Полномочия органов местного самоуправления рф. Сущность полномочий органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и (или) формируемые представительным органом муниципального образования коллегиальные или единоличные органы, наделенные собственной компетенцией по решению вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления наделены объемом собственных полномочий, которые очерчены рамками права.
Свои полномочия они осуществляют самостоятельно, по своему усмотрению в пределах полномочий, установленных законом. Собственные полномочия – это их собственная политическая ответственность перед избирателями, перед гражданами.
Субъекты Федерации самостоятельно решают вопросы о способах формирования органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления избираются всем населением непосредственно или же формируются за счет выборных должностных лиц малых городов и поселков, которые входят в состав района.
Органы местного самоуправления имеют особую природу. Согласно Конституции РФ они не входят в систему государственных органов. Взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления основываются на правовых принципах, закрепленных Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации о местном самоуправлении.
Хотя органы местного самоуправления и не входят в систему государственных органов, но они находятся в системе государственно-властных отношений. Будучи организационно отделенными от государственной власти, органы местного самоуправления функционально связаны с ней. Органы государственной власти создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. Государство устанавливает общие правовые принципы организации и деятельности местного самоуправления, разграничив предметы ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления.
К полномочиям федеральных органов государственной власти относится определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. Перечень вопросов по совместному ведению – это те вопросы, которые требуют единства правового регулирования на всей территории страны.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти могут делегировать определенные вопросы (часть своих полномочий) органам местного самоуправления. Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления строятся следующим образом:
Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в строго установленных законом пределах их компетенции;
контроль за законностью решений органов местного самоуправления осуществляется органами судебной власти и органами прокуратуры;
в соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями.
Деятельность органов местного самоуправления по реализации делегированных им государственных полномочий подконтрольна органам государственной власти, которые в этом случае осуществляют прямой контроль за целесообразностью принимаемых решений. Вопрос об ответственности за выполнение соответствующих делегированных функций решается в каждом конкретном случае отдельно.
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. К органам местного самоуправления относятся:
выборные органы, образуемые в соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований;
другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.
Наличие выборных органов местного самоуправления в муниципальных образованиях является обязательным. В субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами и законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут не создаваться выборные городские органы местного самоуправления.
К органам местного самоуправления относятся: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие), избирательная комиссия муниципального образования, иные коллегиальные и единоличные органы местного самоуправления, избираемые населением и (или) формируемые представительным органом муниципального образования, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Представительные органы местного самоуправления формируются населением муниципального образования путем выборов. Наименование представительного органа местного самоуправления определяется в уставах
муниципальных образований. Наименования представительных органов местного самоуправления отличаются большим разнообразием. Наиболее распространенными наименованиями являются: городской совет, городская дума, муниципальный совет, собрание депутатов, собрание представителей, поселковый совет и т. д. Численный состав представительных органов местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.
Организация работы представительного органа местного самоуправления предусматривает различные формы. Основной формой его работы является сессия, которая представляет собой одно или несколько заседаний депутатов представительного органа с одной повесткой дня. Периодичность сессий различная – от 1 раза в месяц в небольших муниципальных образованиях, до 3–4 раз в год в крупных. Представительный орган на своих сессиях может образовывать из числа депутатов постоянные и временные комитеты и комиссии.
В соответствии со статьей 15 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.
Статус депутата представительного органа местного самоуправления определяется в федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в законах субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении. Депутаты могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе или на общественных началах. Депутат осуществляет свою деятельность в различных формах:
участвуя в сессии представительного органа местного самоуправления;
работая в комитетах или комиссиях, образуемых представительным органом;
Работая в избирательном округе, от которого он избран. Осуществляя свою деятельность в избирательном округе, депутаты
рассматривают обращения и заявления граждан по тем или иным вопросам.
Одним из важных составных элементов статуса депутата является депутатский иммунитет. Это означает, что на территории муниципального образования он не может быть задержан (за исключением случаев
задержания на месте преступления), подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации. Досрочное прекращение депутатом своих полномочий возможно в случаях:
утраты гражданства Российской Федерации;
признания недееспособным по решению суда;
отзыва избирателями;
выезда на постоянное место жительства за пределы территории субъекта Российской Федерации;
вступления в законную силу в отношении него обвинительного приговора суда;
упразднения муниципального образования;
объявления депутата безвестно отсутствующим или умершим по решению суда.
Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований.
Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке. В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан.
В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:
принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
установление местных налогов и сборов;
установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.
Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования – выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.
Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления.
Наименования главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления и сроки их полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом местного самоуправления, наделяется уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Конкретный срок полномочий и наименований главы муниципального образования закрепляется в уставах муниципальных образованиях. В этих уставах установлены самые различные наименования главы муниципального образования: в городах – мэр или глава города; в районах – глава района, глава местного самоуправления; в сельских поселениях – глава поселка, глава сельсовета, староста.
Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено два варианта порядка выборов главы муниципального образования:
непосредственно гражданами, проживающими на территории муниципального образования;
представительным органом местного самоуправления из своего состава.
Компетенция главы муниципального образования устанавливается в законах субъектов Российской Федерации и уставах муниципальных образований. Это прежде всего:
Представление муниципального образования в отношениях с другими муниципальными образованиями, органами государственной
власти, юридическими и физическими лицами, а также подписания с ними договоров от имени муниципального образования;
внесение проектов решений в представительный орган местного самоуправления;
организация выполнения решений представительного органа местного самоуправления; организация приема граждан, рассмотрение заявлений, предложений и жалоб граждан;
являясь одновременно главой местной администрации, глава может отклонять акты представительного органа муниципального образования.
Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.
В уставе муниципального образования, помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.
Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются.
Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.
Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления не может быть меньше двух лет. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица.
Глава муниципального образования, депутат, член выборного органа местного самоуправления, другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.
Уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются Конституцией РФ, федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.
Понятие полномочий органов местного самоуправления
В Российской Федерации признается и повсеместно гарантируется местное самоуправление (ст. 12 Конституции РФ). Население каждого муниципального образования признается территориальной общиной. Последняя вправе разрешать вопросы местного значения и распоряжаться муниципальной собственностью:
- самостоятельно;
- через выборные и назначаемые органы.
Несмотря на политическую значимость и статус субъекта конституционного права, территориальная община - это неоформленная и во многом абстрактная общность частных лиц. В отношении территориальной общины обычно говорят о правах: инициировать рассмотрение общественно важного вопроса, избрать или отозвать местного депутата.
О юридической ответственности и обязанностях общины речь не идет. Касательно органов местного самоуправления (ОМС) сложилась противоположная ситуация. Наравне с госструктурами они признаются органами публичного управления. ОМС наделены собственной компетенцией.
Полномочия органов местного самоуправления обычно определяют как совокупность прав и обязательств. Это правильно лишь отчасти. Права имеет только частное лицо (например, гражданин). К примеру, гражданин по своему усмотрению может воспользоваться или не воспользоваться правом участия в местном референдуме по поводу объекта, который будет размещен на пустующем участке. Житель села при желании может приватизировать участок земли, находящийся в его пользовании.
Полномочия органов местного самоуправления - это неразделимый «спай» прав и обязательств. Осуществление собственных и делегированных (полученных от госструктур) полномочий является одновременно правом и обязанностью ОМС.
Перечень полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений
Рассмотрим понятие земельных отношений. Их сущность определяется сложной системой взаимодействия уполномоченных субъектов по поводу владения и распоряжения ею как имуществом и товаром, ограниченным природным ресурсом, средством производства.
Основные полномочия органов местного самоуправления в земельных отношениях выписаны в уставах муниципальных образований. К их числу относятся:
- возможность разрешения земельных вопросов местного значения;
- распоряжение земельными участками, являющимися собственностью общины (передача в аренду, постоянное пользование или частную собственности посредством приватизации).
Доходы городских муниципалитетов разнообразны. Однако в сельской местности общины зачастую лишены могущей приносить прибыль недвижимости и значимых налоговых доходов. Земельные ресурсы здесь выступают материальной основой самоуправления, ключевым источником доходов бюджетов.
Села - территориальная база размещения субъектов хозяйствования многих отраслей экономики, где традиционно функционируют сельскохозяйственные предприятия, использующие землю в качестве средства производства.
