Формы социальных взаимодействий. Психология взаимодействия людей
Стоя
` «Перекрестные и односторонние движения». На первом этапе ребенок медленно шагает, попеременно касаясь то правой, то левой рукой противоположного колена (перекрестные движения). Вы на этапе освоения упражнения отсчитываете (хлопаете в ладоши) 12 раз в медленном темпе.
На втором этапе он так же медленно 12 раз шагает под ваш «аккомпанемент», но уже касаясь одноименного колена (односторонние движения). На третьем и пятом этапах - перекрестные движения, на четвертом - односторонние. Таким образом, первый, третий и пятый (соответственно второй и четвертый) этапы - одинаковые. Обязательное условие - начинать и
заканчивать упражнение перекрестными движениями.
Рис. 7. Схема выполнения упражнения с лентой
После того как ребенок освоил данное упражнение под внешний счет, можно предложить выполнить его самостоятельно - самому считать и контролировать последовательность и переключение с движения на движение. Более сложный вариант этого упражнения - нагрузка зрительного анализатора, когда ребенок следит глазами за предметом, который перемещает педагог, или ребенок переводит глаза по словесной инструкции.
` Прыжки и бег на месте на двух ногах. Чередование прыжков: ноги врозь (в стороны, вперед-назад) - ноги вместе, ноги врозь и ноги скрестно; то же, но с аналогичным движением рук, вытянутых прямо перед собой; бег скрестным шагом прямо и в стороны.
` «Ладушки». Напомним всем известную игру. Каждый из играющих выполняет хлопок; затем прямой (перекрестный) хлопок о ладони партнера; «собственный» хлопок; затем хлопок правыми ладонями партнеров; «собственный» хлопок; затем хлопок левыми ладонями партнеров. Повторять цикл из шести хлопков, постепенно увеличивая темп, пока кто-либо из партнеров не перепутает последовательность.
В более сложном варианте здесь могут использоваться дополнительно хлопки: ступня о ступню, колено о колено, локоть о локоть.
` «Цыганочка». Имитация всем известного танца. Дотронуться правой рукой до левого колена (согнутая в колене левая нога поднимается вперед и вверх); затем сзади дотронуться левой рукой до правой пятки (согнутая в колене правая нога отводится назад). Повторить соответственно для левой руки и правого колена и правой руки и левой пятки. Выполнить весь цикл 3 раза.
Рассмотрев базовые нейропсихологические технологии формирования и коррекции интегративного сенсомоторного репертуара ребенка, отметим в заключение обязательность включения в психолого-педагогическое сопровождение специальных, широко известных способов расслабления, релаксации. Имея в виду огромное количество литературы по этому вопросу, не будем останавливаться на этих приемах. Можно использовать те из них, которые наиболее эффективно действуют на данного ребенка.
« В любом случае необходимо обратиться к его личному опыту, попросив его (лежа с закрытыми глазами) представить себе берег моря, где ласково светит солнышко и тихо плещется прибой, солнечную поляну или гамак на даче, где он предавался своим мечтам. Можно также использовать фантазии ребенка, предложив ему вообразить себя лежащим на облаке, ковре-самолете и т.п.
Хотелось бы только подчеркнуть необходимость учета влияния музыки, цвета и запахов на соматическое и психическое состояние человека. Известно, что сочетание перечисленных выше факторов может оказывать различное воздействие - тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее и т.д. Поэтому продуманное применение музыки, цвета и запахов может повысить эффективность выполняемых упражнений, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.
Так, ритмичная, быстрая, громкая музыка оказывает стимулирующее и тонизирующее действие, аналогичное влиянию красного, оранжевого, желтого цветов. Напротив, медленная, плавная, негромкая музыка оказывает успокаивающее и расслабляющее действие, как и зеленый, голубой, синий цвета. Очень важно разнообразить свою фонотеку подборкой записей природных звуков, которые в изобилии имеются сегодня в магазинах.
Релаксация может проводиться как в начале или середине занятия, так и в конце - с целью интеграции приобретенного в ходе игры-урока опыта. Выбранные вами приемы можно применять в любой момент, когда вы видите необходимость в расслаблении ребенка, а иногда и торможении его неуемной энергии.
Глава 6.
Не торопите левшу!
Написано: «В начале было Слово» -
И вот уже одно препятствие готово:
Я слово не могу так высоко ценить.
Да, в переводе текст я должен изменить,
Когда мне верно чувство подсказало.
Я напишу, что Мысль - всему начало.
Стой, не спеши, чтоб первая строка
От истины была недалека!
Ведь Мысль творить и действовать не может!
Не Сила ли - начало всех начал?
Пишу - и вновь я колебаться стал,
И вновь сомненье душу мне тревожит.
Но свет блеснул - и выход вижу смело,
Могу писать: « В начале было Дело»!
И.В. Гёте
Вначале было дело, действие, движение. А потом из этого постепенно зародилась и выросла в истории человечества речь. Но это еще не все. Этологами показано, что механизм возникновения речи в эволюции человечества и каждого конкретного, реально существующего человека базируется на комплексе взаимодействующих каналов коммуникаций (обонятельных, тактильных, зрительных, слуховых, вокализационных, позо-жестомимических). И для полноценной речевой актуализации все эти двигательные и сенсорные процессы должны не просто созреть, но и пройти длинный путь взаимных переплетений, взаимодействий, а иногда и острой конкуренции.
Не торопите левшат! Вся совокупность этих сложнейших процессов нуждается в их онтогенезе в более длительном времени, чем это бывает обычно у правшей. Власть детей-левшей над собственным психическим онтогенезом «практически кончается там, где сам ход деятельности требует включения процессуальных, динамических параметров. Это также обусловлено функциональной специфичностью их мозга.
Ясно, что обнаруживает себя это наиболее ярко в движении и речи. Ведь только эти психические процессы «работают» у нас вовне. Недаром они так тесно связаны между собой. Левшатам нелегко дается все, что связано с необходимостью быстрого переключения с одного процесса на другой (или с одного вида манипуляций на другой в рамках одного процесса). А ведь на таких переключениях, равно как и на плавном, упорядоченном разворачивании любого процесса (восприятия окружающего мира или чтения, игры или письма), базируется все наше поведение.
