Федеральный закон о мигрантах. Миграционному кодексу российской федерации быть
Тема нашей сегодняшней статьи – изменения в миграционном законодательстве, вступившие в силу в 2019 году. Законодательство хотя и сложный, но очень живой и гибкий механизм. Его суть – поддержание порядка в обществе. Отмените законы – и весь мир в кратчайшие сроки погрузится в хаос и безнаказанность, впрочем, устаревшие или неработающие правовые акты приведут к такому же результату. Поэтому одно из главных требований к законодательству – его актуальность.
Миграционное законодательство в 2019 году: что нового
Как и все нормативные документы, законы о миграции периодически пересматриваются, обновляются и корректируются. Необходимость нововведений чаще всего обусловлена такими факторами, как текущая миграционная обстановка в стране, выявленные недостатки действующей системы, да и ситуация на международной арене играет не последнюю роль.
В этой части статьи мы выясним, появилось ли что-то новое в миграционном законодательстве за последнее время.
Новшества касаются тех случаев, когда для иностранного гражданина оформлялось приглашение на въезд в РФ. Тот, кто ходатайствовал о выдаче такого приглашения, называется приглашающей стороной (в данном случае она же является и принимающей). Раньше её функции ограничивались постановкой иностранных гостей на миграционный учёт, то есть передачей данных о вновь прибывшем мигранте для оформления регистрации по месту пребывания или проживания. А с 16 января 2019 года у приглашающей стороны прибавилось обязанностей, связанных с прибывшими по её инициативе мигрантами (в том числе и лицами без гражданства).
В законе сказано, что теперь приглашающая сторона должна принимать меры, обеспечивающие соблюдение миграционного законодательства. По сути же это обязанность контролировать, что:
- заявленная цель визита соответствует фактической деятельности иностранца в РФ;
- иностранный гость не нарушил миграционные правила выезда из нашей страны – иными словами, приглашающая сторона должна убедиться, что по окончании разрешённого срока пребывания мигрант покинул Россию.
Эти изменения были внесены Федеральным законом от 19.07.2019 № 216-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Сокращение квот для трудовых мигрантов, прибывших на основании визы
Не секрет, что последние десять лет Россия для мигрантов – весьма привлекательное направление, особенно в смысле поиска работы. Больше повезло тем, кто имеет право пересекать государственную границу на основании только лишь миграционной карты. Им не нужно беспокоиться ни о визе, ни о квотах, которые устанавливаются только для трудовых «визовых» мигрантов. Собственно говоря, нововведения касаются именно этих квот.
Квота – это количество разрешений на работу, которые могут быть оформлены для иностранных граждан, въехавших в РФ на основании визы. Начнём с того, что сокращена общая квота: в 2019 году она составит 144 583 разрешения на работу (утверждена Постановлением Правительства РФ от 06.12. 2019 № 1494), а в 2019 году это же показатель был равен 178 454 (Постановление Правительства РФ от 06.12.2017 № 1479).
Второе существенное изменение касается доли иностранных работников в общей численности сотрудников предприятия (Постановление Правительства РФ от 14.11. 2019 № 1365 «Об установлении на 2019 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности»).
Основные нововведения заключаются в следующем:
- данное ограничение впервые установлено для сферы строительства – трудовые мигранты могут составлять не более 80% общей численности сотрудников, однако это требование не распространяется на организации, функционирующие в Москве, Амурской области и Хабаровском крае;
- в 2019 году допустимая доля иностранных работников была снижена до 26% (по сравнению с 28% в 2019 году) для предприятий двух сфер – деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, деятельность автомобильного грузового транспорта.
Российское трудовое миграционное законодательство предусматривает, что иностранные гости могут быть приняты на работу при наличии соответствующего разрешения (для «визовых» мигрантов) или патента (для тех, кому виза не требуется). И с 1 января 2019 года вступили в силу изменения, связанные с получением патента.
При оформлении патента уплачивается так называемый ежемесячный авансовый платёж. Срок действия патента напрямую зависит от уплаченной иностранным гостем суммы: если гражданин внёс авансовый платёж за месяц, то и патент будет действителен всего месяц. Чтобы продлить срок действия документа, нужно внести новый авансовый платёж (разумеется, до окончания оплаченного ранее месяца).
Формула расчёта авансового платежа такова:
АП = ФАП·КД·РК,
где АП – окончательный размер авансового платежа (определяется для каждого региона индивидуально);
ФАП – фиксированный авансовый платёж (установлен частью 2 статьи 227.1 Налогового кодекса РФ), составляет 1 200 рублей и един для всех регионов;
КД – коэффициент-дефлятор (определяется в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 30.10. 2019 № 595 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2019 год»), этот показатель также одинаков для всех субъектов и составляет 1,729 (в 2019 году этот показатель бал равен 1,686);
РК – региональные коэффициенты (устанавливаются нормативными актами субъектов РФ).
Миграционная амнистия
Миграционная амнистия – новое для мигрантов явление. Правда, пока она распространилась лишь на граждан Республики Молдова. Как известно, срок пребывания иностранных граждан на территории РФ ограничен и в случае его нарушения предусмотрена ответственность: от выдворения из страны до запрета последующего въезда.
Гражданам Молдавии, допустившим такое нарушение, была предоставлена возможность «сделать работу над ошибками». Если в период с 1 января по 24 февраля 2019 года проштрафившиеся мигранты покинут Россию, они будут освобождены от административной ответственности. Ранее принятые решения о запрете на въезд будут пересмотрены в сторону смягчения или отмены.
Заключение
С 2019 года приглашающая сторона должна контролировать соответствие заявленной цели визита фактической деятельности иностранца, а также следить за тем, чтобы иностранный гражданин вовремя выехал из РФ. Также изменения коснулись доли иностранных работников в штате предприятия: установлен норматив для сферы строительства (за исключением нескольких субъектов), а также снижены показатели для двух сфер, связанных с транспортом (прочий сухопутный пассажирский и автомобильный грузовой). Кроме того, за счёт изменения коэффициента-дефлятора изменится и размер авансового платежа. Для граждан Республики Молдова проведена миграционная амнистия: к тем, кто нарушил сроки пребывания в РФ, но покинул ее территорию в период с 1 января по 24 февраля 2019 года, не будут применяться меры административной ответственности.
В 2015 году начали действовать новые правила для всех прибывающих в РФ граждан. Миграционные законы ужесточились, но среди «сюрпризов» для въезжающих в Россию граждан СНГ есть и приятные моменты.
Какие новации в отечественной миграционной сфере ждут гостей страны в 2016 году?
