Акт ревизии. Ревизионная комиссия тсж, ее права и обязанности, образец акта проверки, отчет
Фиксация проведения проверочного мероприятия означает составление и утверждение такого документа, как акт проверки. Причем если проверка проводится органом государственной власти (МВД, Роспотребнадзор и т.п.), акт имеет строго утвержденную форму и порядок заполнения. Нарушения в процедуре проведения проверочного мероприятия могут привести к отмене санкций посредством подачи .
В той статье мы расскажем о том, как самостоятельно оформить акт проверки в целях внутреннего контроля. Например, в отношении обособленного подразделения, работы отдела и т.п. Здесь же можно узнать о нюансах документа и узнать, где найти порядок проведения проверочных мероприятий.
Пример акта проверки
Общество с ограниченной ответственностью «Звезда Авроры»
ИНН 495396164 ОГРН 64125414645,
юр. адрес: 628424, Россия, г. Сургут, пер. Магистральный, 18, оф. 16
Время составления акта: 12 час. 30 мин. (местное время)
Время начала проверки: 11 час. 15 мин. (местное время)
Время окончания проверки: 12 час. 25 мин. (местное время)
Председатель комиссии: заместитель Генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Звезда Авроры» (далее – Общество) Параманов Александр Дмитриевич
Члены комиссии: начальник отдела кадров Общества Усманова Вероника Аркадьевна, специалист финансового отдела Общества Дьякова Ольга Валерьевна,
на основании приказа Генерального директора Общества от 10.04.2017 г. № 168
проведена проверка работы обособленного подразделения Общества по адресу: Россия, г. Сургут, ул. Привокзальная, 49 (ТЦ «Магистраль»).
Присутствовали: руководитель обособленного подразделения Зиновьев Константин Сергеевич, продавец Криворученко Валентина Васильевна.
На момент проведения проверки установлено:
- В соответствии с требованиями Роспотребнадзора в обособленном подразделении оформлен уголок потребителя, ценники, проведена маркировка товаров
- Трудовая дисциплина соблюдается всеми работниками в полном объеме, медицинские книжки в наличии на каждого работника
- В соответствии с приказом Генерального директора № 48 от 09.01.2017 г. и № 49 от 09.01.2017 г. оформлен договор аренды помещения, соответствует санитарным требованиям.
- Работа с кассовым аппаратом соответствует требованиям законодательства РФ.
По итогам проверки комиссией сделан вывод о надлежащем состоянии работы в обособленном подразделении Общества и готовности к плановой проверке Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре.
Акт составлен в 2 экз., 1-й экз. направлен Генеральному директору, 2-й экз. вручен руководителю обособленного подразделения.
Председатель комиссии Параманов Александр Дмитриевич
Члены комиссии:
Усманова Вероника Аркадьевна
Дьякова Ольга Валерьевна
Когда составляется акт проверки
Формы актов поверки и порядок проведения мероприятий органами государственной власти Вы найдете в ведомственных приказах, а также нормах Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Порядок обжалования таких документов закреплен в приказах (административных регламентах). Рекомендации по составлению размещены на нашем сайте.
Если требуется составить акт проверки деятельности работника, то необходимо обратиться к нормам Трудового кодекса РФ. Большинство актов в отношении работников составляются в рамках служебных проверок с соблюдением требований ст. 193 ТК РФ. На сайте можно найти образец , и др.
Учтите также, что акт инвентаризации и акт списания материальных ценностей имеют строго регламентированную законодательством РФ форму (информация о составлении таких документов также есть на сайте). Во всех остальных случаях, когда требуется фиксация факта проведения проверки того или иного обстоятельства, документирование результатов и выводов комиссии, составляйте акт проверки.
Акт – документ, который составляется комиссией. Она может быть утверждена приказом руководителя, может быть образована на месте. Основанием проверки чаще всего служит распорядительный акт руководителя, который и указывается в основании.
Издается документ на официальном бланке организации, содержит наименование (акт проверки), дату, место и время составления. Целесообразно указать дату начала и окончания проверочного мероприятия.
Акт проверки может стать проведением служебной проверки в отношении отдельных работников и привлечении по ее итогам к дисциплинарной ответственности.
Товарно-материальные ценности регулярно описывают, фиксируя результаты в протокол. Законодательство РФ предлагает закреплять итог инвентаризации в бланке ─ акт ревизии по унифицированному формату ИНВ-3.
Общие сведения
Протокол, который содержит информацию о проведенной ревизии, регламентируется постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 (ред. 03.05.2000). Согласно постановлению, документ акт ревизии нужен для отражения информации о ТМЦ, которые фактически находятся на складе, в компании на всех этапах движения товара. Протокол оформляют в двух экземплярах, а описывает и проверяет фактическое наличие ценностей комиссия. Членов последней выбирает и утверждает руководитель организации.
Формуляр состоит из 4 страниц, но на практике страница не нумеруется, и получается, что заполнены всего три. Это видно на примере, который находится ниже.
Но, согласно информации Минфина № ПЗ-10/2012, акт ревизии ИНВ-3 не подлежит оформлению в обязательном порядке. Бланк заполняют в зависимости от содержания приказа и учетной политики компании.
Как правильно составить акт ревизии
Перед инвентаризацией ТМЦ руководитель издает соответствующее распоряжение или приказ о будущей проверке, а ИНВ-3 ─ приложение к документу.
При проверке фактического наличия ТМЦ участвует комиссия из 4 человек: 3 человека ─ состав комиссии и председатель. Инвентаризация проходит в 4 этапа:
- Участники ревизии подписывают расписку, расположенную на первой странице формуляра.
- Материально-ответственное лицо проверяет наличие товаров в присутствии комитета методами: подсчет, взвешивание, перемерка и прочие в зависимости от типа ценности.
- Сведения вносятся в таблицу на 2-й странице протокола. Составляются и прописываются итоги проверки.
- Участники процесса, в том числе председатель и члены комиссии, подписывают заполненный бланк.
Один экземпляр акта отправляют в бухгалтерию, второй ─ материально-ответственному лицу.
