Работа в такси с иностранными правами. Запрет работы с иностранным водительским удостоверением
На сегодняшний день на рынке услуг пассажирских перевозок существует огромный выбор фирм, предлагающих воспользоваться таксомоторным средством. Оплачивая поездку, граждане рассчитывают на качественное обслуживание. Однако далеко не каждый таксист соблюдает свои обязательства. Каковы права и обязанности такси и пассажиров, рассмотрим в материале далее.
Требования закона при перевозке пассажиров в такси
Права и обязанности водителей и пассажиров такси были четко определены в нормативных актах бывшего Советского союза. Более подробно правила вписаны и в современное законодательство РФ. Несмотря на это, многие автомобилисты, в частности те, кто ранее не работали в таксопарках советского периода, практически не знают своих прав и обязанностей. Также и пассажиры нарушают регламент, выясняя нетактичное поведение водителей и другие нарушения через диспетчерские службы. Администрация налагает штрафы за обоснованные и необоснованные жалобы пассажиров, которые являются следствием незнания своих прав и обязанностей обеими сторонами: как клиентами, так и таксистами.
На сегодняшний день правила перевозки пассажиров в такси регламентируются Постановлением правительства РФ №112 от 14 февраля 2009 года. Согласно закону, основная задача таксомоторной транспортной службы – обеспечить комфортабельный и безопасный проезд пассажиров, а также багажа, за определенную плату. Водитель ТС может осуществлять перевозку только при наличии водительского удостоверения соответствующей категории. Помимо этого, при себе гражданин должен иметь: страховой полис ОСАГО, ПТС на авто и диагностическую карту, подтверждающую исправность автомобиля.
Помимо этого, такси должно быть оборудовано специальными указателями, такими как: «шашки», наименование фирмы и номер телефона диспетчерской службы. В салоне авто должны находиться средства безопасности, которые предусмотрены нормами ПДД (огнетушитель, дорожная аптечка).
Необходимые документы для перевозки граждан в такси:
- лицензия на осуществление деятельности фирмы;
- документ, подтверждающий принадлежность авто конкретному оператору таксомоторной службы;
- карточка водителя, с указанием ФИО, должности, категории вождения ТС.
При желании, пассажир может потребовать предъявить эти документы. Также гражданин, перед поездкой вправе поинтересоваться о водительском стаже и медицинских показаниях.
Права и обязанности водителя такси
Водитель такси несет ответственность за сохранность здоровья и жизни своих пассажиров.
Согласно ПП №112, в основные обязанности водителя ТС входит:
- проверка технической исправности автомобиля перед совершением рейса;
- своевременно прибыть в пункт назначения;
- по первому требованию гражданина или сотрудника дорожной инспекции — предъявить водительское удостоверение и техпаспорт авто;
- приступать к обязанностям только после полноценного отдыха и в хорошем самочувствии;
- быть вежливым с попутчиками;
- открывать/закрывать двери, проверять надежность авто и комфорт пассажиров перед началом поездки;
- оказывать помощь при погрузке и выгрузке багажа;
- своевременно сообщать пассажиру данные таксометра перед отправкой и в момент прибытия;
- при перевозке попутчиков в аэропорт или на ж/д вокзал изымается фиксированная оплата за проезд;
- перевозить граждан по согласованному маршруту. Изменение маршрута допустимо только с согласия пассажира;
- вызвать дежурный автомобиль, если такси сломалось;
- предупредить о размере доплаты при стоянке авто или изменении маршрута (пункта назначения);
- перевозить попутчиков только с согласия пассажиров;
- сообщать о забытых вещах в салоне авто дежурному диспетчеру;
- в момент оплаты выдать гражданам чек.
Водитель такси вправе отказать в перевозке, если:
- попутчик находится под воздействием наркотических веществ или алкоголя;
- при агрессивном поведении гражданина;
- если размер и вес багажа превышают допустимые нормы, а также может испачкать салон авто;
- при перевозке животного без контейнера и намордника;
- если пассажир отказывается доплачивать за перевозку при изменении маршрута или пункта назначения.
