Соц программы для малоимущих. Выплаты, льготы и пособия для малообеспеченных семей
В соответствии со статьей 14 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы постановляет:
1. Установить, что с 1 января 2017 г. дополнительным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям является уровень имущественной обеспеченности.
2. Утвердить Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (приложение).
3. Установить, что:
3.1. Департаментом информационных технологий города Москвы совместно с Комитетом государственных услуг города Москвы и Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы осуществляется доработка интерактивной формы запроса (заявления) о предоставлении соответствующей государственной услуги на Портале государственных услуг (функций) города Москвы в части обеспечения возможности представления сведений об уровне имущественной обеспеченности.
3.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется при наличии технической возможности получения сведений от органов исполнительной власти в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
3.3. Уровень имущественной обеспеченности не учитывается при решении вопросов предоставления бесплатного питания в период обучения в организациях, предоставляющих начальное общее, основное общее, среднее общее образование, предоставления безвозмездно физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг детям, получающим указанные меры социальной поддержки до дня вступления в силу настоящего постановления.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу закона города Москвы, предусматривающего внесение изменений в законы города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" и от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" и устанавливающего полномочие Правительства Москвы по установлению критериев нуждаемости (малообеспеченности) при решении вопросов предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки и социальной помощи за счет средств бюджета города Москвы.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М. и министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Ермолаева А.В.
Мэр Москвы | С.С. Собянин |
Порядок
оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям
1. Общие положения
1.1. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (далее - Порядок) определяет правила оценки уровня имущественной обеспеченности, являющегося одним из критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи, для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (за исключением предоставления государственной социальной помощи) и порядок определения состава семьи для целей осуществления такой оценки.
1.2. Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям являются:
1.2.1. Наличие недвижимого имущества.
1.2.2. Наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники.
1.2.3. Наличие денежных средств во вкладах и (или) на счетах в банках.
1.3. Уровень имущественной обеспеченности является первоначальным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержи# малообеспеченным семьям.
1.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и превышающем уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи не осуществляется.
2. Критерии оценки уровня имущественной обеспеченности
2.1. Меры социальной поддержки семье не предоставляются при соответствии уровня ее имущественной обеспеченности одному или нескольким из следующих критериев:
2.1.1. Наличие в собственности членов семьи более двух жилых помещений, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.1.2. Наличие в собственности членов семьи двух жилых помещений (частей жилых помещений, площадь которых пропорциональна долям в праве собственности на жилые помещения), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.
2.1.3. Наличие в собственности членов семьи одного жилого помещения (части жилого помещения, площадь которого пропорциональна доле в праве собственности на жилое помещение), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.
При оценке данного критерия в расчете площади жилых помещений не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно (в том числе отдельное изолированное жилое помещение в квартире), а такой член семьи не учитывается в количестве членов семьи при расчете площади жилых помещений на одного члена семьи.
2.1.4. Наличие в собственности членов семьи нежилого помещения, здания, строения, сооружения (части здания, строения, сооружения), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и не являющегося жилым помещением (за исключением объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках).
2.1.5. Наличие в собственности членов семьи зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 30 квадратных метров.
2.1.6. Наличие в собственности членов семьи более двух объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.1.7. Наличие в собственности членов семьи двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, общая площадь которых превышает 0,2 гектара.
2.1.8. Наличие в собственности членов семьи более двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.1.9. Наличие в собственности членов семьи транспортного средства (за исключением легковых автомобилей, автомобиля, имеющего более 5 мест для сидения и полученного (приобретенного) многодетной семьей с 4 и более детьми), судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, воздушного судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, самоходного транспортного средства и других видов техники, прицепов к ним, подлежащих регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.
2.1.10. Наличие в собственности членов семьи двух легковых автомобилей, срок эксплуатации одного из которых не превышает трех лет.
2.1.11. Наличие в собственности членов семьи более двух легковых автомобилей.
При оценке данного критерия не учитывается легковой автомобиль, специально оборудованный для использования инвалидом, в том числе полученный (приобретенный) через органы социальной защиты населения, легковой автомобиль, имеющий более 5 мест для сидения и полученный (приобретенный) многодетной семьей с 4 и более детьми.
2.1.12. Наличие у членов семьи денежных средств в размере более одного миллиона рублей (в том числе в иностранной валюте) во вкладах и (или) на счетах в банках.
При оценке данного критерия не учитываются единовременные страховые суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц, единовременные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, единовременная материальная помощь за счет средств бюджета города Москвы семьям погибших (умерших) в результате катастроф, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, трагических событий и пострадавшим в результате таких событий, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.
2.2. При оценке уровня имущественной обеспеченности в состав семьи включаются:
2.2.1. Состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители) и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети.
2.2.2. Одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.
2.3. Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.2 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилых помещений, находящихся в собственности членов семьи, на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.
Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.3 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилого помещения, находящегося в собственности членов семьи, и площади жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.
При этом в расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, а в количестве членов семьи не учитываются такой член семьи, а также граждане, не включенные в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка и проживающие в жилых помещениях, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности.
В расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, неучитываемая площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, составляет площадь отдельного изолированного жилого помещения в квартире, занимаемого таким членом семьи, а в иных случаях - в размере 18 квадратных метров.
2.4. Меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются семье, когда членами (членом) семьи в последние 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за предоставлением мер социальной поддержки, совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности. К таким действиям относятся:
2.4.1. Гражданско-правовые сделки и иные действия с имуществом, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, совершение которых привело к уменьшению количества (размера) такого имущества (за исключением случаев, когда совершение таких сделок и действий было вызвано наступлением обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, включая необходимость лечения, в том числе за пределами территории Российской Федерации).
2.4.2. Приобретение по договору купли-продажи недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением, жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) (за исключением приобретения жилых помещений в рамках государственных жилищных программ), земельного участка, транспортного средства, самоходного транспортного средства и других видов техники.
2.5. Наличие обстоятельств, которые носят чрезвычайный характер и наступление которых не рассматривается как ухудшение уровня имущественной обеспеченности в соответствии с пунктом 2.4.1 настоящего Порядка, определяется комиссиями по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся жителям города Москвы, созданными территориальными органами исполнительной власти города Москвы (далее - комиссии по оказанию адресной социальной помощи).
2.6. Решения комиссии по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности являются обязательными для органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений города Москвы, предоставляющих меры социальной поддержки малообеспеченным семьям.
2.7. Заседания комиссий по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
3. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности
3.1. Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, представленных при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.
3.2. Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы в рамках межведомственного информационного взаимодействия осуществляется проверка достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.
3.3. Межведомственное информационное взаимодействие, предусмотренное пунктом 3.2 настоящего Порядка, не осуществляется в случаях:
3.3.1. Непредставления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности.
3.3.2. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности не по всем предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Порядка критериям оценки уровня имущественной обеспеченности.
3.3.3. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка).
3.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и соответствующем уровню имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи в порядке и на условиях, которые установлены нормативными правовыми актами города Москвы.
3.5. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям либо прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.
4. Ежегодное подтверждение уровня имущественной обеспеченности
4.1. Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры социальной поддержки, ежегодно в срок до 31 августа текущего года подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год.
4.2. В случае непредставления сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи в срок, установленный пунктом 4.1 настоящего Порядка, предоставление мер социальной поддержки прекращается.
5. Особенности оценки уровня имущественной обеспеченности в 2017 году
5.1. В 2017 году осуществляется оценка уровня имущественной обеспеченности:
5.1.1. Малообеспеченных семей, в отношении которых до 1 января 2017 г. принято решение о предоставлении мер социальной поддержки.
5.1.2. Семей, которые до 1 января 2017 г. обратились за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям и в отношении которых по состоянию на 1 января 2017 г. не принято решение о предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.
5.1.3. Семей, обратившихся после 1 января 2017 г. за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.
5.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в 2017 году осуществляется на основании результатов обработки Департаментом информационных технологий города Москвы сведений, полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия с учетом технической возможности и сроков получения таких сведений от органов исполнительной власти. При этом оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на дату получения таких сведений.
5.3. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является:
5.3.1. Основанием для прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пункте 5.1.1 настоящего Порядка.
5.3.2. Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пунктах 5.1.2, 5.1.3 настоящего Порядка.
5.4. Прекращение предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выявлены сведения, указанные в пункте 5.3 настоящего Порядка.
Обзор документа
С 1 января 2017 г. вводится дополнительный критерий нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер соцподдержки малообеспеченным семьям - уровень имущественной малообеспеченности.
Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности являются: наличие недвижимого имущества; наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники; наличие денежных средств во вкладах и на счетах в банках.
Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, предоставленных при обращении за предоставлением мер соцподдержки малообеспеченным семьям. Департамент труда и соцзащиты населения осуществляет проверку достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.
Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры соцподдержки, ежегодно до 31 августа подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год. Если в указанные срок сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи не представлены, меры соцподдержки прекращаются.
Установлено, что меры соцподдержки не предоставляются семьям, когда членами семьи в последние 12 месяцев совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности.
В начале 2019 года правительством страны было принято несколько важных решений, касающихся оказания . Это связано с тем, что социальная политика государства была пересмотрена из-за внесения поправок в порядок предоставления детских пособий. Сегодня средства выделяются по большей части адресно, и воспользоваться помощью могут только семьи, подпадающие под общие критерии нуждаемости.
В данной статье будут выделены требований, которые предъявляются к семьям при назначении различных . Кроме того, рассмотрим, какое пособие малоимущим семьям в 2019 году в Москве предоставляется и на каком основании.
Государственная социальная помощь с 2019 года перестала оказываться всем гражданам, в связи с чем были разработаны специальные условия и причины для назначения пособий. В качестве основных параметров установлены следующие:
- выплаты полагаются семьям, которые испытывают нужду и имеют низкий уровень доходности;
- установлен заявительный принцип получения пособия. Чтобы оформить выплату, представитель семьи должен обратиться в соответствующее ведомство с обращением и , которая подтверждает нуждаемость семьи в дополнительной финансовой помощи.
