Представьте в форме таблицы установленные законом основания. Регулирование имущественных отношений
По мере развития римского общества, трансформации социальной структуры и эволюции государственно-политического строя потребовалось создание правовых источников, отражавших новые реалии. Таким источником стали Законы XII таблиц, созданные в середине V в. до н.э. комиссией патрициев-децемвиров. Законы были начертаны на двенадцати досках и выставлены на центральной площади Рима (Форуме) для всеобщего обозрения. В оригинале они не дошли до нас, поэтому современные
исследователи могут анализировать лишь фрагменты двенадцати таблиц, сохранившиеся в сочинениях древниx авторов. Законы отличались формализмом, казуистичностью и наличием религиозно-правовых представлений. Законы XII таблиц содержали постановления, регулирующие сферу процессуальных, семейных и наследственных отношений, а также нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям. Законы стали классическим образцом цивильного (квиритского) права, применявшегося, как говорилось, только к лицам, обладавшим римским гражданством. Борьба плебеев против патрициев завершилась приобщением первых ко всем привилегиям, предусмотренным цивильным правом.
Значительная часть статей этого источника посвящалась отношениям собственности, которые являются определяющими в любой системе частного права (собственно римское право делится на публичное (jus publicum) – право, которое, по словам Домиция Ульпиана, знаменитого римского юриста классического периода, относится «к положению римского государства», и частное (jus privatum), относиящееся «к выгоде отдельных лиц»).
Важнейшей тенденцией, закрепленной в Законах, стало первоначальное закрепление частной собственности и постепенное признание ее неприкосновенности. Частная собственность уже охранялась Законами, и преступления против нее жестоко наказывались. Однако община в течение длительного времени продолжала сохранять право верховного контроля над имущественными сделками и распределением земельного фонда. Этот пережиток наиболее отчетливо проявлялся в описанном в источнике обряде манципации. Все предметы собственности делились на манципируемые и неманципируемые. Обязательной манципации подлежали рабы, скот и земля. Торжественный обряд совершался в присутствии пяти свидетелей и весовщика с медью. Так совершались сделки купли-продажи, дарения, мены. Покупатель «накладывал руку» на приобретаемую им вещь, в результате чего получал неоспоримое право собственности. Наличие пяти свидетелей символизировало былой контроль общины над имущественными сделками, а использование меди подтверждало то обстоятельство, что обряд этот возник в глубокой древности, когда общество еще не знало чеканной монеты. Остальные вещи переходили путем простой традиции.
В архаический период в Риме не было выработано юридической категории для обозначения собственности. Тогда применялся термин
dominium, что означало господство. Этим термином характеризовалась ситуация, когда какая-либо вещь находилась в чьей-либо власти. В то время индивидуальное обладание вещами было подчинено общественным интересам. Существовала значительная категория вещей, которые вообще не могли находиться ни в родовом, ни в семейном, ни в индивидуальном обладании – например, предметы божественного права. Основное богатство, которым считалась пахотная земля, считалась общественным достоянием. Особой разновидностью вещного права были сервитуты – фиксированное в обычаях или законе и строго ограниченное право пользования чужой собственностью. Древние сервитуты были связаны с поземельными отношениями и принимали форму разрешения проводить воду через землю соседа, прогонять скот и т.д.
Важное место в Законах XII таблиц отводилось регулированию семейно-брачных и наследственных отношений. Брак носил моногамный характер и отличался патриархальностью. Во главе семьи находился глава семейства (pater familias), обладавший практически неограниченной властью над всеми членами семьи (подвластными, которых называли агнатами). Распоряжаться всем имуществом мог только отец. Лишь после его смерти сыновья получали равные доли наследства и могли вести самостоятельное хозяйство. Девушки даже после смерти отца не приобретали самостоятельности, поступая под опеку брата или мужа. Отец мог продать любого члена семьи в рабство или заложить за долги. Сын, проданный отцом трижды, освобождался из-под власти pater familias. Получивший независимость сын или дочь, вышедшая замуж, становились по отношению к отцу когнатами и не могли рассчитывать на получение наследства. Но впоследствии власть главы семьи над детьми постепенно ослабевала. Следствием развития частнособственнических отношений стала разработка обязательственного права. Источником возникновения обязательств могли служить договоры и правонарушения (деликты). Законы XII таблиц регулировали договоры займа, купли-продажи, аренды, найма, по-клажи и др. Для действительности договора было необходимо: согласие обязанных сторон, которое не должно быть порождено насилием или обманом; соответствие договора праву (закону). В архаический период договоры носили односторонний характер, то есть правом требования по вы-полнению условий сделки наделялась только одна сторона (например, кредитор). Особой разновидностью договоров был нексум (договор самозаклада). Согласно условиям договора должник отвечал перед
кредитором не только своим имуществом, но и личной свободой (при неуплате долга он превращался в раба кредитора). В течение 60 дней должника три раза выводили на рыночную площадь и выкрикивали сумму долга, которую могли погасить сородичи. Впоследствии долговое рабство превратилось в предмет острой политической борьбы. В 326 г. до н.э. оно было запрещено законом Петелия: теперь ответственность должника ограничивалась только его имуществом.
К важнейшим достижениям архаического римского права (несмотря на многие родовые пережитки) можно, таким образом, отнести как минимум преодоление религиозности и мифологизма; появление письменных источни-ков права; легальное закрепление частнособственнических прав; первичную разработку юридической терминологии.
Благодаря этим новациям стал возможен расцвет римской юриспруденции в классический период. В Риме в 367 г. до н.э. была учреждена должность претора как помощника консула для решения внутригородских проблем. Жестко скованное традициями цивильное право с IV–III вв. до н.э. стало корректироваться новым источником права – преторскими эдиктами, отражавшими новые отношения, порожденные переходом от древних форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, товаро-обмена, банковских операций и пр. Законы XII таблиц перестали отражать потребности римского общества в правовом регулировании различных сфер жизнедеятельности. А эдикты фактически содержали в себе норму права, предписывая судьям, какое решение следует вынести по тому или иному делу. Каждый последующий претор подтверждал эдикты своего предшественника и создавал новые. Значение претора в судопроизводстве возрастало по мере сокращения компетенции понтификов, и вскоре за ним закрепился статус «лучшего знатока права». Уходит в прошлое юридический формализм, вводятся принципы «равенства сторон», «доброй совести» и «справедливости».
В 242 г. до н.э. дополнительно учреждается особая должность перегринского претора – для рассмотрения споров между римскими гражданами и перегринами. Перегринский претор не был скован рамками квиритского права, что позволяло ему создавать новые формы судебных исков, в большинстве случаев опиравшиеся на «право народов», отличавшееся рационалистическим подходом. Роль преторов как создателей
новых норм права обусловила название этого периода в истории римского права – преторское право.
Так как судебный процесс всецело определялся теперь формулой претора, то он стал называться формулярным – взамен архаичного легисакционного. Официально формулярный процесс был введен в судопроизводство в период с 149 по 123 гг. до н.э., и судьи обязаны были следовать преторскому предписанию.
