Право на защиту здоровья. Гражданско-правовые способы защиты прав пациентов в медицинском праве
Глава 4. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ НАРУШЕННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
4.1. Административный порядок защиты прав пациента
В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин может защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. Эти способы защиты должны быть направлены на пресечение правонарушения, устранение его последствий, а также воздействие на правонарушителя.
Целитель, Джармила, рассказал Мартине о другом визите к госпоже Окурке, и она забрала записи медицинских записей на несколько минут. Нарушение обязанности поставщика связано с правами человека, в частности с правом на неприкосновенность частной жизни. Мартина может, помимо возмещения убытков, также требовать выплаты морального вреда наличными. В соответствии с контрактом на здравоохранение поставщик обязуется заботиться о здоровье лица, осуществляющего уход, в контексте своей профессии или предмета.
Попечитель может быть прямым плательщиком или третьим лицом. Само здравоохранение включает в себя мероприятия, туры и другие услуги, которые проводятся для улучшения или поддержания здоровья лица, которого лечат. Однако здравоохранение - это не деятельность аптек. Застрахованное лицо или распорядительная сторона обязаны выплачивать вознаграждение только в случае его увольнения. Закон не предусматривает письменную форму контракта.
Гражданин вправе выбирать административную, досудебную или судебную формы защиты своих прав и свобод.
Пациент может обратиться с жалобой на действия государственного органа, общественной организации, должностного лица, нарушающие его права, к вышестоящим в порядке подчиненности государственному органу, общественной организации, должностному лицу, что предполагает административный порядок разрешения возникшей конфликтной ситуации.
Поставщик медицинских услуг обязан объяснить опекуну, на чем основано обоснование и предлагаемый уход. После соответствующего обследования поставщик должен объяснить лечащему лицу свое состояние здоровья, а также следующую процедуру. Если этого потребует, Провайдер должен предоставить объяснения в письменной форме. Затем закон определяет, что подразумевается под правильным объяснением: объяснение должным образом дается, если разумно предположить, что лицо, которому лечат, понимает свое состояние, способ, цель и необходимость медицинского обслуживания, включая ожидаемые последствия и потенциальные риски для здоровья.
Вышестоящие в порядке подчиненности государственный орган, общественная организация, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. По результатам рассмотрения жалобы может быть принято решение: удовлетворить жалобу, обоснованно отказать в ней полностью либо в части, передать жалобу другому органу на рассмотрение.
Ничто не мешает ему отказаться от объяснений, но если ему угрожает обращение с ним, он все равно обязан дать объяснение. Любой акт о медико-санитарной помощи требует согласия лица, которого лечат, если иное не предусмотрено законом, это согласие не требуется. Утверждение не требует письменной формы. Однако, чтобы отказать в предоставлении согласия, закон предписывает письменную форму. Поставщик несет ответственность за выполнение своих обязанностей с заботой о профессионале.
Поставщик должен вести учет медицинских услуг. Если это требуется, поставщик должен иметь возможность видеть записи. Застрахованное лицо имеет право на получение выписок, копий или копий. Без явного согласия сопутствующего лица записи не могут быть доступны другому лицу.
Жалоба может быть подана самим пациентом, права и свободы которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе пациента - надлежаще уполномоченным представителем общественной организации (например, общества защиты прав потребителей медицинских услуг), трудового коллектива.
Результатом применения административного порядка может являться:
Поставщик медицинских услуг несет ответственность за выполнение своих обязанностей с заботой о лице, ответственном за заботу о профессионале. Попечитель обязан обеспечить необходимое сотрудничество, чтобы поставщик мог выполнять свои обязательства.
- Соглашения, которые исключают или ограничивают его, не принимаются во внимание.
- Каждый акт медицинского обслуживания требует согласия лица, которого лечат.
- Поставщик обязан четко объяснить обстоятельства, связанные с охраной здоровья.
Признание права;
Восстановление положения, существовавшего до нарушения права;
Прекращение действий, нарушающих права;
Привлечение к административной ответственности лиц, виновных в нарушении, несоблюдении прав пациента.
