В государственный контракт включается. Государственный контракт: условия, сроки, образец
Статья 34. Контракт
1. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
2. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95
3. Особенности определения цены государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу с учетом требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
4. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
6. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
7. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
8. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
9. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
10. Допускается заключение контрактов на поставки технических средств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведений литературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работ либо оказание услуг в сфере образования или услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок, с несколькими участниками закупки. При этом право заключения контракта с несколькими участниками закупки устанавливается заказчиком в документации о закупке.
11. Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
12. Если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.
13. В контракт включаются обязательные условия:
1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки;
2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
13.1. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
14. В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
15. При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1 , , , , , , , , , , , , , , , , - 53 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 - , - настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.
16. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, заказчик вправе заключить контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла).
16.1. Предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
17. В случае, если Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона в отношении конкретной закупки принято решение о необходимости включения в контракт дополнительных условий его исполнения, в том числе не связанных с предметом контракта, в документации о закупке должна быть указана информация о таких дополнительных условиях.
18. При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.
22. Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.
23. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
24. Указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
Из п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, требующего обязательного включения в извещение (а в силу ч. 1 ст. 50 , ч. 5 ст. 56 , ч. 3 ст. 57 , ч. 1 ст. 64 , п. 1 ч. 6 ст. 83 , ч. 2 ст. 85 , ч. 1 ст. 87 Закона N 44-ФЗ - и в документацию) краткого изложения условий контракта, следует, что к существенным, в силу указания в законе, условиям любого контракта относятся:
- наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона N 44-ФЗ, которые предусматривают указание характеристик и идентифицирующих признаков объекта закупки;
- количество товара , являющегося предметом контракта, либо, как мы полагаем, объем работ или услуг , подлежащих выполнению или оказанию по контракту (подробнее аргументация изложена в отдельном материале);
- место доставки товара , являющегося предметом контракта, место выполнения работы или оказания услуги , являющихся предметом контракта;
Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг;
Цена контракта (в норме указывается на начальную (максимальную) цену контракта, далее - НМЦК).
При этом положения ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ о заключении контракта на условиях, предусмотренных как извещением или приглашением принять участие в определении контрагента, документацией, так и заявкой, окончательным предложением участника закупки, по нашему мнению, касаются наименования и описания объекта закупки и цены контракта - положений, которые в принципе могут изменяться по сравнению с указанными в извещении и документации при любых конкурентных способах закупки (см. п. 2 ч. 2 ст. 51 , ч. 3 ст. 66 и ч. 4 ст. 68 , п.п. 1 , 2 ч. 3 ст. 73 , п. 2 ч. 2 ст. 88 и ч. 3 ст. 90 Закона N 44-ФЗ). (Подробнее вопросы об определении объекта закупки и цены контракта рассмотрены в отдельных материалах).
Вышеуказанным п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ к условиям контракта отнесены также сведения об источнике финансирования . Однако, по нашему мнению, это является ошибкой юридической техники, поскольку таковые сведения не могут быть отнесены к условиям контракта. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.
Не относится к условиям контракта, но в силу ч. 1 ст. 23 Закона N 44-ФЗ обязательно включается в любой контракт, в том числе заключаемый с единственным контрагентом (см. письмо Минэкономразвития России от 10.03.2016 N Д28и-623), информация об идентификационном коде закупке .
Кроме того, ст. 34 Закона N 44-ФЗ указывает на необходимость включения в любой контракт (за исключением указанных ниже) следующих обязательных условий :
- о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги (ч.ч. 13 , 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);
- о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);
- об ответственности заказчика и контрагента (ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ), фактически здесь речь идет о ряде условий - об ответственности заказчика и об ответственности контрагента, причем за разные нарушения условий контракта.
Также согласно ст. 34 Закона N 44-ФЗ некоторые условия обязательно включаются в отдельные категории контрактов:
- условие об обязанности контрагента предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках , заключивших с ним договор или договоры, цена которого или общая цена которых превышает 10% цены контракта, включается в контракт НМЦК которого превышает размер, установленный Правительством РФ (ч. 23 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);
- условие о банковском сопровождении контракта включается в контракт в случаях, установленных в соответствии со ст. 35 Закона N 44-ФЗ (ч. 26 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);
- условие о сроках возврата заказчиком контрагенту денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта , если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется контрагентом (ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта, однако из этого правила ч.ч. 2 , 2.1 и 8 ст. 96 Закона N 44-ФЗ установлены исключения, в том числе случаи, когда требование об обеспечении контракта само по себе является условием договора, включаемым по усмотрению заказчика;
Дополнительное условие о продаже лесных насаждений для заготовки включается в контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с положениями ст. 19 Лесного кодекса РФ (ч. 28 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
По усмотрению заказчика в контракт включаются условия:
- о гарантиях качества товаров, работ, услуг (ч. 4 ст. 33 Закона N 44-ФЗ);
- о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта . Требования к содержанию этого условия вытекают из ч.ч. 8 - 26 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (ч. 14 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Следует также иметь в виду существование типовых контрактов, типовых условий контрактов, которые на основании ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией "Росатом", Госкорпорацией "Роскосмос", размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством РФ (см. Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 N 606).