Протокол ИНВ-3 составляют также вручную, не используя унифицированный формат. Но при составлении такового руководство опирается на требования, которые соответствуют ФЗ № 402 от 06.12.2011. Например, форма акта ревизии должна содержать обязательные реквизиты для протокола инвентаризации, которые соответствуют п. 2 ст. 9 ФЗ № 402 от 06.12.2011 (ред. 29.07.2018):
- название документации;
- дата оформления и составления бланка;
- название организации, которая создала формуляр;
- наименование будущей процедуры, для которой используется акт;
- в табличной части ─ название используемых единиц измерения в соответствии с ОК 015-94 (МК 002-97) (ред. от 01.06.2018);
- должности и ФИО участников процедуры;
- подписи участников проверки.
Согласно п. 3 ст. 9 указанного закона, акт составляется непосредственно при проведении процедуры. Согласно п. 1 ст. 13 ФЗ № 402 от 06.12.2011 (ред. 29.07.2018), бланк должен содержать достоверные сведения, с которыми ознакомлены члены комиссии, материально-ответственное лицо, а также председатель комитета.
Если формуляр составляется вручную на ПК, то шаблон утверждает руководитель предприятия. При дальнейших проверках используется этот утвержденный бланк.
ИНВ-3 составляют либо на бумаге, либо в электронном виде.
Бланк акта ревизии
Протокол, фиксирующий результаты инвентаризации, находится на официальных источниках. Но чтобы их не искать, можно скачать акт ревизии, соответствующий требованиям Законодательства РФ, здесь.
Скачать бланк акта ревизии
Как заполнить акт ревизии
Для оформления формуляра ИНВ-3 лучше изучить пример акта ревизии. Но пошаговая инструкция и соответствие требованиям закона о бухучете облегчит процесс заполнения бланка.
Бланк акта ревизии заполняют тремя способами:
- Вручную. Бланк распечатывают, затем заполняют ручкой с синей, черной или фиолетовой пастой.
- Шаблон скачивают и оформляют на ПК, а затем распечатывают.
- Комбинированный метод. Формуляр заполняют и хранят в электронном виде. В этом случае один и тот же документ отправляют в папку бухгалтерии и материально-ответственного лица.
Оформление ИНВ-3 включает в себя соблюдение ряда правил:
- Перед инвентаризацией члены, председатель комиссии, материально-ответственное лицо обязаны заполнить расписку об ознакомлении с документацией и ответственности. Расписка находится на первой странице шаблона.
- При заполнении формуляра ИНВ-3 в обязательном порядке оформляют следующие реквизиты: организацию и структурное подразделение. Но если у предприятия отсутствуют дополнительные офисы и склады, то последнее поле оставляют пустым, не проставляя прочерк.
- В поле № 9 «Номер паспорта» проставляют соответствующую цифру, если эта ценность относится к драгоценным металлам или камням.
- Графа 10 заполняется в количественном выражении.
- Согласно п. 3 ст. 9 ФЗ № 402 от 06.12.2011 (ред. 29.07.2018), протокол не только составляют в процессе проверки, но и оформляют в это же время, сразу после пересчета и других измерений.
- Согласно ст. 29 ФЗ № 402, заполненный бланк хранят в архиве сроком не меньше пяти лет.
- Суммы и другие числа прописывают словами.
После заполнения бланка члены комиссии, включая председателя и материально-ответственное лицо, указывают свои ФИО, подписывают документацию. А после сличения с ведомостью бланк подписывает бухгалтер.
Чтобы правильно оформить формуляр ИНВ-3, следует тщательно изучить образец акта ревизии. Это облегчит процедуру фиксации результатов проверки фактического наличия ТМЦ на складах организации.
Скачать образец акта ревизии
На что обратить внимание
Проверяя наличие товаров и ценностей на предприятии на текущий период, материально-ответственному лицу и составу комиссии нужно учитывать ряд особенностей процедуры и заполнения ИНВ-3. Пять особенностей процедуры инвентаризации и заполнения акта инвентаризации:
- При проверке иногда используют бланк ревизии, составленный собственноручно. Но в формуляре указываются реквизиты с унифицированного бланка. Но есть и исключения ─ бюджетные организации, которым унифицированный формат ИНВ-3 обязателен к заполнению.
- В проверке участвует комиссия, утвержденная руководителем предприятия либо другим лицом, которое инициировало ревизию.
- Фиксирующий протокол ─ приложение к соответствующему приказу. Поэтому без оглашения и письменного составления последнего акт не имеет юридической силы.
- Выявленные ТМЦ, которые не учтены бухгалтерией, также вносятся в инвентаризационную опись.
- При обнаружении товаров, пришедших в непригодность для дальнейшего использования, составляют соответствующий протокол с внесением списка найденных ТМЦ.
Формуляр, в котором фиксируются результаты инвентаризации товарно-материальных ценностей предприятия, заполняется в обязательном порядке только бюджетными предприятиями, а остальные - по усмотрению руководства. При оформлении бланка участникам нужно опираться на законодательство РФ. Поэтому следует сначала просмотреть заполненные шаблоны протоколов. Также стоит использовать унифицированный бланк, так как там указаны обязательные реквизиты.
Акт ревизии: Видео
Порядок составления обобщающего итогового документа по результатам ревизии (проверки).
Организация ревизионной работы на объектах разных организационно-правовых форм и форм собственности:
2.1. Организация контрольно-ревизионной работы в государственных и муниципальных унитарных предприятиях
2.2. Порядок проведения ревизий в кредитных организациях
2.3. Особенности контроля и ревизии хозяйственных операций в торговле и в общественном питании
2.4. Организация контрольно-ревизионной работы в строительных организациях
ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ОБОБЩАЮЩЕГО ИТОГОВОГО ДОКУМЕНТА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РЕВИЗИИ (ПРОВЕРКИ)
Итоговый документ по результатам проведеннойпроверки или ревизии (акт) должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений законодательства, правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, выявленных в процессе ревизии (проверки), или указание на отсутствие таковых, а такжевыводы, рекомендации и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений законодательства, порядка и правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, других недостатков и замечаний ревизионной комиссии.