В классический период деление вещей на манципируемые и неманципируемые отступает в прошлое. Разрабатывается категориальный аппарат вещного права. Важнейшей конструкцией вещного права становится владение. Под ним понималось фактическое господство над вещью, соединенное с желанием осуществлять эту власть для себя (то есть пользоваться, извлекать выгоду). Институт владения затрагивал в основном сферу поземельных отношений. Когда фактическое обладание совпадало с правом распоряжения, возникало право собственности. Закон устанавливал и новые сроки давности. При Юстиниане (VI в.) срок давностного приобретения устанавливался в три года для движимых вещей и 10 лет – для недвижимых, если прежний собственник и владелец по давности проживали в одной провинции, или 20 лет, если они проживали в разных провинциях. Еще одной новой категорией вещного право стала держание, представлявшее собой результат договора найма. Новая формула собственности получила название преторской, или бонитарной. Важнейшая роль претора проявилась в том, что он взял на себя функцию защитника плебейской собственности, а также собственности перегринов что способствовало разрешению противоречия в римской конструкции собственности архаического периода, когда легитимными правами собственников обладали только патриции. Классический период также ознаменовался окончательным становлением частной собственности на землю: в 111 г. до н.э. был издан закон, запретивший передел земельной собственности. Римские юристы придавали большое значение способам приобретения собственнических прав. Архаическая манципация уступала место (traditio), что означало передачу фактического владения вещью приобретателю от отчуждателя. В классический период продолжают развиваться различные сервитуты: личные и вещные; городские и сельские; краткосрочные и пожизненные. Распространенной категорией римского вещного права классического периода стал узуфрукт, который означал право пользования вещью и право
потребления ее плодов. Узуфруктуарий защищался законом не только от нелегитимных претензий третьего лица, но и от самого собственника. Римское классическое обязательственное право разделяло все договоры на вербальные и литтеральные; реальные и консенсуальные. Вербальный договор был самым старым видом договора, на основе которого еще во времена Законов XII таблиц совершались сделки разнообразных видов – купли-продажи, мены, займа и т. д. Для его действительности требовалось произнесение слов «даю», «сделаю». Вербальное обязательство устанавливалось посредством стипуляции (устного произнесения слов о соглашении в определенном порядке). Позднее возникли литеральные договоры, т.е. письменные обязательства, которые распространились в классическом римском праве. Римские юристы выделили в особую группу реальные договоры, которые характеризуются тем, что обязанность исполнения и связанная с ним ответственность наступают по реальным сделкам не с момента соглашения, а лишь с момента передачи вещи. К таким контрактам, например, относились договоры хранения, договоры займа, договоры ссуды. При консенсуальном же договоре ответственность сторон возникает не при передаче вещи, а немедленно по заключении письменного или устного соглашения. К таким договорам относился, например, договор купли-продажи, а также договор найма. Еще с архаического периода в Древнем Риме были известны три формы заключения брака:
правильный, или брак, совершавшийся в форме священной клятвы и отдававший жену под полную власть мужа. Священный брак представлял собой религиозную церемонию, во время которой жених и невеста съедали жертвенную лепешку в присутствии жреца-понтифика и свидетелей, которых должно было быть не менее десяти человек. брак в форме покупки невесты, также отдававший жену под власть мужа; брак sine manu – без власти мужа или «неправильный» брак. «Неправильный» брак всегда предполагал более либеральный статус древнеримской женщины: она имела право распоряжаться своим имуществом и вступать в различные сделки. Но такой брак необходимо было ежегодно возобновлять, для чего жена должна была отлучаться из дома три ночи подряд – иначе брак перерастал в «правильный» с традиционной властью мужа. Именно этот брак становится господствующим в классический период. Обязательным условием установления брачных отношений также признается
свободно выраженное согласие брачующихся – как жениха, так и невесты. Развод также стал свободным. Общим правилом стала раздельность имущества супругов. При прекращении брака по вине мужа приданое возвращалось жене. Издержки совместной жизни нес муж, но он был вправе и распоряжаться доходом, который приносило имущество жены. В области семейных отношений наметилось и разложение патриархальной семьи, показателем чего стало ослабление власти отца над подвластными. Убийство детей было признано преступлением; сыновьям еще при жизни отца могло предоставляться особое имущество; был упрощен порядок усыновления внебрачных детей. Радикальные изменения происходят в постклассический период, когда мораль, нравственность, семья становятся индикаторами системного кризиса империи и рабовладельческого строя в целом. Римские императоры предпринимали меры финансового, социального, морального характера в целях укрепления семейных устоев. Император Август пытался законодательно ограничить право развода, установить обязательный брачный возраст (от 25 до 60 лет для мужчин, от 20 до 50 лет для женщин) и ввести налог на безбрачие. Однако этот закон не соблюдался. Впоследствии неженатые мужчины не могли вступать в права наследства, а женатые, но бездетные могли наследовать лишь половину полагавшегося им по закону имущества. Статус женщины в семье становится еще более демократичным: исчезает опека над взрослыми женщинами, и они наделяются рядом дополнительных имущественных прав. Большую самостоятельность приобретают и дети: так, закон запрещает продажу детей в рабство. Согласно нормам наследственного римского права первыми к наследованию призывались дети – наследники по нисходящей первой очереди. Если их не было – внуки, наследники второй очереди; в третью очередь наследовали братья наследодателя, его дядья и племянники. Если и их не было, претор предоставлял право наследования наследникам четвертой очереди – всем кровным родственникам умершего вплоть до шестого колена. Ближайшая степень родства исключала из ряда наследников следующую степень. Характерной особенностью римского классического и постклассического права были нормы, ограничивавшие свободу завещательных распоряжений. Так, действовал принцип обязательной доли наследования: ближайший родственник умершего, если его в завещании обошли наследством, имел право на одну четвертую часть того имущества, которое он получил бы при отсутствии завещания. Само завещание
подлежало составлению в письменной форме и удостоверению семью свидетелями.
Уголовное право Древнего Рима складывалось из множества правовых норм, включая архаичные Законы XII таблиц, постановления народных собраний и сената, а также законы, изданные по инициативе диктаторов и императоров. Законодатель различал умышленные преступления и совер-шенные по неосторожности. Однако четкого определения преступления не существовало: нередко в тексте законов встречается отождествление преступления и «смертного греха». К видам преступлений в римском праве можно отнести: 1) преступления, непосредственно затрагивавшие интересы римского го-сударства, – присвоение казенного имущества и расхищение государ-ственных средств, взяточничество, подлог, фальшивомонетничество, участие в запрещенных сборищах и объединениях, спекуляция зерном и другими продуктами, неуплата налогов и т. п.; 2) религиозные преступления, число которых значительно возросло пос-ле официального признания в IV веке христианства; 3) воинские преступления – измена в бою, дезертирство, утеря оружия, неповиновение командиру и т. п.; 4) преступления против личности; 5) преступления против собственности 6) преступления, относящиеся к сфере семьи и нравственности, – крово-смешение, супружеская измена, полигамия, сожительство с незамужней женщиной, незаконный развод, мужеложство и т. д.; Выбор вида и меры наказания зависел от социального статуса по-терпевшего и преступника, размера причиненного ущерба, возраста и пола преступника, наличия злого умысла, времени суток и наличия других отягчающих и смягчающих обстоятельств. Первоначально наказание строилось на принципе возмездия. В классический период оно также преследует цели устрашения, причем в императорском Риме происходит усиление карательной направленности наказания и резкое увеличение числа его видов. Так, восстанавливается смертная казнь по отношению к римским гражданам, которая в поздней республике не применялась. При этом появляются новые виды этой санкции: сожжение, повешение, распятие на кресте, утопление. Каторжные работы на рудниках, принудительные работы на установленный срок, отдача в гладиаторы также являются «знамением времени». Широко практиковались различные виды ссылок и высылок:
изгнание из Рима с потерей гражданства, ссылка на острова с полной изоляцией, временная ссылка. Телесные наказания и конфискация имущества осужденных были как основными, так и дополнительными санкциями. В Древнем Риме судебный процесс по имущественным спорам отличался формализмом, разнообразием форм, разделением компетенции между магистратором (претором) и судьей – частным лицом, назначенным для окончательного решения спорного случая. Высшей судебной инстанцией по делам о тяжких преступлениях в республике были народные собрания. Позднее в сфере римского судебного устройства и судопроизводства произошли перемены. Судебной компетенцией в уголовных и гражданских делах стали обладать чиновники, принадлежавшие к администрации империи, что объединило суд и администрацию. Таким образом, регрессивные изменения затронули и сферу судопроизводства, где вместо республиканского принципа коллегиальности учреждается принцип единоличного принятия решений. Кроме того, римский суд в постклассический период превратился в сословный. Лица, принадлежавшие к высшим, привилегированным сословиям империи, судились самим императором. Чиновник получил привилегию быть судимым в суде его собственного начальника. Разделение на предварительное и судебное следствие исчезло. Судья сам производил дознание, сам выступал обвинителем и сам выносил приговор. Наиболее распространенным средством установления истины в период домината стала пытка. В период республики существовало открытое рассмотрение судебных дел; во время же империи установилась строгая тайна судопроизводства, служившая прикрытием административного произвола.
Формирование уголовного права как целостной системы связано с учреждением специальных судов (постоянных комиссий) и относится ко II в. до н.э. Каждая комиссия рассматривала определенную категорию уголовных дел. Первая из постоянных комиссий была создана в 149 г. до н.э. и занималась рассмотрением должностных вымогательств со стороны магистратов. В годы правления Суллы функционировало восемь профильных комиссий. Во главе каждой из комиссий стояли преторы, а в состав входили от 350 до 450 судей, которыми являлись граждане высших сословий.