Внимание
Согласно самой ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусмотренные ею типовые контракты, типовые условия контрактов не применяются в случаях, указанных в ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
Законодательство РФ предусматривает установление правоотношений между государственными или муниципальными структурами и частными поставщиками товаров, сервисов и работ посредством подписания особых контрактов. Данные соглашения должны заключаться в соответствии со строгими правилами, установленными в отдельных источниках права. Их подписание и исполнение характеризуется большим количеством нюансов. В чем заключается специфика правоотношений, оформляемых посредством государственных контрактов? Каким образом они заключаются?
Что может быть предметом государственного контракта?
Государственный контракт заключается в целях юридического оформления правоотношений, предмет которых — реализация товаров или оказание услуг для нужд органов власти, возникающих по причине необходимости реализации данными структурами своих полномочий. Заказчик в рамках соответствующего договора — государство, а исполнителем может быть организация, ИП или физическое лицо.
Как может выглядеть государственный контракт? Образец структуры соответствующего документа — на картинке ниже.
Контрагент по госконтракту может быть как связанным с госструктурами, так и независимым от них. В ряде случаев государственный контракт может заключаться и с иностранными субъектами, как правило, в тех случаях, когда необходимые товары или услуги орган власти не может заказать внутри страны.
Рассматриваемый тип правоотношений заключается в рамках определенных законом процедур и сроков. Изучим их специфику подробнее.
Процедура и сроки заключения госконтракта
Первый этап оформления правоотношений с участием государства и его контрагентов — составление проекта рассматриваемого контракта. Он разрабатывается непосредственно органом власти, то есть, заказчиком, а затем направляется поставщику. Если вторую сторону правоотношений устраивают то она подписывает его в течение 30 дней, после чего передает экземпляр контракта государственному органу, который разработал проект соглашения.
В ряде случаев заключение государственного контракта осуществляется после торгов в рамках процедуры размещения госзаказа для нужд органов власти. В этом случае сроки подписания соответствующего соглашения могут быть другими: договор может быть заключен не ранее, чем через 10 дней после подписания протокола торгов, но не позднее чем через 20 дней после осуществления данной процедуры.
Если поставщик не подпишет договор в сроки, определенные законодательством, то право заключения соглашения с государством передается другому хозяйствующему субъекту. Как правило, тому, который предложит следующую по степени выгоды цену в рамках торгов. При этом фирма, отказавшаяся от заключения государственного контракта, может быть внесена в реестр недобросовестных контрагентов. В этом случае соответствующая организация не сможет в течение 3 лет участвовать в торгах при госзаказах.
Заключение государственного контракта предполагает определение его условий. Изучим данный аспект подробнее.
Условия по государственным контрактам
Условия контракта, заключаемого поставщиком тех или иных товаров или услуг с государством, классифицируются:
- на существенные;
- на обязательные;
- на прочие.
К первому типу условий соответствующего соглашения относятся:
- предмет;
- сроки;
- стоимость поставок и порядок их оплаты.
В случае если контрагент работает по УСН, то цена контракта указывается без НДС. Если нет, то величина налога на добавленную стоимость отражается в структуре цены по контракту.
К обязательным условиям договора относятся:
- место исполнения соглашения;
- процедура приемки поставленного товара;
- условия ответственности сторон правоотношений.
Как правило, государственный контракт предполагает установление порядка ответственности, в соответствии с которым государство или его контрагент выплачивают в случае неисполнения условий договора неустойку, исчисляемую с учетом действующей ставки рефинансирования Центробанка. В случае если какая-либо из сторон докажет, что неисполнение условий контракта имело место в силу форс-мажора или иной объективной причины, неустойка не уплачивается.
К прочим условиям контракта можно отнести, в частности, его обеспечение. Полезно будет рассмотреть его специфику подробнее.
Обеспечение как условие контракта
Под обеспечением в контексте такого соглашения, как государственный контракт принято понимать финансовую гарантию исполнения поставщиком товаров или услуг по госзаказу. В случае если контрагент органа власти не сможет решить поставленные задачи, то за счет обеспечения заказчик получит возможность покрыть возникшие убытки.
Основные госконтрактов:
- банковская гарантия;
- страхование;
- поручительство;
- залог.
При этом величина обеспечения в рамках государственных контрактов не должна превышать 30 % от цены поставок товаров или оказания услуг, зафиксированной в извещении об инициировании торгов.
Даже если условия контракта между государством и его контрагентом согласованы, впоследствии их, так или иначе, можно изменить. Изучим то, каким образом это можно сделать.
Изменение условий государственного контракта
Прежде всего отметим, что условия госконтракта, относящиеся к существенным, сроки, место реализации правоотношений, а также корректироваться не могут. Однако, разрешается изменять такие опции соглашения, как:
- данные о сторонах сделки (изменения в них могут быть предопределены, к примеру, теми или иными корректировками в учредительных документах, реквизитах);
- сведения о количестве или объеме заказанных государством товаров или услуг;
- общая цена контракта, в случае если по инфляционным причинам при долгосрочном соглашении меняются факторы, влияющие на величину издержек поставщика.
При этом любое изменение условий государственного контракта, инициированное одной стороной сделки, должно быть принято партнером по соглашению.
Изучим теперь то, в каком порядке госконтракт прекращает свое действие.
Прекращение действия контракта
Государственный контракт (договор) может быть прекращен, если:
- сторонами исполнены основные обязательства;
- партнеры совместно приняли решение о прекращении правоотношений;
- соответствующий договор аннулирован судом.