С учетом этих моментов происходит распределение средств семьям, имеющим официальный .
Какие семьи являются малообеспеченными?
Чтобы оформить ежемесячное пособие на ребенка, семья должна получить официальный статус малоимущей. Для этого необходимо посетить соцзащиту населения по месту регистрации ребенка и подать заявление установленного образца совместно с необходимым пакетом документации. Обязательно следует приложить справки о доходах семьи.
Малоимущей является семья, которая в совокупности имеет доход, при перерасчете на каждого человека составляющий меньше, чем прожиточный минимум. Если данный факт подтверждается, то семья вносится в реестр малоимущих граждан государства. Дополнительным условием может стать совместное проживание детей с родителями.
Размер пособия в Москве
Детские пособия в столице определяются, исходя из такого показателя, как прожиточный минимум. В Москве данный показатель равен 11 561 рублю. С учетом этой суммы определяется ежемесячное пособие на малыша или детей. В среднем, размер выплат равен 1 500 — 4 500 рублей.
В рамках действующего законодательства Москвы для малоимущих семей ежемесячно установлены такие виды пособий:
Помимо указанных видов помощи, малообеспеченные московские семьи могут оформить ежемесячную компенсацию расходов на покупку продуктов питания для детей до 3 лет и в связи с повышением роста стоимости жизни.
Лица, имеющие право на матпомощь
Прежде чем рассказать, как оформить пособие, следует пояснить, кто может воспользоваться данной мерой поддержки. Выплату вправе оформить мама или папа малыша, а также законные представители ребенка или заменяющее лицо – опекун. Претендовать на помощи могут граждане РФ, иностранцы и лица, не имеющие гражданства.
Все лица, обращающиеся за помощью, должны иметь московскую прописку и проживать по указанному адресу. Кроме этого, следует соблюдать сроки оформления выплат:
- за пособием на детей 0-1,5 лет необходимо обратиться не позднее, чем через полгода после появления малыша на свет;
- за выплатой на ребенка 1,5-3 года и 3-18 лет следует обратиться до исполнения ребенку соответствующего возраста.
Порядок оформления пособия
Чтобы получить выплату, представителю семьи потребуется выполнить несколько важных действий. Существует два способа оформления матпомощи:
- На портале ПГУ (госуслуги Москвы) посредством оформления и подачи онлайн-заявки.
- При личном посещении уполномоченного органа, подав заявление установленного образца и пакет обязательных бумаг.
Первый вариант очень прост, и на оформление заявления потребуется всего несколько минут. Чтобы правильно заполнить виртуальный документ и гарантировано получить финансовую помощь, следует воспользоваться специальной пошаговой инструкцией, которую можно найти на портале.
Второй вариант предполагает посещение департамента соцзащиты населения Москвы и подачу заявки в бумажном варианте. Уполномоченному сотруднику на проверку поступившего обращения и принятия решения отводится 10 дней. В данный срок будут входить все взаимодействия между исполнительным органом власти и другими ведомствами. Все услуги предоставляются бесплатно.
После вынесения итогового решения соискатель получает на руку соответствующий бланк, и со следующего месяца по указанным банковским реквизитами начинают поступать положенные семье средства.
Заключение
Московские семьи, имеющие статус малообеспеченных, могут воспользоваться своим правом и обратиться в исполнительный орган для получения специальных выплат. Пособия предоставляются на определенных условиях, и для каждого вида помощи определены свои размеры.
Система социальной поддержки населения, в том числе семей с детьми, до недавнего времени практически не учитывала наличие реальной потребности (нуждаемости граждан) в предоставляемых государством пособиях и выплатах. Фактически до сих пор помощь и льготы малообеспеченным семьям предоставлялись только в случае соблюдения дополнительных условий - и то, преимущественно за счет средств региональных бюджетов . В первую очередь дополнительная помощь предусматривалась семьям , или , которые являются малообеспеченными в связи с отсутствием полноценной возможности для осуществления трудовой деятельности.
В 2017 году власти планируют продолжать начатый годом ранее переход от действовавшего долгие годы принципа категориальности в назначении социальных выплат и все шире применять . Это значит, что льготы и пособия будут начисляться не определенным категориям лиц, а только конкретным гражданам, которые в этом действительно нуждаются. При этом для получения помощи граждане, имеющие на нее право, должны будут самостоятельно заявить о своей нужде , подтвердив это документально и получив официальный статус малоимущей семьи .
Цели оказания государственной помощи в виде пособий и льгот оговорены в ст. 3 Федерального закона № 178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» . Среди них:
- поддержка семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума (ПМ);
- адресность использования бюджетных средств;
- снижение уровня социального неравенства;
- повышение доходов малообеспеченных граждан.
Однако зачастую реальная помощь семьям при получении статуса малоимущей семьи в виде дополнительных пособий и льгот крайне незначительна, и многие родители опасаются возникновения после этого пристального внимания к семье со стороны органов опеки .
Какая семья считается малообеспеченной (малоимущей) в России?
Малоимущими граждане признаются по решению органов местного самоуправления в случае, если семейный доход в расчете на одного человека составляет менее установленной законом величины.
