Ведомство избавляется от наследия прежнего руководства. Если мчс ликвидируют Будет ли слияния мчс и минобороны
В 2018 году в России произойдет немало изменений в самых разных сферах. Масштабная реорганизация ожидается и в подконтрольных государству силовых ведомствах. В связи с этим актуальным является поиск ответа на вопрос, что будет с МЧС, или Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий?
О том, что главные военизированные структуры страны будут подвергнуты глобальному реформированию, стало понятно после упразднения ФСКН, или Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, указом Президента в 2016 году. Полномочия ее сотрудников были возложены на Министерство внутренних дел, а у аналитиков и специалистов даже не возникло вопросов относительно такого шага.
Все дело заключалось в том, что он был вполне ожидаем, ведь результативность федерального формирования, работники которого часто попадали в скандалы, оставляла желать лучшего. Однако, в этом же документе была упомянута и еще одна служба – ФМС, занимающаяся вопросами миграции населения. Этот реорганизационный ход стал для служащих данного исполнительного органа практически громом среди ясного неба: во-первых, их работа редко подвергалась нареканиям, а, во-вторых, с того момента 1/3 из них оказалась вынуждена искать для себя новые места занятости.
Важно! Несмотря на то, что в средства массовой информации поступают совсем немногочисленные сведения относительно готовящихся изменениях, все же у людей сведущих не остается никаких сомнений, что грядущие реформы затронут и МЧС, и МВД и, возможно, даже ФСБ.
Основные подтверждающие факты
Среди существующих по данной теме последних новостей гражданам рекомендуется опираться только на 2 официально планируемых нововведения. Это:
- Учреждение Министерства Государственной Безопасности, ближайшим «родственником» которого станет Комитет Госбезопасности Советского Союза. Оно будет создано на базе ФСБ, которое, в свою очередь, получит в подчинение ФСО, занимающуюся охраной высокопоставленных государственных лиц, и СВР, призванную защищать общество и власть от внешних угроз.
- Издание Президентом РФ Указа № 386 от 30 июля 2016 «О некоторых вопросах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», согласно которому общее количество человек, занятых в структуре, должно сократиться до 288,5 тысячи. Изменение затронет в первую очередь территориальные подразделения. Это объясняется внедрением в жизнь качественно нового, риско-ориентированного, подхода, который должен будет предупреждать происшествия, а не разрешать их последствия. 7,2 тысячи человек смогут надеяться на получение мест в спасательных воинских образованиях, более 251 тысячи – в Государственной противопожарной службе. Гражданских работников будет насчитываться лишь 30 тысяч, а руководящих аппаратом министров – и вовсе 820.
В связи с этим становится очевидно, что МЧС будет не полностью упразднено, а, наоборот, реорганизовано и доведено властями до совершенства. Ожидается, что некоторые полномочия органа поделятся между полицией и армией. Например, ответственность за пожары в будущем может достаться МВД, в то время как Министерство обороны возьмет на себя обязанности по борьбе с чрезвычайными ситуациями и их предотвращением.
100-ый отдельный полк обеспечения
Данное оперативное ведомство, сформированное еще в 2014 году, фактом своего появления также указывает на то, что Министерство ЧС будет по большей части передано под контроль другим государственным образованиям. Вновь учрежденный «спецназ тыла», как еще называют 100 отдельный полк, был создан для реагирования на пожары, техногенные катастрофы и наводнения в труднодоступных районах страны. Хотя сами военные не хотят излишне героизировать свою деятельность и называть себя «спасателями», все же сходство этого подразделения с МЧС невозможно не проследить. Так зачем властям нужно было бы образовывать данную службу, если они хотели бы сохранить Министерство по чрезвычайным ситуациям неизменным? Этот факт также можно отнести в копилку подтверждений того, что в будущем полномочия последнего органа будут полностью или частично пересмотрены.
