Органы власти в ссср схема.
Тезис 1. Период новой экономической политики (НЭП)
Государство (с декабря 1922 г.) - Союз Советских Социалистических Республик (СССР)
30 декабря 1922 г. состоялся I съезд Советов СССР, на котором РСФСР, Белоруссия, Украина, Закавказская федерация (ЗСФСР) объединились в Союз Советских Социалистических Республик. Одновременно были утверждены принципиальные положения новой конституции. Первая сессия ЦИК СССР избрала Президиум и поручила ему разработать конституцию. Для этого в январе 1923 г. была образована Конституционная комиссия. Одновременно с комиссией ЦИК СССР в подготовке проекта Конституции СССР участвовали специально созданные комиссии ЦИК союзных республик.
Основные конституционные принципы обсуждались на XII съезде РКП(б), на пленумах ЦК, на съездах, конференциях республиканских и губернских партийных организаций.
Тезис 2.
Центральный аппарат управления
Всесоюзный съезд Советов - высший орган власти
Центральный исполнительный комитет (ЦИК) - высший орган власти в периоды между съездами. Законодательные и исполнительные функции
Совет народных комиссаров (СНК) - правительство (исполнительный и распорядительный орган)
Совет труда и обороны (СТО) преобразован в Экономическое совещание
Государственная общеплановая комиссия (Гослшн)
Глава правительства - с марта 1923 г. Председатель СНК РСФСР
Органы хозяйственного управления Переход к новой экономической политике с 1921 г. не изменил государственных структур, однако поставил задачи приспособления к ней аппарата управления экономикой. Была сужена сфера централизованного распределения ресурсов, произошли некоторые организационные изменения, сократился государственный аппарат. Но в целом сохранялись принципы управления, оформившиеся в первые послеоктябрьские годы. Поэтому с середины 20-х гг. в силу целого ряда причин, и особенно после провозглашения курса на индустриализацию в 1925 г., нарастающими темпами начали развиваться центростремительные тенденции, что выражалось в усилении администрирования в организации производства и труда, расширении сферы централизованно- распределительных отношений и т.д.
В итоге в течение 1929-1932 гг. сложилась система управления, основными элементами которой стали:
Пятилетние и годовые планы, разверстанные по предприятиям, охватывавшие все стороны их деятельности и обязательные для выполнения;
Увеличение числа промышленных наркоматов и главков, единоначалие, прямое вмешательство вышестоящих органов в работу предприятий;
Ограниченный, формальный хозрасчет;
Включение в механизм хозяйствования репрессивной системы - НКВД;
Фактическое слияние в единый механизм государственных, хозяйственных, управленческих, партийных органов, а также общественных организаций.
Была изменена структура ВСНХ, в составе которого были созданы управления по отраслям промышленности, а также плановое управление. Роль планирующих органов значительно повысилась в процессе разработки первого пятилетнего плана. СНК СССР принял специальное постановление о работе Госплана.
Усилилось влияние органов ЦКК-РКИ на работу государственного аппарата. В ее работе активное участие принимали профсоюзы, комсомол и другие общественные организации. VII Всесоюзный съезд профсоюзов (декабрь 1926) рассмотрел целый комплекс вопросов о состоянии и перспективах развития производства в ходе индустриализации. VI съезд ВЛКСМ (1926) призвал молодежь к активному участию в решении задач социалистической индустриализации.
Все это, наряду с другими факторами, создавало предпосылки для формирования системы всеобщего огосударствления общественной жизни, получившей впоследствии название «командно-административной».
Государственное строительство В это время интенсивно развивалась национальная государственность народов СССР. В 20-30-е годы шел непрерывный рост национальных государственных образований, перерастание менее развитых уже существующих форм национальной государственности в более развитые формы. В декабре 1922 г., когда образовался Союз ССР, в нем было 15 национальных государств (4 союзные и 11 автономных республик). В сентябре 1924 г. в него вошли Хорезмская и Бухарская республики. К декабрю 1936 г. союзных республик стало 11, а автономных - 22. Это объясняется «национально-государственным размежеванием в Средней Азии» (определение границ новых национальных образований), проходившим в 1925-1929 гг. III съезд Советов СССР (май 1925) принял в состав союзного государства Узбекскую ССР и Туркменскую ССР на основании деклараций первых съездов Советов этих вновь образованных республик.
Тезис 3.
Местный аппарат управления
При Центральных исполнительных комитетах автономных республик и губисполкомах - политотделы
При исполкомах всех уровней - экономические совещания
Единая судебная система
народный суд
губернский суд
Верховный суд
Репрессивные органы
1921 г. - упразднена Всероссийская чрезвычайная комиссия
Резко сократилось число революционных трибуналов
1922 г. - создано Государственное политическое управление (ГПУ)
1923 г. - создано Объединенное государственное политическое управление (ОПТУ)
Тезис 4. 30-40-е годы
Читайте также:
Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР. В период между съездами высшим органом власти являлся Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР).
В период между съездами верховным органом власти был Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, который состоял из Союзного совета (избираемого съездом из представителей республик пропорционально населению) и Совета национальностей (составленного из представителей союзных и автономных республик).
В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным органом был Президиум ЦИК СССР (избиравшийся на совместном заседании палат), который мог приостанавливать действие постановлений съездов советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.
ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган - Совет народных комиссаров СССР, в который входил председатель СНК, его заместители и десять наркомов.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Читайте также:
Схема 17. Высшие органы власти и управления CCCР по Конституции 1936 г.
Cоветская Власть
1917-1993
(в схемах)
Годы давних боев заметает пурга,
Только в памяти им не пропасть.
Шли отцы воевать, шли под пули врага
Умирать, умирать за Советскую Власть.
За Советскую Власть!
В. И. Ленин выдвинул Советы как новую политическую форму организации трудящихся масс в борьбе за пролетарскую революцию и диктатуру пролетариата, наиболее прогрессивно-демократическую в условиях России для организации политической власти рабочего класса и всех трудящихся в центре и на местах, раскрыл и научно обосновал классовую сущность Советов, характеризовал их как основу нового, социалистического типа государства, обеспечивающего полновластие трудящихся.
