Незаконная миграция как угроза глобальной и национальной безопасности. Нелегальная миграция как угроза национальной безопасности российской федерации Угрозы безопасности России в сфере миграции
Ключевые слова:
- нелегальная миграция
- национальная безопасность
- миграционная политика
- органы государственной власти
- политические системы
- illegal migration
- national security
- migration policy
- public authorities
- political systems
Риски нелегальной миграции, как угроза национальной безопасности России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
М.А. Бурда РИСКИ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ, КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Аннотация рассматривая современные миграционные процессы (в т.ч. трудовую миграцию) автор выявляет связанные с ними риски нелегальной миграции, а также предпосылки, способствующие их возможному росту. Формируется гипотеза о нелегальной миграции, как об одной из существенных угроз национальной безопасности. Доказано, что незаконная миграция как явление затрагивает многие области жизнедеятельности общества. В политической сфере она выступает прямой угрозой безопасности страны и ее геополитическим интересам- экономической сфере — способствует расширению масштабов теневой экономики- социальной сфере — приводит к усилению социальной напряженности в стране. Нелегальная миграция сегодня — это реальная угроза национальной безопасности России. Есть потребность в скоординированном подходе всех органов государственной власти совместно с институтами гражданского общества при разработке эффективной системы управления миграционными процессами.
Ключевые слова:
нелегальная миграция, национальная безопасность, миграционная политика, органы государственной власти, политические системы.
RISKS OF ILLEGAL MIGRATION AS THREAT OF NATIONAL SECURITY OF RUSSIA
Considering modern migratory processes (labor migration) reveals the related risks of illegal migration, and also the prerequisites promoting their possible growth. The hypothesis of illegal migration, as about one of essential threats of national security is formed. It is proved that illegal migration as the phenomenon affects many areas of activity of society. In the political sphere she acts as a direct threat to national security and to its geopolitical interests- the economic sphere — promotes expansion of scales of shadow economy- to the social sphere — leads to strengthening of social tension in the country. Illegal migration is a real threat of national security of Russia today. There is a need for the coordinated approach of all public authorities together with institutes of civil society when developing an effective control system of migratory processes.
illegal migration, national security, migration policy, public authorities, political systems.
Процессы, связанные с миграцией населения, начинают играть все более значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии целого ряда государств, в том числе и России . Данный процесс обусловлен системной взаимосвязанных проблем — государственного управления, эффективности власти и национальной безопасности. В российской политической науке в разной степени вышеука-
занные вопросы рассматривались — М. Г. Анохиным , В.И. Бу-ренко , А. Г. Караткевичем , В. Г. Ледяевым , А. С. Фалиной , О. Ф. Шабровым и др. В период с последнего десятилетия XX века до настоящего времени миграционные потоки направленные в Россию неоднократно меняли свою природу, структуру и направления. В свою очередь, претерпевала изменения и миграционная политика государства .
Главная трансформация специфики миграционных процессов, происходящих на постсоветской территории, обусловлена, прежде всего, тем, что ранее, в период существования единого государства, они подпадали под определение внутренней миграции. Теперь же это внешние миграционные процессы, происходящие между государствами — участниками СНГ на фоне достаточно активного внешнего миграционного обмена людьми между странами Содружества и другими государствами .
На сегодняшний день ключевыми миграционными процессами на пространстве СНГ являются процессы, связанные с трудовой миграцией.
Ряд негативных факторов на постсоветском пространстве: сложная экономическая ситуация, низкий уровень жизни, военные и этнические конфликты способствовали росту миграционных потоков в Россию .
Миграция, как многогранное явление, оказывает воздействие на социально-экономическую и политическую ситуацию в России. Рост миграционных потоков в определенной мере позволяет нивелировать имеющийся дефицит на рынке труда, при этом миграция в Россию в современных масштабах отчетливо выявляет и определенные риски.
Речь идет в первую очередь о нелегальной миграции. Тотальная глобализация, охватившая и процессы миграции, наряду с позитивными явлениями, влечет и возникновение новых угроз (рисков). В данных условиях государство, реализуя свои властные функции, становится основным субъектом обеспечения национальной безопасности . При этом, существенная роль отводится органам государственной власти в обязанности которых входит эффективное противодействие возникающим угрозам разного характера и степени опасности.
На современном этапе нелегальную миграцию причисляют к основным вызовам и угрозам стабильности и безопасности не только отдельно взятых государств, но и целых регионов мира. Например, по оценке некоторых экспертов, в России на одного законно работающего иностранца приходится десять незаконно работающих мигрантов .
Применительно к Российской Федерации основной проблемой, связанной с ростом нелегальной миграции является осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности с нарушением действующего российского законодательства, а также нарушения режима временного пребывания.
По различным приблизительным оценкам, в том числе и непосредственно ФМС России, ежегодно в Российской Федерации от 3 до 5 млн. иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения. Незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации .
В этой связи стоит отметить и само положение нелегальных мигрантов. Зачастую нелегальной миграции активно способствуют отдельные представители мощных мигрантских национальных диаспор. Пребывающие по такому каналу в Россию мигранты оказываются в незавидном положении.
В силу особенности своего нелегального положения они не имеют доступа к медицинскому обслуживанию и «социального пакета», не защищены перед работодателем в правовом отношении, а как правило состоят в условных правоотношениях с курирующим их представителем диаспоры, который «сдает» мигрантов непосредственному работодателю.
Нарушения трудовых прав и эксплуатация труда незаконных мигрантов, при реализации подобной схемы имеет крайне широкое распространение на российском рынке труда.
На современном этапе российское законодательство в целях противодействия нелегальной миграции использует институты административного выдворения и депортации, а также реализацию соглашений о реадмиссии. Также достаточно эффективным показал себя активно реализуемый в 2014 году институт закрытия въезда иностранным гражданам — нарушителям законодательства Российской Федерации. Имеющаяся на сегодняшний день практика по данному вопросу, на наш взгляд, говорит о необходимости развития институтов иммиграционного контроля в данном направлении.
В соответствии со ст. 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное выдворение — это мера административного наказания, устанавливаемая в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, нарушавших режим пребывания на территории Российской Федерации, и назначаемая судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами.
В отличие от административного выдворения депортация — это принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Депортация применяется, если иностранному гражданину, например, если отказано в удовлетворении ходатайства о признании его беженцем, ему сокращен срок пребывания на территории Российской Федерации, у него истек срок временного пребывания, у него аннулированы разрешение на временное проживание или вид на жительство, если иностранец отбыл уголовное наказание в уголовно-исполнительном учреждении. Также депортирован может быть иностранец, в отношении которого органами власти принято решение о нежелательности его пребывания в связи с угрозой общественной безопасности, здоровью населения и т. д.
Так по информации ФМС России в 2014 году около 630 тыс. иностранным гражданам был закрыт въезд в Россию, а выдворено и депортировано около 124 тыс. .
Однако, учитывая, что по уровню прибыльности нелегальный бизнес, связанный с перемещением мигрантов, занимает третье место после контрабанды наркотиков и оружия, следует уделять повышенное внимание противодействию преступлений в данной сфере.
С учетом интенсивности миграционных потоков, направленных в Россию, упрощения миграционного законодательства для граждан государств-участников СНГ, расширение единой миграционной зоны в рамках Евразийского экономического союза контроль за миграционным учетом иностранных граждан, их въездом, выездом, соблюдением ими режима временного пребывания, а также противодействия нелегальной миграции требуется расширение полномочий в указанной сфере для компетентного в сфере миграции органа государственной власти.
Приходится констатировать, что нынешнем виде полномочий Федеральной миграционной службы это труднореализуемо, особенно учитывая отсутствие у Службы статуса правоохранительного органа. Очевидно, что назрела необходимость трансформации ФМС России в миграционную полицию в структуре МВД России и избавления ее от непрофильных функций.
При этом миграционная политика России в отношении ряда стран бывшего СССР имеет еще большую политизированность. Геополитическое противоборство с США и НАТО в Центрально-Азиатском регионе заставило российскую власть пойти на определенные послабления в миграционном режиме для граждан Киргизии и Таджикистана. Ответным жестом руководство указанных государств разместило на своей территории российские военные базы, а также укрепили свой статус государств — членов Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Либерализация порядка трудоустройства в России граждан Киргизии и Таджикистана вызвала необходимость к поиску новых инструментов миграционного контроля за указанной категорией, в том числе, в рамках описанных выше механизмов ограничения въезда для мигрантов-нарушителей.
Приведенный пример наглядно демонстрирует зависимость проводимой государством миграционной политики от имеющегося общеполитического курса.
Кроме того, отсутствие в уголовном кодексе Российской Федерации адекватных наказаний за организацию нелегальной миграции (максимальное наказание по части 2 статьи 322.1 УК РФ до 7 лет лишения свободы) также оказывает негативное влияние на профилактику и предупреждение подобных нарушений.
