Запрет на съемку. Мифы и факты
После выявления и классификации всех возможных угроз следует выявить все потенциальные уязвимости объекта, а также произвести его категорирование.
Рассмотрим более подробно вопрос, связанный с категорированием.
Под категорированием объекта понимается комплексная оценки его состояния, учитывающая экономическую или другую значимость (оборонную, культурную и др.) в зависимости от характера и концентрации сосредоточенных ценностей, последствий от возможных преступных посягательств на них, сложности обеспечения требуемой безопасности.
Законодательство РФ определяет, что ведомства (МО, МСЧ, МВД, ФСБ и др.), призванные обеспечить защиту сведений, составляющих ту или иную тайну, издают свои руководящие документы, по которым объекты категорируются по степени их важности.
Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) разработан ряд нормативных документов но категорированию объектов и определению режимных зон внутри объектов.
В соответствии с ними объект может быть отнесен к одной из следующих групп:
Отнесение объекта к той или иной категории важности регламентируется специальным перечнем, утверждаемом Правительством РФ. Местные органы власти могут дополнять этот перечень.
В ряде случаев можно ограничиться тремя зонами (зоны 1, 4 и 6).
Для категорирования объектов по группам безопасности в качестве критерия вводится показатель характера и масштаба возможного ущерба в случае реализации основных угроз безопасности для данного объекта в результате несанкционированного доступа нарушителей.
Рис. 1. Зоны безопасности внутри объектов
На основе этого показателя выделяют следующие категории объектов (табл. 1.) А - особо важные; Б - важные; В - промышленные и коммерческие; Г - культурно-исторические.
Оценка возможных угроз объекту проводится по следующим направлениям:
Безопасность персонала и посетителей: неэффективная защита может привести к ущербу здоровью и даже угрозе жизни людей на объекте;
Безопасность информации, сохранность государственной и коммерческой тайны;
Угрозы материальным ценностям, имуществу и оборудованию.
К высшей категории А относят особо важные объекты, на которых возможный ущерб в случае реализации основных угроз безопасности максимален по характеру и масштабам. Последствия такого ущерба выходят за пределы территории объектов и не могут быть локализованы в пространстве и во времени за счет принятия немедленных ликвидационных мер. Характер ущерба заключается в создании угрозы для жизни и здоровья персонала и населения, а также в негативном воздействии на природную среду.
К категории Б относят важные объекты, на которых характер возможного ущерба заключается в угрозе для жизни и здоровья персонала объекта, а его последствия не выходят за пределы территории объекта и могут быть локализованы путем принятия ликвидационных мер. К этой же категории предлагается отнести объекты, возможный ущерб на которых носит материальный характер, но его масштабы имеют региональное значение.
К особой группе относятся культурно-исторические объекты (категория Г ), где возможный ущерб имеет свою специфику и по масштабу может иметь как региональное, так и международное значение.
В свою очередь, каждую категорию объектов можно классифицировать по масштабу или размеру нанесенного ущерба в результате действий нарушителей. Так, особо важные объекты предлагается дополнительно разделить на три группы безопасности. Номер группы определяет масштаб возможного ущерба, который может иметь последствия соответственно трансграничного, федерального и регионального значений.
Для других категорий объектов можно использовать предложенную в таблице классификацию по группам значимости и уровням защищенности. При установлении уровня защищенности необходимо дополнительно учитывать возможные угрозы безопасности для конкретного объекта, которые определяются в основном сложившейся криминогенной обстановкой в данном регионе.
Принадлежность объекта к соответствующей категории и группе необходимо определять на начальной стадии проектирования системы защиты, так как от этого зависят не только уровень его (защищенности, но и планируемая тактика действий сил охраны, от которой также зависят общие затраты на создание СЗ. Например, для объектов категорий А и Б задачей сил охраны является предотвращение диверсионной акции нарушителем, т.е. нарушитель должен быть обнаружен и обезврежен еще до совершения акции. Для других категорий объектов допускается задержание нарушителя после совершения им акции хищения, а в некоторых случаях даже после того, как он покинул территорию объекта. Очевидно, что силы охраны объектов категорий А- Г имеют неодинаковый запас времени для нейтрализации нарушителя.
Таблица 1.
Разница в тактике действий сил охраны должна учитываться в процессе создания системы безопасности: при определении структуры, количественного состава и оснащенности сил охраны, а также при выборе типов и взаимного расположения инженерных и технических средств защиты.
МВД, в соответствии с РД 78.36.003-2002 разработало свою систему категорирования объектов, где за основу взяты значимость и концентрация материальных, исторических, культурных и культовых ценностей, размещенных на объекте.
По этой схеме все объекты делят на две большие группы (категории): А и В, каждая из которых делится на две подгруппы: AI, AII и БI, БII соответственно.
Объекты подгрупп AI и АII - это особо важные объекты, повышенной опасности и жизнеобеспечения, противоправные действия на которых (кража, грабеж, разбой, терроризм и др.) в соответствии с УК РФ могут привести к крупному, особо крупному экономическому или социальному ущербу государству, обществу, предприятию, экологии или иному владельцу имущества.
Объекты подгрупп БI и БII - это объекты, хищение на которых в соответствии с УК РФ могут привести к ущербу определенного размера.