В основе возбуждения уголовного преследования лежало обвинение, которое могло исходить только от частных лиц, но не от должностного лица. После возбуждения обвинения начиналось предварительное расследование. В процессе судебного разбирательства очень важное значение придавалось сви-
детельским показаниям, где действовало правило: «Показания одного – не свидетельство». Главное место в судебном процессе занимал обмен сторон судебными речами.
Решение выносилось присяжными по большинству голосов. Приговор мог выноситься не сразу, но после его объявления он немедленно приводился в исполнение. Однако в отношении беременных женщин это правило не действовало. Если обвиняемый приговаривался к смертной казни, то приговор мог приводиться в исполнение спустя десять дней. Уголовный процесс, таким образом, приобрел в постклассическом праве инквизиционный, экстраординарный характер. Судьи императора приобрели право не только истолковывать уголовные законы, но и отказываться от существовавших ранее судебных процедур. Приоритетным фактором при вынесении приговора становится усмотрение магистрата или чиновника. Право возбуждать обвинение переходит от частного лица к государству. Высшей апелляционной инстанцией по судебным делам был сам император, а практически эту функцию исполняла его канцелярия.
sorry,но выделять не было времени((((
РЕФЕРАТ
ПО ЛАТИНСКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: «Законы XII таблиц»
Составил студентка 1курса группы ВО-39
Зимина Инна Григорьевна
Проверил преподаватель
г.Королев
1.Введение………………………………………………………….….……стр. 3
2.Общая характеристика законов 12 таблиц…………………………… стр. 4
3. Основные черты римского права по Законам XII таблиц……………… стр. 6
4. Заключение.…………………………………………………………… стр. 14
5.Список используемой литературы………..………………………… стр. 16
Законы XII таблиц.
1.Введение.
Законы XII Таблиц не сохранились. Текст их реконструирован с достаточной достоверностью по произведениям римских юристов и литераторов позднейшего времени, главным образом по комментариям популярного толкователя права Гая (II в.). Как распределялись по отдельным таблицам древние нормы и правила, также известно приблизительно и более по традиции. Вероятно, каждая таблица была посвящена одному из наиболее важных предметов правового регулирования с позиций своего времени. Законами устанавливались не только чисто судопроизводственные правила, но и общие требования жизни в городской общине, в том числе касавшиеся соблюдения принятого порядка, предписаний морали. В этом отношении XII Таблиц многое позаимствовали из священных законов предыдущего времени.
По содержанию Таблицы распределяются следующим образом: О вызове в суд, о завершении судебных дел, об ответственности должника, о семейных и наследственных делах, о приобретении вещей, о пользовании земельным участком, о наказаниях за ущерб, об общественных делах, о порядке при похоронах. ХI-ХII таблицы условно объединяют те правила, которые трудно отнести к определенному разделу, касаются они в основном общегородских дел и отношений между сословными группами населения древней общины.
2.Общая характеристика Законов XII таблиц
Начало республиканского периода ознаменовалось событием, для всего дальнейшего римского праворазвития чрезвычайно важным - именно, составлением и изданием кодекса, известного под названием законов XII таблиц.
Свое название Законы получили в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городской площади. Никто поэтому не мог «отговариваться незнанием закона». По некоторым сведениям, от всякого вступающего в ряды граждан юноши требовалось знание законов наизусть. Считалось, что без этого нельзя выполнять обязанности гражданина, в особенности судейские.
Законы XII таблиц были в своей основе записью обычного права. Больше всего в ней нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей). Кодификация права была для них этапом в борьбе за уравнение с патрициями.
Законы XII Таблиц стали первым законченным сводом писаных норм, а также исторической основой для последующего развития права в Риме – в этом их особое значение в истории римского права. Еще спустя несколько веков римский историк Тит Ливии отмечал, что и в его время эти законы почитали за «источник всего публичного и частного права».
Законы XII Таблиц не сохранились. Текст их реконструирован с достаточной достоверностью по произведениям римских юристов и литераторов позднейшего времени, главным образом по комментариям популярного толкователя права Гая (II в.). Как распределялись по отдельным таблицам древние нормы и правила, также известно приблизительно и в основном по традиции. Предположительно, что каждая таблица была посвящена одному из наиболее важных предметов правового регулирования с позиций своего времени. Законами устанавливались не только чисто судопроизводственные правила, но и общие требования жизни в городской общине, в том числе касавшиеся соблюдения принятого порядка, предписаний морали. В этом отношении XII Таблиц многое позаимствовали из священных законов предыдущего времени.
По содержанию Таблицы распределяются следующим образом: о вызове в суд, о завершении судебных дел, об ответственности должника, о семейных и наследственных делах, о приобретении вещей, о пользовании земельным участком, о наказаниях за ущерб, об общественных делах, о порядке при похоронах. ХI-ХII таблицы условно объединяют те правила, которые трудно отнести к определенному разделу, касаются они в основном общегородских дел и отношений между сословными группами населения древней общины.
В законах были очевидны заимствования из греческого права. К числу таких, можно отнести предписания об ущербе, нанесенном животными, о праве убить ночного вора. Сходство с законами Солона обнаруживают и запреты на излишне пышные похороны, на обряды причитаний и др.
Античные авторы придают огромное значение созданию в середине V в. до н.э. законов XII таблиц. В современной историографии многие законы этого кодекса считаются нововведением, ставшим результатом полувековой борьбы плебса. В то же время совершенно очевидно, что новые законы не возникают на пустом месте и обычно опираются как на прежние правовые акты, так и на отраженные в праве социальные явления, ставшие обычаем. Поэтому многие исследователи справедливо полагают, что создание законов XII таблиц – это прежде всего фиксация уже действующего права. Так, появление многих известных законов, содержащихся в XII таблицах, традиция относит еще к периоду первых царей. Примечателен тот факт, что Цицерон, признанный знатоком древнейшего права, при обсуждении различных юридических казусов иногда ссылается одновременно и на древние священные законы, и на нормы XII таблиц. Священные законы значительно древнее децемвирального права, следовательно, упомянутые Цицероном нормы были зафиксированы в XII таблицах уже вторично. Законы о hostes, регламентировавшие правовые и коммерческие отношения Рима с соседними латинскими общинами, также повторяются и в тексте Латинского договора 493 г., и в законах XII таблиц.
3. Основные черты римского права по Законам XII таблиц.
Важной чертой Законов ХП таблиц было четко проведенное разделение вещей на две категории. К первой принадлежали главным образом земля, рабы, рабочий скот. Ко второй - все остальные вещи.
Практическое значение такого разделения обнаруживалось в способе отчуждения вещей; при их продаже, дарении и пр. Именно по этому признаку определилось и само название указанных категорий. Первая называлась res mancipi (рес манципи), вторая - res пес mancipi (рес нек манципи).
Отчуждение земли, рабов, рабочего скота должно было совершаться в строго установленной форме. Она называлась mancipatio (манципация).
Слово это происходит от manus - рука. Первоначальное образное представление о собственности шло от завладения вещью, захвата. Отсюда «манус».
Манципация производилась следующим образом. Продавец и покупатель (если взять наиболее частый случай) приглашали пять свидетелей (не менее) и весодержателя. Покупатель (приобретатель) касался рукой купленной им вещи («хватал раба»), говоря при этом: «Я утверждаю по праву квиритов, что этот… (предположим, раб) принадлежит мне и я купил его за эту медь». Продавец мог ограничиться молчанием, которое считалось знаком согласия.
Медный слиток бросался на весы, символизируя уплату денег. В этом обряде пережиточно сохранилось воспоминание о тех временах, когда еще не умели чеканить монету и металл переходил из рук в руки в виде слитков определенного веса. Из этого можно заключить, что обычай манципации много древнее Законов XII таблиц, знающих уже и денежный штраф.
Пропуск слова в формуле покупки, отсутствие хотя бы одного из пяти положенных свидетелей, какое-нибудь упущение в обряде и т. д. были достаточными основаниями для признания сделки недействительной, даже если были уплачены деньги.
Здесь выступает перед нами строгий юридический формализм, который проходит через все законодательство Таблиц.
Присутствие свидетелей, как и все другие условия манци- ^ нации, - дань традиции. Они играли двоякую роль. Запоминая «самый факт сделки и ее условия, свидетели обязывались удостоверять ее законность каждый раз, когда это требовалось (например, при судебном споре); кроме того, они были последним» напоминанием о том контроле, который в свое время осуществляла община во всем, что касалось сделок с землей, рабами, рабочим скотом. Ее права легко объяснимы. В течение всех первых веков республики римская земля (а затем и италийская) была коллективной собственностью и соответственно с тем называлась ager publicus (агер публикус) - общее поле.