Это, в свою очередь, требует корректировки уголовного законодательства. Однако противодействие нелегальной миграции не может заключаться в корректировке одной-двух статей УК РФ. Это более комплексная и широкая задача, которая даже на этапе проработки требует фундаментального подхода и политической воли руководства страны.
Миграционное законодательство представляет собой совокупность норм права, закрепленных международными договорами Российской Фе-
дерации, федеральными законами и различными подзаконными актами. Практика имеющейся точечной правки законодательства, в первую очередь фундаментального для внешней миграции Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» порождает излишнюю запутанность, двоякое толкование его норм, способствует росту коррупционных правонарушений в сфере миграции.
Можно сказать, что несовершенство миграционного законодательства, отсутствие четких, понятных и открытых критериев приема иностранных мигрантов также является предпосылкой к нелегальной трудовой миграции.
В научном и экспертном сообществе существуют два диаметрально противоположенных мнения относительно подходов к борьбе с нелегальной миграцией.
В первом случае речь идет об адресном ужесточении законодательства в отношении не только нелегальных мигрантов, но и отношении ответственности работодателей за привлечение и использование незаконно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан.
Практика введения ответственности работодателей, за использование труда незаконных мигрантов достаточно известна и имеет широкую практику, в том числе в государствах активного миграционного притока.
Например, в 1970-е гг. подобного рода меры были введены во Франции и Германии. Принятый в США Закон об иммиграционной реформе и контроле 1986 г., наряду с ужесточением пограничного контроля, также устанавливал ответственность работодателей, использующих труд нелегалов.
С другой стороны, существует тезис о том, что «если государство не может навести порядок в сфере миграции, то оно должно возглавить имеющийся беспорядок». Под таким оригинальным определением скрывается институт миграционной амнистии для нелегалов.
Таким образом, незаконная миграция как явление затрагивает многие области жизнедеятельности общества. В политической сфере она выступает прямой угрозой безопасности страны, ее геополитическим интересам и международному авторитету- в экономической сфере — спо-
собствует расширению масштабов теневой экономики, развивающейся вне экономического законодательства, изъятию из финансового оборота существенной доли денежных средств, в том числе путем вывоза их за пределы Российской Федерации, обострению ситуации на рынке труда и вытеснению с него российских фирм и работников- в социальной сфере — приводит к усилению социальной напряженности, что в совокупности значительно осложняет криминогенную обстановку в стране .
Все эти перечисленные факторы могут стать катализаторами нарушения стабильности сложившейся внутренней политической системы. Так, социальные проблемы, которые обнажает миграция, могут быть использованы радикальными политическими партиями, в свою очередь на внешнеполитическом треке противопоставление геополитических интересов государств приема и исхода мигрантов также способно вызвать кризис взаимодействия властных элит и их переориентирования на других стратегических партнеров .
Таким образом, национальную безопасность в сфере миграции в современных условиях можно представить как комплекс мер по обеспечению и защите основ легальной миграции, прав и свобод иностранного гражданина, а также своевременной актуализации миграционного законодательства и устойчивости миграционной системы .
С учетом изложенного, нелегальная миграция сегодня — это реальная угроза национальной безопасности России. Она отчасти латентна по своей природе и это требует скоординированного подхода к решению поставленных задач не только заинтересованных органов государственной власти, но и активного участия разнообразных институтов гражданского общества, а также научного осмысления взаимосвязи миграции и происходящих политических процессов.
1. Анохин М. Г. , Гришин О. Е. , Гордеев Л. И. Системные инновации для России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2013. № 3.
2. Бобырев В. Законодательная деятельность — основа противодействия незаконной миграции // Миграционное право. 2008. № 1.
3. Буренко В. И. Группы интересов и лоббизм в политическом процессе (зарубежный опыт и российская практика) // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 4.
4. Буренко В. И. , Титова О. Н. Эффективность политической элиты и качество жизни населения // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6.
5. Зинченко Н. Н. Миграция населения: теория и практика международно-правового регулирования. М., 2003.
6. Караткевич А. Г. К вопросу о сущности политических процессов в переходных обществах // Научно-информационный журнал Армия и общество. 2012. № 2(30).
7. Крючков В. А. , Сковиков А. К. , Шумилова О. В. Зарубежный опыт политического развития общества (по материалам архивных документов) // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4.
8. Ледяев В. Г. Социально-философский анализ власти в локальных сообществах // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3.
9. Ледяев В. Г. , Ледяева О. М. Репутационный метод в эмпирических исследованиях власти в городских сообществах // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. Т. V. № 4.
10. Матвеенко Ю. И. Политический риск: о некоторых методах и прикладных моделях его анализа и изучения // Социология власти. 2012. № 1.
11. Ручкин Б. А. Миграционные процессы в молодежной среде: угрозы или стабильность // Youth World Politic. 2013. № 3.
12. Сковиков А. К. Современные проблемы национальной безопасности России // Управление мегаполисом. 2010. № 5.
13. Смирнова В. А. Нелегальная миграция как угроза национальной безопасности РФ // Миграционное право. 2009. № 1.
14. Степанов А. В. Нелегальная миграция, как угроза национальной безопасности Российской Федерации: понятие, содержание, направление противодействия // Административное право и процесс. 2013. № 8.
15. Титова Л. Г. Политические конфликты и возможности их разрешения в современной России // Конфликтология. 2007. № 2.
16. Фалина А. С. Сервисное государство: истоки теории, элементы практики // Социология власти. 2012. № 1.
17. Федеральная миграционная Служба URL: http://www.fms.gov.ru/ about/statistics/details/4281/ (дата обращения 14.08.2014)
18. Шабров О. Ф. Неоднозначный потенциал «русской матрицы» // Власть. 2014. № 2.
19. Шабров О. Ф. Стандарты качества в государственном управлении и политике // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2009. Т. 2. № 5.
1. Anokhin M.G., Grishin O.E., Gordeev L.I. Sistemnye innovatsii dlya Ros-sii. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya. 2013. № 3.
2. Bobyrev V. Zakonodatel"-naya deyatel"-nost"- - osnova protivodeistviya nezakonnoi migratsii. Migratsionnoe pravo. 2008. № 1.
3. Burenko V.I. Gruppy interesov i lobbizm v politicheskom protsesse (za-rubezhnyi opyt i rossiiskaya praktika). Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya). 2012. № 4.
4. Burenko V.I., Titova O.N. Effektivnost"- politicheskoi elity i kachestvo zhizni naseleniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013. № 6.
5. Zinchenko N.N. Migratsiya naseleniya: teoriya i praktika mezhdu-narodno-pravovogo regulirovaniya. M., 2003.
6. Karatkevich A.G. K voprosu o sushchnosti politicheskikh protsessov v perekhodnykh obshchestvakh. Nauchno-informatsionnyi zhurnal Armiya i ob-shchestvo. 2012. № 2(30).
7. Kryuchkov V.A., Skovikov A.K., Shumilova O.V. Zarubezhnyi opyt poli-ticheskogo razvitiya obshchestva (po materialam arkhivnykh dokumentov). Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 4.
8. Ledyaev V.G. Sotsial"-no-filosofskii analiz vlasti v lokal"-nykh soob-shchestvakh. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2012. № 3.
9. Ledyaev V.G., Ledyaeva O.M. Reputatsionnyi metod v empiricheskikh issledovaniyakh vlasti v gorodskikh soobshchestvakh. Zhurnal sotsiologii i sot-sial"-noi antropologii. 2002. T. V. № 4.
10. Matveenko Yu.I. Politicheskii risk: o nekotorykh metodakh i priklad-nykh modelyakh ego analiza i izucheniya. Sotsiologiya vlasti. 2012. № 1.
11. Ruchkin B.A. Migratsionnye protsessy v molodezhnoi srede: ugrozy ili stabil"-nost"-. Youth World Politic. 2013. № 3.
12. Skovikov A.K. Sovremennye problemy natsional"-noi bezopasnosti Ros-sii. Upravlenie megapolisom. 2010. № 5.
13. Smirnova V.A. Nelegal"-naya migratsiya kak ugroza natsional"-noi be-zopasnosti RF. Migratsionnoe pravo. 2009. № 1.
14. Stepanov A.V. Nelegal"-naya migratsiya, kak ugroza natsional"-noi be-zopasnosti Rossiiskoi Federatsii: ponyatie, soderzhanie, napravlenie protivode-istviya. Administrativnoe pravo i protsess. 2013. № 8.
15. Titova L.G. Politicheskie konflikty i vozmozhnosti ikh razresheniya v sovremennoi Rossii. Konfliktologiya. 2007. № 2.