Правила въезда в Россию мигрантов в 2016 году – кому въезд в страну запрещен?
С 1-го января 2015 начали действовать следующие правила въезда для всех граждан СНГ. Они же действуют и в 2016 году:
- Запрещен въезд по внутреннему паспорту для граждан тех государств СНГ, что не состоят в Таможенном союзе. То есть, граждане из Таджикистана и Узбекистана, из Молдовы и Туркменистана, из Азербайджана могут теперь въехать в РФ исключительно по загранпаспорту. Виза не требуется.
- Въезд по внутреннему паспорту остался сохраненным для граждан тех государств, что входят в ЕАЭС. То есть, для жителей из Белоруссии, из Армении и Казахстана, а также из вступающей в ЕАЭС Киргизии.
- Для мигрантов с Украины также меняются правила въезда. Теперь въехать в РФ жители соседней страны смогут только по загранпаспорту. Что касается беженцев, для них могут быть сделаны послабления, в связи с политической ситуацией.
Сроки нахождения в РФ для мигрантов ограничены определенными временными рамками.
При отсутствии особого разрешения, граждане, прибывающие в РФ из стран СНГ, имеют право оставаться в стране без постановки на учет в ФМС 90 дней в течение 6 месяцев (суммарно – 180 дней в течение 1 года). Для всех мигрантов является обязательным заполнение (правильное) миграционной карты (и ее сохранение) при въезде.
В 2016 году российское правительство постепенно отказывается от масового предоставления временного убежища и продлении статуса для жителей ЛНР\ДНР.
С 1 января 2016 года работодателям запретили принимать на работу граждан Турции. Отныне работодатели, заказчики работ или услуг, желающие пригласить работников-граждан Турецкой Республики, должны быть включены в перечень, разработанный МинТруда РФ. Миграционная служба будет осуществлять строгий контроль этого правила. Если же трудовой договор или контракт был заключен до 31 декабря 2015 года, работодатель вправе продлить его.
В 2016 году гражданам Белоруссии больше не придется сдавать экзамены на знание русского языка, истории и основ законодательства для оформления вида на жительство или гражданства РФ.
Для граждан Узбекистана с 1 января 2016 завершается действие паспортов небиометрического образца, паспорта нужно обязательно поменять, иначе его обладателю грозит депортация и запрещение въезда в Россию.
Гражданам Таджикистана необходимо иметь в виду, что в 2016 году в России не планируется миграционная амнистия для них, а также не планируется вступление РТ в ЕАЭС и отмена патентов для его граждан.
Граждане Грузии с 23 декабря 2015 года могут оформлять деловые, рабочие, учебные и гуманитарные визы любой кратности. Приятная новость - теперь въезжающим в России гражданам Грузии не придется доказывать родство с лицом, оформившим для него частное приглашение
Следует помнить:
При нарушении правил пребывания в РФ (при превышении положенного законом срока пребывания в стране без уважительных причин и соответствующих документов) применяются штрафные санкции.
Повторный въезд в РФ, согласно закону, будет запрещен:
- На 5 лет – при нелегальном нахождении в России более 180 дней.
- На 10 лет – при превышении лимита на 280 суток.
Начало отсчета – дата, что отмечается на границе при выезде из России.
Срок в 90 разрешенных для пребывания суток может увеличиться при следующих условиях:
Для 2-х последних случаев срок пребывания соответствует тому времени, которое оговорено военным контрактом либо требуется на обучение. В остальных случаях срок пребывания будет ограничиваться периодом действия имеющегося документа. И в любом случае в миграционной карте должна стоять специальная печать ФМС «о продлении срока пребывания».
Все аспекты (правовые и пр.) пересечения российской границы - в ФЗ-114 от 15.08.1996 (с поправками от 20.04.2014).
Поправки в трудовом законодательстве для мигрантов в 2016 году в России
Среди нововведений для граждан СНГ, касающихся трудового законодательства (и прочих сфер), можно выделить следующие:
- Разрешение на работу . Его гражданин СНГ сможет получить при наличии трудового договора с заказчиком (о выполнении конкретных работ) либо с предприятием РФ. Срок действия разрешения исчисляется сроком договора (максимум 1 год после въезда в страну).
- Отменены квоты на мигрантов (безвизовые страны). С этого года обязанность иностранцев – получение патента, который является разрешением на работу.
- Из плюсов: работа по патенту для мигрантов разрешена , как у частных лиц, так и у юридических.
- В определенных случаях мигранты будут иметь право на оплату больничного. Каждый работодатель будет обязан отчислять взносы за мигрантов в фонд социального страхования – из этих средств и планируется выплачивать больничные. Правда, при условии, что мигрант отработал более 6 мес. Все взносы и выплаты будут меньших размеров, чем для граждан РФ. Пособия по беременности и уходу за ребенком для прибывающих в РФ мигрантов не предусмотрены.
- Экзамен по русскому языку, по истории России и на знание азов законодательства РФ теперь также обязателен для всех мигрантов при трудоустройстве. После сдачи экзамена выдается специальный сертификат.
- Работа для водителей с водительским удостоверением, выданным иностранным государством, теперь запрещена. Данный запрет распространяется исключительно на водителей коммерческого транспорта.
- Медстраховка. Обязательный для всех иностранцев пункт. При отсутствии полиса ДМС у мигранта его будет обязан приобрести работодатель. Все договора заключаются только на оказание первой помощи.
Помимо оформленного патента, в 2016 году трудовые мигранты должны предоставить документ об отсутствии судимости, полис медицинского страхования, документ, подтверждающий наличие места проживания и квитанцию об оплате налога на доход физических лиц.
При этом региональные власти имеют право самостоятельно определять список медицинских организаций, которые могут выдавать справки от здоровья трудовым мигрантам. Кроме того, региональные власти могут вынести решение указывать в патенте, помимо основной информации, данные о профессии, должность и специальность мигранта.
Пошлины для мигрантов в 2016 году в России
В 2016 году размеры миграционных госпошлин установлены такие:
- На получение РВП – с 1000 до 1600 рублей.
- На ВНЖ - с 2000 до 3500 р.
В 2016 году средняя стоимость оформления патента на работу мигрантов в России будет 1568 рублей. Но необходимо иметь в виду, что каждый регион имеет право прибавлять к этой стоимости региональный коэффициент.
Окончательная стоимость патента будет зависеть от востребованнорсти труда мигрантов в том или ином регионе. Например, цена оформления патента в Москве в 2016 году составит около 4000 рублей .