Своя инструкция по категорированию объектов имеется в Росатоме: «Об утверждении правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов». Согласно этой инструкции все объекты делятся па 4 категории:
1. Высшая (ядерно-опасные объекты: ядерные установки, ядерные материалы и изделия из них).
2. Первая (хранилище специального вооружения, испытания секретной техники, обучения личного состава работе на такой технике, боеприпасы и др.).
3. Вторая (хранилища и объекты спецтехники, ВВ, ГСМ, мат-ценностей).
4. Третья (объекты, не вошедшие по признакам в предыдущие категории).
Объекты высшей категории оборудуются многорубежным периметром с использованием датчиков охранной сигнализации, работающих па различных физических принципах; системами видеонаблюдения и физическими барьерами.
Несколько слов следует сказать об аттестации объектов информатизации. Под этим термином понимается комплекс организованно-технических мероприятий, подтверждающих, что объект соответствует требованиям стандартов РФ или иных нормативно-технических документов по безопасности информации.
Порядок проведения аттестации и выдачи «Аттестата» соответствия устанавливает «Положение по аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации», утвержденное 25 ноября 1994 года председателем ГТК (сейчас ФСТЭК).
После проведения категорирования объектов и выявления уязвимостей следует провести количественную оценку уязвимостей. Единой методики для проведения такой оценки пока не существует. На каждом предприятии имеются свои методики, представляющие, как правило, конфиденциальные документы.
Наиболее часто при количественной оценке уязвимости применяют: методы экспертных оценок, аудит безопасности системы и отдельных подсистем; методы моделирования; метод порядковых шкал и др.
В методе порядковых шкал в качестве показателя уязвимости объекта используют степень уязвимости: очень высокая, высокая, средняя, ниже средней, низкая или вероятность успешного воздействия нарушителя Р в Обратным показателем в этом случае является показатель эффективности защиты Р о. Эти показатели связаны соотношением P о = 1 - Р в.
При разработке моделей оценки показателей уязвимости необходимо составлять отдельные схемы для каждого возможного маршрута нарушителей. Так как число маршрутов может быть большим, ограничиваются выбором типовых или наиболее опасных маршрутов. При этом слишком велика роль субъективного фактора при проведении оценок. Анализ этих моделей позволяет выделить общие принципы их построения и используемые подходы и методы. Действия нарушителей определяют маршрут (маршруты) движения на объекте и способы действий при преодолении физических барьеров, технических средств охраны и при взаимодействии с силами охраны, а также персоналом объекта. Первые модели были созданы для оценки показателей уязвимости по отдельным маршрутам нарушителей. Маршрут условно отображается отрезками прямой линии с рубежами защиты между отрезками, На рис. 2 Р1 - рубеж защиты периметра территории объекта; Р2 - рубеж защиты периметра локальной зоны объекта; Р3 - рубеж проникновения в здание; Р4 - рубеж проникновения в помещение здания; Y1...Y4 - участки движения нарушителей между рубежами защиты к цели.
Время движения нарушителей к цели является суммой времени преодоления рубежей защиты и движения между рубежами. Время движения по участку определяется скоростью движения нарушителей и длиной участка. Скорость движения обычно берется средней или максимально возможной, но может моделироваться и
Рис. 2. Условное отображение маршрута нарушителя и преодолеваемых рубежей защиты
как случайная величина с некоторым законом распределения. Время преодоления рубежа защиты является функцией от способа его преодоления нарушителями, оснащения нарушителей и от характеристик физических барьеров на рубеже. Последние зависят от типа каждого из барьеров рубежа или конструкции из нескольких барьеров, а также технических средств охраны на рубеже.
Рубеж защиты характеризуется вероятностью формирования сигнала (сигналов) срабатывания средств обнаружения рубежа и возможностью оценки обстановки на участке срабатывания оператором системы охраны с помощью средств дистанционного наблюдения или тревожной группой, направляемой на участок при отсутствии в системе средств наблюдения. Вероятность обезвреживания нарушителей рассчитывается как произведение вероятности перехвата нарушителей тревожной группой и вероятности нейтрализации нарушителей при оказании последними сопротивления. Вероятность перехвата вычисляется путем моделирования движения нарушителей по маршруту и действий сил охраны по сигналам тревоги. Для расчета вероятности нейтрализации используется модель нейтрализации (боестолкновения) - обычно отдельный модуль программы.
Рис. 3. Схема объекта с системой охраны в виде совокупности зон (участков) и элементов защиты (Э3) между этими зонами
На следующем этапе создаются модели, отражающие структуру объекта в целом и позволяющие осуществлять перебор всех возможных маршрутов, определять наиболее слабо защищенные маршруты и элементы защиты па этих маршрутах, планировать решения по усилению защиты и т.д. Схема объекта с системой охраны в таких моделях представляет собой совокупность зон (участков) и элементов защиты (ЭЗ) между этими зонами (пример на рис. 3). На схеме отображаются элементы защиты, расположенные между смежными зонами. Примерами типов элементов защиты являются: периметровое ограждение с комплексом технических средств охраны (ЭЗ-1, ЭЗ-4), проходная (ЭЗ-2), транспортные ворота (ЭЗ-3), шлюз прохода людей со средствами контроля и управления доступом (СКУД) (ЭЗ-5, ЭЗ-8), транспортный шлюз со средствами СКУД (ЭЗ-В), дверь (ЭЗ-9, ЭЗ-12), окно (ЭЗ-10, ЭЗ-13), стена здания (ЭЗ-11), внутренняя стена комнаты (ЭЗ-14), внешняя стена комнаты (ЭЗ-7 - случай, когда помещение выходит на фасад здания), сейфы (ЭЗ-15). После создания собственно схемы объекта для зон и элементов защиты вводятся характеризующие их параметры. Кроме того, задаются параметры, определяющие модель действий нарушителей.