16. Falina A.S. Servisnoe gosudarstvo: istoki teorii, elementy praktiki. Sotsiologiya vlasti. 2012. № 1.
17. Federal"-naya migratsionnaya Sluzhba URL: http://www.fms.gov.ru/ about/statistics/details/4281/ (data obrashcheniya 14.08.2014)
18. Shabrov O.F. Neodnoznachnyi potentsial «russkoi matritsy». Vlast"-. 2014. № 2.
19. Shabrov O.F. Standarty kachestva v gosudarstvennom upravlenii i politike. Problemnyi analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie. 2009. T. 2. № 5.
Стоимость уникальной работы
Стоимость уникальной работы
Заполнить форму текущей работойДругие работы
Рассмотрена эволюция мер взыскания, применяемых к осужденным, лишенным свободы, с момента их появления в нормативных правовых актах пенитенциарного законодательства и до принятия Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Автор анализирует развитие отечественного законодательства об административной и уголовной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу и с целью разработки собственной периодизации такого развития.
В статье рассматриваются понятие, содержание, классификация экологических прав граждан. Раскрываются две тенденции развития института экологических прав в современной российской правовой системе. Первая тенденция активное законодательное признание вопросов о необходимости соблюдения и реализации экологических прав граждан. С этой целью в статье рассматриваются стратегические и концептуальные...
Проведен анализ понятий кооператива, сформированных российскими и зарубежными исследователями в юридической и экономической литературе конца XIX - начале XX вв. Обобщены признаки кооперативной природы: некоммерческая цель кооперативов, общность интересов, деятельность в интересах всех членов кооператива, неограниченное число участников, распределение прибыли по труду или участию в хозяйственной...
Чиновники и простые граждане о путях решения миграционной проблемы
Полномочный представитель президента России в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин на совещании вице-премьеров с главой правительства Дмитрием Медведевым представил предварительные предложения по госпрограмме возвращения в регион русскоязычного населения.
«Нужно стимулировать крупные компании создавать предприятия на Кавказе, это будет способствовать приезду русскоязычных специалистов, но вопрос пока в проработке», - заявил постпред. По его словам, в Ингушетии уже действует такая региональная программа, что дало возможность вернуть в республику несколько десятков семей.
Новая инициатива Александра Хлопонина вызвала со стороны, так сказать, потенциальных переселенцев многочисленные комментарии в интернете. Приведем некоторые из них.
«А русскоязычное население при этом спросили?»
«В чем проблема? Перевести на Кавказ Администрацию Президента, Госдуму, Правительство, Рублевку - все остальные сами подтянутся!»
И сегодня нельзя не вспомнить о том, что Александр Хлопонин сразу после вступления в должность постпреда в СКФО разработал программу переселения жителей северокавказских республик в Ставропольский и Краснодарский края, а также в регионы средней полосы России. Обоснование для этой программы было найдено, на первый взгляд, очень убедительное: дескать, северокавказские республики не в состоянии предложить своему стремительно растущему населению реальные социальные перспективы, и безработная кавказская молодежь попадает под влияние радикальной исламской пропаганды. Но, как говорится, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги».
Напомним, в марте прошлого года издательство «Вече» выпустило сборник статей авторов газеты «Столетие» под названием «Россия в «кольце анаконды»». Среди прочих в содержание этого сборника вошли несколько аналитических материалов по проблеме миграции и межнациональных отношений.
В частности, доктор политических наук Сергей Передерий в статье «Ставрополье - российское Косово?» рассматривал вероятные последствия реализации этой хлопонинской программы, проводя, как тогда могло показаться, неоправданные параллели с аналогичным по сути решением Тито о массовом переселении албанцев в Косово.
Ситуацию, сложившуюся в Ставропольском крае, автор описал так: «В поисках более безопасных мест проживания русское население покидает граничащие с северокавказскими республиками районы края, что неизбежно ведет к смене этнического состава многих населенных пунктов».
Ученый предостерегал, что в этом случае возможен значительный рост преступности на этнической почве, повышаются риски возникновения межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Сегодня эти неутешительные прогнозы находят свое подтверждение в разных регионах.
Так, 13 сентября в центре внимания российских масс-медиа оказался поселок Ремонтное в Ростовской области. Там произошло самое настоящее восстание местного, русского, населения против дагестанцев, переселенных туда в рамках хлопонинской программы. Русские потребовали немедленно отправить всех кавказцев обратно. Ситуация обострилась настолько, что власти вынуждены были ввести в поселке чрезвычайное положение, туда прибыли усиленные подразделения ОМОНа. Заметим, что в текущем году это уже не первый подобный случай. 23 июня в поселке Демьяново Кировской области произошло массовое столкновение местных жителей тоже с мигрантами из Дагестана. И здесь не обошлось без чрезвычайного положения и ОМОНа. Естественно, возникает вопрос: в чем причина этих беспорядков?
«Комсомольская правда» в материале, посвященном ЧП в Ремонтном, опубликовала, можно сказать, коллективное мнение местных жителей: «Кто им позволил так себя вести? То в три часа ночи «врубят» в машине музыку и начнут лезгинку танцевать, то девчонок в машины затаскивают. Сами-то в Ремонтном не живут. А сюда приезжают покуролесить. Кафе с гостиницей открыли, «Восток» называется. Как напьются — все, кошмар, всем места мало. Приехал сюда - веди себя по-человечески». Характерная деталь: сотрудники местного отделения ГИБДД пропустили в Ремонтное целый караван машин с дагестанцами, прибывшими на помощь землякам, чтобы учинить «разборку» русским.
Насколько опасный оборот принимает ситуация можно судить также по следующему факту. Губернатор Александр Ткачев на расширенном заседании ГУ МВД по Краснодарскому краю объявил, что для борьбы с внутренней миграцией будут созданы отряды «казачьей милиции».
Ткачев разъяснил, что фильтр, существовавший между Кубанью и Кавказом в виде Ставрополья, больше не способен сдержать нарастающую волну мигрантов из северокавказских республик. Их поведение он охарактеризовал, как «наглое и циничное».
И предрек, что «…следующие – мы с вами. А кто будет отвечать, когда здесь прольется первая кровь? Когда начнутся межнациональные конфликты? А рано или поздно это будет».
Эти заявления Ткачева вызвали острую критику не только со стороны властей северокавказских республик, но даже и губернатора соседнего Ставрополья. Однако очень быстро ставропольские власти поменяли свои взгляды на диаметрально противоположные и… начали формировать собственные казачьи дружины. А вскоре прогремевшая на всю страну история с дагестанской свадьбой в Москве заставила кавказских политиков оправдываться за «наглое и циничное» поведение своих земляков.
Генеральный директор Центра политических технологий Сергей Михеев в статье «Кому ты должен, Ваня?» подчеркивал: «От славянских обывателей можно часто услышать, что они не любят мигрантов - в первую очередь, кавказцев - за то, что последние «не уважают местных традиций». Вопрос в том, почему коренной житель средней полосы славянской национальности должен пересматривать свою систему взглядов и принимать новые, онтологически неприемлемые для него, формы поведения мигрантов? На самом деле, большое количество конфликтов на этой почве возникает из-за низкого уровня терпимости как раз у приезжих».
При всем при этом проблема миграции из Северного Кавказа по своему масштабу совершенно несопоставима с тем колоссальным миграционным потоком из государств Центрально-Азиатского региона, который захлестывает Россию.
Определить точное количество мигрантов оттуда не под силу ни ФМС, ни МВД, ни ФСБ, ни всем им вместе взятым. Статистика оперирует исключительно приблизительными цифрами – от 12 до 15 миллионов нелегалов-азиатов.
И если же говорить о том, каким образом государство строит миграционную политику на этом направлении, то ответ, увы, может быть только таким: широко распахивает двери. Вот, как говорится, свежий факт в подтверждение.
Министерство труда России 18 сентября направило правительству предложение по количеству иностранных работников на следующий год. Чиновники из Минтруда определили, что России в 2013 году нужно 1 млн. 745 тыс. 584 работников-мигрантов. Интересная деталь: по данным министерства, эти цифры соответствует уровню 2011 и 2012 годов. Иначе говоря, последние несколько лет в нашу страну фактически приглашают почти два миллиона иностранцев. Интернет бурно отреагировал на это решение. Приведу несколько типичных высказываний.
«Пока полностью всю Азию и Кавказ тут не поселят - не успокоятся!»
«Может, министерство труда РФ в полном составе отправить туда, откуда они своих мигрантов завозят?»
«Странная цифра. Нужно 1 745 584 человека. А 1 745 585 - уже много?»
«Местное население власти уже не требуется. А то повышения зарплаты требуют, митинги устраивают, образования и здравоохранения хотят. То ли дело мигранты: живут в коробках, довольствуются третью зарплаты, едят, что попадется. Идеальные граждане, в общем».
Не стоит думать, что чиновники не владеют ситуацией. Они прислушиваются к такого рода возмущенным голосам и стараются по-своему на эти «голоса» реагировать... Например, власти Москвы, где мигрантов с избытком, решили провести широкую рекламную кампанию.
