Несоблюдение условий контракта со стороны министерства обороны. Порядок досрочного увольнения военнослужащих в связи с невыполнением условий контракта: нормативно-правовое регулирование и судебная практика
Более 1000 военнослужащих и членов их семей получили ответы от военного юриста медиа группы Mil.Press. Если ваш вопрос связан с денежным довольствием, пенсионным обеспечением, жилищной проблемой или увольнением со службы, выберите нужную тему в представленном ниже выпадающем списке. Также вы можете ознакомиться со списком наиболее популярных вопросов .
Новые обращению в юрконсультацию временно не принимаются.
Я старший матрос, прохожу военную службу по контракту в подводных силах ТОФ на Камчатке, условия которого со стороны Министерства обороны (в лице моего командования) в отношении меня систематически нарушаются:
1. Мне безосновательно не выплатили премии согласно пр. МО РФ №1010 за 3-4 квартал 2011г., хотя никаких взысканий и приказов на лишение не было.
2. За весь период службы (с 22.12.2010г. по настоящее время) мне ни разу не выдавалось вещевое и продуктовое довольствие.
3. За 2011г. мне было предоставлено только 34 суток отпуска (хотя экипаж отгулял 45), вместо обязательных - 45.
4. В моей в/ч не велся журнал учета переработки служебного времени, не предоставлялись дополнительные сутки отдыха, хотя переработки были постоянно, как минимум три месяца, в течении которых были переработки я могу доказать (имеются приказы командира соединения о продлении рабочего дня).
5. 1 ноября 2011г. меня отправили в служебную командировку в Краснодар на месяц, билеты покупал за свой счет, по возвращении все отчетные документы предоставил в соответствующие инстанции, денежные средства до сих пор не вернули.
6. Не выплачены командировочные за служебные командировки в Краснодар (30 суток), Сосновый бор (76 суток).
7. В период с 25 августа по 11 сентября на соединении объявили орг. период с казарменным положением, при этом не было организовано питание л/с.
8. В период с января 2012 года по настоящее время денежное довольствие (зарплата) выплачивается не в полном объеме (примерно 53 тыс. руб вместо 72).
Написал пять рапортов на увольнение (первый в апреле 2012г.) по различным основаниям (по собственному желанию с разными причинам: что не справляюсь с обязанностями, несоответствую занимаемой должности и не желаю служить по контракту, но все рапорты были отклонены на разных уровнях.
Подскажите, пожалуйста, вышеперечисленных нарушений хватит, чтобы уволиться по невыполнению условий контракта со стороны МО РФ? Куда мне нужно обращаться с заявлением?
Нет никакого желания служить, настолько отбили его. Сейчас уже три дня не был на службе. Если я
появляюсь на службе, скажем, через 3-4 дня, могут ли меня привлечь за уклонение от
исполнения обязанностей, ведь уголовная ответственность, это если свыше 10 суток
отсутствия? А могут ли посадить под дисциплинарный арест на 48 часов?
Игорь
Владимирович К,
Тема вопроса:
Увольнение с действительной службы
Населенный пункт:
г. Большой Камень
Согласно федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» от 6 марта 1998 г. № 53-ФЗ, предусмотрено увольнение военнослужащего по собственному желанию при наличии ряда уважительных причин. Основанием для увольнения по собственному желанию может быть:
Проживание родителей или семьи военнослужащего за границей;
Ухудшение здоровья и невозможность несения дальнейшей службы;
Отсутствие возможности содержать семью на зарплату военнослужащего в случае отсутствия других источников дохода. При этом исходят из прожиточного минимума в регионе и стоимости «потребительской корзины»;
Беременность женщины-военнослужащей при ухудшении ее состояния здоровья;
Смерть близкого родственника, после которой военнослужащий не может продолжать выполнение своих обязанностей;
Если военнослужащий вынужден содержать и воспитывать малолетних детей без супруги (а) или присматривать за престарелыми родителями, нуждающимися в уходе.
При наличии таких уважительных причин военнослужащий подает командованию рапорт об увольнении с указанием мотивированной причины. Командир направляет рапорт на рассмотрение аттестационной комиссии (она создается в воинской части и в состав ее входят начальник воинской части или его заместитель, командиры подразделений и представители юридических органов).
Аттестационная комиссия рассматривает дело по существу в установленные для этого сроки. Они могут быть разными. Так, в воинских частях рапорт рассматривается безотлагательно, максимум 7 дней после подачи рапорта. В управлениях военных округов, флотов, главных управлениях Министерства обороны РФ выделяется 15 дней с момента поступления рапорта.
Сроки рассмотрения рапорта об увольнение могут быть продлены в случае, если нужна дополнительная проверка.