Обязательная дактилоскопия мигрантов с 1 января 2016 года
К законам и положениям о въезде мигрантов в Россию в 2016 году прибавился ещё один существенный пункт – с 1 января все въезжающие в страну иностранцы обязаны проходить процедуру дактилоскопии
.
Это необходимо для того, чтобы выявлять лиц, пытающихся проникать по чужим документам, или ранее были уличены в тех или иных правонарушениях в отношении России.
- Глава 1. Общие положения
- Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
- Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
- Статья 3. Правовая основа миграционного учета в Российской Федерации
- Статья 4. Цели, основные принципы и содержание миграционного учета
- Статья 5. Гарантии соблюдения прав человека и обеспечения интересов государства при осуществлении миграционного учета
- Статья 6. Права иностранных граждан при осуществлении миграционного учета
- Статья 7. Обязанности иностранных граждан при осуществлении миграционного учета
- Статья 8. Осуществление миграционного учета
- Статья 9. Перечень сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета
- Статья 10. Государственная информационная система миграционного учета
- Глава 2. Органы миграционного учета и их полномочия. Полномочия в области миграционного учета иных органов
- Статья 11. Органы, уполномоченные в области миграционного учета
- Статья 12. Полномочия органов миграционного учета
- Статья 13. Органы, уполномоченные на осуществление учета иностранных граждан по месту пребывания
- Глава 3. Регистрация иностранных граждан по месту жительства
- Статья 14. Обязательность регистрации иностранных граждан по месту жительства
- Статья 15. Основание для регистрации иностранных граждан по месту жительства
- Статья 16. Порядок регистрации иностранных граждан по месту жительства
- Статья 17. Документы, необходимые для регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства
- Статья 18. Сроки регистрации иностранных граждан по месту жительства
- Статья 19. Основания для снятия иностранных граждан с регистрации по месту жительства
- Глава 4. Учет иностранных граждан по месту пребывания
- Статья 20. Обязательность учета иностранных граждан по месту пребывания
- Статья 21. Основание для учета по месту пребывания
- Статья 22. Порядок постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания
- Статья 23. Основания и порядок снятия иностранных граждан с учета по месту пребывания
- Глава 5. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о миграционном учете
- Статья 24. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о миграционном учете
- Глава 6. Заключительные положения
- Статья 25. Применение настоящего Федерального закона к правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу
- Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона
www.consultant.ru
Миграционная политика РФ
Под понятием «миграция» скрывается глубокий смысл. Она затрагивает любые процессы перемещения лиц как внутри России, так и с пересечением ее границ. Но миграционное законодательство РФ - это в первую очередь статьи, которые касаются координации потоков приезжих. Поскольку в России есть проблема с засильем мигрантов (в основном трудовых), которые прибывают из разных государств, провоцируя социальные конфликты, экономические сложности.
Государственная миграционная политика РФ прошла несколько этапов развития. Формирование законов началось еще в бытность Российской империи. Одним из важнейших этапов можно считать отмену крепостного права, при существовании которого мигрантов не было как таковых. Ведь оно ограничивало права людей. В советскую эпоху по закону граждане были свободными в перемещении, однако были определенные сложности с выездом за границу (в отличие от современной России), как и с прибытием мигрантов.
На сегодня миграционная политика регулируется целым пакетом законов РФ. Также она предопределяется международными договоренностями. Регулярно меняются требования к мигрантам, которые прибывают в Россию. В том числе, новшества заработали и в 2018 году. Миграционную политику РФ в этом вопросе можно считать сложной и не до конца сформированной. Поскольку она постоянно адаптируется к меняющимся реалиям, перемещениям мигрантов.
Виды миграции
Важно учитывать, что существуют разные виды миграции населения. Люди переезжают с места на место внутри России, и такие потоки регулируются отдельными нормативными актами. Совсем другие законы посвящены проблеме приезда мигрантов из других стран. Существуют виды миграции в зависимости от целей перемещения лиц. Мигранты ищут хорошее место для трудоустройства, иногда решаются на миграцию ради обучения. Миграционные процессы в России сложные, неоднородные. Законы, их регулирующие, требуют постоянной корректировки на фоне изменения ситуации.
Что нового в 2018 году
Сравнительно давно велись разговоры о том, что необходим отдельный Миграционный кодекс РФ. Необходимость в нем усматривали по той причине, что в законодательстве России существовало множество законов, которые так или иначе касаются прав мигрантов. Однако некоторые из нормативных актов противоречили друг другу.
В 2017-м эту тему вновь подняли в МВД. В министерстве пообещали сформировать Миграционный кодекс к концу года. А также в ведомстве заговорили о том, что на 2018-2020 годы будет создана новая концепция регулирования этой сферы в России. Это объяснили тем, что в мире происходят перемены, появляется нестабильность в разных государствах. Такие процессы, в свою очередь, стимулируют активность мигрантов.
Постановление Правительства РФ о миграционной карте № 413 было принято еще 16 августа 2004 г., а последние изменения, касающиеся формы миграционной карты, внесены в него Постановлением Правительства № 271 от 6 мая 2006 г. Ее (карту) должен заполнить каждый иностранец, пребывающий в страну. Мигрант получает на ней отметку о въезде. Когда он покидает пределы России, то отдает миграционную карту сотруднику пограничной службы. Получить миграционную карту может любой совершеннолетний мигрант, а на ребенка ее заполняет родитель, удостоверяя своей подписью.
Закон о мигрантах в РФ: Видео
О загранпаспорте
Федеральный закон о мигрантах N 111-ФЗ от 07.06.2018 года внес ряд изменений, касающихся порядка выезда из/и въезда в РФ и правового положения иностранных граждан в России. В подавляющем большинстве случаев для пересечения российской границы иностранец должен иметь на руках загранпаспорт. Такое требование появилось в связи с тем, что это позволяет по максимуму упростить и стандартизировать процесс въезда в Россию с соблюдением миграционного режима.
Исключение делают для гостей из Украины. Пока что такие мигранты могут посещать Россию, не имея загранпаспорта, но в определенном миграционном режиме. Послабление для них объясняется напряженной ситуацией внутри Украины.
Тестирование по русскому языку
Чтобы не столкнуться с проблемами во время пребывания в России, иностранец обязан соблюдать миграционный режим. Это выражается в первую очередь в том, что мигрант не должен нарушать сроков пребывания в стране. Как только у него закончится период, в течение которого он может находиться в России на законном основании, иностранец обязан выехать. Иначе рискует стать невъездным в РФ. А для того, чтобы продлить сроки, получить новые легальные основания на основе миграционных законов, в большинстве случаев приходится проходить тестирование по русскому языку.
