Соотношение систем национального и международного права. Соотношение международного и внутригосударственного права: теоретические аспекты
Международное право – система юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного общения.
Международное право занимает наднациональное положение, не принадлежит юридической системе конкретных государств. В современном мире международное право нацелено на регулирование международных отношений. Оно принципиально отличается от внутригосударственного права по способу образования норм, субъектам, особенностям функционирования, методам обеспечения и т.д. По сути, внутригосударственное и международное право две различные системы права, действующие в своих соответствующих сферах.
Расширение в последние десятилетия международного партнерства и сотрудничества в различных областях общественной жизни, возрастающее значение роли международных отношений, усиливают значение международного права в современном мире. Соответственно, наметилась тенденция «внедрения» общепризнанных норм международного права во внутригосударственные правовые системы.
Соотношение международного и национального права России. Названные системы права – взаимосвязанные величины. Международное право, влияет на национальную правовую систему, однако и само призвано ориентироваться на ее особенности, самобытность.
Конституция Российской Федерации 1993 г. впервые в истории нашего государства решает вопрос о соотношении норм международного и внутригосударственного права. Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации утверждает: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора».
Это общее положение в дальнейшем конкретизируется в некоторых других статьях Конституции,
В части 3 статьи 46 говорится: «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».
Часть 1 статьи 62 гласит: «Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации».
В части первой статьи 63 сказано: «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права».
В Основном Законе страны особое место отведено положениям международного права, относящимся к правам человека. В ч. 1 ст. 17 утверждается: «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».
Основополагающие нормы Конституции РФ, касающиеся соответствия норм международного права и внутригосударственного права отражены в Гражданском, Гражданско-процессуальном, Арбитражно-процессуальном кодексах и др.
В гражданском кодексе РФ (п. 2 ст. 7) содержится отсылка к международным договорам: «международные договоры РФ применяются к гражданским отношениям непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта».
Формулировки, аналогичные тексту ст. 15 ч. 4 Конституции РФ, приводятся в ч. 1 ст. 7 Гражданского кодекса РФ, ст. 10 Трудового кодекса РФ, ч. 2 ст. 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 4. Земельного кодекса РФ, ст. 7 Налогового кодекса РФ, ст. 6 Семейного кодекса РФ и в других правовых актах.
В юридической литературе каналом «вхождения» международного права в национальное признается применяемый законодателем прием отсылки. Имеется в виду юридически предоставляемая возможность использования для урегулирования внутригосударственных отношений правил, установленных международными нормами или международным договором.
Вопрос о соотношении международного и национального российского права – дискуссионный. Одни ученые-юристы исходят из приоритета (примата), верховенства национального права, другие, напротив, настаивают на примате международного права над национальным. Не вдаваясь в дискуссию, отметим следующее: осмысление соотношения международного права и российской правовой системы способствует пониманию их глубокой взаимосвязи, необходимой в условиях современного мира, современной цивилизации. Очевидно и то, что состояние национального правового изоляционизма может негативно влиять на путь развития правовой системы общества, на ее регулятивные возможности.
В современном мире наблюдаются постоянные, все более интенсивные интеграционные процессы государств. Все чаще им приходится заниматься поиском путей решения общих проблем. Происходит усиление их взаимозависимости. Совместное решение глобальных проблем приводит к новому содержанию соотношения норм национального и международного права. Оно является многоуровневым, способы влияния первых на вторые проявляются по-разному, так как нормативные акты каждой страны по-разному отражают международные акты.
Тенденция динамичного соотношения национального и международного права проявляется как в масштабных взаимовлияниях правовых систем, так и во все большем "проникновении" международных принципов и норм в национальные правовые системы. В России характер такого соотношения норм определяется положениями ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации.
В то же время речь должна идти не об одностороннем примате одних над другими, а о строгих национально-государственных критериях такого соотношения. По мнению специалистов (Ю.А. Тихомиров), критериями здесь могут быть:
Признание в качестве основополагающего принципа национального и международного права суверенитета народа и государства;
Конституционные процедуры имплементации международных норм в национальную правовую систему, начиная с проверки конституционности проектов международных договоров, соответствия их законодательству и кончая ратификацией в форме федерального закона и иными процедурами;
Принятие правил "оговорок" и "соответствия публичному порядку" при одобрении актов и вынесении судебных решений;
Использование широкого спектра правотворческих, правоприменительных и структурно-компетенционных средств выполнения международных обязательств России, как и любой страны, в рамках собственной правовой системы;
Учет установления коллизионных правил и процедур, позволяющих преодолевать противоречия между нормами национального и международного права.
