Закупки услуг по охране объектов, на которые распространяется частная охранная деятельность (Гурин О.Ю.). Государственный контракт на оказание услуг по охране объектов сторожевыми подразделениями Закупка охранных услуг у единственного поставщика
В вашем случае Вы можете заключить контракт с единственным постащиком, но с соблюдением процедур предустмотренных ст. 93 ФЗ-44, так Вам необходимо будет выложить в систему сведения о заключении контракта с единственным поставщиком и направить в УФАС Вашего региона уведомление о заключении этого контракта с обоснованием цены и причин такого заключения контракта
Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
1. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:6) закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением , государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации;
2. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 части 1 настоящей статьи, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 настоящего Федерального закона, а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона). Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется, если сведения о ней составляют государственную тайну. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9 и 34 части 1 настоящей статьи, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.
3. В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Положения настоящей части не распространяются на случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 - 21, 24 - 26, 28, 29, 33, 36 части 1 настоящей статьи.(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)4. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта, за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, не требуется.
г. _____________ «__»_______ 201_ г.
Именуемый в дальнейшем «ЗАКАЗЧИК», в лице __, действующего на основании _________________, с одной стороны, и ___________________________________________________________ , именуемый в дальнейшем «Исполнитель» в лице ________________________ , действующий на основании ____________________ , а вместе именуемые «СТОРОНЫ», с соблюдением требований Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных муниципальных нужд» и на основании протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок от «___» __________201__ года № ______, заключили настоящий государственный контракт о нижеследующем:
1. ПРЕДМЕТ КОНТРАКТА
1. По настоящему Контракту «ИСПОЛНИТЕЛЬ» принимает на себя обязательства по оказанию «ЗАКАЗЧИКУ» услуг по охране объектов, имущества ________________________ и осуществление контрольно-пропускного режима в административное здание сторожевыми подразделениями, а «ЗАКАЗЧИК» обязуется оплатить оказанные услуги.
2. По настоящему Контракту «ИСПОЛНИТЕЛЬ» обязуется охранять, принадлежащие «ЗАКАЗЧИКУ» следующие объекты:
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
При этом под сторожевой охраной подразумевается предупреждение и пресечение на охраняемых объектах противоправных действий со стороны третьих лиц, направленных на незаконное завладение имуществом и материальными ценностями «ЗАКАЗЧИКА».
2. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Оказание Услуг осуществляется «ИСПОЛНИТЕЛЕМ» в установленные «СТОРОНАМИ» сроки с «__»_______ 201_ года по «__»_______ 201_ года, ежедневно по 24 часа в сутки, включая выходные и праздничные дни.
2.2. Организация охраны, требования, предъявляемые к технической укрепленности объектов, действия работников сторожевой охраны определяются законодательством Российской Федерации.
2.3. Объект, передаваемый под охрану, должен быть оборудован «ЗАКАЗЧИКОМ» и отвечать следующим требованиям:
2.3.1. Территория по периметру охраняемого здания с наступлением темноты должна освещаться так, чтобы она была доступна наблюдению;
2.3.2. На окнах первого этажа, а также окнах, имеющих выходы на крышу, должны устанавливаться распашные металлические решетки.
2.3.3. Стены, крыши, потолки, чердачные, слуховые окна, люки и двери помещений, должны находиться в исправном состоянии.
2.3.4. Состояние конструктивных элементов объекта (помещения), заблокированных сигнализацией, должны исключать ее произвольное срабатывание.
2.3.5. Объект должен быть постоянно обеспечен исправной телефонной связью.
2.3.6. На объекте должен быть обеспечен свободный доступ сотрудникам «ИСПОЛНИТЕЛЯ» к установленным приборам охранно-пожарной сигнализации и средствам пожаротушения.
2.4. По согласованию с «ИСПОЛНИТЕЛЕМ» на объекте могут быть установлены пропускной и внутриобъектовый режимы, которые осуществляются в соответствии с разработанной «ЗАКАЗЧИКОМ» и согласованной с «ИСПОЛНИТЕЛЕМ» инструкцией и особыми обязанностями.
2.5. «ЗАКАЗЧИК» совместно с «ИСПОЛНИТЕЛЕМ» не реже одного раза в полгода производит обследование технического состояния охраняемого объекта, средств охраны, в том числе приборов охранно-пожарной сигнализации, о чем составляется акт за подписью лиц, уполномоченных на то «ЗАКАЗЧИКОМ» и «ИСПОЛНИТЕЛЕМ» с указанием сроков устранения «ЗАКАЗЧИКОМ» выявленных недостатков и сроков уведомления об этом «ИСПОЛНИТЕЛЯ».
2.6. Указанные в актах обследования технической укрепленности охраняемых объектов и средств охраны рекомендации «ИСПОЛНИТЕЛЯ» по улучшению технической укрепленности объекта, внедрению средств охраны, связи и соблюдению установленного режима охраны, основанные на требованиях общегосударственных документов и нормативных актов законодательства Российской Федерации, а также сроки выполнения требований, указанных в актах обследования, являются обязательными для исполнения «ЗАКАЗЧИКА».
2.7. «ЗАКАЗЧИК» вправе изменить количество охраняемых объектов, режим и условия охраны в течение действия Контракта с согласия «ИСПОЛНИТЕЛЯ» и с его уведомлением не менее чем за 15 рабочих дней до момента введения изменений.