Водителям таксомотороного средства запрещается:
- Отказывать в перевозке пассажиров или изменении маршрута без основательных на то причин;
- Брать попутчиков без согласия пассажиров;
- Перевозить граждан больше. чем того позволяет количество мест в авто;
- Самостоятельно обозначать цену за проезд;
- Принимать пищу или курить в момент управления автомобилем.
Права и обязанности пассажира
У пассажиров такси также есть свои права и обязанности, за несоблюдение которых водитель может высадить граждан из такси.
Пассажиры такси вправе:
- звонить в диспетчерскую службу в любое время дня и суток, согласно графику работы;
- требовать безопасности во время проезда (просить водителя сбавить скорость, если он нарушил ПДД);
- требовать соблюдения маршрута;
- взыскать компенсацию в следствие причинения вреда здоровью или имуществу.
Пассажир ТС обязан:
- пристегнуть ремень безопасности;
- при посадке и высадке использовать двери с правой стороны;
- четко указывать адрес места жительства и конечный пункт прибытия;
- оплатить проезд, согласно расценкам службы такси.
- Отвлекать водителя во время исполнения трудовых обязанностей;
- Громко разговаривать в салоне;
- Курить или употреблять спиртные напитки;
- Открывать окна авто без разрешения.
Порядок и правила оплаты проезда
Согласно ПП №112, плата за услуги таксомоторной службы устанавливается согласно фиксированным тарифам. Цена за проезд сообщается диспетчерской администрацией. При выезде за пределы города — согласно показаниям таксометра. Помимо этого водитель обязан сообщать о доплате при вынужденном простое авто или изменении маршрута, пункта назначения.
Легковое такси достаточно часто используется для перевозки людей и багажа, так как имеет ряд преимуществ перед иными видами транспорта. В первую очередь это скорость исполнения заказа. После вызова транспорта в некоторых случаях проходит менее 5 минут.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Относительно невысокая стоимость, которая зависит от удаленности пункта назначения. Например, в пределах Ярославля средняя стоимость внутригородских перевозок составляет 100 – 120 рублей .
Для легковых такси разработаны специальные правила, обеспечивающие комфорт и безопасность пассажиров.
Каким законом регулируются
Правила перевозки пассажиров в такси 2018 регламентируются:
- . Редакция этого документа проводилась в апреле 2018 года;
- (дата принятия документа 08.11.2007, а дата внесения последних изменений – 13.07.2015 года), утверждающим Устав автомобильного транспорта в России;
- региональными законами, вносящими определенные понятия и правила, которые не противоречат общероссийскому законодательству.
Нарушения в области ПДД, правил лицензирования деятельности таксиста, а так же иные правонарушения, влекущие наступление административной ответственности регламентируются КоАП, утвержденным Федеральным законом №195 от 30.12.2001 года.
Требования по правилам перевозки пассажиров в такси
Правила перевозки пассажиров в такси РФ предусматривают определенный перечень требований, предъявляемых к водителю и используемому автомобилю.
К автомобилю
Автомобиль, являющийся транспортной единицей службы легкового такси, должен быть:
- в исправном техническом состоянии. Периодичность прохождения технического осмотра составляет 1 раз в 6 месяцев. Кроме этого компаний должно проверяться состояние автотранспорта перед каждой рабочей сменой;
- на одном из бортов автомашины должна быть нанесена цветографическая схема в виде черных квадратов, расположенных в шахматном порядке;
- на крыше автомобиля должен быть установлен оранжевый фонарь.
Некоторые региональные законодательные акты, предъявляют требования к цвету машины, используемой в качестве такси. В большинстве регионов автомобиль должен быть желтого цвета.
