Какие страны не выдают преступников России? Список стран, где нет экстрадиции в Россию. Страны без экстрадиции
Нередко для преступника остаётся только один способ скрыться от правосудия – нелегально эмигрировать в другую страну. Естественно, такие люди стараются выбрать страны, у которых нет дипломатических и иных связей с их Родиной. Но главное, что им приходится выяснить – каково в этих странах законодательство об экстрадиции и выдадут ли их по запросу правоохранителей.
Суть экстрадиции в выдачи одним государством другому человека, который признан виновным в нарушении законов страны, запросившей выдачу. Государство, производящее экстрадицию, также должно признать этого человека виновным.
Виды
Основные виды экстрадиции выделяют на основании субъектного признака:
- Выдача граждан России;
- Подданных других государств;
- Граждан нескольких стран (обладателей нескольких гражданств);
- Лиц, не имеющих гражданства.
Также выделяют виды экстрадиции в зависимости от её цели:
- Для уголовного преследования;
- В целях свершения правосудия;
- Для исполнения приговора.
Третья классификация видов экстрадиции касается прав сторон, участвующих в процедуре выдаче гражданина:
- По запросу России к другой стране;
- По запросу другой страны к правоохранительным органам России.
Принцип экстрадиции
Поскольку дела о выдаче требуют учёта множества нюансов, связанных с правами человека, то процедура экстрадиции должна учитывать несколько важных принципов. Все эти правила преследуют цель соблюдения закона и прав людей, экстрадиции которых требует другое государство. Главные принципы экстрадиции:
- Любое государство стремится соблюсти законы и сохранить порядок в собственной стране. То есть интересы этого государства важнее законов и порядка другого, в том числе и запросившего экстрадицию.
- Подданных любой страны можно привлекать к ответственности только по законам их страны;
- Нельзя наказывать граждан за совершённое вне территории страны. Это задача страны, на территории которой они совершили преступление;
- Государство обязано защищать собственных граждан;
- Государство противится выдаче своих граждан, так как это ослабляет страну.
Все эти принципы ограничивают возможности неправомерной выдачи и пресекают требования других государств, противоречащие интересам и законам России.
Каким органом разрешаются вопросы экстрадиции
Вопросами выдачи граждан занимаются Генпрокурор и МИД. Генпрокурор лично рассматривает все запросы об экстрадиции, и принимает решение об их отклонении или удовлетворении. Но при этом он консультируется с работниками МИД.
Порядок исполнения
Первый этап процедуры экстрадиции связан со сбором необходимых документов. Эти документы должны доказывать обоснованность запроса на выдачу. Собирает такие документы страна, запросившая экстрадицию.
Все собранные документы, как и сам запрос не должны нарушать требования Минской конвенции и других международных договоров в области экстрадиции.
Следующий этап – изучение правомерности выдачи. Сторона, которая будет принимать решение о выдаче человека, рассматривает все доказательства и оценивает основания запроса.
Если запрос одобрен, то переходят к самому процессу выдачи. На этом этапе определяют дату и порядок передачи, а также обеспечение конвоя для экстрадируемого.
Условия экстрадиции преступника
Помимо общих принципов, которыми государства руководствуются при выдаче в целом, есть ряд конкретных условий, без соблюдения которых экстрадиция в Россию невозможна, как и выдача из России:
- Необходимо наличие договора между Россией и страной заявителем (ответчиком). При этом, помимо наличия договора, должны соответствовать все остальные требования;
- Человек, выдачу которого запрашивают, не является гражданином России. Граждан Россия не выдаёт согласно 61-й статье Конституции;
- Необходимы доказательства того, что преступник совершил именно уголовное преступление. Все остальные виды преступлений не являются основанием для выдачи;
- Преступник должен быть подданным страны, которая запросила экстрадицию;
- Правонарушение должно быть таковым и по законам запрашивающей страны и по законам страны выдающей;
- Также необходимо, чтобы условия содержания выдаваемого гражданина не ущемляли его достоинство и права. На основании неисполнения этого условия или отсутствия доказательств, что ему будут обеспечены требуемые условия, экстрадиция может быть отменена.
Соблюдение всех вышеперечисленных условий защищает многих граждан России от выдачи в другие страны.
Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.
Телефон в Москве и Московской области:
+7 499 350-36-87
Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 812 309-46-91
Выдача своих граждан
Как уже отмечалось выше, согласно Конституции РФ, выдача граждан страны не производится.
Важно, что это касается и обладателей двойного гражданства, одно из которых российское.