В соответствии со ст. 16 данного ФЗ, размер пособия варьируется в зависимости от содержания нормативных актов субъектов РФ. Критерий нуждаемости в законе в настоящее время не прописан, но его планируется
Тяжелая экономическая ситуация в ряде регионов страны, безработица, инфляционные процессы, заставляют людей интересоваться вопросом, какие существуют региональные и федеральные программы защиты многодетных малообеспеченных семей, предполагающие выдачу пособий, другие меры поддержки, необходимые для обеспечения нормального развития и воспитания детей. Многие россияне не знают, какие компенсации им положены, как оформить дотации, какие собирать документы на пособие малоимущим семьям с детьми в 2018 году.
Кто считается малоимущей семьей
Согласно определению, малообеспеченной семьей признаются граждане, ведущие совместное хозяйство на одной территории по данным прописки, связанные родственными узами. Специалисты, решающие вопрос о присвоении статуса малоимущих, рассматривают каждый конкретный случай индивидуально – жить вместе могут люди, не связанные кровными узами, находящиеся в сожительстве, воспитывающие общих детей. Малообеспеченными могут являться семьи разного состава:
- неполные, с отцом или матерью, единолично воспитывающими ребенка или нескольких отпрысков;
- многодетные;
- полные с низким среднедушевым доходом;
- ребенок-сирота, оставшийся без попечения родителей;
- лица ограниченной дееспособности вследствие инвалидизации;
- пенсионеры и молодые люди, обучающиеся очно в ВУЗах, получающие социальные пособия.
Уровень доходов семьи на одного человека, претендующей на статус малоимущей, после расчетов, должен оказаться ниже принятого по данному субъекту федерации прожиточного минимального пособия (ПМ). При этом рассматривается возраст человека, поскольку размер ПМ варьируется в зависимости от того, работает гражданин, является недееспособным пенсионером или ребенком.
Критерии нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки
Не так легко получить статус малообеспеченных граждан, нуждающихся в получении государственных пособий. Для этого надо соответствовать таким критериям:
- Считаться официально малообеспеченными, состоять на соответствующем учете в муниципалитете или местном отделении соцзащиты. Обновлять статус придется раз за три месяца, с предоставлением пакета документации о доходах всех трудящихся домочадцев.
- Совершеннолетние члены семьи должны официально работать. Если они не работают, то предоставляют сведения, согласно которым, имеют правомочия находиться дома (состояние беременности, ухода за малышом, наличие инвалидности, иные случаи). Если домочадец сидит без работы без уважительных причин, то пособие не выдадут.
- Граждане действительно должны нуждаться в господдержке – нужно приготовиться к разным проверкам, включающим расчет всех имеющихся доходов, инспекцию по месту прописки для сверки предоставленных данных о малообеспеченности.
Как рассчитать совокупный доход
Многие россияне, не знающие процедуры подсчета общего дохода, согласно которому семья признается или не признается неимущей, теряют надежду на государственные вспомоществования. Алгоритм расчета очень простой, его можно посмотреть в ст.14 Федерального закона от 05 апреля 2003г. ФЗ-44, говорящего о порядке подсчетов доходов нескольких совместно проживающих людей или одного гражданина, претендующих на социальную поддержку. Работники службы соцзащиты действуют так:
- Учитывают совокупный квартальный заработок всех членов семьи, суммируя доходы.
- Делят полученную цифру на три месяца, получая среднемесячный заработок на семью.
- Полученное число делят на количество домочадцев, чтобы выяснить, сколько денег за месяц приходится на одного человека.
Зачастую граждане не знают, какие денежные поступления включаются в совокупный заработок. При расчете среднедушевого дохода учитываются такие виды денежных средств:
- заработная плата согласно форме 2-НДФЛ;
- назначенные федеральные или местные пособия, пенсии;
- стипендии, получаемые учащимися школ, ВУЗов, средне-технических учреждений;
- выданные продукты молочной кухни, иная натуральная поддержка продуктами или вещами;
- расчетные суммы прибыли от движимого или недвижимого имущества, находящегося во владении домочадцев.
Порядок определения среднедушевого дохода на одного члена семьи
Чтобы наглядно представить себе методы расчета, используемые органами соцобеспечения, можно рассмотреть следующий пример:
Неполная семья, состоящая из матери и двух несовершеннолетних детей 6 и 8 лет, проживающих в Москве. Мать работает и получила заработную плату за 3 месяца 51 000 рублей. Детских пособий, иных вспомоществований не выдавалось. Среднедушевые ежемесячные поступления на одного домочадца рассчитывают по такой формуле:
51 000 / 3 / 3 = 5 667 рублей.
Учитывая, что ПМ по столице на 2018 год на дееспособных граждан составляет 18 742 рубля, на несовершеннолетних – 14 252 рубля, мать может претендовать на статус неимущей семьи с получением денежных вспомоществований, положенных преференций и льгот. Надо знать, что учитываются все виды доходов, и, если будет выявлена умышленная или неумышленная попытка сокрытия дополнительного заработка, пособие не дадут.
