Отношение к праву в разные времена. Эссе «Право в моей жизни
Гревцова Анна
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конкурс сочинений «Мои права»
СОЧИНЕНИЕ
«Мои права»
Выполнила : Гревцова Анна Сергеевна
Ученица 10 «А» класса
МОУ СОШ Высокогорненского г.п.
Адрес школы: 682855 Хабаровский край,
Ванинский район,
Г.п. Высокогорный,
Ул. Октябрьская, 12 , тел. 21319
Адрес конкурсанта: 682855 Хабаровский край,
Ванинский район,
Г.п. Высокогорный,
Ул. Мира, д.8, кв.70
Тел. 89098296590, mail: [email protected]
Руководитель : Бычкова Галина Николаевна
Учитель истории, права и обществознания
г.п. Высокогорный
2009 год.
10 декабря для меня день очень значимый. Спросите почему? Все очень просто: это – день моего рождения. 10 декабря 1993 года на свет появился новый гражданин России - Гревцова Анна Сергеевна, то есть я. И в этом году мне исполняется 16 лет. Но, несомненно, этот день для меня важен еще и потому, что 10 декабря – это, прежде всего, Международный день прав человека.
Человек родился на свет. Этим он уже доказал свое первое право – право на жизнь. Ребенок становится полноправным гражданином России. С первых минут жизни он уже имеет свои права. Каждый ребенок имеет право на имя, фамилию, гражданство, право на охрану здоровья. Даже в маленьком возрасте ребенок имеет права на отстаивание своих интересов, своих игрушек, имеет право в выборе места и партнеров для игры. Но, как сказал Карл Маркс, «нет прав без обязанностей и обязанностей без прав». Например, право каждого человека на жизнь связано с обязанностью сохранять ее; право на достойный уровень жизни соединено с обязанностью провести ее достойно; право на свободу в поиске истины связано с обязанностью искать истину для того, чтобы более глубоко ее познать. Если индивид думает, что обладает правом удовлетворительно питаться, одеваться и поддерживать свое здоровье и если при этом он имеет право на труд, это также означает, что он обязан работать, вкладывая в этот труд всю свою энергию и навыки, выполнять работу, которую требует от него общество во имя своего блага. В обществе естественное право одной личности связано с соответствующей обязанностью по отношению к другим: обязанностью признавать и уважать это право. Действительно, любое основное право личности черпает нравственную нерушимую силу из естественного закона, который предоставляет его и налагает соответствующую обязанность. Поэтому тот, кто отстаивает свои права, и в то же время, забывает об обязанностях или не придает им должного внимания, подвергает себя опасности строить одной рукой, а другой - разрушать.
А вот к обязанностям детей приучат уже родители, от них во многом зависит то, каким вырастет малыш.
Ребенок растет, и вот настал момент, когда он идет в школу. Он получает следующее право – право на получение бесплатного среднего образования. Но уже и тут ребенок сталкивается с рядом своих обязанностей: подобающе одеваться, всегда выглядеть опрятно, беречь школьное имущество, готовить домашнее задание, не опаздывать и не пропускать уроки по неуважительным причинам, уважать учителей и весь персонал, работающий в школе.
Сейчас я учусь в десятом классе. Понимаю, что учиться трудно, но, все же, необходимо. А какие права имеет школьник? Это право на поощрение за хорошую и отличную учебу. И, конечно же, право ребенка, как личности, ведь он достоин уважения и имеет право на выражение личного мнения.
Этика прав человека признает каждого индивида равноправным членом общества независимо от социального и имущественного состояния, приверженности тем или иным политическим, религиозным и нравственным воззрениям. Государство обязано гарантировать соблюдение прав человека, признавая, что ценность человеческой личности выше любых ценностей - нации, класса, группы людей и т.д. Это является гарантией от тоталитарного подавления прав человека.
Что же такое права человека? Это возможности человека, обеспечивающие ему достойную жизнь. Права человека делятся на две части: свободы и собственно права. Свобода – есть отсутствие ограничений по отношению к личности и ее возможность действовать по своему усмотрению. Реализация свобод не зависит от ресурсов государства, от уровня социально-экономического развития страны. А права – это такие возможности человека, которые могут быть реализованы только при условии исполнения обязанности со стороны государства, организаций или отдельных лиц.
Наши права и свободы имеют свои особенности: государство не дарует их людям; эти права и свободы человеку принадлежат от рождения; права и свободы являются неотъемлемыми; права человека свойственны человеку вообще и независимо от времени и пространства.
Права человека называют священными, что подчеркивает их высший статус в иерархии социальных ценностей, их авторитет, почитаемость в современном обществе.
Различают пять групп прав человека: личные, или гражданские, политические, экономические, социальные, культурные.
Личные права и свободы связаны непосредственно с личностью, не увязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него. Личные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения. Такие права и свободы, которые необходимы для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.
Личные права включают: право на жизнь. Это право закреплено всеми международными актами о правах человека, а также конституциями почти всех стран мира. Оно является неотъемлемым правом человека, охраняемым законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Именно на этом основании, например, в ряде стран с господством католической церкви, запрещены аборты; достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность жилища; неприкосновенность частной жизни; право определения национальности, свобода передвижения и места жительства, свобода совести. Данное право является важнейшим личным правом человека. Статья 28 Конституции РФ устанавливает, что "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".
Личные права и свободы человека составляют основу статуса, ибо без них теряет смысл конституционное закрепление всех иных прав и свобод.
Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека. Политические права выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти.
К политическим правам и свободам относятся: свобода мысли и слова, свобода информации, право на создание общественных объединений, свобода собраний, право участвовать в управлении государством. Кроме этого общего положения в ст.32 Конституции закреплены основные формы реализации этого права, главной из которых являются избирательные права.
В отличие от личных прав, принадлежащих каждому человеку, политические права принадлежат только гражданам государства. Однако все политические права и свободы (и человека, и гражданина) пользуются равной судебной защитой государства.
Социально-экономические права и свободы человека и гражданина.
Права и свободы, объединенные в эту группу, по существу являются основой всех иных прав и свобод. Их реализация составляет основу материальной жизни общества, государства и каждого человека: право на предпринимательскую деятельность, право на частную собственность, право на свободный труд, право на отдых, защита семьи, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья, право на благоприятную окружающую среду.
Права неразрывно связаны с обязанностями в одной и той же личности, которая является их субъектом. И те, и другие обретают свою основу, содержание, нерушимую силу в естественном законе, который дарует человеку права либо налагает на него соответствующие обязанности. Поскольку все люди равны в правах, постольку они наделены и равными обязанностями.
В статье 29 всеобщей декларации прав человека записано: «Каждый человек имеет свои обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности». Обязанности – это необходимое и должное поведение человека, предписанное законами и нормами нравственности. В Конституции нашей страны записаны основные конституционные обязанности. Их немного: платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду; защищать Отечество.
Есть еще одна обязанность. И хотя прямо она не названа, но весь текст Конституции говорит об этом. Пользуясь своими правами никто и никогда не должен нарушать права и свободы других лиц.