Запрос об экстрадиции преступника
Если запрос об экстрадиции в Россию или из России будет оформлен с учётом всех требований законодательства (в том числе и международного), то выдача, скорее всего, будет произведена. В таких случаях, когда нет оснований для отказа, очень редко отклоняют запросы других стран.
Как правильно сделать запрос?
Запрос должен быть составлен с учётом ряда данных. Они должны быть в обязательном порядке указаны в запросе. Это:
- Данные организации, запрашивающей экстрадицию (название, адрес и т.д.);
- Максимально полные данные гражданина, выдачу которого запрашивают (ФИО, адрес регистрации и фактического проживания, фото и т.д.);
- Официально заверенные копии приговора и других документов, доказывающих совершение преступления данным гражданином на территории страны, запросившей экстрадицию.
Запрос является главным документом, на основании которого полномочные органы решают, выдать человека или нет.
Куда нужно обращаться
Запрос нужно составлять в прокуратуру страны ответчика. Решение будет выносить лично Генпрокурор.
Причины отказа
В выдаче могут отказать, если:
- Нарушена процедура подачи запроса;
- Отсутствуют доказательства вины человека, экстрадицию которого запрашивают;
- Человек не является подданным страны, которая запросила его выдачу;
- Нарушены обязательные условия, при соблюдении которых производится выдача.
Стран, в которых нет строгого законодательства об экстрадиции, довольно много. Это, главным образом, страны Азии и Латинской Америки. Среди них Камбоджа, Белиз, Гайана, Тринидад и Тобаго и тому подобные. Многие из них – оффшорные зоны. То есть отсутствие выдачи связано ещё и с желанием привлечь в страну максимум денег, даже заработанных не всегда законным путём. Многие из них принимаются решения об экстрадиции индивидуально, руководствуясь соображения правоохранительных органов и МИД.
Список стран без экстрадиции в Россию
Сегодня 132 страны, где нет экстрадиции в Россию. Список весьма обширный. При этом данный список увеличивается, по причинам международной обстановки и внешней политики России и других стран.
Некоторые страны не выдают граждан России, так как считают, что запросы об экстрадиции мотивированы политическими причинами. Другие сомневаются в гуманности условий содержания в российских тюрьмах. А это также может быть основанием для отказа в выдаче. Третьи просто не подписали с Россией договор об экстрадиции. Среди последних даже такие страны, как Беларусь и Китай.
Из крупных стран Запада, Великобритания, Швеция и США не экстрадируют преступников в Россию, а также Япония, с которой РФ до сих пор не заключила договор. Многие арабские страны, в частности Катар и ОАЭ, также редко выдают преступников в Россию. Исключение касается только лидеров ОПГ и виновных в торговле наркотиками.
Но есть также ряд ещё более экзотических стран, которые очень удобны для скрывающихся от правосудия, так как из этих стран нет экстрадиции в Россию. Это Бутан, Соломоновы острова, Косово и Северный Кипр. Некоторые из этих государств просто не имеют дипломатических отношений с Россией (как Бутан).
Другие же (Косово и Северный Кипр) вообще не признаны Россией, а значит, никаких международных связей между этими государствами нет. В случае с Кипром, он вообще мало кем признан, поэтому идеально подходит для эмиграции и тихой жизни тех, кто прячется от закона.
Соломоновы острова подписали договор о дипломатических отношениях с Украиной, и поэтому экстрадиции в Россию из этого страны нет, как и из самой Украины.
Кстати, Россия сама не часто выдаёт людей по запросам об экстрадиции. Если за прошлый год России выдали 1000 человек, то сама Россия выдала всего 80 человек.
В нынешнем году впервые в Россию из Ирака был экстрадирован гражданин иракского государства. Мужчину по имени Али Сабах передали российской стороне, так как в РФ он обвиняется в преступлении, связанном с торговлей запрещенными веществами. Об этом в среду сообщил начальник управления по экстрадиции Генпрокуратуры России Александр Куприянов.
«Его привезли в нашу страну транзитом через территорию ОАЭ, это была непростая и длительная процедура, но благодаря нашим иракским партнерам она завершилась благополучно», — пояснил представитель Генпрокуратуры, выступая на первом открытом международном форуме надзорного ведомства.
Как рассказал «Газете.Ru» официальный представитель Генеральной прокуратуры Александр Куренной,
всего же в прошлом году ведомство направило в компетентные органы иностранных государств 323 запроса о выдаче лиц для привлечения к уголовной ответственности и для приведения приговоров в исполнение, что на 42 запроса меньше, чем за 2014 год.
