Интеллектуальная игра к дню конституции. Игры и конкурсы на день конституции россии
День конституции в начальной школе
Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню конституции для 4 класса
Интеллектуальная игра к Дню Конституции
Автор: Антипова Евгения Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ начальная школа- детский сад посёлка санатория «Озеро Белое».Описание работы: Данный материал полезен для учителей начальной школы Игру можно провести как внеклассное мероприятие, так и на уроке окружающего мира, Вопросы разработаны в соответствии с уровнем знаний учащихся 4 класса.
Вед.
За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Россия...
Россия...
Раздолье...
Равнины...
Берёзы босые, седые осины.
Всё дорого с детства,
Всё памятно с детства.
И всё же не можем никак наглядеться.
Как вы думаете, что объединяет нас всех, присутствующих в зале?
Дети:
Все мы- россияне!
Вед.
Наше государство большое и многонациональное. Жизнь в нём регулируется Конституцией РФ.
Конституция - это основной документ государства, где записан все законы, определяющие жизнь страны, права и обязанности её
граждан.
У каждой страны кроме конституции есть и такие государственные символы, как герб, флаг, гимн.
Сегодня мы узнаем, насколько хорошо вы знаете государственные символы, их историю, а также свои права и обязанности на интеллектуальной игре.
В игре примут участие только 6 человек, самые умные, находчивые и смелые. Кто правильно ответит на вопрос, тот становится участником игры.
Внимание! Отборочный тур!
1. Какой государственный символ изображён на монетах.
2. Что обозначает белый цвет на флаге? (мир и чистоту совести)
3. Что сжимает двуглавый орёл на гербе правой лапой? (скипетр)
4. Почему орёл двуглавый? (одна голова следит за врагами с запада, другая - с востока)
5. Кто помещён на груди орла? (Георгий Победоносец)
6. Как называется торжественная песня или мелодия? (гимн)
Вед.
Итак, участники заняли свои места, поприветствуйте их.
Это....................
За каждый правильный ответ, вы будете получать жетон.
В полуфинале останется 2 игрока с наибольшим количеством жетонов, среди которых в финале выявится победитель.
В демократическом государстве все граждане имеют права и обязанности. Человек обязан осуществлять свои права в цивилизованной форме, не нанося ущерба обществу и государству, правам и свободам других граждан.
Какие права вы знаете? (право на жизнь, труд, отдых, медицинское обслуживание...)
Свободы? (свобода слова, вероисповедания, передвижения...)
Права и свободы есть не только у людей, но и у героев сказок. Внимание на экран...(демонстрируется мультф. « Гуси-лебеди» Какое право нарушено? (право на свободу))
Итак
Первый тур «Сказочный» по правам человека.
-Назовите сказки, которые здесь представлены. (картинки под номерами 1,2,3,4,5,6,7,8)
(1. Три поросёнка, 2.Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях, 3. Снежная королева, 4. Лягушка- путешественница, 5. Дюймовочка, 6. Золушка, 7.Красная шапочка, 8. Колобок
На каком рисунке нарушено право
A) на неприкосновенность жилища (1)
Б) на жизнь (1,2.7.8)
B) на свободу(3,5)
Г) на отдых и разумное ограничение рабочего дня.(6)
Второй тур « Словарный»
На доске записаны слова:
1. гражданин
2. декларация
3. конституция
4. Закон
5. ООН
1 .Как называется основной документ государства, в котором записаны все законы? (3)
2. человек, который принадлежит к постоянному населению государства, пользуется всеми правами, выполняет все обязанности. (1)
3. Обязательные для всех правила. Принимаются государством, которое следит за его выполнением.(4)
4. Объявление, провозглашение основных принципов, программных положений. Не имеет обязательной силы, это только рекомендация. (2)
(остаются 4 человека)
Третий тур « Логические цепочки»
Вед:
1.Какое из этих слов не является названием флага?
