и спорта, экологии и санитарно-эпидемиологического благополучия.
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» принят Государственной Думой 13 января 1999 года. До его принятия действовали Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте, которые вступили в действие 23 апреля 1993 года после подписания их Президентом России.
Братановский С.Н., доктор юридических наук, профессор.
В теории права выделяют два вида системных целостных образований: отрасль законодательства и отрасль права.
Отрасль законодательства понимается как суммативное образование, в котором нормы различных отраслей права объединяются по предмету правового регулирования в целях комплексного регулирования какой-либо относительно самостоятельной, устойчивой области общественных отношений. В то же время отрасль законодательства не имеет собственного предмета и собственного метода правового регулирования. Как справедливо отмечает С.С. Алексеев, "юридические особенности социальных норм, входящих в комплексную отрасль, как бы распределены по двум адресам". По своим главным показателям (методу и механизму правового регулирования) они относятся к той или иной основной отрасли, подчиняются ее общим нормам, принципам, положениям. Их структурные признаки, особенности метода и механизма регулирования выражены в этих общих нормах, принципах, положениях. Следовательно, в каждом конкретном случае можно совершенно точно определить, к какой основной отрасли относится данная специальная норма <1>.
<1> См.: Алексеев С.В. Теория права. М., 2005. С. 46.
Примерами комплексных отраслей законодательства могут служить страховое, морское, банковское, жилищное право и некоторые другие массивы законодательства, основное содержание которых составляют нормы гражданского, административного, финансового, трудового права.
Иное, более сложное системное строение имеет отрасль права, к которой традиционно относят конституционное, гражданское, трудовое, уголовное, земельное, финансовое, административное, семейное, экологическое, уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное права. Каждая отрасль права, будучи органически целостной, обладает следующими признаками:
- имеет собственный предмет правового регулирования;
- характеризуется своеобразным юридическим режимом, который наиболее ярко воплощается в методе правового регулирования;
- имеет основной институт, который закрепляет общеотраслевые принципы права, определяет предмет и задачи отрасли, содержит иные общие положения. Нормативные положения такого института как бы цементируют, объединяют в целостное образование нормы и институты отрасли, определяют их необходимые свойства как компонентов данной, а не иной отрасли права;
- имеет развитую систему источников права, обеспечивающих полное и последовательное регулирование всех, без какого-либо исключения, отношений, образующих содержание предмета этой отрасли. Как правило, в основе источников права отрасли лежит кодифицированный акт, содержащий ее основополагающие, исходные нормы <2>.
Исследуя проблемы спортивного права, нельзя обойти вниманием вопрос о его месте в общей правовой системе России.
По данной проблеме в научной литературе высказано несколько точек зрения. Согласно первой из них спортивное право является структурной частью административного права <3>. Согласно второй спортивное право является комплексным межотраслевым институтом, занимающим самостоятельное место в системе российского права <4>. В соответствии с третьей точкой зрения спортивное право представляет собой самостоятельную отрасль системы российского права <5>. Какая из них соответствует истине?
<3>
<4> См.: Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта. М., 2005. С. 129; Братановский С.Н. Управление физической культурой и спортом в условиях реформ: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 1997. С. 37; Чемакин И.М. Правовые проблемы управления физическим воспитанием советских граждан. Свердловск, 1988. С. 97.
<5> См.: Корякин М.В. Правовое регулирование физической культуры и спорта. М., 2002. С. 97.
Рассмотрение законодательства, регулирующего спортивные отношения, его предметная и целевая специфика и обособленность в общей системе законодательства привели нас к выводу о том, что оно, несомненно, представляет вновь сложившуюся отрасль законодательства. Однако необходимо выяснить, в каком соотношении находится эта отрасль с существующей системой права, поскольку законодательство является всегда источником или формой выражения какой-то отрасли права.
Выше говорилось о близости спортивного законодательства административному, о значительном удельном весе норм административного законодательства. Можно ли на основании этого считать спортивное законодательство особой структурной частью административного права, как это иногда утверждается? <6>
<6> См.: Бахрах Д.Н. Административно-правовые основы управления физической культурой // Физическая культура, спорт, туризм (правовое регулирование). Свердловск, 1985. С. 46 - 65.
Такое решение представляется не совсем точным, так как оно основано на учете только количественного фактора и не учитывает фактора качественного, т.е. особую и ведущую роль, которую выполняют нормы, регулирующие спортивные отношения.
С учетом этого фактора, а также специфики метода регулирования спортивных отношений, состоящей в том, что регулирование большей части этих отношений осуществляются без помощи "власти - подчинения", следует признать, что спортивное право, будучи органически и генетически связано с административным правом, в целом и главном от него отличается. Следовательно, не может быть признано вполне правильным включение спортивного законодательства в качестве спортивного права в систему административного права на правах подотрасли.
Если согласиться с той схемой взаимоотношений законодательства и права, которая приводится в трудах А.Ф. Шебанова и С.С. Алексеева, то следует признать, что обособившееся спортивное законодательство стоит на пути своего формирования как отрасли права <7>.
<7> Она состоит в том, что "в большинстве случаев, когда исторически формируется отрасль законодательства, это одновременно означает, что перед нами становление особой отрасли права... Это связано с тем, что само по себе обособление той или иной области законодательства уже означает... известное преобразование в самой правовой материи" (Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск, 1973. С. 48 - 149).