Полномочия ОМС по регулированию и участию в земельных правоотношениях можно условно разделить на виды. Первая типология:
- касающиеся управления участками, пребывающим в муниципальной собственности;
- касающиеся управления другими землями.
Вторая типология:
- собственные полномочия ОМС, которыми их наделила Конституция, Земельный кодекс РФ, №131-ФЗ «Об общих принципах ОМС в РФ»;
- делегированные полномочия: в Российской Федерации практикуется наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Перечень собственных полномочий ОМС:
- управление участками, находящимися в муниципальной собственности;
- установления размеров арендной платы за использование таких участков;
- организация торгов по продаже права их аренды;
- изъятие участков из частной собственности для прокладки дорог, строительства муниципальных объектов и иных нужд на основании Гражданского кодекса РФ;
- земельное налогообложение, установление ставок земельного налога (гл. 31 Налогового кодекса РФ он отнесен к числу местных);
- установление местных правил землепользования и застройки согласно Градостроительному кодексу РФ;
- принятие, реализация программ повышения плодородия и охраны земель;
- резервирование земель.
Закон ранжирует полномочия ОМС в сфере управления земельными ресурсами в зависимости от статуса муниципальных образований. Поселение и городской округ наделены всей полнотой полномочий; правомочности муниципального района гораздо уже.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
Делегированными признаются полномочия ОМС, не отнесенные к из собственным полномочиям 131-ФЗ «Об общих принципах ОМС в Российской Федерации». Важно понимать, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями - право, а не обязанность госструктур. Порядок осуществления такой деятельности регламентирован ст. 19 ФЗ № 131. В частности, предусмотрено следующее:
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может быть предусмотрено исключительно нормативными актами уровня федеральных и региональных законов. В Российской Федерации не прижилась практика заключения публичных договоров по этому поводу.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями не может противоречить букве и духу действующего законодательства.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями касается преимущественно ОМС муниципальных районов и городских округов. Предполагается возможность делегирования полномочий бессрочно или на заранее определенный период.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями должно сопровождаться их обеспечением достаточным объемом финансирования и других необходимых материальных ресурсов в виде субвенций из государственной казны или регионального бюджета, а также надлежащим государственным контролем за ходом и результатом реализации делегированых полномочий.
Законодательный акт, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен среди прочего содержать:
- перечень полномочий;
- вид муниципальных образований, которые ими наделяются;
- состав и процедуру отчетности ОМС;
- перечень передаваемых активов;
- методику расчета предоставляемых субвенций;
- порядок осуществления контроля;
- возможность прекращения осуществления ОМС делегированных полномочий.
На текущее время государственная и муниципальная собственность на землю не разграничены. Госрегистрация права муниципальной собственности на большинство земель отсутствует. Всеми участками, находящимися на территории муниципалитета, распоряжаются ОМС. Муниципальная собственность в значительной мере носит разрешительный характер, существует вне рамок гражданского законодательства и имеет административно-правовую природу. Управление землями, которые не принадлежат к числу муниципальных, не может считаться собственными полномочиями ОМС и является фактически реализацией делегированных полномочий.
Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий
Для реализации делегированных полномочий ОМС вправе издавать обязательные для исполнения на соответствующей территории нормативно-правовые акты и осуществлять контроль за исполнением их предписаний (ст. 20 № 131-ФЗ). ОМС вправе отказываться от реализации делегированных полномочий в случае, если акт федерального или регионального законодательства о таком делегировании был признан недействительным.
ОМС ответственны за осуществление делегированных им полномочий в пределах полученного от госструктуры финансирования и материальных ресурсов. Нормативный акт о делегировании полномочий может предусматривать:
- порядок согласования участия ОМС в осуществлении публичных полномочий;
- особенности такого участия;
- пределы правовой регламентации указанных полномочий госструктурами.
ОМС участвуют в осуществлении государственных полномочий, которые не были им делегированы по решению муниципалитета. Они вправе, но не обязаны расходовать на эти цели собственные средства в случае, если это специального предусмотрено бюджетным законодательством РФ.
