Вынесение постановления по делу об административном правонарушении. Виды постановлений
Участники административного процесса. На этой стадии производства по делу об административном правонарушении ключевую роль играют органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. 1.
Районные (городские) суды (суды первого звена), а также мировые судьи рассматривают административные дела и назначают административные наказания в самых серьезных случаях. Только суды могут назначать такую санкцию, как административный арест. Кроме того, суды являются последней инстанцией при обжаловании и опротестовании постановлений о наложении административного взыскания. 2.
Административные комиссии, иные коллегиальные органы создаются в субъектах Федерации в соответствии с региональными законами и рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Федерации. 3.
Комиссии по делам несовершеннолетних образуются соответствующим представительным органом и рассматривают все дела об административных правонарушениях несовершеннолетних. Кроме того, комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают дела в отношении родителей несовершеннолетних. 4.
Органам внутренних дел подведомственно большое количество дел об административных правонарушениях. Административные наказания могут назначать начальник (его заместители) отделений милиции, начальники (их заместители) линейных ОВД на транспорте, начальники (их заместители) ГИБДД, командиры полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, другие сотрудники ГИБДД, участковые инспекторы в соответствии со своей компетенцией. 5.
Другие органы:
а) налоговые органы; і б) таможенные органы;
в) пограничные органы; v г) военные комиссары;
$ д) государственные инспекции труда; т
е) органы санэпиднадзора; "
ж) органы рыбоохраны;
з) органы железнодорожного, морского, речного, воздушного, автомобильного транспорта и т. д.
Кроме указанных органов в стадии рассмотрения дела участвуют другие лица. Законодательство регламентирует права и обязанности каждой из сторон, каждого участника производства, однако основное внимание уделяется правам и обязанностям нарушителя, что сделано для того, чтобы гарантировать его защиту от произвола административных органов.
Прежде всего не существует дела об административном правонарушении без нарушителя. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, обладает широким перечнем прав, которые ему должны разъяснить при составлении протокола об административном правонарушении. Он вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться при рассмотрении дела услугами адвоката, обжаловать постановление по делу.
Как правило, дело должно рассматриваться в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, однако, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и от него не поступило ходатайств в отношении рассмотрения дела, оно может быть рассмотрено в его отсутствие. При рассмотрении некоторых (наиболее серьезных) дел присутствие нарушителя обязательно. В этом случае при уклонении без уважительных причин это лицо может быть подвергнуто приводу. Достаточно часто административным правонарушением причиняется моральный, физический, имущественный вред окружающим лицам, которые становятся потерпевшими и получают право на возмещение вреда. Поэтому данным лицам небезразличен итог рассмотрения дела. Они имеют право знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, приносить жалобы на постановления по делу и др. Кроме того, они могут быть допрошены в качестве свидетелей.
В тех ситуациях, когда нарушитель или потерпевший не достиг возраста 18 лет или хотя и является совершеннолетним гражданином, но в силу физических или психических недостатков не может сам осуществлять свои права, его интересы могут представлять и защищать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) без специального поручения.
Кроме того, нарушителю, который, как правило, не обладает достаточными юридическими знаниями, может помогать адвокат либо иной представитель.
Лица, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для дела, - свидетели - могут быть вызваны для дачи показаний. Под страхом наложения административного штрафа (от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб.) свидетель обязан сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы.
В тех случаях, когда возникает необходимость в специальных познаниях, орган, в производстве которого находится дело, должен назначить экспертизу. Эксперт обязан явиться и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.
Государство предоставляет лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможность выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, который назначается органом, в производстве которого находится дело.
Рассмотрение дела об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении, как правило, рассматривается по месту совершения правонарушения, а кроме того, может рассматриваться по месту учета транспортных средств, по месту жительства нарушителя.
Замечено, что наибольший воспитательный эффект наказания достигается в том случае, когда момент наложения взыскания максимально приближен к моменту совершения правонарушения. Поэтому законодательством установлены сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях. Как правило, дела должны рассматриваться в 15-дневный срок со дня получения органом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Дела об административных правонарушениях, влекущих арест, рассматриваются в день получения протокола, но не позднее 48 часов с момента задержания правонарушителя. В КоАП РФ предусмотрены также другие исключения.
