Есть два вида классификации: деление общего и разделение целого. Примеры классификации различных объектов
Олимпиада по обществознанию школьный этап 10 класс 2016-2017
1. Какими из нижеперечисленных свойств обязательно обладает этнос?
а) самоназвание
б) общее государство
в) миф о происхождении
г) единство языка
д) общность территории
е) общность культуры
2. Что из нижеперечисленного относится к коммерческим организациям?
а) потребительский кооператив
б) производственный кооператив
в) товарищество собственников недвижимости
г) товарищество на вере
д) унитарное предприятие
3. Найдите в приведенном ниже списке положения, соответствующие идеологии либерализма:
а) необходимость прямого регулирования экономики
б) приоритет общественных интересов
в) абсолютная ценность личности человека
г) политическое равенство граждан
д) изменение общества при помощи реформ
4. Выберите из предложенного списка методы монетарной политики государства.
а) изменение процентных ставок по кредитам для населения
б) изменение ставок рефинансирования
в) изменение ставки налога
г) изменение государственных расходов
д) покупка или продажа государственных ценных бумаг
5. Выберите из предложенного списка типы легитимности по Максу Веберу :
а) рационально-легальная
б) тоталитарная
в) демократическая
г) харизматическая
д) традиционная
6. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.
- ирригационная, психологическая, органическая, классовая
- эксперимент, измерение, описание, систематизация
- девальвация, ревальвация, деноминация
- неприсоединения, экологические, антирасистские, женские, молодежные
- консолидация, инкорпорация, кодификация, учет
- теории происхождения государства
- методы эмпирического уровня научного познания
- денежные реформы
- общественные движения
- систематизация нормативно-правовых актов
7. Найдите лишнее, объясните свое решение.
- плата за транспорт, амортизация станков и оборудования, сдельная зарплата работников, плата за сырье
- классовая культура, общенациональная культура, профессиональная культура, молодежная культура
- политический плюрализм, верховенство государства в жизни общества, приоритет общества и государства над правами человека
- маоизм, фашизм, неонацизм, расизм
- нарушение правил уличного движения, нарушение правил внутреннего распорядка, нарушение воинской дисциплины, нарушение правил техники безопасности
- лишнее – амортизация станков и оборудования, остальное – переменные издержки.
- лишнее – общенациональная культура, остальное – культуры социальных общностей.
- лишнее – политический плюрализм, остальное – признаки недемократического режима.
- лишнее – маоизм, остальное – правые идеологии.
- лишнее – нарушение правил уличного движения, остальное – дисциплинарные проступки.
8. Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!
Современное законодательство в области прав человека начало активно формироваться после окончания ______(А). Создатели Организации Объединенных Наций сделали решительный акцент в ее Уставе на соблюдение «основополагающих прав человека». Благосостояние детей, защита их прав были настоятельной заботой ООН. Чтобы сконцентрировать внимание на решении проблем, касающихся детей, одним из первых актов Генеральной Ассамблеи ООН было образование в 1946 году ______(Б), который и сегодня остается главным органом, осуществляющим международную помощь детям.
Через два года, в 1948 году, Генеральной Ассамблеей была принята ______(В). В ее положениях, касающихся прав человека, признается, что дети являются ______(Г) особой защиты. Первым нормативным актом ООН, касающимся только прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году ______(Д), в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей. Она подвела благородную моральную базу под охрану прав ребенка. Однако уже тогда было ясно, что она не обеспечила надлежащих правовых гарантий и поэтому требовала дальнейшего усовершенствования. И только через 30 лет, в 1989 году, появилась ______(Е), в которой права ребенка рассматривались на уровне ______(Ж) права. Ее незамедлительно подписали 61 государство, что дало основания для ее быстрой ______(З).
9. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны - «Нет».
- Мировоззренческая функция науки состоит в частности объяснение различных процессов и явлений окружающего мира
- Рыночная экономика создает возможность расширения границ демократических свобод в обществе
- Основанием выделения социальных групп может являться признак общности социального положения
- Российскую империю после преобразований Александра II можно считать светским государством
- Бездействие человека при любых обстоятельствах не может являться преступлением
10. Решите задачу.
В стране Z было выпущено новое платежное средство – имущественный чек на предъявителя. Чеки выдавались гражданам, которые могли их потратить на приобретение акций государственных предприятий, при сохранении контрольного пакета в руках государства.
Как называется экономический процесс, описанный в данном примере? Какой тип экономической системы сформируется в стране Z? Назовите не менее 3-х последствий данного процесса в экономике.
- Приватизация.
- Рыночная экономическая система.
- Сформирован широкий слой эффективных частных собственников; увеличение эффективности деятельности предприятий в результате структурной перестройки экономики; увеличение уровня конкуренции.
11. Заполните схему, используя предложенные термины.
идеологическое многообразие, характеристики государства, единство и разделение государственной власти, политические, органы публичной власти, социально-экономические, принципы гражданства, светский характер, свобода и равенство форм собственности, гуманистические.
12. Ознакомьтесь с представленными материалами и выполните предложенные задания. Определите общий принцип классификации, позволяющий разделить представленные изображения на четыре группы, и запишите его.
Распределите предложенные изображения на четыре группы. Укажите цифирное обозначения изображений, составляющих каждую группу. Укажите, что объединяет изображения в каждой группе, на основании установленного вами общего основания для классификации.
1 ряд – 2,6 – священные книги.
2 ряд – 1,7 – изображение правителей.
3 ряд – 4,8 – судебная власть.
4 ряд – 3,5 – обряды и верования.
13. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.
1. результат полезной деятельности предприятий и отдельных лиц, направленный на удовлетворение определенных потребностей населения и общества.
2. Книга для регистрации деловых документов, имущества и т. п.
3. христианский теолог и церковный деятель, крупнейший представитель западной патристики.
4. стремление обеспечить первенствующую роль церкви и религии в политической и культурной жизни.
5. сокращение производства и потребления, доходов, инвестиций, падение уровня ВВП.
6. противоречие, характеризующееся острой борьбой враждебных сил, тенденций.
7. означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.
8. (от лат. - понимание, система), определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.
9. редкая форма группового брака, при которой женщина имеет нескольких мужей, обычно братьев.
10. (от лат. - относительный), признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил.
Определение слова:
- услуга
- реестр
- Августин
- клерикализм
- рецессия
- антагонизм
- апартеид
- концепция
- полиандрия
- релятивизм
СЕГРЕГАЦИЯ – политика принудительного отделения или изоляция какой –либо расы либо этнической группы путем поселения на ограниченной территории , преград для социального общения , раздельного обучения и воспитания , иных подобных мер.
14. ЭССЕ. Перед вами – высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными.
- «Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно». (Д.И.Менделеев)
- «Человек при помощи науки в состоянии исправить несовершенство своей природы». (И.И. Мечников)
- «Совесть – это память общества, усвоенная отдельным лицом». (Л.Н. Толстой)
- «Семья – эта та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». (В.М. Сухомлинский)
- «Хотя мир в целом продвигается вперед, молодежи приходится всякий раз начинать с начала». (И.Гете)
- «Инфляция каждому предоставляет возможность почувствовать себя миллионером» (А. Рогов).
- «Эпоха демократии – эпоха экспериментов, новых идей и авантюр». (А. де Токвилль).
- «Правителями становятся ловкие подбиратели голосов». (К. Победоносцев).
- «Привилегия – величайший враг права» (Н. Эшенбах).