Правда, с вышеприведенным положением соглашаются не все юристы. Так, С.Н. Братусь, возражая С.С Алексееву, приводит в качестве аргумента утверждение о том, что есть отрасли права без обособленного акта, а именно административное право <8>. Такого аргумента недостаточно для опровержения многочисленных примеров создания из обособившихся отраслей законодательства таких отраслей права, как финансовое, семейное, земельное и др. Что же касается административного права, то оно, не кодифицированное пока в целом из-за своей громоздкости, в принципе может быть кодифицировано. Ведь если юридическая практика создает конституции, закрепляющие правовые основы всего общественного строя, то тем более можно создать акт, который заложил бы основы государственного управления как его части и наметил бы основные направления правового регулирования управленческих отношений.
<8> См.: Братусь С.Н. Система советского законодательства. М., 1980. С. 42.
Следует помнить, что влияние законодательства и права взаимно. Развитие законодательства побуждается развитием права. Например , о возможности и необходимости преобразования административно-правовой материи было сказано в статье В.М. Чхиквадзе и Ц.А. Ямпольской "О системе советского права". Авторы тогда обратили внимание на сложность внутренней структуры административного права, на его внутреннюю готовность к выделению новых подотраслей, в частности, как они полагали, социально-культурного права <9>.
<9> См.: Советское государство и право. 1967. N 9. С. 4.
С другой стороны, законодательство как форма (права) оказывает обратное воздействие на содержание, т.е. на право, в том числе на его систему, структуру и на сам его статус. Правильно отмечая влияние законодателя на развитие и формирование отрасли права, некоторые ученые, на наш взгляд, дают не совсем верные оценки роли субъективного права в развитии законодательства и права. Говорится, например, что "общие положения, создаваемых в целях координации норм в рамках одной сферы, порождают иллюзию перерастания сферы законодательства в самостоятельную отрасль права, но о самостоятельной отрасли права можно говорить лишь в том случае, если в общих положениях определяется природа особого метода правового регулирования" <10>.
<10> Васильев Ю.С. Кодификация и систематизация советского законодательства // Советское государство и право. 1971. N 9. С. 17.
Но не существует ли все же отрасль права объективно, изначально, до провозглашения ее в качестве таковой волей законодателя? Ведь можно обособить лишь то, что обособлено в реальности, в общественных и правовых отношениях, то, что отлично по характеру регулирования <11>.
<11> См.: Мицкевич А.В. Соотношение системы советского права с системой советского законодательства // Учен. зап. ВНИИСЗ. М., 1967. Вып. 2. С. 14 - 15.
Поэтому совершено справедливым является утверждение о том, что право изменяется по воле законодателя, но в соответствии с реальными условиями <12>. Кроме того, существует ли в каком-либо отраслевом основополагающем акте указание на особый метод правового регулирования, да и возможно ли такое указание? Достаточно, очевидно, указания на предмет, метод же производен от него.
<12> См.: Братусь С.Н. Указ. соч. С. 44.
<*> Alekseev S.V. Sports law and sports legislation in Russia at the present stage: problems and prospects.Алексеев Сергей Викторович, Председатель Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, Президент Национального объединения спортивных юристов, профессор Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина, юридического факультета Академии труда и социальных отношений Федерации независимых профсоюзов России, проректор Академического международного института, главный редактор журналов "Спорт: экономика, право, управление" и "Право и государство: теория и практика", доктор юридических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
В статье изложены актуальные проблемы спортивного права и спортивного законодательства на современном этапе. Большое внимание уделяется анализу и направлениям совершенствования действующего законодательства в рассматриваемой сфере. В частности, уделяется внимание законодательному обеспечению реализации системы мер по социальной защите спортсменов, тренеров и других специалистов в области физической культуры и спорта, в том числе путем усиления адресной социальной помощи выдающимся российским спортсменам, закончившим спортивную карьеру; а также совершенствованию правового статуса спортивных федераций.
Ключевые слова: спортивное право, спортивное законодательство, система мер по социальной защите спортсменов, спортивная федерация.
The article describes the current problems of sports law and sports legislation at the present stage. Great attention is paid to the analysis and trends of improving the current legislation in this area. In particular attention is paid to the implementation of legal measures for social protection of athletes, coaches and other specialists in the sphere of physical culture and sports at the same time by enhancing social care for prominent Russian athletes who have completed career as well as improving a legal status of sports federations.
Key words: sports law, sports legislation, a system of social protection of athletes, sport federation.
Высокая социально-экономическая значимость физической культуры и спорта потребовала создать для этой сферы жизнедеятельности соответствующую нормативную правовую базу. Сейчас в правовой системе Российской Федерации постепенно складывается значительный массив правовых предписаний - норм законодательного, подзаконного и локального уровней об урегулировании общественных отношений в области физической культуры, массового спорта, спорта высших достижений, профессионального спорта, других областях физкультурно-спортивного движения, а также в смежных с ними сферах общественной деятельности.
Вместе с тем до недавнего времени комплекс нормативных правовых актов, регулирующих физическую культуру и спорт, в юридической литературе практически не был исследован, не было системно изложенной и прокомментированной нормативной базы, обеспечивающей и регламентирующей все направления физической культуры и спорта как отрасли с необходимым теоретическим правовым осмыслением и юридической регламентацией.
В начале века возникли детерминанты формирования спортивного права, коренящиеся как в самом праве, так и в правовом обороте <1>. В это время в России выходит цикл учебников по спортивному праву <2>. 25 июня 2008 г. решением Президиума Ассоциации юристов России создана специальная Комиссия по спортивному праву, объединяющая ведущих спортивных юристов, руководителей спортивной и юридической отраслей страны. 1 сентября 2011 г. в развитие данной Комиссии в связи со значительным увеличением числа членов сообщества спортивных юристов, а также в целях расширения масштабов деятельности, в частности для решения задач Комиссии на международном уровне, по аналогии с зарубежными спортивными державами основано Национальное объединение спортивных юристов под эгидой Международной ассоциации спортивного права ИАСЛ.
