К абсолютно определенным относятся санкции. Понятие и виды санкций
Диспозиция - это часть статьи, содержащая определение конкретного преступного деяния. Содержание диспозиций отличается большим разнообразием. Однако при любом способе законодательной техники законодатель не может (да и не должен) дать исчерпывающие описания всех признаков определенного состава преступления. Язык закона должен отличаться лаконизмом, способностью охвата соответствующей формулировкой повторяющихся, типических ситуаций. Существует четыре вида диспозиций: простые, описательные, бланкетные и ссылочные.
Простая диспозиция только называет преступное деяние, не раскрывая его признаков: статья 125 УК - «Похищение человека», статья 261 УК - «Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ», статья 389 УК - «Утрата военного имущества». Чаще всего причиной существования простых диспозий сама уголовно-правовая теория считает очевидность признаков преступного деяния.
Описательная диспозиция называет преступление и непосредственно в законе определяет его признаки: статья 175 УК - «Кража», статья 120 УК - «Изнасилование», статья 237 УК - «Бандитизм». В уголовном законодательстве наиболее предпочтительны диспозиции данного вида, поскольку являются более эффективными в правоприменительном смысле.
Бланкетные диспозиции представляют собой специфический способ формулирования уголовно-правовых предписаний. Они являются наиболее ярким свидетельством взаимосвязи уголовного права с другими отраслями. Бланкетной является диспозиция, которая в самом уголовном законе не определяет признаков преступного деяния, а отсылает к другим законам или нормативным правовым актам. Указание на нормы других отраслей права дается обычно в общей форме, путем упоминания соответствующих нормативных актов или правил. Примером бланкетных диспозиций являются диспозиции статей: «Нарушение правил охраны труда» - статья 152 УК, «Нарушение законодательства о континентальной шельфе Республики Казахстан и об исключительной экономической зоне Республики Казахстан» - статья 284 УК.
Ссылочной называетсядиспозиция, которая не содержит признаков преступления, а отсылает к другой статье или части статьи уголовного закона, где эти признаки названы или раскрываются. К этому виду диспозиции относятся статья 106 УК - «Побои»; статья 107 УК - «Истязание»; статья 209 УК - «Экономическая контрабанда»; статья 297 УК - «Оставление места дорожно-транспортного происшествия».
Та или иная формулировка уголовно-правового предписания влияет на достижение целей частной и общей превенции. Поэтому важно, чтобы соответствующий уголовно-правовой запрет был сформулирован так, чтобы он правильно понимался всеми гражданами, побуждал к отказу от противоправного поведения. «Буква» уголовного закона должна быть обозначена в тексте таким образом, чтобы она служила гарантией законности при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел.
При характеристике санкции принято считать, что она представляет собой ту меру воздействия, которая применяется судебными органами к лицам, совершившим преступления. В соответствии со статьей 52 УК суд избирает наказание в пределах, установленных соответствующей статьей Особенной части УК.
Санкция - это часть статьи Особенной части, определяющая вид и размер наказания. Нет одинаковых преступлений даже одного вида. Поэтому для соответствующей оценки имеющихся всегда индивидуальных особенностей законодатель строит различные виды санкций, что в полной мере может обеспечить принцип индивидуализации наказания. Различают санкции абсолютно неопределенные, абсолютно определенные, относительно определенные и альтернативные.
Абсолютно неопределенной является такая санкция, при которой в законе не указывается размер и вид возможного наказания, к примеру «наказать по всей строгости закона».
Абсолютно определенная санкция содержит категорическое указание о виде и размере наказания. К примеру, преступление карается «лишением свободы сроком на 5 лет».
В действующем законодательстве абсолютно неопределенных и абсолютно определенных санкций нет. Статьи уголовного закона содержат относительно определенные и альтернативные санкции.