Изменения в контексте ЧМ-2018
Предполагается, что проведена все же не будет, и причиной этому послужит… Футбол! Россия готовится принять на своей территории большое количество спортсменов, туристов и международных деятелей в связи с проведением Чемпионата Мира. Данное мероприятие требует ресурсных и временных затрат, поэтому у чиновников может просто не получиться грамотно и вдумчиво подойти к вопросу изменений внутри МЧС. Косвенными доказательствами того, что реформу определенно перенесут на более поздний срок, могут служить следующие факты:
- В СМИ уже поступили официальные заявления о том, что сотрудники противопожарной службы будут доукомплектованы на время проведения ЧМ.
- В принимающих чемпионат городах спасателям также достанется новая экипировка.
- Работники, которые должны были выйти на пенсию в 2018 году, будут обязаны отслужить еще год для того, чтобы обеспечить бесперебойное функционирование подразделений и караулов и обеспечить безопасность гражданскому населению.
Однозначно заявлять, осуществится ли оптимизация МЧС в 2018 году или нет, пока рано. Россияне могут принять любую из точек зрения, однако все, что останется приверженцам и одного, и другого мнения – это ждать и следить за ситуацией.
В МЧС сокращают начальников: видео
Если верить мнению средствам массовой информации, то МЧС ждет реорганизация в форме присоединения. Подразделение станет частью министерства обороны РФ. Однако официальные источники эти данные пока не подтверждают. Поэтому нет оснований полагать, что подобная реформа будет проведена в ближайшее время.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Понятие
Реорганизация МЧС России – это прекращение действия ведомства, посредством объединения с Минобороны РФ. С такой просьбой обратился к Президенту РФ министр Обороны Сергей Шойгу.
Выполнение процедуры приведет к тому, что управляющий аппарат будет сокращен, а ведомство начнет подчиняться Министерству обороны.
Подразделения в регионах, например, пожарная служба, останутся. На армию могут быть возложены новые функции. Планируется усиление взаимодействия между военными и сотрудниками МЧС.
Окончательное решение по вопросу еще не принято.
Сотрудники государственных органов, на которых будет возложено проведение мероприятия, комментариев по этому поводу не дают. Однако реформа МЧС уже начата.
В грядущем году организацию ждут серьезные коррективы, которые в первую очередь коснутся управляющего персонала и людей, должности которых не являются профильными для МЧС.
Планируется масштабное сокращение.
Законодательство
Как и все мероприятия, реорганизация МЧС может выполняться только на основании закона.
Поэтому необходимо ознакомиться со следующими нормативными актами:
Все изменения, которые ожидают МЧС, будут выполнены в соответствии с . Изменения, которые противоречат положениям главного нормативно-правового акта, считаются незаконными. Как следствие не будут иметь юридической силы.
Видео: возможность
Причины
Сегодня все чаще всплывает информация о том, что будет проведена реорганизация МЧС в Минобороны и МВД.
Главной причиной мероприятия называется тот факт, что количество генералов в структуре составляй ¼ всех генералов Министерства обороны.
Такое количество руководящих должностных лиц не способствует эффективности работы подразделения. При этом во время устранения паводка на Дальнем Востоке военные и сотрудники МЧС работали вместе, показав высокую эффективность действий.
Опыт дал понять, что структуры неразрывно связаны и их объединение может плодотворно сказаться на функционировании подразделений.
Инициатором слияния выступил министр Обороны РФ Сергей Шойгу, который ранее возглавлял МЧС. Он, как никто другой знает все нюансы руководства подразделением и уверен, что подобная реорганизация пойдет на пользу структуре.
Однако нужно учитывать, что слияние МЧС и Минобороны РФ – это возможная информация. Официально данные подтверждены не были.
На сегодня указов или иных нормативно-правовых актов, призывающих к началу мероприятия, не существует. Чтобы узнать будет ли выполнена процедура на практике, необходимо изучать новости о реорганизации МЧС.
Официально подтвержденными сведениями является только информация о существенном сокращении численности сотрудников МЧС. Первая часть реформ уже проведена. Вторая будет осуществлена в 2019 году.
Общие положения
Что нового ждет МЧС? Пока точно неизвестно, будет ли осуществлено объединение подразделений.
Однако эксперты уже сейчас выделили основные положения, которые будет содержать грядущая реформа:
- Оптимизация штата.