2.8. «ИСПОЛНИТЕЛЬ» вправе временно приостановить действие настоящего Контракта, в случае возникновения спора между «ЗАКАЗЧИКОМ» и третьими лицами о праве управления имуществом, являющимся объектом охраны, до принятия окончательного решения в судебном порядке.
2.9. Передаваемые «ЗАКАЗЧИКОМ» на обслуживание «ИСПОЛНИТЕЛЮ» технические средства должны соответствовать требованиям РД 78.36.003.-2002. Прием-передача ТСО оформляется соответствующим актом.
2.10. Обслуживание считается выполненным после обязательной проверки объекта с ПЦН и регистрации о проделанной работе в специальном журнале, хранящемся на объекте «ЗАКАЗЧИКА», журнале электромонтера ТСО и документации ПЦО отдела вневедомственной охраны.
3. ОБЯЗАННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ
3.1. Организовать и обеспечить охрану имущества «ЗАКАЗЧИКА» от преступных и иных незаконных посягательств, в пределах компетенции, предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3.2. Обеспечить внутриобъектовый режим на объектах «ЗАКАЗЧИКА». При необходимости «СТОРОНАМИ» может составляться совместная Инструкция по обеспечению внутриобъектового режима на охраняемом объекте.
3.3. Совместно с «ЗАКАЗЧИКОМ» осуществлять на договорной основе мероприятия по внедрению технических средств охраны согласно актам обследования.
3.4. В случае обнаружения на охраняемом объекте пожара, аварии, взрыва или при возникновении иных чрезвычайных ситуаций, действовать в соответствии с Инструкцией о ЧО и ЧС (немедленно сообщить о случившемся в специальные службы «01», «02», «03», «04»), руководству «ЗАКАЗЧИКА».
3.5. О фактах нарушения целостности охраняемых объектов, повреждений дверей, замков или при наличии признаков проникновения на объект посторонних лиц, немедленно сообщить в территориальный орган внутренних дел, вызвать представителя «ЗАКАЗЧИКА», и обеспечивать неприкосновенность места происшествия и осуществлять охрану объекта до прибытия следственно-оперативной группы.
3.6. По прибытии компетентных представителей на место происшествия составить с привлечением «ЗАКАЗЧИКА» двухсторонний акт по факту проникновения на объект.
3.7. Не разглашать посторонним лицам сведения о режиме охраны объекта.
3.8. Не разглашать сведений, содержащих коммерческую и банковскую тайны «ЗАКАЗЧИКА».
3.9. При изменении юридического статуса, местонахождения, согласно учредительным документам, либо банковских реквизитов, письменно информировать об этом «ЗАКАЗЧИКА» в срок не позднее 14 дней с момента государственной регистрации.
4. ОБЯЗАННОСТИ ЗАКАЗЧИКА
4.1. Осуществлять определенные Контрактом и актами обследования мероприятия по инженерно-технической укрепленности объектов, оборудованию их техническими средствами охраны (в том числе аппаратурой наблюдения и контроля, если в акте обследования, составленном «ИСПОЛНИТЕЛЕМ», будет установлена необходимость осуществления таких мероприятий), устранять выявленные недостатки, создавать надлежащие условия для сохранности материальных ценностей, обеспечивать соблюдение установленных правил пожарной безопасности и содействовать «ИСПОЛНИТЕЛЮ» при исполнении им своих обязанностей по Контракту.
4.2. Обеспечить техническое оснащение охраняемых объектов средствами связи и коммуникаций, их работоспособность, и доступность для сотрудников «ИСПОЛНИТЕЛЯ». Обеспечить объекты и сотрудников «ИСПОЛНИТЕЛЯ» соответствующими средствами пожаротушения, не наносящими вреда хранимым ценностям. Принимать меры к своевременному ремонту телефонной связи и сетей подвода электроэнергии, к которым подключены средства сигнализации. Не допускать лиц, несогласованных с «ИСПОЛНИТЕЛЕМ» к приборам сигнализации.
4.3. Перед сдачей объекта под охрану по окончании рабочего времени проверить, чтобы в охраняемом объекте в нерабочее время не оставались посторонние лица, работники организации, а также включенные электроприборы и другие источники повышенной пожарной опасности. В случае обнаружения неисправности ОПС или тревожной сигнализации немедленно уведомить об этом «ИСПОЛНИТЕЛЯ». Не покидать объект, сдаваемый под охрану, не удостоверившись в нормальном функционировании ОПС и тревожной сигнализации.
4.4. Сообщать в срок 15 дней о проведении капитального ремонта помещений и переоборудования объектов, об изменении на них режима, профиля работ, появлении новых или изменении прежних мест хранения ценностей, а также о проведении иных мероприятий, вследствие которых может потребоваться изменение характера охраны.
4.5. Незамедлительно ставить в известность «ИСПОЛНИТЕЛЯ» обо всех недостатках и случаях нарушений службы работниками «ИСПОЛНИТЕЛЯ» для принятия необходимых мер.
4.6. Предоставлять «ИСПОЛНИТЕЛЮ» список своих доверенных лиц, имеющих право на сдачу и прием под охрану объектов, с указанием их домашнего адреса и номера телефона.
4.7. При изменении юридического статуса, местонахождения либо банковских реквизитов письменно информировать об этом «ИСПОЛНИТЕЛЯ» в срок не позднее 14 дней с момента государственной регистрации. В случае возникновения спора о праве собственности и (или) управления имуществом, являющимся объектом охраны, немедленно информировать об этом «ИСПОЛНИТЕЛЯ» в письменном виде.
