Изменения выплат адресной помощи и пенсий для переселенцев: станет ли проще жить ВПЛ? Новое в законах для мигрантов.
Миграционные процессы неизбежны и приостановить их или прекратить практически нереально. Власти, отвечающие за прием и интеграцию переселенцев, прибывающих в РФ, заинтересованы в их максимально комфортной и скорой адаптации, особенно, если речь идет о более-менее масштабном переселении. Для решения этих проблем правительством в 2017 году был разработан комплекс мероприятий. За последние пару лет наиболее заметна миграция из зоны вооруженного конфликта на Востоке Украины. Выходцам из Луганской и Донецкой областей соседнего государства предлагаются специальные гранты, разработанные для переселенцев из зоны АТО.
Что такое грант для мигрантов
Сам термин трактуется как подарок, то есть блага, которые передаются лицу безвозмездно. В случае же с помощью, которая оказывается переселенцам, гранты представляют собой безвозвратную целевую помощь, которая предоставляется на благоустройство новоприбывших иностранцев, их адаптацию к российским реалиям.
В 2017 году вопрос более-менее массовой миграции из зоны АТО продолжает быть актуальным и вероятно сохранит свою злободневность и на следующий год. Люди едут от нищеты и опасности для жизни и здоровья. Однако, конечно на новом месте устроиться довольно проблематично, а тем более, если речь идет о совсем другом государстве. Весьма очевидно, что разработанные правительством гранты для переселенцев будут пользоваться популярностью и в будущем.
Государство же в свою очередь, принимая переселенцев, ожидает от них скорейшего устройства, получения работы и источника для автономного жизнеобеспечения. Кроме того, так правительство заполняет нишу низкоквалифицированных и часто малооплачиваемых рабочих, что весьма выгодно государству.
Без господдержки многим мигрантам осесть на новом месте весьма проблемно. Жесткие рамки миграционного законодательства ставят иностранцев в довольно сложные условия. Не всем удается сразу обеспечить себе средства для проживания. Особенно трудности заметны мигрантам, вынужденным экстренно покидать свое насиженное жилье. Последствия военных действий в зоне АТО, к сожалению, заставляют людей переезжать внезапно, часто потеряв все. На такие случаи и предусмотрены гранты для лиц, переселяющихся в РФ.
Грант-программа «Соотечественник»
На 2017 год сохраняет действие программа переселения в РФ соотечественников. Участвовать в программе могут выходцы из России или Союза ССР (Украина как раз является такой территорией), проживающие ныне за пределами российского государства. Таким правом могут воспользоваться и их потомки. Одним из условий участия является достижение совершеннолетия (18 лет) и наличие полного объема гражданской дееспособности. Соискатели должны свободно владеть русским языком. Большинство мигрантов из зоны АТО соответствуют этим требованиям.
Правила не ограничивают период реализации программы.
Получив место в программе в 2017, переселенцы могут претендовать на:
- полную компенсацию затрат, связанных с переездом на новое местожительство;
- единоразовое получение «подъемных»;
- денежное пособие, которое предоставляется каждый месяц до оформления гражданства Российской Федерации, но не более шести месяцев.
В случае участия в программе «Соотечественник» переселенцы не должны ждать несколько лет проживания, а затем еще год оформления документов на получение гражданства. Все проходит по упрощенной и ускоренной процедуре. Главное фактически проживать и зарегистрироваться в регионе, который принимает участие в реализации госпрограммы на 2017 год.
На развитие бизнеса
В 2017 году мигранты, как и граждане РФ, имеют право получить грант на организацию и развитие собственного бизнеса на территории российского государства. Каких-либо особенных требований к иностранцам при этом не предъявляется. Главное, чтобы они имели право легально проживать в РФ и не нарушали правил миграционного учета.
Гранты на 2017 год выделяются на развитие предприятий в сфере оказания услуг, производственной отрасли и торговле. Очевидно, что, если украинец, уехавший из зоны проведения АТО, захочет получить помощь, ему лучше выбирать более приоритетное направление развития госэкономики. К таким на текущий год являются промышленное производство и сельскохозяйственная деятельность. Так что максимум шансов именно у соискателей, представляющих бизнес-проекты предприятий именно в этих отраслях.