Коллективным было на первых порах и рабовладение. Такой вид собственности, который принято называть античной, возникает благодаря объединению - путем договора или завоевания -нескольких племен, избирающих местом поселения один из родовых поселков. Непременным атрибутом античной собственности является рабство. Движимая, а впоследствии и недвижимая частная собственность развивается в данных условиях как отклоняющаяся от нормы и подчиненная общинной собственности форма. Античная собственность - это «совместная частная собственность активных граждан государства, вынужденных перед.лицом рабов сохранять эту естественно возникшую форму ассоциации»". Античная собственность имела форму государственной собственности, вследствие чего право отдельного индивида на нее ограничивалось простым владением (possessio). Настоящая частная собственность - и здесь мы снова согласны с Марксом и Энгельсом - появляется у римлян, как и у всех древних народов, лишь вместе с движимой собственностью.
Каждая римская семья получала участок для обработки. Когда его не хватало, прибегали к дозволенному «захвату» никем не обрабатываемой целины. Спустя два года участок становился законным владением.
Часто спрашивают, почему в число «рее манципи» не входят орудия труда - плуг, борона и пр. Дело в том, что они весьма рано перешли в частную собственность. Объясняется же это, во-первых, той индивидуализацией пользования орудиями, с которой начинается процесс возникновения частной собственности; во-вторых, сравнительной несложностью и доступностью указанных орудий.
Мы видим, таким образом, примечательную картину: земля еще считается общей собственностью, и община контролирует сделки с нею, но контроль этот формален. Фактическое распоряжение ею принадлежит частному лицу. То же следует сказать о рабах и рабочем скоте.
Все другие вещи - пусть даже очень дорогие - переходили из рук в руки совершенно свободно. Потому и говорили о них: «вещи, не нуждающиеся в манципации» - «рее нек манципи».
Долговое рабство, узаконенное ХП таблицами, отмечалось крайней суровостью. Договор займа, по которому средством обеспечения являлись «мясо и кровь» должника, назывался в Риме nexurn - (нексум) «кабала». По способу заключения нексум походил на манципацию (свидетели, медь, формула). При просрочке платежа кредитор, пользуясь дозволением суда, «налагал на должника руку», что означало заточение в оковах. Помещенный в подвал дома кредитора должник трижды выводился на городскую площадь вымаливать помощь друзей и родственников. «В третий базарный день должники предавались смертной казни или поступали в продажу за границу», что означало рабство.
Когда у должника оказывалось несколько кредиторов, закон предписывал: «Пусть разрубят должника на части».
Не следует думать, впрочем, что подобные дикости были распространенным явлением. Чаще всего применялась продажа в рабство.
Признавалось вместе с тем, что по выплате долга гражданин возвращал себе свободное состояние.
Долговое рабство больше всего угрожало плебеям, лишенным той защиты и помощи, которую давали патрициям род и курия. Ликвидация долгового рабства стала вопросом острой борьбы.
Римский историк Тит Ливии рассказывает, что как-то кредитор вывел на площадь старого воина-центуриона, «истощенного от бедности и худобы», в рубище. Оказалось, что разорение постигло его от войны, податей, непосильных процентов. Должник показал обезображенную побоями спину. «Видя и слыша это, народ поднял сильный крик. Должники в оковах и без оков бросаются на улицу, умоляя квиритов о защите».
Правящая верхушка Рима пошла на уступки. В 326 году до н. э. (через 250 лет после реформы Солона) долговое рабство было уничтожено и в Риме (закон Петелия). С этого времени ответственность должника ограничивается его имуществом.
Семейные отношения по Законам XII таблиц характеризуются ранее всего неограниченной властью домовладыки. Все живущие под крышей его дома, будь то кровные родственники или приемыши, были членами одной и той же фамилии, агнатами. Имущество семьи считалось ее коллективной собственностью, но распоряжаться им мог только «отец семейства» - paterfamilias. По смерти последнего оно поровну делилось между агнатами. Когда их не оказывалось, наследовали ближайшие сородичи (братья умершего, их сыновья и т. д.), которых также считали агнатами, хотя и дальними (братья некоторое время до смерти отца жили под одной крышей).
Дочь переходила в дом своего мужа, подпадая под власть его самого и его отца, если последний был еще жив. По отношению к своему родному отцу и своей старой семье вообще она когнатка, кровная родственница, но и только. Прав на наследство в своей кровной семье она, а также ее дети и внуки не имели.
Имущественная правоспособность наступала для римского гражданина нередко много позже политической - не ранее смерти отца.
Существовала одна возможность для освобождения сына при жизни отца - через троекратную продажу в рабство. После третьей продажи сын становился свободным. По отношению к своей семье он делался когнатом, лишенным, как и замужняя дочь, права наследования.
Жена так же, как и другие домочадцы, была во власти paterfamilias, своего мужа. Сама форма брака была для нее хотя и традиционной, но все же унизительной, особенно если брак устанавливался покупкой (в форме манципации). Некоторое равенство давал ей только брак без формальностей - «сине ману» (sine manu), без «наложения руки». Такой брак, допущенный законом, устанавливался фактом простого сожительства. Имущество супругов находилось при этом в их раздельной собственности. стр.4
Брак этот следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть - по давности. Чтобы избежать этого, она не менее трех ночей в году проводила вне дома - давность таким образом прерывалась.
Происхождение брака «сине ману» не вполне ясно. Возможно, что первоначально это была некоторая юридически неполноценная разновидность брака между патрициями и плебеями, которым «правильный брак» был разрешен только после издания закона Канулея (445 г. до н. э.).
Поскольку издержки на содержание семьи лежали на муже, установился обычай, чтобы в браке «сине ману» жена приносила приданое (в «правильном» браке все ее имущество было собственностью мужа). В случае развода оно возвращалось.
Законы XII таблиц разрешают наследование по завещанию, но ограничивают его рядом условий. Лишая наследства кого-либо из агнатов, отец должен был прямо назвать его. Это решение могло быть обжаловано. Всякое наследственное распоряжение нуждалось в ранний период республики в утверждении народного собрания.
Уголовно-правовые постановления Законов XII таблиц отличаются крайней суровостью. Смертной казнью наказывается всякий, кто посмеет потравить или собрать урожай «с обработанного плугом поля». Поджигатель дома или хлеба, если он действовал преднамеренно, заключается в оковы, подвергается бичеванию, за которым следует смерть. Всякий вправе убить на месте преступления ночного вора или вора, захваченного с оружием в руках. Дневной вор, застигнутый на месте преступления, подлежал физическому наказанию, а затем выдавался потерпевшему (обращение в рабство).
Законы XII таблиц рассматривают похищение чужого имущества не столько как преступление, затрагивающее интересы всего государства, сколько как действие, наносящее частный имущественный вред. Не исключено, что в какое-то более раннее время всякое воровство искупалось штрафом. Точно так же непреступлением, а деликтом считались оскорбление, побои и членовредительство. Все они компенсировались штрафом.
О государственных преступлениях Законы ХП таблиц говорят сравнительно немного: устанавливается неправомерность и наказуемость ночных сборищ, подстрекательства врага к нападению на Рим, нарушения постановлений, касающихся общественного порядка, взяточничества судей и др.
Об умышленном убийстве не упоминается вовсе, во всяком случае в тех отрывках, которые до нас дошли. Объясняется это, по-видимому, тем, что меры наказания, следуемые за него, не вызывали сомнений (смертная казнь). Следует добавить, что высшие магистраты республики не были связаны точным определением того, что следует считать преступлением. В особых случаях они могли решать этот вопрос по своему усмотрению. Во избежание произвола за каждым римским гражданином признавалось право апелляции к народному собранию. Решение последнего было окончательным.
Преступления раба рассматривались судом. У раба не было никаких гарантий и никаких прав на защиту. Приговоренный к смерти, он, по обычаю, сбрасывался с Тарпейской скалы.
Необыкновенно строгим формализмом проникнуты правила разрешения имущественных споров, составляющие в своей совокупности гражданский процесс. Наиболее известная из его форм - так называемый легисакционный процесс предусматривал сложную процедуру.
Истец являлся к претору и делал заявление. Претор назначал день суда. Ответчик вызывался самим истцом. Ему дозволялось применить силу.