Относительно определенная санкция указывает на вид и размер наказания. Такая санкция предоставляет суду возможность широкой индивидуализации. Выделяют два ее основных вида : санкция, определяющая только высший предел уголовного наказания, и санкция, предусматривающая как высший, так и низший пределы. Примером санкции первого вида могут служить санкции части первой статьи 101 УК - «Причинение смерти по неосторожности», части первой статьи 134 УК - «Подмена ребенка» и т.д. При этом низшим пределом наказания является минимальный размер, установленный для данного вида наказания. Если это лишение свободы - 6 месяцев, ограничение свободы - 1 год, арест - 1 месяц, штраф - 25 месячных расчетных показателей, установленных законодательством Республики Казахстан. Разновидностью относительно определенных санкций второго вида выступают санкции, предусмотренные статьей 162 УК - «Наемничество», частью второй статьи 181 УК - «Вымогательство», статьей 241 УК - «Массовые беспорядки».
Альтернативная санкция содержит указание на два или несколько основных наказаний, из которых лишь одно избирается судом. Например, за совершение умышленного убийства в состоянии аффекта (статья 98 УК) альтернативно может быть назначено ограничение свободы, арест или лишение свободы. Небрежное хранение огнестрельного оружия (статья 253 УК) наказывается исправительными работами, или ограничением свободы, или арестом, или лишением свободы.
Создание того или иного вида диспозиции или установление вида санкции в каждой статье Особенной части уголовного закона всегда тщательно продумано и подчинено цели обеспечения максимальной эффективности действия уголовной нормы в борьбе с преступностью.
В отечественном законодательстве четко не определен термин "санкции", поэтому разъяснить его однозначно достаточно сложно. В связи с этим следует обратиться к научным объяснениям. Далее рассмотрим понятие и виды санкций.
Мнения некоторых авторов
Термин "санкции" Поляк формулирует как "меры принуждения, выражающиеся в денежной форме и применяемые в отношении организаций вследствие нарушения ими действующих законов при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности". Однако некоторые эксперты считают данное определение недостаточно полным. По их мнению, такая формулировка не затрагивает виды санкций, предусмотренные для участников бюджетных отношений. Кроме того, не учтены меры воздействия, которые применяются при несоблюдении условий соглашений.
С этой позиции более объемным можно считать определение, которое дано Грязновой. В частности она пишет, что санкции представляют собой меры принуждения, которые выражаются в денежной форме и применяются к субъектам процесса контроля вследствие ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей или прав либо уклонения от этого. Так, в Бюджетном кодексе используется определение "меры ответственности за нарушения финансового законодательства". Это означает, что могут применяться такие инструменты принуждения, как штрафные санкции, пени и так далее.
Юридический аспект
В качестве мер принуждения в отношении к лиц, нарушающих правила, правовые санкции используются в Международной конвенции, регламентирующей борьбу с финансированием терроризма. ФЗ "О банкротстве" определяет способы воздействия, которые могут применяться одной организацией по отношению к другой согласно условиям соглашения, либо уполномоченным органом относительно юрлица. Эти меры включаются в статью "обязательные платежи", не входящие "в состав предприятия", которое признано несостоятельным. Ст. 64 ГК использует определение финансовых взысканий в качестве мер, применяемых при нарушении договорных условий между банком, физлицами, привлекающими средства, и непосредственно вкладчиком со стороны банковской организации. Для прочих случаев в законе приведен конкретный список санкций (неустойка, пеня и так далее). НК также использует термин "финансовые взыскания". В перечне налоговые санкции представлены в виде:
- процентов;
- пени;
- птрафов.
Вместе с этим определены размеры тех или других взысканий. В положениях Таможенного и Бюджетного кодексов приведены только виды санкций. В соответствии с нормами, эти взыскания применяются при каком-либо нарушении финансового законодательства. Что же касается размеров, которые имеют те или иные виды санкций, а также порядка их наложения, то это определяется АПК.
