13 субъекты административно правовых отношений. Как соотносятся понятия «субъект административного права» и «субъект административно-правового отношения»
Субъектом в любой отрасли права выступает физическое лицо, организация, группа людей, которых можно прямо назвать носителями определенных правил обязанностей. Ими они наделяются в результате деятельности общества. Все права отмечены в правовых актах. Субъекты принимают активное участие в жизни общества, коллектива и всей страны.
Понятие
Участником выступает физическое лицо или организация, которые наделены управленческой правовой способностью. Между правами субъекта административного права и участниками административного правоотношения существует четкая грань отличия. Если рассматривать это ограничения с юридической точки зрения, то не каждый участник управленческого права может стать полноценным участников административного правоотношения.
К субъектам последнего нельзя отнести лица, которые осуществляют свою управленческую правоспособность при помощи их законных представителей. Для субъекта управленческого правоотношения характерно право обладания административной правосубъектностью.
На видео – понятие и виды субъектов административного права:
Признаки
Несмотря на то, что участником могут стать не только физические лица, но и ряд других объединений, организации, каждый из них обладает своими характерными отличительными особенностями. В общем, признаки субъектов состоят в следующем:
- Каждый из участников управленческого права имеет возможность и способность реализовывать свои права и законные обязанности в области государственного управления или административной правосубъектностью.
- Участникам представлена возможность принимать участие в отношениях, формирующихся в сфере административного права.
- Субъекты наделены внешней независимостью относительно осуществления своих прав и обязанностей в области государственного управления.
Что собой представляют , подробно указано в данной статье.
Какие они традиционные субъекты международного права, можно понять прочитав данную
Виды и классификация
На сегодняшний день субъекты АП имеют различную классификацию. Поэтому отсутствует однозначный и системный подход к решению проблемы. Но чаще всего при определении видов субъектов АП пользуются информацией, согласно которой они подразделяются на коллективные и индивидуальные.
Индивидуальные
В эту группу субъектов целесообразно отнести физических лиц, которые обладают административно правосубъективностью и возможностью состоять в административно-правовые отношения от своего имени. Цель такого вступления – это представления своих индивидуальных интересов или интересов других людей, используя полномочия, которыми субъект наделен по закону.
В группу индивидуальных субъектов можно отнести следующие группы:
- граждане РФ;
- иностранные граждане;
- лица, не имеющие гражданства.
К основным особенностям индивидуальных участникам управленческого права можно отнести:
- Отношение между участника контролируются нормами рассматриваемого права.
- Отношения между индивидуальными участниками и участниками исполнительной власти должны быть постоянно уравновешены.
- Правоспособность у отдельных лиц наступает в момент их рождения.
- Разные люди обладают различной правоспособностью, отличной по объему.
Согласно законодательству имеются определенные обстоятельства, при наличии которых административно-правовой статус индивидуальных участников может быть ограничен:
- Чрезвычайные обстоятельства, к которым можно отнести массовые беспорядки, стихийные бедствия.
- При несовместимости с общественно полезной деятельностью.
- При невозможности гарантировать государственную безопасность.
- Выполнение неправомерных деяний.
Коллективные
Под коллективными субъектами понимают отдельные, организованные и независимые группы, которые наделяются правами вступать в сотрудничество с остальными участниками. В результате такого сотрудничества они становятся единым целым.
Группа людей, собравшаяся в коллектив, обладает определенными интересами. Вся деятельность коллектива осуществляется с учетом закона, а для его управления созданы отдельные механизмы. Коллективное объединение в административно-правовом сотрудничестве выступает от своего имени, за ним предусмотрены конкретные обязанности, предоставляются права.
Но, несмотря на это, коллективное объединение обезличивает определенных людей. По этой причине никакие изменения в личном составе не оказывают влияние на его название, правовое положение, а еще не отражается на его участии в правом процессе.
Коллективные участники административного правового процесса – это организации, сформированные физическими лицами. Количество людей здесь неограниченное. Они имеют свои органы управления и отдельное имущество.
Орган, который выполняет обязанности по оперативному регулированию организации, является администрация. На нее возложена управленческая функция внутри объединения. Администрация – это участник управления к починенным органам и работникам. Если рассматривать администрацию во внешних административно-правовых отношениях, то там она является объектом управления общественных органов исполнительной власти.
Организация – это еще один вид коллективных субъектов. Она формируется для реализации конкретных задач: производство имущественных и духовных благ, осуществление законных прав и интересов ее участников.
Под организацией понимают совокупность людей, которая выполняет деятельность, направленную на осуществление конкретных целей и совершаемую по обозначенным правилам.
