Аттракцион невиданной щедрости. Повышение мрот: причины, прогнозы Минимальный размер оплаты труда с 01.07
Согласно проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", который был одобрен Государственной Думой РФ 17 мая 2016 года и подписан президентом 02 июня 2016 года , с 1 июля 2016 года новая величина МРОТ составляет 7500 рублей 00 копеек , т.е. минимальная зарплата для граждан России повышена на 1296 рублей по сравнению с предыдущим значением .
С 1 января 2017 года величина МРОТ остается на том же уровне. На сегодняшний день (до 01.07.2017 года) она составляет 7500 рублей.
Размеры минимальной заработной платы по регионам
С изменениями и дополнениями от 01.01.2017
Регион Российской Федерации | Размер МРОТ в 2016 - 2017 годах |
Центральный федеральный округ | |
Белгородская область | 8694 |
Брянская область | 6500 |
Владимирская область | |
7000 (для организаций внебюджетной сферы) | |
Воронежская область | 6204 (для организаций бюджетной сферы) |
8787 (для организаций внебюджетной сферы) | |
Ивановская область | 8645 |
Калужская область | |
Костромская область | |
Курская область | 7500 (для организаций бюджетной сферы) |
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы) | |
Липецкая область | |
Московская область | 12500 |
Орловская область | 9778 |
Рязанская область | 6350 (для организаций бюджетной сферы) |
Смоленская область | 6200 |
Тамбовская область | 6240 (для организаций бюджетной сферы) |
7500 (для организаций внебюджетной сферы) | |
Тверская область | 7500 (для организаций бюджетной сферы) |
7280 (для организаций внебюджетной сферы) | |
Тульская область | 11000 (с 01.08.2016) (для организаций бюджетной сферы) |
13000 (с 01.08.2016) (для организаций внебюджетной сферы) | |
Ярославская область | 6000 (для организаций бюджетной сферы) |
8021 (для организаций внебюджетной сферы) | |
г. Москва | 17300 |
Северо-Западный федеральный округ | |
Республика Карелия | 7213 (для организаций бюджетной сферы северных районов: Беломорский район, Калевальский район, Кемский район, Лоухский район, г. Костомукша) |
5796 (для организаций бюджетной сферы остальных районов) | |
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы) | |
Республика Коми | 6500 |
Архангельская область | 7500 |
Вологодская область | 7500 |
Калининградская область | 10000 |
Ленинградская область | 7800 |
Мурманская область | 13650 |
Новгородская область | 6204 (для организаций бюджетной сферы) |
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы) | |
Псковская область | 7500 |
г.Санкт-Петербург | 11700 |
Ненецкий авт.округ | 6204 |
Южный федеральный округ | |
Республика Адыгея | 7500 |
Республика Калмыкия | 7500 |
Краснодарский край | 7500 (для организаций бюджетной сферы) |
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы) | |
Астраханская область | 7500 (для организаций бюджетной сферы) |
7350 (для организаций внебюджетной сферы) | |
Волгоградская область | 7500 (для организаций бюджетной сферы) |
не ниже 1,2 прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы) | |
Ростовская область | 7500 |
Северо-Кавказский федеральный округ | |
Республика Дагестан | 7500 |
Республика Ингушетия | 7500 |
Кабардино-Балкарская Республика | 7500 (для организаций бюджетной сферы) |
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы) | |
Карачаево-Черкесская Республика | 7500 |
Республика Северная Осетия - Алания | 7500 |
Чеченская Республика | 8252 |
Ставропольский край | 8588 |
Приволжский федеральный округ | |
Республика Башкортостан | 7500 (для организаций бюджетной сферы) |
8900 (для организаций внебюджетной сферы) | |
Республика Марий Эл | 9251 |
Республика Мордовия | 7500 |
Республика Татарстан | 6204 (для организаций бюджетной сферы) |
7309 (для организаций внебюджетной сферы) | |
Удмуртская Республика | 7500 |
Чувашская Республика | 7500 (для организаций бюджетной сферы) |
6988 (для организаций внебюджетной сферы) | |
Пермский край | на уровне прожиточного минимума |
Кировская область | 7500 |
Нижегородская область | 7500 (для организаций бюджетной сферы) |
9000 (для организаций внебюджетной сферы) | |
Оренбургская область | 7500 |
Пензенская область | 7500 |
Самарская область | 7500 |
