Высшая юридическая сила конституции российской. Тема: Высшая юридическая сила и прямое действие конституции
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ /МИИТ/
Кафедра «Право»
по дисциплине
ПРАВОВЕДЕНИЕ
ВЫСШАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА И ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ
Выполнила: ст. гр. АУИ-412
/Карякина Е.В./
Принял: профессор
/Стецовский Ю.И./
МОСКВА 2000
Решение Федерального конституционного суда. «Поууир конститутант», конституционная власть народа, не может быть легитимизирована или делегитимизирована либо согласием, либо отказом от Основного закона, ни простым законом, ни решением, принятым судом по велению конституции. Это суверенная власть, которая превосходит любую конституцию, потому что она конституционная и не может быть подчинена какой-либо предшествующей концепции.
Решение имеет значение, поскольку оно не свидетельствует о том, что оно намеревается запретить такую просьбу или сделает соответствующие правовые основания для исключения. Напротив, это решение соответствует мотивам, представленным здесь по нескольким причинам.
МЕСТО КОНСТИТУЦИИ В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СТРАНЫ
Статья 15 Конституции Российской Федерации особенно важна потому, что в ней определяется место Конституции в системе нормативных правовых актов страны. Конституция формирует и закрепляет отправные принципы правового регулирования, является базой всего законодательства и представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой.
Во-первых, правильно сказано, что Основной закон. «Индивидуальные права только в рамках конституционного порядка, но не для процедуры или содержания новой конституции». Очевидно, что в Основном законе нет положения, регулирующего процедуру или содержание конституционной поправки. В этой степени такое право не может быть выведено из Основного закона для конкретной процедуры или конкретного содержания новой конституции.
Кроме того, справедлив следующий вывод. Что говорится в статье 146, а что он не говорит? В предложении нет банального содержания, согласно которому Основной закон должен продолжаться до тех пор, пока не будет создана новая конституция. То же самое никогда не было в конституции. В статье не говорится о новой конституции. Он говорит о конституции, которая заменяет Основной закон.
«1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу,
прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны
противоречить Конституции Российской Федерации.
3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Он создал конституцию, но только для части народа. По этой причине он не назвал их с собственным названием «конституция», но назвал их «фундаментальным законом». Согласно этому решению, конституция должна стать конституцией народа. То, что это действительно происходит, когда немецкий народ воссоединяется на свободе, незаменим для основного законодателя, как показывает статья 146. Ссылка и сроки для этого решения - политическая ситуация, в которой немецкий народ может принять решение в отношении свободного решения о конституции.
Присоединение всех немецких территорий не сможет сделать этот основной закон всеобъемлющей немецкой конституцией. Они будут существовать только тогда, когда немецкий народ определит содержание и форму своей политической жизни в свободном разрешении. Как определенно основной закон во всей его структуре также появляется - как предварительное временное положение для западной части Германии, это утверждение утверждает, что люди должны согласовать свою конституцию, чтобы в то же время сделать поворот от преамбулы того времени демократической конституции, основанной на «конституционной власти» народа.
4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.»(ст.15)
Известно, что под юридической силой акта понимают как его обязательность вообще, так и его место в иерархии правовых актов. В настоящее время федеральная нормативно-правовая система включает в себя следующие составные части: Конституцию, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные акты палат Федерального Собрания, указы Президента, постановления Правительства, акты министерств, государственных комитетов и иных федеральных органов исполнительной власти.
Сегодня наступила политическая ситуация, к которой стремился Парламентский совет. В год объединения двух германских государств это хорошо знало о решающих политических силах. Федеральное правительство хотело бы, статья 146, и, таким образом, гарантия голосования по конституции для всего немецкого народа, будут удалены; он также хотел заменить слово «основной закон» в преамбуле словом «конституция».
Он не подвержен серьезным сомнениям в отношении их легитимации. Что касается последнего абзаца, то следует отметить, что не столько детали Основного закона не прошли испытание, сколько государственную власть, которая должна была обеспечить ее соблюдение или их представителей.