Процесс протекал в форме борьбы за спорную вещь. Сначала истец, затем ответчик налагают на нее (или ее часть, например, кусок дерна, если речь идет о земле) палочку-виндикту. При этом они произносят установленные обычаем формулы (каждая для данного случая). Тот, кто сбился или ошибся, автоматически проигрывал дело.
От названия этой палочки происходит термин «виндикация», под которым понимают истребование вещи из чужого неправомерного владения. По своему происхождению виндикта - «укороченное» копье - символ древнего способа завпадения вещью.
По другому объяснению, «виндикация» происходит от vim dicere - объявлять о применении силы.
С окончанием этой процедуры спорящие стороны заключали своеобразное пари. Кто проигрывал дело - проигрывал и залог. Величина его равнялась нередко половине иска.
На этом заканчивалась первая стадия процесса. Вторая стадия заключалась в том, что назначенный претором судья любой из римских граждан, которого претор считал подходящим, - без особых формальностей рассматривал дело по существу: выслушивал свидетелей, знакомился с документами, выносил решение.
При неявке одной из сторон (без уважительной причины) решение автоматически выносилось в пользу ее противника.
Гораздо проще обстояло дело в том суде, которым ведал перегринский претор. В спорах между иностранцами; нормы Законов ХП таблиц были неприменимы. Претор сам решал дело от начала до конца. Эта практика оказала очень большое влияние на судьбы позднейшего (классического) римского права.
Толкование законов, как и цивильного права вообще, а также составление судебного календаря и исковых требований вплоть до IV века оставались привилегией понтификов, всячески охранявших свою монополию на судебные тайны.
4.Заключение.
Первая римская кодификация права восходит к середине V столетия до н. э. Она получила название «Законов XII таблиц». В течение многих веков они считались в Риме основным источником права - публичного и частного.
«Законы XII таблиц» оказали огромное влияние на последующее развитие римского общества и права. Старый, связанный с родовым устройством обычай был заменен писаным правом, закрепляющим и освящающим частную собственность, рабство и неравноправие.
В древнейший период безраздельно господствующей правовой системой было квиритское право. Оно отличалось сакральным характером, большой степенью традиционности, связью с квиритскими обычаями и ритуалами, нашедшими свое отражение в Законах XII таблиц. Цивильное право несло на себе следы своего происхождения в условиях небольшого земледельческого государства. Оно применялось только к обладающим римским гражданством лицам и рассматривалось как особая привилегия римского гражданина.
Римское право древнейшего периода отличалось строгостью, формализмом. Особое внимание было уделено урегулированию отношений, связанных с движением имущества и правом частной собственности, которое рассматривалось как полное господство собственника над объектом права.
Однако община долгое время сохраняла право верховного контроля за распоряжением землей и прочим хозяйственно важным имуществом, которое имело семейный характер.
К III в. до н.э. консервативное по своей сути цивильное право стало превращаться в определенное препятствие на пути роста торгового оборота и пришло в противоречие с потребностями развивающейся рабовладельческой системы. Однако, римляне не отменили действие Законов XII таблиц, дополнив законодательство более гибким преторским правом.
5.Список использованной литературы.
1. Бартошек М. Римское право (понятия, термины, определения). М., 1989.
2. История государства и права зарубежных стран Ч. 1/ под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. М. 2004.
3. Покровский И.А. История Римского Права. Издание 3-е, исправленное и дополненное. М - 2004.
4. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права/Под ред. З.М. Черниловского. М., 1994.
5. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1995
Законы 12 таблиц, общая характеристика которых будет нами рассмотрена, - знаменитый памятник древнеримского права. Считается, что они были составлены комиссией десяти мужей (децемвиров) в 451-450 гг. до н. э. Децемвиры во время работы комиссии являлись магистратами. Долгое время некоторые из них не хотели расставаться с полномочиями и даже задумали осуществить государственный переворот для того, чтобы установить тиранию.
Доски с законами, влияние афинского права
Ученые полагают, что источники законов 12 таблиц - документы афинского права. Именно ими децемвиры руководствовались при их написании. В греческие колонии, находившиеся на юге Италии, было направлено посольство из Рима. Апий, старший из десяти мужей, закончив кодификацию, будто бы сказал, что они должны служить на благо и процветание государства. Такова краткая история создания законов 12 таблиц.
Свое название они получили не случайно. Именно на 12-ти деревянных досках был вбит их текст. Перед зданием Сената на Форуме были выставлены законы 12 таблиц. древности немыслимо без них. Законы сразу же начали изучать в школе. Сегодня оригинал их утрачен, видимо, навсегда. Когда на территорию Древнего Рима вторглись галлы, доски были разрушены. До наших дней дошли лишь фрагменты высказываний юристов, писателей, ученых, политических деятелей того времени.
Значение законов 12 таблиц в Древнем Риме
Эти законы по форме своей были в основном компиляцией обычаев, господствующих в годы их написания. Их отобрали в соответствии с интересами господствующего класса. Так появились законы 12 таблиц. Общая характеристика их до сих пор вызывает большой интерес. Законы эти были оснащены юридическими санкциями, предусмотренными в различных сферах. У римлян они считались настоящим кладезем мудрости. знаменитый древнеримский юрист, отмечал, что римский закон 12 таблиц - документ, в котором можно отыскать "картину нашей древности". Цицерон считал, что обилием пользы и своим авторитетом одна эта книжица превосходит всех философов и все библиотеки для тех, кто ищет источники и основы права. Дети, жившие в Древнем Риме, учились по этим законам чтению. Децемвиры, осуществляя кодификацию своих обычаев, пытались сохранить привилегии и господствующее положение патрициев, однако им не удалось достичь этого в полной мере.
Формальное равенство плебеев и патрициев
Согласно законам 12 таблиц, плебеи имели формальное равенство в судах с патрициями. Кроме того, они получили также и определенные политические права. Для плебеев это была большая победа, поскольку произвольные толкования существовавших обычаев ограничивало появившееся писаное право. Оно стало правовой основой Древнего Рима. Законы 12 таблиц охраняли плебеев от беззаконий и произвола, творимых патрицианскими магистратами и судьями. В 304 году до н. э. Сенат постановил, что при разбирательстве уголовных и гражданских судебных дел должностные лица должны руководствоваться писаным законом. Шаткие предания отныне не являлись авторитетом.
Разделение обычного права после принятия законов
Законы 12 таблиц в полной мере отразили уровень правового сознания, характерный для той эпохи. В царское время, в эпоху родового строя, существовали международные и другие межплеменные обычаи. Племя являлось их субъектом. после принятия законов 12 таблиц разделилось на два. Одно из них - внутреннее римской общины (квиритское, позднее названное гражданским, или цивильным). Законы 12 таблиц относятся именно к нему. Второе право регулировало отношения между Римским государством и другими странами. Кроме того, в Риме действовал фециальный закон. В нем были описаны обряды, совершаемые при объявлении войны, предусматривались различные меры по соблюдению договоров государства с другими странами. Со времен С. Туллия в качестве аксиомы утверждается положение, согласно которому квиритские обычаи и право действуют лишь для граждан Рима.
Запрет браков между плебеями и патрициями
Законы 12 таблиц в Древнем Риме включали целый ряд статей, в которых отразились древние обычаи патриархальной общины, ее пережитки. Они были направлены на сохранение вековых устоев. В частности, запрещались браки между плебеями и патрициями. В 445 году до н. э. был отменен этот закон.
Отношения, касающиеся недвижимости
В 12 таблицах указано, что землей должен распоряжаться коллектив римской общины. Согласно религиозной традиции, ее нельзя было завещать божествам и храмам. Земля должна была оставаться под контролем общины, быть ее собственностью. Таким образом, была ограничена на нее.
Дарение, наследование, купля-продажа важных объектов недвижимости (рабочего скота, рабов и земли) обставлены особыми ритуалами. Они были под контролем общины. Завещание обязательно должно было быть утверждено куриатной комицией (а иногда и центуриатной, если отец лишал своего законного наследника доли наследства). В том случае, если кто-то обрабатывал бесхозный пустырь или пустующий клочок земли, он становился по истечении двух лет его собственником. Тем не менее, на чужаков не распространялось это право. На территории Рима распоряжаться землей и владеть ей мог лишь римский гражданин.
Суровыми наказаниями охраняются права собственника в 12 таблицах. Например, к распятию на дереве приговаривался тот, кто совершил ночную кражу урожая. На преступника, осуществившего поджог дома и зерна, находящегося около него, надевали оковы, сжигали и избивали.