Рассмотрение дела начинается с объявления состава коллегиального органа или представления должностного лица, рассматривающего данное дело. Председательствующий объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности, разъясняет лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности. После этого оглашается протокол об административном правонарушении. На заседании заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, исследуются доказательства. В случае участия в рассмотрении дела прокурора заслушивается его заключение.
Главная задача процесса рассмотрения дела - это установить следующие обстоятельства: 1)
было ли совершено административное правонарушение; 2)
виновно ли данное лицо в его совершении; 3)
имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность; 4)
причинен ли имущественный ущерб; 5)
другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Только после выяснения всех этих обстоятельств орган, рассматривающий дело, может приступить к следующей стадии производства по делам об административных правонарушениях - вынесению постановления по делу.
Вынесение постановления по делу об административном правонарушении. Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган (должностное лицо) выносит постановление по делу. Законодательством предусмотрено два вида постановлений: 1)
постановление о назначении административного наказания; 2)
постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, которое выносится при объявлении устного замечания, передаче материалов на рассмотрение прокурору, органу предварительного следствия или дознания (при наличии в деянии признаков преступления), а также при наличии обстоятельств, препятствующих производству по делу (отсутствие события или состава правонарушения, невменяемость нарушителя и др.).
Кроме того, органом, рассматривающим дело, должен быть решен вопрос о судьбе изъятых вещей и документов и о возмещении виновным ущерба.
Постановлением по делу об административном правонарушении является правоприменительный акт, вынесенный судьёй, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, по результатам рассмотрения конкретного дела об административном правонарушении. Данное постановление в обязательном порядке должно содержать определенные реквизиты. Должны быть указаны данные субъекта, рассматривающего дело, дата и место рассмотрения дела. Целью этой информации является подтверждение компетенции суда, должностного лица органа, ведущего административный процесс, их права на рассмотрение дела, кроме того из текста постановления должно быть видно, что не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности по данному делу. Обязательным реквизитом постановления по делу об административном правонарушении выступают сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело. Во вводной части постановления по делу об административном правонарушении необходима максимальная полнота сведений о личности физического лица или данных о юридическом лице, привлекаемых к административной ответственности. Так, в отношении физического лица необходимо записать: дату и место рождения; место работы; должность; о наличии или отсутствии детей, место учебы; источники доходов.
Важнейшая часть постановления - это мотивированное решение по делу. Мотивированное решение - это общая оценка деяния привлекаемого к ответственности субъекта. Этом признание виновности или невиновности лица и решение о применении того или иного вида административного взыскания. Описательно-мотивировочная часть постановления по делу об административном правонарушении составляет его значительный объем. Полное изложение обстоятельств совершения правонарушения, иных имеющих правовое значение данных, обоснованная с их учетом мотивированная оценка рассмотренных доказательств, правильная юридическая квалификация совершенного правонарушения либо соответствующий правовой анализ оснований для начала административного процесса придают постановлению такие его качества, как законность исключительность, справедливость, обязательность, непоколебимость и исполнительность, что в конечном итоге обеспечивает социально эффективное прововоспитательное воздействие на участников процесса, но и на других лиц.
Резулятивная часть постановления по делу об административном правонарушении должна быть краткой, но предельно четкой и понятной для исполнителя постановления. В этой части постановления цифрами и прописью указывается сумма административного штрафа, а также срок назначенного административного ареста, начало его отбывания. При применении конфискации либо возмездного изъятия орудий и предметов совершения административного правонарушения перечисляются соответствующие вещи с указанием их основных признаков. В случае прекращения дела указываются обстоятельства, исключающие административный процесс в остальной части с указанием конкретного основания, предусмотренного ст.9.6 ПИКоАП. Также указывается срок и порядок его обжалования.
В постановлении по делу должен быть решен вопрос о вещественных доказательствах и об ином имуществе и документах, изъятых при осуществлении административного процесса, в том числе:
· об уничтожении предметов, не представляющих ценности и могущих быть использованными, или о выдаче этих предметов в случае их выдаче по ходатайству заинтересованных лиц или организаций;
· об оставлении при деле на весь срок его хранения либо передаче заинтересованным лицам или организациям документов, являющихся вещественными доказательствами.
В постановлении по делу об административном правонарушении, за которое в качестве административного взыскания предусмотрена депортация, при принятии решения о депортации должен быть решен вопрос о сроке запрета въезда в Республику Беларусь.