МЧС ждет масштабное сокращение. Возможно, полное упразднение управляющего аппарата структуры. Кроме того, будет уменьшена и общая численность сотрудников. Под сокращение могут попасть до 10% от общего количества работников МЧС.
- Объединение с Минобороны.
Структура утратит самостоятельность и перейдет в подчинение Министерства Обороны РФ.
- Появление новых функций.
Будет проведена работа по сближению военных и работников МЧС. У армии появятся новые функции. Военных станут чаще привлекать для устранения ЧС и последствий ударов стихии.
Эксперты уверены, что подобные действия положительно скажутся на функционировании подразделения. Уже сегодня присутствует перечень положительных примеров взаимодействия МЧС и Минобороны во время совместного устранения последствий происшествий.
Наличие общего руководства позволит лучше координировать действия структур и приведет к улучшению продуктивности их функционирования.
Сокращения
Реорганизация приведет к существенному сокращению штата сотрудников. План был объявлен еще в 2015 году. Тогда был поднят вопрос о необходимости финансирования боевых подразделений, кризисных центров и системе ВУЗов. Эти действия позволили бы решить вопрос недостаточной укомплектованности пожарных подразделений. Однако для реализации задумки требовались средства. По этой причине было принято решение о сокращении штата.
Изменения коснутся в основном руководящего состава МЧС. Планируется сократить 10% старших офицеров и 17% руководителей пожарной службы.
В июле 2019 года Президент подписал указ об уменьшении численности территориальных органов МЧС в регионах на 6 000 человек .
Количество сотрудников, относящихся к данной категории, будет сокращено до 20,3 тыс. человек . Общая предельная численность МЧС будет сокращена до 288 565 человек .
Штат распределится следующим образом:
- сотрудники противопожарной службы – 251 300 ;
- военнослужащие спасательных формирований – 7 200 ;
- общая численность гражданского персонала в МЧС – 30 003 ;
- сотрудники центрального управленческого аппарата – 825 .
Указ, подписанный Президентом РФ, приведет к тотальным переменам в структуре. Коррективы коснутся МЧС уже в 2017 году.
Оптимизация штаба
Какая реформа ждет штаб? Несмотря на ряд неподтвержденных данных, сегодня со 100% гарантией, можно сказать, что избежать оптимизации состава не удастся. В 2017 году сокращение в первую очередь коснется руководящего состава. Избежать увольнения не удастся и обычным работникам. На грядущий год запланировано сокращение 2 000 рядовых сотрудников МЧС.
Итого оптимизации станет сокращение общего штата работников на 10% , а гражданского персонала – на 15% .
Депутаты заявляют, что такие меры позволят существенно сократить траты и сэкономить бюджет. Сокращение расходов может стать причиной укрепления подразделения. Чиновники считают, что на эффективности функционирования службы подобные меры не отразятся. Сотрудники, которые продолжат работу в подразделении, смогут рассчитывать на индексацию заработной платы.
Государство постаралось минимизировать неприятные последствия проведения реформы для сокращенных работников и оставшихся сотрудников, которым предстоит выполнять большее количество работы.
Процедура оптимизации, которая пройдет в 2019 году, будет иметь следующие особенности:
- Сотрудники, которые попадут под сокращение, не будут уволены.
Их переведут на гражданские должности. Мера позволит сбалансировать финансирование МЧС.
- Оставшиеся сотрудники могут рассчитывать на повышение размера заработной платы.
Планируется проведение ежегодной индексации и приведение денежных выплат в соответствии с уровнем инфляции.
- Фонд заработной платы для сотрудников МЧС будет формироваться из 2 источников.
Однако, по мнению экспертов, грядущие меры не принесут существенных изменений. Аналитики дают прогнозы, что с изменениями, которые кардинально отразятся на функционировании подразделений, придется столкнуться после объединения МЧС и Минобороны. Впрочем, данные о слиянии пока не подтверждены.
Специалисты считают, что работа сотрудников служб под одним началом приведет к лучшей координации действий. Это повысит эффективность работы ведомств во время устранения последствий и ликвидации ЧС. Действия МЧС и Минобороны станут более связанными и логичными.