4.2. Досудебный порядок защиты прав пациента
Основанием применения досудебного порядка рассмотрения споров является факт нарушения прав пациента, причинения ущерба жизни и здоровью, сопровождаемый требованием пациента к администрации ЛПУ (врачу частной практики, СМО) о добровольном устранении нарушения его прав, о возмещении ущерба, причиненного некачественным оказанием медицинской помощи, до передачи дела в суд.
Это может быть сам пациент или заказывающая сторона, заключившая контракт на нужды третьего лица. Отрицательный разворот - отказ согласиться на акт о здравоохранении. Если требуется поставщик, обратное должно быть написано. Брно - Контроль котлов непосредственно в домашних хозяйствах как крайнее решение для людей, которые уже давно разрушают здоровье своих соседей, в порядке.
Оспариваемые положения, несомненно, представляют собой ограничение конституционного права на неприкосновенность жилища. Хартия основных прав и свобод, однако, признает законный предел, если это необходимо для защиты жизни или здоровья людей, сказал конституционные судьи. Они напомнили, что одна из статей Устава прямо защищает право на благоприятные условия, которые никто не может или нарушает свои права, может нарушать или угрожать.
Такое требование оформляется в письменной форме и подписывается пациентом или его законным представителем. Возможно предъявление следующих видов требований (претензий):
О возмещении морального вреда;
О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью пациента;
О возмещении вреда по случаю потери кормильца;
О возмещении расходов по устранению недостатков медицинской услуги.
Конституционный суд также ссылался на иностранные законы, допускающие аналогичные меры контроля - например, в Германии или Австрии. Чешское законодательство, по мнению судей, также содержит достаточные гарантии того, что владельцу или пользователю жилья может быть запрещено проводить тщательную проверку или наложение санкций.
Согласно Конституционному суду, поправка является соответствующей. Он заявил, что операторы стационарных ресурсов должны быть солидарны с другими людьми. «Последствия загрязнения воздуха отражены в расходах на систему государственного медицинского страхования в результате ущерба здоровью других людей», - напомнили судьи.
Претензия содержит сведения о пациенте (фамилия, имя, отчество, возраст, адрес) и медицинском учреждении (название, адрес). В претензии подробно раскрываются фактические обстоятельства нарушений прав пациента, доказательства, их подтверждающие, обосновывается сумма претензии, указываются требования пациента, перечень прилагаемых документов, иные сведения.
Окончательное решение после предыдущего вызова
Полное решение пленума Конституционного суда, в том числе обоснование и другое мнение одного из судей, теперь доступно на его веб-сайте. Проверка вредных видов топлива в домах возможна с января этого года. Это незаконно даже сейчас; наказать людей, которые так отравляют воздух, не делает этого.
Сбросы раковых веществ или летучей золы подлежат штрафу с января до пятидесяти тысяч, если люди сожгли мусорных чиновников и экспертов. Это также будет иметь место, если человек откажется отпустить свою семью. Физический контроль является исключительно экстремальным в оправданных случаях. После повторных жалоб на дым от дымоходов можно следить за фотографиями или видео. Местные власти должны сначала уведомить оператора в письменной форме и дать ему время исправить ситуацию. Если жалоба повторяется через год, клерк и эксперт могут войти в квартиру или дом и проверить котел.
Претензия отправляется заказным или ценным письмом либо вручается под расписку.
Администрация медицинского учреждения должна рассмотреть претензию в месячный срок со дня ее получения, после чего принимается решение, которое оформляется приказом руководителя медицинского учреждения (копия приказа вместе с ответом на претензию направляется пациенту).
Возможное вступление в жилище, чтобы предотвратить повторную обоснованное подозрение в незаконной процедуры офиса и письменное уведомление, после чего оператор может контролировать, чтобы предотвратить это от незаконной процедуры падает, сказал судьи Конституционного суда, а также один из аргументов почему оспариваемые положения не отказываются.
Они могут быть заказаны только по запросу судьи и только в целях уголовного судопроизводства. Они утверждали, что неприкосновенность жилища возможна только по исчерпывающим причинам, которые не могут быть распространены обычным правом. Одна из этих причин - защита жизни, прав и свобод других людей. Этого недостаточно для широкого круга претензий в отношении защиты здоровья и прав неопределенных людей.