Саратовская область | 7500 (для организаций бюджетной сферы) |
7900 (для организаций внебюджетной сферы) | |
Ульяновская область | 6500 (для организаций бюджетной сферы) |
10000 (для организаций внебюджетной сферы) | |
Уральский федеральный округ | |
Курганская область | 7500 (для организаций бюджетной сферы) |
7620 (для организаций внебюджетной сферы) | |
Свердловская область | 8862 |
Тюменская область | 7700 (для организаций бюджетной сферы) |
9300 (для организаций внебюджетной сферы) | |
Челябинская область | 6100(для организаций бюджетной сферы) |
8300 (для организаций внебюджетной сферы) | |
Ханты-Мансийский авт.округ - Югра | МРОТ с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате |
Ямало-Ненецкий авт.округ | 12431 |
Сибирский федеральный округ | |
Республика Алтай | 7500 (для организаций бюджетной сферы) |
8751 (для организаций внебюджетной сферы) | |
Республика Бурятия | 7500 |
Республика Тыва | 7500 (для организаций бюджетной сферы) |
не ниже 6300 (для организаций внебюджетной сферы) | |
Республика Хакасия | 7500 |
Алтайский край | 7500 (для организаций бюджетной сферы) |
9400 (для организаций внебюджетной сферы) | |
Забайкальский край | 6044 (для организаций бюджетной сферы) |
8095 (для организаций внебюджетной сферы) | |
Красноярский край | 6204 (для организаций бюджетной сферы) |
9544 (для организаций внебюджетной сферы) | |
Районы Крайнего Севера Красноярского края | 16130 (г.Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район) |
14269 (Северо-Енисейский район) | |
19009 (Эвенкийский муниципальный район) | |
15313 (Туруханский район) | |
15200 (г.Енисейск) | |
Иркутская область | 7774 (для организаций бюджетной сферы) |
9717 (для организаций внебюджетной сферы) | |
Кемеровская область | 13617 |
Новосибирская область | 9030 (для организаций бюджетной сферы) |
9390 (для организаций внебюджетной сферы) | |
Омская область | 6204 (для организаций бюджетной сферы) |
7135 (для организаций внебюджетной сферы) | |
Томская область | 7500 (для организаций бюджетной сферы) |
8581 (для организаций внебюджетной сферы) | |
Дальневосточный федеральный округ | |
Республика Саха (Якутия) | 15390 |
Камчатский край | 16910-19510 |
Приморский край | 7500 |
Хабаровский край | 11414-15510 |
Амурская область | 7500 |
Магаданская область | 18750 (для организаций бюджетной сферы) |
20250 (для организаций внебюджетной сферы) | |
Сахалинская область | 16838 |
Еврейская авт.область | 7500 |
Чукотский авт.округ | 6204 |
Крым | |
Республика Крым | 6204 (для организаций бюджетной сферы) |
7042 (для организаций внебюджетной сферы) | |
г. Севастополь | 6204 (для организаций бюджетной сферы) |
7343 (для организаций внебюджетной сферы) |
Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года в сумме 11 163 рублей в месяц.
(в ред. Федерального закона 07.03.2018 № 41-ФЗ)
Начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.
В случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего предыдущему году, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере, установленном с 1 января предыдущего года.
Статья 2. Минимальный размер оплаты труда, установленный "статьей 1" настоящего Федерального закона, вводится:
организациями, финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ)
другими организациями - за счет собственных средств.
Часть вторая утратила силу. - Федеральный "закон" от 22.08.2004 № 122-ФЗ.
Часть третья утратила силу с 1 сентября 2007 года. - Федеральный "закон" от 20.04.2007 № 54-ФЗ.
Статья 3. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.
(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 "N 54-ФЗ", от 24.07.2009 "N 213-ФЗ")
Статья 4. Установить, что до "внесения изменений" в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Статья 5. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Статья 6. Внести в пункт 2 "статьи 12" Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331) следующие изменения:
"абзац второй" исключить;
"абзац третий" изложить в следующей редакции:
"Оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.".
Статья 7. Признать утратившим силу Федеральный "закон" от 9 января 1997 года № 6-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 3, ст. 350).