Административное правонарушение - это понятие, с которым может столкнуться каждый человек. Возможно, именно в такой момент ему понадобятся знания относительно того, какие виды их бывают, кто и как составляет протокол об административном решении, какова дальнейшая его роль. Об этом далее.
Общее понятие
Что такое административное правонарушение? Прежде всего, это определенное действие, которое также может быть выражено в пассивной форме. Субъектом, который может быть признан совершившим таковое, может быть как простой человек, так и предприятие, учреждение или организация, которых в правовой практике называют юридическим лицом.
Обязательным условием для того, чтобы деяние было признано административным правонарушением, считаются его противоправность и виновность - данные понятия более конкретно раскрываются в законодательстве РФ.
Кроме всего прочего, при определении деяния как административного правонарушения, должен быть четко определен объект, на который оно направлено. В соответствии с понятием, которое приведено в законодательстве, это может быть собственность, здоровье человека, экология, общественный порядок, нравственность, а также некоторые другие.
Состав административного правонарушения
Чтобы деяние было признано административным правонарушением, оно обязательно должно иметь определенный состав. Должен быть сам субъект - лицо, которое совершает деяние, а также объект - то, в отношении чего направлены действия. Объектом правонарушения могут быть общественные отношения в какой-либо сфере.
Кроме объекта и субъекта в составе административного правонарушения разделяют такие понятия, как субъективная и объективная сторона. Первое понятие определяет наличие комплекса факторов, благодаря которым человека или юридическое лицо можно привлечь к ответственности (умысел, цель, вина). Что касается объективной стороны, то данное понятие определяет обязательность наличия причинно-следственной связи между деянием и последствиями, которые оно повлекло.
Для привлечения к административной ответственности физического лица обязательно наличие двух факторов: его вменяемость и достижение им 16-летнего возраста (в России).
Наказание
За любое административное деяние, полный список которых прописан в КоАП РФ, полагается наказание, при этом оно должно быть соразмерным степени тяжести действия или бездействия. Примерами таковых могут послужить лишение социального права, административное выдворение за пределы РФ, дисквалификация, предупреждение, обязательные работы и так далее. Среди всех видов наиболее известными общественности являются денежные штрафы, с которыми зачастую сталкиваются практически все представители населения страны.
В законодательстве также указано, что при условии незначительности правонарушения лицо может быть освобождено от наказания.
Любое наказание может последовать исключительно на основании протокола об административном правонарушении. Также указывается и то, что оно должно быть составлено уполномоченным на то лицом, а также рассмотрено в порядке, который предусматривается действующим законодательством.
Итак, кто выносит постановления об административном правонарушении? Какие их виды бывают? Кто впоследствии занимается их исполнением? Об этом далее.
Кто выносит постановления об административном правонарушении
В действующем в РФ законодательстве четко регламентируется процесс вынесения решений по результатам рассмотрения дел о правонарушениях данного типа. Так, постановление об административном правонарушении (КоАП РФ) может быть вынесено должностным лицом или органом, которое управомочено на то в соответствии с законом. Примером таковых могут быть налоговые инспекторы, сотрудники ГИБДД, органы исполнительного комитета и другие лица, которые занимаются объектом правонарушения.
В том случае, если в процессе выясняется то, что за осуществленное деяние полагается не административное наказание, а уголовное, дело должно быть передано в органы, уполномоченные по уголовным делам (например, в прокуратуру).
Виды постановлений
В юридической практике предусмотрены два вида актов такого рода. Тот, кто выносит постановление об административном правонарушении, обязан по существу рассмотреть всю суть дела и определить его характер. По итогам открытых сведений данное должностное лицо обязано принять решение о прекращении производства по делу о правонарушении или о назначении наказания административного характера. Когда решение будет принято и оформлено надлежащим образом, оно подлежит исполнению в регламентированном законом порядке.
Исполнение
Одна из основных стадий в делопроизводстве данного типа - это исполнение постановлений об административных правонарушениях. Данный вид деятельности осуществляется особыми органами государства, в компетенции которых находится указанный в постановлении вид деятельности.
Так, например, все постановления по делам об административных правонарушениях в отношении изъятия имущества или его конфискации должны быть реализованы службой судебных приставов, для чего должен быть сформирован и направлен заполненный лист установленной формы. В том случае, если сутью постановления было наложение административного ареста, то реализация такового будет возложена на органы внутренних дел. Если речь идет об административном выдворении за пределы территории России, то в данном случае постановление осуществляется миграционной службой и так далее.