Ответ на претензию дается в письменной форме, подписывается руководителем медицинского учреждения или его заместителем. При полном или частичном удовлетворении требований пациента в ответе указываются сумма, сроки и способ удовлетворения. Отказ в удовлетворении требований пациента должен быть мотивирован.
При нарушении прав пациента он может обращаться с жалобой в органы прокуратуры, которая осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, службами иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) исполнительными органами субъектов Федерации, местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Защита от хронических узелков
Адвокаты подтвердили, что закон не является неконституционным, - сказал министр окружающей среды Ричард Брабек, когда закон ввел в действие Палату депутатов в прошлом году. Я убежден, что порядочный парень не надо бояться, и вы должны быть в состоянии продемонстрировать четкие доказательства того, что ничего подобного там.
Оппоненты предложили возможность контролировать, например, использование дронов, которые поднимаются над домами и берут образцы дыма. Однако, по словам министра Брабека, такие методы еще не очень надежны, а беспилотники, кроме того, ограничивают свободу дома, как и туры.
Жалобы, поступающие в органы прокуратуры, рассматриваются в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Ответ на жалобу должен быть в письменной форме и мотивированным, при отказе в удовлетворении жалобы - содержать разъяснения по поводу порядка обжалования принятого решения, права обращения в суд в предусмотренных законом случаях.
Другие депутаты утверждали, что новая пошлина или потенциальная санкция будут налагаться главным образом на социально обездоленных людей, у которых нет денег на лучший котел или топливо, а затем они должны или казнены. Поправка, по мнению оппозиционных депутатов, отражает «постоянное стремление к регулированию» и открывает «мультимодальную магистраль для различных должностных лиц министерства и групп давления», которые хотят знать все и контролировать все в интересах общего благополучия.
Общее количество проверок не увеличилось слишком сильно. Предупреждения о сжигании несоответствующих веществ поступают в ратуши в основном из соседей. Должностные лица признают, что многие объявления необоснованны, и люди через них часто имеют дело только с спорами.
Отношения между пациентом и медицинским учреждением по поводу нарушенных прав пациента могут разрешиться и путем мирового соглашения сторон как способа добровольного урегулирования спора сторонами.
При этом сторона, которая обращается в суд (пациент), направляет другой стороне (медицинское учреждение) копию искового заявления, что может побудить ответчика пойти на добровольное урегулирование спорных отношений, не дожидаясь вынесения судебного решения.
По словам Брабека, поправка выполняет свою превентивную функцию. «Оказалось, что он работал как предупреждающий сигнал», - говорит министр. Практически, по словам министра, чиновники не обязаны проверять дымоходы лично, потому что загрязнители улучшатся после комментариев из офиса. Таким образом воздух улучшается. «Существует усовершенствование ранее известных муниципальных печально известных колебаний», - добавляет Браббек.
Опыт муниципалитетов с расширенными полномочиями показывает, что, за исключением исключений, достаточно отправить только письменное предупреждение, в котором люди предупреждаются о наличии разумного подозрения в нарушении закона о защите воздуха и поэтому просят предоставить доказательства исполнения контроль технического состояния и эксплуатации источника, который подлежит обученному технику, - уточнил министр.
4.3. Судебный порядок защиты прав пациента
Судебный порядок урегулирования споров, возникающих в связи с нарушением прав пациентов, применяется при разрешении конфликтных ситуаций, возникающих между СМО и ЛПУ, другими юридическими лицами - участниками ОМС (арбитражные споры), и рассмотрении споров, возникающих между пациентом и лечебным учреждением (гражданские споры).
Право на жизнь любого лица защищено законом. Смерть не может быть вызвана кем-либо преднамеренно, кроме как при исполнении приговора суда, вынесенного судом, если преступление санкционировано этим наказанием по закону. Смерть не считается вызванной нарушением этой статьи в тех случаях, когда это может быть результатом абсолютно необходимого применения силы.
Статья 3 Запрет пыток. Никто не может подвергаться пыткам, бесчеловечному или унижающему достоинство наказанию или обращению. Статья 4 Запрет на рабство и принудительный труд. Никто не может содержаться в рабстве или в условиях рабства. Никто не может быть принужден к принудительному или принудительному труду.