В салоне легкового такси должно находиться:
- карточка водителя с указанием ФИО, номера водительского удостоверения, контактного телефона;
- подробная информация о тарифах, используемых в компании для расчета стоимости поездки;
- контактная информация компании, предоставившей автомашину в качестве такси;
- телефоны контролирующих организаций для жалоб по предоставлению некачественных услуг;
- действующая редакция правил перевозки пассажиров и принадлежащего им багажа;
- таксометр, если оплата оказанной услуги происходит исходя из количества пройденных километров;
- кассовый аппарат или квитанции об оплате, являющиеся бланками строгой отчетности.
Автотранспортное средство должно быть укомплектовано:
- аптечкой для оказания первой помощи;
- знаком аварийной остановки;
- рабочим огнетушителем;
- запасным колесом;
- шанцевым инструментом;
- для перевозки детей младше 12 лет специальным удерживающим устройством.
К водителю
Водитель такси должен иметь:
- водительские права с открытой категорией В;
- действующую медицинскую справку, подтверждающую возможность человека управлять автотранспортом. Кроме этого водитель должен пройти медицинский предрейсовый осмотр, о чем делается отметка в путевом листе;
- разрешение (лицензию) на перевозку.
Водитель может работать в такси, если:
- имеет водительский стаж более 3 лет, подтвержденный выпиской из трудовой книжки;
- или с момента получения прав впервые прошло более 5 лет.
Какие документы должны быть в наличии у водителя
Водитель легкового такси, работающего по предварительному заказу при выходе на линию должен иметь при себе:
- документы на автомобиль ( , );
- водительское удостоверение;
- полис автогражданки, предусматривающий возможность использования авто в качестве такси;
- оригинал лицензии. Чтобы получить лицензию требуется обратиться в региональное отделение службы по надзору за транспортом, предоставить все необходимые документы и оплатить пошлину. Документ могут получить исключительно индивидуальные предприниматели или юридические лица;
- путевой лист с отметками о прохождении технического и медицинского осмотра перед выходом на линию;
- квитанции, выдаваемые пассажиру в качестве подтверждения оплаты.
Правила перевозки пассажиров в маршрутном такси предусматривают наличие у водителя, кроме указанного выше списка, дополнительного документа – маршрутной карты.
В документе указывается:
- время отправления от начального пункта;
- время прибытия в промежуточные и конечный пункт;
- подробное описание маршрута с указанием опасных участков дороги, способов объезда временно закрытых дорог и так далее.
Права и обязанности
Перевозка пассажиров и багажа легковыми такси осуществляется на основании заключенного устно договора фрахтования.
При этом предварительно согласовывается время отправления, вид транспортного средства и стоимость предоставления услуги. По договору фрахтования каждая из сторон, водитель и заказчик (пассажир) имеет определенные права и обязанности.
Водителя
Водитель обязан знать и четко соблюдать:
- правила движения автотранспорта;
- правила пожарной безопасности;
- правила перевозки;
- правила эксплуатации и технические характеристики используемого автотранспорта.
При работе водитель обязан:
- следить за состоянием автомашины и в случае обнаружения неисправностей немедленно сообщить диспетчеру и принять все меры для их устранения;
- по требованию сотрудников автоинспекции передавать документы, необходимые для проверки;
- подавать автомобиль в указанное в заявке время;
- следить за правильностью и своевременность проведения оплаты перевозки;
- при оставлении в салоне или багажнике автомашины личных вещей пассажира сообщить в диспетчерскую службу, и после прибытия в автопарк передать вещи на хранение. Передача личных вещей должна подтверждаться актом.
При общении с пассажирами водитель обязан:
- быть вежливым. Не забывать поздороваться с клиентом. Этот аспект чаще всего обуславливается правилами работы компании и является частью должностной инструкции, так как в данной ситуации водитель является представителем и лицом компании;
- если маршрут движения не оговорен заранее, то требуется его уточнить после посадки людей;
- при перевозке малолетних детей создать все условия для достижения максимального комфорта маленького пассажира: установить кресло, предложить включить детское радио или диск, представленный представителем ребенка и так далее.