В АКТЕ РЕВИЗИИ (ПРОВЕРКИ), составленном на бумажном носителе и имеющем сквозную нумерацию страниц, подлежат отражению:
Все выявленные в процессе ревизии (проверки) факты нарушений законодательства, правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
Финансовое состояние организации;
Факторы, условия и финансово-хозяйственные операции (сделки), оказавшие отрицательное воздействие на результаты деятельности или нанесшие ущерб организации или государству, и связанные с ними обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по результатам ревизии (проверки).
Подлинник акта ревизии (проверки) должен составлятьсяне менее чем в двух экземплярах ,один из которых остаетсяу контролирующей организации , адругой передается руководителю (лицу, исполняющему его обязанности) исполнительного органа проверяемой организации.
Акт ревизии состоит из 3-х частей: вводной, описательной и итоговой (в соответствии с Инструкцией о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ).
Вводная часть акта ревизии (проверки) должна содержать общие сведения о проводимой проверке и проверяемой организации:
Полное и сокращенное наименование проверяемой организации согласно учредительным документам; место проведения ревизии; дату акта ревизии; фамилии, имена и отчества и должности лиц, проводивших ревизию; наименование, дату и номер документа (приказа, распоряжения, протокола собрания акционеров (участников) или другого документа) о назначении проверки; указание на вопросы ревизии (проверки), например: «ревизия по вопросам соблюдения законодательства, правил ведения бухгалтерского учета и соблюдения отчетности» или «ревизия финансово-хозяйственной деятельности» (если ревизия носит комплексный характер и др.); период деятельности организации, за который проведена ревизия; даты начала и окончания ревизии.
Датой начала ревизии считается дата предъявления руководителю исполнительного органа проверяемой организации документа о назначении проверки или решения соответствующего органа (например, совета директоров или наблюдательного совета) на проведение ревизии, адатой окончания – дату подписания акта;
Адрес местонахождения организации; сведения о наличии лицензируемых видов деятельности (номер и дата выдачи лицензии, наименование органа, выдавшего лицензию, сроки начала и окончания действия лицензии);
Сведения о методе проведения ревизии по степени охвата ею первичных документов (сплошной, выборочной);
Сведения о встречных проверках, о проведении экспертизы, инвентаризации имущества организации, осмотре ее территорий и помещений;
Кем и когда проводилась предыдущая ревизия (проверка) и что сделано по устранению недостатков и др.
Описательная часть акта ревизии (проверки) должна содержать систематизированное изложение: документально подтвержденных результатов анализа финансового состояния, соответствия законодательству соотношения величины уставного капитала стоимости чистых активов организации; фактов нарушений законодательства, правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, выявленных в ходе ревизии.
Описательная часть имеет разделы, отраженные в программе ревизии: денежные средства, расчетные и кредитные операции, ТМЦ, прибыль и т.д.
В описательной части акта отражаются любые (все) выявленные нарушения и ошибки, недостатки в управлении финансово-хозяйственной деятельностью и замечания.
Выявленные факты однородных массовых нарушений могут быть сгруппированы в ведомости, таблицы и другие материалы, прилагаемые к акту (приложения). В тексте акта приводится изложение существа нарушений (со ссылкой на конкретные нормы законодательства), допущенных должностными лицами организации, а также общее количественное (суммовое) выражение последствий указанных нарушений и делается ссылка на соответствующие приложения к акту. Каждое приложение должно быть подписано участниками ревизии (проверки), а также руководителем исполнительного органа (или лицом, исполняющим его обязанности) и главным бухгалтером проверяемой организации.
Итоговая часть акта ревизии (проверки) должна содержать:
Сведения об общих суммах выявленных при проведении ревизии (проверки) ошибок и искажений бухгалтерского учета и составления отчетности по итогам отчетного периода, а также обобщенные сведения о других установленных фактах и нарушениях (в частности, законодательства или других нормативных актов);
Предложения участвующих в проведении ревизии (проверки) лиц по устранению выявленных нарушений. Предложения должны содержать перечень конкретных мер, направленных на пресечение выявленных в результате ревизии нарушений и полное возмещение ущерба, понесенного государством или акционерами (участниками) организации в результате их совершения (с приложением расчетов);
Выводы проверяющих о наличии в деяниях должностных лиц организации признаков правонарушений и предложения по привлечению исполнительного органа организации к ответственности за нарушение законодательства, правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности (со ссылкой на соответствующие нормы законодательства, а также предусмотренные этими нормами меры ответственности).
К акту ревизии (проверки) должны быть приложены:
Решения соответствующего органа организации о проведении ревизии;
Уточненные расчеты по видам и суммам ошибок и искажений в бухгалтерском учете и отчетности, составленные участниками ревизии в связи с выявлением нарушений законодательства, правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Эти расчеты должны быть подписаны участниками ревизии, руководителем и главным бухгалтером организации;
Акты инвентаризации имущества организации (если при проверке была проведена инвентаризация);
Материалы встречных проверок;
Заключения экспертов (если они привлекались);
Протоколы опроса должностных лиц, осмотра (обследования) производственных, складских, торговых и др. помещений и т.д.
Акт имеет юридическую силу, должен быть лаконичным документом, написанным просто, ясно, деловым языком.
Все записи в акте должны быть бесспорными, точными, неопровержимыми.
В акте не должна даваться правовая и морально – этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц.
Вскрытые факты должны подтверждаться подлинными документами, копиями документов и бухгалтерских записей, промежуточными актами, справками, расчетами, объяснениями и т.д.
При изъятии документов на месте изъятых должна быть копия с указанием на обороте основания и даты изъятия с подписью ревизора и гл. бухгалтера организации.
Акт ревизии (проверки) должен быть подписан участвовавшими в проверке членами ревизионной комиссии и уполномоченными лицами (например, экспертами), а также руководителем исполнительного органа проверяемой организации и главным бухгалтером организации. Составляется акт в 3-х экземплярах: 1) руководителю организации под роспись с указанием даты вручения; 2) направляется руководителю организации, назначившей ревизию; 3) остается в делах контрольно-ревизионного отдела.
