Распоряжение о нежелательности пребывания в Российской Федерации - не приговор. Нежелательное пребывание на территории рф Нежелательности пребывания иностранных граждан рф
Выглядит данное распоряжение примерно так.
Принимает его Минюст (не всегда, но почти всегда он), но штука в том, что отменить его может только суд. Нет такой процедуры, чтобы Минюст сам определил свое распоряжение. Обращаться с заявлением в сам Минюст бессмысленно: примут, рассмотрят в течение месяца, ответят, что нужно обращаться в суд. Такая процедура есть с ФМС при принятии решения о неразрешении въезда. ФМС может сам отменить свое решение. В случае с распоряжением о нежелательности пребывания в РФ идти нужно только в суд, по месту нахождения Министерства юстиции в г. Москва.
Особенности такого распоряжения: их довольно много, его принятие почти всегда связано с тем, что иностранный гражданин был подвергнут уголовного наказанию.
Срок обжалования: 3 месяца с того момента как стало известно о принятии этого распоряжения. Вас должны письменно уведомить о нем, именно с этой даты будет отсчитываться срок. Это очень важный момент, пропуск данного может явиться основанием для формального отказа в суде.
В отношении кого может быть принято:
- иностранец, который незаконно находится в России;
- иностранец, которому не разрешен въезд в Россию;
- если нахождение в России иностранца создает угрозу обороноспособности, безопасности, общественному порядку государства и здоровью населения.
Чаще всего такое решение принимается в отношении иностранного гражданина, который совершил преступление в РФ и отбывал наказание. Перед тем как иностранное лицо, отбывающее наказание выйдет из мест лишения свободы, в отношении него принимается распоряжение о нежелательности пребывания, иногда этот документ сопровождается еще решением о депортации. Само по себе распоряжение – это насильственная депортация, это просто акт, который говорит о том, что Вашу пребывание в РФ представляет угрозу для РФ и Вы обязаны выехать из России (добровольно).
Государственная пошлина: 300 рублей (входит в стоимость услуги)
Кто может обжаловать: обжаловать может любое лицо, в отношении которого было принято такое распоряжение, либо его представитель. Бессмысленно, конечно же, обращаться, если нет оснований для этого. Суд вероятнее всего откажет Вам.
Какие основания для обжалования:
Это ни в коем случае не полный перечень, это всего лишь ориентир. Эти основания помогут разобраться в самой сущности и принципам отмены таких распоряжений. Наличие или отсутствие таких оснований не является гарантией того, что распоряжение будет отменено.
- судимость погашена;
- обстоятельства, которые были положены в основу принятия распоряжения, отпали;
- есть родственники-граждане РФ;
- семья, постоянно проживает в России;
- положительные характеристики;
- нет родственников и имущества на территории иностранного государства;
- длительность законно проживания в РФ;
- условно-досрочное освобождение;
- иные причины.
На какой срок действует: иногда бессрочно, иногда срок указывается в самом распоряжении. То есть нежелательность пребывания ограничена сроком. Вам запрещен въезд в Россию, до того момента пока не будет отменено это распоряжение. А само собой оно не отменяется. Наши клиенты называют его «пожизненные бан».
Чем мы можем помочь: Мы поможем обжаловать и отменить распоряжение о нежелательности пребывания в России. Мы находимся в Москве, и если распоряжение принято Минюстом, то обращаться в суд с административным исковым заявлением можно только в районный суд г. Москвы. С недавнего времени такие заявления могут подавать только специалисты с высшим юридическим образованием. Мы поможем собрать полный пакет документов, сформировать позицию в суде, донести нашу позицию до суда, участвовать во всех судебных заседаниях, получить решение суда и отдать его на исполнение.
Нежелательность пребывания иностранных граждан на территории нашего государства и - это проблема. Но, проблема решаемая, нашим миграционным адвокатом.
Нежелательность пребывания - это решение уполномоченного лица миграционного органа, согласно которому иностранный гражданин обязан самостоятельно покинуть территорию РФ.
Российское законодательство уполномочивает специальные органы принимать решение о нежелательности пребывания иностранного гражданина в следующих случаях:
- если незаконно находятся на территории России
- существует , который не отменен в законном порядке
- если пребывание иностранного гражданина на территории России создает угрозу государственному строю
Основания для нежелательного пребывания иностранного гражданина
Почему возникает понятие нежелательность пребывания на территории РФ в отношении Вас?