Водитель имеет право отказаться от перевозки, если пассажир:
- находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- имеет неопрятный (грязный) внешний вид, что может испортить или загрязнить салон автомашины;
- количество предполагаемых пассажир больше, чем мест в автотранспорте;
- перевозит домашних животных без соответствующих правилам мер. Например, собака без намордника, кошка не в специальном контейнере и так далее;
- перевозит багаж, превышающий вместимость автомобиля.
Пассажира
Пассажир имеет право:
- выбирать транспортное средство по своему желанию;
- самостоятельно определять время отправки и маршрут движения;
- требовать от водителя автомашины соблюдения ПДД и правил перевозки, установленных федеральным законом;
- при необходимости обращаться с жалобами на водителя как в организации, предоставившую услугу, так и в вышестоящие органы.
Наряду с этим пассажир обязан:
- соблюдать правила перевозки;
- не мешать водителю исполнять свои обязанности;
- следить за своим поведением в общественном месте и поведением несовершеннолетних детей;
- своевременно производить оплату.
Как происходит ценообразование
Оплату услуг легкового такси может проводиться по одной из следующих схем, закрепленных правилами работы компании:
- по таксометру. Если стоимость услуг определяется таксометром, то приборами должны быть оборудованы все автомашины, принадлежащие организации или ИП. Таксометр включается после в режим стоянки после прибытия автомашины на место отправления. Далее необходимо переключить прибор в режим «движение»;
Таксометр самостоятельно рассчитает пройденный километраж и определит стоимость поездки, увеличив полученный результат на заданный тариф. Чаще всего к таксометру подключаются кассовые аппараты, которые после получения результата о стоимости выдают клиенту чек.
- по тарифам. Если автомобили не оборудованы таксометрами, то плата за проезд может взиматься на основании тарифов, разработанных специалистами компании.
Тариф определяет стоимость поездки в зависимости от удаленности конечной остановки. При этом может взиматься дополнительная плата за время ожидания, время простоя в пробке, посадку, провоз багажа и так далее.
Оплата за проезд
Оплата за предоставление услуги легкового такси может взиматься:
- до начала поездки, если это условие предусмотрено договором. Например, предварительная оплата имеет место быть при перевозке престарелых или несовершеннолетних детей без сопровождения;
- после прибытия в пункт назначения (используется в большинстве случаев).
Плата за проезд может взиматься:
- наличными деньгами. При таком способе оплаты водитель обязан иметь некоторую сумму для размена и выдачи сдачи;
- через терминал. Оплата банковской картой услуг такси в настоящее время не является распространенной, но некоторые организации уже предоставляют такую услугу.
В подтверждение оплаты пассажиру выдается:
- кассовый чек, если автомашина оборудована кассовым аппаратом. На чеке указывается дата и время поездки, пройденное расстояние, тарифы компании, сумма к оплате, способ проведения оплаты;
- квитанция.
На квитанции указывается:
- название документа, серия и номер (на оригинальных квитанциях эти данные отпечатываются в типографии);
- название компании, предоставляющей услуги, а так же контактная информация об организации;
- дата выдачи документа;
- стоимость предоставленных услуг (цена поездки указывается цифрами и прописными буквами);
- ФИО и подпись водителя, выдавшего квитанцию.
Запрет для водителей ФЗ от 07.05.2013 N 92-ФЗ установил ограничения для организаций и ИП, деятельность которых связана с автоперевозками. Им уже с 5 ноября 2013 г. нельзя привлекать к управлению ТС водителей, не имеющих российского водительского удостоверения. За нарушение этого запрета на должностное лицо (равно как и на ИП), ответственное за техническое состояние и эксплуатацию ТС, могут наложить штраф (50 тыс. руб.). (ст. 12.32.1 КоАП РФ).
