Нормативно правовые акты регулирующие деятельность. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность судебных органов, органов прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти и органов, оказывающих юридическую помощь в российской фед
12. Иные нормативные акты
ИЗНОС ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
В процессе эксплуатации основные средства подвергаются износу. В рыночной экономике различают 3 вида износа:
1.физический,
2.моральный,
3.внешнего воздействия.
Физич. износ.-àпонимается утрата основными средствами своих технико-экономических свойств, социальных характеристик, потребительной стоимости, а также стоимости в связи с эксплуатацией и под воздействием естественных сил природы.
Существует 2 типа физ изн:
1. механический износ трущихся деталей, усталостный износ метала, дерева, деформация отдельных конструкций;
2.естественный - не связан с эксплуатацией ОФ, а выражается в коррозии металла, выветривании, выщелачивании материалов.
Степень физ.износа зависит от многих факторов: качество конструкции и материалов, особенности технолог. процесса, срока эксплуатации, степени загрузки. Значительная доля устаревших осн-ых ср-в наносит ущерб экономическим показателям, объемам производства, конкурентоспособности товара.
Износ ос опред-ся
Износ=Спервонач*Норм аморт*время экспл/100
Коэффициент физического износа на каждый момент может определен по формуле:
Кизн факт = Тф / ТN ,
где Тф - фактическое время, ТN - нормативное время работы.
Кизн факт = (Тф * Qфt) / (ТN * QNt),
где Qфt - объем выпуска продукции за соответс-щий год, QNt - нормативный объем выпуска продукции.
Кгодн=Сост/Спервонач
Моральный износ основных средств выражается в уменьшении их стоимости до окончания срока службы. Он является следствием технологического прогресса и роста производительности. Моральный износ может быть 2-х видов:
связан с утратой основными средствами части своей первоначальной стоимости в результате повышения производительности труда в отраслях их производящих.
Кмор изн = (Фпер – Фвост) / Фпер
Кмор изн = (Nнов - Nст) / Nнов
Где Nнов - проектная или паспортная мощность объекта в изменившихся условиях после проведения реконструкции, модернизации или выпуска нового вида оборудования в натуральных единицах измерения. Nст – производительность морально устаревшего оборудования в натуральных единицах измерения.
Для объектов недвижимости в составе основных средств предприятия определяется также внешний (экономический) износ. Износ внешнего воздействия это снижение стоимости объекта недвижимости в следствии негативного влияния внешней среды экономических или политических факторов. Причина внешнего износа это общий упадок района, в котором находится объект или действие правительства РФ, местной администрации, изменение рынка занятости, нарушение биологического равновесия, перевод основных производств в другой регион и т.д., строит-во рядом малопривлекательных объектов таких как очист сооружения, заболачивание, бензоколонки.
БИЗНЕС-ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО СТРУКТУРА
Бизнес план - это документ, дающий развернутое обоснование проекта и возможность всесторонне оценить эффективность принятых решений, планируемых мероприятий, ответить на вопрос, стоит ли вкладывать деньги в данный проект.
Бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде. Поможет определить и обеспечить пути решения этих проблем. Он ориентирован на достижение успеха, главным образом, в финансово-экономической деятельности.
Бизнес-план является основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами и возможными инвесторами. Он должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и перспективах своего участия в нем.
Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы.
Такая типовая структура бизнес-плана должна включать следующие разделы:
1. Титульный лист. Содержит название проекта, наименование компании-заявителя, сроки реализации и период расчета показателей проекта, контактную информацию.
2. Резюме. В концентрированном виде представляет сущность, цели и задачи инвестиционного проекта, объем инвестиций, интегральные показатели коммерческой эффективности проекта.
3. Описание отрасли (целевого рынка). В разделе дается общая характеристика ситуации, складывающейся в отрасли (на целевом рынке), где будет реализовываться проект.
4. Описание продукции. Дается общая технико-экономическая и потребительская характеристика выпускаемой (планируемой к выпуску) продукции (товаров и услуг).
5. План маркетинга. В развернутом виде представляется маркетинговая стратегия компании при реализации проекта, дается описание ценовой, сбытовой, продуктовой политики и политики продвижения продукции на рынок. 6. План производства. Дается подробная характеристика и требования к организации процесса производства, план производства, постоянные и переменные затраты, план по персоналу.
7. Организационный план. Включает характеристику организационной структуры компанией, ее преобразования и возможностей, описание нормативно-правовой базы, организации управления реализацией проекта.
8. Финансовый план. Содержит финансовые и экономические расчеты и обоснования по проекту, включая стратегию финансирования, налоговые и иные выплаты, отчет о прибыли, план денежных поступлений и выплат, бухгалтерский баланс компании.
9. Анализ рисков, чувствительности и устойчивости проекта. В данном разделе дается анализ возможных рисков при реализации проекта, представляются результаты анализа чувствительности и устойчивости проекта, анализ финансовых коэффициентов.
10. Приложения. В приложение включаются необходимые сопроводительные документы – описание и фото продукции, необходимая документация (копии лицензий, сертификатов, разрешений, актов), проектно-сметная документация и др.
В международной практике для обоснования проектов (бизнес-планов) применяется несколько обобщающих показателей:
Чистая текущая стоимость;
Рентабельность;
Внутренний коэффициент эффективности (пороговое значение рентабельности);
Период возврата капитальных вложений (срок окупаемости); максимальный денежный отток (отражает необходимые размеры финансирования проекта и должен быть увязан с источником покрытия всех затрат);
Норма безубыточности (минимальный размер партии выпускаемой продукции, при котором обеспечивается «нулевая прибыль», доход от продажи равен издержкам производства).