Характерно, что эти дети очень часто демонстрируют специфический «откат» речевого развития в возрасте 2-3 лет. Родители отмечают, что у ребенка речь сначала развивалась хорошо, и вдруг он как будто «оцепенел»: перестал разговаривать, производил впечатление, что стал таким, каким был в младенчестве. То же могло наблюдаться с различными двигательными навыками: хорошо завязывал шнурки (держал ложку, играл в мячик и т.п.), а потом как бы внезапно разучился. Потом эти процессы вроде бы нивелировались. Однако их «след» явно обнаруживает себя при нейропсихологическом обследовании.
Внешне это проявляется в характерных «застреваниях» в начале любого вида деятельности, в том числе речевого высказывания, в постоянных поисках слов в спонтанной речи, тенденцией к замене нужных слов близкими им по значению. У детей-левшей наблюдается сравнительно поздний дебют самостоятельной речи, и в дальнейшем она зачастую носит отчетливую акцентуацию: недостаточно развернута, замедлена, скупа, встречаются моменты неправильного построения предложения, падежных соответствий и т.п.
Вместе с тем ребенок практически всегда полностью сохраняет контроль за собственной речевой продукцией, понимает, что говорит неправильно, стремится исправить ошибки. Даже по выражению его лица очевидно (создавшееся убеждение подтверждается объективными исследованиями), что внутренняя речь его намного богаче и ярче внешней.
Это подтверждается и тем фактом, что у детей-левшей, как правило, очень высокий уровень понятийного мышления; со всеми интеллектуальными заданиями они справляются намного лучше своих сверстников. Только не торопите ребенка, дайте ему время «войти» в задачу, выбрать оптимальный вариант ее решения, а уж затем оценивайте его успехи. Он по типу своей мозговой организации имеет право на некоторую замедленность инициации любого двигательного процесса, в том числе речевого. Его мозгу необходимо некоторое время для запуска любой разворачивающейся во времени и пространстве деятельности.
Итак, мы подошли к одной из главных зон психологической уязвимости левшат. У них очень слабы и по самому их природному, мозговому статусу медленно формируются динамические, кинетические компоненты практически всех психических функций и поведения в целом. Кстати, именно это обстоятельство во многом определяет всем известную их слабость: склонность к заиканию, различные задержки и сбои речевой (и шире - поведенческой) актуализации в любых мало-мальски стрессовых условиях.
Особенно сложны для них ситуации, в которых необходимы быстрые сопряженные действия обеих рук (особенно если эти движения не синхронны). Часто дети жалуются, что им мешают руки и ноги, если приходится выполнять какое-либо сложное гимнастическое упражнение или танец.
Правда, даже здесь они с возрастом находят «обходные» пути, автоматически дублируя, буквально копируя чье-то движение, заучивая его наизусть, а уж потом постепенно вплетая в общую канву, например, танца. Не торопите ребенка, если он не может делать сразу несколько дел, например, что-то рисовать и слушать вас: это ему не под силу по тем самым причинам, которые описаны выше. Он может сосредоточиться лишь на чем-то одном.
Даже взрослые левши иногда жалуются, что чистить картошку и одновременно разговаривать с кем-то для них - сплошная мука, потому что они постоянно сосредоточиваются либо на картошке, либо на разговоре. Стремясь оказать помощь маленьким левшам, старайтесь во время утренней зарядки давать им как можно больше упражнений, в которых были бы задействованы обе руки или ноги - например, имитация плавания кролем или игры на фортепиано. Отработайте с ними вместе каждое движение отдельно и лишь постепенно наращивайте темп.
А самым грамотным и эффективным будет присутствие в вашей совместной жизни нейропсихологического («физкультурно-игрового») комплекса упражнений, который желательно выполнять регулярно. Начинать занятия лучше всего с дыхательных упражнений, массажа, растяжек, которые уже были описаны.
В едином сценарии с этими упражнениями, как уже обсуждалось в предыдущей главе, полезно и необходимо выполнять коррекционный (профилактический, развивающий) нейропсихологический блок, включающий методы, ориентированные на оптимизацию кинетических процессов в различных системах (глаз, языка, рук и т.д.). Идеология их применения связана с направленным формированием у детей-левшей тех двигательных, в широком смысле этого слова, навыков, которые опираются на отлаженные взаимодействия подкорковых и корковых систем, правого и левого полушарий мозга.
В данной главе мы продолжаем обсуждать комплексный нейропсихологический метод «замещающего онтогенеза», акцентируя ту его часть, которая максимально ориентирована на коррекцию и абилитацию речевых процессов в их взаимодействии с другими психическими функциями и системами. Естественно, что описываемый нейропсихологический цикл представлен здесь в целом, как идеология. Он никоим образом не исчерпывается теми методами, которые приведены в предыдущих и данной главе. Каждому, кто стремится к более полноценному изучению этого вопроса, можно порекомендовать обратиться к известным литературным источникам, которые (кроме своей научно-прикладной ценности) содержат обширный методический и иллюстративный материал.
Первым шагом на пути интенсификации речевого развития должны стать формирование, коррекция и профилактика его базового уровня, которые невозможны без соответствующей оптимизации движения, восприятия, памяти и элиминации многих неблагоприятных знаков (гипер- и гипотонус, синкинезии, патологические ригидные телесные установки и т.п.). Все перечисленное является у детей в первую очередь следствием одного и того же нейропсихологического радикала: недостаточности подкорковых образований мозга, вторично приводящих к задержке, искажению и/или нарушению онтогенеза межполушарных взаимодействий.
Многие такого рода проблемы вашего ребенка, я надеюсь, уже стали менее острыми: ведь вы осваиваете вместе с ним нейропсихологический комплекс, описанный в предыдущей главе. Продолжим наше обсуждение.
Расширение сенсомоторного репертуара речевого аппарата, которое всегда начинается с массажных упражнений, прекрасно разработано и широко описано в логопедической литературе, поэтому мы перечислим лишь некоторые из соответствующих упражнений. Тем более что далее будет представлена авторская программа логопеда Т.Н. Лениной «Дельфины», в которой интегрированы все необходимые виды нейропсихологических и логопедических воздействий:
Открывание и закрывание рта, удержание губ в улыбке с закрытым ртом и обнаженными зубами; вытягивание губ вперед (влево-вправо) трубочкой; чередование положений губ: в улыбке - трубочкой - спокойное;
разнообразные движения (вперед-назад, вправо-влево, круговые) челюстью и сложенными в «трубочку» губами;
Язык широкий, узкий, «трубочкой», «катушкой»; язык - «жало змеи», «часики», «качели»; чередование всех этих положений и движений языка;
Движения языка по внешней и внутренней поверхности верхних и нижних зубов; в глубь рта - к передним нижним резцам; облизывание губ в разных направлениях; имитация щелканья, шипения и цоканья.
