Кто подписывает законы РФ? Подписание и обнародование федерального и федерального конституционного закона президентом российской федерации, его порядок и сроки.
Президент РФ
Председатель Правительства РФ
Председатель Совета Федерации РФ
Председатель Государственной Думы
А 52 . Какой из признаков не характеризует государство
1) политические партии
2) суверенитет
А 53 . Что из перечисленного не является примером смешанной избирательной системы
1) Половина состава Государственной думы РФ избирается по мажоритарной системе, другая половина – по пропорциональной.
2) Конгрессмены США избираются по многомандатным избирательным округам, насчитывающим равное количество жителей.
3) В Австралии победившим на выборах считается кандидат, набравший 50% + 1 голос.
4) Во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, во втором - большинство относительное.
А 54. Оппозиционные политические партии
1) имеют большинство в законодательном собрании
2) определяют темпы экономического развития
3) выражают интересы определенных социальных групп
4) определяют состав правительства.
А 55. При характеристике человека как гражданина указывают на его
Семейное положение
Профессию
Партийность
Права и обязанности
А 56 . Кто является источником власти в демократической стране
2) передовой общественный класс
3) представители крупного бизнеса
4) интеллектуальная элита общества
А 57. Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ?
А. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти.
Б. Гражданин Российской Федерации не может быт лишен своего гражданства или права изменить его.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждений
4) оба суждения не верны
А 58 . Верны ли следующие суждения о политической системе?
Политическая система является механизмом
А. формирования политической власти
Б. осуществления политической власти.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждений
4) оба суждения не верны
А 59. Что из указанного связано с понятием «власть»?
3) социализация
4) урбанизация
А 60 . Политикой древние греки называли:
1) искусство ведения домашнего хозяйства
2) ораторское искусство
3) искусство управления государством
4) политический талант
Часть 2. Задания уровня В.
В 1 Восполните пробел в приведенной ниже схеме
В 2 . Восполните пробел в приведенной ниже схеме
Ответ_____________________________________
В 3 Установите соответствие между типами избирательных систем и их признаками: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
а | б | в | г |
В 4 Установите соответствие между типами политических режимов и их признаками: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
а | б | в | г | д |
В 5 Установите соответствие между: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
а | б | в | г |
В 6 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
« Большое распространение в политологии получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства кадровые и массовые _____________(1). Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ____________(2), а основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных парламентских ________(3), объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время ___________(4). Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается идеологическому _________(5) членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных общественных ____________(6), отражающих интересы различных социальных групп.»
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) единство
Б) фракция
В) выборы
Г) движение
Е) социум
Ж) партия
З) группа
И) членство
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
В 7. Завершите фразу: «Институтом политической системы, отражающим весь существующий в обществе спектр политических интересов, выполняющим роль посредника между обществом и государством являются политические ____________»
В 8 . Вставьте пропущенное слово: « На общенациональный __________ выносятся вопросы, касающиеся важнейших проблем политической жизни».
В 9. Вставьте пропущенное слово: « В обществе возникает борьба за __________ и за ее использование для проведения той или иной политики» .
В 10 . Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по политико-идеологическому признаку.
Коммунисты, социал-демократы, либералы, католики, консерваторы.
Найдите и выпишите термин, выпадающий из этого рядя.
Ответ _______________________________
В 11. Найдите в приведенном списке функции государства и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) Выражение интересов страны на международной арене
2) Выдвижение кандидатов на выборах
3) Создание религиозных организаций.
4) Защита безопасности страны
5) Выплата компенсаций акционерам разорившихся предприятий
6) Осуществление законодательной, исполнительной и судебной власти.
В 12. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) В стране прошел второй тур президентских выборов. (2) Явка избирателей оказалась существенно ниже, чем в первом туре. (3) По-видимому, в обществе нарастает политический абсентеизм, избиратели теряют интерес к политической жизни. (4) Данная тенденция весьма негативно отражается на перспективах развития демократических устоев.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений.
Запишите под номером положенную букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
Часть 3. Задания уровня С.
С 1 Покажите на трех примерах наличие многопартийной политической системы в современной России.
С 2. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «многопартийность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о многопартийности.