Речь В. И. Ленина "Что такое Советская Власть"
_______________
ИСПОЛКОМ — Исполнительный Комитет
ВРК — Военно-Революционные Комитеты
Накануне Октября, по имеющимся данным, в стране насчитывалось 1429 Советов. Среди них 706 представляли собой объединенные Советы рабочих и солдатских депутатов, 235 являлись Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, 33 - Советами солдатских депутатов. Все эти 974 Совета составляли всероссийскую организацию, руководимую ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов первого созыва. Остальные 455 были крестьянскими Советами и объединялись ИК Совета крестьянских депутатов, избранным на I Всероссийском съезде Советов крестьянских депутатов.
2. СОВЕТЫ — ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОСНОВА РСФСР (ПО КОНСТИТУЦИИ РСФСР 1918)
3. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ СССР (1923-1936)
_______________
1. Верховный орган власти СССР (1922-1936).
2. Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК СССР) - высший орган гос. власти СССР между всесоюзными съездами Советов (1922-1936); функционировал др 1938 г.
3. Высший законодательный, исполнительный и распорядительный орган СССР в период между сессиями ЦИК.
4. Прокурор Верховного суда и его заместитель назначались Президиумом ВЦИК.
5. Высший исполнительный и распорядительный орган гос. власти (1917-1946).
6. Объединенное государственное политическое управление при СНК СССР - орган по охране гос. безопасности (1923-1934); включено в НКВД и переименовано в Главное управление гос. безопасности.
7. Революционный военный совет Республики (с 28 авг. 1923 г. - Реввоенсовет СССР) - коллегиальный орган высшей военной власти (1918-1934); председатель РВСР являлся наркомом по военным и морским делам.
8. Главное управление по делам литературы и издательств (с 1922).
9. Совет труда и обороны - орган по руководству хозяйством и обороной СССР (1923-1936).
10. Государственный плановый комитет СССР.
11. Центральное статистическое управление СССР.
12. В 1934 переименован в Народный комиссариат обороны СССР.
13. Народный комиссариат внутренних дел (с 1934).
14. Образован в 1936 г.
15. В 1930 г. разделен на два самостоятельных наркомата.
16. Высший совет народного хозяйства - высший центральный орган по управлению народным хозяйством (1917- 1932); реорганизован в три наркомата: 1) тяжелой, 2) легкой и 3) лесной промышленности.
17. Образован в 1930 г.
18. Рабоче-крестьянская инспекция - орган гос. контроля (1920-1934); с 1923 г. действовал совместно с ЦКК ВКП(б) как единый советско-партийный орган.
4. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ СССР (ПО КОНСТИТУЦИИ 1936)
5. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945)
_______________
1. В годы войны в руках И. В. Сталина сосредоточилась вся полнота власти: он являлся Генеральным секретарем ЦК ВКП(б), Пред. СНК, пред. ГКО (30 июня 1941 - 4 сент. 1945), возглавлял СВГК (10 июля 1941 - сент. 1945), был наркомом обороны (19 июля 1941 - сент. 1947), Верховным Главнокомандующим (8 авг. 1941 - сент. 1945).
2. Советы фактически подчинялись партийным комитетам, выполнявшим функции законодательной и исполнительной власти.
3. Ставка Верховного Главнокомандования (с 23 июня 1941).
4. Государственный комитет обороны (с 30 июня 1941).
5. Учреждены в 65 городах СССР (1941 - 1942).
6. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СССР (ПО КОНСТИТУЦИИ СССР 1977)
_______________
1. Согласно статье 6 Конституции СССР 1977 г., КПСС отводилась роль руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций.
2. Республиканские, краевые, областные, др. партийные организации и их комитеты организовывали исполнение директив ЦК КПСС.
3. Высший орган государственной власти СССР; состоял из двух равноправных и равновеликих по численности палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Сессии ВС СССР созывались два раза в год.
4. Избирался по избирательным округам с равной численностью населения.
5. Избирался по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа.
6. Постоянно действующий орган ВС СССР, подотчетный ему во всей своей деятельности и осуществлявший в пределах, предусмотренных Конституцией, функции высшего органа государственной власти СССР в период между его сессиями; избирался на совместном заседании палат в составе Председателя ПВС, первого заместителя Председателя, 15 заместителей Председателя - по одному от каждой союзной республики и 21 члена ПВС СССР
7. Комитет народного контроля СССР, возглавлявший систему органов контроля; образовывался ВС СССР.
8. Правительство СССР - высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти СССР; образовывался ВС СССР на совместном заседании палат в составе Председателя СМ СССР, его первых заместителей и заместителей, министров СССР, председателей государственных комитетов СССР. В состав СМ СССР входили по должности председатели СМ союзных республик. СМ СССР был подотчетен ВС СССР, а в период между сессиями ВС СССР - ПВС СССР; имел право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ союзных республик.
9. Высшие органы государственной власти союзных республик.
10. Правительства союзных республик были ответственны перед ВС союзных республик и им подотчетны; имели право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ автономных республик, отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов краевых, областных и нижестоящих Советов народных депутатов.
11. Назначался ВС СССР, был ему подотчетен, а в период между сессиями ВС - ПВС СССР; назначал прокуроров союзных и автономных республик, краев, областей и автономных областей, которые были ему подотчетны.
12. Высший судебный орган СССР, осуществлявший надзор за судебной деятельностью судов СССР, а также судов союзных республик в пределах, установленных законом, избирался ВС СССР в составе Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей. В состав Верховного суда СССР входили по должности председатели Верховных судов союзных республик.
7. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СССР в 1989-1990 гг.
8. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СССР в 1990-1991 гг.
9. СТРУКТУРА ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ВЫСШИЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА СУВЕРЕННОЙ РОССИИ (Российской Федерации) после августа 1991 г.
_______________
1. До июня 1992 г. Б. Ельцин занимал и должность председателя правительства, затем назначил на эту должность первого вице-премьера Е. Гайдара.
2. В сентябре 1993 г. Б. Ельцин отстранил А. Руцкого от должности вице-президента.
См. Государственный переворот 1993 г.
Хостинг от uCoz
Большевики создали принципиально новую систему государст-венного управления, осуществив слом старого государственного ап-парата: были упразднены Государственный совет, Сенат, министерст-ва, земства и городские думы, ликвидирована старая система судопроизводства. Новыми органами власти и управления стали Со-веты рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и их исполнитель-ные комитеты.Формирование советской государственной системы происходило постепенно.
II Всероссийский съезд Советов объявил себя верховным законо-дательным органом. Юридически в стране была оформлена диктату-ра пролетариата в форме республики Советов. Однако вплоть до при-нятия Конституции РСФСР отсутствовала четкая регламентация порядка созыва и организации деятельности съезда.
Образованные II Всероссийским съездом Советов постоянно дей-ствующий орган государственной власти - Всероссийский центральный исполнительный комитет и временное рабоче-крестьянское пра-вительство - Совет народных комиссаров были подотчетны съезду. В середине ноября 1917 г. произошло слияние ВЦИК с исполнитель-ным комитетом, избранным на чрезвычайном Всероссийском кресть-янском съезде.
II Всероссийский съезд Советов положил начало формированию центрального государственного аппарата - системы народных комис-сариатов (наркоматов). Наркоматы, заменившие ликвидированные министерства, должны были принять аппарат бывших министерств.
Большое значение имело создание специализированных органов за-щиты революции и советского строя - милиции, суда, ВЧК, Красной армии и флота. Произошел слом прежней судебной системы.
Высшие органы госуправления
создать Всероссийскую чрезвычайную комис-сию по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Главой ВЧК был назначен Ф.Э. Дзержинский. На ВЧК возлагались пресечение и лик-видация контрреволюции и саботажа, предварительное расследова-ние по этим делам и предание виновных суду военно-революционно-го трибунала.
Согласно постановлению II Всероссийского съезда Советов выбо-ры в Учредительное собрание нужно было провести в сроки, опреде-ленные еще Временным правительством. Состоялись они 12 ноября 1917 г. и были первыми в истории нашей страны выборами, проведен-ными по демократическим правилам: всеобщими, прямыми, тайны-ми, по партийным спискам. В выборах участвовали и женщины.
Учредительное собрание открылось 5 января 1918 г. в Петрограде. Оно отказалось утвердить декреты советской власти - и 6 января 1918 г. официально было распущено декретом ВЦИК.
До 1917 г. Россия, несмотря на то, что на ее территории существо-вали отдельные автономные образования, являлась унитарным госу-дарством. Придя к власти, В.И. Ленин и его сторонники выбрали в соответствии с преобладавшим в начале XX в. пониманием этого принципа идею национальной федерации в качестве формы государственного устройства. Одновременно были подтверждены ра-венство и суверенность всех народов России, их право на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятель-ных государств (Декларация прав народов России от 2 ноября 1917 г.).
Юридически Советская федерация была оформлена в январе 1918 г., когда III Всероссийский съезд Советов принял резолюцию «О феде-ральных учреждениях Российской республики». На основе добро-вольного союза народов учреждалась Российская Советская Федера-тивная Социалистическая Республика (РСФСР). Перестройка российской государственности на федеративных началах, осуществ-ленная большевиками на рубеже 1910-1920-х гг., позволила остано-вить дальнейший распад России и создать необходимые условия для восстановления единого многонационального государства.
На III Всероссийском съезде Советов произошло окончательное объединение Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами кре-стьянских депутатов в единую советскую систему. Съезд принял Декла-рацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, ставшую фактиче-ски временной конституцией Советского государства. Декларация провозгласила Россию республикой Советов, установила всевластие этих органов в центре и на местах, закрепила принцип федерализма в государственном устройстве страны, подтвердила ранее принятые дек-реты советской власти, носившие учредительный характер: о социали-зации земли, национализации промышленности и банков, введении всеобщей трудовой повинности и др.
10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов утвердил первую Конституцию РСФСР, где было шесть разделов: I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; II. Общие положения Кон-ституции РСФСР; III. Конструкция советской власти; IV. Активное и пассивное избирательное право; V. Бюджетное право; VI. О гербе и флаге РСФСР.
Конституция провозглашала Советское государство диктату-рой пролетариата, закрепляла первые экономические преобра-зования советской власти: национализацию земли, ее недр, лесов, промышленности, транспорта, банков. Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер. Высшим органом власти объявлялся Всероссийский съезд Советов. ВЦИК являлся полномоч-ным руководящим органом в период между съездами и формировал правительство - Совнарком, который составляли возглавлявшие от-раслевые наркоматы народные комиссары. Органами власти и управ-ления в губерниях, уездах, волостях и городах стали соответствующие съезды Советов и их исполнительные комитеты.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 329 | Нарушение авторского права страницы
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…
5 декабря 1936 г.VIII Чрезвычайный съезд Советов утвердил Конституцию СССР, которая внесла значительные изменения в систему высших органов власти и управления, в избирательную систему.
С принятием Конституции СССР 1936 г. прекратили свое существование съезды Советов. Вместо них и ЦИК СССР в качестве высшего общесоюзного органа государственной власти был учрежден Верховный Совет СССР . Верховный Совет СССР - высший орган государственной власти, правомочный решать все вопросы, отнесенные к ведению СССР, в том числе: принятие и внесение изменений в Конституцию, принятие в состав СССР новых республик, образование новых автономных республик и автономных областей, утверждение государственных планов экономического и социального развития, государственного бюджета и отчета о его исполнении, создание подотчетных ему органов. Существенно расширилась компетенция общесоюзных органов. К ведению Верховного Совета СССР было отнесено обеспечение государственной безопасности, управление банками, промышленностью, сельским хозяйством. У союзных республик было изъято право на издание своих кодексов законов, право решения вопросов трудового законодательства, законодательства о суде и административно-территориальном устройстве - все эти полномочия передавались общефедеральным органам, что означало усиление централизации управления. Верховному Совету СССР была присвоена важная контрольная функция - право назначать следственные и ревизионные комиссии, что позволяло ему контролировать деятельность всего государственного аппарата. К ведению Верховного Совета СССР относились утверждение изменения границ между союзными республиками и их административно-территориальное устройство.
Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Члены Совета Союза избирались от всего населения страны по избирательным округам с равной численностью населения; Совета Национальностей - по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов - от каждой автономной республики, 5 - от автономной области, 1 - от автономного округа.
Основной формой деятельности ВС были сессии. По Конституции сессии созывались 2 раза в год. Предусматривалось проведение внеочередных сессий по требованию Президиума одной из республик.