Статья 8. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
В. Путин
Минимальная зарплата - это минимальный размер оплаты труда (МРОТ), который утверждается Правительством РФ ежегодно на основании Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда". МРОТ рассчитывается за полностью отработанную месячную норму рабочего времени, при полном выполнении работником трудовых норм (трудовых обязанностей). Согласно ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Ежегодно в закон о минимальной заработной плате , закон: "О минимальном размере оплаты труда" вносятся поправки, которые утверждает Государственная Дума и Совет Федерации, после чего, документ подписывает Президент Российской федерации. Как правило, изменение в законе о минимальной зарплате происходит один раз в году, однако в 2016 году данный показатель изменили дважды: С 1 января 2016 года МРОТ составил 6 тысяч 204 рубля С 1 июля 2016 года МРОТ составил 7 тысяч 500 рублей.
Срок, с которого был введен минимальный размер оплаты труда. |
Минимальный размер оплаты труда 2000 - 2017 г. |
---|---|
c 1 января 2017 | 7800 |
c 1 июля 2016 | 7500 |
c 1 января 2016 | 6204 |
с января 2005 |
|
Минимальная зарплата в 2017 году.
Минимальная зарплата в 2017 году в России - с 1 июля 2017 года будет увеличена с 7500 до 7800 рублей. С 1 января 2017 года федеральный МРОТ по-прежнему составляет 7500 рублей (Закон № 82-ФЗ в ред. Федерального закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ). Повышение минимальной зарплаты будет выполнено с 1 июля 2017 года - до 7800 рублей (Федеральный закон от 19.12.2016 № 460-ФЗ). С 1 июля 2017 года минимальный размер оплаты труда будет повышен на прогнозный уровень инфляции - 4%. Повышение будет косаться 0,89 млн работников, 72% которых заняты в государственных муниципальных учреждениях.
Регион Российской федерации |
||
---|---|---|
Республика Адыгея |
||
Республика Алтай |
||
Республика Башкортостан |
||
Республика Бурятия |
||
Республика Дагестан |
||
Республика Ингушетия |
||
Кабардино-Балкарская Республика |
||
Республика Калмыкия |
||
Карачаево-Черкесская Республика |
||
Республика Карелия |
||
Северная часть Республики Карелия |
||
Республика Коми |
||
Республика Крым |
||
Республика Марий Эл |
||
Республика Мордовия |
||
Республика Саха (Якутия) |
||
Республика Северная Осетия - Алания |
||
Республика Татарстан |
||
Республика Тыва |
||
Удмуртская Республика |
||
Республика Хакасия |
||
Чувашская Республика |
||
Алтайский край |
||
Забайкальский край |
||
Камчатский край |
||
Краснодарский край |
||
Красноярский край |
||
Красноярский край - Хатанга |
||
Пермский край |
||
Приморский край |
||
Хабаровский край |
||
Ставропольский край |
||
Амурская область |
||
Архангельская область |
||
Астраханская область |
||
Белгородская область |
||
Брянская область |
||
Владимирская область |
||
Волгоградская область |
||
Вологодская область |
||
Воронежская область |
||
Ивановская область |
||
Иркутская область |
||
Калининградская область |
||
Калужская область |
||
Кемеровская область |
||
Кировская область |
||
Костромская область |
||
Курганская область |
||
Курская область |
||
Ленинградская область |
||
Липецкая область |
||
Магаданская область |
||
Московская область |
||
Мурманская область |
||
Нижегородская область |
||
Новгородская область |
||
Новосибирская область |
||
Омская область |
||
Оренбургская область |
||
Орловская область |
||
Пензенская область |
||
Псковская область |
||
Ростовская область |
||
Рязанская область |
||
Самарская область |
||
Саратовская область |
||
Сахалинская область |
||
Свердловская область |
||
Смоленская область |
||
Тамбовская область |
||
Тверская область |
||
Томская область |
||
Томская область - Крайний север |
||
Тульская область |
||
Тюменская область |
||
Ульяновская область |
||
Челябинская область |
||
Ярославская область |
||
Еврейская автономная область |
||
Ненецкий автономный округ |
||
Ханты-Мансийский автономный округ |
||
Чукотский автономный округ |
||
Ямало-Ненецкий автономный округ |
||
Санкт-Петербург |
||
Севастополь |
Минимальный размер оплаты труда, кратко именуемый МРОТ, используется в первую очередь в зарплатных правоотношениях. Законом от 2 июня 2016 г. N 164-ФЗ МРОТ увеличен до 7500 руб. Причем под это новое значение работодателям надлежит подстроиться уже к 1 июля 2016 г.