Расторгается контракт, как правило, в порядке гражданского судопроизводства. Слушание на предмет аннулирования соглашения, таким образом, инициируется одной из сторон. При этом она может обратиться в суд, только если ее партнер отказался расторгнуть контракт при наличии на то правовых оснований, или же в случае, если от контрагента не получен ответ на соответствующее предложение в установленный срок — по договору или по законодательству.
Государственный и муниципальный контракт — инструмент документального оформления правоотношений, который регулируется положениями ст. 72 БК РФ, а также принятого 05.04.2013. Рассмотрим особенности законодательного регулирования процедуры заключения госконтрактов подробнее.
Законодательное регулирование государственных контрактов: статья 72 БК РФ
Итак, в числе ключевых источников права, юрисдикция которых распространяется на предприятия, участвующие в правоотношениях в рамках государственных контрактов — Бюджетный кодекс. В соответствии с положениями статьи 72 БК РФ закупки различных товаров, работ или сервисов в целях обеспечения потребностей государственных или же муниципальных органов власти осуществляются в формате контракта, который:
- заключается по товаров, сервисов или работ;
- формируется в соответствии с установленными нормами права;
- оплачивается при соблюдении лимитов в рамках бюджетных обязательств, что установлены в законодательстве.
БК РФ выделяет отдельную категорию соглашений — госконтракты на предмет поставок тех или иных товаров для Вооруженных сил России в рамках программ, которые утверждаются президентом РФ. Данные договоры могут заключаться при условии оплаты поставок в пределах денежных средств, которые определены условиями соответствующих программ.
В БК РФ также сказано о том, что государственный контракт на оказание услуг или же выполнение работ при длительности цикла реализации, превышающей срок действия лимитов в рамках бюджетных обязательств, может оплачиваться в пределах величины денежных средств, которые определены посредством решений, принимаемых органами власти в порядке, определенном положениями БК РФ.
В случае если предмет госконтракта — поставка товаров в рамках срока, который превышает срок действия лимитов бюджетных обязательств, то соответствующие соглашения могут заключаться с учетом норм права, регулирующих правоотношения в контрактной системе закупок тех или иных товаров.
Законодательное регулирование госконтрактов: ФЗ № 44
Следующий важнейший источник права, определяющий то, каким образом осуществляется заключение государственного контракта — ФЗ № 44. Рассматриваемый закон вступил в силу с 1 января 2014 года. До этого госзакупки регулировались другим источником права — ФЗ № 94, принятый 21.07.2005. Различия между соответствующими законами существенные.
Так, можно отметить, что в новом федеральном законе используется термин «контракт», как отмечают некоторые юристы, в качестве основного, как альтернативный понятию «договор». Госконтракт в соответствии с ФЗ № 44 определяется как договор, который заключен от имени РФ, государственного или муниципального субъекта для обеспечения тех или иных нужд. Собственно, данное определение мы уже рассмотрели в начале статьи.
Новый федеральный закон, как считают эксперты, были принят с целью:
- повышения прозрачности сделок в сфере госзакупок;
- снижения уровня коррупции при выстраивании правоотношений между государством и его контрагентами;
- повышения эффективности, рациональности расходования средств государства при различных закупках.
Основное преимущество ФЗ № 44 — создание правовой среды, в рамках которой правоотношения между госструктурами и их контрагентами предварительно планируются, а исполнение государственного контракта довольно строго контролируется.
Рассмотрим основные новшества в части законодательного регулирования госконтрактов по ФЗ № 44 подробнее.
Заключение контрактов по ФЗ № 44: основные нововведения
В числе наиболее примечательных нововведений по ФЗ № 44 — необходимость учреждения в госструктурах специальных служб, обеспечивающих законность заключения рассматриваемых соглашений. В состав данных служб должны входить компетентные специалисты в области госзакупок, которые способны выстраивать соответствующие правоотношения с контрагентом по закону, содействовать лучшему пониманию их специфики со стороны партнеров. ФЗ № 44 предписывает государственным и муниципальным структурам учреждать службы, о которых идет речь, если цена государственного контракта составляет более 100 млн рублей.
Следующее нововведение по ФЗ № 44 заключается в установлении обязательства для органов власти, которое заключается в осуществлении долгосрочного планирования закупок. ФЗ № 94 предписывал составлять годовые планы. Новый закон обязывает заказчика формировать также дополнительные планы на 3 года.
Что касается действующих графиков закупок, то они должны в соответствии с ФЗ № 44 публиковаться в Единой информационной системе или ЕИС, и это еще одно нововведение по рассматриваемому федеральному закону. Данная инфраструктура предназначена, прежде всего, для организации тендеров. Но посредством ЕИС можно также ознакомиться с планами закупок, данными по исполнению действующих контрактов, динамикой по ценам, предложениями от различных участников рынка.
Можно отметить, что наряду с ЕИС существует ряд иных информационных баз, которые доступны для участников контрактов и иных заинтересованных лиц. В частности, есть онлайновый реестр государственных контрактов — ключевой ресурс, в котором отражаются данные о потребностях госструктур, фактических поставках по различным регионам РФ, сведения об источниках финансирования тендеров.
Еще одно важнейшее нововведение по ФЗ № 44 — стимулирование снижения в сфере госзакупок уровня демпинга. В соответствии с нормами, введенными рассматриваемым источником права, фирма, намеревающаяся заключить государственный контракт поставки товаров, сервисов или работ, и предлагающая цену на 25 % ниже той, что предложена изначально, должна подробно обосновать данную скидку, а также предоставить доказательства того, что качество поставок окажется на достаточном уровне. Кроме того, демпингующее предприятие должно будет предоставить обеспечение госконтракта в размере, который в полтора раза превышает тот, что приведен в тендере. Только в этом случае данная фирма сможет участвовать в конкурсе на заключение госзакупок.