В период между сессиями Верховного Совета СССР высшим законодательным и исполнительно-распорядительным органом был его Президиум . В его компетенцию входил созыв сессий Верховного Совета СССР, толкование законов, издание указов, роспуск палат и назначение новых выборов. Постепенно сфера его полномочий расширялась.
Президиум обеспечивал проведение выборов в Верховный Совет СССР. Он разрабатывал и утверждал положение о выборах, устанавливал день их проведения и образовывал избирательные округа, утверждал состав Центральной избирательной комиссии, устанавливал единые формы избирательных документов.
Особенно велики были его полномочия в вопросах государственного строительства: он устанавливал систему и компетенцию центральных органов управления народным хозяйством и социально-культурным строительством, образовывал и ликвидировал министерства и ведомства, в период между сессиями ВС СССР он освобождал от должности и назначал отдельных министров. Он издавал указы законодательного характера. Это нарушало конституционное положение о том, что законодательная власть осуществляется исключительно Верховным Советом.
Президиум создавал рабочий аппарат, состоявший из специалистов различных отраслей. В аппарат Президиума входили: секретариат, приемная, отделы (по вопросам работы Советов, юридический, наград, международных связей, по обслуживанию постоянных комиссий) и специальные группы сотрудников, занимавшиеся вопросами помилования, гражданства, протокольной работой и др. Заседания Президиума созывались его председателем один раз в два месяца.
СНК СССР образовывался Верховным Советом СССР и был ему подотчетен. В его состав входил глава правительства (председатель), его заместители, все наркомы СССР и председатели некоторых комитетов при правительстве. На СНК СССР возлагалось решение важнейших вопросов государственного управления: руководство деятельностью наркоматов, контроль за выполнением народнохозяйственного плана и госбюджета, обеспечение общественного порядка и др.
Для успешного осуществления возложенных на него функций СНК СССР мог создавать при себе специальные комитеты, управления, комиссии. Впоследствии возникла большая сеть специальных ведомств по различным отраслям государственного управления.
Для оперативного руководства народным хозяйством 23 ноября 1937 г. был создан Экономический Совет при СНК СССР на правах постоянной комиссии. СТО СССР прекратил свою деятельность. ЭКОСО проверял выполнение решений правительства по хозяйственным вопросам, рассматривал и решал вопрос о ценах, трудовых отношениях и заработной плате.
Система органов власти и управления на местах также претерпела изменения: съезды Советов были упразднены, а сами Советы переименованы в Советы депутатов трудящихся. Они стали постоянно действующими органами власти и управления.
19 февраля 1937 г. была принята новая Конституция республики. Она полностью соответствовала Конституции СССР и повторяла ее основные положения. Союзные органы в обязательном порядке распространялись на территорию БССР. В Конституции подтверждалось всевластие партийных руководящих органов. Провозглашалось, что вся власть в БССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, но далее говорилось, что все важнейшие вопросы государственной жизни относились к компетенции высших органов СССР (оборона, внешняя торговля, управление экономикой, охрана госбезопасности).
По своей структуре и теоретико-технической разработке Конституция БССР 1937 г. была более совершенной, чем предыдущая. В ней была сделана попытка отойти от принципа «вся власть Советам» и перейти к разделению власти на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть принадлежала ВС БССР, а в период между его сессиями - Президиуму ВС БССР.
Исполнительная власть концентрировалась в СНК БССР, который являлся высшим исполнительным и распорядительным органом - правительством БССР. Он состоял из председателя, его заместителей, 14 народных комиссаров, 10 из которых относились к союзно-республиканским наркоматам и 4 - к республиканским, а также членами правительства считались: уполномоченный комитета заготовок СССР, начальник управления по делам искусств, уполномоченные общесоюзных наркоматов.
Таким образом, в предвоенный период вся система органов власти и управления перестраивалась в соответствии с новой Конституцией СССР.
Органы власти и управления в годы Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война потребовала сосредоточить всю полноту высшей власти в одном органе, способном объединить усилия фронта и тыла. Таким чрезвычайным органом стал образованный 30 июня 1941 г. Государственный Комитет Обороны СССР. Во главе его стоял секретарь ЦК ВКП (б), председатель СНК СССР, нарком обороны Сталин. Это был директивный орган, осуществлявший общее руководство вооруженной борьбой. В состав ГКО входили первоначально 5 человек. Потом их число увеличилось до 9 (Сталин, Молотов, Ворошилов, Маленков, Микоян, Вознесенский, Берия¸ Булганин, Каганович). Каждый из них отвечал за определенный участок работы.
ГКО осуществлял все государственное, военное и хозяйственное руководство в стране. Его компетенция была чрезвычайно обширна. Он назначал и смещал высшее военное командование, готовил резервы для действующей армии, решал все военно-стратегические вопросы. Он налаживал работу промышленности, транспорта, сельского хозяйства, снабжение населения и армии, занимался подготовкой трудовых резервов и распределением рабочей силы по производственным объектам. ГКО обеспечивал государственную безопасность СССР. Его постановления подлежали обязательному исполнению всеми учреждениями и гражданами.
Со временем при ГКО возникли специальные органы, наделенные большими полномочиями. В феврале 1942 г. при ГКО был создан Транспортный комитет для координации работы всех видов транспорта и контроля за перевозками военных и народнохозяйственных грузов. В декабре 1942 г. было создано Оперативное бюро ГКО для контроля за выполнением военных заказов и за текущей работой всех наркоматов. Затем была создана комиссия по эвакуации и другие органы.
Одновременно с ГКО действовали и конституционные органы государственной власти и управления. Но в Беларуси, в связи с оккупацией, высшие органы власти были вынуждены эвакуироваться в Россию, а местные - временно прекратили свою деятельность. В эвакуации продолжали свою деятельность только Президиум Верховного Совета и СНК БССР. Но и их деятельность была значительно ограниченной. Летом 1942 г. заканчивались полномочия депутатов Верховного Совета БССР, но в связи с невозможностью проведения новых выборов Президиум ВС БССР продолжил их полномочия до проведения новых выборов.
Указом Президиума ВС СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» в местностях, объявленных на военном положении, все функции органов власти по организации обороны, обеспечению общественного порядка и госбезопасности передавались военным советам и военному командованию фронтов, армий, военных округов. Военные власти имели право издавать обязательные для всего населения постановления и отдавать распоряжения местным органам власти, государственным и общественным организациям.
Аппарат исполкомов Советов был значительно сокращен, порядок работы изменен. Нарушались конституционные сроки выборов, регулярность проведения сессий, возросла роль исполнительных органов. Многие функции исполкомов выполняли единолично их руководители.
В большинстве случаев деятельность Советов подменяли партийные органы, на которые возлагалась большая ответственность за состояние экономики и непосредственное хозяйственное руководство. Был расширен институт парторгов ЦК ВКП (б) и компартий союзных республик на предприятиях, имеющих большое значение для обороны страны.
На неоккупированной территории СССР наряду с продолжавшими функционировать высшими и центральными органами власти и управления возникали чрезвычайные органы - местные комитеты обороны, уполномоченные ГКО. Во многих прифронтовых городах (более чем в 60) были созданы городские комитеты обороны.
Городские комитеты обороны являлись военно-организационными и мобилизационными центрами, подчинялись непосредственно местным органам - партийным или советским. КО были призваны осуществлять мобилизацию всех сил и ресурсов страны, отвечали за снабжение армии вооружением, боеприпасами, продовольствием. Они имели право объявлять город на военном положении, проводить эвакуацию жителей, давать предприятиям задания по выпуску вооружения, боеприпасов, снаряжения, формировать народное ополчение и истребительные отряды, организовывать строительство оборонительных сооружений, производить мобилизацию населения и транспорта, упразднять и создавать учреждения и организации.
Война потребовала перестроить и методы работы всего государственного аппарата. В основу реорганизации был положен принцип максимальной централизации политического, хозяйственного и военного руководства. В армии устанавливалось полное единоначалие. Были внесены изменения в порядок деятельности органов военной юстиции. Значительно расширялась подсудность военных трибуналов в районах, объявленных на военном положении.
1 июля 1941 г. СНК СССР принял постановление «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени», которое не только расширяло права наркомов и других руководителей, но и повышало уровень требований к работе всего государственного аппарата. И без того жесткая централизация управления в годы войны приобрела еще более целенаправленный характер: в основном она проводилась по линии общесоюзных центральных органов управления основными отраслями народного хозяйства. Иными стали и принципы организации деятельности госаппарата: коллегиальность заменялась единоначалием, проверка исполнения принимала форму жесткого контроля с последующим применением санкций. В крупные промышленные центры и на предприятия направлялись уполномоченные ГКО и Госплана СССР. Отраслевой принцип управления экономикой в условиях войны сохранялся: усилилась централизация в снабжении народного хозяйства сырьем, топливом и другими материалами; с потерей южных и западных районов происходило перебазирование промышленных предприятий, в результате чего возникали новые промышленные центры, особенно на востоке страны. На большие расстояния перемещались целые отрасли промышленности с кадрами рабочих. Для руководства работой по перебазированию промышленности 24 июня 1941 г. при СНК был создан Совет по эвакуации. При совете действовало управление по эвакуации населения. В наркоматах были образованы бюро и комитеты по эвакуации.
Остро стояла проблема рабочих кадров. Для решения этой проблемы 30 июня 1941 г. при Бюро СНК СССР был создан комитет по учету и распределению рабочей силы для организации учета всего неработающего населения, мобилизации и распределения по предприятиям трудоспособно населения.
Кроме того, в годы войны при правительстве были созданы Совинформбюро, Комитет продовольственного и вещевого снабжения Красной Армии, Главное управление по охране памятников архитектуры (1943-1946), Комитет по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации и др. Для решения вопросов, связанных с созданием атомного оружия, при СНК СССР был создан Научно-технический совет.
В период войны резко возросла роль общественных организаций. Огромную работу проводили профсоюзы, комсомол, Красный Крест, оборонно-спортивные общества, общественно-политические организации, научные и научно-технические общества и др.
В 1942 г. была создана Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. На ЧГК было возложено установление размеров нанесенного ущерба и возмещения за него, сбор документальных данных о военных преступлениях и установление личности военных преступников. Комиссия привлекла к своей работе в качестве экспертов крупных ученых, историков, архитекторов, художников, инженеров. В 1953 г. ЧГК завершила работу, а собранные ею материалы были переданы на государственное хранение.
В 1944 г. был ликвидирован ЭКОСО и хозяйственные советы, а вместо них в СНК СССР было создано Бюро для повседневного руководства подведомственными учреждениями и организациями (в марте 1953 г. преобразовано в Президиум).
В стране произошли серьезные изменения. В связи с этим Пленум ЦК ВКП(б) принял решение внести на VII съезде Советов СССР предложение об изменении Конституции СССР.
В соответствии с решением съезда ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под председательством И.В. Сталина.
5 декабря 1936 г. чрезвычайный VIII съезд Советов СССР постатейным голосованием, а затем в целом единогласно утвердил проект Конституции СССР. День принятия Конституции был объявлен всенародным праздником.
Конституция СССР 1936 г. состояла из 13 глав, включающих 146 статей.
Глава I Конституции рассматривала общественное устройство:
Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян.
Статья 2. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата.
Статья 3. Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся.
Статья 4. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком.
Статья 5. Социалистическая собственность в СССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений).
Статья 6. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием.
Статья 7. Общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами и кооперативными организациями продукция, равно как их общественные постройки составляют общественную, социалистическую собственность колхозов и кооперативных организаций.
Статья 8. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование, то есть навечно.
Статья 9. Наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого.
Статья 10. Право личной собственности граждане на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан - охраняются законом.
Статья 11. Хозяйственная жизнь СССР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности.
Статья 12. Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: “кто не работает, тог не ест”.
В СССР осуществляется принцип социализма: “от каждого по его способности, каждому - по его труду”.
В главе II Конституции «Государственное устройство» закреплялись принципы советского социалистического федерализма (ст. 18): Союз Советских Социалистических Республик есть союзное государство, образованное на основе добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик.