Частью 1 ст. 133 Трудового кодекса (далее - ТК) определено, что минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. При этом в соответствии со ст. 421 ТК порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом. Однако соответствующий закон по сей день еще не принят.
Надо сказать, что вопрос о доведении МРОТ до прожиточного минимума обсуждался достаточно давно. Регулярно проводятся тематические совещания в Минтруде, в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заседания круглого стола и т.п. Тем не менее "движение" в этом направлении идет достаточно медленно. И на то есть причины.
Так, с начала 2016 г. минимальный размер оплаты труда Законом от 14 декабря 2015 г. N 376-ФЗ был установлен в размере 6204 руб. Стоит напомнить, что в 2015 г. этот показатель был равен 5965 руб. (Закон от 1 декабря 2014 г. N 408-ФЗ). То есть значение МРОТ было проиндексировано даже ниже официального уровня инфляции (6,4 процента, ст. 1 Закона от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ) - всего-то на четыре с небольшим процента. При этом соотношение данного "зарплатного" минимума с прогнозируемой величиной прожиточного минимума трудоспособного населения составляет чуть более чем 50 процентов.
Такая осторожность объясняется просто. Законотворцы в свете сложной экономической обстановки в стране искали своего рода баланс - нужно было создать условия, которые бы не "портили" ситуацию в экономике и на рынке труда, а заодно сохранилась бы предпринимательская активность в реальном секторе экономики. Ведь одним махом увеличив нагрузку на фонд оплаты труда, можно остаться у разбитого корыта - компании могут просто свернуть свой бизнес, а это обернется ростом безработицы и потерями для бюджета - налоговые платежи резко сократятся.
Однако, видимо, парламентарии решили, что ситуация в экономике начинает налаживаться. Законом от 2 июня 2016 г. N 164-ФЗ размер МРОТ с 1 июля 2016 г. увеличен до 7500 руб. Таким образом, МРОТ увеличивается еще на 20,9 процента. Соответственно, работодателям посреди лета 2016 г. необходимо проверить, соответствует ли выплачиваемая ими своим работникам данному минимуму. Однако обо всем по порядку.
Такие разные МРОТы
Начнем с того, что согласно ст. 133 ТК месячная , полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В то же время ст. 133.1 ТК предусмотрено, что в субъекте РФ региональным соглашением может быть также установлен размер минимальной заработной платы для работников региона, за исключением сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета. В любом случае региональный МРОТ никак не может быть ниже федерального минимума. И если в регионе установлен свой МРОТ, зарплата за полностью отработанный месяц не может быть ниже этого регионального МРОТ. Исключением является только один единственный случай - работодатель отказался присоединиться к соглашению по региональному МРОТ (ч. 3 ст. 133 и ч. 9 ст. 133.1 ТК).
Итак, в свете новых обстоятельств работодателям до 1 июля 2016 г. необходимо сверить зарплаты своих сотрудников с новым МРОТ. Причем если региональный МРОТ ниже нового федерального размера "зарплатного" минимума, то ориентироваться нужно именно на него. Ведь в силу положений ст. 133.1 ТК, как уже было сказано, региональный МРОТ не может быть ниже федерального.
"Предмет" индексации
В первую очередь необходимо выяснить, в каких случаях возникает необходимость "доиндексировать" зарплату сотрудников до МРОТ. Здесь есть определенные нюансы. Дело в том, что между окладом, установленным сотруднику, и его зарплатой может быть большая разница. Дело в том, что согласно ст. 129 ТК в состав зарплаты включаются:
- вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы (оклад);
- компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера за работу во вредных условиях, в районах Крайнего Севера и т.п.);
- стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные подобные выплаты).