Разъяснения
Учитывая вышесказанное, можно использовать два определения:
- Взыскания за нарушения финансового законодательства. К ним обычно относят такие виды санкций, как блокировка счета, неустойка, процент и так далее.
- Мера ответственности, выраженная в деньгах, за нарушения законодательных норм либо условий соглашения.
В последнем случае штрафные санкции характеризуют степень добровольности, намеренности, сознательности, с которыми человек принял решение и далее действовал согласно ему. Смысл в данном случае заключается в том, что та либо иная мера ответственности, которую несет субъект в конкретном случае, зависит от частных условий. Речь идет о реальных возможностях и обстоятельствах, способствующих формированию сознательного отношения к вероятным последствиям своего поведения, а также самоопределению в отношении своих действий. Санкции, таким образом, выступают в качестве "измерителей" ответственности, наступающей вследствие проступков.
Классификация
В отечественном законодательстве санкции делятся на категории в соответствии с отраслями права, основаниями применения, формами. В последнем случае взыскания могут быть представлены в виде:
Блокировки
По п. 1, ст. 76 НК, уполномоченные органы могут приостановить операции на счетах в случаях:
- Наличия задолженности по отчислению штрафов, сборов, пеней.
- Задержки сдачи декларации больше чем на 10 календарных дней.
Приостановление операций на счетах и блокировка расходов в кредитных компаниях – это меры, которые применяются к лицам, нарушающим финансовое законодательство.
Классификация по юридическим отраслям
Выбор тех или иных взысканий осуществляется в соответствии с нормативными актами, в сфере регулирования которого было совершено нарушение. По отраслям меры принуждения разделяют на валютные, бюджетные, таможенные, налоговые санкции. Соответственно, при их выборе руководствоваться следует Таможенным, Бюджетным или иным кодексом.
Основания применения
По данному признаку санкции можно разделить на взыскания, которые исходят из договора, национального нормативного акта, Мирового права. Если по международному договору РФ устанавливается иной порядок, отличный от того, который предусмотрен в законодательстве, то используются правила первого документа. В свою очередь, национальные нормативные акты считаются первичными относительно соглашений хозяйствующих субъектов.
Ответные санкции
Это определение стало активно применяться в отечественной политической сфере с прошлого года. Причиной тому послужили экономические санкции, введенные рядом стран ЕС и США против российского государства. Правительство отреагировало на данные меры запретом поставок импортных продовольственных товаров из-за рубежа. Эти ограничения коснулись исключительно тех стран, которые ввели экономические санкции. Однако принятые правительством меры вызвали неоднозначное мнение у экспертов. Так, некоторые полагают, что ответные санкции нанесут ущерб в первую очередь населению страны. Однако представители власти говорят о том, что в России достаточно ресурсов для того, чтобы обеспечить стабильность потребителю в созданных условиях. Кроме этого, согласно проведенным анализам экономического состояния России, эксперты отмечают увеличение инвестирования в страну со стороны ряда иностранных государств.
Значение мер воздействия
Его можно определить, рассматривая основные задачи этих инструментов. В частности, штрафная функция финансово-правовой ответственности реализуется в виде наказания и выступает как реакция государства на вред, причиненный общественным отношениям. Использование таких санкций должно осуществляться согласно принципу индивидуализации возникшей ответственности. Применение этих мер зависит от степени и характера опасности для социума, с учетом цели, мотива, формы вины, обстоятельств (отягчающих и смягчающих). Наиболее полно данные условия отражены в НК, гл. 15. Санкции играют и предупредительную (превентивную) роль. Главной целью в этом случае выступает недопущение нарушений установленных правил и норм, регламентирующих порядок финансовой деятельности.
Данная функция выражается в том, что вероятное осуждение виновного общественностью при совершении преступления проявится в виде лишения организационного или имущественного характера. Что, разумеется, будет выступать нежелательным последствием для нарушителя. Зачастую меры воздействия ориентированы не на фактическое наказание преступника, а на обеспечение охраны общественного интереса, восстановление ущемленных незаконным поведением субъекта прав и интересов государства и муниципальных формирований.