С 3. Перечислите любые три функции политической партии в демократическом государстве.
С 4 . Текст
« С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответственность государства и гражданина … Правовое государство для выполнения своей основной функции – защиты и охраны прав и свобод граждан – должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективных прав человека… Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей – эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства – защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государства.
Е.В. Лукашева.
1 Назовите принципы правового государства, приведенные автором
3 Автор утверждает, что «правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальным противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права». Опираясь на текст и собственные знания, приведите три аргумента, доказывающие правоту утверждения автора.
4 Автор утверждает, что приоритетным принципом правового государства являются естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей. Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих правоту утверждения автора.
Задания по выбору
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.
Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществознания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.
1 « Лучшее лекарство от болезней демократии – больше демократии» (А.Смит).
2 « Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители». (Ш.-Л. Монтескье).
3 «Политика переодевает ложь в истину, а истину в ложь». (П. Буаст).
4 « Вся тайна политики состоит в том, чтобы знать время, кода солгать, и знать время, когда промолчать».(Маркиза де Помпадур).
5 «Задача государства состоит только в устранении зла и государство не обязано содействовать благосостоянию граждан». (В.Гумбольт)
6. «Рядом с деятельностью государства необходимо предоставить возможность и широкий спектр личной свободе. Цель общественной жизни состоит в гармоническом соглашении обоих элементов, а не в пожертвовании одним в пользу другого.» (Б.Чичерин).
7. «Нет единых и одних и тех же идей свободы личности, правового строя, конституционного государства, одинаковых для всех народов.» (Б.Кистяковский).
8. «Хорошая политика не отличается от здоровой нравственности.» (Г.Б. де Мабли).
9. «Любое правительство деградирует, если оно вверено лишь правителям народа. Только сам народ является надежным хранителем власти и народа». (Т. Джефферсон).
10. «Демократический строй далеко не везде и не всегда у места. Он имеет свои необходимые основы или «предпосылки»: если нет их налицо, то ничего кроме длительного разложения и гибели, демократия не дает.» (И.Ильин).
Ответы
Часть 1 Уровень А
№ задания | ответ |
А1 | |
А 2 | |
А 3 | |
А 4 | |
А 5 | |
А 6 | |
А 7 | |
А 8 | |
А 9 | |
А 10 | |
А 11 | |
А 12 | |
А 13 | |
А 14 | |
А 15 | |
А 16 | |
А 17 | |
А 18 | |
А 19 | |
А 20 | |
А 21 | |
А 22 | |
А 23 | |
А 24 | |
А 25 | |
А 26 | |
А 27 | |
А 28 | |
А 29 | |
А 30 | |
А 31 | |
А 32 | |
А 33 | |
А 34 | |
А 35 | |
А 36 | |
А 37 | |
А 38 | |
А 39 | |
А 40 | |
А 41 | |
А 42 | |
А 43 | |
А 44 | |
А 45 | |
А 46 | |
А 47 | |
А 48 | |
А 49 | |
А 50 | |
А 51 | |
А 52 | |
А 53 | |
А 54 | |
А 55 | |
А 56 | |
А 57 | |
А 58 | |
А 59 | |
А 60 |
Часть 2 . Уровень В.
Часть 3. Уровень С.
В ответе могут быть указаны следующие позиции:
В современной РФ
1) имеет значительное количество политических партий и движений (например, СПС, «Яблоко», ЛДПР, КПРФ и мн.др.)
2) депутаты Государственной Думы избираются по спискам политических партий, образуя впоследствии парламентские фракции;
3) периодически проходят встречи Президента РФ и членов Правительства РФ с лидерами политических партий и движений, парламентских фракций, т.е. налицо влияние политических партий и движений на принятие властных решений и определение направлений политического развития страны.
Возможны иные правильные позиции.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например
Многопартийность – сосуществование на политической арене страны различных партий, соперничающих друг с другом в борьбе за власть;
2) два предложения с информацией о многопартийности, опирающиеся на обществоведческие знания, например:
- «Становление многопартийности является неотъемлемым условием развития современной демократии».
- «Многопартийность - одно из существенных проявлений политического плюрализма в современном обществе».