Поставщик, который подписал соглашение с государством и выполнил свои обязательства по нему, прежде чем оформлять акт сдачи-приемки должен провести экспертизу на предмет соответствия поставленных товаров или сервисов условиям контракта, сформировать отчет о проведенной работе, а также опубликовать данный документ в ЕИС. Данное требование также относится к важнейшим нововведениям по ФЗ № 44.
Изучим теперь ряд практических нюансов, характеризующих заключение государственных контрактов. В частности, полезно будет подробнее рассмотреть то, каковы особенности подписания соответствующих соглашений.
Подписание госконтрактов: нюансы
Работа по государственному контракту может быть инициирована тем или иным хозяйствующим субъектом посредством:
- участия в торгах (данный механизм мы уже рассмотрели выше);
- запроса специальных котировок, как метода, альтернативного первой схеме.
Задействование обоих механизмов предполагает соблюдение участниками рассматриваемых правоотношений ряда сроков, установленных законодательством. Так, если фирма намеревается участвовать в торгах, то она должна подключиться к ним после того, как на сайте торгов будут опубликованы протоколы по перспективным контрактам, но не ранее, чем через 10 дней после этого и не позже чем через 20 дней. Об этом мы уже сказали выше.
Второй механизм, в свою очередь, предполагает запрос котировок не ранее, чем через 7 дней после размещения на сайте котировок протокола, а также получения оценок заявок на госконтракты, но не позже, чем через 20 дней, следующих за датой, которая отражена в протоколе. В определенный законом срок государственного контракта хозяйствующий субъект вправе обжаловать результаты участия в тендере. Соглашение становится действительным только с того момента, когда оно будет подписано заказчиком и поставщиком.
Как мы отметили выше, в предусмотренных законом случаях договор может быть аннулирован. Чаще всего право на расторжение госконтракта у какой-либо из сторон возникает, если контрагент уклоняется от исполнения своих обязанностей. Следующий нюанс взаимодействия госструктур и их контрагентов, который мы можем подробнее рассмотреть — исполнение государственного контракта.
Исполнение госконтракта: нюансы
На что можно обратить внимание в части правовых норм, регулирующих данный аспект правоотношений с участием государства и его контрагента?
Важнейший нюанс в данном случае заключается в том, что условия по контракту должны быть исполнены, если иное не обусловлено объективными причинами, сущность которых хозяйствующий субъект может разъяснить. То есть, если какая-либо из сторон не выполнит своих обязательств, то должна будет уплатить неустойку, если не сможет подтвердить, что недоработка обусловлена форс-мажором или иными обстоятельствами. Главное - подготовить доказательства того, что препятствия к исполнению условий контракта возникли без участия хозяйствующего субъекта, и не могли быть устранены по его желанию.
Следующий важнейший аспект правоотношений, о которых идет речь — обеспечение государственного контракта. В чем заключаются основные его нюансы?
Гарантии по госконтрактам
Главное назначение обеспечения госконтрактов — компенсация издержек какой-либо из сторон правоотношений, возникших по причине неисполнения контрагентом условий по договору. Как правило, подобный сценарий возникает, если у него по каким-либо причинам отсутствуют в необходимом объеме денежные средства для покрытия расходов в рамках исполнения контракта.
Кроме того, поставщик может задействовать обеспечение для того, чтобы другая сторона не считала контрагента уклоняющимся от выполнения условий по договору. В соответствии с законодательством оно может быть представлено разными ресурсами. К наиболее востребованным относятся банковские гарантии. Они бывают двух видов.
Во-первых, это по которым поставщик получает денежные средства, которые позволяют ему исполнить государственный контракт. Во-вторых, есть соответствующий тип ресурса, который обеспечивает возврат фирмой полученного аванса, который, как правило, предусматривается госконтрактом. Величина обеспечения государственного контракта может быть разной. Типичный ее размер составляет порядка 30 % от стоимости госконтракта. В некоторых случаях стороны правоотношений устанавливают показатель существенно более низкий — например, 10 %.
В случае если поставщик по контракту успешно выполняет условия, предусмотренные соглашением, то банковская гарантия должна быть возвращена хозяйствующему субъекту, который ее предоставил.
Можно отметить, что, наряду с таким источником, как реестр государственных контрактов, о котором мы сказали выше, законодательство РФ предусматривает создание еще одной масштабной информационной базы в рамках правоотношений с участием госструктур и их контрагентов. Речь идет о Он представлен онлайновым ресурсом, на котором можно ознакомиться со сведениями о том, какие гарантии установлены для тех или иных государственных контрактов. Если тот или иной вид обеспечения не отражен в соответствующем реестре, то он считается недействительным. Заказчик вправе не заключать договор с исполнителем до тех пор, пока информация по предъявленной им гарантии не будет внесена в единый реестр.
Это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Контракт по 44-ФЗ заключается с участником, который выиграл тендер (аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений) или с единственным поставщиком.
В 2016 году было заключено 3,3 миллионов контрактов по 44-ФЗ на 5,3 триллиона рублей. На долю электронных аукционов пришлось 58,5% контрактов по 44-ФЗ.
Общие положения и условия заключения и исполнения контракта определены 34 статьей 44-ФЗ .