- «Законы и установления должны идти рука об руку с прогрессом человеческой души». (Джефферсон Томас)
Изучив эту тему, вы узнаете:
Что такое классы и подклассы;
- что такое основание для классификации;
- что такое наследование свойств;
- для чего нужна классификация;
- как проводить классификацию разнообразных объектов;
- как классифицируются компьютерные документы.
Классы и классификация
Человеку присуща способность обобщать и упорядочивать все многообразие объектов. Каждое имя существительное отражает представление человека об обширной группе объектов: дом, стол, книга. Объекты одной группы обладают общими для всей группы характеристиками, а также некоторыми чертами, позволяющими отличить их от других объектов.
Человеку свойственно отождествлять несколько объектов, родственных по какому-то признаку, рассматривая их как самостоятельный объект.
Например, про скрипку, виолончель, альт, контрабас, флейту, гобой, фагот, трубу мы говорим, что это «музыкальные инструменты». Видя на столе чашки, блюдца, сахарницу, чайник, называем это общим словом «посуда». У этих групп объектов существуют некоторые общие свойства, на них можно одинаково воздействовать для получения определенного результата. Обычно они существуют в одной среде. Такие группы объектов получили название «класс».
Класс - группа объектов с одинаковым набором характеристик.
Объекты, входящие в класс, называются экземплярами класса. Необходимо понять, что объекты, которые вы по каким-то параметрам объединили в класс с общим названием, отличаются друг от друга конкретными значениями параметров. Например, мячи, сохраняя основные свойства данного класса объектов (легкость, упругость), могут различаться материалом (каучуковые, резиновые, кожаные), цветом, размером. Птицами называют орла и курицу, страуса и колибри. Даже внутри узкого класса экземпляры могут сильно различаться: среди крылатых насекомых под названием «пчелы» существует матки, трутни, рабочие пчелы. В этом проявляется важное свойство классов - многообразие экземпляров, входящих в класс. Эти различия позволяют выделять внутри классов более узкие группы - подклассы, то есть проводить классификацию объектов в окружающем мире.
Классификация - распределение объектов на классы и подклассы на основании общих признаков.
Результаты классификации принято отображать в виде иерархической (древовидной) схемы. Общий вид такой схемы изображен на рисунке 9.1.
Внешне схема классификации напоминает перевернутое дерево, за что и получила название иерархической (древовидной). Пунктирными линиями на схеме выделены уровни иерархии. Самый верхний уровень (корень дерева) задает основные признаки, позволяющие отличить объекты данного класса от других. Каждый следующий нижестоящий уровень выделяет из вышестоящего группы объектов на основании совпадения одного или нескольких признаков. На нижнем уровне располагаются конкретные экземпляры выделенных подклассов.
С подобными схемами вы, возможно, уже встречались при изучении биологии, истории и других предметов.
Рис. 9.1. Общий вид иерархической схемы
В виде такой схемы часто изображают родословную . Ее принято называть генеалогическим древом.
Родословная - перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.
Основание классификации
С известными примерами классификации вы уже знакомы. Например, в биологии это классификация растений и животных. С глубокой древности люди, знакомясь с многообразием форм жизни на Земле, стремились распределить это многообразие по группам. Так сложилась естественная классификация, основанная на наблюдении и группировке по некоторым признакам. Идеи, изложенные в книге К. Линнея «Виды растений», изданной в 1753 году, до сих пор служат исходной точкой йри класси- фикации растений. С того времени используется и двойное название растений: первая часть имени указывает на подкласс (семейство), а вторая - на конкретные особенности экземпляра этого подкласса. Например, название Citrus limon указывает, что речь идет о семействе цитрусовых, а конкретно - о лимонном дереве.
Классификации поддаются не только природные, но и искусственные объекты: в грамматике принято разделение слов по частям речи, в физике - классификация видов движения, в математике - классификация чисел. В их основе лежит группировка объектов по одному или нескольким намеренно выбранным признакам. В разных отраслях науки и техники классы и подклассы могут иметь свои специфические названия: виды, семейства, отделы, разряды, группы и т. п. При этом суть их не меняется.
Рассмотрим объект «книга». Под этим словом мы подразумеваем множество разнообразных книг: художественных и технических, разных авторов, разной стоимости, толстых и тонких, в подарочном издании и в мягкой обложке...
А теперь представьте, что вам необходимо разложить все это многообразие «по полочкам» в буквальном смысле слова, например упорядочить свою библиотеку.
Каждый подойдет к этому вопросу по-разному. Один человек расставит все книги в алфавитном порядке, по фамилии автора. Другой разделит их на жанры: детективы, фантастика, приключения, любовные или исторические романы. Третий поместит их на полки, руководствуясь цветом переплета и размером книг (наверняка вы сталкивались и с таким подходом). Несмотря на разницу в способах классификации, все эти примеры роднит нечто общее: подразделение объектов на «родственные» группы (классы), для которых существует один или несколько общих параметров.
Во всех приведенных примерах при группировке был выбран общий признак: в первом случае это автор, во втором - жанр, в третьем - цвет и размер. Именно по этим признакам затем производилось выделение из общей массы тех объектов, у которых его значение совпадает.
Таких общих признаков может быть несколько. Они являются основанием классификации. Выбрав основание, из класса с общим названием «книга» можно выделить подклассы: «книга определенного автора», «книга определенного жанра», «книга определенного размера».
Классификация - творческий процесс , поэтому у каждого человека может получиться своя схема. Один из возможных вариантов выделения подклассов из класса книг показан на рисунке 9.2.
Рис. 9.2. Классификация книг
На первом уровне за основу разбиения книг на две группы выбран признак «вымысел» (да, нет). По этому признаку произошло разделение на художественную и техническую литературу.
На втором уровне признак выделения подклассов можно было бы назвать «форма подачи информации» (художественная проза, поэзия, словари и т. д.).
Третий уровень разбиения можно охарактеризовать признаком «стиль изложения».
Четвертый уровень классификации выделен только для романов, чтобы не загромождать схему. Признаком этого уровня выбран «жанр».
На самом нижнем уровне
находятся конкретные экземпляры разнообразных книг.
Наследование свойств
Важнейшим свойством классов является наследование. Это слово вам хорошо знакомо. Дети наследуют от родителей черты характера и внешние признаки. Каждый подкласс, выделяющийся из класса, наследует свойства и действия, присущие этому классу. В приведенном на рисунке 9.2 примере и роман Д. С. Мережковского, и все другие изданные романы, и вся художественная литература вообще - наследуют от класса «книга» общие свойства и действия. Все они напечатаны на бумаге, переплетены и предназначены для чтения.
Из приведенной выше классификации видно, что образовалась иерархическая структура (дерево). Во главе ее класс-пра- родитель - «книга». В самом основании экземпляры подклассов - конкретные книги конкретных авторов.
Такая древовидная структура с общим корнем называется «иерархией наследования». Характеристики и поведение, связанные с экземплярами определенного класса, становятся доступны любому классу, расположенному ниже в иерархическом дереве.
Утверждая, что «книга - источник знаний», вы подразумеваете как все книги вообще, так и конкретную книгу, например «О вкусной и здоровой пище». В этом проявляется наследование.
Для чего же нужна классификация?
□ Классификация позволяет выделить из всего многообразия объектов группы с интересующими исследователя свойствами и сосредоточиться на их изучении .