К признакам организации можно отнести:
- совокупность людей;
- реализация деятельности согласно установленным целям;определение задач организации;
- имеется основной вид деятельности;
- соответствующие правила функционирования;образование структуры;все компетенции и должности установлены по правовым нормам.
Для тех кто хочет понимать об , стоит прочесть данную статью.
Будет важно знать, что такое
Участники АП – это важный элемент в становлении управленческого права. Благодаря им становится возможность регулировать отношения в сфере АП. Субъекты имеют право объединяться в группы, создавая так называемые коллективы. Внутри организаций присутствуют свои механизмы управления и правовые обязанности. Вступать или выходить из сообщества каждый гражданин может совершенно свободно.
Административное правоотношение имеет определенную структуру. Ее элементами являются: субъекты (участники); объект (то, по поводу чего возникли отношения); содержание правоотношения.
Субъектом права является участник общественных отношений которого юридическая норма наделила правами и обязанностями. Он обладает двумя признаками: во-первых, социальным (участие в общественных отношениях в качестве обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю, повелевшего, персонифицированного субъекта); во-вторых, юридическим (признание правовыми нормами его способности быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правоотношениях).
В общей теории права распространено мнение, что всех субъектов права можно поделить на две группы: граждане и организации. Критерий деления представляется вполне обоснованным, а названия обеих групп - неудачными, так как они неточно отражают круг участников правоотношений, не учитывают их огромного многообразия.
В науке административного права обычно говорят об индивидуальных и коллективных субъектах. С понятием «гражданин» связана определенная совокупность прав и обязанностей. Но индивид может быть и студентом, и военнослужащим, и поднадзорным, т. е. иметь различный круг прав и обязанностей, предусмотренных административно-правовыми нормами. Эти наслоения на правовой статус граждан рассматриваемый термин отразить не может. Поэтому лучше назвать первую группу «индивидуальные субъекты административного права». Понятие «гражданин» отражает их общую административную правосубъектность, а понятие «студент» («военнослужащий» и т.д.)- специальную. Что же касается другой группы субъектов, то, кроме организаций, она включает и их структурные подразделения (цех, отделение связи, факультет), и их трудовые коллективы. Поэтому именовать вторую группу «коллективными субъектами» административного права правильнее, такое название более точно отражает состав этой общности и критерий классификации.
Цель работы – обозначить круг субъектов административного права и выяснить степень их взаимодействия.
Задачи работы:
v Дать понятие субъекта административного права;
v Обозначить виды субъектов административном праве;
v Перечислить предусмотренные законом субъекты административного права;
- Граждане как субъекты административного права
- Общественные объединения как субъекты административного права
- Органы исполнительной власти как субъекты административного права
- Государственные служащие как субъекты административного права
v Сделать заключение, что именно представляет из себя система субъектов административного права.
§ 1. Понятие и система субъектов административного права
Итак, под субъектом административного права понимается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих отношений. Круг таких субъектов многообразен. Главное, что объединяет их - эго обладание ими особым юридическим качеством, а именно административной правоспособностью.
Административная правоспособность - проявление общей правоспособности, т.е. установленной и охраняемой государством правовыми нормами возможности данного субъекта (гражданина, исполнительного органа и т.п.) вступать в различного рода правовые отношения. Это — способность приобретать соответствующий комплекс юридических обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию. Следовательно, правоспособность является предпосылкой возникновения правовых отношений с участием данного субъекта. Для возникновения административно-правовых отношений такой предпосылкой является административная правоспособность, выражающаяся в определяемой административно-правовыми нормами возможности данного субъекта приобретать административно-правовые обязанности и права и нести юридическую ответственность за практическую их реализацию в сфере государственного управления.
Административная правоспособность в своей сущности определяется особенностями указанной сферы. Соответственно каждый, ‘кто нормами административного права наделен обязанностями и правами в этой сфере, рассматривается в качестве субъекта административного права. Характерным для них свойством является возможность быть участником конкретных административно-правовых отношений, но не само это участие. Следовательно, говоря о субъектах административного права, необходимо иметь в виду прежде всего не их перечень, а основные позиции, характеризующие административно-правовой статус каждого из них.
Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.
Административно-правовой статус индивидуального субъекта - это правовое положение личности в ее отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами государственного и административного права. Он является составной частью общего правового статуса гражданина. Права и обязанности личности, о которых говорится в административно-правовых нормах, производны от конституционных и часто конкретизируют последние.