Условия заключения контракта по 44-ФЗ
Контракт по 44-ФЗ заключается на условиях, предусмотренных:
- Извещением или приглашением
- Документацией о закупке (проектом контракта)
- Заявкой участника (содержащей предложенные им условия: цену, срок и т.п.)
- Окончательным предложением участника (например, последним ценовым предложением в аукционе)
Изменение существенных условий контракта при его исполнении запрещено , за исключением изменения контракта по соглашению сторон по 95 статье 44-ФЗ.
Для заключения контракта поставщик предоставляет обеспечение контракта способом, определенным в документации закупки. Документация размещается на официальном сайте и электронной площадке , где проводятся торги.
Цена контракта по 44-ФЗ
Цена контракта по 44-ФЗ не подлежит изменению, является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
По предложению Заказчика количество товара, объема работ или услуг может быть уменьшено или увеличено с пропорциональным изменением цены контракта по 44-ФЗ не более или не менее 10%.
Что включает в себя контракт по 44-ФЗ
Контракт должен содержать порядок и сроки:
- Оплаты
- Приемки (количества, комплектности и объема)
- Оформления результатов приемки
В контракт по 44-ФЗ включается:
- Условие о сроках возврата поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения контракта
- Обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (пени, штрафы)
- Обязательство об уменьшении суммы, подлежащей оплате на размер подоходного налога (если контракт заключен с физическим лицом)
- График исполнения контракта, если срок заключения превышает 3 года и цена контракта более 100 миллионов рублей.
В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.
Допускается заключение контракта по 44-ФЗ с несколькими участникам в случаях:
- Поставки технических средств реабилитации инвалидов
- Создание нескольких произведений литературы и искусства
- Выполнение научно-исследовательских работ
- Оказание услуг в сфере образования
- Услуги по санаторно-курортному лечению и оздоровлению
- Услуги по организации отдыха отдыха и оздоровления детей (в т.ч. предоставление путевок)
Сроки заключения контракта по 44-ФЗ
Отсчет срока заключения контракта начинается от даты размещения протокола определения поставщика.
Сроки заключения контракта по 44-ФЗ зависят от способа закупки.
Электронный аукцион по 44-ФЗ . Контракт заключается не ранее 10 дней с момента размещения в ЕИС протокола подведения итогов аукциона.
Открытый конкурс по 44-ФЗ . Контракт заключается не ранее 10 дней и не позднее 20 дней с даты размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Запрос котировок по 44-ФЗ . Срок заключения контракта установлен от 7 до 20 дней с даты размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок.
Минимальный срок подписания контракта по 44-ФЗ нужен для возможности обжалования участниками контрактной системы результатов закупки.
Сроки по 44-ФЗ по умолчанию измеряются в календарных днях , если отдельно не оговорено измерение в рабочих днях. Перенос сроков с выходных дней на рабочие осуществляется по нормам ГК РФ.
Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ
Заказчик обязан установить обеспечение исполнение контракта по 44-ФЗ . Исключения, где обеспечение контракта является правом, а не обязанностью заказчика, определены в 96 статье федерального закона.
Обеспечение контракта устанавливается от начальной (максимальной) цены и составляет:
- 5 — 30% при цене до 50 млн. руб.
- 10 — 30% при цене от 50 млн. руб., но не менее размера аванса
- повышается до 45% в случае применения антидемпинговых мер (при снижении цены выше 25%).
Контракт заключается после предоставления обеспечения. Если обеспечение установлено, а участник закупки не в состоянии его внести, он считается уклонившимся от заключения контракта.
Способы обеспечения исполнения контракта:
- Внесение денежных средств на счет заказчика
Способ внесения обеспечения участник закупки определяет самостоятельно.
При выборе банковской гарантии , срок ее действия на 30 дней должен перекрывать срок действия контракта.
Ответственность заказчика по контракту 44-ФЗ
В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств по контракту по 44-ФЗ, поставщик может потребовать оплаты неустойки.
Конечно, это крайняя мера. Обычно поставщики стараются обходить острые углы, не ссорится с заказчиками, а находить компромиссы.
Особенно хорошо это понимают крупные компании, давно работающие на рынке, имеющие хорошую репутацию. Они выстраивают долгосрочные отношения и понимают, что каждая сторона имеет право на ошибку.
Если такое требование заявлено, то пеня начисляется по стандартной ставке 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ за день просрочки исполнения обязательства (в соответствии с ГК РФ). В случае ненадлежащего исполнения контракта, уже начисляется штраф в виде фиксированной суммы.
Размер ставки рефинансирования ЦБ приравнивается значению ключевой ставки ЦБ (указание 3894-у от 11 декабря 2015 года). Размер ключевой ставки ЦБ — 9,75% с 24 марта 2017 года.
Штрафы за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту:
- 2,5% от цены контракта до 3 млн. рублей
- 2% от цены контракта от 3 млн. до 50 млн. рублей
- 1,5% от цены контракта от 50 млн. до 100 млн. рублей
Ответственность поставщика по контракту 44-ФЗ
Ответственность поставщика работает по той же схеме, что и заказчика.
Однако проект контракта разрабатывается заказчиком, который определяет все условия закупки и платит деньги. Поэтому его интересы защищены контрактом гораздо лучше.
В контракт могут быть включены крупные штрафы, достигающие 10% от суммы контракта.
