Что такое социальное государство. Социальное государство: понятие и признаки, функции
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
2. Сущность понятия "социальное государство"
4. Принципы и приоритеты
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Современная мировая практика апробировала и реализует различные модели развития государств. Во второй половине прошлого века многие страны Европы утвердили конституционно и превращают в жизнь демократические социальные модели.
По мере развития буржуазного общества и в теории, и в практике преобладает подход, ориентированный на усиление социальной функции государства, направленной на согласование несправедливости, порождаемой рыночными отношениями.
Главная задача социального развития общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
В данной работе рассмотрены основные признаки, которые отличают любое государство, ведущее социально-направленную политику, не зависимо от того провозглашено ли оно таким в конституции или нет. Кроме того, будут рассмотрены специфические функции присущие социальному государству.
Конституция РФ провозглашает: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Отсюда следует, что российское государство обязано выполнять весь ряд обязательств в сфере социальной защиты и социального развития. Проблемы становления социального государства в нашей стране также будут рассмотрены в данной работе.
1. Понятие социального государства
Понятие “социальное государство” впервые было выдвинуто в середине ХIХ века знаменитым немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном. Он считал, что идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно “осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном или социальном государстве”. Социальное государство по Штейну, должно не только узаконить и охранять господствующих, но и сознательно служить интересам народа.
Либералы ставили перед государством задачу не только защищать собственность и социальный порядок, но и материально и морально поднять низшие классы через широкие социальные реформы.
Самую радикальную теоретическую основу социального государства выдвинул в 1879 г. немецкий экономист Адольф Вагнер, определявший свои воззрения как социально-правовые. Его концепция предусматривала превращение буржуазного государства в “государство культуры и всеобщего благоденствия”, огосударствление железных дорог, горных предприятий, банков и страховых организаций, интеграцию рабочего класса в государство и общество при отрицании политических и социальных революций”.
В дальнейшем идея социального государства начинает получать все большее признание, воплощаться в практике и конституциях современных государств. Впервые государство было названо социальным в Конституции ФРГ 1949 года. Так или иначе, принцип социальности выражен в конституциях Франции, Италии, Португалии, Турции, Испании, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции, Японии и других государств. Большое значение для теории и практики социального государства имело учение английского экономиста Дж. Кейнса, под влиянием взглядов которого сформировалась концепция государства всеобщего благоденствия, исходящая из возрастания социальной функции государства.
На сегодняшний день понятие социального государства можно сформулировать так:
социальное государство - это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью человека и создает условия для обеспечения достойной жизни, свободного развития и самореализации творческого (трудового) потенциала личности. Под достойной жизнью человека понимается его материальная обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности, а под свободным развитием человека - его физическое, умственное и нравственное совершенствование.
Социальное государство - наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества, обеспечения социальной справедливости и солидарности в распределении продуктов труда. Социальная справедливость и социальная солидарность предусматривают реализацию на практике таких положений, как: солидарная ответственность поколений и сословий - богатые платят за бедных; здоровые платят за больных; трудоспособные платят за еще или уже нетрудоспособных; обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.
Это государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, как это делало социалистическое государство. Напротив, оно увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и др.), поскольку между этими целями существует определенное противоречие. Социальное государство как бы исправляет формализм понятий "свобода" и "равенство", помогая людям непредприимчивым и бедным.
Существование и деятельность социального государства тесно связана с такими общественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовое государство, свобода и равенство, права человека.
Наряду с понятием социального государства в качестве синонимов нередко употребляются также термины “государство благосостояния” (от английского Welfare state), “государство всеобщего благосостояния”, “государство всеобщего благоденствия”, распространенные преимущественно в англоязычных странах и широко используемые в пропаганде. Однако понятие социального государства точнее и полнее отражает многогранную деятельность современного государства в сфере социально-экономических и других общественных отношений и поэтому предоставляет более широкие возможности для исследования данного феномена.
социальный политика государство
2. Сущность понятия «социальное государство»
Мнения большинства государству (как к арене классовой борьбы). В качестве одного из признаков социального государства выделяется равенство всех людей, признается доминирующая роль утверждения "личность-государство" взамен прежнего "государство-общество", а главная цель государства - экономический и социальный прогресс.
Также взгляды Штейна разделял либеральный ученый Фридрих Науманн. Его представления об активном вмешательстве государства в хозяйственные и социальные ученых по вопросу, что представляет собой социальное государство как научная категория, какова его сущность как общественного явления несколько рознятся.
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, один из инициаторов внесения положения о социальном государстве в текст Конституции России М. В. Баглай, считал, что социальным “называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности”.
Доктор политических наук Э.Я. Баталов отмечал, что становление индустриального, а потом и постиндустриального общества вызывает потребность в социальном государстве как “государстве, принимающем на себя ответственность за положение дел в социальной сфере, а стало быть, рассматривающем политику социального регулирования в качестве одной из важнейших своих функций”.
Значительный научный интерес представляют подходы к трактовке сущности социального государства зарубежных исследователей. Для немецких ученых характерно прежде всего увязывание деятельности такого государства по социальной защите граждан и рыночной экономики, покоящейся на частной инициативе и приносящей средства для социальных программ.
По мнению Х. Байера, “современное социальное государство - это централизованно управляемая забота об обеспечении всех граждан во всех жизненных положениях, которая раскрывается как первейшее проявление современной демократии, при том, что социальная справедливость основывается на экономическом либерализме”.