Максимальный срок здесь не превышает 15 дней. О необходимости дополнительного рассмотрения рапорта военнослужащий ставится в известность.
После принятия положительного решения аттестационной комиссией командир на ее основании выдает окончательное разрешение на увольнение.
Внимательно изучите положения контракта который вы заключали, так как МО РФ не выполняет обязательства по выплате денежного довольствия, и это является несоблюдением контракта со стороны МО РФ и основанием для разрыва контракта.
Подайте рапорт командиру в котором в хронологическом порядке изложите все нарушения условий контракта в вашем отношении с приложением, если есть, подтверждающих документов со ссылкой на пункты указанные в контракте, укажите в связи с систематическими нарушениями и невыполнением условий контракта вынужден просить расторгнуть контракт и уволить Вас в установленном порядке в связи с невыполнением условий со стороны МО РФ. На службу рекомендую приходить. Посадить не имеют права. Уголовное дело через 10 дней.
Ваши права нарушены, Вы можете подать повторный рапорт на увольнение и заявление в прокуратуру в порядке надзора, что я вам настоятельно советую. Если не помогут, обращайтесь с иском в суд.
Вводные положения из Постановления КС РФ..
Конституционный Суд РФ рассмотрел подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» той мере, в какой на его основании военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта в случае неоднократного привлечения его к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарных проступков и при наличии у него дисциплинарных взысканий, а также в случае осуждения его за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы или лишением воинского звания либо права занимать воинские должности в течение определенного срока
Конституционный Суд РФ ещё раз подтвердил ранее высказанные позиции о том, что служба в современной российской армии предполагает предъявление повышенных требований как к уровню профессиональной подготовки военнослужащих, так и к их морально-психологическим и иным личностным качествам, а равно их повышенную ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей военной службы. Соответственно, целями сохранения боеспособности воинских подразделений, выполнения задач по обеспечению обороны страны и безопасности государства предопределяется и возможность введения особых, отличных от предусмотренных для иных категорий государственных служащих правил прекращения военно-служебных отношений с военнослужащими, которые более не отвечают установленным требованиям.
Вместе с тем, федеральный законодатель обязан обеспечивать баланс между конституционно защищаемыми ценностями, публичными и частными интересами, соблюдая вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы справедливости, равенства и соразмерности, а вводимые им нормы должны отвечать критериям определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности с системой действующего правового регулирования. В частности, последствия невыполнения военнослужащим требований, предъявляемых к лицам, проходящим военную службу по контракту, должны определяться таким образом, чтобы обеспечивалась возможность учета характера нарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, причин и условий совершения, а также личности военнослужащего и степени его вины и тем самым гарантировалась соразмерность неблагоприятных для военнослужащего правовых последствий степени тяжести допущенного им нарушения.
Правовые позиции КС РФ.
1. Совершение дисциплинарных проступков.
По мнению КС РФ, основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы.
В том числе, невыполнение условий контракта о прохождении военной службы может выражаться в совершении военнослужащим дисциплинарного проступка, уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения.
И вот Конституционный суд делает вывод, который в 90-х годах был само собой разумеющимся, но в 2000-х годах стал легко обходится судебной практикой путём игры слов и явной демагогии, о которой автор писал во второй части:
совершение военнослужащим дисциплинарного проступка может повлечь применение к нему установленной государством в целях предупреждения совершения дисциплинарных проступков меры ответственности –
«обязательным условием досрочного увольнения с военной службы за невыполнение условий контракта должно являться совершение военнослужащим дисциплинарного проступка»,
И раскрывает понятие невыполнение условий контракта:
«под невыполнением условий контракта о прохождении военной службы в данном случае должны подразумеваться именно существенные нарушения условий контракта , в частности:
Совершение одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в пункте 2 статьи 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих»,
Либо совершение военнослужащим дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий.
Примечание : Перечень грубых нарушений воинской дисциплины, указанных в пункте 2 стаьи 28.5 ФЗ «О статусе военнослужащих» приведён в отдельном документе.
Подход, связывающий возможность досрочного увольнения с военной службы лишь с наиболее существенными отступлениями от воинской дисциплины , в целом соответствует характеру данного дисциплинарного взыскания , которое влечет для военнослужащего серьезные негативные последствия и, соответственно, требует при решении вопроса о его применении строгого соблюдения положений Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, касающихся:
Проведения разбирательства по факту совершения дисциплинарного проступка,
Обстоятельств, подлежащих установлению в ходе такого разбирательства,
Порядка и сроков применения и исполнения дисциплинарных взысканий и других элементов дисциплинарной процедуры,
Что гарантирует военнослужащему защиту от произвольного увольнения и позволяет ему воспользоваться правами , предоставляемыми в силу закона военнослужащим, привлекаемым к дисциплинарной ответственности.