Обжалование постановлений
Тот, кто выносит постановление об административном правонарушении, не является последней инстанцией в процессе судопроизводства по данным вопросам. Любое решение должностного лица всегда может быть оспорено в судебном порядке, если правильно соблюдать всю инструкцию и сроки, представленные в законе РФ (ст. 29.9 КоАП РФ).
В том случае, если необходимо оспорить решение органа, который вынес постановление, необходимо прикрепить к его копии заявление в районный суд, в котором необходимо сделать запрос на пересмотр принятого решения. Судебный орган обязан рассмотреть запрос в течение 2 месяцев с момента подачи - именно такой срок прописан в законе. Что касается срока обжалования постановлений об административных правонарушениях, то он составляет 10 календарных дней. На 11 день принятый и необжалованный акт вступает в законную силу.
Судебное рассмотрение жалобы
В процессе рассмотрения жалобы в зал судебного заседания приглашаются все участники правонарушения, а также должностное лицо, которое вынесло постановление об административном правонарушении. В ходе дела заново выясняется вся суть деяния, выслушиваются показания свидетелей, если таковые имеются, а также предоставляется речь правонарушителю.
В том случае, если одна из сторон не имеет возможности явиться на слушание дела, то она обязана уведомить об этом суд. Также любая сторона имеет право воспользоваться услугами частных или государственных представителей - адвокатов.
В конце дела судья, рассматривающий жалобу, обязан определить законность вынесенного постановления об административном правонарушении, его обоснованность, а затем, выслушав все предоставленные материалы, принять свое решение, которое будет являться окончательным. Постановления суда об административном правонарушении также могут быть пересмотрены. В том случае, если жалоба рассматривалась в суде первой инстанции (городской, районный), заявитель имеет право подать заявление о пересмотре его решения в апелляционный орган. Что касается сроков обжалования постановления об административном правонарушении, вынесенного судом первой инстанции, то он составляет 20 дней с момента его подписания.
В апелляционном суде предоставленная жалоба должна быть рассмотрена в коллегиальном порядке. Судьи должны вынести общее решение, которое следует запротоколировать в соответствии с законодательством. В том случае, если заявитель не удовлетворен принятым апелляционным судом решением, он имеет право обратиться в Верховный орган. Постановления Верховного Суда об административном правонарушении оспариванию не подлежат - они сразу же передаются в органы, на которые возлагается их исполнение или дело закрывается по его решению.
Виды постановлений суда
В результате пересмотра жалобы, поданой истцом, суд может принять несколько видов решений. Каким именно оно будет, зависит от того, какие материалы будут предоставлены сторонами к моменту рассмотрения жалобы.
По итогам рассмотрения дела истец может получить отказ в отмене решения компетентного органа. Это означает, что постановление о правонарушении в таком случае остается низменным и подлежит исполнению.
Также суд может принять решение об изменении условий постановления. В таком случае для истца могут быть смягчены условия наказания. Законодательство предусматривает, что изменение условий не должно повлечь за собой ухудшение состояния заявителя.
Еще один вариант решения суда по данному вопросу - это отмена постановления об административном правонарушении и окончательное прекращение производства по текущему делу. Чтобы принять такое решение, суду достаточно счесть обстоятельства, которые повлекло наложение наказания, недостаточными для признания деяния административным правонарушением.
Кто имеет право обжаловать постановление суда или должностного органа
В законодательстве указан небольшой перечень лиц, которые имеют право подать заявление на пересмотр и обжалование постановления. Во-первых, таковым может быть само лицо, в отношении которого ведется производство. Законные представители и адвокаты также наделены такими правами наравне с правонарушителем.
В том случае, если постановление было составлено в адрес юридического лица, то заявление о его обжаловании может быть подано уполномоченным на то органом, который имеется на предприятии, в учреждении или в организации.
Перечень документов, необходимых для подачи жалобы или протеста
Чтобы оспорить постановление, вынесенное должностным органом, необходимо подать в суд соответствующее заявление и прикрепить к нему одну заверенную копию оспариваемого акта. После этого в пакет необходимо добавить копии жалобы, количество которых должно быть равно числу участников процесса.
В том случае, если юридическое или физическое лицо действуют через своих представителей, нужно добавить к пакету бумаг копию документа, на основании которого данный человек осуществляет свою деятельность (адвокатское удостоверение, доверенность на представительство и т.д.). Если пересмотр постановления производится не в первый раз, то в обязательном порядке следует приложить копии всех решений, вынесенных другими органами ранее.