штандарт стяг знамя древко (древко)
Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад вместо флага люди использовали шест, к верхушке привязывали пучок травы, веток или конский хвост. Назывался он стягом.
Главным назначением стяга было собрать, «стянуть к себе» воинов для защиты родной земли, села или городка. Позже стяги стали делать из ткани.
Знамя- флаг, на котором вышивали или рисовали красками изображения святых- «знамения» («священные знаки») (показ)
Штандарт- флаг Президента России. Это флаг квадратной формы. На фоне белой, синей и красной полос расположен герб России. Впервые бело-сине- красный флаг появился при царе Петре 1 более 300 лет назад.
Герб с двуглавым орлом появился гораздо раньше, более 500 лет назад при царе Иване 3. Это изображение уходит корнями в дохристианскую эпоху славян. Двуглавый орёл встречается в русских вышивках, но не как символ власти, а как солнечная колесница, запряжённая парой орлов, днём везущих по небу солнце.
(показ)
2. Какое из этих слов не является символом власти?
Меч скипетр держава корона (меч)
(картинка «Символы власти)
3. Что лишнее? (Изображения)
Герб России Герб СССР Герб Российской империи Эмблема (эмблема)
(картинки с данными названиями)
Остаются в игре 2 человека
Вед.
Финал.
В финале участвуют.............
Во 2 главе Конституции написаны права, свободы и обязанности человека. О правах и свободах мы уже говорили, а какие обязанности есть у человека?
(учиться, охранять Родину, окружающую среду...)
Всё это и многое другое записано в Конституции.
Из слова Конституция нашим игрокам предстоит составить максимальное количество новых слов. Выигрывает тот, кто назовёт слово последним.
(Поздравление победителя)
Самое прекрасное на свете- Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса и поля, любит людей, с которыми он живёт, любит свой народ.
Берегите Россию-
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе...
Берегите Россию-
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть!
Любите свою Родину, свою историю, будьте патриотами своей страны!
Слайд 2
Главы основного закона
Правильные ответы:
1Б, 2И, 3Д, 4З, 5А, 6Г, 7Е, 8В, 9Ж.
Слайд 3
Основы конституционного строя
Слайд 4
Российская Федерация-Россия есть демократическое федеративное правовое государство с ______________ формой правления
республиканской
Слайд 5
Российская Федерация –______________
государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
социальное
Слайд 6
Российская Федерация – ___________
государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
светское
Слайд 7
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе _____________на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
разделения
Слайд 8
Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего ____________ или права изменить его.
гражданства
Слайд 9
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - ___________ государства.
обязанность
Слайд 10
Высшим непосредственным выражением власти народа являются ____________ и свободные выборы.
референдум
Слайд 11
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой _____________.
равноправны
Слайд 12
Право или обязанность?
Слайд 13
1. Указание своей национальной принадлежности
2. Участие в управлении делами государства
3.Забота родителей о детях
Обязанность
4. Получение основного общего образования
Обязанность
5. Участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры
Слайд 14
6. Забота о сохранение исторического и культурного наследия
Обязанность
7. Уплата законно установленных налогов и сборов
Обязанность
8. Сохранение природы и окружающей среды
Обязанность
9. Защита Отечества
Обязанность
10. Забота трудоспособных детей, достигших 18 лет, о нетрудоспособных родителях
Обязанность
Слайд 15
Основной закон в цифрах
Слайд 16
1. Сколько глав в Конституции РФ?
2. Сколько статей в Конституции РФ?
3. С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?
4. Каков срок полномочий Президента РФ?
5. С какого возраста гражданин РФ может быть избран Президентом РФ?
6.Какой ценз оседлости установлен для кандидата на должность Президента РФ?
Слайд 17
7. Сколько сроков подряд одно и то же лицо может занимать должность Президента РФ?
Правовая игра "Конституция - основной закон государства"
Эпиграф: Россия без каждого из нас обойтись может,
Но никто из нас без нее не может обойтись.