1) Создаются людьми и признаются обществом
2) Широко распространены в обществе
3) Регулируют поведение людей
4) Разрабатываются и утверждаются государственными органами.
2. Школьник получил наследство от бабушки. Он может ознакомиться со своими правами и обязанностями в качестве наследника в:
1) Семейном кодексе
2) Гражданском кодексе
3) Трудовом кодексе
4) Гражданско-процессуальном кодексе
3. Согласно Конституции РФ, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому:
1) С момента рождения
2) Со времени окончания школы
3) С 18 лет
4) С момента получения паспорта.
4. Верны ли данные высказывания?
А) к публичному праву относятся право административное и право государственное (конституционное)
Б) к частному праву относятся отрасли права, регулирующие отношения между гражданами – прежде всего гражданское, трудовое, семейное.
1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
5. Административным проступком среди приведенных правонарушений является:
1) Нарушение водителем Правил дорожного движения
2) Опоздание чиновника на службу без уважительной причины
3) Распространение на молодежной дискотеке «легких» наркотиков
4) Прогул студентом лекционного занятия.
6. Нормативным документом, обладающим высшей юридической силой и являющимся основным законом на территории РФ, является:
1) Закон субъекта Федерации
2) Конституция РФ
3) Указ Президента РФ
4) Приказ министра.
7. Высшей ценностью Конституция РФ объявила:
1) Интересы государства
2) Права и свободы человека
3) Нерушимость границ
4) Неотвратимость наказания.
8. Высшая исполнительная власть. Согласно Конституции РФ, принадлежит:
1) Президенту
2) Федеральному собранию
3) Правительству
4) Конституционному суду.
9. Верны ли данные высказывания?
А) нормативным документом, обладающим высшей юридической силой на территории РФ, является Конституция;
Б) Конституция РФ принимается в соответствии с нормами конституций субъектов Федерации:
1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
10. Заверить копию документа об образовании или оформить доверенность на вождение транспортным средством можно:
1) У участкового милиционера
2) У секретаря суда
3) У нотариуса
4) В Управлении внутренних дел.
11. Такие правоотношения, как получение наследства, покупка в магазине необходимого товара, наём бригады строителей для ремонта квартиры регулируются нормами права:
1) Трудового
2) Гражданского
3) Административного
4) Финансового.
12. Развод супругов может быть осуществлен только через суд в ситуации, если:
1) Супруги, не имеющие несовершеннолетних детей и не предъявляющие друг другу имущественных претензий, приняли решение о разводе
2) Супруги прожили вместе более 20 лет, вырастили сына, который пошел служить в армию, и решили развестись
3) Супруги не имеют споров в отношении раздела имущества, и их 14-летний сын принял решение, что будет после развода родителей жить с матерью
4) Супруги, не имеющие детей, приняли решение о разводе, так как поняли, что не сошлись характерами.
13. Граждане РФ, согласно Семейному кодексу. Имеют право на вступление в брак с возраста:
1) 21 года
2) 18 лет
3) 14 лет
4) 17 лет
14. Верны ли данные высказывания?
А) Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства
Б) в воспитании детей главная роль, согласно российскому законодательству. Отводится матери.
1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
15. Уголовным правонарушением (преступлением) является ситуация:
1) Сантехник не явился на работу без уважительной причины
2) Гражданин перебегал улицу в неположенном месте и был остановлен инспектором ГАИ
3) Гражданин изготавливал при помощи цветного копировального аппарата фальшивые банкноты и сбывал их на рынке
4) Бригада строителей не закончила отделочные работы в установленные договором сроки.
16. Верны ли данные высказывания?
А) органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями
Б) структуру и деятельность органов местного самоуправления определяет только государство
1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
17. Соглашение между работником и работодателем, устанавливающее взаимные права и обязанности сторон, получило название:
1) Трудовой договор
2) Договор купли-продажи
3) Договор найма
4) Договор подряда.
18. Мерой дисциплинарной ответственности – дисциплинарным взысканием – является санкция:
1) Заключение под стражу
2) Штраф
3) Выговор
4) Возмещение ущерба.
Уже 2 недели я общался с несколькими людьми и приводил им доводы за и против (Спасибо им! Благодаря этому инфа систематизировалась и я смог изложить всё по пунктам). Я готов выслушать так же и ваши мысли по этому вопросу.
5 причин, почему я против патентов:
1. Это усложняет жизнь.
Они не рациональны. Если кто то запатентует лекарство, в котором нуждаются миллионы? Цель патентования — не дать возможность другим делать что то, даже если они сами до этого дошли. Нагадить изобретателям по максимуму…
2. Они не работают в наших странах!
Их легко обойти за рубежом. Добавив лишнюю детальку вы сможете заявить что изобрели новое устройство! Какой смысл тогда тратить на это деньги?
3. Они недешево стоят и долго оформляются.
Сложилось стойкое ощущение что патентное право это лишь пузырь для выкачивания денег! Патентуйте всё что возможно, чем больше, тем лучше! Причем деньги высасываются из самих изобретателей, а не из профита, который они принесут ❗ Оно и понятно почему.
4. Мы не авторы своих мыслей. Я с детства размышлял как мы думаем. Сейчас у меня создалась стойкая убежденность — мы не являемся творцами своих идей. Мы как приемник, очень сложный и с сотнями рычажков. Каждый из нас улавливает те мысли, на которые настроен. Вспомните что говорили многие гении о своих изобретениях, о источниках вдохновения и идеях?
5. Вы ничего не теряете! Я на собственном примере могу сказать, что когда делюсь или находками с другими — мои работы только улучшаются! Новые советы и идеи льются с недоступных ранее источников. Вы и сами можете наблюдать интересные и содержательные комменты в некоторых статьях.
Хоть мысли и материальны, но они не подчиняются материальным законам.
У меня есть 2 кило мандаринок. Я отдал половину другу.
Негативная сторона — у меня стало в 2 раза меньше мандарин!
Позитивная сторона — я сделал приятно другому.
У меня есть отличная идея как сделать мир лучше… и я рассказал это хоть тысяче человек.
Негативная сторона — empty (хотя есть вероятность навредить своему тщеславию, если кто то выдаст идею за свою или не поставит ссылку на автора. Призрачная вероятность, что я потерял возможность разбогатеть на какой то уникальной идее стремится к нулю).
Позитивная сторона — людей, знающих как изменить мир в лучшую сторону стало в 1000 раз больше! Знания продолжают распространяться с геометрической прогрессией. К тому же, поскольку мир круглый — та привнесенная маленькая польза непременно вернется ко мне через других.
Вспоминается ролик, добавленный в статье . Когда у космонавтов был выбор — отдать открытие своей стране или всему миру. Как раз назрел энергетический кризис и битва за ресурсы ужесточилась. Сколько вреда они причинили бы своими действиями, дав секрет высокоэффективных солнечных батарей отдельно взятой стране!? Конечно такая страна стала бы мировым лидером, но этот же поступок обделил всё остальное человечество и несомненно обрёк на страдания.