«Снижение показателей произошло за счет уменьшения числа лиц, задержанных на территории Украины», — сказал он. По его словам, иностранные правоохранители пошли навстречу нашим прокурорам 147 раз, что на 51 раз меньше, чем в 2014 году. Кроме того, в первом полугодии 2016 года в иностранные государства было отправлено 198 запросов о выдаче, из них 93 были удовлетворены, что на 27 запросов больше, чем за аналогичный период в прошлом году.
«Хочется особенно подчеркнуть, что в 2016 году нам удалось добиться выдачи в Россию ряда лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений. Среди них — Борис Шишолин, который пытался скрыться в Швейцарии. В свою бытность, будучи первым заместителем генерального директора открытого акционерного общества «Амурский судостроительный завод», в составе организованной преступной группы он участвовал в хищении бюджетных денежных средств в размере свыше 74,5 млн рублей, которые выделило предприятию Минобороны России. Кроме того, он обвиняется и в покушении на хищение более 18 млн рублей путем незаконного возмещения из бюджета Российской Федерации налоговых вычетов. Передача его правоохранительным органам России состоялась 10 июня 2016 года», — рассказал Куренной.
Он также отметил, что примером положительного сотрудничества с компетентными органами иных государств может служить передача в Россию бывшего главы Росграницы Дмитрия Безделова, которого следствие считает причастным к хищению у государства более 1 млн и 172 тыс. рублей. Его возврата в Россию надзорное ведомство добилось совместно с коллегами из МВД.
В Генпрокуратуре отметили также, что
чаще всего навстречу России при рассмотрении просьбы об экстрадиции из числа стран СНГ идут Белоруссия и Казахстан, из дальнего зарубежья — Испания, Франция и Германия.
«В 2015-2016 годах наибольшее количество запросов удовлетворено компетентными органами Белоруссии (56), Казахстана (39), Украины (36), Черногории (10), ФРГ (8), Австрии (6), Испании (6), Сербии (4) и Кипра (3)», — отметили в ведомстве. По словам начальника управления по экстрадиции Куприянова, постепенно РФ наладила взаимодействие по этому вопросу также с Испанией, Аргентиной, Эквадором, Чили, Тунисом и Марокко.
Убил милиционеров 10 лет назад
Согласно российскому законодательству и международным договорам, Генеральная прокуратура направляет прямой запрос в те или иные страны о прямой экстрадиции обвиняемого или заочно осужденного. Но есть и второй способ добиться выдачи человека, который скрылся от российских силовиков за рубежом: его можно объявить в розыск через Интерпол.
Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе МВД, в 2015 году правоохранительными органами Российской Федерации по каналам Интерпола было направлено 1508 запросов об объявлении в международный розыск лиц с целью ареста и выдачи.
«По итогам года при содействии национального бюро Интерпола осуществлено 55 экстрадиций и депортаций, что несколько меньше аналогичных показателей 2014 года», — отметили в ведомстве.
Там также уточнили, что в первом полугодии нынешнего года правоохранительными органами Российской Федерации было направлено 986 запросов об объявлении в международный розыск лиц с целью ареста и выдачи и 42 раза в нашу страну депортировали людей, которые были объявлены в розыск по российской инициативе. В 2016 году впервые состоялись выдачи из Мексики и Южной Кореи.
«Знаковым событием стала выдача из Германии Вахтанга Джавахадзе, участника разбойного нападения в Южном административном округе Москвы в апреле 2006 года, в ходе которого был расстрелян прибывший на место происшествия наряд милиции»,
— отметили в пресс-службе МВД.
Англосаксы не выдают России почти никого
В полиции также считают, что среди стран дальнего зарубежья особенно плодотворно с российской стороной сотрудничают Германия, Испания и Таиланд. Как рассказали в Генпрокуратуре, сложнее всего добиться выдачи или экстрадиции из США и Великобритании.
«В первом случае это обусловлено отказом Вашингтона от сотрудничества на основании принципа взаимности в отсутствие двустороннего договора о выдаче между Россией и Соединенными Штатами, во втором — предоставлением компетентными органами Великобритании статуса беженца лицам, обвиняемым в совершении преступлений на территории Российской Федерации по политическим мотивам. С такими же проблемами с указанными государствами сталкиваются и наши зарубежные коллеги», — отметил официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной.
В МВД подчеркнули, что, несмотря на все сложности, иногда американская сторона все же помогает российским правоохранителям.
«В этом году в аэропорту Шереметьево по прибытии рейсом из Нью-Йорка после депортации Иммиграционной службой США был задержан российский гражданин Геннадий Гаврилец, которого обвиняют в причастности к «заказному» убийству президента АОЗТ «Юнитранс-Mink» Анатолия Сериченко.