Если учесть, что сумма контракта для поставщика является выручкой, из которой нужно вычесть расходы на материалы, оплату труда, логистику и прочее, то такие штрафы могут уничтожить большую часть прибыли.
В случае просрочки, неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту поставщиком (подрядчиком, исполнителем) уплачивается неустойка. Заказчик должен направить поставщику соответствующее требование.
Неустойка по контракту по 44 федеральному закону бывает в виде пеней и штрафов
Размер неустойки определяется в документации закупки в соответствии с правилами определения размера штрафа и размера пени, утвержденными постановлением Правительства 1063 от 25 ноября 2013 года.
Пени начисляются за просрочку исполнения обязательств по контракту пропорционально фактически не исполненному объему обязательств.
Формула расчета: Пени = (Цена контракта — Выполненные работы) х Коэффициент х Дни просрочки х Ключевая ставка ЦБ
Ставка пени определяется с учетом коэффициента просрочки исполнения контракта:
- до 50% от срока исполнения — 0,01 ставки рефинансирования
- от 50 до 100% от срока исполнения — 0,02 ставки рефинансирования
- свыше 100% от срока исполнения — 0,03 ставки рефинансирования
Размер пени зависит от просрочки исполнения контракта.
Например, заключен контакт на 10 млн. рублей на поставку компьютеров. В срок поставщик осуществил в срок поставку на 7 млн. рублей. Оставшуюся часть просрочил. Пени будут начисляться на 3 млн. рублей.
Возьмем срок исполнения контракта 30 дней. Если просрочка составит 10 дней, то коэффициент будет 10/30 х 100%, т.е. 30%. Ставка 0,01.
Если просрочка составила 18 дней, то коэффициент будет 18/30 х 100%, т.е. 60%. Ставка 0,02.
Если просрочка превысила срок исполнения контракта и составила 40 дней, то коэффициент будет 40/30 х 100%, т.е. более 100%. Пеня составит 0,03 ставки в день.
Размер пеней составит 3 млн. х 0,03 х 40 дней х 9,75% (ключевая ставка ЦБ). В результате расчета размер пеней составит 8775 рублей в день, а за 40 дней — 351000 рублей.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту в виде фиксированной суммы.
Размеры штрафов за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту 44-ФЗ:
- 10% от цены контракта до 3 млн. рублей
- 5% от цены контракта от 3 млн. до 50 млн. рублей
- 1% от цены контракта от 50 млн. до 100 млн. рублей
- 0,5% от цены контракта свыше 100 млн. рублей
Самые крупные и невыгодные штрафы ожидают поставщика контракта при суммах до 50 миллионов рублей. 5% от 40 млн. составит 2 млн. рублей. Такой штраф может полностью уничтожить маржу компании.
Исполнение контракта по 44-ФЗ
Исполнение контракта включает меры, направленные на достижение целей осуществления закупки.
Взаимодействие заказчика с поставщиком по исполнению контракта включает:
- Приемку, оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (отдельных этапов), проведение экспертизы
- Изменение, расторжение контракта, применение мер ответственности
Приемка товара, работы, услуги по контракту 44-ФЗ
Для проверки результатов контракта или отдельного этапа заказчик обязан провести экспертизу своими силами или привлечь экспертов.
Сроки приемки устанавливаются контрактом. По результатам оформляется документ о приемке, либо мотивированный отказ.Заказчик не вправе отказать в приемке результатов, если несоответствие не препятствует приемке и устранено поставщиком.
Для проверки товара, работ или услуг, предоставленных исполнителем заказчик может создать приемочную комиссию в составе не менее 5 человек. Результаты приемки включаются заказчиком в отчет, размещаемый в единой информационной системе.
Отчет об исполнении контракта по 44-ФЗ содержит информацию:
- Результаты поставки товара, выполнения работы, оказания услуги
- Соблюдение сроков исполнения контракта (в т.ч. отдельных этапов)
- Нарушения в ходе исполнения контракта или его неисполнение, примененные санкции
- Данные об изменении или расторжении контракта
К отчету об исполнении контракта по 44-ФЗ прилагаются: заключение экспертизы, документ о приемке.
Срок исполнения контракта по 44-ФЗ
44-ФЗ не регламентирует минимальный и максимальный срок на который заключается контакт. Срок исполнения контракта по 44-ФЗ, а также каждого этапа определяется в проекте контракта.
Сроки исполнения контракта по 44-ФЗ могут составлять от 1 дня до 3 и более лет. Данные о том, какой срок исполнения контракта по 44-ФЗ включаются заказчиком в реестр контрактов. Это должна быть конкретная дата.
Признание контракта недействительным
Суд может признать контракт недействительным по жалобе поставщика или требованию контрольного органа, в случае установления личной заинтересованности должностных лиц заказчика в получении выгоды или доходов в заключении контракта.
Реестр контрактов
Контракт по 44-ФЗ считается заключенным с момента размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью поставщика и заказчика.
Вы можете ознакомиться с реестром контрактов , изучить их условия и образцы.
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ГОСЗАКУПОК
КОНТРАКТ
См. образец проекта контракта.
1. Общие требования к контракту >>>
2. Ответственность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту >>>
3. Обеспечение исполнения контракта >>>
4. Образцы документов. Контракт >>>
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд осуществляется на основании государственных и муниципальных контрактов.
Государственный (муниципальный) контракт представляет собой договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения государственных или муниципальных нужд (п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРАКТУ
Требования к контракту на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд отражены в ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
Форма: произвольная.
