О проведении заказчиком экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, своими силами. О проведении заказчиком экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, своими силами Проведение экспертизы поставленного товара 44 фз
При приемке результатов исполнения контракта заказчик должен провести экспертизу. О требованиях к ней и проводящим ее лицам мы поговорим в этом материале, а также рассмотрим образец заключения экспертизы.
Когда проводится экспертиза по 44-ФЗ
Экспертиза проводится на стадии приемки результатов исполнения контракта. Закон №44 ФЗ обязывает заказчика проводить экспертизу, однако дается право выбора – самостоятельно или же с привлечением специалистов.
Правда, иногда экспертов привлекать необходимо в обязательном порядке. Это касается некоторые случаев, когда закупка проводится у единственного поставщика. Например, если поставляются культурные ценности, произведения литературы и искусства, приобретаются здания для госнужд, закупаются оборудование и программное обеспечение для научно-технических работ, заключается контракт на лечение россиянина за рубежом и так далее.
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
При закупке у единственного поставщика экспертов привлекать не обязательно, если закупаются услуги экспертных организаций или если результатом контракта является получение проектной документации по строительству или инженерным работам, которая и так должна проходить экспертизу по закону.
Экспертам дано право запрашивать у поставщика и заказчика определенные документы, касающиеся исполнения контракта. Результатом экспертизы служит заключение. К нему закон устанавливает требования объективности и обоснованности. В нем помимо данных и реквизитов могут содержаться предложения экспертов об устранении выявленных нарушений.
При приемке товара или работы по контракту комиссия должна учитывать отраженные в экспертном заключении сведения, а также предложения. Но экспертиза может проводиться не только на стадии приемки товара. Заказчик вправе привлечь экспертов, если хочет отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке. Экспертиза проводится по тем же правилам с вынесением заключения. При этом заказчик должен отменить решение об отказе от исполнения контракта, если поставщик устранит нарушения, на которые указали эксперты, и возместит затраченные на экспертизу средства.
Привлечение экспертов по 44-ФЗ
Важно знать, что некоторые лица не могут быть привлечены заказчиком в качестве экспертов:
✘ Физлица, которые являлись должностными лицами заказчика или поставщика в течение двух последних лет;
✘ Близкие родственники руководителей заказчика или поставщика, члены закупочной комиссии, контрактные управляющие или другие сотрудники;
✘ Лица, имеющие личные имущественные интересы, касающиеся контракта;
✘ Лица, на которые стороны могут оказать влияние;
✘ Юрлица, в которых поставщик или заказчик владеет более чем 20 процентами голосов или долей в таком же объеме.
Если речь идет об оборонном заказе, то к экспертам предъявляется ряд других требований. Эксперты несут ответственность за предоставление ложных результатов, в том числе и заведомо недостоверных. Сюда относится и неуведомление заказчика о недопустимости своего участия в экспертизе.
Отдельно отметим, что в некоторых случаях для экспертизы необходимы определенные исследования, испытания или работы, требующие специальных знаний и разрешений, а именно лицензии, аккредитации и так далее. В таком случае в числе экспертов должны быть лица и организации, отвечающие этим требованиям.
Заключение экспертизы по 44-ФЗ: образец
Документ включает в себя несколько разделов. Это данные о контракте, сведения о поставщике и его правах на предмет поставки, а также информация об исполнении контракта и выявленных нарушениях. Необходимо указать следующие данные о контракте: его номер, дату, предмет контракта с кодом по ОКПД , источник финансирования.
В разделе «сведения о поставщике» нужно прописать наименование организации, ее адрес, ИНН, КПП и имя должного лица. Также прилагается список документов, подтверждающих наличие исключительных прав. Далее следует информация о том, какой товар, в каком количестве и на какую сумму был поставлен, указывается дата исполнения и подтверждающий это документ.
Документ содержит также ФИО лица, проводящего экспертизу, и ФИО присутствующих при этом представителей поставщика и заказчика. Далее следует непосредственное заключение, а именно: соответствуют или нет представленные документы данным контракта, были выявлены или нет нарушения в ходе его исполнения.
