Что такое муниципальная земля. Муниципальная собственность на землю - Земельное право (Меденцов А.С.)
Муниципальная собственность возникает в следующих случаях:
- При передаче наделов данному муниципалитету из или регионального фонда;
- муниципальными властями;
- При предоставлении муниципалитету государственных земель для реализации социальных программ;
- При отказе частного владельца от своих наделов;
- В случае выморочных участков.
Земельные наделы, необходимые муниципалитету в социальных целях (например, для предоставления в пользование малоимущим, и т.д.), предоставляются по решению региональных властей безвозмездно.
Частный владелец, земельные участки которого находятся на территории муниципального образования, имеет право отказаться от владения своими землями, и тогда они переходят в собственность муниципалитета (пункт 1.1 ст. 19 ЗК РФ).
Если единственный собственник земельного надела умер, и у него не осталось наследников, либо наследники отказались от получения своих законных долей, то такой надел считается выморочным имуществом и переходит во владение того муниципального образования, на территории которого он расположен.
Объекты и субъекты
Объектами муниципальной собственности могут выступать земельные наделы, находящиеся в данного муниципалитета. К таким надела могут относиться как земли, находящиеся в пользовании частных и государственных структур, так и в общей собственности (например, земли придомовых территорий жилищных ).
Субъекты муниципальной собственности – это должностные лица и организации, осуществляющие непосредственное управление и распоряжение землями данного муниципального образования.
Такими субъектами могут выступать:
- Главы муниципальных образований;
- Законодательные органы власти;
- Подразделения городской администрации;
- Унитарные предприятия;
- Частные организации, привлечённые органами власти для управления муниципальными землями по договору подряда.
Управляющие субъекты осуществляют функции управления от имени муниципалитета, но являются подконтрольными выборным руководящим органам территориальных образований.
Какие земли находятся в муниципальной собственности
В муниципальном владении могут находиться любые участки, расположенные внутри границ данного муниципалитета.
По происхождению права владения различают следующие виды муниципальных земель, в соответствии с пунктом 1 ст. 19 ЗК РФ:
- Земли, переданные в распоряжение муниципалитета региональными или федеральными законодательными актами;
- Участки, полученные при разграничении государственных владений;
- Участки, приобретённые муниципальными властями;
- Участки, полученные муниципальными властями бесплатно.
Бесплатно муниципалитету могут быть предоставлены земли из федерального или регионального фонда для реализации целевых программ или при изменении границ субъектов федерации.
Важно помнить, что к бесплатно полученным землям не относятся участки, полученные путём судебного взыскания у частных лиц, а также выморочные и отказные наделы.
Муниципалитеты владеют в основном следующими категориями земель:
- Землями поселений (свыше 95% всей площади муниципального образования);
- Промышленными землями.
- Земли стратегического и оборонного назначения находятся на закрытых территориальных образованиях, находящихся в ведении министерства обороны.
Виды муниципальной собственности
В настоящее время муниципальная собственность на земельные наделы представлена в четырёх видах:
- Закрытая;
- Нераспределённая;
- Предоставленная.
К закрытым муниципальным земельным владениям относятся территории муниципальных предприятий с наличием пропускной системы, а также земли под зданиями правительственных и силовых структур.
Доступ на такие земли регламентируется отдельными подзаконными актами.
К публичной муниципальной собственности относятся участки, находящиеся в открытом доступе для граждан:
- Дороги;
- Скверы и парки;
- Земли общего пользования.
В отношении земельных наделов публичного вида собственности невозможно обременение частным сервитутом со стороны физических или , так как эти наделы предназначены для пользования гражданами безвозмездно.
Важно учитывать, что свободный доступ к публичным землям муниципалитета не означает отсутствие регулирования правил такого доступа (например, правила дорожного движения).
К нераспределённым муниципальным землям относят участки, предназначенные для предоставления в собственность или аренду отдельным категориям граждан или юридических лиц.
Предоставленные земли муниципалитета – это бывшие нераспределенные земли, из которых постановлением земельного комитета исполнительной власти были выделены участки и предоставлены в аренду или частным физическим и/или юридическим лицам.
Предоставленные земли выходят из муниципальной собственности в частную при их .
Процедура разграничения муниципальной собственности на землю
Под разграничением земель понимается отнесение конкретного земельного надела к федеральной, региональной или муниципальной собственности.
Разграничение федеральных земель происходит путём принятия постановлений правительства РФ о таком разграничении, а также федеральных законов, изменяющих границы субъектов федерации.
Формирование права муниципальной собственности в результате разграничения может осуществляться как путём принятия федеральных законов, так и постановлениями региональных органов власти.
Муниципальные земли, в свою очередь, могут быть разграничены по следующим внутренним территориям:
- Городскими поселениями;
- Округами;
- Муниципальными районами;
- Пригородными районами;
- Префектурами;
- Внутренними территориальными образованиями городов федерального значения.
Разграничение возможно только для земель, которые отображены на государственной кадастровой карте.
Процедура разграничения осуществляется следующим образом:
- Федеральные законодательные органы определяют границы земель субъектов федерации;
- Власти субъектов федерации, на основе федеральных законов, определяют границы внутренних муниципальных городских и районных территорий;
- Муниципальные власти осуществляют разграничение земельных наделов, находящихся в их ведении, между внутригородскими административными единицами.