Причины принятия решений о нежелательности пребывания заключаются в ошибке государственных органов, либо ошибке самого иностранного гражданина (поэтому для иностранного гражданина главное - это предоставление достоверных сведений о себе).
Однако, самыми распространенными причинами вынесения решения о нежелательности пребывания являются наличие у мигрантов не снятой или не погашенной судимости или же установлен факт привлечения последних к административной ответственности два и более раза.
Обжаловать такое решение можно в орган, его принявший, либо, обратившись с заявлением в суд с требованиями признать незаконным решение о нежелательности пребывания (читайте нашу адвокатскую практику по данному вопросу по ссылке ). Отмена решений о нежелательности пребывания как мы с Вами видим вполне возможна.
Отмена нежелательности пребывания в РФ
Как все изменить в Вашу пользу? Отмена происходит в случае, если будет установлена ошибка государственного органа. Если таковой нет, то возможна по предусмотренным законом основаниям:
- получение в настоящий момент высшего или средне - специального образования;
- если дети/родители/супруги являются гражданами РФ;
- официально трудоустроены на основании разрешения на работу, либо патента;
- в случае необходимости лечения;
- отсутствуют факты привлечения к административной ответственности за нарушение режима пребывания;
- отсутствие в решении миграционного органа разъяснений о причинах принятия решения и отсутствие доказательств необходимости принятия такого решения.
Если в отношении Вас принято решение о нежелательности пребывания, не нужно впадать в отчаяние. Мы поможем разрешить Вашу проблему. В целях эффективности, во время судебного обжаловании решения, желательно представитель суду всю положительную информацию за Вас в совокупности.
Адвокат по отмене нежелательного пребывания
Мы берем на себя ведение дела полностью, Вы можете от нас получить:
- консультирование по Вашей проблеме
- представительство в государственном миграционном органе
- составление заявления в суд, формирование пакета документов и подача
- представительство в суде
У Нас имеется опыт работы в миграционной сфере, а, значит, мы найдем нужный путь решения Вашей проблемы. Нежелательность пребывания иностранных граждан на территории РФ - возможно повернуть в обратную сторону через решения вопроса обжалование в суде.
ВНИМАНИЕ: смотрите видео с советами нашего адвоката, как снять запрет на въезд РФ на нашем канале YouTube , а также пишите свои комментарии к видео с вопросами оформления гражданства и решения иной миграционной проблемы:
Образец иска об отмене решения о нежелательности пребывания
В Кировский районный суд г. Екатеринбурга
г. Екатеринбург, улица Бажова, дом 31 «а»
Административный истец:
Административный ответчик:
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты
и благополучия человека по Свердловской области
Государственная пошлина: 300 рублей
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
об оспаривании решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации
Административным ответчиком в отношении административного истца вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Основанием принятого решения согласно тексту оспариваемого акта послужили данные о наличии выявленного заболевания - туберкулез легких без проведения бактериологического и гистологического исследований, А16.1.
В последствии административным истцом получено уведомление о необходимости покинуть территорию Российской Федерации.
Порядок принятия решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина на адрес установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 199 «Об утверждении положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации», а также Инструкцией о порядке подготовки, представления и рассмотрения в системе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека материалов по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденной Приказом Роспотребнадзора от дата N 336. Данный приказ издан во исполнение названного выше Постановления Правительства Российской Федерации, а также в целях реализации требований части 3 статьи 25.10 Федерального закона Российской Федерации от дата N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Согласно ст. 25.10 Федерального закона Российской Федерации от дата N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина в случае, если его пребывание (проживание) создает реальную угрозу здоровью населения, в целях защиты законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина в Российской Федерации.
Однако, в настоящий момент каких-либо заболеваний у административного истца не выявлено. Согласно справкам ГБУЗ СО «Противотуберкулезный диспансер» свежих очаговых и инфильтративных изменений не выявлено.
Таким образом, административный истец не создает реальную угрозу жизни и здоровью окружающего его населения, что в полной мере позволяет законно находится на территории Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02 марта 2006 года N 55-0 по жалобе гражданина Грузии Тодуа Кахабера на нарушение его конституционных прав пунктом 7 статьи 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации), а также отвечать характеру совершенного деяния. Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.
ПОЛЕЗНО : смотрите видео и узнаете, почему любой образец иска, жалобы лучше составлять с нашим адвокатом, пишите вопрос в комментариях ролика, подписывайтесь на канал YouTube
В нарушение приведенных норм административным ответчиком не указано оснований, по которым принятие решения вызвано крайней необходимостью в интересах национальной безопасности и общественного порядка, целями предотвращения беспорядков или преступлений, целями охраны здоровья или нравственности. Административным ответчиком совершенно не дана оценка наличию устойчивых социальных связей административного истца именно в Российской Федерации - наличие зарегистрированного брака, обучение в образовательном учреждении Российской Федерации.
Наличие у административного ответчика разрешения на временное проживание также подтверждает устойчивую связь с Российской Федерации и выражает намерение административного истца приобрести в последствие гражданство Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь приведенными нормами,
ПРОШУ:
- признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты и благополучия человека по Свердловской области о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и возложить обязанность на Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты и благополучия человека по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав иностранного гражданина.
Приложение:
- квитанция об оплате государственной пошлины;
- копия настоящего заявления;
- копия оспариваемого решения;
- копия уведомления;
- копия двух справок ГБУЗ СО «Противотуберкулезный диспансер»;
- копия студенческого билета административного истца;
- копия студенческой книжки административного истца;
- копия медицинской книжки административного истца;
- ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску.
Дата, подпись
Читайте еще по вопросу работы нашего миграционного адвоката:
Проконсультируйтесь по вопросу у нашего миграционного адвоката
Наш поможет Вам во многих вопросах
«НЕЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕБЫВАНИЯ» КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАНЦЕВ
Тихоокеанский государственный университет
Ранее в законодательстве были предусмотрены такие принудительные мероприятия в отношении иностранных граждан, как депортация в результате аннулирования разрешения на временное пребывание, либо на временное проживание, либо вида на жительство, а также административное выдворение. В 2003 г. в Российской Федерации принята законодательная новелла, которую, как видится, можно рассматривать в качестве свидетельства смещения интенсивности и акцента государственной защиты от частного интереса личности (иностранного гражданина) в направлении публичного интереса (Российской Федерации и граждан Российской Федерации как сообщества). В ст. 25 Федерального закона о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию был внесен ряд существенных изменений и дополнений и, в частности, введен принципиально новый институт «нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации». Данный институт значительно «размывает» ранее существовавшие границы оснований аннулирования разрешений на проживание и работу, оставляет большие возможности для правоприменительного усмотрения по данному вопросу значительного числа административных органов.
В 2007 году в отношении 685 человек, относящихся к категории иностранных граждан и лиц без гражданства, было принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с привлечением к уголовной ответственности.
Исходя из динамики данного показателя за прошедшие несколько лет, в 2009 году ожидается, что подобное решение будет принято в отношении 1100 человек, а в 2010 году - 1200 человек, в 2011 году – 1500 человек.
Решение может быть принято в отношении иностранцев, законно проживающих в России, если их проживание, как указано в статье 25.10 Закона о въезде и выезде, «создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения». Решения о нежелательности пребывания (проживания) принимаются в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, нравственности, прав и законных интересов других лиц.
Правительством России утвержден перечень органов, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания иностранца в России: МВД России, ФСБ России, Минобороны России, Минздравсоцразвития России, Росфинмониторинг России, СВР России, Минюст России, МИД России. Постановлением Правительства от 12.11.2008 г. № 849 право принимать подобное решение получила также Федеральная служба по контролю за исполнением наркотиков (ФСКН). Теперь, если сотрудники Госнаркоконтроля установят, что иностранец каким-либо образом связан с оборотом наркотиков, его попросят покинуть территорию России. Для тех, кто не выполнит такое предписание, предусмотрена депортация. Кроме того, иностранцы, в отношении которых ФСКН принято решение о нежелательности пребывания в России, не получат приглашения и визы на въезд в страну.
Введение института «нежелательности пребывания» объяснимо. В условиях все возрастающих смертельных угроз социуму: терроризма, распространения СПИДа и других инфекций, наркотизации и пр., основными направлениями государственной политики становится обеспечение безопасности общества.
Однако не следует забывать, что государственная безопасность и безопасность гражданского общества – понятия не совпадающие. Поэтому с точки зрения защиты прав и свобод личности не могут не насторожить основания, а главное – порядок принятия решения о «нежелательности пребывания».
Согласно правительственному Положению, обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания, должны выявлять территориальные органы (подразделения) федеральных органов, указанных в Перечне. Территориальный орган направляет в соответствующий федеральный орган «материалы, подтверждающие указанные обстоятельства». Далее «порядок представления материалов и их рассмотрения определяется нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти». Затем федеральный орган принимает решение о нежелательности пребывания, уведомляет об этом ФСБ (для централизованного учета «неблагонадежных») и сообщает об этом территориальному органу – инициатору, а тот «приводит решение в исполнение». Обращает на себя внимание то обстоятельство, что ни в Федеральном законе о въезде и выезде, ни в Положении нет ни слова о надзоре либо контроле за принятым решением. Важнейший вопрос, напрямую затрагивающий права и свободы личности, отдан на откуп девяти органам исполнительной власти, каждый из которых сам, своими ведомственными нормативными документами, определяет «правила игры».
Столь расплывчато – оценочные основания депортации и административного выдворения иностранцев (если... создает реальную угрозу... общественному порядку, в целях защиты... нравственности, прав и законных интересов других лиц) при отсутствии контроля в контексте разделения властей и со стороны институтов гражданского общества могут создать среду для злоупотреблений и произвола для административных органов. Возможно ущемление прав и свобод, высылка «неугодных» иностранцев без законных на то оснований.
Отсутствие регламентированной процедуры, элементов административного процесса способно создать для территориальных административных органов (особенно «силовых») соблазн выслать с территории своего обслуживания (и, стало быть, из зоны своей ответственности) как можно больше иностранцев в порядке «слепой» превенции по принципу «от греха подальше». Не лишена рассматриваемая законодательная новелла и коррупционной опасности.
В свете сказанного представляется необходимым организация контроля за принятием и исполнением решений, принимаемых в порядке ст. 25.10 Федерального закона о выезде и въезде. Выход из ситуации видится во введении эффективного судебного контроля за решениями о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан в России. Здесь следует исходить из презумпции того, что все важные решения, существенно ограничивающие права и свободы человека и гражданина, в правовом государстве должны приниматься под контролем суда как гаранта прав и свобод. «Каждый человек должен жить с уверенностью, что применение к нему принуждения возможно только через суд, что при этом он будет иметь возможность защищаться от обвинений и претензий, пользоваться демократическими процессуальными правами».
Главная сложность заключается в том, что решение о нежелательности пребывания не является мерой наказания, оно принимается (за исключением случаев, предусмотренных частью 1 ст. 25.10 Закона «О выезде и въезде») в отношении лица, законно находящегося на территории России. При этом лицу не предъявляется никаких обвинений: ни в совершении административного проступка, ни тем более в совершении преступления. Решение о нежелательности пребывания, согласно Положению, просто «доводится до сведения» лица, в отношении которого оно принято.
Таким образом, для того, чтобы избежать принятия необоснованных решений о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в РФ, а также для уменьшения степени абстрактности претензий к иностранцу и свободы усмотрения правоприменителя, необходим более четкий законодательный и институциональный механизм защиты прав лица, в отношении которого принимается решение о нежелательности пребывания в Российской Федерации.
Литература:
1. Постановление Правительства от 12.11.2008 г. № 849 «О внесении изменения в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение онежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ, 17.11.2008, N 46, ст. 5361.
2. «Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации». Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 г. № 199 (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2005 № 638)// Российская газета № 69. 11.04.2003.
3. «Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации». Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 г. №199 (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2005 № 638)// Правовое положение иностранных граждан в России. Сборник нормативных актов / Сост. В.В. Ряховский. - М.: ИД Юриспруденция, 2006. С.82.
4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2008. С. 634
5. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства юстиции Российской Федерации на 2009-2011 годы.
Памятка для иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания на территории Российской ФедерацииПравовые основания принудительного выдворения иностранного гражданина либо лица без гражданства за пределы России
В соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод каждый, кто на законных основаниях находится на территории какого-либо государства, имеет в пределах этой территории право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства. Каждый свободен покидать любую страну, включая свою собственную. Пользование этими правами не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности или общественного спокойствия, для поддержания общественного порядка, предотвращения преступлений, охраны здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.
Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из страны. Кроме того, въезд на территорию России для таких лиц будет ограничен на определенный срок.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации, т.е. принудительной высылке из Российской Федерации.
Помимо этого, за нарушения правил пересечения государственной границы, правил въезда в РФ, режима пребывания (проживания) в РФ, за незаконное осуществление трудовой деятельности, а также иных миграционных правил к иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть применено наказание в виде административного выдворения. Административное выдворение является самостоятельным видом наказания и может применяться, как в качестве основного, так и дополнительного наказания.
В результате депортации либо административного выдворения въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не будет разрешен в течение пяти лет со дня депортации (административного выдворения) за пределы Российской Федерации, а в случае неоднократной (два и более раза) депортации (административного выдворения) - в течение десяти лет со дня депортации.
Особенности депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, отбывающих наказание за совершенные на территории РФ преступления
В случае, если Минюстом России в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина (п. 11 ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Решение о депортации исполняется после отбытия данным иностранным гражданином либо лицом без гражданства назначенного судом наказания.
Администрация учреждения, исполняющего наказание, не позднее чем за десять дней до момента освобождения иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого вынесено Министерством юстиции Российской Федерации решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, уведомляет о сроке освобождения указанного лица Управление Министерства внутренних дел России по Томской области.
При освобождении иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого вынесено Минюстом России решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, администрация учреждения, исполняющего наказание, выдает ему документ, удостоверяющий личность (при наличии в личном деле осужденного), или свидетельство на возвращение в страну гражданской принадлежности и уведомляет его о необходимости покинуть территорию Россию в установленный законом срок.
При вынесении Министерством юстиции Российской Федерации решения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, освобожденного из мест лишения свободы, УМВД России по Томской области осуществляет мероприятия по контролю за его выездом за пределы территории РФ.
В случае уклонения иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания), от выезда за пределы территории РФ УМВД России по Томской области принимает меры по его депортации.
До исполнения решения о депортации, иностранные граждане и лица без гражданства будут находиться в Специализированном учреждении для временного содержания иностранных граждан, подведомственном УМВД России по Томской области. Сроки содержания в данном учреждении будут определяться судом.
Как показывает практика, в исправительных учреждениях осужденных иностранных граждан знакомят с текстом поступившего распоряжения Минюста России, в котором не разъяснен порядок и не указаны сроки для его обжалования. Копия документа на руки не выдается, и некоторые просто не понимают, какое решение вынесено в отношении них. Вопрос об обжаловании решений Минюста России о нежелательности пребывания в РФ, возникнет у осужденных только после отбытия срока наказания, когда органами МВД России будут приниматься меры к депортации иностранного гражданина (лица без гражданства) с территории Российской Федерации. При этом выясняется, что у многих были веские основания для обжалования принятого решения, однако срок обжалования пропущен.
В целях оказания содействия иностранным гражданам и лицам без гражданства в решении вопросов, связанных с принятым решением о нежелательности их пребывания на территории РФ, Уполномоченный по правам человека в Томской области считает обязательным разъяснить следующее.
Порядок и основания обжалования распоряжения Минюста России о нежелательности пребывания
В настоящее время федеральные органы исполнительной власти не имеют права отменять свои решения в данной сфере независимо от обстоятельств. В связи с этим, не рекомендуется направлять какие-либо письма в адрес Минюста России с просьбой пересмотреть принятое решение.
Распоряжение Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) необходимо обжаловать в суд. Данные решения оспариваются в порядке, установленном гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
В соответствии со ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. В то же время пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда, однако причины пропуска срока обращения в суд будут выяснятся в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Основаниями для обжалования могут быть различные обстоятельства. Одним из наиболее убедительных аргументов будет наличие близких родственников (супруги, дети, родители, родные братья и сестры), которые являются гражданами РФ. В соответствии с международными нормами и Конституцией РФ каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, семья находится под защитой государства.
Не менее важным обстоятельством является длительное проживание лица на территории Российской Федерации. При рассмотрении заявления судом будет учитываться вся информация, в том числе характеристика осужденного, характер, тяжесть и степень общественной опасности совершенного уголовного преступления, возможность исполнения решения о депортации.
При подаче административного искового заявления необходимо приложить квитанцию об уплате государственной пошлины, размер которой составляет 300 рублей. Суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить либо уменьшить ее размер, а также отсрочить уплату госпошлины. Если нет возможности заранее уплатить госпошлину, то в заявлении должно содержаться ходатайство о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины либо об освобождении от ее уплаты. При этом нужно представить подтверждающие документы (например, справку исправительного учреждения об отсутствии средств на лицевом счете осужденного и невозможности его трудоустройства).
Согласно ст. 19 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решения органа государственной власти рассматривается районным судом. В соответствии со ст. 22 КАС РФ такое заявление подается в суд по месту нахождения органа государственной власти. Ответчиком по административному делу будет являться Министерство юстиции Российской Федерации, которое находится по адресу: 119191, г. Москва, ул. Житная, д. 14. В связи с этим, исковое заявление можно направить в Замоскворецкий районный суд г. Москвы, который расположен по адресу: 115184, г. Москва, ул. Татарская, дом 1. Рекомендуется направлять исковое заявление заказным письмом.
Кроме того, ч. 3 ст. 24 КАС РФ предусматривает также возможность подачи заявления в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом. Право выбора между судами, которым подсудно административное дело, принадлежит административному истцу.
При выборе суда необходимо учитывать следующие обстоятельства. С одной стороны, лучше принять личное участие в судебном разбирательстве, о чем можно ходатайствовать при подаче заявления. В ходе судебного разбирательства можно будет приводить свои доводы по всем возникающим вопросам, заявлять ходатайства, участвовать в исследовании доказательств, судебных прениях, осуществлять иные процессуальные права.
В соответствии со ст. 12 КАС РФ административное судопроизводство ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Лицам, участвующим в деле и не владеющим языком, на котором ведется административное судопроизводство, суд разъясняет и обеспечивает право знакомиться с материалами административного дела, участвовать в процессуальных действиях, давать объяснения, выступать в суде, заявлять ходатайства и подавать жалобы на родном языке, пользоваться услугами переводчика .
Согласно ст. 147 КАС РФ суд может привлечь к участию в судебном разбирательстве переводчика по своей инициативе или по ходатайству лиц, участвующих в деле. Лица, участвующие в деле, могут предложить суду кандидатуру переводчика. Вопрос о выборе кандидатуры переводчика разрешается судом с учетом мнения лиц, участвующих в деле.
При личном участии в судебном разбирательстве шансы на удовлетворение Ваших заявленных требований судом увеличиваются.
С другой стороны, учитывая положения ст. 20 Гражданского кодекса РФ, согласно которой местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, исправительные учреждения таковым не являются. В связи с чем, иностранный гражданин вправе обратится с заявлением в суд по месту своего жительства до вынесения обвинительного приговора, представив подтверждающие документы, однако это не всегда представляется возможным.
При наличии финансовых средств у осужденного, для решения вопроса по оспариванию распоряжения Минюста России желательно обратиться к специалистам за квалифицированной юридической помощью.
Информация подготовлена по состоянию на 20.05.2016
При подготовке данной памятки и образцов исковых заявлений были использованы следующие источники:
Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ
Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»
Приказ Минюста России от 20.08.2007 № 171 «О Порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы»
Информация, размещенная на сайте Уполномоченного по правам человека в Свердловской области .
заинтересованное лицо:
Я, Фамилия, Имя Отчество, г.р., с _____ года, проживаю на территории Российской Федерации, прибыл из Республики _______.
Года я был осужден _______________ по ______________ УК РФ к_____ годам лишения свободы. ________. В настоящее время отбываю наказание в _____________________
Состою в зарегистрированном браке с гражданкой РФ_______________, от данного брака имеем малолетнего ребенка (детей)________________________________________, родителей, граждан РФ, нуждающихся в уходе.
Распоряжение Министерства Юстиции РФ не соотносится с Конституцией РФ и международными нормами: в случае, если я покину РФ, я не смогу, во первых, оказывать помощь престарелой матери (отцу), о которых я обязан заботиться, и не смогу осуществлять воспитание своего ребенка(детей), что приведет к нарушению - ст. 38 Конституции РФ , в соответствии с которой «1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.», а также норм Семейного Кодекса РФ : статья 54 СК РФ устанавливает: « Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.», ст. 55 устанавливает «Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками». - Конвенции ООН «О правах ребенка», ст. 9, 10, 16, 18, 27 , которая запрещает разлучение ребенка с родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда это необходимо в интересах ребенка. Статья 16 вышеуказанной Конвенции предусматривает, что ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на семейную жизнь. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.
В соответствии со ст. 9 Конвенции ООН «О правах ребенка» «государства участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка».
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Считаю, что последствия Распоряжения о нежелательности моего пребывания на территории РФ несоизмеримы с тяжестью совершенного мною преступления. Я уже понес за это наказание. Я не представляю никакой опасности для общества, что подтверждается характеристиками из мест отбытия наказания, распоряжение Министерства юстиции о нежелательности пребывания вынесено без учета конкретных обстоятельств - наличия семейных отношений.
Конституция Российской Федерации предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3). Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, при регулировании общественных отношений федеральный законодатель связан конституционным принципом соразмерности и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, он должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры (Постановление от 14 ноября 2005 года №10-П по делу о проверке конституционности положений статей 48 и 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статей 63 и 66 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").
Распоряжение Министерства юстиции нарушает мое право на жизнь и охрану здоровья, право на свободу передвижения, лишает меня возможности легализовать свое положение на территории РФ, мое право и право моей супруги на семейные отношения и право моих детей жить и воспитываться в семье, мое право на осуществление родительских прав и обязанностей.
2. признать незаконным Распоряжение Министерства Юстиции РФ №__ от ___.___.20___ года о нежелательности моего пребывания на территории РФ __________________________
Приложения:
2. Копия паспорта образца 1974 года
3. Квитанция об уплате государственной пошлины или заявление об освобождении от уплаты госпошлины
4. Характеристика
1. Копия паспорта супруги
5. Копии паспортов родителей
6. Копии пенсионных удостоверений, заключений об инвалидности родителей.
7. Или другие, имеющие отношение к делу, документы.
«___»____________ 20__г. _______________/ФИО_______/
В _______________районный суд г. ___________
(адрес:____________________________)
от административного истца ________________________
адрес места отбытия наказания) _____________________
административный ответчик: Министерство юстиции Российской Федерации 119191, г. Москва, ул. Житная 14
заинтересованное лицо:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области, 634012, Томская область, г. Томск, ул. Елизаровых дом № 48/10
Административное исковое заявление об оспаривании распоряжения Министерства юстиции РФ № ___ от ______ года о нежелательности пребывания на территории РФ
Я, Фамилия, Имя Отчество, г.р., с _____ года, проживаю на территории Российской Федерации, прибыл из Республики _______. Имею (имел) паспорт гражданина СССР образца 1974 года, являюсь лицом без гражданства.
Года я был осужден _______________ по ______________ УК РФ к_____ годам лишения свободы. В настоящее время отбываю наказание в _____________________.
В соответствии с принятым решением я должен покинуть территорию Российской Федерации. Я являюсь лицом без гражданства , и исполнить возложенное обязательство не имею возможности. Отказ в документировании подтверждается (ответ консульского учреждения и т.д.).
Если есть другие обстоятельства: наличие зарегистрированного брака, детей, отцовство в отношении которых установлено, это также необходимо указать.
В соответствии с Инструкцией о порядке предоставления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной приказом Министерства Юстиции РФ от 20.08.2007 г. №171 материалы на освобождающихся лиц должны быть направлены учреждением ФСИН в Министерство юстиции не менее, чем за 6 месяцев до освобождения, распоряжение должно быть вынесено и осужденный должен быть ознакомлен под роспись с распоряжением еще находясь в исправительном учреждении. Кроме этого, осужденный иностранный гражданин или лицо без гражданства должно быть до освобождения документировано Министерством внутренних дел либо документом, удостоверяющим личность, либо свидетельством о возвращении - именно в обязанности МВД России входит определение принадлежности к гражданству и документирование освобождающихся из мест лишения свободы иностранных граждан и лиц без гражданства в период их нахождения в исправительном учреждении, в моем случае ничего в этом отношении сделано не было.
Считаю, что: распоряжение Министерства юстиции о нежелательности пребывания вынесено без учета конкретных обстоятельств - того, что я являюсь лицом без гражданства, распоряжение является неисполнимым по своей сути, так как у меня отсутствует хоть какой-то действительный документ, удостоверяющий личность, с которым я смог бы пересечь границу.
Конституция Российской Федерации предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3). Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, при регулировании общественных отношений федеральный законодатель связан конституционным принципом соразмерности и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, он должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры (Постановление от 14 ноября 2005 года № 10-П по делу о проверке конституционности положений статей 48 и 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статей 63 и 66 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").
Распоряжение Министерства юстиции нарушает мое право на жизнь и охрану здоровья, право на свободу передвижения, лишает меня возможности легализовать свое положение на территории РФ,
Если пропущен срок для обжалования, и есть уважительные причины для его восстановления, необходимо заявить о восстановлении срока.
«Прошу также восстановить срок на обжалование распоряжения Министерства юстиции РФ, так как я не видел данного распоряжения, не знал о возможности его обжалования, текст распоряжения вообще не содержит разъяснений о праве и сроках обжалования».
На основании вышеизложенного, в соответствии со ст. ст. 124-126; 218-220; 227 КАС РФ прошу: 1. Рассмотреть мое заявление.
2. признать незаконным Распоряжение Министерства Юстиции РФ №__ от ___.___.20___ года о нежелательности моего пребывания на территории РФ _______________________ ________________
Приложения:
1. Копия Распоряжения Министерства Юстиции РФ №__ от ___.___.20___ года
2. Копия паспорта гражданина СССР образца 1974 года
3. Копии заключений консульских учреждений либо полномочных органов страны исхода о невозможности документирования и отсутствии гражданства
4. Заявление об освобождении от уплаты госпошлины (если нет возможности ее заплатить)
5. Характеристика
В зависимости от конкретной ситуации
1. Копия паспорта супруги
2. Копия свидетельства о браке
3. Копии свидетельств о рождении детей
4. Копия свидетельства об установлении отцовства
5. Копии паспортов родителей
6. Копии пенсионных удостоверений, заключений об инвалидности родителей. Или другие, имеющие отношение к делу документы.
«___»____________ 20__г. _______________/ФИО_______/
Статья 25.10. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Физические и юридические лица, содействующие иностранному гражданину или лицу без гражданства в незаконном въезде в Российскую Федерацию, незаконном выезде из Российской Федерации, незаконном транзитном проезде через территорию Российской Федерации и незаконном пребывании (проживании) в Российской Федерации, а также транспортные или иные организации, осуществляющие международные перевозки и доставившие в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лицо без гражданства, которые имеют неправильно оформленные документы либо не имеют установленных документов на право въезда в Российскую Федерацию, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства при наличии оснований, предусмотренных статьей 26 настоящего Федерального закона, может быть вынесено решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию. В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства при наличии оснований, предусмотренных частью первой статьи 27 настоящего Федерального закона, выносится решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию. В случае принятия решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию одновременно в отношении нескольких иностранных граждан и (или) лиц без гражданства такие решения могут быть оформлены путем составления единого документа с указанием фамилии, имени, отчества (при его наличии) каждого иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято такое решение, гражданства (подданства) данного иностранного гражданина, а также реквизитов документов, удостоверяющих личность данных иностранных граждан или лиц без гражданства и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве. Порядок принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(см. текст в предыдущей редакции)
В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". При подтверждении факта излечения от инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, такое решение подлежит отмене. В случае отказа иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с наличием у указанного иностранного гражданина или лица без гражданства инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, проходить лечение в Российской Федерации и выезда в целях прохождения лечения в другое государство действие такого решения может быть приостановлено. Порядок принятия, приостановления действия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такое решение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(см. текст в предыдущей редакции)
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке , предусмотренном федеральным законом.
(см. текст в предыдущей редакции)
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.
Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции. Порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органов с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, и их территориальными органами при осуществлении контроля за исполнением иностранными гражданами и лицами без гражданства таких решений устанавливается совместными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
(см. текст в предыдущей редакции)
Решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является основанием для последующего отказа во въезде в Российскую Федерацию.
Въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации, не допускается, за исключением случая, если указанный иностранный гражданин или лицо без гражданства передается иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.