Непрофильные активы
Сокращение ждет и сотрудников, которые относятся к непрофильным активам МЧС.
Мероприятие может коснуться:
- технических специалистов;
- финансистов;
- юристов;
- программистов.
Сами сотрудники ведомства без энтузиазма отзываются о грядущих изменениях. Они уверены, что непрофильные специалисты обеспечивают адекватную работу всей структуры. Сокращение штата до минимума может стать причиной ухудшения функционирования МЧС. Увольнение приведет к существенному увеличению нагрузки на каждого работника.
Сокращение коснется не только людей. Еще в 2015 году было принято решение о списании имущества, которое не используется.
Под действие реформы могут попасть не только материальные ценности, не применяемые в ежедневной работе, но и целые части пустующих корпусов и зданий. Все планируемые изменения не будут осуществлены единовременно.
Старт реорганизации начался еще в 2015 году . Планируемые сокращения будут выполнены в начале 2017 года . Некоторые эксперты говорят, что в 2018 году МЧС будет включено в состав Минобороны РФ.
Указ Президента о реорганизации МЧС
На сегодня процесс объединения МЧС и Минобороны еще не подтвержден законодательно. Однако уже сейчас Президент РФ издал Указ, согласно которому будет существенно снижена планка максимальной численности сотрудников подразделения.
Согласно нормативно-правовому акту, общая численность сотрудников МЧС теперь не может превышать 288 565 человек.
На этом изменения не заканчиваются. Факты свидетельствуют о том, что планируются дальнейшие преобразования.
Прогнозы
Эксперты сходятся во мнении, что ожидать изменений все же стоит.
Существенное сокращение расходов на государственный орган и доказанная эффективность взаимодействия МЧС и Минобороны могут стать решающими факторами во время принятия решения.
Однако реорганизация планируется не раньше 2019 года.
Пока точная информация о действии отсутствует, и предполагать дату его проведения рано.
Преимущества и сложности
Специалисты уверены, что реорганизация МЧС повлечет за собой ряд положительных последствий.
К ним относятся:
- сокращение трат на министерство;
- повышение качества работы МЧС и Минобороны;
- увеличение эффективности выполнения задач из-за единого руководства.
- Однако пока непонятно, как будет осуществляться руководство объединенным подразделением, и кто возьмет на себя эту роль.
- Открытым остается вопрос и о точной численности подразделения.
На прошлой неделе масштабное наводнение, причинившее много неприятностей Дальнему Востоку, унесло первую человеческую жизнь. На подтопленной трассе Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре утонул «КамАЗ», за рулём которого находился военнослужащий. По решению главы военного ведомства Сергея Шойгу рядовой контрактник Баир Банзаракцаев будет посмертно представлен к государственной награде. «Наша Версия» разбиралась, почему военные всё чаще рискуют жизнью в зоне чрезвычайных ситуаций?
По данному факту заведено уголовное дело. Командиру роты, который вопреки запрету со стороны сотрудников ГИБДД приказал пересекать затопленный участок автомагистрали, грозит пять лет тюрьмы. Однако, несмотря на происшествие, Минобороны только наращивает число военнослужащих, которые помогают региону справиться с небывалым наводнением. В настоящее время 75% всех сил, которые борются с паводком на Дальнем Востоке и участвуют в ликвидации последствий наводнений, – это представители военного ведомства. Всего в Дальневосточном федеральном округе спасательными работами занимаются более 5 тыс. военнослужащих, задействованы 1 тыс. единиц специальной техники, 26 самолётов, 24 вертолёта и 39 катеров Минобороны. Солдаты участвуют в возведении дамб, помогают эвакуировать население. Военнослужащие также оказывают помощь местным жителям в оборудовании водоотводных каналов, восстановлении садово-огородных и фермерских хозяйств, расчистке дворов и приусадебных участков. По последним сообщениям из Минобороны, в настоящее время подразделения войск радиационной, химической и бактериологической защиты Восточного военного округа проводят послепаводковую дезинфекционную обработку: очищают освобождённую от воды территорию и проводят дезинфекцию питьевых колодцев в Амурской области.