Иерархический порядок расположения актов указывает на особую
юридическую силу Конституции. Это означает, что она обладает верховенством
над законами и иными правовыми актами; последние должны исходить из
Конституции и не противоречить ей. Законы и подзаконные акты,
противоречащие Конституции, не имеют юридической силы. Причем
соответствовать Конституции должны не только акты федерального
законодательства, но и акты органов государственной власти субъектов
Федерации, а также органов местного самоуправления. Конституция,
распространяя свое действие на всю территорию Российской Федерации,
олицетворяет собой государственную целостность, единство системы
государственной власти.
Исходя из личных и материальных преемственности в общественной власти, которые формировались в период национал-социализма, эти преемственности были «спасены» во время Основного Закона Бонна, не в последнюю очередь теми же учителями закона государства, которые поклялись в послушании смерти было.
Не в последнюю очередь было только Федеральный конституционный суд в своем первом гипсе с желающими помощниками национал-социализма, как Херманн Хопкер Ашофф как первый президент Федерального конституционного суда или Вилли Гейгера, в основном, участвующих в нем, чтобы интерпретировать схему основных прав, так, что они до сих пор их испытание, как права на защиту гражданина против государства.
Конституция имеет прямое действие. В то же время сам текст Конституции содержит указания на необходимость принятия ряда федеральных конституционных законов и федеральных законов, чье действие будет способствовать развитию положений, закрепленных Конституцией в общей форме.
Конституция и законы Российской Федерации регулируют важнейшие
общественные отношения. С их помощью закрепляются основы конституционного
строя, основные права и свободы граждан, государственное устройство, формы
и виды собственности, основы уголовного, гражданского, семейного и иных
отраслей законодательства, а также другие принципиальные направления
жизнедеятельности общества и государства. Таким образом, их действие носит
универсальный, общеобязательный характер по кругу лиц, во времени и
пространстве. Соответственно и обязанность соблюдать федеральные
законодательные акты распространяется на все органы государственной власти,
в том числе органы власти субъектов Федерации, органы местного
самоуправления, а также на всех без исключения должностных лиц.
Правоприменительная практика всех государственных органов должна
соответствовать Конституции, а должностные лица независимо от их ранга и
положения должны нести ответственность в случае нарушения ими норм
Конституции и законов. Столь же обязательны законодательные акты Российской
Федерации для граждан и их объединений. Всеобщая обязательность таких актов
вытекает из их потенциального восприятия как меры справедливости,
применяемой ко всем гражданам в равной мере.
Действительность Основного закона - это пробация статуи Конституции: основные свободы, демократический порядок, конституционная структура государства и конституция государства. Если бы это касалось только этого, «свободное решение» немецкого народа не могло иметь конкретного содержания; никакая конституционная сила народа, которая должна осуществляться посредством голосования, нуждается в большем количестве.
Но мнение европейских конституций показывает, что основные права, демократия и верховенство закона являются основными опорами повсюду, но только конституционный текст способствует этим принципам, которые создают конституционную валюту. Чтобы узаконить это, статья 146 гарантирует людям.
Следует отметить, что действие Конституции и законов Российской
Федерации распространяется не только на граждан России, но и на иностранных
граждан и лиц без гражданства, находящихся на ее территории (за
исключениями, установленными действующим законодательством).
В демократическом государстве крайне необходимо, чтобы закон был доведен до всеобщего сведения, поскольку гласность в сфере законодательства непосредственно затрагивает права и законные интересы граждан и других субъектов права. Знание законов не может быть привилегией избранных.
Там, однако, никакие конституционные статьи не были проверены и признаны хорошими. Утверждение Основного закона было подтверждением «проверенной и проверенной» базовой концепции. Мы понимаем это слово «рентабельно», конечно, особенно в географическом смысле, поскольку мы полностью осознаем нашу частичную ситуацию, географически и волкполитически. Но структурно мы хотим сделать что-то, что не является предварительным, и сразу же вернуться к ситуации: сегодня мы что-то делаем, а завтра мы можем изменить его снова, и новая конфронтация наступит.