Далее КС РФ в очередной раз подтверждает, что Конституция и закон о статусе военнослужащего не допускают привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности повторно за один и тот же дисциплинарный проступок , что в том случае, когда невыполнение военнослужащим условий контракта выражается в совершении дисциплинарного проступка, его
Соответственно, неоднократное совершение военнослужащим дисциплинарных проступков само по себе не является основанием прекращения военно-служебных отношений в порядке реализации дисциплинарной ответственности, если эти дисциплинарные проступки уже повлекли применение к нему дисциплинарных взысканий.
Правовые позиции КС РФ.
2. В каких случаях проводится аттестация.
Вместе с тем, отмечает Конституционный Суд РФ, недобросовестное отношение военнослужащего к своим обязанностям, в том числе подтверждаемое наличием у него неснятых дисциплинарных взысканий, может послужить основанием для постановки вопроса о его соответствии требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу, с точки зрения деловых и личных качеств.
Решение по данному вопросу должно приниматься в рамках процедуры аттестации военнослужащих , которая проводится в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, определения соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования.
Аттестация является специальным правовым инструментом, использование которого позволяет оценить готовность военнослужащего к исполнению воинского долга и обязанности по защите Отечества, выражающуюся не только в высоком профессионализме, но и в особых личностных качествах, а также в отношении к исполнению обязанностей, предусмотренных контрактом о прохождении военной службы.
Процедура аттестации предполагает беспристрастное и всестороннее рассмотрение соответствующих материалов членами аттестационной комиссии и принятие ими решения на основе коллегиальности с учетом в равной мере всех обстоятельств, имеющих значение для всесторонней характеристики военнослужащего, включая причины совершения им дисциплинарных проступков, иных отступлений от требований, предъявляемых к военнослужащим, наличие неснятых дисциплинарных взысканий.
Объективность выводов аттестационной комиссии, равно как и соблюдение прав и законных интересов военнослужащего, подлежащего аттестации, обеспечиваются помимо прочего:
Предоставлением ему возможности ознакомиться с аттестационным листом,
Заявить в письменной форме о своем несогласии с отзывом о своей служебной деятельности,
Сообщить дополнительные сведения,
Лично участвовать в заседании аттестационной комиссии (в установленных случаях),
Обжаловать ее заключение и порядок проведения аттестации как вышестоящему командиру, так и в суд, что позволяет избежать принятия произвольного, необоснованного решения о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы,
При этом наличие у военнослужащего дисциплинарных взысканий само по себе не должно предопределять выводов аттестационной комиссии относительно оценки данного военнослужащего как не соответствующего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, в том числе требованиям по занимаемой воинской должности, и рекомендаций о перспективах его дальнейшего служебного использования.
Правовые позиции КС РФ.
3. Увольнение военнослужащего в связи с осуждением.
Наличие обвинительного приговора суда является самостоятельным основанием для увольнения с военной службы, которое является обязательным в тех случаях, когда по приговору суда военнослужащему назначено наказание в виде лишения воинского звания, лишения свободы, лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно, или лишения права занимать воинские должности в течение определенного срока.
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении ему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности, т.е. в этом случае увольнение не является обязательным - оно может быть произведено по решению соответствующего командира (начальника).
Это не лишает командование права принять в отношении военнослужащего, которому по приговору суда назначено наказание, не связанное с лишением свободы (реальным или условным), лишением воинского звания, права занимать воинские должности в течение определенного срока, решение о досрочном увольнении с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
В таких случаях увольнение военнослужащего по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», хотя и связано с его осуждением за совершение преступления, т.е. с его виновными действиями, представляет собой не меру юридической ответственности, а последствие привлечения военнослужащего к уголовной ответственности, обусловленное тем обстоятельством, что командование, оценив характер совершенного преступления и личность военнослужащего, не нашло возможным - учитывая специфику его профессионально-служебной деятельности - продолжение военно-служебных отношений с ним как лицом, фактически переставшим удовлетворять предъявляемым к нему законодательством о военной службе требованиям.
Но!
Поскольку положение подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает именно возможность, а не обязательность досрочного увольнения военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, привлечение военнослужащего к уголовной ответственности (за исключением специально указанных в названном Федеральном законе случаев) не может безусловно приводить к увольнению с военной службы .
Кроме того, если характер назначенного военнослужащему по приговору суда наказания, например, в виде ограничения по военной службе, установленного статьей 51 УК Российской Федерации, напрямую связан с прохождением военной службы, то его увольнение с военной службы воспрепятствует исполнению такого наказания).