Взаимодействие - это действия индивидов, направленных друг к другу. Такое действие может быть рассмотрено как совокупность способов, применяемых человеком для достижения определенных целей - решения практических задач или реализации ценностей.
Существуют два основных уровня исследования социального взаимодействия: микроуровень и макроуровень.
Взаимодействие людей друг с другом, в парах, в малых группах или межличностная интеракция изучается на микроуровне .
Макроуровень социального взаимодействий включает крупные общественные структуры, основные институты общества: религию, семью, экономику.
Социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга. Социальная связь - это зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. В социальной связи можно выделить:
субъекты связи (два человека или тысячи людей);
предмет связи (по поводу чего осуществляется связь);
механизм регулирования взаимоотношений.
Прекращение связи может происходить при изменении или утрате предмета связи, либо при несогласии участников связи с принципами ее регулирования. Социальная связь может выступать в виде социального контакта (связь между людьми поверхностна, мимолетна, партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком) и в виде взаимодействия (систематические, регулярные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера, причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего).
Социальные отношения - это устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая самовозобновляющийся характер.
Ситуация контакта двух и более людей может принимать различные формы: 1) простое соприсутствие; 2) обмен информацией; 3) совместная деятельность; 4) равная обоюдная или асимметричная активность, причем активность может быть разного типа: социальное влияние, сотрудничество, соперничество, манипуляция, конфликт и др.
Межличностные отношения и взаимодействия
Люди имеют сильнейшую потребность в присоединенности: входить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты.
Эта потребность, будучи обусловлена биологически-социальными причинами, способствует выживанию человека: в наши предки были связаны круговой порукой, обеспечивавшей групповое выживание (и на охоте, и при возведении жилищ десять рук лучше одной);
Социальная связанность детей и воспитывающих их взрослых обоюдно повышает их жизнеспособность;
Найдя родственную душу - человека, который поддерживает нас и которому мы можем довериться, мы чувствуем себя счастливыми, защищенными, жизнестойкими;
Потеряв родственную душу, взрослые чувствуют ревность, одиночество, отчаяние, боль, гнев, замкнутость в себе, обездоленность.
Человек - в самом деле общественное, социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с людьми.
Можно выделить разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпрепровождение, операция, игра, социальное влияние, подчинение, конфликты, ритуальное взаимодействие и др.
Различные формы взаимодействия людей характеризуются специфическими позициями.
Ритуальное взаимодействие - одна из распространенных форм взаимодействия, которое строится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статуе человека в группе и обществе. Виктор Тэрнер, рассматривая ритуалы и обряды, понимает их как предписанное формальное поведение, как «систему верований и действий, исполняемых особой культовой ассоциацией». Ритуальные действия
важны для осуществления преемственности между различными поколениями в той или иной организации, для поддержания традиций и передачи накопленного опыта через символы. Ритуальное взаимодействие - это и своеобразный праздник, оказывающий глубокое эмоциональное воздействие на людей, и мощное средство поддержания стабильности, прочности, преемственности социальных связей, механизм сплочения людей, повышения их солидарности. Ритуалы, обряды, обычаи способны запечатлеваться на подсознательном уровне людей, обеспечивая глубокое проникновение определенных ценностей в групповое и индивидуальное сознание, в родовую и личную память.
Человечество выработало на протяжении своей истории огромное количество разнообразных ритуалов: религиозные обряды, дворцовые церемонии, дипломатические рауты, военные ритуалы, светские обряды, включая праздники и похороны. К ритуалам относятся многочисленные нормы поведения: прием гостей, приветствие знакомых, обращение к незнакомым и пр.
Соревнование - форма социального взаимодействия, при которой имеется четко определенная цель, которая должна быть достигнута, все действия различных людей соотнесены друг с другом с учетом этой цели таким образом, что они не вступают в конфликт; при этом и сам человек не вступает в конфликт с самим собой, придерживаясь установки другого игрока команды, но тем не менее человеку присуще желание добиться лучших результатов, чем другие члены команды.
Уход - довольно обычная и естественная форма взаимодействия, но все же чаще к ней прибегают люди с проблемами в области межличностных потребностей. Если у человека не остается других форм взаимодействия, кроме ухода, то это уже патология-психоз.
Следующий тип одобряемых фиксированных взаимодействий - времяпрепровождение, обеспечивающих хотя бы минимум приятных ощущений, знаков внимания, «поглаживания» между взаимодействующими людьми.
«Дружба - сильнейшее противоядие от всех напастей», - говорил Сенека.
Факторы, которые способствуют формированию аттракции (привязанности, симпатии) :
Частота взаимных социальных контактов, близость, географическое соседство
Физическая привлекательность
Феномен «ровни» (люди склонны выбирать себе друзей и особенно вступать в брак с теми, кто является им ровней не только по интеллектуальному уровню, но и по уровню привлекательности).
Фромм писал:" «Часто любовь - это не что иное, как взамовыгодный обмен между двумя людьми, при котором участники сделки получают максимум из того, на что они могут рассчитывать, принимая во внимание их ценность на рынке личностей».
В парах, где привлекательность была различной, обычно менее привлекательный имеет компенсирующее качество. ""Мужчины обычно предлагают статус и ищут привлекательности, а женщины чаще делают обратное»
- чем привлекательнее человек, тем вероятнее приписывание ему положительных личностных качеств (это стереотип физической привлекательности: что красиво, то и хорошо; люди неосознанно считают, что при прочих равных условиях более красивые являются счастливей, сексуальней, общительней, умней и удачливей, хотя не честнее или заботливее по отношению к другим людям. Более привлекательные люди имеют более престижную работу, больше зарабатывают);
Отрицательно на аттракцию может влиять «эффект контраста» - например, мужчинам, только что разглядывавшим журнальных красоток, обычные женщины, в том числе собственные жены
- «эффект усиления» - когда мы находим у кого-либо черты, схожие с нашими, это делает человека более привлекательными для нас; чем более двое любят друг друга, тем более физически привлекательными они находят друг
Сходство социального происхождения, сходство интересов, взглядов важно для установления отношений («мы любим тех, кто похож на нас и делает то же, что и мы», - указывал Аристотель);
А для их продолжения необходимы взаимодополнение, компетентность в области, близкой нашим интересам;нам нравятся те, кому мы нравимся;
Если чувство собственного достоинства человека было уязвлено какой-то предыдущей ситуацией, то ему в более значительной степени понравится новый знакомый, доброжелательно уделяющий ему внимание
Вознаграждающая теория привлекательности: теория, согласно которой нам нравятся те люди, чье поведение нам выгодно, или те, с кем мы связываем выгодные нам события;
Принцип взаимовыгодного обмена или равного участия: то, что вы и ваш партнер получаете от ваших взаимоотношений, должно быть пропорционально тому, что каждый из вас в них вкладывает.