<1> См.: Алексеев С.В. Предпосылки становления физкультурно-спортивного права в Российской Федерации // Право и жизнь. 2001. N 37; Он же. Физкультурно-спортивное право как новая комплексная отрасль российского права // Право и жизнь. 2001. N 38; Он же. О формировании физкультурно-спортивного права в России // Стенограмма заседания Круглого стола экспертов по теме "Законодательство и спорт: правовые вопросы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации". М.: ВНИИФК, 2001. С. 9.
<2> См.: Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2005, 2007, 2012; Он же. Международное спортивное право: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008; Он же. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010.
В России уже на протяжении нескольких лет выпускаются отраслевой журнал "Спорт: экономика, право, управление" и тематическая газета "Спорт и право". В ряде юридических и физкультурно-спортивных вузов страны начали преподавать комплекс дисциплин спортивно-правового цикла: "Спортивное право России", "Международное спортивное право", "Олимпийское право" и др., создавать профильные специализации, отделения, кафедры и др. научно-образовательные структуры.
Вместе с тем спортивное право до сих пор некоторыми учеными-правоведами не признается в качестве самостоятельной структуры в правовой системе, отечественном научном правоведении и юридическом образовании.
Спортивное право - это новейшее направление российской юриспруденции, охватывающее общественные отношения, возникающие в сфере физической культуры и спорта. По мере развития физкультурно-спортивной деятельности, укрепления рыночной экономики в России все более значимым и тонким становится механизм ее правового регулирования. В настоящее время в стране активно формируется и развивается законодательство, а также так называемое мягкое право (регламентные акты и др., регулирующие спортивные отношения на уровне федераций, союзов, ассоциаций, лиг, акты других спортивных организаций), регулирующие физкультурно-спортивные отношения, постепенно нарабатывается административная, судебная и дисциплинарная практика применения этой специфической нормативной базы.
Со дня вступления в силу (30 марта 2008 г.) Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) прошло более 4 лет, что позволяет подвести некоторые итоги реализации положений Федерального закона. Со времени его введения накоплен определенный опыт применения установленных им норм, а также иных нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию положений Федерального закона.
Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте в Российской Федерации.
В связи с принятием Федерального закона в ряде субъектов Российской Федерации были приняты новые законы о физической культуре и спорте.
За время действия Федерального закона в него внесен ряд изменений, а именно:
- Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ предусматривает, что ряд нормативных правовых актов в области физической культуры и спорта будет утверждаться не Правительством Российской Федерации, а уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти;
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ уточняет полномочия органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта;
- Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 82-ФЗ дополняет перечень прав спортсменов правом на включение в составы спортивных сборных команд Российской Федерации при условии соответствия критериям отбора спортсменов и соблюдения порядка формирования спортивных сборных команд Российской Федерации;
- Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 175-ФЗ предусматривает, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в проведении государственной политики в области физической культуры и спорта, а порядок финансирования проведения физкультурных и спортивных мероприятий, включенных в соответствующий Единый календарный план, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 276-ФЗ устанавливает, что организаторы физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий определяют условия их проведения, в т.ч. условия и порядок предоставления компенсационных выплат спортивным судьям, связанных с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых ими для участия в спортивных соревнованиях;
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 196-ФЗ уточняет основания принадлежности спортсмена к физкультурно-спортивной организации - на основании трудового договора, заключенного между спортсменом и физкультурно-спортивной организацией, и (или) на основании членства спортсмена в физкультурно-спортивной организации в организационно-правовой форме общественной организации или общественно-государственной организации;
- Федеральный закон от 7 мая 2010 г. N 82-ФЗ вносит дополнения в части усиления мер по противодействию использованию допинговых средств и (или) методов в спорте;
- Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 321-ФЗ вводит ст. 37.1 о Всероссийском реестре объектов спорта, который формируется в целях систематизации данных о количестве, назначении и состоянии объектов спорта, находящихся на территории Российской Федерации и используемых для проведения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
- Федеральный закон от 23 февраля 2011 г. N 20-ФЗ вносит изменения в части совершенствования правового положения региональных спортивных федераций и, в частности, устанавливает, что региональная спортивная федерация может не приобретать права юридического лица в случае, если такая федерация является структурным подразделением общероссийской спортивной федерации. Документ также уточняет условия для получения государственной аккредитации и приобретения статуса общероссийской спортивной федерации. Для приобретения указанного статуса у организации должны быть созданные и осуществляющие свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации аккредитованные региональные спортивные федерации, которые могут быть как членами общероссийской спортивной федерации - юридическими лицами, так и структурными подразделениями общероссийской спортивной федерации. Реализация указанного Федерального закона упрощает создание и аккредитацию региональных и общероссийских спортивных федераций;
- Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 76-ФЗ дополняет часть 2 ст. 8 Федерального закона пунктом 5, предусматривающим в качестве одного из правомочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации участвовать в осуществлении пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
- Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 412-ФЗ направлен на совершенствование системы подготовки спортсменов и спортивного резерва в Российской Федерации и обеспечение подготовки спортсменов высокого класса, в т.ч. для спортивных сборных команд страны. В этих целях Федеральный закон N 412-ФЗ предусматривает введение федеральных стандартов спортивной подготовки, обеспечивающих единство основных требований к условиям и результатам реализации программ спортивной подготовки по каждому виду спорта на всей территории Российской Федерации. Согласно принятым нормам спортивная подготовка осуществляется физкультурно-спортивными организациями и образовательными учреждениями на основании государственного (муниципального) задания или договора оказания услуг по спортивной подготовке. Федеральным законом N 412-ФЗ определяются права и обязанности участников спортивной подготовки, а также права общероссийских и региональных спортивных федераций при осуществлении общественного контроля за соблюдением требований федеральных стандартов спортивной подготовки. Реализация Федерального закона N 412-ФЗ будет способствовать повышению эффективности системы подготовки спортсменов высокого класса, а также установлению единых требований к данной деятельности на основе федеральных стандартов спортивной подготовки на всей территории Российской Федерации.