Контракт заключается:
По результатам электронного аукциона - в форме электронного документа;
По результатам остальных закупок - в письменной форме.
Часть 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусматривает утверждение уполномоченными органами исполнительной власти типовых контрактов, типовых условий контрактов, которые впоследствии должны быть размещены в единой информационной системе (далее - ЕИС). После утверждения типовых контрактов форма контракта должна будет соответствовать утвержденной форме.
Обязательно указать:
1) условие о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Из данного правила существует единственное исключение: в ряде случаев в контракте могут быть определены ориентировочное значение цены или формула цены и максимальное значение цены контракта, предусмотренные в документации о закупке. Перечень случаев, в которых при заключении контракта указывается формула цены и ее максимальное значение, установлен Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N 19. К ним отнесено заключение контракта на предоставление услуг обязательного страхования, агентских услуг и услуг по оценке недвижимого имущества;
2) условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя; далее - поставщик) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту (ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);
3) условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
В контракте необходимо указать, в какой форме будет осуществляться оплата (наличный или безналичный расчет), предусмотрена ли выплата аванса, а также отразить размер аванса, срок и порядок его выплаты, срок и порядок оплаты поставленного товара (выполненных работ, оказанных услуг) - поэтапная оплата, оплата в один этап и т.д.;
4) условие о порядке и сроках приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Контракт должен содержать порядок определения заказчиком соответствия поставляемого товара (выполненной работы, оказанной услуги) условиям контракта по количеству (объему), комплектности и иным показателям, предусмотренным условиями контракта. Также необходимо отразить в контракте порядок оформления результатов приемки товара (работ, услуг). Эти результаты могут оформляться товарными накладными, актами сдачи-приемки поставленного товара (выполненных работ, оказанных услуг) и иными документами;
5) условие о предоставлении обеспечения исполнения контракта (способ, сумма, срок обеспечения, реквизиты документов, подтверждающих его внесение) (ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). При закупке у единственного поставщика на сумму не более 100 тыс. руб. и в ряде других перечисленных в ч. 2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ случаев заказчик вправе не требовать предоставления обеспечения.
Кроме того, есть условия, которые должны быть отражены в контракте в определенных случаях.
Таблица. Условия контракта, которые обязательно указывать в определенных случаях
┌───────────────────────┬────────────────────────┬────────────────────────┐
│ Случай │ Сведения (условия) │ Пояснение │
│Контракт заключается с │Условие об уменьшении │Необходимость включения │
│физическим лицом (кроме│суммы, подлежащей │данного условия в │
│индивидуального │уплате, на размер │контракт обусловлена │
│предпринимателя или │налоговых платежей │особенностями │
│иного занимающегося │(ч. 13 ст. 34 Закона │налогообложения │
│частной практикой лица)│N 44-ФЗ) │физических лиц, не │
│ │ │являющихся │
│ │ │индивидуальными │
│ │ │предпринимателями и не │
│ │ │занимающихся частной │
│ │ │практикой. Такие лица не│
│ │ │являются плательщиками │
│ │ │НДС, который, как │
│ │ │правило, включается в │
│ │ │цену контракта │
├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤
│Контракт заключается на│График исполнения (ч. 12│ │
│срок более трех лет и │ст. 34 Закона N 44-ФЗ) │ │
│его цена составляет │ │ │
│более 100 млн руб. │ │ │
├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤
│Правительством РФ │Дополнительные условия │Правительство РФ вправе │
│принято решение о │исполнения контракта │определить особенности │
│необходимости включения│(ч. 17 ст. 34 Закона │осуществления конкретной│
│в контракт │N 44-ФЗ) │закупки, в том числе │
│дополнительных условий │ │дополнительные условия │
│его исполнения │ │исполнения контракта, не│
│ │ │связанные с его │
│ │ │предметом (ч. 1 ст. 111 │
│ │ │Закона N 44-ФЗ) │
├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤
│Начальная │Условие об обязанности │Данная информация должна│
│(максимальная) цена │поставщика предоставлять│предоставляться в │
│контракта превышает: │информацию обо всех │течение 10 календарных │
│- 1 млрд руб. - при │привлекаемых к │дней с момента │
│закупках для │исполнению контракта │заключения договора с │
│федеральных нужд; │субподрядчиках, если │субподрядчиком. В │
│- 100 млн руб. - при │цена договоров с ними │контракте необходимо │
│закупках для нужд │составляет более чем 10%│предусмотреть │
│субъекта РФ, │цены контракта (ч. 23 │ответственность │
│муниципальных нужд │ст. 34 Закона N 44-ФЗ) │поставщика за ее │
│(п. 2 Постановления │ │непредоставление │
│Правительства РФ от │ │ │
│04.09.2013 N 775) │ │ │
├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤
│Поставщиком в │Условие о сроках │Случай, в котором │
│качестве способа │возврата денежных │контракт должен │
│обеспечения исполнения │средств, внесенных в │содержать условие о │