Подписанный акт ревизии вручают руководителю исполнительного органа организации, о чем на последней странице экземпляров акта, оставшихся у ревизионной комиссии, необходимо сделать запись: «Экземпляр акта с ___ (указывается количество приложений) приложениями на ___ (указывается количество листов) получил» за подписью руководителя исполнительного органа организации или лица, получившего акт, с указанием его Ф.И.О., а также даты вручения акта.
В случае, когда указанные выше лица уклоняются от получения акта ревизии (проверки), членам ревизионной комиссии необходимо составить соответствующий акт, дата составления которого признается датой вручения акта ревизии.
Акт ревизии может быть направлен руководителю организации по почте или другим способом, свидетельствующим о дате его получения. В этом случае к экземпляру акта, остающемуся на хранении у ревизионной комиссии, прилагаются документы, подтверждающие факт почтового отправления или другого способа передачи акта руководителю организации.
В случае отказа руководителя организации от подписания акта членом ревизионной комиссии, возглавляющим проверяющую группу, на последней странице акта производится запись: «Руководитель исполнительного органа (Ф.И.О.) организации от подписи отказался», заверенная подписью указанного члена ревизионной комиссии.
По окончании ревизии (проверки) акт ревизии подлежит регистрации в специальном журнале ревизионной комиссии, страницы которого должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены подписью председателя ревизионной комиссии.
Для ознакомления с актом отводится 5 дней.
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте ревизии, а также с выводами и предложениями ревизионной комиссии руководство исполнительного органа организации вправе в определенный срок со дня получения подписанного участниками ревизии акта ревизии представить в ревизионную комиссию письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.
При этом руководитель исполнительного органа организации вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать ревизионной комиссии документы (или их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта ревизии (проверки).
По истечение срока, установленного для представления исполнительным органом организации ревизионной комиссии письменного объяснения мотивов отказа подписать акт или возражений по акту, в течение специально установленного срока ревизионная комиссия повторно рассматривает акт ревизии (проверки), документы, свидетельствующие об установленных нарушениях, ошибках и недостатках в деятельности исполнительного органа организации, а также документы и материалы, представленные исполнительным органом организации.
Если возражения и объяснения, представленные руководителем исполнительного органа организации, будут признаны обоснованными, то ревизионная комиссия обязана составить протокол согласования спорных вопросов по акту ревизии, в котором должны быть учтены и сформулированы все спорные вопросы и существо достигнутых соглашений по ним. Протокол, так же как и акт ревизии, подписывается участвовавшими в ревизии членами ревизионной комиссии, руководителем организации и главным бухгалтером проверяемой организации, прилагается к акту ревизии и является его неотъемлемой частью.
По результатам ревизии ревизионная комиссия готовит проект решения общего собрания акционеров (участников). После рассмотрения материалов ревизииобщим собранием акционеров (участников) может быть принято и отражено в протоколе общего собрания акционеров решение:
- о добровольном возмещении (а в случае несогласия – в судебном порядке) нанесенного своими действиями (бездействием) должностными лицами ущерба организации;
- о привлечении к ответственности должностных лиц организации за совершение нарушений законодательства, допущенные ошибки и недостатки в работе.
В таком случае решение должно содержать:
Ф.И.О. ответственных должностных лиц, в отношении которых вынесено решение;
Обстоятельства совершенных должностными лицами исполнительного органа организации нарушений законодательства, правил ведения бухгалтерского учета, составления отчетности, ошибок или недостатков, как они установлены проведенной ревизией, документы и другие сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;
Оценку представленных организацией доказательств, опровергающих факты, выявленные ревизией, или свидетельствующие о наличии обстоятельств, смягчающих их ответственность;
Ссылки на законодательные и другие нормативно-правовые акты, предоставляющие право выносить решение о привлечении должностных лиц организации к ответственности за совершенные нарушения; суммы средств, подлежащих возмещению организации; указания на статьи нарушенных законов и нормативно-правовых актов, предусматривающие меры ответственности за конкретные нарушения и применяемые меры ответственности, а также предложения по устранению выявленных нарушений законодательства, правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
Ревизия – это процедура, которая необходима предприятию с целью проверки фактического наличия денежных средств и имущества. Кроме того, ревизии подвергаются даже долги компании. Поэтому к данному процессу следует подходить очень грамотно и ответственно. Особенно это касается заполнения итогового документа – ревизионного акта.
Чем отличается ревизия от инвентаризации?
Считается, что ревизия и инвентаризация – это разные процессы, один из которых (ревизия) проводится внезапно, а другой (инвентаризация) – планово.
Однако как может проводиться планово проверка в случае наступления форс-мажорных обстоятельств, например, в виде пожара или наводнения? А ведь именно в таких случаях назначается инвентаризация, т.е. внезапно и по факту обнаружения неблагоприятных последствий.
Но, тем не менее, это действительно разные процессы. И разница в них заключена не в плановости или во внезапности, а в цели:
Инвентаризация проводится, чтобы выявить фактический остаток активов компании или ее долгов на определенную дату;
Ревизия – для того, чтобы выявить правильность соблюдения ответственным лицом требований предприятия по хранению и учету активов, документов и обязательств. Данная проверка проводится в любое время, которое утверждено локальным нормативным актом. А вот для проведения инвентаризации есть свои условия, которые закреплены в законах РФ.
Так, федеральный закон от 06.12.11г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в тексте далее – закон №402-ФЗ) в своей статье 11 указывает, что условия проведения инвентаризации утверждаются самой организацией (предпринимателем):
Все сроки, необходимость (случаи) и порядок проведения проверки;
Документальное оформление ее результатов;
Перечень тех объектов (имущества, нематериальных активов, товаров, материалов, денег, долгов и т.д.), которые подлежат инвентаризации.