Процесс все большей открытости российского общества не мог не затронуть и сферу обнародования нормативных актов. В данной области произошли существенные изменения, закрепленные конституционными положениями, в соответствии с которыми опубликование законов и других нормативных актов тесно увязано с их введением в действие.
Скорее, мы должны попытаться получить что-то структурно более стабильное здесь. Это не зависит от чего-то нового, просто слова «конституция», после того как концепция основного права выросла до нашего сердца. Речь идет об этом «да», в котором немецкий народ утверждает основной закон как свою конституцию.
Этот страх едва совпал с уверенностью в том, что основной закон был принят и укоренен в народе; поэтому не было достигнуто согласия с аргументом, который также благоприятствовал отказу от голосования. Тогда основной закон продолжает применяться в версии, в которой он действителен, но ограничен только по времени. Учредительное собрание затем должно будет пересмотреть Основной закон и, возможно, дополнительные конституционные проекты, и вновь представить результат народу с целью принятия решения в соответствии со статьей 146.
Неопубликованные законы не могут применяться на территории Российской
Федерации. Более того, любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы
и обязанности граждан (а это и постановления Правительства, и огромный
массив ведомственных актов), не могут применяться, если официально они не
опубликованы для всеобщего сведения. Данное конституционное положение, по
сути дела, означает, что законы и другие акты, указанные в ч. 3 статьи (а
вернее, их полные и точные тексты), должны публиковаться в газетах или
специальных изданиях правотворческих органов или по их поручению другими
органами. Эти издания распространяются по подписке. Нормативные акты
вступают в силу, т.е. могут применяться, действовать, только при условии их
опубликования.
Однако не следует ожидать, что даже отдельные группы будут пытаться распространять специальные претензии в новых конституционных консультациях. Но совершенно очевидно, что именно возможность отречения делает общественный голос важным. Он отличает предполагаемое Да от истинного Да.
Статья 146 постановила, что люди должны признать Основной закон посредством своего собственного акта голосования как «его конституции». Если стороны игнорируют это, они также должны игнорировать вопрос о том, произойдет ли это в конечном итоге. Нынешний политический сценарий не означает, что он уже держит все в руке.
Из сказанного следует и другое важное положение: никто не может быть осужден или подвергнут наказанию на основании закона, который официально не опубликован для всеобщего сведения.
В соответствии с Федеральным законом «О порядке опубликования и
вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов,
актов палат Федерального Собрания», принятым Государственной Думой 25 мая
1994 г. и одобренным Советом Федерации 1 июня 1994 г., официальным
опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона,
акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного
текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской
Федерации». Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты
палат Федерального Собрания могут быть опубликованы и в иных печатных
изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по
телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам,
предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи,
распространены в машиночитаемой форме. Кроме того, в Законе установлено,
что законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть
опубликованы также в виде отдельного издания. Если в федеральный
конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания
были внесены изменения или дополнения, они могут быть повторно официально
опубликованы в полном объеме.
Важно только то, что те, кто представляют правящее мнение, нам не нужны всенародное голосование, не имеют ничего в их руках, кроме уставов, которые противоречат другим государственным адвокатам. Это мало в случае кризиса, если кто-то хочет объяснить, почему залог Основного закона, который люди должны голосовать по его конституции, недействителен, а люди вместо этого - на языке согласительной практики - передаются советам четырех партий.
В целях вышесказанного, следующий призыв к плебисциту о пересмотренном Основном законе Бонна в качестве конституции народа Федеративной Республики Германии и, таким образом, в качестве «диктата основных свобод». И в преамбуле должно быть ясно, что Основной закон автоматически прекратит свое существование в тот день, когда свободно избранное, свободно действующее Национальное собрание, посланное всем немецким народом, не будет окончательным, но оригинальным образом Конституция, реальная конституция Германии. - Карло Шмид, Парламентский совет, Стенографические отчеты о пленарных заседаниях, стр.
Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат
официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания
Президентом Российской Федерации. Акты палат федерального Собрания
публикуются не позднее чем через десять дней после дня их принятия.