Хотя муниципальный земельный контроль номинально отнесен к собственным полномочиям ОМС, многие специалисты сходятся на том, что он реализуется в качестве отдельных государственных полномочий. Согласно ст. 72 Земельного кодекса РФ муниципальный контроль этого вида осуществляется согласно законодательству Российской Федерации.
Специальных нормативных актов, на федеральном уровне закрепляющих основы осуществления муниципального земельного контроля, не существует. Не сформулированы цели муниципального земельного контроля. Налицо пример делегированного законотворчества, адресованного ОМС, которые обязательны для исполнения ими. В данном случае речь идет уже не о праве на законотворчество, а об обязанности.
Вопрос о том, является ли муниципальный земельный контроль самостоятельный видом деятельности ОМС или частным случаем осуществления ими отдельных государственных полномочий, остается открытым. Однако очевидно, что он осуществляемый в тесном взаимодействии с уполномоченными госструктурами, имеет целью усиление открытости земельного контроля.
Муниципальные органы, наделенные полномочиями в сфере земельных отношений
В структуру ОМС, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят такие органы и должностные лица:
- представительный орган;
- глава муниципального образования;
- местная администрация;
- контрольный орган;
- иные органы.
Общепринятое понятие ОМС предполагает три основных варианта их организации:
- представительный орган и глава муниципального образования избираются общиной, при этом последний возглавляет представительный орган. Глава администрации - лицо, назначаемой по контракту.
- представительный орган и глава муниципального образования избираются общиной. При этом последний возглавляет местную администрацию.
- общиной избирается только представительный орган. Он, в свою очередь, избирает главу муниципального образования из своего состава. Последний возглавляет представительный орган. Главой администрации назначается стороннее лицо по контракту.
В муниципальном районе возможна ситуация, когда представительный орган формируется из глав и делегатов представительных органов поселений. В селах глава муниципального образования может возглавлять и администрацию, и представительный орган. В селах с численностью населения до 100 человек функции представительного органа осуществляются сходом общины.
Исходя из сказанного выше, диапазон колебания содержания правомочий указанных органов в вопросах регулирования земельных отношений весьма значителен. Еще более значительные расхождения содержатся в положениях о регулировании земельных отношений и постановлениях по конкретным вопросам землепользования, принимаемых органами местного самоуправления.
В структуре местной администрации либо в числе «иных органов» обычно создается управления сельского хозяйства и/или управление земельных ресурсов. Однако в разрешении большинства земельных вопросов полномочия этой структуры сведены к минимуму. Она собирает и анализирует сведения о результатах производственной деятельности хозяйствующих субъектов, дает рекомендации.
Полномочия представительного органа местного самоуправления
Представительский орган разрешает наиболее значимые земельные вопросы, находящиеся в ведении ОМС. Этот орган единственный, которые при любой схеме организации ОМС избирается непосредственно населением. Он колегиален, а потому уровень субъективизма в его решениях минимален. К числу полномочий представительского органа относятся:
- утверждение зонирования территорий муниципальных образований;
- утверждение генпланов застройки населенных пунктов, земельно-хозяйственного устройства городов;
- утверждение проектов организации и застройки садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан;
- утверждение процедуры предоставления участков (должна соответствовать требованиям федерального и регионального законодательства);
- утверждение правил пользования земельными ресурсами;
- установление ограничений по использованию земли;
- установление перечня неотчуждаемых или ограниченно отчуждаемых земель в рамках, установленных федеральным или региональным законодательством, порядка изъятие участков у собственников;
- установление порядка совершения сделок по приобретению земель в муниципальную собственность или отчуждению этих земель;
- установление различных размеров земельных участков, передаваемых для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства;
- установление порядок муниципального контроля за использованием и охраной земель;
- установление правил взимания земельного налога, предоставления льгот.
Российская Федерация переживает период системных реформ. С одной стороны, в ходе общих экономических преобразований реализуется земельная реформа. С другой - происходит становление местного самоуправления. Это пока не привело к созданию надлежащих организационно-экономических и социальных основ современных земельных отношений.
Наблюдается:
- повсеместная деградация земельных ресурсов муниципальных образований,
- снижение продуктивности хозяйствования на земле,
- необоснованное выведение больших площадей земель сельскохозяйственного назначения из хозяйственного оборота.