Исключение составляют случаи проведения обязательной инвентаризации, которые закреплены действующим законодательством РФ. К таким случаям согласно приказу Минфина РФ №34н, утвержденного 29.07.98 г., относятся:
Передача активов в аренду, при их выкупе или продаже, в случае преобразования муниципального или государственного предприятия унитарного типа;
В случае, когда происходит смена лиц, на которых возложена материальная ответственность;
При обнаружении фактов злоупотребления сотрудником своего положения, кражи либо порчи имущества;
В случае возникновения чрезвычайных ситуаций, причиной которых стали экстремальные условия. Например, при пожарах, наводнениях и иных стихийных бедствиях;
При проведении ликвидации либо реорганизации компании;
Перед началом составления бухгалтерской отчетности за год. Исключение составляет то имущество, по которому ревизия была 1 октября года, за который составляется отчет, или позже этой даты, но до 31 декабря этого года;
И в иных случаях, которые могут быть дополнительно предусмотрены действующим российским законодательством.
А вот о ревизии в нормативных актах ничего не сказано. Поэтому руководитель компании самостоятельно назначает условия и порядок ее проведения, помня, что ревизия проводится:
В том же порядке, что и инвентаризация;
Также при наличии комиссии.
Единственное, задачей ревизии будет проверка не столько объектов, сколько тех, кто ответственен за сохранность этих объектов. Однако при этом конечная цель и ревизии, и инвентаризации одинакова – это выявление фактического наличия проверяемых активов и долгов, и сопоставление полученных в ходе проверки результатов с данными бухучета, которые содержатся в соответствующих регистрах. И выполнить это сравнение возможно только при условии правильного оформления ревизионного (инвентаризационного) акта. Таким образом, ревизию справедливо считать составляющим элементом инвентаризации.
Акт ревизии: что это такое и каким он бывает
Акт ревизии – первичный документ. Необходимость его составления продиктована целью самого процесса проверки – сопоставление и выявление реального количества имущества и обязательств компании. Поэтому ревизионный акт представляет собой первичный документ, в котором на определенную дату выводится фактический остаток проверяемых объектов.
На его основе:
Корректируется остаток активов и обязательств в бухучете по соответствующим счетам;
Ставятся на учет выявленные в ходе проверки излишние активы или долги;
Признается внереализационный налогооблагаемый доход;
Или отражаются расходы в виде, например, недостачи, которые уменьшают налоговую базу.
Только при наличии акта ревизии можно отразить все вышеозначенные процессы. Без этого документа признать, например, недостачу и провести ее списание, в том числе и за счет материально-ответственного лица, невозможно.
Исходя из того, что ревизии подвергаются обязательства и имущество компании, ревизионный акт будет иметь свои особенности в зависимости от проверяемого объекта. В связи с этим можно сказать, что:
На каждый вид активов существует свой ревизионный акт;
Либо действует единая форма, которая максимально обезличена по строкам и графам. И конкретика в такую форму вносится с учетом того, какой объект подвергается ревизии.
Таким образом, предприятие может, как самостоятельно разработать форму, так и воспользоваться уже имеющимися образцами актов.
Унифицированная или свободная форма. Какой воспользоваться?
Со вступлением в силу в 2012 году закона о бухучете №402-ФЗ требование о работе только с унифицированными формами документов осталось действительным только для тех документов, которые составляются для целей, не регулируемых указанным законом.
В связи с этим у предприятий появилась возможность самостоятельно разрабатывать или продолжать пользоваться прежними бланками.
В основном предприятия оставили старые формы. Действительно, зачем разрабатывать их, когда в них достаточно только внести специфические изменения, отражающие особенности хозяйственной деятельности компании, чтобы эти документы стали удобны?!
Таким образом, закон №402-ФЗ разрешил:
Пользоваться актами инвентаризации, какие разработаны Госкомстатом РФ и им утверждены в Постановлении №88 от 18.08.98 г. Они отлично подходят и для целей ревизии;
Либо самостоятельно подготовить их, руководствуясь положениями статьи 9 закона о бухучете.
Согласно данной статье любой первичный документ должен содержать в себе следующие обязательные графы:
Название самого документа – например, «Акт ревизии»;
Полная дата его составления, в которую входит не только число и месяц, но и год;
Название компании, от лица которой составляется документ;
Денежное и (или) натуральное измерение операции (факта), включая указание единиц, в которых производится измерение;
Название должности того лица или лиц, которые ответственны и совершили ту операцию, по которой составляется документ, и (или) ответственны за подготовку самого документа;
Подписи указанных лиц с расшифровкой реквизитов, которые позволяют этих лиц идентифицировать (Ф.И.О, ИНН, и иное).
Еще одним обязательным реквизитом именно для ревизионного акта является основание проведения самой проверки, т.е. в документе необходимо отразить одноименную графу, в которую вписывается приказ (распоряжение или указ) по ревизии.
Разработанная своими силами форма должна быть закреплена в Учетной политике компании (приказом предпринимателя). Это касается и решения о применении старых форм (унифицированных).
Общие правила составления акта
Для проведения ревизии всегда назначается приказом комиссия, в которую входит председатель и рядовые члены комиссии, а также материально-ответственное лицо, чей участок работы будет проверяться.
Составлять акт будет то лицо, на которое такая обязанность возложена приказом по ревизии. При этом на практике очень часто встречается то, что материально-ответственное лицо параллельно ведет учет результатов проверки.
Подписывается ревизионный акт всеми участниками проверки, по окончании которой он отправляется на сверку в бухгалтерию. По итогам данной проверки в акте делается отметка о наличии или отсутствии разногласий. В случае выявления разницы между ревизионными данными и данными бухгалтерского учета, в самом акте или в виде приложения к нему будет изложено о величине возникшего отклонения и его характер (недостача или излишки). Наличие такого заключения служит основанием для дальнейшего расследования (в случае недостачи) или для последующего признания без расследования факта отклонения (в случае излишек).
Акт ревизии составляется сразу в двух идентичных экземплярах, один из которых передается комиссией, проводившей проверку, в бухгалтерию, а другой остается на руках материально-ответственного лица. При этом все экземпляры документа подписываются всеми участниками проверки.