В процессе правотворчества и правоприменения, толкования права необходимо полностью и корректно учитывать соответствующие принципы и нормы международного права. При этом часто возникают определенные трудности, так как национальные и международные нормы должны сопоставляться, сравниваться и применяться не изолированно, а в контексте своих правовых систем.
Среди норм международного права высокой степенью юридического оформления обладают международные договоры, а среди них - учредительные договоры, выступающие как базовые акты - принципы. Не меньшее значение имеют "общепризнанные принципы и нормы" как базовые регуляторы. Согласие на их действие должно даваться страной в официальном порядке. Наиболее сложным является определение масштабов их применения разным количеством государств по степени охвата интересов. Это определяется тем, что не все государства признают эти нормы и реализуют их, не везде одинакова правовая практика.
Нормы международного права "построены" с учетом их системной взаимозависимости. Для них присуща большая степень своего рода нормативной концентрации. Они делятся на нормы-дефиниции, нормы-принципы, нормы-цели, коллизионные нормы и другие. Используемые в них презумпции дают нормативную ориентацию национальным нормам, задавая направление процессу регулирования.
В то же время нормы национального права отражают разные уровни внутрисистемных связей. Для них характерна трех- или двухчленная структура - гипотеза, диспозиция и санкция; либо гипотеза, диспозиция; либо диспозиция, санкция. Международные нормы влияют преимущественно на диспозицию национальных норм. Выбор конкретных регуляторов остается за национальным законодателем.
В оценке соотношения международно-правовых и национальных актов и норм все большую значимость приобретает признание новой роли международного права в процессе сравнительного правоведения. Функция международно-правовых принципов и норм как интегратора заключается в роли общего знаменателя в развитии национальных норм. Ими создаются условия для все более активного использования "правовых образцов" других стран, а также для гармонизации национальных законодательств и тесного переплетения национальных и международных норм.
Международное право, будучи по своей природе преимущественно договорным, уделяет большое внимание порядку заключения и выполнения международных договоров. Типичные положения в данной сфере изложены в Венских конвенциях о праве международных договоров.
В России этот процесс регламентируется Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации". Подписанный и ратифицированный федеральным законом международный договор подлежит реализации. При этом важны оговорки и заявления о применении вместо положений какой-либо статьи договора норм национальных законов, о совместимости обязательств, о намерении признать международные стандарты. Федеральные и иные структуры должны принимать меры по его выполнению. Правительство РФ принимает постановления по выполнению обязательств российской стороны, вытекающих из международных договоров: определяется министерство или другое ведомство как национальный (административный) орган по соблюдению данного договора; даются поручения о принятии конкретных решений, правил; заключаются хозяйственные соглашения.
Самой универсальной международной организацией является Организация Объединенных Наций. Учрежденные Уставом ООН органы принимают различные правовые решения. Генеральная Ассамблея - рекомендации, резолюции, решения, рассматривает общие принципы сотрудничества (ст. 18). Совет Безопасности - доклады (общие и специальные), рекомендации, решения о конкретных мерах, срочных военных мероприятиях, собственные правила, процедуры. Решения Совета Безопасности выполняются членами Организации непосредственно и путем их действий в соответствующих международных учреждениях.
Нормативные модели комиссий ООН (по международной торговле и др.), европейских структур (Комиссия по контрактному праву Европарламента и др.) чаще всего служат стандартом для применения в национально-правовых системах.
Источником нормообразования служат и постоянные международные форумы. Участники Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) периодически принимают документы или акты, содержащие их согласованные оценки международных ситуаций и направления совместной деятельности. Все это осуществляется в пределах государственного суверенитета и суверенных прав стран-участниц.
Определенные особенности имеются в процессе унификации права в странах Латинской Америки. Первоначально в них был сделан упор на подготовку кодексов международного публичного и частного права. В послевоенный период возросла роль "кодексов поведения", "стандартов регулирования", "общих принципов регулирования", вводимых с помощью конвенций. В них унифицированные нормы, в основе которых лежат международные договоры, обладают приоритетом в иерархии норм. Межамериканские конвенции, ратифицированные государствами - членами Организации американских государств, формируют единое право. Таковыми являются конвенции о международном частном праве 1928 г. (Кодекс Бустаманте), о получении свидетельских показаний за границей 1975 г., о судебных поручениях 1975 г., об экстерриториальном действии иностранных судебных и арбитражных решений 1979 г. и др.
Ряд международных специализированных организаций своим основным предназначением считают содействие сотрудничеству государств в различных сферах жизни на основе единых принципов и норм: Международная организация труда (МОТ); ЮНЕСКО; Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и другие. Они выполняют большой объем работы по реализации общих международно-правовых актов и собственных решений. При этом нельзя допускать давления и различных ультимативных требований с их стороны.
Вступление государства в международную организацию в различной степени сопровождается выполнением им комплекса мер: об изменении и отмене действующих законодательных и иных актов; о принятии новых или о перестройке национально-государственных институтов; о направлениях и приоритетах своей деятельности. Приведем примеры видов международных правовых документов, являющихся основанием для изменения национальных правовых систем.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод направлена на защиту основных прав и свобод каждой личности. Право процедур позволяет государствам - членам или отдельным гражданам подать жалобу на то государство, которое, как они считают, нарушает положения Конвенции. Европейский Суд по правам человека обеспечивает подателям жалоб прямой доступ к Суду.
Европейская социальная хартия легла в основу законодательных реформ в области семьи, защиты молодых рабочих, прав профсоюзов, социального страхования и т.д. По мнению специалистов, она гарантирует двадцать три основных права.
Европейская культурная конвенция является базисом для межправительственного сотрудничества в сфере образования, культуры, спорта и молодежной политики.
Европейская хартия местного самоуправления использована в России при подготовке соответствующих федеральных и региональных законов.
Межпарламентская Ассамблея СНГ (МПА) принимает разные акты - постановления, заявления и др. Особое место занимают модельные акты, которые разрабатываются в целях создания единого правового пространства СНГ, сближения законодательных решений его государств - участников по наиболее важным, принципиальным вопросам, требующим унификации правового регулирования, устранения противоречий и расхождений между правовыми нормами разных государств - участников СНГ, которые могут нанести существенный вред регулированию общественных отношений.
К видам модельных законодательных актов относятся Общие (основные) принципы, Основы единой политики, модельный закон как типовой законодательный акт Межпарламентской Ассамблеи, содержащий нормы, регулирующие определенную сферу общественных отношений; модельный кодекс. Подготовка модельного акта возможна в виде научной концепции законодательного акта; проекта законодательного акта; проекта определенной части законодательного акта.
Модельный акт рассматривается на пленарном заседании МПА и принимается ее постановлением. Он направляется парламентам государств - участников МПА для рассмотрения в рамках их процедур без какой-либо ратификации. Однако опыт реализации более 100 модельных актов свидетельствует о низкой степени их действия.
В Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества (2000 г.) предусмотрены решения и рекомендации, принимаемые Межгосударственным Советом и Интеграционным Комитетом. Межпарламентская Ассамблея вправе разрабатывать основы законодательства в базовых сферах правоотношений, принимать типовые проекты для последующей разработки актов национального законодательства.
В Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (глава V "Сближение и унификация законодательства") стороны принимают согласованные меры по сближению и унификации законодательных и иных правовых актов сторон, которые оказывают непосредственное воздействие на выполнение ими положений этого договора. К ним относятся:
а) координация деятельности по подготовке проектов законодательных и иных правовых актов, включая проекты правовых актов о внесении поправок в законы и иные акты;
б) заключение международных договоров;
в) принятие модельных актов;
г) принятие соответствующих решений Межгосударственным Советом либо Советом глав правительств;
д) иные меры, которые стороны сочтут целесообразными и возможными, при условии утверждения таких мер Межгосударственным Советом.
В настоящее время все шире применяются принципы и процедуры международного правосудия. Оно служит средством обеспечения исполнения международных норм, которые должны учитываться в национальном законодательстве и государственными органами власти. В частности, национальные суды могут и должны учитывать решения международных судов и использовать их в качестве правовой аргументации и оснований собственных решений.
В Статуте Международного суда ООН определена его компетенция по делам, где сторонами могут быть только государства, а именно:
а) толкования договора;
б) любого вопроса международного права;
в) наличия факта, который, если он будет установлен, представляет собой нарушение международного обязательства;
г) характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства.
В рамках Всемирной торговой организации действует Генеральный Совет как орган по урегулированию споров. Взаимные консультации, согласительные процедуры, добрые услуги, посредничество, жюри - таковы формы его работы. Есть и Апелляционный комитет.
Роль международного коммерческого арбитража определяется тем, что сближение национального и международного права происходит на основе признания публичного интереса - универсального, всеобщего и общего. Взаимоотношения норм служат обеспечению суверенитета народов, государств и охране прав человека, решению общих задач в современном мире.
Международное и внутригосударственное право не существуют изолированно друг от друга. На нормотворчество в международном праве оказывают влияние национальные правовые системы. Нормы национального права регулируют осуществление внешней политики государства, а международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство.
В вопросе соотношения международного и внутригосударственного права в науке международного права имеют место различные точки зрения которые можно условно свести к двум основным направлениям:
Дуалистическое;
Монистическое;
Сторонники дуалистического направления придерживаются точки зрения, в соответствии с которой признается параллельное существование системы международного права и внутригосударственного права. Сторонники такого подхода считают, что правовые системы государств и международное право развиваются относительно независимо, но, одновременно, и во взаимосвязи друг с другом.
Сторонники монистического направления считают, что внутригосударственная правовая система и международное право находятся в определенном соподчинении, а именно или внутреннее право господствует над международным или международное доминирует над внутренним правом. Теория примата международного права над внутренним правом получила широкое распространение.
Как представляется, в практике международной жизни, в той или иной степени, имеют место и первый и второй варианты соотношения внутригосударственного и международного права. С одной стороны, международно-правовые нормы закрепляют права и обязанности только для субъектов международного права, и прежде всего для государств, которые суверенны в осуществлении внешней политики и самостоятельно, независимо и добровольно приобретают права и возлагают на себя обязанности при заключении международного договора. Однако чтобы обеспечить фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне осуществляются меры по трансформации международно-правовых норм в национальное законодательство.
5. Источники мп
К основным источникам международного права относятся международный договор и международный обычай.
Международный договор - это соглашение двух или нескольких сторон-участников международных отношений по поводу взаимных прав и обязанностей, которое выражает согласованную волю сторон и основано на добровольности и суверенном равенстве. Договор является основным источником международного права.
Международный обычай - это такое правило поведения, которое в результате длительного и всеобщего применения признаётся участником международного общения в качестве юридически обязательной нормы. Для международного обычая характерны три элемента:
длительность применения,
всеобщность признания
убеждение в юридической обязательности.
К вспомогательным источникам международного права относятся: решения и постановления международных органов и организаций, которые в основном касаются внутренних вопросов этих международных организаций и поэтому не являются источниками международного права. Следовательно, решения, принимаемые Советом безопасности ООН по существу, применяет нормы международного права к конкретным ситуациям. Вспомогательными источниками для международного права являются и решения международных третейских судов и других третейских органов, которые также не создают новых норм международного права, а только применяют уже существующие, принимая конкретные решения. К вспомогательным источникам международного права относятся также внутригосударственные законы и решения национальных судов, поскольку в определённых обстоятельствах их положения могут получить международное признание и стать договорными или обычными нормами международного права.
И, наконец, третьим вспомогательным источником международного права является научная доктрина, т. е. труды юристов-международников, которые представляют собой лишь мнение отдельных людей, но служат вспомогательным материалом для создания новых международно-правовых норм.
6 - 7 Принципы МП
Принципы международного права - это наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросовмеждународной жизни, также являются критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактическогоповедения государств.
Принципы международного права - это императивные нормы международного права или нормы jus cogens (лат.).
Принципы международного права, как императивные положения, не могут быть отменены никакими другими установлениями специального характера или реформированы с учётом специальных обстоятельств.
В доктрине международного права выделяют десять универсальных принципов:
Принцип неприменения силы и угрозы силой; - Применение вооруженной силы в порядке самообороны правомерно только в том случае, если произойдет вооруженное нападение на государство.
Принцип разрешения международных споров мирными средствами; - разрешает международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность
Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств; - недопустимость вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета
Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом; - государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры».
Принцип равноправия и самоопределения народов; - развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов…
Принцип суверенного равенства государств; - Каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику.
Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву; - создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права.
Принцип нерушимости государственных границ; - регламентирует отношения государств по поводу установления и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей.
Принцип территориальной целостности государств; - запрещает угрозу силой или её применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства.
Принцип уважения прав человека и основных свобод - поощрение и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии
В современном мире решение глобальных проблем приводит к новому содержанию соотношения норм национального и международного права. Соотношение национального и международного права проявляется во взаимовлиянии правовых систем и "проникновении" международных принципов и норм в национальные правовые системы. В России характер такого соотношения норм определяется положениями ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации.
Но это не односторонний примат одних над другими, а строгий национально-государственный критерий такого соотношения. Критериями здесь могут быть:
Признание в качестве основополагающего принципа национального и международного права суверенитета народа и государства;
Конституционные процедуры имплементации международных норм в национальную правовую систему, начиная с проверки конституционности проектов международных договоров, соответствия их законодательству и кончая ратификацией в форме федерального закона и иными процедурами;
Принятие правил "оговорок" и "соответствия публичному порядку" при одобрении актов и вынесении судебных решений;
Использование широкого спектра правотворческих, правоприменительных и структурно-компетенционных средств выполнения международных обязательств России, как и любой страны, в рамках собственной правовой системы;
Учет установления коллизионных правил и процедур, позволяющих преодолевать противоречия между нормами национального и международного права.
В процессе правотворчества и правоприменения, толкования права необходимо полностью и корректно учитывать соответствующие принципы и нормы международного права.
Среди норм международного права высокой степенью юридического оформления обладают международные договоры, а среди них - учредительные договоры, выступающие как базовые акты - принципы. Не меньшее значение имеют "общепризнанные принципы и нормы" как базовые регуляторы.
Нормы международного права "построены" с учетом их системной взаимозависимости. Для них присуща большая степень своего рода нормативной концентрации. Они делятся на нормы-дефиниции, нормы-принципы, нормы-цели, коллизионные нормы и другие. Используемые в них презумпции дают нормативную ориентацию национальным нормам, задавая направление процессу регулирования.
Нормы национального права отражают разные уровни внутрисистемных связей. Для них характерна трех- или двухчленная структура - гипотеза, диспозиция и санкция; либо гипотеза, диспозиция; либо диспозиция, санкция. Международные нормы влияют преимущественно на диспозицию национальных норм. Выбор конкретных регуляторов остается за национальным законодателем.
В оценке соотношения международно-правовых и национальных актов и норм все большую значимость приобретает признание новой роли международного права в процессе сравнительного правоведения. Функция международно-правовых принципов и норм как интегратора заключается в роли общего знаменателя в развитии национальных норм. Ими создаются условия для более активного использования "правовых образцов" других стран, а также для гармонизации национальных законодательств и тесного переплетения национальных и международных норм.
В России этот процесс регламентируется Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации". Подписанный и ратифицированный федеральным законом международный договор подлежит реализации.
Вступление государства в международную организацию сопровождается выполнением им комплекса мер: об изменении и отмене действующих законодательных и иных актов; о принятии новых или о перестройке национально-государственных институтов; о направлениях и приоритетах своей деятельности.
Примеры видов международных правовых документов, являющихся основанием для изменения национальных правовых систем.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод направлена на защиту основных прав и свобод каждой личности. Право процедур позволяет государствам - членам или отдельным гражданам подать жалобу на то государство, которое, как они считают, нарушает положения Конвенции. Европейский Суд по правам человека обеспечивает подателям жалоб прямой доступ к Суду.
Европейская социальная хартия легла в основу законодательных реформ в области семьи, защиты молодых рабочих, прав профсоюзов, социального страхования и т.д. По мнению специалистов, она гарантирует двадцать три основных права.
Европейская культурная конвенция является базисом для межправительственного сотрудничества в сфере образования, культуры, спорта и молодежной политики.
Европейская хартия местного самоуправления использована в России при подготовке соответствующих федеральных и региональных законов.
В настоящее время все шире применяются принципы и процедуры международного правосудия. Оно служит средством обеспечения исполнения международных норм, которые должны учитываться в национальном законодательстве и государственными органами власти. В частности, национальные суды могут и должны учитывать решения международных судов и использовать их в качестве правовой аргументации и оснований собственных решений.
В Статуте Международного суда ООН определена его компетенция по делам, где сторонами могут быть только государства, а именно:
а) толкования договора;
б) любого вопроса международного права;
в) наличия факта, который, если он будет установлен, представляет собой нарушение международного обязательства;
г) характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства.
В рамках Всемирной торговой организации действует Генеральный Совет как орган по урегулированию споров. Взаимные консультации, согласительные процедуры, добрые услуги, посредничество, жюри - таковы формы его работы. Есть и Апелляционный комитет.
Роль международного коммерческого арбитража определяется тем, что сближение национального и международного права происходит на основе признания публичного интереса - универсального, всеобщего и общего. Взаимоотношения норм служат обеспечению суверенитета народов, государств и охране прав человека, решению общих задач в современном мире.
Международное право о соотношении с национальным правом. Международное право устанавливает общую обязанность обеспечивать выполнение государствами своих международных обязательств. При этом каждое государство само вправе определять средства осуществления международных обязательств в пределах своей юрисдикции, что вытекает из принципа невмешательства во внутренние дела (п. 7 ст. 2 Устава ООН).
Согласно ст. 26 Венской конвенции о праве международных договоров государства обязаны добросовестно выполнять международные обязательства. А ее ст. 27 гласит: государство не может ссылаться на положения своего внутреннего права и на пробелы в праве для оправдания нарушений обязательств по международному праву. Из данной статьи вытекает обязанность государства привести свое внутреннее право в соответствие с международным или обеспечить иным образом его выполнение.
Зарубежные доктрины. При исследовании соотношения международного и национального права сложились две основополагающие теории: монистическая и дуалистическая. Каждая имеет преимущества и недостатки.
В соответствии с монистической теорией международное и национальное право объединены в одну правовую систему (отсюда и название теории). Право по своей природе едино, в конечном счете адресовано индивидам и регулирует их отношения.
Данная теория имеет разновидности: приоритета международного или национального права.
Согласно первой (X. Лаутерпахт, К. Иглтон и др.) международное право имеет приоритет перед внутренним. Государства сохраняют компетенцию регулировать дела в пределах своей территории с помощью внутреннего права лишь в отсутствие применимой нормы международного права (Г. Кельзен).
Положительные черты данной разновидности монистической теории видятся в том, что ее сторонники допускают возможность действия и применения международного права в сфере внутригосударственной юрисдикции с санкции государства. Кроме того, акцентируется внимание на усилении роли международного права в деле защиты прав человека. Индивид непосредственно защищается международным правом, а абсолютизация суверенитета и внутренней компетенции государств несовместима с обеспечением прав и свобод человека (Дж. Хамфри, М. Ганджи, Р. Фолк).
Вторая разновидность монистической теории, провозглашающая приоритет национального права над международным, берет начало от взглядов Г. Гегеля о государстве как абсолютной власти на земле, которое по своей воле вправе изменить нормы как своего, так и «внешнегосударственного» (международного) права. Последнее представляет собой сумму внешнегосударственного права различных стран и является правом в той мере, в какой образует часть внутригосударственного права (А. Цорн, К. Бергбом, М. Венцель).
Позитивным здесь является то, что подчеркивается изначальная роль воли и интересов государств в развитии международного права. Но существует и опасность использования подобных взглядов для оправдания произвола в международных отношениях, поскольку в случае расхождения норм двух правовых систем приоритет исполнения имеет внутреннее, а не международное право, которым можно и пренебречь.
Дуалистическая теория исходит из того, что международное право и национальное право принадлежат к самостоятельным и независимым друг от друга правовым системам, имеющим специфические объекты регулирования, субъекты и источники права (X. Трипель, Р. Аго, Д. Анцилотти).
Представляется, что данная теория больше соответствует правовым реальностям, практике государств, чем монистическая. Она подчеркивает не только самостоятельность и независимость двух правовых систем, но и объективную неизбежность их взаимного влияния, основную роль и ответственность государства в выборе способов и средств внутригосударственного выполнения норм международного права.
Главный недостаток крайнего проявления дуалистической теории - преувеличение различий и разграничение международного и национального права, что может быть использовано для несоблюдения международных обязательств государства.
Между полярными разновидностями монистической и дуалистической теорий выделяются промежуточные, более «мягкие»: сдержанный дуализм (Ч. Хайд: международное и внутреннее право различные, но связанные между собой системы, оказывают влияние на формирование, развитие и функционирование друг друга, могут регулировать одни и те же предметы); умеренный монизм (А. Фердросс: «Международный договор является не только источником международного права, но может быть также обязателен и внутри государства»); диалектическая концепция (Г. Зейдель: нормы международного права, обязательные для государства, и его внутреннее право создают единую правовую систему, относящуюся к этому государству); диалектический дуализм (М. Шоу, Л. Хенкин: международное право может участвовать в регулировании отношений, являющихся предметом внутреннего права, но это происходит не автоматически, а в результате дозволения соответствующего государства); теория координации (Дж. Фицморис, Ш. Руссо: каждая система является высшей в своей сфере, и может иметь место коллизия обязательств, но международное право автоматически не отменяет противоречащие ему внутренние нормы).
Отечественная доктрина. Советская доктрина была весьма близка к теории диалектического дуализма. Основное внимание отечественных ученых в исследовании было сосредоточено на вопросе о возможности или невозможности действия норм международного права во внутренней сфере, позиции по которому могли быть прямо противоположными.
По мнению сторонников категорического отрицания такой возможности (Е. Т. Усенко, И. И. Лукашук, В. Г. Буткевич, С. В. Черни- ченко, В. А. Василенко, А. Л. Маковский), неправильной является даже постановка вопроса о допустимости применения международного права во внутригосударственной сфере. Поэтому выполнение международных обязательств возможно лишь после их трансформации (преобразования) во внутреннее право или приобретения ими силы внутреннего права путем издания соответствующих национальных актов.
Противоположная точка зрения (И. П. Блищенко, Н. В. Миронов, Г. В. Игнатенко, Р. А. Мюллерсон и др.) заключалась в том, что отечественное законодательство уже тогда исходило из идеи применимости и непосредственного действия норм международного права в сфере внутригосударственных отношений.
Кажущиеся несовместимыми позиции сторонников «трансформации» и «непосредственного действия» норм международного права тем не менее не являлись абсолютно полярными. Приверженцы обеих отмечали, что нормы международного права в любом случае не изменяют свою природу. Все также подчеркивали, хотя и по-разному, необходимость санкции государства для возможности использования и применения международного права («акт инкорпорации», «генеральная трансформация», «юридические основания применения» и т. д.).
Новый этап развития отечественной доктрины связан с принятием в 1993 г. Конституции РФ, в которой впервые были закреплены положения об общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ как составной части ее правовой системы, а также о приоритете применения положений международных договоров в случае их расхождения с законами (ч. 4 ст. 15). Важно подчеркнуть, что это не рядовая, а высшая конституционная норма - общеправовой принцип и одна из основ конституционного строя России. Это придало новый импульс исследованиям. Обсуждение проблемы действия и применения норм международного права в правовой системе страны стало рассматриваться уже не только в теоретическом, но и в прикладном аспекте.
Что касается практики, то нормотворческие и правоприменительные органы, все субъекты внутреннего права используют нормы международного права, ссылаются на них. Судебная и арбитражная практика также свидетельствуют о неуклонном расширении применения международного права.
Ничто не мешает государству в силу его суверенитета распространить действие согласованных и принятых им норм международного права на регулирование отношений с участием организаций и индивидов во внутригосударственной сфере. Воля государства, выраженная иным (не законодательным, а договорным) путем, в равной мере может быть обязательной в сфере внутренней юрисдикции с санкции государства. Такое регулирование экономичнее и эффективнее, чем преобразование этих норм в нормы внутреннего права.