Соответственно, решение о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы в таких случаях не может быть произвольным и обусловливаться одним лишь фактом его осуждения за совершение преступления, а должно основываться на оценке соответствия военнослужащего предъявляемым к нему требованиям, обстоятельств нарушения условий контракта, выразившегося в совершении военнослужащим преступления, его характера и тяжести, последствий, отношения самого военнослужащего к совершенному им деянию, а также учитывать особенности объекта преступного посягательства.
Обоснованность решения о досрочном увольнении с военной службы в таких, равно как и в иных случаях увольнения по подпункту «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», когда это связано с возникновением обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии деловых и личных качеств военнослужащего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, в том числе по занимаемой воинской должности,
польку именно в указанной процедуре возможна максимально полная и всесторонняя оценка соответствия военнослужащего установленным требованиям.
Конституционный суд обратил внимание на то, что ни Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», ни иные действующие в этой сфере нормативные правовые акты не содержат указания на срок, в течение которого с момента вступления обвинительного приговора суда в законную силу либо выявления иных обстоятельств, свидетельствующих о невыполнении военнослужащим условий контракта и препятствующих продолжению военной службы, военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы
Указав на необходимость совершенствования законодательства, КС РФ сделал вывод:
Таким образом, допуская в системе действующего правового регулирования досрочное увольнение военнослужащего с военной службы за невыполнение условий контракта в связи с совершением преступления или иным виновным отступлением от требований законодательства о военной службе независимо от того, какой срок прошел с момента соответственно вступления обвинительного приговора суда в законную силу или наложения последнего дисциплинарного взыскания , подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» нарушает тем самым права военнослужащих , гарантированные им статьями 19 (часть 1), 32 (часть 4), 37 (часть 1), 55 (часть 3) и 59 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
Решение Конституционного Суда РФ.
Важное замечание . Наверно, проще всего было бы дать ключевые цитаты из резолютивной части этого постановления, но витиеватость, запутанность формулировок, построение фраз «от противного» подвигли автора на изложение правовых позиций Конституционного Суда в собственной, упрощенной редакции. Скорее, это даже не изложение правовых позиций, а авторский комментарий. Поэтому, при использовании данной статьи, во избежание возможных ошибок, обращайтесь к первоисточнику.1. Если военнослужащий совершил грубое нарушение воинской дисциплины, увольнение его с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, соответствует Конституции РФ, в том числе и без проведения аттестации или, как указано в Постановлении, «лишь с соблюдением общих принципов юридической ответственности», однако с соблюдением «процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности »
Вывод : при совершении грубого нарушения воинской дисциплины и последовавшего за ним досрочного увольнения проведение аттестации не обязательно, однако должны строго соблюдаться требования Конституции РФ, законов РФ и Дисциплинарного Устава ВС РФ о порядке наложения дисциплинарных взысканий.
2. Если военнослужащий имеет неснятые взыскания и совершает новое (не грубое) нарушение воинской дисциплины – он представляется к увольнению в связи с невыполнением условий контракта при подтверждении аттестационной комиссии , при этом сама аттестация должна проводится в строгом соответствии с правилами, установленными законодательством РФ – только в этом случае Конституция РФ не будет нарушаться.
3. Признать подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не соответствующим Конституции Российской Федерации , ее статьям 19 (часть 1), 32 (часть 4), 37 (часть 1), 55 (часть 3) и 59 (часть 2), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение, допуская досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта о прохождении военной службы военнослужащего, осужденного за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы, лишением воинского звания или права занимать воинские должности в течение определенного срока, а также военнослужащего, не соответствующего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, что подтверждается в том числе наличием у него неснятых дисциплинарных взысканий, не устанавливает срок , в течение которого, начиная с момента возникновения соответствующего юридически значимого обстоятельства, а именно вступления обвинительного приговора суда в законную силу или наложения последнего из дисциплинарных взысканий, такое увольнение может быть произведено.
Вывод: увольнение в связи с осуждением за преступления и назначения наказания, не связанного с лишением свободы, лишением воинского звания или права занимать воинские должности в течение определенного срока, должно производится:
На основании заключения аттестационной комиссии;
- в разумный срок.
Мнение автора.
Конечно, мы обязаны исходить из презумпции добросовестности любого командира и начальника. Вместе с тем, учитывая судебную практику, невозможно полностью исключить недостойное поведение отдельных командиров, которые иногда могут произвольно принимать решения о досрочном увольнении военнослужащих, единолично «рубая шашкой». Ситуации, когда начальник и подчинённый «не сошлись характером», когда существует личная (иногда ни на чем не основанная) неприязнь, да и просто банальная месть, увы, не исключены.