Номер акта ставится с учетом принятой на предприятии нумерации:
Либо каждый раз новая нумерация с нового года;
Или непрерывная с учетом номера последнего ревизионного акта.
Составляется акт от руки. При этом допускается, что отдельные его графы заполняются на компьютере. Датой его составления является дата начала ревизии.
В случае, если ревизия предусматривает не один день проверки, тогда в документе должно быть отражено одновременно:
Дата составления, которая соответствует началу ревизии;
Дата начала и окончания ревизии – это указывается, как правило, в отдельной строке.
Кроме того, в зависимости от вида проверяемого актива, содержание акта ревизии будет существенно различаться.
Нюансы составления и содержания
Если проводится проверка наличия денежных средств и документов в кассе, то в акте ревизии находят обязательное отражение следующие факты:
Указывается дата, на которую выводится остаток денежных средств и денежных документов;
Дается расписка прямо в тексте или дополнительно к акту (если не предусмотрено его формой) о том, что к моменту начала ревизии все деньги, денежные документы и иные ценности, которые поступили под ответственность кассира, приняты им к учету, а те, которые выбыли – списаны. Кроме того, в расписке указывается, что все кассовые расходные и приходные документы на момент проведения ревизии переданы в бухгалтерию компании. Данная расписка составляется материально-ответственным лицом;
Указываются в акте также последние №№ приходных и расходных кассовых ордеров;
Проверке подвергаются не только деньги, но и денежные документы (путевки, проездные билеты и т.д.);
Всё фактическое количество денег и денежных документов выводится в рублях и копейках по видам указанных ценностей.
Если проводится ревизия товарно-материальных ценностей (материалов, товаров, запчастей, сырья и т.п. активов), то в акте должны быть обязательно отражены следующие сведения:
Какие ценности подвергаются проверке – находящиеся в пути; отгруженные; принятые на ответственное хранение, или принадлежащие и фактически находящиеся в компании. Каждый вид этих активов должен оформляться своим, отдельным ревизионным актом. Такое разделение позволяет в точности выявить фактический остаток активов на предприятии;
Ревизия может затянуться не на один день, поэтому в акте указывается дата ее начала и окончания;
Материально-ответственное лицо должно перед началом проверки в самом акте или в приложении к нему дать расписку о том, что товарно-материальные активы (по тексту далее – ТМЦ) все оприходованы, а выбывшие – списаны; что все документы, подтверждающие приходно-расходные операции по активам сданы в бухгалтерию;
Все ТМЦ в акте отражаются с указанием номенклатурных номеров; используемых единиц измерения; с указанием инвентарного номера и заводского (при наличии);
Обязательно отражается фактическое наличие и общая стоимость остатка активов, включая цену за единицу. Эти стоимостные данные можно получить в бухгалтерии, либо бухгалтерия сама проставит их в акте;
Итог по ревизии выводится по стоимости, по количеству отраженных в акте порядковых номеров и по количеству фактических единиц активов.
Если проверяется наличие документов, то такая проверка может касаться:
Документов, которые подлежат уничтожению в связи с истечение их срока хранения;
Документов, которые сдаются в архив на долговременное хранение, например, по оплате труда сотрудников, и т.д.
Бланков строгой отчетности.
Таким образом, на каждый случай проведения проверки составляется свой акт, в котором указывается наименование документов, их номера, период их составления. При наличии серий и иных подобных идентифицирующих показателей в акте указывают и их. При этом в акте обязательно указываются по отдельным строчкам виды проверяемых документов. Например, выставленные и полученные счета-фактуры отдельно, отдельно накладные и т.д. Если проверка касается бланков строгой отчетности, то обязательно отражается в акте их учетная стоимость (номинальная).
Проверка достоверности бухгалтерского учета называется аудитом. Она может проводиться:
По желанию собственника компании;
Или обязательно исходя из требований законодательства РФ.
Аудит может быть сплошным или проводиться по отдельным учетным участкам. Его исполнителем является специализированная компания, которая имеет право на основании закона №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» заниматься этой деятельностью. При составлении заключения об аудиторской проверке руководствуются требованиями соответствующих стандартов.
Проверка дебиторских задолженностей обычно осуществляется:
По текущим долгам – в виде акта сверки, который, как правило, составляется по окончании каждого квартала или даже раньше;
По просроченным долгам проводится более тщательная проверка, которая начинается с выяснения срока задолженности. Необходимость такой проверки обусловлена либо попыткой взыскания через суд долгов, либо их списанием. Для этой цели составляется акт, в котором указываются реквизиты должника, номера документов, подтверждающих его долги, суммы задолженности и сроки оплаты, которые уже прошли. На основании этого акта далее оформляются акты сверки, которые рассылаются должникам.
Сама ревизия проводится и по документам, и по счетам бухгалтерского учета. Это позволяет выявить точную величину задолженности, которая числится по данным компании-кредитора.
При проведении ревизии в магазине акт может составляться:
Отдельно на товары, которые находятся в торговых залах и в складских помещениях. При этом обязательно указывается место нахождения товаров;
Либо в акт по соответствующим позициям добавляется количество товаров, которые находятся в торговом зале.
Но удобнее составлять отдельные документы.
Образец акта проверки ревизионной комиссии
Акт ревизионной комиссии о проверке организационной, хозяйственной и финансовой деятельности ТСЖ «Колизей» за 2006 год.
Комиссия в составе: Председателя Ревизионной Комиссии (РК) Березовской Л.В. и члена комиссии Чешихина С.Б. провела проверку организационной, хозяйственной и финансовой деятельности Товарищества за период с 01.01.2006 по 31.12.2006г. В данный период руководство деятельностью осуществлялось Председателем правления – Управляющим Товарищества Бычковой Н.Г.
Ревизионная комиссия информирует:
1. Работа по оформлению земельного участка в связи с изменившимися законодательными актами, в настоящее время не завершена по причинам:
А) не выполнено межевание квартала органами местного самоуправления;
Б) необходимо 100% согласие всех собственников.