И.С.Тургенев
Закон есть высшее проявление человеческой мудрости,
использующее опыт людей на благо общества. С. Джонсон
Цель: формирование представления о важности соблюдения законов государства;
Задачи: развитие гражданско-правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.
Подготовка:
Подготовить и провести олимпиаду по Конституции РФ;
Раздать классам вопросы и задания для подготовки к игре (за неделю до игры)
Оформить помещение: столы для команд и жюри, статьи документов на отдельных листах, гонг, мультимедийный аппарат для презентации.
Ход мероприятия:
1) Представление команд и жюри. 4 группы.
2) Вступительное слово учителя.
В этом году наша страна отмечает 20-тилетие принятия Конституции. Конституция - это основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.
Главные вопросы содержания конституции– это вопросы о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий и иных общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на ее территории иностранцев. Сегодня мыв игровой форме повторим некоторые положения Конституции РФ.
3) Конкурсы:
1. Блиц - вопросы по Конституции РФ
Что такое референдум? (Всенародное обсуждение, голосование)
Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)
Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)
Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)
Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)
Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства.)
С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)
Кто занимает пост Председателя Правительства? (Д.А. Медведев)
Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф. ?(Президент)
Форма правления в России? (Республика)
Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)
Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)
Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг.)
Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах.)
Какие условия необходимы для того, чтобы Вас выбрали президентом России? (гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет)
2. Конкурс: "Управление Российской Федерацией"
Команды получают задание составить схему управления РФ из готовых составляющих таблицы. (Совет Федерации, Президент, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство РФ, Верховный Суд, Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд)
3. Конкурс: "В жизни всё случается"
Команды получают задания с ситуациями, после прочтения и обсуждения которых, отвечают на поставленный вопрос.
1-я ситуация: Жители одного маленького городка были потрясены известием о жестоком преступлении: кто-то убил маленькую девочку. Подозрение пало на одного из жителей. Дальше случилось следующее: разъярённая толпа заживо сожгла "выявленного" ею "преступника" на площади городка. (ст. 45, 46-право каждого на судебную защиту) Статья 45
1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Статья 46
1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
2-я ситуация: Администрация отказывается принимать в 10 класс ученика, ссылаясь на его низкую успеваемость и плохое поведение. Вправе ли она это сделать (ст. 43 Конституции) Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
3-я ситуация: Пожилой гражданин хочет прописать в свою квартиру внучку, а чиновники, отсылая его из одного кабинета в другой, отказывают. Статья 35
1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
4. Право наследования гарантируется.
4-ситуация: Молодой человек снял на камеру праздник и выложил в социальной сети. Не все снимки были удачными. Статья 23
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Статья 24
1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
4 конкурс. «Анаграммы»
Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.
Команда №1. |
Команда №2. |
Команда №3. |
Команда №4. |
к о р ё н б е м я с ь е а р а н с т к у н т е м о д к о н з а и п о к а л и т з и н ь ж и д и л и е т о р С Т У К О П О П |
В Е Н К Я И Ц О Н Я Д П О Р О К В О Р А П Ю З О С С О Д Р О П К Т О Л О К А Ш С Т О Н С И Т О В О Д Д Е М И Н А Ц И Д О Р А С Т Ь |
Д Ы Х О Т Р О З А В И Н А Б Е О Д У Г О С Л О В Ч Е К Е В О С О Л Г Р И Н Н А Д А Ж Ц Е Т О Ж Б А Р У Д Ф О Р Н И Ц И М А Я |
К О Л Ь Ш И К Н Ш Ы Л А М Ц И К Л А Р А Д Е Я Е Б Р А Н И С О Б О С Т В О Щ Е П Р А П У Г К Е У Н О П Н Е М Е Н И Б О З А Т А |
5. Конкурс: "Право от А до Я""
Определите, какие статьи Конституции были нарушены в перечисленных ситуациях, и куда нужно обратиться, чтобы защитить права:
Хулиганы отобрали мобильный телефон у ребёнка;
Учитель на уроке оскорбил ученика;
Неизвестные угнали автомобиль;
Сотрудник милиции отказался взять и зарегистрировать заявление о совершенном преступлении;
В поликлинике отказались оказывать больному помощь, ссылаясь на отсутствие медицинского полюса;
Вас покусала собака соседа;
Руководитель предприятия уволил сотрудника без объяснения причин;
Гражданин был невинно осужден;
Находящееся рядом с вашим домом предприятие загрязняет окружающую среду.