Хотя Между Вашингтоном и Москвой нет двустороннего договора о выдаче, американские коллеги уведомили правоохранительные органы Российской Федерации о готовящейся депортации»,
— отметили в МВД.
Как пояснил «Газете.Ru» адвокат Александр Карабанов, который в своей практике также сталкивался с вопросами выдачи, экстрадиции и депортации в Россию, самым серьезным препятствием в попытке вернуть того или иного россиянина в РФ остается отсутствие договора о выдаче со страной.
«Основная проблема экстрадиции — это сложная бюрократическая процедура, которая может занимать от 6 до 12 месяцев. При этом надо учитывать, что между государствами должно быть обязательно соглашение о выдаче обвиняемых. Если такого документа нет, то значит нет правовых норм, на основании которых одно государство может требовать что-то от другого», — сказал юрист.
В МВД «Газете.Ru» также пояснили, что на эффективность международного взаимодействия негативно влияет как отсутствие договора о выдаче, так и разногласия в законодательствах.
«Одно и то же деяние в разных странах может квалифицироваться по-разному:
в одной стране оно признается уголовным преступлением, а в другой — лишь административным проступком. Кроме того, различны сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности», — сказали в пресс-службе МВД.
Или выдавай, или суди
Впрочем, как пояснил «Газете.Ru» заместитель генпрокурора РФ Саак Карапетян, в некоторых случаях обвиняемых или заочно осужденных в России можно привлечь к уголовной ответственности даже тогда, когда они скрываются за границей, а договора о выдаче между нашими странами нет.
«Этот человек может быть осужден либо может отбывать наказание в той стране, где он скрывается. Наиболее активно с нашей страной в подобном ключе взаимодействует Белоруссия. Впрочем, в 2015 году в Японии был приговорен к 20-летнему лишению свободы россиянин, обвиняемый в убийстве, совершенном в Амурской области.
Аналогичным образом действует и Россия. Она не выдает своих граждан в иные страны, но может осудить их на своей территории.
В прошлом году Генпрокуратура РФ исполнила запрос минюста США, в результате чего в ноябре 2015 года россиянин был осужден за совершение двойного убийства в Соединенных Штатах. Российский суд назначил ему наказание в виде лишения свободы на 19 лет», — сказал Карапетян.
Это выдача испанским государством испанского или иностранного гражданина для привлечения к уголовной ответственности. Экстрадиция - это сложный забюрократизированный процесс, который требует предоставления многочисленных документов запрашивающей стороной. Между Россией и Испанией отсутствует соглашение о взаимной выдаче преступников, поэтому экстрадиция россиянина из Испании возможна только по решению Правительства Испании.
В испанском уголовном праве существует 2 типа экстрадиции:
- Активная - когда экстрадицию запрашивает государство Испании
- Пассивная - когда другое государство просит Испанию выдать испанского или иностранного гражданина. Именно о пассивной экстрации пойдет речь в этой статье.
В соответствии со ст.1 Закона 4/1985, в основе экстрадиции лежит принцип взаимности. Это означает, что Испания выдает преступников другому государству при условии, что она может потребовать ответной «услуги».
В каком случае российский гражданин может быть экстрадирован из Испании?
- Если в отношении российского гражданина вынесен уголовный приговор в России. Гражданский и административные правонарушения не могут являться основанием для экстрадиции.
- Если деяние, в котором обвиняется россиянин, признается преступлением в Испании. При этом наказание не может быть менее 1 года лишения свободы по испанскому уголовному праву.
- Если российский гражданин еще не отбывает наказание за данное преступление в Испании.
В каких случаях запрещается экстрадиция российского гражданина из Испании в Россию?
Каждое дело об экстрадиции уникально, однако существуют основания для однозначного отказа в экстадиции из Испании:
- Если деяние, в котором обвиняется россиянин, является политическим преступлением по российскому законодательству. В соответствии с Европейской конвенцией об экстрадиции от 1957 года, выдача иностранных граждан, обвиняемых запрашиваемой стороной в политических преступлениях, запрещена.
- Если существует риск, что в России преступник будет подвергнут более строгому наказанию, нежели указано в запросе об экстрадиции.
- Если российский гражданин получил статус беженца.
- Если существует риск, что дело сфабриковано и Россия не предоставляет достаточным доказательств виновности иностранного гражданина, проживающего в Испании.
Процедура экстрадиции из Испании.