Если такие нарушения имеют место, указываются конкретные пункты договора, которые нарушены, и рекомендации по устранению несоответствий с возможным указанием сроков. Также делается вывод по заключению: принять или не принимать результаты исполнения контракта.
Самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»
Государственные квалификационные аттестаты на оценку всех видов имущества и бизнеса!
Агентство "ЭКСПЕРТ"-
в реестре экспертов
Арбитражного суда
Ростовской области (№34)
Честная оценка!
Добротная экспертиза!
Невысокая стоимость!
15 лет в экспертной
деятельности!
Оперативная подготовка рецензий и
отзывов на судебные экспертизы
В случае необходимости- защита своих судебных экспертиз в суде
Подготовка экспресс-экспертиз для консультаций заказчика
Общие положения по экспертизе исполнения контракта
В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" № 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу (ст.94.3 44- ФЗ).Экспертиза исполнения контракта может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Экспертиза исполнения контракта по закону № 44-ФЗ включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Таким образом, при осуществлении приемки необходимо экспертно оценить представленные исполнителем результаты исполнения контракта на предмет соответствия его условиям заключенного контракта.
Решение о привлечении к приемке эксперта (экспертной организации) заказчик принимает по своему усмотрению с учетом наличия в штате соответствующих специалистов, однако в ряде случаев участие независимых экспертов в приемке является обязательным.
К таким случаям обязательного привлечения экспертов (экспертных организаций) для проведения экспертизы исполнения контракта относятся закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Особености проведения экспертизы
Экспертиза исполнения контракта по закону № 44-фз может осуществляться заказчиком своими силами (путем создания экспертной комиссии) или путем привлечения экспертов (экспертных организаций).Эксперт (экспертная организация) - обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ. К проведению экспертизы не могут быть допущены эксперты (экспертные организации) :
1) физические лица:
а) являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
в) являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;
2) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;
3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.
Порядок привлечения экспертов, экспертных организаций
Привлечение экспертной комиссии или экспертов (экспертных организаций) осуществляется по решению заказчика на стадии приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по контракту, заключенному в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Законом № 44-ФЗ предусмотрено, что эксперты, экспертные организации для проведения экспертизы исполнения контракта привлекаются на основании контрактов, заключенных в соответствии с нормами Закона № 44-ФЗ. Оплата услуг экспертов по проведению экспертизы исполнения контракта должна осуществляться в рамках заключенных контрактов.
Результатом работы экспертной комиссии, эксперта, экспертной организации является письменное экспертное заключение, которое подписывается всеми членами экспертной комиссии, экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.
Экспертное заключение должно содержать информацию о соответствии/не соответствии поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг требованиям, объему и качеству, установленным контрактом.
Данное заключение хранится у заказчика в течение 3-х лет с момента приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
В случае, если по результатам экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключение могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
Агентство ЭКСПЕРТ выполняет экспертизы исполнения контракта по 44-ФЗ по заказам администрации Ростова-на-Дону и администраций районов области.Стоимость проведения указанных экспертиз определяется объемом и свойствами предмета поставки.
Так,стоимость проведения экспертизы исполнения контракта по ФЗ 44 для договора поставки помещений дошкольных образовательных организаций (ДОО) составляет 15 тыс.руб., для специализированного оборудования по заказам МЧС,Минобороны, других ведомств- 10 тыс.руб., для серийно выпускаемого оборудования,мебели и т.д.- 7 тыс.руб.
С принятием федерального закона 44 ФЗ у заказчиков по государственным и муниципальным контрактам появилась новая обязанность: проводить экспертизу результатов исполнения каждой сделки. Законодательное нововведение породило большое количество вопросов, связанных с основаниями и порядком проведения экспертного исследования.
Получить подробные разъяснения на эту тему можно у специалистов бюро «Евроэкспертиза». Их квалификации и опыта работы в сфере государственного заказа достаточно для дачи детальных консультаций. Кроме того, эксперты компании проводятся экспертные исследования с гарантией достоверности результатов.
Рассмотрим несколько вопросов, наиболее часто возникающих у заказчиков по поводу экспертизы результата по 44-ФЗ .