│контракта избрано │качестве обеспечения │сроках возврата │
│перечисление денежных │исполнения контракта │поставщику обеспечения │
│средств на счет │ │исполнения контракта, │
│заказчика │ │определен ч. 27 ст. 34 │
│ │ │Закона N 44-ФЗ │
├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤
│Правительством РФ, │Условие о банковском │При банковском │
│высшим исполнительным │сопровождении контракта │сопровождении контракта │
│органом государственной│(ч. 26 ст. 34 Закона │осуществление расчетов в│
│власти субъекта РФ, │N 44-ФЗ). │ходе исполнения │
│местной администрацией │ │контракта отражается на │
│установлена │Примечание │счетах, которые │
│необходимость │Данное условие заказчик │открываются в │
│банковского │должен включать в │соответствующем банке. │
│сопровождения контракта│контракт с 01.07.2014 │Порядок осуществления │
│ │(ч. 1.1 ст. 114 Закона │банковского │
│ │N 44-ФЗ) │сопровождения контрактов│
│ │ │устанавливает │
│ │ │Правительство РФ │
├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤
│Контракт заключается: │Условия о последующем │Обязанность заказчиков │
│1) на проектирование и │обслуживании, │заключать контракты │
│строительство │эксплуатации в течение │жизненного цикла, │
│автомобильных дорог, │срока службы, ремонте, │предусматривающие помимо│
│дорожных сооружений, │утилизации поставленного│поставки (создания) │
│инфраструктуры морских │товара или созданного в │товара обязанности │
│и речных портов, │результате выполнения │поставщика по его │
│аэродромов, объектов │работы объекта │последующему │
│коммунального │ │обслуживанию, │
│хозяйства, объектов │ │эксплуатации, ремонту, │
│инфраструктуры │ │утилизации, │
│метрополитена, │ │предусмотрена │
│внеуличного транспорта │ │Постановлением │
│и городского наземного │ │Правительства РФ от │
│электрического │ │28.11.2013 N 1087 "Об │
│транспорта, объектов │ │определении случаев │
│инфраструктуры │ │заключения контракта │
│железнодорожного │ │жизненного цикла" на │
│транспорта общего │ │основании ч. 16 ст. 34 │
│пользования, уникальных│ │Закона N 44-ФЗ │
│объектов капитального │ │ │
│строительства; │ │ │
│2) закупку │ │ │
│железнодорожного │ │ │
│подвижного состава, │ │ │
│транспортных средств │ │ │
│метрополитена, │ │ │
│внеуличного транспорта │ │ │
│и городского наземного │ │ │
│электрического │ │ │
│транспорта, воздушных │ │ │
│судов, морских и речных│ │ │
│судов │ │ │
├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤
│Заказчик в дальнейшем │Условие о возможности │Заказчик вправе принять │
│хочет воспользоваться │одностороннего отказа от│решение об одностороннем│
│правом одностороннего │исполнения контракта │отказе от исполнения │
│отказа от исполнения │(ч. 14 ст. 34 Закона │контракта при условии, │
│контракта │N 44-ФЗ) │что это было │
│ │ │(ч. 9 ст. 95 Закона │
│ │ │N 44-ФЗ). Если в │
│ │ │контракт включено такое │
│ │ │условие, то и поставщик │
│ │ │вправе принять решение │
│ │ │об одностороннем отказе │
│ │ │от исполнения контракта │
│ │ │по основаниям, │
│ │ │предусмотренным для │
│ │ │одностороннего отказа от│
│ │ │исполнения отдельных │
│ │ │видов обязательств, в │
│ │ │соответствии с │
│ │ │Гражданским кодексом РФ │
│ │ │(ч. 19 ст. 95 Закона │
│ │ │N 44-ФЗ) │
├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤
│Заказчик в дальнейшем │Информация о возможности│В ряде случаев условия │
│хочет воспользоваться │изменения существенных │контракта могут быть │
│правом изменить условия│условий контракта │изменены по соглашению │
│контракта │ │сторон, если это было │
│ │ │предусмотрено контрактом│
│ │ │(п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона│
│ │ │N 44-ФЗ). К таким │
│ │ │случаям относятся: │
│ │ │- снижение цены │
│ │ │контракта без изменения │
│ │ │количества товара │
│ │ │(объема работ, услуг); │
│ │ │- увеличение количества │
│ │ │товара (объема работ, │
│ │ │услуг) не более чем на │
│ │ │10% │
├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤
│Контракт заключается на│Дополнительное условие о│Органы государственной │
│выполнение работ по │продаже лесных │власти, местного │
│охране, защите, │насаждений для заготовки│самоуправления при │
│воспроизводству лесов │древесины │проведении мероприятий │
│в соответствии со │ │по охране, защите, │
│ст. 19 ЛК РФ │ │воспроизводству лесов, │
│ │ │которые расположены на │
│ │ │землях, находящихся в │
│ │ │государственной или │
│ │ │муниципальной │
│ │ │собственности (если │
│ │ │проведение этих │
│ │ │мероприятий не возложено│
│ │ │на лиц, использующих │
│ │ │леса), должны │
│ │ │осуществлять закупки в │
│ │ │соответствии с Законом │
│ │ │N 44-ФЗ (ч. 2 ст. 19 │
│ │ │ЛК РФ) │
└───────────────────────┴────────────────────────┴────────────────────────┘
Кто составляет: юрист, работник контрактной службы (контрактный управляющий) по согласованию с юристом.
Кто подписывает: руководитель заказчика или иное уполномоченное лицо, руководитель поставщика или иное уполномоченное лицо.
Регистрация: в реестре контрактов. Такая регистрация осуществляется посредством направления сведений о контракте в Казначейство России (ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ). Не требуют регистрации контракты, заключенные с единственными поставщиками на суммы не более 100 тыс. руб. и 400 тыс. руб. на основании п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).
Срок регистрации: три рабочих дня с даты заключения контракта.
Похожая информация.