Коллективные субъекты - это организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделенные правами выступать в отношениях с другими субъектами как единое целое, персонифицированно. Коллектив, как правило, объединен каким-то интересом, целью, он функционально дифференцирован, действует на законном основании, имеет свои механизмы управления, в нем определены роли каждого. Коллективное образование в административно-правовых отношениях, с одной стороны, действует от своего имени, на него, как на определенную целостность, возлагаются обязанности, ему предоставляются права, а с другой-обезличивает конкретных людей. Поэтому изменения в личном составе коллектива не влияют на его название и правовое положение. Например, личный состав органа исполнительной власти (кафедры, отделения ГАИ) может полностью измениться, но на его полномочиях это не отразится.
В зависимости от степени организационной самостоятельности, целей и вытекающих отсюда обязанностей, правового положения в большой и сложной системе (типе) коллективных субъектов административного права можно выделить четыре класса:
1) организации;
2) структурные подразделения организаций;
3) трудовые и иные коллективы организаций и их структурных подразделений;
4) сложные организации.
Если же за основу деления взять такие критерии, как форма собственности и принадлежность к определенной системе, то можно говорить о следующих общностях: государственные, общественные, религиозные, частные и иные (смешанные, иностранные и др.) организации и их структурные подразделения.
Государственные организации как субъекты административного права: органы исполнительной власти (государственного управления); государственные предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т.п.); структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.
Негосударственные организации как субъекты административного права: общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.); трудовые коллективы; органы местного самоуправления; коммерческие структуры; частные предприятия и учреждения.
Лица и организации, являющиеся субъектами административного права, могут быть при соблюдении установленных административно-правовыми нормами условий субъектами административно-правовых отношений, В связи с этим закономерен вопрос о соотношении понятий «субъект административного права» и «субъект административно-правовых отношений». Внешне они совпадают, поскольку перечень и тех, и других одинаков. Существенные же различия пролегают в плоскости соотношения таких юридических категорий, как административная правоспособность и дееспособность.
Субъекты административного права становятся субъектами административно-правовых отношений тогда, когда они обладают практической способностью реализовать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений. Но для этого требуется, чтобы они были наделены административной дееспособностью. Налицо соотношение административно-правового статуса того или иного субъекта административного права (правоспособность) с процессом его практической реализации в условиях управленческой действительности (дееспособность). Дееспособность также является важнейшим элементом административно-правового статуса, наряду с правоспособностью.
На практике далеко не всегда возможно проведение четких граней между административной право- и дееспособностью, хотя условно можно утверждать, что они соотносятся как статическая и динамическая категории. Довольно часто они неразделимы, так как являются по существу двумя элементами единого административно-правового статуса. Это, в частности, относится к органам исполнительной власти, для которых они наступают одновременно, т.е. с момента образования и юридического закрепления их компетенции. В компетенции выражается их административная правоспособность. В ней определяются и полномочия данного органа по участию в административно-правовых отношениях, т.е. их дееспособность. Например, закрепленная в ст. 114 Конституции РФ компетенция Правительства и соответствующие ей полномочия одновременно отражают его право- и дееспособность как субъекта административного права.
Для органов управления способность участвовать в административно-правовых отношениях фактически является их прямой юридической обязанностью, ибо она есть основное средство реализации их компетенции, а следовательно, и правоспособности. Аналогично решается вопрос об административной дееспособности должностных лиц государственных предприятий и учреждений. ‘Однако существенная особенность последнего случая выражается в том, что административная дееспособность реализуется не самим предприятием или учреждением, а их администрацией, т.е. органом управления.
В качестве субъектов административного права можно рассматривать Российское государство, субъекты Федерации, государственные и негосударственные организации. В такой роли они являются носителями административной правоспособности. Однако в конкретных административно-правовых отношениях они непосредственно не участвуют. Административная дееспособность приходится на долю представляющих их органов исполнительной власти или управления в отличие от граждан, сочетающих в себе оба эти юридические качества.
Это означает, что субъектом административно-правовых отношений является, например, не республика, не край или область, не завод, не партия и т.п., а их органы управления.
Характерные для гражданско-правового регулирования обязанности и права предоставляются в соответствии с действующим законодательством предприятию (в его разновидностях) как юридическому лицу. Соответственно -администрация предприятия субъектом гражданской правоспособности не является. Однако именно она реализует его гражданско-правовую дееспособность. Такое специфическое соотношение административной и гражданской право- и дееспособности объясняется прежде всего тем, что предприятие не является государственным органом, тем более - органом государственного управления. Потому оно и не наделено управленческой компетенцией, составляющей основу административно-правового статуса. Оно и не может в силу этого быть непосредственным участником административно-правовых отношений, хотя является субъектом административного права. В равной мере с подобных позиций могут быть охарактеризованы и различного рода коммерческие структуры. Единственный их отличительный признак - административная право- и дееспособность - возникает с момента их государственной регистрации. Этот момент важен и для определения статуса общественных объединений как субъектов административного права и административно-правовых отношений.