Как видим, само по себе то обстоятельство, что оклад работника за полностью отработанный месяц может быть и ниже МРОТ - "недостаток" вполне можно восполнить за счет премий или компенсаций. Данный вывод находит подтверждение в Определениях Верховного Суда (см. Определения от 30 августа 2013 г. N 93-КГПР13-2, от 17 мая 2013 г. N 73-КГ13-1, от 8 апреля 2011 г. N 3-В11-4). "Высшие" судьи констатируют, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом МРОТ.
Обратите внимание! Выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент и процентная надбавка) не включаются в минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Не нужно сравнивать с МРОТ и доплату, например, за сверхурочные. Ведь в этом случае эта доплата производится за работу сверх месячной трудовой нормы.
Об ответственности
Разумеется, любое требование законодательства исполняется куда более "охотно" за счет введения ответственности за его нарушение. Поэтому имеет смысл вспомнить, какие санкции предусмотрены за нарушение норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Таковая предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 КоАП. Итак, за подобного рода нарушения должностные лица организации, равно как и работодатели - ИП, могут быть оштрафованы на сумму от 1000 до 5000 руб. Санкции для юрлиц-нарушителей еще более существенные - от 30 000 до 50 000 руб.
Также необходимо отметить, что ч. 4 ст. 5.27 КоАП предусмотрена ответственность за повторное нарушение аналогичного правонарушения. В этом случае с должностных лиц и ИП взыскивается штраф в размере от 10 000 руб. до 20 000 руб., а с юрлиц - от 50 000 руб. до 70 000 руб. В качестве альтернативы штрафу данной нормой для должностных лиц предусмотрено наказание в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет.
Дотягиваем до минимума
В связи с тем что Законом N 164-ФЗ минимальный размер оплаты труда на федеральном уровне увеличен до 7500 руб., вновь становится актуальным вопрос, как "подстроиться" под новый МРОТ.
Если исходить из состава зарплаты, который определен ст. 129 ТК, то вариантов может быть три:
1) повысить оклад работникам, "дотянув" его до нового МРОТ .
С этой целью придется утвердить новую "штатку", издать приказ о повышении окладов и заключить с сотрудниками, которых это повышение коснулось, допсоглашение к трудовому договору;
2) увеличить размер премиальных .
Надо сказать, что это вариант, мягко говоря, не очень подходит к нашему случаю. Ведь премии выплачиваются за достижение определенных производственных результатов. Повышение МРОТ на федеральном или региональном уровне явно к таковым не относится. Плюс ко всему, если, к примеру, сотрудник не справился со своими служебными обязанностями, не выполнил план, регулярно опаздывал и т.п., то премии его, как правило, лишают. А стало быть, придется вернуться к тому, с чего, собственно, начали - как довести его зарплату до "зарплатного" минимума.
Пример.
Оклад Иванова И.И. составляет 6000 руб. Также трудовым договором предусмотрена выплата ему ежемесячной премии за достижение определенных результатов в размере 50 процентов от оклада.
Предположим, что Иванов И.И. полностью отработал июль 2016 г. и выполнил план. Поэтому он получил как оклад, так и премию, что в совокупности составило 9000 руб. То есть зарплата Иванова за июль 2016 г. превышает федеральный МРОТ, установленный с 1 июля 2016 г. в размере 7500 руб.
Допустим, что в августе Иванов И.И. не выполнил план и лишился премии. В этом случае он получит за полностью отработанный месяц "голый" оклад - 6000 руб., что меньше МРОТ. Соответственно, при отсутствии доплаты компания может быть привлечена к ответственности за нарушение норм трудового законодательства;
3) увеличить сумму компенсационных выплат .
На самом деле проще всего в положении об оплате труда закрепить, что в случае, если зарплата работника за полностью отработанный месяц окажется меньше федерального МРОТ или регионального, если таковой выше федерального, то сотруднику производится доплата до указанного минимума. Этот вариант хорош тем, что доплата тогда производится автоматически, без лишней бумажной "бюрократии" (не нужно вносить изменения в трудовые договоры (заключать допсоглашения к трудовым договорам) и издавать приказы).
Также необходимо помнить, что ст. 236 ТК предусмотрена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты зарплаты и других выплат, причитающихся работнику. Представляется, что данная норма в полной мере относится к случаям, когда сотруднику несвоевременно произведена доплата к его зарплате, с тем чтобы ее размер соответствовал МРОТ.