Цена вопроса слишком велика, и законодатель должен принять такие нормы, которые бы гарантировали предварительные письменные разбирательства, коллегиальность рассмотрения вопроса о досрочном увольнении с участием аттестационных комиссий, а суды должны особое внимание уделить проверки правильности порядка наложения дисциплинарных взысканий, порядка проведения всего комплекса мероприятий по аттестации, и строгого соблюдения всех формальностей при досрочном увольнении.
По мнению автора, любые нарушения установленного порядка наложения дисциплинарных взысканий, проведения процедуры аттестации и досрочного увольнения, должны стать объектом пристального внимания со стороны правоприменительных органов, и при сомнениях в соблюдении прав военнослужащего, становиться основанием для отмены приказов о досрочном увольнении.
В приложении к этой статье выкладываю документы дела 2000 года. Я давно уже списал его в архив – как за давностью, так и в связи с полной невозможностью в современных условиях применить старый опыт.
Однако комментируемое сегодня Постановление Конституционного Суда РФ позволило этому делу «заиграть новыми красками», появились лучики надежды на пересмотр судебной практики и возврат к предыдущему опыту 90-х годов. Поживём – увидим.
По этому делу заявление К. о восстановлении на военной службе было оставлено без удовлетворения, однако окружной суд нашу кассационную жалобу удовлетворил, решение отменил, а при новом рассмотрении дела К. был восстановлен на военной службе.
Особое внимание хочу обратить на кассационную жалобу – в ней можно проследить тот объём работы , который зачастую необходим для восстановлении нарушенных прав при досрочном увольнении, в том случае, когда ответчик идёт на явную фальсификацию документов, использует некоторых своих подчинённых в качестве марионеток при даче свидетельских показаний.
Ранее, в начале 2000-х годов я уже публиковал рассказ об этом деле и его можно прочитать здесь.
Увольнение по несоблюдению условий контракта является одним из поводов досрочного прекращения деятельности военного.
В большинстве случаев служащий уходит из Вооруженных сил по окончании периода действия подписанной договоренности. Но действующими специальными нормами установлены обстоятельства, при наличии которых военный прекратит исполнение своих обязанностей до истечения срока действия заключенного соглашения о службе.
Следует отметить, что, согласно статье 11 ТК РФ, правила последнего на военных не распространяется. Их профессиональная деятельность регулируется специальными правилами, такими как воинские уставы, ФЗ от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», «Положение о порядке прохождения военной службы», которое утверждено Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237.
Чтобы получить статус военного, необходимо подписать соглашение соответствующего характера и содержания. Это обязательное условие, которое распространяется на всех кандидатов, независимо от должности и специального звания, на которые человек претендует. Такой документ аналогичен обычной рабочей договоренности, поскольку принципы их подписания и расторжения сходны. И в том, и в другом случае человек берет на себя ряд обязательств, которые должен будет выполнять в последующем. За неисполнение условий договоренности, отношения со специалистом, в том числе и с военным, могут быть .
Однако для военнослужащих предусмотрены дополнительные поводы увольнения, поскольку их деятельность носит специфический характер и связана прежде всего с доступом к огнестрельному оружию.
Увольнение со службы в связи с истечением срока контракта происходит в основном по причинам положительного характера. Однако в случае нарушения условий договоренности произойдет её досрочное прекращение.
К человеку, который получил статус военнослужащего, предъявляются более строгие требования, чем к простым труженикам. Это обусловлено спецификой службы. Увольнение может произойти не только по причине неполноценного исполнения должностных обязанностей, но и проступков, совершенных как внутри организации, так и за её пределами.
Прежде всего, это нарушение внутренней дисциплины. Такое нарушение выражается в действиях, которые несовместимы со статусом военного. Они не только нарушают должностные обязанности, но и препятствуют нормальной деятельности других служащих. Такой повод применим, если действия не влекут за собой иные виды ответственности.
Тоже влечет за собой немедленное увольнение, поскольку нарушает правила, установленные общими нормами.
Этот принцип применим в ситуации совершения человеком уголовного деяния, поскольку, служащий не только может быть лишен возможности занимать воинские должности, но и изолирован от общества.
Непрохождение аттестации также может явиться поводом для прекращения профессиональной деятельности.
Все дело в том, что смысл такой процедуры заключается в проведении проверки на предмет того, что человек соответствует требованиям, которые предъявляются к военному и может впоследствии функционировать в составе Вооруженных сил.
Дисциплинарный проступок
Как было указано, увольнение по несоблюдению контракта может произойти в случае нарушения воинской дисциплины. Согласно действующим специальным нормам, нарушения такого характера отнесены к категории грубых. Это может быть:
- Невыполнение установленных правил отношений и взаимодействия между военными.
- Оставление территории военного формирования без разрешения командования. Такое в основном распространяется на призванных в срочном порядке, однако в случае введения особого положения, повод распространяется и на контрактников;
- Нарушение сроков явки в расположение при временном отдыхе, после излечения, из командировки или по окончании обучения за пределами части.