Важно помнить, что выдача иностранного гражданина, законно проживающего на территории Испании, - это право Испании, но никак не ее обязанность. Поэтому другое государство всегда выступает в роли просящего, но никак не требующего. Это означает, что если Испания требует предоставить дополнительные документы, Россия должна в обязательном порядке выполнить это требование, иначе запрос об экстрадиции будет сдан в архив.
В большинстве случаев дело начинается с расследования Интерпола. Генеральная прокуратура России направляет в штаб Интерпола ориентировку на обвиняемого с разъяснением, в чем он обвиняется и на основании чего. Если Интерпол считает полученную информацию достаточной, он объявляет российского гражданина в международный розыск. Если россиянин в это время находится в Испании, испанская полиция обязана выполнить требование Интерпола, задержать россиянина и передать дело об экстрадиции в суд. Если суд принимает положительное решение, может быть инициирована исполнительная часть дела об экстрадиции.
Можно обойтись и без Интерпола. В таком случае необходим запрос из Министерства Юстиции России в Министерство юстиции Испании.
На деле процесс экстрадиции может длиться месяцами и даже годами. Отношение европейцев к российскому судопроизводству весьма предвзято, поэтому выдача возможна только при начилии достаточных доказательств, что дело не сфабриковано и в России выданный гражданин не преследуется по политическим мотивам и не будет осужден по статьям, не указанным в запросе на экстрадицию.
Решение об экстрадиции должно быть одобрено Правительство Испании. Стоит иметь ввиду, что Правительство не является судебным органом, поэтому всегда рассматривает вопрос об экстрадиции скорее с политической точки зрения взаимоотношений между Испанией и Россией. Это означает, что из-за одного гражданина страны не будут ссориться. Однако охлаждение отношении между странами скорее всего затруднит процесс экстрадиции российских граждан из Испании. Решение об экстрадиции из Испании может быть обжаловано.
Если Вы находитесь в затруднительном положении в Испании и Вам необходима помощь специалиста в области депортации или экстрадиции, Вы можете обратиться по телефонам Центра услуг для бизнеса и жизни в Испании «Испания по-русски» и мы предоставим опытного адвоката, а также организуем сопровождение переводчиком на встречу с адвокатом, в миграционные и судебные органы.
Экстрадиция (от латинских слов ех - «из, вне» и traditio - «передача») означает арест и принудительное возвращение домой граждан, совершивших на родине какое-то преступление и сбежавших за границу. Применяется она также в отношении подозреваемых и к лишению свободы, являясь одной из форм, используемых государствами в борьбе с преступностью. Все случаи экстрадиции происходят с участием не только прокуратуры, суда, полиции и прочих правоохранительных органов, но и Национального бюро Интерпола.Обязательна ли экстрадиция?
На словах практически все государства активно борются с преступностью. На самом деле все происходит не столь гладко, поскольку главным условием экстрадиции считается официальный договор. Отсутствие его, как, скажем, у России и США, становится веским основанием для отказа выдать преступника на родину.Специалисты международного права подчеркивают, что подписание договора вовсе не обязанность, а право. Повлиять же на решение способно многое. Например, плохие отношения между президентами. Именно поэтому полного списка стран, из которых вообще нет экстрадиции, не существует. Однако известно, что почти все, включая Россию, конституционно запрещают экстрадировать только своих граждан, судят их дома.
Многим, наверное, памятна случившаяся в 1970 году трагическая история советского самолета и угон его в Турцию отцом и сыном Бразинскасами. Тогда советское правительство настойчиво и неоднократно требовало экстрадиции угонщиков и убийц, но всякий раз получало отказ только из-за отсутствия договора.
В настоящее время у России подписано 65 соглашений со странами, также входящими в систему Интерпола. При этом договориться с еще 123 представителями этой международной системы россиянам пока не удалось. Среди «отказников», в частности, фигурируют США, Великобритания, Венесуэла, Белоруссия, Украина, Китай, Швеция, Израиль, Япония, Польша и другие. То есть, теоретически все эти сто с лишним стран вполне могут проигнорировать просьбы российских властей в выдаче беглых преступников, зачастую так и поступая. Впрочем, как и наоборот.
Договор в запасе
Иногда случается, что экстрадиция происходит вне договора. Известен случай, когда Израиль все же захотел выдать России Шумшума Шубаева, которого искали за совершение жестокого убийства в Кисловодске. Но сделал он этот жест лишь после обещания вернуть Шубаева после суда в израильскую тюрьму. К слову, выдали израильтяне Боснии и Герцеговине и обвиненного в массовых убийствах во время Гражданской войны бывшего сербского военнослужащего Александра Цветковича.Разумеется, у медали имеется и другая сторона, в экстрадиции отказывают и при действующем договоре. Основаниями могут являться недостаточная доказательная база преступления; политическая, а не уголовная подоплека запроса; предоставление человеку политического убежища; жестокое обращение в тюрьмах; наличие пыток и .