Алгоритм оценки показателя уязвимости обычно реализует перебор каким-либо образом всех возможных маршрутов нарушителей, расчет значений показателя для каждого маршрута, определение наиболее уязвимых маршрутов, точек перехватов нарушителей. Часто в модели реализуются процессы определения слабых элементов защиты, которые нарушители преодолевают без существенной задержки или с низкими вероятностями обнаружения, и оценки обстановки, направленного перебора вариантов усиления этих элементов с выдачей рекомендаций по методам их усиления и комплексирования.
Основная проблема при создании таких моделей - формирование базы исходных данных по значениям параметров, характеризующих зоны, элементы защиты, нарушителей и силы охраны. Получение таких данных экспериментальным путем требует больших затрат времени и ресурсов, часто затруднительно, особенно при учете разных способов действий нарушителей и сил охраны (примеры сложных для определения данных: вероятность прохода человека по поддельному пропуску, вероятность нарушения работоспособности средств охраны без выдачи сигналов отказа и т.д.). Для получения этих данных требуется разработка специальных частных моделей. Но эти проблемы вполне разрешимы.
Практика применения подобных моделей показала, что они весьма удобны и полезны при обосновании проектных решений. Уже сам процесс создания и применения моделей оценки, анализа получаемых результатов дает исключительно богатую информацию для специалистов. Едва ли не главное в использовании моделей - формализация процедур оценок и анализа, снижения субъективного фактора в оценках, ясное представление эффекта реализации конкретной системы охраны.
Для объекта необходимо определить все зоны и помещения, при проникновении в которые нарушители могут нанести объекту ущерб определенной категории. Эти зоны, здания и помещения являются целевыми зонами нарушителей. К ним относятся зоны доступа к особо ценным материалам, оборудованию, носителям информации, а также применения оптовых или диверсионных средств и т.д.
Указанные зоны следует разделить по категориям ущерба. Примерами категорий ущерба являются: неприемлемый ущерб, когда нарушители могут вызвать крупную аварию, похитить особо важные документы, информацию, оборудование; существенный ущерб, когда последствия хищения или диверсии парализуют работу объекта на определенное время; материальный ущерб (большой, средний, малый), когда последствиями будут материальные потери соответствующих масштабов. Категории ущерба упорядочиваются по своей опасности. В целом же категорию зданий и объекта определяет самая опасная категория ущерба особо важных зон в здании и па объекте.
" № 9/2008
Каждый работодатель требует от своих подчиненных, чтобы они соблюдали правила внутреннего трудового распорядка. Но как правильно разработать и принять соответствующие документы, не входя в противоречие с ТК РФ?
Регламент
Правила внутреннего трудового распорядка - это локальный нормативный акт. Он предусматривает порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные нюансы регулирования трудовых отношений у данного работодателя. Этот документ, как правило, является приложением к коллективному договору. Его пункты не должны противоречить Трудовому кодексу Российской Федерации.
Законодательство гласит, что после составления данных правил их следует согласовывать с профкомом компании. Затем последний не позднее пяти рабочих дней должен представить свое заключение по данному вопросу в письменной форме. В том случае, если профком не согласен с представленным внутренним распорядком, работодатель может внести в проект документа изменения. Если же этого сделано не было, то в течение трех дней после получения ответа представители профсоюза должны организовать и провести дополнительные консультации о рассмотрении предложенных изменений и дополнений.
Но случается и так, что стороны не приходят к взаимопониманию, и тогда оформляется протокол разногласий. Работодатель вправе утвердить правила внутреннего трудового распорядка даже в том случае, если непонимание между сторонами не будет устранено. Правда, профком может обжаловать текст документа в государственной инспекции труда, или через суд.
Нередки случаи, когда на предприятии профком попросту отсутствует. В такой ситуации правила трудового распорядка должны быть одобрены общим собранием работников, и факт учета мнений необходимо запротоколировать.
Отсутствие правил внутреннего трудового распорядка на предприятии грозит руководству серьезными денежными взысканиями вплоть до запрета на ведение предпринимательской деятельности.
Исполнение наказа
С правилами внутреннего распорядка работодатель обязан ознакомить под расписку каждого сотрудника при приеме на работу. Также рекомендуется вывешивать их на видном месте в помещении, где трудится персонал.
Правила внутреннего трудового распорядка (далее Правила) должны содержать следующие разделы:
1. Общие вопросы
Здесь должна быть приведена информация о порядке приема и увольнения работников, об основных правах и обязанностях работодателя и сотрудника, об ответственности сторон трудового договора за несоблюдение ТК РФ и о других организационных моментах.
2. Рабочее время
Под ним подразумевается время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего распорядка компании и условиями трудового договора должен исполнять свои обязанности.