По сути, это экзамен, который позволяет выяснить, сможет ли мигрант беспрепятственно интегрироваться в российское обществе и свободно общаться с носителями национального языка. Но и из этого правила делают исключения в отношении гостей России. А именно, тестирование не нужно проходить, если мигрант сможет доказать, что является носителем русского языка. Также такое требование не работает по отношению к недееспособным/несовершеннолетним приезжим. Еще исключение делают для пожилых мигрантов и высококвалифицированных специалистов, в которых нуждается Россия.
Читаем также:
В чем разница между иммиграцией и эмиграцией
Где в России можно хорошо жить
Приобретение страховки
Новый закон для иностранных граждан (№ 111-ФЗ от 07.06.2017 года) устанавливает четкое требование оформлять медицинский полис, въезжая в Россию. Хотя не всем мигрантам нравится такое правило, фактически позаботиться о страховке в их же интересах. Ведь в случае непредвиденной ситуации человек сможет получить необходимую помощь медицинского характера, пребывая в чужой стране.
Здесь важно отметить, что медицинский страховой полис для иностранцев не один. Страховые компании в России предлагают разные пакеты услуг мигрантам. Подбирать их нужно в соответствии с ситуацией, учитывая:
- сроки пребывания в России;
- цель визита;
- возраст и социальный статус мигранта;
- требования законов РФ.
Если приехал в Россию с туристическим визитом, то нужно подбирать соответствующий полис. И совсем другой понадобится, когда мигрант прибывает с целью трудоустройства.
Ужесточение контроля
Основные положения законодательства РФ в сфере миграции следует знать каждому приезжему хотя бы для того, чтобы не попасть под санкции. Поскольку с изменением требований ужесточается и наказание для мигрантов - нарушителей миграционного режима. Причем есть разные положения: и относительно игнорирования сроков пребывания в России, и касательно медицинской страховки, и ряда других.
За нарушение миграционного законодательства РФ грозят не только штрафы. Мигранта могут выдворить из России, а потом запретить въезжать (на определенный срок, максимум - 5 лет). Что касается финансовых санкций, то не всегда за нарушение российских законов расплачивается сам гость государства. Возможна ситуация, когда деньги взимают с его родственников или начальства, если он был приглашен близкими либо работодателем.
Если у мигранта нет медицинского полиса, либо договор подписан на сумму, которая меньше 100 тысяч рублей, то грозит штраф в размере 2-7 тысяч рублей. Что касается нарушения сроков пребывания в России, то сумма взыскания бывает разной. Если человек въезжает в страну, игнорируя правила въезда, остается дольше времени, которое ему выделено законом, он заплатит штраф в размере 2-5 тысяч. Однако за такие же нарушения, но в Санкт-Петербурге, Москве или области, наказание для мигранта будет больше: от 5 и до 7 тысяч рублей.
Концепция миграционной политики РФ до 2025 года
Миграционная политика России в ближайшие годы предопределена соответствующей Концепцией, утвержденной президентом РФ. А она учитывает многие факторы. Разрабатывая новые законы для мигрантов, власти России будут принимать во внимание и то, что из страны уезжает свое население, и масштабы прибытия иностранцев.
Основной вектор развития - это привлечение тех квалифицированных специалистов, которые смогут восполнить дефицит определенных категорий профессионалов на отечественном рынке труда. Поэтому одной из важнейших задач является работа над привлекательностью России в глазах таких кадров. Ведь она пока признана незначительно высокой, что важно учитывать при создании новых миграционных законов.
Читаем также:
Программа переселения на дальний восток
migrant.guru
Для решения вопроса нелегальной миграции, который не только является предметом исследования многих ученых, но и имеет большое значение для общественности, государство стремится выработать новые концепции и улучшить уже имеющиеся для того, чтобы нейтрализовать негативные последствия этого явления. Назревающие и уже случившиеся конфликты означают, что законодательство, которое существует на современном этапе, не может адекватно регулировать и решать вопросы миграции, и нелегальной миграции, в частности.
Разработка и улучшение законодательства в сфере миграции преследует конкретные цели. Первоочередной целью является преодоление негативного эффекта нелегальной миграции, при этом должны быть соблюдены все права и интересы мигрантов; второй, не менее важной, целью является установление соответствия между международными стандартами, взятыми на себя Российской Федерацией обязательствами в этой сфере и отечественным законодательством. Чтобы понять, насколько реализованы эти цели, нужно проанализировать не только российские законодательные акты, но и международные многосторонние и двусторонние договора.
На современном этапе государственное регулирование процессов миграции осуществляется на основе международных договоров, где Россия является участником; обязательства Российской Федерации в рамках СНГ; нормативно-правовые акты, изданные Правительством Российской Федерации.
За последние десять лет Россия довольно активно участвует в международных отношениях. Последствиями этих развивающихся отношений стало то, что Российская Федерация стала участницей многих международных договоров, которые регулируют, в том числе, вопросы передвижения лиц по территории мира, свободы такого передвижения.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» 14 . В эту часть правовой системы, например, входят такие нормативно-правовые акты как:
Конвенция Международной организации труда № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся — мигрантам равенства возможностей и обращения» 15 . В этой Конвенции дано определение такому понятию как «трудящийся-мигрант», но, несмотря на это, ни в международной, ни в отечественной практике так и не сложилось четкого определения понятия «мигранты»;
Конвенция Международной организации труда № 97 «О трудящихся-мигрантах (пересмотренная в 1949 году)» 16 . Основными вопросами, которые регулирует данная Конвенция, является прием на работу иностранного гражданина, при этом она оставляет за государствами право на ограничение доступа трудящихся-мигрантов в некоторые сферы;
Всеобщая декларация прав человека 17 – уравнивает всех жителей Земли в правах, в том числе в праве на труд, на свободу перемещения и места жительства;
Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 18 . Данная Конвенция дает определение термину «трудящийся-мигрант», также дает классификацию трудящимся-мигрантам, деля их на 8 групп. При составлении Конвенции были использованы основные направления и рекомендации, предоставленные Международной организацией труда в ее Конвенциях и рекомендациях. При составлении этой Конвенции ООН попыталась учесть все предыдущие Конвенции для того, чтобы как можно шире и точнее охватить процесс регулировки международной миграции;
Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 19 и два факультативных протокола к ней: Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху 20 и Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказание за нее 21 . В данной Конвенции и Протоколах к ней содержаться прямые карательные нормы, в отличие от остальных Конвенций и Декларация, которые носят рекомендательный характер, не считая некоторых частей.