В этих случаях ответственность исполняет компенсаторную (правовосстановительную) функцию. Наиболее четко она реализуется при использовании санкций, определенных в бюджетном законодательстве. При устранении правонарушений, таким образом, происходит восстановление порядка. Финансово-правовая ответственность исполняет также и сигнализационную функцию. Она проявляется при характеристике лица, которое совершило незаконное действие. Так, наличие финансового неправомерного деяния может являться сигналом, указывающим на необходимость обеспечить более пристальное внимание к конкретному субъекту со стороны уполномоченных органов, осуществляющих контрольную деятельность в финансовой сфере.
21АвгЧто такое Санкции
Санкции – это политический и экономический инструмент, используемый странами или международными организациями для убеждения определенного правительства или группы правительств изменить свою политику путем ограничения торговли, инвестиций или другой коммерческой деятельности.
К кому применяют санкции?
В большинстве случаев данный инструмент применяется к тем странам, которые грубо нарушают международное законодательство, нарушают права человека, угрожают мировому порядку, создают угрозу разрабатывая или угрожая ядерным, или другим массового уничтожения.
Какие бывают санкции. Виды санкций.
Так как данный инструмент влияния имеет очень обширную площадь применения, то и видов с различными подвидами санкций существует огромное множество. Мы рассмотрим три основных типа:
- Персональные санкции;
- Торговые санкции;
- Экономические санкции.
Персональные санкции это:
К персональным санкциям относятся действия в отношении конкретных лиц и их окружения, имеющих отношение к предмету нарушения. К таким людям могут быть применены абсолютно различные методы международного влияния, такие как: блокировка зарубежных счетов, арест имущества, запрет въезда на территорию, открытие финансовых и криминальных расследований. Хотя на первый взгляд кажется, что данная мера не приносит особого эффекта в больших масштабах, но он все же есть. Исходя из исторических фактов можно заметить, что большинство правительств предпочитает хранить финансы и иметь собственность именно за пределами своей страны. Таким образом, угроза потерять все «нажитое» может повлиять на ход их политики.
Торговые санкции это:
Торговые санкции , это самый мягкий и распространенный способ вразумить нарушителя. В них могут входить различные отмены преференций на торговлю, установлением квот и тому подобных ограничений на международную торговлю.
Экономические санкции это:
Экономические санкции носят карательный характер и предназначены для изоляции страны нарушителя. Они могут включать в себя:
- Эмбарго на продажу ресурсов и продукции;
- Заморозка иностранных активов государства и его компаний;
- Запрет на денежные переводы (например отключение от );
- Запрет на передачу технологий, как военных, так и гражданских;
- Изоляция страны путем запрета на въезд в другие страны.
Так как полный спектр подобных санкций может экономически уничтожить фактически любую страну на планете, он никогда не применяется в полном объеме. Обычно подобные меры применяются порционно, чтобы оставить возможность для урегулирования конфликта так сказать мягким и безболезненным образом.
Почему санкции так опасны и эффективны.
Для того чтобы понимать всю разрушительную суть санкций, следует осознать, что в эпоху всеобщей глобализации в мире практически не осталось полностью самодостаточных стран. К примеру, одни страны делают ставку на новые научные технологии, другие на производство сельскохозяйственной продукции, третьи на добычу ресурсов. И все это прекрасно работает за счет международной торговли.
Санкция - элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными - меры наказания (лишение свободы), так и позитивными - меры поощрения (условно-досрочное освобождение, премия работнику за добросовестное выполнение им служебных обязанностей).
По своему составу санкции подразделяются на простые и сложные.Простая санкция содержит одну меру наказания (ст. 11.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) - безбилетный проезд влечет наложение штрафа в виде одного минимального размера оплаты труда). Сложная - несколько (ст. 129 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) - клевета наказывается штрафом, либо обязательными работами, либо исправительными работами). Сложные санкции могут бытькумулятивными (лишение свободы с конфискацией имущества) иальтернативными (или штраф, или увольнение с должности).