Предположим, что вы - неопытный огородник, но хотите, используя достижения науки, выращивать на своем участке хорошие урожаи помидоров. Вам незачем штудировать толстый том «Растениеводство», достаточно прочесть книги о семействе пасленовых, а еще лучше - об особенностях выращивания помидоров в вашей местности.
□ Классификация объектов проводится с целью установления наследственных связей между объектами. Свойство наследования позволяет изучать характеристики всех объектов класса, не привязываясь к конкретному экземпляру.
В геологии существует «теория единообразных изменений», которая гласит, что все природные факторы действуют повсюду одинаково. Не надо изучать, как действуют ветры на Уральские горы, так как механизм разрушения гор под воздействием ветров давно исследован, он един для всех случаев. То же относится к землетрясениям, вулканам, наводнениям, селям и т. п.
□ Классификация позволяет систематизировать знания об объектах любой природы и назначения.
Иллюстрацией этого утверждения служит то, что нет ни одной школьной дисциплины, в которой не использовалась бы классификация объектов изучения как средство обобщения информации, получаемой на уроках. Откройте любой учебник и убедитесь в этом.
Примеры классификации различных объектов
Исследуя один и тот же объект с разными целями, можно увидеть его различные грани. Например, врач, описывая конкретного человека, сделает акцент на симптомах возможной болезни.
Психолога заинтересуют черты характера и особенности психики. Социальные службы обратят внимание на возраст, наличие родственников, условия жизни. Поэтому одни и те же объекты можно классифицировать по-разному, выбрав те или иные основания. Вы уже столкнулись в учебнике с примерами различных классификаций. Например, изучая раздел 1, вы классифицируете информацию по разным признакам: по способу восприятия и по форме представления.
На рисунке 9.3 приведен еще один пример классификации информации - по содержанию.
Рис. 9.3. Классификация информации по содержанию
В этой классификации на основании признака «содержание» на первом уровне выделены следующие группы информации:
♦ статистическая - показатели развития производства и общества;
♦ коммерческая - наиболее важные сведения о производственных, торговых и финансовых операциях;
♦ экологическая - сведения о состоянии окружающей среды и влиянии деятельности человека на природу;
♦ политическая - информация о деятельности государственной власти, общественных движений и партий;
♦ другая (демографическая, медицинская и т. д.).
Все выделенные подклассы характеризуются теми же свойствами (ясность, полнота, актуальность и т. п.) и действиями (обмен, хранение, обработка), что и вышестоящий класс «информация».
Приведем еще один пример классификации, касающейся наиболее значимых систем (рисунок 9.4).
В качестве основания для классификации на первом уровне выбрано участие человека в создании системы (естественные и искусственные).
На втором уровне основанием для классификации был выбран признак «сфера жизнедеятельности человека». Здесь выделены такие подклассы систем:
♦ духовные у касающиеся духовной жизни человека;
♦ технологические у связанные с производственной деятельностью человека;
♦ организационные у обеспечивающие обслуживание всех видов деятельности.
Рис. 9.4. Классификация наиболее значимых систем
На схеме не показано дальнейшее разветвление дерева, так как это сделало бы рисунок громоздким. Но подразумевается, что дальнейшее выделение подклассов возможно. Например, рассматривая класс систем, называемых «Искусство», можно было выделить следующие подклассы по средствам воплощения замыслов авторов: Живопись, Скульптура, Архитектура, Литература, Театр, Музыка, Кино и т. д.
Наряду с устоявшимися и общепризнанными классификациями имеет право существовать любая классификация объектов, если за ее основу взят характерный признак и соблюдены правила выделения классов и подклассов. На рисунке 9.5 приведен пример классификации используемых в реальной жизни и встречающихся в сказках средств передвижения.
Здесь на нулевом уровне расположен класс объектов с общим названием «средства передвижения».
На первом уровне выделено два подкласса по признаку «реальность» (существуют в реальной жизни или в сказках, фантазиях).
Рис. 9.5. Классификация средств передвижения
Второй уровень выделяет из реальных и сказочных средств передвижения новые подгруппы по признаку «среда передвижения».
Третий уровень делит реальные средства передвижения на подгруппы по признаку «вид транспортйого средства». На схеме не указано выделение подгрупп из реальных наземных средств передвижения, чтобы не загромождать ее. Но эти группы могли быть следующими: рельсовые, дорожные. Возможно и дальнейшее подразделение. Важно понять, что нижние уровни наследуют все характерные признаки, свойственные более высоким уровням: например, объект Ка-26, принадлежащий к подклассу вертолетов, наследует от вышестоящего уровня среду перемещения (воздух), а также является реальным средством передвижения со всеми сопутствующими признаками (существует в реальной жизни, осуществляет перевозки людей и грузов).
Классификация компьютерных документов
В самом общем смысле компьютер можно назвать инструментом для обработки информации. Для этого существует множество разнообразных программных сред. Разработчики постоянно совершенствуют программы, упрощая работу с ними и предусматривая в них новые возможности.
Чтобы не «утонуть» в море программных продуктов, пользователь очень хорошо должен представлять, с какой информацией ему предстоит работать. Каждая программная среда предназначена для создания документов определенного вида.
На практических занятиях вы уже познакомились со многими видами компьютерных документов, которые будут упоминаться при классификации документов.
Приведенная на рисунке 9.6 схема показывает классификацию, в которой в качестве основания выбран признак «назначение документа». Основным назначением компьютерных документов является представление информации в удобном для пользователя виде. В таблице 9.1 дана более конкретная характеристика каждого класса документов.
Рис. 9.6. Классификация компьютерных документов
Обратите внимание, что название среды, как правило, совпадает с видом документа и формой представленной в нем информации.
Приведенная классификация поможет вам выбрать среду в соответствии с предполагаемой формой представления информации.
В настоящее время документы, используемые в различных областях человеческой деятельности, создаются на компьютере. Рассмотрим примеры документов различного назначения и сферы применения.
Литературное произведение, газетная статья, приказ - примеры текстовых документов.
Рисунки, чертежи, схемы - это графические документы.
Таблица 9.1. Виды компьютерных документов
Бухгалтер на предприятии представляет в табличном виде данные для расчета зарплаты сотрудников. Основная особенность электронных таблиц состоит в том, что они позволяют не только представлять информацию в табличной форме, но и производить автоматические вычисления по формулам, связывающим ячейки таблицы.
Один из видов компьютерных документов - база данных. Она представляет собой совокупность упорядоченных сведений об объектах. В обычной жизни вы не раз встречались с базами данных. Это и картотека с названиями книг в библиотеке, и телефонный справочник, и каталог товаров. В настоящее время вместо обычных «бумажных» баз данных повсеместно создаются компьютерные, представленные документами соответствующего вида. Диспетчер справочной службы имеет в своем распоряжении всеобъемлющую компьютерную базу данных, позволяющую ответить на любой ваш вопрос. Система управления базой данных обеспечивает быстрый поиск интересующей вас информации.
Текст, графика, таблица, база данных - это примеры документов, в которых представлена информация какого-то одного вида.
Однако наиболее часто мы имеем дело с составными документами, в которых информация присутствует в разных формах. Такие документы могут содержать и текст, и формулы, и рисунки, и таблицы, и многое другое. Школьные учебники, журналы, газеты - это хорошо знакомые всем примеры составных документов.
Для создания составных документов используются программные среды, в которых предусмотрена возможность представлять информацию в разных формах.
Развитие программного обеспечения привело к тому, что в настоящее время появились новые виды компьютерных документов. В частности, это презентации и гипертекстовые документы.