Эти нормативно-правовые акты охраняют права трудящихся-мигрантов, дают им возможность легально осуществлять свою деятельность с условием выполнения ими поставленных условий. Данные документы дают возможность бороться с нелегальной миграцией не силовыми методами. Но существуют международные акты, которые напрямую занимаются пресечением и наказанием. Например, таким актом является Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности.
Хотя Российская Федерация не участвует в большинстве названных нормативно-правовых актах, у нее есть определенные обязательства по приведению своей нормативной базы в соответствие с ними, чтобы в ближайшее время была возможность ратифицировать их. Из этого следует, что Российская Федерация постепенно выводит свое законодательство на уровень международного для наиболее выгодного решения миграционного вопроса.
Но не только международные многосторонние договора имеют значение для российского законодательства. По тому же принципу Россия заключила несколько двусторонних договор по вопросу регулирования процесса миграции и пресечения нелегальной миграции. К ним, например, относятся «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Румынии о взаимных поездках граждан», которое было заключено в «целях развития дружественных отношений между двумя государствами, упрощения взаимных поездок граждан этих стран и сотрудничества по предотвращению нелегальной миграции» 22 ; «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Турецкой Республики» 23 , заключенное в целях укрепления отношений двух государств, открывая границы для коротко срочных поездок граждан, при этом, не поощряя нелегальную миграцию; «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германии об облегчении взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Федеративной Республики Германия» 24 , в рамках которой Стороны договорились для дальнейшего развития отношения, для увеличения контактов и так далее, соблюдая все правила и требования Европейского Союза, облегчить процесс пересечения границы, при этом жестко пресекая нелегальную миграцию. Аналогичные Соглашения были заключены со многими странами мира. Во всех них обязательно оговаривается, какими способами и мерами будет пресекаться и контролироваться процесс нелегальной миграции.
Если рассматривать еще одну сторону международных отношений России, стоит обратить свое внимание на Содружество Независимых Государств (далее СНГ). СНГ принимает активное участие в глобальном процессе распределения трудовых ресурсов. Страны бывшего СССР в силу своей истории, географического положения должны привести в соответствие некоторые сферы деятельности для лучшего реагирования на негативные последствия тех или иных явлений. После распада Союза ССР в целях создания единого правового, экономического пространства было создано Содружество Независимых Государств. Уже в Уставе СНГ закреплен принцип свободного перемещения рабочий силы через, так называемые, «прозрачные» границы между странами бывшего СССР. Не считая этого, было заключено еще 8 специальных актов, которые направлены непосредственно на регулирование процессов миграции между странами. К ним относятся:
Соглашение о сотрудничестве стран СНГ в рамках борьбы с нелегальной миграцией 25 . В основе данного Соглашения – контрольные функции, но никак не обозначены пути легализации миграции;
ранее была создана Конвенция 1951 г. О беженцах 26 и Протокол к ней 1967 г.;
Соглашение о безвизовом перемещение граждан по территории СНГ 27 ;
Соглашение о сотрудничестве в области прав трудящихся-мигрантов 28 ;
Концепция сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграции, одобренная решением Совета глав государств СНГ 16 сентября 2004 г 29 . Данная Концепция создавалась очень медленно и тщательно. Она охватывает широкий круг вопросов, и по сравнению, с Соглашением 1994 года 30 является более конкретной и доработанной. Она была составлена на основе, разработанных на тот момент, международных актов по вопросу регулирования миграции;
Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств — участников СНГ 31 ;
Соглашение о порядке выезда граждан государств — участников СНГ в государства, не входящие в СНГ, и выезда из них 32 ;
Соглашение о формировании единого экономического пространства (ЕЭП) 33 .
Все эти акты дают понять, что, с одной стороны, открытость границ между государствами-участницами СНГ должна помочь реализовать принцип, заложенный в Уставе СНГ – свобода перемещения рабочей силы, с другой стороны, открывает большие возможности для незаконной миграции. Поэтому в каждом из этих актов в той или иной форме сказано, что нелегальную миграцию нужно четко держать под контролем.
Для того чтобы не дать развиться теневой экономике, Российская Федерация и другие страны-участницы СНГ заключи двусторонние международные договора и соглашения по контролю и борьбе с нелегальными мигрантами и не только. Например, Федеральная миграционная служба РФ и Полиция Республики Армения разработали Соглашение между ФМС РФ и Полицией Республики Армения о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией 34 , аналогичное соглашение было разработано Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан. Для реализации схожих целей было заключено Соглашение, между тремя государствами – Белоруссией, Россией и Казахстаном, о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей 35 . Примерами этим Соглашениям послужили уже имеющиеся международные договора со странами Европейского Союза.
Следующей ступенью регулирования миграции является отечественное законодательство. В российском законодательстве существует около десятка законов федерального значения по вопросам миграции, намного больше Постановлений Правительства РФ, так же различные Указы Президента Российской Федерации и ведомственные приказы. Вопрос миграции косвенно регулируется на уровне субъектов РФ – они могут создавать свои концепции по обсуждаемому вопросу, естественно, которые не должны противоречить имеющемуся законодательству.
Главным законом, который регламентирует вопрос миграции, является Конституция Российской Федерации. Так, соответственно, части 1 статье 27 Конституции РФ: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию» 36 . Из данного положения Конституции следует целый ряд федеральных законов, в которых уточняются и конкретизируются понятия, связанные с миграцией, процесс регулирования миграции, а так же меры по профилактике и борьбе с нелегальной миграцией.
К федеральным законам, которые регулируют данную сферу, относятся:
Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 37 ;
Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» 38 ;
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» 39 ;
Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» 40 ;
Федеральный закон «О беженцах» 41 ;
Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» 42 ;
Кодекс об административных правонарушениях РФ (в некоторой части) 43 ;
Уголовный кодекс РФ (в некоторой части) 44 .
Понятия и конструкции в данных законах являются наиболее общими и дают некоторое представление по данному вопросу. Для уточнения общих норм к каждому закону, путем принятия подзаконного акта – Постановления Правительства РФ, создаются дополнительные протоколы и правила, в которых уточняются механизмы реализации. К ним, например, относится Постановление Правительства РФ «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» 45 . В этом Постановлении устанавливаются правила по осуществлению миграционного учета (регистрация и снятие с регистрации иностранного гражданина по месту жительства, постановка и снятие с учета иностранных граждан по месту пребывания, различные формы унифицированных заявлений). В Постановление Правительства «О миграционной карте» 46 описываются правила принятия данных у иностранного гражданина и создание для него миграционной карты, пользования иностранным гражданином миграционной картой.