При публикации федерального конституционного закона и федерального
закона указываются наименование закона, даты его принятия (одобрения)
Государственной Думой и Советом Федерации, а также должностное лицо, его
подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер. При
публикации постановления палаты Федерального Собрания указываются его
наименование, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его принятия,
регистрационный номер.
Ввиду того факта, что основной закон по-прежнему рассматривается как незначительная временная мера государственным органом, навязанным народу как суверенному, представляется необходимым поднять это до уровня конституции, принятой германским народом в свободном решении.
История основного закона
Лондонская шестиступенчатая конференция
Соединенное Королевство Великобритании предпочло объединение Тризоны с оккупированной советской зоной. Соединенные Штаты умоляли федеральное государство Германии, состоящее только из Тризоне. Франция стояла на протяжении длительного периода оккупации без основания государства и включения Саарланда во французскую государственную федерацию. В заключительном коммюнике конференции содержалось приглашение немцам в западных странах построить федеральное государство. Убедить премьер-министра Соединенных Штатов разрешить премьер-министрам разработать демократическую конституцию с основополагающими гарантиями прав и федеральной конституцией. Эта конституция должна подлежать утверждению военных губернаторов, однако, не диктуя Конституционным принципам Германии и без крайнего срока для ответа документы. Президенты министров хотели получить конституционную предварительную форму вместо конституции. Согласно военным губернаторам, резолюции Кобленца пытались положить конец лондонским и франкфуртским документам. Хотя конституция и предварительный базовый закон должны составляться в соответствии с руководящими принципами, премьер-министры проголосовали за.Конституционная конференция на Херренциеме
Утверждение и ратификация Основного закона. Секрет основного закона. Недостатки основного закона и необходимые изменения. Основным недостатком Основного закона Бонна не является, как это часто бывает, благодаря реваншистским усилиям, его отсутствию одобрения со стороны немецкого народа с помощью популярного решения.Незаконное использование общественного насилия
Если, однако, последний не может «признать» высокую государственную измену, он не может справиться с такой государственной изменой в отсутствие решимости государства расследовать тот факт, что он не может расследовать. в ранние годы Основного закона Бонна политически господствующего класса хотел бы использовать для преследования обманчивых противников. Однако, чтобы простой законодатель не приостанавливал доступ к нему. Непосредственно связанное с этим является нарушением официального злоупотребления. Любая дальнейшая безнаказанная безнаказанность за совершение преступлений, связанных с злоупотреблением властью и государственной изменой, не может быть частью свободного демократического базового порядка и конституционно закрепленного положения закона, в противном случае это законодательством, осуществляющим силу или юриспруденцию могут быть изменены или устранены в любое время в ходе «холодной революции» с угрозой публичного насилия. Дальнейшее изменение, которое в основном не касается самого Основного закона Бонна, но регулирование Основного закона Бонна, которое сознательно не выполнялось в течение 63 лет законодателем, является обязательным. С другой стороны, не только отсутствие соответствующего процессуального закона, но и пугающее отсутствие подготовки по конституционному праву, обычно это только один семестр и не требует соответствующей степени. В этом отношении независимость судебной власти рассматривается как обязанность судьи как привилегия. Неконституционность литературной литературы как правовой основы для принятия решений становится ясной, когда ясно указывается, что таким образом третий, почти невидимый судья всегда участвует в судебном решении, который не имеет гарантии законного судьи и не известен фактическим участникам судебного разбирательства либо по тарифному плану, либо не может быть признана его возможная предвзятость. Эффективная правовая защита также требует строгого отделения офиса и осуществления основных прав в офисе. В этом качестве, поскольку основные права гражданина против государства, должностное лицо не может иметь доступа к основным правам, которые он, в отличие от гражданина, которому не предъявлено обвинение в должности, Средства государственной власти, против гражданина и его основных прав. Сравните в этом контексте неконституционное преследование критиков общественного насилия с помощью фиктивных преступлений, таких как преступление должностных лиц. В Основном законе Бонна также содержится нормативное регулирование как конституция, которая запрещает внесение поправок в конституцию в ходе общих изменений в законодательстве. Это включает процедуру голосования, предназначенную исключительно для конституционных изменений, в которой люди участвуют в национальном решении. Кроме того, конституция должна предусматривать избирательную систему для избрания на народные собрания, обязательные для всех федеративных государств. Система эквивалентности дает каждому избирателю право участвовать в голосовании либо в качестве голоса, либо на правом вето. В случае воздержания голосование присуждается как двусмысленность в размере 50% голосов и вето.- Это была политическая перегруппировка их оккупационной зоны в Западной Германии.