По степени определенности санкции могут быть абсолютно определенными (штраф 1500 рублей) и относительно определенными , указывающими высший и низший пределы наказания (от двух до пяти лет лишения свободы), или только высший (до 10 дет лишения свободы), или только низший пределы (не менее пяти лет лишения свободы).
Рис. 1. Виды санкций
Санкции правовых нормпо характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные.
Позитивные санкции предусматривают прежде всегоправовые поощрения за заслуженное правомерное поведение. В гипотезе и диспозиции данных норм предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению. В санкции же поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры вознаграждения. Меры поощрения могут «расти» прямо пропорционально «росту» заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме ужесточаются пропорционально тяжести преступного деяния.
Негативными санкциями считаютсяправовые наказания за противоправное поведение, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.
В зависимостиот характера мер государственного воздействия санкции подразделяются на следующие виды.
Карательные санкции предусматривают меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба). Карательные санкции состоят также в возложении на виновное лицо особых обязательств, например в виде уплаты пени, штрафа, а также в официально-властном осуждении и порицании (условное осуждение, выговор, предупреждение) противоправного поведения.
Правовосстановительные санкции предполагают меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов и др.). Назначение указанных мер - устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав. Данные меры в отличие от мер ответственности предусматривают выполнение правонарушителем лежащих на нем и не исполненных ранее обязательств.
Предупредительные санкции предусматривают меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственного органа, принудительное лечение, снос самовольно возведенных строений и др.). Они направлены на недопущение противоправного поведения либо связаны с организационным обеспечением правоохранительной деятельности в процессе пресечения противоправных деяний и реализации санкций карательного характера.
По степени определенности (т.е. по объемам и размерам неблагоприятных для нарушителей последствий) санкции делятся на абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные, кумулятивные.
Абсолютно определенные санкции. В них указывается одна, и точная, мера наказания. Это может быть мера уголовно-правового воздействия (например, тюремное заключение, ссылка, высылка), гражданско-правовая мера (неустойка, возмещение убытков), административно-правовая мера (например, штраф). Так, в соответствии со ст. 1089 ГК РФ в случае смерти кормильца лицам, имеющим в этом случае право на возмещение вреда, причинигель вреда обязан возмещать его в той доле заработка умершего, которую они получали при его жизни. Такого рода санкции встречаются редко.
Относительно определенные санкции. В них указываются низший и высший пределы одной меры принуждения либо только высший предел. Например, согласно ст. 166 УК РФ неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, совершенное организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.
Альтернативные санкции характеризуются тем, что предоставляют государственным органам и должностным лицам в процессе их правоприменительной деятельности возможность выбиратьодну из названных в законе мер государственного принуждения. Например, согласно Лесному кодексу КНР «за каждое погубленное дерево на территории населенного пункта, на деревенской околице, на обочине дороги, вблизи водоема или реки, на приусадебном участке виновный должен посадить три дерева либо подвергнуться денежному штрафу».
Кумулятивные (смешанные, сложные) санкции. Они предполагают применение к правонарушителям наряду с основными мерами наказания дополнительных мер. Так, в соответствии с ч. 1. ст. 203 УК РФ «превышение руководителем или служащим частной охранной или детективной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».
В теории права и на практике часто возникает вопрос о том, как располагаются нормы права в текстах (частях, разделах, статьях) нормативно-правовых актов и как соотносится структура нормы права со структурой ее статей (пунктов). Отметим, что какого-ли- бо обязательного порядка расположения частей правовой нормы не существует, поскольку это не имеет принципиального значения. Поэтому законодатель или иной субъект правотворчества обычно не ставит цели придать структуре правовых норм непременно стройный вид. В связи с этим нормы права излагаются в нормативных актах различными способами.