Полномочия органов местного самоуправления - это права и обязанности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Общие полномочия установлены в статье 17 закона, однако, данная статья содержит лишь часть полномочий и данные полномочия не разграничены между конкретными органами местного самоуправления. Иные полномочия могут содержаться в федеральных законах и в уставах муниципальных образований.
Полномочия органов местного самоуправления осуществляется ими самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается. Органы местного самоуправления отдельных поселений входящих в состав муниципальных районов вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передачи им осуществления части своих полномочий. Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений входящих в его состав о передачи им осуществления части своих полномочий. Переданные полномочия осуществляются за счет средств бюджета того муниципального образования, которое передает полномочия.
Права органов местного значения по решению вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения – данные вопросы по своей природе являются государственными, но органы местного самоуправления вправе в порядке оказания помощи государства решать указанные вопросы. Указанные вопросы решаются исключительно за счет средств местного бюджета. Данные вопросы содержаться в статьях 14.1, 15.1 и 16.1 закона, но органы местного самоуправления вправе решать и иные государственные вопросы.
Выполнение социально-значимых работ
Социально-значимые работы – это работы, не требующие специальной профессиональной подготовки в целях решения отдельных вопросов местного значения. Социально-значимые работы могут осуществляться в поселениях и городских округах. Решение о привлечении к выполнению социально-значимых работ может быть принято органом местного самоуправления, но только в том случае, если указанное полномочие закреплено в уставе муниципального образования. Указанные работы осуществляются на добровольной и безвозмездной основе. К выполнению указанных работ могут привлекаться совершеннолетние, трудоспособные жители поселений и городских округов в свободное от основной работы или учебы время. Продолжительность указанных работ не может составлять более часов подряд. К работам можно привлекать не более чем один раз в три месяца. Закон не содержит порядка привлечения к данным работам и гарантий для граждан выполняющих эти работы.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и осуществление этих полномочий
Отдельные государственные полномочия – это полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления. Наделение отдельными государственными полномочиями осуществляется с учетом двух обязательных условий:
Полномочия передаются исключительно законами.
Наделение полномочиями РФ осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ. Наделение полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Наделение полномочиями по предметам совместного ведения осуществляется законами субъектов РФ если это не противоречит федеральному закону. Наделение полномочиями иными НПА не допускается.
С передачей полномочий обязательно передача финансирования этих полномочий.
Законы о наделении полномочиями должен содержать следующие элементы:
Вид или наименование муниципального образования, который наделяется полномочиями
Перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления и органов государственной власти при осуществлении полномочий
Способ (методику) расчета нормативов для определения финансирования.
Перечень материальных средств передаваемых в пользование, управление или муниципальную собственность для осуществления государственных полномочий
Порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных полномочий
Порядок осуществления органами государственной власти контроля за реализацией полномочий, а также наименования органа осуществляющего контроль
Условие и порядок прекращения осуществления полномочий
Положение закона о наделении государственными полномочиями вводится в действие ежегодно, соответствующим законом о бюджете на очередной финансовый год при этом в законе о бюджете отдельной строкой должно быть выделено финансирование данных полномочий.
Финансирование осуществления отдельных государственных полномочий осуществляется за счет субвенций передаваемых из соответствующих бюджетов местному бюджету.
Органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы на осуществление переданных полномочий за счет средств местного бюджета. Органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет средств местного бюджета. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах материальных ресурсов и финансовых средств выделенных из государственных бюджетов.
Основанием для отказа от исполнения государственных полномочий является нарушение порядка наделения указанными полномочиями, признанные судом.
Органы государственной власти осуществляют контроль за исполнением отдельных государственных полномочий, для этого определяется уполномоченный государственный орган осуществляющий данный контроль. Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны предоставлять уполномоченным органам документы связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий. В случае выявления нарушений уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению нарушения. Указанные предписания обязательны для исполнения органами местного самоуправления, но могут быть обжалованы в судебном порядке.
Отдельными государственными полномочиями, как правило, наделяются органы муниципальных районов и округов.