- Отсутствие на месте службы без уважительной причины более четырех часов подряд в течение всего временного служебного периода.
- Самоустранение от исполнения обязанностей по занимаемой должности.
- Неполноценное выполнение правил дежурства, караула, функционирования, внутреннего и внешнего патрулирования;
- Неправомерное использование, приведение в негодность или утрата вверенных имущественных ценностей.
- Несоблюдение порядка обращения с источниками и веществами, которые представляют опасность для окружающих – оружием, взрывчаткой, техникой, радиоактивными материалами.
- Нарушение правил управления автомобильным транспортом, если это стало причиной ущерба для окружающих или имущественных ценностей.
- Употребление на месте службы алкоголя, запрещенных препаратов без медицинского назначения, либо появление в расположении под воздействием указанных веществ.
- Бездействие со стороны командира по исключению причин и поводов для совершения нарушения, а также сокрытие таких фактов.
Административный проступок
Прекращение профессиональной деятельности служащего по контракту может произойти в случае, если человек совершил действие, которым были нарушены требования административных правил.
Окончание взаимодействия с нарушителем в таких ситуациях должно произойти в обязательном порядке. Таковы требования специальных норм права.
Главным условием в данной ситуации является наличие официального заключения уполномоченного должностного лица, вынесенного на основании материалов, которые подтверждают факт нарушения, подпадающего под действие административных правил.
Следует отметить, что определен перечень нарушений, за совершение которых человек будет уволен со службы. К ним отнесены следующие нарушения:
- ограничивающие права окружающих;
- создающие препятствия для нормального проведения избирательной кампании или референдума;
- представляющие опасность для санитарии и здоровья населения;
- нарушающие правила информирования о передаче материальных ценностей, выполнения работ и оказания услуг;
- создающие угрозу для окружающей среды и использования природных ресурсов;
- нарушающие пожарную безопасность и нормальное функционирование дорожного движения;
- финансовые, налоговые нарушения, а также неправомерные операции с ценными бумагами и таможенным перемещением;
- неисполнение требований судебного заключения или указаний надзорной инстанции;
- создание препятствий должностному лицу, исполняющему судебное решение.
Применение мер воздействия в таких обстоятельствах происходит на общих основаниях.
В некоторых случаях военных может избежать наказания:
- если проступок совершен, для того, чтобы предотвратить ещё больший возможный ущерб;
- в случае нарушения, которое было вызвано действиями по защите территории страны от внешнего захвата или внутренних беспорядков;
- если нарушитель не мог отдавать отчет своим действиям по причине невменяемости;
- когда действия нарушителя причинили незначительный ущерб.
Совершение преступления
Военный увольняется со службы до истечения срока контракта в случае совершения проступка, ответственность за который предусмотрена нормами уголовного права.
Общими нормами установлены отдельные виды нарушений воинской службы. К ним отнесены:
- нарушение требований устава;
- самоустранение от исполнения должностных обязанностей;
- недобросовестность при исполнении внутренних правил;
- ущерб, причиненный вверенному имуществу.
Следует отметить, что военный будет и в случае совершения нарушений криминального характера.
Как и в предыдущем случае, увольнение будет возможно при наличии документальных оснований. Таковым является судебное решение, которое вступило в силу.
Правильным будет принимать окончательное решение, только по итогам проведенного официального разбирательства, поскольку человека могут оправдать. Если вина не была доказана, то уволенного могут восстановить в должности.
Некоторые случаи исключают ответственность человека. К таковым отнесены:
- самооборона в случае необходимости;
- ущерб в случае задержания нарушителя;
- принуждение физического или психического характера;
- исполнение распоряжение командира.
По итогам аттестации
Служащий по контракту может быть освобожден от должности по результатам проведенной аттестации. Это еще один повод для увольнения по причинам НУК.
Главной целью такой процедуры является определение соответствия человека тем требованиям, которые предъявляются к нему по занимаемой должности.
В отношении контрактников такая процедура должна быть реализована не позднее чем за четыре фактических месяца до освобождения от должности. Периодическая оценка проводится раз в пять лет, а также после окончания учебного заведения.
При нарушении обязательств проводится внеплановая оценка.
Чтобы избежать проблем в последующем, необходимо выполнить обязательных условий.
Прежде всего, непосредственный начальник служащего должен оформит на него специальный рапорт, где подробно отражается следующая информация:
- личные данные человека – как зовут, когда родился, место фактического нахождения;
- момент и основания начала профессиональной деятельности;
- сведения, характеризующие военного как специалиста;
- допущенные нарушения;
- меры поощрительного характера, которые применялись ранее;
- дальнейшая целесообразность нахождения на занимаемой должности;
- предложения непосредственного начальника.