Указами Президента регулируются конкретные вопросы, такие как полномочия и функции органов, созданных для урегулирования миграционной политики, кадровой политики и так далее. Например, Указом Президента № 933 «О возложении на Федеральную миграционную службу функций компетентного органа, предусмотренных Конвенцией о найме и трудоустройстве моряков (Конвенция № 179)» 47 и Указом Президента № 301 «О представительствах и представителях Федеральной миграционной службы за рубежом» 48 на ФМС РФ были наложены обязательства по государственному управлению в сфере международной миграции. В Указе Президента № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы» 49 дается общий регламент состава, численности и деятельности Федеральной миграционной службы. Указ Президента № 1734 50 создан для реализации «целей единой кадровой политики» 51 между Министерством внутренних дел, Федеральной миграционной службой, Федеральной службой по контролю за оборотом наркотикой и так далее (Полный список ведомств и министерств, отнесенных Президентом РФ, в отношении которых имеет силу данный Указ смотрите в сноске 32). Перечень Указов Президента Российской Федерации в сфере государственного управления в области миграции также включает в себя Указ Президента № 701 «Об установлении Дня работника миграционной службы» 52 ; Указ Президента № 1080 «Об утверждении перечня информации о деятельности Федеральной миграционной службы, размещаемой в сети Интернет» 53 и так далее.
Приказы Федеральной миграционной службы по своей направленности можно разделить на несколько групп:
первая группа – приказы, регулирующие штатные перестановки (Приказ ФМС РФ №45 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации и порядке сдачи квалификационного экзамена федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной миграционной службы» 54 , Приказ ФМС РФ N 78 «Об организации работы по формированию кадрового резерва для замещения вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате ФМС России» 55 и т.д.),
вторая группа – непосредственное исполнение функций государственного регулирования в области миграции (Приказ ФМС РФ N 465 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев» 56 , Приказ ФМС РФ № 26 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и по исполнению государственной функции по их учету» 57 и т.п.),
третья группа – приказы организационного характера (Приказ ФМС РФ № 22 «Об утверждении Положения о представительстве и представителе Федеральной миграционной службы за рубежом» 58 , Приказ ФМС РФ N 8 «О дополнительном материальном стимулировании отдельных категорий сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к ФМС России» 59 и т.п.).
Но все эти нормативно-правовые акты должны быть подчинены одному очень важному документу – «Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации», которая была утверждена Распоряжением Правительства РФ от 01.03.2003 № 256-р «О Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации» 60 . В данной Концепции описаны основные направления деятельности исполнительных органов Российской Федерации по реализации своих управленческих функций в области государственного регулирования миграции. В соответствии с этой Концепцией федеральные органы исполнительной власти и исполнительные органы Субъектов Российской Федерации могут разрабатывать свои планы мероприятий для регулирования миграционных процессов. Так в соответствии с данной Концепцией, город федерального значения Москва каждый год утверждает целевую миграционную программу. В данной программе Правительство Москвы разрабатывает мероприятия, при которых Московский регион может получить максимальную выгоду от привлеченных иностранных граждан на работу. При этом Москва разрабатывает новые возможности взаимодействия как исполнительных органов Москвы между собой, так и с федеральными исполнительными органами в целях пресечения и предупреждения нелегальной миграции в регионе.
studfiles.net
В настоящее время правовую основу национального миграционного законодательства Российской Федерации составляют:
- Конституция Российской Федерации
- Международные договоры Российской Федерации, в том числе:
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16 января 1997 года
- Соглашение от 30 ноября 2000 года между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан.
- Федеральный закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. № 5242-I
- ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ
- ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ
- ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ
- ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ
Во исполнение их также были приняты:
- Постановление Правительства РФ от 9 июля 2003 года № 335 «Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий её оформления и выдачи, продления срока её действия, восстановления её в случае утраты, а также порядка аннулирования визы»
- Постановление Правительства РФ от 24 марта 2003 г. № 167 «О порядке представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 4 июля 1992 года № 470 «Об утверждении перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан»
- Постановление Правительства РФ от 16 августа 2004 г. № 413 (ред. от 06.05.2006 г.) «О миграционной карте»
- Приказ ФМС РФ «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации» от 6 июня 2009 г. № 159 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.2009 № 14635)
ru-wiki.org
Основные направления миграционной политики РФ
Миграционное законодательство РФ определяется направлениями политики в указанной сфере. Существует несколько приоритетных задач, которые ставятся для реализации в ближайшем будущем и настоящем. Государственная миграционная политика РФ нацелена на:
- развитие и заселение отдаленных и слабозаселенных регионов, например, Дальнего Востока;
- контроль над незаконной миграцией и пресечение попыток нелегального пребывания в России;
- обеспечение и определение разумных условий для въезда и пребывания в России и т. д.
Правительство РФ определяет план и сроки для внедрения и реализации различных программ в сфере миграции. Государственная миграционная политика РФ на сегодня определена до 2025 года и изложена в специальном документе.
Новое в миграционном законодательстве
Существует несколько нормативно-правовых актов, регулирующих сферу миграции. К ним относятся Федеральные законы, определяющие порядок въезда иностранных граждан и правовое положение таковых на территории России. Однако постоянно ведется работа над нормативно-правовой базой, определяющей порядок миграции.
Одним из возможных нововведений может стать Миграционный кодекс РФ. Его создание уже обсуждается и в скором будущем, возможно, станет реальностью. Возникновение такого документа обусловлено обширностью проблем и вопросов, возникающих в сфере миграции.
Среди уже принятых нововведений в сфере миграции выделяется увеличение штрафов за нарушение миграционного законодательства, ограничение срока действия медицинских полисов для иностранцев. Иностранцу, въезжающему на территорию РФ, необходимо получить миграционную карту, о чем говорит законодательный акт, определяющий порядок и правила ее оформления – Постановление правительства РФ о миграционной карте (от 16 августа 2004 г. N 413).
Получение загранпаспорта
Для граждан множества государств при въезде в Россию потребуется загранпаспорт. Закон о мигрантах (так многие ошибочно называют Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ, который регулирует правила и порядок въезда в РФ и выезда из РФ) претерпел изменения и в вопросах возможности граждан некоторых государств въезжать в Россию по гражданскому паспорту. Жители большинства стран СНГ обязаны иметь загранпаспорт, чтобы попасть в нашу страну, однако, остались и те, кому нет необходимости представлять заграничный паспорт для визита в РФ. С начала 2018 года существенно усложнилось пересечение границы между Россией и Украиной в обе стороны.