Могут быть составлены другие предложения.
В ответе могут быть названы следующие функции политической партии:
Представление общественных интересов
Участие в формировании политической элиты;
Разработка политических программ;
Участие в избирательных компаниях;
Организация массовых политических действий.
Могут быть названы и другие функции.
Текст
1) В ответе должны быть перечислены принципы:
Принцип неотъемлемых естественных прав человека;
Принцип связанности законодателя правами человека;
Принцип разделения властей;
Принцип взаимной ответственности государства и личности.
2) В ответе могут быть названы следующие условия:
Согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития;
Уважение и доверие сограждан к государственным учреждениям и друг к другу;
Солидарность, объединение граждан вокруг общественных ценностей;
Человек выступает как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур;
Человек освобожден от жестокой опеки государства.
3)
1) социальные противоречия и политическая борьба свидетельствуют, что в обществе нет условий, необходимых для существования правового государства;
отсутствуют общепризнанные ценности;
существует неуважение к праву;
отсутствует гражданская солидарность;
отсутствует доверие к государству;
отсутствует доверие граждан друг к другу;
2) социальная нестабильность заставляет государство использовать насильственные методы для ликвидации противоправных действий, что не способствует становлению и развитию партнерских отношений между государством и гражданами;
3) социальные противоречия и политическая борьба не дают государству возможности достигнуть главной цели правового государства – защитить права и свободы человека, обеспечить достоинство личности.
4) В ответе могут быть приведены следующие аргументы:
1) разделение властей позволяет создать систему сдержек и противовесов, обеспечивающих контроль за действиями каждой из ветвей власти;
2) система сдержек и противовесов позволяет контролировать качество принимаемых законов. Например, Конституция РФ предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд для установления соответствия принятых нормативных актов Конституции РФ;
3) разделение властей обеспечивает независимость судебной власти от исполнительных и законодательных органов, что позволяет ей защищать права человека, опираясь на закон.
Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 107) Президент РФ, которому направлен федеральный закон, в течение 14 дней подписывает его и обнародует.
Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». В соответствии с ним на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые официально опубликованы. Федеральные конституционные и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ. Федеральные конституционные и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Рассматриваемая стадия законодательного процесса является завершающей, если Президент РФ подписал закон. Однако если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают этот закон (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ).
По итогам рассмотрения принимается рекомендация принять федеральный закон в редакции, предложенной Президентом РФ; согласиться с предложением Президента о нецелесообразности принятия федерального закона; принять федеральный закон с учетом предложений Президента; создать специальную комиссию для преодоления возникших разногласий и предложить Президенту, и при необходимости Совету Федерации, направить для работы в ней своих представителей; одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции.
Если на голосование палаты поставлен вопрос об одобрении федерального закона в ранее принятой Государственной Думой редакции, решение в этом случае принимается большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Принятый или одобренный в ранее принятой редакции федеральный закон в течение пяти дней направляется Председателем Государственной Думы в Совет Федерации.
При повторном рассмотрении Советом Федерации федеральный закон считается одобренным, если решение об этом было принято большинством не менее чем 3/3 голосов от общего числа членов палаты.
Федеральный закон, представленный Государственной Думой, вместе с текстом постановления Совета Федерации об одобрении закона направляется Президенту РФ для подписания в течение семи дней и обнародования.
Определенной спецификой характеризуется принятие федеральных конституционных законов. Согласно ст. 108 Конституции РФ, федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 1/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. Таким образом, в отличие от обычных федеральных законов на федеральные конституционные законы право отлагательного вето Президента РФ не распространяется.
Законодательная деятельность палат Федерального Собрания планируется.
Еще одним видом актов, принимаемых палатами Федерального Собрания, являются постановления.
Совет Федерации и Государственная Дума принимают постановления по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ.
Государственная Дума и Совет Федерации вправе принимать заявления и обращения, которые могут оформляться постановлением палаты.
Постановления Совета Федерации и Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ или регламентами палат, и подписываются председателями соответствующих палат.
По процедурным вопросам решение принимается большинством голосов членов палаты, принявших участие в голосовании, если иной порядок не предусмотрен регламентами палат.
