Представляет собой политический режим. Политические режимы и их виды
Каталог заданий.
Типология политических режимов, демократия и ее основные ценности и признаки
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
Особой характеристикой демократического государства является
1) наличие аппарата управления
2) слаженная работа государственных органов
3) политический плюрализм
4) отсутствие коррупции во властных структурах
Пояснение.
Политический плюрализм - это многопартийность, а значит существование выбора граждан.
Ответ: 3
Что из перечисленного ниже необходимо для реализации принципа политического плюрализма?
1) наличие разнообразных социальных институтов в обществе
2) свобода участия в политических движениях и партиях
Пояснение.
Плюрализм - многопартийность - разные взгляды, идеалы, интересы. У народа есть свобода выбора.
Ответ: 2
Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки
Петр Дмитриевич Садовский
Социальный институт слишком широкое понятие, чтобы делать такой вывод; в большинстве обществ, на разных исторических этапах существовало разнообразие социальных институтов: семья, государство, религия, образование. Конечно разнообразие социальных институтов необходимо для общественной организации, но это разнообразие не гарантирует политического плюрализма.
Необходимым элементом какого политического режима является наличие независимой судебной ветви власти?
2) тоталитарного
3) теократического
4) демократического
Ответ: 4
Что из перечисленного является исключительным признаком демократического государства?
1) наличие правоохранительных органов
2) суверенитет в определенных территориальных границах
3) исключительные права, в том числе на принятие законов, взимание налогов, использование мер государственного принуждения
4) парламентаризм
Пояснение.
Парламентаризм - система государственного руководства обществом со стороны буржуазии, характеризующаяся чётким распределением законодательной и исполнительной функций при привилегированном положении законодательного органа - парламента по отношению к др. государственным органам.
Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки, Политика. Типология политических режимов
Политический режим, отличающийся жестким контролем над обществом, насаждением официальной идеологии, преследованием инакомыслия, называется
2) волюнтаризмом
3) тоталитаризмом
4) абсолютизмом
Волюнтаризм - деятельность людей, не считающихся с объективными законами исторического процесса.
Абсолютизм - форма монархического правления, самодержавие.
Правильный ответ указан под номером 3.
Ответ: 3
Что является одним из обязательных условий реализации принципа политического плюрализма?
1) многопартийность
2) наличие разнообразных социальных институтов в обществе
3) слаженная работа государственных органов
4) наличие сильного политического лидера
Пояснение.
Политический плюрализм - это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти.
Ответ: 1
Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки
Какой признак отличает тоталитарный политический режим?
1) наличие единственной общеобязательной идеологии
2) обязанность граждан подчиняться законам
3) невмешательство государства в дела гражданского общества
4) наличие правоохранительных органов
Пояснение.
2. Относится ко всем режимам
3. Относится к демократическому режиму
4. Относится к демократическому режиму
1. важный признак тоталитаризма, например, СССР, Фашистская Германия
Правильный ответ указан под номером 1.
Ответ: 1
Предметная область: Политика. Типология политических режимов
Какой признак отличает демократический политический режим?
1) наличие однопартийной системы
2) ограничение свободы слова и свободы печати
3) контроль государства над частной жизнью граждан
4) подчинение политического меньшинства большинству
Пояснение.
Демократия предполагает наличие выборов. Побеждает тот, кто набирает больше всего голосов, тот побеждает.
Все остальное относится к тоталитарному режиму.
Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки, Политика. Типология политических режимов
Что отличает демократический режим?
1) периодические свободные выборы
2) наличие представительных органов власти
3) однопартийная система
4) государственная цензура СМИ
Пояснение.
Демократия предполагает плюрализм и волеизъявление народа посредством выборов в представительные органы и на представительные посты.
Все остальные подходят для тоталитарного, второе - и к демократическому ии тоталитарному.
Правильный ответ указан под номером 1.
Ответ: 1
Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки, Политика. Типология политических режимов
Что отличает тоталитарное государство?
1) деятельность свободных СМИ
2) наличие правоохранительных органов
3) наличие политической оппозиции
4) одна общеобязательная идеология
Пояснение.
Тоталитарный режим предполагает наличие одной единственной идеологии.
1, 3 - демократический режим
2 - любой режим
Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
Предметная область: Политика. Типология политических режимов
Политический режим характеризует
1) административное устройство государства
2) методы осуществления государственной власти
3) функции, осуществляемые государством
4) форму государственного правления
Пояснение.
Политический режим - это методы и способы осуществления государственной власти.
Административное устройство государства - государственно-территориальное устройство государства.
Функции гос. власти - это направления деятельности государства.
Форма государственного правления - форма организации высших органов государственной власти.
Правильный ответ указан под номером 2.
Ответ: 2
Предметная область: Политика. Типология политических режимов
Ограничение прав человека, формализация разделения властей, отсутствие подлинной многопартийности свойственны правлению
1) демократическому
4) республиканскому
Пояснение.
Демократия - политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.
Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу - монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т. д.) и, как правило, передаётся по наследству.
Республика - форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами.
Авторитари́зм - форма власти (политического режима), при которой носитель власти (например, диктатор, группа людей, руководитель предприятия) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительно мнение на этот счёт носителя данной власти.
Правильный ответ указан под номером 3.
Ответ: 3
Предметная область: Политика. Типология политических режимов
Ограничение прав человека, формализация разделения властей, отсутствие подлинной многопартийности свойственны {правлению}
Что характеризует тоталитарный режим?
1) наличие развитого гражданского общества
2) регулярное проведение свободных выборов
3) отсутствие обязательной государственной идеологии
4) всесторонний контроль государства над жизнью об щества
Пояснение.
Тоталитари́зм - политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества. В сравнительной политологии под тоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм, сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы - тоталитаризма.
Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
Предметная область: Политика. Типология политических режимов
В стране Z после длительного правления военного диктатора к власти пришли силы, избранные демократическим путем. На учредительном конституционном конгрессе была принята новая конституция страны, закрепившая демократические основы государства. Какая статья обязательно должна быть представлена в конституции страны Z?