Закон, который был принят на собрании народа, был объявлен основным правовым источником. Ему не должна была противоречить никакая сделка. В законах 12 таблиц подробно рассказывается о межах и границах земельных наделов, о порядке их наследования и давности владения ими. Охранялись интересы собственника, его имущество должно было быть ограждено от незаконного удержания. Хищения чужого имущества, а также преступления, связанные с покушением на здоровье и жизнь квиритов, карались особенно сурово. Главным способом защиты права собственника в случае его нарушения была физическая расправа над виновным.
Семейные отношения
Усыновление предполагало санкцию великого понтифика и куриатного собрания. Жрец и комиции могли и отказать в нем, если переход усыновляемого мог повлечь за собой угасание, вымирание его прежней семьи, фамилии.
В законе об охране римской семьи большую власть имел глава семейства. Это также следует рассматривать как заботу об укреплении общины и пережиток прошлого. У других народов данное положение аналогов не имеет. У главы семьи было исключительное право обладания и распоряжения всем недвижимым и движимым имуществом. Кроме того, его власть над женой и нисходящими потомками (в том числе и внуками), была практически неограниченной. После смерти главы семьи имущество делилось поровну между агнатами (так назывались члены фамилии). В случае, если их не было, наследовали состояние ближайшие сородичи (к примеру, братья усопшего, их сыновья и др.).
Принцип талиона, значение присяги
В памятнике закреплялся так называемый - при совершении преступления наказание следовало как равное за равное. Это также говорило о закреплении пережитков родового строя. Присяге придавалось очень большое значение. Если кто-то лжесвидетельствовал, его сталкивали с Тарпейской скалы.
Защита равенства граждан
Следует сказать несколько подробнее и о защите равенства граждан, описывая законы 12 таблиц. Общая характеристика их в этом отношении следующая: они охраняли достоинство, честь и права граждан, а также формальное равенство их. Особыми привилегиями наделять того или иного из них запрещалось. Закон в целях сохранения между гражданами равенства ограничивал допустимые расходы на погребение, а также продолжительность траура.
Тот, кто сочинил песню, где содержалась бы клевета на какого-либо гражданина Рима, мог быть приговорен к смерти. Однако казнь нельзя было осуществить без особой на то санкции центуриатной комиции. Закон охранял справедливость. Уличенный кем-то в подкупе судья должен был быть казнен.
Суверенная власть народа
Наконец, в качестве пережитка древности нужно рассматривать решения, которые принимались на народных собраниях. Для всех они обладали обязательной силой. Следовательно, римский народ теоретически (кроме рабов, чужаков и вольноотпущенников) был верховным собственником всей территории государства. Суверенная власть принадлежала исключительно ему. Всякий гражданин, предавший свою родину, тем самым совершал измену. А если он выдавал своего соотечественника врагу, ему грозила за это
Отношение к религии
Характеристика законов 12 таблиц была бы неполной, если бы мы не отметили представления о религии римлян, которые они отразили. Связь с ними усматривается в том, что понтифики, блюстители культов в то время выступали также толкователями обычаев. Они являлись первыми знатоками права. Свод законов 12 таблиц гласил, что преступлением считается пренебрежение обрядами, предусмотренными религией. Формальным моментам при этом придавалось очень большое значение. Квириты, то есть мужчины-патриции, которые могли носить оружие, имели явный приоритет.
Перечень самых тяжелых преступлений, наказания и возможность выкупа
В законах был указан перечень самых тяжелых преступлений. Это злостная клевета, взяточничество судей, лжесвидетельство (особо опасное), а также истребление урожая и поджог. При этом в законе был разрешен выкуп по соглашению, который мог заменить расправу. Однако это касалось лишь совершивших преступление свободных граждан. Как правило, раб всегда отвечал за содеянное своей жизнью. Гражданин Рима, кроме того, мог быть приговорен к смертной казни лишь после решения, вынесенного центуриатными комициями. В качестве отягчающего обстоятельства выступал умысел.
Значение законов 12 таблиц в истории права
Какое же значение в истории имели законы 12 таблиц? Общая характеристика их роли следующая. Они стали одним из первых в античном мире памятников рабовладельческого права. В них были отражены основы жизни гражданской римской общины, а также института частной собственности. Роль этого кодифицированного свода в развитии римского гражданского права была очень велика. Ученые считают, что по своему совершенству не выделялись среди других подобных документов того времени законы 12 таблиц. Законы Хаммурапи и Ману, например, были не менее разработаны с точки зрения уголовного права. Римское право не зафиксировало множество составов преступлений. Кроме того, не исключало возможности произвола наличие такого документа, как законы 12 таблиц. Законы Хаммурапи, конечно, не были в этом отношении лучше. В Египте, как известно, также существовали бесправные рабы, с которыми по своему усмотрению мог обходиться хозяин. Однако и римские императоры законом связаны не были и могли определять, что является преступлением, а что нет. Наказание в данном случае было произвольным. Однако стоит отметить, что в уголовном праве Рима очень рано выделяются преступления частного и публичного характера. В этом одна из его важных особенностей.
Законы 12 таблиц, законы Хаммурапи, законы Ману - все это интересно не только юристам, но и всем любителям истории. Ведь правовые нормы отражают особенности того или иного общества. По ним можно судить и об обычаях и традициях, и о государственном строе, и о границах власти главы государства.
Первая римская кодификация права восходит к середине 5 в. до н.э. Она получила название «Законы 12 таблиц». В течение многих веков они считались в Риме основным источником права –публичного и частного. Своё название Законы получили в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городской площади. Никто поэтому не мог «отговариваться незнанием закона». По некоторым сведениям, от всякого вступающего в ряды граждан юноши требовалось знание законов наизусть. Считалось, что без этого нельзя выполнять обязанности гражданина, в особенности судейские.
Законы 12 таблиц были в своей основе записью обычного права. Больше всего в ней нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей). Кодификация права была для них этапом в борьбе за уравнение с патрициями. Сами законы до нас не дошли. Они известны лишь в отрывках, которые сохранились в сочинениях древних авторов, в особенности юристов – Цицерона, Ульпиана и др. Среди этих источников особое место занимает сочинение юриста 2 в. н.э. Гая , автора «Институций» - учебника для римских юридических школ. Его случайно обнаружил историк Нибур в 1816 году в итальянском городе Вероне (опрокинул чернильницу и, стирая на рукописи пятно, обнаружил сочинение Гая).
В целом римское право 1-го периода можно охарактеризовать следующими чертами:
1)Строгий формализм правовых процедур, следование букве законов, соблюдение определенного ритуала (например, манципации).
2) Казуистичность построения правил и норм (по принципу «Если-то-иначе»).
3) Регулирование правоотношений только между римскими гражданами – квиритами («квиритское право»).
4) Суровое наказание за колдовство, убийство, измену и воровство.
Деление вещей на 2 категории. Право собственности.
Для имущественных отношений эпохи Законов двенадцати таблиц характерно широкое распространение частной собственности, включая земельную. Римские юристы под собственностью понимали полное и абсолютное право пользоваться и распоряжаться вещами с ограничениями, которые установлены договором или правом. Со времен Законов двенадцати таблиц римское право подразделяло собственность на два типа:
к первому типу относились земля, рабочий скот, рабы, здания и сооружения. Для отчуждения вещей первой категории требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации;
Ко второму - все прочие вещи, которые переходили от одного владельца к другому посредством бесформальной передачи на условиях, установленных договором - так называемой традиции. Одной из форм ограничения права собственности является сервитут - право на чужую вещь. Сервитута подразделялись на вещные (когда один собственник поступался правом на свою собственность в пользу другого) и личные (когда предоставлялось право пользования чужой вещью при сохранности самой вещи).
Манципация: Продавец и покупатель приглашали 5 свидетелей и весовщика. Покупатель касался рукой купленной им вещи («хватал раба»), говоря при этом: «Я утверждаю по праву квиритов, что этот…(предположим, раб), принадлежит мне, и я купил его за эту медь». Медный слиток бросался на весы, символизируя уплату денег.
Долговое рабство. НЕКСУМ – договор займа, по которому средством обеспечения являлись «мясо и кровь» должника. (Помещенный в подвал дома кредитора должник трижды выводился на городскую площадь вымаливать помощь друзей и родственников. «В третий базарный день должники предавались смертной казни или поступали в продажу за границу», что означало рабство.