С помощью электронного аукциона проводится закупка товаров для государственных нужд. Требуется ли в этой ситуации проведение экспертизы при приемке поставки?
Согласно положениям ч.3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ для проверки соответствия поставленных товаров либо других результатов, предусмотренных контрактом заказчик должен провести экспертизу.
При этом нормативный акт определяет случаи, когда исследование может быть проведено собственными силами заказчика, а когда для этого необходимо привлекать специалистов на основании контрактов, которые заключаются в соответствии с ФЗ 44 о контрактной системе .Обстоятельства, при которых возникает обязанность привлекать сторонние организации, такие, как бюро «Евроэкспертиза», приведены в ч.4 ст.94 Закона о закупках:
· При осуществлении закупок у единственного контрагента, кроме случаев, перечисленных в п.п. 1, 4,5,6,8, 15, 17, 18, 22, 23, 26 ч.1 ст. 93 указанного выше законодательного акта.
· В других ситуациях, которые определяются постановлением Правительства РФ. На данный момент перечень подобных случаев не утвержден.
При всех прочих обстоятельствах, включая случаи закупки товаров по итогам электронного аукциона, экспертное исследование результатов исполнения госконтракта может быть проведено штатными сотрудниками заказчика. Таким образом, в рассматриваемом случае заказчик обязан организовать экспертизу поставленных товаров. Сделать это можно собственными силами, без обращения к услугам сторонних фирм.
Каким образом нужно проводить и оформлять экспертизу в рамках ФЗ 44 ?
Ответ зависит от того, кто именно выполняет экспертное исследование. Если эта задача поручается экспертной организации, то порядок проведения и документального оформления определяет исполнитель экспертиза, с учетом действующего законодательства. Специалисты вправе запрашивать все необходимые материалы и сведения для изучения. По итогам исследования составляется мотивированное экспертное заключение.
Что касается случаев, когда экспертиза проводится заказчиком самостоятельно, то закон конкретных требований для данной процедуры не устанавливает. Если исходить из смысла п.1 ч.1, ч.7 ст. 94 нового 44 ФЗ , такое исследование, по сути, равнозначно обычной проверке товаров или результатов работ, которая выполняется в ходе их приемки. Данная процедура давно предусмотрена российским законодательством (ст. 474, ст. 513, ст. 720 ГК РФ, ч.12 ст.9 Закона 94 ФЗ) и может быть по желанию заказчика выполнена специально организованной комиссией.
На практике по итогам приемки, как правило, составляется двусторонний акт, в котором перечисляются выполненные работы или поставленные товары, а также претензии сторон при наличии таковых. Однако теперь одного акта о приемке недостаточно. Как следует из содержания ч.9 ст. 94 Закона 44-ФЗ , на заказчика возлагается обязанность регулярно формировать отчеты с информацией о поставленных товарах, выполненных работах и услугах по каждому контракту. Эти отчеты необходимо размещать в единой информационной системе, в обязательном порядке прикладывая к ним заключение, составленное по итогам экспертизы. Из этого следует, что экспертное заключение должно быть составлено в любом случае, осуществляется исследование независимым экспертом или собственными силами заказчика.
Подробнее узнать о содержании и правилах оформления экспертного заключения можно в бюро «Евроэкспертиза». Специалисты компании владеют всей актуальной информацией по вопросам экспертиза товаров по 44 ФЗ .
За чей счет проводится экспертиза? Можно ли включить ее стоимость в сумму контракта?
В соответствии с нормой ч. 3 ст.94 Закона ФЗ 44 о контрактной системе , экспертное исследование осуществляется за счет средств заказчика, поскольку именно на него возложена данная обязанность. Указанный нормативный акт не содержит каких-либо специальных условий касаемо порядка заключения контракта со сторонним экспертом. Поэтому такой договор заключается на общих основаниях путем проведения отдельной закупки по стандартным правилам Федерального закона 44 ФЗ . Таким образом, включить расходы на выполнение исследования в основной контракт не удастся.
Требуется ли проведение экспертизы результатов по контрактам, которые были заключены в 2013 году, но исполняются полностью или отдельными этапами в 2014-м?
Контракты, заключенные в 2013 году, регламентируются положениями Федерального закона 94-ФЗ. В этом нормативном акте требования о проведении экспертизы исполнения сделки не содержатся, а значит, выполнять исследование не нужно, даже если фактическое исполнения договора приходится на 2014 год.
Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов исполнения контракта, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу .
Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком в двух формах :
- либо силами заказчика;
- либо к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с ФЗ № 44.
Примечание: Порядок привлечения экспертов, экспертных организаций регламентирован положениями ст. 41 ФЗ № 44.
Однако законом предусмотрены исключения, когда заказчик не вправе самостоятельно провести экспертизу иобязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги. Такая обязанность возникает у заказчика в случае, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 4 - 6, 8, 15, 17, 18, 22, 23, 26 и 27 части 1 статьи 93 ФЗ № 44. При этом Правительство РФ вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренных контрактом.
Ч. 5 ст. 94 ФЗ № 44 регламентирует деятельность экспертов, экспертных организаций по проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги:
- эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта;
- результаты экспертизы оформляются в виде заключения , которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству России;
- если по результатам экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений , в том числе с указанием срока их устранения.
Если закупка проводилась не у единственного поставщика или она относится к исключениям, когда заказчик не обязан проводить экспертизу с привлечением экспертов, заказчик вправе самостоятельно провести приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта. В таком случае по решению заказчика может создаваться приемочная комиссия, которая должна состоять не менее чем из 5 человек .
Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом , и оформляется документом о приемке , который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо в те же сроки заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
Эксперт, экспертная организация - обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией физическое либо юридическое лицо, которое осуществляет деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также подготовке экспертных заключений по поставленным вопросам (п. 15 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Заказчик привлекает экспертов, экспертные организации при осуществлении закупки в случаях, которые предусмотрены Законом N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 41 Закона N 44-ФЗ).
Это случаи (ст. 58, ч. 3, 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ):
1. Оценки конкурсной документации в рамках предквалификационного отбора участников конкурса;
2. Оценки заявок на участие в конкурсах в рамках предквалификационного отбора;
3. Оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям заказчика при проведении предквалификационного отбора.
Экспертизу в перечисленных случаях проводят по усмотрению заказчика. Ее проведение обусловлено установлением при проведении конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса дополнительных квалификационных требований к участникам закупки.
Такие требования, например, наличие финансовых, материальных, кадровых ресурсов и опыта работы, связанного с предметом контракта, а также требования к деловой репутации, могут быть установлены Правительством РФ (ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). Следовательно, у заказчика может возникнуть необходимость экспертно оценить требования, которые должны быть предъявлены к участникам закупки, а также соответствие участников этим требованиям;
4. Приемка поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
При осуществлении приемки экспертно оценивают представленные исполнителем результаты исполнения контракта на предмет соответствия его условиям.
Решение о привлечении к приемке эксперта, экспертной организации заказчик принимает по своему усмотрению, однако в ряде случаев их участие в приемке является обязательным.
Когда участие эксперта в приемке поставленного товара обязательно?