Спонсорами таких проектов может выступать как государство, так и частные фонды по развитию бизнеса в РФ, банки, крупные компании, инвесторы.
Гранты на переселение в сельскую местность
Преимущественно такие целевые средства предоставляются желающим перебраться в сельскую местность из городов для занятия сельским хозяйством. Они рассчитаны на мигрантов из зоны АТО, которые понимают в сельскохозяйственном производстве и не боятся труда на земле. Получить такие средства можно под организацию фермерского хозяйства или иное сельскохозяйственное предприятие, которое будет непосредственно участвовать в процессе изготовления продуктов питания и сырья.
В 2017 существуют целые программы переселения жителей в отдаленные регионы для развития сельского хозяйства, под которые выделяются земельные участки и немалые деньги.
Альтернативно выходцы из Украины, переехавшие из зоны АТО, могут попробовать получить помощь на переселение в сельскую местность для наемного труда на агропредприятиях, в социальной сфере (образование, медицина). Грантополучателем в таком случае может выступать любой дееспособный иностранец, изъявивший соответствующее намерение.
Таким образом, Российская Федерация придерживается позиции создания максимально лояльных и комфортных условий для переселяющихся на ее территорию. При этом учитываются различные нюансы, например, то, что у мигрантов из зоны АТО на Востоке Украины в 2017, может вовсе не остаться средств к существованию и имущества. Существующие гранты позволяют продержаться, стать на ноги и найти свое достойное место в российском обществе.
18430Не успели разойтись очереди ВПЛ перед отделениями «Ощадбанка», как стало известно об очередной верификации переселнецев. После того, как руководство «Ощадбанка» осознало, что не в силах провести быструю идентификацию переселенцев в срочном порядке, ее срок продлили до 1 мая. Эти корректировки позволили немного уменьшить очереди в отделениях банка и тем, самым разгрузить работников «Ощадбанка» от непосильной задачи. Самим же переселенцем, это дало чуть больше времени для подтверждения проживания на подконтрольной украинской власти территории, ведь именно для этого и проводится так называемая идентификация в отделениях «Ощадбанка». Но далеко не все получили месяц «бонусом», поскольку с января 2017 года в Украине вступил в силу еще один этап верификации внутренне перемещенных лиц. Об этом в конце марта поведала директор Департамента социальной защиты населения Луганской областной военно-гражданской администрации Элеонора Полищук.
По ее словам с января текущего года проверки проходят еще и по факту пересечения линии разграничения, а также пребывания ВПЛ на неподконтрольной украинской власти территории свыше 59 дней.
«На сегодня в законе четко прописано, что человек может отсутствовать на подконтрольной территории 59 дней. На 60-й день возникают вопросы, и мы обязаны приостановить социальную выплату до выяснения обстоятельств. Если есть какие-то уважительные причины, например болезнь, — это подтверждается справкой. Тогда мы продлеваем этот срок до 90 дней. Больше — мы уже понимаем, что с человеком что-то произошло, и прекращаем все социальные выплаты», — рассказала чиновница.
Полищук также отметила, что если переселенец в течение 60 дней отсутствует на подконтрольной украинской власти территории, то информация с контрольно-пропускных пунктов передается в управление соцзащиты, после чего управление должно провести проверку по зарегистрированному адресу переселенца.
«В связи с этим мы снова проверяем переселенцев — в соответствии с порядком проверки, мы выходим на адрес и проверяем проживания человека. Документы о проверке передаются на комиссии, которые работают при каждом исполкоме горсовета и райгосадминистрации, где специалисты разных направлений принимают окончательное решение — продолжать или нет социальную выплату», — поведала Элеонора Полищук.
Несмотря на заявленный порядок верификации, некоторые из переселенцев утверждают, что выплаты останавливают даже при частых пересечениях КПВВ и недолгом сроке пребывания на неподконтрольной территории.
По информации общественной организации «Донбасс SOS» Служба безопасности Украины подготовила новые списки на приостановление выплат для 200 тысяч переселенцев.