Но зачем лезть в далёкое будущее? Пример сегодняшнего дня — сколько проблем, например, с роликами на youtube . Самые классные и рейтинговые ролики получаются если к видео с самоделкой добавлять классный трек . Но его тут же заблокируют в куче стран! Музыку писать не умею, считаю у меня другая роль. Я ведь не претендую на авторство песни! Как решить этот вопрос пока не знаю. 🙁
Интересное совпадение! До того как я закончил писать эту статью вышло новое видео Козы про авторское право:
Что делать!?
Я за то, чтоб люди знали своих «героев», указывали первоисточники и не присваивали чужие труды.
Количество технических знаний, которое генерирует человечество просто БЕЗГРАНИЧНО . Это постоянно развивающийся, неиссякаемый, безлимитный источник!!! Так зачем же жлобиться тем, что бесконечно? Тем более, если авторы мыслей не мы!?
Сомневаюсь что буду патентовать что то когда либо. Просто нужно постоянно делать то, что любишь, совершенствовать свои разработки. Наивно мечтать, что сможете «защитить» классную идею один раз вы всю жизнь будете жить на дивиденды, наслаждаться и деградировать.
Делитесь своими работами, изобретайте новое, улучшайте мир с другими и живите счастливо!
Введение
ГЛАВА 1. Современные проблемы исследования сознания 15
1.1. Проблема сознания в философии 15
1.2. Понятие сознания в современной психологии 27
1.3. Теории отношений в психологии 51
1.3.1. Исследование социальных установок в американской психологии 51
1.3.2. Исследование социальных установок в отечественной психологии...62
1.3.3. Социальные установки и регуляция поведения 73
1 А. Социальные нормы и ценности как регуляторы поведения 82
1.5. Выводы 97
ГЛАВА 2. Проблема правового сознания в юридической психологии 100
2.1. Возникновение психологических представлений о природе права в российской науке 100
2.2. Структура и содержание правового сознания 107
2.3. Правовое сознание и правовая культура 115
2.4. Типология видов отношения к праву 127
2.5. Процедура разработки методики «Отношение к праву» 131
2.6. Выводы 135
ГЛАВА 3. Анализ результатов эмпирического исследования видов отношения к праву как проявлений правового сознания 137
3.1. Сравнительный анализ средних показателей отношения к праву курсантов университета МВД РФ
3.2. Корреляционный анализ показателей отношения к праву 152
3.3. Личностные предпосылки формирования отношения кправу 156
3.4. Ценностные основания отношения к праву 167
3.4.1. Корреляционные взаимосвязи видов отношения к праву и системы ценностей 169
3.5. Отношение к праву как базовое убеждение человека 182
3.6. Выводы 186
Заключение 190
Список литературы 197
Приложение 207
Введение к работе
Актуальность исследования. Президент России В.В.Путин, выступая на конгрессе по правовой реформе, назвал правовое воспитание одной из основных задач строительства правового государства. Он отметил, что эта задача должна решаться на качественно ином, чем 10-20 лет назад, уровне, на принципиально иных подходах, в тесной взаимосвязи с другими задачами государственной важности. Комплексную программу правового воспитания граждан, утвержденную федеральным законом, можно создать только на основе четкой диагностики особенностей правосознания в России.
В современной России постепенно приходит понимание того, что только при здоровом, развитом правовом сознании, высокой гражданственности и правовой активности людей возможно обновление социального строя государства, достижение экономического процветания. Важной сферой общественной жизни является область правовых отношений людей. Формирование устойчивого позитивного отношения граждан к праву становится первоочередной задачей государственного строительства.
Однако построение правового государства в России сталкивается с определенными трудностями. Эти трудности вызваны тем, что в советской и постсоветской России до недавнего времени господствовало сложившееся еще в средневековье этатическое понимание права, то есть приравнивание права к государственному указу. Формирование современного понимания отношения к праву, создание гражданского общества требует много времени и огромных усилий со стороны всех социальных групп и разных наук, прежде всего, юристов, политиков, социологов, психологов.
В связи с этим актуальной становится проблема изучения правосознания разных групп населения. Важно изучать представления граждан России о правах человека, о справедливости и ответственности. Большую актуальность приобретают кросс-культурные исследования правосознания, резуль-
5
таты которых позволяют лучше понять социальную и культурную
специфику отношения к праву в нашей стране.
В настоящее время наиболее актуальными проблемами юридической психологии являются: изучение способов формирования устойчивого позитивного правосознания граждан, определение путей правовой социализации молодежи, устранение причин возникновения правового нигилизма в общественном сознании, внедрение правовой культуры в повседневную жизнедеятельность.
Проблема и степень ее научной разработанности. Проблематика изучения правового сознания является традиционной для юридической психологии - прикладной психологической науки, сложившейся в конце XIX века на стыке психологии и права. Но если перед дореволюционной юридической психологией стояла задача изучения реального правосознания людей, то в советское время произошел сдвиг в сторону изучения нормативного, предписанного законом правосознания. Таким образом, в последнее время заострилась проблема изучения соотношения нормативного и реального правосознания.
В центре нашего внимания находится проблема отношения к праву как проявление правового сознания личности. Отечественные исследователи отмечают незрелость правового сознания, наличие правового нигилизма в российском обществе.
Психологические аспекты правового сознания, отношение субъектов правоприменительной практики к современному российскому законодательству с психологической точки зрения мало изучены. Правоведы обращают внимание на опасность правового нигилизма (А.А. Потякин, 2000), непсихо-логичность законов (Ю.А. Тихомиров, 2001). Ряд авторов (С. Абросимов, 1999, А. Ананьин, 1999, В. Яковлев, 1999; Л. Виницкий, 1999; В.Н. Любимов, 1999; Ю.И Сидоренко, 1999, А.А. Потякин, 2000) отмечают, что у субъектов права в процессе реализации законодательства складывается определенное,
преимущественно отрицательное отношение к нему, что во многих
случаях приводит к нарушению законов.
Юридические психологи и педагоги анализируют проблемы формирования правового сознания в условиях меняющегося общества (В.Л. Васильев, 2000; Н.Ф. Гейжан, 1994; И.А. Горьковая, 1997; А.Т. Иваницкий, 1987; Л.И. Коновалова, 1985; А.К. Колеченко, 1998; B.C. Олейников, 1998; В.Ю. Рыбников, 1997; В.Я. Слепов, 1995; В.И. Хальзов, 1993; Ю.А. Шаранов, 1997; А.Г. Шестаков, 2000; Я.Я. Юрченко, 1996).
Ученые рассматривают проблемы отношения к праву, изучая морально-нравственные составляющие общества (С.Л. Рубинштейн, 1973; В.Л. Васильев, 2000; А.Л. Свенцицкий, 1998, О.С. Дейнека, 1999, 2000; A.M. Зими-чев, 1992; BE. Семенов, 1994; В.В. Крамник, 2000; 2001; А.И. Юрьев, 1997, 2000), преемственность поколений, нравственные корни сознания молодежи (Н. Олесич, 1999).
Цель исследования состояла в изучении различных видов отношения к праву как проявлений правового сознания курсантов СПб. университета МВД РФ в сравнении с другими категориями субъектов права.