4.8. Своевременно в соответствии с настоящим Контрактом оплачивать услуги «ИСПОЛНИТЕЛЯ».
4.9. Обеспечить сотрудников «ИСПОЛНИТЕЛЯ» при осуществлении ими своих обязанностей рабочим местом, оборудованным необходимой мебелью, телефонной связью. Предоставлять бесплатно служебные помещения, коммунальные услуги. Обеспечить стабильное снабжение электроэнергии, при нарушении электроснабжения обеспечивать дежурным освещением помещения и наиболее важные зоны охраняемых объектов.
4.10. Товарно-материальные ценности в охраняемый период складировать в специально приспособленных для этих целей подсобных и складских помещениях, отвечающих требованиям укрепленности. Не располагать малогабаритные предметы и вещи вблизи оконных проемов, не оборудованных внутренними решетками. Денежные средства, ценные бумаги, а также другие предметы, указанные «ИСПОЛНИТЕЛЕМ», хранить в сейфах и металлических шкафах, прикрепленных к полу, в обособленных закрытых помещениях.
4.11. Осуществлять по предложениям «ИСПОЛНИТЕЛЯ» мероприятия по технической укрепленности объекта, направленные на исключение самопроизвольного срабатывания средств сигнализации. Определить перечень материально-ответственных лиц, имеющих право включать и выключать средства сигнализации и своевременно информировать «ИСПОЛНИТЕЛЯ» о неисправности средств сигнализации по телефону.
5. СУММА КОНТРАКТА И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ
5.1. Сумма Контракта составляет _____________, в том числе НДС.
Источник финансирования: средства из федерального бюджета - _____ руб
Внебюджетные средства _____________ рублей
Расчет суммы поста за один месяц определен в приложении №1 и составляет _________________________.
5.2. Оплата за охрану производится в форме безналичного расчета ежемесячно, по факту оказания услуг до 15 числа месяца следующего за расчетным, при наличии оформленных счетов, актов выполненных работ.
5.3. Обязанности «ЗАКАЗЧИКА» по оплате услуг «ИСПОЛНИТЕЛЯ» считаются исполненными в момент поступления денежных средств на расчетный счет «ИСПОЛНИТЕЛЯ».
5.4. Все изменения к настоящему государственному контракту оформляются соглашением, подписываются сторонами и являются неотъемлемой частью настоящего государственного контракта.
6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
6.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Контракту «СТОРОНЫ» несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
6.2. При несвоевременной оплате услуг, оказанных Заказчику, «Исполнитель» вправе требовать уплату неустойки за каждый день просрочки платежа в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день уплаты неустойки, от суммы, задержанной к оплате.
6.3. «СТОРОНЫ» не несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по настоящему Контракту при наступлении форс-мажорных обстоятельств.
Под форс-мажорными обстоятельствами понимаются события, за возникновение которых «СТОРОНЫ» не отвечают и на которые они не имеют возможности оказывать влияние, в том числе: стихийные бедствия, военные действия, акты государственных органов нормативного характера, делающие невозможным для сторон исполнение обязательств по Контракту, и т.д.
Если форс-мажорные обстоятельства имеют место и препятствуют сторонам своевременно выполнить свои обязательства, то «СТОРОНА», не имеющая возможности выполнить свои обязательства вследствие наступления таких обстоятельств, освобождается от исполнения обязательств по Контракту до прекращения их действия при условии, что она немедленно письменно уведомит другую «СТОРОНУ» о случившемся с подробным описанием создавшихся условий.
6.4. В случае нарушений одной из сторон обязательств по настоящему Контракту другая сторона вправе:
- потребовать устранения недостатков, возникших вследствие отступления от условий настоящего Контракта;
- в случае неустранения в разумные сроки недостатков после письменного направления соответствующего требования потребовать досрочного расторжения Контракта в одностороннем порядке.
6.5. «ИСПОЛНИТЕЛЬ» несет материальную ответственность за причиненные убытки в случаях, когда они возникли вследствие виновного неисполнения обязательств по Контракту.
6.6. Факты хищения, уничтожения или повреждения имущества посторонними лицами, проникшими на объекты охраны, либо вследствие пожара или в силу других причин по вине работников, осуществляющих охрану объекта, устанавливаются в порядке, определяемом действующим законодательством Российской Федерации.
6.7. Возмещение «Заказчику» причиненного по вине «ИСПОЛНИТЕЛЯ» ущерба производится в месячный срок с момента представления документов органов дознания, следствия или суда, установивших факт - кражи, уничтожения или повреждения имущества посторонними лицами, проникшими на объект в охраняемое время. Размер ущерба должен быть подтвержден соответствующими документами и расчетом стоимости похищенных, уничтоженных или поврежденных материальных ценностей. В случае полного или частичного отказа от компенсации ущерба, «ИСПОЛНИТЕЛЬ» в тот же срок уведомляет об этом «ЗАКАЗЧИКА» с указанием причин отказа.
6.8. Стоимость возвращенных материальных ценностей исключается из общей суммы иска, а ранее оплаченная сумма за эти ценности возвращается «ИСПОЛНИТЕЛЮ». Если часть возвращенных материальных ценностей окажется неполноценной, об этом составляется акт с участием представителей обеих «СТОРОН» для определения процента их годности. В этом случае «ИСПОЛНИТЕЛЕМ» возмещается только размер уценки.