Какую помощь можно получить от государства малоимущим в 2018 году
Каждый регион России предоставляет малообеспеченным гражданам свои виды субсидий, но все люди, нуждающиеся в мерах поддержки, могут претендовать на следующие виды пособий:
- детские дотации (включая пособия по вынашиванию малыша, родам, уходу за младенцем);
- социальные вспомоществования;
- льготы при оплате услуг ЖКХ;
- преференции при покупке медикаментов, витаминов;
- привилегии отпрыскам при поступлении в садики, школы, кружки, секции;
- бесплатное питание женщинам, вынашивающим младенца и малолетним ребятишкам;
- специальные единовременные и ежемесячные доплаты, устанавливаемые местными властями.
Виды пособия малоимущим на детей
Все варианты дотирования разделяются на две группы – разовые, или единовременные, и получаемые раз за 30 дней, которые приходится переоформлять ежегодно или в ином порядке, установленном законами. К разовым дотациям относятся такие пособия на детей малоимущим семьям в 2018 году:
- Выдаваемые при условии постановки на учет на ранних стадиях вынашивания малыша. В 2018 году величина выплаты изменилась и составит 633 р.
- Женам контрактников, находящимся на сроке более 180 дней беременности, выдается 26 721 р..
- При рождении младенца. Выдается из федерального бюджета вне зависимости от трудоустройства матери.
- При усыновлении одного малыша – 16 873 р., нескольких сестер, братьев или ребенка-инвалида – 128 928 р.
- Вспомоществование для сборов первоклассника. Зависит от региона, размер варьируется в пределах 5 000-1 100 рублей.
Ежемесячные дотации малоимущим бывают следующими:
- По уходу за несовершеннолетними возраста 1,5-16 лет. Размер зависит от дееспособности родителя и малолетнего иждивенца, регионального выделения средств.
- Дотация на младенца, родившегося в семье третьим. В Санкт-Петербурге размер пособия составляет 10 115 рублей.
- Социальная стипендия и доплаты школьникам на проезд.
- Доначисления для полноценного питания. Выдается 100-500 рублей за месяц.
Единовременное пособие при рождении или усыновлении ребенка
Разовое вспомоществование выдается при рождении или усыновлении ребенка из федерального бюджета. Сумма на 2018 год составляет 16 874 рубля. Получить деньги может любой из родителей на работе или при обращении в филиал органов соцобеспечения через 10 дней после подачи прошения. Финансы выдаются любому гражданину, у которого родился отпрыск – безработным, студентам, одиноким отцам или матерям, трудоустроенным гражданам.
Если родилось сразу несколько младенцев, то деньги выдаются на одного из них. Если взрослые решили усыновить мальчика или девочку, то величина компенсации остается прежней вне зависимости от возраста усыновляемого. Исключение составляет усыновление братьев с сестрами или малыша-инвалида. Величина вспомоществования увеличивается, достигая 128 928 рублей.
Единовременная материальная помощь малоимущим семьям
Разовые доплаты субсидируются региональным бюджетом, поэтому делаются не всеми субъектами страны. Чтобы получить деньги, придется доказать свое правомочие на финансовую помощь – принести в МФЦ или органы соцобеспечения документальные свидетельства нуждаемости. В столице такие выплаты даются гражданам с большим числом опекаемых отпрысков, простой малоимущий человек не может взыскать разовую дотацию. В Санкт-Петербурге можно получить до 100 тыс. рублей, в Вологде – 300-10 000 рублей, иными регионами выдаются пособия по величине ПМ.
Декретные выплаты
Демографический кризис вынуждает правительство стимулировать рождаемость многочисленными декретными субсидиями. Женщина может претендовать на разные виды дотаций:
- Разовые, при ранней постановке на учет, рождении младенца.
- Декретные, выплачиваемые в зависимости от статуса женщины – работающие получают 100% заработка за последние 24 месяца работы. Безработным, состоящим на учете ФЗН, положена выплата 633 р. Студентки получат с 2018 году 1419 рублей, военнослужащие дамы – до 30 000 р.
- Дотации на отпрыска до полутора лет. Трудоустроенным гражданкам выдается до 40% ежемесячного заработка, безработным – фиксированная сумма 3 066 рублей при рождении первенца, 6 131 на второго ребенка.
- Вспомоществования до достижения отпрыском 3-х летнего возраста. Выплачивается 50 рублей всем, кроме жен военных, которые находятся на службе по призыву. Им выдается 10 528 рублей.
Выплаты к 1 сентября
Не все граждане могут обеспечить чадо учебниками, формой, принадлежностями, необходимыми для учебы. Региональными властями предусматривается денежная помощь, которую можно получить до отправки первоклассника в школу. Правомочие на финансовые средства утрачивается через 6 месяцев учебы сына или дочки. Столичными властями выдается 5 000 рублей, в Санкт-Петербурге – 3768 р., в Брянске – 1000 рублей. Некоторые регионы не выделяют дотаций по данному виду вспомоществования.
