Утверждение бюджетной сметы казенного учреждения. Понятие бюджетной сметы казенного учреждения
71.Сметное финансирование казенных учреждений: содержание, принципы, правовое обеспечение. Назначение, порядок составления и утверждения бюджетной сметы.
Сметно-бюджетное финансирование - это порядок выделения средств из бюджетов и государственных внебюджетных фондов бюджетным учреждениям на основе их смет. Порядок осуществления сметно-бюджетного финансирования зависит от направления расходов субъектов финансирования. В основном на сметно-бюджетном финансировании находятся государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы.
Казенные учреждения расходуют бюджетные средства:
на оплату труда работников казенных учреждений
на оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;
на уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ;
на возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.
Финансирование казенных учреждений из всех видов бюджетов осуществляется на основе смет расходов казенных учреждений, т.е. плана расходов казенного учреждения, который составляется им самим и утверждается вышестоящим органом.
Смета казенного учреждения - это финансово-плановый акт, который имеется у всех казенных учреждений. В ней определяются объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, выделяемых из бюджета тому или иному казенному учреждению. Смета действует в течение финансового года - с 1 января до 31 декабря.
Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
БС составляется получателем средств федерального бюджета в целях установления объема и распределения направлений расходования средств ФБ на текущий (очередной) финансовый год и план период. Показатели сметы утверждаются в пределах доведенных до получателя средств лимитов бюджетных обязательств (ЛБО).
72.Бюджетная классификация Российской Федерации: назначение, состав, направления совершенствования.
Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетная классификация Российской Федерации включает:
классификацию доходов бюджетов;
классификацию расходов бюджетов;
классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
классификацию операций публично-правовых образований
Едиными для бюджетов группами и подгруппами доходов бюджетов являются:
налоговые и неналоговые доходы;
безвозмездные поступления;
Едиными для бюджетов разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:
общегосударственные вопросы:
национальная оборона:
национальная безопасность и правоохранительная деятельность:
национальная экономика:
жилищно-коммунальное хозяйство:
охрана окружающей среды:
образование:
культура, кинематография:
здравоохранение:
социальная политика
физическая культура и спорт:
средства массовой информации:
обслуживание государственного и муниципального долга:
межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются:
источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:
источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами классификации операций сектора государственного управления являются:
1) доходы;
2) расходы;
3) поступление нефинансовых активов;
4) выбытие нефинансовых активов;
5) поступление финансовых активов;
6) выбытие финансовых активов;
7) увеличение обязательств;
8) уменьшение обязательств.
В условиях самостоятельности всех звеньев бюджетной системы классификация становится базой для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюджетных показателей в территориальном, отраслевом разрезе. Бюджетная классификация является обязательной для всех учреждений и организаций и строится в соответствии с требованиями, которые определяются бюджетным законодательством РФ.
Казенное учреждение относится к учреждениям государственного типа, оказывающим муниципальные услуги, предусмотренные законами России. Финансирование таких организаций проводится на основании сметы расходов казенного учреждения, которая разрабатывается самим учреждением и утверждается специальными органами власти. Бюджетная смета казенного учреждения представляет собой финансовый документ, который присутствует во всех государственных учреждениях.
В этом документе указываются размер, направленность и распределение финансов, выделяемых организации из бюджетного фонда. Смета функционирует на протяжении всего финансового года. Документ представляет собой правовой акт финансового плана, поэтому она имеет юридическое значение, которое заключается в распределении прав и обязанностей руководителей организаций по распределению бюджетных средств. Составление сметы казенного учреждения того или иного бюджета - это одна из важных частей бюджетного процесса, называется этот этап сметным процессом.
Все сметы расходов казенного учреждения разделяются между собой по характеристикам учреждений и выполняемых мероприятий на сводные, индивидуальные, а так же сметы централизованных мероприятий. Индивидуальная смета содержит только расходы того учреждения, которое ее составляет. Все сметы подобного типа объединяются в сводные. Работу с этими сметами осуществляют уже различные федеральные министерства и ведомства, а так же органы исполнительной власти субъекта.
Сводные бюджетные сметы казенного учреждения подразделяются на 2 типа: индивидуальные сметы и сметы расходов на централизованные мероприятия. Смета на централизованные мероприятия формируется специальными органами власти для определения расходов на централизованные мероприятия. К таким расходам относят проведение различных семинаров, конференций и т.п. Составление сметы казенного учреждения индивидуального вида по времени одинаково с моментом формирования проекта бюджета.