- Самая ранняя дата собрания учредительного собрания была.
- Принятые там решения заявили о принятии документов Франкфурта.
- Возрастались возражения против создания единого западногерманского государства.
- Статус экипажа был отклонен в предложенной форме.
- Принятие Основного закона.
- Законодательный прокурор, который действует как суверенный.
- Система выбора эквивалентности.
- Большинство голосов или вето решают, принимать или отклонять выдвижение.
Проблема официального опубликования актов сегодня актуальна и потому, что роль «информаторов» о законодательстве все чаще пытаются взять на себя различного рода негосударственные, коммерческие структуры. Последние далеко не всегда способны обеспечить полную и достоверную информацию о законах и нередко под видом принятых законов воспроизводят в своих изданиях даже не самые последние их проекты.
Международные договоры Российской Федерации регулируют отношения
России с зарубежными государствами и международными организациями. Они
заключаются в соответствии с Конституцией и федеральными законами от имени
Российской Федерации уполномоченными федеральными органами. После
официального признания, ратификации и одобрения международные договоры в
установленном порядке приобретают обязательную силу на территории России.
В Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации»,
принятом Государственной Думой 16 июня 1995 г. и вступившем в силу 21 июля
1995 г., дано определение таких договоров. Так, «международный договор
Российской Федерации» означает международное соглашение, заключенное
Россией с иностранным государством (или государствами) либо с международной
организацией в письменной форме и регулируемое международным правом.
Международные договоры Российской Федерации заключаются от имени
Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства
Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных
органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).
Международные договоры являются существенным элементом стабильности
международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами.
Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и
обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу
международного права - принципу добросовестного выполнения международных
обязательств.
Прежде всего, международные договоры России наряду с общепризнанными
принципами и нормами международного права являются в соответствии с
российской Конституцией составной частью правовой системы Российской
Федерации.
В случае расхождения закона и иного нормативного акта с международным договором, в котором участвует Российская Федерация, или с общепризнанными нормами международного права применяются правила, установленные этими нормами или договором. Согласно ст. 46 Конституции каждый вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод граждан, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Положения официально опубликованных международных договоров Российской
Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения,
действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных
положений международных договоров принимаются соответствующие правовые
акты.
В соответствии с подписанными Российской Федерацией международно- правовыми документами и нормами международного права действие российских законов может не распространяться на дипломатических представителей и некоторых сотрудников представительств иностранных государств и международных организаций в силу обладания ими дипломатическим иммунитетом.
Согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора может выражаться путем: подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; приложения к договору, а также путем применения другого способа выражения согласия, о котором могут условиться договаривающиеся стороны.
Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры,
решение о согласии на обязательность которых для нашего государства принято
в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию по
представлению МИД России в «Собрании законодательства Российской
Федерации».
ВЫСШАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА КОНСТИТУЦИИ
«1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.»(ст.16)
В главе 1 Конституции закрепляются конституционный строй страны, основополагающие его начала, которые в последующих главах получают свое развитие и конкретизацию. Глава «Основы конституционного строя» определяет важнейшие черты государственного и общественного строя, характер отношений власти, формы правления и политического режима, главные стороны правового регулирования общественных отношений, а также порядок взаимодействия политической, социальной и экономической систем общества. Все эти и другие положения главы признаны особо важными и потому они нуждаются в особой юридической и процессуальной защите, в том числе защите от временных, текущих обстоятельств.
До принятия Конституции 1993 г. происходил процесс подгонки Основного
Закона под принимаемые десятками новые законы. Практика показала всю
пагубность спешки, с какой вносились изменения и конституционный текст.