3. Признаки социального государства
Социальное государство - это современный тип правового государства, целесообразно соединяющий начала свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества. В социальном государстве каждому гражданину должна быть доступна вся полнота гарантированных конституцией прав и свобод и обеспечен высокий уровень правовой защищенности всех граждан.
Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этой характеристики. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым.
Кроме того, социальным может быть только государство, имеющее высокий уровень экономического развития, причем в структуре экономики должна быть учтена социальная ориентация государства.
Так же стоит учитывать и нравственную сторону процесса становления социального государства. Духовная атмосфера в социальном государстве должна характеризоваться развитым чувством гражданственности, социальной солидарности и гуманизма.
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что необходимыми условиями и характерными признаками социального государства являются:
Демократическая организация государственной власти.
Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего -- должностных лиц государства.
Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.
Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.
Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.
Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.
Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.
Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:
а) достойных условий существования;
б) социальной защищенности;
в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.
Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).
Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.
Степень социальности правового демократического государства можно оценить по следующим критериям:
соблюдение прав и свобод человека;
проведение активной и сильной социальной политики;
обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан;
адресная поддержка наиболее уязвимых слоев и групп населения, сокращение и ликвидация бедности;
гарантии создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе решений на всех уровнях власти и управления;
соблюдение прав и гарантий, признающих и развивающих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия и баланса интересов работника и работодателя при регулирующей роли государства;
гарантии, при которых любой хозяйствующий субъект, любой собственник должен нести конкретную социальную ответственность;
права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи; на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.
4. Принципы и приоритеты
В настоящие время, многие страны мира являющиеся по Конституции
социальными или не имеющие формально такого положения, но де-факто проводящие социально-экономическую политику, опираются на такие важнейшие принципы, как:
экономическая свобода человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства;
доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, его регулирование с использованием экономических методов;
развитие и экономическая эффективность социального рыночного хозяйства;
социальная справедливость и социальная солидарность общества, которые обеспечиваются на основе развития акционерной собственности работников, а также путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;
гендерное равенство мужчин и женщин;
участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами, участие работников в управлении производством, развитие системы социального партнерства;
ответственность государства за состояние и развитие эффективной социальной политики, направленной на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека.
Анализ социально-экономической и правовой практики показывает, что некоторые из этих принципов в той или иной мере утверждаются в нашей действительности. В соответствии с ними формируется такая социальная политика, которая призвана создавать нормальные условия жизни для всех слоев населения. Для трудоспособной части людей - обеспечивать необходимый уровень и качество жизни за счет собственных усилий. Для еще или уже нетрудоспособных - создавать систему государственной социальной защиты и обеспечения их жизненных потребностей.
Также можно обозначить основные приоритеты социального государства:
в сфере совершенствования демографического положения в государстве: разработка и реализация государственной демографической политики, направленной на ликвидацию тенденций депопуляции (сокращения) населения страны, снижения смертности (особенно детской и в трудоспособном возрасте) и увеличения продолжительности жизни населения;
в сфере систем жизнеобеспечения населения: сохранение и приумножение жилья для граждан, повышение его комфортабельности; развитие коммунального хозяйства, транспорта и связи за счет бюджетного финансирования и средств населения по мере роста доходов; создание нормальных условий жизни в населенных пунктах; разработка поощрительной и вспомогательной подсистемы, занимающейся кредитованием лиц, стремящихся самостоятельно решать свои социальные проблемы в области строительства или приобретения жилья, получения дополнительного образования, отдыха и т.д.;
приоритеты обеспечивающие достойный уровень жизни: создание социально-справедливой и эффективной системы распределения стоимости между государством, трудом и капиталом, обеспечение роста реальной заработной платы и доходов населения и на их основе - рост качества и уровня жизни; установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих в полной мере воспроизводство рабочей силы;
в сфере социальной защиты населения: разработка и осуществление государственной программы преодоления бедности; создание эффективной системы защиты населения от социальных рисков; разработка системы социального страхования (пенсионного, социального и медицинского), социального обеспечения граждан и их семей в случаях классических рисков и вынужденных состояний (болезнь, возраст, безработица, несчастный случай и т.п.), социального вспомоществования и благотворительности; осуществление социальной защиты малообеспеченных семей, а также инвалидов, пожилых и других слабо защищенных категорий граждан; оказание помощи малоимущим, многодетным и неполным семьям, жертвам стихийных бедствий и т.д.;
в сфере занятости: обеспечение гражданам возможности трудиться на условиях свободно избранной, полной и продуктивной занятости; защита трудовых прав и интересов работников через систему социального партнерства;
в сфере охраны окружающей среды: обеспечение достойного качества жизни и здоровья населения при условии сохранения природных систем, поддерживание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, обеспечение экологической безопасности страны;
в сфере формирования социально-культурной среды: повышение роли и качества общего и профессионального образования; государственная поддержка системы образования и учреждений культуры; сохранение национальной самобытности языка и культуры народов, населяющих государство;
разработка и реализация стратегии управления наукой, направленной на ее развитие, создание новых технологий и их модернизацию на основе прогнозов глобального и национального развития.
Стоит отметить также приоритетные направления развития самой модели социального государства. В числе основных направлений совершенствования современной модели социального государства зарубежные ученые предлагают установление новых принципов взаимоотношений экономики и политики, поиск новых механизмов соединения закономерностей рыночной экономики с растущим спросом на благосостояние, отказ от метафизического понимания принципа равенства как парадигмы общественной деятельности, повышение личного вклада потребителей социальных благ в их производство.
Нельзя не отметить меры, которые помогут социальному государству в преодолении кризисных явлений, неизбежно возникающих на пути его становления.