Внутригородское деление земель утверждается после проведений публичных слушаний в местной администрации.
Важно знать, что региональные органы власти не вправе принимать законы, определяющие границы муниципальных округов, противоречащие разграничению, установленному на уровне федерации.
В случае принятия подобных постановлений они могут быть оспорены в судах высшей инстанции, рассматривающих легитимность решений власти.
Процедура образования земельного участка из муниципальных земель
Земельный участок может быть образован из земель, находящихся в муниципальной собственности, в следующих случаях:
- При предоставлении участка иди товариществу;
- Для предоставления частному физическому или юридическому лицу в пользование;
- При организации, с которой заключен комплексного развития территории;
- При выделении участка строительной организации для возведения жилых домов;
- Для строительства линейных объектов;
- Для строительства объектов муниципальных предприятий.
Образование земельного надела из муниципальных земель возможно только посредством принятия соответствующего постановления субъекта муниципальной собственности.
Таким субъектом в большинстве случаев выступает земельный или архитектурно-градостроительный комитет местной администрации.
Процедура выделения земельного участка из муниципальных земель в отдельный надел для предоставления в аренду или собственность состоит из следующих шагов:
- Подача заявления в земельный комитет о предоставлении участка в пользовании;
- Получение положительного решения комитета;
- Заказ и проведение межевых работ по выделу земельного участка;
- Предоставление в палату межевого плана;
- Выдача кадастрового паспорта на образуемый участок;
- Утверждение участка в определённых границах земельным комитетом.
Образование земельного участка подразумевает выделение его отдельных границ таким образом, чтобы площадь нового участка соответствовала указанной в разрешении земельного комитета.
Межевые работы осуществляются частными геодезическими компаниями или кадастровыми инженерами, с которыми заключен договор подряда.
Важно учесть, что работы по определению границ участка, образуемого из муниципальных земель, осуществляются за счёт организации или физического лица, подавшего заявление на получение участка в пользование.
Установление цены
Цена, запрашиваемая местными властями за образование и предоставление земельных наделов в пользование или владение, может быть сформирована тремя способами:
- Путём проведения ;
- Путём фиксации цены на основе ;
- Без образования цены (бесплатно).
В случае определения цены без проведения аукционных торгов цена определяется местными органами власти в фиксированном размере и не может быть выше кадастровой стоимости образуемых наделов (пп. 2,3 ст. 39.4 ЗК РФ).
Образование и предоставление земельных участков из муниципального владения по фиксированной цене возможно в следующих случаях, согласно пункту 2 ст. 39.6 ЗК РФ:
- По указу Президента РФ;
- Для возведения объектов социального или культурного назначения;
- Для реализации инвестиционных проектов и федеральных целевых программ;
- Для комплексного освоения территории;
- Для строительства электрических, водопроводных и газовых коммуникаций;
- Для строительства линейных инженерных объектов;
- Для садоводства и огородничества;
- Для крестьянских хозяйств;
- Для объектов долгостроя.
Объекты долгостроя сдаются в аренду по фиксированной цене подрядчику, выигравшему конкурс на завершение строительства.
Следует помнить, что земли, предназначенные для строительства социальных объектов, предоставляются в аренду по фиксированной цене только при соблюдении условий передачи, оговорённых с подрядчиком.
В противном случае аренда по фиксированной цене прекращается и назначается аукцион.
Наделы могут быть образованы из муниципальных земель и переданы в бесплатное пользование нуждающимся лицам.
Муниципальные власти могут расширять список нуждающихся лиц, имеющих право на пользование образованным земельным участком, но не сужать такой список.
Физические и юридические лица, не имеющие право на выделение муниципального участка без торгов или бесплатно, должны принять участие в публичном аукционе.
Итак, к муниципальной собственности относятся все земельные участки внутри границ муниципального образования, за исключением частных земель. Из муниципальных земель могут быть образованы отдельные участки для предоставления в пользование или собственность физическим или юридическим лицам. Решение об образовании участков принимается исполнительными органами власти.
Земли государственной и муниципальной собственности могут быть не только переданы во временное пользование, но и проданы. Варианты реализации наделов обозначены в . Порядок продажи земельного участка предполагает проведение торгов в виде аукциона, кроме некоторых других ситуаций, в частности:
- если участок образован из земли, ранее оформленной в аренду для освоения территории;
- если участок образован из земли, переданной некоммерческим организациям для дальнейшей застройки, например, кооперативам или садовым обществам;
- если участки образованы из земель, переданных некоммерческой организации в рамках ИЖС;
- если участок образован из земли, переданной юр. лицу для ведения дачного хозяйства и являющейся территорией общего пользования;
- если на участке имеются постройки;
- земли оформлены для нужд граждан в порядке бессрочного постоянного использования;
- земли продаются крестьянско-фермерскому хозяйству в установленных законом случаях;
- земли реализуются для организации ЛПХ
Каждый из видов земель продается в порядке, установленном российским законодательством. Сделки купли-продажи обязательно проходят процедуру регистрации в Росреестре.