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПЛАНА РАЗВИТИЯ П/П
План развития п/п вкл-ет след. разделы:
1. План развития науки и техники, НТП – важная часть плана развития п/п. он вкл-ет в себя мероприятия по НИР, освоения пр-ва новых видов продукции, внедрению прогрессивной технологии, модернизации и автоматизации произв-х процессов НОТ. Перенос передового опыта с родств пп. К показателям этого плана относятся: а) продукция осваиваемая произв-ом впервые; б) относ-ое уменьшение чис-ти раб-ов за счет внедрения разл. мероприятий по развитию науки и техники; в) рост ПТ, показатели харак-ие уровень пр-ва, как коэф-т автоматизации, механизации повышение нефтеотдачипластов, коэф-т экстенсивного исп-ия осн. ср-в и т.д., а также специфические пок-ли, характерные для данного вида пр-ва, н-р, материалоемкость продукции, энергоемкость пр-ва…
2. План повышения эк. эф-ти пр-ва. Даются обобщающие показатели эк. эф-ти исп-ия живого труда, осн. ср-в, кап. вложений, матер-х ресурсов и т.д. к числу таких показателей относятся темпы роста пр-ва товарной продукции, рентаб-ть пр-ва продукции и п/п в целом, затраты на рубль товарной продукции, снижение пок-ли Фо, Фе, материалоемкости и т.д. снижение затрат на 1 р тов продукции, оборачиваемости средсты
3. План пр-ва продукции – произ программа, в которой устанавливаются задания по производству отдельных видов продукции в стоимостном и натуральном выражении. Для этого исп ся показатели валов товарна реализ продукция, реализация нетто – вся ваовая продукция, которую получает пп на основе выполнения заключенных договоров за минусом налогов. В нем представлены в натур. и стоимостном выражении пр-во продукции, повышение ее кач-ва, перечень мероприятий по специализации, кооперированию и комбинированию пр-ва.
4. План инвестиции (кап. вложений). План кап. стр-ва предус-ет стр-во новых, расширение и реконструкцию действующих цехов п/п. перечень мероп-й по тех-му перевоор-ю действующего пр-ва, модер-я оборудования, соверш-ние технологии пр-ва, модер-ю и автом-ю произв-х процессов.
План внедрения инноваций – предусматривает внедрение в производство инновац технологий
5. План матер-но тех-ого обеспечения. Он представляет собой систему матер-х расчетов, отражающих пр-во и потребление важнейших видов прод-ии. данный план разрабатывается с учетом снижения удельных норм расхода сырья, материалов, топлива и
6.План по труду и кадрам. Предусматривает повышение ПТ, как основного условия увеличения объема пр-ва. Здесь же рассчитывается чис-ть п/п, ФОТ, ТП и ср. з/п. соблюдать опережение роста произ труда по сравнению с ростом зп.
7. План по издержкам пр-ва и реализации продукции. Непосредственная цель планир-ия с/с это эк-ки обоснованное определение величины затрат на пр-во продукции, а также исчисление величины дохода (прибыли, получаемого в рез-те произ-ой деят-ти.
8. Финансовый план. Устанавливаются важнейшие показатели как расчет потребности в соб-х обор. ср-вах; задание по ускорению оборачиваемости обор.ср-в; задание по прибыли п/п; кредитный план п/п; распределение чистой прибыли п/п на фонды:1. потребления, 2.накопления, 3. резервный фонд.
9. План соц-ого развития коллектива предусматривает перечень наиболее актуальных для коллектива мероприятий по улучшению охраны труда и тех-ки безоп-ти, условий труда, быта и отдыха работающих.
10, План мероп-й по охране прирды и рац-му исп-ию прир-х ресурсов. План по охране труда и тех-ки безоп-ти. Представлены мероп-я по предотвращ-ю загряз-я окрю среды, рац-му исп-ию прир-х ресурсов, охране водных ресурсов, воздуш. бассейна рац-му исп-ию земель и минер-х рес-в.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ.
Нормативный акт – это акт, компетентного органа государственной власти, которым устанавливается нормы права. К нормативным правовым актам регламентирующие деят-ть п/п относятся Гражданский Кодекс, Трудовой кодекс, налоговый кодекс, земельный кадастр, указы президента РТ, постановление главы организации.
Чтобы успешно осуществлять свой бизнес, дееспособность граждан или предпринимательская организация должны хорошо знать законодательство, регулирующее эту деят-ть. Впервые наиболее полное определение сущности понятия предпринимательской деятельности было сформулировано в законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». В нем говорилось, что под предпринимательской деят-тью инициативная самостоятельная деят-ть граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. Было установлено, что предпринимательская деят-ть осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия.
В первой части ГК РФ говориться, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деят-ть, или с их участием. ГК РФ комплексно определяет сущность предпринимательской деятельности: это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деят-ть, направленное на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.
Основными документами, регламентирующими предпринимательскую деятельность являются:
1. Конституция РФ от 12.12.93 (ред. от 25.07.2003.)
2. Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30.11.94 №51-ФЗ (ред.29.07.2004);
3. Гражданский кодекс РФ (часть 2) от 26.01.96 № 14-ФЗ (ред. от 23.12.2003);
4. Гражданский кодекс РФ (часть 3) от 26.11.2001 № 146 –ФЗ;
5. Налоговый кодекс РФ (часть 1) от 31.07.98 № 146-ФЗ (ред. от 22.07.2005 № 119-ФЗ);
6. Налоговый кодекс РФ (часть 2) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 22.07.2005 № 117-ФЗ);
7. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.06.95 № 88-ФЗ (ред. от 21.03.2002);
8. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 28.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 23.12.2003);
9. Федеральный закон «о несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ;
10. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 28.08.2001 № 128-ФЗ (ред. от 23.12.2003);
11. Трудовой кодекс РФ № - ФЗ от 21.12.2001
12. Иные нормативные акты
Конституция РФ – основной документ всего российского законодательства. Конституция закрепляет следующие основополагающие права и принципы предпринимательской деятельности: свободное распоряжение своим трудом, право частной собственности, равенство всех форм собственности, свобода экономической деятельности, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, общегражданские права человека.