6.9. «ИСПОЛНИТЕЛЬ» не несет ответственности:
- за имущественный ущерб, возникший вследствие неисполнения «ЗАКАЗЧИКОМ» обязательств, принятых на себя в соответствии с условиями настоящего Контракта;
- за ущерб, причиненный хищением денежных и товарно-материальных ценностей или их повреждением, если будет установлено, что оно совершено в связи с не сдачей или несоблюдением установленного порядка сдачи их под охрану, либо несообщением «ИСПОЛНИТЕЛЮ» об обнаружившейся неисправности технических средств, обеспечивающих охрану объекта (если таковые установлены);
- за кражу товарно-материальных ценностей, совершенную путем грабежа или разбойного нападения, если «ИСПОЛНИТЕЛЕМ» были приняты меры для ее предотвращения;
- за кражу денежных средств, оставленных в охраняемых помещениях сверх сумм, которые «ЗАКАЗЧИК» вправе был оставить на объекте, а также в случае, когда денежные средства и ценности хранились не в сейфе;
- за повреждение или уничтожение материальных ценностей, если «ЗАКАЗЧИК» не обеспечил их хранение внутри охраняемого объекта в соответствии с противопожарными нормами;
- в случае невыполнения «ЗАКАЗЧИКОМ» требований, предусмотренных в Акте обследования, если имеется причинная связь между невыполнением указанных требований и совершенной кражей;
- если ущерб причинен по вине работников «ЗАКАЗЧИКА»;
- за оставленное в помещении личное имущество работников «ЗАКАЗЧИКА», если не взломаны наружные запоры;
- за материальные ценности, принадлежащие сторонним организациям, не имеющим отдельного договора на охрану;
- за ущерб, причиненный в период времени, не указанный в Контракте;
- за ущерб, причиненный «ЗАКАЗЧИКУ» в охраняемый период времени, не связанный с проникновением посторонних лиц (пожар, затопление и т.д.);
- за нарушение целостности объекта при проникновении или попытке проникновения на него посторонних лиц.
7. СРОК ДЕЙСТВИЯ КОНТРАКТА
7.1. Настоящий Контракт действует с «__» __________ 201__ г. по «__»_______ 201_ г. и действует до полного исполнения обязательств каждой из «СТОРОН».
7.2. Настоящий Контракт, может быть, расторгнут досрочно во внесудебном порядке:
а) по соглашению «СТОРОН»;
б) в одностороннем порядке «ЗАКАЗЧИКОМ» или «ИСПОЛНИТЕЛЕМ» при существенном нарушении условий контракта другой «СТОРОНОЙ».
Существенным признается нарушение контракта одной из «СТОРОН», которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении Контракта.
8. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ
8.1. «СТОРОНЫ» принимают все необходимые меры для того, чтобы их сотрудники, агенты, правопреемники без предварительного согласия другой «СТОРОНЫ» не информировали третьих лиц о деталях данного Контракта.
8.2. Все изменения и дополнения к настоящему Контракту оформляются Дополнительным соглашением, являющимся неотъемлемой частью Контракта.
8.3. По всем вопросам, не урегулированным настоящим Контрактом, «СТОРОНЫ» руководствуются законодательством Российской Федерации.
8.4. Все споры и разногласия между сторонами по настоящему Контракту, если они не будут разрешены путем переговоров, подлежат разрешению в судах в соответствии с законодательством Российской Федерации
8.5. Контракт составлен в двух экземплярах, один из которых находится у «ИСПОЛНИТЕЛЯ», второй - у «ЗАКАЗЧИКА».
Осуществление закупок услуг по охране объектов, имущества, осуществления контрольно-пропускного режима и прочих, связанных с деятельностью охранных организаций, услуг довольно распространены среди большинства заказчиков, действующих в условиях контрактной системы.
Такие закупки обычно не вызывают каких-либо сложностей, поскольку алгоритм их осуществления давно отработан, а содержание документации в части основных требований у всех заказчиков практически идентично.
Одним из ключевых требований к поставщику является наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности, включающей в себя перечень разрешенных к оказанию услуг.
Как для заказчиков, уже успевших привыкнуть к тому, что закупки охранных услуг проходят без лишних проблем, так и для участников, прекрасно знающих и в большинстве случаев добросовестно соблюдающих требования документации о закупке, стала полной неожиданностью целая волна прецедентов, повлекших за собой отстранение участников от участия в торгах.
Какие требования предъявляются к охранным организациям?
Составляя техническую часть документации о закупке, осуществляемой в рамках Закона № , каждый заказчик исходит исключительно из собственных потребностей, описывая объекты и время оказания охранных услуг, количество и месторасположения постов и т.д. Как уже было сказано выше, обычно это не вызывает сложностей. При этом имеется два основных требования, предъявляемые к участнику:
- действующая лицензия на осуществление частной охранной деятельности с наличием необходимых заказчику разрешенных видов услуг;
- наличие разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему.
Заказчик требует предоставление копий этих документов в составе заявки на участие в закупке.
Объекты, для которых обязательны требования к антитеррористической защищенности
В силу своей специфики многие организации-заказчики попадают под действие пункта 7 части 3 Закона № 2487-1, предусматривающего охрану объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
При этом какого-либо официального утвержденного перечня таких объектов нет. Существуют лишь признаки отнесения того или иного объекта к данной категории, в соответствие с которыми принадлежность устанавливается внутренним документом организации-заказчика.