Торги, как форма продажи земель государственной и муниципальной собственности
Продажа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности осуществляется путем в виде аукциона. Благодаря использованию этого варианта, земли могут быть проданы по более высокой цене, а также отпадает необходимость в выборе покупателя.
Торги проводятся в следующем порядке, установленном
- Организатор назначает место и время прохождения процедуры, а также разъясняет порядок предоставления заявок на участие в торгах. Извещение помещается на электронном ресурсе организатора, а также в прессе, не менее чем за 30 дней до начала процедуры.
- Граждане, желающие принять участие, не позднее 5 дней до начала конкурса подают заявку (посмотреть и скачать можно здесь: ). Каждый претендент имеет право на подачу одного заявления.
- Проводятся торги, ведется обязательный протокол. В документе фиксируется окончательная цена.
- После выявления победителя происходят расчеты, и составляется договор купли-продажи.
- Право на землю официально ставится на учет в назначенном законом порядке.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной собственности производится лишь в отношении тех наделов, которые описаны в п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.
Заключение договора купли-продажи
Купчая оформляется в письменном виде на типовом бланке. Участниками данной сделки выступают распорядители надела – администрация, федеральный орган, а также граждане или организации. Первые являются продавцами, а вторые покупателями. Каждый из участников должен быть дееспособным, а также подтвердить свои полномочия соответствующими документами.
В договоре обязательно должна присутствовать следующая информация:
- место и дата осуществления сделки;
- реквизиты сторон;
- права и обязанности сторон;
- сведения об объекте сделки, включая технические параметры участка;
- порядок выполнения расчетов по сделке;
- расчет стоимости участка;
- условия опротестования сделки;
- подписи сторон.
Обязательным условием для вступления данного соглашения в законную силу является его регистрация в Росреестре. Для этого покупатель обязан обратиться в данный орган и подать пакет необходимых документов.
Постановка на учет осуществляется не позднее десяти дней и помимо договора купли-продажи могут потребоваться дополнительные документы.
Список документов
В качестве документов для оформления договора купли-продажи (посмотреть и скачать можно здесь: ) могут выступать следующие бумаги:
- паспорт покупателя и документы продавца;
- технические бумаги на землю;
- документы, являющаяся основанием для проведения сделки;
- бумаги, подтверждающие отсутствие обременений;
- финансовые документы, указывающие на оплату всех необходимых сумм.
Могут потребоваться дополнительные документы во время официальной регистрации сделки в Росреестре.
Цена продажи земельного участка
Пример по продаже земли государственной и муниципальной собственности
Игорь Анисимов обратился в администрацию своего региона с просьбой продать ему земельный участок, поскольку на территории располагается его ЛПХ.
Через некоторое время мужчина получил отказ, аргументированный тем, что муниципалитет будет проводить , и он может его выкупить исключительно в рамках прохождения этой процедуры.
Анисимов пояснил, что имеет право на покупку земли без проведения аукциона, поскольку там находится его ферма, однако, ничего не вышло. Через некоторое время чиновники назначили аукцион.
Поскольку у Игоря не было достаточно средств, чтобы выкупить землю по аукционной цене, да и в торгах участие планировали принимать несколько человек, мужчина обратился к юристу и с его помощью было составлено исковое заявление о признании действий администрации противоправными. В результате судебного заседания было вынесено решение об отмене аукциона и передаче земли по кадастровой стоимости Анисимову.
Заключение
В итоге можно сформулировать несколько выводов:
- Реализация земель, принадлежащих муниципалитету или государству, происходит согласно установленному законом порядку.
- Участки могут быть проданы в стандартном порядке – путем оформления купчей и ее дальнейшей регистрации, а могут быть реализованы на торгах.
- Торги проходят в форме аукциона, что позволяется реализовать земли по достаточно высокой цене, а также исключить сложности при выборе покупателя.
- Процесс торгов также определен земельным законодательством и содержит ряд обязательных действий.
- Организаторы обязаны опубликовать извещение о проведении аукциона за 30 дней до его начала.
- Потенциальные участники подают заявку и вносят задаток. Если заявка одна, то конкурс все равно считается состоявшимся. Заявление на участие подается не позднее чем за 5 дней до начала аукциона.
- Во время торгов обязательно ведется протокол и по итогам конкурса составляется договор.
- Сделка обязательно проходит регистрацию в Росреестре и только тогда вступает в законную силу. Для постановки на учет требуется не только договор купли-продажи , но и пакет обязательных документов на землю.
- В договоре купли-продажи указываются все существенные условия, включая подробное описание земельного участка и его цену.
- Цена зависит от того, каким образом реализуется участок. Если продажа осуществляется на торгах, то стоимость определяется в процессе проведения аукциона. В том случае, когда надел реализуется без торгов, цена устанавливается не выше кадастровой стоимости.
Наиболее популярные вопросы и ответы на них по продаже земли государственной и муниципальной собственности
Вопрос: Добрый день, меня зовут Татьяна, и я столкнулась с небольшой сложностью. Дело в том, что я узнала, что скоро администрация будет продавать наделы под ИЖС. Я решила приобрести площадь и отправилась подавать заявку на участие в аукционе.
Во-первых, выяснилось, что стоимость земель была гораздо выше кадастровой, хотя это противоречило нормам закона, и, во-вторых, мне отказали в заключении договора купли-продажи , потому что моя заявка на конкретный участок была единственной.