Порядок опубликования и вступления в силу актов палат Федерального Собрания определяется Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». В соответствии с ним на территории Российской Федерации применяются только те акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.
Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.
Акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
ТЕМА 23. ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
И ЧЛЕНА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
1. Конституционно-правовой статус депутата Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Депутатский запрос, право обращения с запросом к члену Правительства Российской Федерации. Право на безотлагательный прием должностными лицами, на получение и распространение информации.
3. Досрочное прекращение полномочий депутата. Ответственность за нарушение конституционно-правового статуса депутата.
Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 107) Президент РФ, которому направлен федеральный закон, в течении четырнадцати дней подписывает его и обнародует.
На территории России применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания. Федеральный закон подлежит официальному опубликованию в течение семи дней после дня его подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства РФ".
Федеральный закон вступает в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после его опубликования. Если самим законом не установлен другой порядок вступления его в силу.
Другим видом актов, принимаемых палатами Федерального Собрания, являются постановления. Постановления принимаются по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ.
Проект постановления Государственной Думы может быть внесён Президентом РФ, депутатом Государственной Думы, депутатскими объединениями в Государственной Думе, комитетами и комиссиями, Правительством РФ, субъектами РФ.
Постановления принимаются большинством голосов от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Акты публикуются не позднее десяти дней после их принятия. Официальным опубликованием считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства РФ". Акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.
6.Подписание и обнародование.
Президент в течение 14 дней подписывает и обнародывает. Датой принятие считается дата принятия в окончательной редакции.
Президент в течение 14 дней может отклонить- новое рассмотрение (в ответственный комитет: принятьь закон в редакции Президента; принять закон с учетом предложений Президента; согласительная комиссия). Повторное рассмотрение закона- выступает представитель Президента. Дума может одобрить закон в своей редакции- 2/3.
Принятие ФКЗ: Совет Федерации- 3/4. Гос Дума- 2/3. У президента нет отлагательного Вета.
Вето Президента. Порядок преодоления разногласий между Федеральным Собранием и Президентом Российской Федерации по поводу законов, принятых Федеральным Собранием и переданных на подписание Президенту.
Конституционное право выделяет две основные разновидности вето: абсолютное (резолютивное) и относительное (отлагательное). Президент РФ обладает правом отлагательного вето, так как оно может быть преодолено парламентом квалифицированным большинством голосов.Необходимо отметить, что Конституция России 1978 г. формально предусматривала возможность президентского вето, при этом сам термин также не использовался в конституционном тексте. Верховный Совет мог преодолеть вето простым большинством голосов, что в сложившейся ситуации лишало его практического значения. Конституция Российской Федерации 1993 г. не указывает перечня оснований для отклонения. Однако Президент, возвращая закон, обосновывает в своем письме причины такого решения, называет мотивы отклонения закона. В случае отклонения федерального закона Президент РФ предлагает свои замечания или предложения, которые могут касаться федерального закона в целом или его отдельных разделов, глав, статей. Правда, это вето трудно назвать выборочным, поскольку Конституция РФ говорит о праве Президента отклонить закон, не уточняя это право в отношении его отдельных положений и статей. Вместе с тем, как показывает практика реализации этого полномочия, Президент может не согласиться как с законом в целом, так и с каким-либо его отдельным положением. Вето Президента - это отказ главы государства в санкционировании закона, поступившего на подпись. Абсолютное вето означает окончательное отклонение главой государства закона, принятого парламентом (в Российской Федерации не существует). Относительное (отлагательное) вето - это отказ главы государства в санкционировании закона, лишь приостанавливающий вступление его в силу, т.к. парламенту предоставляется право принятия этого закона вторичным голосованием, требующим квалифицированного большинства голосов. Санкционирование закона - это одобрение закона главой государства посредством подписания его официального текста. Отказ в санкционировании закона означает наложение на него вето. Для рассмотрения поступивших из Государственной Думы законов Совету Федерации отведено 14 дней, в течение которых он может одобрить или отклонить принятый Государственной Думой закон. Процедура рассмотрения закона в Совете Федерации более проста. Здесь нет традиционных чтений, вопрос может не выноситься на рассмотрение палаты. Однако члены Совета Федерации организуют обсуждение принятого Государственной Думой закона в субъектах РФ, при этом поступившие из регионов замечания и предложения могут предопределить отклонение закона Советом Федерации. Постановления Совета Федерации об одобрении или отклонении закона принимается абсолютным большинством от общего числа членов Совета Федерации (как минимум 90 голосов), федеральные конституционные законы и законы о поправках должны быть одобрены квалифицированным большинством – не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации (как минимум 134 голоса). Отклоненные Советом Федерации законы подлежат повторному рассмотрению Государственной Думой, при этом вето Совета Федерации может быть преодолено 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Принятый федеральный закон (понятия «принятый Государственной Думой федеральный закон» и «принятый федеральный закон» не являются тождественными!) в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования (если закон рассматривался Советом Федерации и одобрен им, а также в случае «молчаливого одобрения» – Председателем Совета Федерации, а если Государственная Дума преодолела вето Совета Федерации – Председателем Государственной Думы). В течение 14 дней Президент РФ должен подписать и обнародовать поступивший закон или отклонить его. Вето Президента РФ также является отлагательным: если отклоненный закон при повторном рассмотрении в палатах Федерального Собрания будет одобрен в ранее принятой редакции квалифицированным большинством (не менее 2/3 голосов) от общего числа членов Совета Федерации (119 голосов) и депутатов Государственной Думы (300 голосов), то он подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в семидневный срок. В отношении принятых федеральных конституционных законов и законов о поправках Президент РФ правом вето не обладает.
Федеральные конституционные законы отличаются от иных законов не только большей юридической силой (федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам – ч. 3 ст. 76 Конституции РФ), но и более сложным порядком их принятия: для принятия этих законов требуется одобрение квалифицированным большинством палат Федерального Собрания РФ (не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы); в отношении принятых парламентом федеральных конституционных законов Президент РФ не обладает правом вето. В отношении принятых законов о поправках Президент РФ не обладает правом вето: в течение 14 дней они должны быть подписаны им и обнародованы.
91. Правительство Российской Федерации: понятие, порядок формирования и структура.
Ведущая роль в осуществлении исполнительной власти в РФ принадлежит Правительству РФ. Отправные положения статуса Правительства РФ содержит гл. 6 Конституции РФ, а более детально его статус регулируется Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ». Правительство РФ – орган коллегиальный, в его состав входят: Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ, федеральные министры. В формировании Правительства ведущая роль принадлежит Президенту РФ, однако Председателя Правительства РФ он назначает с согласия ГД. Не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ Президент РФ вносит в ГД кандидатуру Председателя Правительства РФ. Дума должна рассмотреть представленную кандидатуру в течение недели. Если представленная кандидатура будет отклонена, то новое внесение кандидатуры Председателя Правительства должно последовать в недельный срок (аналогично – после повторного отклонения представленной кандидатуры). Если ГД отклонит представленную кандидатуру и в третий раз, то Президент РФ распускает ГД и назначает Председателя Правительства РФ самостоятельно. Дальнейшее формирование Правительства РФ осуществляется также Президентом РФ, но уже по представлению назначенного Председателя Правительства РФ: в течение недели после назначения Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, а после ее утверждения – конкретные кандидатуры на должности членов Правительства (в формировании персонального состава Правительства Президент РФ каким-либо сроком не связан). Реализацию своих полномочий Правительство РФ осуществляет посредством издания актов: постановлений (нормативного характера) и распоряжений (не имеющих нормативного характера, издаваемых по оперативным и другим текущим вопросам). Заседания Правительства РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Подготовка и проведение заседаний Правительства осуществляются в соответствии с процедурными нормами, закрепленными в Регламенте Правительства РФ. На заседаниях Правительства РФ рассматриваются наиболее важные вопросы, при этом ряд вопросов, связанных с реализацией компетенции Правительства, рассматривается исключительно на правительственных заседаниях (о внесении в Государственную Думу законопроектов, в том числе о федеральном бюджете, установление объема выпуска государственных ценных бумаг, рассмотрение программ приватизации федеральной государственной собственности, рассмотрение вопросов заключения подлежащих ратификации международных договоров РФ и др.). По предложению Председателя Правительства РФ, для решения оперативных вопросов может образовываться Президиум Правительства РФ, заседания которого проводятся по мере необходимости, а его решения могут быть отменены Правительством РФ. Кроме того, из своего состава Правительство РФ формирует различные комиссии и советы (по информационной политике, по защите интеллектуальной собственности, по координации внешней политики, по подготовке к различным датам и т. п.).