Еще пошла Япония, способная игнорировать запросы только на том основании, что они делаются на бежавших к ним этнических японцев. Именно так произошло при попытке Перу экстрадировать из Токио бывшего президента своей страны Альберто Фухимори.
Земля обетованная
Многие преступники, особенно богатые, не всегда скрываются в Англии, Швеции или Израиле, которые не выдают их родным странам или же выдающих, но с огромным трудом. Нередко для укрытия они выбирают так называемые офшорные зоны или экономически слаборазвитые и потому особо гостеприимные государства Азии и Центральной Америки. К последним, в частности, относятся уже упомянутая Камбоджа, а также Белиз, Гайана, Никарагуа, Тринидад и Тобаго, острова Теркс и Кайкос и им подобные. Их не имеющая достаточных ресурсов экономика сильно заинтересована в притоке иностранного капитала. Пусть даже он и с криминальным следом.Публикации, 16:46 25.05.2016
© dreamstime.com
Место России в обмене преступниками
Контекст
В последнее время правовой институт экстрадиции, как на Западе, так и в России, все чаще называют дипломатическим инструментом построения отношений между странами: юристы отмечают, что техническая выдача преступников превращается едва ли ни в обмен заложниками.
Чтобы разобраться, насколько это представление верно, необходимо разобраться в сути, состоящей из множества формальностей, длительной юридической процедуре ареста и последующей выдачи иностранного гражданина по запросу правоохранительных органов другой страны. Почему предугадать исход экстрадиции зачастую оказывается весьма проблематично?
Экстрадиция
Экстрадиция - выдача одним государством другому государству негражданина этого государства для привлечения к уголовной ответственности или исполнения вынесенного приговора. Считается, что первый договор об экстрадиции, был подписан 33 века назад египетским фараоном Рамзесом II и хеттами. Этот договор, в частности, содержал обязательства обеих сторон по выдаче беглых преступников, в число которых входили как уголовники, так и противники власти.
Однако за прошедшие три с лишним тысячелетия механизм экстрадиции ни на одном континенте так и не приобрел достаточно прозрачный и отлаженный формат. Наоборот, все только усложняется.
В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника государство предъявляет в случаях, когда: преступление совершено на его территории; преступник является гражданином этого государства; преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.
При этом еще надо учитывать, что согласно Европейской конвенции о экстрадиции 1957 года, подписанной в том числе Россией, не допускается выдача лиц, обвиняемых в политических преступлениях.
Именно поэтому на Украину, очевидно, никогда не будут выданы экс-президент страны Виктор Янукович и его соратники, объявленные в розыск украинским МВД. Так же как и российские политики, оказавшиеся в списках разыскиваемых украинскими силовиками по обвинению в «финансировании незаконных вооруженных формирований, снабжении их оружием, боеприпасами, военной техникой». Среди них: руководители КПРФ Геннадий Зюганов, «Справедливой России» - Сергей Миронов, ЛДПР - Владимир Жириновский, или, например, министр обороны РФ - Сергей Шойгу.
Впрочем, в свою очередь Россия также объявила в розыск целый ряд украинских политиков, которые также вряд ли когда-либо будут депортированы. Это руководитель МВД Украины Арсен Аваков, экс-губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский, лидер запрещенной в России экстремистской организации «Правый сектор» Дмитрий Ярош. Они обвиняются в убийствах мирных граждан в Донецкой области.
Не могут служить основанием для экстрадиции и правонарушения, связанные с гражданско-правовой и административно-правовой ответственностью. Государство должно отказывать в экстрадиции тех лиц, которые просят и получают статус беженца.
Также важным фактором является такое условие: преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник. К выданному не может быть применена смертная казнь.
И, наконец, ни одна страна не должна возвращать гражданина другому государству, если есть основания полагать, что в этой стране нарушаются права человека и обвиняемому может угрожать применение пыток.
Впрочем, и все вышеперечисленное не имеет характера строгих, обязательных к исполнению, правил. В реальности, общепризнано в мире, что выдача гражданина по требованию зарубежных правоохранительных органов не обязанность государства, а лишь его право.
Правовое обоснование
Попытаться вернуть из-за границы подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений на родине можно двумя способами.