Когда административное взыскание не может быть применено?
В законе указывается несколько определенных обстоятельств, при наличии которых наказание не может быть применено в отношении конкретного лица. Один из них - это истечение срока давности, который для каждого типа правонарушения устанавливается отдельно. Примером таковых обстоятельств также может послужить отмена закона, на основании которого было наложено взыскание или был издан акт амнистии по данной статье.
Также наказание не применяется в том случае, если виновное лицо действовало в ситуации крайней необходимости. Дело об административном правонарушении закрывается в том случае, если лицо, в отношении которого оно возбуждено, признано умершим.
Итак, мы подробно рассмотрели вопросы, которые касаются административных правонарушений и о том, что такое постановление по делу об административном правонарушении.
Административное правонарушение влечет за собой применение административных взысканий в виде штрафа или другого наказания. Это наиболее разнообразная и масштабная ниша в правовом поле.
Кодекс РФ, посвященный административным правонарушениям или КоАП РФ, предусматривает возможность пересмотреть постановления и решения по таким делам в порядке их обжалования. Этому посвящена глава 30 настоящего кодекса и об этом пойдет речь в статье - как и в какие сроки происходит процесс обжалования постановления об административном правонарушении.
Если вы столкнулись с постановлением о привлечении вас к административной ответственности, например, штрафа, и полны решимости обжаловать этот акт, тогда эта статья для вас. Когда, куда и как правильно подавать жалобу – об этом пойдет речь в статье.
Штраф – обжалованию подлежит?
Наиболее часто встречающимся административным правонарушением является нарушение правил дорожного движения водителями авто. Отсюда и наиболее распространенный штраф получают именно от сотрудника дорожной инспекции. Но всегда ли постановление о правонарушении составлено идеально верно и соответствует действительности? Очевидно, что не всегда, поскольку человеческий фактор никто не отменял. Если постановление составлено с нарушениями закона и является нарушением ваших прав, то защитить себя можно подав жалобу.
Многие водители авто сталкиваются с большими штрафами на дороге, а некоторые даже с лишением водительских прав на определенный срок. Знаете ли вы, что постановление ГИБДД можно обжаловать, если на то есть веские причины? Возможно, большинство знает об этом, но не знает порядка процедуры обжалования постановлений об административных правонарушениях. А ведь это может стать спасением, особенно когда вы «попадаете» на крупный штраф там, где не было вашей вины.
Сроки обжалования штрафа об административном правонарушении
Вот он первый важный момент, на который нужно обратить внимание, ведь если не вписаться в срок, то можно считать, что вы согласны с постановлением. И именно на этом этапе многие делают ошибку , затягивая с решением - обжаловать сомнительный штраф или оплатить его и не обременяться судебными хлопотами.
Срок подачи жалобы строго определен в нормативных документах (ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ) оговорен срок обжалования постановлений – 10 суток. И в этом вопросе нужно понимать тонкости, а именно:
- срок начинается тогда, когда вам вручат письменное постановление с подписью и печатью. Это может быть постановление суда или должностного лица , а также копии постановления (если вы не присутствовали при его вынесении);
- 10 суток это календарные дни, а не рабочие дни, поэтому официальные выходные и праздники тоже входят в этот срок;
- направляйте жалобу с требованием обжаловать постановление, не дожидаясь окончания выходных дней, например, длительных новогодних каникул;
- закон (во второй части ст. 30.3 КоАП РФ) предусматривает восстановление упущенного срока обжалования, но только при наличии уважительной причины, в которые не входит причина «я не знал». Это может быть травма, командировка и т.д.;
- если у вас есть уполномоченный представитель, то даже ваши обоснованные преграды к подаче обжалования не сработают, поскольку вы имели поверенного с определенными полномочиями, который и должен был решить вопрос.
Не стоит затягивать с подачей жалобы по административному постановлению. Во-первых, за это время ничего не измениться и вам все равно нужно будет сделать этот шаг. Во-вторых, даже если вы имели причину не вложиться в 10 суток, то вы удваиваете себе работу.
Исключение : в статье 30.3 во третьей части КоАП РФ описаны исключения, когда жалобу можно подать в пятидневный срок от момента фактического получения постановления (или копии).
Не затягиваейте с подачей жалобы!