6. Конкурс "Конституционные термины".
По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Команде даётся 5 подсказок, ответ с1-й - 5 баллов, со 2-й- 4 балла и т. д. Итак:
1 термин: (конституция)
Русские солдаты считали, что так зовут жену Константина, когда шли на Сенатскую площадь
Одно из значений - построение;
В биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;
На латинском - установление;
В политике - основной закон государства;
2 термин: (государство)
Имеет свою структуру;
Имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;
Появилось в глубокой древности;
Из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;
Оно различается по форме правления, по способу осуществления власти
3 термин (республика)
Возникла в Древней Греции;
На латыни - общественное дело;
Ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;
Это форма правления;
Бывает парламентской и президентской;
4 термин (налог)
Устанавливает государство;
В западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;
При Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;
Идёт на содержание госструктур, армию, образование;
По статье 57 Конституции каждый обязан их платить.
7. Конкурс капитанов «Один за всех»
Распределите права, записанные в Конституции РФ по группам.
Ответы: 1 ИК 2 ЖЗ 3 ДЕ 4 АБ 5 ВГ
8. Игра «Да! Нет!»
Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Россия – наша страна?– Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!
– Можно ли человека обращать в рабство?– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?– Нет!
– Защищён ли человек законом?– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?– Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?– Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество?– Да
9. Конкурс «Отгадай сказку».
1. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
2. В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси -Лебеди»)
3. В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».
4. В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».
5. В какой сказке главная героиня,воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».
6. Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».
7. Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.
8. Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.
9. Какое право нарушил Буратино, схватив Шушеру за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.
10. Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.
11. Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.
12. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.
13. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
14. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
15. Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)
16. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)
10. Подведение итогов игры.
Сегодня мы провели правовую игру, ситуации из которой возможно встретят вас в жизни. Каждый человек должен знать свои права и права других, чтобы жить в этом мире в согласии. Главная цель нашего общества - создание правового государства. Путь этот не прост и не лёгок. Мы с вами стоим вначале его. И от того, как знаем и соблюдаем Основной Закон государства, зависит будущее.
11. Рефлексия.
Пока жюри подводит итоги правовой игры, прошу вас дать свою оценку сегодняшнему мероприятию. Поднимите руки те, кто приобрел новые правовые знания на сегодняшнем уроке. А теперь те, кто вспомнил то, что уже знал из курса 6 и 7 классов. А теперь те, кому понравилась изучение правовых норм в форме игры.
Сценарий игровой программы ко Дню Конституции РФ.
«Конституция - основной закон государства»
Главная цель государства - не создать рай на земле, а не допустить ада
Цели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.
Ход мероприятия
Добрый день всем! Сегодня День Российской Конституции. Ныне действующему основному закону государства больше 20 лет, а если быть точнее, то 24 года.
(Звучит Гимн Российской Федерации)
Права, свободы человека -
Таков приоритет страны.
Мы Конституции навеки
Канонам следовать должны.
Мы честь Отчизны охраняем,
Мы все едины, мы - народ!
Россия, матушка родная,
Тебя спасем от всех невзгод.
Нам Конституция дана,
Чтобы понять, в чем ее суть.
У нас прекрасная страна,
А вместе с ней и весь наш путь!
Конституция Российской Федерации - основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации.
Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам.
Сегодня мы поговорим о Конституции в игровой форме. Ну, а изучать Конституцию как документ вы будете, или уже начали на уроках обществознания.
Перед вами экран с темами конкурса. Команды по очереди выбирают, в который будем играть.
Рефлексия.
Прошу вас оценить нашу с вами работу, для этого нужно нарисовать ладонь и написать на каждом пальце, что понравилось или не понравилось, а на ладони – свои пожелания.
А напоследок хочется сказать,
Что Родина - это как вторая мать.
Ее не выбирают и не губят,
А просто берегут и любят.
Ребята, всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории. Одним словом, будьте патриотами!
1.Кто быстрее ?
Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – поднимаем зелёный сигнал. Если это противоречит закону, красный.
– Россия – наша страна?
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Можно ли человека обращать в рабство?
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Защищён ли человек законом?
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Может ли человек владеть имуществом?
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?
– Можно ли запретить свободный выбор труда?
– Защищает ли закон материнство и младенчество?
2.Блиц - вопросы по Конституции РФ
Что такое референдум? (Всенародное обсуждение)
Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)
Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)
Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)
Можно ли не находясь в России, но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)
Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства.)
С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)
3.Пойми меня
Раздаются напечатанные слова, значения которых необходимо найти на других листах.
Право- система обязательных норм, регулирующих поведение людей, за выполнением которых следит государство;
Мораль-совокупность представлений людей о добре и зле;
Демократия- власть народа;
Амнистия- частичное или полное освобождение от наказания;
Кодекс - единый закон, в котором определены нормы, регулирующие определённую область правовых отношений;
Свидетель-очевидец преступления;
Адвокат-защитник;
Преступление- особо тяжкое противоправное действие;
Закон - нормативно-правовой акт, содержащий обязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый государством;
Гражданин - лицо, состоящее в устойчивой правовой связи с государством;
Импичмент - особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента;
Суверенитет-независимость.
4.Термины
По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Итак:
1 команда: (конституция)
Русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,
Одно из значений - построение;
В биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;
На латинском - установление;
В политике - основной закон государства;
2 команда: (государство)
Имеет свою структуру;
Имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;
Появилось в глубокой древности;
Из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;
Оно различается по форме правления, по способу осуществления власти
3 команда (республика)
Возникла в Древней Греции;
На латыни - общественное дело;
Ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;
Это форма правления;
Бывает парламентской и президентской;
4 команда (налог)
Устанавливает государство;
В западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;
При Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;
По статье 57 Конституции каждый обязан их платить.
5.Конкурс капитанов.
Кто является Верховным Главнокомандующим? (В. В. Путин)
Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ? (Президент)
Форма правления в России? (Республика)
Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)
Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)
Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг.)
Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах.)
6.Сканворд
Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово (Россия)
7.Сказка ложь, да в ней намек…
Задание 1. Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.
Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства личности.
Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых
Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд
Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.
8.Отгадай сказку.
В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого живые летательные аппараты? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси -Лебеди»)
В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».
В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».
В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».
В какой сказке главная героиня, воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».
Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.
Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.
Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.
Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.
Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.
В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
9.Анаграммы
Задание : участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.
Карточка №1.
Ребенок - К О Р Ё Н Б Е
Семья – М Я С Ь Е
Страна – А Р А Н С Т
Документ – К У Н Т Е М О Д
Закон – К О Н З А
Политика – И П О К А Л И Т
Жизнь – З И Н Ь Ж И
Родители – Д И Л И Е Т О Р
Карточка №2.
Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н
Порядок – Я Д П О Р О К
Право – В О Р А П
Союз – Ю З О С
Подросток – С О Д Р О П К Т О
Школа – Л О К А Ш
Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д
Медицина – Д Е М И Н А Ц И
Карточка №3.
Отдых – Д Ы Х О Т
Образование – Р О З А В И Н А Б Е О
Досуг – Д У Г О С
Человек – Л О В Ч Е К Е
Слово – В О С О Л
Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж
Отец – Ц Е Т О
Дружба – Ж Б А Р У Д
Карточка №4.