Основы правовой регламентации полномочий органов местного самоуправления установлены Конституцией РФ (ст. 132), которая определила две группы таких полномочий:
- - собственные полномочия органов местного самоуправления по самостоятельному решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 132);
- - государственные полномочия, которыми могут в соответствии с законом наделяться органы местного самоуправления (так называемые делегированные полномочия) (ч. 2. ст. 132).
Более детально круг полномочий органов местного самоуправления очерчен в ст. 14 Закон об организации местного самоуправления.
Собственные полномочия органов местного самоуправления можно разделить на ряд групп в соответствии с основными сферами их деятельности.
- 1. В сфере финансов и бюджета:
- - формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов (налога на имущество физических лиц, земельного налога и др.);
- - определение размеров обязательных платежей в виде отчислений от прибыли предприятий муниципального подчинения и других организаций, действующих на территориях, подконтрольных местному самоуправлению.
- 2. В сфере управления муниципальной собственностью:
- - решение всех вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. К такой собственности относятся: муниципальные земли и другие природные ресурсы; муниципальные предприятия; имущество органов местного самоуправления; муниципальный жилищный фонд; муниципальные бюджетные и внебюджетные средства и т.п.;
- - контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
- - регулирование использования водных объектов и иных ресурсов местного значения.
- 3. В сфере социального и культурного развития муниципального образования:
- - обеспечение комплексного социально-экономического развития соответствующей территории;
- - организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, равно как и соответствующих учреждений здравоохранения и санитарного благополучия населения;
- - организация транспортного обслуживания населения, обеспечение населения услугами связи, а также решение многих подобных вопросов в интересах местных жителей.
Важнейшей задачей органов местного самоуправления является организация охраны общественного порядка на подведомственных территориях. Она может быть организована в виде муниципальной милиции, а в рамках более мелких административно-территориальных единиц и территорий - общественных пунктов охраны порядка, добровольных дружин (отрядов) по охране порядка.
Что касается наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями, то в соответствии с Закон об организации местного самоуправления (ст. 15) этот процесс должен сопровождаться передачей им необходимых материальных и финансовых средств. Государственные органы, делегировавшие органам местного самоуправления часть своих полномочий, вправе контролировать их реализацию. Если государственные полномочия не обеспечены соответствующими средствами, органы местного самоуправления могут отказаться от их выполнения и не несут ответственности за наступившие негативные последствия. Безусловно, эффективному осуществлению органами местного самоуправления своих прав и обязанностей способствует установление в законодательстве определенных их гарантий.
Органы местного самоуправления носят представительный характер, так как избираются непосредственно населением путем выборов. Порядок их проведения установлен Законом об основных гарантиях избирательных прав, а также Федеральным законом от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».
К органам местного самоуправления относятся выборные органы, которые образуются в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ. Их наименование, численный состав и полномочия определяются уставом муниципального образования. В их исключительном ведении находятся: принятие общеобязательных на муниципальной территории решений; утверждение местного бюджета и отчетов о его исполнении; принятие планов и программ развития; установление местных налогов и сборов; определение порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; контроль за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц. Все решения принимаются коллегиально.
Глава муниципального образования (администрации) - это выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность местного самоуправления, избираемое непосредственно населением либо представительным органом местного самоуправления из своего состава. Глава муниципального образования непосредственно или через образуемые им органы руководит муниципальным хозяйством, распоряжается имуществом и объектами муниципальной собственности, разрабатывает местный бюджет и т.д. Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления подотчетны населению и представительному органу местного самоуправления.
В уставах муниципальных образований могут предусматриваться и другие органы местного самоуправления (советы или комитеты микрорайонов, поселков, улиц, кварталов, жилых комплексов и т.д.).
В уставных документах муниципальных образований установлены права и обязанности депутатов местного самоуправления. В основе их статуса лежат положения Закон об организации местного самоуправления, ст. 40 которого устанавливает, что депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.
Конституция Российской Федерации, признавая и гарантируя МСУ, определяя его статус в системе народовластия, использует понятия: "полномочия МСУ", "права МСУ". Следовательно, государство признает за муниципальными образованиями определенную совокупность полномочий, необходимую для решения вопросов местного значения, реализации задач и функций местного самоуправления.