В данном разделе оговаривается продолжительность рабочей недели, объемы ежедневной работы, в том числе неполного рабочего дня или смены, время начала и окончания работы. Здесь же указывается количество и длительность перерывов, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, а также порядок, место и сроки выплаты заработной платы.
3. Время отдыха
Этим понятием в трудовом праве обозначается время, в течение которого работники свободны от выполнения своих служебных обязанностей и которое они могут использовать по своему усмотрению.
4. Дисциплина труда
Под словосочетанием «дисциплина труда» подразумевается обязанность всех работников подчиняться правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, трудовым договором и локальными нормативными актами организации.
В этом разделе указываются конкретные виды поощрений, виды дисциплинарных взысканий, порядок их применения и правила снятия дисциплинарных взысканий. Некоторые работодатели, устанавливая перечень дисциплинарных нарушений, параллельно с ним утверждают регламент дисциплинарных взысканий и включают в него лишение премии. Подобная инициатива незаконна, так как ТК РФ предусматривает только три вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям. Лишать премии сотрудников можно в порядке неприменения меры поощрения, но прописывать эту норму в Правилах нельзя.
В качестве обособленного раздела правил внутреннего трудового распорядка могут предусматриваться правила техники безопасности, схемы обеспечения пропускного режима на предприятии либо порядок соблюдения санитарных норм.
В последнее время широкое распространение приобретает практика внедрения корпоративной этики. Она предполагает разработку различных по характеру дисциплинарных требований, которые могут быть закреплены непосредственно в Правилах внутреннего трудового распорядка или оформлены в виде приложения к ним. Это, в частности, правила, касающиеся внешнего вида работников, их одежды, порядка общения сотрудников между собой и с посетителями. Работодатель также может запретить использование своего имущества (например, оргтехники) в личных целях, телефонные разговоры на непроизводственные темы, чаепития в рабочее время и другое.
В последнее время многие компании реализуют различные программы по поощрению сотрудников, не страдающих вредными привычками - например, курением. Своими впечатлениями от нововведений делится бухгалтер крупного российского банка Олег Макаров: «Руководство нашего финансового учреждения проводит среди работников акцию, направленную на сокращение в коллективе курильщиков. Тех работников, которые продержатся без сигареты два месяца, ждет приз - автомобиль. Это ли не стимул для того, чтобы забыть о табаке навсегда? Надо сказать, что обмануть руководство не удастся, поскольку потенциальных победителей будет осматривать врач. Кроме этого, руководство нашего банка ввело жесткие меры в отношении формы одежды. Теперь в компании, что называется, dress-code: сотрудники обязаны являться на рабочие места в костюмах и галстуках. Вот такие у нас нелегкие трудовые будни».
Если в процессе принятия правил внутреннего распорядка между профкомом и работодателем возникают трения, необходимо оформить протокол разногласий.
Шаг за шагом
Документальное оформление правил внутреннего трудового распорядка регламентируется ГОСТ Р 6.30-2003, который распространяется на все организационно-распорядительные документы организации. В нем изложен четкий перечень обязательных требований. Итак:
1. Первый лист документа должен быть составлен на фирменном бланке организации, т. е. с изображением товарного знака предприятия и указанием его полного наименования. Отдельный титульный лист к документу обычно не оформляется.
2. Название вида документа оформляют всегда прописными буквами в заголовочной части документа на следующей строке ниже наименования предприятия на первом листе.
3. Датой Правил внутреннего трудового распорядка считается обычно дата их утверждения.
4. Место составления или издания должно быть оформлено в обычном порядке в соответствии с принятыми обозначениями и сокращениями географических названий и родовых названий (г. - город, п. - поселок и т. п.).
5. В правом верхнем углу оформляется гриф утверждения правил (утверждение документом, например, приказом, или личной подписью руководителя).
6. Изложение текста ведется по разделам и пунктам в последовательности «от общего к частному».
Кадры решают все
Если на предприятии нет профкома, то правила трудового распорядка должны быть одобрены общим собранием работников, замечания которых следует отразить в соответствующих документах.
За чертой дозволенного
В заключение хотелось бы отметить следующее: хотя Трудовой кодекс РФ и не содержит четких указаний на то, как должны быть оформлены правила внутреннего распорядка, и какие вопросы в них следует закрепить, это не означает, что должные нормы отсутствуют в принципе. ТК РФ все же предъявляет к указанным правилам определенные требования, и если их не соблюдать, то руководство компании может быть привлечено к административной ответственности. А наличие Правил и полное описание всех трудовых обязанностей, в свою очередь, поможет работодателю выиграть тот или иной спор с сотрудником. Ведь если дело дойдет до суда, арбитр первым делом потребует , Правила внутреннего трудового распорядка, документы, устанавливающие порядок обработки персональных данных работников, их права и обязанности в этой области, инструкции по охране труда и . При этом наибольшее внимание будет уделено именно Правилам. Если они будут составлены в спешке и специально для суда, а не заранее и грамотно, то выиграть спор ответчику-работодателю будет очень сложно. Кроме того, если документы составлены задним числом, работодатель не сможет доказать того, что сотрудники были ознакомлены с локальными актами предварительно и под роспись. А раз так - значит, действие этих документов на работников не распространяется.