Правовой нигилизм усиливался демонстрацией неуважения к Основному Закону
страны как со стороны законодателя, с легкостью латающего ее
основополагающие предписания, так и со стороны исполнительной власти,
критикующей принятые поправки.
Поэтому столь важно закрепление в новой Конституции нормы о недопустимости пересмотра парламентом положений данной главы. Если же предложения о пересмотре положений будут поддержаны 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то они могут быть рассмотрены в особом порядке, который предусмотрен гл. 9 (см. соответствующий комментарий). Тем самым обеспечивается стабильность конституционного строя, необходимая для нормального развития общества.
Подобный порядок не является чем-то исключительным, он характерен для многих зарубежных конституций. Его назначение - установить особо усложненные процедуры внесения каких-либо изменений и дополнений в положения, связанные с основами конституционного строя. Так, предложения о частичном пересмотре вводного раздела Конституции Испании 1978 г., аналогичного по содержанию гл. 1 российской Конституции, требуют одобрения большинством 2/3 членов каждой палаты Генеральных кортесов, после чего последние распускаются. А вновь избранные палаты могут утвердить решение и провести изучение нового конституционного текста, для чего необходимо одобрение большинством 2/3 числа членов каждой палаты.
Основы конституционного строя представляют, как было сказано, систему
принципов, поэтому в известной степени гл. I можно назвать конституцией в
Конституции. И если Конституцию можно считать нормативным стандартом,
которому должны соответствовать другие законодательные акты, то гл. 1
Конституции можно представить нормой, по которой следует сверять все иные
положения Конституции. Следовательно, они должны полностью соответствовать
положениям гл. 1.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Комментарий к Конституции РФ. Изд-во "Бек". М. 1996
Конституции как нормативному правовому акту присущи следующие юридические свойства :
1. Верховенство Конституции означает, что государство, государственная власть в лице государственных органов, а также организации, объединения, граждане подчиняется Конституции. Согласно статье 4 Конституция имеет верховенство на всей территории РФ. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
2. Высшая юридическая сила Конституции . Согласно статье 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Высшая юридическая сила Конституции означает, что все законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае действуют нормы Конституции.
3. Центральное место во всей правовой системе . Конституция является «ядром» правовой системы, основным законом государства. Она координирует законодательство и направляет правотворческий процесс, устанавливает порядок принятия законов, основные виды подзаконных актов.
4. Особая охрана Конституции . В охране Конституции задействована практически вся система органов государственной власти. Президент РФ является гарантом Конституции. Конституционный Суд РФ проверяет конституционность ряда нормативных правовых актов, причём акты, признанные неконституционными, утрачивают силу.
5. Особый порядок принятия, изменения и пересмотра Конституции . Особый, усложнённый порядок изменения и пересмотра Конституции (Глава 9 статьи 134 - 137), характеризует её как «жёсткую» (в отличие от «гибких» конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность.
Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам: ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон, акт Президента РФ, Правительства РФ, акт регионального, муниципального или ведомственного правотворчества, договор, судебное решение и т. д.), не может противоречить Основному Закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции. Верховенство Конституции РФ проявляется и по отношению к прежнему российскому законодательству: в соответствии с ч. 2 разд. 2 Конституции РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, ей не противоречащей. При этом для некоторых положений прежнего законодательства, в частности уголовно-процессуального, не соответствующих Основному Закону, установлен переходный период для приведения в соответствие с Конституцией РФ. О верховенстве Конституции РФ говорится непосредственно в конституционном тексте (ч. 2 ст. 4, ч. 1,2 ст. 15). Обеспечение юридического верховенства Конституции РФ – задача всех без исключения государственных органов и должностных лиц, однако ведущее место в механизме охраны Конституции принадлежит специализированному органу конституционного контроля – Конституционному Суду РФ.
Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» - закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ.
Верховенство Конституции РФ проявляется не только по отношению к законодательству, которое будет принято в будущем, но и к законодательству, принятому до вступления Конституции РФ в силу. Так, в п. 2 раздела II Конституции РФ говорится, что «законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации».
Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).
Верховенство Конституции РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения; приданием конституционным нормам высшей юридической силы; повышенной правовой защитой конституционных предписаний.