После изучения представленных материалов издается распоряжение командира. Именно оно является поводом для прекращения дальнейшей деятельности служащего.
Порядок увольнения военнослужащего
Освобождение от должности военного представляет собой выполнение ряда последовательных действий.
Для того чтобы расторгнуть такой специфический договор по личному намерению, увольняющемуся необходимо направить рапорт командиру части, но в случае с НУК все несколько иначе. Основанием для освобождения от должности в данном случае являются:
- распоряжение командира;
- итоги проверки профессиональной пригодности;
- заключение уполномоченных судебных или надзорных специалистов.
При наличии оснований должен быть издан приказ соответствующего содержания. В нем указывается:
- условное название воинской части;
- номер и дата документа;
- сведения об увольняемом – как зовут, какую должность занимает;
- причина и дата прекращения деятельности;
- указание финансовым и кадровым специалистам о выполнении необходимых действий;
- подпись командира;
- личная роспись военного и дата ознакомления с содержанием приказа.
Перед уходом человек обязан сдать табельное оружие, специальные средства, а также вернуть иное имущество, которое было получено им ранее, либо возместить стоимость такового в случае утраты или пришествия в негодность.
В окончательный день службы человеку должны быть выданы взятые у него документы и военный билет.
Как и в случае с гражданскими, военным должны быть перечислены не полученные ранее средства из денежного довольствия.
Если у человека не имеется , то ему на руки должна быть выдана справка установленного образца, отражающая весь временной период его профессиональной деятельности в Вооруженных силах.
Последствия увольнения
В ситуации с невыполнением взятых на себя обязательств для уволенного могут наступить определенные последствия.
В большей степени это касается денежных выплат. Так, уволенный не сможет рассчитывать на получение:
- финансовой поддержки в связи с уходом. Она оказывается в размере от двух до семи окладов по должности;
Если служащий брал банковский заём для решения жилищного вопроса, используя свой статус, он обязан погасить такую задолженность.
Следует отметить, что впоследствии, уволенному по таким поводам, восстановиться на службе практически невозможно.
Вам это будет интересно
Согласно военному законодательству, любого солдата можно освободить от , вне зависимости от звания.
Это особенно актуально при нарушении условий, оговорённых текстом первоначального контракта.
Но применение основания допустимо только, если доказана серьёзность допущенных нарушений.
Только в этом случае увольнение военнослужащего по несоблюдению условий контракта будет .
Существует несколько решений в случае увольнения военного:
- Оформление отставки.
- Отнесение к гражданскому запасу, с сохранением полной либо частичной возможности для прохождения службы.
- Исключение из военного состава, чтобы отбыть уголовное наказание.
При любой процедуре отчисления необходимо строго соблюдать законодательные нормы. Отклонения или отступления от существующей системы недопустимы. К командирам в таких ситуациях так же предъявляется ряд определённых требований.
Установлен максимальный срок в полгода для руководителя, чтобы узнать о намерении продлевать трудовое соглашение. И узнать о том, в каком состоянии находится здоровье, есть ли жильё у военнослужащего.
Дополнительно определяется информация по выслуге лет. Эти действия необходимо совершить в случае добровольного . Либо сокращения по причине выхода на пенсию.
Только в том случае, когда принято окончательное решение по увольнению, точно рассчитывается выслуга лет, подтверждается всё время, входящее в неё. В некоторых случаях требуется посещение врачебно-консультационной комиссии, либо прохождение медицинского осмотра.
Об отчислении из рядов войск командир выпускает отдельный приказ. Перед этим военнослужащий может использовать основной, либо дополнительный отпуск. Если это время у него осталось.
Проведение стандартной аттестации обязательно, когда заканчивается договор, либо достигается максимальный , и до этого остаётся 4 месяца. Это помогает подтвердить имеющуюся квалификацию. За 30 дней до увольнения военный должен получить окончательную форму приказа.
Навигация по статье
Какое именно поведение считается нарушением контракта
Любой гражданин на военной службе может быть уволен, если он грубо нарушает условия соглашения. Действующее законодательство содержит соответствующие указания на данные действия.
Там же описано такое явление, как увольнение военнослужащего по несоблюдению контракта, что положено самим бывшим .
Считается, что военнослужащий отступил от правил контракта, если он допустил административную провинность или дисциплинарные нарушения, преступления. Список возможных действий состоит из:
- Обращения со взрывчаткой и боеприпасами, которое нарушает правила.
- Нарушение требований к безопасности при применении транспорта.
- Нетрезвого вида во время военной службы. И отказа от того, чтобы пройти медобследование.
- Патрулирования гарнизона, когда правила устава нарушаются.