Толковый словарь русского языка определяет "полномочия", как официально предоставленное кому-нибудь право какой-нибудь деятельности, ведения дел.
Юридическая наука использует термин "полномочия" для характеристики совокупности прав и обязанностей какого-либо органа, должностного лица, определяемых непосредственно конституцией и другими законами.
Полномочия местного самоуправления - это закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципального образования.
Полномочия МСУ реализуются во-первых непосредственно населением муниципальных образований. Именно за населением муниципальных образований Конституцией РФ, федеральными законами признано право на осуществление местного самоуправления. Население городского, сельского поселения независимо от его численности, не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления. Население муниципальных образований играет важную роль в реализации полномочий местного самоуправления. Отдельные полномочия МСУ (право избирать представительный орган местного самоуправления, выражать волю путем референдума и др.), могут быть осуществлены только населением муниципальных образований.
Во-вторых, полномочия МСУ реализуются органами МСУ и должностными лицами МСУ. Большинство полномочий МСУ реализуются органами и должностными лицами МСУ, составляя их компетенцию.
Полномочия МСУ можно подразделить на две группы:
- 1. "Собственные" полномочия МСУ, т.е. те полномочия, которые признает за муниципальным образованиями государство и которые обеспечивают самостоятельное решение населением
- 2. Отдельные государственные полномочия, которыми могут законом наделяться органы МСУ.
Наделение органов МСУ отдельными государственными полномочиями осуществляется, согласно закону, только федеральными законами, законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. При этом соответствующим законом определяются условия и порядок контроля за осуществлением органами МСУ данных полномочий.
Полномочия органов МСУ обладают специфическими чертами:
- 1. Полномочия органов МСУ представляют собой неразрывное единство закрепленных в законе их прав и обязанностей.
- 2. Полномочия органов МСУ закрепляются в соответствующих нормативно - правовых актах.
- 3. В отличие от прав граждан всякое полномочие органов МСУ реализуется ими через совершение властных действий административно-распорядительного или нормоустановительного характера.
- 4. Органы МСУ располагают собственными властными полномочиями в решении вопросов местного значения.
Классификации полномочий органов МСУ может осуществляться по различным критериям. Анализ законодательства РФ позволяет выделить основные сферы деятельности органов МСУ по решению вопросов местного значения: хозяйственного строительства, социально-культурного строительства, охраны общественного труда. Для осуществления деятельности в указанных сферах органы МСУ наделяются соответствующими полномочиями.
Первым составным элементом полномочий являются предметы ведения.
Под предметами ведения органа местного самоуправления следует понимать сферы местной жизни, в которых действует данный, юридически компетентный в них, орган.
Каждый орган местного самоуправления должен иметь свое поле деятельности, воздействовать в соответствии со своими задачами и целями на определенные виды общественных отношений. Поэтому правовое регулирование полномочий органа местного самоуправления предполагает, прежде всего, обозначение круга его деятельности, той сферы местной жизни, в которой действует данный орган местного самоуправления.
Таким образом, предметы ведения, как структурный элемент понятия "полномочия", являются способом юридического обозначения тех сфер местной жизни, которые определяются в качестве предмета властных действий органа местного самоуправления.
Закон об общих принципах организации местного самоуправления определяет предметы ведения органов местного самоуправления в целом, указывая вопросы местного в ведении муниципального образования.
Предметы ведения конкретных органов местного самоуправления закрепляются в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Федерации в уставах муниципальных образований, других нормативных правовых актах муниципальных образований, определяющих статус органов местного самоуправления (положениях, регламентах и т.д.).
В зависимости от особенностей предметов ведения органы местного самоуправления можно подразделить на: а) органы общих полномочий; б) органы специальных полномочий.
К органам общих полномочий относятся органы местного самоуправления - представительные органы местного самоуправления и местная администрация (орган управления муниципального образования) - предметы ведения которых охватывают большинство вопросов местной жизни.
Характер полномочий, закрепляемых за представительными органами местного самоуправления, дает основание сделать вывод, что деятельность этих органов, по существу, затрагивает все стороны местной жизни, все ее сферы. Представительные органы местного самоуправления принимают общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования, утверждают местный бюджет и планы развития муниципального образования, решают другие вопросы.