Конституция закрепила изменения в развитии национальных отношений в СССР, укрепление дружбы и братства советских народов. Возросло количество союзных республик в составе Союза, больше стало автономных образований. Более четко сформулирована компетенция Союза ССР и каждой республики. К ведению СССР в лице его высших органов власти и органов государственного были отнесены такие вопросы как (ст.14):
а) представительство Союза в международных сношениях, заключение и ратификация договоров с другими государствами;
б) вопросы войны и мира;
в) принятие в состав СССР новых республик;
г) контроль за исполнением Конституции СССР и обеспечение соответствия Конституций союзных республик с Конституцией СССР;
д) утверждение изменений границ между союзными республиками;
е) утверждение образования новых краев и областей, а также новых автономных республик в составе союзных республик;
ж) организация обороны СССР и руководство всеми вооруженными силами СССР;
з) внешняя торговля на основе государственной монополии;
и) охрана государственной безопасности;
к) установление народнохозяйственных планов СССР;
л) утверждение единого государственного бюджета СССР, а. также налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов союзного, республиканского и местных;
м) управление банками, промышленными и сельскохозяйственными учреждениями и предприятиями, а также торговыми предприятиями общесоюзного значения;
н) управление транспортом и связью;
о) руководство денежной и кредитной системой;
п) организация государственного страхования;
р) заключение и предоставление займов;
с) установление основных начал землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами;
т) установление основных начал в области просвещения и здравоохранения;
у) организация единой системы народнохозяйственного учета;
ф) установление основ законодательства о труде;
х) законодательство о судоустройстве и судопроизводстве; уголовный и гражданский кодекс.
За каждой союзной республикой закреплялось право на свою Конституцию, учитывавшую особенности республики и построенную в полном соответствии с Конституцией СССР (ст.16). Также за каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР (ст.17).
Определялось, что законы СССР имеют одинаковую силу на территории всех союзных республик (ст.19). 20. В случае расхождения закона союзной республики с законом общесоюзным действует общесоюзный закон.
Отказ от диктатуры пролетариата позволили сделать Конституцию 1936 г. более демократической за счет закрепления в ней более широкого списка прав и свобод советских граждан. Этому была посвящена специальная глава, в которой устанавливалось равноправие граждан СССР независимо от их национальности и расы, пола и вероисповедания во всех областях хозяйственной и общественно-политической жизни. Статья 21 для граждан СССР устанавливала единое союзное гражданство. Каждый гражданин союзной республики является гражданином СССР.
Конституционно закрепились такие важнейшие права и свободы, как право на труд, на отдых, на материальное обеспечение, на образование, свободы человека, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенности личности и жилища, тайны переписки. Вместе с тем определялся механизм гарантий и реализации прав и свобод: материальные и социально-политические.
Одновременно в Конституции определялись и закреплялись основные обязанности советских граждан перед обществом и государством: обязанность соблюдать Конституцию, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, беречь и укреплять социалистическую собственность, защищать свое Отечество, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития.
Новые подходы определились в порядке формирования Советов трудящихся, которые избирались всеми гражданами СССР, достигшими 18-летнего возраста, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом к лишению избирательных прав.
Изменения коснулись и структуры системы высших органов власти, чему была посвящена III глава. Верховный Совет СССР – новый законодательный орган - состоящий из двух равноправных палат Совета Союза и Совета Национальностей. Совету Союза и Совету Национальностей в одинаковой мере принадлежит законодательная инициатива. Закон считается утвержденным, если он принят обеими палатами Верховного Совета СССР простым большинством голосов каждой палаты. Сессии Совета Союза и Совета Национальностей начинаются и заканчиваются одновременно.
Порядок формирования палат:
Статья 34. Совет Союза избирается гражданами СССР по избирательным округам по норме: один депутат на 300 тысяч населения.
Статья 35. Совет Национальностей избирается гражданами СССР по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам по норме: по 32 депутата от каждой Союзной республики, по 11 депутатов от каждой Автономной республики, по 5 депутатов от каждой автономной области и по одному депутату от каждого национального округа.
Верховный Совет СССР избираелся сроком на четыре года. Сессии Верховного Совета СССР созываются Президиумом Верховного Совета СССР два раза в год. Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета СССР по его усмотрению или по требованию одной из союзных республик.
В случае разногласия между Советом Союза и Советом Национальностей вопрос передается на разрешение согласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных началах. Если согласительная комиссия не приходит к согласному решению или если ее решение не удовлетворяет одну из палат, вопрос рассматривается вторично в палатах. При отсутствии согласного решения обеих палат Президиум Верховного Совета СССР распускает Верховный Совет СССР и назначает новые выборы.
Верховный Совет СССР избирал на совместном заседании обеих палат Президиум Верховного Совета СССР.
Президиум Верховного Совета СССР созываел сессии Верховного Совета СССР; издавал указы; давал толкование действующих законов СССР; мог распускаеть Верховный Совет СССР на основании 47 статьи Конституции СССР и назначать новые выборы; мог отменять постановления и распоряжения СНК СССР и СНК союзных республик в случае их несоответствия закону и т.д.
Верховный Совет СССР образует на совместном заседании обеих палат Правительство СССР - Совет Народных Комиссаров СССР. СНК являлся высшим исполнительным и распорядительным органом СССР.
В Конституции определяется порядок формирования, организации и деятельности высших представительных органов государственной власти союзных и автономных республик, а также местных Советов. Обстоятельно были определены системы и полномочия органов государственного управления, суда и прокуратуры.
После принятия Конституции 1936 г. началась работа по приведению в соответствие с ней всего законодательства. К концу марта 1937 г. были разработаны и утверждены Конституции Союзных республик, а в январе 1938 г. всех автономных республик, входящих в состав Союза ССР. По своему содержанию они полностью соответствовали Конституции СССР, конкретизировали и развивали ряд ее положений, но это были в целом оригинальные акты, учитывавшие исторические условия и национальные традиции каждой республики.
На базе Конституций СССР и союзных республик были перестроены все органы государственной власти, начиная в Верховного Совета СССР и кончая городскими, поселковыми и сельскими Советами.
Таким образом, принятием Конституции СССР 1936 г. и Конституций союзных и автономных республик завершился процесс конституционного оформления существенных изменений, которые произошли в экономической и социально-политической жизни нашей страны, связанных с построением основ социализма.