Школьник – К О Л Ь Ш И К Н
Малыш – Ш Ы Л А М
Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я
Собрание – Е Б Р А Н И С О
Общество – Б О С Т В О Щ Е
Группа – П Р А П У Г
Опекун – К Е У Н О П
Мнение – Н Е М Е Н И
10. Государственные праздники
Соотнесите название государственных праздников с их датами:
1. Новый год | ||
2. Праздник Весны и Труда | ||
3. День защитника Отечества | ||
4. Рождество Христово | ||
5. День Победы | ||
6. День народного единства | ||
7. День независимости России | ||
8. Международный женский день |
11.Вопрос – ответ
1. Где изображается государственный герб Российской Федерации? (На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаках).
2.Объясните, что такое гимн? (Торжественная песня)
3.На гербе России орел держит на груди щит с изображением всадника. В 1727 году этот всадник официально получил имя. Так кто изображен на щите? (Святой Георгий-Победоносец).
4.Конечно, герб России претерпевал множество изменений. Добавлялись и исчезали какие-то детали, изменялся цвет. А как вы думаете, на герб какой эпохи более всего походит герб России? (На герб петровских времен).
5.Где описан государственный герб России и порядок его официального использования? (В федеральном конституционном законе «О Государственном гербе России» от 25 декабря 2000 года).
6. Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы? Что обозначает каждый цвет на флаге России (Красный, синий, белый; Белая - свобода, откровенность, благородство. Синяя - Богородица, верность, честность. Красная - державность, мужество, смелость, любовь).
7. Чаще всего закон закреплен в виде официального документа, но есть законы, которые соблюдаются всеми, хотя нигде не прописаны. Такая же ситуация – с Конституцией в одной европейской стране. Назовите это государство Западной Европы, в котором нет документа «Конституция»? Великобритания
Известно, что бракоразводные процессы в суде идут в закрытом режиме, какое конституционное право охраняется этим механизмом? Неприкосновенность частной жизни
Перечислите круг лиц, против которых человек вправе не давать свидетельские показания. Супруг, близкие родственники
12.Определи статью
Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги. (Кража)
Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать. (Грабёж)
Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку. (Вымогательство, так как Вова предложил Пете отдать что-то из своих ценностей взамен на нераспространение порочащих его сведений.)
Подросток позвонил в школу и сказал, что в здании бомба. (Заведомо ложное сообщение об акте терроризма)
Пожилой гражданин стоял на остановке и ждал автобус. К нему подошли четверо парней и спросили закурить. Он сказал, что у него нет сигарет, и что он не курит. Парни, достав биты, стали избивать его. На крики о помощи прибежали мужчины с другой стороны улицы и спасли пенсионера. (Хулиганство, был нарушен общественный порядок, парни совершили преступление группой с применением предметов, используемых в качестве оружия.)
Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом. (Вандализм)
Подростки решили посмотреть, сможет ли троллейбус проехать по небольшим острым камешкам. Они сложили их на дороге и спрятались за деревьями и кустами. Водитель троллейбуса не успел вовремя затормозить и, наехав на камни, проколол два передних колеса. (Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.)
Для зрителей
Прибор сотрудников ГИБДД для определения скорости автомашины? (Радар)
Переговорное устройство милиции? (Рация)
Секретное место для встречи с агентурой? (Явка)
Лишение свободы человека, мера пересечения? (Арест.)
Официальное распоряжение для того, кто был обвинен властью? (Приказ.)
Спецсредства для задержания преступника? (Дубинка, наручники.)
Человек, совершивший преступление? (Преступник.)
Значок на форменной фуражке? (Кокарда.)
Юрист, защищающий чьи-либо интересы? (Адвокат.)
Кто старше по званию капитан или старший лейтенант? (Капитан.)
Что такое символ? (Условный знак, обозначение).
Какие символы России вы знаете? (Герб, флаг, гимн).
Что такое герб? (Эмблема государства).
Где можно увидеть герб? (на флагах, монетах, печатях и официальных бумагах).
Что такое флаг? (Прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или несколько цветов).