Минобороны всегда участвовало в ликвидации последствий ЧС
На фоне Минобороны участие профильного спасательного ведомства МЧС куда скромнее: представительство спасателей в несколько раз меньше и составляет приблизительно шестую часть от всех участвующих в ликвидации последствий паводка сил и средств. По оценкам экспертов, это максимум, на что способно МЧС, – у них попросту нет ресурсов, чтобы одновременно заниматься ликвидацией последствий паводка сразу в пяти субъектах Дальневосточного федерального округа.
Нужно отметить, что Минобороны всегда активно участвовало в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в стране. Можно вспомнить, что при тушении масштабных пожаров в Подмосковье в 2010 году наиболее эффективными были трубопроводные батальоны Вооружённых сил. В прошлом году при ликвидации последствий затопления в Крымске основные работы также выполнялись армией – к слову, именно военные очистили от завалов и грязи более половины затопленных территорий. При этом армия является главным участником ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций, несмотря на то что на это средства в бюджете не запланированы, по сути, военные помогают бесплатно.
Нужно заметить, что раньше армейцы участвовали в спасательных операциях под нажимом и по прямому указанию руководства страны. Наверное, самым ярым противником такого использования военнослужащих был предыдущий министр обороны Анатолий Сердюков. В период его руководства военным ведомством известны случаи, когда при обращении с просьбой оказать помощь ставились вопросы, кто будет компенсировать расходы, к примеру, за ГСМ и амортизацию техники. Шойгу в этом плане сильно отличается от своего предшественника. Порой создаётся впечатление, что он до сих пор ассоциирует себя с МЧС – министерством, которое нынешний министр обороны создавал с нуля и руководил им на протяжении 18 лет. К примеру, только по его личной инициативе по тревоге были подняты две бригады железнодорожных войск и в течение суток направлены в районы наводнения на Дальний Восток со всеми инженерными средствами: машинами разграждения, бульдозерами, самосвалами.
Идея объединить спасателей и военных сегодня буквально повисла в воздухе, не последнюю роль в этом играет харизма личности Сергея Шойгу, заработавшего себе славу в борьбе с различными катаклизмами. И нет ничего удивительного, что появившиеся в конце августа сообщения, что руководство России обсуждает предложение главы военного ведомства о реорганизации МЧС в структуру, которая будет подчинена Минобороны, были легко приняты на веру. И, несмотря на то что в Минобороны категорически опровергли предположения о слиянии двух министерств, ряд экспертов убеждены, что процесс объединения уже запущен, а вброшенная информация не что иное, как прощупывание общественного мнения.
При этом всё отчётливее проявляется ряд косвенных признаков, выдающих это намерение. В первую очередь это небывало возросшая в последнее время активность военных во время чрезвычайных ситуаций. Ранее также было объявлено, что создаётся центр робототехники Минобороны, который будет работать как для нужд военного ведомства, так и на МЧС. Признаки предстоящего слияния двух ведомств наблюдаются даже в мелочах. Так, форма нового образца, предназначенная для офицеров дежурных смен командных центров и управления оборонного ведомства и гражданских специалистов, поразительно похожа на форму МЧС.
На ключевые посты министр обороны активно расставляет офицеров МЧС
Кстати, в объединении Минобороны и МЧС нет ничего нового, ведь с 1971 года функции МЧС выполняли войска Гражданской обороны, входившие в Вооружённые силы, а командующий войсками ГО был первым заместителем министра обороны. Но в 1991 году было объявлено, что войска ГО не готовы к работе в условиях крупных аварий и катастроф, они были переданы в состав вновь созданной структуры. Дальше стараниями Сергея Шойгу МЧС выросло до размеров министерства, фактически обладающего своими вооружёнными силами и насчитывающего 350 тыс. человек, на содержание которого вкладывается до 10% средств, выделяемых на национальную оборону. Когда новое ведомство набрало силу, было решено, что Минобороны должно заниматься только вопросами обороноспособности, отражением внешней агрессии, а МЧС была поручена ликвидация последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Такое чёткое деление функций некоторые эксперты и сегодня считают наиболее сбалансированным.