Подскажите, законны такие действия, и как опротестовать высокую стоимость земли?
Ответ: Здравствуйте, Татьяна. Прежде всего, вы заблуждаетесь относительно стоимости. Согласно ст. 39.4 ЗК РФ , земли продаются по цене, не превышающей кадастровый показатель только в том случае, если не проводится аукцион. Если имеют место торги, то цена будет установлена на том уровне, который заявил выигравший покупатель.
Что касается отказа по причине единственной заявки, то такие действия неправомерны. В данном случае выкупная стоимость определяется по уровню данной заявки и это не может стать причиной отказа.
Сейчас вам следует обратиться в суд и попытаться оспорить действия организаторов торгов. Если судья примет решение в вашу пользу, то вы сможете купить землю.
Список законов
Образцы заявлений и бланков
Вам понадобятся следующие образцы документов.
Понятие муниципальной собственности на землю
Муниципальная собственность - относительно новый экономический институт. Первым шагом на пути отделения местного самоуправления от государственной власти стало принятие 09.04.90 г. Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Самостоятельность муниципалитетов на конституционном уровне впервые закреплена в 1992 году.
Ст. 12 Конституции РФ от 12.12.93 г. гарантирует самостоятельность местного самоуправления. Ст. 130 Основного закона наделяет его правом самостоятельно реализовать правомочности собственника в отношении объектов муниципальной собственности.
Очевидно, что основа реальной, а не декларативной самостоятельности территориальной общины находится в экономической плоскости. Чтобы разрешать вопросы местного значения, нужны средства. Одним из главных источников наполнения местных бюджетов должны стать доходы от муниципальных земель.
Это положение особенно актуально в отношении сельских населенных пунктов, общины которых не владеют иными ценными природными ресурсами, промышленными предприятиями или коммерчески привлекательной недвижимостью. Такие муниципалитеты черпают средства путем:
- передачи земель в аренду и собственность частным лицам;
- самостоятельного хозяйствования на земле путем создания унитарных предприятий или участия в деятельности коммерческих структур в качестве соучредителя;
- взимания земельного налога, отнесенного законодателем к числу местных (регламентирован гл. 31 разд. X Налогового кодекса РФ).
В объективном понимании муниципальная собственность на землю - одна из форм публичной земельной собственности. Возможно ее формирование вследствие:
- отнесения земель к ведению муниципалитетов в силу закона;
- разграничения с госсобственностью;
- применения гражданско-правовых предписаний.
Полномочия по управлению муниципальной земельной собственностью реализуются общиной непосредственно либо через органы самоуправления. В субъективном понимании муниципальная собственность на землю представляет собой комплекс правомочностей по владению, пользованию и распоряжению, признанных государством за муниципальными образованиями в отношении земель, находящихся в их территориальных пределах.
Муниципальная собственность на землю и ее особенности
Ключевые особенности института муниципальной собственности на землю:
- сложность, межотраслевой характер;
- публичная природа;
- очевидное сходство режима с режимом государственной собственности.
Правоотношения в сфере муниципальной собственности на земельные ресурсы имеют сложную систему. Они одновременно регламентированы предписаниями разных отраслей законодательства. В структуре института муниципальной собственности на землю присутствуют нормы конституционного, земельного, гражданского и муниципального права. И это далеко не полный перечень.
Местное самоуправление и сформированные им органы являются публичными образованиями, действующими от имени и в интересах территориальной общины.
При реализации правомочностей в отношении земель муниципалитеты учитывают интересы населения.
Нельзя утверждать, что этот принцип реализуется повсеместно. Однако это проблема выходит за рамки земельного права. Рычагов влияния на местные власти (выборы, местные инициативы, референдум, отзыв депутатов) вполне достаточно. Чтобы ими воспользоваться, община должна быть достаточно зрелой и организованной.
В российской правовой доктрине рассматривают понятие «публичная собственность», противопоставляемое частной собственности. Публичная собственность на землю органично включает государственную и муниципальную. Обе названные формы весьма схожи, имеют много схожих черт. Их связующий элемент - публичный интерес.
Муниципальная земельная собственность принципиально не отличается от государственной по:
- источникам ее образования;
- экономическому содержанию;
- методам управления;
- правилам оценки;
- формам и целям использования.
Единство характеристик муниципальной и госсобственности обусловлено современным состоянием развития местного самоуправления в целом. Эта модель относительно нова для российской правовой доктрины и менталитета.
Превалирование государственных начал и несамостоятельность местного самоуправления привели к отсутствию дополнительных отличительных признаков муниципальной земельной собственности. Обыватель зачастую не разделяет органы госвласти и местного самоуправления, не видит возможности своего участия в управлении делами общины и решении земельных вопросов от ее имени.
Субъект муниципальной собственности
Правообладателем муниципального имущества является муниципальное образование. Исходя из определения муниципального образования, содержащегося в ст. 2 Федерального закона РФ № 31 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», право муниципальной собственности на землю признается за:
- городскими, сельскими населенными пунктами;
- муниципальными районами;
- городскими округами;
- внутригородскими районами;
- внутригородскими территориями городов общефедерального значения (Москва, Петербург, Севастополь).