- Беззалаберного отношения к имуществу военных.
- Неуставного поведения в моменты, когда охраняется общественный порядок.
- Несоблюдение устава во внутренней службе.
- Отказ от выполнения обязанностей по службе.
- Уклонения от соблюдения правил, когда ведётся караульная служба.
- Нарушений в правилах по службе на .
- Срыва боевых дежурств.
- Уход со службы на время больше, чем четыре часа.
- Опоздания из госпиталя или командировок.
- Ухода с места выполнения обязанностей, когда приказ для этого отсутствует.
- Отношений между бойцами, которые перестают соответствовать Уставу.
Досрочное увольнение может произойти из-за того, что командир халатно относится к обязанности пресекать дисциплинарные проступки вместе с преступлениями в своей части.
Совершение дисциплинарных проступков
Для того, чтобы командир принял соответствующее решение, достаточно будет совершения одного проступка, который относится к грубым.
Если у командира нет соответствующих полномочий, то необходимым становится составление ходатайства для вышестоящего руководства. Документ имеет вид рапорта о том, что дисциплинарное взыскание стало необходимостью. Принятие окончательных решений – это инициация процесса увольнения.
Если увольняют в результате проведения исследований
Аттестация проводится официально, её предметом выступает соответствие военного должности, которую он занимает. Оценка даётся как деловым, так и личным качествам конкретного человека.
Взыскания административного характера или нарушения, сохраняющие силу – подтверждение нарушений. Доказательством станет и возбуждение уголовного дела.
Аттестации отличаются внеплановым характером, либо организуются согласно расписанию. Основания для внеплановых мероприятий – ходатайства от начальника. В рапорте надо чётко указать причину, по которой целесообразность продолжения военной службы поставлена под .
Принципиальные отличия самих процедур друг от друга отсутствуют. Предложение об увольнении будет направлено руководству, если комиссия поймёт, что сомнения обоснованы.
Каковы последствия
Военный после такого увольнения не будет иметь права на:
- Ежегодную материальную помощь. Но эта сумма не будет подлежать удержанию, если ранее она уже была получена. Даже взыскание в судебном порядке становится невозможным.
- Премии в связи с тем, что обязанности на рабочем месте выполняются эффективно.
- Выплаты пособий.
Военные в данном случае могут получить лишь небольшое денежное довольствие каждый месяц.
Если была оформлена , то несоблюдение контракта станет основанием, по которому выданные средства возвращаются обратно. Это касается и процентов.
Если условия не соблюдает Министерство
Каждая из сторон при заключении контракта берёт на себя обязанность исполнять все требования, описанные документом.
Министерство обороны должно обеспечить защиту и представление прав, описанных в действующем законодательстве.
Это касается не только самого военного, но и членов его семьи.
Особенно актуально для тех, кто имеет право рассчитывать на и компенсации.
Для военных доступно досрочное увольнение на основании собственного желания и в той ситуации, когда само Министерство систематически нарушает условия, описанные в первоначальном контракте. Есть несколько действий, которые можно отнести к существенным нарушениям:
- Если для военного становится невозможным осуществление прав.
- Члены семьи вместе с военным не могут воспользоваться компенсациями, которые положены по закону.
Необходимо написать рапорт вышестоящему начальству, либо обратиться в суд. Это поможет решить, является ли описанное нарушение серьёзным. И если да, то насколько. Решение выносится только с учётом индивидуальных особенностей, характерных для того или иного дела.
Трём месяцам равен срок исковой давности для обращений. Отсчитывается он с того момента, как военный узнал о существующих нарушениях. Сохранение права для досрочного увольнения возможно только, если не было хотя бы частичного восстановления по нарушенным правилам.
В таких ситуациях необходимо исходить из добросовестности начальников, командиров. Но полностью исключить и их недостойное поведение невозможно.
Даже, если рассмотреть судебную практику на протяжении нескольких последних лет. Невозможно окончательно избежать ситуаций, когда начальник с подчинённым просто не сходятся характером.
Потому законодателям рекомендуется принять , которые бы гарантировали проведение предварительных разбирательств, в письменной форме. И присутствие специальных комиссий, коллегий при индивидуальном рассмотрении каждого из вопросов.
Судьям необходимо уделить больше всего внимания правильности наложения дисциплинарных взысканий. И проверке того, соблюдены ли все формальности при проведении процедуры.
Приказы о досрочном увольнении должны отменяться, как только появляется малейшее сомнение в том, что права военнослужащего соблюдаются в полном объёме, должным образом. Кассационные жалобы так же помогают при обнаружении малейших нарушений.
Как уволиться со службы до срока — на видео:
Задайте свой вопрос в форму ниже
Еще по этой теме: