История развития географии. История физической географии: основные этапы
Что мы знаем о Древнем Мире? Я понимаю то, что философы того времени познавали мир, себя, считая, что человек является частицей космоса. Но ведь уже в то время изучалась местность, природа, в которой обитали люди. То есть, география уже тогда пускала свои корни в человеческую жизнь. Сейчас я расскажу об этом и вам. :)
Что такое Древний Мир
Выделяется такой период в человеческой истории (между средними веками и доисторическим временем), который образовался на европейской территории, под названием "Древний Мир". Для других территорий, окончание данного временного отрезка могло разниться:
- для Америки конец был во время начала колонизации Европы;
- для Индии - на момент зарождения империи под названием Чола;
- в Китае концом знаменуется образование империи Цинь.
Начало этого древнего исторического периода относится к дате самой первой в мире Олимпиады, а конец - примерно 476 год (когда пал Рим).
Древний Мир и наука
Прежде чем дойти до понятия географии в то время, стоит обратить внимание на людей, которые занимались тогда наукой. Они положили начало человеческого развития. Одним из главных представителей того времени является Пифагор. Он основал школу, где объединились наука, философия, религия и политика. По большей части, все научные деятели античности одновременно были философами: Платон, его учитель - Сократ, Эвклид, Аристотель и другие. Но, все же, какие направления изучались ими в географии?
Основные течения в развитии географии во времена античности
"Все начинается с малого", - это же касается и географии. В античные времена люди учились делать первые карты. Именно в тот период год разделили на привычные нам 12 месяцев. Астрономы даже смогли научиться предсказанию ближайших солнечных затмений. В Древней Греции впервые была изготовлена модель нашей Земли (глобус). Там же появились первые представления по поводу климатических поясов. Ученые, естественно, занимались таким направлением, как страноведение уже в шестом - пятом веке до нашей эры.
1. Географические идеи древнего Востока
Первобытный человек уже отличался острой наблюдательностью и даже умением делать рисунки местности на шкурах, бересте, дереве - прообразы географических карт. Примитивная карта как способ передачи географической информации возникла, по-видимому, задолго до возникновения письменности. Уже на самых ранних стадиях своей хозяйственной деятельности первобытный человек вступил в сложные взаимодействия с окружающей природной средой. Исследования археологов в последние годы показали, что уже в конце палеолита (древнего каменного века) человек уничтожил основную часть крупных млекопитающих в пределах умеренного пояса северного полушария, вызвав тем самым своеобразный «первый экологический кризис» в истории нашей планеты, и вынужден был от собирательства и охоты перейти к земледелию.
Зачатки научных географических знаний возникли в период рабовладельческого строя, который пришел на смену первобытнообщинному и характеризовался более высоким уровнем производительных сил. Возникает первое разделение общества на классы и оформляются первые рабовладельческие государства: Китай, Индия, Финикия, Вавилония, Ассирия, Египет. Как отмечает В.Т. Богучаровский, «в этот период люди стали пользоваться металлическими орудиями, применять орошение в земледелии; в больших масштабах развивалось скотоводство, появились ремесла и значительно расширился обмен товарами между различными народами. Все это требовало хорошего знания местности» .
В этот период появилась письменность, которая дала возможность фиксировать и систематизировать накопленные знания. Древнейшие памятники китайской письменности («Шаньхайцзин», «Юйгун», «Диличхи») появились в VII-III вв. до н.э. В них уже имеются некоторые географические сведения. «Шаньхайцзин» содержит в себе собрание мифов, легенд и описание путешествий. В «Юйгуне» описываются горы, реки, озера, почвы, растительность, хозяйственная продукция, землепользование, налоговая система, транспорт (Китая и районы, населенные другими народами. Одна из глав книги «Диличхи» - «История Ханьской династии» дает сведения о природе, населении, хозяйстве и административных районах Китая и соседних государств.
Китайские ученые провели ряд географических исследований. Например, Чжан Жун выявил взаимоотношение скорости течения воды и стока, на основании чего впоследствии были разработаны мероприятия по регулированию р. Хуанхэ. Ученый Гуан Цзы описал зависимость растений от почвы, грунтовых вод и некоторых других географических факторов. Пэй Сюй ввел шесть принципов составления географических карт, пользование масштабом, ориентирование на местности, показ высот и др. Кроме того, китайцы в древности изобрели компас и имели приборы для определения направления ветра и количества осадков.
Древнейшим очагом культуры является также Индия. Письменные памятники древних индусов, так называемые «Веды», относящиеся ко II тысячелетию до н.э., кроме религиозных гимнов, содержат сведения о народах, живших на территории Индии, и о природе этих районов. В «Ведах» упоминаются реки Афганистана (Кабул), описываются р. Инд, р. Ганг и Гималайские горы. Индусы знали Цейлон и Индонезию. Как указывает В.П. Максаковский, «в I в. н.э. индусы проникли через Гималаи и Каракорум в южные области Центральной Азии. Они открыли верхние части бассейнов рек, берущих начало на северных склонах Гималаев - Инда, Сатледжа, Брахмапутры, и пересекли высокогорные пустыни Тибета и Цайдама. Из Бенгалии они проходили в Восточную Бирму» .
Древние индусы имели хороший календарь. В трактатах по астрономии, относящихся к VI в. н.э., уже указывается, что Земля вращается вокруг своей оси и что Луна заимствует свой свет у Солнца.
В нижнем течении рек Тигра и Евфрата в IV и III тысячелетиях до н. з. жили шумеры, которые занимались земледелием и скотоводством и торговали с соседними народами. По-видимому, они вели торговлю с Критом, (Кипром и плавали в страну Элам, расположенную на побережье Персидского залива (Иран), а также в Индию.
Культуру шумеров наследовали древние вавилоняне, основавшие свое государство, которое существовало по VII в. до н.э., в среднем течении рек Тигра и Евфрата. Вавилоняне проникли в центральную часть Малой Азии и, возможно, доходили до побережья Черного моря. Для некоторых территорий вавилонянами были составлены простейшие карты.
В верхнем течении Тигра и Евфрата с конца III тысячелетия до н.э. и до конца VII в. до н.э. существовало государство ассирийцев, которые впоследствии завоевали всю Месопотамию и предпринимали военные походы в Египет, Сирию, Закавказье и Иран.
Смелыми мореплавателями древнего мира были финикияне, жившие на восточном побережье Средиземного моря. Главным занятием их была морская торговля, которая велась в пределах всего Средиземного моря и захватывала западное (атлантическое) побережье Европы. На берегах Средиземного моря финикиянами было основано много городов, среди которых в VI-V вв. до н.э. особенно выдвинулся Карфаген. И.Ю. Фатиева отмечает, что «в конце VI и первой четверти V в. до н.э. карфагеняне провели смелое предприятие по колонизации западного побережья Африки. Об этом событии нам известно из официального письменного документа, находившегося в храме Эля в Карфагене. В нем содержится указ об организации экспедиции и описание путешествия вдоль берегов Африки» .
Финикияне совершили замечательное путешествие вокруг Африки, которое было предпринято ими по приказанию египетского фараона Нехо. Это путешествие позже было описано греческим ученым Геродотом. Подробности описания подтверждают достоверность плавания, которое было совершено в три года. Каждую осень моряки высаживались на берег, высевали зерно, собирали урожай и плыли дальше. Во время путешествия они видели солнце только с правой стороны. Финикияне огибали Африку с юга, двигаясь с востока на запад, и, следовательно, могли видеть солнце на севере, т.е. с правой стороны в полдень. Эта деталь в рассказе Геродота является доказательством плавания вокруг Африки.
М.С. Боднарский пишет, что «древние египтяне знали Центральную Африку, совершали плавания по Красному морю в страну Пунт (африканский берег от современного Массу а до полуострова Сомали) и посещали Южную Аравию. На востоке они имели сношения с финикиянами и вавилонянами, а на западе подчинили себе ряд ливийских племен. Кроме того, египтяне вели торговлю с Критом» .
Также, египтяне довольно точно определили продолжительность года и ввели солнечный календарь. Древним египтянам и вавилонянам были известны солнечные часы. Египетские и вавилонские жрецы, а также китайские астрономы установили закономерности повторения солнечных затмений и научились предсказывать их. Из Двуречья происходит деление эклиптики на 12 знаков зодиака, года - на 12 месяцев, суток - на 24 часа, окружности - на 360 градусов; там же было введено понятие «лунная неделя». Из Индии ведет начало современная числовая нумерация.
Вместе с тем, представления народов Древнего Востока о природе, хотя и имели в своей основе реальный практический опыт, в теоретическом плане сохраняли мифологический характер. Еще в III тысячелетии до н.э. шумеры создали мифы о сотворении мира, потопе и рае, которые оказались чрезвычайно живучими и отразились во многих религиях. Астрономические наблюдения в то время не привели к правильным взглядам на строение Вселенной. А вот вера в прямое воздействие небесных светил на судьбы людей привела к возникновению астрологии (особенно популярной она была в Вавилонии).