Если двух и более людей многое связывает, формируется фактор близости, если их связи улучшаются, они делают друг для друга приятное - формируется симпатия ; если они видят друг в друге достоинства, признают право за собой и другими быть такими, какие они есть, - формируется уважение .
Дружба и любовь, удовлетворяют потребность людей в приятии. Дружба и любовь внешне похожи на времяпрепровождение, однако здесь всегда присутствует четко фиксированный партнер, по отношению к которому испытывается симпатия.
Дружба = симпатии + уважения.
Любовь = сексуальное влечение + симпатия + уважение;
Влюбленности = сексуального влечения + симпатии.
Люди могут обсуждать какие угодно проблемы, даже на вполне взрослом и серьезном уровне, тем не менее в каждом их слове и жесте будет проглядываться: «Ты мне нравишься». Некоторые черты характерны для всех дружеских и любовных привязанностей: взаимопонимание, самоотдача, удовольствие от пребывания с любимым, забота, ответственность, интимная доверительность, самораскрытие (обнаружение сокровенных мыслей и переживаний перед другим человеком).
«Что такое друг? Это человек, с которым вы осмеливаетесь быть самим собой» - Ф. Крэйн.
В связи с проблемой социального влияния следует различать конформность и внушаемость.
Конформность -подверженность человека групповому давлению, изменение его поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней.
Внушаемость, или суггестия, - непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне).
Различают:
а) внутреннюю личную конформность (усваиваемая конформная реакция) - мнение человека действительно меняется под воздействием группы, человек соглашается, что группа права, и изменяет свое первоначальное мнение в соответствии с мнением группы, впоследствии проявляя усвоенное групповое мнение, поведение даже при отсутствии группы;
б) демонстративное согласие с группой по разным причинам (чаще всего, чтобы избежать конфликтов, неприятностей лично для себя или близких людей, при сохранении собственного мнения в глубине души - (внешняя, публичная конформность).
Если человек хочет, ищет принятия себя группой, он чаще уступает группе, и наоборот, если не дорожит своей группой, то более смело сопротивляется групповому давлению. Индивиды с более высоким статусом в группе (лидеры) способны довольно сильно сопротивляться мнению группы, ведь лидерство связано с некоторыми отклонениями от групповых шаблонов. Наиболее подвержены групповому давлению индивиды со средним статусом, лица полярных категорий более способны сопротивляться групповому давлению.
В чем причина конформности? С точки зрения информационного подхода (Фестингер), современный человек не может проверить всю информацию, которая к нему поступает, и поэтому полагается на мнение других людей, когда оно разделяется многими. Человек поддается групповому давлению потому, что он хочет обладать более точным образом реальности (большинство не может ошибаться). С точки зрения гипотезы «нормативного влияния», человек поддается групповому давлению потому, что он хочет обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе, хочет избежать конфликтов, избежать санкций при отклонении от принятой нормы, хочет поддержать свое дальнейшее взаимодействие с группой.
Чрезмерно выраженный конформизм - явление психологически пагубное: человек, как «флюгер», следует за групповым мнением, не имея собственных взглядов, выступая марионеткой в чужих руках; либо человек реализует себя в качестве лицемерного приспособленца, способного многократно менять поведение и внешне высказываемые убеждения в соответствии с тем, «откуда ветер дует» в данный момент, в угоду «сильным мира сего». По мнению западных психологов, многие советские люди сформированы в направлении такого повышенного конформизма. Положительное значение конформизма состоит в том, что он выступает: 1) как механизм сплочения человеческих групп,человеческого общества; 2) механизм передачи социального наследства, культуры, традиций, социальных образцов поведения, социальных установок.
Нонконформизм выступает как опровержение человеком мнения большинства, как протест подчинения, как кажущаяся независимость личности от мнения группы, хотя на самом деле и здесь точка зрения большинства является основой для поведения человека. Конформизм и нонконформизм - это родственные свойства личности, это свойства положительной или отрицательной подчиненности влияниям группы на личность, но именно подчиненности. Поэтому поведением нонконформиста так же легко управлять, как и поведением конформиста.
Социальные взаимодействия выступают как социокультурные: одновременно протекают три процесса: взаимодействие норм, ценностей, стандартов, содержащихся в сознании человека и группы; взаимодействие конкретных людей и групп; взаимодействие материализованных ценностей общественной жизни.
В зависимости от объединяющих ценностей можно выделить:
«односторонние» группы, построенные на одном ряде основных ценностей (биосоциальные группы: расовые, половые, возрастные; социокультурные группы: род, языковая группа, религиозная группа, профессиональный союз, политический или научный союз);
«многосторонние» группы, построенные вокруг комбинации нескольких рядов ценностей: семья, община, нация, социальный класс.
Мертон определяет группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и воспринимаются ее членами с точки зрения других людей. Группа имеет свою идентичность с точки зрения посторонних.
Первичные группы состоят из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются устойчивые эмоциональные отношения, личные взаимосвязи, основанные на их индивидуальных особенностях. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей, их социальные роли, деловые отношения и способы коммуникации четко определены. В критических и аварийных ситуа
циях люди отдают предпочтение первичной группе, проявляют преданность членам первичной группы.
Люди вступают в группы по ряду причин:
Группа выступает как средство биологического выживания;
Как средство социализации и формирования психики человека;
Как способ выполнения определенной работы, которую невозможно выполнить одному человеку (инструментальная функция группы);
Как средство удовлетворения потребности человека в общении, в ласковом и доброжелательном отношении к себе, в получении социального одобрения, уважения, признания, доверия (экспрессивная функция группы);
Как средство ослабления неприятных чувств страха, тревоги;
Как средство информационного, материального и прочего обмена.
Выделяют несколько разновидностей групп: 1) условные и реальные; 2) постоянные и временные; 3) большие и малые.
Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.).
Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.
Реальные группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные человеческие группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности.