Выводы . В 30-е годы существенные изменения происходят в механизме Советского государства. Они были неразрывно связаны с развитием как общественного устройства, так и организации государственного единства. В Конституции СССР 1936 года получили отражение права, свободы и обязанности граждан. Была сформирована новая система органов государственной власти, основанная на принципе разделения властей: Верховный Совет – высший и единственный законодательный орган власти; правительство – Совет Народных Комиссаров; Верховный Суд СССР – высший судебный орган власти, который подчиняется только закону.
VII съезд Советов СССР в одном из своих последних постановлений определил: "Предложить ЦИКу СССР избрать конституционную комиссию, которой поручить выработать исправленный текст Конституции на указанных в п. 1 основах и внести его на утверждение сессии ЦИК СССР" (СЗ СССР. 1935. N 8. Ст. 69). В соответствии с идеологическими воззрениями большевиков считалось, что изменения в социальной структуре общества, качественно иное его состояние требуют своей фиксации в тексте Основного Закона. Дескать, достигнуты еще одни рубежи на пути к коммунизму. В этом и заключался смысл п. 1 названного Постановления.
По мысли большевиков , достижение советским обществом основ социализма делает реставрацию капитализма в СССР невозможной, а раз так, то необходима дальнейшая демократизация власти и управления. В ситуации, когда исчезает классовый антагонизм первоначальной эпохи диктатуры пролетариата , представители повергнутых эксплуататорских классов могут быть уравнены в политических правах. Они могут быть допущены к выборам, сами выборы могут стать наконец-таки на двадцатый год революции прямыми, равными и тайными.
Согласно этому идеологическому представлению строился новый механизм государственной власти в СССР. При этом он подвергался упрощению и рационализации. В монолите Советской власти теперь появлялось место для технического разделения труда по управлению обществом: законодательная функция власти целиком и полностью вручалась Верховному Совету - двухпалатному парламенту. Исполнительная власть вручалась Правительству СССР, до 1946 г. именовавшемуся по-старому "Советом народных комиссаров", а после "Советом министров" (Вед. ВС СССР. 1946. N 10) . Судебная функция государственной власти олицетворялась единой судебной системой. Вместе с тем речь здесь может идти исключительно о техническом характере разделения власти, но никак не о действительном претворении в жизнь принципа разделения властей. Советская система отвергала этот принцип напрочь, напомним об этом еще раз.
Итак, высшим органом государственной власти становился Верховный Совет СССР (ст. 30) . Именно он осуществлял законодательную власть в стране (ст. 32) . Верховный Совет состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета национальностей. В случае разногласия между ними решение принималось согласительной комиссией (ст. 47) . Но, как и в предыдущий период, таких случаев ни разу не замечалось. Совет Союза избирался от всего населения страны по квоте: 1 депутат от 300 тыс. населения (ст. 34) . Совет национальностей формировался следующим образом: союзная республика посылала в него 25 депутатов, автономная - 11, автономная область - 5, национальный округ - одного депутата (ст. 35) . Палаты имели собственных председателей и по два заместителя. После 1956 г. каждая палата избирала уже по четыре заместителя. Палаты могли создавать собственные комиссии на постоянной основе (ст. ст. 50 и 51 ). Срок легислатуры Верховного Совета устанавливался в четыре года. Сессии полагалось проводить два раза в год.
Важнейшим органом Верховного Совета стал его Президиум - коллегиальный глава государства в СССР. Президиум формировался на первом заседании вновь избранного Совета в составе председателя и 15 его заместителей. В период с 1940 по 1956 г. таких замов было 16 по числу союзных республик. Помимо председателя и его заместителей в состав Президиума первоначально избиралось 24 человека, в 1946 г. их стало только 15, а в 1956 г. - 16.
К компетенции Верховного Совета относились все вопросы компетенции Союза ССР (ст. ст. 14 и 31 ). Исключение из этих вопросов составляли те, которые в силу той же ст. 31 были подведомственны Президиуму Верховного Совета СССР, Совнаркому (Совмину) СССР и наркоматам (министерствам). Фактически именно в этой статье закреплялось техническое разделение государственной власти в СССР. Если мы посмотрим на те вопросы, которые отнесены к ведению высших государственных органов Союза, то это и позволит сделать вывод, что Верховный Совет обладал полномочиями представительного законодательного органа власти. Президиум Верховного Совета обладал полномочиями главы государства , традиционными для него. Совнарком (Совмин) ведал вопросами, обычно относимыми к компетенции Правительства - руководящего органа исполнительной власти, а наркоматы (министерства) являлись образчиками органов центрального отраслевого управления.
Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР являлся Совнарком (Совмин) СССР. Правительство образовывалось Верховным Советом на первом его заседании после проведения новых выборов (ст. 56) . Правительство СССР, по Конституции 1936 г., образуется в составе министров, Председателя СНК СССР, первых заместителей Председателя СНК СССР, заместителей Председателя СНК СССР, Председателя Государственного планового комитета СНК СССР, председателя Комитета народного контроля, председателя Комитета заготовок, председателя Комитета по делам искусств, председателя Комитета по делам высшей школы (ст. 70) . В 1956 г. тем не менее произошло радикальное увеличение численности Совмина СССР. В его составе к прежним заместителям добавились первые заместители, помимо министров в состав Совета вошло еще 19 председателей государственных комитетов и приравненных к ним ведомств, например, председатель правления Госбанка СССР, начальник ЦСУ СССР. Тогда же было определено, что в состав Совмина СССР входят председатели Совминов союзных республик.
Компетенция Правительства СССР определялась ст. 68 Конституции. Положения ее, заметим, традиционные для высшего правительственного органа власти.
Органы центрального управления, по Конституции 1936 г., были представлены в лице наркоматов, после 1946 г. - министерствами. Как и ранее, они носили строго отраслевой характер. К ним примыкали ведомства - учреждения, равно наделенные конституционным статусом. Чаще всего они именовались "государственными комитетами". Но были и исключения, например Совет при Совмине СССР по делам религий или Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС), эти ведомства в Конституции не упомянуты, но их статус все равно соответствовал статусу союзного министерства.
Доктринальное определение министерства того периода способно только сбить с толку современного исследователя. Например, "советские министерства - это части социалистического госаппарата. Они построены и действуют на основе демократического централизма, проводят в жизнь принципы социалистической законности, государственного планирования, равноправия наций и учета национальных особенностей, широкого участия масс в государственном управлении" [Аманов. 1960: 11].
