Когда стали платить пенсии в ссср. Миф: Колхозникам не платили пенсий. Сравнение пенсионного обеспечения ссср и рф
Про пенсии в современной России, сказано уже многое. Надо прямо сказать, пенсии не отвечают сегодняшней экономической ситуации в стране.Даже на первый взгляд надо сказать, что её едва хватает что бы свести концы с концами. Но говорить так, что пенсионеры умирают с голоду конечно нельзя. Я знаком со многими пенсионерами. Так вот все они получают гражданские пенсии в сумме от 9 до 15 тыс рублей. Откуда в России пенсии в 4-5 тыс рублей не пойму. Или у данных пенсионеров не хватает стажа, или в советское время, они работали на совершенно низкой оплате труда.
Их участие будет добровольным, и работодатели не будут обязаны вносить свой вклад. Неясно, когда добровольный компонент новой пенсионной системы вступит в силу. Как только система будет запущена, участники смогут выбирать между тремя фондами с различными инвестиционными стратегиями и профилями риска-возврата. Если они не смогут сделать выбор, их взносы будут перечислены в фонд по умолчанию, который является безопасным фондом. Активы в трех фондах будут распределяться следующим образом.
Чтобы предоставить средства системе, владельцам активов необходимо будет получить лицензию. Административная основа для новой пенсионной системы предусматривает, что вкладчики могут получить доступ к пунктам присутствия, таким как почтовые отделения и отделения банка, для обеспечения общенационального распространения.
Однако если говорить о пенсиях в СССР, надо отметить, что и там много не давали. Да максимальная пенсия была в сумме 132 рубля в месяц. Но это максимум. В 1985 году средняя пенсия в СССР была вообще 72 рубля.
А вот с пенсиями колхозников вообще плохо. Так до 1964 года колхозники пенсий вообще не получали, а в 1964 году власти решили платить пенсии.
Затем взносы будут направлены в Центральное агентство по ведению документации, которое направляет капитал различным управляющим фондами, которые затем помещают их в выбранный фонд. Ведение бухгалтерского учета централизовано, чтобы поддерживать низкие тарифы.
Характеристика пенсионной реформы ссср
Профессиональные пенсииДля работников Организация-учредитель. Обязательная система пенсионного обеспечения для частного сектора управляется организацией «Организация резервных фондов» сотрудников. Она является частью Министерства труда центрального правительства и администрирует и регулирует все вознаграждения работникам, а аутсорсинг управления активами схемы для управления фондами Традиционно активы управляются государственными банками. Работодатели могут быть освобождены от участия, если их пенсионные планы обеспечивают как минимум такой же уровень пособий.
Но что это были за пенсии?
Вот их величина.
В целом размер месячных пенсий, выплачиваемых колхозникам Европейского Севера, увеличился с 1965 по 1985 г. в 4 раза при достаточно малых размерах инфляции. При этом в середине 1960-х гг. средний размер пенсии был близок к минимальному, а в середине 1980-х гг. превышал его почти в 2 раза (табл).
Пенсионное обеспечение в ссср
Все три являются обязательными для сотрудников. В то время как система страхования связанных с дебиторами работников - это схема страхования жизни, на которую только работодатель вносит 5% заработной платы и которая предназначена для предоставления пособий семье в случае смерти кормильца, две другие схемы являются непосредственно пенсионными -Связанный.
Выделим основные особенности
«Пенсионный план работников» - это план с установленными выплатами, на который работодатели и правительство вносят соответственно 33% и 16% заработной платы. Пенсионный доход по этой схеме возможен в возрасте 58 лет, а досрочный выход на пенсию с льготными льготами возможен с 50 лет. Одна треть капитала может быть снята в виде паушальной суммы.
Средний размер месячных пенсий, назначенных по Закону о пенсиях членам колхозов (руб.)