Прохождение экзамена для мигрантов
Экзамен по русскому языку сдают только те мигранты, которые претендуют на получение рабочего места или длительное пребывание в России. С 2017 года увеличился размер государственной пошлины за сдачу тестов, а пройти экзамен возможно исключительно в центрах, имеющих право на предоставление такой услуги. Миграционный режим предполагает обязательное прохождение экзамена тем, кто не смог подтвердить соответствующие знания документально: при помощи диплома об образовании, сертификата о сдаче подобного экзамена, других документов.
Полис медицинского страхования
Новый закон для иностранных граждан в сфере миграции подразумевает выдачу полиса медицинского страхования для таких лиц не на срок действия РВП, как раньше, а на срок до окончания года. Тем, кто получил его в 2017 году, необходимо явиться в страховую компанию и продлить действие полиса. Медицинский страховой полис для иностранцев является обязательным документом не только при въезде в РФ, но и при осуществлении трудовой деятельности на ее территории.
Усиление контроля над нелегалами
Нарушение миграционного законодательства РФ грозит возникновением проблем для целого ряда лиц:
- самого нелегала;
- принявшей стороны;
- работодателя;
- лица, предоставляющего жилье.
Именно поэтому основные положения законодательства РФ в сфере миграции нарушать не стоит. Постоянно пересматриваются размеры штрафных выплат. Среди наиболее вероятных видов штрафов встречаются:
- за привлечение к трудовой деятельности лица, не имеющего патента. Для граждан он составляет 2-5 тыс. р., для юридических лиц – 250-800 тыс. р.;
- аналогичный размер устанавливается за отсутствие у организации разрешения на прием иностранца;
- за предоставление жилья или транспортного средства мигрантам размер штрафа составит от 2 до 5 тыс. р., для юридических лиц – 400-500 тыс. р.
В 2017 году произошло заметное увеличение размеров штрафных выплат за нарушение законодательства в сфере миграции как для самих незаконных мигрантов, так и для лиц, предоставляющих им жилье, работу и т. д.
Планы правительства до 2025 года
Правительство РФ уделяет повышенное внимание решению миграционных вопросов. Об этом говорит утверждение Концепции государственной миграционной политики до 2025 года. В указанном документе определяются цели проведения миграционной политики в России и основные задачи ее реализации до 2025 года. Условно выполнение поставленных задач разделено на 3 этапа. Первый уже прошел, так как был намечен на 2012-2016 гг. Еще 2 этапа предполагают проведение основных мероприятий в сфере миграции, в том числе на период до 2020 г. планируется:
- проведение мониторинга ранее провозглашенных программ в сфере миграции;
- усиление использования информационных технологий в соответствующей сфере;
- принятие программ, способствующих развитию и поддержанию развития в миграционной сфере.
Заключительный этап 2021-2025 гг. предполагает следующие виды деятельности:
- анализ и оценка проведенных программ;
- расстановка и оценка ориентиров на будущее.
По результатам реализации всех этапов Концепции, возможно, будут приняты новые законы для мигрантов или изменены существующие законодательные акты в сфере миграции.
Основные типы миграции
Для лучшего понимания процессов переселения следует знать, какие существуют виды миграции населения. Ряд критериев существует для разделения:
- по характеру;
- по времени;
- по территориальному охвату;
- по основанию решения о миграции и т. д.
Это говорит о многогранности процесса миграции и необходимости законодательного регулирования сферы в различных ее аспектах. Миграционное законодательство РФ постоянно совершенствуется. Необходимость учитывать все особенности и требования времени предполагает ужесточение наказания для нелегальных мигрантов и усиление контроля над ними. Без непрерывной работы над законодательной базой в сфере миграции невозможно осуществление миграционного контроля на территории большой страны.
vgrazhdanstve.ru
Законодательство российской федерации в сфере миграции
Новый закон для мигрантов может быть принят в течении месяца, затронув самую многочисленную группу работающих на территории России иностранцев. Помимо него, 3 важных изменения порядка правового регулирования миграционного потока в 2017 году уже приняты властями и начали применяться компетентными органами. Внимательное ознакомление с изменениями законодательства поможет лучше понять происходящее и избежать множества проблем.
Впервые приехал человек в Россию Н.Д. еще в 2012 году. Во время своего первого приезда, Н.Д. большую часть времени прожил на территории строящегося объекта в одном из пригородов Москвы.
Во время своих последнего посещения РФ в октябре-декабре 2016 года, Н.Д. Решил, что в следующем году отправится в Россию самостоятельно, без чьей-либо помощи. Он длительное время изучал брошюры миграционной службы, чтоб запомнить отмеченные там правила.
Как оказалось, выполненное Н.Д. запоминание, содержавшихся в буклете ФМС правовых норм было напрасным. С момента предыдущего визита, претерпели существенные изменения сферы «мигрантского» законодательства, а значительная часть выученных Н.Д. норм оказалась частично или полностью изменена. Так, в 2017 г. был принят новый закон для трудовых мигрантов и теперь стало намного сложнее получить привычную работу. Н.Д. хотелось бы узнать - какие еще миграционные законы РФ также изменились в последнее время.
Какие новые законы для мигрантов появились в 2017 году?
Российские законы для мигрантов в 2017 году
Первое с чем сталкивается любой мигрант-иностранец при посещении России - это граница, процедура пересечения которой регулируется законом 1996 г. (№114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»). Его последнее изменение произошло в октябре 2016 на основании Постановления №20-П Конституционного Суда. Перемена позволила находиться на территории РФ иностранцам с инфекционными заболеваниями, если будет подтвержден факт выздоровления. В текущем году поправки к 114 закону отсутствуют.
Во второй половине апреля 2017 г., законом №77-ФЗ был дополнен «мигрантский» закон 2002 г. (№115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Принятая поправка открывает пути к упрощенному вступлению в российское гражданство для людей, чьи близкие были депортированы из Крыма решением Сталина. Иных изменений 115-ФЗ в текущем году не производилось, что не умаляет значимости норм данного нормативного-правового акта.
13 статья 115-ФЗ устанавливает порядок трудоустройства мигрантов на территории РФ. Нарушители правил могут быть приговорены судом к крупному штрафу и депортации, следуя нормам статей 18.10-18.11 КоАП. В конце мая 2017 Председатель Правительства РФ внес поправки к КоАП, предусматривающие усиление ответственности граждан за предоставление нелегальным мигрантам в аренду жилья и транспортных средств.