На детей до совершеннолетия
После того, как чадо достигло трехлетнего возраста, матери перестают выплачивать компенсации. Если женщина докажет, что нуждается, относится к малоимущим, то можно получать вспомоществования до совершеннолетия отпрыска. Мать и отец должны официально работать, а среднемесячный доход каждого домочадца не должен превышать ПМ, установленного по региону. Деньги выплачиваются до 16-летнего возраста сына или дочери. Отдельные выплаты даются матерям, ухаживающим за несовершеннолетним инвалидом, или при ограничении дееспособности родителя.
Стипендии детям из малообеспеченных семей
Получить финансовые средства можно, если студент относится к категории малообеспеченных. Деньги выплачиваются при очном обучении в высших и средне-технических учреждениях весь срок обучения. Для ВУЗов размер дотации составляет 2 100 рублей, для колледжей – 730 р. Претендовать на вспомоществование можно, если молодой человек является представителем одной из следующих категорий граждан:
- инвалидом 1 или 2 группы;
- ребенком-сиротой, оставшейся без родителей или опекуна;
- членом многодетной неимущей семьи;
- лицом, подвергнувшимся воздействию радиоактивного облучения;
- контрактником, служившим не менее 3 лет.
Ежемесячное пособие
Согласно Указу президента от 18 октября 2017г. за № 487, государство вводит новые меры поддержки материнства и детства, которые коснутся социально незащищенных категорий граждан, малоимущих с большим количеством опекаемых несовершеннолетних. Вводятся следующие виды выплат:
- при появлении первенца;
- на второго младенца до полуторалетнего возраста;
- на третьего и следующих младенцев.
Картой выплат редполагается увеличить в процентном соотношении минимальные декретные дотации, выплачиваемые трудоустроенным матерям, на 21,7%. Детские компенсации до полуторалетнего возраста повысятся на величину зафиксированной инфляции. В 2017г. этот показатель составил 3,2%. Размер маткапитала не возрастет, до 2020 г. будут выдавать 453 тыс. р., но тратить эти деньги можно, не дожидаясь, когда сыну или дочери исполнится 3 года.
На первого ребенка
Предусматриваются выплаты каждые 30 дней до полуторалетнего возраста малыша, родившегося после 1.01.2018 г. и являющегося гражданином страны. Оговаривается условие, что взыскивать доплаты могут родители, доход которых из расчета на одного домочадца за месяц менее полутора принятых региональных ПМ. Величина вспомоществования зависит от прожиточного минимума по субъекту России, исчисленному за 2 квартал предыдущего отчетного периода. Средний размер выплат по стране составит 10 523 р., по Москве – 13 938 р., Ростову-на-Дону – 10 264 р., Волгограду – 9 219 р.
Ежемесячные выплаты из материнского капитала на второго ребенка
Граждане, у которых появился второй младенец, могут взыскивать ежемесячные доплаты из причитающихся сумм маткапитала до достижения дочерью или сыном полуторалетнего возраста. Получение дотаций ограничено лицами, ежемесячные денежные поступления по каждому домочадцу которых ниже 1,5 ПМ по региону. Размер пособий на детей малоимущим семьям в 2018 году равен региональному ПМ на несовершеннолетнего за предыдущий отчетный период: по Москве – 13 938 р., Санкт-Петербургу – 10 222 р., Красноярску – 12 020 р.
На третьего ребенка и получение статуса многодетной семьи
Принципиально виды получаемых компенсационных выплат при появлении третьего отпрыска ничем не отличаются от дотаций, положенных матери при рождении ребенка – она получает разовые, ежемесячные декретные выплаты. Но наличие третьего и последующих ребятишек переводят родителей и детей в категорию многодетных. Многие граждане относятся к нуждающимся, поэтому им предоставляются дополнительные компенсации, обусловленные их статусом. Количество регионов, подпадающих под федеральную программу помощи многодетным, расширилось до 60.
Размер пособий на детей малоимущим семьям в 2018 году определится в зависимости от ПМ, принятого по региону. Целевые дотации выделяются государственным бюджетом. Получить деньги можно, если россияне докажут малообеспеченность согласно принятым субъектами федерации документам нормативного характера и постановлениям. Мера призвана стимулировать рождаемость в областях, где сложилась неблагоприятная демографическая обстановка.
Материальная помощь малообеспеченным семьям с ребенком-инвалидом
Государство старается обеспечить несовершеннолетних инвалидов условиями, предусматривающими их адаптацию, сохранение здоровья, обеспечение необходимыми медикаментами. Детям-инвалидам положены такие льготные дотации:
Виды доплат | Инвалидам-детям, рублей | Инвалидам с рождения, 1 группы, рублей | Детям-инвалидам от рождения, 2 группы, рублей | Детям-инвалидам с появления на свет, 3 группы, рублей |
Социальное пенсионное вспомоществование | ||||
ЕДВ (максимальный размер при отказе от НСУ) | ||||
НСУ в виде продуктов, вещей или денег | ||||
Ежемесячные дотации по уходу | 5 500 – опекунам или родителям, 1 200 – другим лицам | Не выплачивается | Не предоставляется |
Как оформить пособие малоимущей семье
Чтобы получать денежные пособия на детей малоимущим семьям в 2018 году, надо оформить нужный статус. Для этого действуйте по такому алгоритму:
- Соберите требующиеся документы.