Главной задачей этой кампании, бюджет которой составляет 100 миллионов рублей, является «укрепление межэтнического диалога, противодействие экстремизму, ксенофобии, расовой и религиозной нетерпимости». Необходимо уточнить, что в данном случае речь, прежде всего, идет о толерантности русских в отношении к гастарбайтерам.
«Посильную» лепту в это далеко не однозначное начинание вносят и другие властные структуры. В частности, Борис Титов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в России, на радио «Эхо Москвы» разъяснял на днях недалеким в экономической теории россиянам, зачем нужно ввезти в страну еще два миллиона гастарбайтеров: «Мы хотим развиваться, а многие виды работ сегодня нашими трудовыми ресурсами просто не могут быть осуществлены. От самых дешевых видов работ до самых дорогих. Потому что, к сожалению, у нас очень во многих областях нет специалистов. Во многих просто технологически мы отстали, и поэтому мы вынуждены просто мозги импортировать для того, чтобы нам ставили какие-то сложные инновационные и промышленные объекты».
В этой связи заметим: примерно месяца три тому назад на телеканале «Россия 1» в программе «Специальный корреспондент» демонстрировался документальный фильм «Чужие». Показали, в частности, «высококвалифицированных специалистов» из Средней Азии, создающих «сложные инновационные и промышленные объекты», - таджика, не окончившего даже ПТУ и работающего электромонтажником, киргиза-сварщика, который в своем кишлаке никогда не видел электричество, и так далее, и тому подобное.
Интернет-издание «Военное обозрение» 30 сентября опубликовало статью известного эксперта Александра Самсонова под примечательным названием ««Сирийский сценарий» для России. Мигранты против Российской государственности».
Оперируя статистическими данными и прогнозами увеличения численности мигрантов в ближайшие десять лет, Самсонов проанализировал проблему использования миграционных потоков с целью провоцирования военных конфликтов на российской территории в интересах потенциальных противников.
«Достаточно просмотреть новостные ленты на тему «мигранты», «миграция», «этническая преступность», «конфликты на национальной почве», чтобы понять одну простую вещь - попустительство одних и откровенное вредительство других создало в Российской Федерации тяжелейшую проблему, которой уже пользуются внешние враги, - пишет эксперт. - В России созданы «очаги хаоса», анклавы, общины, которые живут по своим правилам и понятиям».
Сегодня есть основания утверждать, что на южных рубежах нашей страны сгущаются тучи войны.
Насколько это серьезно, можно судить хотя бы по тому, что для получения разрешения властей Киргизии на развертывание объединенной российской военной базы Москва списала Бишкеку долг в миллиард долларов. Никто не может знать, сколько среди миллионов мигрантов из Центральной Азии, растекающихся по России, находится лиц, связанных с радикальными исламистами, афганской наркомафией и этническими ОПГ. Такие люди в военное время представляют собой чрезвычайно опасную горючую смесь, а их предполагаемая численность не может не ставить вопрос о прямой угрозе национальной безопасности. И что же теперь делать?
Жители подмосковного города Хотьково в ноябре 2010 года, как говорится, всем миром вышли на улицы, требуя прекратить наводнение города гастарбайтерами.
Городская администрация отреагировала мгновенно и в течение суток вывезла всех мигрантов. Теперь в Хотькове работают иностранные рабочие только из славянских стран СНГ - и никаких межнациональных конфликтов.
Стоит также вспомнить, как в столичном районе Митино люди митинговали против строительства мечети. В итоге районные власти вынуждены были аннулировать разрешение на постройку некоего «исламского просветительского центра», рассчитанного аж на 60 тысяч мест.
И еще один факт из этой же серии: 3 октября в Москве трое чеченцев напали на питерского журналиста Кирилла Панченко, который заступился за русскую девушку, осмелившуюся отвергнуть пристававших к ней «джигитов». Даже в райотделе полиции «джигиты» не угомонились и «подтянули» туда своих земляков, чтобы расправиться с Панченко.
Панченко через мобильный телефон направил в социальные сети призыв о помощи. В течение часа возле райотдела собрались несколько десятков русских ребят – студенты, спортсмены и прочие неравнодушные люди, после чего «джигиты» сразу «сдулись». Кстати, в Москве уже действуют группы местных жителей, по собственной инициативе занимающихся поиском шаек нелегальных мигрантов и разоблачением «крышующих» такие шайки чиновников.
Конечно, только силами простых граждан невозможно навести должный порядок в миграционной политике.
Именно потому, скажем, когда 13 августа в поселке Победа под Петербургом произошло массовое выступление против мигрантов, власти незамедлительно предложили создать в Ленинградской области муниципальную милицию по принципу американских шерифов. «Муниципалы» специально занималась бы надзором за соблюдением законности этническими диаспорами и гастарбайтерами.
Все эти примеры говорят о том, что масштабных проблем, связанных с иностранными мигрантами, может и не быть, но при условии, что власти начнут работать в тесном контакте с обществом. И непременно - опираться на общество, значительная часть которого занимает гражданскую позицию по отношению к собственному государству. Так, еще в 2005 году нынешний вице-премьер Дмитрий Рогозин выступил с инициативой создания «славянского профсоюза» - межгосударственной коммерческой структуры, которая занималась бы централизованным наймом рабочей силы на Украине и в других славянских странах СНГ. Чтобы чисто экономическими способами свести количество азиатских мигрантов на рынке труда к приемлемой обществом цифре.
В этой связи отметим, что в программе возрожденной партии «Родина» есть и концептуальная идея государственной миграционной политики: «Приток в страну иностранной рабочей силы должен быть строго регулируемым и обусловленным объективными экономическими потребностями государства, а не стихийными или коррупционными факторами. В первую очередь, необходимо трудоустраивать российских граждан, и только потом приглашать на вакантные рабочие места жителей других стран».
Понятно, что реализация предложений патриотических сил по серьезному ужесточению миграционной политики столкнется с яростным сопротивлением разного рода «заинтересованных» деятелей.
Но периодически поднимаемый ими крик о «нарушении прав нацменьшинств» и «разгуле русской ксенофобии» только подтверждает необходимость установить жесткие правила в этом мало контролируемом и сверху донизу пронизанном коррупцией секторе социально-экономической сферы.
Прежде всего, думаю, необходимо пересмотреть сами правила пребывания трудовых мигрантов на территории Российской Федерации. К примеру, на работодателя, нанимающего гастарбайтеров, следовало бы возложить обязанность содержать их в специальных, охраняемых помещениях. Такая простая мера уже позволит избежать хаотичного растекания миграционных потоков по стране и серьезно повысить безопасность на улицах российских городов. В качестве дополнительных мер не лишне усилить и уголовную ответственность за наем нелегальных мигрантов на работу и создание для них ночлежек. С целью выявления мест скопления нелегалов целесообразно было бы организовать специальные «горячие» линии, по которым граждане могли бы передавать компетентным органам соответствующую информацию. Короче говоря, миграционная политика государства требует основательной «перезагрузки». Простые граждане уже давно готовы к общей борьбе с незаконной иммиграцией и этнической преступностью – дело только за государством.
«Стремительное развитие незаконной миграционной инфраструктуры - это и рост криминала, и создание не подконтрольных властям этнических анклавов, и дальнейшее обострение межнациональных конфликтов, и коррупция на всех уровнях. Фактически преступления в сфере миграционного законодательства сегодня угрожают национальной безопасности России в целом», - заявил недавно член Комитета Государственной Думы по обороне, председатель Всероссийской политической партии «Родина» Алексей Журавлев.
Таким образом, становится вполне очевидно, что проблема переросла все региональные масштабы и вышла на более серьезный уровень.
Специально для Столетия
(Смирнова В. А.) («Миграционное право», 2009, N 1)
НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В. А. СМИРНОВА
Смирнова В. А., советник Управления иммиграционного контроля ФМС России, кандидат юридических наук.
В современном мире в эпоху глобализации вопросы регулирования иммиграционных процессов приобретают важнейшее значение, поскольку позитивные и негативные стороны этого явления оказывают весомое воздействие на развитие любого государства мира. Умение наладить управление этими процессами является сегодня одним из основных показателей эффективности деятельности органов государственной власти. Каждое государство так или иначе испытывает на себе действие упомянутых процессов, рассматривая их в качестве одного из важнейших аспектов национальной безопасности. При этом очевидно, что оценка миграционной ситуации, выработка способов ее решения могут быть различны, поскольку они обусловливаются такими исторически определенными факторами, как состояние экономики, правовое обеспечение миграции, социальной сферы, демографическая ситуация, а также политическими установками государства. В зависимости от этого государство вырабатывает соответствующую программу по регулированию миграционных процессов <1>. ——————————— <1> Попов Г. Г. Миграционная безопасность России: институционально-правовой анализ: Автореферат к. ю.н. М., 2006.