Именно данный пункт Закона № 2487-1 стал причиной множества споров заказчиков и участников закупок.
Проблемная область закупки охранных услуг
Отклонения заявок, споры и жалобы в стали возникать после того, как в декабре 2014 года в Закон № 2487-1 были внесены определенные изменения, в которых пункт 7 был изложен в новой редакции.
Охранные организации, уже имеющие действующую лицензию, не переоформили ее и по сей день продолжают предоставлять в составе пакетов документов на участие в закупке копию, в которой пункт 7 изложен в старой редакции.
Многие комиссии сочли это поводом для отклонения заявок, поскольку предъявляют требования к участнику в соответствии с актуальной версией изложения данного пункта. Заказчики в свою очередь были немало удивлены и озадачены таким подходом и обратились в контрольные органы с жалобами на неправомерные действия комиссий. Внесем ясность в данный вопрос, исходя из судебной практики.
Проблема актуализации действующей лицензии
В контексте рассматриваемой проблемы, пытаясь ответить на вопрос, прав или не прав заказчик, отклоняющий заявку, мы неизбежно придем к другому: должен ли поставщик, имеющий действующую лицензию, заменить ее новой, содержащей актуальные формулировки пунктов разрешенных видов деятельности?
Ответ кроется в .4 Закона № 2487-1, согласно которой лицензия подлежит замене лишь в ряде случаев:
- при продлении лицензии;
- при намерении осуществлять новый вид охранных услуг, отсутствующий в имеющейся у организации лицензии;
- при реорганизации;
- при изменении названия или адреса места нахождения.
Ни в каких иных случаях действующая лицензия не подлежит замене. Соответственно после внесения изменений в Закон No2487-1 охранные предприятия, имеющие действующую лицензию, не должны были менять ее на новую.
Выводы
Исходя из того, что никакой специальный порядок вступления в силу пункта 7 не предусмотрен, также как отсутствуют и какие-либо изменения порядка получения лицензии, у охранных организаций нет оснований для переоформления имеющихся лицензий. Соответственно заявка, содержащая копию лицензии, в которой пункт 7 изложен в старой редакции, не может быть отклонена.
Договорные отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в том числе связанных с оказанием услуг охраны, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - закон №44-ФЗ).
Закон № 44-ФЗ распространяет свое действие на следующие категории заказчиков:
Государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), орган управления государственным внебюджетным фондом, государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.
Муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования.
Бюджетное учреждение, осуществляющее закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Государственное, муниципальное унитарные предприятия.
Договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд, именуется государственным или муниципальным контрактом.
При заключении государственного (муниципального) контракта на охрану с ФГКУ «УВО ВНГ России по Ярославской области» следует учитывать следующее.
Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» вневедомственная охрана включена в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Пунктом 21 части 1 статьи 9 Федерального закон от 3 июля 2016 №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»
на войска национальной гвардии возложены полномочия по охране на договорной основе особо важных и режимных объектов, объектов на коммуникациях, объектов, подлежащих обязательной охране в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, имущества граждан и организаций, а также обеспечению оперативного реагирования на сообщения о срабатывании охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения подразделений войск национальной гвардии объектах.
Уставом ФГКУ УВО, утвержденным приказом Росгвардии от 30.09.2016 №277, определено, что одной из целей деятельности УВО является охрана на договорной основе имущества граждан и организаций, а также объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии.
В силу ч.8. ст. 94 Закона № 44-ФЗ положения закона об обеспечении исполнения контракта к УВО как к казенному учреждению не применяются.
Заключение государственного или муниципального контракта на оказание услуг охраны с ФГКУ УВО как с единственным исполнителем может осуществляться в следующих случаях:
1. Осуществление закупки услуг на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.
2.Осуществление закупки услуг на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ) отдельными категориями заказчиков:
государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия;
иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив);
государственной или муниципальной образовательной организацией (организация, осуществляющая в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общее образование - дошкольное, начальное, основное или среднее; профессиональное образование - среднее профессиональное или высшее; дополнительное образование или профессиональное обучение);
физкультурно-спортивной организацией (юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности).
При этом годовой объем закупок «до 400 тыс.руб.» не должен превышать 50 % совокупного годового объема закупок и не должен составлять более чем 20 млн рублей.
3.Осуществление закупки услуг, оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
По данному основанию заключаются государственные и муниципальные контракты на охрану объектов, подлежащих обязательной охране полицией согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 № 1629-р и охрану объектов, подлежащих государственной охране согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587.
Для заключения контракта на оказание услуг охраны с единственным исполнителем по п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик в силу ч. 3 ст. 93 Закона обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта (ч. 4 ст. 93 Закона 44-ФЗ).
При осуществлении закупки у единственного поставщика по п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ заказчик в силу ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не позднее чем за 5 дней до даты заключения контракта должен разместить извещение об осуществлении такой закупки в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru).
Кроме того, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок. К такому уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.
Цена контракта на оказание услуг охраны, заключаемого с ФГКУ УВО, формируется исходя из количества часов централизованного наблюдения за техническими средствами охраны по тарифам, устанавливаемым в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2016 г. № 1303 «О порядке определения тарифов на оказываемые войсками национальной гвардии Российской Федерации услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также на иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» на основании методики, утверждаемой Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. При этом тарифы на ФГКУ УВО услуги по охране имущества и объектов органов государственной власти Российской Федерации и организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также на иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества указанных органов и организаций на договорной основе, сохраняются на прежнем уровне.