2. Тепловые узлы учёта потребленных ресурсов установлены и сданы на коммерческий учет. С 01.01.2007г. расчеты с жителями будут осуществляться по фактически выставленным счетам. Ожидается, что это уменьшит платежи собственников по этой статье расходов. На их установку были задействованы денежные средства из фонда на ремонт и восстановление общего имущества. Также из средств этого фонда были оплачены 15 комплектов оборудования для пассажирских лифтов для изготовления на Карачаровском механическом заводе. Один комплект пассажирских лифтов был установлен в 1-ом корпусе.
3. Вопрос о введении в эксплуатацию поквартирных счетчиков прорабатывается. Вопрос не простой, законодательные акты по нему имеют большие недоработки, в ближайшее время решение этого вопроса будет предоставлено собственникам на голосование.
4. «Смета ежемесячных расходов на обеспечение деятельности товарищества и эксплуатацию» на 2006 год была утверждена в сумме 15720 тыс. рублей. Фактическое исполнение сметы составляет 15739 тыс. рублей. Перерасход по смете составил 28 тыс. рублей (включая штрафные санкции).
Сумма денежных средств на расчетном счете на 01.01.2006г. составлял – 8011 тыс. рублей. Остаток задолженности на 01.01.2007г. составляет 1479 тыс. рублей. При этом кредиторская задолженность перед поставщиками услуг на 01.01.2007г составляет 1426 тыс. рублей. Задолженность перед собственниками, имеющими право на дотацию по единственному жилью, составляет 1287 тыс. рублей.
Фактическое наличие денежных средств на расчетном счете в банке и кассе Товарищества на 01.01.2007г. – 4865 тыс. рублей; на депозитных счетах – 8000 тыс. рублей.
5. Необходимо заметить, что предоставленная смета на 2007 год лишь констатирует цифровой информационный материал, без сопроводительного сравнительного анализа (например, по сравнению со сметой на 2006 год), необходимого, на взгляд Ревизионной комиссии в такого рода документах, для понимания собственниками принципов увеличения/уменьшения доходов и расходов. Схема сметы не разъясняет причин увеличения доходов и расходов на 2007 год, поэтому собственники жилья, по нашему мнению, не получат полной информации для утверждения предлагаемой сметы 2007г., тем более при проводимой Правлением заочной (письменной) форме голосования.
6. Бухгалтерская документация (Договора, Акты по их исполнению, Банк, Касса, Отчетность) – ведется постоянно с использованием современного программного обеспечения. Отметим, что большая часть Договоров полуанонимна (зачастую в них отсутствуют номера телефонов, а адреса не соответствуют фактическому местонахождению), поэтому их достоверность не проверена.
7. За истекший 2006 год Правлению ТСЖ «Колизей» во главе с Председателем Правления пришлось решать многие вопросы и проблемы различного хозяйственного профиля, сопровождавшиеся значительными расходами общественных средств. Так с мая по август 2006 года только за работы по благоустройству территории и увеличению парковочных мест было потрачено, по нашим подсчетам, 1070530 рублей (в правлении можно посмотреть протокол К06-г/15 от 17.09.06г.). Трудно судить по документам, насколько оправдан в данном случае такой объем потраченных средств.
8. В условиях рыночной хозяйственно-финансовой деятельности, применительно к ниве ТСЖ, у нас началось проведение письменных опросов жильцов на злободневные, актуальные темы. Безусловно, многоплановая хозяйственная деятельность требует совещательных отношений между Правлением и жильцами по важнейшему вопросу – правильному расходу общественных средств. С этой стороны, письменные опросы, безусловно, могут выполнять положительную роль. Однако в ТСЖ «Колизей» письменные опросы, без особого на то решения очного Общего собрания собственников жилья незаконно, на взгляд Ревизионной комиссии, стали подменять Общее собрание собственников жилья, в соответствии с Уставом ТСЖ.
А) набран кворум голосов по дальнейшему проведению Общих собраний ТСЖ в виде заочного опроса в письменной форме. Затем этот пункт был внесен в Устав ТСЖ в нарушение действующего Устава, поскольку «…внесение изменений в Устав относится к компетенции Общего собрания товарищества собственников жилья» статья 145 Жилищного кодекса РФ.
Б) создана счетная комиссия ТСЖ из 4-х человек, которая на наш взгляд подменила собой Ревизионную комиссию ТСЖ, избранную на очном Общем собрании членов ТСЖ 28 октября 2004 года. Так, при подготовке и проведении письменного опроса Ревизионная комиссия не была приглашена на данное мероприятие и не присутствовала при подсчёте голосов.
9. В настоящее время Правление ТСЖ готовит новую редакцию Устава. Одним из самых известных в Москве специалистов по Управлению многоквартирными домами, публичным комментатором к Жилищному кодексу РФ является Филимонов Сергей Леонидович – зав. кафедрой «Правовое регулирование строительства и ЖКХ» Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса России. Председатель Ревизионной комиссии Березовская Л.В. посетила семинар и получила экспертные комментарии г-на Филимонова, в частности по поводу проведения Общего собрания ТСЖ в заочной форме:
- «По вопросам, отнесенным к исключительной компетенции Общего собрания, предусмотренным пунктами 15.1.1 – 15.1.14, решения в форме заочного голосования приниматься не могут».
- «Подсчет решений собственников помещений по вопросам, поставленным на голосование на Общем собрании, проводимом в форме заочного голосования, осуществляет инициатор такого собрания совместно с ревизионной комиссией. По результатам подсчета составляется Протокол Общего собрания, который подписывается инициатором собрания и ревизионной комиссией. Если инициатором Общего собрания выступает ревизионная комиссия, то в подсчете решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, обязан принять участие председатель Правления» (см. пункт 8Б данного акта).
Учитывая вышеизложенное, становится ясно, что формулировка Дополнения в Устав ТСЖ от 04.07.2005г. о легитимности проведения и принятия решений заочной формой Общего собрания, - без предварительного одобрения данного решения Общим собранием собственников в очной форме – является незаконной. Как и все прочие решения заочных общих собраний собственников, отнесенные Уставом к компетенции Общего собрания в пунктах 15.1.1 – 15.1.14 Устава.