Задачи исследования.
Теоретические :
1. Анализ психологической и юридической литературы по проблемам
правового сознания и отношения к праву.
2. Определение и описание основных видов отношения к праву.
Методические:
3. Разработка и апробация методики диагностики видов отношения к пра
ву у различных категорий субъектов права.
Эмпирические:
4. Сравнение выраженности видов отношения к праву у курсантов СПб.
университета МВД РФ, получающих юридическое образование, и слушате
лей ФЗО СПб. университета МВД РФ, работающих в правоохранительных
7
органах, а также студентов гуманитарных факультетов Санкт-
Петербургских вузов, не обучающихся юридическим наукам.
Определение связи между личностными особенностями и отношением к праву.
Определение связи между социальными ценностями и отношением к праву.
Определение связи между отношением к праву и базовыми убеждениями личности.
Предмет исследования - отношение к праву как проявление содержания правового сознания курсантов вузов МВД РФ, сформированное в процессе социокультурного развития.
Объектом исследования являлись курсанты СПб университета МВД РФ, с одной стороны, и сотрудники правоприменительных органов и студенты Санкт-Петербургских вузов, с другой. Были сформированы экспериментальная и контрольная выборки, состоящие из курсантов и студентов Санкт-Петербургских вузов. Всего было изучено отношение к праву у четырех групп испытуемых:
Курсанты III курса Санкт-Петербургского университета МВД РФ, изучающие юридические науки (99 человек).
Слушатели факультета заочного обучения Санкт-Петербургского университета МВД РФ. В эту группу входили сотрудники ОВД, имеющие различных юридических специальностей (99 человек).
Студенты гуманитарных факультетов, не обучающие по специальности юриспруденция. В эту группу входили студенты факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета и студенты факультета философии человека Российского государственного педагогического университета (99 человек).
Студенты юридического факультета Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов (37 человек).
Основная гипотеза. Правовое сознание проявляется в отношении личности к праву. В зависимости от сочетания когнитивных, эмоциональных, поведенческих и оценочных компонентов отношения возникают восемь видов правосознания: правовой реализм, правовой идеализм, правовой конформизм, правовой фетишизм, правовой инфантилизм, правовой скептицизм, правовой цинизм и правовой нигилизм.
Дополнительные гипотезы:
Правовой реализм является нормальным видом зрелого правового сознания и складывается под влиянием, по крайней мере, четырех факторов: знание юридических законов, личностные особенности, система социальных ценностей и базовых убеждений.
Люди, получившие специальное юридическое образование, в большей степени проявляют позитивное отношение к праву (правовой реализм), чем люди, не имеющие специальных юридических знаний.
К личностным особенностям, способствующим формированию позитивного отношения к праву (правовой реализм) относятся:
высокий уровень субъективного контроля (интернальность), как чувство ответственности личности за свое поведение;
низкий уровень агрессивности, как умение сдерживать свои эмоции и импульсивное поведение;
высокий уровень мотивации достижений, основанный на умении анализировать ситуацию, свои потребности и возможности;
выбор сотрудничества и уступчивости как стратегий поведения в конфликте, ориентированных на согласование или приспособление своих интересов с интересами общества, которые выражены в нормах права.
4. Личностные особенности, способствующие, формированию негативного отношения к праву (правовой нигилизм):
низкий уровень субъективного контроля (экстернальность), как не-
сформированность чувства ответственности за свое поведение;
высокий уровень агрессивности, как неумение сознательно контролировать свои эмоции и импульсивное поведение;
низкий уровень мотивации достижений;
выбор соперничества как стратегии поведения в конфликте, ориентированной на достижение своих эгоистических интересов в сочетании с пренебрежением интересами общества.
На формирование позитивного отношения к праву существенное влияние оказывает система ценностей. Ценностные основания отношения к праву проявляются в специфическом наборе ценностей, присущих конкретному виду правового сознания. Основу каждого вида правового сознания составляют конкретные ценностные ориентации.
Отношение к праву опирается на естественные базовые убеждением человека такие, как вера в справедливость окружающего мира и ценность собственного «Я».
Методологической основой исследования явились научные положения философии и психологии о сознании, его сущности, структуре, о ведущей роли практической деятельности в его развитии. В работе использованы следующие научно-методические положения психологии:
осмысление сознания как отражения бытия;
принцип социальной детерминации сознания;
принцип единства сознания и деятельности;
При анализе психологических проблем сознания мы опирались на работы Б.Г. Ананьева, В.М. Аллахвердова, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, У.Джеймса, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, B.C. Олейникова, С.Л. Рубинштейна, В.И. Шостака. Общественное сознание рассмотрено на основе работ Г.М. Андреевой, Б.А. Грушина, А.Г. Спиркина, Ж.Т. Тощенко, В.Н. Шубкина.
Изучение теории отношений строилось на основании исследований зарубежных ученых - А. Айзена, Д. Бем, Д. Даттона, И. Джаниса, Ф. Знанецко-го, Ф. Зимбардо, X. Кантрилла, Дж. Качоппо, Д. Каца, Г. Келли, Р. Ла Пьера,
10
М. Ляйппе, Т. Ньюмена, Г. Оллпорта, Ч. Осгуда, У. Парка, Т.
Парсонса, Р. Петти, М. Рокича, М. Смита, Э. Стотленда, П. Танненбаума, Л. Терстоуна, У. Томаса, Л. Фестингера, М. Фишбайна, Ф. Хайдера, К. Ховлан-да, Ш. Чейкена; отечественных ученых - А.Г. Асмолова, А.Ф. Лазурского, В.Н. Мясищева, Ш.А. Надирашвили, Д.Н. Узнадзе, П.Н. Шихирева, В.А. Ядова.
Исследование социальных норм и ценностей осуществлено при анализе работ М.И. Бобневой, А.О. Бороноева, Р. Джекобса, Д. Кэмбелла, Н.М. Лебедевой, Д.А. Леонтьева, М. Рокича, В.Ф. Сержантова, П.И. Смирнова, В.П. Тугаринова, С. Шварца, М. Шерифа.
Возникновение психологических представлений о природе права в российской науке было проанализировано на основе работ В.М. Гессена, А.Д. Градовского, М.М. Ковалевского, Н.М. Коршунова, И.В. Михайловского, С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого, П.А. Сорокина, Б.Н. Чичерина.
Психологический анализ содержания и структуры правового сознания проведен на основе работ П.П. Баранова, Я.В. Воловича, В.И. Гойдмана, Ю.И. Гревцова, О.А. Гулевича, М.И. Клеандрова, И.А. Краснопольского, Б.С. Круглова, В.Д. Лонкова, Е.Б. Матвеевой, О.С. Михалюк, М.А. Романовой, Ю.В. Романовой, В.П. Сальникова, В.В. Смирнова, О.В. Соловьевой, Л.И. Спиридонова, В.А. Туманова, В.Н. Трушкова.
Методический аппарат. Для подтверждения выдвинутых гипотез нами была разработана методика «Отношение к праву». Методика создана на основе процедур измерения установок личности, предложенных американскими социологами Л. Терстоуном и Р. Лайкертом в 20 годах XX века. Эти процедуры предназначены для измерения системы отношений к различным социальным институтам или социально-психологическим явлениям. В качестве дополнительных методик были использованы:
Методика измерения уровня измерения субъективного контроля;
Методика измерения мотивации достижений;
Методика измерения уровня агрессии;
Методика измерения стратегий поведения в конфликте;
Методика изучения системы ценностей;
Методика исследования базовых убеждений;
Положения, выносимые на защиту:
Правовое сознание как высший вид общественного сознания формируется в процессе совместной практической деятельности людей. Наиболее важным элементом, ядром правового сознания является отношение индивида и общества к праву. В содержание правового сознания входят также правовые представления, идеи, чувства, ценности, оценки значимости права в обществе.
Отношение к праву как основное содержание правового сознания может проявляться как в позитивной, так и в негативной форме, может быть нормальным либо деформированным. Нормальным видом правосознания является правовой реализм. Деформированные виды правового сознания: правовой идеализм, правовой фетишизм, правовой конформизм демонстрируют позитивное отношение к праву; правовой скептицизм, правовой цинизм, правовой нигилизм - негативное отношение к праву; правовой инфантилизм -незрелое отношение к праву.
Разработанная нами методика «Отношение к праву» позволяет диагностировать основные виды правового сознания: правовой реализм, правовой идеализм, правовой конформизм, правовой фетишизм, правовой инфантилизм, правовой скептицизм, правовой цинизм, правовой нигилизм.
Основными факторами, формирующими правовой реализм как позитивное осознанное отношение к праву, являются получение специального юридического образования и практическая деятельность человека как субъекта правоохранительной деятельности.
Такие особенности личности как интернальность, низкий уровень агрессивности, высокая мотивация достижений, оказывают существенное влияние на позитивное отношение к праву.
На формирование позитивного отношения к праву (позитивных видов правосознания) влияет система ценностей, как социокультурных детерминантов позитивного реалистического правосознания. Негативное отношение к праву связано с отрицанием значимых человеческих ценностей. Отношение к праву можно также рассматривать как ценность, имеющую значение в современном социальном мире.
Базовые убеждения людей составляют основу естественной природы права. Корреляционные связи базовых убеждений и видов отношения к праву доказывают идею, высказанную учеными-юристами в начале XX в., о том, что позитивное отношение к праву заложено в естественной природе человека.
Научная новизна диссертационного исследования и личный вклад автора:
показано, что одним из основных элементов сознания является система отношений;
определена совокупность критериев, позволяющих классифицировать виды отношения к праву как проявлений правового сознания;
выявлены и четко описаны основные виды правосознания: правовой реализм, правовой идеализм, правовой конформизм, правовой фетишизм, правовой инфантилизм, правовой скептицизм, правовой цинизм, правовой нигилизм;
проведена методическая работа и разработан опросник «Отношение к праву», позволяющий диагностировать основные виды правового сознания;
выявлены и эмпирически обоснованы факторы формирования позитивного отношения к праву;
доказано, что юридическое образование и практика правоприменительной деятельности является важнейшим фактором формирования зрелого правового сознания;
обнаружены различия отношения к праву у представителей различных субъектов правовой практики.
выявлены и описаны психологические компоненты отношения к праву, показана связь между психологическими особенностями личности и особенностями правосознания.
доказана естественная и социальная природа права. Естественная природа права опирается на базовые убеждения человека (вера в справедливость и контролируемость мира, ценность собственного «Я» и др.) Социальная природа права основана на системе ценностей (социальная нормативность, юридическая компетентность, стремление к достижению целей и др.)
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что впервые в отечественной юридической психологии предприняты попытки разработки четкой классификации видов правового сознания и создания методики, направленной на определение отношения к праву разных категорий субъектов права.
Изучение и диагностика отношения к праву позволяет:
выявить закономерности и роль отношения к праву в формирования правового сознания;
постоянно осуществлять своевременную коррекцию негативного от
ношения к праву, формируя нормальное зрелое правовое сознание, преодо
левая правовой нигилизм, улучшая таким образом морально-
психологический климат в подразделениях ОВД.
Достоверность данных и обоснованность выводов, полученных в ходе эмпирического исследования, обеспечена теоретико-методологической базой, применением надежных и апробированных методов эмпирического
14
исследования, достаточно большим объемом и
разнообразием выборки респондентов (всего изучено 344 человека), соблюдением необходимых конкретно-методологических требований, использованием современного инструментария математической обработки данных.
Апробация работы проведена на заседании кафедры юридической психологии СПб университета МВД РФ. Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Научно-практической конференции «Новые методы и технологии обучения, пути их внедрения в учебно-воспитательный процесс Вузов МВД России» (Санкт-Петербург, 1997); Международной научно-практической конференции «Человек и общество: тенденции социальных изменений» (Санкт-Петербург, Минск, 1997); Научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 97» (Санкт-Петербург, 1997); Научно-практической конференции «Социально-правовые и психологические основы деятельности органов внутренних дел: проблемы теории и практики» (Санкт-Петербург, 2002); VII Ежегодной Всероссийской научно-практической межвузовской конференции «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе» (Санкт-Петербург, 2002); Межвузовской научно-практической конференции «Порядок и условия исполнения наказаний не связанных с изоляцией от общества» (Санкт-Петербург, 2003);
Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 146 наименований, и приложения. Объем основного текста состоит из 197 страниц. В тексте диссертации имеются 32 таблицы, 21 корреляционная плеяда, 6 диаграмм и 4 рисунка. В приложении приведена авторская методика, а также методики, использованные в исследовании.
Понятие сознания в современной психологии
Сознание - это явление психическое. Понятие психики значительно шире понятия сознания. Под психическими явлениями имеются ввиду все осознанные и неосознанные процессы - познавательные процессы, психические состояния, свойства личности. Сознание есть знание о внешнем и внутреннем мире, о самом себе. Вне знания нет сознания. Современная психология рассматривает следующие наиболее актуальные проблемы изучения сознания:
развитие и формирование сознания в филогенезе и онтогенезе, этапы и закономерности; соотношение понятий "психика", "сознание", "бессознательное", "общественное сознание"; взаимосвязь процессов психического отражения и отношения; социальная детерминация сознания; содержание сознания: знания, представления, чувства, отношения, значения, личностные смыслы.
Проблему сознания в XIX в. впервые подробно рассматривал один из основателей современной психологии У.Джеймс. Он называл сознание основным фактором психологии человека и выделял четыре его свойства: 1) каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания; 2) в сознании происходят постоянные перемены; 3) в каждом личном сознании процесс мышления заметным образом непрерывен; 4) существуют устойчивые и изменчивые состояния сознания, при этом одни объекты оно воспринимает охотно, другие отвергает, все время, делая между ними выбор (39, с. 8-11).
Первое свойство он описывает следующим образом: личное сознание -это связанные последовательности мыслей, сознаваемые как таковые. Второе свойство: ни один раз минувшее состояние сознания не может снова возникнуть и буквально повториться, отмечает У.Джеймс. Третье свойство: положение о том, что «сознание непрерывно», заключает в себе, по его мнению, две мысли: а) мы осознаем душевные состояния, предшествующие временному пробелу, и следующие за ним как части одной и той же личности; б) перемены в качественном содержании сознания никогда не совершаются резко. Таким образом, сознание всегда является для себя чем-то цельным, не раздробленным на части. Четвертое свойство: устойчивые элементы сознания - это обычно чувственные впечатления, особенность которых заключается в том, что они могут, не изменяясь, созерцаться умом неопределенное время. Изменчивые части потока сознания заняты мыслями о статических и динамических отношениях, которые человек устанавливает между объектами, воспринятыми в состоянии относительного покоя. Предназначение изменчивых частей состоит в том, чтобы направлять поток сознания от одного прочного устойчивого вывода к другому, указывал У.Джеймс (39, с. 8-11). Сознание, по его мнению, всегда более заинтересовано в одной стороне объекта мысли, чем в другой, производя во все время процесса мышления известный выбор между его элементами, отвергая одни из них и предпочитая другие. Ярким примером этой избирательной деятельности могут служить явления направленного внимания и обдумывания.
В.М.Бехтерев под сознанием понимал «субъективную окраску или то субъективное, то есть внутреннее, непосредственно нами воспринимаемое состояние, которым сопровождаются многие из наших психических процессов» (21, с. 19). Благодаря этой субъективной окраске человек может различать свои психические процессы по их сложности или по другим присущим им особенностям. Таким образом, люди различают ощущение, представление, стремление, желание, хотение и пр., то есть те явления, сумма которых и составляет содержание сознания.
В.М.Бехтерев различал сознательные и бессознательные процессы. Во-первых, различие между ними состоит в том, что сознательные процессы становятся явлениями субъективными, а бессознательные - нет. Во-вторых, различие состоит в яркости их субъективной окраски, что и позволяет говорить о различной степени осознанности. В-третьих, степень осознанности психических процессов различна у каждого конкретного человека в зависимости от тех или иных условий, например, физического утомления, состояния голода и пр. В-четвертых, существуют специальные виды сознания в зависимости от сложности его содержания.
В.М.Бехтерев рассматривал филогенез сознания, отмечая, что оно наполнялось все новым и новым содержанием. Простейшим видом сознания следует признать то состояние, когда еще не выработано ни одного более или менее ясного представления, когда существует лишь неясное безотносительное чувствование собственного существования. Вторым по сложности является сознание, в котором присутствуют те или иные представления, прежде всего, представления о собственном «Я». В таком сознании имеется одна группа представлений о «Я» как субъекте в отличие от «не-Я» как объекте. Так формируется самосознание, начиная с представлений о положении собственного тела, о движении его членов и пр. Третьем по сложности видом сознания является осознание пространства, то есть то состояние сознательной сферы, когда человек может уже создавать пространственные представления об окружающем его мире. Еще более сложным является сознание, способное устанавливать последовательность внешних явлений, благодаря чему вырабатывается осознание времени. Наиболее сложным является сознание, включающее осознание своей личности, или то состояние сознания, когда в его сферу включаются представления, которые составляют интимное ядро личности. Сюда, по мнению Б.М.Бехтерева, относятся нравственные, религиозные и правовые представления (21, с. 21-22). Таким образом, правовые представления относятся к высшей сфере сознания и составляют ядро личности.
Л.С.Выготский обратил внимание на соотношение трех понятий: "психика", "сознание" и "бессознательное". Он отмечал, что психику следует рассматривать как особую качественную характеристику высших функций мозга. Психические явления шире и глубже явлений сознания. Психика не ограничивается только сознанием. Феномен сознания имеет различные степени проявления: одно событие человек переживает более сознательное и ярко, другое - менее. «Есть вещи, - отмечал Л.С.Выготский, - находящиеся почти на самой границе сознания и то входящие, то выходящие из его поля, есть смутно сознаваемые вещи, есть переживания более или менее тесно связанные с реальной системой переживаний, например, сновидения» (30, с. 39). Таким образом, существуют бессознательные психические явления. С другой стороны, внутри самой психической жизни обнаруживается конкуренция отдельных элементов, борьба за их вступление в сферу сознания, вытеснение одних элементов другими, тенденция к их возобновлению, иногда навязчивое воспроизведение. Наконец, психическая жизнь представляет собой слишком отрывочные ряды явлений, которые естественно требуют допущения, что они продолжают существовать и тогда, когда человек их больше не осознает. Таким образом, Л.С.Выготский выявил соотношение феноменов психики, сознания и бессознательного.
Исследование социальных установок в отечественной психологии
Наиболее систематические подходы к исследованию социальных установок наблюдались в русле двух психологических школ. Первая школа грузинских психологов, развивающаяся общепсихологическую теорию установки Д.Н.Узнадзе. Вторая - Санкт-Петербургская школа, опирающаяся на теорию отношений Лазурского-Мясищева.
Ядро грузинской школы составляет единственная в своем роде общепсихологическая теория установки, созданная начиная с 1910 годов классиком психологии Д.Н.Узнадзе. Исследователи социальных установок, освещая состояние проблемы изучения установок, почти всегда аппелируют к учению Д.Н.Узнадзе как к одному из наиболее влиятельных ученых. При этом некоторые исследователи допускают смешение ключевого понятия этой теории -первичной установки с понятием социальной установки. Иногда они не утруждают себя разведением этих понятий. Неправомерность такого смещения неоднократно подчеркивалась представителями школы Д.Н.Узнадзе. Поэтому мы попытаемся представить взгляды грузинских исследователей социальных установок по первоисточникам.
Идеи Д.Н.Узнадзе в целом сводятся к следующему. «У каждого человека, - писал он, - выработаны свои особые фиксированные установки, которые так или иначе, с большей или меньшей очевидностью проявляются и становятся основой готовности к деятельности в соответствующих условиях и в определенном направлении» (116, с. 80-81). Д.Н.Узнадзе особо подчеркивал взаимосвязь установки и мотивации. Смысл мотивации, по его мнению, состоит в том, чтобы отыскивать и находить именно такое действие, которое соответствует основной, закрепленной в жизни установке личности. Роль мотива состоит в том, что то или иное физическое поведение он превращает в определенное психологическое поведение. Д.Н.Узнадзе различает импульсивное и волевое поведение. В основе двух типов поведения лежит установка. В случае импульсивного поведения установку создает актуальная ситуация. Актуальная ситуация - это та конкретная ситуация, в которой субъект находится в данный момент. На основе соотношения актуально переживаемой потребности и актуально данной ситуации у субъекта появляется определенная установка, которая и ложится в основу его поведения. В случае волевого поведения актуальная ситуация не играет решающей роли. Субъект заботится не об удовлетворении переживаемой в данной момент потребности. Он стремится к удовлетворению отвлеченной потребности - потребности «Я». Ситуация удовлетворения этой потребности не является актуальной, она может быть только представлена и обдумана в будущем. В волевом поведении установку создает сам субъект, установка является результатом его активности. В процессе воображения, мышления установка отражается не пассивно, а активно. Итак, при волевом поведении субъект сам создает установку. Его активность заключается в создании мыслимой, воображаемой, идейной ситуации, что и дает возможность вызвать соответствующую установку (116, с. 80-84).