В связи с этим проблема обеспечения миграционной безопасности как составного структурного элемента национальной безопасности государства представляется сегодня весьма актуальной. Миграционная безопасность — это состояние юридической защищенности интересов личности, общества и государства, которые могут быть подвержены угрозам в результате въезда в Российскую Федерацию, выезда из нее, пребывания и проживания на территории страны как иностранных граждан и лиц без гражданства, так и граждан Российской Федерации, институционально предполагающее систему правовых норм, обеспечивающих доминанту национальных интересов в сфере регулирования миграционных процессов <2>. ——————————— <2> Там же.
Несомненно, что незаконная (нелегальная) миграция определяется как основная угроза в сфере миграционной безопасности, достигающая в российском варианте высоких показателей опасности. Незаконность — это юридическая форма миграционного процесса, которая может предполагать очень широкое и разнообразное содержание. Иначе говоря, многие общественные явления и процессы могут протекать в форме незаконной миграции, значительно отличаясь друг от друга. Это объясняет разноплановость воздействия незаконной миграции на общество и государство. Незаконная миграция как явление затрагивает многие сферы жизнедеятельности общества. В политической сфере она выступает непосредственной угрозой безопасности страны, ее геополитическим интересам и международному имиджу; в экономической — способствует расширению масштабов теневой экономики, развивающейся вне налогового и другого экономического законодательства, изъятию из финансового оборота значительной доли денежных средств, в том числе путем вывоза их за рубеж, обострению ситуации на рынке труда и вытеснению с него российских фирм и работников; в социальной — приводит к усилению социальной напряженности и ксенофобии, в значительной степени осложняет криминальную ситуацию. Полагаем возможным согласиться с мнением ряда исследователей, которые считают, что незаконная миграция — это въезд в определенную страну, пребывание на ее территории и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан <3>; произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на ее территории, а также выезд с территории страны ее граждан с нарушением законодательства, регулирующего порядок их выезда <4>. ——————————— <3> Магеррамов М. А. Нелегальная миграция: понятие, общественная опасность, уголовно-правовое и криминологическое противодействие (по материалам России и Азербайджана). <4> Баранник М. И. Криминологические и правовые проблемы борьбы с незаконной миграцией // URL: http://www. crime. vl. ru/index. php? p=1102&more;=1&c;=1&tb;=1&pb;=1.
Незаконная миграция — это общественно опасное, динамично развивающееся явление, угрожающее интересам национальной безопасности России и международного сообщества в целом. В системе данного явления можно выделить: 1) нелегальную миграцию и незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации; 2) общеуголовную преступность мигрантов; 3) организованную национал-этническую преступность мигрантов; 4) терроризм; 5) наркобизнес; 6) торговлю людьми <5>. ——————————— <5> Джафаров С. А. Национальная безопасность России (аспекты: гражданство, иностранцы, транснациональная незаконная миграция). М., 2007.
В целом незаконная миграция выступает в качестве одной из существенных детерминантов международной преступности в ее наиболее прибыльной сфере. По уровню доходности бизнес, обеспечивающий незаконное перемещение мигрантов, занимает третье место после контрабанды наркотиков и оружия. Незаконная миграция поэтапно превратилась в отлаженный криминальный бизнес с разветвленной структурой, миллионным количеством вовлеченных лиц и огромным оборотом финансового капитала. Серьезность проблемы незаконной миграции связана, во-первых, со сложностью определения количественных параметров явления; во-вторых, с неоднозначностью и разноплановостью вызываемых ею последствий; в-третьих, с концептуальной непроработанностью проблемы нелегальной миграции в условиях глобальной реструктуризации мировой экономики; и, наконец, в-четвертых, с чрезвычайной сложностью борьбы с указанным явлением. В структуре незаконной миграции на территорию Российской Федерации наибольший удельный вес принадлежит гражданам и лицам без гражданства из стран, ранее входивших в состав бывшего СССР и ряда других государств, как правило, отличающихся нестабильностью политических режимов и экономик, а также низкой емкостью рынков труда. В общем потоке незаконной миграции, направленном на территорию Российской Федерации из стран Содружества Независимых Государств, преобладают выходцы из Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана, Армении и Киргизии. Кроме стран СНГ к числу основных государств-доноров незаконной миграции в Россию можно отнести Китай, Вьетнам, Афганистан, Иран, Пакистан, Анголу и Шри-Ланку. Среди трех составляющих незаконной миграции — незаконный (нелегальный) въезд, незаконное пребывание и нелегальная трудовая деятельность — наиболее характерным для Российской Федерации является осуществление трудовой деятельности с нарушением действующего законодательства. Решение проблемы требует не только карательных действий в отношении правонарушителей, применения к ним мер государственного принуждения, но и комплекса мер по предотвращению и борьбе с незаконной миграцией. В этой связи в условиях происходящих процессов мировой глобализации, существующих в Российской Федерации проблем совершенствование правовых основ противодействия незаконной миграции должно быть направлено на решение следующих задач: с одной стороны, на ужесточение ответственности за нарушение миграционного законодательства, а с другой — максимально возможное упрощение процесса приобретения иностранными гражданами правового статуса пребывания на территории Российской Федерации. Представляется, что меры, предусмотренные действующим законодательством, оправданны и своевременны, они соответствуют сложившейся мировой практике борьбы с нелегальной миграцией. За последнее время совместными усилиями органов законодательной и исполнительной власти был разработан и принят ряд законодательных актов, которые направлены на решение указанных задач. Так, 18 июля 2006 г. были обнародованы Федеральные законы: N 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»; N 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции». Внесенные в законодательные акты изменения упростили процедуру приобретения иностранными гражданами правового статуса на территории Российской Федерации. Это выразилось в изменении характера учета иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации: ранее существовавший разрешительный порядок учета был заменен на уведомительный. Кроме этого, были предоставлены преимущества в трудоустройстве гражданам иностранных государств, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения о взаимных безвизовых поездках граждан. Была упрощена процедура получения разрешения на работу иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Одновременно была усилена ответственность за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства: существенно увеличен размер административных штрафов за нарушение правил пребывания, проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, а также за нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации. Принятие нового миграционного законодательства, в значительной степени упростившего процедуру приобретения иностранными гражданами правового статуса на территории Российской Федерации, позволило в несколько раз увеличить количество иностранцев, законно осуществляющих трудовую деятельность. Например, в 2008 г. сотрудниками территориальных органов ФМС России составлено более 2 млн. протоколов по фактам нарушения российского миграционного законодательства (ст. 18.8 — 18.17, ч. 3 ст. 19.3, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, 19.6, 19.7, 19.15 — 19.18, 19.27 КоАП РФ), что на 8,6% больше по сравнению с 2007 г. По итогам 2007 г. на нарушителей миграционного законодательства Российской Федерации были наложены штрафные санкции в размере 4 млрд. 605 млн. 248 тыс. руб., из которых реально взыскано 2 млрд. 537 млн. 9 тыс. руб. Для сравнения: в 2006 г. было наложено административных штрафов на сумму 2 млрд. 733 млн. 953 тыс. руб., из которых взыскано 1 млрд. 632 млн. 730 тыс. руб. За 12 месяцев 2008 г. за совершение административных правонарушений в сфере миграции наложено штрафных санкций на сумму 6 млрд. 80 млн. 164,4 тыс. руб., из которых взыскано 3 млрд. 256 млн. 166,6 тыс. руб. Еще одним этапным шагом в деле противодействия незаконной миграции было внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации. В 2004 г. Кодекс был дополнен новой нормой, установившей уголовную ответственность за организацию незаконной миграции, максимальный размер которой составляет пять лет лишения свободы. За 12 месяцев прошедшего года территориальными органами Службы направлено 973 материала для возбуждения уголовных дел по ст. 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации — «Организация незаконной миграции». Возбуждено 373 уголовных дела по фактам совершения данного правонарушения. К уголовной ответственности привлечено 74 человека. Необходимо отметить, что в настоящее время наиболее эффективными механизмами противодействия незаконной миграции являются административное выдворение и депортация. В соответствии со ст. 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное выдворение — это мера административного наказания, устанавливаемая в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, нарушавших режим пребывания на территории Российской Федерации, и назначаемая судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российской Федерации — соответствующими должностными лицами. Решения об административном выдворении в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства принимаются в судебном порядке (за исключением случаев, когда такие решения могут принимать представители пограничных органов) на основании материалов, подготовленных уполномоченными на это должностными лицами. В 2008 г. за совершение административных правонарушений в сфере миграции судебными органами было вынесено 22 402 постановления об административном выдворении. В отличие от административного выдворения, депортация — это принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации <6>. ——————————— <6> Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.