Во-первых, обычно для этого используется Интерпол. Прокуратура страны, требующей экстрадиции, должна направить в его штаб-квартиру запрос с разъяснением, в чем обвиняется человек и на каком основании.
Интерпол может арестовать объявленную в розыск персону на территории любого государства. По официальным данным, арестовывается примерно каждый пятый разыскиваемый по каналам Интерпола преступник. Однако после этого суд той страны, где был задержан разыскиваемый, должен принять решение о его выдаче. И на этот процесс повлиять Интерпол уже не может.
Второй путь проще. Если между странами действует договор о взаимной экстрадиции, можно обойтись без Интерпола. Однако решение суда той страны, где попытался укрыться обвиняемый, все равно является обязательным элементом этой процедуры.
При этом ни у одной страны мира на сегодня нет соглашений со всеми странами мира. Например, США не имеют договоров об экстрадиции с более чем пятьюдесятью странами, включая Китай. Россия имеет соглашение о выдаче с 65 странами - членами Интерпола.
Вопросам экстрадиционной деятельности посвящены многие международно-правовые документы и решения. В их числе документы ООН (например, Типовой договор о выдаче, принятый на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 года; Римский статут Международного уголовного суда 1998 года и др.), конвенции (Европейская конвенция о выдаче 1957 года, Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года, Берлинская конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются 1978 года) и межгосударственные договоры.
Остановимся подробнее на национальных особенностях основных акторов экстрадиции, кто в ближайшее время может нас удивить или разочаровать в контексте международной борьбы с преступностью.
Российская Федерация
Россия подписала Европейскую Конвенцию об экстрадиции 1957 года с оговорками, запрещающими выдачу российских граждан. Это обусловлено содержанием главного закона нашей страны. Статья 61 Конституции РФ гласит, что гражданин России не может быть выслан за пределы своей страны.
Таким образом, мы можем говорить лишь о частичном принятии государством такого института, как экстрадиция. РФ в этом смысле отличается от стран Евросоюза, между которыми существует двусторонняя обязанность выдачи преступников. Однако, это не наша исключительная особенность. Аналогичные положения есть, например, в законодательстве Израиля.
Кроме того, согласно статье 471 УПК РФ в передаче лица может быть отказано в случае, если ни одно из деяний, за которое лицо осуждено, не признается преступлением по законодательству государства, гражданином которого является осужденный; в случае непризнания судом или иным компетентным органом иностранного государства приговора российского суда и т.д.
Бросается в глаза, что количество экстрадиций в Россию намного меньше как числа безрезультатных запросов, направляемых Генпрокуратурой РФ, так и преступников, выданных нашей страной. По данным Генпрокуратуры РФ, ежегодно Россия направляет в разные страны примерно около 700 запросов об экстрадиции, из которых доводится до завершения 30-60 в год, т.е. процент эффективности этого института для нас - менее 10%. Относительно успешно контакты в поимке и задержанию преступников из России у нас налажены с Германией и Испанией.
Одна из причин этих неудач - отсутствие двустороннего межгосударственного соглашения об экстрадиции с рядом близлежащих стран (например, с Литвой и Эстонией). Нет его у России и с Великобританией, где Генпрокуратуру постигли самые сильные разочарования.
Гораздо активнее идет обратный процесс - экстрадиция из России. По официальным данным, зачастую Россия выдает более 1000 подозреваемых и обвиненных в преступлениях иностранных граждан в год.
По мнению юристов, причина такой нестыковки в российской и европейской позиции по отношению к экстрадиции заключается в некоторой монополизации данного вопроса в РФ одним органом, что вызывает подозрения в объективности за рубежом. В России решение об удовлетворении просьбы об экстрадиции или отказа в ней принимает Главное управление международно-правового сотрудничества Генпрокуратуры. В то время как в Европе окончательное решение лишь суд, взвешивающий доводы обеих сторон.
Страны Евросоюза
Все страны Европейского союза имеют между собой правовые соглашения, позволяющие выдачу своих граждан. Даже Великобритания, согласно Акту об экстрадиции 2003, обязана выдавать, в том числе и своих граждан государствам, с которыми она имеет соответствующие межправительственные соглашения.
Наибольшего прогресса в упрощении экстрадиции добились члены ЕС, которые приняли «Европейский ордер на арест». Фактически он предполагает автоматическое исполнение запроса о передаче предполагаемого преступника, без проверки этого запроса с точки зрения содержания.