Итак, под актуальной установкой он подразумевал специфическое психическое состояние готовности человека к определенному поведению, при котором селективно отобраны и отображены воздействия окружающей среды и внутренние потребности человека. Особенности структуры и содержания установки существенно определяют характер человеческого поведения. Актуальная установка может рассматриваться как промежуточная переменная, находящаяся между внутренними и внешними стимулами и поведением человека. Она сравнительно трудно поддается изучению, выяснение ее особенностей осуществляется на основе высшей, социальной активности и мотива-ционных процессов человека.
Д.Н. Узнадзе на основании такого критерия, как отношение к «нужному» предмету выделял два типа установок: непосредственные и опосредованные. К непосредственным он относил установки, регулирующие практическое поведение. В классе опосредованных установок, формирующихся в процессе сознательной психической деятельности, выделялись два вида: 1) индивидуальные установки, возникающие в процессе собственной деятельности человека в плане объективации; 2) установки, опосредованные чужой объективацией, возникшие в прошлом у людей и перешедшие затем в достояние других людей в виде готовых формул (11, с. 59-60). Под объективацией Д.Н.Узнадзе понимал процесс, при котором на сознательном уровне сама ситуация становится предметом познания субъекта (1, с. 73).
Ученик Д.Н.Узнадзе Ш.А.Надирашвили выделяет три уровня установочной регуляции поведения человека. На первом уровне рассматривается установочная регуляция практической деятельности (практические установки), на втором - установки интеллектуально-познавательной активности (теоретические установки), на третьем - установки социальной активности (социальные установки). Рассмотрим третий уровень установок подробнее.
В формировании социальных установок участвуют, по мнению Ш.А.Надирашвили, следующие факторы. Первый фактор - различные социальные воздействия: от пассивного присутствия других людей до социального взаимодействия с выражением согласия или несогласия с активностью партнеров. Второй фактор - возраст: с 11-12 лет вырабатывается способность действовать в соответствии с теми социальными ожиданиями, которые имеются у людей по отношению друг к другу. Третий фактор - социальные требования, предъявляемые к личности обществом (обязанности, социальные нормы, традиции, этикет).
Социальные установки, по мнению ученых тбилисской школы, формируются в результате совокупности факторов. Первый фактор - это воздействие витальных потребностей. Второй фактор - физическая среда и социальные требования. Третий фактор - личность, принимающая активное участие в формировании установок. Ни в одну из установок нижележащего уровня сознание человека не вносит столь значительный вклад, как в установки социальные. Одной из специфических особенностей установки является то, что наряду с объектами, на которые она направлена, в ней всегда отражается также позиция, отношение личности к данным объектам, сформированное ранее. Опираясь на результаты эмпирических исследований, Ш.А.Надирашвили выявил также ряд закономерностей, которым подчинено функционирование и генезис социальных установок в процессе жизнедеятельности человека: законы контраста и ассимиляции, аккомодации и репудиации.
Итак, диспозиционные, фиксированные установки - это приобретенные, заученные феномены, имеющиеся в арсенале психических возможностей человека как инструментальные возможности. Не всякая установка может войти и зафиксироваться в структуре человеческой личности, поскольку у человека имеется множество иерархических фильтров. Система диспозици-онных установок позволяет охарактеризовать профиль человеческой личности. Таким образом, установки этого типа (диспозиционные установки) могут рассматриваться не только как промежуточные переменные, но и как независимые переменные, обусловливающие в значительной степени человеческое поведение.
Правовое сознание и правовая культура
В философской и юридической литературе имеются различные подходы к определению понятия правовой культуры. Одни авторы рассматривают правовую культуру в качестве особой (социально-правовой) формы деятельности, направленной на достижение конечных социально значимых результатов (законность, правопорядок). Другие непосредственно включают в правовую культуру - право, правосознание, правовые отношения, законность, правопорядок, правомерное поведение. Иногда правовая культура понимается как деятельность по производству, распределению и реализации юридических ценностей, социальной справедливости, прав и обязанностей.
Общим для большинства авторов, занимающихся проблемой правовой культуры, следует считать рассмотрение ее как качественного состояния правовой жизни общества на данном этапе его развития. Однако, по мнению В.В.Смирнова, такой подход требует уточнения связи понятия правовой культуры с понятиями права, правосознание, власть, закон, правопорядок, правовое регулирование.
Правовая культура личности общества является составной частью правового регулирования, считает В.В.Смирнов. Правовое регулирование - это не только однозначно жесткое нормирование, но в то же время такая система опосредования общественных отношений, которая должна рассматривать необходимую меру социальной активности и свободы всех участников правовых отношений.
Статус ценностей в праве получают те принципы, цели, идеалы, которые связаны с личностью человека. «Положение о том, что ценности в праве принимают форму юридических прав и свобод личности означает, что и сами права человека приобретают статус важных ценностей. Они определяют человека как высшую ценность. Человек - это центр всех ценностей и сам он есть ценность в последней инстанции в сфере права», - пишет В.В.Смирнов.
По мнению В.П. Сальникова, правовая культура включает в себя: системную характеристику правовых культурных явлений; увязку основных звеньев правовой культуры в определенную целостность; раскрытие этой целостности как реально функционирующей и развивающейся системы.
В.П.Сальников отмечает, что анализ правовой культуры невозможен без вычленения различных состояний культуры: интериорного, выражающего непосредственно мир психических процессов человеческих индивидов; поведенческого, когда культура объективизируется в соответствующих действиях; и состояния, при котором явления культуры находят свою независимую от человеческого организма объективизацию. Правовую культуру важно рассматривать как разновидность общественной культуры (99, с. 13-21).
В.П.Сальников рассматривает понятие «правовая культура», прежде всего, с юридической точки зрения. В частности, он отмечает, что «правовая культура общества представляет собой особое социальное явление, охватывающее систему элементов юридической надстройки в их реальном функционировании в направлении прогрессивного развития общества и личности. Она охватывает все ценности, которые созданы людьми в области права, в процессе их практической и духовной деятельности, самого человека и его деятельность» (99, с. 26). В.П.Сальников также отмечает тесную связь между правовой культурой общества и правовой культурой личности. «Правовая культура личности, будучи обусловленной правовой культурой общества, отражает степень и характер правового развития личности, обеспечивающей правомерную деятельность индивида. Эта деятельность должна соответствовать прогрессивным достижениям общества в сфере права. Благодаря ей должно происходить постоянное правовое обогащение самой личности, общества и его правовой системы. Эффективность такого воздействия зависит от многих факторов, в том числе и от реального соотношения правовой культуры общества и личности» (99, с. 28).
В целом же, по мнению В.П.Сальникова, «правовая культура - явление более широкое и "качественно насыщенное", чем правосознание. Она охватывает правосознание в единстве с формами его проявления. Ее всегда следует связывать с оценкой уровня знаний и понимания, с развитостью взглядов, представлений, убеждений, настроений, чувств людей относительно права, законности и с практическим поведением субъектов. Другими словами, правовая культура - это единство правовых знаний, оценок и поведения» (99, с. 38).