Правомочности по распоряжению муниципальной земельной собственностью от имени территориальной общины осуществляют органы местного самоуправления. Они же устанавливают правила ее оценки для целей продажи. Компетенция органов самоуправления определяется федеральным законодательством и местными правилами - локальными подзаконными нормативными актами (ст. 125, 215 ГК РФ).
Активы, пребывающие в муниципальной собственности, закреплены за муниципальными предприятиями и учреждениями. Остальное муниципальное имущество составляет муниципальную казну.
Перечень земель, находящихся в муниципальной собственности
Такой перечень установлен ст. 19 Земельного кодекса России. Он включает земли:
- признанные муниципальными;
- право на которые возникло при разграничении с госсобенностью;
- приобретенные по основаниям, оговоренным Гражданским кодексом РФ.
Рассмотрим примеры ситуаций, когда муниципалитеты обретают права на земельную собственность в силу закона. Участок, от права собственности на который отказался частный владелец, по умолчанию переходит в муниципальную собственность с момента регистрации прекращения права собственности в ЕГРП.
Если земли размещены в границах населенного пункта, участок переходит городскому округу, сельскому или городскому поселения; если на межселенной территории - муниципальному району (ст. 19 ЗК РФ). О собственности земель в этом случае речь не идет: муниципальные власти получают участок безвозмездно.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 244 от 03.12.08 г. в муниципальную собственность передаются участки в границах курортов общефедерального значения, право собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП за государством до 26.12.08 г., если они:
- заняты зданиями, находящимися в муниципальной собственности;
- предоставлены органам самоуправления, предприятиям или организациям, учредителями которых они выступают.
Возникновение права муниципальной собственности на земли в результате разграничения
Ситуация с разграничением земель публичной собственности сложна, что наглядно демонстрирует история правового регулирования данного вопроса. В России действовало два федеральных закона «О разграничении…»: от 06.07.91 г. № 1550-1 и от 27.12.91 г. № 3020-1. Оба утратили силу. Изначально процесс был организован так:
- из неразграниченных земель формировались перечни участков с уникальными характеристиками;
- такие перечни утверждались центральным правительством.
Процедура занимала до трех лет. Количество участков, права на которые разграничивалось ежемесячно, составляло от 100 до 500 единиц. И это в пределах всей территории РФ.
Стало очевидно, что применение такого механизма проблему не решит. Специалисты предлагали несколько выходов из затруднительной ситуации, каждый из которых имел свои преимущества и недостатки. 17.04.06 г. был принят 53-ФЗ, внесший изменения в:
- Земельный кодекс РФ;
- Федеральный закон № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
- Федеральный закон № 122 «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно ст. 3.3 Закона № 137 распоряжение участками должно осуществляться после регистрации права публичной собственности в ЕГРП. Действует оговорка: отсутствие госрегистарции права на неразгранчиенные участки не препятствует распоряжению ими. Реализация полномочий по продаже и безвоздмезной передаче в большинстве случаев осуществляется органами местной власти:
- Участками, расположенными в пределах городского округа, распоряжаются органы самоуправления такого округа.
- Участками, находящимися на территории поселения при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения распоряжаются органы самоуправления поселения.
- Органы самоуправления муниципального района распоряжаются: землями межселенных территорий (всегда) и участками, расположенными на территории входящих в них поселений (при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения).
Неразграниченными землями в пределах Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя по умолчанию распоряжаются органы исполнительной власти. Однако они вправе делегировать эти функции органам внутригородских муниципальных образований.
Для разграничения полномочий важен следующий момент. Земли, передаваемые в распоряжение муниципалитетам, установлены перечнем. Земли госсобственности, наоборот, определены по остаточному принципу. Согласно ст. 16 ЗК РФ земельные ресурсы, не пребывающие в собственности частных лиц и муниципалитетов, принадлежат государству.
Новый механизм распределения земель правоведы оценивают позитивно. Такой подход снял социальную напряженность, позволил гражданам и организациям оформлять выкуп участков, находящихся в публичной собственности.
Но есть и проблемы: положение, выписанное как исключение, переросло в общее правило. Муниципалитеты зачастую распоряжаются не сформированными в соответствии с ФЗ № 221 «О государственном кадастре недвижимости» участками муниципальной собственности, то есть - неразгранченными землями.
При этом образование участка происходит по инициативе лица, инициировавшего выкуп или передачу в аренду. Последнее, в свою очередь, готово тратить время и ресурсы на оформление землеустроительной документации, только имея на руках решение о предварительном согласовании, то есть фактически заручившись согласием на будущую продажу/аренду еще не образованного участка.
Безвозмездная передача земельных участков в муниципальную собственность
Названный способ образования и передачи участков муниципальной собственности регламентирован гл. V.5 ЗК РФ. Основания для таких действий оговорены ст.39.30 этого Кодекса. В частности, предусмотрена безвозмездная передача:
- поселениям и городским округам участков, находящихся на их территории при условии утверждения генпланов населенных пунктов и правил землепользования;
- муниципальным районам участков, расположенных на межселенных территориях при условии утверждения схемы территориального планирования согласно Градостроительному кодексу РФ.
Ст. 39.30 ЗК РФ содержит прямой запрет на бесплатную передачу муниципалитетам земель:
- предоставленных органом госвласти, государственным унитарным предприятиям и учреждениям;
- особо охраняемых природных территорий общефедерального значения, лесного фонда;
- зарезервированные для госнужд;
- в границах особых экономических зон;
- в отношении которых проведено предварительное согласование о предоставлении частным лица в собственность/пользование;
- предоставленные ГК «Росавтодор» либо для размещения объектов общефедерального железнодорожного транспорта.
Возникновение права муниципальной собственности по основаниям, оговоренным гражданским законодательством
Земельный участок признан недвижимостью (ст.130 ГК РФ). Как и другие вещи, он может перейти в собственность муниципалитета по условиям любой из не запрещенных законом сделок (мена, дарение, наследование, продажа). Хотя такие ситуации нечасты, нельзя отрицать возможности обращения взыскание на участок, принадлежащий гражданину за долги перед муниципалитетом.
Распространенное основание возникновения права муниципальной земельной собственности - выкуп участка для публичных нужд. Основания для таких действий оговорены ст. 49 ЗК РФ. Это размещение новых или реконструкция существующих объектов электро- , газо-, тепло-, водоснабжения при отсутствии иных подходящих площадей.
Процедура и правовые последствия выкупа регламентированы ст. 279 ГК РФ.
Закон защищает права частного собственника. Выкуп может проводиться по согласованию либо в судебном порядке при условии справедливой компенсации. Оценка изымаемого участка проводится по согласованию сторон, а если частное лицо осталось недовольно ее результатами - в судебном порядке.
Ст. 8 Федерального закона № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» признает за муниципалитетом право приоритетного выкупа участка сельскохозяйственного назначения на случай его продажи по цене, за которую он реализуется (кроме случаев конкурсной продажи). Пока муниципалитеты пользуются приоритетным правом в редких случаях.
И наконец, в муниципальную собственность могут переходить участки, признанные бесхозяйными в порядке ст. 225 ГК РФ. В числе бесхозных участков те, от которых собственник отказался либо не имеющие законного собственника. Об их оценке при этом речь не идет.
Продажа земли, находящейся в муниципальной собственности
Разберемся в вопросах терминологии. С позиции гражданского законодательства земельный участок - это вещь, а муниципалитет - собственник, который вправе осуществлять все обычные правомочности, в том числе - распоряжение.
В публично-правовых отношениях орган местного самоуправления действует как субъект властных полномочий. Среди прочего, он уполномочен передавать земли в собственность или пользование частным лицам. Причем, речь зачастую идет о целинных землях, муниципальная и госсобственность на которые не разграничена, а участки не образованы.
Гражданский кодекс России не предусматривает возможности совершения сделок с такими объектами.
Термин «продажа» к рассматриваемым правоотношениям неприменим еще и потому, что публичные земли зачастую предоставляются частным лицам безвозмездно.
Итак, гл. V.1 ЗК РФ «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» регламентирует не только продажу, но и другие случаи перехода земель из муниципальной собственности в частную. По общему правилу (ст. 39.3 ЗК РФ) продажа муниципальной земельной собственности осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Случаи возможной продажи участков вне торгов жестко ограничены. Это выкуп земель:
- предоставленных в аренду для комплексного освоения;
- переданных некоммерческой организации для индивидуального жилищной застройки, ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства;
- образованных в результате раздела участка, предоставленного для комплексного освоения территории в целях индивидуальной жилищной застройки и относящейся к имуществу общего пользования;
- на которых размещены сооружения, принадлежащие покупателю участка;
- сельскохозяйственного назначения фермерским хозяйствам.
Выкупная цена, а также начальная оценка участка, выставленного на торги, определяется согласно правилам, утвержденным муниципалитетом (ст. 39.4 ЗК РФ).
Оформление муниципальной земли в собственность
Вопросы регистрации права собственности на участки регламентированы Федеральным законом № 122 «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Учитывая, что недвижимостью в России признаются только земельные участки (ст. 130 ГК РФ), регистрация прав собственности на целинные земли невозможна.
Сегодня муниципалитеты не заинтересованы в формировании участков и постановке их на учет в качестве самостоятельных объектов гражданских прав.
До момента, пока территориальная община не определилась со способом будущего использования земель, это даже нецелесообразно. Нет смысла устанавливать целевое назначение участка, чтобы впоследствии его менять или формировать границы абстрактного объекта, чтобы потом заново регистрировать объединение, выдел или перераспределение.
Таким образом, сведения о муниципальных землях, которые ранее не были в собственности и не передавались в пользовании частных лиц, в ЕГРП обычно не значатся. И наоборот: чтобы получить такие земли в собственность или пользование, необходимо инициировать образование участков. Это, в свою очередь, требует разработки землеустроительной документации в порядке Федерального закона РФ № 221 «О госкадастре недвижимости».
Для примера, рассмотрим порядок оформления прав на участок собственником недвижимости, расположенной на таком участке:
- Регистрация права собственности на строение в ЕГРП, если это не было сделано ранее.
- Оформление документов на участок: межевание, постановка на кадастровый учет.
- Получение кадастрового плана в департаменте земельных ресурсов или органе с другим названием.