Депортация применяется, если иностранному гражданину, например, отказано в удовлетворении ходатайства о признании его беженцем, отказано во временном пребывании, у него истек срок временного пребывания, он лишен вида на жительство, отбыл срок наказания в уголовно-исполнительном учреждении. Также депортирован может быть иностранец, в отношении которого органами власти принято решение о нежелательности его пребывания в связи с угрозой общественной безопасности, здоровью населения и т. д. Принятие решения о депортации или отказе от применения этой процедуры — прерогатива директора ФМС России. Однако законом не регламентирован механизм депортации, что создает большие сложности в определении важнейших элементов процедуры: сроков административного задержания, порядка содержания граждан, которых решено депортировать, в местах лишения свободы, допуска адвокатов, механизмов обжалования. А между тем вопросы, связанные с депортацией, существенно затрагивают права человека. Единственный на сегодняшний день нормативный правовой акт, регулирующий порядок депортации, — Приказ МВД России от 26.08.2004 N 533 «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы по депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства». Стоит не согласиться с мнением юристов, предлагающих разрешить проблему, внеся соответствующие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, — именно потому, что депортация не является наказанием, не предполагает в качестве своего основания какого-то правонарушения. В этой связи в целях законодательного урегулирования указанной процедуры был разработан проект Федерального закона, вносящего изменения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В нем в полном объеме прописана процедура депортации. Проект закона, в частности, включает в себя описание оснований, по которым к гражданину может быть применена депортация, описывает разделение ответственности за процедуру между разными органами государственной власти, предусматривает материальную часть процедуры, устанавливает сроки задержания лица, подлежащего депортации, и сроки рассмотрения необходимых документов. Необходимо еще раз подчеркнуть, что административное выдворение и депортация являются действенными механизмами противодействия незаконной миграции на территорию Российской Федерации. Эффективность применения этих процедур, с учетом безусловного обеспечения прав человека, напрямую зависит от полноты и четкости нормативного правового регулирования их механизма. Несмотря на тенденцию сокращения незаконной миграции, ее масштабы останутся все еще значительными. По-прежнему проникновение на территорию страны иностранцев по недействительным или поддельным въездным документам или вообще без них — достаточно распространенное правонарушение. К тому же до 5% мигрантов являются носителями опасных инфекций, в том числе СПИДа, туберкулеза, гепатита. В этих условиях ставится задача — в самое ближайшее время обеспечить полномасштабный контроль за исполнением законодательства в сфере миграции. От подразделений иммиграционного контроля требуется максимально полный охват всех крупных строительных, жилищно-коммунальных и промышленных объектов, где используется преимущественно иностранная рабочая сила. Наряду с этим постоянное внимание должно уделяться так называемым средним и мелким работодателям-частникам, у которых на неформальной основе заняты гастарбайтеры. Анализируя перспективы дальнейшего сокращения уровня нелегальной занятости мигрантов, необходимо отметить, что в Москве, других крупных городах сложился относительно новый сектор рынка труда — сектор домашних услуг, включающий ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, ремонт квартир и дач, т. е. привлечение иностранных работников физическими лицами. Именно данная категория мигрантов в большинстве своем по-прежнему находится вне правового поля. И для решения этой проблемы готовятся изменения в законодательство, которые позволяют мигрантам осуществлять трудовую деятельность у физических лиц путем приобретения патента, уплачивая в бюджет ежемесячно определенную сумму <7>. ——————————— <7> Из выступления директора Федеральной миграционной службы на расширенном заседании коллегии ФМС России.
Необходимо подчеркнуть, что все большее значение в сфере противодействия незаконной миграции приобретает международное сотрудничество. Данное сотрудничество государств затрагивает ту область интересов, где общая заинтересованность в предотвращении и борьбе с указанным явлением обусловливает и совместные действия, и широкое использование международных механизмов. 15 ноября 2000 г. Резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи были приняты Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности и Дополнительные протоколы к ней. Цель данной Конвенции заключается в содействии сотрудничеству в деле более эффективного предупреждения транснациональной организованной преступности и борьбы с ней. Особое значение имеет Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию и специально посвященный вопросам борьбы с незаконной миграцией. До принятия данного Протокола, главная цель которого состоит в предупреждении незаконного ввоза мигрантов и борьбе с ним, не было универсального документа, регулировавшего все аспекты незаконного ввоза мигрантов. В Протоколе даются основные термины, касающиеся данного преступления. Так, под незаконным ввозом мигрантов понимается обеспечение с целью получения, прямо или косвенно, какой-либо финансовой или иной материальной выгоды незаконного въезда в какое-либо государство-участник любого лица, которое не является его гражданином или не проживает постоянно на его территории. В ст. 6 Протокол устанавливает обязанности государств-участников принять законодательные акты и другие меры, предусматривающие уголовную ответственность за незаконный ввоз мигрантов, создание условий для незаконного ввоза мигрантов, изготовление поддельных документов на въезд-выезд или удостоверений личности, приобретение, предоставление и владение такими документами, предоставление возможности пребывания в государстве без соблюдения законных требований пребывания в нем. Кроме данного международного договора, существует также ряд документов, принятых в рамках Международной организации труда, касающихся миграции и прав мигрантов. Так, в Конвенции N 97 о трудящихся-мигрантах (1949 г.) закреплено, что всякое лицо, способствующее тайной или незаконной иммиграции, подлежит соответствующему наказанию. В Конвенции N 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения (1975 г.) установлена уголовная ответственность, включая тюремное заключение, для организаторов нелегальной миграции лиц, пытающихся найти в других странах работу, и предпринимателей, незаконно использующих их труд. В рамках своей юрисдикции государства взяли на себя обязательства пресекать эти преступления и привлекать к ответственности преступников независимо от страны их совершения. Федеральная миграционная служба осуществляет свою деятельность по пресечению незаконной миграции в тесном взаимодействии с миграционными ведомствами различных государств. В частности, взаимодействие с компетентными органами стран — участниц Содружества Независимых Государств основано на заключенном 6 марта 1998 г. Соглашении о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией и принятых в его развитие документах, таких, как: — Концепция сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграции, одобренная решением Совета глав государств СНГ 16 сентября 2004 г. в г. Астане; — Программа сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграции на 2006 — 2008 гг., утвержденная решением Совета глав государств СНГ 26 августа 2005 г. в г. Казани. В 2008 г. была разработана новая Программа сотрудничества государств — участников СНГ в противодействии незаконной миграции на 2009 — 2011 гг. В настоящее время функционируют Советы руководителей миграционных ведомств СНГ и ОДКБ, в центре внимания которых — решение проблемы борьбы с незаконной миграцией. 30 января 2009 г. в г. Москве состоялось совещание руководителей органов государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообщества по вопросам борьбы с незаконной миграцией и по вопросам миграционной политики, аппаратов советов безопасности и профильных комитетов парламентов государств — членов ОДКБ и ЕврАзЭС, а также четвертое заседание Координационного совета руководителей компетентных органов государств — членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией. По итогам состоявшихся мероприятий выработаны конкретные меры, направленные на повышение координации и эффективности взаимодействия компетентных органов по снижению остроты, минимизации негативных последствий возможного обострения миграционной ситуации и обеспечение должного правового и социально-экономического положения трудящихся-мигрантов. В частности, принято решение о создании «горячей линии» между ФМС России и компетентными органами государств — членов ОДКБ и ЕврАзЭС для оперативного обмена информацией об осложнении обстановки в местах массового пребывания (проживания) трудящихся-мигрантов и осуществления ими трудовой деятельности <8>. ——————————— <8> URL: http://www. fms. gov. ru/press/news/news_detail. php? ID=26930/.
Кроме этого, постоянно расширяется международная договорная база в части сотрудничества в противодействии незаконной миграции. 22 декабря 2006 г. в Киеве было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о реадмиссии. 21 ноября 2008 г. указанное Соглашение вступило в силу. В июле 2007 г. были подписаны Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о реадмиссии и Протокол о порядке его реализации. С узбекской стороной были подписаны Соглашения о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией и о трудовой деятельности и защите прав мигрантов. В 2006 г. был подписан меморандум между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Финляндской Республики о взаимодействии в борьбе с незаконной миграцией на приграничных территориях. 5 декабря 2008 г. были подписаны два Соглашения между Федеральной миграционной службой и Министерством внутренних дел Республики Беларусь о сотрудничестве в сфере миграции и о взаимодействии компетентных органов в сфере миграции приграничных регионов в области борьбы с незаконной миграции. 27 октября 2008 г. в Москве подписано Соглашение между Правительством Российской Федерацией и Правительством Социалистической Республикой Вьетнам о реадмиссии. Названное — это лишь отдельные примеры международного сотрудничества ФМС России в сфере противодействия незаконной миграции. В целом все это позволило, даже в условиях нарастания негативных последствий мирового финансового кризиса, обеспечить результативную работу по целому ряду ключевых направлений. Прежде всего, по реализации миграционного законодательства, прогрессивный характер которого убедительно доказан правоприменительной практикой. Предстоит проделать еще значительный объем работы по совершенствованию правовой и организационной базы противодействия незаконной миграции на территорию Российской Федерации.