По мнению Е.Б.Матвеевой, правовое сознание и правовая культура занимают самостоятельное место в механизме правового воздействия, без них невозможно ни правотворчество, ни правовое регулирование. В самом общем значении правосознание - это отношение людей к праву. Само существование права неразрывно связано с человеком, следовательно, требования общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических норм до тех пор, пока они не будут осознаны людьми, участвующими в осуществлении правотворческой деятельности органов государства. Правосознание представляет собой систему оценочных суждений, регулирующих поведение членов общества наряду с нормами морали, считает Е.Б.Матвеева. Одной из важнейших составляющих правосознания является осознание людьми ценностей естественного права, прав и свобод человека и одновременно представление о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует потребностям общества, правовым и общечеловеческим идеалам и ценностям (69, с. 249).
Как отмечает Е.Б.Матвеева, понятие «правовая культура» более широкое, чем просто надлежащий уровень правосознания. Особенность правовой культуры состоит в том, что она представляет не право или его реализацию, а комплекс представлений общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц. Правовая культура включает те элементы общественного сознания, которые связаны с правовыми институтами и практикой их функционирования, формированием определенных вариантов правового поведения людей в обществе. Правовая культура выступает связующим звеном между интересами и потребностями отдельных личностей, различных социальных групп и их правовым поведением (69, с. 249). Е.Б.Матвеева отмечает, что для формирования реалистического правосознания и высокой правовой культуры необходимо установить прочную взаимосвязь между индивидуумом и представителями государственных органов. Сложившаяся на данный момент ситуация в нашем обществе, по ее мнению, характеризуется очень низким уровнем правосознания граждан, почти полным отсутствием стремления участвовать в политической и правовой жизни страны, поскольку остаются нереализованными избирательные права, нарушаются естественные права и свободы граждан (69, с. 249).
Личностные предпосылки формирования отношения кправу
Анализ корреляционной плеяды показывает, что позитивное отношение к праву (правовой реализм и правовой идеализм) отрицательно связаны с различными видами агрессии. Негативное отношение к праву (правовой скептицизм, правовой цинизм, правовой нигилизм) напротив, положительно связаны с разными видами агрессии: вербальной, физической, эмоциональной агрессией, а также с суммарными показателями агрессивности. Эти данные говорят о том, что предрасположенность личности к агрессивности является предпосылкой формирования негативного отношения к праву.
Различий в выборе стратегий поведения в конфликтной ситуации между курсантами и студентами СПбГУ и РГПУ не обнаружено. Таблица показывает, что чаще они идут на компромисс или сотрудничество.
Различий в подходах к разрешению конфликтных ситуаций между курсантами и студентами-юристами также не обнаружено. Анализ корреляционной плеяды показывает, что стратегия уступчивости в конфликтной ситуации положительно связана с позитивным отношением к праву (правовой реализм и правовой идеализм) и отрицательно связа на с негативным отношением к праву (правовой скептицизм, правовой цинизм, правовой нигилизм). В то же время стратегия соперничества в конфликте способствует правовому цинизму и правовому нигилизму. Выбор стратегии компромисса не способствует правовому реализму, а приводит к правовому конформизму. Эти результаты вполне объяснимы, поскольку проявление конформизма направлены на достижение компромисса с партнерами по общению и взаимодействию. Стратегии сотрудничества и избегания оказались не связанными с отношением к праву.
Проведенный анализ личностных предпосылок отношения к праву позволяет сделать следующие выводы:
1. Особенности личности оказывают существенное влияние на отношение к праву;
2. Личностными предпосылками позитивного отношения к праву являются - высокий уровень субъективного контроля (интернальность), то есть чувство ответственности за свое поведение; высокая мотивация достижений успеха; низкий уровень агрессивности, выбор стратегий уступчивости при решении конфликтных ситуаций.
3. Личностные предпосылки негативного отношения к праву проявляются более четко. Они заключаются, во-первых, в высокой степени агрессивности, особенно, это сказывается на таком отношении к праву как нигилизм. На цинизме и скептицизме агрессивность также сказывается, но в меньшей мере. Во-вторых, негативное отношение к праву основано на низком уровне субъективного контроля (экстернальности), низкой мотивации достижений - отсутствие мотивации достижений способствует формированию негативных видов отношения к праву, ориентации на использование стратегии соперничества при решении конфликтных ситуаций.
Смирнов, Владимир Николаевич
Право - это особая (в некотором смысле идеальная) система регламентации и выполнения поведения через нормы. Это такая система, которая организует, сплачивает, определяет, поощряет и наказывает: это основа социальных отношений, самого общества, государства.
В данный момент меня интересует правовая основа моего образования и моей работы: Закон об образовании и Трудовой кодекс. Эти правовые документы фиксируют правоотношения, помогают мне получить основы знаний о сферах образования и труда (работа).
Я как правоспособный гражданин ознакомился с основными положениями Закона РФ об образовании. Закон и поправки (дополнения к нему) составлены грамотно. Все очень актуально.
Все семь статей главы 1 соответствуют реальности и регулируют правовые отношения в области образования. Именно эта часть идеальна: здесь все про задачи, гарантии, принципы государства.
Зато глава 2(наиболее существенная с более конкретным материалом) более противоречива. Характеристика и определения: форм образования, программ, учредителей, организаций (учреждений), устава, общих требований, ступеней, реализация даны правильно и основательно. Здесь больше вопросов решается нами в практике.
Главы 3-4,6 отвечают на вопросы о государственной политике, экономике, управлении, международной деятельности: здесь тоже нужно понимание практики. В этой части тоже есть исправления.
Наибольшую важность имеет глава 5 - о гарантиях в реализации прав. Статьи этой главы при желании и при ущемлении прав можно использовать.
Прочитав этот правовой документ, я проанализировал правовые отношения. Правоотношения динамичны и основаны на документах.
С моей стороны есть система прав и обязанностей. Вторые я выполняю т.к. в документе все указано про негатив (отчисление).
Со стороны учреждения обязанности тоже выполнены.
Итак, на данный момент наши правовые отношения соблюдаются.
Как правовой субъект я стремлюсь быть в курсе изменений в правовых документах, уметь защищать свои права и отвечать за поступки.
Учреждение (организация) со своей стороны выполняет оговоренные законом требования и предписания в государственной политике, управлении, экономике, международной сфере. Здесь есть порядок и регламентация.
Выполнение и соблюдение общеобязательности норм права подчеркивает правовую направленность обоих сторон. Однако правовая культура у большинства студентов низкая, есть проблемы.
Поэтому у нашего законодательства на практике есть отличия, но изменится это при помощи именно повышения грамотности, общего уровня правосознания. Большая роль и у совершенствования, активности организации: работа с уставом, студенческое самоуправление.
Право будет осознано нами лишь в процессе глубокого чтения законов, норм и повышения своей правовой культуры. Право есть показатель развития общества, каждой личности. Право – это порядок и структура нашей жизни.