Гражданский кодекс (часть 1) определяет правовые аспекты взаимоотношений граждан, юридических лиц и других участников предпринимательской деятельности, организационно-правовые формы хозяйствования.
Гражданский кодекс (часть 2) определяет правовые аспекты коммерческого и финансового предпринимательства, договорных и подрядных отношений.
Налоговый кодекс регламентирует общие правила определения доходов и расходов участников предпринимательской деятельности, виды, ставки налогов, налоговую базу, порядок начисления налогов и др.
Трудовой кодекс определяет правовые аспекты регулирования трудовых отношений: организация труда и управление трудом, рабочее время и время отдыха, оплата и нормирование труда, гарантии и компенсации.
Государственная регистрация – процедура легализации деятельности субъектов хозяйствования, при которой государственные органы проверяют соответствие самого юридического лица и его регистрационных документов требованиям действующего законодательства. Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
Юридические лица действуют на основании учредительных документов: договора или устава в зависимости от организационно-правовой формы участника предпринимательской деятельности, либо договора и устава.
Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).
Учредительный договор - документ, в котором содержится следующая информация: наименование юридического лица; место его нахождения; порядок совместной деятельности по его созданию; размер долей участия каждого из учредителей; условия передачи имущества учредителей юридическому лицу; условия участия учредителей в деятельности юридического лица; условия и порядок распределения между участниками прибыли (убытков); условия управления деятельностью юридического лица; условия выхода учредителей (участников) из состава.
В уставе в обязательном порядке должны содержаться: сведения об организационно-правовой форме, наименование, место нахождения, размер уставного фонда, состав учредителей, вид и сфера деятельности, порядок распределения прибыли, порядок образования фондов, условия реорганизации и ликвидации.
На основе учредительного договора действуют хозяйственные товарищества.
На основе учредительного договора и устава действуют общества с ограниченной ответственностью и ассоциации.
На основе устава действуют акционерные общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, потребительские кооперативы, фонды.
1Предметом данной статьи являются нормативно-правовые акты регулирующие деятельность предприятия. Поэтому основной задачей данной статьи является: изучение понятия нормативно-правовых актов и рассмотрение их классификаций по содержанию, по юридической силе, по характеру и объему действия и субъектам которые их издают. Нормативные акты в экономике предприятия различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила. Среди источников права, регламентирующего деятельность предприятий, немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права - государственного, административного, гражданского и т.д. Каждое предприятие несет ответственность в случае нарушения ими действующего законодательства.Существуют уголовная, материальная и гражданская формы ответственности.
нормативно-правовой акт
экономика предприятия
ответственность
1. Агафонова М.С. Скуридина И.Ю. , Проблемы формирования промышленных предприятий в России // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 4 . – стр. 139-139;
2. Бабаева В.К. Теория государства и права: Учебник Под ред. В.К. Бабаева. - М.:Юристъ,2003. - 592 с.
3. Горфинкеля В.Я., ШвандараВ.А.Экономика предприятия. Под ред. Горфинкеля В.Я., Швандара В.А 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 670 с.
4. Хропанюк В.Н. Теория государства и права 3 изд. перераб. и доп.- М.:Омега-Л, 2008.- 384 стр.
5. Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельностиУчебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.-92 с.
Введение
Нормативноправовые акты являются наиболее актуальной и исследованной в отечественном правоведении формой права. Была изучена природа нормативно-правовых актов, свойства, которые способствовали их выделению из системы права и их признаки. Эффективность существования нормативно правовых актов заключается в их иерархичности и системности.
Нормативно правовой акт один из главных источников права в современном государстве. В нем выражаются правовые нормы, регулирующиеинтересы и потребности общества. Нормативно-правовые актызакрепляют нормы, которые учитывают интересы большинства или меньшинства, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.
К нормативно правовым актам относятся Конституция государства, иные законы, а также система подзаконных актов. Особенностинормативно правовых актов:Во-первых, с их помощью достигается наиболее полное и истинное выражение юридических норм. Во-вторых, усложнение общественной жизни, рост темпов общественного совершенствованияприводят к повышению роли нормативных актов в системе юридических источников права. В-третьих, нормативный правовой актможет быть оперативно издан и изменен в любой части, что позволяет ему быстро реагировать на социальные процессы. В-четвертых, нормативные правовые акты можно систематизировать и кодифицировать, что позволит легко осуществить поиск необходимого акта для его реализации.
Классификация нормативно-правовых актов производится по разнымоснованиям: по содержанию;по юридической силе; по объему и характеру действия; по субъектам, их издающим.
По
содержанию нормативно правовые акты делятся на:акты содержащие нормы только
одной отрасли права и акты имеющие комплексный характер, включающие нормы различных
отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. По
юридической силе нормативно правовые акты подразделяются на законы и
подзаконные акты. Акты вышестоящих правотворческих органов обладают более
высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. По
объему и характеру нормативно правовые акты делятся:
на акты общего действия, охватывающие всю
совокупность отношений определенного вида на данной территории;на акты
ограниченного действия, которые распространяются на часть территории или на
строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;на акты
исключительного (чрезвычайного) действия.
По основным субъектам государственного
правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на законы,
подзаконные акты и юрисдикционные акты общего характера.
Закон принимается высшим представительным
органом государства в особенномпорядке.Он обладает высшей юридической силой и
регулирует наиболее значимые общественные отношения с точки зрения интересов и
потребностей населения страны.
Принятие закона включает в себя четыре
обязательные стадии: внесение законопроекта; его обсуждение; принятие закона; обнародование.
Принятие закона в результате референдума предусматривается Законом о
референдуме;законы не подлежат контролю со стороны какого-либо другого органа
государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной
властью.
Ведущее и определяющее
положение законов заключается в верховенстве закона в регулировании общественных
отношений. Ни один подзаконный акт не может вмешиваться в сферу законодательного
регулирования. В свою очередь законы подразделяются на конституционные и
обыкновенные. Конституционные законы определяют государственный и общественный
строй, а также правовое положение личности и организаций. Обыкновенные законы
принимаются в соответствии с конституционными актами и регламентируют определенные
сферы общественной жизни.
Подзаконные нормативно-правовые акты- это правотворческие акты, основанные на законе и не
противоречащие ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, нежелизаконы,
они опираются на юридическую силу законов и не могут противостоять им. Подзаконные
акты уточняютглавные положения законов применительно к своеобразию разных
общественных интересов.По субъектам издания и сфере распространения они
подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.
Общие подзаконные актыобладают общей властью и действуютна всех лиц в рамках определенной территории. К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти.
Местные подзаконные актыобладают представительной и исполнительной властью на местах и издаютсяместными органамисамоуправления. Действие этих актов ограничено подчиненной им территорией.
Ведомственные
нормативно правовые актыобладают общим действиеми распространяются на
ограниченную сферу общественных отношений.
Внутриорганизационные подзаконные издаются разными
организациями для упорядочение своих внутренних вопросов и распространяются на всех сотрудников
организаций.
Степень юридической силы нормативно-правовых актов различна, но степень обязательности содержащихся в них норм одинакова для всех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства.
Предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России - это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий предпринимательства в нашей стране.
Экономика предприятия регулируется большим количеством нормативных актов.Все они различаются по уровню и типу органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила. Самой большой группой источников права, регулирующих экономику предприятия, являются акты финансово-кредитных органов — Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ. Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов государственного управления, регулирующих вопросы финансов в пределах определенной отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых трудовыми коллективами, администрацией предприятий, организаций. Существуют общепризнанные принципы и нормы международного права: свобода торговли, международные договоры России. Международные договоры применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, исключение составляют случаи, когда для их применения требуется издание российского акта. Если международным договором РФ установлены иные правила, отличающиесягражданского законодательства, то применяются правила международного договора.
Существует множество нормативных актов, регулирующих деятельность предприятия. Формально их можно разделить на четыре группы. Первая группа определяет внутренние отношения — порядок управления, организации труда и учреждения субъекта предпринимательской деятельности; Вторая группа регулирует отношения по вертикали — субъектов предпринимательской деятельности с органами государственной власти и местного самоуправления, в том числе с законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ; Третья группа определяет отношения по диагонали — субъектов предпринимательства с банками и иными кредитными организациями; Четвертая группа регулирует отношения по горизонтали — субъектов предпринимательства с партнерами по экономической деятельности, в том числе с поставщиками, покупателями и т.д.
Основой правового регулирования экономики предприятия является Конституция Российской Федерации. Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средствпо всей территории России, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Государственная, муниципальная и частная формы собственностизащищаются и признаются равным образом. Иметь землю в частной собственности разрешено только российским гражданам и их объединениям. Также установлены гарантии свободы экономической деятельности, закреплен механизм рыночных отношений. Гарантированы создание и функционирование единого общероссийского рынка, поддержка и совершенствованиечестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на создание монополии.
Предприниматели несут юридическую, гражданскую,дисциплинарную, материальную,административную,уголовную ответственность.
Юридическая ответственность,представляет собой установленную правовыми нормами обязанность претерпевать отрицательные последствия при неисполнении ими установленных законов и обязательств.
Гражданская ответственность, представляет собой неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей и обязательств. Гражданская ответственность проявляется в применении к правонарушителю в отношении другого лица или государства установленных договором или законом мер воздействия, имеющих для правонарушителя отрицательные имущественные последствия в форме уплаты неустойки, возмещения убытков, ареста имущества, возмещения вреда.
Материальная ответственность устанавливается в соответствии с трудовым правом. Она бывает двух видов: ограниченная,в пределах 1/3 среднего месячного заработка и полная, устанавливаемая для работника, с которыми заключен договор об индивидуальной или коллективной материальной ответственности.
В учредительных документах предпринимательских организаций необходимо в соответствии с трудовым правом устанавливать дисциплинарную ответственность работников как форму воздействия на нарушителей трудовой дисциплины. Существуют такие взыскания как: замечание, выговор, увольнение с работы.
Административная ответственность предпринимателей и должностных лиц предпринимательских организаций устанавливается за совершение ими административного правонарушения при осуществлении предпринимательской деятельности.
Уголовная ответственность возникает при совершении противоправных действий в процессе предпринимательской деятельности. Основанием уголовной ответственности предпринимателей является совершение действия, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ, в первую очередь, в гл. 22 "Преступления в сфере экономической деятельности". Виновным в преступлении признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Заключение
Изучив теоретические основы нормативно - правовых актов регулирующих деятельность предприятия,можно сделать вывод, что регулирование деятельности предприятия нормативно-правовыми актами является важным аспектом существования организации. Вся совокупность законов и подзаконных актов по хозяйственным вопросам создает сектор правовой инфраструктуры, в которой функционируют хозяйствующие элементы. Задачей правового сектора является правовое обеспечение деятельности хозяйствующих субъектов , а основой правового регулирования экономики предприятия является Конституция Российской Федерации.
Библиографическая ссылка
Вишневецкая В.О., Агафонова М.С. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2014. – № 1.;URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=11795 (дата обращения: 20.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность судебных органов, органов прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти и органов, оказывающих юридическую помощь в Российской Федерации, являются законодательные и другие нормативные правовые акты, определяющие задачи, функции, структуру, порядок организации и деятельности этих органов. Они составляют правовую основу организации и деятельности судебных органов, органов прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти и органов, оказывающих юридическую помощь в Российской Федерации.
Среди многочисленных правовых актов, как отмечалось выше, есть те, которые обладают наибольшей юридической силой, например Конституция РФ, и такие, которые распространяют свое действие на весьма узкий круг регулируемых отношений (ведомственная инструкция и т.п.).
Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность правоохранительных органов, можно классифицировать по нескольким основаниям.
Исходя из содержания нормативных правовых актов о правоохранительных органах, их можно разделить на следующие группы:
- 1. Акты общего действия.
К ним относятся:
- – международно-правовые акты, регламентирующие стандарты в области юстиции, положения о правах и свободах человека и гражданина, вовлеченного в сферу деятельности правоохранительных органов, и т.д. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. К числу таких актов относятся вышеупомянутые Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция прав и свобод человека и гражданина, а также Основные принципы, касающиеся роли юристов 1990 г., Основные положения о роли адвокатов 1990 г., Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование, 1990 г., Процедуры эффективного осуществления основных принципов независимости судебных органов (резолюция Экономического и Социального Совета ООН 1989/60 от 24 мая 1989 г.), Европейская хартия о законе "О статусе судей"1998 г., Итоговый документ семинара "Европейская хартия о статусе судей в общем судебном пространстве Совета Европы" (Лиссабон, 10 апреля 1999 г.) и др.;
- – Конституция РФ. Она обладает высшей юридической силой и носит общий универсальный характер, имеет прямое действие на всей территории России. Конституция РФ, устанавливая основы государственного строя, закрепляет самостоятельность судебной власти, ее основы, определяет построение судебной системы, основные принципы, касающиеся вопросов организации судоустройства и осуществления правосудия, другие вопросы, касающиеся отдельных сторон деятельности правоохранительных органов (ст. 2, 15, 19, 22, 24, 29, 48, 49, 122 и др.).
- 2. Нормативные правовые акты о судебной власти, судоустройстве, правосудии и судах, органах, обеспечивающих деятельность судов. Данные акты определяют структуру судебной власти, основные принципы ее организации и деятельности, задачи и компетенцию судебных органов в Российской Федерации, деятельность органов судейского сообщества, правовой статус судей и т.д. Эту группу актов образуют прежде всего следующие федеральные конституционные законы :
а также федеральные законы:
от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и др.; а также Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".
- 3. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов прокуратуры. В них установлена система органов прокуратуры в Российской Федерации, порядок их деятельности и полномочия, отрасли прокурорского надзора, правовой статус прокурорских работников, средства прокурорского реагирования. К источникам данной группы относятся: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", приказы Генерального прокурора РФ И др.
- 4. Нормативные правовые акты, регулирующие организацию и деятельность органов, осуществляющих охрану безопасности и правопорядка в Российской Федерации.
В этих актах закреплены задачи и функции органов обеспечения безопасности и правопорядка, их структура, полномочия, основные направления деятельности и т.д. К данной группе нормативных правовых актов относятся федеральные законы:
а также Положение о Совете Безопасности РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 6 мая 2011 г. № 590, и др.
5. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов, осуществляющих организацию выявления и расследования преступлений. В данных актах регламентированы вопросы, касающиеся осуществления оперативно-розыскной деятельности, предварительного расследования, полномочия органов, осуществляющих данные виды деятельности, порядок проведения оперативно-розыскных и следственных мероприятий и т.д. К этой группе актов могут быть отнесены:
Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
и другие федеральные законы:
а также Указ Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613 "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" и др.
6. Нормативные правовые акты об организации юридической помощи в Российской Федерации. Эти акты регулируют порядок организации органов, оказывающих юридическую помощь в Российской Федерации, их полномочия и основные задачи, виды оказываемой юридической помощи, правовой статус лиц, осуществляющих юридическую помощь, и т.д. К данной группе относятся следующие федеральные законы :
а также постановление Правительства РФ от 23 июля 2005 г. № 445 "О порядке оказания юридическими консультациями и коллегиями адвокатов юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами" и др.
В основу классификации нормативно-правовой базы курса "Суд и правоохранительные органы" может быть положен и такой критерий, как юридическая сила нормативных правовых актов . По юридической силе все нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность правоохранительных органов в Российской Федерации, могут быть разделены на следующие группы:
1. Конституция РФ , имеющая, как отмечалось выше, высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Этот основной закон принимается в особом порядке всенародным голосованием (референдумом), является наиболее стабильным актом.
Нормы Конституции РФ не могут быть изменены какими-либо законами. Все другие нормативные правовые акты, за исключением международных правовых актов, содержащих общепризнанные принципы и нормы международного права, являются актами более низкого уровня и должны соответствовать положениям Конституции РФ.
- 2. Международно-правовые акты , содержащие общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, касающиеся вопросов организации и деятельности правоохранительных органов, стандартов в области обеспечения и соблюдения прав человека, вовлеченных в деятельность этих органов. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ нормы, установленные в данных актах, являются составной частью российской правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
- 3. Законы. Законы регулируют все важнейшие стороны правоохранительной деятельности в Российской Федерации. Законодательные акты имеют следующую иерархию, обусловленную федеративным устройством Российской Федерации:
Федеральное законодательство:
- – федеральные конституционные законы. Их издание осуществляется в силу прямого предписания Конституции РФ и по вопросам, указанным в ней. Как правило, это наиболее важные вопросы, касающиеся построения судебной системы Российской Федерации. К числу федеральных конституционных законов, составляющих правовую основу деятельности правоохранительных органов в Российской Федерации, относятся ранее упомянутые федеральные конституционные законы: "О судебной системе Российской Федерации"; "О Конституционном Суде Российской Федерации", "О военных судах Российской Федерации"; "Об арбитражных судах в Российской Федерации";
- – федеральные законы. К их числу относятся все остальные законы, принимаемые на федеральном уровне. Выше мы говорили о федеральных законах: "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"; "О федеральной службе безопасности"; "О полиции"; "О Следственном комитете Российской Федерации" и др.
Законодательство субъектов РФ:
- – конституции и уставы субъектов РФ;
- – законы субъектов РФ, регулирующие вопросы, относящиеся к правоохранительной деятельности. К числу таких законов, следует, например, отнести Закон г. Москвы от 28 марта 2001 г. № 9 "Об участии жителей Москвы в охране общественного порядка"; Закон г. Москвы от 26 июня 2002 г. № 36 "О Московской городской народной дружине"; Закон Московской области от 16 мая 2005 г. № 122/2005-03 "О порядке назначения на должность и обеспечении деятельности мировых судей в Московской области"; Закон г. Москвы от 19 марта 2008 г. № 14 "О единой системе профилактики правонарушений в городе Москве" и др.
Регулирование законами субъектов РФ вопросов, относящихся к совместному ведению субъектов РФ и Российской Федерации, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством. Законы субъектов РФ не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
- 4. Подзаконные акты
:
- – указы и распоряжения Президента РФ. Данные нормативные акты издаются в случае необходимости обеспечения исполнения требований Конституции РФ и федерального законодательства по вопросам, касающимся правоохранительной деятельности.
Содержание указов и распоряжений Президента РФ должно соответствовать Конституции РФ и федеральному законодательству. Как правило, указы Президента РФ издаются по вопросам, не регламентированным федеральными законодательными актами. К числу актов президентского нормотворчества, касающихся организации и деятельности правоохранительных органов, относятся, например, следующие указы Президента РФ:
от 28 сентября 2011 г. № 1252 "О федеральных кадровых резервах Следственного комитета Российской Федерации и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации";
от 18 апреля 1996 г. № 567 "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью";
Некоторые указы Президента РФ носят индивидуальный характер: ими назначаются на должность федеральные судьи и иные должностные лица правоохранительных органов. Указы и распоряжения Президента РФ не могут противоречить положениям Конституции РФ и законов;
– постановления Правительства РФ. Они издаются по вопросам, относящимся к ведению Правительства РФ, более детально регламентируют вопросы, установленные законодательными актами, создают механизм реализации отдельных правовых норм и институтов. К числу таких актов следует отнести, например, следующие постановления Правительства РФ:
от 16 апреля 2011 г. № 274 "Об утверждении Правил инспектирования полицией подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны" и др. Правительственные акты не должны противоречить вышестоящим правовым актам;
– ведомственные нормативные правовые акты – акты федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, федеральных служб), уполномоченных осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности, а также акты органов прокуратуры РФ. Первые утверждаются руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти, вторые – Генеральным прокурором РФ. К числу таких актов относятся инструкции, приказы, распоряжения, указания и т.д. Они детально и применительно к той или иной сфере правоохраны, тому или иному ведомству
регулируют вопросы, уже затронутые в вышестоящих нормативных правовых актах, определяющих правоохранительную деятельность в Российской Федерации. Ведомственные нормативные правовые акты не должны противоречить нормативным правовым актам, имеющим высшую юридическую силу.
К числу ведомственных нормативных правовых актов относятся:
приказы, указания и распоряжения Генерального прокурора РФ, например, следующие приказы:
от 31 марта 2008 г. № 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности";
от 17 апреля 2008 г. № 67 "Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации";
от 7 декабря 2007 г. № 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина";
приказы Министерства юстиции РФ, например приказ от 3 марта 2006 г. № 33 "Об утверждении Положения об организации научно-методического обеспечения государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации";
приказы Следственного комитета РФ, например приказ от 21 апреля 2011 г. № 70 "Об утверждении Положения об аттестационных комиссиях Следственного комитета Российской Федерации" и др.
Большое практическое значение с точки зрения организации и деятельности правоохранительных органов имеют акты высших судебных органов: постановления Пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, которые содержат разъяснения по вопросам применения правовых норм и являются обязательными для исполнения теми лицами и органами, которые применяют разъясняемые нормы права. Назовем некоторые постановления Пленума Верховного Суда РФ:
от 29 ноября 2011 г. № 17 "О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве";
от 19 июня 2012 г. № 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции";
постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ:
от 9 июня 2008 г. № 28 "Об утверждении арбитражных заседателей арбитражных судов субъектов РФ";
от 23 марта 2012 г. № 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" и др.
Особое значение в системе правового регулирования деятельности правоохранительных и судебных органов имеют решения Конституционного Суда РФ. Данный орган не наделен правом издавать нормативные правовые акты, однако в случае принятия им решения о признании не соответствующей Конституции РФ той или иной правовой нормы, последняя не подлежит применению (см., например, постановления Конституционного Суда РФ от 20 июля 2011 г. № 21-П "По делу о проверке конституционности части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации “О милиции” в связи с жалобой гражданина К. А. Охотникова" и от 20 июля 2011 г. № 19-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 3, пункта 1 статьи 8 и пункта 1 статьи 12.1 Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации” и статей 19, 21 и 22 Федерального закона “Об органах судейского сообщества в Российской Федерации” в связи с жалобой гражданки А. В. Матюшенко" и др.).
Внутренние документы организации включают в себя следующие типы: организационные, служебные и распорядительные.
Организационные документы предприятия
Абсолютно вся деятельность фирм и предприятий должна быть зафиксирована. Для этого предусмотрены различные типы документов.
На основании действующего законодательства все учреждения, фирмы и частные предприятия действуют на основании издаваемых уставов, положений, штатных расписаний и инструкций. Все перечисленные документы и составляют подгруппу документов, именуемых организационными. Все они являются необходимыми элементами любого предприятия.
Таким образом, организационными документами предприятия можно назвать группу бумаг, которые регламентируют функции, задачи и общую структуру предприятия или фирмы. Они регулируют организацию его работы, обязанности и права, а также ответственность его специалистов и руководящего персонала. Это внутренние нормативные документы организации.
Устав
Устав - правовой акт, который регламентирует порядок образования организации, ее компетенцию, основные функции, условия работы и задачи. По сути, это свод правил, который регулирует деятельность любой организации, общества или граждан.
При образовании юридического лица устав должен быть утвержден группой его учредителей и в обязательном порядке зарегистрирован согласно законодательству. Является основным документом в деятельности организаций абсолютно любых правовых форм собственности и регулирует их взаимоотношения с иными организациями или физическими лицами, также устанавливает их обязанности и права в рамках направления деятельности. Устав относится к обязательным внутренним документам организации.
- наименование и вид предприятия;
- его почтовый адрес;
- цель и направление деятельности;
- порядок образования уставного капитала и распределения прибыли;
- прочие аспекты деятельности.
Положения
К положениям относят нормативные акты, которые определяют порядок образования и организацию работы предприятия. Они могут регулировать рамки деятельности различных должностных лиц. Но на практике, как правило, создаются положения, которые регулируют общую совокупность трудовых отношений.
Наиболее распространенным видом положения является документ, который регламентирует общую деятельность организации или деятельность ее структурного подразделения в частности. Если положение касается организации в целом, то оно определяет статус предприятия, его компетенцию, а также порядки ликвидации и реорганизации. Положения, касающиеся структурных подразделений, фиксируют порядок разграничения их функций. Какие нюансы имеют эти внутренние документы организации?
Все положения имеют унифицированный формуляр и оформляются на общем бланке предприятия. В обязательном порядке они должны содержать информацию о наименовании предприятия или подразделения, дату и гриф утверждения. Сам текст положения включает в себя цели, задачи, функции, права и обязанности, общие положения, руководство.
Положения должны быть утверждены директором, завизированы юристом и подписаны непосредственно теми, кто их разрабатывал. Это могут быть заместители руководителя или руководители структурных подразделений.
Штатное расписание и штатная численность
Документ, закрепляющий наименование подразделений, имеющихся должностей и количество единиц в штате, именуется штатной численностью. Как и положения, штатная численность унифицирована в системе организационно-распорядительной документации. Также она должна быть оформлена на общем бланке. Штатная численность имеет визу главного бухгалтера предприятия, инспектора отдела кадров, непосредственно руководителя и должна быть заверена печатью.
Ниже будут рассмотрены и другие внутренние и внешние документы организации.
Документ, закрепляющий на предприятии должности и численность сотрудников, а также фонд заработной платы, именуется штатным расписанием. Форма документа имеет унифицированное название Т-3 и представляет собой таблицу, в которой содержатся наименования должностей, тарифные ставки, размеры окладов, надбавки и прочая информация. Составление и утверждение штатного расписания находится в компетенции главного бухгалтера предприятия.
Какие еще внутренние документы организации существуют?
Должностные инструкции
Это нормативные акты, определяющие права и обязанности сотрудников организации, сферу их деятельности, рамки ответственности. Занимают особенное место в структуре внутренних документов предприятия. Именно на основании должностных инструкций разрабатывается и заключается договор с работником. Таким образом, именно трудовой договор и штатное расписание используются для разрешения конфликтной ситуации между работником и работодателем в случае ее возникновения.
Разработка должностной инструкции входит в компетенцию инспектора отдела кадров, затем она согласуется с юридическим отделом и заверяется руководителем. Любое изменение, имеющее существенное значение, должно вноситься на основании приказа директора. Этого требуют внутренние нормативные документы организации.
Договоры
Договор - многофункциональный документ. Он регулирует любые взаимоотношения между субъектами экономической деятельности. Договор может оформляться при покупке или аренде помещений, поручительстве или ценообразовании, продаже товаров или услуг, найме сотрудников или подрядчиков, привлечении сторонних организаций. Он является, как правило, основным документом, который регулирует различные связи экономического характера между категориями граждан, юридическими лицами.
Основной частью договора являются положения о взаимных правах и обязательствах сторон, порядок и сроки расчета, полные реквизиты. Организация работы с внутренними документами лежит на руководителе предприятия.
Служебные документы
Служебные документы - официальные документы, используемые в текущей организационной деятельности предприятия. Основными видами служебной документации являются акты, протоколы, служебные записки и справки.
Акты
Это внутренние документы, отражающие те или иные события или факты и составленные несколькими лицами.
Составляются данные документы в различных ситуациях, поэтому имеют огромное количество разновидностей: это акты приема-передачи, акты списания, коммерческие акты. Должны быть составлены постоянно действующей или назначенной руководителем комиссией. Оформляются на общем бланке предприятия (если являются внутренними), должны иметь информацию об организации (если являются внешними).
Состоят акты из двух частей. В первой они несут информацию о предмете и основании составления, членах комиссии. Во второй содержится непосредственно информация о проведенной комиссией работе, ее результатах.
Подписывается всеми членами комиссии. Если акт несет какую-либо материальную или финансовую нагрузку, он должен утверждаться руководителем и заверяться печатью.
Если акт затрагивает деятельность других структурных подразделений или должностных лиц, то последние должны быть с ним ознакомлены. Внутренние регламентирующие документы организации часто запрашиваются проверяющими органами.
Акты, касающиеся важных вопросов в деятельности организации (реорганизация, проверка, ревизия), должны храниться на постоянной основе. Менее важные подлежат хранению в течение пяти лет.
Протоколы
Фиксируют ход собраний и совещаний, обсуждаемые на них вопросы и принятые решения. Порядок организации внутренних документов должен соблюдаться.
Как правило, протокол собрания и заседания ведется секретарем путем конспектирования или стенографирования. Включает в себя основные тезисы выступающих с докладами, проекты решений по поднятым вопросам. Составляется на общем бланке предприятия с указанием наименования протоколируемого события, даты его проведения, списком участников и порядковым номером.
Протокол состоит из вводной части (указываются председатель, секретарь и присутствующие должностные лица, а также повестка дня) и основной (включает в себя разделы, соответствующие повестке дня, описания выступлений и постановление - решение).
В перечень внутренних документов организации также входят акты о порче имущества, недостачах, повреждениях или нарушениях при транспортировке. Таковые должны составляться на фирменном бланке без каких-либо исправлений или помарок.
Докладные, служебные, объяснительные записки
Служебные и докладные записки представляют собой документы, которые адресуются руководителю предприятия или любого подразделения (в редких случаях - вышестоящему органу). Содержат информацию по какому-либо вопросу, касающемуся деятельности предприятия или должностных лиц, предложения или выводы.