Формирование документа осуществляется на основании контрольных цифр, которые предоставляются учреждению вышестоящим органом власти. Цифры имеют данные о лимите бюджетных средств, которые нужно выделять учреждению после утверждения бюджета, эти данные доводятся до каждого учреждения, исходя из контрольной цифры, полученной от органов, разрабатывающие проекты бюджетов. Форму бюджетной сметы казенного учреждения устанавливают специализированные органы исполнительной власти, в ней устанавливаются размеры, направление использования бюджетных средств. Все статьи сметы имеют определенное целевое применение. Все казенные учреждения финансируются по нескольким обобщенным статьям: зарплата, капитальные вложения и текущие издержки.
Статьи носят строго-определенный образ и корректировке не подлежат. Пример бюджетной сметы казенного учреждения можно посмотреть на нашем сайте. Следует учесть, что документ разрабатывается и заверяется только руководством учреждения. Представить смету в соответствующие органы нужно не позднее пятнадцати рабочих дней с момента утверждения лимитов денежных средств. Ежемесячно и в конце календарного года учреждения разрабатывают отчет об исполнении бюджетной сметы казенного учреждения, который направляется в орган территориального казначейства. Порядок разработки таких отчетов корректируется приказом Министерства финансов страны.
Согласно Федеральному закону от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ» (далее - Федеральный закон № 63-ФЗ) с 01.01.2008 в Бюджетном кодексе отсутствуют такие понятия, как «смета доходов и расходов по внебюджетной деятельности», «смета доходов и расходов по предпринимательской деятельности». Теперь действует термин «бюджетная смета» - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения (статья 6 БК РФ).Но это не означает, что смету по внебюджетной деятельности не надо составлять в 2008 году. Рассмотрим особенности составления учреждениями бюджетной и внебюджетной смет.
Составление бюджетной сметы
Бюджетные учреждения должны осуществлять операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой (п. 1 ст. 161 НК РФ ). Составление данной сметы входит в обязанности учреждений. Какие расходы должны быть отражены в смете? Согласно ст. 70 НК РФ бюджетные учреждения могут расходовать бюджетные средства на:
Оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников;
Командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами;
Оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;
Уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей;
Возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении своей деятельности.
Следовательно, в бюджетной смете должны быть отражены перечисленные расходы.
Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы определяется главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение. Указанный порядок должен соответствовать общим требованиям, установленным Минфином (ст. 221 БК РФ ). В 2008 году действуют Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений , утвержденные Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н (далее - Приказ № 112н). Как уже говорилось, учреждение составляет смету по форме, разработанной и утвержденной главным распорядителем средств бюджета. Бюджетная смета должна содержать (п. 5 Приказа № 112н ):
Гриф утверждения, содержащий подпись руководителя, уполномоченного утверждать смету учреждения и дату утверждения, и ее расшифровку;
Наименование формы документа;
Финансовый год, на который представлены содержащиеся в документе сведения;
Наименование учреждения, составившего документ, и его код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО);
Федеральным учреждениям следует указать код по СРРПБС (сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета по главному распорядителю средств федерального бюджета);
Наименование единиц измерения показателей, включаемых в смету, и их код по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ).
Содержательная часть формы сметы представляется в виде таблицы. Она должна содержать коды строк, наименование направления средств бюджета и соответствующие им коды классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов статей (подстатей) КОСГУ (классификация операций сектора государственного управления), а также суммы по каждому направлению. Детализация КОСГУ приведена в Приказе Минфина РФ от 24.08.2007 № 74н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» .
Рассмотрим подробнее подстатьи, которые чаще всего используются бюджетными учреждениями в расходовании бюджетных средств и, следовательно, подлежат включению в бюджетную смету.
Подстатья 211 «Заработная плата» . По этой подстатье планируются такие расходы, как оплата труда на основе договоров (контрактов) в соответствии с законодательством РФ о государственной (муниципальной) службе, трудовым законодательством. К данным расходам относятся выплаты по должностным окладам, тарифным ставкам ЕТС, почасовой оплате, воинским и специальным званиям. Выплаты премий, материальной помощи, вознаграждений по итогам работы за год и других вознаграждений и выплат поощрительного характера. Оплата учебных и ежегодных отпусков, компенсации за неиспользованный отпуск, выплата пособия за первые два дня временной нетрудоспособности самого работника за счет средств работодателя также планируются по этой статье. Для расчета необходимого объема денежных средств нужны штатное расписание, нормативные акты, регулирующие систему оплаты труда
Подстатья 212 «Прочие выплаты» . По ней планируют дополнительные выплаты и компенсации, определенные условиями трудового договора, в том числе суточные при служебных командировках, ежемесячное пособие на ребенка, компенсации стоимости форменной одежды и обуви, стоимости проездных документов на все виды общественного транспорта, за приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий. Другие аналогичные расходы. В расчетах используют: штатное расписание, нормативные акты, регламентирующие выплаты компенсаций, данные о количестве планируемых командировок в год (для расчета суточных при командировках), прочее.