1965 г . |
1970 г . |
1980 г . |
1985 г . |
1989 г . |
|
РСФСР |
12,5 |
14,1 |
34,8 «Программа резервных фондов сотрудников» представляет собой схему с установленными взносами с управляемой нормой прибыли, которая предоставляет единовременные пособия во время выхода на пенсию. Члены могут частично отбирать товары для определенных целей, таких как покупка дома или покрытие медицинских расходов. каждый из них вносит 67% заработной платы. Установленная правительством ставка доходности в настоящее время составляет 5%. Работодатели должны компенсировать недостатки в инвестиционном доходе. Максимальные критерии пенсионных выплатПомимо этих схем существуют специальные обязательные резервные фонды для определенных профессиональных групп, таких как «Провиденциальный фонд угольных шахтеров», Фонд обеспечения плантации чая Ассам, резервный фонд Джамму и Кашмир и Фонд моряков. Они создаются как независимые тресты и управляются представителями работодателей и работников в качестве доверенных лиц. Взносы работодателя и работника облагаются налогом, инвестиционный доход освобождается от налогообложения, а налоги облагаются налогом. |
47,5 |
75,1 |
Архангельская область |
12,8 |
14,4 |
37,8 |
54,2 |
82,1 |
Вологодская область |
12,2 |
14,3 |
37,3 |
50,4 |
76,7 |
Карельская АССР Средние показатели пенсииСуществуют строгие правила инвестирования для Освобожденных фондов, которые определяют минимальные инвестиционные лимиты. Правила следующие. 25% активов необходимо инвестировать в центральные государственные облигации. 15% активов необходимо инвестировать в государственные облигации или облигации предприятий государственного сектора, гарантированные центральными правительствами или правительствами штатов. Уважаемые посетители портала «Пенсионный эксперт»!30% необходимо инвестировать в облигации государственных финансовых учреждений или предприятий государственного сектора. Остальные активы могут быть инвестированы в одни и те же категории активов. Добровольные профессиональные схемы. Добровольные профессиональные схемы, называемые пенсионными фондами, предназначены для сотрудников организованного сектора и предоставляют дополнительные пенсионные пособия, главным образом в виде планов с установленными взносами. Средства пенсионного страхования могут либо осуществляться внутри страны в качестве целевого фонда, либо внешне в сотрудничестве со страхованием жизни компании. |
12,0 |
12,8 |
30,7 |
42,9 |
71,9 |
Коми АССР |
12,5 |
13,2 |
30,9 |
42,0 |
70,6 |
Как видим размер средней пенсии в 65 году был 12.5 рубля, а в 70 всего 14.1 рубля.
Ну как понимаем особо не разгуляешься. Это даже не нищета. Это вообще за пределами понимания. И это при том, что Советская власть и зарплату в колхозах совсем не платило. Так что накоплений у колхозников никаких не было. Вот это почти голод. Так что говорильня о пенсионном рае в СССР, это просто ложь.
Пенсии в СССР. Просто факты.
Верхний предел взносов работодателей в пенсионные фонды составляет 15% от заработной платы; тот же предел применяется к работникам. Взносы облагаются налогом, как и инвестиционный доход, но выгоды облагаются налогом. Тот же лимит действует для всех взносов сотрудников в пенсионные и страховые программы.
Средства пенсионного страхования должны аннулировать накопленный капитал путем покупки аннуитета от компании по страхованию жизни. Однако от 30% до 50% капитала можно взять за единовременную сумму. Инвестиционное регулирование пенсионных фондов аналогично инвестиционным фондам, если они управляются собственниками попечителей. Напротив, средства, управляемые извне, все чаще предлагают инвестиционный выбор для членов. В ходе текущих обсуждений по этому вопросу основное внимание уделяется вопросу о том, должны ли пенсионные фонды иметь возможность инвестировать в утвержденные средства Новой пенсионной системы в среднесрочной перспективе, что бы согласовать принципы внутреннего и внешнего пенсионного обеспечения.
О пенсиях в СССР пишут чаще всего в двух видах. В радужном: каждый советский пенсионер получал в месяц 100-120 рублей. В коричневом: совковые пенсионеры жили на 10-15 рублей в месяц. Занимательно, что и радужисты, и коричневые по своему правы.
Начнем с одних из бабушек-дедушек:
Пенсия в
32 рубля
. Была назначена в 1975 году одной из бабушек. Общий (прерывный) стаж - немногим более 11 лет. Зарплата за последние 8 лет 100-110 рублей.