Заинтересованные лица могут обратиться в суд общей юрисдикции непосредственно, не прибегая к досудебной процедуре урегулирования споров. Возможно также обращение в суд после предварительного рассмотрения спора в досудебном порядке или в третейском суде, при несогласии одной из сторон с результатами такого рассмотрения.
Систему судов общей юрисдикции составляют суды районные, республиканские, краевые, областные, Москвы, автономной области, автономных округов. В соответствии с Конституцией РФ высшим судебным органом является Верховный Суд РФ. Организация и деятельность судов общей юрисдикции определяются Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и ГПК РФ.
Он не считается «принудительным или обязательным трудом» для целей настоящей статьи. Статья 5 Право на свободу и безопасность. Каждый человек имеет право на свободу и безопасность. Никто не может быть лишен свободы, кроме как в следующих случаях и в соответствии с законом.
Каждый арестованный должен быть проинформирован в кратчайшие сроки и на понятном им языке о причинах его ареста и любых предъявленных ему обвинениях. Освобождение может быть гарантировано, что соответствующее лицо присутствует на слушании. Любое лицо, лишенное свободы путем ареста или заключения под стражу, имеет право подать апелляцию в суд, с тем чтобы он мог в ближайшее время принять закон о законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание является незаконным.
В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (далее - ГПК РФ) (ст. 22) споры, возникающие из гражданских правоотношений, если одной из сторон в споре является гражданин, подведомственны общегражданским судам.
Действующее законодательство предусматривает две основные процедуры для защиты пациентом своих нарушенных прав в суде.
Любое лицо, которое является жертвой ареста или задержания на условиях, противоречащих положениям настоящей статьи, имеет право на ремонт. Статья 6 Право на справедливое судебное разбирательство. Каждый человек имеет право на справедливое и публичное слушание в течение разумного срока своего дела независимым и беспристрастным судом, установленным законом, который будет решать либо о нарушении своих гражданских прав и обязанностей, или по существу любых уголовных обвинений против него. Решение должно публично выражаться, но доступ к залу заседаний может быть запрещен для прессы и общественности на протяжении всего судебного процесса или его части в интересах морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а затем где интересы несовершеннолетних или защита неприкосновенности частной жизни сторон к процессу требуют или в той степени, в какой это строго необходимо суду, где в особых обстоятельствах реклама может нанести ущерб интересам правосудия.
Во-первых, речь идет о производстве, возникающем из административно-правовых отношений. Основанием для возбуждения данного производства служит жалоба пациента, обращенная к компетентному судебному органу.
Пациент вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
В соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» к действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, и и общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, в результате которых:
Нарушены права и свободы гражданина;
Созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод.
Для обращения в суд с жалобой устанавливаются определенные сроки, которым придается значение, аналогичное сроку исковой давности. В суд можно обратиться с жалобой в течение трех месяцев со дня, когда пациенту стало известно о нарушении его прав, либо в течение одного месяца со дня получения пациентом письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы, или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если не был получен на нее письменный ответ. Если установленные сроки были пропущены по причине, признанной судом уважительной, то по решению суда срок подачи жалобы может быть восстановлен.
Результатом рассмотрения жалобы в судебном порядке может быть:
Признание обжалуемого действия (решения) незаконным;
Возложение обязанности удовлетворить требование пациента;
Восстановление нарушенного права;
Привлечение к ответственности лиц, виновных в совершении действий (бездействии), принятии решений, приведших к нарушению прав пациента;
Отказ в удовлетворении жалобы.
Во-вторых, защита прав пациента может осуществляться в порядке искового производства.
В соответствии с ГПК РФ, п. 2 ст. 17 ЗоЗПП иски предъявляются по выбору потребителя:
В суд по месту жительства истца (то есть потребителя);
В суд по месту нахождения ответчика;
В суд по месту причинения вреда.
При отказе судьи в приеме искового заявления по мотиву неподсудности иска конкретному суду следует получить у судьи письменное определение об этом, которое подлежит обжалованию в течение 10 дней в вышестоящий суд.