Такие действия очень часто делают невозможным дальнейшую ее подачу. Так, имея представителя, который советует потянуть время и взять больничный , некоторые делают ошибку, забывая что их справка по болезни не годится. Имея уполномоченное лицо, которое не имело причин затянуть срок обжалования, ваши помехи не имеют особого значения. Об этом важно помнить при желании «потянуть» сроки.
Кто подает жалобу?
Право на обжалование постановления об административном правонарушении могут несколько лиц:
- лицо, которое привлекли к ответственности;
- защитник;
- уполномоченный представитель.
Жалобу может подать и пострадавшее лицо, если оно имеется при этом инциденте. Как правило, административные правонарушения имеют общий характер и пострадавших в виде конкретного лица нет. В частности в данной статье речь идет не об этих правонарушениях.
Лицо, подающее жалобу по такому делу, освобождено от государственной пошлины.
Куда подавать жалобу?
Итак, вы приняли решение не согласиться с постановлением об административном правонарушении, которое сулит вам штраф, но куда нести свою жалобу и кому? В соответствии со законом место обжалования постановления зависит от того, кем оно было вынесено. Об этом говориться в статье 30.1. КоАП РФ. Существует несколько вариантов в зависимости от источника постановления:
- постановление вынесено должностным лицом (например, сотрудник ГИБДД или инспектор другой госслужбы), то обжаловать его можно у вышестоящего должностного лица - начальника того, кто вынес постановление, а также в вышестоящий орган. Если жалоба не удовлетворена, то в районный суд;
- если постановление вынесено коллегиальным органом, то подавать жалобу нужно в районный суд по месту этого органа;
- если постановление вынесено районным судом, то подавать жалобу нужно в областной суд;
- если постановление вынесено мировым судьей, то подавать жалобу нужно в районный суд.
Как видно, логика подачи жалоб проста – ее подают в вышестоящий орган. При неудовлетворении жалобы районным судом, ее следует обжаловать в областном суде. Если и там не добьетесь положительного ответа, то подавайте надзорную жалобу в областной суд. Выше стоит уже председатель Верховного суда либо лицо его замещающее.
Юристы не советуют подавать жалобу в вышестоящий орган или начальству лица, которое вынесло постановление об административном правонарушении. Ведь никому не нужна плохая статистика, а отмена постановление по причине ошибки это не самая лучшая статистика. Поэтому существует опасность, что вашу жалобу не рассмотрят как должно, тогда как суд куда более нейтрален и объективен.
Вы можете подавать жалобу как в орган, который вынес ее, так и прямо в суд, который будет решать дело по вашему запросу. (статья 30.2. КоАП РФ).
Как писать жалобу?
Жалоба – это грамотное и лаконичное письмо в уполномоченные органы с конкретными требованиями. Нужно понимать, что суд будет рассматривать только объективные данные , которые вы укажите в этой жалобе. Ваши эмоции, страдания и обстоятельства к делу не имеет никакого отношения. Поверьте, это в суде никого не интересует, а что интересует, так это наличие фактов.
Состоит жалоба из трех частей:
- описание ситуации, в связи с которой вынесено постановление;
- причины обжалования этого постановления;
- ваше требование, а именно отмена этого постановления или его изменение.
Не все причины, которые вам кажутся весомыми являются таковыми для суда. Чтобы облегчить вам принятие решения приведем несколько примеров как существенных нарушений в ходе вашего дела, так и тех, что суд сочтен несущественными.
Причины для обжалования постановления об административном правонарушении
Что можно назвать объективными причинами по отмене постановления? Приведем примеры:
- составление протокола по административному нарушению не самим инспектором, а, к примеру, стажером;
- неверная квалификация правонарушения и как результат незаконное вынесение постановления;
- были использованы недопустимые доказательства, такие как измерение алкогольного опьянения прибором, который не сертифицирован;
- составление протокола с явным нарушением требований законодательства;
- в случаях, когда должны были быть понятые , их не было или это были сотрудники милиции;
- отсутствие в составленном протоколе необходимых сведений, как было зафиксировано правонарушение. Например, сведений о приборах, при помощи которых оно было выявлено;
- если постановление вынесено после истечения срока, в который можно быть привлеченным к административной ответственности. Это составляет 2 месяца с момента совершения этого правонарушения (статья 4.5. КоАП РФ);
- есть еще один вариант, когда вы получили постановление, рассмотренное без вашего ведома. То есть вам не было сообщено о месте и времени рассмотрения дела должным образом. Но только стоит помнить, что неважно читали вы это уведомление или нет, если оно пришло по вашему месту прописки.