Пенсия в
45 рублей
. Была назначена в 1967 году. Это вторая бабушка. С 1930-х годов работала машинисткой. Зарплата в последние годы работы 90 рублей.
Пенсия в
60 рублей
. Была назначена в 1975 году. Дед имел 45 лет непрерывного стажа (в разных специальностях). Предпенсионная зарплата - 120 рублей.
Пенсия в
1
05 рублей
. Была назначена в 1972 году. Второй дед был главбухом.
В то время как большинство других стран сталкиваются с серьезной демографической проблемой, индийская демография будет развиваться более благоприятно. Однако, как и другие страны, Индия находится в процессе реструктуризации своей пенсионной системы, особенно увеличить охват формальных пенсионных систем. В настоящее время существует широкое и сложное множество существующих схем, которые преимущественно нацелены на государственных служащих и сотрудников в организованных секторах. Новая пенсионная система имеет потенциал для модернизации пенсий для государственных служащих, а также для предоставления неорганизованным работникам сектора доступа к формальной пенсионной системе на добровольной основе.
Итак, перед нами минимальная пенсия 32 рубля , максимальная - 105 рублей . То есть средняя пенсия дедов-бабушек равна минимальной заработной плате установленной в 1970-х годах. То есть 70 рублям.
Но если смотреть раздельно, то выходит следующее. Одна семья имела общую пенсию 92 рубля (средняя выходит 46 руб.), а вторая - 150 рублей (средняя - 75 руб.). Это факты из жизни. А теперь официоз. Правдивый. Из советской брошюры "Пенсии рабочим и служащим" . Тираж 300 тыс. экз. В общем, доступная информация.
Создание пенсионного регулятора также поддержит модернизацию финансовой системы Индии. Тем не менее успех новой пенсионной системы будет зависеть от принятия неорганизованных работников сектора. Поэтому вопрос о том, как покрывать работников неорганизованного сектора, остаются на повестке дня в предстоящие годы.
Сколько была минимальная пенсия?
Генриетта Ляховицкая - русский еврей, пенсионер и живет от двух евро в день в Берлине. Немецкая бюрократия делает их обедневшими. Гордость за ее красоту - несломанная, любимая блузка из магазина Секонханд. Маленькая женщина с высокорослыми, белоснежными волосами, красно-красными губами остановилась на этот приговор. Затем она беспокойно бежит через свою 1, 5-комнатную квартиру в берлинской свадьбе.
Для начала разъяснение, откуда брались средства для пенсионных выплат в СССР. Из взносов предприятий в государственное социальное страхование.
Взносы уплачивались без каких-либо вычетов из зарплаты.
Более того, даже
отсутствие таких взносов не лишало рабочих и служащих права на пенсию.
Пенсия по возрасту на общих основаниях
устанавливалась при достижении мужчинами 60 лет, а женщинами 55 лет, при общем стаже работы не менее 25 и 20 лет соответственно.
Пенсия по возрасту при неполном стаже работы
назначалась рабочим и служащим при наличии следующих условий:
а)
достижение пенсионного возраста
(см. выше)
в период трудовой деятельности,
б)
если они проработали в общей сложности не менее пяти лет,
в)
непосредственно перед выходом на пенсию проработали не менее трех лет,
г)
обратились за пенсией не позже месячного срока со дня прекращения работы. Отметим, что к этой пенсии надбавки не начислялись.
Льготные пенсии, а также персональные, мы здесь рассматривать не будем.
Историю развития советской пенсионной системы тоже оставим за пределами данной заметки.
Она садится, но ее гнев не успокаивается. Ее руки прыгают по воздуху. Мы должны постоянно просить о поддержке со стороны службы социального обеспечения, - твердо говорит она. «Как лечат здесь паразитов!». Генриетта настаивает на том, чтобы ее назвали по имени. Так что это в их доме, распространенном в России, а не жесткой «г-жа Ляховицкая». Моя жизнь научила меня мало делать, - говорит она. Двое евро в день достаточно для ее еды, так как она точно знает, в какой дисконтер, которую она получает, который предлагает.