Пациент вправе в принудительном порядке через суд взыскать с виновной стороны убытки, вызванные нарушением его прав, потребовать возмещения вреда, причиненного его здоровью, а также получить компенсацию за моральный вред, связанный с физическими и нравственными страданиями из-за неправомерного поведения или действия медицинских работников.
Защитить нарушенные права пациент может самостоятельно или с помощью своего представителя. Самостоятельно защищать свои права могут совершеннолетние и дееспособные граждане-пациенты.
Права и охраняемые законом интересы несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет, а также граждан, признанных ограниченно дееспособными, защищаются в суде их родителями, усыновителями или попечителями, однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих несовершеннолетних или граждан, признанных ограниченно дееспособными.
Права и интересы несовершеннолетних моложе 15 лет и недееспособных защищают их законные представители - родители, усыновители или опекуны.
Таким образом, несмотря на то, что в соответствии со ст. 32 Основ лица старше 15 лет самостоятельно решают вопрос о медицинском вмешательстве и об отказе от него, защиту прав данных лиц при оказании медицинской помощи осуществляют их законные представители - родители, усыновители, попечители.
Граждане могут защищать свои права лично (самостоятельно обращаться с жалобой в ЛПУ, органы управления здравоохранением, в суд) или через своих представителей. По просьбе гражданина представлять его интересы в отношениях с другими субъектами ОМС или в суде могут физические лица, имеющие (адвокаты) либо не имеющие юридического образования, или юридические лица (СМО, комитеты по защите прав потребителей).
Представление интересов пациента или организации (учреждения) в суде осуществляется представителями на основании выданной им доверенности.
Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного лица, уполномоченного на это ее учредительными документами, с приложением печати этой организации.
Доверенности, выдаваемые гражданами (пациентами), удостоверяются в нотариальном порядке. Доверенности, выдаваемые гражданами (пациентами), могут быть удостоверены также предприятиями, учреждениями или организациями, где работает или учится доверитель, жилищно-эксплуатационной организацией по месту жительства доверителя, администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором гражданин находится на излечении, соответствующей воинской частью, если доверенность выдается военнослужащим. Доверенность, выдаваемая гражданином, находящимся в заключении, удостоверяется администрацией соответствующего места заключения.
Судебное разбирательство по иску проводится на основе собранных доказательств. В случае удовлетворения исковых требований пациент может ходатайствовать перед судом о возмещении причиненных убытков в тех случаях, если они не были указаны в исковом заявлении (документально подтвержденные затраты на оплату юриста, заказные письма и др.).
В соответствии со ст. 208 ГК РФ на требования по возмещению вреда, причиненного здоровью, исковая давность не распространяется, однако ущерб, причиненный гражданину, может быть взыскан не более чем за трехлетний срок с момента предъявления иска. Как указано в пункте 1 статьи 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Застрахованный при обращении в суд обязательно представляет копии следующих документов:
Заявление о том, что он обращался с просьбой выдать копии всех медицинских документов;
Заявление с просьбой о добровольном возмещении причиненного материального ущерба;
Письменный отказ, если таковой будет выдан.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законами о налогах и сборах.
По искам, связанным с нарушением их прав, согласно п. 2 ст. 46, п. 8 ст. 89 ГПК РФ, ст. 17 ЗоЗПП, застрахованные освобождаются от уплаты государственной пошлины. Если судья отказывается принимать исковое заявление без оплаты госпошлины, следует получить об этом письменное определение суда, которое можно обжаловать в течение 10 дней в вышестоящий суд.
Следует помнить, что гражданин полностью освобожден от уплаты госпошлины по искам, связанным с нарушением его прав, т. е. госпошлина не может быть с него взыскана ни при каких обстоятельствах, даже в случае проигрыша дела.
4.4. Альтернативный (внесудебный) порядок защиты прав пациента
Судебная защита интересов требует немалых денежных затрат, знания процессуальных положений, связанных с оформлением исков и судебным разбирательством. В связи с этим часто используются альтернативные способы разрешения споров.
В российском законодательстве предусмотрена возможность защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав в третейском суде (ст. 11 ГК РФ).