Вышеописанные и много других причин могут быть рассмотрены в суде как существенные факторы и ваше постановление может быть отменено или изменено.
Но стоит упомянуть какие факторы существенными не являются, поскольку об этом лучше узнать заранее. Итак, на какие нарушения не стоит обращать внимание:
Эти нарушения не будут рассмотрены как веские причины к отмене вашего штрафа, вы только потратите время.
Как правильно отправить жалобу?
С вашей стороны не требуется знаний конкретных норм права с точным указанием их в жалобе. Достаточно четко изложенной целостной структуры жалобы, где вы опишите все известные вам нарушения по делу.
К этому письму можно приложить любое документальное доказательство того, что вы указываете в жалобе, чтобы суд мог быстрее принять решение.
Как направить жалобу решать вам, можно по почте, а можно лично обратившись в канцелярию суда. Копия жалобы должна быть у вас и не забывайте, что факт подачи жалобы нужно зафиксировать , в случае жалобы по почте – квитанцией почты, в случае с канцелярией – пометкой суда на копии жалобы.
Чего ждать? Наказать… нельзя… помиловать
Как в случае со знаменитым предложением, где решение поставить запятую решает судьбу, так и решение суда. Суд или орган, куда вы направили жалобу, может рассмотреть со следующими последствиями для обжалованного постановления и вас:
- жалобу оставят неудовлетворенной, а постановление об административном нарушении без изменений. В этом случае вы обязаны будете либо понести ответственность, либо дальше обжаловать решение суда в более высоких инстанциях;
- постановление будет изменено. Возможно, новое постановление будет иметь другую меру административного наказания согласно объективных причин;
- постановление будет отменено и дело закрыто. Это и есть ваша победа, значит, вам не грозит взыскание и вы можете жить спокойно;
- постановление будет отменено, а дело вернут на новое рассмотрение.
Напутствие для целеустремленных
Если вы решили обжаловать постановление об административном правонарушении и у вас на то есть веские причины, то делать это нужно незамедлительно. При отсутствии уважительных причин восстановления пропущенного срока обжалования можно и не добиться.
Если принятое судом (вышестоящим должностным лицом) решение вас не устроит, тогда можно обратиться в суды высших категорий. Порядок описан в статье ранее, но нужно знать, что решения принятые судами субъектов Российской Федерации (областные, краевые и республиканские) вступают в силу сразу после их оглашения. То есть для них нет срока обжалования, но для очень целеустремленных граждан есть возможность обжаловать и эти решения суда в порядке надзора.
Любой автолюбитель хотя бы раз встречался с инспектором ГИБДД, а если при этом нарушал правила дорожного движения, то подвергался и административному взысканию. Какое же наказание инспектор вправе применить незамедлительно и законно ли это? Что такое постановление об административной ответственности и есть ли возможность обжаловать его? Эти вопросы рассматриваются в статье.
Что такое постановление ГИБДД об административном правонарушении в сфере дорожного движения?
Законодатель трактует постановление о привлечении к административной ответственности (в том числе и в сфере ПДД), как исполнительный документ, являющийся результатом разбирательства. Именно в нем указаны все обстоятельства произошедшего, виновные, потерпевшие, а также вид и размер наказания.
Стоит отличать постановление от протокола - это разные процессуальные документы. Второй предназначен для закрепления факта правонарушения и дальнейшего разбирательства на его основе, а постановление – уже решение, принятое уполномоченным на то лицом.
Только следующие лица, облеченные властью, имеют право выносить постановления об административном наказании за нарушение дорожных правил:
- инспекторы ГИБДД;
- судьи соответствующего уровня.
Этот документ может быть составлен непосредственно после установления факта правонарушения либо же по окончании разбирательства, но не позднее установленного законом срока.
Возможные сроки вынесения постановления:
- два месяца, если решение принимает сотрудник ГИБДД;
- три месяца, если решение принимает судебный орган.