Тщательно она хранит книгу о своих расходах. Генриетта стремится к спасению, только поэтому ей достаточно хватало, чтобы ездить в Россию один или два раза в год. Встречать там своих друзей. И забрать ее российскую пенсию. Кроме того, возродить еврейские общины в Германии.
По единой шкале пенсия по возрасту на общих основаниях для рабочих и служащих исчислялась так (1980-е годы):
Максимальный размер пенсии по возрасту на общих основаниях составлял 120 рублей.
Пенсионерам по возрасту при неполном стаже работы пенсии рассчитывали следующим образом:
a разделить на 300 умножить на b , где а - полная пенсия исчисленная из среднемесячного заработка, 300 - нужный общий стаж в месяцах (25 лет по 12 месяцев - для мужчин, для женщин вместо числа 300 будет 240 , т.е. 20 лет в месяцах), b - число месяцев имеющегося стажа. По такой формуле была рассчитана пенсия одной из моих бабушек (32 рубля).К стандартной пенсии полагались еще и надбавки (это не касалось пенсионеров с неполным стажем работы).
Надбавка 1 : За непрерывный стаж работы (больше 15 лет) - 10%.
Надбавка 2 : За длительный стаж работы (свыше 35 лет у мужчин и свыше 30 лет у женщин) - 10%
Обе надбавки не могли быть начислены одновременно. Либо первая, либо вторая.
Надбавка 3 : За длительный непрерывный стаж на одном предприятии (25 лет) при длительном общем стаже (35 лет) - 20%
Эта надбавка не могла быть начислена с другими надбавками.
Генриетта приехала в Германию в соответствии с Законом «О беженцах, полученных за гуманитарные мероприятия по оказанию помощи». В ее паспорте стояли гражданство: «Еврей». Советская особенность, будучи евреем в то время, была не просто религией. Ей не нужно было доказывать немецкие корни.
Но, как и десятки тысяч других контингентных беженцев, у Генриетты есть проблема с юрисдикцией Германии. Квота беженцев исключены из Закона о наркотиках. Это означает, что рабочие годы в Советском Союзе не признаются немецкой пенсионной системой. Следствие: крошечные пенсии и переход на социальные услуги.
Пенсии в СССР исчислялись из полного заработка, а не из суммы, которую получали на руки после удержания подоходного налога.
Сельским жителям назначалась пенсия на
15% меньше
, чем рабочим и служащим. То есть,
максимальная пенсия для этой категории граждан составляла 102 рубля, а минимальная - 34 рубля
. В тоже время,
сельчане имели определенное преимущество перед рабочими и служащими.
Дело в том, что
работающие сельские пенсионеры
получали пенсию полностью, не взирая на размер их заработка. У рабочих и служащих с этим было посложнее -
работающий пенсионер
не мог иметь общий доход (пенсия+зарплата) свыше определенной суммы. В случае превышения лимита пенсия снижалась на размер этого самого превышения.
Пенсия Генриетты, которую она получает из России, составляет около 160 евро. Остальное, чуть меньше 630 евро, будет увеличено. Это означает, что на него распространяются условия: никакие поездки, длившиеся дольше одного месяца, не будут зачислены сбережения более 600 евро и другие доходы. Это похоже на родительскую пенсию. «Это сука!» Генриетта в ярости.
Их трудовые годы в Советском Союзе признаны. С другой стороны, квоты-беженцы считаются «лицами, не являющимися гражданами Германии», и поэтому не имеют права на равное обращение. В течение многих лет он и Центральный совет евреев проводили кампанию за изменение закона - пока что безуспешно.
История пенсий в СССР.
В 1917 году придя к власти большевики упрознили царские пенсии, а свои вводить не торопились. Подавляющее большинство советских трудящихся не получали пенсии по старости 20 лет, колхозники - почти 40 лет.
В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923-м для старых большевиков, в 1928-м для работников горнорудной и текстильной промышленности, в 1937 году - для всех городских рабочих и служащих. При этом максимальная пенсия при Сталине составляла 300 "старых" рублей в месяц (30 руб. в месяц после 1961 года).