Кроме того, Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 413-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 26 и 26.1 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, выразившееся в использовании в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода независимо от согласия спортсмена, либо в содействии в использовании спортсменом или в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Административная ответственность в виде дисквалификации может быть применена к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта. Федеральный закон N 413-ФЗ предусматривает, что протоколы об указанных административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Дела об указанных административных правонарушениях должны рассматриваться судьями. Одновременно Федеральный закон N 413-ФЗ вносит изменения в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части установления полномочий общероссийской антидопинговой организации по передаче в орган, уполномоченный составлять протоколы об указанных административных правонарушениях, сведений о возможном нарушении антидопинговых правил, а также об обстоятельствах, имеющих значение для привлечения виновных лиц к ответственности, в т.ч. для применения административного наказания.
Нельзя также не отметить, что Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" спортивным федерациям как социально ориентированным некоммерческим организациям в области физической культуры и спорта предусмотрена возможность оказания финансовой поддержки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, которой определяются цель, задачи и основные направления реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта на период до 2020 года.
Как видно, с принятием Федерального закона законотворческая работа не закончилась, и на сегодняшний день осталось еще много нерешенных проблем. Предстоит дальнейшее совершенствование отдельных положений Федерального закона и других нормативных правовых актов с учетом современных потребностей нормального функционирования и эффективного развития отрасли.
Так, в настоящее время Минспорттуризмом России одобрена Система мер по социальной защите спортсменов, тренеров и других специалистов в области физической культуры и спорта, в т.ч. путем усиления адресной социальной помощи выдающимся российским спортсменам, закончившим спортивную карьеру; осуществляется совместная с другими органами исполнительной власти работа над ее реализацией. В рамках данной Системы мер предстоит разработать и принять комплекс федеральных законов, направленных, в частности, на создание дополнительных возможностей и преференций в области образования, профессиональной переподготовки и трудоустройства, медицинского обслуживания и страхования, социально-бытового обеспечения, пенсионного обеспечения и др.
Этот комплекс мер требует дополнительных средств, поэтому одной из составляющих Системы мер являются разработка и принятие изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в части введения целевых отчислений от всех подпадающих под данный Закон игр, в т.ч. в отношении букмекерских контор и тотализаторов, для финансирования социальной поддержки спортсменов и установления обязательных нормативов по размерам данных целевых отчислений, а также в части урегулирования интеллектуально-коммерческих игр, в т.ч. предусматривающих целевые отчисления от интеллектуально-коммерческих игр для финансирования социальной поддержки спортсменов и установления обязательных нормативов по размерам данных целевых отчислений. Немаловажная роль в принятии данных поправок принадлежит в т.ч. Министерству финансов РФ.
Это также связано с тем, что в связи с выведением спортивного покера из Всероссийского реестра видов спорта в настоящее время существует пробел в нормативном правовом регулировании деятельности по организации и проведению интеллектуально-коммерческих игр, что негативно отражается на их функционировании в стране.
Россия - одна из первых стран, признавших карточную игру "покер" видом спорта. Приказом Росспорта от 26 июня 2007 г. N 378 на основании заявления Общероссийской общественной организации "Федерация спортивного покера России" вид спорта "спортивный покер" был введен во Всероссийский реестр видов спорта со спортивными дисциплинами "омаха", "семикарточный стад-покер" и "техасский холдем". С тех пор покер стал относиться к спортивным играм наряду, скажем, с шахматами, бильярдом, карточной игрой "бриджем" и др. Таким образом, покер уже был признан государством спортивной игрой, полезной и интеллектуальной <3>.
<3> См. об этом: Алексеев С.В. Правовой статус спортивного покера в России // Спорт: экономика, право, управление. 2009. N 2. С. 3 - 6; Алексеев С.В. Покер как интеллектуальная спортивная игра: становление и развитие в России // ПолитЭкономика. 2009. N 2.
Согласно действующей типологии игр все игры классифицируются на:
I) игры атлетические/силовые (футбол, хоккей, теннис и др.), где результат игры зависит в основном от атлетических способностей игроков;
II) игры интеллектуальные (шахматы, шашки, бридж, турнирный покер, нарды, домино и др.), где результат игры зависит в основном от интеллектуальных способностей игроков и которые, в свою очередь, делятся на:
- игры интеллектуально-спортивные (шахматы, шашки, бридж и др.);
- игры просто интеллектуальные, спортом не являющиеся (турнирный покер, нарды, домино и др.);
III) стоящие особняком игры азартные (рулетка, блек-джек, орлянка), результат которых зависит в основном от случая, везения, фарта.