- поставка культурных ценностей для пополнения государственных фондов (п. 10 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
- закупка товара, работы, услуги у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ (п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
- заключение контрактов в целях трудоустройства осужденных (п. 12 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
- закупка произведений литературы и искусства, исполнений, фонограмм у лица, которому принадлежат исключительные права на них (п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
- закупка услуг по организации участия в мероприятии, проводимом для нужд нескольких заказчиков (п. 16 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
- заключение контракта после признания несостоявшимся определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, кроме закупок для обеспечения федеральных нужд (п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
- приобретение нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для государственных, муниципальных нужд (п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
- заключение по результатам несостоявшегося запроса предложений контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за границей (п. 34 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
- заключение образовательными организациями контракта на поставку оборудования (а также его техническую эксплуатацию), программного обеспечения с обладателем исключительных прав на данные товары за счет средств, выделенных на развитие инновационной инфраструктуры в системе образования (п. 35 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
- закупка изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (п. 37 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
- приобретение жилья экономического класса органами исполнительной власти (местного самоуправления) у юридических лиц согласно условиям договоров об освоении (комплексном освоении) территории в целях строительства жилья экономического класса (п. 38 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
- приобретение жилья экономического класса органами исполнительной власти (местного самоуправления) у лица, которое заключило в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" договор безвозмездного пользования земельным участком или аренды земельного участка, предусматривающий строительство такого жилья (п. 39 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
- закупка субъектами РФ за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета, работ или услуг по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации и обезвреживания отходов (п. 43 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Исключение составляют случаи, когда проектная документация или результаты инженерных изысканий прошли обязательную государственную или негосударственную экспертизу (п. 3 ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ);
- закупка субъектами РФ за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета, работ или услуг по строительству и оснащению объектов, используемых для обработки, утилизации и обезвреживания отходов (п. 43 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Правительство РФ может определить иные случаи обязательного привлечения экспертов, экспертных организаций к проведению экспертизы (ч. 4.1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Однако в настоящее время они не установлены. Для привлечения к осуществлению закупки эксперта, экспертной организации заказчику необходимо их выбрать и заключить с ними контракт.
Срок: заключить контракт с экспертом, экспертной организацией целесообразно заранее, с учетом времени, необходимого для выбора эксперта, экспертной организации и заключения контракта. На практике проведение указанных мероприятий может занять от 2 недель до 3 месяцев.
Требования к экспертам, экспертным организациям
Эксперт, экспертная организация должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в отношении предмета экспертизы (п. 15 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Однако не каждое лицо, обладающее такими познаниями, опытом, квалификацией, может быть привлечено заказчиком в качестве эксперта, экспертной организации.
В ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ определен перечень лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы:
- лица, являющиеся либо являвшиеся в течение двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, должностными лицами или работниками заказчика или поставщика;
- физические лица, имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
- близкие родственники, усыновители или усыновленные руководителя заказчика, членов комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы, контрактного управляющего, должностных лиц или работников поставщика либо лица, состоящие с ними в браке;
- юридические лица, в которых заказчик или поставщик имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов либо более чем 20% вкладов, долей;
- физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) может оказывать влияние на результат проводимой ими экспертизы.
Эксперт, экспертная организация обязаны письменно уведомить заказчика и поставщика о допустимости своего участия в проведении экспертизы и отсутствии оснований для недопуска к ее проведению (ч. 3 ст. 41 Закона N 44-ФЗ). В случае выявления в составе экспертов, экспертных организаций лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы, заказчик должен незамедлительно принять меры, направленные на привлечение иного эксперта, иной экспертной организации (ч. 4 ст. 41 Закона N 44-ФЗ).
Выбор эксперта, экспертной организации
Привлечение эксперта, экспертной организации осуществляется на основании договора (п. 15 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Закон N 44-ФЗ не определяет особенностей порядка выбора заказчиком экспертов, экспертных организаций для заключения такого договора. Следовательно, при выборе нужно руководствоваться общим порядком, установленным указанным Законом.
Таким образом, для осуществления закупки услуг экспертов, экспертных организаций заказчику необходимо:
1. Определить предмет экспертизы;
2. Выбрать способ определения исполнителя - эксперта, экспертной организации.
При выборе способа определения заказчик должен учитывать ограничения, предусмотренные Законом N 44-ФЗ для каждого из способов закупки (открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, закупка у единственного поставщика и т.д.);
3. Провести процедуру определения исполнителя - эксперта, экспертной организации.
Если для проведения экспертизы необходимы осуществление исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, законодательством установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций производится из числа лиц, соответствующих указанным требованиям (ч. 8 ст. 41 Закона N 44-ФЗ);
4. Заключить контракт с экспертом, экспертной организацией.
Ситуация для примера:
Вправе ли заказчик при определении исполнителя услуг по экспертизе установить требования к участникам о наличии у эксперта (работников экспертной организации) образования по определенной специальности, определенной квалификации и опыта работы, а также потребовать от участников представления документов, подтверждающих соответствие указанному требованию, при подаче заявок на участие в определении?
Ответ: Установление указанных требований может быть признано незаконным.