Как будто она не хочет, чтобы гнев захватил слишком много ее имущества, Генриетта резко меняет тему. Нет физического времени! Процессы в природе безвременны! Время - это социальная конструкция, а в физическом плане - не что иное, как пустая переменная - вот их гипотеза, которая сложилась, когда она все еще была физиком. Это заявление может революционизировать теоретическую физику. Позже она сделала себе имя специалиста по патентам. И это, хотя ее институт был «полон мужчин». «Я Эйнштейн в юбке, друзья всегда говорили».
Она смеется. Они назвали ее Эйнштейном в юбке. Была ли ей легче? Нет, говорит она немедленно. Я еврей. В России она получила золотую медаль за хорошую учебу, но ей не разрешили учиться в университете по своему выбору. Для евреев в Советском Союзе существовали квоты на всевозможные предметы: университеты, рабочие места, разрешения на иммиграцию. Быть евреем было гражданством, - говорит Генриетта. В детстве Генриетта жила в Ленинграде вместе со своей матерью и ее пятилетним старшим братом. Отец, адвокат, был на фронте, так как она могла думать.
Что касается колхозников, хрущевская пенсионная реформа 1956 года, установила всем им одинаковую пенсию 12 руб. в месяц, что примерно равнялась стоимости 4,5 кг. вареной колбасы. В 1973 году выплаты по пенсиям повысили до 20 руб, а в 1987 году - до 50 руб. Колхозам, работающим с прибылью, разрешалось выплачивать своим бывшим членам колхоза надбавки к пенсиям.
"Потолок" пенсий в СССР составлял 120 рублей в месяц. Советский рубль был неконвертируемый, но если взять официальный курс Госбанка, применяемый для внешнеторговых операций, а затем перевести доллары в современные рубли, выйдет около 4000 тыс.рублей - это значительно меньше, чем имеют современные российские пенсионеры. А ведь максимальную (120 руб.) пенсию получали далеко не все.
Персональные пенсии придумали большевики в 1923 году. В 1925-м, 1956-м и 1977 годах законодательство корректировалось, а сами персональные пенсии увеличивались. В СССР существовало три категории персональных пенсионеров:
1. Пенсионер союзного значения.
2. Пенсионер республиканского значения.
3. Пенсионер местного значения.
Персональная пенсия союзного значения равнялась 250 руб., республиканского - 160 руб., местного - 140 руб. Кроме того таким пенсионерам ежегодно выплачивались одна или две месячные пенсии " на оздоровление".
Действительные члены Академии наук СССР получали надбавку за академическое звание в размере 500 руб. в месяц, члены-корреспонденты - 400 руб. Она выплачивалась пожизненно и плюсовалась сначала к зарплате, а затем к пенсии.
Персональная пенсия секретаря ЦК КПСС составляла 300 руб. в месяц, кандидата в члены политбюро ЦК КПСС - 400 руб., члена политбюро ЦК КПСС - 500 руб. За высокопоставленными отставниками сохранялись государственные дачи и машины с водителями.
Первый секретарь обкома, уходя на персональную пенсию, получал квартиру в Москве.
Когда в 1994 году в СССР вернулась из эмиграции дочь Джугашвили (Сталина) Светлана Алилуева, ей назначили персональную пенсию, дали машину с шофером и талоны на кремлевское питание, хотя она не имела не только особых заслуг, но и положенного по закону трудового стажа.
Создание органов социального обеспечения советского периода началось буквально в первые дни после Октябрьской революции. Так, уже 29 октября (по новому стилю 11 ноября) 1917 года, глава нового правительства Владимир Ленин подписал постановление о создании Народного комиссариата государственного призрения.
Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.
Александра Коллонтай возглавляла Наркомат государственного призрения лишь несколько месяцев: с 30 октября 1917 года по 19 марта 1918 года. Но даже за такой короткий срок деятельность первого наркома призрения сыграла важнейшую роль в становлении органов попечительства в Советской республике - в чрезвычайных условиях ведения двух войн (мировой и гражданской), с огромным потоком раненых солдат и людей, оставшихся без средств к существованию.
В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923 году - для партийных активистов («старых большевиков»). В 1928 году - для работников горнорудной и текстильной промышленности. Всеобщие пенсии для городских рабочих и служащих будут введены только в 1937 году.
Пенсионное обеспечение военнослужащих в первые годы Советской власти регулировалось постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 года «Об утверждении Кодекса законов о льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота Союза ССР и членов их семей».
Буквально накануне Великой Отечественной войны, 5 июня 1941 года, было принято постановление СНК СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих и членов их семей», которое определяло размер пенсии в зависимости от заработной платы и причин нетрудоспособности военнослужащих.
С завершением периода НЭПа и началом коллективизации в 1929 году уровень жизни работающего населения быстро падал.
В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих - по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.
Что касается крестьян, то их положение в стране долгое время не менялось, начиная с периода крепостничества. Крестьяне не получали пенсий в доревлюционной России. При Советской власти сельские труженики по-прежнему оставались фактически бесправными. Вплоть до 60-х годов, когда в период хрущевской «оттепели» произошли существенные перемены в социальной сфере. Тогда же в основном завершилось формирование советской пенсионной системы, которая впервые стала всеобщей.
В 1956 году в СССР был принят Закон «О государственных пенсиях».
В 1964 году, с принятием Закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов», пенсионные права в Советском Союзе впервые получили колхозники.
Начиная с 1960-х годов пенсионная система СССР включала две базовые компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников. Впервые законодательно было оформлено всеобщее право на получение пенсии по старости.
В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Некоторые категории трудящихся наделялись правом на получение пенсии за выслугу лет, но эти нормы, как и многие другие исключения из общего правила назначения пенсий в Советском Союзе регулировались отдельными законами.
<Для тех, кто хочет узнать больше>
Пенсионное обеспечение в СССР было фактически бесплатным для работников. В отсутствие страховых отчислений из дохода граждан, пенсии финансировались из общественных фондов потребления.
Источники пенсионных выплат формировались за счет средств государственного бюджета и отчислений из фонда заработной платы предприятий (ставка отчислений составляла от 4% до 12%, в зависимости от сферы деятельности).
Еще одна отличительная особенность советской пенсионной системы - низкий возраст выхода на пенсию: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Эта планка оставалась неизменной с начала 1930-х годов, когда она была установлена по результатам комиссионного обследования рабочих и работниц, выходивших на пенсию по инвалидности. Выводы комиссий сводились к заключению: «К 55 годам большая часть женщин и к 60 годам - большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать».
С одной стороны, ранний пенсионный возраст рассматривался в числе особых привилегий трудящихся при социализме. С другой стороны, увеличивать возрастную планку было невыгодно государству: ранний выход на пенсию был своего рода компенсацией невысокого размера пенсионных выплат.
Кроме того, уровень пенсионной выслуги государство использовало в качестве эффективного инструмента регулирования занятости: льготный пенсионный возраст — когда на пенсию можно было выходить значительно раньше 60-ти и 55-ти лет — устанавливался при опасных условиях труда, а также для работающих в экстремальных климатических условиях, например, на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке. Причем все региональные и отраслевые льготы обеспечивались исключительно за счет государственного финансирования. Как и многие другие пенсионные привилегии, которых за всю советскую историю сложилось немало.
Система пенсионных привилегий в СССР начала формироваться уже в первые годы советской власти.
Первый Декрет Совета народных комиссаров « О персональных пенсиях лицам, имеющим исключительные заслуги перед республикой » вышел 16 февраля 1923 года, с поправками и дополнениями в Декрете от 24 апреля того же года.
Независимо от конкретных заслуг перед государством, на всем протяжении советского периода пенсий существовали три категории пенсионных привилегий: пенсионеры союзного, республиканского и местного значения.
Традиционно правом на получение персональной пенсии наделялись выдающиеся ученые, заслуженные партийные работники, а также носители почетных званий и наград: Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы (трех степеней).
Размер пенсии союзного значения составлял 250 рублей в месяц. Республиканского и местного значения — соответственно, 160 и 140 рублей в месяц. Наряду с регулярной денежной выплатой персональные пенсионеры получали ежегодную доплату на оздоровление — в размере одной или двух месячных пенсий.
Ставки персональных пенсий были относительно невысокими по сравнению в ведомственными надбавками.