Говоря о минимальном размере оплаты труда (МРОТ), мы имеем дело с показателем, который устанавливает планку, ниже которой не могут опускаться ни должностные оклады, ни тарифные ставки, ни выплаты работникам, полностью отработавшим положенную законом норму рабочего времени за месяц.
Динамика МРОТ за последние 15 лет
Впервые подобная формулировка, равно как и величина МРОТ, была установлена в 2000 году (Федеральный закон №82-ФЗ). А поскольку данный показатель изначально был привязан к стоимости потребительской корзины (читай – уровню инфляции), то в практике использования МРОТ имеют место постоянные пересмотры его величины. Как менялся минимальный размер оплаты труда, можно увидеть из следующей диаграммы:
В процентном соотношении эти изменения выглядели следующим образом:
Согласно ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации, МРОТ действителен на всей территории страны и не может находиться на уровне, ниже прожиточного минимума. При этом в данном нормативном акте продолжает действовать статья 421, которая предусматривает поэтапное повышение МРОТ до момента соответствия требованиям статьи 133 (на практике ещё не все регионы сумели подтянуть минимальный размер оплаты труда до своего прожиточного минимума).
О понятии прожиточного минимума
Этот показатель используется для расчёта МРОТ и, в свою очередь, зависит от стоимости потребительской корзины. Величина прожиточного минимума выступает своего рода стоимостным эквивалентом потребительской корзины, в которую добавлены обязательные расходы: налоги, сборы и прочие платежи.
Считается, что прожиточный минимум помогает федеральным властям оценивать уровень жизни граждан, что позволяет разрабатывать и реализовывать наиболее действенные социальные программы, а также в целом формулировать основные направления социальной политики государства. Для региональных властей показатель также становится определяющим при внедрении региональных программ, формировании местных бюджетов, расчёта пособий и прочих выплат в рамках государственной помощи.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации №178 от 10 марта 2016 года, прожиточный минимум в стране в четвёртом квартале 2015 года составил:
- для детей – 9197 рублей,
- для пенсионеров – 7781 рублей,
- для трудоспособных граждан – 10187 рублей,
- на душу населения – 9452 рублей.
Величина МРОТ в 2016 году (по регионам)
С 1 июля 2016 года МРОТ составит 7500 рублей. До этой даты в стране продолжает действовать показатель, установленный с 1.01.2016 г. - 6204 руб. Напомним, он обязателен для всех работодателей, работающих на территории РФ, а значит, минимальная оплата труда в регионах не может быть ниже федерального уровня.
Существует и другой уровень, который также устанавливает ограничения. Речь идёт о региональном МРОТ или минимуме, который устанавливается самими субъектами и действует исключительно на их территории. Согласно ст. 133.1 ТК РФ, он не может быть ниже федерального показателя. По состоянию на 1 июня 2016 года в регионах установлен следующий МРОТ в рублях (некоторые субъекты различают показатель для представителей бюджетной и внебюджетной сфер):
ЦФО
- г. Москва - 17300
- Московская обл. - 12500
- Белгородская обл. - 8694
- Брянская обл. - 6500
- Владимирская обл. - 6204 (бюдж.) и 7000 (внебюдж.)
- Воронежская обл. - 6204 (бюдж.) и 8787 (внебюдж.)
- Ивановская обл. - 8645
- Калужская обл. - 6204
- Костромская обл. - 6204
- Курская обл. - 6204
- Липецкая обл. - 6000 (бюдж.) 8065 (внебюдж.)
- Орловская обл. - 9778
- Рязанская обл. - 6350 (бюдж.) и 7500 (внебюдж.)
- Смоленская обл. - 6200
- Тамбовская обл. - 6240 (бюдж.) и 7500 (внебюдж.)
- Тверская обл. - 6000 (бюдж.) и 7000 (внебюдж.)
- Тульская обл. - 10000 (бюдж.) и 12000 (внебюдж.)
- Ярославская обл. - 6000 (бюдж.) и 8021 (внебюдж.)
СЗФО
- г. Санкт-Петербург – 11700
- Ленинградская обл. – 7800
- Республика Карелия - 7213 (бюджетная сфера северных районов), 5796 (бюджетная сфера остальных районов), 6204 (внебюдж.)