В настоящее время охранные услуги являются востребованными среди заказчиков, работающих по 223-ФЗ (особенно в крупных городах), поскольку безопасность является немаловажным фактором стабильного развития любого предприятия.
Для разрешения и предупреждения инцидентов, связанных с непосредственным посягательством посторонних лиц на производственные объекты, имущество предприятия, а также жизнь и здоровье сотрудников, многие организации пользуются услугами фирм, специализирующихся в сфере охраны.
Объект охраны
- распространяется частная охранная деятельность
- не распространяется частная охранная деятельность
- объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные ФЗ от27.05.1996 № 57-ФЗ "О государственной охране" (Приложение № 1)
- перечень объектов, утвержденный Правительством РФ от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности
Перед тем как приступить к организации закупки, заказчику нужно определить, распространяется ли на его объекты нормы частной охранной деятельности (см. Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2016 № 19АП-7093/15- по мнению заявителя апелляционной жалобы объекты заказчика подлежат государственной охране).
Для этого нужно обратиться к Закону РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
В статье 3 указанного закона содержатся виды охранных услуг , среди которых:
- защита жизни и здоровья граждан;
- охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
- охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством РФ, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию 1 ;
- консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
- обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных п. 7 настоящей части;
- охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных ч.2. ст. 11 вышеназванного закона.
Для каждого из указанных видов услуг имеется перечень лицензионных требований) 2 . Лицензия на осуществление охранной деятельности предоставляется юридическим лицам сроком на 5 лет.
В ст. 11 вышеуказанного НПА говорится, что частная охранная деятельность не распространяется на:
- объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные ФЗ от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране"
- объекты, перечень которых утверждается Правительством РФ.
К объектам государственной охраны относятся Президент Российской Федерации, определенные настоящим федеральным законом лица, замещающие государственные должности РФ, федеральные государственные служащие и иные лица, подлежащие государственной охране в соответствии с настоящим федеральным законом, а также главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории РФ 3 .
Перечень объектов, на которые не распространяется частная охранная деятельность до 22.09.2015, назывался несколько иначе: «Перечень объектов, подлежащих государственной охране». Некоторые заказчики путали данный термин с созвучным названием «объекты государственной охраны», о которых говорилось выше. Перечень, приведенный в Приложении № 1 Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 № 587, содержит 22 позиции, среди которых:
- объекты, занимаемые федеральными судами, конституционными (уставными) судами и мировыми судьями субъектов РФ,
- объекты органов прокуратуры РФ и следственных органов Следственного комитета РФ,
- аэропорты и объекты их инфраструктуры,
- природные заповедники и др.
Способы закупки
В 223-ФЗ говорится, что Положением заказчика могут быть предусмотрены иные (кроме конкурса или аукциона) способы закупки с указанием порядка их проведения. Организатор закупок вправе указать конкретный способ закупки охранных услуг. Проанализировав практику закупочных процедур, предметом которых является охрана, можно заметить, что немало заказчиков предпочитают приобретать названные услуги у единственного исполнителя (т.е. без проведения конкурентных процедур).
Учитывая специфику охранных услуг, результат которых во многом зависит от их качества, нецелесообразно использовать такие способы закупки как аукцион и запрос котировок (где победитель, как правило, определяется по ценовому критерию). При этом положения № 223-ФЗ не содержит норм, запрещающих использовать заказчикам предквалификационный отбор. Организатор закупочной процедуры самостоятельно решает, когда проводить такой отбор (в том числе, для выбора охранной организации), указав порядок его проведения в Положении о закупке.
Для эффективного использования денежных средств и экономии, а также для обеспечения конкуренции среди участников, предоставляющих услуги по охране, в целях выбора наиболее выгодного и надежного исполнителя организатору процедур рекомендуется осуществлять конкурентные закупки с несколькими параметрами оценки поданных заявок (конкурс или запрос предложений).
Оценка заявок
В соответствии со ст.4 223-ФЗ организатор закупки в документации указывает критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупочной процедуре (предусмотренные Положением). У каждого из них есть свой коэффициент значимости и система начисления баллов. Рассмотрим на практике вопрос применения критериев оценки заявок:
В ФАС России поступила жалоба ФГУП «В» на действия заказчика ОАО «Е» при проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного отбора на право заключения договора на оказание охранных услуг на объектах филиала ОАО «Е». Изучив все материалы дела, антимонопольный орган установил, что в соответствии с документацией заказчика по неценовым критериям («Квалификация и надежность участника», «Техническое предложение») не установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. По данным критериям оценка производится членами конкурсной комиссии на основании документов заявки участника закупки, свидетельствующих о наличии опыта выполнения аналогичных услуг, сведениях о квалификации планируемых к привлечению для выполнения услуг персонала и количества планируемого к привлечению свободного персонала, иных сведениях, полученных из открытых источников относительно деятельности и качества работы участника конкурса. Оценка производится по шкале от 0 до 5 баллов, отражающих мнение члена комиссии по критерию, с указанием обоснования каждой такой позиции. Вместе с тем, установленный заказчиком порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку не установлено, на основании каких именно иных сведений, полученных из открытых источников, производится оценка и сопоставления заявок на участие в конкурсе, при каких квалификационных характеристиках участника закупки и характеристиках технического предложения участника закупочной процедуры присваивается максимальный балл по указанным критериям. Также заказчик ОАО «Е» не определил алгоритм проставления баллов в диапазоне между минимальным и максимальным значениями. Антимонопольная служба в своем решении признала заказчика нарушившим п. 13 ч. 10 ст. 4 223-ФЗ. (Решение ФАС России № 223ФЗ-02/15 от 13.01.2015 года, г. Москва)
Новости ФАС
18 сентября 2016 года на совещании ФАС России обсуждался вопрос о необходимости государственного ценового регулирования рынка охранных услуг. В ходе встречи участники мероприятия поддержали идею проработки механизмов, которые позволят более эффективно защищать интересы добросовестных участников рынка и потребителей охранных услуг. Участники совещания, однако, не дали ответа на вопрос о внедрении именно государственного регулирования цен, посчитав, что принятие такого решения требует более тщательной проработки с учетом всех мнений и предложений.