Правительство ответственно в первую очередь перед Президентом РФ: перед вновь избранным Президентом оно слагает свои полномочия, глава государства в любое время может отправить Правительство в отставку (определенного срока полномочий Правительство РФ не имеет, но очевидно, что он не может превышать срока полномочий Президента РФ, при этом ограничений по количеству переназначений одного и того же лица членом Правительства РФ не установлено). Но и ГД по своей инициативе вправе выразить вотум недоверия Правительству РФ, который может привести к его отставке. Однако в любом случае окончательное решение об отставке Правительства принимает Президент РФ. Правительство является высшим органом исполнительной власти в Российской РФ, но основной объем повседневной работы по государственному управлению в различных сферах жизни общества выполняется федеральными органами исполнительной власти. Членами Правительства РФ являются руководители не всех федеральных органов исполнительной власти, а только министры и должностные лица в ранге министра. Правительство РФ осуществляет общее руководство федеральными органами исполнительной власти, за исключением органов, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Правительство РФ лишь координирует деятельность указанных министерств и ведомств. В состав Правительства входят федеральные министерства, государственные комитеты, департаменты и агентства. Руководители комитетов, служб, департаментов и агентств не являются членами Правительства, хотя так же, как и федеральные министры, назначаются Президентом России по представлению Председателя Правительства РФ.
Правительство РФ прекращает свои полномочия при вступлении в должность вновь избранного Президента; при принятии Президентом отставки Правительства РФ.
92. Основные полномочия Правительства Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом «разделения властей».
Закон о Правительстве РФ подробно регламентирует полномочия Правительства в различных областях жизни страны. В области экономики Правительство осуществляет регулирования экономических процессов. В сфере бюджета и финансов Правительство разрабатывает и обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т. д. В социальной сфере Правительство РФ принимает меры к реализации трудовых прав граждан, обеспечивает проведение единой социальной политики. В области науки, культуры и образования Правительство РФ разрабатывает и осуществляет политику государственной поддержки развития науки, культуры, образования. В области природопользования и охраны окружающей среды Правительство РФ организует деятельность по рациональному использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов. В области укрепления законности и правопорядка Правительство участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности. В области обороны и государственной безопасности Правительство осуществляет меры по обеспечению обороны страны. В области внешней политики Правительство РФ заключает международные договоры, регулирует экспорт и импорт товаров, реализует внешнеэкономическую деятельность.
Правительству РФ принадлежит право законодательной инициативы. Правительство РФ осуществляет общее руководство федеральными органами исполнительной власти, за исключением органов, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Правительство РФ лишь координирует деятельность указанных министерств и ведомств. Возглавляет Правительство РФ его Председатель, который определяет направления деятельности Правительства и организует его работу. Заместители Председателя Правительства участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства, в выработке и реализации политики Правительства, координируют работу министерств и иных органов исполнительной власти. Федеральные министры принимают участие в выработке и реализации политики Правительства и издаваемых им постановлений и распоряжений; участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства; обладают полномочиями в качестве руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Правительство РФ - орган коллегиальный. Его заседания проводятся Председателем Правительства не реже одного раза в месяц. Рабочим органом Правительства РФ, обеспечивающим деятельность Правительства и осуществляющим контроль исполнения принятых им решений, является Аппарат Правительства РФ. Он возглавляется Руководителем Аппарата, являющимся членом Правительства и назначаемым Президентом РФ по представлению Председателя Правительства. Полномочия Правительства РФ реализуются посредством его актов - постановлений и распоряжений, которые издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента. Правительство РФ обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения правительства обязательны к исполнению в РФ. Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, имеют наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений.
Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, ФЗ и указам Президента могут быть отменены Президентом РФ или в судебном порядке.
Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ. Это заключительная стадия законодательного процесса. Участие главы государства – неотъемлемая составная часть законодательного процесса. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется ему для подписания и обнародования. И в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона Президент должен принять решение и выбрать один из двух возможных вариантов своих действий в его отношении.
Во-первых, в течение этого срока глава государства может подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу. Во-вторых, Президент в этот же срок может применить свое конституционное право вето и отклонить федеральный закон, не подписав его. Однако, как упоминалось ранее, по Конституции РФ президентское вето не абсолютное, а отлагательное (относительное) и может быть преодолено палатами Федерального Собрания квалифицированным большинством голосов. Для этого требуется повторное прохождение закона в парламенте, и палаты Федерального Собрания в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то такой федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в течение семи дней. В подобном случае Президент РФ обязан это сделать независимо от своей политической позиции, точки зрения на содержание и последствия закона. Вето главы государства призвано препятствовать вступлению в силу некачественных, несвоевременных (по мнению Президента), принятых поспешно законов.
Процедура прохождения федеральных конституционных законов имеет особенности, в частности, требуется квалифицированное большинство, причем разное в каждой из палат. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким путем федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию главой государства и обнародованию. В отношении конституционных законов применение президентского вето Конституцией РФ не предусматривается. Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются также в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, но вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов регламентирован Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г.* Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или «Парламентской газете»**. Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок их вступления в силу (например, сразу со дня официального опубликования или при наступлении определенной даты).
На вопрос, кто подписывается федеральные законы РФ , можно сразу же ответить однозначно – президент. Тем не менее, нужно обратить ваше внимание на то, что сама по себе структура принятия закона, имеет массу особенностей. Она весьма многогранна и широка. Во-первых, законы принимаются исключительно государственной думой. Именно тут происходит сам процесс разработки. Далее, в действия вступает федеральное собрание. Тут происходит процесс обсуждения и одобрения. То есть, невозможно сразу же после государственной думы отправить все документы на одобрение президенту. Только после того, как федеральное собрание формирует свое одобрение, документы поступают на подписание президенту. Как видите, структура принятия законов в нашей стране отработана до мелочей и деталей. На каждом этапе существует определенная возможность пересмотра проектов, а также их видоизменений. То есть, все документы могут быть снова отправлены в государственную думу на пересмотр и внесение своеобразных изменений.
Кто принимает, и кто подписывает федеральные законы?
- Все законы изначально создаются в государственной думе. Именно тут происходит процесс составления документа, его анализ и доработка. Чтобы передать документы на дальнейшее рассмотрение, нужно голосование. После голосование принимается решение на передачу документов в совет федераций;
- Совет федераций производит своеобразное изучение предложенных документов, также протекает процесс обсуждения и анализа. Путем голосования производится процесс одобрения документации. Если же на данном этапе возникли определенные разногласия, например по вопросу консолидации грузов , то созданные законы могу быть снова переданы на доработку государственной думе;
- Все документы, одобренные советом федераций поступают к президенту, который, после их изучения, подписывает их. Именно после данного этапа и формируется законность федерального законодательства. После подписания, наступает процесс внедрения законопроектов в жизнь.
Значение федерального законодательства в развитии государства
Чтобы государство активно развивалось, непременно должны быть сформированы определенные правила поведения в обществе. Законодательная власть должна сделать все возможное, чтобы максимально защитить права человека и государства в целом. Основной задачей государственной думы является выпуск законов, которые бы следовали современности нашего времени и позволяли в той или же иной сфере человеческой деятельности защищать права отдельного индивидуума.
Вопрос, кто создает, и кто одобряет законы, является весьма существенным и важным. В нашей стране существует четко проработанный механизм, который предполагает формирование...
На вопрос, кто разрабатывает федеральные законы, можно ответить односложно – существует целая схема, которая начинается с момента разработки проекта и его внедрения в жизнь....
Вопрос, как написать закон, волнует законодательную власть. Процесс составления законопроектов является многогранным и сложным. Политическое образование позволяет найти...
Многие люди задумываются о том, кто составляет законы в России. Вопрос действительно очень серьезный. Ведь все законы, которые приобретают юридический статус, являются...