«По информации, которую мы имеем сейчас, управления труда и социальной защиты населения (УТСЗН) будут действовать по процедуре проверок согласно Постановлению № 365 – то есть не прекращать выплаты или действие справки, а выходить на проверку по месту проживания ВПЛ. Однако по-другому могут действовать Пенсионные фонды. Они также получили списки, и по нашей информации, Пенсионный фонд в отличие от УТСЗН может прекращать пенсионные выплаты гражданам, которые оказались в списках, уже с 1 апреля», – отметили в «Донбасс SOS».
Подобные списки уже упоминались в феврале 2016 года, когда выплат лишились 407 тысяч переселенцев. Вице-премьер-министр Украины по гуманитарным вопросам Павел Розенко в апреле текущего года напомнил о той ситуации, заявив, что это позволило Пенсионному фонду сэкономить 13,5 млрд грн.
«В этой цифре те, кто не прошел физическую верификацию, и те, кто был в переданных нам в феврале 2016-го списках СБУ, - 450 тысяч человек (выплаты этим людям было прекращено непосредственно перед передачей баз по ТПО на верификацию Минфина - ред.). Часть людей из этих списков не обратилась в органы ПФ с просьбой возобновить выплату пенсии. Это означает, что там были те, кто не переехал на постоянное место жительства на контролируемые украинской властью территории и в соответствии с законодательством и нормативной базой не имеет права на получение выплат», — заявил Розенко.
Правда, еще год назад Розенко заявлял об экономии 8 млрд. грн., которые по его словам шли на выплату не пенсионерам-переселенцам, а в карманы боевиков.
В подтверждение своих слов, конечно же, нынешний вице-премьер не предоставилничего.
Реакция представителей ООН на происходящее в Украине остается неизменной. Глава мониторинговой миссии ООН в Украине Фиона Фрейзер на брифинге в Киеве 15 марта призывала Кабинет министров Украины возобновить выплату пенсий жителям отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Также Фрейзер призвала Кабмин Украины отменить привязку пенсий для жителей отдельных районов к справке переселенца.
По данным ООН 160 тыс. пенсионеров, проживающих на неподконтрольном Донбассе, не получают пенсии с ноября 2014 года. В ООН также призывают выплачивать пенсии без привязки к справке переселенца.
В свою очередь, заместитель главы представительства Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев Ноэль Калгун также заявила о необходимости в срочном порядке решать вопрос с получением пенсий внутренне перемещенными лицами и гражданами Украины, проживающими на неподконтрольной территории Донбасса. Об этом Калгун заявила на встрече с главой комитета ВР по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения Людмилой Денисовой.
Глава представительства Европейского Союза в Украине Ян Томбинский еще в 2016 году высказал мнение, что правительство Украины должно обеспечить законные социальные выплаты и пенсии всем внутренне переселенным лицам, также как и тем гражданам, которые остаются на неподконтрольной территории. О чем Томбинский заявил на встрече с вице-премьер-министром Украины Павлом Розенко.
После вступления 16 сентября Постановления, которое касается социальных выплат переселенцам, ожидается, что получателей адресной помощи станет больше, увеличится сумма выплат, а пенсии не будут привязаны к банкоматам Ощадбанка.
Изменения коснулись контроля за проведением выплат ВПЛ, а также расширения круга получателей ежемесячной адресной помощи и увеличения суммы помощи. Кроме того, переселенцам разрешили получать пенсии и социальные выплаты в банкоматах любых банков, а пенсионерам-инвалидам выплаты сможет приносить почтальон.
Переселенцам на счетах разрешили хранить больше денег, без потери адресной помощи
Ранее адресная помощь переселенцам не назначалась в том случае, если кто-либо из членов семьи имел на банковском счету сумму, которая превышала 10-кратный размер прожиточного минимума, установленного для трудоспособных граждан.
Согласно новому Постановлению, размер депозита увеличился с 10-кратного до 25-кратного размера прожиточного минимума. Если раньше депозит не должен был превышать 16 тысяч гривен, то теперь сумма увеличена до 44 500 гривен.
Изменения внесены в:
Постановление №505
от 01.10.21014 года - порядок назначения и выплаты адресной помощи;
Постановление №637
от 05.11.2014 года - осуществление социальных выплат внутренне перемещенным лицам;
Постановление №365
от 08.06.2016 года - порядок осуществления контроля за выплатами внутренне перемещенным лицам.