В начале 2017 г. МВД объявило о необходимости ревизии всего миграционного законодательства, а со стороны миграционной службы поступило предложение по проведению обязательной дактилоскопии всех мигрантов, но дальнейшего развития оно не получило. В конце мая МВД внесло законопроект, предусматривающий введение поправок к Налоговому кодексу, позволяющих установиться для мигрантов минимальные размеры налога на доходы физлиц и страховых выплат.
Типичные ошибки иностранцев, нарушающих законы о мигрантах в РФ:
- Проживание на территории России в статусе нелегала (способно повлечь за собой принудительную депортацию в страну проживания).
- Нежелание изучать язык при недостаточном владении им (плохое знание языка входит в число причин для отказа мигранта в праве нахождения на территории России).
- Незаконное пересечение границы ранее депортированным лицом (нарушает 2 часть статьи 322 УК РФ и может закончится многолетним тюремным заключением).
Порядок ознакомления с российскими законами для мигрантов 2017 года:
- Прочтение основополагающих федеральных законов с повышенным вниманием на последние поправки к ним.
- Ознакомление с последними письмами ФМС и приказами профильных министерств.
- Знакомство с местным, региональным законодательством.
Важно помнить:
- В 2017 Россия заметно сократила квоты на иностранных рабочих, а в некоторых регионах вступил в силу полный запрет на работу иностранцев в сфере предоставления транспортных услуг.
- Легальная миграция со всем необходимым документальным сопровождением позволяет иностранному рабочему пользоваться значительной частью гражданских прав и защищать их в суде.
- Принудительная депортация из страны за нарушением правил пребывания может привести к дальнейшей невозможности легального пребывания на территории РФ.
Вконтакте
Миграция населения — перемещение больших групп людей из одних регионов в другие административные округи. В некоторых случаях под миграцией подразумевается перемещение нескольких человек. Основная цель этих действий заключается в смене постоянного места жительства или места временного пребывания при въезде на территорию РФ.
Существует два вида миграции :
- Внутренняя. Люди перемещаются внутри страны: между сельской местностью, городами или регионами;
- Внешняя. Люди перемещаются между государствами и континентами.
Обратите внимание: Гражданин, который переехал в другую страну — это эмигрант, а тот, кто прибыл в страну — иммигрант. В целом все совершившие миграцию люди называются мигрантами.
В миграционное законодательство России каждый год вносились изменения. Поправки коснулись как внешней, так и внутренней миграции граждан. Одним из важных принятых решений государством была отмена крепостного права в 1861 году.
С точки зрения законодательных документов в Советском Союзе свобода иммигрантов и эмигрантов защищалась. Но получить документы, которые позволили бы пересечь границу, было затруднительно.
Новый этап развития миграционного права граждан начался с момента принятия действующей Конституции Российской Федерации. Затем были приняты Федеральные законы «О вынужденных переселенцах» и «О беженцах». Депутаты Государственной думы внесли изменения и дополнения в эти законодательные положения.
Один из важных законов о миграции называется ФЗ 109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Он был принят 30 июня 2006 года, а одобрен 7 июня того же года.
В Российской Федерации ФЗ №109 регулирует отношения между иностранными лицами, приехавшими в страну для заработка или постоянного места проживания.
Краткое содержание Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»:
- Глава 1 — Описывает общие положения настоящего Федерального закона;
- Глава 2 — Перечисляет органы, которые занимаются миграционным учетом и их полномочия;
- Глава 3 — Описывает процесс регистрации иностранных граждан по месту жительства;
- Глава 4 — Учитывает иностранных граждан по месту пребывания;
- Глава 5 — Определяет ответственность за нарушение законодательства РФ;
- Глава 6 — Описывает заключительные положения.
Трудовая миграция
В некоторых регионах население прибегает к трудовой миграции. Основные причины такого вида переселения:
- Экологический фактор;
- Сложная политическая обстановка;
- Особенности быта и социума.
Главная причина трудовой миграции: гражданин не может прокормить себя или свою семью. Поэтому он вынужден переехать в другой город или даже страну для получения достойной заработной платы.
Другая причина: специалист с большим опытом хочет достичь карьерного роста. Поэтому он отправляется за рубеж.
Вооруженные конфликты и война — еще одна причина трудовой миграции граждан. Например, во время Второй Мировой Войны ощущалась острая нехватка рабочей силы. В то время погибло много людей, в результате чего основную часть населения составляли несовершеннолетние дети.
Экономические проблемы также являются причиной трудовой миграции. Страны с предприятиями, в которых предлагаются высокие заработные платы, богаты природными ресурсами. Более отсталые от развития государства обречены на нищету. Именно поэтому мигранты отправляются в другие страны в поисках хорошей заработной платы. При этом не каждое государство способно регулировать положение трудовой миграции граждан на федеральном уровне, поэтому проблема отсутствия рабочей силы будет решена еще не скоро.
Скачать Федеральный закон о миграции 109
Одним из методов государственного регулирования считается миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.
Законодательные положения направлены на:
- Соблюдение прав каждого гражданина на территории РФ;
- Свободное передвижение;
- Выбор места жительства или пребывания в пределах государства;
- Обеспечение другими права и свободами личности.
Основные цели миграционного учета следующие:
- Создание условий жителям Российской Федерации для реализации своих прав и возложенных на них обязанностей;
- Выработка и создание государственной политики для регулирования процесса миграции;
- Создание статистической достоверной информации о перемещениях жителей РФ. Такие данные необходимы для формирования прогноза о перемещениях людей, а также для ведения наблюдения о миграции государственными органами власти;
- Создание плана для развития инфраструктуры на территории РФ;
- Контроль экономики в кризисных ситуациях;
- Сбор информации об иностранных граждан, которые находятся в РФ;
- Решение иных общественно-политических и социально-экономических проблем.
Сотрудники миграционного учета получают личную информацию о каждом иностранном гражданине. Эти данные передаются в информационную систему миграционного учета. Доступ к ней ограничен. Срок хранения сведений об иностранном гражданине устанавливается индивидуально Правительством Российской Федерации.
Органы миграционного учета могут взаимодействовать с другими федеральными органами исполнительной власти и местного самоуправления. Основная цель взаимодействия — обезопасить данные, предоставленные иностранными лицами. Информация защищается в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Российской Федерации.
Иностранные граждане в обязательном порядке должны зарегистрироваться по месту пребывания. Переданная сотрудником информация отправляется в миграционный учет. После окончания срока пребывания или истечения срока действия визы подобные лица снимаются с миграционного учета.
Желаете проанализировать законодательные положения ФЗ №109? Скачайте закон по