- Республика Коми – 6500
- Архангельская обл. – 6204
- Вологодская обл. – 6204
- Калининградская обл. – 10000
- Мурманская обл. – 13650
- Новгородская обл. - 6204 (бюдж.) и 6204 (внебюдж.)
- Псковская обл. – 6204
- Ненецкий авт. округ – 6204
ЮФО
- Республика Адыгея - 6204
- Республика Калмыкия - 6204
- Республика Крым - 6204
- Краснодарский край - 6204
- Астраханская обл. - 6204 (бюдж.) и 7350 (внебюдж.)
- Волгоградская обл. - 6204 (бюдж.) и 7445 (внебюдж.)
- Ростовская обл. – 6204
СКФО
- Республика Дагестан - 6204
- Республика Ингушетия - 6204
- Кабардино-Балкарская Республика - 6204
- Карачаево-Черкесская Республика - 6204
- Республика Северная Осетия - Алания - 6204
- Чеченская Республика - 8252
- Ставропольский край – 8588
ПФО
- Республика Башкортостан - 6900
- Республика Марий Эл - 9251
- Республика Мордовия - 6204
- Республика Татарстан - 6204 (бюдж.) и 7309 (внебюдж.)
- Удмуртская Республика - 6204
- Чувашская Республика - 6204 (бюдж.) и 6988 (внебюдж.)
- Пермский край - 6204
- Кировская обл. - 6204
- Нижегородская область – 6204 (бюдж.) и 9000 (внебюдж.)
- Оренбургская обл. - 6204
- Пензенская обл. - 6204
- Самарская обл. - 6204
- Саратовская обл. - 6200 (бюдж.) и 6900 (внебюдж.)
- Ульяновская обл. - 6204 (бюдж.) и 9944 (внебюдж.)
УФО
- Курганская обл. - 6204 (бюдж.) и 7321 (внебюдж.)
- Свердловская обл. – 6204
- Тюменская обл. - 7700 (бюдж.) и 9300 (внебюдж.)
- Челябинская обл. – 6100 (бюдж.) и 8300 (внебюдж.)
- Ханты-Мансийский авт. округ - Югра 6204
- Ямало-Ненецкий авт. округ – 12431
СФО
- Республика Алтай - 7005
- Республика Бурятия - 6204
- Республика Тыва - 6204
- Республика Хакасия - 6204
- Алтайский край - 6204 (бюдж.) и 8116 (внебюдж.)
- Забайкальский край - 6044 (бюдж.) и 8095 (внебюдж.)
- Красноярский край - 6204 (бюдж.) и 9544 (внебюдж.)
- Иркутская обл. - 6204
- Кемеровская обл. - 14115
- Новосибирская обл. - 9030
- Омская обл. - 6204 (бюдж.) и 7135 (внебюдж.)
- Томская обл. - 6204 (бюдж.) и 8581 (внебюдж.)
ДФО
- Республика Саха (Якутия) - 15390
- Камчатский край - 15800-18230
- Приморский край - 6204
- Хабаровский край - 9485
- Амурская обл. - 6204
- Магаданская обл. - 17100
- Сахалинская обл. - 16838
- Еврейская авт. обл. - 6204
- Чукотский авт. округ – 6204
Республика Крым
- Республика Крым – 6204
- г. Севастополь - 6204 (бюдж.) 7343 (внебюдж.)
МРОТ для налогов, штрафов и пеней
Сфера применения МРОТ не ограничивается регулированием оплаты труда. Показатель становится базовым для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также для расчёта большого перечня штрафов, пеней, сборов и налогов, которые согласно законодательству обязаны рассчитываться, исходя из величины МРОТ. Важно отметить, что МРОТ, по которому рассчитываются штрафы и пени, отдельным законом был установлен на уровне 100 рублей (ФЗ № 82-ФЗ). С 2007 года штрафы, размер которых зависел от МРОТ, были заменены фиксированными суммами (в соответствии с Федеральным законом №116-ФЗ от 22 июня 2007 г.)
Дополнительные материалы по теме:
МРОТ с 1 января 2019 года в России: последние новости
Коэффициент К2 для ЕНВД на 2019 год
Пособие по безработице в 2019 году