Форма закупки
Прежде всего надо определиться, в какой форме будет проведена закупка - электронной или бумажной.
Для начала в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст), заказчику нужно найти код ОКПД 2, который подходит закупаемым охранным услугам.
В названном классификаторе (ОКПД 2) необходимо обратиться к разделу N «Услуги административные и вспомогательные», классу 80 «Услуги по обеспечению безопасности и проведению расследований» и выбрать соответствующий подкласс (группу/подгруппу/вид/категорию/подкатегорию) в зависимости от предстоящей закупки. Услуги по охране в Постановлении № 616 не указаны. Это означает, что заказчик не обязан проводить закупку по охране исключительно в электронном виде.
В настоящее время многие заказчики (и поставщики) регистрируются и работают на ЭТП в соответствии с их регламентом. На первый взгляд, использование ЭТП может показаться затруднительным, однако, удобство и простоту применения ЭТП организаторы закупочных процедур смогут оценить уже при первом проведении закупки в электронной форме, после чего возвращаться к бумажной им вряд ли захочется. Хотя и тот и другой способ проведения закупки охранных услуг (электронный и бумажный) может использоваться заказчиком по его усмотрению
Наименования предмета закупки иногда не совпадает с тем, что указан в классификаторе. Поэтому услуги, которые планируются закупить, необходимо относить к наиболее подходящему по смыслу коду. Также заказчик при возникновении затруднений в его выборе может ознакомиться в ЕИС с подобными закупочными процедурами других организаций.
Также следует обратить внимание на последующие элементы кода в данном разделе классификатора, например, 80.20.10 Услуги систем обеспечения безопасности
Эта группировка включает:
- услуги, состоящие из мониторинга и технического обслуживания устройств систем обеспечения безопасности, таких как системы предупреждения о взломе или о пожаре путем отслеживания сигналов тревоги, подтверждения или проверки нормального функционирования всех систем, и извещения о сигнале тревоги полиции, службы пожарной охраны или прочих ответственных служб;
В дальнейшем закупку охранных услуг следует занести в план, прописав в нем:
- коды классификаторов
- условия договора (предмет договора (услуги по охране), минимальные необходимые требования к услугам, единица измерения, сведения о количестве, регион оказания услуг, сведения о начальной максимальной цене, график осуществления процедуры закупки)
- способ закупки (в соответствии с Положением)
- форму закупки (электронная/бумажная)
Если потребность в закупаемых услугах заказчик не указал в плане закупки, то он должен сначала внести в него изменения (добавить соответствующую позицию), разместить в ЕИС план с внесенными поправками, а также сами изменения, и лишь потом провести закупочную процедуру.
В УФАС поступила жалоба ООО «Б» на действия заказчика ООО «Р» при проведении закупки у единственного исполнителя на право заключения договора оказания охранных услуг. По мнению заявителя, извещение об обжалуемой закупке, утвержденное 27.02.2015 организатором закупки, фактически имело место до опубликования плана закупки. Исследовав все материалы дела, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что согласно документам дела, изменения к плану закупок были утверждены организатором процедуры 27.02.2015 и размещены на сайте закупок 28.02.2015 в 00.02, что соответствует требованиям Постановления Правительства № 908. Извещение о закупке охранных услуг у ЕИ было опубликовано 28.02.2015 в 00.12, т.е. технически план с изменениями был размещен ранее момента публикации извещения о закупке. Жалоба ООО «Б» по решению антимонопольной службы была признана необоснованной (Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 18.03.2015 по жалобе № Т02-77/15).
Техническое задание
В 223-ФЗ не содержится четкого определения технического задания, однако, в соответствии со ст. 4 данного закона, заказчик обязуется указать в документации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, предусмотренные техническими регламентами со ссылками на соответствующие документы национальной системы стандартизации и технические регламенты (или обосновать использование других требований).
В первую очередь, заказчику при составлении технического задания необходимо следовать принципам 223-ФЗ. Также организатору закупки стоит избегать требований, которые сможет удовлетворить определенный участник. В противном случае при возникновении вопросов и несогласия со стороны других претендентов с результатами закупки, антимонопольный орган может посчитать это нарушением антимонопольного законодательства.