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ в ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" И КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
Внести в статью 3 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 92-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 19, ст. 2319; N 44, ст. 5624) следующие изменения:
1) часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. Абзац сорок третий пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.";
2) дополнить частью 2.1 следующего содержания:
"2.1. Абзац тридцать восьмой пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июня 2015 года.".
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Москва, Кремль
Федеральный закон от 05.05.2014 N 132-ФЗ
"О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Профессиональных водителей за езду по иностранным (международным) правам пока не штрафуют
До 1 июня 2015 г. отложено введение запрета на управление транспортными средствами (далее - ТС) на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений . Первоначально предполагалось, что он вступит в силу с 9 мая 2014 г.
Запрет, установленный ФЗ от 07.05.2013 N 92-ФЗ, касается управления ТС при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением ТС. Профессиональный характер деятельности водителя можно определить по документам, подтверждающим коммерческий характер перевозки. Это, например, путевой лист, без которого перевозки пассажиров, багажа и грузов запрещены.
Таким образом, привлечение к управлению ТС профессиональных водителей без российских прав недопустимо,
Не так давно в Российской Федерации был принят закон о запрете работы в России по иностранным водительским удостоверениям, закон уже вступил в силу, однако у водителей есть еще год для выполнения всех его условий. Причиной таких мер послужило увеличение количества ДТП, участниками которых выступали граждане других государств. Таким образом, легальная работа с иностранными правами в России в 2019 году может осуществляться только в том случае, если их обладатели обменяют национальные права на российские. Правда, депутаты Госдумы для получения документов российского образца отвели водителям-мигрантам еще год.
Трудовая деятельность мигрантов
Правительство РФ лояльно относится к трудоустройству граждан других стран на своей территории, единственным условием выступает соблюдение закона. В Трудовом кодексе РФ четко прописаны взаимоотношения наемного работника, в том числе и из другого государства, и работодателя, а также условия трудоустройства.
Привлечение внешней рабочей силы в лице мигрантов способствует развитию регионов России, однако им важно знать, действуют ли иностранные водительские удостоверения в России для работы.
По мнению чиновников, российские водители подготовлены лучше, чем их коллеги из ближнего или дальнего зарубежья, к тому нет возможности проверить легальность получения документов, разрешающих управлять транспортными средствами. Да и россияне склонны больше доверять водителям, получившим права в России.
Узнайте детальную информацию о том, как осуществляется трудовая деятельность иностранных граждан в РФ.
Запрет на работу с иностранными водительскими удостоверений
Несмотря на то, что некоторые водители начали обменивать свои национальные права еще в 2016 году, но, как всегда, существуют и такие, кто в меньшей мере осведомлен о том, можно ли работать мигрантам с иностранными правами на маршрутках и другом общественном транспорте. Попробуем разобраться в этом.
Кто может обменять права
Замена водительских прав иностранным гражданам, работающим водителями в России, может быть выполнена только в том случае, если национальные права соответствуют приложению 6 Венской конвенции о безопасности дорожного движения, то есть содержат следующую пронумерованную информацию о владельце:
- Фамилия.
- Полное имя и отчество.
- Дата и место рождения.
- Регистрация места жительства.
- Орган, который выдал документ.
- Место и дата выдачи документа.
- Дата окончания действия.
- Непосредственно сам номер удостоверения.
- Штамп органа, выдавшего документ, либо подпись его уполномоченного сотрудника.
- Подпись владельца.
- Категории автотранспорта, для которых действителен данный документ, а также дата окончания срока действия для каждой из них.
В случае несоответствия указанным выше требованиям придется заново в РФ проходить обучение в автошколе и сдавать экзамены.
Процедура обмена
Замена водительских прав иностранным гражданам, работающим водителями в России, осуществляется после обращения в экзаменационное подразделение ГИБДД и успешной сдачи экзаменов.