Малая группа - это достаточно устойчивое объединение людей, связанными взаимными контактами.
Малая группа - немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.
При большем количестве людей группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные признаки ма лой группы: пространственное и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Перцептивные аспекты позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе; и только в этом случае можно говорить о малой группе.
I - Взаимодействие - активность каждого, это одновременно стимул и реакция на всех остальных.
II - Наличие постоянной цели совместной деятельности.
III. Наличие в группе организующего начала . Оно может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (в лидере, руководителе), а может и нет, но это не означает, что нет организующего начала. Просто в этом случае функция руководства распределена между членами группы и лидерство носит ситуативно-специфический характер (в определенной ситуации человек, более продвинутый в данной сфере, нежели другие, принимает на себя функции лидера).
IV . Разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т. е. активность членов группы не является однородной, они вносят свой, разный вклад в совместную деятельность, играют разные роли).
V. Наличие эмоциональных отношений между членами группы , которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в группе.
VI. Выработка специфической групповой культуры - нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обусловливающие групповую динамику.
Эти нормы - важнейший признак групповой целостности.
Отклонение от групповых стандартов, норм, как правило, позволяется только лидеру.
Группа имеет следующие психологические характеристики: групповые интересы, групповые потребности, групповые мнения, групповые ценности, групповые нормы, групповые цели.
Группе присущи следующие общие закономерности: 1) группа неизбежно будет структурироваться; 2) группа развивается (прогресс либо регресс, но динамические процессы в группе происходят); 3) флуктуация, изменение места человека в группе может происходить неоднократно.
По психологическим характеристикам различают: 1) группы членства; 2) референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом.
Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют функции: 1) социального сравнения, поскольку референтная группа - источник положительных и негативных образцов; 2) нормативную функцию, т. к. референтная группа - источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.
По характеру и формам организации деятельности выделяют следующие уровни развития контактных групп.
Неорганизованные (номинальные группы, конгломераты) или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.
Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).
Кооперация - группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой; межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.
Корпорация - это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма.
Коллектив - устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.
Руководителю коллектива (менеджеру) необходимо хорошо знать эти роли. Это: 1) координатор, пользующийся уважением и умеющий работать с людьми;
2) генераторидей, стремящийся докопаться до истины, воплотить же свои идеи на практике он чаще всего не в состоянии;
3) энтузиаст, берущийся сам за новое дело и воодушевляющий других;
4) контролер-аналитик, способный трезво оценить выдвинутую идею. Он исполнителен, но чаще сторонится людей;
5) искатель выгоды, интересующийся внешней стороной дела. Исполнителен и может быть хорошим посредником между людьми, поскольку обычно он самый популярный член коллектива;
6) исполнитель, умеющий воплотить идею в жизнь, способен к кропотливой работе, но часто «тонет» в мелочах;
7) работяга, не стремящийся занять ничье место;
8) шлифовщик - он необходим, чтобы не перешли последней черты.
В группах протекают динамические процессы:
Давление на членов группы, способствующее их конформизму и внушаемости;
Формирование социальных ролей, распределение групповых ролей;
Изменение активности членов: возможны феномены фа-цилитации - усиление энергии человека в присутствии других людей; феномены ингибиции - затормаживание поведения и деятельности под влиянием других людей, ухудшение самочувствия и результатов деятельности человека в ситуации, когда за ним наблюдают другие люди;
Изменение мнений, оценок, норм поведения членов группы: феномен «групповая нормализация» - формирование усредненного группового стандарта-нормы;
Феномен «групповой поляризации», «экстреяшзация» - приближение общегруппового мнения к какому-то полюсу континуума всех групповых мнений, часто «сдвиг к риску», когда групповое решение является более рискованным, чем решение, принимаемое индивидуально;
Соревнование как разновидность социального взаимодействия - яркий пример социальной фацилитации, улучшения результатов деятельности людей в присутствии и сравнении друг с другом. Но социальная фацилитация проявляется тогда, когда личные усилия каждого человека могут быть оценены индивидуально.
Силу всякого коллектива составляет его сплоченность.
Во многом сплоченность коллектива зависит от стадии его развития, от стадии зрелости. Таких стадий психологи выделяют пять.
Первая стадия называется «притиркой». На этой стадии люди еще приглядываются друг к другу, решают, по пути ли им с остальными, стараются показать свое «Я». Взаимодействие происходит в привычных формах при отсутствии коллективного творчества. Решающую роль в сплочении группы на этой стадии играет руководитель.
Вторая стадия развития коллектива - «конфликтная» - характеризуется тем, что в его рамках открыто образуются кланы и группировки, открыто выражаются разногласия, выходят наружу сильные и слабые стороны отдельных людей, приобретают значение личные взаимоотношения. Начинается силовая борьба за лидерство и поиски компромиссов между враждующими сторонами. На этой стадии возможно возникновение противодействия между руководителем и отдельными подчиненными.
На третьей стадии - стадии экспериментирования - потенциал коллектива возрастает, но он часто работает рывками, поэтому возникает желание и интерес работать лучше, другими методами и средствами.
На четвертой стадии в коллективе появляется опыт успешного решения проблем, к которым подходят, с одной стороны, реалистически, а с другой - творчески. В зависимости от ситуации функции лидера в таком коллективе переходят от одного его члена к другому, каждый из которых гордится своей принадлежностью к нему.
На последней - пятой - стадии внутри коллектива формируются прочные связи, людей принимают и оценивают по достоинству, а личные разногласия между ними быстро устраняются. Отношения складываются в основном неформально, что позволяет демонстрировать высокие результаты работы и стандарты поведения. Далеко не все коллективы выходят на высшие (4, 5) уровни.
Формы социальных взаимодействий
Понятие социальных связей, их виды
Очевидно, что человек для удовлетворения своих потребностей должен вступать во взаимодействие с другими индивидами, входить в социальные группы, участвовать в совместной деятельности.
Центральной идеей социологического реализма Э. Дюркгейма, которой было, по существу, посвящено все его научное творчество, выступает идея общественной солидарности - вопрос о том, каков характер тех связей, которые объединяют, притягивают людей друг к другу. Стремление любого человека к контактам с другими людьми обусловлено базовыми потребностями человека . К ним относятся: половая (размножения); групповой самозащиты; общения с себе подобными; интеллектуальной деятельности; чувственно-эмоциональных переживаний. Вне контактов удовлетворение этих потребностей невозможно.