Представления о Земле основывались на непосредственном восприятии окружающего мира. Так, как указывает В.В. Орлёнок, «древним египтянам Земля представлялась в виде плоского вытянутого прямоугольника, окруженного со всех сторон горами. Согласно вавилонскому мифу, бог Мардук создал Землю среди первично сплошного океана. В аналогичной, хотя и более поэтической форме, происхождение Земли рисуется в священных книгах индийских браминов - «Ведах»: Земля возникла из воды и подобна распустившемуся цветку лотоса, один из лепестков которого образует Индия» .
Таким образом, как показал анализ литературы, география возникла в глубокой древности в связи с практической деятельностью людей - охотой, рыболовством, кочевым скотоводством, примитивным земледелием. Первые крупные рабовладельческие государства появились в IV тысячелетии до н.э. у земледельческих народов Малой Азии, Египта, Двуречья, Северной Индии и Китая. Их образованию способствовало положение вдоль больших рек (источников орошения и водных путей) и надежные естественные рубежи - горы и пустыни. Были созданы первые письменные документы, в которых даются представление о географических познаниях народов древнего Востока, приводится описание всей известной тогда части Земли, содержатся краткие описания территории государства и т.д.
2. Географические идеи античных ученых
Среди географических идей древнего мира, унаследованных современной географией, особое значение имеют взгляды ученых античности. Античная (греко-римская) география достигла своего расцвета в Древней Греции и Риме в период с XII в. до н.э. по 146 г. н.э. Связано это было с тем, что положение Греции на путях из Передней Азии в южные и западные средиземноморские страны ставило ее в очень выгодные условия для торговых сношений, а следовательно, и для накопления географических познаний.
Самыми ранними письменными документами греков являются приписываемые Гомеру эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», запись которых относится к VIII-VII вв. до н.э., но описываемые в них события происходили примерно в XVI-XII вв. до н.э. По этим поэмам можно составить представление о географических познаниях эпохи. Греки представляли Землю в виде острова, имеющего форму выпуклого щита. Они хорошо знали страны, прилегающие к Эгейскому морю, о более же удаленных районах имели неясные представления. Однако им были известны крупные реки Средиземноморско-Черноморского бассейна: Рион (Фазис), Дунай (Истр), По (Падуе) и др.; а также они имели некоторые сведения об Африке и о кочевых народах, обитавших к северу от Греции.
В древней Греции делались попытки составления географических карт известной в то время территории. Греки пытались также объяснить различные природные явления с точки зрения естественнонаучных теорий. Греческим мыслителем Парменидом (V в. до н.э.) была выдвинута идея о шарообразности Земли. Однако он пришел к этому заключению не путем опытных данных, а исходя из своей философии о совершенных формах.
Как пишет А.Г. Исаченко, «Аристотель (IV в. до н.э.) в трактате «О небе», в «Физике» и «Метафизике» привел первые достоверные доказательства в пользу этой идеи: круглую форму земной тени при лунных затмениях и изменение вида звездного неба при передвижении с севера на юг» .
Аристотель написал много сочинений географического содержания. Одним из сочинений является «Метеорологика» - вершина географической науки Античности. В ней, в частности, рассмотрен вопрос о круговороте воды при участии испарения с поверхности водоемов, охлаждения с образованием облаков и атмосферных осадков. Выпавшие на поверхность земли осадки образуют ручьи и реки, наиболее крупные из которых образуются в горах. Реки несут свои воды в моря в объеме, равном количеству испарившейся воды. Вот почему уровень моря остается стабильным.
Между морем и сушей происходит постоянное противодействие, отчего в одних местах море разрушает берег, в других - образуется новая суша. По этому поводу Аристотель пишет следующее: «И поскольку море всегда в одном месте отступает, а в другом наступает, ясно, что и на всей Земле море и суша не остаются сами собою, но со временем одно превращается в Другое» .
Аристотель сделал вывод о существовании постоянного стока вод от Азовского моря в сторону Средиземного, поскольку «течение всего моря… зависит от глубины и от количества речной воды… Дело в том, что в Понт и Меотиду впадает больше рек, чем в остальные моря от Меотиды к Понту, от Понта к Эгейскому морю, от Эгейского к сицилийскому становится заметно глубже и глубже».
Аристотель рассуждал о «сухом» испарении (тепловое излучение земной поверхности), о тепловых поясах и о ветрах, как о результате неравномерного нагревания земной поверхности, дал описание 12-лучевой розы ветров. Аристотель писал о землетрясениях, громе, молнии, ураганах, радуге и других явлениях и о причинах их формирования.
В книге «Политика» он рассмотрел влияние природных факторов на человека и его поведение в направлении, которое впоследствии получило наименование «географический детерминизм». Состояние природы, по Аристотелю, оказывает влияние и на уровень развития государственности: «Народности, обитающие в странах с холодным климатом и на севере Европы, преисполнены мужественного характера, но интеллектуальная жизнь и художественные интересы у них менее развиты. Поэтому они дольше сохраняют свою свободу, но не способны к государственной жизни и не могут господствовать над своими соседями. Наоборот, народности, населяющие Азию, очень интеллектуальны и обладают художественным вкусом, зато им не хватает мужества; поэтому они живут в подчиненном и рабском состоянии. Эллинская народность, занимающая в географическом отношении как бы среднее место между жителями северной Европы и Азии, объединяет в себе природные свойства тех и других; она обладает и мужественным характером и развитым интеллектом; поэтому она сохраняет свою свободу, пользуется наилучшей государственной организацией и была бы способна властвовать над всеми, если бы только была объединена одним государственным строем» .
Очень большое значение для развития географии имели работы величайшего греческого ученого Геродота (484-425 гг. до н.э.). Ценность этих работ заключается в том, что они составлялись на основании его личных путешествий и наблюдений. Геродот посетил и описал Египет, Ливию, Финикию, Палестину, Аравию, Вавилонию, Персию, ближайшую часть Индии, Мидию, берега Каспийского и Черного морей, Скифию (южную часть Европейской территории СССР) и Грецию.
Обширный труд Геродота, созданный в V веке до н.э., получил название «История в девяти книгах» не сразу. Спустя два или три столетия после смерти ученого его книгу разделили в Александрийской библиотеке на девять частей - по числу муз; их именами назвали отдельные части, а всю рукопись в целом - «Историей в девяти книгах», или «Музами» .
В этом произведении рассказано и о греко-персидских войнах, и о далеких землях, о многих народах, рассказано и о различных обычаях, и об искусстве людей разных стран.
«История» Геродота - это не только обобщающий исторический и географический труд, но и один из важнейших памятников путешествий и открытия Земли. Из него узнаем о путешествиях самого Геродота по странам Европы, Азии, Африки и о других древних странствиях по суше и морю, о которых не сохранилось бы сведений для потомков, если бы знаменитый историк и путешественник древности не рассказал о них в своей книге «Музы».
Познакомимся с двумя характерными фрагментами из четвертой книги «Истории». В первом из них описывается река Борисфен - так Геродот именует Днепр: «Борисфен - из скифских рек после Истра [Дуная] наибольшая и, по нашему мнению, самая богатая не только между скифскими реками, но между всеми вообще, кроме, впрочем, египетского Нила; с этим последним не может идти в сравнение никакая другая река. Но из прочих рек Борисфен наиболее прибылен: он доставляет прекраснейшие и роскошнейшие пастбища для скота, превосходнейшую рыбу в большом изобилии, вода его на вкус очень приятна, чиста, тогда как рядом с ним текущие реки имеют мутную воду; вдоль него тянутся превосходные пахотные поля или растет очень высокая трава в тех местах, где не засевается хлеб; у устья реки сама собой собирается соль в огромном количестве; в Борисфене водятся огромные рыбы без позвоночного столба, называемые антакаями [осетры], идущие на соление, и многое другое, достойное внимания» .
Геродот сообщает еще, что область скифов-земледельцев простирается вдоль Борисфена [Днепра] на десять дней плавания. Представления его о землях, расположенных выше по течению Борисфена, смутные: «…несомненно только, что до области скифов-земледельцев он [Борисфен] протекает через пустыню…» .
Независимо от каких-либо специальных целей исторического исследования о древней Скифии интересно прочесть описание Днепра, сделанное два с половиной тысячелетия назад.
Также Геродот совершил плавание по Понту Эвксинскому (Черному морю), посетил Ольвию - древнегреческий город на берегу Днепровско-Бугского лимана; побывал в окрестностях Ольвии, видел северное Причерноморье. Приведенное выше описание Днепра показывает, что он собрал сведения и о среднем Приднепровье; неизвестной для него оставалась лишь область верхнего течения Днепра.
Любопытное сравнение Геродотом двух географических загадок: «Не только я, но, кажется, и никто из эллинов не может определить истоков ни Борисфена [т.е. Днепра], ни Нила». Вверх по Нилу Геродот путешествовал ранее, до того как отправился к низовьям Днепра. В его труде есть размышления о причинах периодических разливов Нила и о тайне истоков этой великой реки, о которых «никто не знает ничего достоверного».
Для того чтобы лучше представить ценность труда Геродота как памятника не только его собственных странствий, но и других путешествий, обратимся к другому фрагменту из четвертой книги «Истории», сохранившему для нас память об одном из самых замечательных морских путешествий древности.
Геродот сообщает об экспедиции вокруг Африки. Само название Африка появилось намного позднее, в описаниях Геродота Африка именуется «Ливией»: «Ливия оказывается кругом омываемой водой, за исключением той части, где она граничит с Азией; первый доказал это, насколько мы знаем, египетский царь Нехо» - этими строками начинается краткое сообщение об удивительном плавании .