Подстатья 213 «Начисления на оплату труда» . Здесь планируются расходы по оплате учреждением ЕСН, а также взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При определении этих расходов необходимо руководствоваться гл. 24 НК РФ и данными о фонде оплаты труда.
Обратите внимание : расходы по уплате ЕСН и взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве по договорам гражданско-правового характера с физическими лицами подлежат отражению по тем статьям и подстатьям КОСГУ, по которым отражаются расходы на оплату услуг по данному договору.
Подстатья 221 «Услуги связи» . По данной подстатье планируют расходы по пересылке почтовых отправлений, приобретению почтовых марок, маркированных конвертов, оплате сотовой связи, подключению и использованию Интернета, абонентской и повременной оплаты местного телефонного соединения и другие аналогичные расходы. При планировании используют следующие данные: размер абонентской платы телефона, стоимость радиоточки, одного почтового отправления, конвертов, количество телефонных и радиоточек, среднегодовое количество почтовых отправлений, размер платы за мобильные переговоры.
Подстатья 222 «Транспортные услуги» . Как правило, здесь планируют расходы на оплату проезда в случае служебных командировок, на курсы повышения квалификации (в том числе студентам, обучающимся по заочной форме обучения, при проезде к месту нахождения учебного заведения), расходы по доставке нефинансовых активов. При определении необходимого объема денежных средств используют: данные о количестве командировок в год с ориентировочной стоимостью проезда, план повышения квалификации, данные о среднегодовых расходах по найму транспорта.
Подстатья 223 «Коммунальные услуги» . По этой подстатье планируются потребление и оплата:
Отопления и технологических нужд, а также горячего водоснабжения;
Газа (включая его транспортировку по газораспределительным сетям и плату за снабженческо-сбытовые услуги);
Электроэнергии для хозяйственных, производственных, технических, лечебных, научных, учебных и других целей;
Водоснабжения, водоотведения, ассенизации;
Другие аналогичные расходы.
При расчете необходимого объема денежных средств нужны: сведения о потребности в электроэнергии, теплоэнергии, газе, воде, данные о тарифах на коммунальные услуги.
Подстатья 224 «Арендная плата за пользование имуществом» . На данной подстатье планируются расходы по арендной плате в соответствии с заключенными договорами. Для расчета необходимы документы, подтверждающие количество арендуемых зданий и сооружений, их площадь, ставки арендной платы.
Подстатья 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» .Здесь планируют расходы учреждения по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием нефинансовых активов (основных средств, непроизведенных активов, нематериальных активов, материальных запасов), находящихся в оперативном управлении, аренде или безвозмездном пользовании. При расчете используют: план капитального, текущего ремонта зданий и сооружений, план ремонта коммунальных систем, расчет стоимости техобслуживания автомобиля, данные о расходах на оказание услуг по техническому обслуживанию охранной и пожарной сигнализации, локальных вычислительных сетей, данные по среднегодовым расходам на профилактику и заправку оргтехники.
Подстатья 226 «Прочие работы, услуги» . На эту подстатью относят расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221 - 225, например:
На вневедомственную (в том числе пожарную) охрану, охранную и пожарную сигнализацию (установку, наладку и эксплуатацию);
На страхование жизни, здоровья и имущества (в том числе гражданской ответственности владельцев транспортных средств);
На оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов в учреждениях здравоохранения;
По прокату специальных кино-, видео- и аудиозаписей;
По найму жилых помещений при служебных командировках;
По изготовлению бланков (государственных сертификатов, отчетности и пр.);
На услуги в области информационных технологий (приобретение неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение, включая приобретение и обновление справочно-информационных баз данных).
Статья 290 «Прочие расходы» . На данной статье планируют расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением услуг. Здесь отражаются расходы связанные с:
Уплатой налогов и сборов в бюджеты всех уровней, уплатой разного рода платежей, сборов, государственных пошлин, лицензий, штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов и другие экономические санкции;
Отчислениями денежных средств профсоюзным органам на культурно-массовую и физкультурную работу;
Выплатой государственных премий в различных областях;
Приемом и обслуживанием делегаций (представительские расходы);
Выплатами спортсменам и их тренерам;
Прочими расходами, не отнесенным к другим статьям.