В течение всей жизни человек связан с другими людьми посредством социальных связей, которые проявляются в различных видах и формах.
Социальные взаимосвязи между членами общества или социальной группы крайне разнообразны. В процессе общения с другими людьми человек постоянно отбирает из большого количества разнообразных связей именно те, которые он считает нужным усиливать и развивать. В связи с этим каждый индивид проходит несколько этапов в освоении социальных связей, прежде чем достигает состояния социальных отношений.
Кроме того, именно социальные связи являются основой группообразующих процессов , первым шагом в образовании социальных групп (Рис. 1).
Рис.1. Виды социальных связей
Итак, рассмотрим основные виды социальных связей:
Социальные контакты. Самым простым видом связей следует признать социальные контакты. Эти контакты являются максимально простыми, элементарными связями между отдельными индивидами.
Первым шагом в построении социальных связей являются пространственные контакты. Они отражают ориентацию людей в социальном пространстве, при которой индивиды представляют себе, где находятся другие люди и сколько их. Они могут предполагать наличие других людей или видеть их. Уже предположение о наличии некоторого количества других людей может изменять поведение индивидов в обществе. Отметим, что при пространственном контакте индивид не может выделить из общего количества окружающих его людей никаких отдельных обособленных объектов. Он оценивает окружающих людей как некоторое целое.
Выделение из пространственного окружения некоторых особенных объектов может происходить только при контакте заинтересованности. При таком контакте индивид выделяет из своего социального окружения определенного индивида или социальную группу, на которую он обращает свое внимание, которых он может использовать для углубления социальных связей.
Последним видом контактов являются контакты обмена. В ходе таких контактов происходит кратковременный обмен ценностями между отдельными индивидами. Я.Щепаньский, описывая контакты обмена, отмечает, что они представляют собой специфический вид социальных взаимосвязей, в которых индивиды обмениваются ценностями, не имея стремления изменить поведение других индивидов. Это означает, что в ходе подобных спорадических и кратковременных обменов внимание индивида концентрируется на самом предмете обмена, а не на другом индивиде, вступающем в обмен. Примером такого контакта может служить покупка газеты, когда покупатель, не обращая внимания на продавца, отдает деньги и получает газету.
Каждый раз, когда индивид начинает общение с другими людьми, он обязательно должен пройти все эти три вида контактов, для того чтобы перейти к более сложным социальным связям.
Более сложный вид социальных связей – это социальное действие . Его значение обусловлено тем, что оно представляет собой простейшую единицу, простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. Впервые в социологию понятие «социальное действие» было введено и научно обосновано Максом Вебером.
В понимании М. Вебера социальное действие имеет, по крайней мере, две особенности: во-первых, оно должно быть рациональным, осознанным, и во-вторых, оно должно быть с необходимостью ориентировано на поведение других людей.
Социальные действия - это определенная система поступков, средств и методов, используя которые, индивид или социальная группа стремятся изменить поведение, взгляды или мнение других индивидов или групп.
Любое социальное действие представляет из себя систему, в которой можно выделить следующие элементы:
ü субъект действия, воздействующий индивид или общность людей;
ü объект действия, индивид или общность, на которых направлено действие;
ü средства (орудия действия) и методы действия, с помощью которых осуществляется необходимое изменение;
ü результат действия - ответная реакция индивида или общности, на которых было направлено действие.
Следует различать два следующих понятия: «поведение» и «действие». Если поведение - это ответная реакция организма на внутренние или внешние раздражители (оно может быть рефлекторным, неосознанным или намеренным, осознанным), то действие - это только некоторые виды поведения.
Совершая социальные действия, каждая личность испытывает на себе действия других. Происходит обмен действиями или социальное взаимодействие.
Социальное взаимодействие - это систематически устойчивое выполнение каких-то действий, которые направлены на партнера для того, чтобы вызвать определенную (ожидаемую) ответную реакцию с его стороны, которая, в свою очередь, вызывает новую реакцию воздействующего.
Наиболее детально социальное взаимодействие изучил П. Сорокин. По его мнению, отдельно взятый индивид не может рассматриваться в качестве элементарной «социальной клетки» или простейшего социального явления.
В своей работе «Системы социологии» он отметил: «…индивид как индивид – никоим образом не может считаться микрокосмосом социального макрокосмоса. Не может потому, что из индивида можно получить только индивида и нельзя получить того, что называется «обществом», ни того, что носит название «общественных явлений»… Для последних требуется не один, а много индивидов, по меньшей мере два». Однако чтобы два и более индивидов можно было бы рассматривать как элемент общества, необходимо, чтобы они вступали во взаимодействие между собою.
Условиями возникновения любых социальных взаимодействий Сорокин называет:
ü наличие двух или более индивидов , обуславливающих поведение и переживания друг друга;
ü совершение ими каких-то действий , влияющих на взаимные переживания и поступки;
ü наличие проводников , передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга (например речевых сигналов или различных материальных носителей).
Социальные связи человека представляют собой множество взаимодействий, состоящих из действий и ответных реакций. Складывается сложная сеть взаимодействий, охватывающая различное число индивидов. В процессе этих взаимодействий могут складываться социальные отношения.
Социальные отношения - это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т.д.). В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения - это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (формальными и неформальными).
Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл. Например, любовь со стороны индивида может наткнуться на презрение или ненависть со стороны объекта его любви.
Причиной того, что подчас сходные взаимодействия отличаются друг от друга по содержанию являются ценности. Ценность в данном контексте можно определить как целевое желательное событие. Содержание и смысл социальных отношений зависит от того, как соединяются во взаимодействиях потребность в ценностях и владение ими. Если один индивид обладает ресурсами в виде богатства, а другой не заинтересован в их приобретении, то в этом случае возможен лишь один тип отношений - независимость каждого из индивидов, незаинтересованность и равнодушие.
Например случай когда Александр Македонский, обладавший властью, богатством и престижем, предложил воспользоваться этими ценностями философу Диогену Синопскому. Царь попросил философа назвать желание, предъявить любое требование, которое он немедленно выполнит. Но Диоген не имел потребностей в предложенных ценностях и выразил единственное желание: чтобы царь отошел и не загораживал солнца. Отношения почтения и благодарности, на которые рассчитывал Македонский, не возникли, Диоген остался независимым, как, впрочем и царь.
В системе отношений можно выделить следующие элементы:
ü субъекты связи - два индивида, две социальные группы, либо индивид и социальная группа;
ü связующее их звено, которым может быть какой-нибудь предмет, интерес, общая ценность, создающие основу отношения;
ü определенная система обязанностей и долженствований или установленных функций, которые обязательно должны выполнять партнеры по отношению друг к другу.
Среди всего разнообразия социальных отношений существуют такие, которые присутствуют во всех остальных отношениях и являются их основой. Это, прежде всего, отношения социальной зависимости и власти.
Например, если рассматривать отношения любви, то очевидно, что любовь двух людей друг к другу предполагает взаимные обязательства и зависимость одного человека от мотивов и действий другого. То же можно сказать о дружбе, уважении, управлении и руководстве, где отношения зависимости и власти наиболее очевидны.
Формы социальных взаимодействий
Социальные взаимодействия в обществеможно рассматривать с точки зрения способов достижения желаемых ценностей . Здесь мы имеем дело с такими категориями, как кооперация, конкуренция и конфликт. Первые два понятия детально разработаны американскими социологами Робертом Парком и Эрнстом Берджесом.
Слово кооперация происходит из двух латинских слов: "co " - "вместе" и "operari " - работать. Кооперация может протекать в диадах (группах из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальном слое или обществе).
Кооперация, прежде всего, связана с желаниями людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии (социальном альтруизме). Однако проведенные исследования и просто опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, желания или нежелания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит, как правило, в обоюдной пользе.
Конкуренция (от лат. concurrere – бежать вместе)- это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограниченны и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям.
Конкуренция может проявляться на личностном уровне (например, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов).
Эксперименты, проведенные в группах, показывают, что если ситуация складывается таким образом, что личности или группы кооперируются для преследования общих целей, то поддерживаются дружеские отношения и установки. Но как только создаются условия, при которых возникают неразделенные ценности, порождающие конкуренцию, немедленно возникают недружелюбные установки и нелестные стереотипы.
Конфликт. Анализ конфликтов (от лат. conflictus - столкновение) полезно начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей , набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности Абрахам Маслоу (1908 – 1970) подразделяет на пять основных типов: 1) физические потребности (пища, секс, материальное благополучие и т.п.); 2) потребности в безопасности ; 3) социальные потребности (потребности в общении, социальных контактах, взаимодействии); 4) потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции ; 5) высшие потребности в самовыражении, самоутверждении (например, потребность в творчестве).
Все желания, стремления индивидов и социальных групп можно отнести к какому-либо типу этих потребностей. Сознательно или бессознательно индивиды мечтают добиться своей цели в соответствии с потребностями. Следовательно, все социальные взаимодействия человека упрощенно можно представить как ряд элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушения равновесия в связи с появляющейся потребностью и появления значимой для индивида цели, а заканчивается восстановлением равновесия и достижением цели.
"Социология конфликта" была разработана Рэндаллом Коллинзом как обобщающая теория. В отличии от К. Маркса и Р. Дарендорфа, которые основное внимание сконцентрировали на макротеории конфликта, Коллинз сосредоточил внимание на повседневных взаимодействиях. С его точки зрения, конфликт - это единственный центральный процесс социальной жизни. Коллинз перенес свой анализ стратификации (как явления, порождающего конфликт) на отношения между полами и возрастными группами.
Он встал на позицию, согласно которой семья - это арена конфликта полов, в котором мужчины выходят победителями, а женщины подавляются мужчинами и подвергаются различным видам несправедливого обращения. Коллинз обратился к рассмотрению ресурсов, которыми обладают различные возрастные группы.
Так, старшее поколение владеет разнообразными ресурсами, в том числе опытом, влиянием, силой и способностью удовлетворять физические потребности молодых. В противоположность этому, один из немногочисленных ресурсов молодежи - физическая привлекательность. Это означает, что взрослые, как правило, главенствуют над юными. Однако по мере взросления человек приобретает больше ресурсов и более способен сопротивляться, в результате чего усиливается конфликт поколений.
С точки зрения конфликта Коллинз рассматривал и формальные организации. Он считал их сетями межличностных влияний и аренами конфликтующих интересов.
Статья от Александра Шевкопляса
В этой статье поговорим о взаимодействии человека с другими людьми и о возможности смены своего восприятия, влияющие на поведение окружающих людей.
Изменение мира и изменение другого существа связаны с интересами многих существ.
Например, человек хочет быстро бегать. Пространство вариантов будет содействовать его желанию, улучшая его физическую форму, здоровье и, возможно, даже конструкцию тела.
Но, если человек хочет бегать быстрее, чем другое существо, то реализация такого желания задевает интересы этого существа, равновесие и гармонию мира, а может и разрушить мир.
Так, если волки станут бегать быстрее зайцев, то зайцев вскоре не останется.
Пространство вариантов не содействует выполнению желания, если оно прямо связано с интересами других существ. Каждое существо вправе проецировать изменения только своей линии жизни.
Создавая мыслеформу, в которой вы имеете преимущество перед другим существом, вы создаёте на своей линии жизни негативный (принижающий его свойства) образ этого существа.
Подсознание этого существа автоматически симметрично ответит вам, создав ваш негативный образ на своей линии жизни, и этим нейтрализует вашу проекцию.
Любые проблемы и достижения человека в обществе, так или иначе, рождаются в отношениях с людьми, будь то личные отношения или деловые. Общественная природа человека предполагает его взаимодействие с другими членами общества.
Можно ли использовать содействие подсознания и информационного поля пространства вариантов в отношениях с людьми?
Трудность использования мысленного образа модели будущего заключается в том, что это неощущаемый процесс, его трудно подчинить воле и контролировать.
Существует ряд способов влиять на других людей, используя силы пространства вариантов. Влиять через пространство вариантов на других можно только косвенными мыслеформами, для этого:
- Проецировать собственные ощущения действия другого человека на себя.
- Проецировать реализацию целей другого человека, энергетически содействуя его собственным проекциям.
Ваши образы являются желанной моделью вашего будущего. Желания, лежащие в пределах ваших личных ощущений, находятся на вашей линии жизни и они в вашей власти.
Например, вы можете визуализировать ощущения от ваших отношений с другим существом. Это ваши личные ощущения на вашей линии жизни. Стечение обстоятельств, сформированное пространством вариантов, даст основания для таких отношений.
Зона собственного влияния человека на образ будущего – его ощущения измененной реальности. Если в мыслеформе заложена собственная реакция на окружающий мир в виде определённого воздействия на себя, то это реализуется стечением обстоятельств, которое создаст пространство вариантов.
Если вы плохо думаете о человеке, то он даст для этого основания, например: будете думать, что он лишит имущества – под действием ваших мыслей он захочет украсть; что он раздражает вас пьяным видом и безумными агрессивными действиями – будет активно употреблять алкоголь и искать повод выяснить отношения и т.д…
Будете думать о нём с симпатией, и он будет действовать дружелюбно и даст вам основания для симпатии.
Имеет большое значение и смысл искать и видеть в людях хорошие качества.
Не провоцируйте людей на недостойное поведение своим созидающим взглядом на них. Когда вы признаете, что человек достоин уважения, он начнёт вести себя соответствующим образом.
Если ваше подсознание содержит устойчивые негативные образы поведения, то в своём окружении вы всегда определите часть друзей и сотрудников на работе, имеющих черты, которые вы осуждаете, найдёте их и в своей второй половине.
Нельзя своей мыслеформой управлять целями другого существа, но можно управлять взаимодействием с ним. Действия другого существа, которые вы можете ощутить, доступны вашему влиянию в случае, если они не противоречат интересам этого существа.
Продолжение статьи
Социальное взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия социальных субъектов (акторов) друг на друга, обмена действиями между двумя и более акторами.
Социальное взаимодействие является одним из ключевых понятий в социологической теории, потому что все социальные явления (социальные отношения, процессы, изменения, социальная структура, статусы, роли и пр.) возникают в результате социального взаимодействия.
Оно складывается из отдельных, направленных друг на друга социальных действий. Поэтому социальное взаимодействие предполагает взаимные действия как минимум двух социальных акторов. При этом действие может быть инициировано самим актором (индивидом, группой) и рассматриваться как «вызов», а может быть ответной реакцией на действия других - «ответ на вызов».
Сущность социального взаимодействия заключается в том, что лишь во взаимодействии с другими людьми человек может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей, интересов, ценностей. Да и само по. себе взаимодействие является основной жизненной потребностью человека.
В процессе взаимодействия происходит обмен информацией, знаниями, опытом, материальными, духовными и иными ценностями; индивид (группа) определяет свою позицию относительно других, свое место (статус) в социальной структуре, свои социальные роли. Роль, в свою очередь, предписывает индивиду определенные образцы поведения и делает взаимодействие предсказуемым. Сама социальная структура, социальные отношения и социальные институты являются результатом различных видов и форм социального взаимодействия.
Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаимных ожиданий или, иными словами, взаимопонимание между акторами. Если акторы «говорят на разных языках» и преследуют взаимоисключающие цели и интересы, то результаты такого взаимодействия вряд ли будут положительными.
Исследование проблем социального взаимодействия всегда находилось в центре внимания ведущих социологов мира. Значительный вклад в развитие теории социального действия и социального взаимодействия внесли М. Вебер, П. Сорокин, Дж. Хоманс, Т. Парсонс и др.
М. Вебер считает, что источником социального действия и взаимодействия людей (индивидов, групп) являются их потребности, интересы и ценности. В ходе взаимодействия люди стремятся максимально рационализировать свое поведение с целью достижения наибольшей экономической эффективности. Потому для социальных действий характерными являются такие качества, как осознанность, рациональность и ориентированность на других. По мнению П. Сорокина, социальное взаимодействие - это взаимный обмен коллективным опытом, знаниями, понятиями, высшим результатом которого является возникновение «культуры». На социетальном уровне социальное взаимодействие можно представить в виде социокультурного процесса, в ходе которого коллективный опыт передается от поколения к поколению.
При этом «каждое поколение к полученной по наследству сумме знания (опыта) прибавляет свою часть, приобретенную им в течение жизни, и сумма коллективного опыта (знания) таким образом постоянно растет».
Дж. Хоманс рассматривает социальное взаимодействие в рамках созданной им в начале 60-х гг. XX в. концепции социального обмена. Он считает, что в процессе взаимодействия каждая из сторон стремится получить максимально возможные вознаграждения за свои действия и минимизировать затраты. К числу важнейших вознаграждений Дж. Хоманс относит социальное одобрение. Взаимно вознаграждаемое взаимодействие имеет тенденцию к регулярности и перерастает во взаимоотношения на основе системы взаимных ожиданий. Если ожидания не подтверждаются, то мотивация к взаимодействию и обмену будет снижаться. Однако между вознаграждением и затратами нет прямой пропорциональной зависимости, так как, кроме экономической и иной выгоды, действия людей детерминированы (обусловлены) множеством других факторов, например желанием получить максимально возможное вознаграждение без должных затрат или напротив - желанием сделать добро, не рассчитывая на вознаграждение. Дальнейшее развитие и интерпретацию теория социального взаимодействия получила в трудах Т. Парсонса. По его мнению, социальное взаимодействие на уровне социальных систем происходит благодаря «зонам взаимопроникновения» и осуществляется в процессе взаимообмена. Социальные системы предстают как «открытые», находящиеся в состоянии постоянного взаимообмена. Кроме того, они дифференцированы на различные подсистемы, которые также вовлечены в процессы взаимообмена.
Другим научным направлением в исследовании социального взаимодействия является символический интеракционализм (от англ. interaction - взаимодействие). Наиболее известным представителем этого направления является Дж. Г. Мид (1863- 1931). По его мнению, во взаимодействии более важную роль играет не то или иное действие, а его интерпретация. Например, такой незначительный жест (действие), как подмигивание в одной ситуации может расцениваться как заигрывание или ухаживание, в другой - как поддержка, одобрение и т. д. Люди, как правило, не реагируют автоматически на воздействия извне. Прежде чем сделать это, они разгадывают значение действия, т. е. наделяют его определенным символом. Одинаковая интерпретация действий-символов способствует успешному взаимодействию.
Н. Смелзер считает, что символический интеракционализм дает более реалистическое представление о социальном взаимодействии, чем теория обмена. «Сущность символического интеракционализма состоит в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них».
Еще по теме Социальное взаимодействие:
- 76. Модель взаимодействия экономических и социальных переменных Г. Мюрдаля.
- ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
- 1. Социальная природа конфликтного взаимодействия в мировой политике и международных отношениях
- 1.2.1. Взаимодействие Центр – регион. Механизм взаимодействия. Противоречия
- 3. Проблема социальной ориентации экономики. Противоречия социальной справедливости и экономической эффективности