20 июля 2009 г. в связи с тем, что игорные заведения, организующие азартные игры, в связи с законодательным запретом их деятельности после 1 июля 2009 г., за исключением 4 специальных зон, стали пытаться камуфлировать азартную деятельность под вывесками "спортивный покерный клуб", Министр спорта, туризма и молодежной политики РФ подписал Приказ N 517, согласно которому турнирный покер был исключен из Всероссийского реестра видов спорта <4>.
<4> В Российской Федерации некоторые карточные игры продолжают иметь статус вида спорта, например бридж. На основании Приказа Федерального агентства по физической культуре и спорту от 08.08.2005 N 475 Лига спортивного бриджа имеет государственную аккредитацию по виду спорта "спортивный бридж" // СПС "КонсультантПлюс".
Однако из этого не следует, что турнирный покер, который официально признавался на протяжении 2 лет спортом, стал азартной игрой. Покер выведен из состава спортивных игр, и только. В этой связи следует согласиться с заключением Министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации В.Л. Мутко, в интервью "Газете.Ru" 07.06.2011 справедливо констатировавшего, что "покер сегодня не запрещенный вид деятельности, невключение в реестр видов спорта не является запретом. Просто он должен развиваться по другим законам" <5>. Действительно, с юридической точки зрения покер остается интеллектуальной и полезной просто социальной игрой наряду, скажем, с преферансом, домино, нардами, также спортом не являющимися.
<5> URL: http://www.gazeta.ru/interview/nm/s3636681.shtml; http://minstm.gov.ru/press-centre/news/xPages/entry.5846.html; http://minstm.gov.ru/press-centre/interview/xPages/entry.5851.html.
Следует отметить, что российскими судами неоднократно давалась однозначная оценка интеллектуально-коммерческих игр как игр, не основанных на риске, а соответственно, не являющихся азартными <6>.
<6> См., например: Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 11.07.2005 N А31-9182/1, ФАС Дальневосточного округа от 14 декабря 2005 г. N Ф03-А24/05-2/3962 // СПС "КонсультантПлюс".
В некоторых странах, в частности в Литве, Украине, Казахстане и др., турнирный покер уже не первый год продолжает быть официально признанным интеллектуальным видом спорта. В начале 2012 г. Министерство спорта Бразилии официально признало покер спортивной игрой. Поспособствовала этому конфедерация техасского холдема Бразилии, которая теперь является главной по покеру в стране. В реестр видов спорта на официальном сайте Министерства попали холдем, омаха, семикарточный стад, разз и другие покерные дисциплины. В 2016 г. состоятся Олимпийские игры по интеллектуальным видам спорта, Бразилия является кандидатом на их проведение.
Требует совершенствования правовой статус спортивных федераций, в т.ч. в части оптимизации их взаимодействия с органами управления физической культурой и спортом. Основным недостатком в сфере регулирования и управления деятельностью общероссийских и региональных спортивных федераций, влияющим на результаты выступления российских спортсменов, являются слабые управленческие возможности органов государственного управления, не в полной мере скоординированные действия Минспорттуризма России, Олимпийского комитета России и общероссийских спортивных федераций.
Президентом Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в Казани 26 марта 2010 г. было поручено Правительству Российской Федерации разработать комплекс мер по совершенствованию системы управления спортом высших достижений и обеспечить их реализацию.
В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 8 апреля 2010 г. N Пр-996 по итогам указанного заседания Совета при Президенте Российской Федерации Минспорттуризм России совместно с Комиссией по спортивному праву Ассоциации юристов России разработал проект Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - законопроект), направленный на совершенствование системы управления спортом высших достижений.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части совершенствования деятельности общероссийских спортивных федераций, конкретизации их прав и обязанностей, а также ответственности за развитие соответствующих видов спорта и подготовку спортивных сборных команд Российской Федерации, достижение ими высоких спортивных результатов на международных официальных спортивных мероприятиях.
Кроме того, законопроектом предусматривается разграничение сфер ведения Минспорттуризма России и органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации, совершенствование вопросов кадровой политики в области физической культуры и спорта.
Законопроект направлен также на уточнение понятийного аппарата Федерального закона, устранение имеющихся пробелов в законодательстве Российской Федерации в области физической культуры и спорта, централизацию управления сферой физической культуры и спорта.
В настоящее время законопроект находится в стадии принятия в Государственной Думе.
Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи, Комитет Совета Федерации по социальной политике, Минспорттуризм России совместно с Комиссией по спортивному праву Ассоциации юристов России продолжают работу по анализу практики применения законодательства и подготовке предложений по совершенствованию деятельности общероссийских и региональных спортивных федераций.
Разработка всех рассмотренных нововведений и инициатив невозможна без применения научного инструментария, использования современных достижений теории спортивного права. "Научная основа - единственно верный камертон правотворческой и законодательной деятельности" <7>.
<7> См.: Крашенинников П.В. Спортивное право, которое нужно всем: вступительная статья к учебнику: Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2005, 2007. С. 8 - 9.
Наука спортивного права предполагает изучение закономерностей правового регулирования физкультурно-спортивных отношений, а также генерацию новых знаний в данной области. Результатом является формирующееся учение о спортивном праве - специфическая система взаимосвязанных и взаимосогласованных понятий, взглядов, выводов, суждений, идей, концепций и теорий <8>.
<8> Алексеев С.В. Указ. соч. С. 141.