Для переселенцев с инвалидностью увеличен размер помощи
Выплаты адресной помощи для покрытия затрат на проживание рассчитываются в соотношении с размером прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность. Увеличение прожиточного минимума, соответственно повлекло за собой и увеличение помощи.
С увеличением суммы адресной помощи на одного человека стал больше и общий размер адресной помощи, на которую может претендовать вся семья. Если раньше семья, в составе которой есть лицо с инвалидностью, могла получать максимум 2400 гривен, то теперь сумма увеличилась до 3400.
Среди новшеств для ВПЛ и то, что теперь социальные выплаты переселенцы с инвалидностью первой группы, а также лица, не способные к самообслуживанию, теперь могут получать через Укрпочту с доставкой на дом по фактическому месту проживания.
«Однако в постановлении не указан механизм идентификации лиц, которые будут получать соцвыплаты на дому через сеть Укрпочты», - отмечает недостатки аналитик БФ «Право на захист» Анастасия Бондаренко.
Изменения в услугах и процедурах Ощадбанка
Выплата пенсии и всех видов социальной помощи и компенсаций по-прежнему проводится через счета Ощадбанка, но теперь у переселенцев появилась возможностью получения наличных средств и проведения безналичных операций через любой другой банк на территории, подконтрольной Украине.
Введена обязательная идентификация в Ощадбанке для всех переселенцев, получающих социальные выплаты. Ранее эту процедуру из числа ВПЛ проходили только пенсионеры.
Такая идентификация проводится первые два раза — каждые 6 месяцев, впоследствии — каждые 12 месяцев.
Для этого нужно прийти в любое отделение Ощадбанка с паспортом, справкой внутренне перемещенного лица и банковской карточкой. В отделении необходимо будет с использованием карты и терминала ввести ПИН-код и осуществить любое действие с собственным счетом (снять наличные средства, оплатить жилищно-коммунальные услуги, проверить баланс и т. д.).
Если переселенец не пройдет идентификацию, то выплаты прекратятся уже на следующий день. Восстановление расходных операций проводится Ощадбанком с даты, следующей за днем проведения физической идентификации клиента.
«Однако механизм уведомления о возобновлении выплат не предусмотрен, - комментирует аналитик БФ «Право на захист» Анастасия Бондаренко. - Это может привести к тому, что человек, получающий социальные выплаты после прекращения и их последующего возобновления, не будет получать эти выплаты. То есть, ему придется самостоятельно уведомлять Минфин и органы соцзащиты о том, что физическая идентификация пройдена и выплаты возобновлены».
Что вызывает сомнение?
С одной стороны, Постановление действительно в некоторых моментах упрощает жизнь переселенцам, с другой стороны - отсутствие механизмов, как это должно работать, нивелирует все усилия.
«Стоит отметить, что отныне все переселенцы - получатели социальных выплат и пенсий - должны проходить регулярную процедуру физической идентификации в отделениях Ощадбанка, что вызывает много вопросов относительно способности отделений провести эту процедуру», - комментирует Постановление координатор правового направления БФ «Восток-SOS» Елена Лунева.
То, что Постановление не содержит тех механизмов, которые бы позволили ему полноценно функционировать, отмечает и аналитик Анастасия Бондаренко.
«В частности, не прописан механизм прохождения физической идентификации для ВПЛ-получателей выплат, кроме пенсий, - сообщает специалист, - в будущем может возникнуть ситуация, когда человек захочет пройти физическую идентификацию, но в связи с отсутствием такого механизма не будет иметь возможность это сделать».
Также пока не урегулирована возможность для переселенцев, которые обслуживаются в Ощадбанке, осуществлять платежи через Интернет. Ранее они не могли этого сделать. Теперь Постановление дает такую возможность, но на практике функция до сих пор недоступна.
После вступления Постановления в силу Ощадбанк обязался снять ограничение, но пока этого не сделал. Также банк еще не определился с размером процента, который должны будут платить переселенцы, снимая наличными деньгами социальные выплаты в других банках.