При планировании необходимого объема денежных средств используют нормативные документы, регламентирующие данные расходы.
Статья 310 «Увеличение стоимости основных средств» . По данной статье планируют расходы по оплате договоров на приобретение, а также договоров подряда на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию объектов, относящихся к основным средствам, независимо от стоимости и со сроком полезного использования более 12 месяцев. При определении объема расхода по этой статье используют: нормы обеспеченности основными средствами, сведения о ценах на объекты основных средств, фактической обеспеченности основными средствами.
Статья 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» . Планируются расходы учреждения по оплате договоров на приобретение или создание подрядным способом объектов, относящихся к материальным активам, которые не имеют материально-вещественной структуры и на которые оформлены документы, подтверждающие исключительное право учреждения на них. При определении необходимого объема денежных средств используются сведения о потребности в объектах нематериальных активов и ценах на них.
Статья 330 «Увеличение стоимости непроизведенных активов» . На данную статью относятся расходы на увеличение стоимости непроизведенных активов, используемых в процессе деятельности учреждения, не являющихся продуктами производства (земля, ресурсы недр и пр.), права собственности на которые должны быть установлены и законодательно закреплены.
Статья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» . По данной статье планируются расходы по оплате договоров на приобретение материалов, предназначенных для однократного использования в процессе деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам. При расчете объема средств используют: нормы обеспеченности материальными запасами, данные об утвержденных нормах пробега и расхода ГСМ, сведения о стоимости ГСМ, ориентировочных ценах на запчасти, данные о потребности в канцтоварах, бумаге, картриджах, хозяйственных товарах.
Смета реорганизуемого учреждения составляется в порядке, установленном главным распорядителем средств бюджета, в ведение которого перешло реорганизуемое учреждение, на период текущего финансового года и в объеме доведенных учреждению ЛБО.
Порядок утверждения бюджетной сметы
Как уже говорилось, на главного распорядителя бюджетных средств возложены полномочия определять порядок утверждения бюджетных смет подведомственных ему бюджетных учреждений. Руководитель главного распорядителя средств может предоставить это право руководителю распорядителя средств бюджета. В свою очередь, руководитель распорядителя средств вправе возложить обязанность по утверждению сметы учреждения на его руководителя (п. 8 Приказа № 112н ).
Руководитель главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета вправе ограничить предоставленное право утверждать смету учреждения руководителю распорядителя средств бюджета (учреждения) в случае выявления нарушений бюджетного законодательства РФ, допущенных соответствующим учреждением при исполнении сметы (п. 9 Приказа № 112н ).
Рассмотрим пример составления бюджетной сметы, расчетов к ней и внесение изменений в бюджетную смету.
Расчет плановых сметных показателей
Смета составляется учреждением на основании разработанных и установленных главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета расчетных показателей и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств. К представленной на утверждение смете прилагаются расчеты плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы.
Расчеты к бюджетной смете на 2008 год
Расчет расходов по подстатье 212 «Прочие выплаты»:
<*>Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 № 729 «Нормы возмещения командировочных расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ».
Смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности
В настоящее время обязанность расходовать средства, полученные федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности, прописана в п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» . Кроме того, согласно п. 11 ст. 5 Федерального закона № 63-ФЗ бюджетное учреждение осуществляет операции с указанными средствами в установленном финансовым органом порядке в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности, подлежащей представлению в ОФК.
На основании этой статьи Минфином были внесены соответствующие изменения в Приказ № 46н . Пунктом 2 данного приказа утверждена Инструкция о порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными получателями средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности (далее - Инструкция). Следовательно, бюджетным учреждениям смету по приносящей доход деятельности по-прежнему следует составлять.
Согласно п. 2 Инструкции смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности - документ, составляемый учреждением на текущий финансовый год. Порядок ее утверждения устанавливается главным распорядителем средств, им же определяется объем поступлений внебюджетных средств с указанием источников образования и направлений использования этих средств по коду главного распорядителя средств федерального бюджета и коду КОСГУ.