Руководителю, который не позаботился о составлении Правил внутреннего трудового распорядка, может грозить административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Это повлечет определенные издержки, поскольку ответственным за правонарушение грозит штраф:
- для руководителей и других должностных лиц - в размере от одной до пяти тысяч рублей;
- для индивидуальных предпринимателей - от одной до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- для юридических лиц - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
А самым злостным нарушителям законодательства о труде и об охране труда, которые уже подвергались административному наказанию, грозит дисквалификация на срок от одного года до трех лет.
В дизайн-студии Артемия Лебедева каждый сотрудник имеет право на сон в офисе, пупсика на компьютере, короткие волосы, пирсинг, футболки с Че Геварой и тапочки. А вот компания «Тойота» предъявляет сотрудникам прямо противоположные требования. Бывшая сотрудница этой фирмы, пожелавшая остаться неизвестной, предоставила нам документы с корпоративными стандартами для женщин, которые трудятся в ее российском представительстве. Выдержки из этого тенденциозного документа рекомендуем прочитать всем, кому дресс-код родной компании «поперек горла».
Требования к офисной одежде и внешнему виду:
- Офисной одеждой для женщин является: костюм, платье, а так же сочетание юбки/брюк с блузкой.
- Костюм, платье, юбка или брюки должны быть строгого, делового стиля.
- Для костюма, платья, юбки или брюк, допустимы следующие цвета: черный, серый, синий, коричневый, зелёный или бордовый (тёмных оттенков).
- Одежда должна быть однотонной либо в едва заметную полоску или клетку, возможны различные фактурные решения ткани.
- Длина юбки или платья устанавливается следующим образом: минимальная длина - 15 см выше колена, максимальная длина - 20 см ниже колена.
- присутствие на костюме ярких рисунков, разноцветных вариантов костюма (яркие цветы, сложные рисунки, большое количество страз, яркие цветовые разводы и т. п.);
- присутствие яркой, “кричащей” фурнитуры на костюме (пример: металлические пуговицы, яркие нашивки, элементы декора и т. п.);
- дополнительное оформление костюма значками (кроме фирменного значка компании) и другими элементами.
- сорочки с рисунком, разноцветный вариант сорочки;
- ношение вместо сорочки маек на тонких бретельках, а так же маек с глубоким декольте;
- различные элементы декора на сорочке (пример: металлическая фурнитура, вставки из других материалов, шнуровка, яркая вышивка и т. п.).
В летнее время допускается ношение сорочек с укороченным рукавом.
Женщины обязаны в любое время года носить колготки, чулки или гольфы, в зависимости от длины юбки, платья или брюк. Колготки должны быть однотонными, следующих цветов и их оттенков: чёрный, коричневый, серый.
- декоративных колготок (с рисунками, в сеточку, со стразами и т. п.);
- с юбкой или платьем гольф, носок, подследников.
- обуви с одновременно открытым и мыском и пяткой;
- чрезмерно открытой обуви, типа сандалии и т. п.;
- кроссовок;
- в офисе сапог и другой осеннее-зимней обуви;
- чрезмерно декорированной обуви (цветы, стразы, металлические вставки и т. п.).
Поставив подпись под таким документиком, невольно возжелаешь постричься налысо, покраситься в зеленый цвет или набить себе татушку на шее.
Снимать разрешено
Начать стоит с того, что подобные требования практически всегда незаконны. Где бы вы ни находились - в кафе, магазине, супермаркете, на улице, и что бы вы ни снимали - ценники на витринах, продаваемые товары, само помещение, в котором находитесь, сотрудников МВД и других ведомств, находящихся при исполнении своих должностных обязанностей, вы имеете на это полное право. То есть все, что может попасть в объектив вашего фотоаппарата или видеокамеры, можно смело снимать. Исключения, конечно, тоже существуют, но все они четко определены законом, и о них мы поговорим отдельно. А теперь, собственно, обоснование вышеизложенного тезиса.
Стратегически Неважный объект
Представим, что какой-либо мост (или тоннель, или транспортная развязка) объявлен стратегическим или режимным объектом и съемка там запрещена. Однако по этому мосту (тоннелю, развязке) ежедневно проходят тысячи машин и людей, а значит, такой объект в принципе не может быть режимным или стратегически важным. Он явно является общедоступным, и съемка там не может быть запрещена. Но здесь стоит сделать оговорку и пояснить, что съемка в пределах территории, например ГЭС, действительно запрещена. Саму плотину можно снимать со стороны, но вот попытка съемки при нахождении непосредственно на территории объекта, в том числе на проезжей части, незаконна.
Съемка в магазинах и кафе
Отдельно о торговых центрах, магазинах, супермаркетах, кафе и ресторанах: тут дополнительно действует закон «О защите прав потребителей». Согласно ему человек имеет право получать и использовать любую информацию о товарах и услугах в любом магазине, торговом центре или кафе. Причем делать это можно любым удобным способом, в том числе и с помощью фото- и видеосъемки. Закон «О защите прав потребителей» никоим образом не ограничивает граждан в средствах и способах фиксации информации. Запрет же на съемку, напротив, ущемляет права потребителя и может быть оспорен, в частности, в комиссии по правам потребителя. Что касается желания владельца, продавца, официанта или охранника прекратить ваши действия по фото- или видеосъемке, то это не более чем сотрясание воздуха. Как уже было сказано, ограничить право человека на фиксацию информации любым удобным способом может лишь закон. К счастью, законотворчество в России не возложено на плечи продавцов, охранников и владельцев магазинов.