Новые правила контроля переселенцев
Если ранее УТСЗН после подачи заявления о назначении социальных выплат и не реже одного раза в 6 месяцев, должны были проводить проверку места проживания ВПЛ, то теперь такая проверка не проводится, если заявитель прошел физическую идентификацию в отделении Ощадбанка.
Также проверка места проживания не проводится, если переселенец является:
— сотрудником органа государственной власти или органа местного самоуправления (при наличии справки с места работы);
— военнослужащим, который защищает независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимает участие в АТО.
Но в тексте Постановления не объясняется - будет это касаться только военнослужащего или и членов его семьи тоже.
«То есть, как мы понимаем, когда проходит проверка материально-бытовых условий, то на месте должны быть все члены семьи, и таким образом непонятно, а в чем же собственно заключается улучшение?", - отметила юрист Анастасия Бондаренко.
Полный текст Постановления № 689 можно прочесть по ссылке: kmu.gov.ua/control
И экономическом аспекте Российской Федерации. Многие люди выезжают за границу для поиска лучшей жизни. Если меняется закон о мигрантах, то это напрямую влияет на условия жизни приезжих иностранных граждан. Какие особенности в 2017 году включает ФМС и какие люди смогут получить разрешение на работу?
С первого января 2017 года действуют новые законы для мигрантов и определяется порядок их оформления. Правительством Российской Федерации вводится опциональная пошлина. Она предоставляется в виде сертификата, который свидетельствует о том, что гражданин свободно владеет русским языком. Размер стоимости дополнительной пошлины варьируется от 600 до 1000 рублей.
Также следует заметить, что стоимость патента для мигрантов в 2017 году увеличилась. Больше всего придется заплатить иностранцам, которые работают на Ямале и Якутии, 8219 руб. и 8762 руб., соответственно. В подобных регионах цена патента в два раза превышает среднюю стоимость по стране.
В некоторых регионах стоимость патента мигрантам не подлежала изменениям. К таковым относится Московская область, Кемеровская, Калужская, Москва и Санкт-Петербург.
Следует также отметить, что в прошлом году московские власти приняли решение оставить размер стоимости патента для мигрантов без изменений в 2017. Его цена — 4200 рублей.
Обратите внимание: чтобы мигрантам создать официальную трудовую деятельность, нужно знать язык.
Права и обязанности мигрантов обозначены в Федеральном законе №155 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Новое в законах для мигрантов
Последние изменения вступили в силу 17 апреля 2017 года. В частности, была дополнена статья 8 пунктами 3.5 — 3.6, а также статья 9 пунктом 8 ФЗ-155.
Статья 8
Все правовые положения не применяются в этой статье, если человек (мигрант) обладает видом на жительство в случае, если:
- В соответствии с законодательством он является родственником человека по прямой линии, который был незаконно депортирован с территории Крыма;
- Родственником по косвенной линии человека, который был депортирован незаконно с территории Крыма.
Статья 9
Статья 9 была дополнена пунктом 8 действующего Федерального закона о миграции. В нем говорится о том, что вид на жительство не предоставляется гражданину (мигранту), если предусмотрены ситуации в подпунктах 1-7, 12, 1 и пунктом 2 текущей статьи. Если вид на жительство был выдан ранее, он аннулируется в случаях, предусмотренных подпунктами 1-7, 12, 1 и пунктом 2 текущей статьи.
Скачать
Помимо ФЗ-115, который предоставляется по следующей , существует список дополнительных законов о мигрантах и иностранных жителей без гражданства. Подробную информацию о них можете просмотреть ниже.
Федеральный закон №109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» скачайте .
Кабинет Министров Украины 13 сентября Постановлением №689 утвердил изменения в ряд постановлений, которые регулируют вопросы социальных выплат внутренне перемещенных лиц (ВПЛ). Какие изменения в ближайшем будущем произойдут в порядке получения социальных выплат и пенсии ВПЛ , сегодня, 18 сентября, разъяснили юристы Общественной организации «Донбасс-SOS».