Для обмена прав водитель должен сдать экзамен по трем видам подготовки:
- теоретические знания правил дорожного движения;
- практические навыки на учебной площадке;
- практические навыки в городских условиях.
Каждый из экзаменов является обязательным, и миновать его не получиться.
Для замены национального водительского удостоверения также необходимо предоставить следующие документы:
- Паспорт иностранного гражданина, либо любой другой документ, признаваемый правительством РФ в качестве удостоверения личности.
- Медицинская справка о состоянии здоровья.
- Национальные права.
- Заявление на получение прав РФ.
- Подтверждение уплаты госпошлины.
Стоит отметить, что встречаются также редкие случаи, когда на дороге встречается гражданин России с иностранным водительским удостоверением. При подобных обстоятельствах права другой страны также подлежат обмену, если водитель управляет транспортом в коммерческих целях.
Если вы работаете в России и вам необходимо обменять права, выданные в другом государстве, стоит детальнее ознакомиться с тем, как происходит .
Срок, отведенный на замену
Решение о вступлении в силу закона, запрещающего иностранные права при осуществлении трудовой деятельности в России, откладывалось уже не первый раз. После вынесенной даты 1 июня 2017 года депутаты Госдумы решили дать водителям-иностранцам еще год для замены национальных прав на российские. Таким образом, срок действия иностранных водительских прав истекает 1 июня 2018 года.
Кому из иностранцев не придется обменивать права
Данные статистики говорят о том, что чуть менее половины водителей на российских дорогах являются иностранцами. Большинство мигрантов, зарабатывают на жизнь пассажирскими и грузовыми перевозками. Иностранные граждане, которые переехали в Россию на постоянное место жительство и используют автомобиль в личных целях, могут продолжать использовать свое водительское удостоверение, полученное за рубежом, при желании они могут его обменять на документ российского образца. Также обмен прав, выданных другим государством, на российские не требуется водителям, которые проезжают через территорию Российской Федерации транзитом.
Мигранты, работающие в РФ по контракту, должны в обязательном порядке обменять свои права до 1 июня 2018 года.
В Российскую Федерацию прибывает большое количество трудовых мигрантов из Республики Беларусь, часть из которых водят автомобили и имеют водительские права, выданные им на родине. После принятия закона о запрете иностранных водительских прав в коммерческих целях многих водителей с белорусскими правами волнует, придется ли и им обменивать свои документы. Однако в этом вопросе гражданам Республики Беларусь, работающим в транспортной сфере, повезло, так как они могут и дальше использовать свои национальные водительские удостоверения.
Административная ответственность за отсутствие российских прав
Если иностранные водители не обменяют национальные права на российские, их, скорее всего, уволят. Подобные меры напрямую связаны с ответственностью за нарушение закона, которую в данном случае будет нести не только сам водитель, но и работодатель, причем второй в этом случае пострадает больше, ведь штраф за работу с иностранными правами для должностного лица составляет 50000 рублей, тогда как водителю придется заплатить сумму от 5000 до 15000 рублей, само же нарушение приравнивается к управлению автомобилем без прав.
Работать водителем с иностранными правами больше нельзя – начались проверки: Видео
Апрель 2016 – … Юрист миграционного портала сайт.
Апрель 2014 – январь 2015. Специалист по вопросам трудовой миграции. Отдел по вопросам трудовой миграции УФМС России по Московской области.
Мэр Москвы Сергей Собянин предложил ввести в федеральное законодательство требование запретить работу в такси водителям с иностранными правами. До появления запрета агрегаторы должны предупреждать клиентов о том, какой водитель едет выполнять заказ - с российскими или зарубежными правами. Мнения экспертов по поводу инициативы разделились. В «Яндекс.Такси» уже заявили о готовности показывать в приложении данные о том, где было выдано удостоверение водителя.