Аргументация: Эксперт, экспертная организация - это обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в определенных областях физическое или юридическое лицо (п. 15 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее - Закон N 44-ФЗ). Можно заключить, что в Законе N 44-ФЗ установлены требования к лицам (их работникам), оказывающим экспертные услуги заказчикам.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ участники закупок должны соответствовать требованиям законодательства РФ к лицам, которые поставляют товар, выполняют работу, оказывают услугу, являющиеся объектом закупки.
В извещениях о проведении закупок заказчики обязаны указывать требования, предъявляемые к участникам, и приводить исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (п. 2 ч. 3 ст. 49, п. 6 ч. 5 ст. 63, п. 1 ч. 1 ст. 73, п. 2 ч. 4 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).
Вышеуказанные нормы позволяют сделать формальный вывод о том, что заказчик вправе установить требования к участникам закупки услуг по экспертизе о наличии у них или их работников специальных познаний, опыта, квалификации в области науки, техники, искусства или ремесла и потребовать представления при подаче заявок документов, подтверждающих соответствие данному требованию.
Однако необходимо иметь в виду, что Закон N 44-ФЗ не конкретизирует требования к экспертам и работникам экспертных организаций по уровню образования и квалификации или по определенному опыту работы. Более того, в п. 15 ст. 3 Закона N 44-ФЗ не используется термин «образование», а значение примененного термина «специальные познания» не раскрыто ни в законодательстве о контрактной системе в сфере закупок, ни в иных нормативных правовых актах.
Что может подтвердить наличие специальных познаний эксперта?
Дипломы об образовании и повышении квалификации, документами об ученой степени, научными публикациями, документами, подтверждающими опыт практической работы и др. На это указано в абз. 10 п. 21 Обзора судебной практики по некоторым вопросам, связанным с рассмотрением арбитражными судами дел с участием иностранных лиц, направленного Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 N 158.
Таким образом, согласно действующему законодательству и практике его применения допускается, что наличие специальных познаний не обусловлено наличием соответствующего образования или квалификации, подтверждаемых документально. Опыт в определенной сфере не обязательно связан с наличием трудового стажа, подтвержденного записями в трудовой книжке (например, такой опыт может быть получен в результате выполнения работ по договорам подряда). Так, например, для проведения почерковедческая экспертиза в негосударственных экспертных центрах необходимо проверять наличие документов, подтверждающих компетенцию эксперта.
Исходя из вышеизложенного установление в извещении о закупке требования к участникам о наличии у эксперта (работников экспертной организации) образования по определенной специальности, определенной квалификации, опыта работы, а также о представлении при подаче заявок на участие в определении документов, подтверждающих соответствие указанному требованию, может быть признано действием, направленным на ограничение конкуренции, что противоречит ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ.
Контракт с экспертом, экспертной организацией
Заказчик привлекает эксперта, экспертную организацию на основании договора (п. 15 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Ввиду отсутствия в Законе N 44-ФЗ указания на особенности порядка заключения контракта с экспертом, экспертной организацией такой контракт должен заключаться по результатам определения исполнителя в общем порядке, предусмотренном названным Законом.
Форма документа: произвольная.
Если закупка услуг эксперта, экспертной организации осуществляется путем определения исполнителя конкурентным способом, форма контракта должна соответствовать его проекту, прилагаемому к документации или к извещению о закупке.
Обязательные сведения в документе:
- условия, которые являются обязательными для включения в контракт в соответствии с Законом N 44-ФЗ;
- предмет экспертизы, функции и полномочия эксперта, экспертной организации;
- условие о праве эксперта, экспертной организации запрашивать у заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы (ч. 6 ст. 41 Закона N 44-ФЗ);
- вид и размер ответственности эксперта, экспертной организации, в том числе за предоставление недостоверных результатов экспертизы, недостоверного или заведомо ложного экспертного заключения, невыполнение экспертом требования об уведомлении заказчика о наличии оснований для отстранения от проведения экспертизы (ч. 7 ст. 41 Закона N 44-ФЗ).
Кто составляет: юрист или работник контрактной службы (контрактный управляющий) по согласованию с юристом, отраслевыми подразделениями.