Музеи и галереи
Так же, например, в музеях и галереях запрет на съемку ввести никто не может. Сам факт фото- и видео-съемки в подобных учреждениях никаких законов не нарушает. Ограничения на доступ могут быть связаны только с неудовлетворительным состоянием экспонатов, отсюда запрет на вспышки. Брать плату за съемку музеи тоже не имеют права, хотя всегда берут, и даже открыто уведомляют об этом посетителей.
Частная территория
Иногда против человека с фотоаппаратом может быть выдвинут интересный аргумент - «Вы находитесь на частной территории, мы можем запрещать здесь все, что хотим». Обратимся к закону. Даже в случае нахождения на частной территории никто не может запретить получать и использовать информацию. Иногда владельцы заведений ссылаются на статью 209 Гражданского кодекса РФ, в которой говорится о правомочиях собственников. Но при фото- и видеосъемке права собственника по закону не ущемляются. Более того, в пункте 2 статьи 209 ГК РФ закреплено, что собственник, распоряжаясь своим имуществом, не может ограничивать охраняемые законом права других лиц: «Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц…»
В статье 29 Конституции РФ установлено право на получение информации, федеральным законом от 27.07.06 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в пункте 2 статьи 7 установлено, что «общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации». То есть, запрещая снимать на территории даже своего кафе или магазина, собственник не только не может подкрепить свои действия законом, но и сам становится нарушителем действующего законодательства. Все вышеизложенное правомерно и в отношении любой другой территории, имеющей статус частной собственности, но не ограничивающей свободное посещение всеми желающими.
Коммерческая тайна
Однако бывает и так, что при попытке фиксации информации с помощью фотоаппарата или видеокамеры появляется все тот же продавец (официант, охранник, владелец) и начинает рассуждать о коммерческой тайне. Но и это не более чем пустой звук, поскольку общедоступная информация по определению не может быть коммерческой тайной. Более того, коммерческой тайной может обладать только определенный круг лиц. Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя в соответствии со статьей 10 Федерального закона РФ от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» следующие действия: определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну; ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка; учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана; регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров; нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
В случае если все вышеуказанные меры не предприняты, запрет на съемку незаконен. Подчеркнем, соблюдены должны быть абсолютно все вышеизложенные требования, а не только некоторые из них. Кроме того, запрет на съемку со ссылкой на «коммерческую тайну» без соблюдения вышеуказанных условий является нарушением статьи 8 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Если ваши аргументы бессильны
Однако бывает и такое, что ваши аргументы в пользу законности фото- или видеосъемки не принесли желаемого результата, а все тот же охранник (продавец, официант, владелец) переходит в активное нападение и пытается отобрать фотоаппарат или выгнать вас из заведения. Такие действия можно иногда квалифицировать как хулиганство (если камера разбита или вы получили травму), что, в свою очередь, дает основание для наказания обидчика в гражданском или даже уголовном порядке. Также вы можете вызвать полицию, обратиться в суд, прокуратуру, Роспотребнадзор. Наказание, которое грозит при этом обидчику, может быть весьма разнообразным: от штрафа по административному кодексу до уголовной ответственности в случае хулиганских действий (принудительного выдворения, нанесения увечий или порчи имущества).
Снимаем госслужащих при исполнении
Но что делать, если вы столкнулись с попыткой пресечь фото- или видео-съемку на улице? Например, если вы пожелали сфотографировать бравого полицейского, патрулирующего вокзал, или сотрудника ДПС, который остановил вас и, как вам кажется, превышает свои полномочия. В данном случае следует ссылаться на Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 года N 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию». В нем, в частности, говорится:
«...Деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается… в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемых ими решений, связанных с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан…» Более того, на помощь гражданам в данном случае приходит Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», одним из положений которого является «публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (статья 3, пункт 3). И, наконец, в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (статья 8, пункт 4, подпункт 3) говорится, что «не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». А поскольку все сотрудники МВД, МЧС, ФСБ, прокуратуры и прочих структур являются сотрудниками государственных органов, следовательно, они не могут ограничивать получение человеком информации, в том числе посредством фото- или видеосъемки, даже если он не является представителем СМИ.
Съемка людей. Что законно, а что нет?
Теперь пара слов о фото- и видео-съемке людей. В общественных местах съемка не запрещена и фотографировать можно кого угодно. Однако на практике были случаи, когда фотографии курящих или полуобнаженных знаменитостей выкладывали в сеть, и те пытались оспорить правомерность съемки. Суды шли по пути того, что поскольку звезды позволяли себе появляться на публике с сигаретой либо в полуобнаженном виде, то такое поведение не является их тайной, а фотографирование не нарушает их конфиденциальность и является правомерным. То есть вы можете смело снимать в общественных местах кого угодно в каких угодно положениях, ситуациях и позах, не опасаясь последствий. Однако не стоит переходить определенные границы - использование снимков людей в коммерческих целях без их согласия является незаконным, даже если они попали в кадр случайно.