В соответствии с п. 9 Инструкции учреждение представляет в ОФК смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год на бумажном носителе для проведения операций на лицевом счете по учету внебюджетных средств, в электронном виде - информацию о смете доходов и расходов по средствам, полученным получателем средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности (ф. 0510017 Приложение № 10 к Приказу № 46н ). Утвержденная смета в течение финансового года может уточняться в порядке, установленном главным распорядителем средств, и представляться учреждением в ОФК на бумажном носителе с одновременным представлением в электронном виде информации об изменениях к смете доходов и расходов по средствам, полученным получателем средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности (ф. 0510018 Приложение № 11 к Приказу № 46н ).
Обратите внимание : если право утверждения сметы и внесения изменений в нее дано руководителю бюджетного учреждения, то в ОФК на бумажном носителе смета может не представляться, представляются только информация об этой смете (ф. 0510017) и сведения о ее изменении (ф. 0510018).
Приведем пример составления сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности.
Рассматривая правовое положение казенного учреждения, было указано, что основным плановым документом казенного учреждения является бюджетная смета.
Бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения (ст. 6 БК РФ).
Лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде);
Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
(см. текст в предыдущей редакции)
Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа.
(см. текст в предыдущей редакции)
Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.
(см. текст в предыдущей редакции)
В бюджетной смете казенного учреждения дополнительно должны утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы казенного учреждения.
Показатели бюджетной сметы казенного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения в соответствии с порядком утверждения бюджетной сметы казенного учреждения, могут быть детализированы по кодам элементов (подгрупп и элементов) видов расходов, а также по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств (ст. 221 БК РФ).
Казенные учреждения получают финансирование из бюджета соответствующего уровня. Выделению средств этим учреждениям предшествует бюджетное планирование.
Основные методы планирования бюджетных расходов:
1. Нормативный;
2. Программно-целевой;
3. Метод бюджетирования, ориентированного на результат;
Основным методом планирования бюджетных расходов является нормативный метод.Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет казенных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:
1. денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем);
2. нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);
3. нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т. д.).
На основе натуральных показателей (численность обслуживаемых лиц, площадь помещения и т. д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов, которые могут быть следующими:
1. индивидуальными - составляются для отдельного учреждения или отдельного мероприятия;
2. общими - составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий;
3. на централизованные мероприятия - разрабатываются ведомствами для финансирования мероприятий, осуществляемых в централизованном порядке (закупка оборудования, строительство, ремонт и т. д.);
4. сводными - объединяют и индивидуальные сметы, и сметы на централизованные мероприятия, т. е. это сметы в целом по ведомству.
В смете казенного учреждения отражаются: непосредственно наименование учреждения бюджетополучателя, его реквизиты, а в дальнейшем идет расшифровка сумм расходов по кодам операций сектора государственного управления, также к смете в качестве приложения должна быть приложена пояснительная записка, в которой дается подробный расчет все рассчитанных показателей. Смета казенного учреждения разрабатывается на один финансовый год, подлежит утверждению вышестоящим распорядителем средств бюджета. Казенное учреждение не может расходовать средства на цели, не предусмотренные по смете.
Составление смет казенных учреждений позволяет решать следующие задачи:
1. Обеспечение бюджетных учреждений государственным финансированием;
2. Анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании средств;
3. Контроль за эффективным и экономным расходованием средств.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 20 ноября 2007 г. N 112н
ОБ ОБЩИХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПОРЯДКУ СОСТАВЛЕНИЯ, УТВЕРЖДЕНИЯ И ВЕДЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СМЕТ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1. Утвердить прилагаемые Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.07.2010 N 84н)
2. Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений устанавливается главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находятся федеральные казенные учреждения, в соответствии с Общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденными настоящим Приказом. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.07.2010 N 84н)
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра финансов Российской Федерации Т.Г. Нестеренко.
Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации -
Министр финансов
Российской Федерации
А.Л.КУДРИН
УТВЕРЖДЕНО
Приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 20.11.2007 N 112н
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ПОРЯДКУ СОСТАВЛЕНИЯ, УТВЕРЖДЕНИЯ И ВЕДЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СМЕТЫ КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
I. Общие положения
1. Настоящие Общие требования устанавливают требования к составлению, утверждению и ведению бюджетной сметы (далее - смета) государственного (муниципального) казенного учреждения, его обособленного (структурного) подразделения без прав юридического лица, осуществляющего полномочия по ведению бюджетного учета, а также с учетом положений статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления (муниципальных органов) и органов управления государственными внебюджетными фондами (далее - учреждение). (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.07.2010 N 84н)
Формирование и ведение сметы учреждениями осуществляется с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет". (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.09.2016 N 168н)
2. Главный распорядитель средств бюджета утверждает порядок составления, утверждения и ведения смет подведомственных учреждений в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе с учетом настоящих Общих требований.