Постановлением № 689 от 13.09.2017 года внесены изменения в:
- Постановление №1596 от 30.08.1999 года - порядок выплаты пенсий и денежной помощи через текущие счета в банках;
- Постановление №505 от 01.10.21014 года - порядок назначения и выплаты адресной помощи;
- Постановление №637 от 05.11.2014 года - осуществление социальных выплат внутренне перемещенным лицам;
- Постановление №365 от 08.06.2016 года - порядок осуществления контроля за выплатами внутренне перемещенным лицам.
Постановление №689 от 13.09.2017 года пока еще не вступило в силу, поскольку оно не опубликовано в соответствующих изданиях, но публикация будет в ближайшее время.
С момента публикации Постановления № 689 от 13.09.2017 года вступают в действия следующие изменения:
1. Увеличены размеры адресной помощи для лиц с инвалидностью :
- для лиц с инвалидностью I группы и детей с инвалидностью - 130% прожиточного минимума для лиц, потерявших трудоспособность до 31.11.2017 года - 1705,60 грн, с 01.12.2017 года - 1784,90 грн.
- для лиц с инвалидностью II группы - 115% прожиточного минимума для лиц, потерявших трудоспособность до 31.11.2017 года - 1508,80 грн, с 01.12.2017 года - 1578,95 грн.
- для лиц с инвалидностью III группы - 100% прожиточного минимума для лиц, потерявших трудоспособность до 31.11.2017 года - 1312 грн, с 01.12.2017 года - 1373 грн.
Увеличение размера адресной помощи для лиц с инвалидностью соответственно повлекло за собой увеличение общего размера адресной помощи на семью, в составе которой есть лицо с инвалидностью до 3 400 грн на семью.
Все остальные размеры адресной помощи без изменений .
Юристы напоминают, что адресная помощь не назначается, если кто-либо из членов семьи имеет на банковском счету (счетах) денежные средства в сумме, что превышает 10-кратный размер прожиточного минимума, установленного для трудоспособных граждан. С момента публикации Постановления №689 от 13.09.2017 этот размер увеличивается до 25-кратного размера прожиточного минимума до 31.11.2017 года - 42 100 грн, с 01.12.2017 года - 44 050 грн.
2. Порядок осуществления контроля за выплатами внутренне перемещенным лицам .
Проверки отменены для:
- ВПЛ, работающих в органах государственной власти или органах местного самоуправления, которые предоставили справку с места работы о том, что они находятся в трудовых отношениях с соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления и условия их работы требуют постоянного пребывания на территории, где органы государственной власти осуществляют свои полномочия (за исключением командировок за границу);
- военнослужащих из числа ВПЛ, которые защищают независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимают непосредственное участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно на территории проведения антитеррористической операции, при наличии справки из воинской части о привлечении к проведению антитеррористической операции.
- ВПЛ, по которым в Единой информационной базе данных о внутренне перемещенных лицах есть информация, что они проходили в АО «Ощадбанк» (в тот период, когда должна проходить проверка).
Как отмечают юристы, исходя из изменений, возможно, скоро появится новая форма акта обследования материально-бытовых условий семьи, которую утвердит Минсоцполитики.
3. Изменения в выплате денежных средств .
Как и ранее выплата (продолжение выплаты) пенсии (ежемесячного пожизненного денежного содержания), пожизненных государственных стипендий, всех видов социальной помощи и компенсаций, материального обеспечения (далее - социальные выплаты) проводится через счета и сеть учреждений и устройств АО «Ощадбанк», но теперь с возможностью получения наличных средств и проведения безналичных операций через сеть учреждений и устройств любых банков на территории, где органы государственной власти осуществляют свои полномочия .
Что касается возможности оплаты в сети Интернет. Поскольку прямо об этом не указано, то и вряд ли это возможность будет реализована. По состоянию на сегодня в Тарифах АО «Ощадбанк» данная функция не тарифицируется, а значит не доступна.
Социальные выплаты лицам с инвалидностью I группы, а также лицам, которые за выводом ЛКК не способны к самообслуживанию и требуют постоянного ухода по заявлению таких лиц, могут осуществляются ПАО «Укрпочта» с доставкой на дом по фактическому месту проживания/пребывания таких лиц (по адресу, указанному в справке ВПЛ).