Брачно-семейные отношения. В Древнем Риме были известны три формы заключения брака:
традиционный (глава семьи – мужчина);
Брак в форме покупки невесты, также отдававший жену под власть мужа (в форме манципации);
Брак «сине манну» - без наложения руки. Это совместное проживание, когда имущество супругов находилось в их раздельной собственности. Срок давности – 1 год; чтобы не попасть под власть мужа, жена не менее трех ночей в году проводила вне дома –давность прерывалась.
АГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО – все, кто проживают под одной крышей; КОГНАТИЧЕСКОЕ – покинул свой дом или ушли к мужу.
Судебный процесс – легисакционный процесс, очень формальный процесс, состоит из 2-х стадий:
1)Истец являлся к претору и делал заявление. Претор назначал день суда. Ответчик вызывался самим истцом. Ему дозволялось применять силу. Процесс протекает в форме борьбы за спорную вещь. Сначала истец, затем ответчик налагают на нее палочку-виндикту. При этом они произносят установленные обычаем формулы. Тот, кто сбился или ошибся, автоматически проигрывал дело. С оканчанием этой процедуры спорящие стороны заключают пари . Кто проигрывал дело – проигрывал и залог.
2) Назначаемый претором судья (любой из римских граждан) рассматривал дело по существу (выслушивал свидетелей, знакомился с документами, выносил решение).
Текст законов был выбит на 12 досках, которые были выставлены на форуме перед зданием сената, их изучали в школе. Оригинал утрачен, вероятно навсегда. Доски разрушены во время нашествия галлов, до нас дошли только фрагменты из высказываний римских юристов, ученых, писателей, политических деятелей.
По форме эти законы являлись в основном записью, компиляций господствующих в то время обычаев , отобранных в интересах господствующего класса, оснащенных юридическими санкциями.
Законы XII таблиц считались у римлян кладезем мудрости. Знаменитый юрист Древнего Рима Марк Туллий Цицерон говорил, что в этих законах можно найти «многообразную картину нашей древности». Он утверждал, что «для всякого, кто ищет основы и , одна книжица XII таблиц весом своего авторитета и обилием пользы превосходит все библиотеки, всех философов». В Древнем Риме дети по этим законам учились читать.
Проводя кодификацию обычаев, децемвиры стремились сохранить господствующее положение и привилегии патрициев, но этого им достигнуть полностью не удалось.
Плебеи по законам XII таблиц добились в судах формального равенства с патрициями, получили некоторые политические права . Это была их великая победа, так как писаное право ограничивало произвольные толкования обычаев, создавало основу законности , охраняло плебеев от произвола и беззаконий, творимых судьями и патрицианскими магистратами.
Сенат в 304 г. до н.э. постановил, что должностные лица при разбирательстве судебных дел, гражданских и уголовных обязывались руководствоваться не шаткими преданиями, а буквой писаного закона.
Законы XII таблиц отражали уровень правового сознания той эпохи. Во времена родового строя, в царскую эпоху действовали международные и иные межплеменные обычаи. Субъектом такого обычая являлось племя. К моменту принятия законов XII таблиц обычное право разделялось на два: первое - внутреннее право римской общины - право квиритское, впоследствии получившее название цивильного, или гражданского (ius civile). К нему и относятся законы XII таблиц. Второе право (ius gentium) как бы регулировало внешние отношения Римского государства.
В Риме имелся еще и фециальный устав, в котором предусматривались меры по соблюдению международных договоров , описывались обряды при объявлении войны . Со времен Сервия Туллия утверждается как аксиома положение, по которому квирит- ское право и обычаи существуют только для римских граждан .
В законах имеется ряд статей, в которых сохранились пережитки римской патриархальной общины, ее древние обычаи, они направлены на консервацию устоев древности. Браки между патрициями и плебеями были запрещены. Этот закон был отменен в 445 г. до н.э.
Законы сохраняют распоряжение землей в руках коллектива римской общины. По религиозной традиции земельный надел нельзя было завещать храмам и даже божествам. Земля не должна уходить из-под контроля общины, она должна оставаться ее собственностью . Из этого следует, что частная собственность на земельные участки ограничена.
Купляпродажа, наследование, дарение важных объектов недвижимого имущества (земли, рабов и рабочего скота) обставлены ритуалами, т.е. находились под контролем коллектива общины.
Завещание должно было утверждаться куриатной или даже в особых случаях центуриатной комицией (если отец лишал сына, законного наследника, права на его долю наследства). Если человек обрабатывал пустующий участок земли или бесхозный пустырь, то через два года он становился его собственником. Однако это право не распространялось на чужаков. Владеть землей и распоряжаться ею на территории Рима мог только римский гражданин, отсюда и формула: «мое по квиритскому праву».
Процедура усыновления требовала санкции куриатного собрания и великого понтифика. Комиции и жрец могли отказать в утверждении этого акта, если переход усыновляемого мог привести к вымиранию, угасанию его прежней фамилии, семьи .
Как пережиток прошлого и заботу о прочности общины, полиса следует рассматривать фиксацию в законе охраны римской семьи, огромную власть домовладыки (pater familias), главы семейства. Его положение не имеет аналогов у других народов. Глава семьи обладал исключительным правом распоряжения имуществом семьи, как движимым, так и недвижимым, а также имел почти неограниченную власть над женой и всеми нисходящими потомками, включая внуков.
Памятник права закрепил принцип талиона - равное за равное при совершении преступления , что также свидетельствует о пережитках родового строя. Большое значение придавалось присяге. Лжесвидетель сбрасывался с Тарпейской скалы.
Законы охраняли права, честь и достоинство сограждан, их формальное равенство. Запрещалось наделять граждан особыми привилегиями. В целях сохранения равенства закон ограничивал расходы на погребение и продолжение траура.
Основным источником права объявлялся закон, принятый народным собранием. Всякая сделка не должна противоречить закону.
Подробно говорится о границах, межах земельных наделов, давности владения таким наделом и порядке наследования. Закон охранял интересы собственника, ограждал его имущество от незаконного удержания, особо карались хищения чужой вещи и преступления тех, кто покушался на жизнь и здоровье квиритов.
Физическая расправа с нарушителями была основным способом защиты нарушенного права собственника.
По легенде, Нума Помпилий установил: кто сдвинет или снимет межевые знаки земельных наделов, будет проклят богом.
Все объекты собственности делились на две категории: манципированные (res mancipi) и неманципированные (res nec mancipi). В первую входили земля, здания, скот, рабы. Отчуждение таких вещей, по законам XII таблиц, могло производиться лишь с соблюдением архаических формальностей, что свидетельствовало о неразвитости товарно-денежных отношений.
Обряд манципации применительно к сделке купли-продажи требовал присутствия, кроме продавца и покупателя, весодержателя и пяти свидетелей , которыми могли быть, как правило, римские граждане. На весы клали слиток меди, покупатель касался рукой купленной вещи и произносил установленную формулу.
Судя по всему, обряд манципации преследовал цель затруднить чужакам, пилигримам, иностранцам доступ к собственности квиритов, римских граждан. Все другие вещи имели хождение в имущественном обороте без каких-либо обрядов.
Судьба неоплатного должника по законам XII таблиц была невыносимо тяжелой. Вначале ему давалось 30 дней на уплату долга. По истечении этого срока кредитор вел должника к магистрату, где объявлял сумму долга и его основание. Если оплаты не следовало, кредитор вел должника к себе домой и заключал в оковы. В течение 60 дней кредитор был обязан 3 раза выводить должника на рыночную площадь и объявлять сумму долга. Если никто не желал помочь несчастному и не соглашался отработать за него долг, то должник мог быть продан в рабство за Тибр или убит. При наличии нескольких кредиторов должника могли рассечь на части. Отдельные римские юристы полагали, что данная статья в части убийства должника почти не применялась.
Таким образом, по законам XII таблиц власть кредитора над должником была огромной. От долговой кабалы страдали, прежде всего, плебеи. Только по закону Петелия 326 г. до н.э. плебеи добились отмены этого варварского способа защиты интересов кредитора.
Законы XII таблиц определяли права собственников и владельцев земельных участков, порядок наследования, содержали нормы семейного права , определяли преступления и наказания. Они закрепляли огромную власть домовладыки, главы семьи, а также степень родства. Он мог убить ребенкаурода, мог трижды продать своего сына, мог прогнать свою жену. Закон по-прежнему запрещал браки между патрициями и плебеями.