- Обращение с заявлением о предоставлении участка в управление муниципальным имуществом. Этот орган впоследствии готовит распоряжение об образовании участкам и предоставлении его в собственность, а также проект соглашения.
- Подписание договора купли-продажи. Оплата лицом, заинтересованным в покупке, стоимости участка. Подписание передаточного акта.
- Обращение за регистрацией образования нового объекта в МФЦ или территориальный орган Росреестра.
Признание судом права муниципальной собственности
Способы защиты гражданских прав оговорены ст. 12 ГК РФ. В их числе - признание права через суд. Спор о праве на землю у муниципального образования может возникнуть с любым субъектом:
- другим муниципалитетом;
- гражданином, иностранцем;
- организацией;
- государством.
В зависимости от субъектного состава, спор может оказаться подсуден общему или арбитражному суду. Муниципалитет в таком деле может выступать истцом, ответчиком, третьей стороной с самостоятельными требованиями на предмет спора или без таковых.
В отношении судебных споров о земле следует учесть следующее. Право собственности в России гарантируется. А ст. 35 Конституции РФ специально устанавливает, что частный собственник может быть лишен имущества исключительно по вердикту суда.
Чтобы изъять из ЕГРП данные о регистрации прав на земельный участок за гражданином или организацией, муниципалитет должен предъявить вступившее в силу решение суда. Вердикт суда - самостоятельный и самодостаточный правоустанавливающий документ.
Право муниципальной собственности на землю на основании судебного вердикта устанавливается, например, в случаях:
- платного изъятия земель частной собственности для публичных нужд;
- принудительного отчуждения земель, не могущих находится в собственности частного владельца (например, иностранец унаследовал земли сельскохозяйственного назначения и не продал их гражданину РФ на протяжении года);
- лишение права собственности владельца, который использовал их не по целевому назначению, своими бесхозяйственными действиями привел к истощению и ухудшению качества земель сельскохозяйственного назначения.
Муниципальная собственность на землю представляет собой совокупность имущества, принадлежащего муниципальному образованию (городам, поселкам). Помимо самой , в эту входит иное движимое и недвижимое имущество, коммунальные сети, жилой и нежилой фонд, сооружения.
Распоряжение указанной собственностью осуществляется администрацией соответствующего муниципального образования.
Города владеют земельными участками, которые играют важнейшую роль в обеспечении комфортных условий для жизни граждан, позволяют удовлетворять запросы жителей города. Данная собственность также играет роль обеспечения сохранения культурно-исторического наследия городов. Примерами такого рода собственности являются парки, архитектурные памятники, дороги и площади города, природные ландшафты, имеющие высокую ценность, недра. Городская собственность охватывает и такие важные для жизнеобеспечения объекты, как системы , .
Территории социально-культурного значения , среди которых – учебные заведения города, больницы, библиотеки, дома престарелых, детские сады, ясли, спортивные комплексы, также относятся к муниципальной собственности.
По закону в муниципальной собственности находятся следующие участки земли:
- Признанные таковыми на основании федеральных законов.
- Право муниципальной собственности на которые возникло в рамках разграничения государственной собственности на землю.
- Приобретенные по гражданско-правовым основаниям.
- Безвозмездно переданные муниципалитетам из собственности РФ.
Данные о конкретных объектах, имеющих принадлежность к муниципалитету, можно найти в официальном перечне. Таковым является Реестр земельных участков муниципальной собственности .
Территории, от которых отказались их обладатели, с момента регистрации переходят в собственность города, поселения. Земли на межселенных местах переходят во владения муниципалитета района, к которому относится участок.
Данные положения определяются , регулирующей широкий круг вопросов муниципальной собственности на землю.
Бесплатная передача земли в муниципальную собственность
Предоставление федеральных территорий муниципалитетам регулируется . и осуществляется по заявлению главы муниципального образования. Заявление направляется в адрес федерального собственника данного земельного участка. Безвозмездная передача земель в муниципальную собственность допускается по различным основаниям. К их числу можно отнести:
- Наличие у муниципалитета утвержденных в законном порядке генеральных планов и правил землепользования и застройки соответствующих территорий.
- Наличие у муниципалитета утвержденных в законном порядке схем территориального планирования.
Территории, которыми владеют субъекты РФ и муниципалитеты, переходят во владение других субъектов (Москва, Санкт-Петербург, а также Севастополь) для эксплуатации гражданами и организациями некоммерческого типа, если имеются причины чтобы оформить бесплатную передачу земель данным людям.
Пример по муниципальной собственности на землю
Александр имел в собственности территорию, которую в течение 20 лет использовал в качестве огорода. После приобретения квартиры в областном центре, желание проживать и работать за чертой города у Александра пропало, соответственно, содержать эту территорию ему больше не было смысла. Он решил безвозмездно отдать эти земли муниципальным органам с целью обустройства там , в которой нуждался поселок. Владелец написал заявление о передаче частной собственности в муниципальную бесплатно. Просьбу приняли в соответствии со всеми необходимыми нормами и предписаниями. Данная территория стала принадлежать муниципалитету поселения и использоваться для обеспечения нужд жителей упомянутого поселка.