Незамедлительное составление документа
Законодатель допускает составление постановления без разбирательства, то есть «на месте». Вот случаи, когда постановления выносятся незамедлительно (без составления протокола):
- Если факт правонарушения установлен при помощи средств фото, видеофиксации (так называемые «письма счастья»). В этом случае выносится решение о привлечении к ответственности собственника автомобиля, не учитывая, кто конкретно управлял автомобилем в тот момент времени. Обязанность доказывания невиновности в этом случае лежит на владельце автотранспортного средства;
- Если автомашину останавливает дорожный инспектор за совершение незначительного правонарушения, и водитель не оспаривает своей виновности, то сотрудник составляет постановление, где указывает все обстоятельства, анкетные данные виновника и меру административного наказания. Не стоит забывать, что инспектор имеет право наложить взыскание только в виде предупреждения либо штрафа. Иные санкции могут применяться только по решению судебного органа.
Важно! Даже если ситуация кажется безвыходной, составлен протокол или вынесено постановление об административном правонарушении, то его всегда можно обжаловать. Самый простой способ уйти от наказания – найти технические ошибки в тексте документа. Например, если в оформленном инспектором протоколе неверно указана фамилия, дата рождения или место рождения гражданина, то необходимо составить ходатайство о признании протокола или постановления недействительным. Соответственно, факт правонарушения не зафиксирован или же составлен в отношении ненадлежащего лица. По этой же причине стоит быть внимательными и потерпевшим при составлении документов сотрудниками дорожной инспекции на месте аварии, которые будут направлены в страховую компанию.
Что должно быть указано в документе?
Прежде всего это процессуальный документ, поэтому его форма четко установлена законодателем. Содержание документа о назначении административного наказания можно разделить на пять смысловых частей:
- Вводная. Здесь указывается само наименование, номер, дата и населенный пункт его составления, должность, фамилия, классный чин лица, его выносящего. Указание на административное производство, по которому выносится решение по сути.
- Описательная. Еще именуется установочной, то есть здесь кратко описываются все обстоятельства рассматриваемого правонарушения.
- Мотивировочная. Продолжает установочную часть, в ней указываются объективные данные, полученные в ходе разбирательства, а также указания на нормы права, которыми руководствуются в конкретном случае.
- Резолютивная. Содержит выводы в части привлечения виновного к ответственности по конкретной норме Закона, указываются вид и размер наказания.
- Заключительная. Лицо, вынесшее постановление, в этой части заверяет его личной подписью. Также содержаться сведения о получении копии заинтересованными лицами и о сроках обжалования.
Бланк постановления по делу об административном нарушении можно скачать по ссылке ; заполненный бланк можно скачать .
Как получить копию постановления об административном правонарушении?
Должностное лицо, вынесшее соответствующее постановление, обязано незамедлительно вручить его копию заинтересованным лицам. Если речь идет о дорожно-транспортном происшествии, то ими являются и виновник, и потерпевший. А если о нарушении Правил дорожного движения, не повлекшем причинения ущерба третьим лицам – только правонарушителю.
Вручается либо лично под подпись гражданина, либо в частных случаях направляется почтой в течение трех дней после вынесения решения. Также если постановление вынесено судом по материалу, предоставленному инспектором ГИБДД для принятия решения, то копия направляется и ему.
Если же должностное лицо не предоставило копию соответствующего решения в установленный срок, то у заинтересованного лица возникает право обратится с жалобой на бездействие сотрудника. Ведь срок подачи на обжалование решения исчисляется с момента фактического вручения копии постановления.
Порядок обжалования
Чтобы обжаловать постановление необходимо обратится в инстанцию выше той, которая вынесла первоначальное решение (руководитель подразделения ГИБДД, вышестоящий суд). В статье 30.3 Кодекса об административных правонарушениях законодатель устанавливает сроки обжалования решений о нарушении правил дорожного движения. В соответствии с этой нормой несогласный имеет право подать жалобу в течение 10 дней со дня вынесения решения, либо же со дня получения его копии.
Если же десятидневный срок пропущен, то необходимо восстановить его. Для этого направляется иск в суд с соответствующим требованием. Основанием для этого может быть:
- фактическая невозможность обжалования по состоянию здоровью (нахождение в коме);
- неполучение копии документа;
- невозможность обжалования из-за иных объективных причин.
Обязанность на доказывание правомерности восстановления срока обжалования лежит на заявителе.
Заключение
Итак, постановление об административном правонарушении выносится только должностными лицами, при этом может быть постановление без протокола, но протокол без решения не может остаться. Если лицо, в отношении которого составлено постановление, не обжалует его в установленный срок, то оно вступит в законную силу.