——————————————————————
В современных условиях глобализации и интеграции масштабы миграционных процессов в мире имеют тенденцию к постоянному увеличению – в них вовлекается все большее количество людей. По данным Международной организации по миграции (МОМ) в 2015 г. число международных мигрантов в мире стало самым высоким за всю историю наблюдений, достигнув 244 млн. человек. Выделяют три мировых центра притяжения мигрантов – страны Европейского Союза, США и Российская Федерация. Геополитическая привлекательность России, выражающаяся в низкой плотности населения, большой территории с богатыми природными ресурсами и особом характере экономического развития, обуславливает постоянный поток мигрантов в нашу страну.
Миграционные процессы носят достаточно противоречивый характер и сопровождаются рядом серьёзных проблем, угрожающих национальной безопасности России. И прежде всего, это проблема незаконной миграции.
Российское законодательство не даёт конкретного определения термина «нелегальная миграция». Из-за сложности рассматриваемого явления в научной литературе до сих пор не существует единого подхода. Согласимся с позицией Н.Н. Зинченко, который определяет нелегальную миграцию как «въезд в страну, пребывание в ней и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства данной страны, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории этой страны» .
К причинам, обуславливающим появление незаконной миграции можно отнести:
1) неравенство экономического развития государств;
2) проблемы дефицита трудовых ресурсов в развитых странах, где работодатели заинтересованы нанимать незаконных мигрантов;
3) низкий уровень жизни населения в развивающихся странах, жители которых готовы осуществлять трудовую деятельность за невысокое вознаграждение и без оформления трудового договора и социальных гарантий;
4) «прозрачность», «открытость» государственных границ;
5) недостатки миграционной политики государства.
Выделяют несколько элементов, входящих в состав нелегальной миграции :
1. Нелегальный въезд, который выражается в пересечении мигрантами границ государства, минуя пункты пограничного контроля. Осуществлять его они могут самостоятельно, с помощью местных жителей или сограждан, которые легально проживают в данной стране, или опираясь на поддержку организованных преступных группировок. Также нелегальный въезд может предполагать использование недействительных документов при пересечении границ через пункты пограничного контроля.
2. Незаконное пребывание, которое предполагает произвольное изменение мигрантами своего правового положения в период нахождения на территории страны- реципиента. Зачастую люди пересекают государственные границы легально, но остаются в государстве на незаконных основаниях. Это может выражаться в отсутствии регистрации в уполномоченных государственных органах, нарушении сроков действия визы или несоответствии целей их пребывания тем, о которых они заявили при въезде в страну.
3. Нелегальная занятость, предполагающая трудовую деятельность иностранцев на легальных рынках труда, которая не оформлена в соответствии с действующими на территории Российской Федерации правилами привлечения и использования иностранной рабочей силы. В эту категорию также относится осуществление предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности без оформления разрешений, лицензий, регистрации в государственных органах или по фальшивым и просроченным документам; деятельность в теневой экономике либо в сфере криминального бизнеса.
4. Незаконный выезд, т.е. выезд с территории страны мигрантов с нарушением законодательства, регулирующего порядок их выезда. В этом смысле к нелегальным мигрантам относят тех, кто при нарушении порядка выезда, задержан на территории Российской Федерации до пересечения границ. При этом мигрант мог въехать в Россию и пребывал на её территории на законных основаниях или прибыл в страну нелегально, но сумел узаконить своё пребывание в стране, однако нарушил законодательство при выезде.
А. П. Баранов отмечает, что субъектами незаконной миграции на территории Российской Федерации являются иностранные граждане и лица без гражданства:
1) находящиеся на территории Российской Федерации и нарушившие правила въезда в Российскую Федерацию, т. е. требования ст. 26 и 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;
2) нарушившие правила пребывания на территории Российской Федерации, т. е. находящихся в Российской Федерации по истечении сроков действия разрешения на временное проживание, вида на жительство, визы или при превышении 90 суток пребывания в Российской Федерации при безвизовом порядке въезда .
В настоящее время проблема нелегальной миграции представляет собой несомненную угрозу национальной безопасности Российской Федерации, т.к. она создает опасность для жизненно важных интересов личности, общества и государства в целом. Сегодня на территории России находится более 4 млн. незаконных трудовых мигрантов. Несмотря на тот факт, что трудовые мигранты восполняют нехватку рабочей силы в стране, отрицательных последствий нелегальной миграции намного больше.
Во-первых, она является фактором, ухудшающим криминогенную ситуацию в государстве. По данным Главного информационно-аналитического центра МВД России в период с января по сентябрь 2016 г. иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 34,6 тыс. преступлений . Кроме того, незаконная миграция «питает» рабочей силой теневой сектор экономики. Действующие Кодекс РФ об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ устанавливают ответственность за совершение правонарушений и преступлений, связанных с миграционными процессами.
Во-вторых, нелегальная миграция оказывает негативное влияние на средний уровень оплаты труда в стране. Вследствие низкой стоимости труда нелегальных мигрантов средний уровень заработной платы падает, что приводит к недовольству среди населения и нарастанию социальной напряжённости.
В-третьих, происходит утечка из России финансовых, в первую очередь, валютных средств, вследствие неуплаты налогов и приобретения иностранной валюты для ее последующего перевода в страну гражданства.
Также одним из отрицательных последствий незаконной миграции можно считать ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки в связи с распространением острых инфекций и не традиционных для России заболеваний. Это связано с тем, что многие иммигранты прибывают из стран, где распространены такие заболевания как чума, холера, малярия, ВИЧ-инфекция, брюшной тиф, туберкулез, педикулез, дифтерия, кожно- венерологические, желтая лихорадка, тропическая геморрагическая лихорадка Эбола и другие особо опасные инфекционные заболевания. Случаи поражения такими болезнями, регистрировались в Москве, Белгородской, Нижегородской, Смоленской, Иркутской, Новосибирской, Курганской, Курской областях .
П.В. Салов выделяет ещё одно негативное последствие – возникновение межнациональных конфликтов. По его мнению, это происходит из-за «существования и развития этнических сообществ иностранцев в тех регионах России, в которых нет недостатка в трудовых ресурсах. Из-за резкого увеличения трудовых мигрантов в них происходит осложнение ситуации на рынке труда» . Кроме этого, незаконная миграция является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации.
Ещё одна угроза национальной безопасности России выражается в деятельности экстремистских и террористических организаций, неразрывно связанных с нелегальными мигрантами. Опасность выражается в том, что такие организации вербуют и обучают наемников - профессионалов.
Вышеперечисленные явления приводят к дестабилизации социально- экономической и политической ситуации как в отдельных регионах России, так и в стране в целом.
Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая Президентом РФ в 2012 году, предусматривает целый комплекс мер в области противодействия незаконной миграции. По нашему мнению, ключевыми из них являются:
совершенствование правовой базы (устранение неточностей и пробелов в миграционном законодательстве, принятие кодифицированного акта в этой сфере);
совершенствование мер ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации (ужесточение санкций за нарушение миграционного режима);
создание и совершенствование системы иммиграционного контроля (закрепление данного понятия в системе нормативных правовых актов РФ, определения компетентных органов и перечня соответствующих полномочий);
создание инфраструктуры для осуществления процедуры реадмиссии и обеспечение органами государственной власти субъектов Российской Федерации функционирования специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению или депортации;
разработка и принятие программ противодействия незаконной миграции, проведение совместных межгосударственных оперативно-профилактических мероприятий;
усиление информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации .
Кроме того, необходимо создавать такие условия приёма на работу в сферах, пользующихся наибольшим спросом у иностранных граждан (торговля, строительство), чтобы работодателю было выгоднее нанимать гражданин России. Не лишними будут адаптационные центры для иностранных граждан, прибывающих в РФ как на постоянное место жительства, так и временно. Такие центры необходимы для разъяснения мигрантам вопросов, касающихся их прав и обязанностей, въезда, выезда, пребывания, транзитного проезда, трудовой деятельности и др.; предоставления первой медицинской помощи; просвещения иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам культуры, национальных обычаев, законодательства в принимающей стороне и др.
Подводя итог, можно констатировать, что противодействие незаконной миграции является одним из национальных интересов России на современном этапе. Об этом говорит принятие Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Сегодня перед государством стоит целый комплекс задач по превращению миграционных процессов в фактор, который способствовал бы развитию российского общества, а также по выработке наиболее адаптированной к современному политическому процессу миграционной политики, которая должна руководствоваться обеспечением национальной безопасности российского государства и сохранением социальной стабильности в обществе.
Список литературы
1. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ) // Официальные сетевые ресурсы Президента России. [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/15635 (дата обращения: 13.11.16).
2. Баранов А.П. К вопросу о субъектах незаконной миграции // Миграционное право. - 2010. - №2. - С. 2-6.