Заключение
Основные положения, касающиеся передачи территорий во владения муниципальных органов:
- имущество муниципалитетов городов и поселений не является государственным; его в рамках закона эксплуатируют местные власти для обеспечения комфортных условий жизни горожан;
- права муниципальных органов на обладание конкретными землями, а также их бесплатное получение, регулируются Земельным кодексом РФ;
- территория, входящая во владения муниципалитета, может включать в себя важнейшие исторические места, парки, территории учреждений здравоохранения и множество других земель, необходимых для качественного функционирования населенного пункта;
- право муниципальной собственности на землю передается и на территории, от которых отказались их законные владельцы.
Наиболее популярные вопросы и ответы на них о муниципальной собственности на землю
Вопрос: Может ли гражданин, который заинтересовался земельным участком, являющимся частью городского парка и принадлежащим муниципальному образованию, безвозмездно получить эту территорию для использования в личных целях? Елена.
Ответ: Здравствуйте, Елена. Нет, разумеется, данное действие запрещено, поскольку земли, которые являются зарезервированными территориями для обеспечения муниципальных потребностей, нельзя самовольно использовать в коммерческих целях. Более подробную информацию по данному вопросу можно найти в Гражданском Кодексе РФ, .
Выкупить у государства муниципальный земельный участок гораздо дешевле, нежели частный. Правда, процесс оформления документов получается довольно сложным, поэтому у многих попросту отбивается тяга к экономии денег в данном случае.
Однако, если вы решили, не смотря ни на что купить муниципальный участок, то вам потребуются усидчивость и много терпения. К тому же, нужно будет тщательно изучить действующее законодательство.
Правом выкупа муниципального земельного участка обладают как физические, так и юридические лица. Каких-либо ограничений в этом отношении нет. Но они появляются, когда идёт речь о возможностях и правах использования конкретного участка земли .
Что касается земель, выкуп которых не возможен, это:
- изъятые из оборота. К ним могут относиться различные военные объекты;
- ограниченные в обороте;
- не подлежащие выкупу в связи с тем, что закон установил на эти объекты запрет на приватизацию;
- зарезервированные для муниципальных и государственных нужд.
Как выкупить муниципальный земельный участок
Алгоритм действий выкупа муниципального земельного участка следующий:
- Изначально физическое или юридическое лицо должно обратиться в органы местного самоуправления. На этом этапе должно быть приложено заявление на получение прав на конкретный участок земли. И первым документом, который потребуется предъявить, будет кадастровый паспорт.
- Местные власти должны рассматривать поданное заявление не больше одного месяца.
- После покупки потребуется заплатить государственную пошлину.
Помимо кадастрового паспорта, будут нужны такие официальные бумаги, как:
- выписка из единого госреестра прав(не путать с );
- копия любого документа, удостоверяющего личность;
- индивидуальному предпринимателю необходимы копии документов, подтверждающие его ИП;
- , которое требуется предъявить юридическим лицам;
- документ, подтверждающий право на покупку земельного участка.
Что делать, если владельцев недвижимости несколько
Постоянно происходят ситуации, когда на одном участке земли располагаются объекты недвижимости, которые принадлежат нескольким лицам или организациям. Каждое из лиц или предприятий обладает всеми правами на приватизацию такой земли. В этом случае, государственная регистрация будет значительно отличаться.
Что интересно, в земельном законодательстве отсутствует единое толкование в применении каких-либо норм этой проблемыПоэтому существует несколько типовых вариантом её решения:
- Собственники изначально могут договориться между собой о разделе участка поровну. В этом случае единственное различие в документах – это два вписанных в них владельца земли.
- Весь спорный участок разделяется на два. Однако в итоге каждый из собственников должен получить по одному участку. Иными словами, на данную землю прекращается общая собственность. Для такой операции должно составляться специальное соглашение.
Выкуп муниципального земельного участка с разрушенной недвижимостью
Иногда происходит так, что по каким-либо обстоятельствам недвижимость на муниципальном участке разрушается. Соответственно, возникает вопрос – а можно ли такую землю выкупить? Законодательство РФ говорит о том, что выкуп для дальнейшей эксплуатации недвижимости возможен. Однако, раз то или иное здание пришло в негодность, то его собственнику предоставляется в бессрочное пользование титул на землю. После того, как физическое или юридическое лицо восстановит данный объект, будет возможна приватизация земельного участка.
Ограничения по законодательству
У собственника после приобретения муниципального участка земли могут быть ограничены некоторые права.
К примеру, Земельный Кодекс РФ запрещает передавать землю в частную собственностьТакже случается, что собственник имеет право на недвижимость, но у него полностью отсутствуют права на участок земли, который располагается под этим строением. В данном случае по законодательству собственник имеет право арендовать или купить участок.
Если в городе проживает более трёх миллионов человек, то может возникнуть закон, который запрещает строить и проводить реконструкцию объектов недвижимости. Поэтому у собственника участка земли есть право обратиться с заявлением в исполнительные государственные органы о снятии запрета на строительство.
К выкупу муниципального земельного участка нужно тщательно подготовиться и быть во всеоружии. Ведь данный процесс довольно трудный. Внимательно изучите весь алгоритм действий, которые вам необходимо совершить.
Нет похожих статей.