- Отправьтесь в близлежащее отделение соцобеспечения.
- Напишите прошение и отдайте специалисту вместе с прилагающейся документацией.
- Подождите установленный срок до принятия решения.
- При отказе узнайте причину отклонения прошения, исправьте ошибки и неточности, вновь подайте заявку.
- При положительном решении пользуйтесь материальными компенсациями.
Куда обращаться
Оформить госпомощь малоимущие граждане могут при личном обращении в филиал службы соцобеспечения по месту прописки, МФЦ (при оказании центром таких услуг). Если не хочется стоять в очередях, то, для оформления выплат, можно воспользоваться порталом Госуслуг, отправив заявку дистанционно, с регистрацией на сайте, открытием Личного аккаунта. При обращении в любую из указанных служб, ответ о положительном или отрицательном решении должен прийти в 10-дневный срок.
Какие документы нужны
Надо готовиться к тому, что придется собирать обширный пакет документации. Обязательно требуются такие официальные бумаги:
- прошение о присвоении статуса малоимущей семьи;
- паспорта совершеннолетних домочадцев, свидетельства о рождении несовершеннолетних;
- сведения о составе семьи по данным домовой книги;
- данные о доходах работающих домочадцев по форме 2-НДФЛ за последний квартал;
- сведения о законном браке (при наличии);
- заверенные копии трудовых книжек работающих домочадцев;
- документы об имеющемся имуществе, движимом и недвижимом.
При назначении конкретных компенсаций могут потребоваться такие данные:
- заключение ВТЭК о присвоении группы по инвалидизации;
- справки о наличии беременности с указанием срока;
- сведения об учебе, армейской службе;
- иные бумаги, требуемые работниками органов соцзащиты.
Детские пособия и выплаты по малообеспеченности в Москве
Дотации нуждающимся гражданам, согласно заявлениям столичных властей, в 2018 году увеличатся вместе с ростом городского стандарта и ПМ по Москве. Грядущее повышение доплат коснется следующих категорий москвичей:
- людей с наличием большого количества детей;
- нуждающихся граждан, имеющих статус малообеспеченных;
- москвичей, содержащих несовершеннолетнего иждивенца-инвалида или ребятишек с ограничениями по состоянию здоровья.
Кто может претендовать
Дотации получат граждане, чей среднесемейный доход ниже уровня Госстандарта по столице, составляющего 17 500 р. Претендовать на пособие могут:
- Супруги военных, служащих по призыву.
- Жены и дети контрактников.
- Отцы или матери-одиночки с иждивенцами возраста 3-18 лет.
- Неполные семьи, где второй родитель не платит алименты.
Размер пособия с 1 января 2018 года
Сравнить суммы муниципальных вспомоществований за 2017 г. и 2018 г. по отдельным категориям граждан можно в нижеприведенной таблице:
Размер доплаты за 2017 г., рублей | Величина дотации за 2018 г., рублей |
|
Мамам и отцам-одиночкам на воспитание иждивенцев до 3 лет | ||
Женам военных-призывников с детьми до 3 лет | ||
Отцам и матерям, воспитывающим иждивенцев до 3 лет при условии, что второй родитель не вносит алиментные платежи | ||
Иным лицам с иждивенцами до 3 лет | ||
Гражданам, в одиночку воспитывающим несовершеннолетних 3-18 лет | ||
Супругам военных-призывников, содержащим несовершеннолетних 3-18 лет | ||
Одиноким родителям, содержащим детей 3-18 лет при условии, что второй родитель уклоняется от алиментных выплат | ||
Иным лицам с несовершеннолетними иждивенцами 3-18 лет |
Видео
Получать пособия и другую социальную помощь от государства могут льготные категории граждан, в частности, малоимущие семьи, проживающие в Москве. Потребуется подтвердить статус малоимущих через социальную защиту населения.
Кому положены
Лица, которым полагается государственная поддержка, прежде всего должны получить статус малоимущих. Для этого осуществляется сбор справок, в которых указан доход каждого члена семьи. Он должен меньше установленного в стране уровня прожиточного минимума.
При этом, комиссия должна получить подтверждение того, что лица, подающие заявку, действительно проживают вместе и совместно ведут хозяйство.
Малоимущая семья может состоять из родных и приемных детей, родителей, бабушек и дедушек, а также опекунов и попечителей. Вне очереди оформить данный статус могут граждане, являющиеся инвалидами и пенсионерами, и проживающие в малоимущей семье.
Подать заявку может как член семьи, так и родитель, воспитывающий ребенка в одиночку. Согласно нормам законодательства, малоимущая семья это та, которая попала в сложную жизненную ситуацию и бедствует по обстоятельствам, которые от нее не зависят.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
То есть, гражданам может перечисляться пенсия, либо они должны осуществлять трудовую деятельность и получать небольшую заработную плату.
Должны быть соблюдены следующие условия:
- Невысокий размер дохода на душу каждого члена семьи.
- Проживание всех членов семьи по одному адресу.
- Отсутствие в семье граждан, ведущих асоциальный образ жизни, не трудоустроенных.