В некоторых случаях все три элемента логической структуры нормы права включены в одну статью нормативного акта. В этом случае норма права совпадает со статьей нормативного правового акта. Такой способ изложения называетсяпрямой.
Примером такого прямого способа является норма российского избирательного законодательства, в соответствии с которой граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, имеют право избирать: лица, препятствующие осуществлению этого права, привлекаются к административной или уголовной ответственности.
Гипотезой здесь являются два условия: гражданство Российской Федерации и достижение гражданином возраста 18 лет. При наличии этих условий лицо имеет право избирать в орган власти.
Диспозицией является часть, где установлено само правило поведения, - участие в выборах, в голосовании. Санкция предусматривает последствия, которые ожидают того, кто нарушил установленное нормой право гражданина избирать в установленном порядке.
Следует отметить, что прямой способ изложения норм права встречается редко. В большинстве случаев части правовой нормы находятся в разных статьях и даже в разных нормативных актах. В таких случаях действуютотсылочные либобланкетные способы изложения правовых норм в нормативных актах.
Отсылочный способ
Его особенность заключается в том, что элементы нормы права изложены в нескольких статьях одного и того же нормативного акта. При данном способе изложения в статье нормативного правового акта, содержащей часть нормы, имеется конкретная ссылка на текст, в котором содержится недостающая часть. В качестве одного из примеров отсылочного способа можно привести ст. 313 Уголовного кодекса Франции, предусматривающую вынесение дополнительных наказаний за мошенничество. Она гласит, что физические лица, виновные в совершении противоправных деяний, «предусмотренных в статьях 313 1 , 313 2 , 313 4 и 313 6 », подвергаются дополнительным наказаниям: временному лишению политических, гражданских и семейных прав, запрещению заниматься профессиональной или иной общественной деятельностью, при осуществлении которой или в связи с осуществлением которой были совершены эти деяния, и др. В данной статье даны дополнительные санкции. Что же касается диспозиции, то она содержится в статьях 313 1 , 313 2 , 313 4 и 313 6 , к которым законодатель отсылает правоприменителя.
В УК РФ часто в одной части статьи нормативного правового акта делается ссылка на другую часть этой же статьи. Например, в ч. 1 ст. 227 УК РФ «Пиратство» описываются признаки этого преступного деяния (нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения). В ч. 2 этой статьи говорится о том же деянии, но совершенном неоднократно либо с применением оружия. Третья же часть данной статьи отсылает правоприменителя к ч. 1 и 2, если пиратство совершено организованной группой либо повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Таким образом, развернутую диспозицию статьи мы можем определить с помощью отсылочного способа.
Часто в статье нормативного правового акта не дается ссылка на текст другой статьи, где содержится недостающий «элемент» нормы права. В таком случае правоприменитель логическим путем «находит» этот недостающий «элемент» в соответствующей статье того же нормативного правового акта.
Бланкетный способ
Его особенность заключается в том, что элементы нормы права изложены в нескольких статьях различных нормативных актов. В этом случае в статьях содержится ссылка на другой нормативный правовой акт либо правоприменитель должен сам находить соответствующий акт, где содержится недостающий элемент нормы права. Так, за нарушение правил техники безопасности, правил дорожного движения, всевозможных ГОСТов предусматривается юридическая ответственность. Соответственно, в УК РФ, или Кодексе РФ об административных правонарушениях, или других нормативных актах говорится об ответственности граждан за нарушение правил и ГОСТов и об условиях, при которых она наступает, т. е в них находится гипотеза и санкция. Диспозиция же (правила должного поведения) находится в специальных нормативных актах (в правилах дорожного движения, правилах техники безопасности, в ГОСТах и др.). В связи с этим правоприменителю необходимо обращаться к содержанию данных правил.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08
По степени определенности вида и меры наказания, установленной государством, за правонарушение.