Служебная записка - это элемент внутренней переписки. Составляется в том случае, если вопрос между подразделениями не может быть решен устно. При необходимости визируется у руководителя. Может быть составлена как в рукописном, так и в печатном виде.
Служебная записка должна иметь заголовок и основной текст, раскрывающий суть события, которое послужило поводом к ее составлению, а также выводы и предложения. Датой является дата составления. Должна быть подписана составителем, а в случае направления в вышестоящие органы - еще и руководителем организации.
Служебные записки, касающиеся деятельности предприятия и направляемые в вышестоящие органы, хранятся постоянно, а документы внутреннего контроля организации - пять лет.
Объяснительные записки составляются в произвольной форме и несут информацию по трудовым отношениям. Как правило, содержат информацию о причинах, которые привели к каким-либо нарушениям. В зависимости от важности хранятся от одного года до пяти лет.
Справки
Это внутренние документы, которые описывают и подтверждают факты и события. Наиболее часто используемыми справками на предприятии являются справки о заработной плате и подтверждающие факт работы сотрудника на данном предприятии. По его требованию организация обязана выдать ему подобную справку.
Зачастую на предприятии используются формализованные бланки справок для ускорения процесса их подготовки и последующей выдачи.
Справка должна содержать данные о сотруднике, которому она предоставляется, его должности и окладе. В обязательном порядке должна иметь дату составления, подписи руководителей, печати предприятия.
Отдельным видом справок являются справки по производственной тематике, которые могут быть предоставлены по запросу руководства. Таковые составляются в двух экземплярах: один предоставляется адресату, второй прикладывается к делу.
Учет внутренних документов организации должен быть строгим.
Распорядительные документы организации
Различают следующие виды распорядительных документов:
- Приказ. Издается руководством организации с целью решения производственных задач. Различают приказы по производственным вопросам и приказы по личному составу. К первым относятся приказы в отношении финансирования, снабжения, реализации товаров или услуг, распределения ресурсов. Ко вторым - о приеме на работу или увольнении, об отпуске или командировании сотрудника. Должен быть подписан руководителем и доведен до сведения тех лиц, деятельность которых он затрагивает.
- Решения и распоряжения. Акты, издаваемы с целью оперативного решения возникших на производстве вопросов. Преимущественно носят методический и информационный характер. Решения и распоряжения оформляются идентично приказам и издаются в одном из следующих случаев: при необходимости распределения обязанностей или определении сроков выполнения той или иной задачи; при определении порядка использования автотранспорта и так далее. Распоряжения, как правило, состоят из распорядительной части и констатирующей, имеют отдельным пунктом назначение контролирующего органа в виде подразделения или должностного лица. Подписываются директором, нумеруются в границах календарного года. Если касаются основной деятельности предприятия, то хранятся постоянно, по хозяйственно-административным вопросам - пять лет.
Внутренние документы кредитной организации
Обычно кредитные организации разрабатывают и утверждают различные документы, которые регулируют деятельность их подразделений и должностных лиц. Это документы о совершении банковских операций и других сделок (некоторые виды правил, процедур, положений, распоряжений, решений, приказов, методик, должностных инструкций и иных документов в формах, принятых международной банковской практикой).
Любой человек, любая организация на территории РФ должны подчиняться целому ряду законодательных актов .
В первую очередь это - Конституция. Многие считают, что её фактическая значимость невысока, однако трудно с этим согласиться. Многие законы основаны именно на принципах Конституции, и принципы эти работают . Например, свобода предпринимательской деятельности, выбор места этой деятельности, защита прав не только в административных органах, а и судах: все это Конституция.
За конституцией следуют нормативные акты, регулирующие деятельность предприятия, которые касаются любого предприятия независимо от рода деятельности . Это Гражданский и . Первый документ во многих странах прямо называют конституцией экономической жизни. Второй касается отношений сотрудников и работодателей.
В первом определено, что такое предприятие, принципы его деятельности. Описывается, какие виды предприятий могут организовываться. Уделено внимание порядку формирования предприятия, правила руководства .
Особенность Гражданского кодекса в предоставлении относительной свободы, в том числе, тем, кто занят руководством предприятия . Часто дается правило, и возможность установить свое правило.
Нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятия, или среднее звено
Сюда входят отдельные законы. Они могут касаться одной отрасли (например, атомной энергетики). Закон может определять правила ведения деятельности (например, закон, устанавливающий правила строительства многоэтажных домов с помощью средств вкладчиков). Есть законы, посвященные темам кредитования, использования финансовых средств иным образом.
Отдельные законы могут касаться контроля органами государственной власти, чтобы смягчить условия деятельности предприятий, и сделать политику государства более предсказуемой. Затем следуют акты правительства. Правительство может создавать нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятия , когда этого требует закон. Это касается и отдельных органов государственной власти.
Последние занимаются часто разработкой нормативов, стандартов, инструкций. Могут издаваться типовые документы, которыми могут пользоваться на предприятиях , чтобы создавать свои документы.
Документы, регулирующие деятельность предприятия, или что нужно делать самим
Предприятие работает не только в рамках того, что дает государство . Основные документы: устав, договор о совместной деятельности и т.п. создатели предприятия должны создать сами. Их договоренность проходить определенный процедуры и вот появляется новое предприятие.
Но…
Ряд вопросов должен решаться руководством предприятия его распоряжениями, приказами.
Многие вопросы должны решаться совместно с сотрудниками предприятия . Например, в нем закрепляют конкретизированные обязанности сотрудников и руководства предприятия.
Значительную часть документации составляют должностные инструкции .
Крупное предприятие состоит из нескольких подразделений, их деятельность регулируется положениями . В нем описывается перечень вопросов, которыми, например, должен заниматься отдел, права руководителя.
Самый большой массив - это акты, служебные записки, протоколы собраний .
Несмотря на небольшой перечень документы, регулирующие деятельность предприятия, составляют основную массу бумаг на предприятии .