Если обратное объединение всё же произойдёт, то, несомненно, большим плюсом станет существенная экономия бюджета, позволяющая сократить непомерно раздутый управленческий аппарат МЧС, где самая большая концентрация генералов из всех силовых структур. Структуру МЧС также можно будет дополнительно оптимизировать за счёт перераспределения функций спасателей и воинских подразделений. Также улучшится координация в действиях МЧС и Минобороны, что позволит эффективнее использовать имеющиеся ресурсы.
Кстати, в самом МЧС к возможному объединению относятся без видимого отторжения. Объяснение этому простое: если спасатели станут частью Вооружённых сил, то у офицеров МЧС появятся новые возможности для карьерного роста. Тем более что свои люди в Министерстве обороны уже есть, на ключевые посты министр обороны активно расставляет офицеров МЧС. Например, должности двух ключевых замминистра заняли бывшие служащие этого ведомства – Руслан Цаликов и Юрий Садовенко.
Если объединение случится, то за счёт единовременного укрупнения армии и слияния бюджетов двух структур новое силовое суперведомство будет обладать поистине неограниченными полномочиями, помноженными на финансовые и людские ресурсы. Также появится обоснование для оснащения МЧС вооружением и военной техникой, это позволит под видом спасателей посылать войска в горячие точки. Для руководства страны положительным моментом станет то, что окончательно закрепляется практика, когда, как в СССР (больше всего войск использовали при аварии на АЭС в Чернобыле и после землетрясения в Спитаке), армию без всяких бюрократических проволочек можно будет направлять ликвидировать чрезвычайные происшествия. Тогда под рукой всегда будет находиться большое количество рабочей силы, которую можно использовать при любом форс-мажоре без ущерба для бюджета.
В начале сентября появились сообщения о готовящейся масштабной реформе силовых и правоохранительных ведомств. В том числе неофициальное подтверждение получила информация о предстоящем упразднении МЧС с передачей его основных функций в ведение Минобороны. «Наша Версия» разобралась в этом управленческом феномене, в ходе которого Сергею Шойгу удалось сначала сделать его отдельной независимой структурой, а теперь, судя по всему, вновь взять под свой контроль.
Впервые слухи о переподчинении МЧС появились ещё в 2013 году. Тогда сообщалось, что глава Министерства обороны России Сергей Шойгу обратился к президенту с предложением объединить Минобороны и МЧС. Такая реорганизация предполагала, что само министерство реорганизуют в соответствующую службу, которая уйдёт в ведение Минобороны. Это должно было повлечь за собой сокращение многочисленного аппарата МЧС, в первую очередь старших и высших офицеров. При этом изменилась бы подчинённость основных структурных МЧС и усилилось бы их взаимодействие с воинскими подразделениями, которым добавились бы новые функции, связанные с участием в ликвидации последствий стихийных бедствий и даже тушении пожаров.
Старое кресло манит
Стоит отметить, что в объединении Минобороны и МЧС нет ничего нового. С 1971 года функции МЧС выполняли Войска гражданской обороны, входившие в Вооружённые силы, а командующий Войсками гражданской обороны являлся первым заместителем министра обороны. Однако в 1991 году было объявлено, что Войска гражданской обороны не готовы к работе в условиях масштабных аварий и катастроф, после чего их передали в состав вновь созданной структуры. Дальше стараниями того же Сергея Шойгу МЧС выросло до размеров министерства, обладающего своими вооружёнными силами и насчитывающего 350 тыс. человек. Так что теперь эксперты не исключают обратный процесс, только с совершенно противоположной аргументацией – мол, нужно укрупнять ведомства, сокращая излишний управленческий аппарат. Уже с аргументацией будто мировой опыт показывает, что функции МЧС успешно выполняют оборонные ведомства или национальная гвардия.
За годы своего существования министерство наработало уникальный опыт ликвидации последствий нестандартных ЧС, который теперь может быть растерян.