1) абсолютно-определенные санкции - устанавливающие один вид наказания, и строго определенную его меру;
2) относительно-определенные санкции - устанавливающие один вид наказания за совершение правонарушения, но дающие свободу правоприменителю в определении меры наказания (его размера) в рамках одного вида наказания;
3) альтернативные санкции - устанавливающие два и более вида наказания за одно правонарушение, одно из которых может назначено виновному;
4) сложные санкции - предусматривающие два и более вида наказания за одно правонарушение, применяемые вместе.
По целям воздействия:
1) карательные (штрафные) санкции - они нацелены, в основном, на то, чтобы наказать правонарушителя;
2) правовосстановительные санкции - главная цель которых, восстановить нарушенные в результате правонарушения права субъектов отношений.
Виды норм позитивного права (юридических норм).
Классификация норм права по функциям (целям, назначению).
Регулятивные - имеют целью довести до субъектов права, требуемые и гарантируемые государством, правила поведения. В них нет указаний на санкции, которые может применить государство к правонарушителям. Эти нормы состоят из гипотезы и диспозиции.
Охранительные (правоохранительные) - имеют целью предохранить регулятивные нормы от нарушения, определить меру воздействия государства на правонарушителей. Основной частью такой нормы является санкция, определяющая эту меру воздействия. Охранительные нормы служат в качестве юридического обеспечения регулятивных норм. Они обеспечивают реальный (позитивный) характер регулятивных норм. Регулятивные нормы, которые не обеспечены защитой охранительных норм, являются ложными, с позитивной точки зрения, нормами. Регулятивная и, обеспечивающая ее, охранительная норма составляют вместе содержание логической нормы права.
Охранительные нормы помещаются в особенной части уголовного права. Специализированные (вспомогательные) нормы права.
Они имеют специальные цели, носят как бы подсобный характер. Среди них выделяют:
1) дефинитивные нормы - закрепляют обязательные для всех понятия, используемые в законодательстве. Они обеспечивают ясность и понятность юридического языка;
2) нормы-принципы (декларативные, исходные, отправные, первичные, учредительные) - закрепляют принципы права, цели, задачи законодательных актов или отраслей права;
3) оперативные нормы - вводят или отменяют действие каких-то нормативных актов, отдельных статей законодательства;
4) коллизионные нормы - устанавливают, какая из существующих норм права или какой нормативный акт должен действовать в случаях, когда есть две и более нормы права или два и более нормативных акта, регулирующие одни и те же общественные отношения.
Классификация норм права по способам воздействия на общественные отношения:
1) обязывающие нормы, требующие от субъектов права совершить какие-либо действия;
2) запрещающие нормы - устанавливают запреты на совершение какие-либо действий, требуют бездействия;
3) управомочивающие нормы - указывают на чье-либо право совершать или не совершать какие-либо деяния.
Классификация норм права по охвату регулируемых общественных отношений:
1) общие (основные) нормы - регулируют род общественных отношений. Такие нормы требуют конкретизации. В противном случае они не реализуются вообще, по причине их излишней неопределенности;
2) специальные (конкретизирующие) нормы, регулирующие конкретный вид общественных отношений, уточняющие общие нормы;
3) исключительные нормы, регулирующие конкретный вид общественных отношений не в соответствии с общей нормой. Делают исключения из правила, установленного общей нормой. Такие нормы допустимы лишь в случаях, когда они помещаются в нормативный акт такой же силы, что и общая норма.
Классификация норм права по степени обязательности предписаний:
1) императивные нормы (категорические нормы) - это обязывающие или запрещающие нормы, содержащие категорические предписания поступать так, как указано в диспозиции нормы. Участники общественных отношений лишаются возможности поступать по иному;
2) диспозитивные нормы - это нормы, действующие лишь постольку, поскольку участники правоотношения не установили для себя иных правил поведения (действуют по умолчанию сторон).