Участник закупочной процедуры ООО «С» подал жалобу в антимонопольный орган на действия заказчика при организации и проведении открытого конкурса на оказание охранных услуг. По мнению заявителя, установленные в закупочной документации требования к участникам о наличии подтвержденного опыта оказания охранных услуг и услуг по сопровождению именно в электропоездах «Ласточка» ограничивают возможность участия заинтересованных лиц в данной закупке, сокращают число потенциальных участников и создают необоснованное ограничение конкуренции, что не отвечает основным принципам 223-ФЗ и подпадает под запреты, установленные 135-ФЗ. Исследовав все материалы дела, антимонопольная служба пришла к выводу, что заказчик своими действиями поставил в преимущественное положение лиц, обладающим опытом оказания охранных услуг в электропоездах «Ласточка» по отношению к другим хозяйствующим субъектам. Комиссия УФАС посчитала, что требования документации формировались заказчиком под конкретного участника, который имеет такой опыт. Жалоба заявителя ООО «С» на действия заказчика была признана обоснованной. (Решение УФАС по Краснодарскому краю № 277-Т/2016 от 29.09.2016).
Что указывать в техническом задании?
Например:
- Наименование оказываемых услуг: Оказание услуг по охране здания, имущества и территории ОАО «ХХХ».
- Место оказания услуг: (адрес заказчика)
- Охраняемый объект: двухэтажное здание 1980 года постройки, имеется подвал. Общая площадь 280 кв.м., площадь прилегающей территории заказчика 450 кв. м.
- Характеристика услуг:
- обеспечение пропускного режима на территории и в здании заказчика
- охрана имущества заказчика внутри объекта и на территории заказчика
- защита жизни и здоровья сотрудников заказчика
- Количество постов - 3 (круглосуточные, 2 - на территории заказчика, 1 - внутри объекта)
- Срок оказания услуг: с 01.01.2017 по 30.09.2017 гг.
- Требования к качеству:
- наличие действующей лицензии на оказание частной охранной деятельности с указанием разрешенных видов охранных услуг
- наличие действующего разрешения на хранение и использования оружия и патронов к нему (с приложением списка номерного учета оружия с указанием вида, модели, калибра, серии, номера каждой единицы оружия, разрешенного к хранению и использованию) 4
- Технические требования: наличие необходимой материально-технической базы, оборудования, транспорта, технических средств охраны, приборов контроля работы охранников на объекте, спецсредств, средств связи и металлобнаружения, средств индивидуальной защиты (Перечень видов специальных средств, используемых в частной охранной деятельности указан в Приложении №2 Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 (ред. от 09.09.2015) "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности")
- Количественные характеристики: число охранников на каждом посту, наличие группы быстрого реагирования на автомобиле в составе не менее 3 вооруженных и экипированных охранников (Перечень видов вооружения охранников указан в Приложении №3 Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 (ред. от 09.09.2015) "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности")
- Способ оплаты: к примеру, до 10 числа каждого месяца путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя.
Необходимо помнить о том, что установление требований должно быть аргументировано заказчиком в случае возникновения вопросов со стороны антимонопольного органа. Подробное описание закупаемых охранных услуг не означает стремление организатора закупки ограничить конкуренцию среди исполнителей, поскольку заказчик заинтересован приобрести качественные услуги, которые будут отвечать его нуждам и потребностям. (см. Решение УФАС по Иркутской области № 258 от 10.05.2016)
Лот закупки
В состав одного лота нельзя одновременно включать разнолицензируемые товары, работы, услуги. Поэтому в составе лота нельзя закупать охранные услуги и услуги по обслуживанию систем охранно-пожарной сигнализации, поскольку их содержание значительно отличается друг от друга. Такой вывод содержится в Письме ФАС России от 21.05.2014 № АЦ/20578 (далее -Письмо).
ФАС считает, что охранные организации, как правило, не оказывают услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений.
В своем письме антимонопольный орган пришел к выводу, что объединение в один предмет вышеназванных услуг может привести к ограничению количества участников закупочной процедуры.
При закупке рассматриваемых услуг заказчику также следует учитывать месторасположение охраняемых объектов. Если они находятся в одном населенном пункте и (или) одном субъекте РФ, где есть определенное число исполнителей, готовых оказать услуги по охране, объединение в один лот всех объектов не будет являться в таком случае ограничением конкуренции среди потенциальных претендентов. Однако если объекты находятся в разных уголках РФ, то целесообразнее провести несколько закупок по каждому отдельному лоту в соответствии с их территориальным расположением.
Договор оказания охранных услуг
Договор на оказание охранных услуг согласно ст. 161 ГК РФ, ч. 4 ст. 12, ст.9 Закона от 11.03. 1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» заключается в простой письменной форме. К договору прилагаются копии заверенных заказчиком документов, которые подтверждают его право владения или пользования имуществом, подлежащим охране, в соответствии с законодательством РФ.
Особенности требований к договору на оказание охранных услуг указаны в ст. 9, 12 вышеназванного закона, обязательными условиями которого являются:
- номер и дата выдачи лицензии;
- вид и содержание оказываемых услуг;
- срок оказания услуг;
- стоимость услуг или порядок ее определения;
Также в соответствии со ст. 432 ГК РФ между сторонами должно быть достигнуто соглашение по всем существенным положениям договора.
Исполнителем по договору оказания охранных услуг может быть только юридическое лицо, имеющее соответствующую лицензию.
Договор оказания охранных услуг схож с договором хранения, который, как и первый, имеет цель обеспечить сохранность имущества. Однако заказникам следует их различать и правильно применять нормы гражданского законодательства.
Отличие договора охранных услуг от договора хранения:
1 См. Перечень видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2011 № 498
2 См. Положение о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 № 498
4 См. ст. 4, ст. 22 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оружии", Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 (ред. от 06.05.2015) "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ"