Выпуск на рельеф очищенных сточных вод. Зачем делать сброс сточных вод на рельеф по закону
Некоторые компании, которые продают и монтируют канализационные системы, утверждают, что очищенный сток после очистных сооружений (автономных канализаций, био-септиков) можно сбрасывать на рельеф местности, канаву, овраг.
Так ли это? Давайте разберемся.
Работая с локальными очистными сооружениями (производство и монтаж автономных канализаций), мы не раз сталкивались с проблемой отведения очищенного стока
Любой участок поверхности земли представляет собой водосборную площадь какого-либо водоема, что даёт основание, приравнять в некоторой степени, сброс очищенного стока на рельеф местности к сбросу в водный объект. В то же время, сброс стока на рельеф местности постепенно приводит к изменению состояния прилегающей территории, к изменению ее гидрологического режима, подтоплению и заболачиванию.Термин "сброс на рельеф местности", как таковой, в нормативных документах нигде не встречается, а рассматривается как НВОС (Негативное Воздействие на Окружающую Среду) в целом, поэтому плата будет взиматься за сбросы загрязняющих веществ в подземные и поверхностные водные объекты, на водосборные площади ,.
Согласование точки сброса очищенного стока в водоем, с надзорными органами обязательно , даже в том случае, если в сертификате на очистное сооружение указано, что очистка стока происходит на 98% и очищенный сток соответствует нормам сброса его в водные объекты рыб.хоз. назначения. Это объясняется тем, что заявленная степень очистки может быть достигнута только в том случае, если очищенный сток после очистного сооружения (автономная канализация, септик, био-септик) поступает на фильтрующий слой, блок доочистки и узел обеззараживания. Исходя из вышеизложенного, согласование точки сброса (в водоем/на рельеф) очищенного стока, после очистного сооружения (автономной канализации, септика, био-септика) с Росприроднадзором (СЭС) - обязательно .
Если данный вид нарушений имеет место быть, то Вы можете направить заявление для его устранения в территориальный Роспотребнадзор.
Подведем итог:
1) Росприроднадзор не согласовывает точку сброса загрязняющих веществ (очищенного стока) на поверхность земли (водосборные площади), в виду отсутствия порядока нормирования сбросов очищенных стоков на рельеф местности, ;2) при отсутствии документа разрешающего сброс загрязняющих веществ (очищенного стока) на рельеф местности, плата за сверхлимитное воздействие на окружающую среду будет рассчитываться в пятикратном размере для юридических лиц . Для физических лиц административный штраф от тысячи рублей до десятков тысяч, в зависимости от категории земель .
*1. Водосборная площадь (водосбор - водосборный бассейн) - территория, с которой поверхностные и подземные воды стекают в определенный водоем. [Большой энциклопедический словарь (БЭС)]
*2. Гидрологический режим территории - закономерные изменения состояния и характеристик водного объекта данной территории. Изменение режима влияет на: Заболачивание территории НВОС (негативное воздействие на окружающую среду)
*3. Заболачивание территории - постепенное насыщение почвы водой до топкого состояния.
*4. НВОС (негативное воздействие на окружающую среду)- воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды
5. Федеральный закон от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (редакция от 17.06.2010) (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.07.2010) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях КоАП РФ от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)(ред. от 17.06.2010)(с изм. и доп., вст. в силу с 01.07.2010) "КоАП РФ". ст.8. 8 ноября 2013, 10:08
Вопрос. На какие нормативные документы ссылаться в случае, если сброс ливневой сточной воды осуществляется на рельеф и при этом отсутствует водный объект? Является ли ор-ганизация природопользователем в части сброса в водный объект? Должна ли производиться плата за негативное воздействие? На какие нормативы ориентироваться при расчете платежей в таком случае? Допускается ли по законодательству сброс на рельеф?
Ответ. В соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сбросы химических веществ, в т. ч. радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Одним из видов негативного воздействия на окружающую среду в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ
являются сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
Понятие «сброс на рельеф» законодательно не определено.
На сегодняшний день единственным документом, позволяющим рассчитать объём стока дождевых, талых и поливомоечных вод, являются Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденные Госкомэкологии РФ от 29.12.1998.
В Методических указаниях под неорганизованным сбросом загрязняющих веществ подразумевается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций).
В Письме Росприроднадзора от 30.08.2012 № ОД-06-01-31/11634 «О взимании платы за неорганизованные сбросы на рельеф местности» изложена следующая позиция Росприроднадзора: «Пунктом 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ определено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду на основании Определения Конституционного суда РФ от 10.12.2002 № 284-О признана обязательным публично-правовым платежом. Он носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер и является не налогом, а фискальным сбором. В соответствии с п. 2 ст. 8 Налогового кодекса РФ под сбором понимается обязательный взнос, уплата которого является одним из условий предоставления плательщикам определенных прав или выдачи разрешений (лицензий).
Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), который согласно п. 1 Порядка распространяется на предприятия, учреждения, иностранных и физических лиц, осуществляющих на территории РФ любые виды деятельности, связанные с природопользованием.
Положениями ст. 23 закона определено, что допускается производить сбросы различных загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управ-ление в области охраны окружающей среды.
При отсутствии разрешения плата за сброс исчисляется как за сверхлимитное воздействие на окружающую среду с применением пятикратного повышающего коэффициента на основании п. 6 Порядка».
На сегодняшний день в действующем законодательстве нет документов, регла-ментирующих расчет сбросов на рельеф местности и порядок утверждения нормативов допустимого воздействия в отношении сброса на рельеф (как организованного, так и неорганизованного), и, следовательно, отсутствует возможность выдать соответствующее разрешение на сброс. Органы Росприроднадзора настаивают на том, чтобы при внесении платы за сброс на рельеф применялись повышающий коэффициент 5 и нормативы платы за сброс в водные объекты, установленные для расчета платы по сверхлимиту, несмотря на то, что сброс на рельеф неправомерно приравнивается к сбросу в водный объект.
Суды также поддерживают позицию Рос-природнадзора.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.06.2012 № А79-7613/2011. Расчет платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты производится природопользователями с учетом Методических указаний, утвержденных Госком-экологии РФ 29.12.1998.
ОАО является плательщиком за загрязнение окружающей среды в связи с осуществлением неорганизованного поверхностного сброса на рель-еф местности с территории (водосбора) предприя-тия.
Проверив представленный управлением расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за I квартал 2011 года, суды признали его обоснованным. При этом они исходили из того, что в I квартале 2011 года ОАО не проводило лабораторный анализ воды (по-верхностного стока) для установления фактической концентрации загрязняющих веществ; расчет управления произведен с учетом положений Методических указаний и данных метео-рологических наблюдений.
Ссылка общества не неправомерность при-менения пятикратного повышающего коэффициента признана судом несостоятельной, т. к. разрешение на сброс веществ и микроорганизмов на водосборные площади у ОАО отсутствует, в Росприроднадзор с соответствующим заявлением о выдаче такого разрешения ОАО не обращалось.
Постановление 7 ААС от 17.10.2011 № 07АП-7345/11. Суд указал, что у территориального органа Росприроднадзора отсутствовала объективная возможность выдать испрашиваемое обществом разрешение на неорганизованный сброс. В случае отсутствия разрешения на сброс плата вносится как за сверхлимит. Это положение не может являться основанием для возложения на уполномоченный орган обязанности выдать такое разрешение в отсутствие на то правовых оснований.
Таким образом, имеет место пробел в законодательстве РФ. Несмотря на то, что нормативными правовыми актами сброс на рельеф не запрещен, узаконить такой вид сброса не представляется возможным. Пока не будут разработаны и утверждены методика расчета сбросов на рельеф местности и порядок утверждения нормативов допустимого воздействия в отношении такого сброса, природопользователи вынуждены платить за сброс на рельеф в 25-кратном размере.
Вопросы нормирования сбросов на рельеф и взимание платежей за этот вид негативного воздействия на протяжении многих лет остается крайне актуальной темой. Всё, что связано с этими вопросами, волнует природопользователей. В статье рассмотрены правовые стороны нормирования, внесения платежей и согласования сбросов на рельеф.
На территории Сахалинской области находится множество объектов, производящих сброс загрязняющих веществ на рельеф местности: объекты нефтегазового комплекса, лесной промышленности, сельского хозяйства, рыбной промышленности и т.д.
До недавнего времени сброс на рельеф производился на основании разрешения на сброс. Что с юридической точки зрения является совершенно непонятным моментом. В статье 5 Административного регламента Ростехнадзора четко указано: "Конечным результатом исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду является выдача разрешений на выбросы, сбросы хозяйствующим субъектам, осуществляющим любые виды хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, которая приводит: ... к сбросам вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду (водные объекты) - разрешения на сбросы…". Как видно из цитаты, разрешения на сброс необходимы только для сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.
Некоторые представители контролирующих организаций мотивируют необходимость наличия разрешения на сброс сточных вод на рельеф тем, что потенциально сточные воды по рельефу могут попасть в какой-либо водный объект. В настоящее время нет методик, позволяющих учесть качественные и количественные изменения, происходящими со сточными водами за время пути следования до водного объекта , следовательно, возникает вопрос, каким образом произвести расчет воздействия на водный объект и что делать, если сточные воды вообще не достигают такового? На эти вопросы ответа нет. А значит, навязывание необходимости получения разрешений, по принципу «а вдруг сточная вода всё-таки попадёт в водный объект » не имеет под собой никакой нормативной базы и подтверждением этому является п.2 ст.2 Водного Кодекса "Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу". То есть все, что касается водных объектов и их охраны должно происходить в соответствии с Водным Кодексом, который никак не регламентирует сброс на рельеф.
Согласно статье 1 Водного Кодекса "водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима". Следовательно, сброс на рельеф не может быть никаким образом приравнен к сбросу в водный объект, а значит, требования контрольных органов о необходимости наличия разрешения на сброс на рельеф имеют крайне слабые позиции.
В дополнение к вышеуказанному, можно добавить, что понятие водосборная площадь, которым так часто оперируют контролирующие организации не имеет четкой и точной формулировки ни в одном нормативно-правовом акте.
Вплоть до начала февраля 2011 года контрольные органы выдавали разрешения на организованный сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод на водосборные площади (рельеф местности) . Для этих целей требовалось представить следующее:
1. Сведения о местонахождении каждого выпуска;
2. Карту-схему расположения выпусков сточных и (или) дренажных вод;
3. Данные о расходе сточных и (или) дренажных вод отдельно по каждому выпуску сточных вод и (или) дренажных вод;
4. Результаты лабораторных исследований сточной воды до и после очистных сооружений. Результаты анализов до и после очистных сооружений, а также по эффективности очистных сооружений отразить в таблице по кварталам и в целом за год;
5. Технический паспорт очистных сооружений;
6. Результаты лабораторных исследований из водозабора – скважины или водного объекта с целью определения фоновой концентрации загрязняющих веществ;
7. План мероприятий, направленный на снижение негативного воздействия на окружающую среду на текущий год;
8. Отчет о проведенных мероприятиях, направленных на снижение негативного воздействия за прошлый год;
9. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
При анализе требований возникает множество вопросов:
1. В каком документе четко и полно отражено, что такое «водосборная площадь»;
2. Что делать, если лабораторные исследования качества сбрасываемых вод не велись;
3. Что делать, если очистка сточных вод не предусмотрена (например, сток дождевых вод с крыш по желобам на газоны);
4. Что делать, если водозабора нет (например, талые и дождевые воды);
5. Какой должен быть план мероприятий по снижению негативного воздействия (до каких концентраций нужно снижать содержание загрязняющих веществ в сточных водах);
6. Что делать, если отчета о мероприятиях за прошлый год нет (например, новое предприятие);
7. Кто и каким нормативно-правовым актом наделил Управление Росприроднадзора по Сахалинской области полномочиями по выдаче разрешений на сброс на рельеф (водосборные площади).
Последний пункт в перечне вопросов самый весомый. По этому поводу было направлено обращение в Управление Росприроднадзора по Сахалинской области (далее Управление) с просьбой дать разъяснения, на который был получен ответ , согласно которому Управление признало отсутствие правовых оснований для выдачи разрешений на сброс загрязняющих веществ на водосборные площади (рельеф) и сообщило о приостановлении выдачи разрешений на данный вид сброса.
Таким образом, на территории Сахалинской области сброс на рельеф не подлежит нормированию.
Другим немаловажным аспектом является вопрос платности природопользования при осуществлении сброса на рельеф.
Управление Росприроднадзора (а ранее Управление Ростехнадзора) по Сахалинской области считает необходимым вносить плату за сброс на рельеф в качестве компенсационных платежей за негативное воздействие на окружающую среду. При этом указывается на необходимость расчета платежей за сброс на рельеф с применением повышающих коэффициентов по причине отсутствия разрешений .
Попробуем разобраться в правомерности требований контролирующих организаций с точки зрения действующего законодательства.
В настоящее время вся система платности природопользования (по тем видам негативного воздействия, для которых разработана методологическая и нормативно-правовая база) основывается на Порядке определения платы . Согласно п. 1 Порядка предусмотрено взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
● выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
● сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
● размещение отходов;
● другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Как видно из вышеуказанного, сброс на рельеф не входит в перечень видов негативного воздействия, по которым данным документом определен порядок определения платы.
Нормативы платы за сброс загрязняющих веществ приведены в Постановлениях Правительства Российской Федерации №344 . Как видно из пунктов 1 и 2 Постановления нормативы платежей относятся только к сбросу в подземные и поверхностные водные объекты, к которым сброс на рельеф согласно Водному Кодексу не относится и нормативов платы для данного вида сброса не установлено.
В ряде случаев представители органов власти ссылаются на п. 1.2. Методических указаний по расчету платы . При этом идет ссылка на тезис "Методические указания содержат порядок расчета платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, а также приравненный к ним сброс на рельеф местности ". Вследствие того, что в документе есть словосочетание "сброс на рельеф местности", контрольные органы считают платежи необходимостью. Но при анализе требований, основанных на упомянутом документе, можно сразу выделить тот факт, что "Методические указания…" не являются нормативно-правовым актом. Они носят лишь рекомендательный характер и уже дело природопользователей принимать во внимание эти рекомендации или игнорировать. Также Методические указания не указывают критерии, какой сброс на рельеф можно приравнять к сбросу в водный объект, а какой нет. Заявления представителей контролирующих организаций о том, что любой сброс на рельеф попадает в конечном итоге в водный объект, а значит, должен быть приравнен к сбросу в водный объект, не соответствуют действительности. Республика Калмыкия и Астраханская область входят в состав Российской Федерации. С точки зрения физико-географического районирования часть восточной Калмыкии и юг Астраханской области находятся в зоне полупустынь-пустынь. Это можно увидеть в любом школьном учебнике по физической географии России. Считать сброс на рельеф в таких субъектах сбросом в поверхностные водные объекты невозможно априори, потому что поверхностных водных объектов нет в природе. Следовательно, нужен регламент, позволяющий определить, какой сброс на рельеф можно приравнять к сбросу в водный объект, а какой - нет. В настоящее время такого регламента нет. Но даже при наличии каких-то критериев отождествление сброса на рельеф к сбросу в водный объект природопользователи и контрольные органы неизбежно столкнутся с нарушением основ водного законодательства по причине того, что будет происходить приравнивание термина «рельеф» к термину «водный объект», а это идет в разрез с положениями Водного Кодекса РФ. В дополнение к вышеуказанному можно добавить, что сброс сточных вод на рельеф в подавляющем большинстве случаев проходит по следующей схеме:
1. Хозяйственно-бытовые сточные воды проходят обработку на станциях механической и биологической очистки сточных вод;
2. Поверхностные сточные воды проходят через системы механической очистки сточных вод;
3. Сброс обоих типов сточных вод на рельеф проходит в определенное постоянное место.
На основании этого можно утверждать, что это организованный сброс. Отсюда следует вывод, что Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты при всем желании представителей контролирующих служб не могут быть применены к организованному сбросу на рельеф никаким образом.
Дополнительную путаницу внес приказ Ростехнадзора № 182 от 27.03.2008 . В документе указано, как заполнять формы отчетности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду: "Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты" заполняется плательщиками, имеющими выпуски загрязняющих веществ в водные объекты, по каждому выпуску или территории (при неорганизованном сбросе на водосборные территории) отдельно в зависимости от выданного разрешения". Но Водный Кодекс Российской Федерации не дает нам определение "водосборные территории". В действовавшем ранее Водном Кодексе было определение водосборной площади , в действующем сейчас такого определения нет. Кроме того, Водный Кодекс вышедший в свет 2006 году и давший четкую классификацию водных объектов вообще сделал невозможным даже гипотетическое приравнивание сброса на рельеф к сбросу в водный объект.
В завершение можно добавить, что в практике встречались случаи, когда органы Роспотребнадзора требовали согласовать место сброса на рельеф для объектов, расположенных за пределами городских и сельских поселений, со своими территориальными органами. Не согласившись с подобным подходом был подан запрос в Сахалинскую Межрайонную Природоохранную Прокуратуру с просьбой дать правовую оценку подобным требованиям. Был получен ответ , четко поставивший все точки на i : «…Водный, Земельный Кодексы и Федеральный закон от 24.06.1998 г. №89-ФЗ не содержит запрета на сброс на рельеф местности… действующими нормами законодательства не запрещено осуществление деятельности по организованному сбросу сточных вод на рельеф местности. Тем самым, необходимость наличия санитарно-эпидемиологического заключения, за исключением случаев, перечисленных в СанПин 2.1.5.2582-10 и СанПин 2.1.5.980-00 отсутствует».
Таким образом, правовых оснований для требований контрольных органов в части необходимости наличия разрешения на сброс на рельеф и внесения платежей за этот вид негативного воздействия в настоящее время не имеется, также как и в части необходимости согласования точек сброса на рельеф с органами Роспотребнадзора.
Литература
1. Водный Кодекс Российской Федерации, №74-ФЗ от 03.06.2006 г.
2. Водный Кодекс Российской Федерации, №167-ФЗ от 16.11.1995 г.
3. Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утверждены Государственным комитетом по охране окружающей среды 29.12.1998 г.
4. Письмо Дальневосточного управления Ростехнадзора №08-39/2134 от 10.06.2010 г. «О разрешении на сброс на рельеф».
5. Письмо Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратуры №71-ж-2010 от 02.06.2010.
6. Письмо Управления Росприроднадзора по Сахалинской области № ГМ-05Н-10-252 от 26.01.2011 г.
7. Письмо Управления Росприроднадзора по Сахалинской области № ГМ-05Н-10-472 от 11.02.2011 г.
8. Постановление Правительства Российской Федерации №632 от 28.08.1992 г. Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
9. Постановление Правительство РФ №344 от 12.06.2003 г. О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.
10. Постановление Правительства Российской Федерации №410 О внесении изменений в приложение № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. № 344.
11. Приказ МПР РФ № 288 от 31.10.2008 г. Об утверждении административного регламента федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
12. Приказ Ростехнадзора № 182 от 27.03.2008 г. О внесении изменений и дополнений в приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 года № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
13. Федеральный Закон Об охране окружающей среды. №7-ФЗ от 10.01.2002 г.
Сергей Ким,
и.о. директора Департамента проектно-изыскательских работ,
ООО «РН-СахалинНИПИморнефть»
Запрета как такового нет, но нет и разрешения это делать...Текст подготовлен для системы КонсультантПлюс
Тихомирова Л.А. Некоторые особенности и проблемы правоприменения платы за негативное воздействие на окружающую среду // СПС КонсультантПлюс. 2016.
На сегодняшний день отсутствует как методика установления и порядок утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на водосборные площади (рельеф местности), так и порядок выдачи разрешений на сброс загрязняющих веществ на водосборные площади (рельеф местности).
О соответствующем правовом пробеле речь идет и в письмах Росприроднадзора.
Так, в письме от 20.02.2014 N СН-08-02-31/2469 "Об установлении нормативов допустимых сбросов веществ на водосборные площади" Росприроднадзор разъяснил, что в настоящее время территориальные органы Росприроднадзора не вправе выдавать и продлевать разрешения на сбросы веществ, иных веществ и микроорганизмов на водосборные площади (на рельеф местности) до окончательного решения вопроса. Указанное обосновывается тем, что в настоящее время методика установления и порядок утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на водосборные площади не разработаны, в связи с чем не установлен и порядок выдачи разрешений на сброс веществ и микроорганизмов на водосборные площади.
Аналогичные выводы содержатся в письме Росприроднадзора от 18.11.2014 N СМ-08-02-32/18383 "О сбросе сточных вод на водосборные площади". Закрепляя за территориальными органами Росприроднадзора запрет на выдачу и продление разрешения на сбросы веществ, иных веществ и микроорганизмов на водосборные площади (на рельеф местности), в то же время Росприроднадзор отмечает, что, во-первых, на сегодняшний день законодательством урегулирован сброс в водный объект (даже маловодный либо сосредоточение вод в котором несет сезонный характер) или сброс в центральную систему водоотведения, во-вторых, сброс сточных вод на водосборную площадь является нарушением требований действующего законодательства, ответственность за которое предусмотрена гл. 8 КоАП РФ.
Позднее в письме Минприроды РФ от 10.10.2016 N 12-50/8275-ОГ "О рассмотрении обращения" разъясняется, что с целью охраны окружающей среды сброс сточных вод должен быть организован непосредственно в водный объект либо в системы водоотведения. Указанная позиция обусловлена природоохранными требованиями. Так, в соответствии с действующим законодательством хозяйственная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалась минимизация поступления загрязняющих веществ в окружающую среду.
Указанная правовая неопределенность, с одной стороны, не позволяет хозяйствующим субъектам получить разрешение на сброс загрязняющих веществ на рельеф местности и тем самым рассчитывать соответствующий платеж в пределах нормативов допустимых сбросов, с другой стороны, позволяет контролирующим органам производить расчет платы за сброс загрязняющих веществ с превышающим пятикратным коэффициентом.
Неопределенность правового регулирования
Итак, в настоящее время сложилась правовая неопределенность как в вопросе применения пятикратного повышающего коэффициента за сброс загрязняющих веществ на водосборные площади (рельеф местности) в отсутствие соответствующего разрешения на сброс загрязняющих веществ, так и в вопросе выдачи разрешения (отказа в выдаче разрешения) на сброс загрязняющих веществ на водосборные площади (рельеф местности). Неоднозначна и противоречива по этим вопросам и правоприменительная (судебная) практика.
Таким образом, неопределенность правового регулирования в части применения пятикратного повышающего коэффициента за сброс загрязняющих веществ на рельеф местности выражается в следующем:
1) не разработана методика установления и порядок утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на водосборные площади (рельеф местности);
2) не установлен порядок выдачи разрешений на сброс веществ и микроорганизмов на водосборные площади (рельеф местности);
3) законодательство не раскрывает категории "сброс загрязняющих веществ в водные объекты", "сброс загрязняющих веществ на водосборные площади", "сброс загрязняющих веществ на рельеф местности", "водосборные площади", "рельеф местности".
В связи с утратой силы Методических указаний по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты на основании Приказа Минприроды России от 01.10.2014 N 421 складывается неоднозначность в понимании вопроса о том, выводится ли сброс загрязняющих веществ на водосборные площади (сброс загрязняющих веществ на рельеф местности) из платежа за негативное воздействие на окружающую среду или же он рассматривается в составе сброса загрязняющих веществ в водные объекты.
Обратим внимание на изменения, произошедшие в ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Так, если ранее к видам негативного воздействия на окружающую среду относились выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду, то теперь (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Получается, если ранее определялись виды негативного воздействия на окружающую среду, то в новой редакции ст. 16 определяются виды негативного воздействия, за которые вносятся соответствующая плата. Таким образом, из указанного платежа выводятся многие виды негативного воздействия, перечень которых в прежней редакции не был исчерпывающим. При этом законодатель сузил формулировку, касающуюся такого вида негативного воздействия, как сброс, исключив из нее такие объекты воздействия, как подземные водные объекты и водосборные площади.
Вышеизложенное создает неопределенность как в понимании вопроса о необходимости нормирования веществ, поступающих на водосборные площади (рельеф местности), так и в понимании вопроса о необходимости платы за сброс загрязняющих веществ на водосборные площади (рельеф местности).
Полный текст документа разместила в разделе "Обмен документами", Расчет платы за НВОС.
Сброс стоков после очистки на рельеф местности, противоречит требованиям природоохранного законодательства, т.к. может привести к заболачиванию и порче земель, на которые производится их сброс, а также к возможному загрязнению подземных вод (п.2 ст.13 закона РФ от 25.10.2001 г. №136-ФЗ «Земельный кодекс» РФ; п. 3.2 СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения»).
В настоящее время, Понятие “сброс на ландшафт”, как и “сброс на рельеф”, законодательно не определено (на что ссылаются те кто сбрасывает на рельеф, при судебных исках на).
На сегодняшний день в действующем законодательстве нет документов регламентирующих расчет сбросов на ландшафт (рельеф местности) и порядка утверждения нормативов допустимого воздействия в отношении такого сброса и, следовательно, отсутствует возможность выдать соответствующее разрешение на сброс.
Административным регламентом по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденным Приказом Минприроды России от 31.10.2008 г. № 288 рег. в Минюсте России 26.11.2008 № 12741) – в настоящее время данную функцию исполняет Росприроднадзор)
., выдача разрешений на сброс загрязняющих веществ на ландшафт (рельеф) местности не предусмотрена, порядок выдачи разрешений на такой вид сброса не урегулирован.
Также до настоящего времени отсутствуют нормативные документы, согласно которым природопользователь мог бы осуществить нормирование и расчет платы по загрязняющим веществам, сбрасываемым на рельеф местности. Соответственно при отсутствии разрешения на сброс веществ на рельеф местности, плата за негативное воздействие взимается как за сверхлимитное загрязнение (пост. пр-ва от 28.08.1992 № 632).
Федеральные органы, ранее Ростехнадзор, в настоящее время Росприроднадзор, официально информируют природопользователей, о том, что в связи с отсутствием нормативных правовых актов, регулирующих вопросы нормирования сбросов веществ на рельеф местности (как организованный, так и не организованный), а также порядка выдачи соответствующих разрешений, такие разрешения не выдаются. Вместе с тем, обязанность по уплате платежей за указанный сброс у природопользователей сохраняется, в сверхлимитном объеме.