1) В стране закреплена основным законом и гарантируется государственная собственность на средства производства.
2) Государство является основным работодателем для наемных работников, оно же устанавливает минимальный размер оплаты труда.
3) В государстве обеспечиваются равные условия развития для предприятий различных форм собственности, гарантируется неприкосновенность частной собственности.
4) Государство принимает директивные планы развития экономики страны на долгосрочную перспективу.
Пояснение.
В такой форме правления, как военная диктатура, не существует неприкосновенности частной собственности и равных условий в чем-либо между военными, обладающими всей властью, и простыми гражданами. А основа демократии, напротив - это равенство прав и неприкосновенность частной собственности.
Правильный ответ указан под номером: 3.
Ответ: 3
Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки
Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по обществознанию. Вариант 1.
1) признание и гарантированность со стороны государства фундаментальных прав и свобод человека
2) всеобщий контроль государством всех сторон частной и общественной жизни
3) свободное существование различных партий, движений, организаций, конкурирующих между собой
4) формирование органов власти выборным путём
Пояснение.
Тоталитарный режим предполагает контроль государства во всех сферах общественной жизни. Ему соответствует ответ 2.
Все остальное характерно для демократического режима.
Правильный ответ указан под номером: 2.
Ответ: 2
Предметная область: Политика. Типология политических режимов
Для тоталитарного политического режима характерно
1) существование единственной обязательной официальной идеологии
2) признание и гарантированность со стороны государства фундаментальных прав и свобод человека
3) формирование органов власти выборным путём
4) легальное существование различных партий, движений, организаций, конкурирующих между собой
Пояснение.
Политический режим - совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления. Существует три режима: демократический, тоталитарный и авторитарный.
Тоталитарный режим предполагает контроль государства во всех сферах общественной жизни. При тоталитарном режиме существует единственная обязательная официальная идеология.
Ответы 2, 3, 4 характерны для демократического режима.
Правильный ответ указан под номером 1.
Ответ: 1
Предметная область: Политика. Типология политических режимов
Высший орган законодательной власти в государстве Д. избирается населением выборным путем. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что данное государство отличается демократическим политическим режимом?
1) Выборы депутатов проводятся в определённые законом сроки.
3) Кандидаты в депутаты вносят значительный избирательный залог.
4) Выборы осуществляются в условиях реальной альтернативы и конкурентной борьбы кандидатов.
Пояснение.
Кроме тайных выборы в демократическом государстве должны быть еще и всеобщими, прямыми, равными.
Важен принцип состязательности.
Принцип состязательности предполагает, что выборы проводятся на альтернативной основе, существует конкурентная борьба между кандидатами. При отсутствии оппозиции можно организовать и тайные выборы. К примеру, в 1936 году в СССР по Конституции были введены тайные выборы, хотя режим демократическим не был.
Правильный ответ указан под номером: 4.
Ответ: 4
Предметная область: Политика. Типология политических режимов
Определить политический режим в государстве можно на основании информации о (об)
1) методах осуществления государственной власти
2) порядке взаимоотношений центральной власти и властей на местах
3) размере территории государства и количестве населения
4) административно-территориальном устройстве
Пояснение.
Ответ: 1
Предметная область: Политика. Типология политических режимов
Что является характерным признаком демократического государства?
1) в стране существует несколько правительственных печатных изданий
2) выборные процедуры имеют формальный характер
3) государственные органы формируются на основе принципа разделения и независимости властей
4) граждане обязаны платить налоги
Пояснение.
Принципы демократии:
−признание народа источником власти
−равноправие граждан
−наличие фундаментальных прав и свобод, их признание и гарантированность и защита со стороны государства
−наличие принципа большинства, оно выражает свою волю
−наличие права меньшинства на оппозицию
−политический плюрализм
−правовое государство
−система разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры (система сдержек и противовесов);
1) профессионального аппарата управления
2) разнообразных негосударственных организаций
3) всестороннего контроля за жизнью общества
4) разделения властей
Пояснение.
Политический режим - совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.
Обществоведы выделяют три вида политического режима: демократический, авторитарный и тоталитарный.
Демократический режим - режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, широкого участия народа в управлении государством, признании прав и свобод человека.
Тоталитарный режим - режим, при котором государство стремится установить полный (тотальный) контроль над всеми сторонами жизни граждан.
−равноправие граждан, равная возможность участия в политической жизни;
−наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, защита их со стороны государства;
−принцип большинства − именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю;
−право меньшинства на оппозицию
−политический плюрализм
−правовое государство
−система разделения властей
−гласность в действиях государственных органов и должностных лиц, возможность беспрепятственного контроля за ними со стороны общества;
мвыборность основных органов власти на основе всеобщего прямого равного избирательного права;
−развитая система органов местного самоуправления.
Следовательно отличительная черта - гарантированная свобода слова и печати.
Правильный ответ указан под номером: 1.
Принципы демократии:
1) признание народа источником власти и носителем суверенитета;
2) равноправие граждан, равная возможность участия в политической жизни;
3) наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, защита их со стороны государства;
4) принцип большинства − именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю;
5) право меньшинства на оппозицию
6) политический плюрализм
7) правовое государство
8) система разделения властей (различные ветви государственной власти достаточно независимы, уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры).
9) гласность в действиях государственных органов и должностных лиц, возможность беспрепятственного контроля за ними со стороны общества;
10) выборность основных органов власти на основе всеобщего прямого равного избирательного права;
11) развитая система органов местного самоуправления.
Реализация вышеперечисленных пунктов невозможна без гарантии свободы средств массовой информации
Верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной противоречит п. 8.
Наличие разветвленной системы законов, различных средств массовой информации не определяет сущность политического режима (и то и другое было в гитлеровской Германии)
Правильный ответ указан под номером: 2.
Ответ: 2
Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки, Политика. Типология политических режимов
В современной политологии это понятие обычно употребляется с отрицательной коннотацией, имеется в виду авторитарный режим или любой другой антидемократический.