Далее сказано о том, как Нехо поручил финикийским мореплавателям пройти вокруг Ливии морем: «…Он отправил финикиян на судах в море [в Красное море] с приказанием плыть обратно через Геракловы Столбы [Гибралтарский пролив], пока не войдут в северное море и не прибудут в Египет, Финикияне отплыли из Эритрейского моря и вошли в южное море. При наступлении осени они приставали к берегу, и, в каком бы месте Ливии ни высаживались, засевали землю и дожидались жатвы; по уборке хлеба плыли дальше. Так прошло в плавании два года; и только на третий год они обогнули Геракловы Столбы и возвратились в Египет. Рассказывали также, чему я не верю, а другой кто-нибудь, может быть, и поверит, что во время плавания кругом Ливии финикияне имели солнце с правой стороны. Так Ливия стала известна впервые» .
Приведенные строки - это единственная весть о плавании, аналога которому, видимо, не было в древности и средневековье. В работах географов разных эпох - от древних, в большинстве сомневавшихся в реальности плавания или даже категорически отрицавших его возможность, до современных, мнения которых расходятся, - существует множество самых различных высказываний.
На важность одного из аргументов «за» обращал внимание более ста лет назад А. Гумбольдт . Суть его сводится к следующему. Самое невероятное в рассказе о плавании вокруг Африки, с точки зрения древних ученых, состояло в том, что «финикияне имели солнце с правой стороны». Как раз этому не поверил и сам Геродот. Ведь экспедиция огибала Африку с востока на запад, а любой житель средиземноморских стран знал, что если судно плывет по морю на запад, то солнце находится слева по ходу судна, то есть светит в полдень с юга. Финикияне же якобы видели солнце к северу, - разве можно поверить такой несообразности? И Геродот счел нужным добавить: «…чему я не верю, а другой кто-нибудь, может быть, и поверит».
Для того чтобы поверить финикийским мореплавателям, надо было знать, что в южном полушарии Земли солнце в полдень действительно видно на севере. Так, как указывает В.Т. Богучаровский, «самый серьезный довод, который мог привести древний ученый, сомневавшийся в достоверности удивительного рассказа о плавании, стал два тысячелетия спустя наиболее веским аргументом, подтверждающим историческую подлинность экспедиции финикийских моряков вокруг Африки. Придумать такое рассказчики не могли. А увидеть солнце в полдень на севере можно было, лишь проплыв на юг от экватора» .
Таким образом, в Древней Греции зародились основные направления географической науки. Уже к VI в. до н.э. нужды мореплавания и торговли (греки основали в то время ряд колоний на берегах Средиземного и Черного морей) вызвали необходимость в описаниях суши и морских берегов. На рубеже VI в. до н.э. Гекатей из Милета составил описание Ойкумены - всех стран, известных в то время древним грекам. «Землеописание» Гекатея стало началом страноведческого направления в географии.
В эпоху «классической Греции» виднейшим представителем страноведения был Геродот. Его путешествия не приводили к открытию новых земель, но способствовали накоплению более полных и достоверных фактов и развитию описательно-страноведческого направления в науке.
Наука классической Греции нашла свое завершение в трудах Аристотеля, основавшего в 335 г. до н.э. философскую школу - Ликей в Афинах. Практически все, что было известно о географических явлениях к тому времени, обобщено в «Метеорологике» Аристотеля. Этот труд представляет собой начала общего землеведения, которые были выделены Аристотелем из нерасчлененной географической науки.
К эпохе эллинизма (330-146 гг. до н.э.) относится возникновение нового географического направления, которое получило впоследствии название математической географии. Одним из первых представителей этого направления был Эратосфен (276-194 гг. до н.э.). Он впервые довольно точно определил размеры окружности земного шара путем измерения дуги меридиана (ошибка измерения составила не более 10%). Эратосфену принадлежит большой труд, который он назвал «Географические записки», впервые употребив термин «география». В книге дается описание Ойкумены, а также рассматриваются вопросы математической и физической географии (общего землеведения). Таким образом, Эратосфен объединил все три направления под единым наименованием «география», и его считают истинным «отцом» географической науки .
Полвека спустя после Эратосфена древнегреческий астроном Гиппарх ввел в обиход наименования «географическая широта» и «географическая долгота», изобрел астролябию, продолжил исследования Эратосфена. О том, что все это значило для истории открытия Земли, с большой выразительностью сказано в «Истории землеведения» К. Риттера, хотя его образная оценка заслуг этих двух ученых античного мира и несколько гиперболична.
К. Риттер пишет, что «немногие изобретения имели на судьбу наук и благо народов более благодетельное влияние, чем те, которые связаны с именами Эратосфена и Гиппарха… С той поры мореплаватель мог находить свой путь туда и обратно в морях, еще не посещенных, и изобразить его для потомства. Караван мог достигать цели своего странствования неведомыми дотоле путями, через пустыню или целую часть света, в неизвестные страны. С той поры только потомство могло воспользоваться географическими открытиями предков. Столь часто забываемое или затемненное положение земель и местностей отныне легко могло быть отыскано посредством данной цифры и широты и долготы» .
В этом высказывании не все бесспорно. В нем чрезмерно усилены прежние трудности в определении местоположений земель и легкость этих определений после Эратосфена. Однако, и через полторы тысячи лет после великих географов и астрономов древности путешественники не располагали еще точными способами определения географической долготы. Именно с этим связаны зачастую многократные поиски «зачарованных островов», которые то появлялись, то вновь ускользали от открывателей и соответственно исчезали с карты.
Однако К. Риттер имел все основания выделить изобретения Эратосфена и Гиппарха как знаменательные в истории познания Земли человеком. Современная сеть географических координат берет свое начало с незамысловатой сети на карте, начертанной Эратосфеном. А в сочинениях путешественников, в описаниях новых земель в корабельных журналах мореплавателей постепенно занимают свое место цифры, многократно изменяющиеся в пути, цифры, которых с нетерпением ожидают картографы, градусы и минуты географической широты и долготы.
«География» Эратосфена не уцелела до нашего времени. Содержание ее известно по отдельным выдержкам, по изложению мнений ученого и кратким обзорам его сочинения, которые можно найти у других древних авторов, особенно у Страбона. В «Географии» дан общий очерк истории знаний о Земле, говорится об её форме и величине, о размерах обитаемой суши, об отдельных странах, которые были известны древним грекам на рубеже III и II столетий до н.э.
Вслед за Аристотелем и другими учеными - сторонниками идеи о шарообразной форме Земли Эратосфен исходит в своих рассуждениях, так же как в знаменитом своем измерении размеров Земли, из того, что Земля шарообразна. С этим связано и утверждение Эратосфена, смысл и важность которого прояснились отчетливо полторы тысячи лет спустя: «Если бы обширность Атлантического моря не препятствовала нам, то можно было бы переплыть из Иберии [Пиренейского полуострова] в Индию по одному и тому же параллельному кругу» .
Укажем на еще одно сочинении, которое сам автор - Страбон с основанием называл «колоссальным». Он писал: «Наш труд есть как бы колоссальное произведение, трактующее о великом и мировом…».
«География», или «География в семнадцати книгах» - под таким лаконичным названием сочинение Страбона издавалось несчетное множество раз в течение двух тысяч лет, прошедших с той поры, когда оно было написано. О Страбоне известно немногое. Он был историком и географом, побывал в разных странах Средиземноморья, о своих путешествиях написал в «Географии» кратко, всего несколько фраз, для того лишь, чтобы пояснить, какие земли он видел сам, а о каких знает по чужим описаниям.
Труд Страбоне содержит наиболее подробный свод географических знаний древних греков и римлян о мире. Восемь книг «Географий» посвящаются странам Европы, шесть книг - странам Азии и одна книга - африканским странам. «География Страбона» - прообраз позднейших страноведческих книг - не относится, понятно, к литературе путешествий, но подобно произведению Геодота оно включает и некоторые драгоценные для науки сообщения о примечательных путешествиях древности.
У Страбона мы узнаем, например, о плаваниях Евдокса. Сам Страбон не верил сведениям об этом плавании. Он заимствовал их у Посидония - историка и философа I века до н.э., о географических суждениях которого известно преимущественно по Страбону. Изложив рассказ Посидония, Страбон укоряет его за вымысел: «…вся эта история не особенно далека от выдумок Пифея, Евгемера и Антифана. Тех людей можно еще извинить, как мы прощаем фокусникам их выдумки, ведь это их специальность. Но кто же может простить это Посидонию, человеку весьма искушенному в доказательствах и философу. Это у Посидония получилось неудачно» .
Приведенные строки несправедливы и к Пифею и к Посидодонию. Но заслуга Страбона в том, что он счел нужным поместить в своей книге рассказ, показавшийся ему неправдоподобным. Вот что ныне известно благодаря этому об одном из древнейших плаваний в Индию, совершенном во II в. до н.э. некоим Евдоксом из Кизика (остров в Мраморном море).
Страбон пишет: «Евдокс, как гласит рассказ, прибыл в Египет в царствование Евергета II; он был представлен царю и его министрам и беседовал с ними, особенно относительно путешествий вверх по Нилу… Между тем, продолжает рассказ, какой-то индиец в это время был случайно доставлен царю береговой охраной из самой впадины Аравийского залива. Доставившие индийца заявили, что нашли его полумертвым одного на корабле, севшем на мель; кто он и откуда, они не знают, так как не понимают его языка. Царь же передал индийца людям, которые должны были научить его греческому языку. Выучившись по-гречески, индиец рассказал, что, плывя из Индии, он по несчастной случайности сбился с курса и, потеряв своих спутников, которые погибли от голода, в конце концов благополучно достиг Египта. Поскольку этот рассказ был принят царем с сомнением, он обещал быть проводником лицам, назначенным царем для плавания в Индию. Среди этих лиц был и Евдокс. Таким образом, Евдокс отплыл в Индию с дарами и вернулся с грузом благовоний и драгоценных камней…» .
Путешествия и приключения Евдокса на этом не закончились. Привезенные им товары забрал у него царь Евергет, а ему уже после смерти Евергета довелось вновь отправиться в плавание к Индии, на этот раз по повелению Клеопатры. На обратном пути корабль его отнесло ветрами на юг Эфиопии.
Третье плавание оказалось неудачным. Независимо от этого очень важно сообщение о том, что Евдокс вышел в открытое море, используя постоянные ветры. Можно полагать, что уже в своем первом плавании к Индии он узнал от «проводника» - индийца о муссонах Индийского океана и о том, как надо плыть кораблю по открытому морю с помощью этих ветров.
Путешествия из Греции и Египта в Индию совершались и прежде, задолго до Евдокса. Но такие путешествия - больше по сухопутью, нежели по морю, - длились долго, около двух лет, и были делом исключительным и тяжелым. А муссон помогал кораблю не держаться близ берега, пересечь океан и проделать весь путь за месяц-другой.
По морскому пути, проторенному экспедицией Евдокса, отправлялись все чаще торговые корабли греков, римлян, египтян. В I веке н.э. был написан в Египте даже обстоятельный справочник для мореходов - «Перипл Эритрейского моря», то есть «Плавание по Индийскому океану». В нем находим краткое упоминание о греческом мореходе Гиппале, который «открыл» плавание в Индию «прямо через море». Ныне трудно установить окончательно, есть ли связь между этим упоминанием и рассказом, приведенным в книге Страбона о путешествиях Евдокса. Некоторые современные исследователи полагают, что Гиппал был участником первого плавания в Индию, которое совершил Евдокс. Но основное содержание «Географии» Страбона заключается в подробных систематических описаниях стран, известных ученым античного мира.
Ряд произведений, касающихся географии, написал философ-материалист Демокрит, Он много путешествовал и составил географическую карту, которая была использована при составлении позднейших карт. Демокрит поставил ряд географических проблем, которыми в дальнейшем занимались многие ученые: измерение известной тогда суши, а затем и всей Земли, зависимость органической жизни от климата и т.п.
Как отмечает В.П. Максаковский, «для развития географии в древней Греции важное значение имели походы Александра Македонского и морские путешествия за пределы Средиземного моря. Среди последних наибольший интерес представляет плавание Пифея из Массилии (Марсель). Пифей, пройдя Гибралтарский пролив, поплыл вдоль берегов северо-западной Европы и предположительно достиг Норвегии. В записках Пифея упоминаются густые туманы, льды и полуночное солнце, что показывает на высокие широты, достигнутые им. Можно предполагать, что Пифей обогнул Великобританию и видел Исландию» .
Наследником культурных завоеваний Греции и Александрии сделался Рим. Нужно сказать, что крупных географов-путешественников римлян исследователи знает мало.
Так, крупнейшим античным ученым римского происхождения называют Гая Плиния Секунда Старшего(23-79 гг.), автора «Естественной истории» в 37 книгах - энциклопедии естественнонаучных знаний своего времени, составленной на основе компиляции трудов двух тысяч авторов, греческих и римских. Особое внимание при описаниях Плиний уделял количественным показателям, касалось ли это размеров известной части Земли или расстояний между приметными географическими объектами.
Вот фрагмент из «Естественной истории», касающийся Азовского моря: «Одни говорят, что само Меотийское озеро, принимающее реку Танаис, которая стекает с Рипейских гор и является крайней границей между Европой и Азией, простирается в окружности на 1406 миль, другие - на 1125 миль. Известно, что по прямому пути от его устья до устья Танаиса 275 миль».
Плиний отмечает длину и ширину Керченского пролива, названия населенных пунктов на его берегах. Повсеместно перечисляются народы, проживающие в той или иной местности, их обычаи и род занятий. Также. Плиний знал о «Нильских болотах», местности, расположенной к югу от полосы пустынь, населенной слонами, носорогами и пигмеями.
Одним из крупнейших знатоков философского наследия ионийцев и эпикурейцев был знаменитый ученый и поэт Тит Лукреций Кар(99-55 гг. до н.э.). Его поэма «Природа вещей» является попыткой рассмотреть и объяснить все явления природы от Вселенной до живых организмов, понять тайны рождения, человеческой мысли и души.
Как пишет А.Б. Дитмар, «поэма состоит из шести книг. В первой и второй дано учение о вечности и безграничности Вселенной, учение об атомах и их свойствах, учение о вечности движения. В третьей и четвертой говорится о единстве души и тела и о чувственных ощущениях как источнике знаний. В пятой и шестой книгах описан мир в целом, отдельные явления и причины, их порождающие, дано представление о животных и человеке, о религии и общественной деятельности» .
В природе все изменяется, возникает, распадается, вновь создается. Все вещи в своем разложении возвращаются к состоянию первичной материи, чтобы вновь принять участие в природных преобразованиях. «Если я вижу, что члены и части мира великого гибнут, затем нарождаются снова, стало быть, также и нашей земле и небесному своду было начало положено и предстоит им погибель».
Для Лукреция эволюция и приобретение новых свойств само собой разумеющееся свойство материи. «Время…меняет всю мировую природу, и за одним состоянием следует вечно другое. Мир не коснеет в одном положении… Из одного состояния земля переходит в другое. Прежних нет свойств у нее, но есть то, чего не было прежде».
И все это происходит без участия богов и предварительной целесообразности. Лукреций касается происхождения Земли, разных метеорологических явлений, круговорота воды, причин грома и молнии, землетрясений и многих других явлений.
Таким образом, римские ученые создавали обобщающие географические произведения, в которых пытались показать все разнообразие известного им мира. К наиболее крупным произведениям этого типа следует отнести книгу Помпония Мелы (I в.) «О положении Земли», или «О хорографии».
Как указывает В.Т. Богучаровский, «Помпоний систематизировал сведения из трудов Геродота, Эратосфена, Гиппарха и других ученых-предшественников. Описание территорий не сопровождалось значительными оригинальными теоретическими выкладками. Землю Помпоний делил на пять климатических зон: жаркая, две холодные и две умеренные и поддерживал гипотезу о существовании южного обитаемого пояса, населенного «антихтонами» (противоживущими)» .
Походы и войны римлян дали для географии очень большой материал, но обработку этого материала производили главным образом греческие ученые. Наиболее крупными из них являются Страбон и Птолемей.
Математик и географ Клавдий Птолемей, грек по происхождению, жил в Египте в первой половине II в. н.э. Крупнейшей его работой было создание «системы мира», которая господствовала в науке более тысячи лет. Географические воззрения Птолемея выражены в книге «Географический путеводитель». Свою географию он строит на чисто математических началах, прежде всего указывая географическое определение широты и долготы каждого места.
Птолемей располагал более значительным географическим материалом, чем Страбон. В его работах, как пишет М. Голубчик, «можно найти сведения о Каспийском море, о р. Волге (Ра) и р. Каме (Восточная Ра). При описании Африки он подробно останавливается на истоках Нила, и его описание во многом сходно с новейшими исследованиями» .
В работах Птолемея подведены итоги всех географических познаний древнего мира, которые довольно велики. Географы наиболее развитых стран Западной Европы до XV в. почти ничего не прибавили к тем географическим познаниям, которыми располагали греки и римляне до III в. Из приведенных примеров главнейших географических произведений древности уже с достаточной ясностью намечаются два пути развития географии. Первый путь - это описание отдельных стран (Геродот, Страбон). Второй путь - описание всей Земли как некоторого единого целого (Эратосфен, Птолемей). Эти два основных пути в географии сохранились и до настоящего времени.
Таким образом, в эпоху рабовладельческого строя были накоплены значительные географические знания. Главнейшими достижениями этого периода были установление шарообразной формы Земли и первые измерения ее размеров, написание первых крупных географических сочинений и составление географических карт и, наконец, первые попытки дать научное объяснение физическим явлениям, происходящим на Земле.
В результате теоретического анализа литературы было выявлено, что первые крупные рабовладельческие государства появились в IV тысячелетии до н.э. у земледельческих народов Малой Азии, Египта, Двуречья, Северной Индии и Китая. Их образованию способствовало положение вдоль больших рек (источников орошения и водных путей) и надежные естественные рубежи - горы и пустыни. Были созданы первые письменные документы, в которых даются древние представления о географических познаниях народов древнего Востока, описывается известная часть Земли, содержатся краткие описания территории государства и т.д.
В античном мире намечаются два пути развития географии. Первый путь - это описание отдельных стран (Геродот, Страбон). Второй путь - описание всей Земли как некоторого единого целого (Эратосфен, Птолемей).
Список источников
1.Античная география / сост. М.С. Боднарский. - М.: Мысль, 1953. - 360 с.
.Античная география средиземноморья: электронный ресурс http: // www.mgeograf.ru.
3.Аристотель. Собрание сочинений. В 4 т.: т. 3. Метеорологика. - М.: Мысль, 1981. - 374 с.
4.Безруков, Ю.Ф. Физическая география материков и океанов в вопросах и ответах. В 2 ч. Часть 1. Евразия и Мировой океан. - Симферополь: ТНУ им. В.И. Вернадского, 2005. - 196 с.
.Богучаровский В.Т. История географии / В.Т. Богучаровский. - М.: Академический проект, 2006. - 500 с.
.Браун Л.А. История географических карт / Л.А. Браун. - М.: Центрополиграф, 2006. - 480 с.
.Вавилова, Е.В. Экономическая и социальная география мира / Е.В. Вавилова. - М.: Гардарики, 2006. - 469 с.
.Геродот. История в девяти книгах / Геродот. - СПб.: Питер, 2005. - 274 с.
.Гиленсо Б.А. История античной литературы. В 2 ч. Ч. 1. / Б.А. Гиленсон. - М.: Академический проект, 2009. - 270 с.
.Голубчик, М. История географии / М. Голубчик, С. Евдокимов, Г. Максимов. - М.: СГУ. - 2006. - 224 с.
.Демокрит: электронный ресурс: http: // eternaltown.com.ua/ content/ view.
.Джеймс П. Все возможные миры: история географических идей / П. Джеймс / под ред. А.Г. Исаченко. - М.: Гардарики, 2006. - 320 с.
.Дитмар А.Б. От Скифии до Элефантины. Жизнь и путешествия Геродота / А.Б. Дитмар. - М.: Наука, 2004. - 206 с.
.Иванова Н.В. Физическая география: методические рекомендации / Н.В. Иванова. - Самара: Самарский муниципальный институт управления, 2006. - 40 с.
.Исаченко А.Г. Развитие географических идей / А.Г. Исаченко. - М.: Просвещение, 1989. - 276 с.
.История Древнего Рима: электронный ресурс: #"justify">.Кузнецов В.И. Древний Китай / В.И. Кузнецов. - М. Аст-пресс, 2008. - 210 с.
.Максаковский В.П. Историческая география мира / В.П. Максаковский. - М.: Академия, 2005. - 474 с.
.Орлёнок В.В. Физическая география / В.В. Орлёнка. - М.: Гардарики, 2009. - 480 с.
географический карта античный ученый
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
Древняя Греция: истоки основных направлений современной географии
Географическое знание является одной из первых форм отражения человеком
окружающей среды. Поэтому его истоки восходят к далеким временам.
Возвращаясь к географическому знанию, нужно указать, что элементарные
географические представления имеются у всех народов, независимо от уровня
развития. Эти представления выражаются в местных географических терминах.
Например, в терминах "бор", "болото", "лес", "луг" на любом языке отражаются и выражаются представления о различных местоположениях и местопроизрастаниях, а также о различной хозяйственной ценности угодий, то есть, по существу, довольно глубокие знания о географических различиях местностей. Однако систематические географические знания сложились лишь в натурфилософских системах древних греков.
Впервые систематические географические знания сложились в натурфилософии древних греков, т. е. в философском, умозрительном по своему существу, истолковании природы в ее целостности, что было характерно для философских школ Древней Греции - милетской, пифагорейской и др. Что же касается средневековья, то оно не прибавило существенно нового в географических представлениях, и поэтому характеристику географии древнего мира и средних веков мы рассматриваем в рамках одной главы. В древнем мире удалось накопить так мало истинного знания, что один человек еще мог охватить весь его объем. Хотя подобие специализации по географии, истории, математике и т. д. и было, все знание достаточно полно контролировалось здравым смыслом, логикой и натурфилософией. Области знания еще не задавались вопросом об объектах и предметах исследования. В лучшем случае предпринимались попытки определения целей и задач, а также и адреса (Птолемей, Страбон). Тем не менее уже в трудах древнегреческих ученых были заложены истоки многих современных направлений географии.
Стремление знать свое пространственное окружение для человека изначально.
Поэтому не случайно то, что первым из этих направлений сформировалось страноведение: описание примечательных особенностей природы, богатств, ремесел, народов и их обычаев, размеров и расстояний. В древнегреческой письменной литературе первыми страноведческими документами явились периплы - описания берегов, периэгезы -описания суши, периоды - объезды земли. С обобщением всех известных в Милете1 подобных сочинений выступил Гекатей (ок. 546 - 480 до н. э.) в произведении "Периоды". Кроме ранее выделенных древними авторами Европы и Азии, Гекатей стал выделять и Ливию (Африку), т. е. уже в столь отдаленные времена производилось естественное расчленение земной поверхности. Историк географии Дж. О. Томсон писал, что в работе Гекатея проявляется "известный научный интерес к климату, обычаям, флоре и фауне, так что она стоит того, чтобы ее назвать общей географией, первой географией, о которой нам что-либо известно".
Наиболее древним сочинением по страноведению, из сохранившихся практически в полном объеме, является "История в девяти книгах" Геродота (490-424 гг. до н. э.). Геродот побывал во многих местах известного тогда мира и сделал описания городов и стран. Несмотря на негеографическое название, его сочинение является наиболее полным описанием географического характера, в котором, наряду с обычными страноведческими сведениями, содержится много этнографического материала. Кроме 1/6 Древняя Греция: истоки основных направлений современной географии того, Геродот проявил интерес к исторической географии: так, он, в частности, реконструировал берега дельты Нила, исходя из географического положения древних портовых городов, находившихся в его время вдали от моря.
Итогом географических знаний античности является сочинение Страбона (63/64 г. до н. э. - 23/24 г. н. э.)" География в 17 книгах". Несмотря на то, что в этом сочинении имеется изложение всех существовавших в то время направлений географии, точнее, истоков формирующихся направлений, его с полным основанием можно отнести к типу страноведческих произведений, хотя бы потому, что 83 % его объема отводится региональной характеристике стран и мест по природному, этническому или политическому принципу. При этом Страбон призывает к естественному делению территорий "по суставам, а не по целой кости". Так, Страбон предлагает деление Азии на две части по горной системе Тавр, которая разделяет бореальную Азию и средиземноморскую. В географических различиях между отдельными частями известного ему мира ученый видел большую роль широты места. Он писал, что, разделив обитаемый мир по кругам, параллельным экватору, ученые "могли бы показать изменения животных, растений и климатов, потому что одни из них принадлежат холодному, другие - жаркому".
Страбон дает полное страноведческое описание известной тогда обитаемой части Земли, хотя и исходит из множественности обитаемых миров на планете. В систему такого описания, как и в наши времена, входили природа, люди и хозяйство. Так что триединство подобного рода в страноведческих описаниях было заложено на заре географического знания.
Один из исследователей жизни и деятельности Страбона писал о нем:
"Малоазийский грек, живший на рубеже нашей эры, написал на склоне лет сочинение, которое, он надеялся, с пользой прочтут заинтересованные лица.
Современники не заметили этого произведения. Слава пришла через тысячу с лишним лет... В античные времена наиболее знаменитых деятелей нередко именовали по их "профессиям". Произносили: Поэт - и все понимали, что имеется в виду Гомер.
Говорили: Оратор - и было ясно, что речь идет о Цицероне.
Византийцы высоко оценили Страбона. Настолько, что могли не называть его имени имени ученого, за которым закрепилось авторитетное прозвище: ГЕОГРАФ".
Вторым направлением географии, которое зародилось в античное время, было землеведческое. В его рамках развивались идеи о фигуре Земли, тепловых поясах, соотношении суши и моря, разъяснялись причины многих природных явлений.
Основоположником этого направления стал Фалес из Милета (ок. 625 - ок. 547 гг. до н.э.), который является родоначальником всей античной философии и науки. Его идеи дошли до нас в упоминаниях других древних авторов. Известно, что основой всего земного бытия, всех природных явлений он считал воду в ее разных формах, а Землю представлял как остров, плавающий в огромном Мировом океане. Если исходить из того, что вода в виде осадков, стока и акваторий является важным географическим фактором, и на земном шаре большая часть поверхности занята Мировым океаном, то можно удивляться прозорливости древнего ученого. Поиски начала бытия, первоосновы, в последующем привели к формированию идей о сферах Земли.
Представители другой древнегреческой философской школы - пифагорейской, на острове Самос (вторая половина VI - V вв. до н. э.), ввели учение о центральном огне, который дает жизнь всему космосу и удерживает его от разрушения. Один из 2/6 Древняя Греция: истоки основных направлений современной географии пифагорейцев, Парменид, выдвинул идею о шарообразности Земли, не приводя никаких доказательств, что вообще было характерно для древнегреческих мыслителей до Аристотеля.
На основе этого предположения Парменида Эвдокс Книдский (около 408 г. - ок. 355 г.