Иногда административная право- и дееспособность не совпадают, что характерно для административно-правового статуса граждан как субъектов административного права и участников административно-правовых отношений: правоспособность возникает с момента рождения, а дееспособность, как правило, с 16 лет.
Приведенное деление субъектов административного права - наиболее распространенное в науке, но не единственное. Среди субъектов можно выделить тех, кто осуществляет, защищает публичные интересы и тех, кто реализует частные интересы. Очень близко к такой группировке примыкает деление субъектов по признаку наличия у них исполнительной власти, государственно-властных полномочий. Тогда первая группа - властные субъекты, отношения между которыми являются, как правило, внутриаппаратными, вторая группа - невластные субъекты, между ними не может быть административно-правовых отношений. Отношения властных и невластных субъектов являются внеаппаратными и могут быть административно-правовыми.
§ 2. Граждане как субъекты административного права
В условиях устойчивого гражданского общества и правового государства правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, здесь право и государство в лице своих органов и должностных лиц призваны быть на службе у общества, его членов. Высшая цель государства и права,как средства реализации государством своих задач и функций — обеспечение развития гражданского общества, охрана порядка и безопасности лиц его составляющих.
Различают субъект административного права и субъект административного правоотношения . Субъекты административного права определяются в нормах права как вообще граждане, общественные объединения, государственные организации, не государственные организации, предприятия учреждения, трудовые коллективы. Они могут в течение длительного времени не вступать ни с кем в административные правоотношения, то есть не становиться их субъектами.
Субъект правоотношения всегда конкретен. Субъекты административных правоотношений — это конкретные участники, стороны правоотношения, наделённые обязанностями и правами в сфере исполнительной власти и способные их осуществлять.
Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеются три условия:
- Административно-правовая норма, предусматривающая права, обязанности субъекта;
- Административная правоспособность и дееспособность субъекта;
- Основание возникновения изменения и прекращения правоотношений (юридический) факт.
Главной особенностью граждан как участников административных правоотношений является то, что оно выступают в качестве частных лиц, то есть реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти а не права государственных или не государственных организациях их должностных лиц поэтому административные правоотношения между гражданами и соответствующего органа наделенного государственно-властными полномочиями, могут складываться в связи:
— С реализацией гражданами принадлежащим им по закону прав в сфере исполнительной власти;
— С выполнением возложенных на граждан обязанностей в сфере исполнительной власти;
— С нарушением гражданами своих правовых обязанностей в этой сфере;
— С нарушением органами исполнительной власти или их должностными лицами прав и законных интересов граждан.
Основные права и обязанности граждан России в сфере исполнительной власти составляют часть прав свобод и обязанностей, закреплённых в Конституции РФ и конкретизированных в законах и других правовых актах.
На пример граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как не посредственно, так и через своих представителей (ст. 32).
Граждане России имеют право обращаться лично, а так же направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33).
Каждый, кто законно находится на территории России, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться (ст.27).
Также граждане имеют ещё целый ряд прав и обязанностей, которые закреплены в Конституции РФ и других законодательных актах.
В Кодексе об административных правонарушениях установлен определённый процессуальный порядок, который является важной гарантией законного и обоснованного привлечения граждан к административной ответственности за их не правомерные действия в сфере исполнительной власти. Например: Российская Федерация гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ст.45).
Административно-правовое положение граждан может быть различным. Оно определяется объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность. Чтобы приобрести права и нести обязанности в сфере исполнительной власти, то есть быть участником административных правоотношений, гражданин, как и другие субъекты административного права, должен располагать административной правоспособностью. Под ней понимается фактическая, обеспеченная государством возможность иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности административно — правового характера. Она возникает с момента рождения и прекращается с его смертью. Ст. 19 Конституции провозглашает равенство всех граждан перед законом и судом, что гарантируется государством.
Уголовный кодекс предусматривает в качестве меры наказания возможность лишения права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью в течение соответствующего срока, а также лишения воинского или специального звания.
Административная правоспособность является необходимым условием административной дееспособности , под которой понимается способность гражданина своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере исполнительной власти. Тем самым административная дееспособность выступает как способность гражданина реализовать соответствующую правоспособность.