Так, например, действительные члены Академии наук СССР получали надбавку за академическое звание в размере 500 рублей в месяц. Члены-корреспонденты - 400 рублей. Доплата за звание выплачивалась пожизненно: сначала в виде надбавки к зарплате, затем — к пенсии.
На особом положении в СССР были также военные пенсионеры. Уровень пенсии отставных офицеров в среднем в два раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Например, отставные офицеры армии и органов безопасности получали пенсионное жалование в 250 рублей в месяц, служащие МВД - 220 рублей. Уровень пенсий высшего командного состава начинался от 300 рублей в месяц.
При этом офицеры на высших должностях были одной из немногих в Советском Союзе категорий пенсионеров, которые имели привилегию продолжать пребывание на службе без ограничений по возрасту. Что само по себе было существенной прибавкой к пенсионному доходу.
Несмотря на многообразие пенсионных привилегий, в том числе компенсации за особые условия труда — средний уровень пенсионного обеспечения в СССР все же оставался довольно низким относительно пенсионных доходов в европейских странах, в том числе уступая европейским странам так называемого «соцлагеря».
Одной из причин такого положения было несовершенное пенсионное законодательство. В Советском Союзе не была законодательно предусмотрена возможность индексации пенсионных выплат в связи с изменениями внешней и внутренней экономической ситуации. Они менялись гораздо чаще, чем происходило реальное повышение пенсий в стране. Также не был прописан регламент изменения ставок минимальной и максимальной пенсий в зависимости от роста зарплат.
Проблемы пенсионного обеспечения в стране резко обострились в конце 80-х годов. На тот момент сложился целый комплекс причин, почему это происходило.
Финансовое состояние пенсионной системы СССР полностью зависело от динамики наполнения госбюджета. В свою очередь, бюджет страны практически полностью зависел от динамики мировых цен на нефть.
В середине 1980-х годов падение цен на энергоносители привело советскую экономику в состояние коллапса: отток валютной выручки резко снизил общий уровень национальных доходов, затем последовало лавинообразное падение объемов производства.
Уже в конце 80-х годов уровень дефицита госбюджета вырос до 10% ВВП. Социальные программы, включая пенсионное обеспечение, сворачивались по всем направлениям.
Но нефтяной кризис 80-х годов лишь обнажил проблемы советского уклада пенсионной системы, а вовсе не стал их причиной.
Численность пенсионеров в СССР значительно увеличилась за последние 30 лет: примерно с 14 миллионов до 34 миллионов с 1961 по 990 годы. В то же время ставки социальных отчислений для предприятий оставались практически неизменными. Доля государственного финансирования пенсий неуклонно возрастала. К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в фонде государственного социального страхования достигала 60%.
Во исполнение закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» было принято постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1989 года «О тарифах взносов на государственное социальное страхование по профессиональным союзам».
Принятые изменения по регулированию пенсионных накоплений в СССР в новых экономических условиях действовало, однако, очень недолго: с 1 января 1990 года до 1 января 1991 года.
Что касается общих изъянов распределительной пенсионной системы, сложившейся в Советском Союзе, то важнейшие из них заключались в следующем.
Во-первых, отсутствие единообразной пенсионной стратегии с унифицированными правилами назначения пенсий. Множественность вариантов пенсионных схем наряду с дополнительными социальными льготами и привилегиями (региональными, отраслевыми, статусными и прочими) порождали непрозрачную и крайне громоздкую систему расчета индивидуальных пенсий.
Во-вторых, избирательность действия пенсионного права, которая стала особенно ощутимой с принятием в СССР закона о предпринимательской деятельности. Массовое появление частных предприятий и развитие форм независимой занятости фактически лишили права на пенсии наиболее активные группы населения.
В-третьих, относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) в условиях общего «старения» населения повышал нагрузку на пенсионную систему, и прежде всего на госбюджет. Критическая зависимость пенсионной системы СССР от бюджетного наполнения обусловила критически низкий запас прочности социальной системы страны в целом.
При том, что конституция страны декларировала всеобщие социальные гарантии, общий уровень жизни в последние годы существования СССР резко понизился, в том числе из-за увеличения доли населения пенсионного возраста. По данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в Советском Союзе были пенсионеры, преимущественно старшего и преклонного возрастов.