Законные основания для запрета на съемку
А вот теперь поговорим о тех случаях, в которых ведение съемки все-таки действительно является незаконным. Как было сказано выше, для соответствующего запрета должны иметься установленные законом основания. Итак, вот они.
Во-первых, снимать железнодорожные объекты запрещено. Это установлено в распоряжении ОАО РЖД № 1693р от 12 марта 2004 года. Вместе с тем, данное правило распространяется лишь на съемки, результат которых будет использован в коммерческих целях, то есть фотографирование в личных целях не запрещается, что установлено в тех же правилах.
Во-вторых, в целях безопасности съемка самолетов при их взлете и посадке запрещена. Кроме того, статья 11.17 КоАП РФ закрепляет ответственность за нарушение правил фотографирования, видео- и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна.
В-третьих, запреты на съемку в судах и исправительных учреждениях установлены федеральным законодательством, в частности Гражданский процессуальный кодекс РФ в статье 10 регламентирует, что осуществлять съемку можно только с разрешения суда. КоАП в части 3 статьи 24.3 установил запрет на осуществление съемки без разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Арбитражным процессуальным кодексом РФ в статье 11 установлено, что съемка разрешается в арбитражных судах лишь с разрешения председательствующего судьи. Уголовно-процессуальный кодекс РФ в статье 241 установил аналогичное правило.
В-четвертых, в Уголовно-исполнительном кодексе РФ установлено, что съемка осужденных допускается лишь с письменного согласия самих осужденных (пункт 4), а съемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляется с разрешения администрации учреждения (часть 5).
В-пятых, приказом ФСБ РФ от 10 сентября 2007 года N 458 «Об утверждении Правил пограничного режима» (пункт 1.9.8, подпункт « б») лицам, находящимся в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль государственной границы, запрещается без разрешения начальника пограничного управления ФСБ осуществлять съемку пограничных нарядов и объектов пограничных органов.
Также необходимо сказать о том, что локальными нормативно-правовыми актами учреждений и организаций может быть установлен запрет на фото- и видеосъемку. При желании осуществлять такую съемку необходимо удостовериться, что запрета нет. Сразу стоит оговориться, что данное утверждение не распространяется на те же магазины, кафе, музеи и прочее. В частности, помимо уже перечисленных объектов, где съемка прямо запрещена законом, снимать нельзя в здании Госстроя России, Министерства топлива и энергетики России, ФСБ России, в здании Федеральной службы по надзору в сфере транспорта России, на территории и в помещениях Минтопэнерго России, на территории объектов Федеральной таможенной службы. При этом съемка сотрудников перечисленных служб и ведомств при исполнении их обязанностей вне «рабочих» помещений разрешена. Также запрещено снимать корабли и военные объекты на берегу с борта иностранных кораблей, проносить съемочную и звукозаписывающую аппаратуру и вести съемку на заседаниях Госдумы, снимать на территории ГЭС, АЭС и воинских частей без разрешения руководства этих учреждений.
И не стоит забывать о таких понятиях, как «государственная» и «коммерческая тайна». Однако вряд ли вы получите доступ к такой информации, не узнав предварительно о ее особом статусе, подкрепленном очевидными признаками, и не подписав документы, свидетельствующие о получении вами допуска к какой бы то ни было «тайне».
Засекречивание каких-либо сведений регулирует закон «О государственной тайне». В нем (ст. 5) определен перечень сведений, которые составляют государственную тайну. Также подобный перечень утвержден указом Президента от 30 ноября 1995 года, с перечислением органов власти, которые уполномочены засекречивать конкретные сведения.
Важно помнить, что перечни эти носят ориентирующий характер, поскольку представляют собой «совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством». Проще говоря, не любая информация указанных категорий относится к «тайне», необходимо еще произвести ее засекречивание. На практике очень часто про это забывают, считая «тайной» вообще всю информацию тех категорий, которые содержатся в «перечнях».
В различных ведомствах существуют так называемые «перечни сведений, подлежащих засекречиванию», которые более детально описывают то, что необходимо относить к государственной тайне. Чаще всего эти перечни сами секретны либо имеют статус «для служебного пользования».
Процесс засекречивания включает в себя экспертную оценку обоснованности такого отнесения и присвоение сведениям соответствующего грифа секретности. На носители таких сведений наносятся реквизиты, описанные в ст. 12 закона. Если вы не видите таких реквизитов, то никакой «государственной тайны» нет. Секретные сведения вы без допуска не увидите, и конечно же, никто не сможет «засекретить» какой-нибудь мост, рядом с которым и по которому ежедневно проходят тысячи человек.
К уголовной ответственности по статье 283 УК за разглашение государственной тайны может быть привлечен только тот, кто имел допуск к работе с такими сведениями или давал подписку об их неразглашении. К ответственности по ст. 283¹ за незаконное получение такой информации может быть привлечен и тот, кто никакого допуска не имел, но при этом знал, что получаемая информация секретна. К сожалению, в тексте самой статьи этого не отражено, а доказыванием умысла на получение именно информации, составляющей государственную тайну, следствие зачастую не занимается. Кроме того, существуют и другие статьи Уголовного кодекса, сформулированные похожим образом, например, 275 и 276. В результате приговоры за незаконное получение таких сведений выносятся в отношении людей, которые допуска к государственной тайне не имели. Более того, причиной осуждения может стать разглашение общедоступной информации: так, несколько приговоров было вынесено за передачу сведений о перемещении танков, совершавшемся открыто [Женское дело. Что известно об осужденных за смски женщинах из Сочи // team29.org/story/sochi/].