Среди этих мер важное место должен занять постоянный контроль за деятельностью государственного аппарата, как с точки зрения его эффективности, так и законности. При этом недостаточно ограничиваться внутренним контролем в пределах самой администрации или внешним (бухгалтерским, финансовым) контролем. Требуется расширение парламентского контроля над всей совокупностью государственной деятельности, вне зависимости от того, осуществляется ли она непосредственно администрацией, либо косвенно учреждениями и организациями, созданными ею. Представители народа должны иметь полное право инспектировать государственные фонды и деятельность государственных служб, которые ими распоряжаются. Демократические принципы требуют контроля не только крупных политических решений, но также и инспектирования каждодневной деятельности администрации. В общем, социальное государство требует широкого пересмотра инструментов контроля нашего парламентаризма, до сих пор недостаточно действенных.
5. Функции социального государства
Формула «социальное государство» возникла после второй мировой войны в конституциях ряда западноевропейских стран (ФРГ, Франция, Италия и др.). В то время считалось, что в функции социального государства входит лишь провозглашение социально-экономических прав граждан (право на труд, на отдых, социальное обеспечение и др.) или к раздаче пенсий и различных пособий. Но позже стало очевидно, что социальное государство это нечто большее. Оно призвано создавать условия для обеспечения граждан работой, перераспределять доходы через государственный бюджет, обеспечивать людям прожиточный минимум и содействовать увеличению числа мелких и средних собственников, охранять наемный труд, заботиться об образовании, культуре, семье и здравоохранении, постоянно улучшать социальное обеспечение и др.
Утвердилось понимание того, что помимо собственно социальной политики, социальную ориентацию должна приобрести вся экономическая политика правительства, но при этом не перечеркивать конкуренцию и экономическую свободу, поощрять индивидуальную инициативу, сохранять и даже усиливать стимул к росту личного благосостояния. Это государство должно бороться не против богатства, а против нищеты, оно отрицает чрезмерный этатизм в распределении благ, поощряя социальную функцию частной собственности.
Рассматривая функции социального государства, мы подразумеваем, что ему присущи все традиционные функции, которые присущи государству как таковому. На содержание всех функций социального государства оказывает большое влияние его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении).
Общую социальную функцию можно рассматривать как совокупность специфических функций, таких как:
охрана труда и здоровья людей, контроль и стимуляция рынка труда;
регулирование доходов и потребления товаров массового спроса;
поддержка социально незащищенных категорий населения;
пенсионное обеспечение;
социальное вспомоществование и предоставление адресной социальной помощи;
поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;
обеспечение образования и профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);
финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;
борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;
поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;
социальное страхование;
социальное обслуживание - обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами;
участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;
забота о сохранении мира в обществе.
Таким образом, основной функцией социального государства является государственный патернализм, обращенный на всех членов общества независимо от их социальной принадлежности.
Важнейшим инструментом социальной политики социального государства является социальная защита. В целом социальная защита выступает как механизм, призванный ограждать людей от разного рода неблагоприятных для их жизнедеятельности воздействий со стороны социальной среды и смягчать последствия таковых. Это - защита от возможных нарушений прав и свобод личности от административного произвола, от преступных посягательств на жизнь, здоровье, собственность, честь и достоинство человека и от других вредоносных факторов.
Как показывает мировой опыт, наиболее эффективные системы социальной защиты граждан и социального выравнивания их доходов включают в себя налоговые перераспределения, государственные адресные выплаты и пособия, обязательное социальное страхование, пенсионное обеспечение и социальную помощь. При этом основным источником финансирования и общим регулятором системы социальной защиты выступает государство, поскольку оно обслуживает все население и имеет более низкие административные расходы, нежели системы с участием частных институтов.
Важнейшими элементами механизмов социальной политики социального государства являются государственные социальные стандарты (ГСС), то есть социальные нормы и нормативы, обеспечивающие реализацию гарантированных Конституцией социальных прав граждан и выступающие одновременно ориентирами в реализации социальной и экономической политики социального государства.
Кроме того, следует учитывать, что проведение государством социально ориентированной политики представляет собой трудный процесс, вынуждающий государство балансировать между противоречивыми, почти исключающими друг друга факторами. Социальное государство должно постоянно налаживать труднодостижимый баланс между свободой рыночной экономики и необходимостью воздействовать на распределительные процессы с целью достижения социальной справедливости, сглаживания социального неравенства. Отказываясь от ограниченной роли „ночного сторожа“ и стремясь обеспечить всем гражданам достойный уровень жизни, государство не должно переступить черту, за которой начинается грубое вмешательство в экономику, подавление инициативы и свободы предпринимательства.
6. Проблемы создания социального государства в России
Впервые определение России как социального государства было задекларировано в 1993 году. Именно тогда Конституционное совещание работало над текстом Основного Закона России. По просьбе членов совещания, в мае 1993 года, Академия труда и социальных отношений созвала конгресс для обсуждения темы «Человек, социальная политика, социальное партнерство». По итогам конгресса, в Конституционное совещание было внесено предложение, взять в качестве идеи конституционного устройства России модель социального государства. При этом изучались различные теории государственного устройства: элит, конвергенции, плюралистической демократии, историко-материалистическая, социального государства, а также различные экономические модели, в том числе опирающиеся на либеральные принципы, на принципы кейнсианства. В то же время анализировался опыт западных стран, избравших для себя модель социального государства. Учитывая предыдущий опыт социализации жизни в нашей стране, менталитет народов России, выбор был остановлен на модели социального государства.
Так появился пункт 1 в статье 7 Конституции Российской Федерации. В последующие годы ученые из Академии труда и социальных отношений вместе с учеными и специалистами ряда других научных и учебных центров при поддержке и активном участии профсоюзов продолжали работу над совершенствованием модели социального государства.
В 1996 году в ходе организованного Академией труда и социальных отношений и Федерации независимых профсоюзов России «круглого стола», на тему «Российская Федерация - социальное государство» были сформулированы основные критерии социального государства. «Социальным государством» может считаться государство:
опирающееся на господство права и обеспечивающее прежде всего гарантии соблюдения прав и свобод человека;
создающее гражданам возможность свободно реализовать трудовой и интеллектуальный потенциал с тем, чтобы на этой основе они обеспечили себе и своей семье материальное благополучие;
осуществляющее при любых системных и структурных преобразованиях в обществе сильную, последовательную социальную политику, ориентированную на максимально возможные инвестиции в человека, на достижение высоких жизненных стандартов для большинства граждан, на адресную поддержку наиболее уязвимых слоев и групп населения;
в котором любой хозяйствующий субъект, любой собственник средств производства несет определенную социальную нагрузку;
создающее благоприятные условия для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти и управления;
признающее и реализующее систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия, баланса интересов работника, работодателя, государства при регулировании социально-экономических и трудовых отношений;
ориентированное на укрепление семьи - основной естественной ячейки общества, на духовное, культурное, нравственное развитие граждан, на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытных национальных и исторических традиций.
Таким образом, в 2006 году были сформулированы основные подходы к содержанию будущей Концепции социального государства Российской Федерации.
Однако российскому обществу навязываются теории консервативного толка, где социальная роль государства сведена к минимуму. В современном мире это уже пройденный этап. Тем более неприемлемы такие теории в нашем обществе, которое долгое время было ориентировано на социалистические принципы равенства и справедливости. И хотя эти принципы носили в основном популистский, демагогический характер, общественное сознание формировалось именно на их основе.
Интересный способ решения проблемы равенства в посттоталитарном обществе предложен В.С.Нерсесянцем. Согласно его концепции социализм есть не случайная тупиковая ветвь развития общества, а естественный закономерный процесс, ведущий к созданию так называемого цивилизма - постсоциалистического строя, где всеобщее формально правовое равенство будет дополняться принципиально новым моментом - экономическим равенством всех граждан. Приватизация и десоциализация собственности, проводимые в России, неизбежно будут осуществлены таким образом, что экономическое неравенство сохранится. И никакая социальная помощь не может компенсировать разницу между собственником и несобственником. Только преобразование социалистической собственности в равную гражданскую собственность создает условие для «более высокой ступени человеческой свободы, равенства, справедливости и права».
Социальная сфера в Российской Федерации сегодня создает гораздо больше сложных вопросов, чем получает адекватных ответов. Уже привычными стали такие проблемы, как бедность, безработица, преступность, многие другие. Надо отдать должное органам власти, местного самоуправления - в последние годы социальной сфере уделяется все больше внимания. Но, несмотря на множество принимаемых мер, кардинальных изменений не заметно.
В России до настоящего времени не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты, для которой характерны чрезвычайно высокая патерналистская роль государства и крайне слабо обозначены общественные институты. В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой сфере и представлялся удачным. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом.
Деятельность государства в социальной сфере пока что не всегда является достаточной и действенной. В условиях продолжающегося экономического кризиса социальная помощь государства пока не гарантирует достойную жизнь, как это записано в Конституции РФ.
Пункт 2 статьи 7 Конституции дает некоторую расшифровку обязанностей государства:
Охрана труда и здоровья людей;
Установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
Развитие системы социальных служб;
Установление государственных пенсий, пособий;
Иные гарантии социальной защиты.
Такой перечень социальных обязанностей государства явно отстает от общепризнанных в конституционной теории и практике развитых стран. Однако введенный в Конституцию термин "социальная защита", предполагает возможность расширения этих обязанностей в будущем законодательстве. К сожалению, в конституционный текст не включена формула "социально ориентированная рыночная экономика", это, безусловно, было бы существенным дополнением и раскрывало содержание социального государства.
«Имеются значительные недостатки в реализации и других направлений социальной политики государства, в частности в сфере охраны труда и здоровья населения». В последние годы наблюдается рост аварийности на предприятиях, профессиональных заболеваний, высок уровень производственных травм, неблагоприятна экологическая обстановка в ряде регионов страны, в том числе в промышленных центрах Урала, Сибири и др.
Резюмируя можно сформулировать некоторые проблемы создания социального государства в России:
Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);
в России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;
отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;
не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;
отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;
снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой -- политики и экономики («политика -- дело грязное»);
существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;
в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;
в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.
Бесспорно, сложности переживаемого Россией периода негативно влияют и на возможности государства проводить надлежащую социальную политику. Лишь в условиях полного оздоровления экономики России можно рассчитывать на социальную помощь от государства в том размере, который действительно позволяет обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека, как это предписывается Конституцией.
По мере стабилизации положения в экономике страны, наметившегося роста доходов граждан, приходит время поиска новых подходов и форм социального обеспечения и социальной работы.
Заключение
Определение путей развития нашего общества, обоснование пределов вмешательства государства в экономическую и социальные сферы, его регулирующей роли в распределении собственности, усиления социальной функции государства и возрастания его ответственности за создание своим гражданам достойных условий жизни - актуальные задачи правовой науки.
Статья 7 Конституции РФ провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. В случае, если человек по тем или иным, не зависящим от него причинам не может обеспечить себя материально, становится социально незащищенным, государство безвозмездно оказывает ему необходимую помощь и поддержку.
Смысл и пафос такой обязанности государства основывается на весьма простом, но ко многому обязывающем положении: всякий человек вправе рассчитывать на такой жизненный уровень, который позволял бы не только существовать, но и формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных и духовных благ.
В настоящее время это право наиболее полно и последовательно закреплено ст. 25 Всеобщей декларации прав человека:
«Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой».
Компетенция социального правового государства, обеспечивающего постепенный переход к равенству, справедливости и нравственности - важный аспект модели нового общества, которое должно быть сформировано в России.
Список использованной литературы и др. источники
1. Баиева Н.А. Социальное государство и его основные критерии. - Сборник трудов Сев. Кав. ГТУ. Выпуск 6. Сев. Кав. ГТУ, 2004.
2. Бюхнер-Удер В., пер. с нем. Щуко Е.М. Права человека: утопия или реальность? - М.: Знание, 1985. - 190 с.
3. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы. // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. - 2000. - № 2 - С. 46-59.
4. Гриценко Н.Н. Концепция социального государства.
5. Каменецкий В.А., Патрикеев В.П. Проблемы становления социального государства. - М.: АТиСО, 2001. - 359 с.
6. Конституция Российской Федерации. - М.: Ось-89, 2008. - 48 с.
7. Концепция социального государства Российской Федерации. - Разработана Временным творческим коллективом.
8. Под. ред. Лукашева Е.А., Лапинь О.А., Славин М.М. Права человека: проблемы и перспективы. - М.: 1990. - 154 с.
9. Россия: путь к социальному государству - материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2008г.). - М.: Научный эксперт, 2008. - 1008 с.
10. С.В. Калашников. Социальное государство: эволюция и этапы становления.// Основные проблемы социального развития России - 78/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2004. -№ 15 (235)
11. Смоленский М.Б. Право социального обеспечения - для студентов вузов. - Ростов-на-Дону,: Феникс, 2005. - 123 с.
12. http://socrus.ru/ Первый социальный портал России/ Россия - социальное государство.
13. http://www.lihachev.ru/chten/1997izbrannoe/5567/5576/ Площадь Лихачева / Лихачевские чтения / 1997 год. «Гуманитарная культура как фактор преобразования России» / Содержание / Секция VIII. Профсоюзное движение России на путях обновления - Н. Н. Гриценко, Профсоюзы и основные аспекты социального государства
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Теоретические концепции происхождения государства. Процесс возникновения, становления и развития идей государства. Множественность подходов к понятию государства. Сущность, понятие и социальное назначение государства. Концепция социального государства.
курсовая работа , добавлен 02.05.2015
Ряд признаков государства, которые отличают его от других субъектов политической деятельности. Формационный подход к определению типа государства и права. Нормативно-правовые акты и их классификация. Основа деления российского права на отдельные отрасли.
контрольная работа , добавлен 18.10.2016
Раскрытие понятия функции государства, его неоднозначности. Выделение формальных признаков главных функций государства. Его оценка с точки зрения разносторонней деятельности. Рассмотрение основных внешних и внутренних функций российского государства.
курсовая работа , добавлен 27.03.2015
Изучение сущности, понятия и признаков государства: эволюция идей и современные трактовки. Влияние социального назначения государства на эволюцию и содержание его функций. Проблемы и перспективы становления правового государства в современной России.
курсовая работа , добавлен 25.05.2012
Эволюция понятий сущности государства как особой организации публичной власти, современные проблемы определения его признаков. Содержание и характеристика основных концепций и социального назначения сущности государства, закономерности его развития.
курсовая работа , добавлен 30.10.2014
Основные черты и предмет теории государства и права, ее структура и методики, место в системе гуманитарных наук. Характеристика функций, признаков правового и социального государства. Виды общественных правонарушений в системе социального устройства.
шпаргалка , добавлен 01.09.2013
Понятие и объективный характер функций государства, их отличие от функций государственных органов. Эволюция и классификация функций государства. Характеристика внешних и внутренних функций государства, методы и формы их осуществления и реализации.
контрольная работа , добавлен 28.11.2009
Государство как политическая организация, при помощи которой осуществляется управление обществом. Общая характеристика функций Российского государства: экономическая, экологическая. Рассмотрение функций обеспечения мира и поддержания мирового порядка.
дипломная работа , добавлен 29.12.2014
реферат , добавлен 03.05.2002
Государство - основной институт политической системы общества, способ социального бытия в условиях политического отчуждения власти. Правовое государство и государство законности. Легистическое понятие государства. Правовое регулирование реализации власти.
Социальное государство: признаки и черты.
Введение…………………………………………………………….3
1. История развития социального государства………………..….5
2. Функции социального государства…………………………..…8
3. Признаки социального государства………………………..….10
4. Проблемы развития и совершенствования социального
государства………………………………………………………..11
5. Проблемы развития социального государства в России…….16
Заключение………………………………………………………...17
Список литературы…………………………………………
Введение
Темой моего реферата является социальное государство. Здесь мною были рассмотрены понятие социального государства, его сущность, история развития, функции, а так же проблемы его развития на современном этапе.
При написании реферата использовались труды таких учёных, как Лазаревой С.Н., Нечаевой Е. Г., Лапиной С. В., Графского В.Г. и других.
Так же были использованы следующие методы:
Сравнительно-правовой и исторический методы. Были использованы для сопоставления социального государства на различных этапах.
Формально-юридический метод. С помощью этого метода были описано, обобщено, систематизировано социальное государство.
Метод анализа. Был использован для оценки социального государства на современном этапе.
Диалектический. С помощью него учитывалась в процессе познания окружающей действительности всеобщая взаимосвязь и постоянное развитие явлений.
Основная задача: исследовать сущность социального государства и оценить его роль на современном этапе.
Социально государство - характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Основном законе ФРГ в ч.2 ст.20 п.1: «Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством» . 1 А так же в конституции Королевства Испании в водном разделе ст.1.1: «Испания конституируется как правовое, социальное и демократическое государство, которое провозглашает высшими ценностями правопорядка свободу, справедливость, равенство, политический плюрализм». 2
Я считаю эту тему актуальной и значимой для современного общества, т. к. социальное государство - это такое государство, которое помогает слабому повлиять на распределение благ в духе справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование. Государство должно гарантировать прожиточный минимум, помогать социально слабым, брать на себя ответственность за доступ каждого к таким жизненно важным благам, как жилье, питание, образование, помощь в случае болезни и т.п.
История развития социального государства
Термин «социальное государство» был введен в 1850 году Лоренцем фон Штейном, но его активная теоретическая разработка началась в первой половине ХХ века, тогда как понятие «правовое государство» возникло раньше - в ХIХ веке, хотя истоки того и другого следует искать в древности. Уже известные мыслители античности (Платон, Аристотель и др.) обращались к поискам принципов, форм и конструкций согласованного взаимодействия власти и права.
Социальное государство (государство социальной демократии) - это современная политико-правовая теория, где слово «социальная» несет большую смысловую нагрузку: оно связано с социальной жизнью людей, подчеркивает, что государство берет на себя заботу о материальном благосостоянии граждан, осуществляет функцию регулирования экономики с обязательным учетом экологических требований, обеспечивает защиту экономических и социальных прав человека.
Казалось бы, «правовое государство» и «социальное государство» несовместимы. Первое предусматривает определенную свободу личности от государства, от его опеки. Второе, наоборот, опирается на активность государства в социальной защите личности, особенно социально-ранимой (пенсионер, инвалид, безработный не по своей вине).
Между тем, вторая половина ХХ в. соединила эти понятия, обогатив каждое из них. Когда говорят о построении социального правового государства, имеют в виду, прежде всего, воплощение в нем:
· Принципа верховенства права (господство правового закона) как ведущего в правовом государстве;
· Принципа социальной справедливости (обеспечение государством социальной безопасности личности) как ведущего в социальном государстве.
Понятие «социального государства» выдвинуто в 1929 году немецким государствоведом Х. Хеллером, после чего распространилось в Европе. В США идея социального государства была воспринята позднее, чем в странах Европы, поскольку тип сознания американского общества был ориентирован на принцип индивидуализма.
После второй мировой войны концепция социального государства получила закрепление в конституциях ряда стран Западной Европы (ФРГ, Испания и др.). Ст.1 Конституции Испании 1978г. указывает, что Испания - социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, равенство и политический плюрализм. Ст.20 Конституции ФРГ 1949года гласит о том, что ФРГ является демократическим и социальным федеративным государством. В Конституции Франции записано, что она является демократической и социальной республикой.
В наши дни социальное государство означает, прежде всего, обязанность законодателя быть социально активным во имя сглаживания противоречивых интересов членов общества и обеспечения достойных условий для всех при наличии равенства форм собственности на средства производства. Государство становится органом преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов разных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы положительно воспринимались разными общественными слоями. Его цель - при помощи социальной политики, обеспечение равенства и условий политического соучастия объединить население, стабилизировать социальную (в том числе правовую) и экономическую системы, обеспечить их прогрессивную эволюцию.
Понятие правового государства все более совмещается с концепцией так называемого «государства всеобщего благоденствия», или, говоря иначе, «социального» государства». Это совмещение происходит, прежде всего, на основе гарантий системы экономических, социальных и культурных прав.
Ученые (Г.А. Риттер, Роулз, и др.) выделяют три модели современного социального государства:
1. «Позитивное государство» (США), в котором имеется наименьшая степень вмешательства государства в экономику и социальное обеспечение, ориентированное на соблюдение индивидуализма и защиту корпоративных интересов (социальная политика государства выступает как средство контроля);
2. Собственно социальное государство (Великобритания), в котором обеспечивается гарантированный минимальный уровень жизни и равенство стартовых возможностей (социальная политика государства как средство обеспечения полной занятости);
3. «Государство благосостояния» (Нидерланды), в котором обеспечивается минимальный уровень жизни и устанавливается максимальный уровень доходов, уменьшается различие в зарплате, гарантируется полная занятость (социальная политика государства как средство обеспечения «равенства, кооперации и солидарности»).
Эти модели имеют тенденцию перехода от одной к другой и нигде полностью не были реализованы.
Было бы ошибочным полагать, что правовое и социальное государство хорошо сочетаются, и в состоянии полностью слиться в один тип государства. Принцип социальной безопасности населения и требование не только юридического, но и материального равенства (свойства социального государства) находятся в противоречии с идеей свободы личности, взаимной ответственности государства и гражданина (свойства правового государства).
Однако было бы неправильным противопоставлять правовое государство и социальное государство. Их сближение - наиболее благоприятный результат для гражданского общества, оптимальный вариант его развития без классово враждебных конфликтов и социальных потрясений.
Социальное и правовое государства совместимы между собой до тех пор, пока функционирование государственной власти будет ограничиваться, уравновешиваться, контролироваться и распространятся в границах соблюдения основных прав человека. И, наоборот, социальное государство будет в противоречии с правовым государством всегда, когда «человеческое благосостояние», «социальная безопасность», «социальная справедливость» станут считаться более высокими ценностями. Развитие государства как социального должно базироваться на таком фундаменте как «правовое» государство.
Функции социального государства
Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:
а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;
в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства - специфические функции.
К последним, в частности, относятся:
поддержка социально незащищенных категорий населения;
охрана труда и здоровья людей;
поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;
поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);
финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;
борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;
поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;
участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;
забота о сохранении мира в обществе.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное или иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благополучной для человека жизненной среды.
100 р бонус за первый заказ
Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line
Узнать цену
Социальное государство – государство, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.
Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой. Однако социальное государство здесь по своей сути кардинально отличается от социалистического. Многие сторонники социального государства считают, что именно реализация этих идей «создала благосостояние Запада после Второй мировой войны».
Понятие «социальное государство» впервые употребил в 1850 году Лоренц фон Штейн. Он включил в перечень функций государства «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти». Государство, согласно Штейну, обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве.
Признаки социального государства:
- Высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников;
- Социально ориентированная структура экономики;
- Формирование гражданского общества;
- Разработка государством разнообразных социальных программ;
- Утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности;
- Социальная ответственность перед гражданами.
Функции социального государства:
- Поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов);
- Охрана труда и здоровья людей;
- Поддержка семьи, материнства, отцовства, детства;
- Устранение социального неравенства путём перераспределения доходов;
- Поощрение благотворительной деятельности;
- Финансовая поддержка образовательных и культурных программ;
- Борьба с безработицей.
Среди современных примеров реализации идеала социального государства обычно приводят страны Скандинавского полуострова (то есть «шведская модель»), Финляндию, Нидерланды, Канаду, Швейцарию, Германию, Бельгию, а также иногда Великобританию, Францию, Австрию, Новую Зеландию, Австралию, США, Италию, Грецию, Португалию, Японию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Эстонию, Литву, Латвию, страны Персидского залива, Ливию (при Кадаффи) и другие страны.
К распространённой критике социального государства относится мнение, что оно приводит к социальному иждивенчеству, когда широкие слои населения стремятся стать и всю жизнь оставаться получателями пособий вместо того, чтобы работать.
Есть мнение, что перераспределение доходов от богатых к бедным представляют собой форму экспроприации, а наличие правовых норм, которые относятся к категории лиц с чётко определённым социально-экономическим статусом, формой дискриминации. Сторонники монетаризма, австрийской экономической школы и связанных с ними политических течений, в частности неолибералы и классические либералы, также полагают, что государство всеобщего благосостояния приводит к падению эффективности экономики и несёт в себе риск утраты населением политических свобод.
Коммунисты считают, что необходимым условием обеспечения социальных гарантий является только переход от капитализма к социализму. Для социал-демократов социальное государство и есть социализм, но для коммунистов - социальное государство является лишь уступкой государственного капитализма трудящимся.
Понятие «социальное государство» – для российского законодательства является относительно новым. Впервые оно нормативно закреплено в Конституции Российской Федерации 1993 г.
На Западе идея социального государства возникла вслед за идеей правового государства, и это объясняется тем, что либеральный вариант правового государства проповедовал принципы индивидуальной свободы, формального равенства людей, невмешательства государства в дела гражданского общества.
Однако фактическое неравенство людей, классовое противостояние в обществе обусловили необходимость для государства проведения социально ориентированной политики, предоставления каждому человеку прожиточного минимума, воздействия в этих целях государства на распределительные процессы, достижения социальной справедливости, сглаживания социального неравенства между членами общества.
Конституционное закрепление термин «социальное государство» впервые получил в ст. 28 (абз. 1) Конституции ФРГ 1949 г. в отношении субъектов федерации – земель. Существенные элементы самого понятия перечислены в ст. 20 этой Конституции. В Конституции указывается, что ФРГ является социальным правовым государством. Таким образом, понятия «правовое и социальное государства» здесь тесно связаны и обусловливают друг друга. Поэтому немецкие государствоведы чаще всего называют свое государство социально-правовым. Это предполагает, что действия государственной власти в социальной сфере ограничены правом, а деятельности государственных структур в социальной области придается правовая форма.
Немецкие государствоведы указывают также, что социальные права граждан – право на труд, на пропорциональное вознаграждение, право на жилище и др. отличаются от классических прав тем, что требуют государственного вмешательства, поскольку связаны с реализацией социальных программ государства, и постоянной деятельности государственных органов. Общественные ожидания в области социального обеспечения связаны в первую очередь с государством, оно является планирующим, управляющим, производящим и распределяющим, т.е. активно функционирующим в социальной сфере.
Принципы социального государства в той или иной форме закрепляют конституции многих современных государств, например, Франции, Италии, Португалии, Греции, Испании, Швеции, Дании, Турции, Нидерландов, Японии. На Западе идея социального государства связана с идеей «государства всеобщего благоденствия», которая базируется на либеральном учении современного английского экономиста Д. Кейнса. В соответствии с концепцией государства всеобщего благоденствия любое государство среди общих дел должно уделять большое внимание социальной защите населения, с тем, чтобы сводить к минимуму социальные различия между группами и слоями населения и создавать возможности для достойного уровня жизни.
Во время и после Второй мировой войны социальная политика становится главным направлением деятельности ряда государств. Понятие «социальное государство» было сформулировано в плане Бевериджа, предложенном британским парламентом в 1942 г. лейбористскому правительству. Этот план послужил своего рода моделью для других западных государств послевоенной Европы.
Провозглашение государства социальным следует оценивать как большой шаг вперед, поскольку рыночные отношения не содержат в себе защиты личности от негативных социальных последствий рынка. Более того, социальная сфера в период формирования и развития индустриального общества основывается на принципе индивидуализма, т.е.
Каждый должен заблаговременно заботиться об обеспечении себя в старости, во время болезни, потери трудоспособности и т.д.
Среди наиболее важных признаков социального государства можно назвать:
1) высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя серьезно собственников;
2) социально ориентированную структуру экономики, что выражается в многообразии форм собственности;
3) формирование гражданского общества, в руках которого государство служит инструментом проведения социально ориентированной политики;
4) разработку государством разнообразных социальных программ и определение первоочередности их реализации;
5) утверждение таких целей государства, которые обеспечивают каждому: а) достойные условия жизни; б) социальную защищенность; в) равные стартовые условия для самореализации личности;
6) развитое социальное законодательство;
7) социальную ответственность государства по отношению к своим гражданам и ответственность членов общества по отношению друг к другу и ко всему сообществу граждан в целом, т.е. обязанность содействовать социальному обеспечению, ответственность за коллективную взаимопомощь, исполнение обязанностей, вытекающих из права собственности, и др., что позволит государству выполнять свои социальные задачи (см. слайд 5).
В ст. 7 Конституции РФ закреплено, что Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека.
Термины «достойная жизнь» и «свободное развитие» юридически неопределенны и нуждаются в конкретизации. Очевидно, что под достойной жизнью надо понимать в первую очередь материальную обеспеченность на уровне стандартов современного общества. При этом такая обеспеченность не может быть ниже прожиточного минимума для данного региона или страны в целом.
Что касается свободного развития человека, то оно предполагает:
Во-первых, равный доступ к ценностям культуры;
Во-вторых, гарантированность личной безопасности человека;
В-третьих, физическое, умственное и нравственное совершенствование личности.
Данные характеристики не являются бесспорными, они могут быть дополнены.
В Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 7) приводится перечень социальных гарантий:
Гарантированный минимум заработной платы и минимальной пенсии;
Охрана здоровья и труда граждан;
Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
Государственная поддержка людей с пониженной трудоспособностью - инвалидов, пенсионеров;
Развитие социальных учреждений (пансионатов, домов для престарелых, детских домов, приютов и т.д.).
Этот перечень является открытым, т.е. кроме перечисленных гарантий государство по мере своего развития – экономического, культурного, социального – может устанавливать и другие.
Конституционное положение о том, что Россия - социальное государство, является программным, так как оно определяет цели государства, еще не достигшего уровня социального. Это объясняется недостаточностью материальных возможностей государства, отсутствием среднего класса собственников, развитого гражданского общества, сниженным представлением о справедливости и равенстве и др.
государство, обеспечивающее определенный уровень жизни своих граждан, удовлетворение их материальных и духовных потребностей (достойное существование)
С.Г. предполагает гарантию государственной поддержки образования, здравоохранения, социального обеспечения, обеспечения занятости населения, охраны труда, охраны экологической среды обитания.
Отличное определение
Неполное определение ↓
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
понятие, характеризующее современное государство, которое в отношениях с гражданским обществом решает социально- экономические, культурные и экологические задачи. Принцип социальной государственности - перераспределение национального дохода в интересах общества в целом, в частности - в пользу социально слабых. С.г. - это характеристика лишь одной из сторон современного государства, которое в целом следует рассматривать как социальное правовое государство - исторически новый тип государства, в деятельности которого принцип правовой государственности (господство права, формальное равенство) конкурирует с принципом социальной государственности. Постиндустриальное общество объективно способно обеспечить всеобщий высокий уровень потребления при сохранении относительно высокой прибыли собственников средств производства. В таком обществе социальное регулирование по принципу права, без перераспределения национального дохода в пользу социально слабых, становится нецелесообразным с точки зрения экономического развития. После Второй мировой войны в большинстве развитых стран к власти приходят новые политические элиты, реализующие некоторые идеи социал-демократии, кейнсианства и неолиберализма, согласные с ограниченным вмешательством государства в дела гражданского общества. В этих странах (прежде всего в Западной Европе, в меньшей мере в США) складывается социально-правовое государство - государство постиндустриального общества, которое не только гарантирует свободу, безопасность и собственность, но и обеспечивает социальный мир и экономический рост, создает социальные гарантии (особенно в сферах занятости, образования и здравоохранения), позволяющие большинству членов общества более эффективно добиваться благополучия за счет самостоятельной активности. В юридической сфере это выражается в формальном признании государством и гарантировании его реальной политикой так называемых социальных, экономических и культурных прав человека и гражданина, или прав человека второго поколения (сюда включаются права на минимум заработной платы, обеспечивающий достойное существование, на охрану труда и защиту от безработицы, на отдых, поддержку семьи, социальное обеспечение по возрасту или инвалидности, на бесплатное или социальное жилище, на бесплатное или за доступную плату образование и здравоохранение и т.п.). Признание некоторых и з этих «прав» в наиболее развитых странах начинается еще в первой половине 20 в., а после Второй мировой войны они включаются в число общепризнанных прав человека. Это государство решает также общесоциальные задачи: за счет гибкой налоговой политики поддерживает конкуренцию и способствует развитию отстающих секторов экономики, стимулирует реструктуризацию народного хозяйства; финансирует социальные программы, направленные на повышение квалификации рабочей силы, рост образовательного уровня, сохранение физического и духовного здоровья нации и тд. Лит.: Государственное право Германии. М., 1994. Т. I; Дзоазиев В. Проблемы становления демократического государства в России. М., 1996. ВА. Четвернин
Отличное определение
Неполное определение ↓