Ситуацию на рынке такси мэр Москвы Сергей Собянин прокомментировал у себя в блоге . Одна из проблем, по его словам, заключается в том, что таксисты-иностранцы работают со своими национальными правами. «Понятно, что выданы они не всегда адекватно, а это - дополнительные риски для пассажиров,- заявил господин Собянин.- Было бы правильно включить в федеральный закон требование, чтобы в такси могли работать только водители с российскими правами. Пока же этого нет, агрегаторы могли бы указывать в мобильном приложении: какие права у водителя, который берет заказ. Тогда сами пассажиры смогут решать, хотят они ехать с водителем, у которого права не наши, или нет».
Напомним, норма, о которой говорит Сергей Собянин, в российском законодательстве уже есть. Согласно статье 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения», юрлицам и ИП запрещено допускать к управлению транспортными средствами (ТС) водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений. Запрет продублирован также в ст. 25 того же закона: не допускается управление ТС на основании иностранных или международных прав при осуществлении предпринимательской деятельности. Исключение сделано для граждан Белоруссии, Киргизии, а также государств, где русский язык закреплен в качестве официального. Соответствующая поправка была принята в 2017 году.
Как пояснили “Ъ” в департаменте транспорта Москвы, для безопасности пассажиров необходимо включить в федеральный закон требование, чтобы в такси могли работать только водители с российскими правами без всяких исключений. В ведомстве также уточнили, что уже «прорабатывают» вопрос со всеми московскими агрегаторами: чтобы при заказе такси через мобильное приложение информировать пассажиров о государстве, выдавшем водительское удостоверение. «Таким образом, пассажир получит полную информацию о водителе и сможет сам решить - согласиться на поездку с ним или нет»,- пояснили в департаменте.
В пресс-службе «Яндекс.Такси» “Ъ” заявили, что страна, выдавшая права водителю, может быть указана в информации о заказе в приложении наряду с ФИО водителя, его телефоном, названием таксопарка-перевозчика и другими сведениями о поездке. «Сейчас мы прорабатываем механизм такого дополнения совместно с таксопарками-партнерами, которые вносят данные водителя в платформу ""Яндекс.Такси"" при его подключении»,- рассказали в компании.
Председатель Общественного совета по развитию такси в регионах Ирина Зарипова уточнила, что введенная год назад норма уже работает. «Тогда порядка 20% водителей в Москве было отсеяно, многие водители получили российские водительские права»,- сказала она. По данным ГИБДД, в 2016 году зафиксировано 49,6 тыс. обменов иностранных прав на российские (с пересдачей экзаменов), в 2017 году - 74,2 тыс. «В Москве и Санкт-Петербурге рынок на 95% легальный, контролирующие органы активно работают, поэтому все законодательство соблюдают,- пояснила Ирина Зарипова.- В регионах ситуация сложнее, нелегалов с иностранными правами, конечно, больше».
Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков, напротив, считает, что большая часть водителей такси в столице - гастарбайтеры-иностранцы, которые просто берут машину в аренду и возят пассажиров.
« В целом вопрос дискуссионный, инициатива имеет право на существование,- сказал депутат.- Я бы не стал вычленять одних лишь таксистов. Нужно тогда ставить вопрос о том, чтобы запрещать работу водителей с иностранными правами вообще во всех пассажирских и грузоперевозках».
Сегодня главной проблемой является то, что, вызвав такси, гражданин не может заранее узнать, кто приедет на заказ, отметила правозащитник, эксперт по такси общества «Синие ведерки» Елена Гращенкова. «Если клиенту будут предоставлять информацию о том, где водитель получил права, то это будет только плюс,- сказала она.- Он сможет заранее отказаться от такой поездки, если захочет. Другой вопрос, что информация эта может не соответствовать действительности. Как пояснила госпожа Гращенкова, агрегаторы получают данные о водителях не напрямую, а от «партнеров» - фирм (или диспетчерских-таксопарков). «Достоверность информации, которую водители предоставили этим фирмам, проверить почти невозможно»,- сообщила она.