до н.э.) обосновал идею о климатических поясах. При этом он учел возрастающий наклон падения солнечных лучей на земную поверхность по мере возрастания широты ("климат" в переводе с греческого означает "наклон"). Именно Эвдокс представил доказательства шарообразности Земли: изменение высоты звезд над горизонтом при движении на север, форма тени Земли при лунных затмениях. Он также ввел понятие "горизонт" для измерения высоты небесных светил.
Эвдокс впервые установил тепловые пояса Земли, определив их примерное соотношение: жаркого - 8 частей, умеренных - по 5 частей и холодных - по 6 частей на каждом полушарии. Полагают также, что он сделал попытку измерения окружности Земли, получив значительно завышенный результат - от 63000 до 70400 км, в зависимости от принятой единицы длины. Имеется также предположение о том, что Эвдокс впервые применил гномон для определения широтного положения географических объектов.
С обобщением всего древнегреческого землеведения выступил Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.). У него вполне оформилась идея о геосферах: "Из четырех тел, то есть огня, воздуха, воды и земли, огонь занимает верхнее положение, а земля нижнее, два других тела соотносятся подобным образом, а именно, воздух ближе всех других к огню, а вода к земле". Ему также принадлежит мысль о едином Океане.
Аристотель систематизировал взгляды своих предшественников относительно тепловых поясов, происхождении и господствующих направлениях ветров. Он много рассуждал о причинах землетрясений, писал об изменениях климата и границ суши и моря во времени. При этом, в отличие от предшественников, Аристотель предпочитал рассуждения, опирающиеся на факты, Примечательно, например, следующее: "Не менее смехотворно, если кто-нибудь, утверждая, как Эмпедокл, что море - это пот земли, полагает, что изрек нечто мудрое. Такое выражение может, пожалуй, удовлетворить нас в поэзии..., но мы не можем довольствоваться им в познании природы".
Основываясь на фактах, он развил идею Эвдокса о шарообразности земли. Что касается обитаемых миров, Ойкумены и Антиподов, то Аристотель полагал их протянувшимися вокруг Земли поясами, которые прерываются водными пространствами.
Он стоял на точке зрения необитаемости жаркого пояса.
В трудах Аристотеля, особенно в работе "Метеорологика", можно найти и другие вопросы, относящиеся к компетенции общего землеведения. Поэтому вполне обоснованно его можно считать основоположником землеведческого направления географии. Последующие за ним греческие и римские ученые, а также ученые эпохи Возрождения в области общего землеведения преимущественно занимались комментариями Аристотеля, соглашались или спорили с ним. Отношение к Аристотелю долгое время характеризовало научное направление ученого, занимающегося естественными науками.
В истории географической науки карта всегда занимала значительное, исключительно важное место, ибо представляла собой жестко фиксированную форму географического знания. Создание первой карты в масштабе по традиции приписывается ученику Фалеса 3/6 Древняя Греция: истоки основных направлений современной географии Анаксимандру (около 610 г. - после 547 г. до н. э.), автору первого философского сочинения на греческом языке "О природе", создателю геоцентрической модели космоса. Карта Анаксимандра была выдержана по сторонам горизонта, но она не дошла до нас. Историческая молва (недокументированное сведение) гласит о том, что бронзовую копию с этой карты милет-цы отправили в Спарту в виде обоснования просьбы о помощи в борьбе с персами, но спартанцы нашли Персию весьма далекой, чтобы о ней беспокоиться.
Вообще же картоподобные рисунки характерны для всех народов на любом уровне цивилизации. Так, пиктографические "карты" шумеров дошли до наших дней с третьего тысячелетия до нашей эры.
Но все эти и другие картоподобные творения не имели научной основы. Карта, чтобы быть правильным отображением реальности, должна опираться на математические построения. Поэтому подлинным основоположником математико-картографического направления географии следует считать Эратосфена Киренского (около 276 - 194 гг. до н.э.), заложившего основы математической географии. В своей работе "Географические записки", известной нам только по изложению Страбона, он впервые вводит термин "география" взамен прежних периплов, периэгезов и периодов. Он же впервые указал возможность достижения Индии западным путем от Пиренейского полуострова. Однако наиболее важно то, что Эратосфен сделал очень близкое к современному (по полученным результатам) измерение длины дуги меридиана.
При этом он исходил из того, что в день летнего солнцестояния в Сиене не бывает тени - Солнце отражается в глубоком колодце. В этот день он измерил высоту Солнца над горизонтом и тень от длинной колонны во дворе Александрийского музея (в египетском городе Александрия). Определив таким образом, что дуга между этими городами составляет 1/50 часть меридиана (круг тогда делили на 60 частей), он умножил расстояние между городами на 50 и получил 252 тыс. стадий или 39690 км, что отличается всего на 319 км от современных измерений. Узнав длину меридиана, Эратосфен дал количественную оценку размеров Ойкумены и необитаемых частей Земли. Он же впервые применил термины "широта" и "долгота", так как эти понятия связаны с длиной и шириной Ойкумены и других частей земной поверхности. При построении карты он использовал 7 параллелей и перпендикулярные им меридианы.
Значительный вклад в формирование математико-географического направления внес Гиппарх (190-126 гг. до н.э.), заменивший Эратосфена на должности главного хранителя Александрийского музея. Он применил заимствованное от ассирийцев деление круга на 360 градусов, что позволило ему предложить построение карт по сеткам параллелей и меридианов. Гиппарх также разработал стереографическую и ортографическую картографические проекции, изобрел астролябию (для измерения широты места), при помощи которой стало возможным измерять высоту Полярной звезды. Кроме того, он показал возможность измерения долготы путем фиксирования местного времени при начале затмения Луны. Однако этот способ не был использован ни им самим, ни другими учеными на протяжении тысячелетия.
Следует отметить новое измерение окружности Земли Посидонием (135-51 гг. до н. э.), которое дало 28400 км. При этом расстояние между Пиренейским полуостровом и Индией получилось не более 11 тыс. км, что сыграло положительную роль во время Великих географических открытий. Посидоний одним из первых выступил с идеей 4/6 Древняя Греция: истоки основных направлений современной географии обитаемости экваториальной полосы, оспаривая тем самым мнение Аристотеля.
Вершиной картографической мысли античного периода является работа Клавдия Птолемея (около 90-168 гг.) "Руководство по географии в 8 книгах". Птолемей подошел к географии с астрономических позиций, предприняв наиболее грандиозную попытку нанести известный ему мир на карту. Он изобрел коническую и псевдоконическую проекции; в семи книгах дал материал для построения карт, описав 6000 географических мест. Для 400 мест из них были определены широты. Координаты других пунктов были измерены днями пути, что и привело к неизбежным искажениям. В одной книге Птолемей дает определение задач географии и ее подразделение. Под географией он подразумевал линейное изображение земель для лучшего их обозрения.
Качественную характеристику отдельных частей земной поверхности он назвал хорографией, а искусство создания карт-топографией.
К "Руководству..." Птолемея было приложено 27 карт (в последующих изданиях до 64, но авторство Птолемея оспаривается). Это была первая серия карт, которая получила затем нарицательное имя "птолемей".
Идея изменений земной поверхности также принадлежит к старейшим достижениям человеческой мысли (Гераклит, 530 - 470 годы до н.э.). Во времена Пифагора и Аристотеля (VI - IV вв. до н.э.) появляются первые представления о динамике природы земной поверхности, высказываются суждения о непостоянстве положения и конфигурации береговой линии моря, изменении рельефа и т. д. Учение Аристотеля получает широкое распространение и дальнейшее развитие в работах Ксенофана (VI -V вв. до н. э.), Фукидида (V в. до н. э.), Омара Аалема (X в.), Бируни (XI в.), Ибн Сины (XI в.) и др. В их трудах можно найти попытки истолковать события далекого прошлого как в мифологии, так и в области исследования строения и развития Земли методом сравнительного изучения, при котором события современности служат аналогами древних.
Прообразом современного экологического направления в географии является географический детерминизм ученых древнего мира. Так, мысли о природной детерминации (обусловленности) происхождения и бытия человека, вероятно, проистекают из материализма Демокрита (460-370 гг. до н. э.), который писал о влиянии окружающей среды, особенно климата, на весь органический мир, включая и человека.
Наибольшее развитие это направление получило в работе "О воздухах, водах и местностях" Гиппократа (460-377 гг. до н.э.), названной не без основания трактатом по медицинской экологии13, поскольку здесь рассматривается влияние природных условий на человеческий организм.
Гиппократ, восприняв идею Геродота о трех поясах Земли, - холодном, умеренном и жарком, - приспособил ее к объяснению темпераментов, обычаев и общественного бытия народов. Так, Гиппократ пишет о том, что в холодной Скифии люди "угнетаются" холодом и поэтому прозябают в дикости, обладают вспыльчивым характером. В жарком же Египте у людей более цветущий вид, здесь более развиты искусства, но люди ввиду изнеженности благоприятным климатом слабовольны.
Оптимальные условия с сезонными перепадами, которые будят ум и возбуждают к действию, имеются в средней полосе, а именно в областях обитания греков. Кроме таких 5/6 Древняя Греция: истоки основных направлений современной географии "глобальных" обобщений, у Гиппократа имеются ценные медико-экологические наблюдения и рассуждения о влиянии погоды, свойств вод на здоровье и состояние духа человека.
О взаимодействии хозяйственной деятельности человека и природы оригинально рассуждал Платон (423 - 348 гг. до н.э.). Он отмечал, что под влиянием скотоводства плодородные земли Аттики с лесами превратились в голый остов суши, по которой вода, не задерживаясь, стекает по оголенной земле.
Развивая мысли своего учителя и своих предшественников в этом направлении, Аристотель разработал некоторое подобие концепции о различной пригодности земель для жизни в зависимости от природных условий. Но и он не избежал "традиционных" для той эпохи стереотипов: писал о свободолюбии и храбрости народов холодных стран Севера и Запада, о мудрости народов жаркого Востока и о сочетании всех этих качеств в греках.
Таким образом, частью умозрительно, частью эмпирически и математически обоснованно, древние натурфилософы и географы заложили основы главных современных направлений естественнонаучной ветви географии: страноведения, общего землеведения, картографии и экологического направления. Однако их системы взглядов, тесно связанные с историей и народоведением, имели гуманитарный характер, и поэтому в их трудах можно находить мысли, относящиеся и к обществоведческой ветви географии. В целом же две важнейшие концепции географии - единство природы, людей и хозяйства; изменение ситуации от места к месту - были верно уловлены древними учеными.
Человечество начало овладевать географическими знаниями с глубокой древности, очевидно еще до возникновения рабовладельческого строя, так как без них невозможно ведение даже самого примитивного хозяйства.
При этом хотя у разных племен и народов географические представления и не были одинаковыми, все же в них можно видеть и некоторые важные общие черты. Племена и народы глубокой древности в центре мира мыслили место своего обитания, свою страну (точнее - местность обитания). Их конкретные географические знания отличались территориальной ограниченностью. Довольно хорошо зная территорию своего расселения и условия, в которых происходила борьба за существование, первобытные народы очень мало знали о местностях, расположенных за этими пределами.
Наблюдения над природой у первобытных народов сводились к установлению отдельных фактов, без выявления общего характера местностей. Поэтому в нашем, современном понимании они мало географичны. Происходящие в природе процессы воспринимались как действия богов и демонов. Вместе с тем древние люди еще до возникновения рабовладения уже имели запас знаний о камнях, растениях, животных, ветрах, морских течениях и т. д. Потребности хозяйственной жизни, товарообмен между отдельными племенами, завоевания и собирания дани - все это, как и многое другое, приводило к необходимости накопления конкретных знаний географического характера.
Известно, что еще бродячие охотники рисовали грубые, но довольно точные картосхемы. Составлять карты и совершать далекие плавания, руководствуясь звездами, умели древние викинги и полинезийцы, хорошо изучившие морские течения, пассатные ветры и очертания берегов. Известны нарисованные на коже карты, распространенные у индейцев Лабрадора, береговые карты эскимосов и т. д. Таким образом, география, как и любая другая наука, возникла в результате практических потребностей, и возникла из частностей.
Изучая историю географии, нельзя пройти мимо периода ее развития внутри древнего общества, так как уже в то время были выдвинуты принципы, которые легли в основу современной географии.
Заметный скачок в развитии географии произошел в рабовладельческую эпоху потому, что именно при рабовладельческом строе произошло резкое размежевание между физическим и умственным трудом, возникло профессиональное и четко определилось территориальное разделение труда.
В самых древних рабовладельческих государствах можно видеть значительное развитие географии. В Египте, например, пользовались картами не менее чем за 1300 лет до нашей эры. Умели чертить карты и древние жители рабовладельческой Мексики задолго до появления на американском континенте первых европейцев. В древнем Китае география наряду с историей может быть названа одной из наиболее ранних отраслей знания. Она развивалась там в силу практических потребностей, связанных прежде всего с развитием ирригации. Древнейшее земледелие в долинах некоторых китайских рек, где позже сформировались феодальные государства, было бы невозможно, если бы население этих долин не обладало некоторой суммой географических знаний. Наконец, что для нас в данной работе особенно важно отметить, в рабовладельческую эпоху возникают первые космогонические учения, хотя и развивавшиеся в системе натурфилософских представлений, но тем не менее содержавшие в себе зародыши и географической науки как особой области человеческих знаний. С этого времени начинается теоретическое осмысливание географических явлений.
В ряде стран рабовладельческого мира (в Египте, Вавилоне, Индии, Китае и т. д.) все чаще предпринимаются попытки научного осознания окружающего человеческое общество мира. Делаются попытки создать научные представления о Земле и ее поверхности, причем многие философы исходили из гипотез о существовании материальной первоосновы, хотя и понимаемой весьма наивно (если к этим гипотезам относиться с точки зрения современной науки).
Первые теоретические представления географического характера развивались внутри космогонических, нередко материалистических в своей основе гипотез, содержавшихся в учениях философов рабовладельческого общества. Начавшаяся с самой глубокой древности борьба между материализмом и идеализмом отражалась на состоянии знаний о Земле, на состоянии географических представлений.
1 Географические представления первобытных народов.
2 Развитие географических идей и представлений в странах Древнего Востока (IV-I тыс. до н.э.).
3 Географические представления минойцев и финикийцев.
Географические представления первобытных народов. География возникла в глубокой древности в связи с насущными жизненными потребностями людей – с охотой, собирательством, бортничеством, скотоводством и земледелием. Для ведения хозяйства – даже примитивного – было необходимо достаточно глубокое знание местных условия – образа диких зверей и съедобных растений, хода рыбы в реках и озерах, сезонности и продуктивности пастбищ, плодородия почв. География началась с познания древними людьми окружающего мира и особенностей местности. Однако окружающий человека мир всегда был несравнимо больше его самого (110).
Первые элементарные географические представления появились вместе с трудом, т.е. на самой первоначальной стадии развития человечества (126,279). Среди первых и самых важных вопросов, которые задавал себе первобытный человек, были и те, что относились к свойствам окружающей природы. «Подобно многим другим животным, первобытный человек выделял определенные участки земной поверхности как необходимую для его жизни территорию. И подобно многим другим животным, он постоянно терзался смутным предчувствием того, что, может быть, в каких-то других местах трава еще зеленее» (110, с. 15).
О характере географических представлений эпохи первобытнообщинного строя можно судить лишь косвенно, поскольку письменные памятники для этой эпохи отсутствуют. Косвенные же суждения основываются главным образом на изучении культуры отсталых племен и народностей, которые вплоть до столкновения с европейцами оставались на стадии первобытнообщинного строя. Огромный вклад в изучение культуры примитивных людей внесли Н. Миклухо-Маклай (1846-1888 гг.), Л. Леви-Брюль (1857-1939 гг.), Д. Кук (1728-1779 гг.) и М.Мид (81,211,212,263,301,420,433).
Известно, что первобытный человек черпал свои знания о природе из своего непосредственного опыта, ограниченного площадью местообитания. Однако, по мнению ученых, знания эти отличались удивительной доскональностью. Европейских путешественников поражала способность «дикарей» всех континентов внимательно наблюдать и тонко чувствовать природу (211,212). Круг фактических знаний первобытного человека всегда определялся характером его производственной деятельности и непосредственным природным окружением (126,279).
Например, в языке эскимосов Северной Америки, жизнь которых тесно связана с морем, имеется до 20 различных слов, обозначающих разные типы и состояния льда. У земледельческих племен наиболее богата терминология, относящаяся к различным сельскохозяйственным культурам, фазам их развития и т.д. Охотники и собиратели особенно хорошо знают дикорастущие растения и животных. С высоко развитой наблюдательностью тесно связаны навыки отлично ориентирования в пространстве. Вместе с тем у некоторых африканских народностей восприятие цвета ограничивается лишь красным и голубым, в их языке имеется только два слова для обозначения этих противоположных участков спектра видимого света. В результате этого они не воспринимают такие промежуточные цвета, как оранжевый, желтый или зеленый (110, с.19).
Многие древние народы эмпирически подошли к выработке сложных географических понятий, напоминающих современные научные представления о ландшафтах и урочищах, что нашло отражение в их языке, в местных географических названиях (126,322).
Из психологии известно, воспринимая окружающие предметы, человек обособляет их пространстве и только затем устанавливает между ними пространственные связи и отношения (110,126,366,408,423). Отсюда вытекает и особый способ передачи этих отношений – географическая карта.
Карта в своем элементарном виде, т.е. картографический рисунок, появляется у первобытного человека задолго до изобретения письма. Правда, до нас не дошло ни одного картографического изображения тех времен. Однако некоторые петрографы, возможно, содержат в себе элементы топографического рисунка. Еще А. Гумбольдт (1769-1859 гг.) видел в петроглифах Южной Америки зачатки географической карты. Если это так, то начало картографии восходит к позднему палеолиту. Палеолит – это древний каменный век (первый период каменного века), время существования человека, который пользовался примитивными каменными, деревянными и костяными орудиями, занимался охотой и собирательством. Палеолит продолжался с возникновения человека (свыше 2 миллионов лет назад) примерно до X тыс. до н.э. Таким образом, карта как метод фиксации данных хронологически предшествует письменному описанию географической реальности.
Самая же древняя из сохранившихся карт была создана в Шумере (Междуречье) примерно 2 500 лет до н.э. Она представляет собой рисунок небольшого участка местности, выполненный на глиняной табличке (110,126,279).
Элементы географических знаний занимали первое место в общей сумме представлений первобытного человека об окружающем мире. Вместе с тем на этом первом этапе развития Homo Sapiens мышление человека имело конкретный характер. Древний человек способен был дать собственные названия (имена) каждому местному предмету, но в его языке отсутствовали слова, обозначающие общие понятия, такие, как «река», «гора», «растение», «животное» и др. Острая наблюдательность и относительно обширные знания отдельных конкретных фактов сочетались у него с неразвитостью абстрактного мышления (110,126).
2 Развитие географических идей и представлений в странах Древнего Востока (IV-I тыс. до н.э.) Первые крупные рабовладельческие государства появились в IV тыс. до н.э. у земледельческих народов Египта, Междуречья, Северной Индии и Китая. Оседлое земледельческое хозяйство давало больше возможностей для применения рабского труда и развития металлургии, чем скотоводческое. Образованию развитых рабовладельческих государств в этих странах способствовали их благоприятные географические условия: положение вдоль больших рек – источников орошения и водных путей («речные цивилизации », И.И.Мечников (1845-1916 гг.)), относительно надежные естественные рубежи – горы, пустыни и т.д. Эти государства возникли независимо друг от друга. Лишь со временем взаимное влияние их культур в той или иной степени стало проявляться достаточно отчетливо.
Древнейшие народы Востока оставили нам первые письменные документы. Любопытно, что самые ранние, дошедшие до нас литературные произведения были посвящены описанию путешествий. Повести и сказки о путешествиях в дальние страны – один из древнейших жанров мировой литературы.
Тема путешествий всецело преобладает в древнейшем эпосе. Например, в древнешумерской эпической поэме о Гильгамеше (IV тыс. до н.э.) рассказывается о скитаниях героя, который добрался через пустыни и горы до океана и перебрался через него (26,61,110,126).
Источники этого рода (сказки, песни, эпос и т.д.), наряду с археологическими данными, позволяют составить предположение о пространственно-географическом кругозоре народов Древнего Востока и их представлениях о Земле.
Древние египтяне , например, уже в III тысячелетии до н.э. вели оживленную торговлю с Сирией, Эфиопией, странами бассейна Средиземного моря. Возможно, они также имели торговые отношения с далекой Индией.
Кругозор народов Междуречья в III-II тысячелетиях до н.э. распространялся на севере до Армении и Закавказья, а на юге – до современного Омана (85,110,126).
Пространственный кругозор древних китайцев вплоть до второй половины II в. до н.э. ограничивался главным образом восточной частью нынешней территории Китая. Дстоверные сведения о странах Центральной и Средней Азии древние китайцы получили лишь после путешествия Чжан Цяня (138-126 гг. до н.э.). Это путешествие положило начало торговым связям Китая со странами Средней Азии, а через них и с Восточным Средиземноморьем, куда несколько позже был проложен «великий шелковый путь», просуществовавший вплоть до 23 г. до н.э.. В Древнем Китае уделялось много внимания географическим исследованиям, в т.ч. поискам пути в Европу. Китайские путешественники сделали не меньше, «открывая» Европу, чем европейцы, прокладывая путь на «Дальний Восток». Но китайский свод знаний остался в стороне от потока западной мысли (110,126,158,279).
К рабовладельческой эпохе относится возникновение зачатков научных знаний в области математики, астрономии и механики. В Египте в эпоху Древнего Царства (около II тыс. до н.э.) проводилось межевание земель, создавался земельный кадастр (главным образом для определения размера налогов). Аналогичные работы велись в Междуречье. Египтяне довольно точно определили продолжительность года и ввели в повседневный обиход солнечный календарь . Древним египтянам и вавилонянам были известны солнечные часы. Египетские и вавилонские жрецы, а также китайские астрономы установили закономерности повторения затмений и научились предсказывать их (126).
«Египет – колыбель науки». Египет называют колыбелью науки, т. к. здесь еще в глубокой древности возникли методы наблюдения, измерения и научного обобщения. Египетские жрецы обладали прочными практическими знаниями в области математики (алгебра), астрономии и геометрии, необходимыми для управления обществом. Они совершенствовали способы измерения земельных наделов и определения границ полей, постоянно уничтожаемых во время половодий на Ниле. Они научились определять линию местного меридиана (направление север-юг), чтобы точно ориентировать воздвигаемые монументы и общественные сооружения. Они также изобрели письменность и нашли способ получения папируса – материала для письма – из растения, обильно произраставшего в заболоченной дельте Нила (110).
Междуречье. Народы Месопотамии также внесли свою лепту в накопление географических знаний. Самые первые в мире математики, жившие в государстве шумеров, владели всеми основными правилами алгебры уже 3 000 лет тому назад, хотя алгебраические символы, которыми мы пользуемся теперь, не были известны вплоть до XVI столетия. Но и без них шумеры понимали и использовали многие алгебраические зависимости. Они также могли извлечь квадратный корень из любого числа.
Из Междуречья происходит деление эклиптики на 12 знаков зодиака, года на 12 месяцев, суток на 24 часа, окружности на 360 градусов. В этой стране была принята лунная неделя .
В первых рабовладельческих государствах древнего Востока создавались и примитивные карты, служившие самым разным целям. Одна из самых древних карт относится приблизительно к 2 500 г. до н.э. Она представляет собой очень схематическое изображение на глиняной табличке северной части Междуречья с рекой Евфрат и двумя горными цепями. На более поздней вавилонской карте (около V века до. н.э.) изображена вся Земля в виде диска, окруженного океаном, с центром в Вавилоне (85,110,112,215).
Именно в странах древнего Востока появились первые идеи о божественном провидении . Согласно религиозным представлениям древних шумеров, мир управляется богами, похожими на людей, но наделенными, в отличие от них, сверхчеловеческими возможностями и бессмертием. Каждому из богов подчинялись определенные силы и явления окружающего человека мира природы – течение рек, морские приливы и отливы, ветровые потоки, урожайность нив, изобилие дичи. Боги состязались друг с другом, а их отношение к людям отличалось деспотизмом, а часто и мстительностью.
В древних культурах всего мира многие явления природы объяснялись ссылкой на существование единого божества, чьи действия всегда оказывались неподсудными. Это божество нужно было чаще ублаготворять жертвоприношениями для того, чтобы оно более благосклонно относилось к человеческим существам.
Представления древних народов о природе, хотя и имели в своей основе реальный практический опыт, сохраняли свой мифологический характер. Так, еще в III тыс. до н.э. древние шумеры создали мифы о сотворении мира , о потопе и рае, которые оказались очень живучими и нашли свое отражение в главной книге всех христиан – «Библии».
Вера в прямое воздействие светил на судьбы людей привела к возникновению астрологии . Особенно популярной эта «наука» была в Вавилоне. Представления о Земле у всех древних народов основывались на непосредственном восприятии окружающего мира.
Наблюдения над обозримым горизонтом привели к взгляду о Земле как неподвижном, плоском диске, находившемся в центре мира. В аналогичной, хотя и более поэтической форме, происхождение Земли рисуется в священной книге браминов – «Ведах»: «Земля возникла из воды и подобна распустившемуся цветку лотоса, один из лепестков которого образует Индия» (126).
3 Географические представления минойцев и финикийцев. К числу наиболее развитых народов III-II тыс. до н.э. относились минойцы и финикийцы. К II тысячелетию до н.э. посредническая торговля между Западным и Восточным Средиземноморьем находилась в руках минойцев , которые на острове Крит основали мощную морскую державу. Имеются свидетельства о том, что торговые связи минойцев простирались от Британских островов до Канарских островов, Сенегала и Индии. Однако с середины II тыс. до н.э. господство на морских путях Средиземного моря переходит к финикийцам.
Финикийцы , родина которых располагалась на территории современного Ливана, принадлежали к числу первых мореплавателей и первооткрывателей новых земель. В своих плаваниях они проникали далеко за пределы известных земель. Однако, занятые лишь торговлей, они почти ничего не сообщали о посещенных ими странах и народах.
В одной из горных долин современного Бейрута в те далекие времена было обнаружено рудное тело, в котором удачно сочетались медь и олово. Финикийцы разрабатывали его, изготовляли бронзу и торговали ее. Вообще же в рудных месторождениях Средиземноморского бассейна при обилии меди олова явно недоставало. Поэтому финикийцы совершали регулярные морские походы к островам Силли у берегов Великобритании, где добывали олово. Они также торговали древесиной кедра, обильно произраставшего в горных лесах Ливана. Один из древнейших письменных документов, составленный за 3 000 лет до н.э., представляет собой опись кедровых бревен, погруженных в финикийском порту Библе на сорок кораблей, которые должны были доставить этот груз в Египет.
Финикийцы заложили множество торговых портов по всему побережью Средиземного моря, в том числе и Карфаген . Им же принадлежит создание первого фонетического алфавита. Он целиком состоял из согласных звуков, подобно современному семитскому алфавиту. Несколько позже греки дополнили этот алфавит краткими гласными звуками. Финикийский язык лег в основу абсолютного большинства всех известных сегодня европейских алфавитов. В VI в. до н.э. Финикия была завоевана персами, а в 322 г. до н.э. покорена Александром Македонским . В 146 году до н.э. Карфаген был разрушен (11,110,126).