Третейский суд, хотя и носит такое название, судебным органом не является и не входит в число органов, образующих судебную систему РФ. Он избирается участниками гражданскоправовых отношений для разрешения возникших или возможных между ними в будущем конфликтов. Он носит общественный характер, не осуществляет правосудие и не обладает процессуальной формой рассмотрения дел. Третейские суды могут быть созданы для разрешения как споров между гражданами, так и экономических споров, участниками которых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели.
При рассмотрении споров по вопросам такой узкоспециализированной сферы человеческой деятельности, как здравоохранение, медицинское страхование, особое значение имеет специализация в вопросах, касающихся фактических взаимоотношений сторон.
В целях осуществления наиболее эффективной защиты законных прав и интересов застрахованных граждан представляется целесообразным создание специализированных постоянно действующих третейских судов по рассмотрению споров, возникающих в системе здравоохранения.
4.5. Правовое регулирование вопросов проведения экспертизы качества медицинской помощи
В настоящее время в российском законодательстве в особую группу выделены нормативноправовые акты, регулирующие вопросы организации и проведения экспертизы качества медицинской помощи.
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан содержат специальный раздел, посвященный медицинской экспертизе (раздел IX). Согласно этому разделу, выделены пять видов медицинских экспертиз.
1. Экспертиза временной нетрудоспособности (ст. 49 Основ).
Субъектами данного вида экспертизы (экспертами) являются лечащие врачи государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, которым предоставляется право выдачи листка нетрудоспособности единолично сроком до 30 дней. На больший срок листки нетрудоспособности выдаются врачебной клинико-экспертной комиссией, назначаемой руководителем медицинского учреждения.
При экспертизе временной нетрудоспособности определяются необходимость и сроки временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принимается решение о направлении гражданина в установленном порядке на медикосоциальную экспертную комиссию, в том числе при наличии у этого гражданина признаков инвалидности.
При оформлении листка нетрудоспособности сведения о диагнозе заболевания с целью соблюдения врачебной тайны вносятся с согласия пациента, а в случае его несогласия указывается только причина нетрудоспособности (заболевание, травма или иная причина).
2. Медико-социальная экспертиза (ст. 50 Основ).
Устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудоустройству граждан. Медико-социальная экспертиза производится учреждениями медико-социальной экспертизы системы социальной защиты населения.
Гражданин или его законный представитель имеют право на приглашение по своему заявлению любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы. Таким образом, в качестве субъектов медико-социальной экспертизы могут выступать врачи-эксперты СМО, ТФОМС и иных независимых экспертных организаций.
Заключение учреждения, производившего медико-социальную экспертизу, может быть обжаловано в суд самим гражданином или его законным представителем.
3. Военно-врачебная экспертиза (ст. 51 Основ).
Определяет годность по состоянию здоровья к военной службе граждан, подлежащих призыву на военную службу, поступающих на военную службу по контракту, устанавливает у военнослужащих и уволенных с военной службы причинную связь заболеваний, ранений, травм с военной службой, определяет виды, объем и сроки осуществления медико-социальной помощи военнослужащим и их реабилитации.
Гражданам предоставляется право на производство независимой военно-врачебной экспертизы.
Заключение учреждения, производившего военно-врачебную экспертизу, может быть обжаловано в суд самим гражданином или его законным представителем.
4. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы (ст. 52 Основ).
Судебно-медицинская экспертиза проводится в медицинских учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, экспертом бюро судебно-медицинской экспертизы, привлеченным для производства экспертизы, на основании постановления лица, производящего расследование, или определения суда.
Судебно-психиатрическая экспертиза производится в предназначенных для этой цели учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Гражданин или его законный представитель имеет право ходатайствовать перед органом, назначившим судебно-медицинскую или судебно-психиатрическую экспертизу, о включении в состав экспертной комиссии дополнительно специалиста соответствующего профиля с его согласия.
5. Независимая экспертиза (ст. 53 Основ).
Недостатком данной статьи является то, что в качестве независимых могут производиться только военно-врачебные экспертизы и патолого-анатомические исследования.