Административная дееспособность , как правило возникает по достижении гражданином 18 -летнего возраста, а в ряде случаев — раньше, в частности с 16 лет.
Граждане, как правило, обладают равной административной дееспособностью, однако по состоянию здоровья некоторые из них могут быть признаны частично или полностью не дееспособными и неделиктоспособными. Дееспособные граждане могут осуществлять субъективные права и обязанности, вступив в конкретные административные правоотношения и быть стороной, обязанной выполнять требования, исходящие от органов исполнительной власти, или стороной, реализующей принадлежащие ей права. Конкретные административные правоотношения возникают как по собственной инициативе граждан, так и в порядке одностороннего волеизъявления другой стороны, наделенной конкретными полномочиями.
Вопрос о субъектах административного права является одним из важнейших, так как они выступают участниками , т. е. решают задачи и осуществляют функции исполнительной власти, координирующие, распорядительные, контрольно-надзорные полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, рассматривают дела о правонарушениях, совершаемых физическими и юридическими лицами в хозяйственной, налоговой, финансовой, таможенной сфере, строительстве, сфере общественного порядка и т. д.
Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти.
Субъект административного права — это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Таким образом, реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения. Поэтому последние являются основным каналом реализации административно-правовых норм.
Субъект административного права — это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по собственному желанию (усмотрению), либо в силу- обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой. Например, гражданин может оспорить принятое органом исполнительной власти постановление в суде, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может не оспаривать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, обязано защищать права и свободы граждан и в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению. Прокурор обязан при наличии достаточных оснований возбудить производство по делу об административном правонарушении; данное постановление является реализацией его правового статуса. Примеры реализации субъектами административного права своего правового статуса весьма и весьма многочисленны.
Субъекты административного права — реальные участники административно-правовых отношений, — обладая административно-правовым статусом, участвуют в организации публичного управления (государственного и муниципального), в управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах). Однако административно- правовой статус раскрывается и в отношениях между органами управления и гражданами, а также другими субъектами права. Следовательно, административно-правовой статус определяется правами, свободами, их гарантиями, обязанностями, правоограничениями, объемом ответственности.
В качестве принципиального положения следует отметить, что субъекты административного права могут реализовывать свой правовой статус в рамках следующих четырех крупнейших блоков возникающих правоотношений:
- в организационно-управленческом праве (отношения по общей организации управления в различных отраслях и сферах управления);
- управленческом процессе, т. е. в рамках использования управленческих процедур, подготовки и принятия правовых актов управления и применения иных административно-правовых форм и методов;
- административном процессе, т. с. в системе отношений по поводу обеспечения судебной зашиты прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц;
- административно-деликтном праве, т. е. в процессе отношений, возникающих при применении мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим правовые нормы.
В специальной литературе различаются индивидуальные и коллективные субъекты административного права.
Индивидуальными субъектами являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти лица не состоят в устойчивых, непрерывных организационных отношениях с органами исполнительной власти или публичного управления. Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, оспаривания в суде действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).
К индивидуальным субъектам административного права относятся также государственный служащий или должностное лицо. Они занимают государственные должности в государственных органах власти, находятся в устойчивых и непрерывных организационных отношениях с указанными органами; их статус одинаковым образом регламентирован нормативными правовыми актами; они осуществляют компетенцию государственных органов и имеют для этого соответствующие государствен- но-властные полномочия; выполняют действия и принимают решения от имени государственных органов (при этом они — индивидуальные субъекты права).
Коллективные субъекты административного права — это группы людей, являющиеся организациями, которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами. В административно-правовых отношениях коллективные субъекты права действуют от своего имени; законы и иные нормативные правовые акты предоставляют им права и возлагают на них конкретные обязанности.
К числу коллективных субъектов административного права относятся создаваемые в течение нескольких последних лет государственные корпорации. Правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, порядок управления деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации государственных корпораций определяются федеральными законами. Например, Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-Ф3 «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» устанавливает, что данная организация по организационно-правовой форме является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией. Целью корпорации является осуществление управленческих и иных общественно полезных функций, связанных с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией, организации эксплуатации объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, а также для развития г. Сочи как горноклиматического курорта.
Правоспособность и дееспособность субъектов административного права
Субъект административного права всегда является субъектом права. Одни и те же субъекты права могут одновременно быть субъектами различных отраслей права, в том числе публичного административного права, иными словами, один и тот же гражданин может быть субъектом как гражданского, так и административного или уголовного права. Суть соответствующих правоотношений раскрывается через понятие правоспособности, ее характер, содержание и объем.