Местная администрация (орган управления муниципального образования) управляет муниципальной собственностью, местными финансами, решает иные вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования в соответствии с законами, уставом муниципального образования.
К органам специальных полномочий относятся органы местного самоуправления, ведающие отдельными сферами местной жизни или выполняющие отдельные функции в отношении всех или многих областей местной жизни: например, отдел образования местной администрации, органы охраны общественного порядка и т.д.
Второй элемент полномочий - права и обязанности - является основным, главным ее содержанием. Свои функции и задачи органы местного самоуправления реализуют путем осуществления принадлежащих им прав и обязанностей.
Права и обязанности органов местного самоуправления тесно взаимосвязаны с предметами их ведения: если с определением предметов ведения органа дается ответ на вопрос, в каких областях местной жизни он в принципе компетентен, то права и обязанности характеризуют пределы возможностей органа в той или иной сфере муниципальных отношений.
Полномочия, осуществляемые органами местного самоуправления, можно подразделить на: а) полномочия общего характера; б) полномочия конкретного характера.
Например, право представительного органа осуществлять контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления относится к полномочиям общего характера. Практическая реализация этого права обеспечивается использованием Конкретных правомочий, которые принадлежат представительному органу местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования (например, представительный орган местного самоуправления вправе заслушать отчет органа или должностного лица местного самоуправления).
Таким образом, полномочия общего характера как бы определяют задачи, направления работы органов местного самоуправления. Полномочия конкретного характера всегда связаны с решением определенных вопросов текущего и оперативного управления, вместе с тем и реализацию полномочий общего характера органов местного самоуправления.
В Европейской Хартии местного самоуправления провозглашены принципы определения полномочий органов местного самоуправления:
- 1) основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются конституцией или законом. Однако это не исключает предоставления органам местного самоуправления в соответствии с законом отдельных конкретных полномочий;
- 2) органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их полномочий и не отнесен к полномочий другого органа власти;
- 3) осуществление публичных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Предоставление каких-либо из этих полномочий иному органу власти должно производиться с учетом объема и характера конкретной задачи, а также требований эффективности и экономии;
- 4) предоставляемые органам местного самоуправления полномочия должны быть, как правило, полными и исключительными. Они могут быть поставлены под сомнение или ограничены иным органом власти, центральным или региональным, только в пределах, установленных законом;
- 5) при делегировании полномочий центральными или региональными органами органы местного самоуправления должны, насколько это возможно, обладать свободой адаптировать их осуществление к местным условиям.
Данные положения получили развитие в российском законодательстве о местном самоуправлении. Так, Конституция РФ закрепляет самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий и запрещает ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией и федеральными законами. Самостоятельность местного самоуправления в реализации своих полномочий обеспечивается судебной защитой прав местного самоуправления. Закон об общих принципах организации местного самоуправления запрещает органам государственной власти и государственным должностным лицам осуществление полномочий местного самоуправления. В соответствии с ним муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность с учетом разграничения предметов ведения между муниципальными образованиями.
Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. В уставе муниципального образования определяются полномочия и сроки полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Закон запрещает передавать полномочия органов местного самоуправления ассоциациям и союзам муниципальных образований, которые создаются муниципальными образованиями в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов.
Органы местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут на договорной основе передавать часть своих полномочий другим органам местного самоуправления. Например, на территории, включающей несколько муниципальных образований, совместным решением органов местного самоуправления может быть создан общий орган, которому делегируются отдельные полномочия органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления не вправе принимать по собственной инициативе к рассмотрению вопросы, отнесенные к полномочиям других органов местного самоуправления. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается. В соответствии с уставом муниципального образования органы местного самоуправления могут передавать полномочия органам территориального общественного самоуправления с учетом тех задач и функций, которые осуществляют данные органы.
Рассмотрев теоретико-правовые аспекты местного самоуправления, общее понятие полномочий перейдем к рассмотрению полномочий МСУ в социально-культурной области, так как эта сфера является очень важной, с которой мы сталкиваемся ежедневно и от состояния которой зависит состояние страны.