Статьей 4 закона о СМИ средствам массовой информации также запрещено разглашать любую охраняемую законом тайну. При этом тайна остается тайной даже в том случае, если она уже кем-то разглашена или даже опубликована в открытых источниках. Согласно пункту 35 Инструкции по обеспечению режима секретности в РФ, утвержденной постановлением Правительства РФ от 5 января 2004 г. 3--1, факт опубликования информации не является основанием для изменения или снятия грифа секретности. Привлечь к уголовной ответственности в такой ситуации невозможно, но надзирающий орган может вынести средству массовой информации предупреждение [О вынесении такого предупреждения газете «Коммерсантъ» можно прочитать на сайте газеты: «». Там же приводится решение суда, отказавшего в обжаловании предупреждения.].
Другой сферой, в которой действуют повышенные требования к защите государственной тайны, является картография. В перечне сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденном указом Президента, присутствуют «геопространственные сведения», раскрывающие результаты картографической деятельности и дистанционного зондирования Земли. Поэтому одним из приказов Роскартографии был определен перечень сведений, которые запрещено наносить на карты [Перечень объектов местности и элементов содержания топографических карт и планов, запрещенных для открытого опубликования (утв. Приказом Роскартографии от 14 декабря 2000 г. 181пр)], включающий в себя различные промышленные объекты (электроподстанции, склады горючего, и т.п.), элементы дорожной сети (тупики и подъездные пути железных дорог, их подпорные стенки, и т.п.), а также другие объекты. Это не значит, что все они секретны -- они просто «составляют государственную тайну», то есть, могут быть засекречены.
Существуют разногласия относительно того, являются ли секретными спутниковые снимки детального разрешения: якобы, секретными являются те из них, которые имеют разрешение лучше двух метров. Обычно в обоснование этого ссылаются на некий «секретный приказ», чаще всего -- на реально существующий приказ Министерства обороны от 30 августа 2006 г. 046, описывающий перечень сведений, подлежащих засекречиванию.
Существуют разъяснения того же Министерства обороны , в котором говорится прямо противоположное: что спутниковые снимки не являются секретными независимо от их разрешения. Для получения снимков с разрешением точнее 2 метров просто предусмотрен особый порядок. Если же речь идет о снимках, полученных иностранными организациями (например, опубликованных в картографических сервисах Google или Bing), то на них требования закона «О государственной тайне» не распространяются вообще: это установлено в его десятой статье.
Согласно Инструкции по обеспечению режима секретности, работы с документами, содержащими государственную тайну, могут производиться только в специально оборудованных и сертифицированных помещениях. Зачастую дополнительные требования по запрету съемки устанавливаются на всей территории предприятия или учреждения, имеющего «режимные» помещения. Законность этого -- под большим сомнением.
В указе от 30 ноября 1995 г. также дается определение термина «режимный объект», который также часто используется в обоснование запрета съемок. К таким объектам указ причисляет военные или государственные объекты, для функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности. Эти дополнительные меры, как правило, описаны в специальных актах, «правилах внутриобъектового режима». Бывают также «правила пропускного режима», регламентирующие проход на объект и выход с него. Часто они совмещаются в одном документе.
Уже упомянутая Инструкция из постановления 3--1 определяет порядок установления пропускного и внутриобъектового режима в здании в том случае, если в нем производится работа с документами, содержащими государственную тайну. Этот режим может включать в себя и запрет съемки. Действует он только на территории самого объекта, снимать его снаружи «режимом» запретить нельзя.
В Инструкции различаются понятия «режимной территории» и «режимного помещения», поэтому, возможно, она разрешает вводить какие-либо запреты внутри здания только в отдельных помещениях, в которых происходит работа с секретными документами.
Бывает, что на объектах, охраняемых частными охранными предприятиями принимаются «правила внутриобъектового режима». Они принимаются не в соответствии с законом «О государственной тайне». Их принятие разрешается законами «О ведомственной охране» и «О частной детективной и охранной деятельности». Такие правила могут содержать ограничения на доступ к информации, установленные другими законами (например, «О коммерческой тайне»). Фактически, «внутриобъектовым режимом» в этих законах и Инструкции по обеспечению режима секретности названы разные вещи (второе название «внутриобъектового режима» в Инструкции -- «режим секретности»).
Седьмая статья закона «О государственной тайне» также содержит перечень сведений, которые не могут засекречиваться.
Кроме того, существуют целые населенные пункты, на территории которых введены дополнительные ограничения, связанные с защитой государственной тайны. Это -- так называемые ЗАТО, «закрытые административно-территориальные образования». Те нормы, которые содержатся в законе о ЗАТО, касаются только вопросов местного самоуправления, землепользования, государственной поддержки жителей ЗАТО и других подобных вопросов. Они не ограничивают прав проживающих в ЗАТО граждан по сравнению с теми ограничениями, которые содержатся в законодательстве о государственной тайне. Единственное существенное ограничение, содержащееся в законе -- это особый порядок въезда и постоянного проживания, для которых требуется разрешение.