Презентация представляет собой совокупность компьютерных слайдов. Специальная программа обеспечивает не только подготовку информации, но и показ ее по заранее созданному сценарию.
Гипертекст - это документ, который содержит так называемые гиперссылки на другие части документа или другие файлы, где содержится дополнительная информация.
Контрольные вопросы и задания
1. Для чего нужно классифицировать объекты?
2. Что лежит в основе любой классификации?
3. Приведите пример классификации объектов по общим свойствам.
4. Приведите пример классификации объектов по общим действиям.
5. Может ли среда существования стать основанием классификации?
6. Произведите классификацию объектов с общим названием «велосипед».
7. Классифицируйте домашнюю посуду по следующим признакам: материал, назначение, долговечность.
8. Предложите несколько вариантов упорядочения (классификации) разнообразных объектов на вашем письменном столе.
9. Назовите основание, по которому в одну группу могли бы попасть следующие объекты:
■ кенгуру, утконос, кролик, броненосец;
■ роза, колесо, футбольные бутсы, кактус;
■ молоко, бензин, кислота, магма.
10. Назовите разнородные объекты окружающего мира, которые вошли бы в одну группу по основанию «одно вещество».
11. Какие классификации используют в вашей школьной среде?
12. Перечислите наиболее распространенные группы компьютерных документов.
13. Приведите примеры классов программных продуктов. Какое можно выбрать для этого основание классификации?
14. Какое основание классификации можно использовать для выделения групп аппаратной части компьютера?
15. Какие вы знаете классы памяти компьютера?
Олимпиада по обществознанию школьный этап 10 класс 2016-2017
1. Какими из нижеперечисленных свойств обязательно обладает этнос?
а) самоназвание
б) общее государство
в) миф о происхождении
г) единство языка
д) общность территории
е) общность культуры
2. Что из нижеперечисленного относится к коммерческим организациям?
а) потребительский кооператив
б) производственный кооператив
в) товарищество собственников недвижимости
г) товарищество на вере
д) унитарное предприятие
3. Найдите в приведенном ниже списке положения, соответствующие идеологии либерализма:
а) необходимость прямого регулирования экономики
б) приоритет общественных интересов
в) абсолютная ценность личности человека
г) политическое равенство граждан
д) изменение общества при помощи реформ
4. Выберите из предложенного списка методы монетарной политики государства.
а) изменение процентных ставок по кредитам для населения
б) изменение ставок рефинансирования
в) изменение ставки налога
г) изменение государственных расходов
д) покупка или продажа государственных ценных бумаг
5. Выберите из предложенного списка типы легитимности по Максу Веберу :
а) рационально-легальная
б) тоталитарная
в) демократическая
г) харизматическая
д) традиционная
6. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.
- ирригационная, психологическая, органическая, классовая
- эксперимент, измерение, описание, систематизация
- девальвация, ревальвация, деноминация
- неприсоединения, экологические, антирасистские, женские, молодежные
- консолидация, инкорпорация, кодификация, учет
- теории происхождения государства
- методы эмпирического уровня научного познания
- денежные реформы
- общественные движения
- систематизация нормативно-правовых актов
7. Найдите лишнее, объясните свое решение.
- плата за транспорт, амортизация станков и оборудования, сдельная зарплата работников, плата за сырье
- классовая культура, общенациональная культура, профессиональная культура, молодежная культура
- политический плюрализм, верховенство государства в жизни общества, приоритет общества и государства над правами человека
- маоизм, фашизм, неонацизм, расизм
- нарушение правил уличного движения, нарушение правил внутреннего распорядка, нарушение воинской дисциплины, нарушение правил техники безопасности
- лишнее — амортизация станков и оборудования, остальное — переменные издержки.
- лишнее — общенациональная культура, остальное — культуры социальных общностей.
- лишнее — политический плюрализм, остальное — признаки недемократического режима.
- лишнее — маоизм, остальное — правые идеологии.
- лишнее — нарушение правил уличного движения, остальное — дисциплинарные проступки.
8. Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!
Современное законодательство в области прав человека начало активно формироваться после окончания ______(А). Создатели Организации Объединенных Наций сделали решительный акцент в ее Уставе на соблюдение «основополагающих прав человека». Благосостояние детей, защита их прав были настоятельной заботой ООН. Чтобы сконцентрировать внимание на решении проблем, касающихся детей, одним из первых актов Генеральной Ассамблеи ООН было образование в 1946 году ______(Б), который и сегодня остается главным органом, осуществляющим международную помощь детям.
Через два года, в 1948 году, Генеральной Ассамблеей была принята ______(В). В ее положениях, касающихся прав человека, признается, что дети являются ______(Г) особой защиты. Первым нормативным актом ООН, касающимся только прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году ______(Д), в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей. Она подвела благородную моральную базу под охрану прав ребенка. Однако уже тогда было ясно, что она не обеспечила надлежащих правовых гарантий и поэтому требовала дальнейшего усовершенствования. И только через 30 лет, в 1989 году, появилась ______(Е), в которой права ребенка рассматривались на уровне ______(Ж) права. Ее незамедлительно подписали 61 государство, что дало основания для ее быстрой ______(З).
9. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны - «Нет».
- Мировоззренческая функция науки состоит в частности объяснение различных процессов и явлений окружающего мира
- Рыночная экономика создает возможность расширения границ демократических свобод в обществе
- Основанием выделения социальных групп может являться признак общности социального положения
- Российскую империю после преобразований Александра II можно считать светским государством
- Бездействие человека при любых обстоятельствах не может являться преступлением
10. Решите задачу.
В стране Z было выпущено новое платежное средство — имущественный чек на предъявителя. Чеки выдавались гражданам, которые могли их потратить на приобретение акций государственных предприятий, при сохранении контрольного пакета в руках государства.
Как называется экономический процесс, описанный в данном примере? Какой тип экономической системы сформируется в стране Z? Назовите не менее 3-х последствий данного процесса в экономике.
- Приватизация.
- Рыночная экономическая система.
- Сформирован широкий слой эффективных частных собственников; увеличение эффективности деятельности предприятий в результате структурной перестройки экономики; увеличение уровня конкуренции.
11. Заполните схему, используя предложенные термины.
идеологическое многообразие, характеристики государства, единство и разделение государственной власти, политические, органы публичной власти, социально-экономические, принципы гражданства, светский характер, свобода и равенство форм собственности, гуманистические.
12. Ознакомьтесь с представленными материалами и выполните предложенные задания. Определите общий принцип классификации, позволяющий разделить представленные изображения на четыре группы, и запишите его.
Распределите предложенные изображения на четыре группы. Укажите цифирное обозначения изображений, составляющих каждую группу. Укажите, что объединяет изображения в каждой группе, на основании установленного вами общего основания для классификации.
1 ряд — 2,6 — священные книги.
2 ряд — 1,7 — изображение правителей.
3 ряд — 4,8 — судебная власть.
4 ряд — 3,5 — обряды и верования.
13. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.
1. результат полезной деятельности предприятий и отдельных лиц, направленный на удовлетворение определенных потребностей населения и общества.
2. Книга для регистрации деловых документов, имущества и т. п.
3. христианский теолог и церковный деятель, крупнейший представитель западной патристики.
4. стремление обеспечить первенствующую роль церкви и религии в политической и культурной жизни.
5. сокращение производства и потребления, доходов, инвестиций, падение уровня ВВП.
6. противоречие, характеризующееся острой борьбой враждебных сил, тенденций.
7. означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.