Потому некоторые эксперты поддерживают идею. В её пользу приводятся экономические аргументы: дескать, если объединение всё же произойдёт, то следствием этого станет существенная экономия бюджета, что в кризис совсем немаловажно. Это также сулит экономию на унификации разработок и закупок новой техники. Для руководства страны положительным моментом станет то, что окончательно закрепится возможность без всяких бюрократических проволочек направлять армию на ликвидацию последствий чрезвычайных происшествий. Под рукой всегда будет находиться большое количество рабочей силы, которую можно использовать при любом форс-мажоре без ущерба для бюджета. Самое любопытное, что в числе прочих аргументов приводится ещё и такой: дескать, после слияния министерств появится обоснование для оснащения МЧС вооружением и военной техникой, что позволит под видом спасателей посылать войска в горячие точки, отчего никакие «зелёные человечки» больше не понадобятся.
Шойгу хочет встать во главе суперведомства
Судя по всему, идея объединить спасателей и военных сегодня буквально висит в воздухе – не последнюю роль в этом играет харизма Сергея Шойгу, заработавшего себе славу как раз на борьбе с техногенными катаклизмами. Недаром генерал, несмотря на то что уже давно находится на другом посту, не упускает возможности поучаствовать в различного рода спасательных операциях.
При этом необходимость участия частей и соединений армии в ликвидации последствий ЧС нынче старательно подчёркивается. Так, в Вооружённых силах был создан 100-й отдельный полк обеспечения, который предназначен для выполнения задач в том числе по эвакуации населения, разбору завалов, для работы в районах затопления или пожаров, усиления группировок войск. А в августе, во время стратегических командно-штабных учений (СКШУ) «Кавказ-2016», этот полк был переброшен из Подмосковья на аэродром Крымск. По легенде учения, его задачей была ликвидация последствий ЧС (затопление) и оказание населению помощи в размещении. На территории аэродрома военные разбили лагерь на тысячу человек. Всё это порой выглядит как явное желание Сергея Шойгу вступить на чужое поле.
Потому есть немало резонных объяснений, почему реформировать министерства всё-таки не стоит. Прежде всего аналитики указывают на то, что российское МСЧ является уникальным явлением – аналогичной структуры нет больше нигде в мире. За годы своего существования министерство наработало уникальный опыт ликвидации последствий нестандартных ЧС, который теперь может быть растерян при переходе части ведомства под крыло Минобороны, для которого спасение людей и тушение пожаров всегда будет, понятное дело, далеко не первостепенной задачей. Желание использовать бесплатный труд призывников неизбежно снизит эффективность ликвидации ЧС и поставит непрофессионалов под удар стихии.
К тому же подобный шаг ударит и по самому военному ведомству – Минобороны, у которого и так много функций: придётся вновь заниматься несвойственными ему задачами – как известно, именно от них так болезненно избавлялись во время реформ Сердюкова. Потому эксперты призывают не принимать скоропалительных решений, немедленно включая МЧС в состав МО РФ. Для начала предлагается хотя бы попробовать увеличить количество вспомогательных воинских частей в составе Минобороны, а уж потом не спеша посмотреть, стоит ли обременять военных новыми функциями. Кроме того, появляются серьёзные опасения, что, если слияние министерств произойдёт, новое силовое суперведомство получит поистине неограниченные полномочия, помноженные на финансовые и людские ресурсы. Такую структуру будет довольно сложно контролировать как в финансовом, так и в управленческом плане.
Неизбежная милитаризация всех органов управления МЧС также не пойдёт на пользу. Да и довод о возможности заброса военных под видом спасателей также выглядит довольно наивно – конечно, можно верить, что за границей живут одни идиоты, которые не отличат спасателя от солдата, однако в реальности даже сейчас пребывание сотрудников МЧС в других странах регулируется массой межгосударственных договорённостей. Попытка же «свалять дурака» однозначно будет расцениваться мировым сообществом как агрессия.
Не стоит забывать и о таком моменте: в случае создания такого ведомственного монстра и без того немалый аппаратный вес Сергея Шойгу станет весьма значительным, поэтому ряд сил в правительстве наверняка попытаются не допустить такого решения.
Александр Перенджиев, эксперт Ассоциации военных политологов:
– Разговоры по поводу присоединения МЧС к Минобороны идут давно. Очевидно, что этот вопрос не снят с повестки дня и сейчас активно прорабатываются различные варианты такого слияния. В частности, Вооружённые силы сегодня регулярно выполняют спасательные работы и оказывают помощь населению в чрезвычайных ситуациях. Так что можно допустить, что вопрос об объединении будет поднят уже в ближайшее время, тем более что сейчас остро стоит вопрос об уменьшении расходов бюджетных средств, а эти ведомства выполняют сходные задачи, при этом идёт двойное финансирование.
Кроме того, нынешний министр обороны сохранил влияние на систему МЧС. Допускаю также, что из МЧС не будут создавать войска гражданской обороны, как об этом сейчас говорят некоторые специалисты, эту структуру могут сохранить в качестве федерального агентства, что гарантирует ей большую самостоятельность и более высокий статус.
За сравнительно небольшой временной отрезок многие отвечающие за безопасность структуры были серьезно реформированы. Движение в сторону оптимизации работы ведомств происходит и сегодня, причем новостные сообщения говорят о масштабных изменениях, которые затронут силовые ведомства в будущем. Эта статья освещает ситуацию с реорганизацией МЧС в 2018 году, анализируя последние новости и опыт прошлых лет по этой теме.
Об этих изменениях ходит немало слухов и догадок из-за того, что модель реформы считается безукоризненной, даже принимается за эталон другими министерствами. Примененный впервые подход, суть которого в предупреждении ЧС, а не их локализации и ликвидации, оказался успешным. Также в ведомстве планируют отказаться от применения штрафов как стандартной меры. Вместо этого делают ставку на работы по предупреждению и разъяснению рисков и последствий нарушения пожарной безопасности.
Факты и прогнозы
Официальных комментариев касательно реорганизации МЧС в 2018 году еще не было, однако в последних новостях прослеживаются изменения, которые приведут к преобразованию ведомства. Одно из них – указ президента, ограничивающий численность штата сотрудников МЧС. Вся структура должна иметь максимум 288 500 работников, из них:
- 7 200 человек относятся к военизированным подразделениям, подчиненным министерству.
- 30 000 человек займутся выполнением гражданских должностных обязанностей.
- 820 человек – максимальное число работников министерства по чрезвычайным ситуациям.
Вышеуказанные ограничения приведут к изменению структуры ведомства, с возможным сокращением работников МЧС в 2018. На это указывают недавно проведенные реструктуризации других министерств.
Спасателей курируют военные?
Создание 100-го полка материального обеспечения, призванного бороться с последствиями природных катаклизмов, может ответить на вопрос «что будет с МЧС в 2018 году?». Это формирование полностью подчинено МО России. Этот факт свидетельствует в пользу того, что структуры спасателей могут быть отданы под руководство военных.
Нужны на чемпионате: опасения в сторону
Другим шагом на пути осуществления реформы МЧС в 2018 году можно считать преобразование рабочего процесса пожарных инспекторов. Теперь система оценивания работы базируется на количестве возгораний на объектах, за которые ответственен инспектор.
Косвенно о реформе может рассказать , принимающей которого назначена наша страна. Потребность в обеспечении безопасности силами спасателей велика, поэтому это международное событие может повлиять на сроки осуществления реформы МЧС. Об этом свидетельствуют подтверждения от представителей ведомства, о том, что пожарные отряды быстрого реагирования дополнят работниками управляющих органов.
Кроме того, срок службы спасателей, которые планировали выход на пенсию, продлевается на 12 месяцев. Важной деталью является и то, что должностные лица анонсировали пожарных, участвующих в поддержании безопасности в населенных пунктах, где пройдут спортивные мероприятия. Если ведомство собирались закрывать, о новой форме вряд ли бы озаботились. Значит, планируется реформирование структуры, но никак не ее ликвидация.
Таким образом, обращая внимание на незначительные факты, можно составить картину того, что же будет с МЧС в 2018 году. Сегодня имеются основания думать, что изменения будут позитивными и приведут к благоприятному результату.