Россия сделала шаг по направлению к европейским правилам в феврале 2015 года, когда генпрокурор Юрий Чайка подписал дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче правонарушителей 1957 года. Этот документ призван повысить эффективность сотрудничества в вопросах выдачи. Теперь запрашиваемая сторона не должна учитывать срок давности преступления. Кроме того, запросы о выдаче можно будет отправлять в электронном виде. а не в письменном, используя дипломатические каналы, как сейчас.
Великобритания
Особые сложности в возвращении своих граждан, разыскиваемых за совершение преступлений в России, наша страна имеет при запросах в Великобританию. Юристы объясняют это различиями правовых систем наших государств. Система общего права в Англии рассматривает иностранное решение как создающее ответственность одной стороны процесса перед другой, что создает трудности в рассмотрении запроса. Политические причины лишь усугубляют этот процесс.
Юридические причины заключаются в том, что несмотря на то, что между Россией и Великобританией заключен ряд международных договоров о правовом сотрудничестве, ни один из них не содержит четких механизмов для признания и исполнения запросов другой стороны, а также исполнения запросов по экстрадиции.
В 2006 году, казалось бы, был сделан важный шаг для преодоления этой преграды: был подписан меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества между Генпрокуратурой РФ и Королевской прокурорской службой Англии и Уэльса.
Однако первой реальной выдачей из Великобритании за последние 100 лет стала экстрадиция обвиняемого в убийстве по неосторожности Максима Винцкевича в 2013 году. Решение по его делу на тот момент было пятым положительным решением Великобритании по российским запросам о выдаче после подписания меморандума, но каждый раз британская сторона ограничивалась только декларациями.
США
В идеале, России следовало бы брать пример с США. Соединенные Штаты на сегодняшний день располагают всеми необходимыми инструментами для экстрадиции лиц, где бы те не находились и независимо от их гражданства.
Из всех американских ведомственных организаций, привлекаемых для решения вопросов с экстрадицией, на первом плане всегда было Управление по борьбе с наркотиками (DEA). Агенты DEA, как правило, фигурируют в особо сложных случаях - таких, например, как экстрадиция россиян Виктора Бута из Таиланда и Константина Ярошенко из Либерии.
Власти США, инициируя процесс экстрадиции, неизменно опираются на собственное законодательство, результаты следствия, судебные решения и другие документы, в том числе двусторонние договоры об экстрадиции и взаимопомощи по правовым вопросам. С каждым годом эти документы носят все более транснациональный характер.
Так, шесть лет назад Исследовательская Служба Конгресса США признала, что ранее в договорах в обязательном порядке прописывалась территориальная юрисдикция. Однако впоследствии, как отмечается в документе, из-за роста террористической угрозы и распространения наркотиков США стали добиваться более широкого применения своего уголовного законодательства. В результате сегодня вполне правомерно говорить о наднациональном характере юрисдикции, которую установили власти США.
К каким результатам это привело, наглядно показывает история сомнительной с правовой точки зрения экстрадиция Виктора Бута. Когда решением таиландского суда его должны были освободить из-под стражи, список обвинений в его адрес чудесным образом преобразился. Вместо обвинений в попытке продать оружие колумбийским повстанцам из FARC (организация признана террористической США, но не международными институтами, в том числе ООН) вдруг появились новые, беспроигрышные: отмывание денег и мошенничество. В итоге, США добилось желаемого, несмотря на решение местного суда.
Украина
Несмотря на конфликтную ситуацию между правительствами России и Украины, сотрудничество между странами в сфере экстрадиции продолжается. Оно все так же осуществляется на основе двух международных документов: Европейской конвенции о выдаче 1957 года и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года.
В институциональном плане по вопросам оформления экстрадиции Украина гораздо ближе России, чем Европе. Так же, как и у нас, на Украине решение по запросам иностранных государств в отношении лиц, которых разыскивают следственные органы, принимает Генпрокуратура. Минюст рассматривает запросы в отношении тех, кто скрывается от суда.
После осложнения отношений между соседними государствами российские правоохранительные органы более лояльно относятся к запросам украинских коллег о выдаче разыскиваемых преступников. Так, с января по июль 2015 года Генпрокуратура РФ приняла решение о выдаче на Украину 25 запрашиваемых лиц, в то время как украинская сторона решила выдать российским силовикам только 12 беглецов.
Впрочем, в последние пару лет российская и украинская сторона выдают друг другу практически исключительно только мелких правонарушителей, разыскиваемых за бытовые преступления. Чаще всего это поножовщина в ходе совместного распития алкоголя, после которой преступник пытается спрятаться в соседней стране, пользуясь тем, что граница между Россией и Украиной, по-прежнему, так и осталась фактически прозрачной.