Законы содержали перечень наиболее тяжких преступлений. К ним относятся: измена государству, взяточничество судей, злостная клевета, особо опасное лжесвидетельство, а также поджог, тайное истребление урожая. За кражу в ночное время с оружием, если виновный был пойман с поличным, его разрешалось искалечить, убить на месте. Закон упоминает принцип талиона. «Если причинит членовредительство и не помирится (с потерпевшим), то пусть и ему самому будет причинено то же самое». Закон, однако, разрешал заменять саморасправу выкупом по соглашению.
Свободный гражданин за преступление мог откупиться. Раб, как правило, отвечал своей жизнью.
Кроме того, римский гражданин мог быть осужден к смертной казни только по решению центуриатных комиций.
Правовое положение населения Древнего Рима
Для того чтобы обладать всей полнотой политических и гражданских прав , в Древнем Риме человек должен был удовлетворять трем требованиям:
а) быть свободным, а не рабом (status libertatis);
б) принадлежать к числу римских граждан , а не чужеземцев (status civitatis);
Правоспособность признавалась возникшей в момент рождения человека, удовлетворяющего указанным выше требованиям, и прекращалась с его смертью.
Однако юристы установили правило, в силу которого зачатый, но еще не родившийся ребенок признавался субъектом прав во всех случаях, когда это соответствовало его интересам. В частности, исходя из постановлений законов XII таблиц, за ним признавали право наследования имущества отца, умершего во время беременности матери.
По общему правилу в Древнем Риме рабы были вещью и не обладали правоспособностью, но в период республики за некоторыми сделками рабов стали признаваться юридические последствия в связи с практиковавшимся господами выделением имущества в непосредственное управление раба (так называемый пекулий).
Вместе с тем не всякий свободный человек был в Риме одинаково правоспособным; некоторые свободные люди были в известные периоды римской истории вовсе неправоспособными.
В древние времена полностью правоспособными считались лишь квириты - коренные жители лациума. Чужеземцы рассматривались в качестве врагов (hostes), которые в любое время могли быть обращены в рабство. Но римский гражданин мог стать патроном иностранца , который ставился в положение клиента. Патрон оказывал клиенту правовую помощь, совершая в его интересах сделки и защищая его перед римским судом .
Вероломный патрон подвергался суровому наказанию , он объявлялся обреченным мщению богов, а потому ставился вне закона.
Латины (жители Италии) не имели политических прав , но пользовались гражданскими правами. В I в. до н.э. все латины получили права римских граждан. В 212 г. н.э. римское гражданство было предоставлено всему населению Римской Империи.
Необходимым условием полной правоспособности в сфере частного права являлось в Риме определенное семейное состояние, самостоятельность в сфере семейных отношений.
Древнейшая римская семья, так называемая агнатская семья, представляла собой союз людей, объединенных не кровной связью, а подчинением власти одного и того же домовладыки - paterfamilias.
В древнейшее время только paterfamilias был носителем правоспособности в сфере частного права. Остальные члены семьи, вступая в имущественные правоотношения, устанавливали права не для себя, а для paterfamilias, не создавая, однако, для последнего обязанностей.
Обязательственное право Древнего Рима
Римский юрист Павел писал: «Сущность обязательства не в том состоит, чтобы сделать какой-нибудь предмет нашим, или какой-нибудь нашим, но чтобы связать другого перед нами, дабы он дал что-нибудь или сделал или предоставил».
В этом определении проводится размежевание права на вещь и права требовать действия.
В римском частном праве выделяли обязательства, пользующиеся исковой защитой, и натуральные обязательства.
Как правило, в случае неисполнения обязательства, кредитор может добиваться принудительного осуществления своих прав .
Например, в 70 г. н.э. был издан Senatusconsultum-Macedonium, в силу которого были лишены исковой защиты займы, предоставленные подвластным членам семьи; однако, уплаченное по такому займу возврату не подлежало.
Гай, римский юрист, делил все обязательства на возникающие из контрактов (договоров) и деликтов (правонарушений).
Под контрактом понимался договор, признанный цивильным правом и снабженный исковой защитой; деликтом называлось причиняющее вред недозволенное деяние.
У Юстиниана основания возникновения обязательств сводятся к четырем источникам:
- контракты,
- квазиконтракты,
- деликты,
- квазиделикты.
- dare,
- facere,
- praestare.
Семейное право Древнего Рима
В целях стимулирования рождаемости Lex Iulia et Papia Popea в 4 г. н.э. установил для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоящих в браке и не имевших детей, ряд ограничений в имущественных правах ; также состоящие в браке не могли получать имущество по завещаниям, а состоящие в браке, но бездетные могли получать только половину от завещанного им.
При этом понятие бездетности являлось условным и различным для мужчин и для женщин: мужчина не бездетен, если у него один ребенок, женщина - только если у нее трое, а у вольноотпущенницы даже четверо детей.
Заключению брака обыкновенно предшествовало обручение. В древнейшее время обручение лиц совершалось их paterfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias сторон.
Обручение проходило в форме стипуляции - устной обязанности paterfamilias передать невесту жениху.
В случае нарушения обязательства противная сторона имела право потребовать возмещения причиненного ущерба. Виновная сторона лишалась чести и не могла представлять чужие интересы в суде. Виновной стороне не возвращались подарки, сделанные во время обручения. В случае смерти жениха невеста и ее наследники сохраняли половину обручальных подарков.
Римское право знало три способа установления manus:
а) confarreatio (брак патрициев),
Церемония confarreatio совершалась в присутствии жрецов и 10 свидетелей , представлявших, быть может, древнейшие 10 курий (данной трибы). Только человек , рожденный от брака, заключенного с соблюдением сакральной процедуры, и состоящий в таком браке, мог стать жрецом.
Coemptio - это плебейская форма брака, совершаемая как «воображаемая» покупка жены мужем. Вероятно, в архаические времена присутствовала подлинная покупка жены. Coemptio производилось в тех же формах, в каких покупались наиболее ценные вещи - а именно, земля и рабы (в форме mancipacio).
Usus представлял своеобразное применение приобретатель- ной давности к области брачных отношений. Условия вступления в брак.
Достижение брачного возраста, который в Риме совпадал с возрастом совершеннолетия. После некоторых колебаний брачный возраст для мужчин был определен в 14 лет, а для женщин в 12 лет.
Согласие на брак. В древнейшие времена согласие давали отцы семейств. Однако постепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак лицам, подвластным домовладыкам, нужно было получить не только согласие paterfamilias, но и согласие того лица, кто мог занять место paterfamilias жениха в будущем. Так, согласие на брак внука давал не только его paterfamilias, - дед, но и отец, подчиненный власти того же деда, ибо после смерти деда внук окажется под властью своего отца, которому сын не вправе навязать наследников, будущих детей от заключенного брака. Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агнатическую семью своего мужа.
3. Брак запрещался между близкими родственниками. В древнейшие времена вплоть до седьмого колена. Личные и имущественные отношения супругов были глубоко различны в браке cum manu и sine manu.
В браке cum manu жена, став юридически чужой своей старой семье, подчинялась власти мужа, который мог продать ее в кабалу, наложить любое взыскание - вплоть до лишения жизни. Так же, как рабы и дети, жена лишалась правоспособности в области имущественных отношений. Все, что жене принадлежало до брака, становилось собственностью мужа. Это бесправное положение жены юридически уравнивалось только тем, что она являлась наследницей мужа на равных правах с его детьми.
Кроме того, обычаи значительно смягчали бесправное положение жены. Традиции обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав суждения совета, состоявшего, как думают, из членов ее старой семьи. Наконец, почет, связанный с общественным положением мужа, распространялся и на жену.
Совершенно иначе были построены отношения мужа и жены в браке sine manu, так как он не менял юридического положения, в котором находилась жена до вступления в брак. Она по-прежнему являлась агнаткой своих старых агнатов. Имущество в таком браке управлялось раздельно в своих частях как мужем, так и женой. Жена могла вступить с мужем в любую имущественную сделку . Воспрещались лишь дарения между супругами. Издержки общей семейной жизни, содержание детей и т.п. лежали на муже. Но уже со времен появления брака sine manu вошло в обычай давать мужу особое приданое - dos, в целях облегчения ему бремени семейных расходов . Основания прекращения брака.
Кроме смерти одного из супругов римский брак прекращался:
- в случае обращения одного из супругов в рабство;
- с утратой одним из супругов римского гражданства ;
- с изменением семейного положения, устанавливающего недопустимую степень родства между супругами. Например, при усыновлении отцом невесты ее мужа;
- по воле мужа или его домовладыки в браке cum manu;
- по воле одного из супругов в браке sine manu.