Оформление разрешения на сброс.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2013 г. N 2 г. Москва
“Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты»
П.12. Конечным результатом предоставления государственной услуги являются выдача разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, оформленных в соответствии с требованиями настоящего Регламента (далее – разрешения на сбросы), либо предоставление мотивированного отказа в выдаче указанных разрешений, переоформление разрешения на сбросы, выдача дубликата разрешения на сбросы.
13. Разрешениями на сбросы для хозяйствующего субъекта устанавливаются перечень и количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты при соблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации условий (допустимая концентрация вещества на выпуске сточных и (или) дренажных вод (мг/дм3), показатели разрешенного сброса загрязняющих веществ (тонн в год) на период действия разрешения на сброс с разбивкой по кварталам и утвержденный расход сточных вод (м3 в час) отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод:
В пределах утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты (далее – НДС);
- в пределах лимитов на сбросы.
14. При наличии утвержденных НДС и при условии, что достижение НДС обеспечивается, разрешение на сбросы выдается на срок действия указанных нормативов, если лимиты на сбросы не устанавливались.
15. Если НДС не обеспечиваются и при наличии лимитов на сбросы, срок действия разрешения на сброс составляет один год с даты выдачи разрешения.
Срок предоставления государственной услуги
16. Выдача разрешения на сбросы или предоставление мотивированного отказа в выдаче разрешений на сбросы осуществляется территориальным органом Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня регистрации материалов хозяйствующего субъекта.
Переоформление разрешения на сбросы, выдача дубликата разрешения на сбросы осуществляются в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня регистрации материалов хозяйствующего субъекта.
Также, до начала производства работ Подрядной организации необходимо оформить Решение о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод после очистки.
Все водные объекты на территории Российской Федерации являются государственной собственностью. Решение о предоставлении водного объекта в пользование принимается на уровне собственника конкретного водного объекта, который может находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности. Для использования водного объекта необходимо оформить право пользования водным объектом.
Оформляется решение о предоставлении водного объекта в пользование (для сброса сточных вод).
На основании Решений о предоставлении водных объектов в пользование, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:
1. обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2. сброса сточных вод и (или) дренажных вод;
3. строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;
4. создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами;
5. строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;
6. разведки и добычи полезных ископаемых;
7. проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;
8. подъема затонувших судов;
9. сплава древесины в плотах и с применением кошелей;
10. забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);
11. организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.
Решение является административным актом о предоставлении водного объекта в пользование и не предусматривает платы за пользование водными объектами.
Внесение изменений в Решение водным законодательство не предусмотрено!
Информация по всем водопользователям получившим решение содержится в
Информация из Государственного водного реестра является открытой и общедоступной.
Реестр ведется в Федеральном агентстве водных ресурсов (http://voda.mnr.gov.ru/activities/list.php?part=45).
Узнать о наличии решения на водопользование или его отсутствии можно официально обратившись в Московско-Окское Бассейновое водное управление, с указанием места сброса сточных вод.
Вывод.
Таким образом, чтобы начать сбрасывать сточные воды в водный объект необходимо:
- Получение заключения на Проект определения точки сброса в Департаменте Росприроднадзора по ЦФО.
- Согласование размещения хозяйственных и иных объектов в Московско-Окском территориальном управлении Росрыболовства. (В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 569)
- СогласоватьРазработанный проект “Нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты” (Проект НДС) в следующих уполномоченный органах:
- Роспотребнадзор;
- Росрыболовство;
- ГУ Московский ЦГМС-Р;
- Росприроднадзор, ранее это делал Ростехнадзор;
- Московско-окское БВУ (Утверждает проект).
4. На основании согласованного Проекта норматива допустимых сбросов выдается Росприроднадзор выдает Разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
5. Оформить Решении о предоставлении водного объекта в пользование в Федеральном агентстве водных ресурсов.