Учитывая сказанное выше и многое другое, сегодня можно с удовлетворением и уверенностью констатировать, что в структуре современного права сформирована комплексная отрасль - спортивное право, что позволяет решить, в частности, следующие задачи:
- придать системе управления спортивным движением оптимальную управляемость, целенаправленность и гарантированность;
- создать условия для разработки долговременной программы развития этой системы;
- более четко формулировать, юридически выражать и закреплять, а также обеспечивать претворение в жизнь основных норм и принципов спортивного движения;
- охватить единым нормативным регулированием спортивные отношения как с учетом уже достигнутой общности в их правовом регулировании, так и сохраняющихся различий, обусловленных многообразием национальных спортивных законодательств;
- систематизировать и кодифицировать обширный нормативно-правовой массив, обеспечивающий спортивную сферу, в значительной мере преодолеть пробелы в правовом регулировании физкультурно-спортивного движения. Это позволит одновременно существенно обновить и обогатить соприкасающиеся со спортивным правом правовые структуры;
- предупредить, а в случае возникновения повысить эффективность разрешения в рассматриваемой сфере спортивных споров;
- активизировать и сделать более целеустремленной научную разработку актуальных спортивно-правовых проблем, включая и научную концепцию развития спортивного права;
- способствовать улучшению подготовки в юридических вузах кадров для работы в государственных и коммерческих структурах, обслуживающих сферу физической культуры и спорта, а также совершенствованию правового обучения студентов в учреждениях олимпийского образования, физкультурных, педагогических и других неюридических вузах, готовящих специалистов для физкультурно-спортивной сферы.
Одним из важнейших механизмов развития современной науки спортивного права и совершенствования спортивного законодательства является взаимодействие и сотрудничество теории и практики, в частности Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России с Минспорттуризмом России, Комитетом Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи, Комитетом Совета Федерации по социальной политике. Это способствует обмену положительным опытом научно-практической юридической и законотворческой работы в различных областях спортивного движения, формированию научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию спортивного законодательства. В том числе может способствовать систематизации и кодификации нормативно-правового массива, обеспечивающего спортивную сферу, в значительной мере поможет преодолеть пробелы в правовом регулировании спортивных отношений, а также одновременно обновить и обогатить смежные и сопутствующие спортивному праву направления юриспруденции.
Не сомневаемся, что укрепление взаимодействия и сотрудничества Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России с Минспорттуризмом России, Комитетом Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи, Комитетом Совета Федерации по социальной политике и другими профильными организациями управления спортивным движением будет максимально эффективно способствовать становлению и развитию российского и международного спортивного права и законодательства, его последовательному внедрению в практику отечественного и мирового спорта, что в, свою очередь, будет способствовать:
- созданию эффективного механизма правового регулирования спортивного движения, основанного на теории российского и международного спортивного права;
- укреплению правового сознания и правового порядка в сфере спорта;
- динамичному развитию российского и международного спортивного движения, новым большим спортивным успехам, победам и рекордам;
- претворению в жизнь олимпийских идей и принципов;
- укреплению мира и международного сотрудничества между народами;
- удержанию и приумножению завоеванных Россией позиций в мировом спорте, сохранению статуса великой спортивной державы;
- а также даст возможность в XXI веке полностью реализовать огромный социальный потенциал спорта и физической культуры на благо современного общества.
Спортивное право представляется комплексной правовой отраслью, представляющей собой общность норм права, которые регулируют отношения в обществе, которые складываются в сфере спорта и физической культуры.
Источник спортивного права
На практике традиционно отрасль, а часто и правовая подотрасль, обладает системообразующим правовым актом, представляемый кодексом или иным федеральным законом, вокруг которого образуется целая система этой правовой отрасли или правовой подотрасли. В области физической культуры и спорта таким в настоящий момент представляется Федеральный закон от 04.12.2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Предмет и метод спортивного права
Основания для разделения права на отрасли представляются:
- Предметом;
- Методом.
Определение 1
Предметом спортивного права признаны отношения в обществе, которые выделены собственной однородностью и отрегулированные нормами конкретной отрасли спортивного права.
Методом спортивного права признается способ регулятивного влияние на предмет, приемы регулирования специфического типа.
В этой связи формирование конкретных правовых отраслей осуществляется не произвольно, а как следствие откола отделенной группировки отношений в обществе, которые представляют предмет, и формирование особенного регулятивного режима, который представляет методику правового урегулирования.
В науке права есть множество различных взглядов на метод правового регулирования спортивного права. Так, некоторые исследователи отличают общеправовые методы, представляемые запретами, предписаниями, дозволениями и пр., применяемые в каком-либо сочетании в отрасли спортивного права; а так же межотраслевые, представляемые договорными, методом возмещения ущерба и пр., являющийся характерными для некоторых отраслей.
В спортивном праве определяются отраслевые методы:
- применение средств физической культуры и спорта для профилактики заболеваний и складывания здорового образа жизни населения государства, различном физическом усовершенствовании граждан;
- обеспечения доступа для всех слоев населения к занятиям спортом и физической культурой;
- применение спорта и физической культуры в форме средства подготовки к воинской службе и производственной деятельности, а также для профилактики наркомании, алкоголизма преступности и множество иных отраслевых методов.
В связи с этим, специфический предмет и метод представляются важнейшими условиями отделения одной правой отрасли от иной. Если же в науке образуется полемика, имеющая связь с образованием новой отрасти, то сущностью этого спора, прежде всего, будет являться обособление предмета данной отрасли от смежных и вычленение особенностей методики правового урегулирования.
Система спортивного права
Правовая наука рассмотрела правовую систему в образе объективной реальности. Обоснованной научно, грамотно структурированная правовая система оказывает помощь в его развитии, являясь ориентиром для законодателя. Обладая объективной основой, представляемой реально существующими общественными отношениями, эта система обретает научное осмысление, то есть оценку субъективного типа, в трудах правоведов-ученых. Тут могут быть возможными разнообразные точки зрения. При устроении «своих» правовых систем одна часть исследователей отстаивает необходимость в соблюдении предметной чистоты отрасли, другая же привлекает наиболее обширные комплексы. В правовой литературе не утихает спор в отношении обоснованности отделения новых элементов правовой системы.