Административная правоспособность и административная дееспособность — главные составляющие ааминистративно-правового статуса субъектов административного права. В отличие от частного права (гражданского законодательства), нормативно устанавливающего понятия гражданской право- и дееспособности, в административном праве термин «административная правосубъектность» лишен правового регулирования и анализируется учеными в целях выяснения правовой природы и общих вопросов административно-правового статуса участников административно-правовых отношений.
Правоспособность субъекта сочетает его юридические права и обязанности; она традиционно представляет собой способность конкретного лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Административная правоспособность — вид обшей правоспособности субъекта права. Последняя представляет собой установленную законодательством и гарантированную государством возможность конкретного субъекта права (гражданина, государственного органа, государственного служащего, должностного лица, хозяйственного общества, некоммерческой организации и т. д.) вступать в различные правоотношения. Правоспособность — это возможность приобретать соответствующие права и исполнять обязанности, совершать действия и принимать решения, возбуждать административные производства и рассматривать дела об административных правонарушениях, нести ответственность в случае нарушения правовых норм и несоблюдения установленных законом требований. Таким образом, правоспособность служит условием возникновения реальных правоотношений, предпосылкой приобретения каждой из сторон этих правоотношений конкретных прав и обязанностей. Реализация прав и обязанностей субъекта административного права обеспечивается наступлением юридических фактов, образующих правоотношения. Правоспособность субъекта права создает возможность применения к нему юридической (в том числе административной) ответственности.
Административно-правовые отношения возникают тогда, когда субъекты (участники) этих отношений имеют административную правоспособность, т. е. обладают необходимым объемом прав и обязанностей, создающих основу для их вступления в правоотношения. Каждый участник административно-право- вых отношений, наделенный законодательством конкретными правами и обязанностями, может рассматриваться в качестве субъекта административного права.
Специфика любой накладывает отпечаток на содержание административной правоспособности. Изменение административного законодательства также вносит коррективы в сущность административной правоспособности. Каждый субъект административного права имеет особую административную правоспособность. Например, административная правоспособность гражданина отличается от административной правоспособности организаций, органов исполнительной власти, общественных объединений и иных организаций.
Вместе с тем реализацию правоспособности как физических, так и юридических лиц (например, органов исполнительной власти) невозможно представить без волеизъявления самого физического лица либо представляющего орган публичного управления должностного лица. Проявленная воля субъекта по использованию прав и исполнению обязанностей способствует наполнению правосубъектности юридическим содержанием. Таким образом, административная правоспособность — это потенциальная возможность субъекта воспользоваться установленными для него правами, свободами, а также исполнить обязанности, осуществить компетенцию и полномочия. С практической точки зрения правоспособность субъекта административного права создает лишь предпосылки для реализации его правового статуса. Иначе говоря, правоспособность характеризует субъекта права как лицо, которое может воспользоваться при наличии соответствующих условий конкретными правами, свободами и на которое можно в действительности наложить обязанности (запреты, ограничения), а также привлечь к юридической ответственности.
С одной стороны, все субъекты административного права имеют свой особый административно-правовой статус. Поэтому, как и ранее, современные учебники административного права в разделе «Субъекты административного права» содержат материал об административно-правовом статусе граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений и организаций (государственные и негосударственные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные объединения, религиозные объединения).
С другой стороны, все субъекты административного права обладают общими чертами, характеризующими их административную правоспособность. Как общие, так и специфические признаки обусловлены предметом административного права и методом административно-правового регулирования. Можно выделить такие признаки, определяющие общее в административной правоспособности субъектов административного права, как:
- управленческая сущность деятельности, проявляющаяся при реализации административной правоспособности: субъекты административного права неразрывно связаны с исполнительной властью, они осуществляют государственное управление, различные функции публичного управления (для всех субъектов административного права);
- наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права, способствующих формированию организационных связей и отношений в системе публичного управления (для всех субъектов административного права);
- юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права (для органов исполнительной власти и должностных лиц);
- реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения (для специальных субъектов права, наделенных соответствующими полномочиями);
- обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане (для всех субъектов административного права);
- юридические гарантии рассмотрения возникшего в системе публичного управления правового спора в административном или судебном порядке в рамках установленных процессуальных правил (для всех субъектов административного права).
Субъекты административного права, имеющие установленный административно-правовыми нормами правовой статус, становятся участниками административно-правовых отношений тогда, когда практически осуществляют определенную за ними административную правоспособность. Таким образом, субъекты административного права наряду с административной правоспособностью должны обладать и административной дееспособностью, т. е. иметь возможность реализации принадлежащих им прав в области публичного управления. Под административной дееспособностью физического или юридического лица понимается их способность своими решениями и действиями (бездействием) приобретать и осуществлять права, создавать для себя и иных лиц обязанности, исполнять их и обеспечивать права и свободы граждан.
Административная дееспособность имеет активное и творческое начало, позволяющее осуществить нормативно установленную за субъектом административного права правосубъектность, т. е. использовать принадлежащие субъекту права и свободы, полномочия и компетенцию, обеспечивать законность в сфере публичного управления, исполнять управленческие функции, применять административно-правовые формы и методы управления, меры административного принуждения. Дееспособность — это важнейшее условие реализации субъектами принадлежащих им прав и свобод, а также исполнения установленных обязанностей.
Административная дееспособность предполагает способность физического лица или представителя государственной администрации осознавать и правильно оценивать свои действия, имеющие правовое значение, руководить ими и гарантировать законность их применения. Дееспособность состоит из таких элементов, как способность лица: самостоятельно реализовывать принадлежащие ему (гражданину, иностранцу, лицу без гражданства) права; осуществлять установленную компетенцию и принимать правовые акты управления; применять меры административного принуждения; признавать, гарантировать и защищать права и свободы граждан; нести правовую ответственность за вред, причиненный гражданам, государственному органу или юридическому лицу; нести в случае совершения административного или дисциплинарного правонарушения (проступка) соответственно административную или дисциплинарную ответственность (административная деликтоспособность). В последнем случае деликтоспособность — часть дееспособности. Субъект административного права имеет возможность (способен) принять на себя установленные законом меры административной или дисциплинарной ответственности, т. е. терпеть отрицательные последствия совершенного правонарушения (личного, имущественного или иного характера).
У разных субъектов административного права административная дееспособность возникает по-разному; главным условием ее возникновения является характер прав, обязанностей и полномочий субъектов. Административное законодательство закрепляет сам факт наличия и объем дееспособности субъектов административного права в зависимости от различных критериев:
- возраста (административная ответственность физических лиц наступает при достижении лицом 16 лет);
- должностного положения (государственно-властные полномочия могут осуществлять только уполномоченные специальными правовыми нормами субъекты);
- правового режима осуществления права и исполнения обязанностей (например, в условиях чрезвычайного положения права граждан могут быть ограничены);
- результатов проведения соответствующих регистрационных или иных административных процедур (например, некоторые организации — субъекты административного права — приобретают реальную возможность осуществлять деятельность только после государственной регистрации их уставов или после получения лицензии (иного разрешения) на занятие определенной деятельностью).
Правовые основания для приобретения административной дееспособности устанавливаются в нормативных правовых актах.
Как соотносятся понятия «субъект административного права» и «субъект административно-правового отношения»?
Субъект административного права Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. -- М.: Зерцало, 2007. -- 712 с - это обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.
Субъект административно-правовых отношений Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. -- М.: Зерцало, 2007. -- 712 с - это физическое лицо или организация, являющееся участником управленческих правоотношений, наделенное определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способное их осуществлять.
Данные понятия соотносятся как общее и частное. Любой субъект административного права становится субъектом конкретного административно-правового отношения, когда общественное отношение, в которое он вступает, регулируется нормами административного права. В частности, субъектами административного права являются должностные лица органов местного самоуправления, например главы поселковой администрации. Когда глава поселковой администрации рассматривает заявление гражданина. Он является субъектом административно-правового отношения по разрешению заявлений граждан.
Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.
Субъекты административного права становятся субъектами административно-правовых отношений тогда, когда они обладают практической способностью реализовать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений. Но для этого требуется, чтобы они были наделены административной дееспособностью. Налицо соотношение административно-правового статуса того или иного субъекта административного права (правоспособность) с процессом его практической реализации в условиях управленческой действительности (дееспособность). Дееспособность также является важнейшим элементом административно-правового статуса наряду с правоспособностью.
Административные правоотношения характеризуются определенным субъектом. Всегда одной из сторон является официальный или полномочный субъект исполнительной власти (в широком смысле государственного управления).
Иначе говоря, несмотря на то, что в административно-правовых отношениях практически могут участвовать различные стороны, в них всегда имеется обязательная сторона, без которой такого рода отношения не возникают. Такой признак наблюдается в административных отношениях как прямое действие властной природы государственно-управленческой деятельности. Например, гражданин не может выступать в подобной роли, хотя и является потенциальным участником самых разнообразных административно-правовых отношений.
Административные правоотношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию. Этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений.
1. Понятие субъектов административного права.
2. Виды субъектов административного права.
1. Субъекты административного права - это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.