Классификация министерств согласно Конституции 1936 г. изменилась. Теперь в СССР существовали общесоюзные, союзно-республиканские или республиканские наркоматы (министерства) (ст. ст. 74 и 86 Конст. ). По сравнению с предыдущим периодом также более четко были установлены критерии подобной классификации.
Так, общесоюзные министерства руководили порученной им отраслью государственного управления на всей территории СССР или непосредственно через назначаемые ими органы (ст. 75) . Список таких министерств фиксировался в ст. 77 Конституции. Он, надо сказать, постоянно изменялся, если в 1936 г. общесоюзных наркоматов было 8, то к 1947 г. их стало 35, а после 1957 г. их осталось только 6.
Союзно-республиканские наркоматы (министерства) руководили порученной им отраслью государственного управления через одноименные республиканские министерства. При этом в их подчинении находились предприятия, чей список утверждался Президиумом Верховного Совета СССР (ст. 76 Конст.) . Количество таких министерств также разнилось в зависимости от времени. Стоит отметить и то, что они находились в двойном подчинении: от Совмина СССР и Совмина союзной республики (ст. 87) .
Наконец, республиканские наркоматы (министерства) руководили порученной им отраслью государственного управления, входящей в компетенцию союзной республики (ст. 84) . Они непосредственно подчинялись как Совмину своей республики, так и соответствующему союзно-республиканскому Министерству СССР (ст. 88) .
Конституция 1936 г. подробно в отличие от Конституции 1924 г. рассматривала вопросы государственной власти и управления союзных и автономных республик. Этому были посвящены соответственно гл. IV, VI, VII. Организация этих органов власти и управления целиком копировала структуру союзных. Тем не менее в республиканских конституциях, изданных в 1937 г., регулировались вопросы компетенции республиканских органов власти и управления, порядок их формирования и деятельности.
Говоря о режиме функционирования Конституции - самом продолжительном по времени из всех советских конституций, нельзя не упомянуть о семилетнем периоде с 1957 по 1964 г., когда на уровне союзной республики существовали так называемые Советы народного хозяйства (Совнархозы).
Совнархозы.
В 1957 г. был принят новый Закон "О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством" (Вед. ВС СССР. 1957. N 11) . На основании этого Закона в Конституцию СССР вносились изменения: ст. ст. 88-а и 88-б .
Основной замысел реформы сводился к отказу от отраслевого принципа управления народным хозяйством и к переходу на территориальный принцип "на основе экономических административных районов" (ст. 2 Зак.) . С этой целью в союзных республиках образовывались особые административные единицы, в рамках которых создавались совнархозы. По замыслу авторов реформы все промышленные предприятия на территории этой экономической административной единицы переходили из подчинения министерств, которые вообще упразднялись (ст. ст. 9 и 11 Зак. ), в подчинение совнархозу. Если на территории республики имелось несколько экономических административных районов, то их совнархозы объединялись в республиканский совнархоз (ст. 3 Зак.) .
Организационно совнархоз состоял из председателя, его заместителей и членов. Председатель совнархоза мог состоять в ранге республиканского министра. Дело в том, что республиканские министерства в основном не упразднялись этой реформой, основной удар был нанесен по общесоюзным и союзно-республиканским министерствам. Председателя и членов совнархоза утверждал Совмин союзной республики, тогда как председателя и членов республиканского совнархоза назначал Президиум Верховного Совета союзной республики. Руководство совнархозами осуществлял Совмин союзной республики, но республиканский совнархоз подчинялся еще и Совмину СССР. При совнархозах на правах совещательного органа образовывался Технико-экономический совет.
Эта реформа - плод типично советского идеологического заблуждения, что экономикой можно управлять посредством приказов, инструкций и одних бюрократов, сменяя их другими. Производительность труда, урожайность полей от этого, как известно, не зависят. В конце концов внесенные этой реформой в советскую плановую экономику дезорганизация и хаос вынудили отказаться от нее.
Конституция СССР 1936 г. упорядочила систему местных органов государственной власти. На местах - краях, областях, округах, районах, городах, селах образовывались Советы депутатов трудящихся (ст. 94 Конст.) . Теперь эти советы формировались посредством прямых выборов сроком на два года (ст. 95 Конст.) . Исполнительными органами Советов являлись исполкомы, которые помимо подчинения собственному Совету были подотчетны исполкому вышестоящего Совета (ст. 101 Конст.) . Именно таким образом теперь обеспечивалось единство Советской власти.
Высшие органы государственной власти и управления СССР (по Конституции 1936 года)
Таблица 2. Система высших органов государственной власти и управления СССР (по Конституции 1936 года)
Верховный совет
Верховный Совет СССР - двухпалатный Совет в СССР, высший орган государственной власти в СССР. Состоял из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Конституция СССР 1936 г. отменила все ограничения избирательного права, установила равные нормы представительства от сельского и городского населения. Выборы Верховного Совета СССР состоялись 12 декабря 1937 г. В них участвовали 96,8% избирателей, из них почти 99% отдали голоса за кандидатов блока коммунистов и беспартийных. Ясно, что это были выборы плебисцитарного типа - избиратели, по сути, должны были сказать «да» или «нет», одобрить или не одобрить политику государства, а не выбрать из нескольких кандидатов то или иное лицо.
Всего в Верховный Совет СССР было избрано 1143 депутата, в том числе 180 женщин, 870 членов ВКП(б). Рабочих среди депутатов было 460 (42%), крестьян - 337 (29,5%), из служащих и интеллигенции - 326 (28,5%). Было представлено более 50 народностей Советского Союза. Это был представительный орган типично соборного, а не парламентского типа.
На первой сессии ВС СССР был избран Президиум, образовано Правительство СССР, назначен Прокурор СССР. В июне 1938 г. состоялись выборы в ВС союзных и автономных республик. В декабре 1939 г. прошли выборы в местные Советы депутатов трудящихся. В выборах участвовало свыше 99% избирателей, всего в местные Советы депутатов трудящихся было избрано 1,3 млн. человек (из них 402 тыс. коммунистов). Таким образом, к началу 1940 г. была избрана вся система органов государственной власти сверху донизу.