3. Дубонос С. М., Ковалев А. А., Сороколет Д. А., Алпатиков В. В. Незаконная миграция как угроза национальной безопасности РФ и странам СНГ // Молодой ученый. - 2016. - №13. - С. 628-630.
4. Зинченко Н. Н. Международное миграционное право: основы теории и практики: Монография – М.: Научная книга, 2011. - 344 с.
5. Салов П.В. Незаконная миграция в России и меры борьбы с ней. // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». – 2015. - Том 6. - № 4. - С. 582 – 587.
6. Состояние преступности в России за январь-сентябрь 2016 года – М: ФКУ«ГИАЦ МВД», 2016. – 52 с.
7. Сумароков В.Н., Дорошина И.П., Москвитина Е.И. Нелегальная миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации: понятие, содержание, причины возникновения, направления противодействия. // Транспортное дело России. - 2014. - № 1. - С. 90-92.
Современные процессы иммиграции населения характеризуются достаточной сложностью и многообразием. Учитывая специфику сложившейся миграционной ситуации в России, можно выделить три основных вида миграционных потоков: вынужденная миграция, трудовая или социально-экономическая миграция, нелегальная миграция. Причем, если в начале 1990-х годов основной проблемой государства в миграционной сфере являлось обеспечение прав вынужденных мигрантов, то в последние несколько лет в связи с изменением социально-экономической обстановки в стране акцент в миграционной политике государства объективно сместился в сторону противодействия нелегальной миграции и ее негативных последствий.
Каждый из названных видов миграции является составляющей проблемы обеспечения национальной безопасности в России. (Согласно стратегии национальной безопасности до 2020г. «национальная безопасность» - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.) При этом существующая парадигма исследуемой проблемы позволяет рассматривать миграцию в различных аспектах обеспечения безопасности - военном, экономическом, международном, социальном, демографическом, культурном, этническом, эпидемиологическом и др. Это объясняется значительной детерминированностью процессов миграции от направлений развития общества и государства в целом, причем зачастую не одного государства, а сразу нескольких. Кроме того, следует учитывать, что сама связь миграции и безопасности носит двусторонний характер: это не только безопасность общества и государства, затрагиваемых миграционными процессами, но и безопасность самих мигрантов, которая во многом зависит от вида перемещения (миграции) и его оснований.
Основной проблемой в области миграции, создающей угрозу национальной безопасности, продолжает оставаться существование в стране большого числа нелегальных мигрантов. Все еще значительны потоки нелегальной иммиграции в Россию из государств с нестабильной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой. Нелегальные мигранты не только сами не могут пользоваться предоставленными правами, но и, в то же время, не могут быть привлечены к выполнению обязанностей, установленных государством. При этом связь незаконной миграции и терроризма, организованной преступности становится очевидной для всего мирового сообщества.
Во-первых , это утечка из России в масштабных объемах финансовых, в том числе валютных, средств за счет ухода от уплаты налогов и приобретения западной валюты с последующим ее переводом на родину. Государство получает от одного среднестатистического иммигранта всего около 20 рублей налоговых поступлений в год. См.: Экономика и жизнь. - 2002. - №39. - С. 59. Денежные суммы, вывозимые из РФ мигрантами некоторых республик СНГ, превышают объемы годовых инвестиций в их национальные экономики. Примечательно, что до 76% иностранной рабочей силы (то есть во много раз больше, чем отражается в официальной статистике) занято в сфере торговли и услуг. Именно в этом секторе наиболее высока оборачиваемость капитала и возможность ухода от уплаты налогов См.: Эксперт. - 2002. - 27 авг. - С. 29..
Во-вторых , это формирование “иноземных” этнических анклавов в регионах страны, не испытывающих недостатка в трудовых ресурсах. Из-за наплыва иммигрантов там усложняется ситуация на рынке труда (южные районы России - Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область, нижнее и среднее Поволжье). Эти расширяющиеся анклавы носят все более закрытый характер, игнорируют российские законы и обычаи коренного населения, что все чаще приводит к межнациональным конфликтам. Уже возникает опасность для наших границ и безопасности всего государства. Миграция носит многонациональный характер. В крае за счет нее произошел интенсивный рост практически всех этнических групп. Большинство из них пытается осесть в наиболее важных в стратегическом отношении районах. В том числе на Черноморском побережье, то есть вблизи государственной границы.
По периметру Краснодарского края проходит более полутора тысяч километров государственной границы. Здесь находятся незамерзающие порты, единственный выход России к теплым морям. Наш регион - территория, с которой, как свидетельствует история государства российского, неоднократно исходила угроза безопасности страны, поэтому он должен быть надежным стратегическим пространством, от стабильности которого во многом зависит безопасность России на ее южных рубежах”. Звягин Ю.Г. Становление миграционной политики России // Журнал российского права. - 2003.- №4. - С.119.
В-третьих , это растущие претензии нелегальных иммигрантов, включая и их многочисленных родственников, на пользование дефицитными услугами социальной инфраструктуры нашей страны (здравоохранение, образование), что усиливает негативное отношение коренного населения к приезжим и утяжеляет нагрузку на местные бюджеты.
К тому же иммигранты, как правило, обладают значительно большими финансовыми средствами для гласной и негласной оплаты таких услуг, вздувая на них тарифы и отсекая возможности россиян пользоваться ими. То же относится и к потенциальным возможностям нелегальных (да и легальных) иммигрантов приобретать недвижимость, землю и т.п.
В-четвертых , это активизация нелегалов в финансировании теневого и криминального бизнеса, наносящего урон и бюджету всей страны, и доходам каждого россиянина, и т.д. Список можно продолжать и продолжать.
Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что в последние годы расширяются официальные и закрытые контакты части республик СНГ со странами блока НАТО.
В этих условиях бесконтрольная иммиграция создает определенную угрозу геополитической и военной безопасности страны. Наконец, тесные связи определенных кругов наших южных соседей с антироссийски настроенными единомышленниками из Пакистана, Турции и стран Ближнего Востока никак не способствуют ослаблению угрозы международного терроризма против РФ (добавлю, что, по данным Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, размещение военных баз США в среднеазиатских республиках не стало преградой для наркотрафика в нашу страну).
Плюс следует учесть, что закавказские и среднеазиатские государства имеют соглашения о безвизовом обмене с Турцией, Пакистаном, Ираном, Китаем и в условиях прозрачности наших границ со странами Содружества этот режим, по сути, автоматически распространяется и на Россию.
И, наконец, особая проблема, имеющая тревожные перспективы обострения, - неконтролируемая масштабная лавина нелегальных иммигрантов из Китая, в первую очередь в дальневосточные регионы, хотя многочисленные “чайна-тауны” возникли практически во всех крупных городах России.
Нельзя не затронуть долю иммигрантов в совершенных уголовных преступлениях на территории РФЗа последние 10-15 лет число мигрантов, совершивших преступления на территории России, возросло на 40%.
В большинстве регионов России отмечен рост преступлений, которые требовали контактов за рубежом и межгосударственного сотрудничества. Это наркобизнес, незаконный оборот оружия, легализация теневых доходов, акты терроризма и т.д. причем наибольшее число преступлений было совершено иностранными гражданами с Кавказа.
Из года в год все больше нарушений правил пребывания иностранных граждан в России и их транзитного проезда. За пять лет они выросли по сравнению с предыдущим периодом почти на 50 %. Было привлечено к ответственности более двух миллионов человек.
В целом преступления, совершаемые иностранными гражданами, составляют небольшую долю от общего числа преступлений: согласно официальным статистическим данным - примерно 1%. Однако опасность таких преступлений заключается в том, что они имеют стойкую тенденцию к росту.
Одной из серьезных для России проблем является также сокращение прироста постоянного населения, которое, по оценкам демографов, будет продолжаться до 2013 года. Вместе с тем неконтролируемый приток мигрантов, готовых работать за любую плату, нередко при низком уровне образовательной и профессиональной подготовки, на самом деле способен дестабилизировать социальную обстановку в отдельных регионах, а также оказаться источником угрозы для экономической безопасности. См.: Викторов И.С. Незваные гости? // Закон. - 2003. - № 5. - С.103.
Таким образом, можно констатировать, что существующая структура и качественный состав миграционных потоков пока еще не отвечают насущным стратегическим государственным потребностям. Сохраняющаяся спонтанная, во многом неуправляемая миграция оказывает негативное влияние на экономические, социальные, демографические, этнокультурные и другие процессы как в Российской Федерации в целом, так и в отдельных ее регионах.
Результатами такой нерегулируемой миграции являются: диспропорции в экономическом и социальном развитии государства и его регионов, в том числе неравномерности развития регионального рынка труда; рост криминогенных очагов; угрозы безопасности приграничным субъектам Федерации, прежде всего на Дальнем Востоке РФ (демографическая экспансия); усиление среди населения антииммигрантских настроений и др. Все это не способствует обеспечению национальной безопасности государства.