Размер прожиточного минимума устанавливается отдельно для каждого региона, в Москве действует определенный показатель. На 2019 год показатель составляет 15307 рублей – на душу населения, а для трудоспособных граждан – 17487 рублей.
При расчете совместного дохода в семье в расчет берутся выплаты по системе оплаты труда граждан, доходы от сдачи имущества в аренду, а также различные социальные выплаты, получаемые гражданином.
Какие льготы есть у малоимущих семей в Москве в 2019 году
В 2019 году малоимущим семьям, проживающим в городе Москва, полагаются следующие виды льгот и субсидии:
- Ежемесячное пособие на ребенка до 3 лет.
- Выплаты матерям и отцам одиночкам.
- Пособия на детей до 18 лет.
- Карта москвича – электронный, социальный сертификат.
- Приобретение одежды, игрушек в некоторых торговых центрах.
- Пособие на оплату детского сада в размере от 20 до 70%.
- Надбавка к пенсии, начисляется при условии, что уровень выплачиваемой пенсии не достигает размера прожиточного минимума.
- Предоставление бесплатной юридической помощи как онлайн, так и при посещении юридической организации.
- Льготы при поступлении в ВУЗ, при условии, что ребенок получил хотя бы минимальное количество баллов при сдаче экзаменов.
- Льготы на продукты питания, в том числе в школе. Для детей до трех лет предоставляется молочная продукция.
- Компенсации на школьную форму.
- Бесплатный проезд для детей до 7 лет.
- Посещение музеев и театров со скидкой один раз в месяц для всех членов семьи.
- Освобождение от уплаты НДФЛ.
- Скидки на оплату услуг ЖКХ.
Процесс регистрации ИП для граждан, проживающих в малоимущих семьях, является полностью бесплатным. Также может быть оформлена льготная ипотека для улучшения жилищных условий.
Как оформить
Для оформления льгот нужно обратиться в отделение соцзащиты.
Наиболее востребованными являются льготы для малоимущих семей на коммунальные услуги, бесплатный проезд, на покупку квартиры.
Для того, чтобы оформить их, нужно сделать следующее:
- Собрать документы. Если заявка подается повторно, важно не пропустить сроки – делать это нужно 1 раз в год, либо каждые 6 месяцев, поскольку финансовое положение семьи может быть изменено за данный период времени.
- Заявление оформляется в отделении социальной защиты. Оформить льготы можно также при беременности или после рождении ребенка.
- Потребуются справки и бумаги от обоих родителей, в том числе свидетельство о регистрации брака, которое является основным документом. Сотрудник госорганизации принимает пакет бумаг и выдает талон с записью о факте приема и датой выдачи решения.
Перед тем, как подавать документы, следует убедиться в том, что семья в действительности имеет право на льготы, сделать это можно при первичном посещении центра социального обслуживания где специалист задаст несколько вопросов, по которым определит социальное положение заявителя.
Также он сообщит, какие документы необходимо собрать для того, чтобы получить статус малоимущих или же определенных вид льготы.
Пенсионные льготы оформляются в ПФР России, а налоговые – в отделении ФНС. Для каждой инстанции потребуется отдельное заявление и полный пакет документов.
Выплаты будут назначены и осуществлены с того месяца, в котором было подано заявление. Для того, чтобы их получить, нужно также предоставить номер лицевого банковского счета.
Какие документы понадобятся
Перечень бумаг, которые потребуются для оформления пособия малоимущим семьям:
- Свидетельство, выданное в ЗАГСе, подтверждающее регистрацию брака между мужчиной и женщиной, которые стали родителями.
- Заявление на признание семьи малоимущей.
- Паспорта обоих родителей.
- Документы с места работы, в которых указаны размеры доходов для каждого родителя.
- Справка из образовательного учреждения, которое посещает ребенок – детсада, школы.
- Свидетельства о рождении для каждого ребенка.
- Если семья неполная – свидетельство о разводе.
- Справки, подтверждающие причину для получения дохода ниже прожиточного уровня – трудовая книжка или медицинские документы.
- Медицинские справки о болезнях, при условии, что родитель или ребенок имеет группу инвалидности.
Полный перечень документов можно узнать, посетив отделение социальной защиты, либо позвонив по телефону. Отдельно предоставляется выписка из банка с реквизитами счета.
Правительство время от времени вносит изменения в перечень льгот, может быть выдано больше или меньше субсидий. Для того, чтобы не получить отказ, заявление нужно оформить по образцу, выданному сотрудником соцзащиты.
Если один из родителей или ребенок прописан в другом регионе, то потребуется также предъявить справку, подтверждающую, что данная льгота не была оформлена ранее в другом регионе.
Процесс оформления льготы данного типа отличается сложностью, связанной с получением статуса малоимущих. Непосредственно на оформление льгот требуется около десяти дней и достаточно двух посещений государственной организации.
Чтобы упростить задачу, нужно заранее подготовить все бумаги и сделать ксерокопии, а также правильно составить заявление. Отказ, который является неправомерным, можно оспорить, подав жалобу сначала начальнику Управления соцзащиты, а затем в суд.