Согласно главенствующему в юридической науке мнению принято выделение базовых, специальных и комплексных правовых отрасли. В соответствии с мнением С.С. Алексеева, весь нормативный материал собирается изначально в «базовые, профилирующие» отрасли, к каковым относят отрасли административного, конституционного, уголовного и гражданского права и соответственные отрасли процессуального права, позже в специализированные отрасли, такие как, земельное, трудовое, финансовое право и пр. и, как итог, в отрасли комплексного типа, для которых «характерным является соединение разнородных институтов специальных и профилирующих отраслей».
Алексеев С.С. полагает, что «комплексные правовые отрасли являются такими общностями правовых норм, которые реальным образом объективировались в системе права и которые, не нарушая основной правовой структуры права, существуют в образе вторичных образований права».
В данной связи система российского права содержит образования комплексного характера, к примеру, конкурентное, маркетинговое, банковское, приватизационное, биржевое, конкурсное, сервисное, страховое, спортивное право.
Свидетельством специализации и разветвления права в современном времени могли служить и подобные направления юриспруденции, как избирательное, парламентское, лицензионное, бюджетное, валютное, внешнеэкономическое, горное, служебное, церковное, образовательное, транспортное, градостроительное, корпоративное право. В линейке таких нормативно-правовых структур содержится и спортивное право. Эти образования представляются комплексными в связи с тем, что включенные в них нормы не имеют связи единым методом и механизмом урегулирования. Практически все они прописаны в основных правовых отраслях.
Нормы спортивного права можно абсолютно четко разделить по следующим основным правовым отраслям, как:
- Гражданское;
- Трудовое;
- Предпринимательское;
- Финансовое;
- Административное;
- Международное;
- Уголовное;
- Процессуальное.
Таким образом, в последний временной период происходит некоторое удвоение правовой структуры, которое целиком согласовано с философскими представлениями, касаемо возможностей объективации какого-либо явления в нескольких скрещивающихся структурах, о существовании иерархичности структурных образов. С данной точки зрения спортивное право в образе обособленной группировки норм может рассматриваться в форме комплексного образования, в котором посредством введения общих понятий, приемов, институтов и принципов урегулирования соединяется нормативный разнородный материал.
Это является доказательством того, что с высоты принципов устроения правовой системы России о спортивном праве можно вести разговор как о комплексной правовой отрасли.
Замечание 1
С точки зрения учебной дисциплины спортивное право России представляется полностью самостоятельным предметом, который охватывает сферу своеобразных, пронизываемых органичной единственностью и взаимно связанных отношений в обществе и соответствующей нормативной базой, отличающейся многообразностью и сложностью подлежащих изучению норм и институтов.
Физическая культура и спорт представляются одной из общепризнанных отраслей деятельности человека, которая так же, к примеру, как и сельскохозяйственная деятельность, потребовала специфическое правовое осмысление и регулирование.
Спортивное право
С. В. Шарапова
Шпаргалка
Информация о книге
УДК 796-051:34(075.8)
Шарапова С. В.
Данное пособие не является альтернативой учебнику, но станет незаменимым помощником для студентов в закреплении изученного материала при подготовке к сдаче зачета и экзамена.
УДК 796-051:34(075.8)
© Шарапова С. В., 2015
© ООО «РГ-Пресс», 2015
1. Проблемы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации
Согласно Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р) развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Однако уровень развития физической культуры и спорта не соответствует общим положительным социально-экономическим преобразованиям в Российской Федерации. При этом расходы государства на занятия граждан физической культурой и спортом являются экономически эффективным вложением в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни граждан России. Таким образом, перед сферой физической культуры и спорта стоят глобальные вызовы и задачи, решение которых требует современных подходов.
В середине первого десятилетия XXI в. в сфере физической культуры и спорта России возник комплекс проблем. Первой явилось ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения. Большинство граждан не имеют возможности систематически заниматься физической культурой и спортом. Второй проблемой является отсутствие эффективной системы детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд страны.
Третьей проблемой является усиление глобальной конкуренции в спорте высших достижений. За последние годы значительно возросла конкуренция на международной спортивной арене, и особенно это проявляется на Олимпийских играх, где ведущие мировые державы стремятся использовать весь экономический и политический потенциал для успешного выступления спортсменов. Завоевание высших спортивных наград – одна из самых предпочтительных возможностей для всех стран заявить о себе на международном уровне. Высокие спортивные результаты – это отражение социально-экономического развития страны. Для достижения поставленных целей в спорте требуется использование всего потенциала государства, включая экономику, науку, человеческий и ресурсный капитал. Спортивные победы способствуют созданию положительного имиджа страны на международной арене. Четвертая проблема – значительное отставание от ведущих спортивных держав в развитии и внедрении инновационных спортивных технологий.
Целью Стратегии является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта.
2. Физическая культура и спорт как сфера правового регулирования
Физическая культура – часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития. Спорт – сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним.
Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 30, разработана в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы», утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 02.01.2014 № 2-р. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, отмечается, что переход от экспортно-сырьевой модели экономического роста к инновационной модели связан с формированием нового механизма социального развития, основанного на развитии человеческого потенциала России. Среди основных приоритетов социальной и экономической политики (2013–2020 гг.) указывается распространение стандартов здорового образа жизни. Важный вклад в формирование здорового образа жизни должно внести создание условий для занятий физической культурой и спортом различных групп населения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 № 1101-р утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Она нацелена на определение направлений реализации государственной политики, предусматривающей создание для граждан страны условий, позволяющих им вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также на повышение конкурентоспособности российского спорта. Приоритетные вопросы развития физической культуры и спорта закреплены в стратегиях социально-экономического развития федеральных округов.
Спорт стал не только заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, состояние здоровья населения и успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации.
3. Понятие спортивного права
Спортивное право – отрасль российского права, регулирующая общественные отношения в сфере физической культуры и спорта.
Предметом спортивного права являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией субъектами спортивного права своих прав и обязанностей в сфере физической культуры и спорта.
Объектом спортивного права является физическая культура и спорт.
Субъектами спортивного права являются граждане (физические лица), юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.
Принципами спортивного права являются:
Обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения;
Единство нормативной правовой базы в области физической культуры и спорта на всей территории Российской Федерации;
Сочетание государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта;
Установление государственных гарантий прав граждан в области физической культуры и спорта;
Запрет на дискриминацию и насилие в области физической культуры и спорта, на противоправное влияние на результаты официальных спортивных соревнований;
Обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
Соблюдение международных договоров Российской Федерации в области физической культуры и спорта;
Содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите;
Взаимодействие федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления со спортивными федерациями;
Непрерывность и преемственность физического воспитания граждан, относящихся к различным возрастным группам;
Содействие развитию всех видов и составных частей спорта, в том числе детско-юношеского спорта, школьного спорта и студенческого спорта, с учетом уникальности спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры, основанной на добровольной деятельности его субъектов.
4. Источники спортивного права
Источники спортивного права – это нормативные правовые акты, содержащие нормы спортивного права.
К источникам спортивного права относятся:
Конституция РФ;
Федеральные законы;
Указы Президента РФ;
Постановления Правительства РФ;
Международные договоры, межгосударственные соглашения.
Законодательство о физической культуре и спорте основывается на Конституции Российской Федерации. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Конституция РФ в ряде своих статей закрепляет основополагающие положения и принципы спортивного права. Конституция РФ в ч. 2 ст. 41 устанавливает, что в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Законодательство о физической культуре и спорте и состоит из Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте.
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области физической культуры и спорта, не могут противоречить Федеральному закону от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Источниками спортивного права являются указы Президента РФ, например, указ Президента РФ от 28.07.2012 № 1058 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта», указ Президента РФ от 24.03.2014 № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе “Готов к труду и обороне” (ГТО)»; а также постановления Правительства РФ, например, постановление Правительства РФ от 18.04.2014 № 353 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований», постановление Правительства РФ от 21.01.2015 № 30 «О федеральной целевой программе “Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы”».
По вопросам деятельности в области физической культуры и спорта принимаются муниципальные правовые акты.
5. Международное законодательство в области спортивного права
Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», применяются правила международного договора Российской Федерации.
Международная хартия физического воспитания и спорта принята в Париже 21.11.1978 на 20-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Хартия устанавливает, что занятие физическим воспитанием и спортом – основное право каждого человека. Каждый человек обладает основным правом на доступ к физическому воспитанию и спорту, необходимым для развития его личности. Право развивать физические, интеллектуальные и нравственные способности посредством физического воспитания и спорта должно быть гарантировано как в рамках системы образования, так и в других аспектах общественной жизни. Спортивные состязания, содержащие зрелищные элементы, должны оставаться, в соответствии с олимпийским идеалом, на службе воспитательного спорта, высшим проявлением и примером которого они являются. Он должен быть свободен от коммерческого влияния, основанного на стремлении к наживе. Физическое воспитание и спорт являются важным элементом непрерывного образования в общей системе образования.
Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте заключена в Париже 19.10.2005. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию (Федеральный закон от 27.12.2006 № 240-ФЗ). Цель Конвенции в рамках стратегии и программы деятельности ЮНЕСКО в области физического воспитания и спорта заключается в содействии предотвращению применения допинга в спорте и борьбе с ним в интересах его искоренения. Конвенция закрепила следующие обязанность для государств-участников: принимать на национальном и международном уровнях надлежащие меры, соответствующие принципам Всемирного антидопингового кодекса; поощрять все формы международного сотрудничества, направленного на обеспечение защиты спортсменов, соблюдение этических принципов в спорте и совместное использование результатов исследований; содействовать международному сотрудничеству между государствами-участниками и ведущими организациями в области борьбы с допингом в спорте, в частности сотрудничеству со Всемирным антидопинговым агентством.
Также важное место в международном законодательстве в области спорта занимают такие документы, как Европейская спортивная хартия, Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий, в частности, во время футбольных матчей; Декларация об основных принципах оказания помощи в спортивной медицине.
6. Субъекты в области физической культуры и спорта
К субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации относятся:
Физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, студенческие спортивные лиги, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;
Спортивные федерации;
Образовательные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта;
Оборонные спортивно-технические организации;
Научные организации, осуществляющие исследования в области физической культуры и спорта;
Олимпийский комитет России;
Паралимпийский комитет России;
Сурдлимпийский комитет России;
Специальная олимпиада России;
Российский студенческий спортивный союз;
Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подведомственные этим органам организации;
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;
Профессиональные союзы в области физической культуры и спорта;
Граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы (спортивные команды), зрители, спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта в соответствии с перечнем таких специалистов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.