Независимая экспертиза производится по заявлению граждан при их несогласии с вынесенным экспертным заключением экспертом или группой экспертов (комиссией), не находящихся в служебной или иной зависимости от учреждения, производившего медицинскую экспертизу, а также от учреждений, заинтересованных в результатах экспертизы. Гражданам предоставляется право выбора экспертного учреждения и экспертов.
Вопросам экспертизы качества медицинской помощи посвящены отдельные статьи Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Согласно ст. 15 Закона, страховая медицинская организация обязана контролировать объем, сроки и качество медицинской помощи в соответствии с условиями договора. Таким образом, речь идет об осуществлении страховой медицинской организацией экспертной деятельности, которая и позволит осуществлять надлежащий контроль качества медицинской помощи.
Порядок контроля качества медицинской помощи является обязательным элементом договора на предоставление лечебно-профилактической помощи по ОМС между страховой медицинской организацией и лечебным учреждением (ст. 23). В том случае если указанный договор не содержит элемента, являющего обязательным для данного вида договоров, то он может быть признан недействительным.
Особое значение при производстве отдельных видов медицинских экспертиз (судебномедицинской и судебно-психиатрической) имеют ГПК РФ и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (далее - УПК РФ).
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний в области науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает эксперта. Медицинский эксперт может выступать в роли судебного эксперта, и тогда он при производстве экспертизы руководствуется нормами процессуальных кодексов.
В УПК РФ и ГПК РФ дано определение экспертизы независимо от ее вида.
Экспертиза - это исследование экспертом (экспертами) представленных судом объектов с целью извлечения сведений о фактах, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Эксперт - лицо, обладающее специальными знаниями и привлекаемое судом к рассмотрению дела для специального исследования и дачи заключения.
Правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебноэкспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве определяет Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Под судебной экспертизой понимается процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей и другими органами и лицами в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.
Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, других лиц и производства судебной экспертизы.
Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях, если им поручается производство судебной экспертизы, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.
Государственные судебно-экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими органами исполнительной власти.
Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей.
Руководитель государственного судебно-экспертного учреждения обязан по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы.
В обязанности руководителя входит также обеспечение контроля над соблюдением сроков производства судебных экспертиз, за полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принципа независимости эксперта.
При этом руководитель не вправе истребовать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы, а также самостоятельно, без согласования с органом или лицом, назначившими экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении.
Руководитель также обязан по поручению органа или лица, назначивших судебную экспертизу, предупредить эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, взять у него соответствующую подписку и направить ее вместе с заключением эксперта в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу.
Эксперт обязан:
Принять к производству порученную ему руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения судебную экспертизу;
Провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;
Составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить данное сообщение в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта, объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении, современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы;
Не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
Обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.
Эксперт не вправе:
Принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения;
Осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта;
Вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела; самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы;
Сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших;
Уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства без разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу.
Эксперт вправе:
Ходатайствовать перед руководителем соответствующего государственного судебноэкспертного учреждения о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;
Делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний;
Обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта.
Эксперт также имеет права, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством. В частности, эксперт не вправе: принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения; сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших.
При этом эксперт вправе делать подлежащие занесению в протокол судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний, а также имеет права, предусмотренные процессуальным законодательством.
Основаниями производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении являются постановление следователя, определение суда.
Судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего определения или постановления.
При производстве судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении могут присутствовать те участники процесса, которым такое право предоставлено процессуальным законодательством Российской Федерации. Участники процесса не вправе вмешиваться в ход исследований, но могут давать объяснения и задавать вопросы эксперту, относящиеся к предмету судебной экспертизы.
На основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Подписи эксперта или комиссии экспертов удостоверяются печатью государственного судебно-экспертного учреждения.
Согласно статье 41 Закона в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебноэкспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
Подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы экспертизы качества медицинской помощи.
1. Экспертиза временной нетрудоспособности:
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 13 января 1995 г. N 5 «О мерах по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности», утвердивший Положение о клинико-экспертной комиссии государственного (муниципального) лечебно-профилактического учреждения, органа управления здравоохранением территории (в п. 2.1 Приказа руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ поручено совместно с исполнительными органами социального страхования, ТФОМС, СМО, профессиональными медицинскими ассоциациями разработать и утвердить порядок межведомственного контроля за организацией и качеством лечебного процесса);
совместный Приказ Министерства здравоохранения РФ и Фонда социального страхования РФ от 6 октября 1998 г. N 291/167 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности».
2. Медико-социальная экспертиза:
Постановление Правительства РФ от 13.08.1996 N 965 «О порядке признания граждан инвалидами», утвердившее Положение о признании лица инвалидом и Положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы;
Постановление Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
3. Военно-врачебная экспертиза:
Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. N 123 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе».
4. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы:
Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ автора5.1. Решение Суда о защите нарушенных прав при оказании гостиничных услуг РЕШЕНИЕКировского районного суда г. Екатеринбургаот 10 июля 2003 г.Кировский районный суд города Екатеринбурга, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беляева Сергея
Из книги Как потребителю защитить свои интересы: рекомендации и примеры автора Васильчикова Наталья Витальевна5.2. Обращение в суд за защитой нарушенных прав при оказании туристских услуг В январе 2006 г. судебный процесс по иску туристки к московскому агентству. Как сообщила, директор юридической компании «Визит», специализирующейся в области туризма, этот иск с полным правом
автора Надеждина Вера Из книги Как и куда правильно писать жалобу, чтобы отстоять свои права автора Надеждина Вера Из книги Все о правах работника и обязанностях работодателя автора Богданова Н. Из книги Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности автора5. Законодательство РФ в области правовой охраны интеллектуальной собственности Кроме Конституции РФ и ГК РФ, правовая охрана интеллектуальной собственности осуществляется следующими федеральными законами.1. Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351I «Об авторском праве и смежных
Из книги Шпаргалка по праву Евросоюза автора Резепова Виктория Евгеньевна Из книги Полный справочник по уходу за больными автора Храмова Елена Юрьевна Из книги Справочное пособие по системам охраны с пироэлектрическими датчиками автора Кашкаров Андрей Петрович4.7. Возможности и аспекты защиты магнитных датчиков, как уязвимого узла в системах охраны Защита магнитных датчиков в электронных устройствах промышленного изготовления организована так. Для блокировки устройства применяется не один, а два магнито-контактных датчика,
Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГА) автора БСЭ Из книги Европа на рубеже XX-XXI веков: Проблемы экономики автора Черников Геннадий Петрович Из книги Защита прав пациентов автора Колоколов Г РГлава 2. ПРАВА ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ 2.1. Понятие и виды прав пациентаПринято различать право в объективном и субъективном смысле.Право в объективном смысле представляет собой систему юридических норм, выраженных в соответствующих нормативных актах и не
Из книги Денежное обращение в эпоху перемен автора Юровицкий Владимир МихайловичПроблемы охраны авторских прав В новой системе защиты ИС в области программирования сразу же возникнет проблема охраны авторских прав.В системе копирайта и коробочного сэйлинга споры по приоритетам весьма редки. Действительно, кто осмелится оспорить приоритет
Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Основными принципами охраны здоровья граждан являются:
1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;
3) доступность медико-социальной помощи;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5)ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.
Гос-во обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Гос-во гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Гражданам РФ, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ.
Иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ.
Лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с гражданами РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медицинскую помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.
Мед. помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения. Граждане имеют право на бесплатную мед. помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством РФ. Граждане имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами. Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью определяются законодательством РФ, законодательством субъектов РФ.
Производство и закупка лекарственных средств и изделий медицинского назначения обеспечиваются в соответствии с потребностями населения Правительством Российской Федерации. Контроль за качеством лекарственных средств, дезинфекционных средств и изделий медицинского назначения осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации или иными уполномоченными на то министерствами и ведомствами. Категории граждан, обеспечиваемых лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения индивидуального пользования на льготных условиях, устанавливаются Правительством Российской Федерации, правительствами республик в составе Российской Федерации. Право на выписку рецептов для лекарственного обеспечения граждан на льготных условиях имеют лечащие врачи государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.