Субъекты административного права могут стать субъектами административных пр-ний при наличии 3-х условий:
1. административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта
2. административной правоспособности и дееспособности субъекта
3. основание возникновения, изменения и прекращения пр-ний (юридический факт)
Административная правоспособность – это установенная. и охраняемая возможность субъекта вступать в административные пр-ния.
Административная дееспособность = способность субъектов своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.
В качестве субъекта административного права можно рассматривать РФ, субъектов РФ, государственные и негосударственные организации. В этой роли они обладают административной правоспособностью, но в конкретных административно-правовых отношениях они не участвуют. Административной дееспособностью обладают их органы исполнительной власти или управления.
Субъект административно-правовых отношений - это лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством, являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способны их осуществлять.
2. Субъекты административного права могут быть индивидуальные и коллективные.
Индивидуальные субъекты – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Коллективные:
1) государственные организации
а) органы исполнительной власти
б) государственные предприятия, учреждения, организации и их объединения
в) структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией
2) негосударственные организации
а) общественные объединения (повт, виды)
б) трудовые коллективы
в) коммерческие структуры
г) органы местного самоуправления
Граждане как субъекты Административного права
1. Административно-правовой статус граждан
2. Основные права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти
3. административно-правовые гарантии прав граждан
Н/а: Конституция РФ
Федеральный конституционный закон "Об уполномоченном по правам человека в РФ от 26 февраля 1997 г.
1. Административно-правовое положение граждан определяется объемом и характером административной правосубъектности:
1) административная правоспособность – это способность гражданина иметь определенные права, предусмотренные нормами административного права и выполнять возложенные на него обязанности в сфере государственного управления. Она возникает с момента рождения и прекращается смертью
2) административная дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, и нести ответственность в соответствии с административными нормами.
(В качестве субъектов административного права можно рассматривать РФ, субъектов РФ, гос.).
Виды административной дееспособности:
1. полная, наступает с 18 лет
2. ограниченная, с 16 лет
На административную дееспособность влияет наличие у граждан определенных заболеваний – душевная болезнь, слабоумие. В силу указанных обстоятельств граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными.
Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.
2. Основные права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти закреплены в Конституции РФ.
Права граждан: ст. 27, 31, 32 (ч. 1,4), 33, 42.
Обязанности: ст. 57, 58, 59.
Объем административной правосубъектности иностранных граждан и лиц без гражданства уже, чем граждан РФ.
1. Они не могут занимать государственные должности.
2. Заниматься деятельностью, связанной с принадлежностью к гражданству РФ (избирать и быть избранными).
3. Они не несут воинской обязанности
4. В отношении их допускается ограничение в передвижении и места жительства в целях обеспечения безопасности. Иностранные граждане, прибывшие в РФ для постоянного проживания, обязаны получить в ОВД вид на жительство и в установленный срок зарегистрироваться.
Нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания в СССР, т.е. проживание без документов на право жительства, несоблюдение установленного порядка регистрации или прописки либо передвижения и выбора места жительства, уклонение от выезда по истечении определенного им срока пребывания, а также несоблюдение правил транзитного переезда через территорию СССР влечет взыскание штрафа.
Ответственность несут также должностные лица предприятий, учреждений, организаций, принимающих в СССР иностранных граждан.
Непринятие гражданами, пригласивших в СССР иностранных граждан и лиц без гражданства по частным делам и предоставившим им жилую площадь, мер к обеспечению в установленном порядке их своевременной регистрации, прописки или выписки влечет взимание штрафа. Ответственность несут и лица, предоставляющие иностранным гражданам и лицам без гражданства жилища, транспортных средств или оказывающих –им иные услуги в нарушение установленных правил пребывания иностранными гражданами и лицами без гражданства в СССР и правил транзитного переезда их через территорию СССР,
3. Предусмотрены в Конституции РФ (ст. 45, 46).
Для усиления гарантий соблюдения прав граждан создана комиссия по правам человека при Президенте РФ и введена должность Уполномоченного по правам человека в РФ, назначен Государственной Думой (Олег Нестеров), который рассматривает жалобы граждан на действие государственных органов и должностных лиц, если заявитель ранее обжаловал эти действия в судебном или административном порядке и не согласен с решением, принятым по жалобе.
ПРАВА
1. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
2. каждый может свободно выезжать за пределы РФ. Гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в РФ.
Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, демонстрации, шествия и пикетирование.
Ст. 32 (ч. 1, 4)
1. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей
4. Граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия.
Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в гос. органы и органы местного самоуправления
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиняющего его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.