8. (от лат. - понимание, система), определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.
9. редкая форма группового брака, при которой женщина имеет нескольких мужей, обычно братьев.
10. (от лат. - относительный), признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил.
Определение слова:
- услуга
- реестр
- Августин
- клерикализм
- рецессия
- антагонизм
- апартеид
- концепция
- полиандрия
- релятивизм
СЕГРЕГАЦИЯ — политика принудительного отделения или изоляция какой —либо расы либо этнической группы путем поселения на ограниченной территории , преград для социального общения , раздельного обучения и воспитания , иных подобных мер.
14. ЭССЕ. Перед вами – высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными.
- «Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно». (Д.И.Менделеев)
- «Человек при помощи науки в состоянии исправить несовершенство своей природы». (И.И. Мечников)
- «Совесть — это память общества, усвоенная отдельным лицом». (Л.Н. Толстой)
- «Семья — эта та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». (В.М. Сухомлинский)
- «Хотя мир в целом продвигается вперед, молодежи приходится всякий раз начинать с начала». (И.Гете)
- «Инфляция каждому предоставляет возможность почувствовать себя миллионером» (А. Рогов).
- «Эпоха демократии – эпоха экспериментов, новых идей и авантюр». (А. де Токвилль).
- «Правителями становятся ловкие подбиратели голосов». (К. Победоносцев).
- «Привилегия – величайший враг права» (Н. Эшенбах).
- «Законы и установления должны идти рука об руку с прогрессом человеческой души». (Джефферсон Томас)
Классификация представляет собой логический процесс распределения любого множества (понятий, свойств, явлений, предметов) на категории (подмножества) разного уровня в зависимости от определенных признаков и выбранных методов деления.
Объект классификации
Продовольственные товарыСогласно торговой классификации различают следующие группы продовольственных товаров: хлебобулочные изделия, плоды и овощи, кондитерские, молочно-масляные, и колбасные изделия, яичные, пищевые жиры, табачные изделия.
В продовольственные товары делят на бакалейные и гастрономические . К бакалейным товарам относят крупы, муку, дрожжи, макаронные изделия, сушеные овощи и фрукты, кофе, соль, специи, сахар, крахмал, пищевые концентраты и другие, т. е. продукты, требующие перед употреблением дополнительной кулинарной обработки. К гастрономическим относят товары, готовые к употреблению без кулинарной обработки, или с повышенными вкусовыми свойствами: (сыры, масло, молоко и др.), алкогольные напитки, копчености и консервы, кондитерские, мясные и рыбные изделия.
Непродовольственные товарыНепродовольственные товары согласно торговой системе классификации делят на следующие товарные группы: хозяйственные и галантерейные товары (текстильная, кожаная, металлическая галантерея); бытовые химические товары (клеящие материалы, и др.); (посуда, листовое стекло, ламповые товары); (фарфоровая, фаянсовая, майоликовая посуда, гончарные изделия, художественно-декоративные изделия); строительные материалы (вяжущие вещества, металлические, керамические и прочие материалы); мебельные товары (мебель деревянная и пр.); металлические товары (посуда, ножевые изделия, скобяные и замочные изделия, инструменты и др.); (провода и шнуры, установочные изделия, электролампы, электронагревательные приборы, бытовые машины, электроизмерительные приборы); текстильные товары (ткани, нетканые материалы, штучные изделия); швейные товары (верхняя одежда, готовое платье, белье, головные уборы); трикотажные товары (верхний и бельевой трикотаж, чулочно-носочные и перчаточные изделия и др.); (кожаная, резиновая и валяная обувь); (меховые полуфабрикаты, пушно-меховые и овчинно-шубные изделия); ювелирные товары и часы; бумага и изделия из нее, школьно-письменные принадлежности и канцелярские товары, музыкальные, фото- и бытовая радиоэлектронная аппаратура, игрушки, спортивные товары. Отдельную группу составляют книги и другие печатные издания.
Указанные группы иногда объединяют или, наоборот, разукрупняют. Так, стеклянные, керамические и металлические товары объединяют в группу посудохозяйственных товаров.
Учебная классификация
Учебная классификация используется в практике обучения товароведению, она служит для изучения потребительских свойств товаров, выявляет общие принципы формирования и сохранения этих свойств, позволяет наиболее полно изучить ассортимент товаров.
Учебная классификация приближена к торговой классификации, но отличается большей последовательностью. В учебных классификациях, преследующих цель изучения ассортимента товаров, важнейшим признаком считается назначение.
В соответствии с учебной классификацией товары также подразделены на два раздела: продовольственные и непродовольственные.
Все продовольственные товары по учебной классификации объединяют в 9 основных групп: зерномучные товары; овощи, плоды и грибы; вкусовые товары; кондитерские товары; пищевые жиры; молочные товары; мясные товары; рыбные товары; яйца и яичные товары.
В основе такой классификации лежит общность товаров по происхождению, химическому составу, особенностям технологии производства, назначению и условиям хранения.
В соответствии с учебной классификацией все непродовольственные товары разделены на следующие группы: пластические массы и товары бытовой химии; металлические товары; силикатные товары; древесно-мебельные товары; электротовары; текстильные товары; швейно-трикотажные товары; кожевенно-обувные товары; пушно-меховые товары; парфюмерно-косметические товары, ювелирные товары; электронные товары; игрушки, печатная продукция и пр.
Экономико-статистическая классификация
Экономико-статистическая классификация считается наиболее полной. Она представлена в Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93 (ОКП). ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в таких сферах деятельности, как стандартизация, сертификация, управление качеством, производство продукции, статистика, экономика и другие.
Каждая позиция ОКП содержит шестизначный цифровой код, однозначное контрольное число и наименование группировки продукции, которые записывают по следующей форме:
Код КЧ Наименование
815320 3 Шнуры плетеные специальные
В ОКП предусмотрена 5-ступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирования. На каждой ступени классификации деление осуществлено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам.
На первой ступени классификации располагаются классы продукции (XX 000), на второй — подклассы (XX ХООО), на третьей — группы (XX ХХОО), на четвертой — подгруппы
(XX ХХХО) и на пятой — виды продукции (XX ХХХХ).
Коды 2 — 5-разрядных группировок продукции дополнены нулями до 6 разрядов и записываются с интервалом между вторым и третьим разрядами.
Классификация продукции в ОКП может быть завершена на третьей, четвертой или пятой ступенях классификационного деления.
Для однозначности понимания и разграничения объемов используемых понятий отдельные позиции ОКП включают пояснения. Пояснения приведены непосредственно под наименованием позиции, к которой они относятся.
Пояснения приводятся для исключения возможности попадания в данную позицию классификатора объекта, входящего в другую его позицию, в целях единообразного понимания специалистами отдельных слов или словосочетаний в составе наименования позиции при необходимости уточнения области применения данной позиции или при необходимости перечисления объектов, которые могут входить в данную позицию.
Например:
58 5300 4 Детали водопропускных труб
Пояснение: включая плиты днищ, блоки плитных перекрытий, оголовки.
Использование этого классификатора в практике торговли и товароведения затруднено, так как группировка продукции не совпадает ни с торговой, ни с учебной классификациями товаров. Одни и те же товарные группы в ОКП входят в разные классы, поскольку выпускаются разными отраслями промышленности. Так, хозяйственные товары входят в десятки классов и подклассов продукции, имеющих различное кодовое обозначение. Таким образом, классификатор ОКП не отражает многих особенностей товаров и интересов торговли, в частности, он не учитывает потребительские свойства товаров.
Стандартная классификация
В товароведении возможно использование стандартной классификации , представленной в государственных и отраслевых стандартах.
Стандартная классификация используется для определения требований, номенклатуры показателей качества, условий и методов испытаний, контроля качества, для разработки порядка проведения и т. п. Эта система классификации отражена в Общероссийском классификаторе стандартов (ОКС).
Основные классификационные признаки, лежащие в основе деления товаров в соответствии со стандартной классификацией, — отраслевой и назначение. Классификация по признаку назначения зафиксирована в государственных стандартах четвертой системы, получившей название системы показателей качества. Например, трикотажные товары в соответствии с этой системой классификации делятся на верхние, бельевые, чулочно-носочные и перчаточные изделия.
Внешнеэкономическая классификация
Внешнеэкономическая классификация стала применяться в России сравнительно недавно. Эта классификация разработана на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) и Комбинированной тарифно-статистической номенклатуры Европейского экономического сообщества (КН ЕЭС). Она нашла свое отражение в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и служит основой для регулирования внешнеэкономической деятельности. Внешнеэкономическая классификация согласована с международными организациями и систематизирует все товары, которые являются предметом международной торговли.
В ТН ВЭД СНГ все товары однозначно отнесены к определенным классификационным группировкам. Пояснения по каждой классификационной группировке содержатся в Примечаниях к разделам, группам, конкретным товарным позициям и в Основных правилах интерпретации ТН ВЭД СНГ, имеющих юридическую силу.
Правильное определение положения товара в ТН ВЭД СНГ имеет решающее значение для анализа деятельности фирм и предприятий, регулирования производства и торговли, количественной и качественной оценки товаров, страхования, определения ставок таможенных пошлин и иных платежей, разработки режима экспорта-импорта тех или иных товаров, сопоставления данных по внешней торговле различных стран и проведения экономико-статистического анализа, для сопоставления цен на товары.
В ТН ВЭД СНГ кодирование товаров осуществляется десятизначным цифровым кодом, первые шесть разрядов которого соответствуют кодовому обозначению, принятому в системе кодирования ГС. Те же шесть разрядов, плюс седьмой и восьмой, формируют код товара по КН ЕЭС. Девятый и десятый разряды предназначены для детализации тех или иных товарных позиций с учетом интересов России и других членов содружества. Пока десятый разряд имеет нулевой код.
Существенный недостаток внешнеэкономической системы классификации — сложность в использовании: для определения положения товара и его кода необходимы специальные знания.
Общие правила и методы классификации
Классификация позволяет разделить товары на определенные категории или ступени в соответствии с принятым методом классификации. Деление осуществляется от высшей ступени классификации к низшей. Число ступеней классификации зависит от ее целей, задач, от сложности и количества классифицируемых объектов.
Высшими ступенями классификации являются раздел и класс. Средними ступенями классификации — группа и вид. После "вида" располагаются низшие ступени классификации, к которым относятся: разновидность, артикул. При классификации применяют также вспомогательные категории: подраздел, подкласс, подгруппа и др.
Вид — это основная классификационная характеристика товаров. Он представляет собой конечный продукт производства, имеет конкретное назначение и собственное название, которое отражает его внешнюю особенность или внутреннее содержание. Например, стакан, диван, ситец, яблоко, треска относятся к категории вида. Но, посуда, мебель, ткани, плоды и рыба к этой категории не относятся, так как объединяют несколько видов.
Общими правилами построения классификации следует считать:
- установление цели классификации;
- выбор метода классификации;
- определение классификационных признаков;
- установление последовательности классификационных признаков от более существенного к менее существенному;
- определение числа ступеней классификации (количество фасет).
Количество признаков и ступеней классификации зависит от сложности и количества классифицируемых объектов, от целей классификации. Ступень классификации — это этап разделения множества на составляющие его части по одному из признаков. Глубина классификации характеризуется числом ступеней классификации, т. е. числом использованных признаков.
Методом классификации называют совокупность приемов (способов) разделения множества объектов на подмножества. Различают два метода классификации: фасетный и иерархический. Деление множества объектов каждым методом подчиняется определенным правилам. Методы и правила классификации составляют систему классификации .
Фасетный метод классификации предусматривает параллельное разделение множества объектов по одному признаку на отдельные, не зависимые друг от друга группы — фасеты (от франц. facette — грань отшлифованного камня) (рис. 1).
Иерархический
Фасетный
Отдельные фасеты не зависят и не подчиняются друг другу, но они связаны тем, что относятся к одному и тому же множеству. Каждый фасет характеризует одну из сторон распределяемого множества. Таким образом, фасетная система классификации представляет собой систему отдельных независимых (не подчиненных друг другу) группировок.
Использование фасетной системы во многих случаях облегчает составление классификаторов и кодирование объектов классификации.
Иерархический метод классификации характеризуется последовательным делением заданного множества объектов на подчиненные подмножества (рис. 1). Иерархическая система классификации отличается большой стройностью и возможностью группировки объектов по максимальному количеству признаков, но в то же время создает много трудностей при построении.
Сравнительная характеристика иерархического и фасетного методов классификации
Метод | Достоинства | Недостатки |
Иерархический | Последовательное деление множества на подмножества с взаимосвязанным подчинением. Ясно прослеживается соподчиненность. Каждая ступень классификации представляет собой совокупность сходных по одному признаку объектов. Фиксируются различия между объектами на разных ступенях классификации. Классификация хорошо приспособлена для ручной обработки информации | Малая гибкость. Трудность построения. Определенность признаков и установлен-ный порядок их следования. Трудность включения новых признаков деления и новых товаров |
Фасетный | Каждый фасет характеризует одну особенность распределяемого множества. Возможность охвата или ограничения всех характеристик объектов классификации. Гибкость и приспособленность для компьютерной обработки | Группировки не подчинены друг другу. Трудность в определении весомости классифицируемых характеристик объекта |
Обязательным правилом построения иерархической классификации является то, что объекты на каждой ступени классификации группируют только по одному классификационному признаку . Например, нельзя одновременно делить посуду на стеклянную, столовую и эмалированную, а обувь — на резиновую, спортивную и лакированную, так как в этих группировках использовано несколько классификационных признаков (материал, назначение, характер покрытия).
Каждый метод классификации имеет свои плюсы и минусы. Поэтому при практическом решении классификационных задач наиболее целесообразно сочетать преимущества и фасетного, и иерархического методов классификации.
Основные классификационные признаки
Важнейшими классификационными признаками товаров являются назначение, исходные материалы (сырьевой состав), область применения, способ производства (особенности технологии), особенности происхождения, транспортабельность и др. Эти признаки служат основанием для объединения (или выделения) товаров в отдельные категории (группы).
Признак назначения определяет цель использования товара. Он может быть использован как на высших, так и на низших ступенях классификации (например, продовольственные и непродовольственные товары). На следующих ступенях классификации этот признак может конкретизироваться. Так, ножи, входящие в группу ножевых изделий вместе с ножницами, по назначению делятся на столовые, буфетные, кабинетные, хозяйственные, ремесленно-промысловые и складные.
Разделение по виду исходного сырья (материалов) позволяет выделить категории товаров с определенными потребительскими свойствами. Например, обувь с подошвой из натуральной кожи, обувь на резиновой подошве, обувь с верхом из натуральных и искусственных материалов.
По составу сырья колбасные изделия классифицируют на мясные, субпродуктовые и кровяные.
Деление товаров по признаку конструкции характерно для непродовольственных товаров. Так, в зависимости от особенностей конструкции стиральные машины могут быть барабанного и активаторного типа.
Для многих групп товаров важен классификационный признак деления их по способу производства. Способ производства предопределил формирование таких товарных групп, как ткани и трикотажные полотна.
Близкие к способу производства классификационные признаки — способ выращивания, способ обработки, особенности технологии. По этим признакам классифицируют в основном продовольственные товары. Например, по способу выращивания овощи подразделяются на грунтовые, тепличные, парниковые.
По происхождению бывают растительного происхождения (плоды, овощи, грибы, зерновые и др.), животного происхождения (мясные, рыбные и др.), минерального происхождения (поваренная соль), биосинтетического происхождения (уксус).
Очень часто товары делят по таким признакам, как срок и способ хранения, транспортабельность и т. п. Например, в зависимости от сроков хранения и качества яйца бывают диетическими и столовыми.
К классификационным признакам, которые встречаются реже и не во всех товарных группах, можно отнести: половозрастное деление (например, женская, мужская, детская обувь); условия эксплуатации (холодильники для тропического и умеренного климата); сезонность пользования (одежда зимняя, летняя, демисезонная, всесезонная); размерные признаки (размеры, габариты); комплектность (наборы, приборы, сервизы, гарнитуры); агрегатное состояние (мыло твердое и жидкое); способ упаковки (карамель фасованная, весовая, штучная) и др. Очевидно, что эти классификационные признаки предпочтительнее использовать на низших ступенях классификации.
Существуют принципы и правила классификации, от соблюдения которых зависят систематичность и ценность подразделения множества объектов на части. Такими частями единой системы обычно выступают классы, которые затем последовательно разделяются на группы, подгруппы, виды и разновидности.
Основные принципы классификации - это установление цели и выбор классификационных признаков. Очевидно, что число выбираемых признаков и порядок их использования определяется целью классификации. Естественно, что наиболее систематичны классификации, в основе которых одна цель. При выборе числа классификационных признаков и уровне (ступеней) деления нужно учитывать следующее: принятая система классификации должна быть приспособлена к цифровому кодированию образующихся подразделений и машинной обработке количественных данных об изучаемом множестве. В то же время, чтобы система не была слишком громоздкой, надо по возможности сокращать число ступеней разделения объектов. Вместе с этим следует стремиться к тому, чтобы выбранная классификационная система позволяла охватывать всю номенклатуру объектов (товаров), а также учитывала возможность появления новых групп объектов, то есть имела резервы.
На мировом рынке обращаются сотни тысяч самых разнообразных видов и разновидностей товаров, изучение которых в отдельности возможно только на основе их группировки и систематизации по признакам однородности. Это позволяет:
Во-первых, выявить их обобщенные (генерализованные) качественные характеристики и установить необходимый перечень качественных показателей, разработать общие для той или иной группы товаров экспертные оценки, производить контроль качества;
Во-вторых, изучить структуру ассортимента товаров, организовать рациональный учет их по группам, подгруппам и т.д.;
В-третьих, рационально организовать сохранность товаров (упаковку, маркировку, перевозку и хранение);
В-четвертых, эффективно проводить экономические операции: устанавливать и взимать таможенные пошлины, определять цену товара, проводить учет и т.п.; наконец, с учетом обобщенных групповых характеристик проводить кодирование товара.
Термин «классификация», как было рассмотрено ранее, обозначает распределение данного множества объектов на подмножества (классы, подклассы, группы, подгруппы, виды, подвиды). В зависимости от их общих признаков образующуюся при этом систему распределения и называют классификацией.
Классификатор - это систематизированный перечень классификационных объектов, позволяющий находить место каждому объекту и после этого присваивать ему определенное условное обозначение, называемое кодом.
При классификации товаров важно распределить их по отдельным группам, подгруппам, товарным позициям, подпозициям и т.д., по отдельным характерным признакам. При этом в каждое звено классификации должны входить товары, сходные между собой (однородные) по какому-либо признаку: назначению, виду материала, способу обработки и другое.
Принятая в Гармонизированную систему классификационная схема соблюдает три необходимых условия:
1) Товары делятся на группы таким образом, что в каждой группе их объединяет один признак. Каждое звено классификации является самостоятельным, его можно подразделить внутри себя;
2) Одновременно классифицируются товары только по одному главному признаку;
3) Товары классифицируют сначала по более общим признакам, а затем по более узким.
Выбор числа классификационных признаков, и соответственно, ступени деления проводится с учетом возможности приспособления принятой системы классификации к цифровому кодированию образующихся подразделений для машинной обработки (на ЭВМ) количественных данных об изучаемом множестве (например, структуре ассортимента товарной группы).
Число ступеней (глубина) классификации их цифровое кодирование приспособлено к десятичной системе, что удобно для машинной обработки. Выбранная классификационная система обеспечивает охват и обозримость всей номенклатуры объектов, а также учитывает возможность появления новых групп объектов, т.е. имеет резервы.
К важным классификационным признакам промышленных и продовольственных товаров относятся: назначение, сырье, пищевая ценность, химический состав, вид товара, особенности его конструирования (модель, фасон), способ производства, характер отделки, размерные характеристики и другое.
В Гармонизированной системе объектом классификации являются все транспортабельные товары международной торговли, то есть любое движимое имущество, имеющее материально-вещественную форму, перемещаемое через таможенную границу двух или нескольких государств, сгруппированное в ряд подразделений: разделы, группы, подгруппы, товарные позиции и субпозиции (подпозиции).
Структура построения Гармонизированной системы (ГС) показана в таблице 7.
Классификация товаров, принятая в ТН ВЭД, сохраняет традицию мировой практики на протяжении длительного времени. Гармонизированная система, Брюссельская товарная номенклатура (БТН) и даже ее предшественница, на базе которой она была построена, - Таможенная номенклатура Лиги Наций - составляли из 21 раздела, которые и по наименованиям мало отличаются от ГС.
В основе построения ТН ВЭД заложена совокупность различных признаков товаров. Так, при формировании разделов используются следующие признаки: происхождение материала, из которого изготовлен товар, химический состав, вид материала, функциональное назначение.
В ТН ВЭД объектом классификации являются все товары, обращающиеся в международной торговле. Она имеет 7 уровней классификации: разделы, нруппы, подгруппы, товарные позиции, подпозиции, субпозиции и подсубпозиции. Высший уровень классификации - раздел, как уже говорилось, их насчитывается 21 (см. табл….)
По принципу происхождения (товары сельского хозяйства, рыболовства, лесного хозяйства, минеральные продукты) классифицируются товары раздела 1 (группы 1-5), 2 (группы 6-14), 5 (группы 25-27).
Таблица 7. Структура построения ТН ВЭД в Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС)
Товарная |
|||||
Наименование |
Подпозиция |
субпозиция |
|||
Живые животные и продукция животноводства |
|||||
Продукты растительного происхождения |
|||||
Жиры и масла животного происхождения; продукты их расщепления; приготовленные пищевые жиры; воски животного или растительного происхождения |
|||||
Продукция пищевой промышленности; алкогольные и безалкогольные напитки и уксус, табак и его заменители |
|||||
Минеральные продукты |
|||||
Пластмассы и изделия из них; каучук и резиновые изделия |
|||||
Кожевенное сырье, кожи, пушнина, меховое сырье и изделия из них; шорноседельные изделия и упряжь; дорожные принадлежности, сумки и подобные им товары; изделия из кишок (за искл. кетгута шелкопряда) |
|||||
Древесина и изделия из древесины; древесный уголь, пробка и изделия из нее; изделия из соломы, альфы и прочих материалов для плетения; корзиночные изделия и другие плетеные изделия |
|||||
Полуфабрикаты волокнистые из древесины или других волокнистых растительных материалов; бумажные и картонные отходы и макулатура; бумага, картон и изделия из них |
|||||
Текстиль и текстильные изделия |
|||||
Обувь, головные уборы, зонты, трости, хлысты, рукоятки и их части; обработанные перья и изделия из них; искусственные цветы; изделия из волоса |
|||||
Изделия из камня, гипса, асбеста, слюды и подобных им материалов; керамические изделия, стекло и изделия из него |
|||||
Жемчуг натуральный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, неблагородные металлы, покрытые драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты |
|||||
Черные и цветные металлы и изделия из них |
|||||
Машины, оборудование и механизмы; энергетическое оборудование; их части: звукозаписывающая и воспроизводящая аппаратура; аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности |
|||||
Средства наземного, воздушного и водного транспорта, их части и принадлежности |
|||||
Приборы и аппараты оптические, фотографические. Кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские и хирургические; часы; музыкальные инструменты; их части и принадлежности |
|||||
Оружие и боеприпасы; их части и принадлежности |
|||||
Разные промышленные товары |
|||||
Произведения искусства, предметы для коллекционирования и антиквариат |
|||||
По химическому составу (жиры и масла, продукция химической отрасли и связанной с ней отраслей, пластмассы, каучук) классифицируются товары раздела 3 (группа 15), 6 (группы 28-38), 7 (группы 39-40).
По виду материала, из которого изготовлен товар (кожевенное сырье, мех, древесина, бумага, изделия из камня, гипса, цемента, драгоценные и полудрагоценные камни и металлы), классифицируются товары разделов 8-10 (группы 41-49), 13-15 (68-83).
По функциональному назначению товара (готовые пищевые продукты, текстиль и текстильные изделия, обувь, головные уборы, машины и оборудование, средства транспорта, приборы, часы, музыкальные инструменты, оружие, мебель) классифицируются товары раздела 4 (группы 16-24), 11 (группы 50-63), 12 (группы 64-67), 16-21 (группы 84-97).
При образовании групп заложен принцип последовательности обработки товаров: от сырья и полуфабрикатов до готовых изделий, что создает благоприятные условия для применения ГС в таможенных тарифах, а также указывает значение товаров международной торговле. При построении товарных позиций и субпозиций в каждой группе применяется своя последовательность признаков, но из всей совокупности можно выделить следующие: степень обработки, назначение, вид материала, из которого изготовлен товар, значение товара в мировой торговле, сезонность, форма, размеры и т.д.
Распределение товаров международной торговли по качественным признакам, принятым в ГС, позволяет ответить на вопрос о происхождении товаров (сельскохозяйственного и промышленного производства) или об их назначении (для потребления, для дальнейшей переработки), степени обработки (сырье и готовое изделие). Причем указанные укрепленные группы можно детализировать. Так, все сельскохозяйственные товары, обращающиеся во внешней торговле, можно разделить на товары растительного и животного происхождения. А товары, сгруппированные по назначению и степени обработки с помощью переходных ключей от ГС к другим международным внешнеторговым классификаторам, разработанным в статистическом отделе ООН, можно расчленить следующим образом:
По назначению: продовольственные товары и напитки; промышленное сырье; топливо и смазочные материалы; машины и оборудование, включая инструменты транспортные средства (производительного и личного потребления); промышленные товары народного потребления;
По степени обработки: сырьевые товары (производственного и непроизводственного назначения); готовые изделия (производственного назначения, потребительские товары).
Под сырьевыми товарами понимается продукция добывающей промышленности, сельского и лесного хозяйства, стоимость которой лишь в незначительной степени зависит от обработки. Например, консервированные и обработанные продовольственные товары исключаются из группы сырьевых товаров, так как их стоимость в значительной степени зависит от обработки в пищевой промышленности. Поэтому все овощные, плодово-ягодные консервы и продукты растительного происхождения, прошедшие окончательную стадию обработки, классифицируются в ГС в группировках, предназначенных для готовых изделий. Так, растворимый кофе включен в группировку «Готовые пищевые продукты», а молотый - «продукцию растительного происхождения».
К полуфабрикатам относится продукция, не законченная производством и требующая дальнейшей обработки, предназначенная для включения в состав других товаров, прежде чем орудием производства или предметом потребления.
Под готовыми товарами понимаются все промышленные изделия, предназначенные для потребления или использования в промышленности, сельском и лесном хозяйстве, на транспорте, в домашнем хозяйстве.
Таким образом, систематизирование товаров представляет собой логический процесс разделения всего классифицируемого множества по определенным признакам на отдельные группировки (фасеты). Классификация помогает упорядочиванию данных, установлению отношений между объектами классификации и общими свойствами этих объектов, изучению структуры и выявлению результатов.
В номенклатуре строго соблюдается принцип однозначного отнесения товаров к классификационным группировкам. Отнести каждый товар только к одной классификационной группировке возможно благодаря «Основным правилам классификации товаров», примечаниям к разделам, группам (содержащим, в том числе, примечания к товарным позициям), субпозициям, а также дополнительным примечаниям.
Примечания, разработанные почти ко всем разделам и группам (в некоторых случаях - субпозициям), дополнительные примечания образуют неотъемлемую часть ГС и имеют юридическую силу. Назначение примечаний - установить точные объемы и пределы каждой классификационной группировки в зависимости от обстоятельств, это достигается либо:
Определениями, устанавливающими границы группировок;
Списком товаров, исключаемых из раздела, группы, товарной позиции или субпозиции;
Неполным списком типичных примеров, включаемых в ту или иную классификационную группировку;
Сочетанием двух или всех трех вышеперечисленных методов при определении границы и объема каждой классификационной группировки.
В зависимости от задач, для решения которых создан тот или иной классификатор, выбирается совокупность качественных признаков в определенной последовательности, по которым служат классификационные группировки. Для построения таможенных тарифов, которые служат в мировой практике средством регулирования внешнеторговых отношений через систему, в частности таможенных пошлин, существенными характеристиками являются: вид и процентное содержание основного материала, его происхождение, степень обработки, назначение товара, т.е. основные классификационные признаки на всех уровнях деления, принятые в ГС, которые также важны для получения соответствующих группировок для проведения экономико-статистического анализа по внешней торговле. Поэтому при работе с ГС, как и с любым товарным классификатором, следует принимать во внимание разработанную систематику, учитывая те качественные характеристики товаров, по которым построена данная система.
Структура ТН ВЭД России включает кодовое обозначение товара, наименование товара (описание) и дополнительную единицу измерения, имея в виду, что основной единицей измерения является единица измерения «килограмм» на уровне всех 9-значных позиций (подсубпозиций) номенклатуры.
Длина кодового обозначения товара составляет 9 цифровых десятичных знаков.
1-6 разряды кода соответствуют обозначению классификационной группировки товара по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (международной основы ТН ВЭД);
7-8 разряды соответствуют кодовому обозначению товара в Комбинированной номенклатуре Европейского Союза;
9-й разряд предназначен для выделения традиционных национальных товаров в ТН ВЭД в процессе ее дальнейшего ведения; в настоящее время этот разряд заполняется значащим нулем во всех подсубпозициях.