Происхождение термина
Впервые это понятие появляется в работах Сократа, Платона и Аристотеля – древнегреческих философов. Аристотель, например, выделял правильные (монархия, аристократия, полития) и неправильные (тирания, олигархия, демократия) режимы.
Каковы особенности политического режима: характеристика
Можно сказать, что режим формируется в результате взаимодействия множества компонентов (институтов), которые имеют отношение к политической системе: форма правления, форма административно-территориального устройства государства, тип избирательной системы, наличие или отсутствие в стране и движений.
ПР также определяется:
- интенсивностью протекания в государстве различных общественно-властных процессов;
- доминирующим типом легитимности (по классификации М. Вебера: традиционный, харизматичный, легальный);
- развитостью общественно-властных традиций, сознания;
- господствующим типом властно-управленческого поведения;
- структурированностью правящей элиты;
- взаимоотношениями чиновничьего (бюрократического) аппарата с обществом.
ПР определяет отношения отдельной личности и государства: показывает степень свободы личности в государстве (объём прав и обязанностей) и форму (и степень) личного участия граждан в жизни государства.
Понятия и виды политических режимов
В современной политологии выделяются два вида ПР: демократический и недемократический. Их разграничивают, учитывая разные критерии и признаки.
Демократический – это непосредственная , прямая или представительная демократия, то есть власть народа, осуществляемая во благо народа.
Демократия, как ПР, зародилась в Древних Афинах в VI веке до н. э. Расцвет демократического строя пришёлся на V век.
Существуют две формы демократии:
- прямая – принятие решений непосредственно гражданами (на вече, сходах, народном собрании, референдумах);
- представительная - принятие решений представительным органом, выбранным народом (парламент, городское собрание, Законодательное собрание).
Недемократический – это ПР , характеризующийся крайней степенью давления власти на общество. Существуют два основных типа недемократических режимов:
- авторитарный;
Авторитаризм – это ПР, при котором властные полномочия сосредоточены в руках одной «силы»: армия, бюрократия , религиозный лидер, партия, класс, личность, семья.
- военно-бюрократический авторитаризм (правление генерала Пиночета в Чили);
- корпоративный авторитаризм (правление Ф. Франко в Испании);
- постколониальный авторитаризм;
- расовая или этническая демократия (идеология апартеида в ЮАР);
- султанистский режим (Ирак при Саддаме Хусейне);
- дотатолитарный авторитаризм.
Исторический и общественный опыт показывают, что риски превращения авторитаризма в тоталитаризм очень велики. Это особенность авторитаризма как ПР.
Тоталитаризм – это ПР, при котором устанавливается тотальный контроль над всеми сферами жизни общества. Впервые этот термин был употреблён Б. Муссолини в 20 ых годах XX века. Тоталитаризм может являться либо продуктом исторического развития общества (как в России), либо продуктом чрезвычайных обстоятельств, в которые попало общества (например, Германия после Первой мировой войны).
Существуют два типа тоталитаризма:
- левый (сталинизм, маоизм) – строится на равенстве всех людей и классовых ценностях;
- правый (фашизм, нацизм) – строится на естественном неравенстве всех людей, наций, рас и национальных ценностях.
Каждый вид и тип ПР характеризуется определённой социальной базой, определённым государственным устройством, партийной системой, типом экономической системы, определёнными отношениями власти с оппозицией и действиями карательных органов. Каждый вид и тип ПР базируется на определённом властном принципе и идеологии, характеризующей наличие прав и свобод граждан и объём их реализации.
Анархия
Анархия - это особый тип ПР , который устанавливается в сложные, переходные периоды развития общества. Этот режим характеризуется ослаблением власти, разрывом связи государства и членов общества. Нельзя считать анархию неким промежуточным состоянием общества, это самостоятельный ПР, режим полного безвластия и отсутствия доминантной силы.
Критерии политических режимов (основные признаки)
Демократический | Недемократические | ||
Тоталитарный | Авторитарный | ||
Социальная база | Опора на большинство населения (должна быть поддержка большинства) | Опора на люмпенизированные слои населения (есть рабочий класс и класс люмпенов-крестьян) | Опора на армию, чиновников, церковь (должен быть сильный полицейский аппарат) |
Государственное устройство | Правовое государство (легальный тип политической легитимности) | Тотальный контроль власти над всеми сферами жизни общества (харизматический тип политической легитимности) | Традиционное государство с жёстким контролем жизни общества (традиционный или харизматический тип политической легитимности) |
Тип партийной системы | Многопартийность (или двупартийность при развитой демократии) | Однопартийный тип партийной системы | Сращение правящей партии и государства при наличии других партий |
Тип экономической системы | Смешанная экономика | Административно-плановая, командная экономика | Рыночная экономика при строгом контроле со стороны государства |
Взаимоотношения с оппозицией | Приветствуется наличие оппозиции, которая действует легально | Оппозиция отрицается, инакомыслие преследуется (нелегальная деятельность оппозиции) | Деятельность легальной оппозиции жёстко контролируется |
Действия карательных органов | Строго подчиняются закону | Они сращены с государством и доминируют в обществе (политический сыск, репрессии, система доносительства) | Они сращены с государственным аппаратом |
Политический принцип | Разрешено все, что не запрещено законом | Запрещено все, что не разрешено законом | Разрешено все, кроме свободной политической деятельности |
Политическая идеология | Политический плюрализм (многообразие мнений) | Единая государственная идеология | Официальная государственная доминирующая идеология |
Права и свободы граждан, объём их реализации | Широкий спектр прав и свобод граждан. Закон защищает личность, граждане свободны, они полностью защищены от государства. | Права и свободы только декларируются. Закон защищает государство. | Права и свободы существенно ограничены. Закон стоит на страже интересов государства и правящей элиты (они действует в собственных интересов, попирая закон). |
Примеры существования (историческая канва)
За долгую историю существования человечества в том или ином обществе (государстве) существовали разные ПР.
Яркий пример тоталитаризма:
- итальянский фашизм;
- немецкий национал-социализм;
- советский социализм;
- китайский маоизм.
- военный ПР (хунта) Пиночета в Чили;
- теократия аятоллы Хомейни в Иране;
- режим гражданской (монархической) диктатуры в странах Арабского Востока.
Практически во всех современных государствах установился демократический ПР .
ПР – важный элемент политической системы общества. Он обеспечивает
В современных обществах чистые режимы встречаются редко. Чаще всего это смесь чистой демократии и элементов авторитаризма.
Понятие “политический режим” появилось в научном обороте во второй половине ХХ века. Это явление политической жизни и политической системы общества в целом. Это понятие имеет синтезированный характер. Можно сказать, что характеристика политического режима наиболее полно показывает подлинные возможности человека в его взаимоотношениях с властными структурами.
Политический режим: понятие и признаки.
Политический режим –это система приемов, методов, способов осуществления политической власти в обществе. Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Исходя из него судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.
Приведенное определение политического режима дает самое общее представление о данном понятии. Для более широкого и конкретного представления о политическом режиме в определенной стране следует проанализировать основные признаки политического режима :
Степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;
Соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства, гарантированность прав и свобод личности;
Соотношение между законодательной и исполнительными ветвями власти;
Политическое и юридическое положение и роль в обществе “силовых” структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т. д.);
Характер взаимоотношений между центральными и местными органами власти и управления;
Место и роль негосударственных структур в политической системе общества;
Положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
Доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении государственной власти.
Политический режим зависит от соотношения политических сил в общественном организме, личности общенационального лидера и особенностей правящей элиты; исторически и социокультурных традиций, политической культуры населения. Политический режим формируется спонтанно, вследствие общих усилий многих субъектов политического процесса и не может быть установлен конституциями или другими законами.
Существует много классификаций политических режимов. Любая из классификаций является условной, поскольку “чистых” политических режимов в политической практике не существует. В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима – демократический и антидемократический. Именно к множеству этих разновидностей можно свести все многообразие политических режимов. Кроме того, антидемократические режимы делят обычно на тоталитарные и авторитарные.
2.Демократический режим
Понятие “демократия” (от греч. demos-народ и kratos– власть) означает народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд гос3дарств, которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются иные государства.
Многогранность термина “демократия” обусловлена развитием человеческого общества. Первоначально демократия рассматривалась как прямое правление граждан, в отличие от правления монарха или аристократов. Однако уже в античности демократия считалась “худшей формой” правления. В то время полагали, что низкий уровень культуры граждан греческих полисов-государств позволял правителям манипулировать подобным ‘народовластием”. Потому-то режимы демократии не существовали долго и переходили в охлократию (власть толпы), а те, всвою очередь, порождали тиранию. Исходя из этого, Аристотель не проводил различий между демократией и охлократией и отрицательно относился к демократии. Его оценка демократии, а также отсутствие реальных условий для ее практического воплощения повлияли на дальнейшую судьбу данной формы государства: демократия воспринималась негативно и была вытеснена с политического обихода.
Новый этап становления концепции демократии начинается с Великой французской революции – именно она дала толчок к развитию демократии как направления общественно-политической мысли, которое формулирует цели социально-политического движения, отвергающего монархию и элитарность.
В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую (плебисцитарную) и представительскую (репрезентативную).
К формам прямой демократии относятся: проведение выборов на основе всеобщего избирательного права, референдумы, всенародные обсуждения вопросов государственной жизни. Члены общества непосредственно принимают участие в разработке политических решений, принятии законов и т.п. Эта форма демократии дает возможность развивать политическую активность граждан, обеспечивать легитимность власти, осуществлять эффективный контроль за деятельностью институтов государства.
Представительная демократия - это, когда члены сообщества остаются источником власти и имеют право принимать решения, но реализуют это право через избранных ими представителей, которые должны отстаивать их интересы. Носителями представительской демократии являются парламенты, другие выборные органы власти, как в центре, так и на местах.
Ни одна из этих форм в “чистом виде” не существует, но в условиях демократического режима они проявляются обе.
Основные признаки демократического режима:
Признание народа источником власти, сувереном в государстве . Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве. Народ выбирает своих представителей и может периодически сменять их. В ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов.
Свободное волеизъявление воли народа на выборах, выборность органов государственной власти. Этот принцип рассматривается как ключевое условие демократического режима. Он предполагает возможность свободных и честных выборов, исключающих всякое принуждение и насилие. Все лица, контролирующие властные структуры, должны быть избраны на основе установленных законом процедур и периодически через строго установленные сроки переизбираться. Избиратели должны иметь право и возможность для отзыва своих представителей.
Приоритет прав и свобод человека и гражданина над правами государства. Органы государственной власти призваны защищать права и свободы человека, которые индивид приобретает в силу рождения. А также гражданские права и политические свободы, в том числе право на жизнь, свободу и безопасность личности, на равенство перед законом, на гражданство и участие в управлении своей страной, на невмешательство в личную и семейную жизнь и т.д.
Граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. В демократических государствах действует правовой принцип “ все, что не запрещено – разрешено”.
Ч еткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высший законодательный орган страны – парламент наделен исключительным правом издавать законы. В известном смысле этот орган власти имеет верховенствующую роль, и, следовательно, существует потенциальная опасность чрезмерной концентрации в нем политической власти. Поэтому в условиях демократического политического режима три ветви политической власти уравновешивают друг друга. В частности, высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Президент имеет право вето на решения, принимаемые законодательными органами. Судебная власть имеет полномочия отменить как решения законодательной, так и исполнительной власти.
Полиция , спецслужбы и армия - выполняют функции обеспечения внутренней и внешней безопасности государства и общества. Их действия регулируются и ограничиваются действием закона. Основные функции по поддержанию правопорядка принадлежат не армии и спецслужбам, а полиции и судам.
Политический плюрализм, многопартийность. При демократическом режиме функционирует многопартийная система, при которой одна партия может сменить у власти другую на законных основания в результате выборов. Все политические партии должны быть поставлены в равные правовые условия в их борьбе за голоса избирателей и за свое представительство в органах государственной власти. В соответствии с результатами выборов политические партии, набравшие большинство голосов избирателей, получают право формировать органы власти и статус правящей партии. Проигравшие на выборах получают статус оппозиционной партии. Осуществляя свою миссию, оппозиция выступает с критикой органов власти. Она выдвигает альтернативную программу. Оппозиция контролирует власть через деятельность своих фракций и блоков в парламентах, в своих средствах информации и печати.
Власть в государстве в большей мереоснована на убеждении, чем на принуждении. При принятии политических решений преобладают процедуры по поиску компромисса и консенсуса.
Перечисленные принципы демократического режима могут создать идеализированный образ демократии. Конечно, достоинства демократии, а следовательно, демократического политического режима очевидны и неоспоримы. Однако у демократии имеются и уязвимые стороны и недостатки.
Демократию иногда иронически определяют как “господство большей части общества над лучшей”, при которой процветает политический дилетантизм, устанавливается засилье посредственности. Демократия не гарантирует от прихода к власти людей своекорыстных с низкой культурой и нравственностью, но изощренным умом и популистскими приемами.
Разумеется, демократия – явление не идеальное, но, несмотря на все недостатки, она лучшая и самая справедливая форма правления из всех до сих пор известных.
Полной противоположностью демократическому режиму является тоталитарный режим, или тоталитаризм.
Политический режим.
С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны очень велико.
Политические режимы, как и другие элементы формы государства, тоже достаточно разнообразны. Они даже более разнообразны, поскольку в большей степени подвержены влиянию со стороны различных факторов и отличаются гибкостью и динамизмом. Однако, несмотря на это разнообразие, все политические режимы обычно подразделяют на демократические и антидемократические.
Политический режим – это совокупность методов, способов, приемов осуществления политической власти. Это итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.
В основе политического режима лежат два принципа: демократизма и авторитарности. Принцип демократизма характеризуется следующими моментами:
Равноправие сторон во всех видах общественных отношений;
Государственная власть основана на соглашении сторон, не навязана обществу;
Взаимная ответственность личности и государства;
Существует свобода выбора варианта поведения;
Наличие системы местного самоуправления для решения вопросов местного значения;
Действует общедозволительное регулирование в праве (разрешено все, кроме прямо запрещенного законом).
Диктат государства и его органов;
Наличие жесткой дисциплины и безоговорочного подчинения всем решениям органов государства;
Односторонняя ответственность личности перед государством;
Разрешительный тип регулирования в праве (запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом).
Сочетание двух этих принципов дает конкретный вид политического режима. При организации власти в любом государстве, так или иначе, воплощаются как идеи авторитарности, так и идеи демократизма. В зависимости от того, черты какого принципа выражены более явно в законодательстве и общественной практике, политический режим можно охарактеризовать как демократический, тоталитарный или авторитарный (переходный). Среди современных политических режимов чаще всего выделяют демократический, тоталитарный и авторитарный режимы. Вместе с тем заслуживает внимания и такой режим, как либеральный или полудемократический.
В современном мире демократический режим присущ, как принято считать, в основном индустриально развитым странам с социально ориентированной рыночной экономикой (США, Великобритания, Германия, Франция, Япония и др.) . В этих странах существует достаточно сильный «средний класс», который через выборы, прессу, другие формы общественного мнения способен оказывать значительное влияние на государственную власть. Наиболее характерными признаками современного демократического режима ,полагаю, можно считать следующие:
Во-первых , в современных государствах с демократическим режимом существует выборность и сменяемость высших и местных органов государственной власти. Выборными и сменяемыми являются прежде всего представительные органы государственной власти (в частности, парламенты). Они формируются непосредственно народом и в своей деятельности ему подотчетны. Выборными и сменяемыми являются также и некоторые другие органы государственной власти (президент, правительство и т.д.).
Во-вторых, для современного демократического режима характерно участие населения страны в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой и представительной демократии. Прямая демократия, т.е. непосредственное проявление власти народа, имеет место при проведении референдумов (всенародного голосования) по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни и свободных выборов, на основе которых формируются представительные органы государственной власти. Представительная демократия, которая в современных демократических государствах имеет более широкое распространение, чем прямая демократия, выражена преимущественно в том, что народ осуществляет государственную власть через выбранные им представительные органы.
В-третьих, современный демократический режим характеризуется действием принципа разделения властей, в соответствии с которым единая государственная власть подразделяется на несколько относительно самостоятельных ветвей (обычно на законодательную, исполнительную и судебную), взаимодействующих на основе системы сдержек и противовесов.
В-четвертых, в современных демократических государствах государственная власть опирается преимущественно на методы убеждения, поиск компромиссов, достижение консенсуса. Например, государственные решения принимаются большинством, но при этом, как правило, учитываются интересы меньшинства. Что же касается методов принуждения, то сфера их применения существенно сужена. Им по большей части отводится второстепенная роль, в связи с чем силовые структуры используются только по прямому назначению и их деятельность строго регламентирована законом.
В-пятых, для современных демократических режимов характерны господство права и закона во всех сферах общественной жизни, провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, защищенность личности от произвола и беззакония.
В-шестых, современный демократический режим характеризуется политическим и идеологическим плюрализмом. Политический плюрализм (политическое многообразие) означает главным образом многопартийность, т.е. существование в обществе двух и более политических партий, обладающих равными правами в борьбе за власть, а также наличие политической оппозиции как в парламенте, так и за его пределами. Идеологический плюрализм выражается в признании идеологического многообразия. При этом никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной для всего общества.
В-седьмых, для современного демократического режима характерны гласность, свободный доступ к информации, не признанной в законном порядке секретной, свобода средств массовой информации от цензуры.
В-восьмых, характерной чертой современного демократического режима является также невмешательство государства в частную жизнь своих граждан.
Для демократического режима характерны следующие черты:
Народ признается источником власти, поэтому органы власти избираются населением и являются институтами представительной демократии;
Выборы проводятся на основе всеобщего равного или прямого избирательного права при тайном голосовании;
Реальное действие принципа разделения властей;
Права и свободы человека и гражданина реально гарантированы;
Основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм, т.е. наличие многопартийной системы, допускается легальная (законная) оппозиция и не подавляется инакомыслие;
Господство закона во всех сферах общества;
Свобода личности в сфере экономической деятельности и др.
Тоталитарный режим. Тоталитарный политический режим расценивается обычно как крайняя форма антидемократического режима. Возник он в первой половине ХХ в. в виде фашистского режима, который относят к правому тоталитаризму, и режима тоталитарного социализма, который считается левым тоталитаризмом. Позднее появились и некоторые другие разновидности тоталитарного режима (например, военный тоталитарный режим, который устанавливался после военных переворотов в ряде государств Азии, Африки, Латинской Америки и Океании). В настоящее время тоталитарный режим в том или ином виде сохраняется в социалистических (Куба, КНДР, КНР, Вьетнам) и некоторых других государствах. Тенденция к тоталитаризму проявляется и в тех странах, где господствуют авторитарные режимы.
Для тоталитарного режима, в каком бы виде он не проявлялся, характерны, как представляется, следующие основные признаки.
Во-первых, любой тоталитарный режим – это отрицание демократии. Демократия и тоталитаризм – понятия несовместимые, хотя в отдельных случаях тоталитаризм маскируется под демократию. Особенно это характерно для режима тоталитарного социализма, который практически всегда выдает себя за демократию, таковой на деле не являясь.
Во-вторых, при тоталитарных режимах государственная власть формируется бюрократическим способом. Народ или отстраняется от формирования государственной власти, что имеет место при фашистских и военных тоталитарных режимах, или принимает в этом лишь формальное участие, голосуя за заранее подобранные безальтернативные кандидатуры. Так, в бывшем СССР органы государственной власти формально формировались населением, однако в бюллетенях для тайного голосования всегда значилась только одна кандидатура, выдвинутая либо по инициативе, либо с одобрения партийных органов.
В-третьих, при тоталитарных режимах отсутствует разделение властей. Причем эта идея не только не получает законодательного закрепления, а вообще отбрасывается как неприемлемая в принципе.
В-четвертых, характерной чертой тоталитарного режима является полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами общественной жизни. Государство монопольно контролирует экономику, политику, культуру, религию, средства массовой информации, вмешивается в частную жизнь граждан и тоже ее контролирует. По сути дела имеет место полное огосударствление всей общественной жизни превращение человека в послушный придаток государственного механизма.
В-пятых, не менее характерной чертой тоталитарного режима является фактическое отсутствие политического плюрализма. В тоталитарных государствах всегда господствует одна политическая партия, которая, как правило, возглавляется харизматическим лидером и практически сращивается с государством. Другие политические партии или запрещаются, или находятся в тесном союзе с правящей партией, не составляя ей какой – либо конкуренции. Политическая оппозиция не допускается.
В-шестых, для тоталитарного режима характерно также отсутствие идеологического плюрализма. В обществе насаждается единая для всех идеология, носящая официальный, государственный характер. Инакомыслие запрещается и преследуется.
В-седьмых , тоталитарный режим опирается преимущественно на методы принуждения, нередко прибегая к насилию, террору, прямой внесудебной расправе с явными или предполагаемыми противниками режима. Для этих целей обычно создается специальный репрессивный аппарат, который и выполняет карательные функции.
В-восьмых, в тоталитарных государствах отрицаются естественные права человека и признаются только те права, которые устанавливаются, «даруются» государством. При этом и они, как правило, носят декларативный характер. Государство их провозглашает, но реального осуществления не гарантирует.
Для тоталитарного политического режима характерно:
Стирание граней между обществом и государством, огосударствление всех сторон общественной жизни. Государство вмешивается во все сферы общественной жизни;
Основу тоталитарного режима составляет моноидеология – политическая доктрина, которая признается единственно верной и возможной. Идеология подменяет и подавляет религию.
Наличие единственной хорошо организованной политической партии, которая и призвана проводить в жизнь официальную идеологию;
Сращивание партийного и государственного аппарата. Политизация органов МВД, разведки, вооруженных сил и т.д.;
Монополия партии (государства) распространяется на сферу экономики;
Отсутствие политического плюрализма;
Применение физического террора и устрашения в отношении граждан.
Наиболее классическими примерами тоталитарного режима являются СССР, бывшие страны социалистического лагеря, фашистские Германия и Италия. Фашистские, коммунистические политические режимы, рассматриваемые в литературе в качестве самостоятельных, являются разновидностями тоталитарного режима.
Авторитарный режим имел довольно широкое распространение в ХХ в. в различных государствах Азии, Африки и Латинской Америки. Существует он и в настоящее время (Ливия, Марокко, Сирия и др.). Известны различные формы авторитарного режима: полуфашистский, военно–диктаторский, конституционно–авторитарный, конституционно–патриархальный, клерикальный, расистский и другие.
Как промежуточный между демократическим и тоталитарным режимами авторитарный режим имеет тенденцию либо перерастать в тоталитарный режим, либо преобразовываться в полудемократический и затем в демократический. Однако, будучи самостоятельным видом политического режима, авторитарный режим характеризуется собственными, только ему присущими признаками. К наиболее важным из них, думаю, можно отнести следующие:
Во-первых, авторитарный режим, так же как и тоталитарный, является антидемократическим режимом. Однако он считается более мягким, более либеральным режимом, поскольку несет в себе некоторые черты демократического режима.
Во-вторых, авторитарный режим характеризуется тем, что государственная власть концентрируется в руках диктатора или правящей элитарной группы (хунты, партийной верхушки, военной, бюрократической или религиозной элиты). Принцип выборности государственных органов, подотчетности и подконтрольности их населению сужается или сводится на нет. Представительные органы власти могут существовать, но они при этом не играют существенной роли в управлении обществом и превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть.
В-третьих, в авторитарных государствах игнорируется разделение властей, хотя законодательные, исполнительные и судебные органы существуют. Характерным для авторитарных режимов является усиление исполнительных органов, которые нередко подчиняют себе все остальные государственные органы. Суды зачастую выступают в качестве вспомогательных органов, поскольку наряду с ними могут использоваться и внесудебные органы.
В-четвертых, при авторитарных режимах преобладают силовые, командные, бюрократические методы государственного управления. К компромиссам и консенсусу государственная власть не прибегает. В то же время при осуществлении власти практически не применяются террор и массовые репрессии.
В-пятых, в отличие от тоталитарных режимов отсутствует тотальный контроль государства над теми или иными сферами общественной жизни. Относительно независимыми от государственной власти могут быть (хотя и не всегда) экономика, культура, частная жизнь. Вместе с тем при авторитарных режимах всегда существует монополия на политическую власть, сохраняется частичная цензура над средствами массовой информации.
В-шестых , при авторитарных режимах допускается ограниченный политический плюрализм. Конституции провозглашают свободу образования политических партий, однако государственная власть специальными законами разрешает деятельность только некоторых из них (тех, которые ориентируются на линию, выработанную правящей партией). Оппозиция либо не допускается, либо разрешается только в определенных пределах.
В-седьмых, при авторитарном режиме в отличие от тоталитарного не существует единой государственной идеологии, обязательной для всего общества. Следовательно, данный политический режим допускает определенный плюрализм в области идеологии.
В-восьмых, демократические права и свободы граждан в авторитарных государствах главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются. Особенно это касается политических прав и свобод. Часто вводится чрезвычайное или иное особое положение, которое на практике направлено против «врагов» режима. В этой связи личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью.
В-девятых, при авторитарных режимах весьма высока роль главы государства (лидера). Не случайно авторитаризм нередко определяется как режим государственной власти, сочетающийся с элементами личной диктатуры. Вместе с тем в отличие от тоталитарных государств лидер в авторитарных государствах не является харизматическим.
Наличие ярко выраженного лидера государства, который играет решающую роль и на котором замыкается весь процесс принятия властных решений;
Отсутствие единой идеологии;
Отсутствие единой политической партии. Как правило, формально допускается многопартийность, но партии не играют решающей роли в жизни общества, не способны реально влиять на государственно-значимые властные решения;
Законодательная власть подчинена исполнительной, институты государства носят вторичный характер;
Граждане не подвергаются репрессиям и террору, но только до тех пор, пока они активно не противостоят существующему режиму.
Авторитарный политический режим – весьма широкая категория. Он может характеризоваться различной степенью демократичности: может быть и жестко-авторитарным, приближенным к тоталитаризму, и мягким, обладающим большим набором демократических прав и свобод.
Либеральный (полудемократический) режим. Либеральный режим, как и авторитарный, тоже не имеет однозначного определения. Это выражается, в частности, в том, что отдельные авторы под либеральным режимом (они именуют его также либерально-демократическим) понимают такие методы и способы осуществления государственной власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических принципов. То есть либеральный режим в этом случае мыслится как режим более высокого порядка, чем демократический, как режим, который вырастает из собственно демократического режима.
Вместе с тем большинство исследователей склоняется все же к тому, что либеральный режим – это режим полудемократический, режим, который сочетает в себе черты демократического и авторитарного режимов и является переходным к демократическому. Он возникает в результате ликвидации тоталитарных и авторитарных режимов, административно-командных и бюрократических методов управления обществом. В настоящее время либеральные, полудемократические режимы сложились в постсоциалистических странах Восточной Европы, в ряде государств СНГ (в том числе и в России), в Египте, Шри-Ланке, Никарагуа и многих других странах Азии, Африки и Латинской Америки после крушения тоталитарных и авторитарных режимов.
Либеральный режим, будучи переходным политическим режимом, характеризуется незавершенностью. В своей основе – это демократический режим. Он базируется на достижениях современной демократии, признавая и законодательно закрепляя все ее основополагающие идеи: народовластие, разделение властей, естественные права человека, политический и идеологический плюрализм и т.д.
Но это еще неразвитая демократия, демократия в сочетании с некоторыми элементами авторитаризма. Так, например, деятельность представительных органов власти, в том числе и парламента, зачастую принижена, зато на первый план нередко выдвигается исполнительная власть, особенно президент; принижена также роль судов; в связи с чем, принцип взаимодействия властей нарушен; не сложилась подлинная многопартийность; не всегда положительно оценивается деятельность оппозиции; недостаточным образом осуществляется защита прав и свобод человека и гражданина; в методах осуществления государственной власти встречаются проявления административно-командной системы управления и т.д.
Тема 4. «Функции и аппарат государства».
1. Понятие и общая характеристика функций государства.
2. Классификация функций государства.
3. Формы и методы осуществления функций государства.
4. Государственный аппарат: понятие, признаки, структура.
5. Понятие и признаки государственных органов.
6. Классификация государственных органов.
7. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
Статуса личности.
Политический режим - это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период. Термин «политический режим» появился в западной литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошел во второй половине XX века. Исследователи насчитывают в современном мире существование 140-160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов.
В европейской политической науке наиболее широко распространено определение политического режима, данное Ж.-Л. Кермонном, которое часто используется и в работах российских авторов:
Под политическим режимом, согласно Ж.-Л. Кермонну, понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период.
В американской политологии, в отличие от европейской, предпочтение отдается понятию политическая система , которое считается более значимым, чем политический режим. Сторонники системного подхода довольно часто толкуют понятие «политический режим» расширительно, практически отождествляя его с «политической системой». Критики такого подхода отмечают, что политический режим - более подвижное и динамичное явление, чем система власти, и на протяжении эволюции одной политической системы может смениться несколько политических режимов .
В узком смысле слова под политическим режимом иногда понимают государственный режим , представляющий собой совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. Такое отождествление может быть оправдано лишь в том случае, если политический режим практически полностью определяется государством, и не оправдано, если он в значительной степени зависит от деятельности институтов гражданского общества.
Современные подходы к определению понятия политического режима
В современной науке сложилось две основные традиции осмысления понятия политического режима, одна из которых связана с политико-правовым подходом, сложившимся в юридической традиции конституционного права, а другая - с социологическим подходом, получившим широкое распространение в политической науке.
Институциональный подход
Данный подход называют также политико-правовым и формально-юридическим. В его рамках основное внимание уделяется процедурным, формально-юридическим характеристикам функционирования системы политической власти. При использовании институционального подхода понятие политического режима сближается или даже сливается с понятиями формы правления или государственного строя. Таким образом термин политический режим оказывается частью категориального аппарата конституционного права. В рамках институционального подхода складывается разница между терминами политический режим и государственный режим .
Институциональный подход традиционно был характерен для французского государствоведения. Исходя из него, выделялись следующие виды политических режимов:
- режим слияния властей - абсолютная монархия;
- режим разделения властей - президентская республика;
- режим сотрудничества властей - парламентская республика.
Постепенно эта типология стала рассматриваться как подсобная, классифицирующая не столько режимы, сколько типы правительственных структур .
К этой группе можно отнести также подход американского политолога Г. Лассуэла и его последователей, рассматривавших политический режим как способ легитимизации политической системы. По их мнению, режимы представляют собой образцы политических форм, функционирующие для того, чтобы свести к минимуму элемент принуждения в политическом процессе. Таким образом, режим связывается с конституционной формой, а неконституционным формам правления (диктатура) отказывается в праве считаться политическими режимами .
Социологический подход
В рамках данного подхода преимущественное внимание уделяется происхождению власти и социальным основаниям ее функционирования, осмыслению связей между обществом и государством, которые сложились в реальности и не обязательно соответствуют с теми, которые предписаны конституционными актами. При данном подходе режим рассматривается гораздо более широко - как баланс во взаимоотношениях государства и общества. Каждый режим имеет в своем основании систему социальных связей, поэтому режимы не могут быть изменены путем изменения закрепляющих их правовых актов, без трансформации тех социальных оснований, на которых он покоится. Этот подход часто приводит к отождествлению политического режима и политической системы.
Характерными представителями данного направления являются французские политологи М. Дюверже (рассматривал режим как: «структуру правления, тип человеческого общества, отличающий одну социальную общность от другой») и его последователь Ж.-Л. Кермонн, чье определение приведено выше.
Сходной точки зрения в определении политического режима придерживаются американские ученые Г. О"Доннел и Ф. Шмиттер :
Совокупность структур, явных или скрытых, которые определяют формы и каналы доступа к ведущим правительственным постам, а также характеристики деятелей, которые считаются для этих структур подходящими или неподходящими, используемые ими ресурсы и стратегии в целях получения желаемого назначения.
В рамках социологического подхода существует значительное многообразие исследовательских стратегий и вариантов типологизации политических режимов, базовым среди которых сегодня считают выделение демократического, авторитарного и тоталитарного режимов.
Виды политических режимов
Демократический режим
Авторитарный режим
Тоталитарный режим
Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный) - это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии.
Признаки тоталитаризма:
- тотальный государственный контроль над обществом;
- всеобщая монополизация и централизация власти в руках господствующего меньшинства;
- система жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами;
- политизация (в плане пропаганды) всей жизни;
- господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия может срастаться с государством;
- идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии;
- унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни;
- ставка на обновление общества на основе глобальных идей;
- ставка на свою расу (возможно, в скрытом и закамуфлированном виде, например, в СССР идея «единого советского народа»).
В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.
Анархия
Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций , гражданских войн , оккупации). Также анархия представляется как форма общественного устройства, но не как некое промежуточное состояние в момент перехода от одного политического режима к иному.
Другие
Также выделяются и другие политические режимы:
Типологии
Аристотеля
- Правильные:
- Монархия.
- Аристократия
- Полития.
- Неправильные:
- Тирания.
- Олигархия.
- Демократия.
Маркса
- Cоциалистический.
- Капиталистический.
Дюверже
- явные и авторитарные;
- демократические, автократические, монократические (диктаторскими);
- директории (коллективное правление).
Курашвили
- Тиранический.
- Жестко-авторитарный.
- Авторитарно-демократический.
- Демократическо-авторитарный.
- Развернуто демократический.
- Анархо-демократический.
Голосова - Блонделя
- Традиционный (закрытый с монолитной элитой).
- Соревновательная олигархия (открытый, исключающий).
- Авторитарно-бюрократический (закрытый, с дифференцированной элитой, исключающий).
- Эгалитарно-авторитарный (закрытый, с монолитной элитой, включающий).
- Авторитарно-инэгалитарный (закрытый, с дифференцированной элитой, включающий).
- Либеральная демократия (открытый, включающий).
См. также
Примечания
Политика и государство | |
---|---|
Научные дисциплины и теории | Политология Сравнительная политология Теория государства и права Теория общественного выбора |
Общие принципы и понятия | Гражданское общество Правовое государство Права человека Разделение властей Революция Типы государства Суверенитет |
государства по политической силе и влиянию |
Великая держава Колония Марионеточное государство Сателлит Сверхдержава |
Виды политики | Геополитика Внутренняя политика Внешняя политика |
Форма государственного устройства | Конфедерация Унитарное государство Федерация |
Социально-политические институты и ветви власти |
Банковская система Верховная власть Законодательная власть Избирательная система Исполнительная власть СМИ Судебная власть |
Государственный аппарат и органы власти |
Глава государства Парламент Правительство |
Политический режим | Анархия Авторитаризм Демократия Деспотизм Тоталитаризм |
Форма государственного правления и политическая система |
Военная диктатура Диктатура Монархия Плутократия Парламентская республика Республика Теократия Тимократия Самодержавие |
Политическая философия , идеология и доктрина |
Анархизм Коммунизм Колониализм Консерватизм Космополитизм Либерализм Либертарианство Марксизм Милитаризм Монархизм Нацизм Национализм Неоколониализм Пацифизм Социализм Фашизм |
Избирательная система | Мажоритарная Пропорциональная Смешанная |
Политологи и политические мыслители |
Платон Аристотель Макиавелли Монтескье Руссо Бенито Муссолини Гоббс Локк Карл Маркс Михаил Бакунин Макс Вебер Морис Дюверже Юлиус Эвола Цицерон Адольф Гитлер |
Учебники и известные труды о политике |
« |