Главный распорядитель средств бюджета вправе установить в порядке составления, утверждения и ведения смет подведомственных учреждений особенности для отдельных учреждений и (или) групп учреждений с учетом:
Данных по результатам проверки правильности составления и ведения смет;
Результатов выполнения учреждением сметы за отчетный и (или) текущий финансовый год;
Данных о соблюдении учреждением бюджетного законодательства Российской Федерации по результатам проведения контрольных мероприятий, в том числе внутреннего финансового контроля организации бюджетного учета и отчетности учреждения.
Порядок составления, утверждения и ведения смет учреждений принимается в форме единого документа.
II. Общие требования к составлению смет
4. Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов. (в ред. Приказа Минфина РФ от 17.12.2015 N 201н)
Главный распорядитель, распорядитель средств бюджета, учреждение вправе дополнительно детализировать показатели сметы по кодам аналитических показателей.
Главный распорядитель (распорядитель) средств бюджета вправе формировать свод смет учреждений, содержащий обобщенные показатели смет учреждений, находящихся в его ведении.
5. Смета (свод смет учреждений) составляется учреждением по рекомендуемому образцу (приложение N 1 к настоящим Общим требованиям). (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.07.2010 N 84н)
Абзац второй. - Утратил силу. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.09.2016 N 168н)
В случае если главным распорядителем средств бюджета в соответствии с пунктом 2 настоящих Общих требований в порядке составления, утверждения и ведения сметы предусмотрен порядок согласования сметы учреждения, то согласование оформляется на смете грифом согласования, который включает в себя слово "СОГЛАСОВАНО", наименование должности согласовавшего смету учреждения должностного лица (включая наименование учреждения), личную подпись, расшифровку подписи и дату согласования. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.07.2010 N 84н)
6. Абзац первый. - Утратил силу. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.09.2016 N 168н)
К представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, являющихся неотъемлемой частью сметы. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.07.2010 N 84н)
Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей формируются в процессе формирования проекта закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) и утверждаются при утверждении сметы учреждения в соответствии с общими требованиями к утверждению смет учреждений, определенными главой III настоящих Общих требований. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.09.2016 N 168н)
Абзац третий. - Утратил силу. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.09.2016 N 168н)
Формирование проекта бюджетной сметы на очередной финансовый год осуществляется в соответствии с порядком составления, утверждения и ведения сметы, установленным главным распорядителем средств бюджета. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.07.2010 N 84н)
7. Смета реорганизуемого учреждения составляется в порядке, установленном главным распорядителем средств бюджета, в ведение которого перешло реорганизуемое учреждение, на период текущего финансового года и в объеме доведенных учреждению в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.
III. Общие требования к утверждению смет учреждений
8. Смета учреждения, являющегося главным распорядителем средств бюджета, утверждается руководителем главного распорядителя средств бюджета или иным уполномоченным им лицом (далее - руководитель главного распорядителя средств бюджета). (в ред. Приказа Минфина РФ от 17.12.2015 N 201н)
Смета учреждения, не являющегося главным распорядителем средств бюджета, утверждается руководителем учреждения или иным уполномоченным им лицом (далее - руководитель учреждения), если иной порядок не предусмотрен главным распорядителем средств бюджета. (в ред. Приказа Минфина РФ от 17.12.2015 N 201н)
В порядке, указанном в пункте 2 настоящих Общих требований, может быть предусмотрено, что руководитель главного распорядителя средств бюджета вправе в установленном им порядке предоставить руководителю распорядителя средств бюджета право утверждать сметы учреждений, находящихся в его ведении. Руководитель главного распорядителя средств бюджета вправе утверждать свод смет учреждений, представленный ему распорядителем средств бюджета. (в ред. Приказа Минфина РФ от 17.12.2015 N 201н)
Смета обособленного (структурного) подразделения учреждения без прав юридического лица, осуществляющего полномочия по ведению бюджетного учета, утверждается руководителем учреждения, в составе которого создано данное подразделение. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.07.2010 N 84н)
Утверждение сметы учреждения в порядке, установленном настоящим пунктом, осуществляется не позднее десяти рабочих дней со дня доведения ему в установленном порядке <2> соответствующих лимитов бюджетных обязательств. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.09.2016 N 168н)
9. Руководитель главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета в случае доведения государственного (муниципального) задания до подведомственного учреждения предоставляет в установленном им порядке руководителю учреждения право утверждать смету учреждения. При этом руководитель главного распорядителя, распорядителя средств бюджета вправе утверждать свод смет учреждений, представленный (сформированный) распорядителем бюджетных средств.
10. Руководитель главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета вправе в установленном им порядке ограничить предоставленное право утверждать смету учреждения руководителю распорядителя средств бюджета (учреждения) в случае выявления нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, допущенных соответствующим учреждением при исполнении сметы.
10.1. Утвержденные сметы с обоснованиями (расчетами) плановых сметных показателей, использованными при формировании сметы, направляются главному распорядителю бюджетных средств. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.09.2016 N 168н)
IV. Общие требования к ведению сметы учреждения
11. Ведением сметы в целях настоящих Общих требований является внесение изменений в смету в пределах доведенных учреждению в установленном порядке объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств.
Изменения показателей сметы составляются учреждением по рекомендуемому образцу (приложение N 2 к настоящим Общим требованиям). (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.07.2010 N 84н , от 30.09.2016 N 168н)
Внесение изменений в смету осуществляется путем утверждения изменений показателей - сумм увеличения, отражающихся со знаком "плюс" и (или) уменьшения объемов сметных назначений, отражающихся со знаком "минус": (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.07.2010 N 84н)
изменяющих объемы сметных назначений в случае изменения доведенного учреждению в установленном порядке объема лимитов бюджетных обязательств;
изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации, требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и лимитов бюджетных обязательств; (в ред. Приказа Минфина РФ от 17.12.2015 N 201н)
изменяющих распределение сметных назначений, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств; (в ред. Приказа Минфина РФ от 17.12.2015 N 201н)
изменяющих распределение сметных назначений по дополнительным кодам аналитических показателей, установленным в соответствии с пунктом 4 настоящих Общих требований, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств;
изменяющих объемы сметных назначений, приводящих к перераспределению их между разделами сметы. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.09.2016 N 168н)
К представленным на утверждение изменениям в смету прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, сформированные в соответствии с положениями пункта 6 настоящих Общих требований. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.09.2016 N 168н)
12. Внесение изменений в смету, требующее изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и лимитов бюджетных обязательств, утверждается после внесения в установленном порядке изменений в бюджетную роспись главного распорядителя средств бюджета и лимиты бюджетных обязательств.
13. Утверждение изменений в смету осуществляется руководителем учреждения в соответствии с пунктом 8 настоящих Общих требований, если иной порядок не установлен главным распорядителем средств бюджета в соответствии с пунктом 2 настоящих Общих требований. (в ред. Приказа Минфина РФ от 17.12.2015 N 201н)
14. Внесение изменений в смету учреждения (свод смет учреждений) осуществляется в порядке, установленном главным распорядителем средств бюджета в соответствии с пунктом 2 настоящих Общих требований.
14.1. Изменения в смету с обоснованиями (расчетами) плановых сметных показателей, использованными при ее изменении, направляются главному распорядителю бюджетных средств. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.09.2016 N 168н)
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ | |||||||
главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств; учреждения) | ||||||||
(подпись) | (расшифровка подписи) | (подпись) | (расшифровка подписи) | |||||
"____" _____________ 20__ г. | "____" _____________ 20__ г. |
БЮДЖЕТНАЯ СМЕТА НА 20 ____ ФИНАНСОВЫЙ ГОД
(НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 20 ____ и 20 ____ ГОДОВ)
от "____" _____________ 20__ г.
КОДЫ | |||
Форма по ОКУД | 0501012 | ||
Дата | |||
по ОКПО | |||
Получатель бюджетных средств | по Перечню (Реестру) | ||
по Перечню (Реестру) | |||
по БК | |||
Наименование бюджета | по ОКТМО | ||
Единица измерения: | руб. | по ОКЕИ | 383 |
Раздел 1. Расходы, осуществляемые в целях обеспечения выполнения функций органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (муниципальными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) казенными учреждениями и их обособленными (структурными) подразделениями на 20 __ год
Наименование показателя | Код строки | <*> | Сумма на 20 ___ год | ||||||
раздела | подраздела | целевой статьи | вида расходов | в валюте | Код валюты | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
X | X | ||||||||
Всего | X | X |
Номер страницы | |
Всего страниц |
Раздел 2. Расходы государственных (муниципальных) органов, органов управления государственными внебюджетными фондами в части предоставления бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам (включая субсидии бюджетным и автономным учреждениям), субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов на 20 ___ год
Наименование показателя | Код строки | Код по бюджетной классификации Российской Федерации | Код аналитического показателя <*> | Сумма на 20 ___ год | |||||
раздела | подраздела | целевой статьи | вида расходов | в рублях, (рублевый эквивалент) | в валюте | Код валюты | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Итого по коду БК (по коду раздела) | X | X | |||||||
Всего | X | X |
Раздел 3. Иные расходы, не отнесенные к разделам 1 и 2, на 20 __ год
Наименование показателя | Код строки | Код по бюджетной классификации Российской Федерации | Код аналитического показателя <*> | Сумма на 20 ___ год | |||||
раздела | подраздела | целевой статьи | вида расходов | в рублях, (рублевый эквивалент) | в валюте | Код валюты | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Итого по коду БК (по коду раздела) | X | X | |||||||
Всего | X | X |
Номер страницы | |
Всего страниц |
Раздел 4. Итого по бюджетной смете на 20 ___ год
Код по бюджетной классификации Российской Федерации | Код аналитического показателя <*> | Сумма на 20 год | |||||
раздел | подраздел | целевая статья | вид расходов | в рублях, (рублевый эквивалент) | в валюте | Код валюты | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Итого по коду БК | X | X | |||||
Всего | X | X |
Руководитель учреждения | |||||||||
(уполномоченное лицо) | Номер страницы | ||||||||
(должность) | (подпись) | (расшифровка подписи) | Всего страниц | ||||||
Руководитель планово-финансовой службы | |||||||||
(подпись) | (расшифровка подписи) | ||||||||
Исполнитель | |||||||||
(должность) | (подпись) | (расшифровка подписи) | (телефон) | ||||||
"____" _____________ 20__ г. |
<*> Код аналитического показателя указывается в случае, если порядком составления, утверждения и ведения бюджетных смет, утвержденным главным распорядителем бюджетных средств, указанный код предусмотрен для дополнительной детализации расходов бюджета.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2. - Утратило силу. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.09.2016 N 168н)
Приложение N 2
к Общим требованиям к порядку составления,
утверждения и ведения бюджетных смет
казенных учреждений, утвержденным Приказом
Министерства финансов Российской Федерации
от 20 ноября 2007 г. N 112н
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ | |||||||
(наименование должности лица, согласующего бюджетную смету; наименование | (наименование должности лица, утверждающего бюджетную смету; наименование | |||||||
главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств; учреждения) | главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств; учреждения) | |||||||
(подпись) | (расшифровка подписи) | (подпись) | (расшифровка подписи) | |||||
"____" _____________ 20__ г. | "____" _____________ 20__ г. |
ИЗМЕНЕНИЕ N _____ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СМЕТЫ НА 20 ___ ФИНАНСОВЫЙ ГОД
(НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 20 ___ и 20 ___ ГОДОВ)
от "____" _____________ 20 __ г.
КОДЫ | |||
Форма по ОКУД | 0501013 | ||
Дата | |||
по ОКПО | |||
Получатель бюджетных средств | по Перечню (Реестру) | ||
Распорядитель бюджетных средств | по Перечню (Реестру) | ||
Главный распорядитель бюджетных средств | по БК | ||
Наименование бюджета | по ОКТМО | ||
Единица измерения: | руб. | по ОКЕИ | 383 |
Раздел 1. Расходы, осуществляемые в целях обеспечения выполнения функций органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (муниципальными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) казенными учреждениями и их обособленными (структурными) подразделениями на 20 ___ год
Наименование показателя | Код строки | Код по бюджетной классификации Российской Федерации | Код аналитического показателя <*> | ||||||
раздела | подраздела | целевой статьи | вида расходов | в рублях, (рублевый эквивалент) | в валюте | Код валюты | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Итого по коду БК (по коду раздела) | X | X | |||||||
Всего | X | X |
Номер страницы | |
Всего страниц |
Раздел 2. Расходы государственных (муниципальных) органов, органов управления государственными внебюджетными фондами в части предоставления бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам (включая субсидии бюджетным и автономным учреждениям), субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов на 20 ____ год
Наименование показателя | Код строки | Код по бюджетной классификации Российской Федерации | Код аналитического показателя <*> | Сумма изменения на 20 ___ год (+, -) | |||||
раздела | подраздела | целевой статьи | вида расходов | в рублях, (рублевый эквивалент) | в валюте | Код валюты | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Итого по коду БК (по коду раздела) | X | X | |||||||
Всего | X | X |
Раздел 3. Иные расходы, не отнесенные к разделам 1 и 2, на 20 ___ год