Уважаемые собственники! Ревизионная комиссия считает, что:
1. необходимо в соответствии с ныне действующим Уставом провести Общее собрание собственников жилья ТСЖ «Колизей», на котором разграничить и установить рамки полномочий его очной и заочной формы. Установить различие между письменным опросом и заочной формой Общего собрания собственников жилья;
2. короткая, но достаточно насыщенная событиями история по выборам и перевыборам в руководящие органы управления ТСЖ дает основание принять следующее решение: раз в два года перед одновременными перевыборами членов Правления, председателя Правления, председателя и членов Ревизионной комиссии, приглашать Ревизионной комиссией аудиторских ревизоров для проведения финансовой проверки, начиная с таковой за 2006 год;
3. впредь не допускать разновременных выборов в органы управления и контроля ТСЖ, как это стало практиковаться у нас в течение 2005-2006гг., а при проведении выборов руководствоваться Уставом ТСЖ;
4. при выдвижении лиц, рекомендуемых в органы управления и контроля ТСЖ более тщательно знакомиться с представленными кандидатурами;
5. необходимо чтобы документы ТСЖ (Устав ТСЖ; протокол Общего собрания об избрании членов Правления и членов Ревизионной комиссии; смета на текущий год; правила пользования помещениями общего имущества; обобщенный состав общего имущества) были доступны всем собственникам ТСЖ. Например, находились у консьержа или на доске объявлений.
Ревизионная комиссия нуждается в обратной связи с собственниками. Мы ждём Ваших отзывов и пожеланий по адресу электронной почты: REVISION@INBOX-RU, по телефону Председателя Ревизионной комиссии 8-916-989-89-24 Березовская Людмила Викторовна, либо Вы можете оставить свои отзывы в письменном виде у консьержа корпус 3, 2 подъезд, с пометкой для Березовской Л.В. квартира 83.
Председатель Ревизионной комиссии Березовская Л.В.
Член Ревизионной комиссии Чешихин С.Б.
Безупречное, с точки зрения законодательства, состояние кассовых документов компании – весомый фактор, характеризующий качество работы предприятия в целом. Наличные деньги в кассах отечественных компаний – один из активов, подлежащих периодической инвентаризации , т. е. пересчету и сравнению с остатками, вычисленными по учетным данным. Ревизия кассы, основные аспекты ее осуществления и оформление результатов – тема настоящей публикации.
Ревизия кассы: особенности мероприятия
Минфин РФ регулирует проведение ревизий всех активов предприятий, в том числе наличных денег. Все проверки осуществляются по разработанной приказом № 49 от 13.06.1995, методике. Этот НПА определяет порядок действий и оформления полученных итогов.
Ревизия кассы может быть отдельной проверкой или стать этапом комплексной разнонаправленной ревизии, осуществляемой вышестоящей организацией или департаментом ведомственного контроля. Но чаще инициатором проверки кассы выступает руководитель фирмы, поскольку деятельность предприятия должна контролироваться изнутри. Периодичность проведения контролирующих мероприятий закрепляется в УП. Обычно, в порядке внутрифирменного аудита, ревизию кассы планируют на конец отчетного периода и обязательно на 31 декабря.
Ревизия кассы: порядок проведения и оформление
Проверка любого уровня проводится на основании распоряжения. Порядок проведения ревизии кассы подразумевает несколько этапов:
- подготовка к мероприятию – передача кассиром имеющихся в кассе приходных и расходных документов, не вошедших в кассовый отчет, для выведения остатка денежных средств по учетным документам;
- пересчет наличности в кассе сплошным порядком;
- сравнение реального наличия денег в кассе с учетной информацией;
- проверка наличия денежных документов и БСО, имеющихся в кассе, сопоставлением их реальных остатков с регистрационными книгами;
- проверка использования средств по целевой направленности в соответствии с действующим законодательством;
- оформление итогов актом ревизии в 2-х экземплярах.
Акт ревизии денежных средств, находящихся в кассе
Отметим, что типовой формы с названием «Акт ревизии наличных денежных средств» никогда финансовым ведомством не утверждалось. Госкомстатом введена в действие первичная форма ИНВ-15 «Акт инвентаризации наличных денежных средств» , и, хотя на сегодняшний день обязательной она не является, ее по-прежнему используют в работе, оформляя результаты ревизии, что не противоречит законодательству, поскольку ревизия и инвентаризация – процедуры схожие, и целью обеих является проверка соответствия размера наличности в кассе учетной информации.
Подчеркнем, что каждая компания вправе разработать и применять собственный акт ревизии кассы. Часто при этом бланк ИНВ-15 служит качественным шаблоном. Мы остановимся на форме ИНВ-15, как на универсальной и наиболее часто применяемой.
Акт ревизии наличных денежных средств: бланк и его заполнение
Заполнять документ следует аккуратно: ошибки и исправления в нем исключены. Акт ревизии кассы (бланк ИНВ-15 вполне его заменяет) должен содержать:
- название фирмы и проверяемого подразделения;
- номер и дата распоряжения о проведении ревизии;
- расписка кассира или лица, выполняющего его обязанности, подтверждающую сохранность ценностей;
- перечень имеющихся ценных бумаг и соответствие их количества учетным данным;
- информацию о фактическом размере наличных, находящихся в кассе, установленную сплошным пересчетом;
- сведения о размере денежной массы по данным бухучета;
- пояснения кассира, если установлено несоответствие сравниваемых величин;
- подписи комиссии.
Составить акт ревизии кассы можно в компьютерном варианте или заполнить бланк от руки чернилами черного или синего цветов.
Так заполняется акт ревизии наличных денежных средств. Бланк скачать можно .
Оборотная сторона акта заполняется в случае выявления несоответствий реально имеющейся денежной массы с данными учета. Кассир дает письменные объяснения, заверяя их подписью. Ниже в поле для постановляющей части руководитель выносит решение: оприходовать излишки или взыскать недостачу с виновного лица.