Где можно увидеть флаг? (на кораблях, правительственных зданиях и т. д.).
Что такое гимн? (Торжественная песня).
Где ее можно услышать? (на соревнованиях, встречах президентов и т.д.).
Символом чего является белый цвет флага? (чистота).
Символом чего является синий цвет флага? (вера в постоянство).
Символом чего является красный цвет флага? (энергия, сила).
Что означает слово «герб»? (наследство).
Старинное русское название флага? (стяг).
Деревянная игрушка – символ России? (матрешка).
Кто является главой Российского государства? (президент).
Назовите государственный язык нашей страны. (Русский).
Назовите денежную единицу России. (Рубль).
Назовите растение – символ России. (Береза).
Назовите столицу России. (Москва).
Какое место в мире Россия занимает по площади? (Первое).
Как называется основной закон РФ? (Конституция РФ).
Что при вступлении в должность президент приносит народу? (Присягу).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ с. Преображенка», Новосибирская область, Искитимский район, с. Преображенка
Тема разработки : Викторина – «Своя игра» посвященная дню конституции РФ
Форма разработки: интерактивная викторина
Класс: 5 - 9 класс.
Предмет: Обществознание и история
Актуальность разработки: Актуализация знаний в области конституционного права и истории отечественной конституции
Цель: формирование культурно-патриотического воспитания
Задачи:
Формирование навыка грамотной формулировки понятий по форме и содержанию;
Вспомнить основные этапы формирования конституции в РФ;
Усвоение основных прав и обязанностей гражданина РФ;
Умение ориентироваться в государственном устройстве РФ
Термины: ветви власти, субъект федерации, Федеральное Собрание, права человека, ответственность, демократия, республика, герб, флаг, гимн
Необходимое оборудование и материалы :
Компьютер, мультимедиапроектор, экран.
Описание ресурса
Презентация выполнена в приложении PowerPoint 2007, состоит из 29 слайдов:
слайд 1 – титульный;
слайд 2 – основное содержание по разделам и очкам первого тура игры; слайд навигации, с него по гиперссылкам осуществляется переход к страничкам с вопросами;
слайд 3 - 7 – слайды с вопросами по разделу «символы конституции»;
слайд 8 - 12 – слайды с вопросами по разделу «государственное устройство»;
слайд 13 - 17 – слайды с вопросами по разделу «история конституции»;
слайд 18 - 22 – слайды с вопросами по разделу «права и обязанности»;
слайд 24 - 27 – слайды с вопросами по разделу «всякая всячина»;
слайд 28 – слайды с наименованием «финальный тур»;
слайд 29 – вопрос финального тура.
Викторина начинается с показа первого слайда, при включении которого начинает играть гимн РФ. После окончания гимна включаем второй слайд – слайд с основной навигацией. Участники викторины делятся на три команды. Капитан первой команды выбирает раздел и ставку по вопросу. На вопрос отвечает команда, первая поднявшая руку. В случае неправильного ответа право ответить переходит следующей команде, поднявшей руку, а у данной команды вычитается соответствующая сумма очков. Ответив верно на вопрос, капитан команды выбирает следующий вопрос. Команда, ответившая верно, зарабатывает количество очков, на которое оценивается вопрос.
При нажатии курсором мышки на сумму вопроса появляется соответствующий вопрос: при первом клике левой конопки мыши появляется вопрос, при втором – правильный отет.
По возвращению в слайд основной навигации сумма задействованного вопроса выделяется другим цветом
.
По окончанию первого тура подводятся предварительные итоги игры. Далее необходимо нажать на значок в слайде основной навигации и мы попадаем на слайд финального тура:
В данный момент времени капитаны команд должны сделать ставки при ответе на финальный вопрос. Когда ставки сделаны, переходим на следующий слайд с вопросом
Командам дается полминуты на то, чтобы записать ответ на литке бумаги. Далее команды показывают сувои ответы. Нажимаем курсором на слайде и смотрим правильный ответ